Сочинения

Что ни звук то и подарок. Оргмомент. Мотивация учебной деятельности

(Дикция оратора)

Каждый должен обладать превос-

ходной дикцией, произношением... дол-

жен чувствовать не только фразы, сло-

ва, но и каждый слог, каждую букву...

Если человек не чувствует души буквы,

он не почувствует и души слова, не

ощутит и души фразы, мысли.

К. С. Станиславский

Добившись свободы звучания, необходимо включать в голо­совой тренинг и дикционные упражнения, которые также спо­собствуют музыкальности речи. Ведь непрерывная линия звучания создается в речи тогда, когда не только гласные, но и согласные “сами по себе поют, как в вокальном искусстве”, - говорил К. С. Станиславский. Надо ставить голос, попутно ис­правляя дикцию.

Красиво должен звучать не только голос оратора, по и его речь. Благозвучие, мелодичность речи разрушается дефектами произношения (шепелявость, картавость, свистящие С, 3 и дру­гие недостатки), небрежностью в выговаривании, особенно со­гласных звуков нашей речи. А ведь психологическая значимость согласных выше гласных звуков потому, что они несут больше информации, выполняя главную смыслоразличительную функ­цию. По произнесению одних согласных звуков (Пшкн, Нкрсв, Ггль, Чхв, Лрмнтв) мы скорее поймем, о каких поэтах и писа­телях идет речь, чем по ничего не говорящим гласным, входящим в состав этих слов: уи, еао, оо, ео, еоо.

Недопустимо переносить в публичную речь искаженные в быту словесные комплексы, такие, например, как “чек” вместо “человек”, “мобыть” вместо “может быть”, “тащи” вместо “то­варищи” и т. д. Это делает речь неразборчивой, неэстетичной, невыразительной.

Необходимо учитывать акустические условия публичного выступления, знать, что расстояние, существующее между ора­тором и аудиторией, “затушевывает” согласные, а “звуковой поток” поглощает их, “размывает”, и они доходят до слушателей в значительно ослабленном виде.

Следует знать, что разборчивость речи падает при высоких тонах голоса, усилении звука, быстром темпе (наступает скован­ность артикуляционного аппарата), а также при тихом звучании



и низких тонах голоса (снижается интенсивность звучания со­гласных). В результате до аудитории подчас долетают слова и фразы, изменяющие смысл сказанного: не обратил внимания на активность произнесения согласных В - Ф и слышится: “Надо кусить плоды своих трудов” (вместо “вкусить”), “Дорогие товарищи тираны” (вместо “ветераны”).

Нечеткое выговаривание согласных соединяется еще иногда и с “проглатыванием” гласных звуков. И тогда фразы звучат вообще странно: “Она очень баятельна на кране” (она очень обаятельная на экране), “Петсрбурски странны ртисты” (эстрад­ные артисты), “Ки лики дела дела мы!” (какие великие дела делаем мы!), “Целый вечер па крылечке просидела я с душком” (вместо “с дружком”).

Отсюда вывод: разрабатывать свой речевой аппарат, занима­ясь дикционным тренингом, постигать эмоциональную содержа­тельность звуков речи - обязательное требование ко всем, кто овладевает речевым мастерством.

В русской речи трудными для произнесения являются: взрывные согласные П-Б, Т-Д, К-Г; согласные Ч-Ц, часто заменяемые звуками Щ-С (щеловещество); согласные В-Ф, которые как бы “запирают” звук (при их произнесении нижняя губа соприкасается с верхними зубами). Для образования этих звуков требуется скоординированность ротовой артикуляции с действиями дыхательной системы, особенно диафрагмы. Звуки образуются при активном прорыве воздушной струей препятст­вий: крепко прижатого копчика языка к верхним резцам (Т-Д), задней части спинки языка, крепко прижатого к твердому нёбу (К-Г), затвора обеих губ (П-Б). В силу своей активной приро­ды рождения взрывные согласные тонизируют работу дыхатель­ного аппарата, особенно развивают подвижность диафрагмы (проверьте, произнося глухие согласные: п-пь! п-пь! п-пь!.. т-ть! т-ть! т-ть! к-кь! к-кь! к-кь!..), а также помогают приближать звук. Тренируйте такие сочетания: птка! птко! птку! птке! птки! пткы! бдга! бдго! бдгу! бдгэ! бдги! бдгы!.. Тренировка сочетаний взрывных согласных развивает артикуляционный аппарат: П-Б - губы, Т-Д - кончик языка, К-Г - корень языка.

Тренируя всевозможные сочетания согласных, отчитывайте, поддразнивайте, кокетничайте, форсите... Но только делайте это не формально, не мертво, не механически, “без душевного участия”, как говорил К. С. Станиславский.

Упражнение “Поезд”. Передайте стук колес поезда в разном темпе: поезд отходит ТуктУктуктукТуктУктуктукТук-тУктуктукТук... Прибавляет ход... И вот:

Вагоны вперед покатили, как мячики:

ТАк-чики,

ТАк-чики,

ТАк-чики,

ТАк-чики...

(Ю. Тувим)

Упражнение “Цокот подков”. Передайте цокот подков изящным звуком:

ЦОк-копЫтце! ПОд копЫтцем пЫль клубИтся!

Упражнение “Трубочист”. Вы “моете” трубочиста. Де­лаете свободные движения рукой от плеча влево, вправо, влево, вправо... Приговариваете:

МОем, мОем, ТрУбочИста

ЧИсто, чИсто, чИсто, чИсто!

БУдет, бУдет, ТрУбочИст

ЧИст, ЧИст, ЧИст, Чист!

(К.Чуковский)

Скандируйте стихи, а рука, двигаясь, будет подчеркивать ударные слоги, которые легко “вылетают”. Четко заканчивайте слова с глухим согласным звуком Т: чисТ, будеТ, трубочисТ.

Тренируя дикционную четкость, надо помнить о том, что все звуки нашей речи разномощиы. Один звук требует меньше энергии для его звучания (а), другой - больше (и). Легче сказать “Мама”, труднее “Папа”, чтобы были слышны взрывные звуки “П”. Наша диафрагма не только обеспечивает опору звука, но и способствует четкости артикуляции. Она “по-своему дублирует ротовую артикуляцию”. Проще говоря: диафрагма “артикули­рует”, выравнивая по звучанию все гласные и согласные в их сложных сочетаниях в словах.

Упражнение “Начальный звук”. Начальный звук в слове очень важен в речи. Он, как установили ученые, в четыре раза значительнее остальных звуков слова. Начальный звук меняет смысл слова, является выразителем эстетически-чувственного восприятия мира человеком. Вслушайтесь, как мягко звучит слово мамы в отличие от хамы, как красиво звучит слово милый и как неприятно - хилый.

Что ни звук, то и подарок!

Мы заботимся недаром,

Чтобы наша Дикция

Не была бы Фикцией.

Первый звук!

Он много значит:

Смысл слов переиначит.

Бочка - Кочка - Дочка - Мочка - Ночка - Почка - Точка.

Печь - Жечь - Сечь - Течь - Лечь - Меч - Речь...

Бот - Год - Мот - Пот - Лот - Рот - Кот - Ход...

Можно сочинить мнемонические стишки, вроде:

Дамы - Хамы.

Дочка - Бочка.

Порох - Шорох.

Пик и Тик.

Ламы - Рамы.

Кочка - Ночка.

Тачка - Дачка.

Сиг и Миг...

Звук начальный заменяю -

Этим смысл в словах меняю.

Приучайтесь к четкому произнесению концов слов, особенно глухих согласных. Это не только позволяет точнее домести смысл, “дорисовать картину”, передаваемую зрителю, слушателю, но и воспитывает навык рефлекторного дыхания. Напоминаем: хорошо кончая слова, невольно выбрасываешь вместе со звуком неиспользованный при фонации воздух, и сквозь раскрытую голосовую щель, которая вызывает рефлекторное расширение стенок бронхов, мгновенно втягивается наружный воздух, то есть происходит незаметный, быстрый “добор” воздуха. (Плотность внешнего воздуха оказывается больше той, что оста­лась в легких.)

Упражнение “Конечные согласные”.

Для смысла слов они важны - Конечные согласные. Но в речи часто не слышны. Тренировать их мы согласны. Как будем их тренировать? Строку с строкою рифмовать.

Повторяйте какое-либо окончание с согласным звуком па конце, и в рифму этому окончанию сами будут рождаться неза­мысловатые строки, типа:

Ать-ать-ать-ать. Очень хочется гулять.

Ёт-ёт-ёт-ёт. Но с утра дождище льёт.

Уть-уть-уть-уть. Не пойти ли мне соснуть. Ать-ать-ать-ать. Завтра рано мне вставать.

Упражнение “Хоровод”.

Ют-ют-ют-ют - красны девицы поют.

От-от-от-от - водят русский хоровод.

Ят-ят-ят-ят - ясных соколов манят.

Ут-ут-ут-ут - хоровод водить зовут.

Еть-еть-еть-еть - вместе звонки песни петь.

Упражнение “Все в мире живет”.

Пыхтит паровоз

Ползет водовоз,

Плывет пароход,

Летит самолет,

Поет ветерок

Цветет ноготок,

Растет грибок,

Гудит городок,

Грустит бегемот,

Волнуется крот...

Все то, что пыхтит, и ползет, и плывет,

Летит, и поет, и цветет, и растет -

Все это по-своему в мире живет.

Целевая установка упражнения: следить за четким произне­сением конечных согласных - т, к, с, которые в звучащей речи часто не слышны. “Подлаивать” их!

Обеспечив синхронность работы артикуляторного, дыхатель­ного и голосового аппаратов, можно добиться лучшего звучания трудных в произнесении “пучков” согласных с минимальным артикуляционным усилием. Гласные в произнесении этих соче­таний должны звучать свободно и звучно. Когда же они туск­неют, то это служит сигналом того, что связки несколько пере­напряжены. Тогда надо вспомнить о мышечном чувстве свободы в области гортани и активизировать работу диафрагмы - “подлаять”, опереть звук.

Упражнение “Пучки согласных”.

Их много в нашей речи мы встречаем,

Хотя не думаем о них, не замечаем

И искажаем смысл произнесенных фраз.

Должны “пучки согласных” беспокоить нас.

Урона смыслу слов не наносить.

Отыскивайте в речи и тренируйте сложные “букеты”, “пуч­ки” согласных в словах и на стыках слов во фразах: боДРСТВовать, муДРСТВовать, поСТСКРиптум, паРТВЗНос, В3Будора­жить, ВЗБадривать, дилетаНТСТВо, агеНТСТВо, адъюНКТСТ-Во, сверхВСТРевоженный, ваСВСТРевожили, как-нибуДЬ-ВДРугой раз; пуНКТВСТРечи; конспеКТСХВатил; ореЛ-ВЗМахнуЛКРылами; не моГВЗДРемнуть; передаСТВСТол находок; коНТРВСТРеча, куНСТКамсра, ведоМСТВо, коНСТРукция, деТСТВо, беГСТВо, браНДСПойт, цеНТР-Форвард, маРШБРосок, траНСПЛантания, рекоРДСМен, коНТРНаступление, СвеРХЗВуковой, ВЗДВаивать, филосоФСТВовать, гораЗДВСХРапнуть, моНСТРВСКЛокочен...

Усиленного мускульного напряжения требуют фразы, со­стоящие из односложных слов.

У п р а ж н ение “Односложные слова”.

Из односложных слов составьте фразы.

Попробуйте их четко произнесть.

И вы бесспорно убедитесь сразу:

В активность надо “аппарат” привесть.

Иначе много звуков пропадет,

И смысла речи зритель не поймет.

В тот час тут пел дрозд. В тот год был тут град. В тот год был там ТРАМ. Под дуб вполз еж. Всем люб был Петр. Бубн бьет в такт. Темп быстр - тембр чист. В миг клуб поли. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Брит брат Клим, брит брат Глеб. Фрол - прям, Пров - крив. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск. Сто верст вскачь. Волк влез в хлев. Есть серп рожь жать? Пров впал в транс. Рысь сыр ест? Сыр рысь ест.

Упражнение “Пес”.

Был день...

Вдруг дождь.

Гром: “Бом!” -

Все - в дом.

Вслед пес -

Мокр нос,

Шерсть вниз,

Хвост свис,

Взгляд туп,

Дик, глуп! -

Вверх нос!

Научитесь слышать звуки речи, полюбите их, почувствуйте их значение для выразительности звучащего слова, овладевайте “звукописью”, четким произнесением каждого звука русской речи.

Упражнение “Звуки”.

Шипящий звук “Ша”

заШурШал, заШептал,

А “Жэ” - словно Жук, закруЖась,

заЖуЖЖал.

ЗаВеяли Ветры Весенние в “Вэ”.

ЗаФыркал вдруг “эф”, расфуфырился: “Фэ!”

СвиСтящий Согласный звук “эС” -

заСвиСтел, "

За ним Звонко, Звонко, Звук “Зэ” -

ЗаЗвенел.

Раскатистый “эР” - не напРасно “соноРный”:

Рычит и Рокочет в Работе упоРной!..

Бьет Бурю и Бой в БараБан Бравый “Бэ”.

Пришел ПоПросить быть Потише звук “Пэ”...

Упражнение “Парикмахер-неудачник”.

Чик! Чик! Чик! Чик!

Челку я себе подстриг! (С радостью)

Чик! Чик! Чик! Ча!

Чудо челка у меня! (С гордостью)

ЧИк-чик! чИк-чик! чИк-чик! чОк!

Отхватил волос клочок! (С испугом)

Чик! Чик! Чик! Ха! Что за челка?

Чепуха! (С досадой)

Короткими движениями пальцев рук (ножницы) “подстри­гаем челку”, имитируя звук ножниц энергичными звуками Ч.

Упражнение помогает тренировать чистое произнесение звука Ч, не давая ему возможности превратиться в звук Щ. Соединить четкое, отрывистое произнесение Ч с активным движением диафрагмы. “Подлаивать” тренируемый звук.

Упражнение “Воробьи”. Представьте, что вы “воробьи”. Прыгаете около удочки с насаженным на крючок червяком и “чирикаете”.

Первый. Чик-чирик, чей червячок?

Второй. Чей червяк? Чирик, молчок!

На крючочке червячок.

Попадешься на крючок.

Первый. На крючок? Чего? Чего?

Не боюсь я ничего!

Червячка с крючка схвачу!

Чик-чирик! И - проглочу!

Хотя упражнение делается сидя, но при вере в то, что вы “воробьи”, невольно рождаются быстрые, легкие характерные движения головы, тела, которыми сопровождается текст. Острый, быстрый поворот головы “шустрого воробья” и такие же острые, быстрые движения языка (в верхние зубы и - отскок на глас­ную), энергичный, короткий выдох при произнесении согласного Ч, легкое движение диафрагмы.

Трудными звуками русской речи являются губно-зубные В, Ф. Они западают, их не слышно чаще всего в начале слова, что искажает смысл. “В - вообще очень нелюбимая буква. Она запирает звук, требует особой постановки говорильного аппарата, свойственной только ей да еще букве "Ф" (верхние зубы на нижней губе)”1. Именно потому, что эти согласные действи­тельно запирают звук, и надо тренировать особую активность их произнесения.

Вспомните знакомое по дыхательной гимнастике упражнение “Пульверизатор” (ф! ф! ф!..) и закрепите активное произнесение согласного “ф” в текстах. Например, покрыв волосы лаком, рас­сматриваете себя в зеркале и оцениваете новую прическу:

И в фас, и в профиль “Фантази” К физиономии Зизи. Факт.

Упражнение “Воля”. Вы идете в метель и вьюгу. Ветер бьет в лицо, валит с ног... Погрузите себя в атмосферу обстоя­тельств: вызовите дрожь в теле, в губах, которые, не переставая дрожать, издают тянущийся, дрожащий звук ВВВВВВВВ-ВВВВВВВВВВ...

Начинайте действовать, призывая всю свою волю к преодолению препятствий.

Эй, ветрило-ветродуй,

Ветродуй,

в лицо не дуй!

Валишь с ног и в дрожь

вгоняешь,

Воешь, свищешь

и пугаешь?..

Не возьмешь!

Я волевой.

В страх не ввергнешь,

Вой не вой!..

Вьюга вдруг взвилась и взвыла,

Вьюга вспять поворотила!

Верх взять воля помогла.

Воля все превозмогла.

Воспитывайте волю!

1 С. Волконский. Выразительное слово. - СПб. Изд. “Аполлон”. 1913.С. 65.

Сохраняйте дрожащее “ВВВ” в стихах: удваивайте и утраи­вайте согласный “в”, когда дрожа от холода, разговариваете с ветром.

Русская речь требует хорошо натренированного языка, потому что двенадцать согласных в нашей речи образуются при движении кончика или передней части языка по направлению к верхним зубам или передней части твердого нёба: Д, Т, Н, Ц, Ч, 3, С, Ж, Ш, Щ, Л, Р.

Надо добиться хорошей вибрации кончика языка, чтобы со­норный согласный Р не “проваливался” в слове среди звучания других согласных и гласных. И хотя в русской речи Р менее раскатистый, чем, допустим, в испанском языке, но он должен звучать определенно, не искажать смысла слова.

Упражнение “Переполох”.

Передайте услышанный вами грачиный крик:

Где же стРАжа?

–Что уКРАли?

Два пеРА,

БезобРазие! С утРА...

Вы уКРАли?

Мы не бРАли. БРАли!

Грачиный крик

На наш язык.

(А. Шибаев)

Небрежность речи сказывается и в неправильном звучании мягких согласных Т-Д. Вместо Т слышится ТС; вместо Д-ДЗ:

ГдЗе растСяпа, да тСетСеря - Там не прибыль, а потСеря.

Не смотри, как рот дЗерет, А смотри, как дЗело идЗет.

Отчего происходит этот недостаток в звучании мягких со­гласных Т-Д?

Известно, что при произнесении согласных Д-Т язык, пе­редней своей частью плотно прижатый к альвеолам верхних зубов, под сильным давлением воздушной струи отскакивает от них и опускается вниз, за нижние резцы. При мягком звучании ТЬ-ДЬ происходит больший подъем средней части спинки языка. При изменении позиции языка важно сохранить плотную смычку кончика языка с альвеолами. При малейшей щели между языком и альвеолами ТЬ-ДЬ становятся “тсякающими” и “дзякающими ”.

Произнося “Дь-дь-дь-дь”, попробуйте слегка двигать кончи­ком языка вверх и вниз по резцам (как бы протирая их). К согласному “Д” сразу же прибавляется призвук “3”. Значит, для избавления от этого недостатка надо добиться того, чтобы кончик языка не скользил (образуя щель, в которую выходит воздух, порождая свистящие звуки 3-С), а плотно прилегая к верхним альвеолам, мгновенно отскакивал от верхних зубов, “взрывая” мягкие согласные Д-Т. Какие приспособления, ассоциации помогают излечивать этот недостаток? Их много.

Упражнение “Ток”. Представьте, что ваши верхние зубы наэлектризованы. (Каким образом это случилось - фантазируй­те.) Когда вы хотите прижать к ним кончик языка, вас бьет током. Любопытно еще и еще раз проверить это ощущение, чтобы убедиться: существует ли оно?

Дя! - язык отскочил вместе с быстро опущенной нижней челюстью. Пробуйте еще раз. Осторожнее - ток!

А теперь чередуйте слоги: чистого звучаний “Tю с прИЗву-ком С - <<Тсю>>.

Тсё-Тё! Тся-Тя! Тси-Ти! Дзю-Дю! Дзё-Дё! Дзя-Дя! Дзи-Ди!

Не торопитесь произносить слоги. Заинтересуйтесь тем, что делает ваш язык. Любопытно ведь прислушаться к звукам, ко­торые изменяются при малейшем движении языка.

Слуховой анализатор и мышечная память - вот главные врачеватели недостатков речи. Надо поэтому чередовать верное и неверное произнесение. Понять и услышать разницу звучания. “Ученики должны не только знать, понимать неправильное, но и воспроизводить его. Это наиболее исчерпывающий прием изу­чения ошибок, - пишет К. С. Станиславский. - Им надо уметь владеть. Правильное лучше оценивается, когда до конца охватываешь не только его, но и неправильное”1.

Упражнение “Звоночки”. В одной руке звонок побольше, звонит он так: “дзинь-дзинь”, а в другой - поменьше, звонит оп выше и звонче, издавая такой звук: “динь-динь”. Позванивая то в один, то в другой звоночек, сыграйте “Чижика”.

ДзИнь-дзинь! ДзИнь-дзинь! ДИнь-дИнь-дИнь! ДзИнь-Дзинь-дзинь! Динь-динь-дИнь! ДИнь! ДИнь!

Затем, непрерывно звоня во второй звоночек, созывайте дру­зей: Динь-динь-динь-динь-динь-дииь-динь-динь...

Упражнение “Утки”. Окликаете, зовете торопливо ковы­ляющих по двору уток:

Ути, ути! Уть-уть-уть!

Что спешите?

Есть хотите?

К речке держите свой путь?

Уть-уть-уть-уть-уть-уть-уть!

Здесь 19 раз повторяются мягкие “ТЬ и ДЬ”. Тренируйте четкое их произнесение. Особенно хорошо тренируется верное - без “тсякаиья” - произнесение ТЬ в междометиях - коротких, сокращенных названиях уток, которыми мы скликаем их. Звук направлен как бы “к себе” - воздух идет вверх. Отсутствие

1 К. С. Станиславский. Соч., т. 3. С. 439.

пауз между словами не позволяет воздуху просачиваться вне звука.

Скороговорки - это народно-поэтические шутки, в которых намеренно сочетаются звуки, трудно произносимые вместе. На­род придумал их специально для разработки “говорильного ап­парата”. Он заботился о красоте, четкости, выразительной звуч­ности русского слова. Тренируясь в произнесении скороговорок, надо добиваться не только четкости произношения всех звуков речи, входящих в структуру слова, но обязательно сохранять яркость интонирования. При быстрой речи все равно надо ста­раться “вкладывать” в сознание слушателей свои мысли, виде­ния, подтекст. Значит, чем быстрее, тем - четче дикционно, ярче интонационно.

Тренируя скороговорки, надо сохранять рефлекторную связь трех систем речеобразующего органа (дыхательной, голосообра-зующей и дикционной). Не забывать о “подлаивании”. Оно по­может сохранить ровность звучания, гибкость, подвижность го­лоса, способного “рисовать” мысли при быстром произнесении слов, фраз. Полезно сразу же научиться говорить медленно (четко и выразительно) и быстро, сохраняя эту четкость и выра­зительность. Надо внутренне оправдывать переход от медленной к быстрой речи:

Бобр добр ДЛЯ БОБРЯТ (медленно - разъясняя).

Для БОБРЯТ добр Бобр (быстро - уточняя).

Водовоз вез воду ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА (медленно -разъясняя).

ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА водовоз вез воду (быстро - уточняя).

Ткет ткач ткани на платки ТАНЕ (медленно - разъясняя).

На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (быстро - уточняя).

Купи кипу ПИК (медленно - прошу).

Купи КИПУ пик (быстро - уточняю).

Около кола - КОЛОКОЛА (медленно).

Около КОЛА - колокола (быстро).

Ложечка ЖЕЛОБОКО - ВЫГИБИСТАЯ (медленно - разъясняя),

ЖЕЛОБОКО - ВЫГИБИСТАЯ ложечка (быстро - уточняя).

Затем можно брать более сложные скороговорки. В чем их сложность? Народ заметил, что наш язык торопится восстановить заданный в начале порядок звуков: “Шел Саша по шоссе и сосал сушку”. Так и хочется повторять “ШС, ШС, ШС” вместо необходимого сочетания “ШСШШССССШ”. Язык не должен бежать впереди мысли. Вот и подчиняйте воле свою речь. И вторая особенность, подмеченная народом: ударный слог в русской речи выделяется четко и забирает много энергии, после него резко падает активность “говорильного аппарата” (снижает-

ся уровень громкости). Вот почему мы часто слышим полслова, не слышим концов фраз и т. д. Надо натренировать навык удер­живать уровень громкости произнесения всей фразы до конца. Для тренировки этого навыка народ сочинил скороговорки с большим количеством предударных и заударных слогов в слове: “РасчУвствовавшаяся Варвара расчУвствовала нерасчУвствовав-шегося Вавилу”.

Тренируйте этот второй тип скороговорок тоже по принципу медленно-быстро. Предлагаем для тренировки следующие скоро­говорки:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.

Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури турка трубку, не

клюй курка крупку!

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора!

Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовывал, да зарапортовался.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Осип охрип. Архип осип.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича твоего.

Говорили про Проколукорпенко. Про какого про Проколукорпенко?

Про Проколукорпенко, про Проколукорпенко, про Проколукорпенко твоего.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

От топота копыт пыль по полю летит.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Фрол - прям. Пров - крив (повторять несколько раз).

Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.

Тренируя скороговорки, меняя глаголы действия, отношения, чувства, находя различные приспособления, надо не забывать о звучании голоса.

Упражнение “Распространитель”.

Громко, увлеченно распространяйте либретто, стараясь боль-шее количество раз произнести не сбившись:

Либретто - Риголетто! Либретто - Риголетто... Король - Орел! Король - Орел! Король - Орел... Робертино Лоретта! Робертино Лоретта! Робертино Лоретти...

Заканчивая этот важный раздел пособия, приведем еще одну яркую, образную выдержку из трудов гениального Станислав­ского: “Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их: вместо буквы Ш произносим ПФА, вместо Л говорим УА. Согласный С звучит у нас, как ЦС, а Г превращается у некоторых в ГХА. Прибавьте к этому окание, акание, шепелявость, картавость, гнусавость, взвизгивание, писки, скрипы и всякое косноязычие. Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа.

Слово со скомканным началом подобно человеку с расплю­щенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами.

Выпадение отдельных букв и слогов - то же, что провалив­шийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобного рода уродства.

Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, по­павших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане.

Аритмия в речи, при которой слово или фраза начинается медленно, а в середине вдруг ускоряется, для того чтоб в конце неожиданно точно шмыгнуть в подворотню, напоминает мне пьяного, а скороговорка - пляску святого Витта”1.

Итак, основные качества, которые тренируются в первых упражнениях голосо-речевого тренинга: фонационное дыхание (различные виды выдыхания, диктуемые характером речи); на­вык “переключения” дыхания, обеспечивающий качественное звучание речи при медленной-быстрой, громкой-тихой, спокой­ной-экспрессивной речи; опора звука; мягкая атака звука; соб­ранность и звонкость голоса; нахождение своего “центра” го­лоса; укрепление силы голоса; совершенствование природного тембра; дикционная четкость; голосовая гибкость.

1 К. С. Станиславский. Соч. Т. 3. С. 69-70.

Дивишься драгоценности нашего языка - что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи. Н.В. Гоголь Чтение хорошей книги снимает стресс лучше алкоголя, утверждают психологи. Сегодня у нас чудесное терапевтическое чтение от признанного мастера литературного пейзажа - Константина Паустовского. Если эта неделя уже успела утомить вас, лучшего антидепрессанта не придумать. Родник в мелколесье Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. Я понимаю, конечно, что ничего таинственного в их блеске нет и что любой физик легко объяснит это явление законами оптики. Но все же блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света. Это относится ко многим камням, даже к такому скромному, как аквамарин. Цвет его нельзя точно определить. Для него еще не нашли подходящего слова. Аквамарин считается по своему имени (аква марин - морская вода) камнем, передающим цвет морской волны. Это не совсем так. В прозрачной его глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы. Но все своеобразие аквамарина заключается в том, что он ярко освещен изнутри совершенно серебряным (именно серебряным, а не белым) огнем. Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море с водой цвета звезд. Очевидно, эти цветовые и световые особенности аквамарина и других драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности. Их красота нам все же кажется необъяснимой. Сравнительно легко объяснить происхождение «поэтического излучения» многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием. Но действие самого слова (а не понятия, которое оно выражает) на наше воображение, хотя бы, к примеру, такого простого слова, как «зарница», объяснить гораздо труднее. Самое звучание этого слова как бы передает медленный ночной блеск далекой молнии. Конечно, это ощущение слов очень субъективно. На нем нельзя настаивать и делать его общим правилом. Так я воспринимаю и слышу это слово. Но я далек от мысли навязывать это восприятие другим. Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой. Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить емкий и меткий словарь, у нас есть, помимо книг таких знатоков природы и народного языка, как Кайгородов, Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин и многие другие писатели, главный и неиссякаемый источник языка - язык самого народа, язык колхозников, паромщиков, пастухов, пасечников, охотников, рыбаков, старых рабочих, лесных объездчиков, бакенщиков, кустарей, сельских живописцев, ремесленников и всех тех бывалых людей, у которых что ни слово, то золото. Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником. Мне кажется, что я где-то уже рассказывал об этом. Если это верно, то прошу простить меня, но придется повторить старый рассказ. Он имеет значение для разговора о русской речи. Шли мы с этим лесником по мелколесью. В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна-колодцы в этом мху да обилие багульника. Я не разделяю распространенного пренебрежения к мелколесью. В мелколесье много прелести. Юные деревца всех пород - ель и сосна, осина и береза - растут дружно и тесно. Там всегда светло и чисто, как в прибранной к празднику крестьянской горнице. Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашел черты своего пейзажа. Здесь каждый стебелек и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и милы. Кое-где во мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна-колодцы. Вода в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца все время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы. Мы остановились у одного такого оконца и напились воды. Она попахивала скипидаром. - Родник! - сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошел на дно неистово барахтавшийся жук. - Должно, Волга тоже начинается из такого оконца? - Да, должно быть, - согласился я. - Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущенно усмехнулся. - И вот, скажи на милость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя. Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружье и спросил: - Вы, говорят, вроде книги пишете? - Да, пишу. - Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. А я вот как ни прикидываю, а редко какому слову найду объяснение. Идешь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? Да ничего не получается. Познаний у меня нет. Не обучен. А бывает, найдешь слову объяснение и радуешься. А чему радоваться? Мне не ребят учить. Я лесной человек, простой обходчик. - А какое слово к вам привязалось сейчас? - спросил я. - Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. Как бы родня! - повторил он и засмеялся. Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка. Весь многовековый опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах. (

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок!

«Я люблю свой язык: он понятен для всех, он певуч, как русский народ многолик, как держава наша, могуч!» Нельзя не согласиться со словами А.Яшина?

Писатели и поэты разных времен и народов всегда отзывались о нем с восторгом. Наш язык один из самых сильных и живых языков. Люди веками создавали гибкий, выразительный и певучий язык. В каждом слове слышится особенность национального характера. Русская речь окрашена неповторимой эмоциональностью. Великое множество оттенков настроения: раздражительность, восторг, радость и гнев, можно выразить только на нашем языке.

русская душа, эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений».

Человек не может считаться культурным без умения говорить грамотно и использовать богатейшую лексику русского языка. Огромного богатства лексических, грамматических и морфологических форм не существует ни в одном другом языке мира. Н.М.Карамзин говорил: « Язык наш выразителен не только для высокого красноречия. Для громкой живописной поэзии, но и для звуков сердца и чувствительности». Сколько замечательных произведений разных жанров написано на необычайно красивом и необычном языке?! Мы передаем всю красоту природы и внутреннего мира людей. Во все века люди выражают нежные чувства и ощущения, говорят о любви, детстве, материнстве. Слова способны вызвать слезы восторга, жалости и щемящей душу нежности.

Русский язык значим во всем мире. Самая главная причина этой значимости - это литература. Иностранцы занимаются изучением русского языка, чтобы читать великие поэтические и прозаические шедевры русских писателей. Русский язык всегда был нашей гордостью. А.С.Пушкин называл русский язык гибким и мощным в своих оборотах и средствах. Он высоко ценил русскую речь, ее свежесть, простоту и чистосердечность выражений. Мастера слова Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов, Горький и филологи Буслаев, Виноградов совершенствовали язык. Нам досталось необыкновенное бесценное наследство. Мы обязаны его хранить, не искажать, не засорять сленгами и иностранными синонимами. « Каждое слово языка есть результат мысли и чувств человека, через которые отразилось в слове природа страны и история народа»,- писал Константин Ушинский.

« все доступно нашему языку. Он властен все выразить, изобразить и передать. В нем стихийность и четкость; и простата и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность. Это язык острого слова и режущей мысли. Язык волевых решений и пророчества. Язык самобытного русского нрава. И русский народ, создавший этот язык, сам способен достигнуть душевной и духовной высоты, на которую зовет его-его язык»

Мы, молодое поколение, должны любить, изучать и сохранять наше богатейшее достояние - Русский язык! Дивиться и восторгаться драгоценности нашего языка. Воистину в нем «что ни звук, то и подарок»

Уже более века прошло с тех пор, как вышел в свет первый рассказ Сэра Артура Конан Дойла, повествующий о приключениях легендарного детектива Шерлока Хомса, но и сегодня произведения о сыщике пользуются огромной популярностью у читателей. Нас все еще волнует интрига, и возникает желание узнать разгадку очередной тайны.

Чем же Хомс так популярен? Почему спустя более ста лет он остается актуальным?

Шерлок выделяется из огромного числа героев детективного жанра тем, что в его образе переплетаются совершенно разнообразные качества. Зачастую это абсолютно противоположные черты, делающие его неординарной личностью. Он разносторонне развитый человек, обладающий многими талантами. Располагая множеством умений, он все свое существование посвящает раскрытию преступлений. При этом он старается использовать все свои возможности по максимуму. Шерлок не старается помочь людям своим призванием, он не считает служение закону долгом. Сыщик лишь пытается удовлетворить свой интерес, который чудесным образом совпадает с потребностями общества, жаждущего справедливости. У него есть убеждения, особая мораль, которой он пользуется в тех случаях, когда считает, что поступить по закону в ситуации будет несправедливо. Но эти убеждения имеют характер правил чести, жизненных принципов, основанных на честности с самим собой. Ими он никогда не злоупотребляет, а использует очень редко и исключительно во благо общества.

Шерлок ощущает почти физическую потребность в работе. Он никогда не позволяет себе скучать, а его разум постоянно работает. Сэр Артур Конан Дойл показывает нам идеальную машину мысли, созданную, чтобы безотказно и самоотверженно разгадать самые трудные и запутанные загадки жизни. Его работа не отягощена излишними эмоциями всевозможными чувствами и переживаниями, на которые обычный человек растрачивал бы уйму энергии и силы. Нет…Порою даже может показаться, что Хомс вовсе не способен чувствовать все то, что свойственно человеческой душе, но это не так. Он способен на дружбу, уважение, ненависть, просто Шерлок относится к ним с некоторым презрением и не позволяет им затмевать свой разум. Ему неведома слепая ненависть, равно как и слепая любовь.

Любовь сыщика- отдельная тема. Вообще Хомс в своей жизни любви не испытывает. Он убежденный холостяк. Но все-таки однажды детектив встречает девушку по имени Ирэн Адлер, к которой проникается особенным уважением. Возможно, у любого другого героя подобное чувство можно было бы назвать влюбленностью, но не у Шерлока… Его единственная страсть-дело, а единственная слабость-азарт. К своей работе он относится как к игре, и когда им овладевает азарт, он становится способным ан все, лишь бы доказать правоту своей версии и убедиться в ней самому.

Таким образом, Шерлок Хомс поражает читателя своими способностями, неповторимым,уникальным характером, привычками, заставляя проникнуться к себе любовью и уважением. В этом и состоит секрет его вековой популярности.

Тема. «Что ни звук, то и подарок…». Фонетика. Гласные и согласные звуки

Цель: формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласны; познакомить с понятием «фонема», развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

Предметные : знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков;

иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.

Метапредметные : способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Личностные : осознание эстетической ценности русского языка

Ход урока

    Оргмомент. Мотивация учебной деятельности

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда - за работу!

Удачи желаю всем вам!

    Актуализация знаний, пробное учебное действие. ВЫЗОВ.

Посмотрите на слайд, попробуйте расшифровать слова

1) о. а. и. а

2) ф. н. т. к.

В каком случае вам было легче отгадать? Почему? (согласные помогают понять смысл)

А какова роль гласных? Сможем ли мы спеть без них? (они придают плавность, протяжность)

Итак, когда мы пишем, что пользуемся буквами. А чем же мы пользуемся в процессе говорения? (звуками речи)

Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? О какой же теме мы начнем разговор сегодня?СЛАЙД 5

На какие вопросы нам предстоит ответить, исходя из темы? (на какие группы делятся все звуки? чем отличаются гласные звуки от согласных? какими особенностями обладают гласные звуки?)

(запись даты и темы урока)

Известный вам писатель Н.В.Гоголь сказал замечательные слова: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…». Как вы понимаете эти слова?

(ответы детей)

Мы вернемся к этой фразе в конце урока еще раз.

Прием «Корзина понятий, идей»

Вам знакомо это слово? Что вы знаете о фонетике?

1) Индивидуальная работа (вспоминает и записывает все, что знает о фонетике) - 2 мин.

2) Групповая работа. Время на обсуждение – 3 мин.

Лидеры должны выслушать поочередно всех членов команды и выяснить, в чем совпали ваши знания, а по поводу чего возникли разногласия.

(Обмен информацией в группах. Делятся друг с другом известным знанием)

Выступление лидеров

3) Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей) – 1 мин.

Первыми выступают гласные. Во время выступления других групп один из команды гласных (самый слабый) идет к компьютеру и выполняет индивидуальное задание СЛАЙД 6

(Выступление звонких и глухих. Проверка индивидуальной работы)

Все возвращаются на свои места

    Работа по теме урока. ОСМЫСЛЕНИЕ

Ребята, давайте сделаем вывод.

(аудиозапись различных звуков)

Люди могут общаться друг с другом при помощи этих звуков? (Главная задача языка - быть средством общения между людьми, т.е. средством обмена мыслями, информацией)

А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).

А какие звуки речи вы знаете? (гласные и согласные)

Какой раздел русского языка изучает звуки речи?

Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”: телефон, магнитофон, мегафон, микрофон, диктофон, фонограмма, патефон, граммофон и др.

1) Работа в парах. Моделирование .

Ребята, вы знаете, как образуются звуки? СЛАЙДЫ 12, 13

У каждой пары – карточка с информацией. Читают текст, обсуждают, составляют схему/таблицу. Приводят примеры.

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды. Поэтому гласные звуки состоят только из голоса. Гласные звуки образуют в русском языке слоги (являются слогообразующими). В русском языке под ударением выделяют 6 гласных звуков: [а́], [о́], [и́], [ы́], [э́], [у́].

При образовании согласных звуков воздух встречает в полости рта какую-либо преграду (сомкнутые губы, прижатый к зубам язык и т. д.). Согласные звуки состоят из голоса и шума (звонкие), либо только из шума (глухие). Согласные звуки в русском языке не способны образовывать слоги. В русском языке 36 согласных звуков.

(выступают 2 пары по выбору учителя)

Итак, вы рассказали о гласных и согласных звуках. А как вы думаете, каких звуков мы больше употребляем в свой речи? Точный ответ на этот вопрос содержится в упр. 269.

2) Работа с учебником.

Задание 1 . упр. 269 (чтение вслух, ответы на вопросы, списать доказательную часть)

Мы нашли ответ на свой вопрос? Зачитайте его (последнее предложение)

Разбор слов: звуков – 2 г., 4 с.; вот – 1 г., 2 с.; значит – 2 г., 4 с.

Каких звуков больше этих словах: гласных или согласных?

Как вы думаете, звуки важны в речи? Может один звук в слове что – то изменить? Послушайте сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве, в старинном замке жили-были братья-звуки.

Жили они в мире и согласии до тех пор, пока один из братьев не заявил: "Братья, а ведь вы все никому не нужны!" Что тут произошло?! Звуки возмутились, подняли невероятный шум. Каждый стал на все лады расхваливать свои достоинства.

Я самый главный, я самый круглый, аккуратный, меня очень легко произносить, - заявил звук О.

Нет, я важнее тебя, - прожужжал звук Ж. - Меня хотя и трудно произносить, но я шире тебя; без меня не могут обойтись многие слова, а жук даже похож на меня!

Подумаешь - широкий! Подумаешь - важный! А у меня зато длинный хвостик, и я умею гудеть, - загудел звукУ.

В спор вступили и остальные звуки. Они спорили долго и громко, пока не разругались в конец и не разошлись в разные стороны.

И что же из этого получилось?

Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка,
Со стола упала кошка.
В день весенний у ворот
Начал дружно таять мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шел мешком.
Вы слыхали о таком?
Кто не верит чудесам,
Убедиться может сам!

Давайте поможем звукам, докажем, что они все важны. А для этого нам нужно выполнить

Задание 2 . Упр. 268

Запись в тетрадях и на доске: нож – нос, кот – кит

Отличаются ли эти слова? Чем? (значением, звуком)

Подберите 2-3 пары других слов, которые различались бы только одним гласным или одним согласным звуком.

Сыр – сор, мак – рак, том – сом, дом – дым.

Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки - смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя - фонема.

Что мы доказали, выполнив это упр.?

Мы доказали звукам, что все они важны, что даже без одного звука невозможно организовать нашу речь. Хотя звук и самая маленькая единица языка, но она очень важная. С помощью звука можно превратить одно слово в другое

Задание 3 (устно). Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть - гость.

Всласть (сласть), краска (каска), склон (слон), полк (пол), тепло (тело), беда (еда), экран (кран)

Задание 4 . Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фо­нему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза.

Рубка (трубка), дар (удар), стол (столб), клад (склад), лапа (лапша), шар (шарф), усы (бусы), укус (уксус)

Задание 5 . Какие звуки передают грохот, раскаты грома?

    Люблю грозу в начале мая,

    Когда весенний первый гром,

    Как бы резвяся и играя,

    Грохочет в небе голубом.

    Гремят раскаты молодые…

Давайте вернемся к фразе Гоголя. Что же она означает?

Наш язык очень богат и выразителен, что даже с помощью звуков можно передать абсолютно все: шелест травы, громыхание грозы, звучание музыки, журчание ручья, шуршание мышки …

    Рефлексия.

Прием «Оратор». За 1 минуту подготовить речь и убедить одноклассников, зачем нужна фонетика

    Домашнее задание: § 50-52, упр. 265 (на 3), упр. 274 (на 4),

Я зам…нить м…гу другие част… реч…, Взвалив обязанности их (к) себе (на) плеч…, Когда приходится сл…ва другие зам…нять, (На) их значени… всегда мне надо указать. Запишите. Объясните пропущенные орфограммы. Укажите разряды изученных местоимений, их синтаксическую роль.

л. Я заменить могу другие части речи, __ В. Взвалив обязанности их к себе на плечи, _. _. _ Когда приходится слова другие заменять, л. На их значение всегда мне надо указать. ---- Проверь.

Кто читал эту книгу? Какие книги тебя интересуют? Какие по цели высказывания эти предложения? Найдите в предложениях вопросительные местоимения, определите их синтаксическую роль.

В. м. Кто читал эту книгу? ___ В. м. Какие книги тебя интересуют? ~~~~ Проверь.

Цели урока. 1. Научиться различать относительные и вопросительные местоимения. 2. Находить относительные местоимения в сложных предложениях.

Сравни. Кто участвовал в школьном кроссе? Я знаю, кто участвовал в школьном кроссе. Разберите предложения (№ 5).

[-=] ? 5 Х 5 [-=] , (-=). Проверь.