На свободную тему

Артикуляционный аппарат ребенка. Комплекс игр и упражнений для развития артикуляционного аппарата, мелкой моторики, дыхания на лексические темы. Артикуляционная гимнастика для губ и щек

| |
Трудные гласные буквы: е;ё;ю;я | ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Часть логопедических проблем может быть устранена только с помощью логопеда. Лучше заниматься часто и короткими порциями, чем устраивать долгие уроки, но с большими перерывами. Здесь на сайте () вы найдете упражнения на постановки всех звуков русского алфавита, а еще обучите ребенка читать. На индивидуальных занятиях с логопедом ведётся работа по развитию артикуляционной моторики, Работа логопеда должна быть комплексной и систематической. Логопедические дети нуждаются в целенаправленной систематической заботе. Выполнение рекомендаций логопедического раздела сайта позволит вам получить положительную динамику развития и коррекции речи детей. а подгрупповых логопедических занятиях, дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. На этом сайте вы найдете специальные карточки для занятий.

Развитие артикуляционного аппарата детей

Играет важную роль при овладении ребенком речи. Артикуляционный аппарат развивается, когда ребенок ест твердую пищу (например, яблоко), сосет. Для его тренировки можно использовать игры:

Мыльные пузыри . Выдувайте мыльные пузыри вместе с ребенком.

Птички. Вырежьте птичку и привяжите к ее спинке нить длинной 15-20 см. "Смотри, это птичка. Я подую она полетит. Вот так. лети птичка". Подуйте. Предложите ребенку сделать тоже самое. Аналогично можно сделать летающий самолет.

Покажи язычок . Когда ребенок кушает какую-нибудь разноцветную еду (варенье, творожок), предложите ему посмотреть в зеркало. Покажите, как далеко вы можете высунуть язык.

Артикуляционная гимнастика и правильное произношение звуков

Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Также артикуляционная гимнастика очень важна детям с верным, но вялым произношением звуков, т.е. тем, у которых «каша во рту».

Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, ни и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений.

В данной статье я представила упражнения и стихотворения к ним, которые непосредственно использую в своей работе.

Причины возникновения проблем с речью

  • рахит
  • травмы
  • частые соматические заболевания
  • органическое поражение артикуляционного аппарата в его переферической части (толстые, малоподвижные губы, большой язык, короткая уздечка, нарушение прикуса, редкие зубы или отсутствие зубов, высокое или низкое нёбо)
  • неблагоприятное речевое окружение

Сопутствующие состояния: повышенная возбудимость, вялость мышц артикуляционного аппарата, физическая ослабленность ребёнка.

Активные игры с ребенком и развитие речевого аппарата

Проговаривайте свои действия при игре . Побуждайте ребенка использовать названия предметов, а также необходимых действий. "Наша Маша хочет есть. Давай, приготовим ей обед. Что она будет есть? Наверное, макароны. Возьмем кастрюлю. Нальем воды. Что нальем? Поставим ее … Куда поставим? На плиту. Вода закипит. Мы ее посолим. Что сделаем? и.т.д.

Мышцы и звуковоспроизведение

Кроме подвижности органов артикуляции очень важны кинестетические (мышечные) ощущения. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц. Так, в полости рта возникают различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ, нижней челюсти. Направления этих движений и различные артикуляционные уклады (позиции языка) ощущаются при произнесении тех или иных звуков.

Технологическая карта

Индивидуального занятия № 2

Логопед: Останина А.В.

Целевая группа: дети 1-3 года

Время проведения: 15 мин.

Тема: Продукты питания. Учиться слушать звуки, находить на картинке продукты питания и называть их, научиться выделять в речи звук [В] и уметь различать твердые и мягкие звуки [В] - [В"].

Цель : Развитие речи и формирование познавательной активности

Задачи: 1. Образовательная: научить новым словам, научить понимать обобщающее значение слов, научиться выделять в речи звук [В] и уметь различать твердые и мягкие звуки [В] - [В"].

2. Воспитательная: формирование навыков самостоятельности, активности, доброжелательности.

3. Развивающая: развитие слухового и фонематического внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, развитие диалоговой и самостоятельной фразовой речи.

Используемые дидактические материалы, инвентарь и оборудование:

Картинки с изображениями фруктов, овощей, продуктов питания.

Структура и содержание занятия

Ход занятия



Организационная часть

Сейчас мы будем учиться слушать звуки, находить на картинке фрукты, овощи и другие продукты питания и называть их, и проговаривать буквы и слоги. , Будем учиться выделять в речи звук [В] и уметь различать твердые и мягкие звуки [В] - [В"].

Звук [В] (воет ветер)- согласный, звонкий, звук [В] произносится коротко, его нельзя петь, при произношении звука [В] нижняя губа, соединяется с верхними зубами.

Основная часть

1.Упражнения на развитие фонематического слуха

Дифференциация звуков: (сравни, какая игрушка звучит?)

*Звучащих игрушек (погремушка, дудочка, гармошка, юла)

*Игра: «Тише мыши». Под громкий звон бубна усиленно топать, как слон, а под тихий звон бубна – бежать на цыпочках, как мышка.



Определение направления источника звука.

* Ребенок закрывает глаза, а логопед перемещается в различных направлениях, звеня в колокольчик. Ребенок должен рукой указать место источника звука.

Повторение звуков за логопедом:

ва – ва –ва, во-во-во. Ве –ве –ве, ви –ви –ви.

Показать на картинке продукты питания ( булочку хлеба большую и маленькую, конфету большую и маленькую, морковку, яблоко, огурец)



Зрительное восприятие: по цвету (желтый банан, красный помидор, зеленое яблоко), размеру (большой – маленький), по форме (круглый, длинный .)

2. Развитие моторики

1. Развитие мелкой ручной моторики (счетные палочки по одной вынуть и снова сложить в коробку, наматывание нитки на катушку)

Пальчиковая гимнастика: «Ёжик»

Ходит еж в саду по травке, (пальцы ладоней скрещены)
Натыкает на булавки (пальцы смотрят вверх - «еж»)
Грушу, сливу, всякий плод, (пальцы сгибаются
Что под деревом найдет, не меняя первого положения)
И с подарочком богатым (пальцы обеих ладоней «бегут»)
Возвращается к ежатам.

2.Общая моторика Переключение движений от одного к другому - «Сделай как я».

Движение руки: Логопед выпол­няет движения рукой: вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс. Ребенок копирует движения рукой.

Движение ноги: Логопед выпол­няет движения ногой: вперед, назад, в сторону, сгибание в колене. Ребенок копирует движения.

Развитие артикуляционного аппарата

Упражнения для губ: вытянуть губы (трубочкой), растянуть губы в улыбке, надуть щеки, «подуть на листик», «вкусное варенье» облизать губы язычком.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «В ГОСТЯХ У БАБУШКИ»

Толстые гости приехали в гости, («Толстячки»)
С ними худые, лишь кожа да кости. («Худышки»)
Толстые внучки приехали тоже. («Толстячки»)
С ними худые - лишь кости да кожа. («Худышки»)
Бабушка Маша всем улыбнулась, («Улыбочка»)
Поцеловать она всех потянулась. («Трубочка»)
Блюдце поставим - положат блины нам. («Блинчик»)
Дуем на блинчик - не в щёки, не мимо. («Холодный ветерок» )
Чаю попили - никто не обижен.
Вкусный был завтрак - мы губки оближем. («Облизываем губы снаружи по кругу»)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА « ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

« Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

И края приподними.

Оближем верхнюю губ

Варенье очень я люблю.

Всем на удивленье

Вкусное варенье.

Кто любит варенье,

Делает движение -

Губу оближи,

Язычок покажи». (рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта)

Речевое развитие.

Повторение за логопедом отдельных слогов или слов (вишня, виноград, винегрет, ватрушка, варежка, воробьи, валенки, Ваня, Витя, Вика)

По картинке изучение понятия обобщающих слов.

Овощи: помидор, огурец, морковь, картофель, лук.


Фрукты: яблоко, персик, банан,


Хлебные продукты: хлеб, булочка, пирожок, батон, ватрушка


Молочные продукты: молоко, кефир, творог, сметана.


Использование в речи качественных прилагательных. Логопед задает вопрос и вместе с ребенком отвечает:

«Какую кашу ела Маша?» - «Сладкую, вкусную»

«Какие пироги испекла наша бабушка?» «Большой пирог и маленькие пирожки.)

Использование в речи притяжательных прилагательных мужского, женского и среднего рода: мой,моя,моё

Согласование с существительными.

Логопед задает наводящие вопросы и вместе с ребенком отвечает:

- «Чья это конфета?» «Моя конфета»

- «Чей это пирожок?» «Мой пирожок»

- «Чьё это яблоко?» «Моё яблоко»

Чтение ребенку стихов.

Если мамы дома нет Кто сготовит нам обед? Нужно мамочке помочь. Помогает маме дочь. Дочь наварит свежих щей, В щи положит овощей. Будет сытно, будет вкусно. В щи нарезана капуста. Ножик режет очень ловко – В щи отправлена морковка. И, конечно же, немножко Бросим мы туда картошку. Чтобы вышли щи на славу, Добавляем мы приправу. Только мама входит в дом – Мы к столу её ведём!

Заключительная часть занятия.

Что мы сегодня делали на занятии?

1.Научились артикуляционной гимнастике.

2. Научились выделять в речи звук [В] и уметь различать твердые и мягкие звуки [В] - [В"].

3.Научились обобщающим словам: овощи, фрукты, молочные продукты.

4. Учились понятиям моё, мой, моя.

Домашнее задание

Придумать слова со звуком [В] и слова,относящиеся к продуктам питания.

При развитии моторики артикуляционного аппарата надо ра­ботать над развитием губ, языка.

Упражнение для губ. Вытягивание губ вперед трубочкой. Крепкое сжатие губ. Растягивание губ в улыбку. Вытягивание губ трубочкой и дутье на бумажку. Образование смычки и взрыва.

Открывание и закрывание губ. Губы вытягиваются вперед, и проделываются сосательные движения.

Всасывание верхней губы под нижнюю, чмоканье вытянутыми губами.

Вибрация губ (подражание фырканью лошади).

Упражнения для языка. Движение языком вперед и назад при умеренно открытом рте (как кошка лакает молоко).

Высунутый язык двигать вправо-влево (как маятник у часов), вниз-вверх.

Высунутым языком захватить сначала верхнюю губу, а потом нижнюю, попеременно.

Язык лежит плашмя и находится в спокойном состоянии, рот в это время открывается и закрывается.

Язык лопатой, иголкой, чашечкой.

Присасывание языка к нёбу (подражание цоканью копыт ло­шади).

Присасывание языка к нёбу с последующим задуванием воз­духа на кончик языка, издавая шепотный звук трр.

Игровые приемы постановки звуков Звуки с-з-ц

1. Свист в пузырек - ссс...

2. Накачивание воздуха насосом - ссс...

3. Полет осы - ззз...

4. Поманить рукой цыплят - цып-цып-цып.

Звуки ш-ж-ч-щ

1. Звук лопающегося пузыря - шшш...

2. Мама спит - шшш...

3. Кукла спит - шшш...

4. Гусь шипит - шшш...

5. Жук жужжит - жжж...

6. Паровоз пыхтит - ччч... (чу-чу-чу).

Звуки р-л

1. Болтушка - блблбл...

2. Остановить лошадку - тпр (язык между губами - язык вибрирует).

3. Щелканье кончиком языка у верхних альвеол.

4. Подражание игре на балалайке, кончик языка у альвеол, произносить дын... дын... дын... и одновременно производить виб­рацию языка пальцем.

5. На язык, просунутый между губами, кладется длинная по­лоска бумаги. Вибрирующий язык вызывает дрожание полоски. Можно также на кончик языка положить мелко нарезанные по­лоски бумаги, и вибрирующий язык сдувает их.

Звуки к-г-х

1. Покашливание для вызывания звука к.

2. Подражание крику кукушки для вызывания звука к.

3. Подражание крику гуся для вызывания звука г: га-га-га.

4. Подуть на озябшие руки для вызывания звука х.

5. Подражание рубке дров с произнесением междометия ух. 6. Изображение зубной боли с произнесением междометия ох.

7. Подражание смеху ха-ха-ха.

Звуки в-ф-б-д

1. Подражание вою ветра - ввв...

2. Потушить свечу, подуть на ушибленное место руки, по­дуть на горячий чай - ффф...

3. Вибрация губ пальцем при надутых щеках для вызывания звука б.

4. Игра в бирюльки: при произнесении:шука ввв... произво­дить вибрацию губ пальцем для вызывания звука б.

Воспитание слухового внимания и фонематического слуха воспитание слухового внимания

Воспитание слухового внимания можно проводить, используя звучание музыкальных инструментов, игрушек или различных предметов. Вначале ребенок должен определить, какой инстру­мент звучал; затем указать направление звука звучащего инст­румента, игрушки; воспроизвести ритм звучания.

Воспитание слухового внимания на музыкальных инструмен­тах проводится так: логопед сначала знакомит ребенка с звуча­нием, например, гармошки, балалайки. Ребенку завязывают гла­за или предлагают отвернуться в сторону, после чего логопед играет на одном из этих инструментов, а затем предлагает ребен­ку найти тот инструмент, на котором он играл.

Воспитание слухового внимания на звучащих игрушках (ба­рабан, дудочка, горн и т. д.) и на издаваемых различными пред­метами звуках (свист в пузырек, в ключ, удары молотком по де­реву, по стеклу и т. д.) проводится так же, как и на музыкальных инструментах.

Определение направления звука инструмента или игрушки проводится так: в кабинете, кроме ребенка, могут быть еще не­сколько детей, которые рассаживаются в разных местах кабине­та. Логопед выбирает водящего, а остальным завязывает глаза. Водящий играет на каком-нибудь инструменте, затем логопед снимает повязку у детей и просит их указать, откуда был слышен звук.

Воспроизведение ритма (хлопки в ладоши, стук об стол ка­рандашом и т. д.) проводится следующим образом: логопед уда­ряет в ладоши два раза и просит ребенка сделать столько же хлопков; стучит по столу один раз, делает паузу и опять стучит один раз и просит ребенка повторить.

Воспитание слухового внимания к речи проводится так: ло­гопед прикрывает рот листом бумаги и просит ребенка дать кош­ку (мяу) , собаку (ам-ам или гав-гав).

Правильное выполнение задания логопеда ребенком будет го­ворить о том, что он научился внимательно слушать чужую речь.

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 23.01.2017

Правильность и чистота произношения звуков целиком зависит от правильности работы артикуляционного аппарата. С младенчества малыш пробует произносить разные звуковые формы, производит различные движения ртом, губами и языком, тем самым формируя свой первый речевой навык.

Чтобы речевые фонемы были правильными, а произносимые звуки четкими, органы речи должны быть максимально подвижными. Артикуляция зависит от работы различной группы мышц. Сюда входят глотательные, жевательные и мимические мышцы. Чтобы речевой набор звуков был полностью правильным, ребенок должен уметь правильно произносить многочисленные звуковые уклады с огромным разнообразием движений.

Голос образуется при участии не только ротовой полости, но и всей грудной клетки. Поэтому упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, должны охватывать не только лицевые мышцы, но и плечевой пояс и грудь.

Значение органов речи в артикуляции

Наиболее подвижный речевой орган – это язык. Самыми подвижными его частями являются боковые части и кончик. Чем они подвижнее, тем четче будет произношение звуков.

На качество произношения также оказывает влияние подвижность губ. Наиболее подвижна всегда нижняя губа. Губы могут смыкаться, образовывать трубочку, рупор, что очень важно в произношении согласных. А вот в произношении гласных важна подвижность нижней челюсти.

Также важную роль играет прикус. Правильным считается вариант, когда верхняя челюсть слегка прикрывает нижнюю. При этом все зубы должны соприкасаться.

При произношении любого звука каждый речевой орган выстраивается в определенном положении. Но речевой поток хоть и состоит из звуков, в итоге он выстраивается в слова, поэтому звуки следуют один за другим очень быстро. И здесь очень важна подвижность каждой мышцы, участвующей в создании речевой конструкции.

Возрастные периоды освоения звуков ребенком

Чтобы речь ребенка правильно формировалась, нужно достижение определенного уровня зрелости корой головного мозга. Все органы чувств должны быть подготовлены. Часто хронические заболевания негативно влияют на развитие речи малыша.

В самом начале жизни ребенок может произносить исключительно легкие звуки. К ним относятся гласные а, о, э и согласные, м, п, б. Далее ребенок осваивает звуки посложнее. А вот самые сложные по артикуляционным требованиям звуки типа с, з, ц, ш малыши осваивают в возрасте старше трех лет. До этого периода сложные звуки либо отсутствуют в лексиконе, либо малыши подменят их более простыми.

В идеальном варианте к шести годам речевой багаж ребенка уже наполнен всеми звуками. Если к этому возрасту ряд звуков все еще отсутствует, то требуется вмешательство логопеда, так как на лицо нарушения речевого развития.

Нарушения развития речи

Наиболее частой причиной неправильного произношения звуков служат нарушения строения органов речи. Самые частые нарушения:

  1. Неправильный прикус;
  2. непропорциональный язык (он либо слишком большой, либо наоборот слишком маленький);
  3. укороченная уздечка;
  4. Расщелина неба и верхней губы.

Нарушения органов речи можно заметить в самом раннем возрасте, так как даже простые звуки, заменители более сложных звуковых форм звучат нечисто и слышны звуковые нарушения.

Помимо нарушений в строении ротовой полости, также причиной неправильного произношения может быть слабость губных мышц и слабость мышц языка. Такое отклонение можно заметить при выполнении губами и языком простых движений:

  1. Губы не вытягиваются трубочкой;
  2. Улыбка асимметрична;
  3. Язык не расширяется, а все время стремиться к сужению;
  4. Высунутый язык отклоняется в одну из сторон;
  5. Высунутый язык западает на нижнюю губу, а не держится горизонтально;
  6. Высунутый язык дрожит;
  7. Язык во рту держится «комком».

При наблюдении подобных симптомов потребуется консультация как логопеда, так и невролога.

Если нарушения связаны со строением речевых органов, то как можно скорее эти нарушения нужно устранить. Если же причина в слабости мышц, то потребуется выполнение определенных упражнений.

Нужно правильно понимать относится ли нарушение к речевой патологии или же это речевое отклонение. Патологии бывают внутреннего и внешнего проявления. Точный диагноз может поставить только специалист.

Любые нарушения в речевой системе могут влиять на совершенно разные стороны речи: неправильное произношение, неверная лексика, неправильное грамматическое выстраивание предложений.

Артикуляционная гимнастика

Речевая гимнастика призвана укрепить мышцы речевых органов и закрепить правильное звукопроизношение посредством специальных упражнений, проводимых, как правило, в виде игры. При этом тренируются все мышцы речи: язык, неба, губы. Это в итоге дает развитие артикуляционной моторики и приводит к правильному положению каждой речевой мышцы во время произношения звуков.

Главная ее задача – выработать правильный набор движений органов речевого аппарата, чтобы звуки произносились четко и правильно.

Гимнастика даст результат только при выполнении ряда правил:

  1. Упражняться необходимо ежедневно. Так навык будет сначала вырабатываться, а потом упражнения будут способствовать его закреплению. За один раз не следует проводить больше трех упражнений.
  2. Каждое упражнение нужно выполнять не менее пяти раз.
  3. Если задание требует удержания определенной позы, то задерживать нужно не менее чем на 10 секунд.
  4. Упражнения нужно начинать с простых, а далее уже переходить к сложным. Лучше всего использовать формат игры.
  5. Новые упражнения вводятся строго по одному. Остальные два выполняются для закрепления навыка. Нельзя вводить новые задания пока предыдущие ребенок не выполняет хорошо.
  6. Упражнения стоит проводить в положении сидя. Так тело малыша будет расслаблено и нет ненужной нагрузки на мышцы.
  7. Малыш должен хорошо видеть взрослого. Это необходимо для контроля за правильностью выполнения упражнений. Можно либо вдвоем сесть напротив зеркала, или же сидеть лицом друг к другу, но тогда у ребенка в руках должно быть зеркало.
  8. Первыми упражнениями лучше всего ставить упражнения для развития гибкости губ.

Гимнастика в виде игры в домашних условиях поможет исправить незначительные дефекты или закрепить уже полученный результат. Но чтобы исправить некоторые патологии нужна помощь квалифицированного специалиста.

  • Показать ребенку на своем примере как нужно выполнять задание.
  • Проследить за правильностью выполнения задания ребенком. Для взрослого, занимающегося с ребенком, важно контролировать правильность выполнения заданий, отслеживать их точность, плавность, темп и устойчивость движений. Важен контроль симметричности обеих частей лица во время выполнения упражнения.
  • Оказывать помощь ребенку в правильном расположении органов речи для выполнения задания. Если какое-либо движение у ребенка не получается, можно посредством игры и творческого подхода показать ему как это правильно сделать.
  • На первых парах движения у ребенка будут напряженными, но спустя несколько занятий появится непринужденность.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Верещагинская школа-интернат для обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

    Комплекс игр и упражнений для развития артикуляционного аппарата, мелкой моторики, дыхания на лексические темы

    Учитель-логопед: Углева Татьяна Павловна

    Тема «Осень»

    1 .Артикуляционная гимнастика
    -«Заборчик»
    -«Улыбочка»
    -«Лопаточка»
    -«Качели»

      «Осень»
      Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».

      Развитие мелкой моторики

    4. Координация речи с движением

    Теме: «Семья»

      Артикуляционная гимнастика
      -«Улыбка»
      -«Трубочка»
      -«Окошко»
      -«Качели»
      -«Лопатка»

      Развитие речевого дыхания и силы голоса
      Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело:

    «О-о-о-о-ох! У-у-у-у-ух!»
    Учим маленького брата говорить слоги:

    «Ка-га, ко-го, ку-гу. Кто-кты, кта-кту»

      Развитие мелкой моторики

      Координация речи с движением

    2

    Тема «Дом»

      Артикуляционная гимнастика
      -«Улыбочка»
      -«Трубочка»
      -«Качели»
      -«Лопатка»
      -«Чашечка»

    2. Развитие речевого дыхания

    Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью.

    Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д-д», а затем слоги: «Та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук-тук».

    Шагаем по этажам.

    Произносить слова первый, второй, тртий, четвертый, пятый, повышая голос, сопровождая движением руки (поднимаемся по лестнице), понижая голос (спускаемся).

    Произносить предложения с разной интонацией: «Ах, какой дом!», «Какой это дом?», «Вот такой дом!».

    3. Развитие мелкой моторики

    Чтение стихотворения сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук .

    Тук, тук молотком,

    Строим, строим новый дом.

    Этот дом - для Маши,

    Этот дом - для Саши,

    Этот дом - для Даши,

    Этот - для Наташи.

    Этот дом - для Ксюши,

    Этот - для Андрюши.

    Все соседи,

    Все друзья.

    Жить без дружбы им нельзя.

    4. Координация с движением

    Изобразить подъемный кран, груженый самосвал, брошенный на дороге кирпич, бетономешалку, электродрель и другие инструменты.

    Изобразить дом, покинутый хозяевами; разрушенную избушку; дом, в который въезжают новоселы.

    Представить себя пилой, полотком, дрелью. Показать назначение этих инструментов.

    Тема: «Овощи»

    1 . Артикуляционная гимнастика
    -«Улыбочка»
    -«Трубочка»
    -«Качели»
    -«Лопатка»
    -«Чашечка»

      Развитие речевого дыхания и силы голоса
      Разговоры овощей. Помидор (
      хвастливо ), Огурец ( обиженно )
      Помидор хвастается перед Огурцом: «Па-пу,пы-по!»
      Огурец: «Пы-бы, по-бо»
      Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту»

    3. Развитие мелкой моторики

    4. Координация речи с движением
    Дети в огород идут,
    А там овощи растут,
    Дети спинки наклоняют,
    И горох они срывают

    Тема «Фрукты»

      Артикуляционная гимнастика
      «Заборчик»
      «Улыбочка»
      «Лопаточка»
      «Качели»

      Развитие речевого дыхания и силы голоса
      Пришли девочки в сад, увидели много фруктов и удивились:

    "О-о-о-о-о-о!"

    Услышали разговоры фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу:

    "Фу-фа-фу!"

    Вишни просят Скворцов не клевать их:

    "Пта-пты-пто, пта-пту-пты".

    Яблоки падают на траву:

    "Бам-бом-бум!

      Развитие мелкой моторики
      Палец толстый и большой
      В сад за сливами пошел.
      Указательный с порога
      Указал ему дорогу.
      Средний пальчик - самый меткий:
      Он сбивает сливы с ветки.
      Безымянный поедает,
      А мизинчик-господинчик
      В землю косточки сажает.

      Координация речи с движением


    - Яблоня! Яблоня!
    Где же твои яблоки?
    Заморозил их мороз?
    Или ветер их унес?
    Или молния спалила?
    Или грдом их побило?
    Или птицы поклевали?
    Куда они пропали?
    - Не морозил их мороз,
    И не ветер их унес,
    Не спалило их огнем,
    Града не было с дождем,
    Птицы их не поклевали.
    Дети оборвали.


    Дети идут по кругу, взявшись за руки,
    в центре круга стоит ведущий.
    Останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальчику,
    водящий отрицательно качает головой.

    Пожимают плечами.
    Опять загибают по одному пальчику.
    Дети разбегаются.

    Тема «Грибы»

      Артикуляционная гимнастика
      -«Заборчик»
      -«Улыбочка»
      -«Лопаточка»
      -«Качели»

      Развитие речевого дыхания и силы голоса
      Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

      Развитие мелкой моторики


    (поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца)

      Координация с движением

    Тема: «Игрушки»

    1. Артикуляционная гимнастика
    -«Улыбка»
    -«Заборчик»
    -«Окошко»
    -«Качели»

    - «Лопатка»

      Развитие речевого дыхания и силы голоса
      - Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!

    3. Развитие мелкой моторики

      Координация речи с движением


    Этот мяч, круглый мяч,
    Красный мяч, гладкий мяч.
    Любит мячик прыгать вскачь.
    Вот так мяч, круглый мяч.

    Тема «Человек»

    1. Артикуляционная гимнастика

    -«Заборчик»
    -«Улыбочка»
    -«Лопаточка»
    -«Качели»

    2 . Развитие речевого дыхания и силы голоса
    Эхо.

    Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау-у-у!» (Громко.) Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау-у-у!» (Тихо.)

    Малыш учится говорить.

    Произносить слоги: «Мна-мно, мны-мну, пи-пя-пе, би-бя-бю.»

      Развитие мелкой моторики

    Четыре пальца сложены в кулак. Большой палец, обращаясь с просьбой, дотрагивается до каждого поочередно. Отвечая, каждый из пальцев распрямляется и вновь сгибается.

    - Братец, принеси дрова!

    - Заболела голова!

    - Средний, ты наколешь дров?

    - Я сегодня не здоров!

    - Ну, а ты натопишь печку?

    - Ох, болит мое сердечко!

    - Ты, меньшой, свари обед!

    - У меня силенок нет!

    - Что же, сделаю все сам, Но обеда вам не дам!

    Голодать готовы?

    Мы уже здоровы! И. Лопухина

    4. Координация с движением

    Нос, умойся!

    Кран, откройся!

    Нос, умойся!

    Мойтесь сразу,

    Оба глаза! Мойтесь, уши,

    Мойся, шейка!

    Хорошенько!

    Мойся, мойся,

    Обливайся

    Грязь, смывайся!

    Тема: «Одежда»

    1. Артикуляционная гимнастика
    -«Улыбка»
    -«Трубочка»
    -«Окошко»
    -«Качели»
    -«Лопатка»

    2. Развитие речевого дыхания и силы голоса «Шитье одежды »
    Шьем и напеваем песенки:

    «Ля-ли-ле, ли-ля-лю».
    Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот ),

    произнести на одном выдохе слоги:

    «Ой-ой-ой-ой!»,

    а затем предложения:

    «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!»,

    «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».

      Развитие мелкой моторики
      В понедельник я кроила,
      А во вторник - платье шила.
      В среду - фартук вышивала,
      А в четверг - белье стирала:
      Все свои платочки.

      И братишкины носочки.
      А в пятницу, субботу.

      Отдыхала от работы.

      Координация речи с движением

    Тема: «Посуда»

      Артикуляционная гимнастика
      -«Улыбка»
      -«Трубочка»
      -«Качели»
      -«Чашка»

      Развитие речевого дыхания и силы голоса
      Дуем на горячий чай, губы трубочкой.
      Пыхтящий чайник.
      Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих! ».

      Развитие мелкой моторики


    У пушистой белочки
    Круглая тарелочка,
    У полосатой кошки
    Маленькая плошка!

      Координация речи с движением

    Тема «Зима»

    1. Артикуляционная гимнастика

    -«Заборчик»
    -«Улыбочка»
    -«Лопаточка»
    -«Качели»

    2. Развитие речевого дыхания и силы голоса

    Вьюга.

    Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ягой.

    Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)

    Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

    Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)

    Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

    Шумят ели: «Ш-ш-ш-П1-Ш-П1».

    Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

    3. Развитие мелкой моторики

    Мы во двор пошли гулять

    Раз, два, три, четыре, пять,

    (Загибать пальчики по одному.)

    Мы во двор пришли гулять.

    Бабу снежную лепили.

    (Имитировать лепку комов.)

    Птичек крошками кормили,

    (Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

    С горки мы потом катались.

    (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

    А еще в снегу валялись.

    (Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.)

    Все в снегу домой пришли,

    (Отряхивать ладошки.)

    Съели суп и спать легли.

    (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.) Н. Нищева

    11

    Тема: «Мебель»

      Артикуляционная гимнастика
      -«Улыбка»
      -«Трубочка»
      -«Окошко»
      -«Лопатка»
      -«Часики»

      Развитие речевого дыхания и силы голоса
      Приколачиваем дверку к шкафу.
      Произносить на одном выдохе:

    «Т-т-т-т-т-т, д-д-д-д-д. Та-та-та-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук»

      Развитие мелкой моторики

      Координация речи с движением


    Вот Кирюшкина кроватка,

    Чтобы спал Кирюшка сладко,

    Чтоб во сне он подрастал,
    Чтоб большим скорее стал.


    ^ Разводят руки в стороны.

    Приседают, кладут сложенные ладони под левую щечку.

    Медленно поднимаются.

    Встают на носочки, тянутся руками вверх.

    Тема «Перелетные и зимующие птицы»

      Артикуляционная гимнастика
      -«Заборчик»
      -«Улыбочка»
      -«Лопаточка»
      -«Качели»

      Развитие речевого дыхания и силы голоса
      Снегирь: «Фью-фью-фью»
      Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри»
      Синица: «Кик-кик-кик»
      Воробей: «Чик-чи-рик»

      Развитие мелкой моторики
      - Где обедал воробей?
      - В зоопарке у зверей.
      Пообедал я сперва
      За решеткою у льва.
      Подкрепился у синицы,
      У моржа попил водицы,
      Ел морковку у слона,
      С журавлем поел пшена,
      Погостил у носорога,
      Отрубей поел немного…
      Был на праздничном обеде
      У мохнатого медведя,
      А зубастый крокодил
      Чуть меня не проглотил.

    4. Координация с движением


    Скачет шустрая синица,
    Ей на месте не сидится,
    Прыг-скок, прыг-скок,
    Завертелась, как волчок.
    Вот присела на минутку,
    Почесала клювом грудку,
    И с дорожки - на плетень,
    Тири-тири,тень-тень-тень.


    Дети прыгают врассыпную по залу на двух ногах.
    кружатся
    приседают
    почесывают пальчиками грудь
    убегают на места
    Сидя, взмахивают кистями рук

    Тема: «Новый год. Елка. Зимние забавы»

      Артикуляционная гимнастика
      -«Улыбка»
      -«Трубочка»
      -«Окошко»
      -«Качели»
      -«Лопатка»

      Развитие речевого дыхания и силы голоса
      Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой.
      Вьюга воет: «З-з-з-з-з» (
      с усилением звука )
      Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м» (
      тихо, высоким голосом )
      Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м» (
      громко, низким голосом )
      Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш»
      Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с»

      Развитие мелкой моторики

      Координация речи с движением


    ^ Идут по кругу, взявшись за руки.
    Останавливаются, тянутся руками вверх.
    Опять идут по кругу, взявшись за руки.
    Останавливаются.

    Тема «Инструменты»

      Артикуляционная гимнастика
      -«Заборчик»
      -«Улыбочка»
      -«Лопаточка»
      -«Качели»

      Развитие речевого дыхания и силы голоса «Насос»
      - Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса - вот так! "С-С-С" - работают насосы!

      Развитие мелкой моторики

    4. Координация с движением


    Тема: «Домашние животные»

      Артикуляционная гимнастика
      -«Заборчик»
      -«Улыбочка»
      -«Лопаточка»
      -«Качели»

      Развитие речевого дыхания и силы голоса
      Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте.
      Корова: «Му-у-у-у, молока кому?» (
      громко, низким голосом )
      Теленок: «Му-у-у-у» (
      тихо, высоким голосом )
      Кошка: «Мяу-мяу-мяу» (
      тихо, высоким голосом )
      Котенок: «Мяу-мяу-мяу» (
      тихо, высоким голосом )

      Развитие мелкой моторики
      Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,
      Два щенка: “Ав-ав!”,
      Два жеребенка: “Иго-го!”,
      Два тигренка: “Р-р-р!”,
      Два быка: “Му!”.
      Смотри, какие рога.

      Координация речи с движением
      То прогнет,
      То выгнет спинку,
      Ножку вытянет вперед -
      Это делает зарядку
      Наш Маркиз -
      Пушистый кот.
      Чешет он себя за ушком,
      Жмурит глазки и урчит.
      У Маркиза все в порядке:
      Когти, шерсть и аппетит.

    Тема: «Дикие животные»

      Артикуляционная гимнастика
      -«Заборчик»
      -«Улыбочка»
      -«Лопаточка»
      -«Качели»


      Волк воет: «У-у-у-у-у-у-у» (произносить тихо и громко )
      Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых».

      Развитие мелкой моторики

    Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.
    Проделать то же самое левой рукой

      Координация речи с движением
      Зайка в травке скок-скок.
      Зайка прыг за кусток.
      Смелый зайка не боится,
      Не поймать его лисице.

    Тема: «Обувь»

      Артикуляционная гимнастика
      -«Улыбочка»
      -«Трубочка»
      -«Качели»
      -«Лопатка»
      -«Часики»

      Развитие речевого дыхания и силы голоса
      - Давайте споем песенки. Вот первая песенка:

    "А-А-А!"

    Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная.
    - Вот вторая песенка:

    "У-У-У!"

    Теперь

    "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"

      Развитие мелкой моторики
      Посчитаем в первый раз,
      Сколько обуви у нас.
      Туфли, тапочки, сапожки
      Для Наташки и Сережки,
      Да еще ботинки
      Для нашей Валентинки,
      А вот эти валенки
      Для малышки Галеньки.

      Координация речи с движением

    18

    Т ема: «Части тела и лица»

      Артикуляционная гимнастика
      -«Улыбка»
      -«Трубочка»
      -«Окошко»
      -«Качели»
      -«Лопатка»

      Развитие речевого дыхания и силы голоса
      «Подуй на пальцы».
      Сложить пальцы в щепоть, и сделав энергичный вдох носом, дуть на пальцы короткими выдохами, работая мышцами живота.

      Развитие мелкой моторики

      Координация речи с движением


    ^ Показывают сначала левый, потом правый глаз.
    Берутся сначала за левое ухо, потом - за правое.
    Левой рукой показывают рот, правой – нос.
    Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот.
    ^ Протягивают обе руки, два раза хлопают.
    Кладут ладони на бедра, два раза топают.
    Правой ладонью проводят по лбу.

    Тема: «Продукты питания»

      Артикуляционная гимнастика
      -«Улыбка»
      -«Трубочка»
      -«Окошко»
      -«Лопатка»
      -«Качели»

      Развитие речевого дыхания и силы голоса
      Раз, два, три, Горшочек, вари!
      Каша варится. "Ш-Ш-Ш"
      Огонь прибавляют. "Ш-Ш-Ш" (в убыстренном темпе).
      Раз, два, три,
      Горшочек, не вари!

      Развитие мелкой моторики

      Координация речи с движением

      Артикуляционная гимнастика
      -«Заборчик»
      -«Улыбочка»
      -«Лопаточка»
      -«Качели»

      Развитие речевого дыхания и силы голоса
      Дует легкий ветерок - ф-ф-ф... И качает так листок - ф-ф-ф... Выдох спокойный, равномерный.
      Дует сильный ветерок - ф-ф-ф... И качает так листок - ф-ф-ф... Активный выдох.
      Листочки на веточках сидят, осенние листочки детям говорят:
      Осиновый - а-а-а...
      Рябиновый - и-и-и...
      Березовый - о-о-о...
      Дубовый - у-у-у...

      Развитие мелкой моторики


    (поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца)
    (кулачок разжать, широко
    расставив пальцы в стороны.)

      Координация с движением Левой, правой
      Левой, правой!
      На парад
      Идет отряд.
      На парад
      Идет отряд.
      Барабанщик очень рад.
      Барабанит,
      Барабанит
      Полтора часа
      Подряд.
      Левой,
      правой,
      Левой,
      правой,
      Барабан... уже дырявый!
      21

    Т ема: «Профессии»

      Артикуляционная гимнастика
      «Улыбочка»
      «Трубочка»
      «Качели»
      «Лопатка»
      «Часики»

      Развитие речевого дыхания и силы голоса Трубач.
      Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

      Развитие мелкой моторики

    Координация речи с движением «Строители»
    Мы строгали, мы строгали
    Доски гладенькие стали.
    Мы пилили, мы пилили,
    Чтобы ровными все были.
    Мы сложили их рядком,
    Прибивали молотком,
    Получился птичий дом.
    Мы на улицу идем,
    Высоко его прибьем.
    Чтобы птички залетали,
    А котята не достали
    22

    Тема «Транспорт»

      Артикуляционная гимнастика
      -«Заборчик»
      -«Улыбочка»
      -«Лопатка»
      -«Качели»
      -«Окошко»

      Развитие речевого дыхания и силы голоса
      Прокололась шина у машины: ш-ш-ш.
      Накачаем шину: с-с-с.
      Машины едут по дороге: ша-шу-ши.
      Сигналит машина: би-би-би-би.
      Гудит поезд: ту-ту-ту-ту.

      Развитие мелкой моторики

      Координация речи с движением.


    Грузовик песок везет.
    Удивляется народ:
    «Вот так чудо-чудеса,
    В нем песок под небеса!»

    Тема «Весна»

      Артикуляционная гимнастика
      -«Заборчик»
      -«Улыбочка»
      -«Лопаточка»
      -«Качели»
      2. Развитие речевого дыхания и силы голоса

    Диалог Зимы и Весны

    Говорит Весна:

    - Сестра, уходить тебе пора! А Зима Весне в ответ:

    - Нет! Нет! Нет! Нет! Говорит Весна тогда:

    - С крыши капает вода?

    Да! Да! Да! Да!

    - Тают горки во дворах?

    Ах! Ах! Ах! Ах!

    - А на речке треснул лед?

    Вот так! Так вот!

    3. Развитие мелкой моторики

    Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения.

    Наши алые цветки

    Раскрывают лепестки.

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет.

    Наши алые цветки

    Закрывают лепестки,

    Тихо засыпают,

    Головками качают.

    Т. Ткаченко

      Координация с движением

    Каплями забулькав,

    Плакала сосулька:

    - Я хотела сесть повыше,

    Я хотела влезть на крышу,

    Я ступила на карниз

    И боюсь свалиться вниз!

    Кап! Кап! Кап!

    Тема: «Весна. Мамин праздник»

      Артикуляционная гимнастика
      -«Заборчик»
      -«Улыбочка»
      -«Лопаточка»
      -«Качели»

      Развитие речевого дыхания и силы голоса.
      Говорит Весна:
      - Сестра, уходить тебе пора! А Зима Весне в ответ:
      - Нет! Нет! Нет! Нет! Говорит Весна тогда:
      - С крыши капает вода?
      - Да! Да! Да! Да!
      - Тают горки во дворах?
      - Ах! Ах! Ах! Ах!
      - А на речке треснул лед?
      - Вот так! Так вот!

      Развитие мелкой моторики

      Координация речи с движением

    Т ема «Рыбы»

      Артикуляционная гимнастика
      -«Заборчик»
      -«Улыбочка»
      -«Лопаточка»
      -«Качели»

      Развитие речевого дыхания и силы голоса
      - Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А-У-У-У!" Наберите побольше воздуха - песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: "У-У-У-А-А-А!"

      Развитие мелкой моторики


    Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. .

    Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

    Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
    Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).


    Быстро качаем ладонями (дрожь).
    Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).

    Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).

    26

    Тема «Бытовая техника и инструменты»

    1. Артикуляционная гимнастика

    -«Заборчик»
    -«Улыбочка»
    -«Лопаточка»
    -«Качели»

    2. Развитие речевого дыхания и силы голоса

    Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Дз-з-з-з-з-з».

    Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу» - «Вжи-вжа-вжо».

    3. Развитие мелкой моторики

    Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.

    Что за шум на кухне этой?

    Будем жарить мы котлеты

    Мясорубку мы возьмем,

    Быстро мясо провернем.

    Миксером набиваем дружно

    Все, что и л м для крема нужно.

    Чтобы торт скорей испечь,

    Включим мы электропечь.

    Электроприборы - это чудо!

    Жить без них нам было б худо.

    4. Координация с движением

    Передать движением, мимикой или иным способом функциональное назначение электроприборов и бытовых машин: наполненный продуктами и пустой холодильник, работающий пылесос, закипевший электрочайник, включенный телевизор, работающий миксер и др.

    27

    Тема «Дикие животные жарких стран»

    1. Артикуляционная гимнастика
    -«Заборчик»
    -«Улыбочка»
    -«Лопаточка»
    -«Качели»
    2. Развитие речевого дыхания и силы голоса

    Рычание тигра и тигренка.

    Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр - громко, низким голосом, тигренок - тихо, высоким голосом.

    Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).

    3. Развитие мелкой моторики

    Верблюд. Сжать кулачки и соединить их на сгибе пальцев.

    Вот верблюд - живое чудо.

    Два горба есть у верблюда. . Маршак

    Крокодил.

    Раскрывать и закрывать сложенные ладони с загибанием пальцев внутрь ладони.

    А зубастый крокодил

    Чуть меня не проглотил. С. Маршак

    Жираф.

    Сжать пальцы в кулак, чуть-чуть приподняв мизинец и указательный палец.

    4. Координация с движением

    Жираф-великан достает ветки высокого дерева.

    Поднять голову вверх (шея напряжена). Опустить голову вниз (расслабление).

    Шея жирафа длинна и гибка,

    Ветки жираф достает свысока. Н. Стожкова

    Слон машет хоботом.

    Повороты головы в стороны. При повороте - вдох носом. При возвращении в исходное положение - выдох ртом.

    Головой кивает слон -

    Он слонихе шлет поклон. С. Маршак

    Лев трясет гривой.

    Потряхивание головой.

    28

    Тема «Насекомые»

      Артикуляционная гимнастика
      -«Заборчик»
      -«Улыбочка»
      -«Лопаточка»
      -«Качели»

      Развитие речевого дыхания и силы голоса
      Вращая указательными пальцами перед грудью, продолжительно выдыхать: «ж-ж-ж».
      Пчелка, гуди, в поле лети.

      С поля лети, медок неси. Ж-ж-ж...

      Развитие мелкой моторики

      Координация с движением


    (выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья») («летать», имитируя движения бабочки)



    29


    Тема: « Лето»

      Артикуляционная гимнастика
      -«Заборчик»
      -«Улыбочка»
      -«Лопаточка»
      -«Качели»

      Развитие речевого дыхания и силы голоса

    Дует летний лёгкий ветерок (тихо) :

    «У-у-у-у-у».

    Подул сильный ветерок (громко ):

    «У-у-у-у-у». (3раза )

    Заблудились мы в лесу, закричали мы:

    «Ау!» (громко-тихо );

    Летние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и», «О-у-и-а», «У-и-а-о», «И-а-о-у».

    3. Развитие мелкой моторики

    Пальчиковая гимнастика «На лужайке»

    На зелёной на лужайке (Дети изображают игру на балалайке )

    Заиграла балалайка.

    Заиграла дудочка, (Изображают игру на дудочке )

    Дудочка – погудочка.

    В сарафане красненьком («Плясать» пальчиками на крышке стола )

    Заплясала Настенька.

    4. Координация с движением

    «Речка»

    К речке быстрой мы спустились, (Дети идут к центру круга.Накло

    Няются,трут лицо руками)

    Наклонились и умылись.

    Раз,два,три,четыре - (На каждую строку четыре

    движения ладонями к лицу)

    Вот как славно освежились.

    30

    А теперь поплыли дружно. (Идут по кругу,взявшись за руки)

    Делать так руками нужно:

    Вместе – раз это брасс, (Показывают «брасс», «кроль»,

    Одной, другой – это кроль. двигаясь по кругу)

    Все как один плывем, как дельфин (Идут по кругу друг за другом,

    делая руками «брасс»или «кроль»)

    Вышли на берег крутой (Идут лицом от центра круга )

    И отправились домой.

    В.Волина


    31

    Список литературы

      Анищенкова Е.С. - Пальчиковая гимнастика для развития речи дошколников: пособие для родителей и педагогов /– М.:АСТ: Астрель. 2006. – 60,

      Нищева Н.В – Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009. – 160с.

      Нищева Н.В – Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада. – СПб. «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2006 – 192с

      Рыбина А.Ф – Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал. – Волгоград: Учитель, 2010 – 110с.

      Буденная Т.П. – Логопедическая гимнастика. Методическое пособие.- СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005г.