По литературе

Заказчик Наименование: Пограничное Управление ФСБ России по-Федеральные торги

Наименование: Пограничное Управление ФСБ России по Республике Тыва

Место нахождения: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, 42а

Почтовый адрес:

Контактная информация

Почтовый адрес: 667001, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, 42а

Телефон: 8(39422)12983, 12995

Адрес электронной почты: [email protected]

Контактное лицо: Бурлаков Евгений Викторович

Источник финансирования

Источник финансирования: Федеральный бюджет Российской Федерации

Предмет государственного контракта

Начальная/максимальная цена контракта, тыс. руб: 4 000,0

Наименование товара (работы, услуги): Уголь каменный

Код товара (работы, услуги) по структурированной номенклатуре: 1011. Каменный уголь

Количество товара (объем работ, услуг): 1850,0

Единица измерения: тн.

Краткие характеристики товара (работы, услуги): ГОСТ 30313-95: 06101346110333

Место поставки

Код места поставки: респ. Тыва

Место поставки: Республика Тыва, Монгун-Тайгинский кожуун, с. Мугур-Аксы отделение (пограничная застава) "Мугур-Аксы", Овюрский кожуун с. Саглы отделение (пограничная застава) "Саглы", Овюрский кожуун с. Хандагайты отделение (пограничная застава) "Хандагайты", Овюрский кожуун с. Торгалыг отделение (пограничная застава) "Торгалыг", Тес-Хемский кожуун с. Оо-Шинаа отделение (пограничная застава) "Оо-Шинаа", Тес-Хемский кожуун с. Самагалтай отделение (пограничная застава) "Шара-Сур", Эрзинский кожуун с. Цаган-Тологой отделение (пограничная застава) "Цаган-Тологой"

Условия поставки: автомобильным транспортом

Сроки (периоды) поставки: 3 квартал 2008 года

Оплата контракта

Форма оплаты: Безналичный расчет

Сроки и порядок оплаты: По факту поставки в течении 15 банковских дней

Конкурсная документация

Срок, место и порядок предоставления конкурсной документации: Срок предоставления-на момент обращения, место , получается лично, либо представителем имеющим доверенность, либо электронной почтой.

Официальный сайт, на котором размещена документация: www.zakupki.ru.

E:Извещение уголь 2008.docx | (28.01.2008 15:22)
E:Конкурсная документация уголь 2008.doc | (28.01.2008 15:23)

Порядок подачи заявок

Место подачи заявок: Республика Тыва г. Кызыл ул. Дружбы 42 А

Дата начала подачи заявок: 01.02.2008

Дата и время окончания подачи заявок: 07.03.2008 10:00

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе: Качественные характеристики товара; срок поставки товара; цена контракта; опыт работы в данной сфере услуг;

Вскрытие конвертов

Место: Республика Тыва г. Кызыл ул. Дружбы 42 А

Дата и время: 07.03.2008 15:00

Рассмотрение заявок

Место: Республика Тыва г. Кызыл ул. Дружбы 42 А

Дата: 14.03.2008

Подведение итогов конкурса

Место: Республика Тыва г. Кызыл ул. Дружбы 42 А

Ch. K. Oydup

Природа Тувы неповторима тем, что в экологическом равновесии здесь сосуществуют почти все природно-климати­ческие зоны Северного полушария: от высокогорной тундры до знойной пустыни. Отсюда разнообразие флоры и фауны. Здесь на сравнительно небольшой территории соседствуют северный олень и снежный барс с одной стороны, верблюд–корабль пустынь и тушканчик–«кенгуру» житель песчаных степей с другой. На суровом высокогорье обитают удивительные животные–сарлыки. Необозримый простор, первозданная красота, несущая покой и радость такова природа Тувы. Так и есть!

Я все это знаю не понаслышке. Без преувеличения скажу, что с экспедиционными работами объездила всю Туву. Здесь есть на что посмотреть, где поправить здоровье, красиво провести отпуск.

Все начинается с дороги! По качеству дороги в Туве делятся на следующие категории: магистральная (федеральная) – М-54 (Красноярск – южная государственная граница России, застава Саган-Тологой, Эрзинский кожуун Республики Тыва); территориальные главные с асфальтовым покрытием (Кызыл – Ак-Довурак-Тээли; Чадаана – Хандагайты - Госграница); без покрытия; прочие дороги. В настоящее время все сельские поселения в Республике доступны автомобильному транспорту, но много других экзотических уголков, куда можно добраться только на вьючном транспорте, или по воде, пешком и т.д. Хочу предложить описание одной дороги в надежде на то, что со временем она станет одним из основных автомобильных туристических маршрутов - под названием «

В советское время в Монгун-Тайгинский кожуун попадали либо самолетом, либо на машине через Монголию. Естественно это очень хлопотно: часто приходилось ночевать на пограничном посту, т.к. на ночь закрывали на замок границу. Теперь есть дорога по нашей территории - благодать! Только вот содержать бы эту дорогу на должном уровне, она изнашивается на нет. Помню, едем, нас мотает, подбрасывает по всему кузову, у шофера нервы не выдержали и он, съезжая на проселочную дорогу, говорит в сердцах: «Пусть дорожники сами едут по ней!» Эта дорога относится к категории «территориальных прочих» без асфальтового покрытия. Думаю, со временем заасфальтируют и доведут до Алтая. Сегодня она доведена до с. Кызыл-Хая. Надо сказать, красивейшая дорога. Советуем ехать не спеша, с остановками на ночь. От Кызыла до границы с Алтаем желательно сделать таких остановок не менее трех.

От Кызыла до Чадана свои прелести по ходу маршрута, которые можно посмотреть или показать туристам. Например, за п. Усть-Элегест по левой стороне - угольное месторождение «Красная горка» (торчат вышки разведочных буровых скважин, да и дымятся старые штольни - работает Енисейская промышленная компания). Далее, ближе к 100 км по трассе перед вами величаво «возникает» в степи гора Хайыракан (наибольшая высота этой горы 1042 м над уровнем моря, гора простирается с северо–востока на юго-запад. Среди мелкосопочного, холмистого рельефа Хайыракан возвышается скалистым, живописным монументальным массивом и ее остроконечные зубчатые вершины видны со всех сторон, за много километров. Белые скалы очень они красивы. Сложена гора белым мрамором и известняком. А сколько легенд рассказывают старожилы о Хайыракане!

Вот одна из них: «Жил у подножья скал богатый человек. В его табунах, стадах стали теряться кони, козы, коровы. А вора поймать не могли. Тогда он позвал всех шаманов и попросил их направить гром и молнию в эту тайгу, чтоб расправиться со спрятавшимся там злодеем. Засверкали молнии, загрохотал гром. Гора занялась сплошным пожаром. Ее цвет менялся, она стала белее. Богатый, в ужасе упав на землю, воскликнул: «Оршээ, Хайыракан! »

С тех пор эту гору так и называют – Хайыракан.

Рядом есть деревня с одноименным названием. Тюлюш Балданович Кечил-оол, командир эскадрона тувинских добровольцев, родом оттуда. Во времена застоя в селе Хайыракан находилось отделение совхоза «Улуг-Хая» (в переводе - «Великие скалы»). Скалы как раз находятся напротив села на правом берегу Енисея. Местные жители называют эти скалы невестой Хайыракана. Пик Мажакыры назван в честь мужественного охотника.

С высот Хайыракана открываются изумительные виды. Хайыраканские известняки пригодны для производства извести, карбида кальция, для использования в целлюлозной промышленности…

Далее за Чаданом от главной территориальной трассы Кызыл – Ак-Довурак есть развилка с направлением на юг – дорога той же категории. Она асфальтирована от развилки до международного таможенного поста «Хандагайты». Дорога понимается на хребет Западный Танну-Ола вдоль реки Хондергей. В начале степь, затем лес и лесо-тундра. В любой месяц лета здесь много цветов - очень красиво! Рекомендую остановиться на ночь (можно за большим мостом). Можно разбить палаточный лагерь, сварить суп, чай и посидеть у костра.

На другой день обязательно остановитесь на перевале. Отсюда загляните на юг на бескрайную степь. Сфотографируйтесь у Субургана. После перевала, не доезжая каких-то 10 км до Хантагайты (у южного подножья горы, у поста ГАИ) есть указатель резко на запад, по этой насыпной дороге и едем в Монгун-Тайгу.

После Бора-Шая уже третий раз поднимаемся на подножье Танну-Ола - крайнюю западную конечность этой горной системы. Долина реки Саглы. Сюда тоже попадали в Советское время через Монголию. По косогору, в то же время, ощущая затяжной подъем, вы окажетесь на перевале под названием Арзайты. Много цветов в любой месяц лета. Здесь растет один из видов пищевых растений - уургене . Можно остановиться на час-два, подняться на Танну-Ола и заглянуть на долину р. Хемчик.

Далее спускаемся по реке Элдиг-Хем (правый приток р. Барлык), огибая гору Арзайты, попадаем на основное русло реки Барлык. Видите шлагбаум, а за ним – несколько домов: отсюда начинается Монгун-Тайгинский кожуун.

Крутые склоны гор по обе стороны реки выглядят очень красиво. Где-то высоко на заснеженном склоне может на вас смотрит снежный барс или горный козел. В долине реки цветут крупные эдельвейсы. Река Барлык тому же рыбная. Здесь есть столовая, можно также остановиться на ночь.

На другой день. Далее дорога так и поднимается до самого верховья этой реки (до границы с МНР), затем резко поворачивает на запад и поднимается на хребты Цаган-Шибету далее не запад хр. Шапшал. Вот здесь самый большой перевал на этом пути -«Когээ-Даваа». Отсюда вид замечательный. Особенно на юг и юго-запад - все как на ладони!

А какая палитра цветовых оттенков!..

Но спуск с перевала очень крутой по «серпантину», порой жутковато. Когда спускаются многотонные КАМАЗы, слышен только скрежет тормозов.

Внизу пограничная застава. Отсюда двумя путями можно ехать на Алтай. Первый - через с. Мугур-Аксы (дорога направо) по реке Каргы. Маршрут более труднодоступный, но интересный.

]Когда подъезжаете к с. Мугур-Аксы, вас приветствуют местные обитатели «Тарбаганы». Отсюда очень хорошо видна вершина Ак-Баштыг.

Когда подниметесь до истоков реки Каргы, то увидите с левой стороны огромное озеро Хиндиктиг-Хол, а со стороны Алтая - заповедную долину оз. Джулкул с множеством озерков разных размеров.

Тем, кто любит восхождение на пики, можно подготовиться и организовать подъем на вершину Ак-Баштыг или пик Монгун-Тайга.

Второй маршрут проходит по южному склону хр. Монгун-Тайга. Насыпная дорога проложена по сопкам сложенными ледниковыми отложениями вдоль госграницы с МНР. До пограничных столбов рукой подать, местами столбы двух государств прямо у дороги (оз. Майхан-Нур). Здесь с южных склонов хр. Монгун-Тайга берут начало мелкие речушки в котловиной части, образующие небольшие озерки: Шара-Харагай, Тоолайты (оз. Тоолайты), Ортаа-Шегей (Сиве-Холь), Мугур-Шегей. И надо отметить рыбные оз. Сиве-Холь и Тоолайты (здесь водится хариус). В этих долинах располагаются хозяйства ГУП «Моген-Бурен». Ближе к озерам они зимуют, а летом поднимаются выше. Со стороны МНР граница «прошита», а на нашей стороне столбы стоят в километрах друг от друга. По дороге на ночь можно остановиться у этих озерков. Общая длина трассы от пограничной заставы у реки Каргы до с. Кызыл-Хая - 78км.

На следующий день. Далее маршрут через с. Кызыл-Хая идет вверх по реке Моген-Бурен. Есть периоды, когда р. Моген-Бурен становится неуправляемой - весной и когда идут сильные дожди. В селе живет инструктор биосферного заповедника «Убсу-Нур». Стоит к нему заехать и далее он может быть вашим проводником. Следует отметить, что река Моген-Бурен тоже рыбная, а в верховье реки, где образуются заводи в виде озерков, наряду с хариусом водятся и речные асманы.

От села и далее начинается бездорожье. Здесь двум встречным машинам очень сложно разминуться. Долина реки у села, более-менее широкая. Выше ныряем в ущелье. После первого моста по левой стороне реки скала «Кызыл-Хая», от которого название села. По правой стороне реки выше устья Алдыы-Иматы (правый приток реки) широкая терраса, на которой много могильников. С двух сторон рыжие крутые склоны. Так придется ехать более 15 км. На выходе из ущелья река раздваивается. Левый приток - Дуругсуг. Исток этого притока - от мелких озерков в ледниковых котловинах, расположенных на хребте на юге оз. Хиндиктиг-Хол. Верховье реки широкое, открытое, на междуречье видится Сарыг-Хову со множеством могильников и столбов - следами древней цивилизации. В советское время здесь проводились раскопки. Можно переправиться по мосту на эту сторону реки и подняться на хребет, на северном склоне которого раскинулось оз. Хиндиктиг-Хол.

Все открыто. Это высокогорная тундра. А дышится как хорошо, красота! Для данного маршрута этот природный памятник будет дополнением. На берегу озера можно остановиться несколько дней и отдохнуть, а затем продолжить путь на Алтай. Здесь очень ветрено, погода меняется каждые 10 минут: то солнце палит до боли, то дождь, то град.

Скачать файл статьи (cкачиваний: 4)

Заметка Диакона Димитрия Уварова (миссионерский отдел Кызыльской епархии): «Иди ты!» — из Хандагайты.

Воскресным вечером 9 октября миссионеры иеромонах Варсонофий, диакон Димитрий, Всеволод и Павел отправились в отдалённый район Тувы. Через два часа пути из-за темноты мы заночевали в г. Шагонаре. Рано утром, в 6:30, отправились в сторону монгольской границы в п. Хандагайты, что находится в 314,5 км от г. Кызыла. Совершив молебен в дороге, призывая Господа и Его угодников на помощь в совместном деле проповеди, мы достигли один из горных перевалов (хребет Адар-даш) с высотой вершин в 1914, 1673, 1286. На трассе в горах нас встретили осень и зима. Некоторые автомобили стояли на обочине из-за скользкой дороги. Мы с опаской двигались на летней резине на этом участке. В г. Чадане миссионеры нашли столовую для подкрепления сил, встретившись с православным корейцем Максимом. Далее наш путь пролегал на малолюдный юг, до границы с Монголией. Препятствиями были не только заснеженные горы, но и стада коров, туман, а так же воспоминания о первом посещении с. Хандагайты. (Тогда два миссионера встретились здесь с парнем, который давно желал принять Крещение, но все другие попытки найти верующих закончились ничем. Правда, добрая новость всё-таки настигла нас после первой поездки сюда - один мужчина позвонил Антонию после беседы в местной столовой…).

Прибыв в п. Хандагайты, миссионеры решили отправиться в больницу, где ещё не бывали, после заехать к нашему старому знакомому, а затем обратиться в центр поддержки семьи с предложением предоставить нам список нуждающихся в помощи семей. Ходить по домам и улицам мы не стали.

Приехав в больничный городок, были встречены приветливыми детскими улыбками в окнах, и ободрённые направились к главврачу. В самой больнице его не оказалось. В отдельном административном здании объявили, что он в отпуске, а заместитель в отъезде на совещании, и тогда нас направили в другое помещение к старшей медсестре. Её так же не оказалось, предложили ожидать. Приехавший на «скорой» фельдшер, мужчина лет пятидесяти, обратился к нам с вопросом «кто вы?». Услышав - православные из Кызыла - начал настойчиво повторять: «ребята, нам этого не надо! Пожалуйста, не нужно здесь… уезжайте!». Он был разгорячён и напорист в своей просьбе, что привлекало прохожих. Из подъехавшей машины нас сфотографировали. Убедившись, что на территории данного учреждения нам не рады и не спешат разрешать встречу с больными, мы решили перейти к следующему пункту…

По адресу, где в прошлый раз встречались с оглашаемым парнем, никого не оказалось. Телефон был выключен. Далее путь наш лежал к центру помощи семье, где мы надеялись получить информацию об адресах, где ожидают поддержки.

Общение с работниками проходило в фойе центра, и ничего определённого узнать не удалось. «У нас так-то нет слишком бедных семей, в одежде не нуждаются, вы можете оставить вещи нам, а мы уже решим с руководством…» — сказала одна из сотрудниц. Не видя смысла в дальнейших переговорах, мы распрощались.

Когда мы перемещались по центральной улице, казалось, что тревожное настроение фельдшера в больнице распространилось на всех жителей посёлка.

Оставалась последняя надежда на тёплый приём в погранзаставе, расположенной невдалеке. По результатам телефонных звонков, нам было обещано сотрудничество, и даже целые «гастроли» по погранзаставам Тувы… — но не сегодня.

Единственным местом, где миссионерам были рады, оказалась столовая в центре села. Подкрепив силы, участники длительной экспедиции, решили выдвинуться в обратный путь, чтобы засветло успеть пообщаться с Максимом в г. Чадане, и, если удастся, совершить там молебен.

Казалось, самое грустное позади. Но тут мы достигли хребта западного Танну-Оола, где машина потеряла сцепление с дорогой и отказалась преодолевать перевал… Подпоясавшись, группа путешествующих, под предводительством иеромонаха, принялась толкать автомобиль в гору. В конечном итоге, спустя сорок минут, сила духа и веры победила негостеприимную высоту.

С Божией помощью, взбодрившиеся путешественники достигли г. Чадана. Помещение для молебна не нашлось, однако нашлись слова поддержки хворающему Максиму. Следующим пунктом нашей поездки стало с. Бажин-Алаак (бывший совхоз «Искра»), где мы намеревались застать активную прихожанку-тувинку Алёну. Алена, будучи ещё некрещёной, приглашает к себе в дом всех желающих услышать о Господе Иисусе Христе, всех нуждающихся в помощи не оставляет без поддержки. Невостребованную в п. Хандагайты одежду было решено передать ей. Хозяйки не оказалось дома, однако, приятным сюрпризом стала встреча с её дочерью, которая приняла Святое Крещение ещё в 2010 г. Она с радостью взяла предложенную одежду для раздачи односельчанам. Пригласив гостей в дом на чашку горячего чая, с интересом задавала много накопившихся вопросов о христианском благочестии, просила приезжать почаще.

Тепло попрощавшись, в глубокой темноте мы отправились домой.

Анализируя данную поездку делаем вывод: исполненное послушание с искренним упованием на Бога, даже при кажущемся провале дела, нередко приносит непредсказуемые плоды - во время написания этой заметки, в кабинете объявилась уроженка п. Хандагайты, которая с недавних пор готовится к принятию Крещения - приятная новость, помоги ей Господи!

Из Кызыла в Кызыл - такой своеобразный виток, длиною почти в 20 лет, произошел в судьбе сотрудника Управления Сергея Крылова. На заре своей офицерской карьеры, после окончания в 1981 году Московского высшего пограничного командного училища КГБ СССР, он прибыл для прохождения службы в Кызылский пограничный отряд, на заставу «Хандагайты ». Это было время, когда на тувинском участке границы шла интенсивная работа по инженерно-технич ескому оборудованию, обустройству новых комплексов пограничных застав, строительству рокадных и подъездных дорог. Но не столько объем выполняемых работ поразил молодого лейтенанта, сколько тот факт, что на некоторые заставы отряда, из-за отсутствия дорог, пограничники могли попасть только через территорию сопредельной Монголии. Так же из Тувы в Туву через «заграницу» перемещались и жители приграничных населенных пунктов. Разумеется, по специально установленным пропускам. Но в учебниках по пограничному делу такие прецеденты не описывались, и это было интересно начинающему офицеру в плане организации пограничной службы.

Правда, задержаться надолго на тувинском участке не пришлось. Через полгода он получил назначение в Кяхтинский пограничный отряд. Затем были Забайкальск, снова Кяхта, Даурия, Абакан. Словом, вся забайкальская граница исхожена им из края в край. И, наконец, в 2000-м уже полковником, с солидным багажом служебного опыта Сергей Витальевич вновь прибыл в Кызылский пограничный отряд, заместителем командира части. Для кого-то это всего лишь любопытное стечение обстоятельств, он же видит в этом перст судьбы и не случайно считает себя коренным сибиряком, хотя родился и вырос на Белгородчине.

А сколько он «выпустил» в свободное плавание молодых офицеров только-только приступивших к самостоятельной офицерской службе… Сейчас, уже спустя много лет, они приходят и звонят просто для того, чтобы сказать ему слова благодарности за бесценный опыт и приобретенные качества настоящего русского офицера. Подопечные в унисон отзываются о Сергее Витальевиче, как о жестком, но крайне справедливом руководителе. «Сам спрошу со всех по полной, но и в обиду своих не дам », - таким знают его сотрудники Управления.

В прошлом году Сергей Витальевич отметил свой красивый 55-летний юбилей, а 2015 год для него – это завершение военной службы

Конечно, это еще не время итожить жизнь, но, оглядываясь назад, он вряд ли может в чем-то упрекнуть себя: всегда честно служил границе. Ни за звания, ни за награды, хотя их в послужном списке офицера достаточно. А самая ценная, по его словам, награда - это понимающая его жена, Валентина Федоровна, с которой идет по жизни уже тридцать шесть лет! Нельзя не сказать, что из этих тридцати шести более двадцати лет Валентина Федоровна и сама бок о бок служила в погранвойсках вместе с мужем. А кто еще лучше, чем супруга в погонах, посвятившая жизнь вечным скитаниям по гарнизонам, может понять любимого мужа, многое простить, вовремя успокоить и помочь советом…

Такой своеобразный виток длиною почти в 20 лет произошел в судьбе сотрудника Пограничного управления ФСБ России по Республике Тыва Сергея Крылова.

На заре своей офицерской карьеры, после окончания в 1981 году Московского высшего пограничного командного училища КГБ СССР, он прибыл для прохождения службы в Кызылский пограничный отряд - на заставу «Хандагайты». Это было время, когда на тувинском участке границы шла интенсивная работа по инженерно-техническому оборудованию, обустройству новых комплексов пограничных застав, строительству рокадных и подъездных дорог. Но не столько объем выполняемых работ поразил молодого лейтенанта, сколько тот факт, что на некоторые заставы отряда из-за отсутствия дорог пограничники могли попасть только через территорию сопредельной Монголии. Также из Тувы и в Туву через «заграницу» перемещались и жители приграничных населенных пунктов. Разумеется, по специально установленным пропускам. Но в учебниках по пограничному делу такие прецеденты не описывались, и это было интересно начинающему офицеру в плане организации пограничной службы.

Правда, задержаться надолго на тувинском участке не пришлось. Через полгода он получил назначение в Кяхтинский пограничный отряд. Затем были Забайкальск, снова Кяхта, Даурия, Абакан. Словом, вся забайкальская граница исхожена им из края в край. И, наконец, в 2000-м уже полковником с солидным багажом служебного опыта Сергей Витальевич вновь прибыл в Кызылский пограничный отряд заместителем командира части. Для кого-то это всего лишь любопытное стечение обстоятельств, он же видит в этом перст судьбы и не случайно считает себя коренным сибиряком, хотя родился и вырос на Белгородчине.

А сколько он «выпустил» в свободное плавание молодых офицеров только-только приступивших к самостоятельной офицерской службе… Сейчас, уже спустя много лет, они приходят и звонят просто для того, чтобы сказать ему слова благодарности за бесценный опыт и приобретенные качества настоящего русского офицера. Подопечные в унисон отзываются о Сергее Витальевиче как о жестком, но крайне справедливом руководителе. «Сам спрошу со всех по полной, но и в обиду своих не дам», - таким знают его сотрудники управления.

В прошлом году Сергей Витальевич отметил свой 55-летний юбилей, а 2015 год для него - завершение военной службы…

Конечно, это еще не время итожить жизнь, но, оглядываясь назад, он вряд ли может в чем-то упрекнуть себя: всегда честно служил границе. Ни за звания, ни за награды, хотя их в послужном списке офицера достаточно. А самая ценная, по его словам, награда - это понимающая его жена, Валентина Федоровна, с которой идет по жизни уже тридцать шесть лет! Нельзя не сказать, что более двадцати лет Валентина Федоровна и сама бок о бок служила в погранвойсках вместе с мужем. А кто еще лучше, чем супруга в погонах, посвятившая жизнь вечным скитаниям по гарнизонам, может понять любимого мужа, многое простить, вовремя успокоить и помочь советом…

Семейное счастье Сергей Витальевич видит в сыновьях, которые пошли по стопам отца, а также замечательных внуках. Именно в них счастливый дед видит продолжение пограничной династии Крыловых. Что ж, пожелаем ветерану, чтобы все мечты и чаяния сбы­вались, а рядом всегда были родные люди, верные друзья и однополчане!

Юлия ДЫМШАКОВА

Пресс-служба Пограничного управления ФСБ России по Республике Тыва