9 класс

Подвиг женщины-водолаза. Как Нина Соколова спасала блокадный Ленинград

Осенью 1941 года водолазы начали прокладку по дну Ладожского озера телефонных кабелей, обеспечивающей связь с «большой землей». После нескольких неудачных попыток 30 октября задача была выполнена. Во время работы Соколовой пришла в голову мысль, что таким же способом можно проложить по дну и бензопровод. До этого топливо поступало в Ленинград баржами, и главной проблемой была малая пропускная способность.

Свою идею Нина Ивановна предложила начальнику военно-восстановительных работ Ивану Зубкову, а тот направил запрос на разрешение в комитет обороны. Весной 1942 года группа водолазов и спецработников провели разведку на дне Ладожского озера. Строительство началось у Осиновецкого маяка, где на берегу рос большой лесной массив, в котором прятались сотни строителей, транспорт, оборудование и трубы.

Ценой невероятных усилий секретный трубопровод с наносными станциями и топливными резервуарами протянули всего за полтора месяца. Местами трубы прокладывались на глубине 35 метров, а благодаря продуманной маскировке немцы так и не узнали о существовании трубопровода.

Смелый замысел Нины Соколовой позволил обеспечить город топливом, которое помогло отстоять Ленинград и спасти тысячи жизней горожан. За время войны через трубопровод прогнали более 45 тысяч тонн горючего.

Одновременно с установкой труб Нина Соколова участвовала в прокладке электричества по дну к Волховской ГЭС. Во время этих работ девушка была серьезно ранена. Залечив раны, она участвовала в разминировании подводных мин и расчистки завалов. После снятия блокады Ленинграда Нина Васильевна получила звание полковника-инженера, а за свою службу она провела под водой почти 650 часов. После войны Соколова занималась преподаванием и передачей своего опыта работы водолазом.


Нина Соколова - инженер-полковник Военно-морских сил СССР, водолаз. В 1943 году она участвовала в строительстве бензопровода, проложенного по дну Ладожского озера и ставшего для осажденного Ленинграда "артерией жизни".
Нина Соколова родилась в 1912 году в Череповце в многодетной семье. С ранних лет мать брала ее на тяжелую работу как помощницу, поэтому к труду и самостоятельности Нина была приучена с детства.

В 1931 году девушка поступила в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, а после его окончания получила направление в ЭПРОН - Экспедицию подводных работ особого назначения, которая занималась подъемом затонувших объектов, спасением иностранных и отечественных судов, строительством портов, прокладкой подводных трубопроводов.

Для выдачи свидетельства, разрешающего Соколовой подводные спуски на глубину до 10 метров, начальнику ЭПРОНа, контр-адмиралу Фотию Крылову, понадобилось заручиться личным разрешением Михаила Калинина. В личном деле военнослужащей Крылов дал ей такую характеристику: "Назначена на должность начальника гидротехнического отдела. Молодой энергичный работник, постоянно совершенствует знания и опыт. Тверда и настойчива в достижении своих целей. Прямолинейна и смела. Живо интересуется военно-морским делом. Отлично выдержала испытания по военно-морскому минимуму. Требовательна, пользуется авторитетом у товарищей по службе и у подчиненных" . Так Нина стала первой в истории женщиной-водолазом.
Службу Соколова начала в холодном Баренцевом море в 1939-м. К началу Великой Отечественной войны Нина уже была главным инженером 27-го отряда ЭПРОНа.
Ее подразделение восстанавливало подводные коммуникации после бомбежек, поднимало затонувшее оружие, продукты, технику. В осажденном городе 27-й отряд ЭПРОНа работал в условиях артиллерийского обстрела и авиационных налетов: водолазы поднимали с затонувших барж мешки зерна, прокладывали подводный телефонный кабель.

На Ладоге строились подводные железнодорожные спуски и подъемы: цистерны с бензином, застрявшие у озера, спускали прямо на воду и буксировали на противоположный берег, где снова ставили на рельсы. Весной 1942 года вопрос, как по дну перейти Ладожское озеро, стал в буквальном смысле вопросом жизни и смерти: в блокадном городе горюче-смазочных материалов оставалось на 100 дней.
Легендарная женщина-водолаз участвовала в строительстве бензопровода через Ладогу - "артерии жизни" для осажденного Ленинграда. Руководитель Кронштадтского Морского музея Владимир Шатров рассказывает, что начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта Иван Зубков называл саму Соколову автором идеи спасительного подводного бензопровода. Сооружение этой магистрали для многих стало главным делом жизни - и для эпроновцев, и для специалистов "Нефтепроводпроекта", предшественника компании "Гипротрубопровод".
Задача стояла тяжелейшая: работать нужно было быстро и тайно, а опыта сооружения подобных магистралей не существовало ни в отечественной, ни в зарубежной практике. 25 апреля 1942 года Государственный Комитет Обороны подписал постановление о строительстве трубопровода, назначив срок 50 дней. Главным инженером был назначен опытный проектировщик "Нефтепроводпроекта" Давид Шинберг.

Сотрудники отряда Соколовой в реализации проекта сыграли огромную роль: они проводили все подводные работы на дне озера, гидроиспытания, участвовали в укладке труб, обеспечивали необходимый водный транспорт для проведения работ.
Началась укладка первой километровой плети 26 мая. Ладога была неспокойной, дул сильный ветер. Эпроновский катер-буксир подцепил головной понтон с готовой плетью и двинулся к створу трассы. Но во время попытки ее установить волнение на озере усилилось, крепление оборвалось, и плеть исчезла в волнах. С этого дня установили правило не работать в шторм. Работа по укладке продолжилась с 31 мая - подгонка и сварка плетей средней длины 1,4 километра. На дно Ладоги подводники уложили 15 таких плетей.

Задание было выполнено за 43 дня - 16 июня 1942 года. Трубопровод протяженностью 29 километров (из них подводная часть - 21 км) и диаметром чуть больше метра проложили на глубинах до тридцати пяти метров. На восточном берегу установили две насосные станции, на западном - резервуарный парк и наливную эстакаду. Производительность бензопровода по разным оценкам составила от 400 до 600 тонн горючего в сутки. За общее время эксплуатации - с июня 1942 по март 1943 года - в осажденный Ленинград через Ладогу поступило около 50 тысяч тонн бензина. После снятия блокады труба была заморожена. Об "артерии жизни" немцы так и не узнали.
Войну Нина Соколова закончила в звании инженера-подполковника Военно-Морских сил. Во время работы на Ладоге она была дважды ранена. Ее личный счет под водой - 644 часа, то есть почти 27 суток. Легенда ЭПРОНа награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и "Знак Почета". В 34 года Нина Соколова стала инженером-полковником, преподавала в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе (ныне - Морской корпус Петра Великого - Санкт-Петербургский военно-морской институт). Единственная женщина-водолаз последней войны ушла из жизни в 2001 году, на 90-м году жизни. Имя Нины Васильевны Соколовой занесено в Золотую книгу Санкт-Петербурга.

Нина Васильевна Соколова — военный инженер, водолаз,

участник Великой Отечественной войны

Боевое крещение тяжёлый водолаз военный инженер 3-го ранга Нина Васильевна Соколова получила в Баренцевом море. Было это в 1939 году. Шла война с белофиннами. Инженеру-гидротехнику Нине Соколовой поручили руководить строительством десантного причала в Полярном. Молодой инженер справилась отлично, сама опускалась в студёную воду.

Спуск на 10-метровую глубину разрешён

После окончания школы № 1 города Череповца Вологодской области Нина Соколова уехала в Ленинград и поступила в институт водного транспорта. Выбрала гидротехнику. В 1936 году получилиа диплом и была направлена в Экспедицию подводных работ особого назначения (ЭПРОН).
В Сочи в то время строили порт, и ей поручили руководить водолазами при укладке бетонных массивов. А как руководить, если не знаешь, как там внизу подготовили «постель» для блоков, как их устанавливают? Смелая девушка решила всё посмотреть сама — ответственность ведь огромная. Командование, узнав об этом поступке, пришло в ярость. Но девушка была настойчива.
В Ленинграде закончила двухмесячные курсы усовершенствования и одновременно узнала водолазное дело. Экзаменационная комиссия была поражена глубоким знанием мужской профессии. Начальник ЭПРОНа контр-адмирал Фотий Иванович Крылов подписал свидетельство, разрешающее подводные спуски до 10-метровой глубины — единственный документ, выданный женщине за всю историю водолазного дела. Для этого потребовалось личное разрешение М. И. Калинина.
Самостоятельности её удивлялись с детства. Нина была старшим ребёнком в многодетной семье. Она воспитывалась по наказу отца: «Жить по совести. Людям только хорошее делать и на плохое никогда не отвечать плохим» . По этому правилу жила, и её всегда примечали.
Волевая, целеустремленная, пытливая, ответственная. Начальство стало прислушиваться к её дельным советам. И уже через три года службы в ЭПРОНе её начальник Ф. И. Крылов дал такую характеристику военному инженеру 3-го ранга Соколовой:
«В текущем году она назначена на должность начальника гидротехнического отдела. Молодой энергичный работник, постоянно совершенствует знания и опыт. Тверда и настойчива в достижении своих целей. Прямолинейна и смела. Живо интересуется военно-морским делом. Отлично выдержала испытания по военно-морскому минимуму. Требовательна, пользуется авторитетом у товарищей по службе и у подчиненных».
Справедливость его оценки подтвердили события Великой Отечественной войны.

Подвиги на Ладоге

Ладога стала особой страницей в жизни военного инженера. В июне 1941 года Нина Васильевна служила в аварийно-спасательной службе Краснознаменного Балтийского флота. Ее хотели перевести в Москву, но смелая девушка отказалась, сославшись на то, что является депутатом Ленгорсовета, и её место в блокадном Ленинграде. На «Дороге жизни» Нина Васильевна с первых дней Великой Отечественной войны. Водолазам часто приходилось работать в условиях артиллерийского обстрела и налётов авиации.
В сентябре Ленинградский фронт высадил десант через Неву в районе Невской Дубровки. Десант удался. Войсками был занят пятачок земли шириной 1800 метров и глубиной 700 метров, насквозь простреливаемый пулемётным и оружейным огнём. Для обеспечения действия переправы через реку была создана группа аварийно-спасательного обеспечения, куда входила и Нина.

Главной задачей группы была прокладка по дну реки трассы для буксировки под водой танков и артиллерии. Буксировка техники под водой не получалась из-за сложного рельефа дна и постоянных повреждений тросов под водой от разрывов снарядов. Работали круглосуточно за пределами человеческих сил, от огня противника и нечеловеческого напряжения теряли водолазов. В итоге задачу по буксировке техники под водой так и не удалось выполнить, но наступившие холода сковали реку льдом. По льду реки, несмотря на постоянный огонь и бомбардировки, осуществлялось снабжение войск оружием, боеприпасами, продовольствием. Значительная часть этих средств уходила под лёд через многочисленные полыньи. Жизненные условия в этот период были очень тяжёлыми. Водолазы получали по 300 граммов хлеба, немного крупы и очень мало жиров.
В сентябре-октябре 1941 года из затонувших барж, применяя обычные водоструйные насосные эжекторы, было поднято свыше четырех тысяч мешков зерна. Спасенный хлеб уже на другой день получали по карточкам в блокадном Ленинграде. В боевой обстановке, когда осажденный Ленинград задыхался без топлива, отряд водолазов принимал невообразимые решения. Родилась идея спустить цистерны с бензином в воду и буксировать на другой берег. Гитлеровцы пристреляли участок и все время разрушали причалы. Но снова и снова водолазы восстанавливали путь горючему. В их числе всегда была военный инженер 3 ранга Соколова.

Прокладывала бензопровод и электрокабель по дну

Весной 1942 года по предложению военного инженера Соколовой начали прокладку бензопровода по дну озера. Работали в чрезвычайно трудных условиях, под непрерывными ударами авиации. Место строительства трубопровода было выбрано в районе Ладожского озера недалеко от Осиновецкого маяка в начале мая 1942 года. Ладожский трубопровод для снабжения Ленинграда жидким топливом в условиях блокады был проложен за 43 дня (с 5 мая по 16 июня 1942) от мыса Кареджи до Осиновца и далее шёл до железнодорожной станции Борисова Грива Всеволожского района Ленинградской области. Протяжённость 35 км (в том числе 27 км по дну Ладоги). Пропускная способность — около 150 тонн в сутки. С июня 1942 года по март 1943-го по Ладоге поступило свыше 40 тысяч тонн горючего. И этот подвиг за полтора месяца совершили тысячи людей — специалисты, солдаты, водолазы.
Соколова в те суровые дни проводила разведку дна в составе специальной группы водолазов. Неделями ночевала в землянке, спускалась под воду. Первый орден Красной Звезды вручили ей за талантливое предложение и за участие в прокладке трубопровода. Работы проводились скрытно, чаще всего под покровом ночи. Осенью 1942 года её ранило в ногу и плечо, контузило. Отлежалась в госпитале, и снова — в свой отряд.
Пережившие блокаду ленинградцы помнят о том, как в их домах зажёгся настоящий электрический свет. Это произошло в канун 25-й годовщины празднования Великой Октябрьской революции. Водолазы 27-го отряда ЭПРОНа вместе с другими специалистами сумели провести в осажденный город волховскую электроэнергию не по высоковольтным наземным проводам, а по дну Ладоги. Нина с боевыми товарищами пять раз прошла по 25 подводных километров трассы, чтобы уложить по дну озера электрокабели. По ночам, в темноте, наощупь, принимая из рук в руки фидеры, сцепляя их муфтами, водолазы протягивали кабели ровно, «в струнку», под носом у фашистов.
В середине августа 1943 года Нина Васильевна была назначена главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ.

В 34 года — инженер-полковник

После полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Нина Васильевна получила очередное звание — стала подполковником-инженером Военно-Морских Сил.
После войны водолазы Соколовой восстанавливали мосты, строили причальные стенки Ленинграда, Кронштадта, Таллина. Её личный счёт часам работы под водой давно перевалил за четыре сотни и составляет 644 часа.
Соколова награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знаком Почёта», многими медалями. В 34 года Нина Соколова — уже инженер-полковник. Преподавала в Высшем Военно-Морском училище им. М. В. Фрунзе, где передавала свои знания и опыт будущим офицерам.
После отставки в 1958 году эта женщина удивительной нравственной силы активно вела военно-патриотическую работу среди молодёжи. Она занесена в Золотую Книгу Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Увлеченно занималась гимнастикой, была активным «моржом», членом клуба зимнего плавания. Воспитала двух замечательных детей — Марину и Евгения.
17 декабря 2001 года на 90-м году жизни легендарной женщины-водолаза не стало…
Уважение к памяти прошлых поколений, сопереживание их судьбам, бережное отношение к историческому наследию, оставленному потомкам, гордость за него — вот те условия, которые способствуют становлению гражданственности, патриотизма.

ПОДВОДНАЯ ВОЙНА НИНЫ СОКОЛОВОЙ April 18th, 2016

Проектом " " я больше не занимаюсь. Но продолжаю собирать и получаю от некоторых моих читателей материал на эту тему, ссылки по ней. Вот один из них.

Спрятать это в свои "закрома" не позволила совесть и уникальность этой истории. Ловлю себя на мысли, что тема о женщинах на войне еще будет иметь свое продолжение в этом ЖЖ, и не раз.

"Дети Нины Соколовой бережно хранят в гардеробе парадный китель своей мамы. Первая женщина - водолаз в Союзе. Сотни часов, проведенные на глубине. С первых дней блокады она была в составе ЭПРОНа - это особая подводная служба работала на Ладожском озере. В годы Великой Отечественной войны им пришлось восстанавливать в блокированном городе поврежденные бомбежками подводные силовые кабели, строить причалы на Дороге жизни, поднимать ушедшие под лед грузовики, баржи с продовольствием, цистерны с горючим.

Она росла старшим ребенком в многодетной семье. Мать с ранних лет брала ее помогать, когда нанималась на поденные работы. После окончания школы уехала в Ленинград и поступила в институт водного транспорта. Выбрала гидротехнику. В 1936 году была направлена в Экспедицию подводных работ особого назначения. В Сочи в то время строили порт, и ей поручили руководить водолазами при укладке бетонных массивов-гигантов. Смелая девушка решила все исследовать сама. В Ленинграде прошла двухмесячные курсы усовершенствования и одновременно осваивала водолазное дело.

Начальник ЭПРОНа, контр-адмирал Фотий Крылов, подписал свидетельство, разрешающее подводные спуски до 10-метровой глубины. Это единственный документ, выданный женщине за всю историю водолазного дела. Боевое крещение она получила в Баренцевом море. Было это в 1939 году. Шла война с белофиннами. Ей поручили руководить строительством десантного причала в Полярном. Молодой инженер справилась отлично, сама спускалась в студеную воду.

Ладога стала особой страницей в судьбе Нины. Озеро занимало немалое место в стратегических планах германского командования. Не случайно оно много раз упоминалось в документах гитлеровского вермахта. В ночь на 1 июля 1941 года началось наступление немцев с целью выхода к Ладожскому озеру. Выйдя к южному берегу, враг замкнул кольцо блокады. Единственный путь, связывающий Ленинград со страной, стал возможен только по Ладожскому озеру. На Дороге жизни Нина Соколова трудилась с первых дней войны.

Водолазам часто приходилось работать в условиях артиллерийского обстрела и налетов авиации. Осиновецкий порт особенно привлекал фашистов. Здесь были большой маяк, железнодорожный путь к озеру и причалы. Водолазные работы в Осиновце проводились круглосуточно. В сентябре 1941 года Ленинградский фронт высадил десант через Неву, в районе Невской Дубровки. Для переправы через реку была создана группа аварийно-спасательного обеспечения, куда входила и Нина. Главной задачей группы была прокладка по дну реки трассы для буксировки под водой танков и артиллерии.

Водолазы получали 300 граммов хлеба, немного крупы и немного жиров. В сентябре-октябре 1941 года из затонувших барж они подняли свыше 4 тысяч мешков зерна. Спасенный хлеб уже на другой день получали по карточкам в блокадном Ленинграде. В боевой обстановке, когда осажденный город задыхался без топлива, отряд водолазов принимал порой невообразимые решения. Рельсы, на которых застряли цистерны с горючим, упирались в Ладожское озеро. Родилась идея: спускать цистерны с бензином в воду и буксировать на другой берег, а там снова ставить на рельсы. Подводные железнодорожные спуски и подъемы в кратчайший срок проложили эпроновцы 27-го отряда. Цистерны с горючим спускались прямо с железнодорожных путей на воду и на понтонах доставлялись буксирами на противоположный берег. Главная задача, поставленная перед водолазами осенью 1941 года, — обеспечить командованию Ленинградского фронта устойчивую связь с Москвой. Телефонную линию можно было проложить под водой через Ладожское озеро. Несмотря на сильный шторм, водолазы 27-го отряда ЭПРОНа проложили линию. Магистраль связи безотказно действовала всю войну. Однажды Нине Соколовой пришла в голову идея провести по дну Ладоги бензопровод. Это бы избавило красную армию от лишних рисков при переправке грузов. О своей задумке молодая женщина рассказала при первом же удобном случае. Во время командировки в Москву оказалась в одном самолете с начальником восстановительных работ Ленинградского фронта Иваном Зубковым.

Галина Алейникова, друг семьи: «Она ему сказала: «Это же так просто - под Ладогой по дну провести бензопровод». И стала на коленках рисовать».

Идею моментально одобрили в столице. Ей позвонил Алексей Косыгин - он руководил эвакуацией ленинградцев и занимался снабжением блокадного города. Затем Нину Соколову срочно снова вызвали в Москву. Седьмого апреля комитет обороны распорядился начать строительство Ладожского бензопровода.

Евгений Зубков, сын Нины Соколовой:

«Она никогда не давала оценку своей работе. Она не говорила, что спасла город, это была часть ее службы, и, как выяснилось впоследствии, она принимала участи в множестве таких проектов».

Весной 1942 года по предложению Соколовой начали прокладку бензопровода по дну озера. Работали под непрерывными ударами авиации. Ладожский трубопровод был проложен за 43 дня через Ладожское озеро для снабжения жидким топливом в условиях блокады. Протяженность 35 км (в том числе 27 км по дну Ладоги). С июня 1942 по март 1943 года по Ладоге поступило свыше 40 тысяч тонн горючего. Главным инженером проекта был назначен Д. Шинберг. Трубы для сооружения нашли в Колпино, на Ижорском заводе. Грузить их пришлось ночью, причем под обстрелом. Днем это было бы вообще невозможно. На заводе были отобраны стальные трубы внутренним диаметром 101 мм, изыскано необходимое для трубопровода оборудование (насосы, электродвигатели и др.), выделена рабочая сила, которые по ж.д. были привезены к западному берегу Ладоги. Специалистами Водоканала проведено обследование трассы трубопровода.


Схема проложенного трубопровода для горючего по дну Ладожского озера

Укладка трубопровода началась с аварии. 26 мая Ладога была неспокойной, однако участники работ быстро собрали и сварили 1 000-метровую плеть. Но во время попытки ее установить волнение на озере усилилось, крепление плети оборвалось, и она исчезла в волнах. Эта неудача тяжело сказалась на настроении людей. Однако надо было продолжать работу. Из случившегося были сделаны выводы. В дальнейшем эксцессов не возникало. Подгонка и сварка плетей, имеющих среднюю длину 1,4 километра, продолжались с 31 мая по 14 июня. Пятнадцать таких состыкованных плетей подводники уложили на дно Ладоги - так была построена озерная часть объекта. Водолазы обследовали трубопровод и закрепили его на грунте. Трубопровод был испытан прокачкой сначала воды под большим давлением, а потом - керосина. Утром 19 июня правительственная комиссия подписала акт приемки трубопровода, оценив работу участников стройки на отлично. Он был проложен недалеко от п. Коса за пристанями Кобоны от песчаной косы восточного побережья по дну Ладожского озера до площадки в районе станции Борисова Грива на западном берегу озера с выводом на головной склад горючего № 1186. Длина уложенного трубопровода составила 29,85 км, из них на подводную часть приходилось 21 км и 450 м. Производительность его достигала до 350 т горючего в сутки.

При его эксплуатации производилось попеременное перекачивание различных видов горючего: автомобильного бензина, лигроина, керосина и дизельного топлива «Артерия жизни» действовала 20 месяцев, в течение которых Ленинград получил более 40 тысяч тонн горючего. Интересно, что этот объект не нашел даже упоминания в мемуарах педантичных немцев, в том числе непосредственных участников тех событий. Не рассказано о нем и в дневнике верховного главнокомандования вермахта. Причина одна - они так и не узнали об этой уникальной стройке, проводившейся у них под носом в невероятно тяжелых условиях… Первый орден Красной Звезды Нине вручили за талантливое предложение и за участие в прокладке трубопровода. Осенью 1942 года ее ранило в ногу и плечо, контузило. Отлежалась в госпитале — и снова в свой отряд. В середине августа 1943 года Нина Васильевна была назначена главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ. После войны водолазы Соколовой восстанавливали мосты, строили причальные стенки Ленинграда, Кронштадта, Таллина, разминировали мосты. Нина получила очередное звание — «подполковник-инженер Военно-морских сил». Единственная в мире женщина-водолаз Нина Соколова была награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знак Почета», многими медалями. В 34 года преподавала в Высшем военно- морском училище. После войны преподавала в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе, читала сложнейший курс гидравлики и гидродинамики. Она передавала свои знания и опыт будущим офицерам. После отставки в 1958 году вела военно-патриотическую работу среди молодежи. Она увлеченно занималась гимнастикой, йогой, была активным «моржом», членом клуба зимнего плавания. Воспитала двух детей — Марину и Евгения. 17 декабря 2001 года, на 90-м году жизни, легендарной женщины не стало…

После войны ее даже выдвинули на звание Героя Союза, но «женский» лимит орденов закончился. А в личной водолазной книжке инженера стоит цифра «644». Именно столько часов она проработала под водой.

В память о подвиге легендарной женщины-водолаза к столетию со дня рождения губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко принял решение увековечить память Нины Васильевны Соколовой. Комиссия по образованию, культуре и науке поддержала представление Губернатора СПб об установке мемориальной доски на доме, где она жила, по адресу: ул. Ленина, д. 48.

P.S. Впервые эту историю я услышала несколько месяцев назад от мамы, которая смотрела док.фильм/передачу, в которой принимала участие сама Нина Васильевна. Когда на Сплетнике начался марафон постов о героях ВОВ, я вспомнила об этой истории. Так фамилию этой уникальной женщины ни мама, ни я не помнили, то в поисковике я забивала просто "прокладка трубопровода в военное время по дну Ладожского озера". К моему большому удивлению, в большинстве источников было написано следующее "к сожалению сейчас невозможно точно установить кому принадлежала эта идея", либо что "эта идея принадлежала инженерам ЭПРОНа". Причем там был упомянут "чертеж на коленке" - но, о авторе чертежа - ни слова! Пересмотрев несколько источников, я наконец нашла упоминание о первой женщине-водолазе, которая принимала участие в прокладке трубопровода. И только набрав ее фамилию, я нашла полную историю подвига Нины Васильевны Соколовой".

Посмотреть полностью:

"Опять ходили по океанскому дну, смотрели рыбок и плантации кораллов, я в скафандре , - пишет 1-й секретарь ЦК РКСМ, член Совета и Исполкома Левого фронта Дарья Митина, - Я полетала с парашютом над островом - он зеленющий, а вода в море именно, что называется, аквамариновая! Сделали балийский массаж с ароматерапией жасмином и перечной мятой ".

Ну что ж, были и другие комсомолки в скафандрах. Правда, кораллов и ароматерапии не было. Была работа на благо страны.

Когда тридцатилетняя Нина Соколова, хрупкая девушка-водолаз, предложила протянуть по дну Ладожского озера бензопровод, чтобы по нему дать блокадному городу тепло, никто не верил, что такое вообще возможно. 35 километров трубопровода в военных условиях? Как? И кто будет это делать? «Я и сделаю», - сказала Нина. Это фантастика, но сделала. Не одна, конечно. - с отрядом. Но на ней было 70 килограммов водолазного снаряжения, а над головой бомбили и бомбили. Перед этим она летала в Москву, где докладывала о своей идее уполномоченному Государственного комитета обороны Косыгину. И понимала, что если малейший сбой в работе - головы не сносить. Это было весной 1942-го… Потом в город пошло горючее, и сколько жизней спасла Нина Васильевна - сейчас никто уже не скажет.

Она росла старшим ребенком в многодетной семье. Мать с ранних лет брала ее помогать, когда нанималась на поденные работы. После окончания школы уехала в Ленинград и поступила в институт водного транспорта. Выбрала гидротехнику. В 1936 году была направлена в Экспедицию подводных работ особого назначения, в Сочи, где строился новый порт.

Хрупкая 24-летняя девочка-инженер возглавила гидротехническую группу, которая готовила каменную «подушку» под бетонные массивы. Водолазы постоянно докладывали начальнице о состоянии дна. Руководить «вслепую» было трудно, и однажды Нина Васильевна сказала старшине водолазов:

Готовьте меня на дно, опущусь вместе с вами!

Как? - опешил старшина.

Вы ведь женщина. И потом нужна специальная подготовка, разрешение.

Делайте то, что вам приказывают!

За несколько месяцев погружения на дно стали для Соколовой привычным делом. Она могла теперь руководить стройкой, не пользуясь чужой информацией.

Через полгода главный специалист из управления ЭПРОНа задал ей за подобную «самодеятельность» взбучку. Но удовлетворил просьбу: направил на курсы водолазов в Балаклаву, после которых Нина получила
разрешение на спуски в тяжелом снаряжении на глубины до 20 метров. А через два года Нину Соколову послали на Северный флот в качестве специалиста-гидротехника. Там она обследовала под водой побережье и готовила площадки для посадки-высадки десанта.

Затем была работа на Баренцевом море - Нина руководила строительством десантного причала в Полярном. На Тихом океане прокладывала нитку нефтепровода с острова Сахалин на материк. Во время блокады Ленинграда 27-й отряд ЭПРОН под ее руководством восстанавливал подводные коммуникации и причалы после бомбежек, а когда по Дороге жизни пошли машины, ЭПРОН поднимал со дна озера затонувшие оружие и технику.

Нина Васильевна готовила основания для причальных свай. Конструкции регулярно бомбили, и водолазам постоянно приходилось их восстанавливать под огнем. Именно Нине Соколовой принадлежала идея провести разведку дна Ладоги и проложить по дну бензопровод. Она же и летала в Москву докладывать этот беспрецедентный на тот момент в мировой практике проект уполномоченному Государственного комитета обороны СССР А. Н. Косыгину.

Работали в чрезвычайно трудных условиях, под непрерывными ударами авиации. Место строительства трубопровода было выбрано в районе Ладожского озера недалеко от Осиновецкого маяка в начале мая 1942 года. Ладожский трубопровод для снабжения Ленинграда жидким топливом в условиях блокады был проложен за 43 дня (с 5 мая по 16 июня 1942) от мыса Кареджи до Осиновца и далее шёл до железнодорожной станции Борисова Грива Всеволожского района Ленинградской области. Протяжённость 35 км (в том числе 27 км по дну Ладоги). Пропускная способность — около 150 тонн в сутки. С июня 1942 года по март 1943-го по Ладоге поступило свыше 40 тысяч тонн горючего. И этот подвиг за полтора месяца совершили тысячи людей — специалисты, солдаты, водолазы.

Соколова в те суровые дни проводила разведку дна в составе специальной группы водолазов. Неделями ночевала в землянке, спускалась под воду. Первый орден Красной Звезды вручили ей за талантливое предложение и за участие в прокладке трубопровода. Работы проводились скрытно, чаще всего под покровом ночи. Осенью 1942 года её ранило в ногу и плечо, контузило. Отлежалась в госпитале, и снова — в свой отряд.

Пережившие блокаду ленинградцы помнят о том, как в их домах зажёгся настоящий электрический свет. Это произошло в канун 25-й годовщины празднования Великой Октябрьской революции. Водолазы 27-го отряда ЭПРОНа вместе с другими специалистами сумели провести в осажденный город волховскую электроэнергию не по высоковольтным наземным проводам, а по дну Ладоги. Нина с боевыми товарищами пять раз прошла по 25 подводных километров трассы, чтобы уложить по дну озера электрокабели. По ночам, в темноте, наощупь, принимая из рук в руки фидеры, сцепляя их муфтами, водолазы протягивали кабели ровно, «в струнку», под носом у фашистов.

В середине августа 1943 года Нина Васильевна была назначена главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ.

После прорыва блокады разбирала затор прохода по Неве, решала проблемы, связанные с разминированием турбины Свирской ГЭС. Войну 38-летняя Соколова закончила инженером — полковником ВМС. А последние восемь лет службы эта удивительная женщина преподавала в высших военно-морских училищах Ленинграда, а в 1958 году вышла в отставку. В личной водолазной книжке первой женщины-водолаза России есть запись, которая гласит, что под водой она провела в общей сложности 638 часов.

Пока активистки левого движения бродят по океанскуому дну в поисках ощущений, я спокоен за крыс, пристроившихся у власти. Крысам ничего не угрожает.