11 класс

Что такое метод мозговой атаки. Мозговая атака. Сущность методы «мозговой атаки»

ВВЕДЕНИЕ

При разработке корпоративных систем управления знаниями самое узкое место - не программный аспект, как думают многие, а задача извлечения, формулирования, структурирования и представления информации, т.е. данных и знаний. Групповые методы активно помогают в извлечении необходимой информации и знаний.

Основное достоинство групповых методов - это возможность одновременного «поглощения» знаний от нескольких специалистов предприятия или экспертов, взаимодействие которых вносит в этот процесс элемент принципиальной новизны: индивидуальное или персональное знание, разные взгляды и позиции существенно обогащают общее поле знаний. Однако следует отметить, что эти методы гораздо более трудоемки и дороги, чем индивидуальные, по причине сложности их организации.

Активные групповые методы обычно используются как своего рода острая приправа на стадии извлечения знаний, сами по себе они не могут служить источником более или менее полного знания. Их применяют как дополнение к традиционным индивидуальным методам (наблюдения, интервью и т. д.), ради активизации мышления и поведения специалистов предприятия.

Обмен мнениями по спорным вопросам имеет давнюю традицию в истории человечества (вспомним античную Грецию, Индию). До наших дней дошли литературные памятники, связанные с обсуждением спорных вопросов (например, «Искусство спорить» Протагора, работы софистов) и послужившие первоосновой диалектики - науки вести беседу, спорить, развивать теорию. В самом слове дискуссия (от лат. discussio - исследование) содержится указание на то, что это метод научного познания, а не просто споры (для сравнения: полемика, от греч. polemikos - воинственный, враждебный)

Одним из наиболее известных и широко применяемых методов поиска идей путем творческого сотрудничества группы специалистов является метод «мозговой атаки». Будучи единым мозгом, группа старается штурмом преодолеть трудность, которая мешает решить рассматриваемую проблему.

Цель работы - рассмотреть метод мозговой атаки при анализе работы пищевого предприятия.

Сущность методы «мозговой атаки»

«Мозговой штурм», или «мозговая атака» - один из наиболее распространенных методов раскрепощения и активизации мышления. Другие методы (метод фокальных объектов, синектика, метод контрольных вопросов) применяются гораздо реже из-за меньшей их эффективности.

Чтобы обеспечить максимальный эффект, мозговой штурм должен подчиняться определенным правилам, в противном случае мозговой штурм превращается в обычное совещание. Метод мозгового штурма очень эффективен при решении организационных и управленческих проблем, например найти новое применение для выпускаемой продукции, придумать соответствующую реакцию на действие конкурента, усовершенствовать рекламу и т.д.

Мозговая атака является методом увеличения числа предложений. Цель этого метода -- создать как можно больше любых, даже “безумных”, идей, часть которых может оказаться на удивление полезной.

Создавать новое, полагаясь на собственные силы, трудно. Гораздо проще (как в маркетинге, так и вообще в любой работе) искать решение всем коллективом или командой единомышленников.

Если группу людей запереть с утра пораньше в каком-либо помещении, то единственное, что они смогут выдумать -- это новые проклятья по поводу своей работы вообще и поставленной задачи в частности. Или еще хуже: кого-нибудь из них осенит мысль, которая вообще никуда не годится, а остальные с восторгом ухватятся за нее и будут ее отстаивать с единственной целью -- избавить себя от необходимости думать. Если же вы надеетесь пробудить творческий потенциал своих коллег, лучше использовать структурированный коллективный метод. Это значит, что вы должны убедить группу принять участие в мероприятиях, известных под названиями мозгового штурма и мозговой атаки. При применении данного метода люди очень часто сопротивляются попыткам вовлечь их в обсуждение. Но не надо вдаваться в панику. Не сдавайтесь без боя. Спросите у коллег, что они потеряют, потратив полчаса на обсуждение вашей идеи. Применив одну из предлагаемых ниже методик выработки идей, они сами убедятся, насколько продуктивнее коллективное творчество, и примут участие в групповом обсуждении.

Метод “мозговой атаки” был разработан в 1953 г. американским консультантом в области рекламы Осборном. Основной принцип этого метода заключается в неконтролируемой генерации и спонтанном переплетении идей участниками группового обсуждения проблемы. Для успешного применения этого метода необходимо выполнить ряд условий:

В заседании должны принимать участие от 7 до 12 человек;

Оптимальная продолжительность заседания -- от 15 до 30 мин.;

Количество предложений важнее, чем их качество;

Любой участник может перенять и развить идеи другого;

Критика в любом виде запрещена;

Логика, опыт, аргументы “против” только мешают;

Иерархический уровень участников не должен слишком отличаться, иначе могут возникнуть психологические барьеры, мешающие коммуникации и построению ассоциаций.

Метод мозговой атаки -- одна из наиболее эффективных форм групповых дискуссий. Этот метод предназначен для коллективной генерации большого количества идей по решению той или иной проблемы. Исследования выявили тот факт, что количество и качество выдвигаемых альтернатив существенно возрастают, когда начальная генерация идей четко отделена от их оценивания и окончательной формулировки. Именно данный принцип положен в основу метода мозговой атаки, который известен также под названиями «мозговой штурм» (брэйнсторминг), «коллективная генерации идей», «конференция идей», «метод обмена мнениями».

Всех участников решения проблемы предварительно разделяют на две группы, -- «генераторов идей» («фантазеров») и «критиков». Дело в том, что одни люди больше склонны к генерации идей, другие -- к их критическому анализу. При обычных обсуждениях «фантазеры» и «критики» оказываются вместе и мешают друг другу. Поэтому во время мозговой атаки этапы генерирования и анализа идей строго разделены. Задача «генераторов идей» -- выдвинуть как можно больше предложений по поводу решаемой проблемы. Среди полученных идей может оказаться много глупых, фантастических и даже абсурдных, но «глупые идеи легко исключаются последующей критикой, ибо компетентную критику легче получать, чем компетентное творчество». Задача «критиков» заключается в систематизации и критическом анализе полученных предложений с последующим отбором среди них наиболее ценных идей, используемых для решения проблемы. Не исключено, что отдельные участники обсуждения могут работать в обеих группах.

К основным правилам проведения мозговой атаки относятся следующие положения: полный запрет любой критики и замечаний в адрес участников и их выступлений; необходимость избавиться от представления, что обсуждаемая проблема имеет только одно решение; необходимость высказывать как можно больше разных идей; рассмотрение всех идей, даже самых невероятных и абсурдных, независимо от их авторства; краткость и четкость высказывания экспертов, необязательность подробного обоснования; право каждого из участников выступать много раз; предоставление слова, прежде всего, тем лицам, у которых возникли идеи под влиянием предыдущего выступления; запрет на зачтение подряд списка предложений, которые могут быть подготовлены заранее.

Можно выделить шесть основных этапов проведения мозговой атаки. На подготовительном этапе формируются группы участников мозговой атаки. Как показывает опыт, оптимальная численность группы «генераторов идей» составляет 10-15 человек. Группа «критиков» может насчитывать до 20-25 человек. Наиболее жесткие требования предъявляются к персональному составу первой группы. Главными принципами отбора в эту группу являются широкая эрудиция, гибкость мышления, воображение, склонность к фантазированию, а также разнообразие профессий, квалификации и опыта участников. Не рекомендуется приглашать людей, мыслящих категорически, а также посторонних наблюдателей и сотрудников, имеющих сильные различия в служебном положении. Вместе с тем в эту группу желательно включать и активно мыслящих дилетантов, способных предложить свежее, оригинальное решение. Группа «критиков», как правило, формируется из числа узких специалистов, обладающих аналитическим складом ума и трезво оценивающих реальные возможности осуществления предложенных идей.

На этапе постановки проблемы участники мозговой атаки должны ознакомиться с решаемой проблемой и настроиться на активную мыслительную деятельность. Для этого организаторы мозговой атаки предоставляют им всестороннее описание проблемной ситуации, включающее в себя: изложение сути проблемы; анализ причин возникновения проблемы и возможных последствий развития проблемной ситуации; анализ опыта решения подобных и смежных проблем; классификацию возможных подходов и путей решения проблемы; формулировку основных ограничений и целей принятия решения.

На этапе генерации идей организаторы мозговой атаки должны создать атмосферу благожелательности и поддержки, освобождающую участников от излишней скованности. Обстановка, в которой проводится обсуждение, должна способствовать открытому и свободному высказыванию различных идей, мнений и предположений. Ведущий должен еще раз довести до сознания участников, что приветствуются любые идеи, что необходимо получить много идей, и что участники мозговой атаки должны попытаться комбинировать или усовершенствовать идеи, выдвинутые другими.

Вначале каждый член группы работает самостоятельно, обдумывая поставленную проблему. Затем ведущий дискуссии просит участников высказываться. При этом он может использовать принудительный опрос, чтобы быстрее возбудить их активность. После этого процесс генерации идей развивается, как правило, спонтанно и лавинообразно. Ведущий в этом процессе играет пассивную роль, передавая слово для выступления желающим высказаться и координируя работу группы. Очередной выступающий зачитывает свои идеи, остальные слушают и записывают на отдельных карточках новые идеи, возникшие под влиянием услышанного. Кроме того, все идеи могут фиксироваться секретарем на специальной доске или экране. После вспышки активности в процессе обсуждения может наступить некоторое затишье. Это не означает, что все идеи закончились -- просто идет обдумывание. Ведущий снова может активизировать участников, предложив им прочитать записи на доске или заранее подготовленные вопросы по теме обсуждения на специальных карточках. Причем эти карточки с вопросами могут выдаваться как перед началом работы, так и непосредственно в ходе мозговой атаки. После непродолжительной задержки обычно вновь наступает подъем творческой активности. Поток новых идей нарастает подобно снежному кому. Идеи каждого из участников порождают в умах остальных специфическую реакцию, которая в силу запрета критики формируется как новая, отсутствующая идея. Причем наибольшую ценность имеют идеи, которые непосредственно связаны с ранее высказанными мыслями или возникли в результате их объединения. Эффективность мозговой атаки поразительна. Исследования показывают, что коллективное мышление в условиях запрета критики производит на 70 % больше ценных идей, чем простая сумма идей, полученных индивидуально. За один час работы группа может выдвинуть до 150 новых идей. Это объясняется основной концепцией мозговой атаки -- дать новым идеям выход из подсознания. На этапе систематизации идей выполняются следующие действия: составляется общий список всех высказанных идей; каждая идея формулируется в общепринятых терминах; выявляются повторяющиеся и дополняющие идеи, которые затем объединяются в одну комплексную идею; формируются признаки, по которым различные идеи можно объединить в группы; идеи объединяются в группы; происходит систематизация идей в группах. При этом в каждой группе идеи записываются от более общих к более частным, дополняющим или развивающим общие идеи.

На этапе критики идей начинает работать группа «критиков». На этом этапе каждая идея подвергается всесторонней критике, благодаря чему происходит «разрушение» (деструктурирование) неперспективных и нереалистичных идей. Основной принцип -- рассмотрение каждой идеи только с точки зрения препятствий к ее осуществлению, т.е. участники дискуссии должны выдвигать доводы, которые опровергают обсуждаемую идею. Но в процессе «разрушения» идеи важно сохранить ее «рациональное зерно» (если оно есть) и получить на его основе контридею, содержащую реальное предложение по решению проблемы. Результат этого этапа -- перечень критических замечаний относительно каждой идеи или группы идей, а также список контридей.

И наконец, на этапе разработки альтернатив производится опенка всех полученных идей, контридей и критических замечаний с тем, чтобы составить окончательный список практически приемлемых альтернатив, направленных на решение проблемы. С этой целью разрабатывается перечень показателей для оценки реалистичности и приемлемости каждой идеи. Например, идеи могут оцениваться по таким показателям, как оперативность, человеческие ресурсы, технологии, затраты финансовых средств, полезный эффект, этические и правовые аспекты. В окончательный список попадают только такие идеи, которые удовлетворяют всем установленным ограничениям. Эти идеи играют роль альтернативных вариантов выбора и предъявляются ЛПР (руководителю организации) для более глубокого анализа и принятия решения.

Метод мозговой атаки имеет много разновидностей и модификаций. В частности, одним из его вариантов является так называемый метод 635. Этот метод характеризуется фиксированным числом участников и определенной процедурой взаимодействия между ними на этапе генерации идей. В работе группы принимают участие 6 человек. Каждому из них выдается специальный бланк сбора идей. Все участники записывают в свой бланк по 3 основных идеи и передают его по кругу следующему участнику, который изучает полученный бланк и дополняет его тремя новыми идеями и т.д. После 5 итераций все бланки заполняются и в итоге содержат 108 идей, которые передаются «критикам». Практика использования «метода 635» показывает, что представленные в письменной форме идеи отличаются большей обоснованностью и четкостью, чем высказанные устно, хотя часто бывают менее оригинальными.

Несмотря на то, что данный метод является групповой процедурой, тем не менее, он может применяться и индивидуально. Иногда идеи летят так быстро, что рекомендуется использовать магнитофон. В последующие два или три дня идеи, извлеченные в результате “мозговой атаки”, могут быть отпечатаны для тщательного анализа. Затем устанавливается сеть заранее установленных критериев и отбираются наиболее обещающие нормативы.

Исследования показывают, что значительно больше хороших идей получается путем процедуры “мозговой атаки” (как индивидуальной, так и групповой), чем более обычными подходами к их генерации.

Таким образом, дocтoинcтвoм мeтoдa "мoзгoвoй aтaки" являeтcя выcoкaя oпepaтивнocть пoлyчeния тpeбyeмoгo peшeния. Оcнoвным нeдocтaткoм eгo - cлoжнocть opгaнизaции экcпepтизы, тaк кaк инoгдa нeвoзмoжнo coбpaть вмecтe тpeбyeмыx cпeциaлиcтoв, coздaть нeпpинyждeннyю aтмocфepy и иcключить влияниe дoлжнocтныx взaимooтнoшeний.

Как технология, позволяющая получать новые идеи для бизнеса, была разработана в 1953 г. американским изобретателем, психологом и предпринимателем А. Осборном. Этот вид организованных групповых дискуссий оказался довольно эффективным для генерации оригинальных идей.

Задолго до Осборна похожая стратегия использовалась на парусных судах. В трудных, опасных ситуациях созывался корабельный совет, на котором по порядку высказывались все. Причем предложение своего решения проблемы выдвигал сначала юнга, а потом, по возрастанию ранга доходила очередь до капитана. Прозвучавшие идеи обсуждались, для воплощения в реальность выбирались лучшие.

Мозговая атака. В чем суть?

Сущность «брейнсторминга» заключается в «стихийном» (следует из названия) разрушении имеющихся стереотипов, создании абсолютно новых решений, шаблонов.

Благодаря групповой форме взаимодействия участников мозгового штурма возможность высказаться получает каждый.

Мозговая атака, в зависимости от разновидности, имеет 2-3 этапа:

  • Выдвижение идей (возможны любые предложения, мысли, даже фантастические). Запрещена любая критика.
  • Обсуждение прозвучавших предложений. Отбор, ранжирование лучших идей.
  • Выбор самой удачной идеи / генерация новой на основе списка лучших мыслей.

Преимущества и недостатки стратегии «мозговой штурм»

Как избежать минусов, применяя мозговую атаку? Учесть психологические особенности учащихся, сформировать группы из детей разного уровня учебной подготовленности, четко спланировать направления поиска.

Виды мозговой атаки

Существует несколько разновидностей мозговой атаки / штурма (МШ):

  • классический/ прямой (описание выше);
  • теневой;
  • обратный;
  • комбинированный;
  • индивидуальный;
  • челночный;
  • МШ на доске;
  • «соло» ;
  • визуальный;
  • брейнрайтинг.

Характеристика разновидностей мозгового штурма, примеры их использования

Обратный мозговой штурм

Ученикам предъявляется образец выполненной работы с определенным количеством недостатков, недочетов. Задача участников дискуссии:

  • найти недостатки,
  • разработать план/ проект новой работы, где недочеты будут устранены.

Например, детям предлагается неудачный пример скворечника. Вместе они определят, в чем ошибки мастера, разработают чертеж «правильного» скворечника.

На уроке географии ученикам выдается макет местности, топографическая карта этой же местности с ошибочным размещением объектов. Предлагается короткая история о заблудившейся девочке, которой нужно было, пользуясь картой, пройти от леса до реки и т.д. Почему девочка заблудилась? Найдите ошибки в обозначениях на карте, составьте правильную карту местности.

Теневой МШ

Существование такого вида мозгового штурма обусловлено психологическими особенностями отдельных учащихся, которые не в состоянии во время дискуссии проявить свои творческие способности. В таком случае, класс делится на две группы: активную, теневую. Активная группа генерирует идеи, представители «теневого кабинета» молчат, наблюдают со стороны, письменно фиксируют возникающие в ходе обсуждения собственные предложения.

Следующим этапом записи обеих групп передаются экспертам, которые осуществляют выборку наилучших идей, улучшают понравившиеся или разрабатывают новые на основе предоставленных предложений.

Комбинированный МШ

Прямой, обратный, теневой мозговой штурм могут использоваться в различных комбинациях.

Чтобы активизировать, усилить мыслительную деятельность участников, применяют двойную прямую мозговую атаку . Работа по одной проблеме осуществляется на двух уроках, интервал между ними должен быть в несколько дней. В промежутке между первым и вторым прямым мозговым штурмом подсознание продолжает генерировать идеи.

Комбинацию обратного и прямого мозгового штурма применяют для анализа выполненной работы, выявления ее недостатков на первом этапе, разработки принципиально нового проекта на втором этапе.

Индивидуальный мозговой штурм

Мозговая атака индивидуального типа схожа с коллективным прямым брейнстормингом. Один человек генерирует, записывает собственные идеи (4-9 мин.). Анализ, выборку лучших идей желательно делать через несколько дней.

Этот метод можно комбинировать с коллективным мозговым штурмом. Первый этап: запись собственных идей по проблеме — в качестве домашнего задания перед уроком, на котором планируется групповое обсуждение того же вопроса (второй этап).

Челночный МШ

Эта разновидность мозговой атаки придумана для людей, чьи критические способности не дают развить собственные идеи. С учетом этих особенностей класс делится на группы . Одна группа, разработав свои предложения, передает их группе «критиков». После обработки, улучшения самых перспективных идей, задача доопределяется, передается вновь первой группе. Такой взаимообмен идеями можно проводить в классной параллели.

МШ на доске

Идеально подходит для этапа целеполагания на уроке по ФГОС . Учитель задает наводящие вопросы, учащиеся высказывают свои предположения по поводу темы, задач урока, способов их достижения, пунктов плана работы. Результаты мозговой атаки учитель фиксирует на доске.

«Соло»

Этот вид мозгового штурма может быть как индивидуальным, так и коллективным. Учитель задает глобальный вопрос, информацию по которому ученики будут собирать в течение всего периода изучения определенной темы в учебнике. Возникающие идеи, предложения дети фиксируют на специальных карточках / в тетради. Запустить «штурм» можно в начале темы, а результаты обсудить в конце.

Визуальный МШ

Суть метода в зарисовке возникающих идей. Пример: ученикам предлагается изречение, наиболее полно отражающее суть / проблему урока.

Первый этап: Дети в группах обсуждают смысл фразы, делают к ней иллюстрацию, вкладывая в нее свое понимание проблемы. Это может быть коллаж идей.

Второй этап: представители каждой группы выходят к доске, показывают свои зарисовки, аргументируют такое изображение изречения.

Третий этап: совместно выдвигаются идеи, содержащие наилучшие предложения, делается общая зарисовка.

Брейнрайтинг

Принцип технологии брейнрайтинга отличается от прямого мозгового штурма, тем, что все участники записывают идею на листке бумаге, далее каждый передает свой листок следующему, тот прочитывает, дописывает свою мысль, возникшую после прочтения. Весь процесс должен занимать не более 15 минут. Обсуждение и критика идей начинается только после последней записи.

Использование стратегии мозговой атаки в соответствии с новым ФГОС вполне оправдано. Технология развивает самостоятельность учеников, познавательную активность, повышает учебную мотивацию. Используются разные формы работы: индивидуальный, групповой, коллективный. Применение мозгового штурма возможно на любом этапе урока, если такой тип работы способствует достижению поставленной цели.

Источники информации

Техника мозговой атаки представляет собой отбор группы квалифицированных экспертов, которые делятся на две подгруппы. Первая генерирует идеи, а вторая их анализирует. Идея, получившая большое количество голосов, считается правильной.

Концепция мозговой атаки

Мозговую атаку изобрел Алекс Осборн. Он полагал, что люди бояться высказывать неординарные решение из-за возможной последующей критики. Именно поэтому на мозговых штурмах запрещено критиковать новые . Такие тренинги проводятся с целью коллективного поиска новых решений. За 20-40 минут группа успевает получить большое количество новых идей и предложений. Участники должны генерировать идеи в благожелательной и дружелюбной атмосфере. Только таким путем можно получить действительно качественный результат. Ведущий имеет гибкий план управления и следит за процессом. Также он стимулирует возникновение повышенного эмоционального уровня участников. В процессе создания идей, группа должна фиксировать заметки, чтобы на анализе фантастических идей создать реальные технические предложения.

Виды мозговой атаки

1. Прямая мозговая атака . Перед творческой группой могут ставиться разные задачи, но в результате участники должны получить решение или установить причины, которые мешают его осуществлению. Задача мозгового штурма представляет собой краткое изложение. Это может быть какая-либо проблемная ситуация. Оптимальное число участников должно составлять 5-12 человек. Предложенные идеи обсуждаются, после чего принимается решение.

2. Обратная мозговая атака . Этот вид атаки отличается тем, что новые идеи не предлагаются. Обсуждаются и критикуются только уже имеющиеся, т.е. группа пытается устранить наличие дефектов в существующих идеях. В процессе дискуссии участники должны ответить на вопросы:

  • что необходимо улучшить;
  • какие имеются недостатки;
  • что получится в результате;
  • на что необходимо обратить внимание.

3. Двойная мозговая атака . Сначала проводится прямая атака. Затем делается перерыв. Он может составлять несколько часов или дней. После этого прямая мозговая атака повторяется для принятия окончательного решения. В группе присутствуют 20-60 человек. Они заранее получают пригласительные билеты. Сессия проходит не менее 5-6 часов. Задачи обсуждаются в непринужденной обстановке.

4. Метод конференции идей . Готовится специальное совещание, участники которого приглашаются на два-три дня. Они проводят мозговой штурм с перерывами и быстро решают поставленную задачу. Данный метод часто проводится в какой-либо стране с целью сбора остальных участников с других стран.

5. Метод индивидуального мозгового штурма . Участник может поочередно играть роль генератора идей и критика. В остальных видах мозговой атаки участники делятся на две группы. Самые лучшие результаты получаются при чередовании различных методов штурма.

6. Метод теневой атаки . Участники процесса записывают свои идеи на бумаге. Затем они подвергаются критике и оценке. Многие считают данный подход не слишком эффективным, поскольку групповое обсуждение стимулирует выработку новых идей. Но также бытует мнение, что именно в письме человек может грамотно, четко и кратко изложить все свои мысли. При этом экономится время, а количество идей возрастает.

Теперь вы знаете, как проводить . Если вы слышите об этом впервые, у вас может возникнуть вопрос: «Кто и когда использовал мозговую атаку?». Так, этим приемом пользовались известные предприниматели, руководители и изобретатели, например, Стив Джобс, Джин Рон, Роберт Керн и многие другие.

Метод "мозговой атаки" широко применяется для систематической тренировки творческого мышления и его активизации.

Известно, что критика или даже боязнь критики служат помехой творческому мышлению. Разумеется, любая новая идея может оказаться неверной. Если автор боится критики, которая может быть вызвана тем, что идея его плоха, он не станет высказывать непроверенные мысли. В этом случае многие потенциально хорошие идеи будут потеряны. Для того чтобы устранить боязнь критики при генерировании идеи и вызываемые ею последствия, А. Осборн разработал метод так называемой "мозговой атаки". Его книга "Прикладное воображение", выпущенная в 1957 г., была принята за основу курсов лекций в Массачусетском технологическом институте, а также в других высших учебных заведениях США, в колледжах, НИИ и промышленных компаниях.

Предложенная А. Осборном методика используется с целью выявления возможно большего количества оригинальных идей. В сущности, она представляет собой видоизмененный метод свободных ассоциаций. Упор делается на расслабление внимания к критической оценке ценности отдельных идей. Важно не их качество, а количество. Критика выдвинутых идей производится позднее, после того, как "творческий сеанс" будет закончен.

Основными правилами проведения заседаний (сессий) по методу "мозговой атаки" рекомендуется:

Сформулировать проблему в основных терминах, выделить единственный центральный пункт.

Не объявлять ложной и не прекращать исследование ни одной идеи.

Подхватывать идею любого рода, даже если ее уместность кажется в данное время сомнительной.

Оказывать поддержку и поощрение, столь необходимые для того, чтобы освободить участников от скованности.

Проводить оценку и селекцию идей только после окончания сессии с помощью группы экспертов, желательно не участвовавших в проведении сессии.

Успех проведения заседания по методу "мозговой атаки" в значительной степени зависит от ее руководителя, который должен уметь вести заседания в соответствии с определенными правилами, владеть необходимыми приемами, уметь задавать вопросы, подсказывать или уточнять поданные идеи, следить за тем, чтобы не было больших пауз в высказывании идей или чтобы высказывание идей не происходило только в рациональном направлении (если это случится, руководитель должен принять предупредительные меры, например, подсказать заведомо фантастическую или непрактическую идею, наводящим вопросом направить рассуждение по менее рациональному руслу).

Допустимое количество участников заседания - от 4 до 15 человек. Длительность проведения заседания по методу прямой коллективной "мозговой атаки" - от 15 мин до 1 ч в зависимости от характера и сложности проблемы. Для записи высказанных идей выделяется секретарь или используется магнитофон.

Группа экспертов тщательно изучает высказывания участников заседания, обращая особое внимание на возможность использования оригинальных, хотя, на первый взгляд, и нереальных идей. Эксперты сначала отбирают идеи, которые могут быть реализованы при данном уровне развития техники, затем из них выбирают наилучшие идеи для применения в конкретных условиях.

В том случае, если необходимо выявить недостатки и противоречия в техническом объекте, подлежащем усовершенствованию, проводится обратная "мозговая атака". При обратной "мозговой атаке", в отличие от прямой, критическим замечаниям уделяется основное внимание, причем осуществляется выбор не общей, а сугубо конкретной технической (или технологической) задачи.

Советским исследователем А. Александровым предложен метод аналога с деструктивной отнесенной оценкой. Сущность его состоит в активизации творческого потенциала изобретателя при коллективном генерировании идей с последующим формированием контридей. При этом предусматривается поэтапное последовательное выполнение ряда процедур:

первый этап - формирование группы участников диалога, оптимальной по численности и составу;

второй этап - создание группы анализа проблемной ситуации, формирование исходной широко определенной изобретательской задачи, сообщение задачи вместе с описанием метода деструктивной отнесенной оценки всем участникам диалога;

третий этап - генерирование идей по правилам прямой коллективной "мозговой атаки", особое внимание на этом этапе обращается на создание творческой атмосферы и непринужденной обстановки; заранее подготовленный перечень идей зачитывать не разрешается; каждый участник может выступить несколько раз, но не подряд;

четвертый этап - систематизация идей группой анализа проблемной ситуации; в процессе систематизации составляется номенклатурный перечень высказанных идей; каждая идея формулируется с использованием общеупотребительных терминов, после чего она анализируется с целью выявления дублирующих и (или) дополняющих идей; основные, дублирующие их и (или) дополняющие идеи объединяются и формулируются в виде комплексных идей; изучаются признаки, по которым можно объединить комплексные идеи, согласно этим признакам идеи классифицируются в группы, составляется перечень групп идей, выражающих общие принципы подхода к решению задачи;

пятый этап - деструктирование идей, т.е. оценка их на реализуемость в процессе "мозговой атаки"; "мозговая атака" на этом этапе направлена на всестороннее рассмотрение возможных препятствий к реализации идей;

шестой этап - оценка критических замечаний, высказанных во время предыдущего этапа, составление окончательного списка практически используемых идей, в список вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний, а также контридеи.

Метод диалога с деструктивной отнесенной оценкой использован при обучении слушателей ряда университетов. При этом было установлено, что наиболее эффективные результаты достигаются в том случае, когда все участники заседания, проводимого по методу "мозговой атаки", рационально распределяются на три группы: генерирования идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерирования контридей. Группы могут работать самостоятельно. В ряде случаев эффективные результаты дает повторное проведение заседаний с некоторым видоизменением формулировки той же задачи и одновременной заменой функций, выполняемых группами (например, передача группе анализа обязанностей группы генерирования идей, группе генерирования идей - обязанностей группы генерирования контридей и группе генерирования контридей - обязанностей группы генерирования идей).

Метод "мозговой атаки" обычно применяется как групповой с использованием приемов аналогии, фантазии, инверсии, эмпатии, однако имеются сообщения и об индивидуальном его применении. Наилучшие результаты этот метод дает при поиске таких решений, которые не являются точными, специальными, а носят общий или организационный характер. Иногда с помощью данного метода решают несложные изобретательские задачи.

Наиболее известным методом психологической активизации мышления является "мозговой штурм", предложенный А. Осборном (США) в 40-х годах.

"Мозговой штурм" является коллективным методом поиска изобретательских решений и новых бизнес идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и "генераторов"", а также разделение процесса генерации и критики идей во времени. Кроме этого "мозговой штурм" предусматривает выполнение ряда правил:

  • 1. Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются.
  • 2. Приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей.

Поощряется развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.

Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.

Главная цель - получить как можно больше идей.

Обязательными условиями проведения "мозгового штурма" является создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за боязни их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе. Руководителем группы (ведущим) должен быть специалист по методам технического творчества.

"Мозговой штурм" достаточно универсальный метод, применение которого возможно в научной, технической, административной, торговой, рекламной деятельности, как для поиска нестандарьных решений в технике, так и для поиска новых бизнес идей.

Методы поиска новых идей и решений. Мозговой штурм

Мозговой штурм - один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности при недостатке информации.

Другие названия: мозговая атака, прямая мозговая атака (Brainstorming). Автор метода А. Осборн (США), конец 30-х гг. ХХ века.

Цель метода

Стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества разнообразных идей.

Суть метода

  • ·Разделение во времени процесса генерации идей и процесса их оценки.
  • ·Групповой процесс выдвижения идей.
  • ·Процессом управляет профессиональный ведущий, который способен обеспечить соблюдение всех условий и правил.
  • ·Идеи - это еще не решение проблемы, а зарождение направления ее решения.
  • ·Универсальность метода обратно пропорциональна его эффективности.

План действий

  • ·Отобрать группу лиц для генерации идей и группу лиц для оценки идей (по 4-8 человек).
  • ·Ознакомить участников с правилами мозгового штурма.
  • ·Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников.
  • ·Строго выполнять правила мозгового штурма.
  • ·После окончания заседания "генераторов" идеи рассматриваются группой экспертов-специалистов в данной области.

Правила проведения мозгового штурма

  • ·Количество идей предпочтительнее качества.
  • ·Критика идей на этапе генерации запрещена.
  • ·В группе генерации идей не должно быть начальства.
  • ·Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.
  • ·Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.
  • ·Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.
  • ·Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников заседания от скованности.
  • ·Идеи излагайте кратко.
  • ·Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.
  • ·При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.

Этапы мозгового штурма

1. Подготовка

oНазначение ведущего.

oПодбор участников для рабочих групп.

oПодбор фактического материала.

oОбучение и инструктаж участников.

oОбеспечение деятельности участников.

2. Выдвижение идей

oУточнение задачи.

oГенерация идей.

oПроработка и развитие наиболее ценных идей.

oЗапись предложений.

oРедактирование списка идей.

3. Оценка и отбор идей

oУяснение проблемы.

oОпределение критериев оценки.

oКлассификация и оценка идей.

oРазвитие идей на основе анализа.

  • ·Легкость освоения и простота в обращении.
  • ·Незначительные затраты времени на проведение.
  • ·Универсальность метода.
  • ·Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.

Недостатки

  • ·Решение относительно простых задач.
  • ·Отсутствие критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей.
  • ·Нет гарантии нахождения сильных идей.

Метод мозговой атаки (brainstorm, брейнсторминг) - один из наиболее эффективных методов в ситуации отсутствия свежих и неизбитых решений. Он помогает найти оригинальные идеи и задействовать ресурс коллектива по максимуму.

Суть мозгового штурма (брейнсторминга) состоит в творческом споре специалистов относительно определённой проблемы. Личный контакт и рассмотрение проблемы с разных точек зрения помогает найти свежие идеи. Для применения метода традиционно необходимы две группы специалистов. Первая группа выдвигает идеи, вторая – анализирует их. Также распространённым является вариант применения метода, при котором и выдвижение идей, и их анализ проводится одной и той же группой.

Основополагающие правила метода мозгового штурма

Одним из основных принципов применения метода мозгового штурма является принцип разнообразия привлекаемых экспертов. Различия между привлекаемыми участниками позволяет привнести те самые разные точки зрения на проблему, которые и необходимы для поиска решения. Мозговой штурм в «чистом виде» предполагает привлечение людей разных профессий. Однако в крупных компаниях обычно привлекаются для атаки сотрудники одного департамента (отдела/подразделения), которые занимаются разными направлениями работы. Хорошие результаты также показывает привлечение 1-2 членов группы, которые абсолютно не ориентируются в рассматриваемом вопросе (имеют только общее представление).
Исследования показали, что эффективность применения метода существенно снижается, если в группе присутствует один самый сильный член, который доминирует. Авторитет лидера напрямую влияет на позицию других членов группы и уменьшает количество получаемых тезисов.
Общие правила мозгового штурма:
  • поддержание высказываемых мыслей других участников группы
  • генерирование как можно большего количества идей
  • написание заголовков
  • иллюстрирование
  • масштабное мышление
  • неспешное принятие решения
Принцип написания заголовков предусматривает выражение концепции максимум в 6 словах. Это даёт возможность сделать мысль «концентрированной», легко применяемой. Иллюстрирование идей помогает выразить их суть (иногда рисунок справляется с эти лучше, чем слова). Необходимо учитывать, что иллюстрирование и написание заголовков не является обязательным для всех решений.

Этапы мозгового штурма


Можно выделить два основных этапа брейнсторминга:

  • генерация идей
  • практический анализ
Главной задачей первого этапа является сбор как можно большего количества вариантов решения проблемы. Все идеи отображаются на специальных карточках (записи проводятся непосредственно участниками или специальным членом группы). На втором этапе карточки сортируются и анализируются группой. Также во время выдвижения идей можно проводить аудиозапись, которая на втором этапе прослушивается и анализируется. Результатом проведения мозговой атаки является передача идей ответственным сотрудникам для воплощения их в жизнь.
Важно. Результат проведённой мозговой атаки должен обязательно воплотиться в так называемый прототип. Затягивание с созданием прототипа может привести к потере актуальности полученными идеями.

Примеры грамотного проведения мозгового штурма

Применение мозгового штурма зависит напрямую от масштаба группы, которой необходимо провести совещание и конечной цели. В группу обязательно должны входить специалисты, которые знакомы с техничкой проведения такого совещания.
Если говорить о методе мозгового штурма, пример правильного его применения может поэтапно может выглядеть так:

  • формирование проблемы (задачи/необходимости в поиске решения)
  • формирование списков участников группы
  • рассылка короткого содержания встречи и поставленной задачи всем участникам (рассылка «брифа»)
  • подготовка расходных материалов (мел, доска, листы бумаги, стикеры)
  • назначение ведущего
  • назначение секретаря (если избран метод фиксирования идей именно секретарём)
  • определение продолжительности первого этапа
  • постановка задачи
  • фиксирование идей
  • передача идей второй группе на обработку
  • выделение лучших идей
  • формирование «прототипа»
Такой приблизительный план помогает участникам быть готовыми к встрече (а, значит, более эффективными) и сделать её максимально результативной. Модератор (ведущий) встречи обязан деликатно курировать процесс. На практике возможна ситуация, в которой сотрудники, которые ниже по званию или должности, не выражают мысли в присутствии директора. В таком случае модератор должен аккуратно привлекать всех участников.

Как выбирать вопросы для обсуждения: нужны ли шаблоны


Вопросы мозгового штурма должны быть сформированы его организатором ещё до начала. Ориентировочный перечень необходимо рассылать участникам собрания предварительно (для подготовки). Необходимо, однако, помнить, что суть техники – в свободном потоке мыслей. Поэтому план и вопросы должны быть приблизительными.

Экскурс в метод обратной мозговой атаки

Обратная мозговая атака предусматривает процесс выявления недостатков процесса или предмета. Обратный брейнсторминг предусматривает ответ не на вопрос «Что делать?», а ответ на вопрос «Чего делать не нужно?». Применение этой технологии является таким же эффективным, как и обычный brainstorm.

Как провести мозговой штурм видео

Видео-тренинги по проведению совещаний в форме brainstorm можно найти на многих образовательных ресурсах. Особенный интерес для любителей этой техники представляют примеры, наведённые сотрудниками компании Google. Некоторые бизнес-тренера считают brainstorm неэффективным по причине возможного ухода мыслей в другом направлении. Однако для поиска решения в сложной ситуации техника может быть достаточно эффективна.