Семья

Рисунок на тему моя семья красками. Рисование на тему «Моя семья

Марина Шевердинова
Конспект занятия по рисованию «Я и моя семья»

Образовательная область : художественно – эстетическая

Вид деятельности : образовательная

Возрастная группа : старшая

Тема : Рисование «Я и моя семья »

Цель : реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей

Программное содержание

Образовательные задачи :

Выяснить, как понимают дошкольники, что такое семья , в чём её значение для человека; как разбираются в родственных отношениях;

Вызвать желание нарисовать свою семью ;

Тренировать в умении передавать характерные черты лица человека

Развивающие :

Развивать графические навыки

Воспитательные :

Прививать любовь и уважение к членам своей семьи , доброжелательное отношение друг к другу

Коррекционные :

Развивать диалогическую и монологическую формы речи;

Развивать мелкую моторику

Предварительная работа : беседы о семье ; рассматривание семейных фотографий, иллюстраций, картин о семье ; чтение стихов, рассказов; разучивание пословиц, поговорок о семье .

Материалы и оборудование :

Компьютер; семейные фотографии детей (презентация) ; схема разделения членов семьи по группам ; мяч; бумага; цветные карандаши.

Ход деятельности

(Воспитатель с детьми, взявшись за руки, под фонограмму песни «От улыбки» образует круг на ковре)

В. «Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.»

(Радостное приветствие, установление зрительного контакта)

«Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?

Я – Татьяна Ивановна, а ты кто?

Ответь мне, как тебя ласково зовут?» (Даночка, Егорушка и т. д.) (Ответы детей)

В. Дети, сегодня мы с вами поговорим о семье (Дети присаживаются на ковёр) .

Давайте вместе произнесём слово СЕМЬ Я . Что оно означает? Давайте посчитаем на пальчиках, кто входит? (Дети считают)

Действительно, семья – это люди , с которыми мы живём, кого любим, о ком заботимся. Семья – это самое дорогое и главное, что есть у человека.

Внимание на экран (звучит музыка, картинка семьи )

Что изображено на картинке?

Д. Семья .

В. Ребята, как хорошо, когда есть семья . Вот мы сейчас с вами в детском саду, а ваши близкие на работе. А вы хотите прямо сейчас увидеть своих родных?

В. Я для вас приготовила сюрприз. Посмотрите на экран (слайды с фотографиями семей) .

«Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале, мы отражаемся в нем.

Пускай не всегда мы красивы, зато эти фото правдивы.

Хранится альбом в нашем доме, и снимки хранятся в альбоме.

Их много и старых и новых – у нас у семейства большого!»

Чья это семья ?

Д. Данила.

Расскажи, Как зовут твою маму? Папу? (3 человека)

Где работает твоя мама? Папа? (4 человека)

В. Семья может быть большой и маленькой. Попробуйте разделить всех членов семьи на две группы . (Воспитатель предлагает детям разделить членов своей семьи на группы по схеме )

Можно разделить :

1. на взрослых и детей;

2. на пожилых и молодых;

3. на мужчин и женщин.

В. В каждой семье есть мужчины и женщины. Чем они отличаются?

Д. Носят разную одежду, у мужчин может быть борода или усы; мужчины выше ростом, сильнее, чем женщины.

В. Поиграем в игру? Игра с мячом «Кто что делает?» (Воспитатель бросает мяч детям и задаёт вопрос, дети отвечают на вопрос и возвращают мяч воспитателю).

В. Что обычно делают ваши папы?

Д. Ремонтируют, приколачивают, строят, носят воду, топят баню.

В. Что делают мамы?

Д. Моют посуду, убирают квартиру, шьют, ходят в магазин, готовят обед.

В. Вот, сколько дел у ваших родителей! А чтобы они не уставали, что нужно делать?

Д. Помогать.

В. Молодцы, ребята! Как интересно вы рассказали о своей семье . А вы обратили внимание, что все дети говорили о своей семье и улыбались . Почему? Когда родные рядом, всегда в семье хорошее настроение , радость, счастье, приятно вспомнить тот день, когда все вместе фотографировались. Недаром гласит народная мудрость : «Вся семья вместе , так и душа на месте» .

А сейчас, ребята, я предлагаю вам нарисовать всех членов вашей семьи или изобразить самое интересное событие, которое произошло в вашей семье . Постарайтесь нарисовать так , чтобы ваши мамы, папы, глядя на ваш рисунок, себя узнали. Вспомните, какого цвета глаза, волосы у ваших близких.

(Дети проходят к своим местам за столом) .

Пальчиковая гимнастика :

«Знаю я, что у меня дома дружная семья :

Это – мама, это – я, это – бабушка моя,

Это – папа, это – дед и у нас разлада нет!»

(Дети приступают к рисованию . Во время рисования звучит песня «Что такое семья (муз. И сл. Е. Гомоновой) . Рисунки выставляются на доске.)

Анализ работ.

В. Замечательные рисунки своей семьи вы нарисовали . Все такие разные : и весёлые, и счастливые, и задумчивые, и милые, как любая семья . Ребята, когда вы вырастите, у вас у каждого будет своя семья . И это будет самая лучшая семья , где дети будут заботиться о взрослых и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе с использованием фотоальбома «Моя семья».

Цели и задачи:

1. Выяснить, как понимают дошкольники, что такое семья, в чем её значение для человека, как разбираются в родственных отношениях.

2. Выявить эмоциональное благополучие ребенка в семье.

3. Выявить уровень общей осведомлённости ребенка (имя, отчество родителей, место работы.

4. Вызвать желание нарисовать свою семью.

5. Тренировать в умении передавать характерные черты лица человека.

6. Развивать мелкую моторику рук, графические навыки.

7. Прививать любовь и уважение к членам семьи, доброжелательное отношение друг к другу.

Образовательные области : Познание, художественное творчество, социализация, труд, музыка, чтение художественной литературы.

Ход занятия.

Орг.момент.

Приветствие:

В этот чудный весенний день

Нам здороваться не лень!

Шлём привет мы всем вокруг,

Я твой друг и ты мой друг.

Шлём привет мы всем гостям,

Очень, очень рады вам!

Дети, сегодня мы с вами поговорим о семье (дети присаживаются на ковёр).

Давайте вместе произнесём слово СЕМЬ Я. Что оно означает? Давайте посчитаем на пальчиках, кто входит?

Действительно, семья – это люди, с которыми мы живём, кого любим, о ком заботимся. Семья – это самое дорогое и главное, что есть у человека.

Фото семьи Быковых. - Что изображено на фотографии? Ребята, как хорошо, когда есть семья. Вот мы сейчас с вами в детском саду, а ваши близкие на работе. А вы хотите прямо сейчас увидеть своих родных? Я для вас приготовила сюрприз. Посмотрите на фотоальбомом с фотографиями семей.

«Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале, мы отражаемся в нем.

Пускай не всегда мы красивы, зато эти фото правдивы.

Хранится альбом в нашем доме, и снимки хранятся в альбоме.

Их много и старых и новых – у нас у семейства большого! ».-

Чья это семья? Никитина.

1. Расскажи, как зовут твою маму? папу? (3 человека)

2. Где работает твоя мама? папа? (4 человека)

Ребята, папы, мамы, братья и сестрички – это ваша маленькая семья. Посмотрите на эту фотографию. … А это чья семья? Варина. Какая она? (большая). Бабушки, дедушки, тёти, дяди – это тоже ваша семья.

Семья может быть большой и маленькой. Попробуйте разделить всех членов семьи на две группы. (схемы)

Можно разделить:

1. на взрослых и детей;

2. на пожилых и молодых;

3. на мужчин и женщин.

В каждой семье есть мужчины и женщины. Чем они отличаются? (носят разную одежду, у мужчин может быть борода или усы, мужчины выше ростом, сильнее, чем женщины).

- Поиграем в игру? Игра с мячом «Кто что делает? »

Что обычно делают ваши папы? (колют, пилят, приколачивают, ремонтируют, носят воду, топят баню). Что делают мамы? (моют посуду, убирают квартиру, шьют, ходят в магазин, готовят обед). Вот сколько дел у ваших родителей! А чтобы они не уставали, что нужно делать? (помогать).

Молодцы, ребята! Как интересно вы рассказали о своей семье. А вы обратили внимание, что все дети говорили о своей семье и улыбались. Почему? Когда родные рядом, всегда в семье хорошее настроение, радость, счастье, приятно вспомнить тот день, когда все вместе фотографировались. Недаром гласит народная мудрость: «Вся семья вместе, так и душа на месте».

Изобразительная деятельность «Портрет моей семьи».

Я предлагаю нарисовать портрет своей семьи, и мы сделаем в группе выставку семейных портретов, чтобы наши родные всегда были рядом с нами. Постарайтесь нарисовать так, чтобы ваши мамы, папы, глядя на портрет, себя узнали. Вспомните, какого цвета глаза, волосы у ваших близких?

Пальчиковая гимнастика:

«Знаю я, что у меня дома дружная семья:

Это – мама, это – я, это – бабушка моя,

Это – папа, это – дед и у нас разлада нет! »

Анализ работ:

Замечательные портреты семьи вы нарисовали. Все такие разные: и весёлые, и счастливые, и задумчивые, и милые, как любая семья.

Вы так хорошо потрудились. Вечером мы расскажем друг другу о своей семье.

Итак, сейчас мы попробуем научиться правильно и интересно организовывать рисование в ДОУ. «Моя семья» — это излюбленная тема, которая помогает ребенку не только учиться выражать свои чувства к родителям через рисунки, но и играет важную роль в его общем развитии. Так что именно ей мы и займемся. Правда, придется хорошенько постараться, чтобы рисование в детском саду на тему «Семья» прошло весело и интересно. Что может потребоваться? Как проводить данное событие для малышей разных возрастов? Давайте попробуем научиться этому.

Задачи и цели

У любого занятия в детском саду имеются свои задачи и цели. Они важны для всего образовательного процесса. Ведь не просто так проводится занятие по рисованию на тему «Моя семья» или «Мой домашний любимец». Все это имеет какой-то смысл. Помимо развития моторики рук, разумеется.

В нашем случае данное занятие будет проведено для того, чтобы подвести итоги всех знаний, полученных о семье и ее составе. Желательно проводить подобного рода уроки со всеми малышами. Но особый упор нужно сделать на старшую подготовительную группу.

Кроме того, рисование в ДОУ на тему «Моя семья» должно научить ребенка изображать человека: пропорции, черты лица, различия людей между собой.

Разумеется, развивающий элемент тут тоже есть. Ребенок учится запоминать информацию, анализировать ее, а затем выражать в рисунках. Плюс ко всему, рисование в детском саду («Моя семья» — выбранная тема) должно научить малыша бережно и внимательно относиться к своей родне.

Организация

Начинать весь процесс нужно с правильной его организации. Успех проведения урока заключается в планировании. Это касается и такого занятия, как рисование в ДОУ. «Моя семья» — увлекательная тема, урок, посвященный ей, должен начинаться с небольшого диалога воспитателя и малышей.


Лучше всего в качестве введения использовать разные стишки и короткие рассказы о семье. Этот прием расположит ребят к теме, а также заинтересует их. Кроме того, используйте песенки на выбранную тему. Они тоже благоприятно сказываются на общей атмосфере занятия.

Потом желательно провести диалог с малышами на тему их семьи. Пусть каждый ребенок расскажет, кто с ним проживает и кого он любит. Ведь важно не только рисование в ДОУ. «Моя семья» — тема, которая не только поможет развить художественные способности ребят, но и поспособствует развитию речи.

Следующий этап, пожалуй, самый интересный — это непосредственное изображение своего семейства малышами. Предложите им разнообразные материалы для осуществления задуманного. Если время позволяет, то можно воспользоваться не только бумагой и карандашами. Как же интересно организовать рисование в ДОУ? «Моя семья» — тема запланированного занятия.


Краски и кисточка

Например, стоит обратить внимание на стандартные рисовальные принадлежности. Речь идет о кисточках и красках. Пожалуй, данный вариант проведения занятия подойдет как средней, так и старшей группе. Совсем маленьким деткам тоже можно доверить подобного рода «инвентарь». Только с огромной осторожностью.

Пусть дети рисуют свою семью при помощи акварели или гуаши. Хорошо также предложить ребятам альтернативу данному методу. Почему? Может быть, ребенку интереснее будет рисовать и изображать каким-то другим способом. Главное в занятии — это заинтересованность воспитанника и его вовлечение в процесс. Кроме того, если все работы детей будут выполнены из разных «материалов», то можно будет даже организовать в конце выставку. Она точно запомнится родителям.

Карандаш

А мы продолжаем с вами наше рисование в ДОУ. «Моя семья» — излюбленная и популярная тема, которая должна заинтересовать ребенка. Если малыши не очень любят кисточки и краски, то предложите им карандаши.

Пожалуй, именно подобного рода прием позволяет проводить занятия во всех группах. Если с кисточками и красками самые маленькие воспитанники могут еще «не подружиться», то с цветными карандашами знакомы все и каждый. Так что лучше, чтобы у каждого ребенка на столе был набор с данным «инвентарем».


Аппликации

Следующий вариант, который подходит детям постарше — это использование аппликаций для изображения своей семьи. Например, при помощи цветной бумаги, картона, клея и ножниц. По правде говоря, именно подобное «рисование» в ДОУ («Моя семья» — его тема) вызывает у детей огромный восторг. Ведь так ребенок не просто учится изображать свое семейство, но и развивает мелкую моторику рук.

Позаботьтесь, чтобы клей, ножницы, картон и цветная бумага также были у каждого ребенка. Может быть, малыши захотят выбрать именно такой прием изображения действительности. Не стоит запрещать им это делать. Да, это не непосредственное рисование на бумаге, но этот способ тоже довольно хорошо соответствует поставленными целями и задачами. Ребенок все равно будет изображать свою семью, хоть и в несколько нестандартной форме.

Пластилин

Пожалуй, самым интересным подходом для проведения нашего сегодняшнего занятия будет использование пластилина и картона. При помощи данных «приспособлений», тоже, как ни странно, можно рисовать.

Каким образом? Пусть ребенок карандашом на картоне сделает рисунок своей семьи. Но раскрасит его разогретым в ручках пластилином. Подобного рода рисование в ДОУ («Моя семья» — выбранная тематика) часто используется в младших и средних группах. Интересный прием, но его одобряют не все воспитатели. И зря.


Дело все в том, что именно такой вариант рисования способен привлечь даже непоседу. Ведь раскрашенный пластилином рисунок — это так весело! Как раз заинтересованность ребенка и должна быть основной составляющей занятия. Пусть дети сами выбирают, как им хочется рисовать. В случае каких-то затруднений помогите воспитанникам. Но помните — творить они должны сами. И раскрашивать свои рисунки — тоже.

Выставка

Заканчивать рисование в ДОУ на тему «Моя семья» можно как угодно. Но самый лучший вариант развития событий — это организация специализированной тематической выставки, которая будет представлена родителям. Пусть у каждого ребенка будет возможность показать свою семью и рассказать о ней.

К слову, перед выставкой можно провести анализ рисунков воспитанников. Пусть каждый ребенок перед группой покажет свое творчество, а затем расскажет, кто изображен на рисунке. Так дети смогут развивать речь и фантазию.

Не забудьте подвести итоги занятия. Подчеркните, что сегодня вы научились рисовать семью при помощи разных предложенных материалов. После выставки подпишите работы детей и отдайте их родителям. Пусть они радуют глаз дома.

Тематика и беседы

Для старшей подготовительной группы в детском саду можно провести несколько занятий по рисованию на тему «Моя семья». При всем этом достаточно просто немного разнообразить предложенную выше методику, чтобы получить интересные и полезные занятия.


Например, пусть ребята принесут фотографии и расскажут, кто на них изображен. После этого пусть рисуют и изображают семью всеми доступными способами. Плюс ко всему, организуйте занятия типа «Я помогают маме», «Я с папой на прогулке», «Семейный отдых» и так далее. Пусть дети развивают свою фантазию и учатся изображать действительность.

К слову, не забывайте проводить разнообразные тематические выставки в конце каждого занятия. Иногда можно пригласить на них детского психолога. Ведь детский рисунок семьи может многое сказать об атмосфере в ней, а также о взаимоотношениях с ее членами. Это очень важно для верного и правильного развития ребенка. Если вы заметили какие-то явные признаки беспокойства у воспитанника, которые выразились через рисунок, пригласите родителей на индивидуальную беседу. В принципе, лучше вообще проводить после рисования на тему «Моя семья» родительские собрания, на которых вы будете объяснять, почему ребенок так или иначе нарисовал каждого конкретного члена семьи. Все это поможет развитию ребенка. Рисование в детском саду на тему «Моя семья» — это важный процесс обучения, который нельзя пропускать. Уделите ему должное внимание.

Цели:

  • Привлечь, детей и взрослых к изобразительному искусству используя нетрадиционные техники изображения.
  • Знакомство со своей рукой, как предметом изобразительной деятельности.
  • Сконцентрировать внимание детей и взрослых на теме «Моя семья», её основных ценностях.
  • Воспитывать любовь к членам семьи, вызывать желание нарисовать их портреты.
  • Развивать мелкие мышцы рук.
  • Закрепить приемы рисования фломастерами и гуашевыми красками.
  • Включить детей и родителей в творческий процесс, объединить людей разного возраста.
  • Обогащать и активизировать словарь в процессе расширения представлений о семье.
  • Развивать голосовой аппарат, интонационную выразительность речи.

Материалы: тонированные листы А-4, фломастеры, набор гуаши, кисти №2, №4;набор формочек для моделирования, салфетка, стакан с водой.

Предварительная работа : чтение книг и заучивание стихотворений о семье. Проведение пальчиковой гимнастики. Дидактическая игра «Составь портрет».

Словарная работа: семья, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, члены семьи, дружба, любовь, забота.

Методика проведения:

Воспитатель: - Здравствуйте родители, здравствуйте дети!

«Собрались сегодня с Вами,

Чтобы всем нам стать друзьями.

Поиграть, повеселиться

И чему-то научиться!»

Ребята, а вы любите рисовать? И знаете, что нам нужно для рисования? (Да)

Вот, я сейчас проверю. Загадаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать.

«Разноцветными носами «Над бумажным листом

По бумаге водят сами, Машет палочка хвостом

Их рисунки хороши. И не просто машет,

Это что? ... (Карандаши) Красит в разные цвета.

Ух, какая красота!

(Кисточка)

«Космонавтов на Луне «Вот готов рисунок наш,

Или кошку на окне Потрудился карандаш.

Рисовать поможет мастер. Но ему нужна починка,

Как зовут его? ... (Фломастер)» Точит карандаш …(Точилка)»

«Он макает кисти в краски

И рисует лес, как в сказке.

Вот художник молодчина!

Получается …(Картина)»

Молодцы ребята! Всё, то вы знаете!

Я для вас и родителей приготовила 3 волшебные коробочки. Давайте, посмотрим, что в одной из них.

Воспитатель достает из коробочки отпечаток ладошки.

В. Ребята, что это?

Д. Это отпечаток руки.

В. Сколько у вас рук? (У каждого человека две руки)

Что мы делаем с помощью рук? (держим разные предметы, умываемся, рисуем, играем)

Покажите правую руку (дети поднимают правую руку).

Покажите левую руку (дети поднимают левую руку).

Пальцы – наши главные помощники в рисовании. Они словно маленькие человечки, которые учатся держать карандаш.

Давайте, поиграем нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

З. Александрова. «Раз-два-три-четыри-пять!»

Раз-два-три-четыре-пять!

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

На другой руке опять:

Раз-два-три-четыре-пять!

Пальчики быстрые,

Хоть не очень чистые!

Много пальчикам хлопот:

То играют в ладушки,

То зачем-то лезут в рот,

Книжки рвут у бабушки…

Переделав все дела.

Тянут скатерть со стола.

Лезут в соль и компот,

А потом наоборот.

Пальчики дружные,

Все такие нужные!

Приложите свою ладонь, к ладони мамы или папы.

Чем они отличаются? (Одна ладонь маленькая, другая – большая)

А, как вы думаете, почему? (Если дети затрудняются ответить на вопрос, отвечают родители)

А. вот вам и первое задание. Раздвигаем пальчики левой руки, прикладываем ладошкой вниз на лист бумаги, а мама или папа обводят ладошку фломастером. Правильно.

Дети, поднимайте левую руку, а правой рукой загибайте пальчики, начиная с большого.

«Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – это Я,

Вот и вся моя семья!»

Ребята, а, кто из вас знает, что такое семья?

Все 5 пальцев живут вместе, как наша семья.

Сейчас, каждый пальчик на вашем листке превратится в маму и папу, бабушку и дедушку. Возьмем фломастер и нарисуем: глаза, нос, рот, уши, волосы. (Показ на доске) Родители помогут нарисовать отличительные особенности: дедушке можно нарисовать очки, бабушке – шляпу, маме – красивые бусы, папе – галстук, девочкам – бантики, мальчикам – шарфик.

Дети и родители под музыку рисуют.

Воспитатель: Какие замечательные рисунки у вас получились.

А, кто из вас знает стихи о членах семьи?

Дети рассказывают стихи:

Мы любим нашу бабушку, Много мам на белом свете,

Мы очень дружим с ней, Всей душой их любят дети.

С хорошей доброй бабушкой Только мама есть одна,

Ребятам веселей. Всех дороже мне она.

У меня есть дедушка, дедушка родной,

На груди у дедушки орден боевой.

Он в реке купается летом и зимой

И не простужается дед мой молодой.

В.Малков

Папа мой – защитник смелый,

Добрый, смелый и умелый.

Воспитатель: Ребята, дружные семейки у вас получились. Но, что-то на ваших рисунках не хватает? Давайте, посмотрим, что у меня во второй коробочке?

Воспитатель достает формочки для моделирования.

В. С помощью этих формочек, можно дорисовать свой рисунок. (Показ на доске) Смазываем нужную фигуру краской и печатаем, дом, деревья, цветы, бабочек, машины. Как будто ваша семья пошла, погулять в лес, на озеро, в город и т.д. Родители вам помогут.

Дети и родители приступают к работе.

Кто из вас закончил рисунок, может рассказать свою историю.

Вот, какие у нас получились картины.

А, сейчас, ребята расскажут стихотворение о семье:

Семья – это мама и папа, и дед

Бабуля готовит нам вкусный обед

В семье ещё братья и сестры бывают

Семья – это Я и меня называют:

Котёнок и ласточка, заинька, птичка.

Семья – где все любят меня и ласкают

И лучше семьи ничего не бывает!

Но, у нас ещё осталась коробочка. Что-же в ней лежит? За вашу добросовестную работу и красивые рисунки получайте сладкие призы.

Физ. Минутка.

«Кто живет у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре.

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, пять.

Папа, мама, брат, сестра,

Кошка Мурка, два кота,

Мой щегол, сверчок и я

Вот и вся моя семья.

Используемая литература:

  1. Е. Косинова «Гимнастика для пальчиков»,
  2. З. Александрова «Раз-два-три-четыре-пять»,
  3. Н.В.Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках».

Нравится 1 Плохо 2

Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Моя семья»

Тема недели «Моя семья»

Занятие 53. Тест «Моя семья»

(Рисование цветными карандашами)

Программное содержание. Исследовать межличностные отношения ребенка в семье, психическое состояние ребенка во время рисования, выявить наиболее значимого для ребенка члена семьи, определить внутрисемейные контакты. Закреплять навыки детей в изображении фигур людей. Развивать способность детей передавать эмоциональное состояние изображаемого человека. Развивать мелкую моторику.

Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, цветные карандаши, ластики.

Ход занятия

Предложите детям нарисовать свою семью. Не говорите как, кого и т. п., работа должна быть полностью самостоятельной. Во время рисования следите, чтобы ребята не срисовывали друг у друга.

Обратите внимание на то, кого ребенок нарисовал в первую очередь, – этот человек наиболее любим ребенком.

Спросите у каждого ребенка в конце занятия:

– Кого ты нарисовал?

– Почему не нарисовал папу?

– Кто здесь самый счастливый? Почему?

– Кто самый несчастный? Почему?

По данному изображению можно судить об отношениях в семье. Конечно, этот тест не может отразить всю картину в целом, но кое-что можно почерпнуть из каждого рисунка:

1. Анализ структуры рисунка.

Нарисованный состав семьи соответствует реальному – у ребенка правильно сформировано понятие «моя семья».

Если ребенок кого-то не нарисовал или нарисовал очень далеко от себя – налицо конфликт с этим человеком, отчужденность, неудовлетворенность общением с ним.

Нарисовал других детей или взрослых, не живущих с ребенком, – ребенку не хватает общения с этими людьми.

Рисует зверей – явное отвержение ребенка и недостаток общения с людьми.

Если на рисунке нет самого ребенка – плохое отношение к ребенку со стороны семьи.

Нарисовал только себя – нет чувства общности (не ездят никуда вместе, каждый по отдельности). Если прорисовано много деталей – эгоцентризм.

2. Расположение членов семьи.

Все члены семьи соединены руками, взялись за руки – психологическое благополучие.

Если объединены реальной общей деятельностью – показатель общности семьи.

Заняты выдуманной деятельностью – психологическое неблагополучие (редко бываем вместе).

Члены семьи на большом расстоянии от ребенка – отчужденность, боязнь, негативные отношения.

Группировка по интересам (родители заняты одним делом, ребенок – другим) – разобщенность (у родителей свои проблемы, у ребенка – свои, не суй нос не в свое дело).

Кого ребенок нарисовал рядом с собой – тот эмоционально ближе к ребенку.

Папа нарисован отдельно, но тщательно прорисован – часто отсутствует.

Если вокруг семьи рамка (все в здании) – изолированность от внешнего мира.

Небрежное изображение всех членов семьи, разделение их перегородками, изображение людей со спины или отвернувшимися друг от друга – нарушение эмоциональных контактов.

3. Анализ особенностей нарисованных фигур.

Нарисованы все детали тела – норма. Мама без рта – не кричи, глаз нет – не хочу постоянного надзора, папа без рук – не бей меня, не нарисовал лицо – ты мне не симпатичен. Пропуск деталей на голове или лице – враждебность, боязнь, скрытность, недоверие к этому человеку. Прорисованы кисти рук – очень хорошие внутрисемейные отношения, нет кистей рук – нет содержательного общения с окружающими людьми.

Огромные уши – хвалите меня.

Детали одежды, наряды тщательно прорисованы у того, кого ребенок больше любит.

Если ребенок тщательно себя прорисовывал – высокая потребность во внимании, демонстративность, склонность к истерикам.

Схематичное изображение людей – отсутствие у ребенка эмоциональности.

Величина фигур: главный член семьи – самый большой, но необязательно самый любимый. Если ребенок нарисован самым большим – эгоцентризм. Большой родитель и очень маленький ребенок – родитель очень строгий, ребенок не уверен в себе. Если все одного роста – все в семье партнеры.

Руки вверх – враждебность к окружающим.

Ребенок нарисован без рук – чувство бессилия, безропотности.

Все члены семьи нарисованы одинаково – все безлики, отштампованы.

Разные лица у членов семьи – индивидуальность.

Если ребенок рисует себя похожим на маму или папу – хочет быть на нее или него похож.

Используемые цвета – светлые, сочные тона – радость, любит этого человека. Черный, серый, коричневый цвет – неблагоприятное отношение. Красный цвет – авторитетность.

4. Анализ процесса рисования.

Нарисовал себя в последнюю очередь – низкая самооценка.

Частое использование ластика – признак тревожности, недовольства к рисуемому человеку.

Мелкие размеры рисунка, штриховка – неблагоприятное физическое состояние, напряженность, скованность.

Большие размеры, яркие цвета – хорошее расположение духа, раскованность, отсутствие напряженности и утомления.

Занятие 54. Филимоновские и дымковские барышни

(Роспись гуашью)

Программное содержание. Продолжать расширять и закреплять представления детей о дымковской и филимоновской росписи, учить сравнивать их цветовую гамму, элементы и особенности узоров. Закреплять умение детей располагать узор на объемной форме. Развивать интерес к народным промыслам. Развивать эстетическое восприятие, зрительную память и инициативность.

Демонстрационный материал. Дымковские и филимоновские глиняные барышни, образцы элементов дымковской и филимоновской росписи.

Раздаточный материал. Вылепленные на занятии по лепке барыни (покрытые белилами, смешанными с клеем ПВА), тонкие кисти, гуашь, палитры, баночки с водой, тряпочки.

Ход занятия

Вместе с детьми рассмотрите образцы филимоновских и дымковских барынь. Сравните их роспись. В дымковской росписи используются кружочки, кольца, клеточки, пятки, точки, ромбы, прямые и волнистые линии, яркие цвета: малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий. Филимоновские мастера предпочитают полоски, елочки, звездочки и цветы. Расписывают игрушки желтым, зеленым, красным и оранжевым цветами.

Предложите детям расписать свою барыню. Напомните, что для прорисовки тонких линий нужно рисовать концом ворса кисточки. Желательно, чтобы на каждом столе был образец расписанной дымковской или филимоновской барыни и образцы элементов этой росписи.

Из книги Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Моя семья» Занятие 21. Мама(Лепка из глины)Программное содержание. Учить детей лепить предметы, состоящие из двух частей; закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью заостренной палочки. Учить понимать и анализировать содержание

Из книги Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Домик для зайчика и петуха(Лепка из пластилина)Программное содержание. Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образа с помощью пластилина. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации.Демонстрационный материал. Герои

Из книги Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Моя семья» Занятие 25. Семья матрешек(Лепка из пластилина)Программное содержание. Учить лепить предмет овальной формы пластическим способом, приминать снизу поделку для ее устойчивости. Продолжать знакомить с приемами сглаживания. Закреплять умение

автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 41–42. Домики трех поросят (часть 1–2)(Рисование пастельными мелками, сангиной, углем, восковыми мелками)Программное содержание. Продолжать учить делать иллюстрации к сказкам. Развивать способность располагать предметы на листе бумаги. Учить

Из книги Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Моя семья» Занятие 53. Тест «Моя семья»(Рисование цветными карандашами)Программное содержание. Исследовать межличностные отношения ребенка в семье, психическое состояние ребенка во время рисования, выявить наиболее значимого для ребенка члена семьи,

автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 21. Дома для матрешек(Рисование цветными карандашами)Программное содержание. Учить детей рисовать маленькие и большие предметы, состоящие из квадрата и треугольника. Продолжать учить составлять сюжетную композицию. Воспитывать отзывчивое

Из книги Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Профессии» Занятие 24. Петух и краски(Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Расширять представления детей об изобразительных возможностях красок. Закреплять умение называть основные цвета, учить подбирать нужный цвет при создании определенного

Из книги Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Моя семья» Занятие 25. Семья неваляшек(Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Побудить детей к рассматриванию детей рассматривать неваляшек разного размера. Учить рисовать простым карандашом неваляшку с натуры определенного размера; передавать

Из книги Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Праздник мам» Занятие 26. Веточка мимозы(Рисование кистью и пальцем. Гуашь)Программное содержание. Учить рисовать детей кисточкой веточку мимозы с натуры. Продолжать учить рисовать цветы пальчиком. Воспитывать любовь к близким людям.Материал. Живая ветка

Из книги Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 41. Ледяная избушка(Рисование пастельными мелками)Программное содержание. Продолжать знакомить детей с холодными тонами. Учить передавать характерные особенности предметов, используя холодную цветовую гамму. Знакомить с возможностями

автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Моя семья» Занятие 21. Моя мама(Рисование цветными карандашами)Цель. Учить детей правильно называть членов семьи и рассказывать о них. Учить схематично рисовать цветными карандашами человека, состоящего из круга, треугольника и линий. Закреплять умение

Из книги Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Забор возле дома(Рисование кистью. Гуашь)Цель. Продолжать учить детей рисовать различные предметы, состоящие из сочетаний линий. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации в книге. Развивать речь, мышление.Демонстрационный

автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 21. Строительство дома(Лепка из пластилина)Программное содержание. Формировать у детей умение лепить дом из скатанных столбиков, накладывая их друг на друга и прочно соединяя между собой. Закреплять умение пользоваться стекой. Развивать

Из книги Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Моя семья» Занятие 27. Филимоновские и дымковские барыни(Лепка из глины)Программное содержание. Продолжать знакомить детей с особенностями филимоновской и дымковской лепки. Учить их сравнивать и лепить филимоновскую и дымковскую барыню с натуры. Закреплять

автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Моя семья» Занятие 21. Ладошка (Цветная бумага. Аппликация из заготовленных силуэтов предметов)Программное содержание. Учить детей наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист; сочетать аппликацию с рисованием. Учить громко и четко произносить слова

Из книги Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Домик для зайчика и петуха (Цветная бумага. Аппликация из заготовленных частей предмета)Программное содержание. Воспитывать отзывчивость и доброту. Учить детей составлять целое из нескольких частей; наносить клей на деталь и наклеивать