Сочинения

«В Карабахе никогда не совершались браки между азербайджанцами и армянками. Кому принадлежит Карабах, Армянам или Азербайджанцам

1) Такой нации как азербайджанцы не существует.-То что существует это какой-то дурной сон.
2) Азербайджанцы потомки тунгусов и монголов.-По вкусу можно добавить эвенков,чукчей и нанайцев.
3) Звери азери-турки-это стандартное определение для азербайджанцев.-Можно также азерасты,азербараны (список постоянно пополняется).
4) В Азербайджане повсеместно распространен инцест.-Наверное из-за этого азербайджанцы самая многочисленная нация на Кавказе.
5) Азербайджанцы очень трусливы.-Пугливы и застенчивы.
6) Все нацменшинства в Азербайджане подвергаются угнетению и ассимилируются азербайджанцами.-Вечно ищут кого бы еще ассимилировать.
7) В Азербайджане рано или поздно распространится исламский фундаментализм.-А пока там поклоняются Доллару.
8) Единственное что объединяет азербайджанцев-это ненависть к армянам.Поэтому правительство вынуждено поддерживать эту ненависть.-Не то все как-то разбегутся.
9) Армяне подвергались в Азербайджане ужасной дискриминации и если бы не война с азербайджанцами то ни одно армянина не осталось бы в Азербайджане,в том числе и в Карабахе.-Но и с войной тоже не осталось.Более того почему то в самой Армении все меньше становится армян.Скоро появится новая профессия быть армянином в Армении.Платить зарплату занятым в этой профессии будет как всегда диаспора.
10) Армяне и азербайджанцы генетически одно и тоже.То есть азербайджанцы когда то были армянами,потом их ассимилировали- И сейчас они мучают своих же генетических двойников.
11) Идею создать свое государство и искусственно создать несуществующую нацию,азербайджанцам подал русский националист Величко.Вся официальная идеология азербайджанцев основана на его идеях и трудах.-Тогда скорее всего мы дети Величко и Тунгусского метеорита.
12) В Азербайджане астрономический уровень коррупции.-То есть Альфа Центавра и Крабовая Туманность также страдают от нашей коррупции.
13) В Азербайджане нет ничего кроме нефти.Нефть – это единственное что есть в Азербайджане.

14) В Азербайджане существует легендарный Азерпроп (или Азерагитпроп).Этот орган выполняет 3 основные функции:
- разжигает ненавитсь к армянам,чтобы получилась азербайджанская нация
- подкупает зарубежных журналистов чтобы они писали только хорошее об Азербайджане
- распространяет ложь и клевету по любой заданной ему теме.
15) Азербайджанцы-больной народ и чтобы вылечиться они должны отдать еще земли армянам и уйти за правый берег Куры.
16) Весь запад Азербайджана это Восточная Армения весь восток Турции –это Западная Армения.
17) В последнее время Азербайджан обнаглел.Затащил к себе с помощью взяток Евровидение,отстраивает свою мазутную столицу Баку,стал союзником США и Израиля в борьбе с иранскими наркоманами в чалмах и т.д.
18) Азербайджанцы как-то совсем сдружились с грузинами,скупили всю Грузию и взяли себе древний грузинский храм.-Кошмар.Султанат поглощает демократическую республику.
19) И для армян и для азербайджанцев лучше было-бы если не стало бы азербайджанцев.
20) Грузины тоже надоели.О турках и говорить нечего.-Иран-вот это здорово.Нет ничего лучше обкуренного и пьяного исламского фундаментализма


Пару недель назад заметил в нашей прессе шумок по поводу того, что дочь главы национально-культурной автономии азербайджанцев в Москве (есть такая общественная организация) вышла замуж за московского армянина. Именно шумок, но надоедливый и тихий как жужжание мухи прошелся мимо моего внимания и забылся, так как это же нормально если живущие в России молодые люди разных национальностей влюбляются и создают семью. Неважно что происходит у них на исторических родинах. Советские солдаты и офицеры находили любовь в оккупированной ими Германии, а немецкие оккупанты влюблялись в русских девушек, - такое тоже было, только об этом у нас почти не пишут.

Что касается вообще азербайджанцев и армян живущих в России, то они дружат невероятно, причем об этой дружбе ходят легенды. Когда я на прошлой неделе был в селе Илису, там сосед Афер, отработавший в российской Сибири, рассказывал, что когда у него вдруг кончились деньги, а надо было послать срочно домой для покрытия кредита, к нему обратился с заказом на работу местный армянин. Афер взял у него оплату вперед, отправил домой, а потом честно отработал и благодарит теперь за то, что армянин вытащил его из проблемы.

А молодым сам бог велел встречаться и приносить друг другу удовольствия. В удовольствиях национальность теряет значение.

Теперь об отце невесты - это серъезней. Его наверное, так "достали", что председатель московского регионального отделения Национально- культурной автономии азербайджанцев Агададаш Керимов разразился некрасивой тирадой. Сказал, что Карабах вообще то не его, он сам родом не из Карабаха, вот пусть карабахцы за эту землю и воюют. "Азербайджанские шехиды отдали жизнь не за меня, и земли эти не мои", - сказал он. (https://minval.az/news/123791192)

А свадьба, кстати, прошла в ресторане владелец которого армянин. А жених - участник КВН, не знает армянский язык, - добавил Керимов наверное, чтобы ослабить свое чувство вины, так как если армянин не знает армянский язык, то азербайджанскому тестю это не так обидно.

Тирада главы автономии, конечно, мне и нам обидна. Но трезво размышляя нахожу в словах Керимова утешение. Во-первых, сколько бы мы не выставляли себя однотипно мыслящими в карабахской теме, на самом деле такое быть не может. Должны быть вариации, даже самые противоположные. Пишут же некоторые очень малочисленные армяне, что Карабах должен быть возвращен Азербайджану.

фото Minval.az

Во вторых, наличие таких как Керимов выгодно нам, чтобы показать какие мы толерантные и не злые. А то армянская топорная, то есть про топор, пропаганда дает плоды.

В третьих, надо снижать градус напряженности, как любят советовать международные посредники в карабахских переговорах. Но не для того снижать, чтобы подписать акт о капитуляции. Совсем нет, у азербайджанцев отсутствуют мотивы это делать. Градус надо снижать для подведения армян к мысли о необходимости отдать все захваченное и награбленное. Даже если они не скоро придут к этой аксиоме, все равно полезно. Вопрос может решаться в войне, а такие как Керимов облегчают нашу задачу, вешая лапшу на уши противнику.

Кому принадлежит Карабах, Армянам или Азербайджанцам?
Авраам Шмулевич

Сам вопрос не корректен, он является следствием системы понятий, которую на Кавказ принесли русские колонизаторы.

Во-первых, надо хорошо понять, что и карабахский конфликт и прочие подобные конфликты на Кавказе - всецело следствие русского колониального правления.

На Кавказе самые разные народы и религии сосуществовали тысячелетиями, и представители разных народов и вер жили вперемежку - но никто никого не резал и тотально не выселял из-за разницы вер и наций. Если бы было по иному - то такого разнообразия языков и народов, как имеется даже сейчас - не сохранилось бы.

Были, конечно, конфликты, они касались вопроса подчинения. Кто кому платит дань, кто пользуется данной землей - но характера тотального конфликта, этнических чисток и рем более геноцида - такого на Кавказе не было никогда - до проявлении русских.

Само понятие национальности было другим, не было таких жёстких границ между нациями.

Всё это появилось только-с началом русского завоевания. Даже ислам в том, что то касается отношения с другими религиями — был иным, он не был агрессивным. Впервые такая нетерпимость проявилась в исламе как реакция на русскую экспансию - при шейхе Мансуре и, особенно, при Шамиле - что и привело его к поражению, черкесы и ингуши отказались вступить с ним в союз именно из-за принуждения к исламу.

Так что сама постановка вопроса - кому принадлежит Карабах - не правильная. Там издревле жили вместе и армяне и азербайджанцы - и никто никого не резал и не выселял. Вске это пявилось только с конца 19 века и прямо подогреваюсь русскими.

Армяне жилив Карабахе давно, но русские стали целенаправленно заселять на Южный Кавказ после его присоединения к России армян из Ирана и Турции, так что армянское население стало увеличиваться.

Если же говорить о ситуации на начало 19 века, когда русские обманом захватили Карабах (они подговорили хана Карабаха перейти в русское подданство их персидского. А потом вероломно убили его вместе со всеми женами и малолетними детьми (!!!) - и преобразовали Ханство в провинцию империи).

То тут ситуация такова:

Карабахское (Шушинское) ханство, существовавшее в Персидской империи до присоединения его к империи Российской, располагалось в междуречье Куры и Аракса

Ханство фактически состояло из 2-х частей: в равнинной части Карабаха жили азербайджанцы, в нагорной (примерно 40% территории ханства) — армяне. В столице ханства г. Шуше азербайджанцы составляли подавляющее число её населения. Ханами были азербайджанцы. Но имелись и дворяне (мелики)- армяне.

Соседями Карабахского ханства до того как весь район захватила Россия, были: на западе Гянджинское (населенное исключительно азербайджанцами), Эриванское (населено армянами и азербайджанцами) и Нахичеванское (азербайджанцы и армяне) ханства, управляемые тюркскими (азербайджанскими) династиями.

После советизации Азербайджана и Армении (в результате похода в Закавказье «доблестной» 11-й армии под командованием Левандовского) Кавказское бюро ЦК РКП (б) 04.07.1921 г. передало Нагорный Карабах Армении, но уже 05.07.1921 г. вернуло обратно Азербайджану.

В конце концов ЦК ВКП (б) принял «соломоново решение»: часть Нагорного Карабаха передать Армении (Зангезур, отделяющий Нахчиванскую АР, имеющую 16-километровую границу с Турцией, от остальной территории), часть сделать обычными районами Азербайджана, а оставшуюся сделать «автономной областью» в его составе. В 1923 г. в Нагорном Карабахе (включая и соседние с НКАО азербайджанские районы) азербайджанцы составляли 6% его населения (жили в основном в Шуше), в 1979 г. их было уже 23% его населения. (Руководство советского Азербайджана проводило целенаправленную политику по «азербайджанизации» Нагорного Карабаха). Но, как я уже сказал, такой большой процент армянского населения возник к начал 20-го века потому, что весь 19 век русские переселяли туда армян из Персии.

Вообще этническая карта Кавказа до появления русских была совершено иной, да и само понятие национальности было иным — и еще раз она существенно изменилась с приходом Советской власти.ной

На начало 20-го века большинство населения Еревана составляли азербайджанцы, Тбилиси - армяне, самой крупной общиной Цхинвали были евреи. А в районе Баку армяне составляли большинство до 1721 года, до персидского похода Петра первого. Армяне тогда наступили не те же грабли, н которые наступали потом неоднократно, что при вело их и к катастрофе 1915 года, и то. с чем онис толкнулись сейчасю армяне дели ставку на русских - а те их спокойно бросали в критический момент.

Тогда армяне поддержали русские войска Петра первого, и после выхода русских бежали вместе с ними. Но при Петре хотя бы позаботились о своих союзниках и эвакуировали их. В 1915 они сначала подбили армян поднять восстание против Турции, а потом просто сбежали из армянских районов Турции которые они заняли - и ставили армян на произвол судьбы.

Сейчас как мы видим Россия просто стравливает обе стороны - и той и другой продает оружие и раздает обещания помощи и создает у каждой стороны иллюзию, что та может одержать окончательную победу и уничтожить противника выселив все население. Поэтому армяне и азербайджанцы думают не о том, как договориться и вернуться к той модели сосуществования вместе разных народов и вер, и которая была на Кавказе тысячелетиями - а как перебить друг друга.

Я Армянка мне 24 а мой парень Азербайджанец ему 27. у нас были общие друзья и однажды он он увидел меня в скайпе когда я приглашала его друга на свой день рождения(21 год). Я его не видела. На тот момент он был обеспеценный, ездил на очень хорошей машине. Жил в хорошей квартире. Мой друг пришел на праздник, но не один, а именно с ним. Он хотел увидеть меня в живую. С тех пор пошел уже третий год как мы вместе. Был момент когда я поняла что я не хочу без него находиться, но жила я с родителями в подмосковье и тогда я отучилась на парикмахера и нашла работу в Москве, уговорила родителей отпустить меня и переехала в Москву. Естестреноо родители не знали о нем. Мама и Папа родом из Баку... во время войны все родственники бежали в чем было оставляя там все... И понимая всю серьзость того, что будет, если они узнают я все таки рискнула и переехала жить к нему. Его родители и близкие родственники знали о том что мы вместе. У нас было все хорошо, мы любили друг друга. Когда мои родители приезжали навестить меня, посмотреть где и как я живу я придумывала способы выкрутиться... Прожили мы год, потом у меня и у него начались проблемы с работой... он потерял все. я тоже не смогла работать и ушла. мы сидели дома не зная что делать. начались ссоры. мы пережили много трудных моментов. мы переезжали с квартиры на квартиру. были и пустые квартиры и спали мы на матрасе на полу. ехали к подруге в гости, потому что у нас не было денег, но мы всегда держались вместе. Я очень долго искала и нашла работу. начала работать, но подруги не понимали меня, говоря что вместо того чтоб находиться дома в уюте и достатке я живу с ним в такой ситуации и в такой обстановке... Прошло время я ушла с работы из-за ссоры с начальством. в итоге по обстоятельствам нам пришлось разьехаться. И после этого мы стали редко видеться, редко созваниваться, часто ругаться. и были моменты когда мы прекращали отношения, и я успакаивала себя и его тем что нет будущего с ним, и все очень далеко зашло. Он говорил что мои родители обязательно нас поймут и когда у нас появятся дети они будут очень рады своим внукам... но мы расстались с ним и не общались два месяца. на новый год я попросила его довести меня до дома к родителям. он приехал в костюме и с огромным букетом моих любимых цветов. полтора часа дороги мы молчали... с моих глаз текли слезы. когда он довез меня я вышла из машины и пошла к подьезу, я повернулась к нему а он уже бежал ко мне, обнял поцеловал и ушел. Прошел месяц и я поняла что мне нужен только он... и что бы не было я не хочу его тебять. Я позвонила ему и сказала что скучаю. он задал вопрос \"Мы снова вместе?\" я сказала \"ДА\" . через некоторе время пришла смска где он написал \"Я такой счастливый!\" Сейчас мы снова собираемся сьехаться и жить вместе. Не знаю что я скажу дома и как сложится дальше, но он мне очень нужен. Он только начал свое дело, я буду ему помагать подниматься. поддерживать во всем. я чувствую что он это просто какая то часть меня. и зная на сколько у нас с ним сильная любовь друг к другу думаю у нас все получится.

Накаленные отношения между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха не помеха для распространения смешанных армяно-азербайджанских семей в Грузии. Хотя они довольно часто сталкиваются с невозможностью ездить к родственникам друг друга и мечтают вернуть былые времена.

В Грузии нет данных о числе армяно-азербайджанских пар, но найти их не составляет труда. Часть из них вступили в брак в советское время, другие - уже после разгоревшегося конфликта в 1990-х годах.

«В чем разница?»

Двадцатисемилетняя грузинская армянка Зенфира Киракосян, которую назвали в честь ее азербайджанской бабушки, десять лет назад вышла замуж за Али. Мать Али - армянка, а отец - азербайджанец.

Несмотря на азербайджанские корни, Зенфира выросла в армянской среде. Она считает себя армянкой и посещает Армянскую апостольскую церковь в Тбилиси.

«Когда я первый раз встретила своего мужа, не было никаких вопросов к тому, что я армянка, а он азербайджанец», - рассказывает Зенфира OC Media. Она по-прежнему посещает воскресную службу в церкви, празднует национальные праздники, как раньше, и даже говорит с Али на армянском.

«В чем разница? Единственное, - у моего мужа азербайджанская фамилия, а у меня - армянская», - поясняет она. Из этого вытекает более существенная проблема невозможности совместного путешествия в Армению и Азербайджан.

Раскол в семьях

К сожалению, проблема, которую отмечает Земфира, не единственная для таких семей. Смешанные армяно-азербайджанские браки вызывают раскол среди родственников. Азербайджанка Назли родилась в Тбилиси и вышла замуж за местного армянина. Данный факт оказался не по душе бакинским родственникам. Она уже много лет не разговаривает с ними.

Назли Гаспарян после женитьбы в 1978 году взяла фамилию мужа. Она вспоминает то время, когда армяне и азербайджанцы мирно сосуществовали друг с другом.

«Многие были против нашего брака», - рассказывает она. Ее свекровь не хотела азербайджанскую невестку, но, когда муж их познакомил, она приняла ее и отметила, «какую красивую азербайджанскую невесту привел в дом ее сын».

Путешествие в Армению и Азербайджан

Иногда супруги из смешанных пар, проживающие в Грузии, могут ездить в страны друг друга. Например, армянская женщина, выйдя замуж за азербайджанца, может поехать к нему на родину, если возьмет фамилию мужа или у нее она будет грузинская.

Лейла (мы изменили ее настоящее имя) говорит, что только близкие родственники знают о ее армянских корнях, для остальных она все держит в тайне. По приезду в Баку Лейла посетила армянскую церковь и армянский район. Она рассказывает, что пожилые люди по-прежнему используют старые наименования локаций. «Мне очень понравился город и надеюсь, мой муж однажды сможет увидеть Армению», - отмечает она.

Муж Лейлы Али также хочет путешествовать по региону. «Надеюсь, когда-нибудь мы сможем свободно отправиться в Армению и Азербайджан без опаски быть ущемленными за нашу этническую принадлежность», - говорит он.

Любовь Али и Лейлы зародилась в Ортачала, в одном из старейших районов Тбилиси, где гармонично живут представители разных национальностей. Посещение парикмахерской стало судьбоносным для Али. «С того дня три буквы на моем номерном знаке стали тремя буквами имени моей жены», - говорит он, указывая на машину, припаркованную в конце улицы.

Еда, язык, религия

Армяно-азербайджанским смешанным семьям в Тбилиси часто удается совмещать традиции всех трех культур - грузинской, армянской и азербайджанской. Обычно они говорят на четырех языках: грузинском, азербайджанском, армянском и русском. Посещают как мечети, так и армянские церкви, готовят и едят грузинские, армянские и азербайджанские блюда.

Зенфира работает в небольшой пекарне в пригороде, делает армянский лаваш. Она каждый день забирает домой свежий хлеб, и ее свекровь часто готовит азербайджанский плов. «Я хочу, чтобы наша дочь была знакома с кухнями обеих стран», - говорит Зенфира, которая вместе с ней посещает мечеть и армянскую церковь. Однако в шесть лет дочь определилась, что она мусульманка.

Большинство смешанных семей празднуют азербайджанский Новруз, также как и армянскую и грузинскую Пасху.

Кристина, чья мама - азербайджанка, а отец - армянин, отмечает, что единственным предметом споров в ее семье является толма/долма. «Папа говорит, что толма - это армянское блюдо, хотя мама настаивает на том, что оно из Азербайджана. Но какая разница, если это просто вкусно», - говорит она.

Кристина говорит на четырех языках и отмечает, что у нее три идентичности. Родители же не могли говорить в ее присутствии о некоторых конфиденциальных вещах, потому что она понимала все языки, которые они знали. «Все это очень обогащает меня», - заявляет она.

Тридцатидвухлетняя Ина (мы заменили ее настоящее имя) рассказала нам, что иногда ей приходится скрывать свои армянские корни. «Однажды друзья и родственники мужа приехали в Грузию навестить нас. Во время разговора (на русском) я пыталась скрыть свою национальность, но моя семилетняя дочь в какой-то момент воскликнула: «мамочка, ты же армянка, так ведь?»», - вспоминает она. После она попыталась сменить тему разговора, надеясь, что никто не обратил внимание.

Ина вместе с мужем продает сувениры и натуральные соки на одной из центральных улиц Тбилиси. Для гостей из Азербайджана и Турции она говорит на азербайджанском, с армянами - на родном языке. Однако обычно представляется грузинкой.

Воспитание детей

Муж Назли Степа Гаспарян был удивлен, когда узнал, что его жена говорит с детьми на азербайджанском. «Я думал, что мои дети армяне, но они не знали язык. Мы знали, что в раннем возрасте человек быстро учится и решили, что дети будут знать сразу четыре языка. Моя жена тоже говорит на армянском, даже лучше меня», - говорит Степа.

Назли рассказывает, что национальность не вызывает споров в ее смешанной семье, однако вопрос вероисповедания мучал ее долгое время. Она приняла христианство после крещения детей в армянской церкви, но очень об этом сожалеет, говорит, что «в тот день жизнь изменилась к худшему. Возможно, Бог наказал меня».

Назли хочет вернуться к исламу, но это создаст ряд проблем. «Они скажут мне молится, и я повторю ту, что говорила в мечети, получится, что я вернусь к своей религии. Меня беспокоит только то, что, когда я умру, моя семья не будет похоронена рядом со мной».

«Я люблю и уважаю традиции матери и отца. Но у меня армянская фамилия, я - христианка», - говорит дочь Назли Гоар, отмечая, что религию не стоит менять.

«Бог един»

Отец Эрика Мамедзаде - азербайджанец, а мать - армянка. Мужчина отмечает, что «ставит свечи как в мечети, так и в армянских, грузинских и русских церквях. Бог един». В его комнате христианские и мусульманские религиозные символы соседствуют друг с другом на одной стене.

Он владеет магазином кавказских ковров и антиквариата, который, по его словам, похож на «старый Кавказ», где терпимость и межнациональный дух пропитывали весь Старый Тбилиси. «Да будут благословлены сладкие времена», - говорит он, мечтая вернуть былые годы.