Сочинения

Страны добившиеся независимости после второй мировой войны

Упорную борьбу против колонизаторов развернули страны Северной Африки. В 1951 г. добилась независимости бывшая итальянская колония Ливия. В июле 1952 г. в Египте произошла антиимпериалистическая и антифеодальная революция. Монархия была свергнута. К власти пришла группа офицерства во главе с Г. Насером. Его правительство начало борьбу за укрепление политической независимости Египта и за вывод английских войск с его территории. Оно оказывало поддержку национально-освободительному движению в других арабских странах.

Подъем освободительной борьбы арабских народов, независимая политика Египта, Сирии, некоторых других стран угрожали западным странам потерей важных экономических и политических позиций. 26 июля 1956 г. правительство Г. Насера объявило о национализации компании Суэцкого канала, в которой доминировал англо-французский капитал, обещая выплатить компенсацию и гарантировать свободный проход по каналу судов всех стран.

В ответ последовала бурная реакция Великобритании и Франции, решивших наказать Египет и любой ценой восстановить свои позиции в зоне канала. Причина была в том, что отныне доходы от канала предназначались на развитие самого Египта. Хозяева Компании и стоявшие за их спиной колониальные структуры Англии и Франции имели здесь колоссальные прибыли. Канал обеспечивал кратчайший путь морским перевозкам по маршруту Европа – Восток. По нему в 1955 г. было пропущено почти половина мирового экспорта нефти.

Советский Союз поддержал право Египта на национализацию канала и осудил попытки вмешательства в его внутренние дела. Египетское правительство отказалось отменить акт о национализации канала, и тогда Великобритания и Франция совместно с Израилем предприняли вооруженное нападение на Египет. В ночь на 30 октября 1956 г. 100-тысячная армия Израиля внезапно перешла границу Египта и устремилась через Газу и Синайский полуостров к Суэцкому каналу. 31 октября англо-французская авиация бомбардировала египетские города. 5 ноября англо-французские войска высадились в Порт-Саиде, в зоне канала, к которому уже подошли израильские войска. Египетская армия оказала упорное сопротивление, хотя силы были неравны.

Тройственная англо-франко-израильская агрессия против Египта вызвала протест во всем мире. Советский Союз сразу же осудил агрессию. Отказались поддержать военное вторжение в Египет и США, стремившиеся усилить собственные позиции на Ближнем Востоке. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН 2 ноября приняла резолюцию о прекращении огня в Египте. Поскольку агрессия продолжалась, советское правительство вечером 5 ноября потребовало немедленного прекращения боевых действий и очищения территории Египта, предупредив, что в противном случае СССР не останется безучастным и окажет помощь жертве агрессии, в том числе посылкой добровольцев и любым оружием. Это заставило агрессоров в ночь на 7 ноября прекратить военные действия. В декабре англо-французские войска были выведены из зоны канала, а в марте 1957 г. завершился вывод с египетской территории израильских войск.

Ослаблением позиций Великобритании и Франции на Ближнем Востоке воспользовались США. В январе 1957 г. президент США Д. Эйзенхауэр выдвинул доктрину, согласно которой после ухода Великобритании и Франции на Ближнем Востоке образовался «вакуум силы», который призваны заполнить США. Осенью 1957 г. США создали угрозу военного вторжения в Сирию, а тотчас после иракской революции с согласия президента Ливана К. Шамуна ввели свои войска в Ливан. Одновременно английские войска вошли в соседнюю с Ираком Иорданию под предлогом защиты ее королевского режима. В обоих случаях Советский Союз поддержал арабские народы и выразил протест против ввода иностранных войск. К концу 1958 г. войска США и Великобритании были выведены из Ливана и Иордании.

Все шире развертывалась борьба за независимость во французских протекторатах в Северной Африке - Марокко и Тунисе. В 1956 г. они добились независимости. В Алжире, также находившемся под властью французских колонизаторов, 1 ноября 1954 г. началось вооруженное восстание. Французские власти попытались подавить его силой, и в Алжире началась колониальная война, длившаяся почти 8 лет.

В середине 1950-х гг. многие африканские страны получили независимость: в 1956 г. – Судан, Марокко, Тунис. Весной 1957 г. добилась независимости Гана, народ которой долго вел упорную борьбу против иностранного ига. Организующей силой выступала партия Народный конвент под руководством видного деятеля национально-освободительного движения Кваме Нкрума. Осенью 1958 г. народ Гвинеи отверг новую конституцию Франции и тем самым создал суверенное государство.

В конце 50-х начале 60-х годов весь африканский континент был охвачен борьбой за независимость. В марте 1957 г. бывшая английская колония Золотой Берег стала первой независимой страной Тропической Африки. С целью удержать Золотой Берег в своем подчинении англичане долго лавировали, но, в конце концов, им пришлось согласиться с новым политическим устройством страны. Борьбу за независимость вели колонии, входившие во Французскую Западную Африку и Французскую Экваториальную Африку. Крушение колониальной системы в Экваториальной Африке привело к появлению новых независимых государств. В Гвинее, французское правительство попыталось демократическими инструментами удержать колонию, вынеся на референдум новую Конституцию. Однако население подавляющим большинством отвергло ее, что заставило Париж признать независимость Гвинеи. Вслед за ней, независимость получили Того и Камерун. На стороне национально-освободительных движений выступила ООН, которая поддерживала независимость новых африканских государств.

В 1960 г. (вошел в историю как «год Африки») независимость объявили 17 африканских стран. В 60-е годы от колониальной зависимости освободились также страны Восточной и Центральной Африки. В 1961 г. была провозглашена самостоятельность английских колоний Сьерра –Леоне и Танганьики, в 1962 г. – Руанды, Бурунди, Уганды, в 1963 г. – Кении, Занзибара; распались на независимые государства Родезия и Ньясаленд. К середине 1964 г. в Африке появилось уже 35 независимых государств, в 1975 г. – 47, к 1984 г. – более 50. Крупнейшим успехом прогрессивных сил Африки было провозглашение независимости Эфиопии и некоторых других стран.

Наиболее жестокая политика по отношению к местным африканским народам проводилась в колониях Португалии. Режим диктатора Салазара держался на штыках в метрополии, а в африканских ее владениях любые проявления инакомыслия просто свирепо подавлялись. Однако, с 1961 г. начинается вооруженное выступление свободолюбивых сил в Анголе, затем восстание охватило Гвинею-Бисау и в 1964 г. поднимается на борьбу и Мозамбик. Патриотам этих стран пришлось вести кровопролитные военные действия до середины 70-х гг. Как известно, Португалия была одной из первых европейских держав, создавших колониальную империю из захваченных территории в Азии, Африке, Латинской Америке. Ей же досталась позорная честь последней пасть под натиском объединенных сил народов колоний на африканском континенте. Правда, это произошло не без содействия демократической революции в самой Португалии, свергшей профашистский строй в апреле 1974 г.

Наряду с национально-освободительными восстаниями в Анголе, Гвинее-Бисау, Мозамбике вооруженные действия против расистско-колониальных режимов развернулись в Южной Родезии, Намибии, ЮАР. Это были аръергардные столкновения европейских колонизаторов в заповедном поле позорного колониализма на африканском континенте. Система апартеида и расизма, в создании которой активно участвовала правящая элита Англии, оказалась, в конце концов, настолько отжившей, что ООН пошла на бойкот правительств расистов. На ЮАР и Южную Родезию были введены экономические санкции. Терпя поражение, правительство Яна Смита вынуждено было согласиться на проведение парламентских выборов в стране, которые завершились победой национальных партий ЗАПУ и ЗАНУ. В апреле 1980 г. была провозглашена Республика Зимбабве.

Ситуация в Юго-Западной Африке (Намибии) несколько отличалась от остальных колоний. Дело в том, что это бывшее германское владение в годы первой мировой войны было захвачено англичанами и передано под управление своего доминиона Южно-Африканского Союза (ЮАС). Уже после второй мировой войны она была аннексирована и считалась одной из провинций ЮАС. Намибийцы добивались самостоятельного независимого существования во главе возникшего в 1960 г. движения Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО). Однако, правительство расистов ЮАС (с 1961 г. – Южно-Африканская Республика - ЮАР) игнорировало их волю. Тогда СВАПО призвала население к вооруженной борьбе (1966 г.). Ее лидер Сэм Нуйома пользовался большой поддержкой СССР, КНР, движения солидарности, Организации Африканского Единства (ОАЕ). ООН также была за самоопределение народа, отменив мандат ЮАР на управление Намибией. Уже в конце 80-х гг., когда многие районы страны находились под контролем партизанских отрядов СВАПО, власти Пре Бори дали согласие на проведение всеобщих выборов в парламент Намибии. Одержав победу, СВАПО 21 марта 1990 г. провозгласила независимость страны.

Наконец пал режим апартеида в ЮАР. До 1960 г. демократические силы выступали мирными методами за слом системы расизма и колониального угнетения африканцев. Во главе массовых движений находились Африканский Национальный Конгресс (АНК), компартия и другие организации. В марте 1960 г. власти расстреляли демонстрацию гражданского неповиновения в Шарпевиле. После этого молодое поколение решительно берется за оружие. Вооруженную борьбу начинает вести «Умконто ве сизве» («Копье нации») – военизированное крыло АНК. Кроме того, правительство ввязалось в гражданскую войну в Анголе на стороне реакционных групп. В 1989 г. президентом ЮАР избирается новый лидер НП ф. де Клерк, который приступил к демонтажу основ апартеида. В следующем году легализируется деятельность оппозиционных партий, профсоюзов, из тюрем освобождаются политзаключенные. Переходный период завершился в апреле 1994 г., когда состоялись всеобщие выборы на нерасовой основе. Они принесли полный успех АНК, лидер которой Н.Мандела через месяц был избран президентом ЮАР. Так закончилась черная полоса колониального правления в самой богатой и развитой стране Африки. Тем самым вся Африка от берегов Нила до мыса Кейптауна стала свободной.

После получения самостоятельности во многих странах Африки сохранялась неспокойная ситуация. Колониальные власти не хотели терять своего влияния, постоянно вмешиваясь в дела уже независимых государств. Многие из них обладали стратегически важными природными ресурсами, за контроль над которыми и велась ожесточенная борьба. Более того, молодые государства попали в орбиту интересов США и СССР, стремившихся обозначить сферу своих интересов, навязывая незрелым режимам тот или иной путь развития. Идеологический фактор, доминировавший в международных отношениях того периода, негативно повлиял на процесс становления новых независимых стран региона.

Обобщая историю деколонизации двух континентов можно выделить следующие ее этапы:

Первый с 1945 г. до середины 50-х гг., когда значительная часть Азии и некоторые районы Африки избавились от колониального господства.

На второй этап приходится середина 50-х гг. до 1960 г., в эти годы почти вся Азия и Северная Африка, а также два государства черной Африки – Гана и Гвинея вступили на путь самостоятельного развития.

Третий этап начинается с 1960 г. – года Африки и завершается в конце 80-х гг. – начале 90-х гг. освобождением последних осколков колониальных империй на юге Африки.

В нашем мире всё быстротечно и непостоянно. В этом можно убедиться, взглянув на актуальную карту мира. Кто учился в 80-х и 90-х, помнит её совсем другой. На карте мира появилось много новых стран. Смотрите на Фуллпикче 10 стран, которые не существовали 25 лет назад.

10 ФОТО

1. Эритрея. Эта страна, получившая независимость от Эфиопии, появилась на мировой карте в 1993 году. Эритрея, которая находится на берегу Красного моря в Восточной Африке, это прекрасный выбор для любителей дайвинга. (Фото: Andrew McConnell/Getty Images).
2. Словакия. После обретения независимости в 1993 году, Братислава — столица Словакии, кажется, не спешит стать шумным мегаполисом Центральной Европы, в ней прекрасно сохранился старый город, а для туристов многие достопримечательности до сих пор остаются бесплатными. С севера и северо-востока страна окружена горными цепями Западных Карпат, которые как и знаменитые замки, привлекают в страну множество туристов. (Фото: Piero Damiani/Getty Images).
3. После бархатной революции в Чехословакии в 1989 году, Чехия и Словакия мирно разошлись, став двумя независимыми государствами в 1993 году. Чехия — страна с огромным количеством пивоварен, доказала, что чешское пиво — это не только Pilsner и Budvar. А главной туристической достопримечательностью страны является её столица, Прага. (Фото: Maremagnum/Getty Images).
4. Палау. Это островное государство, которое получило независимость от США 1 октября 1994 года. С 20-тысячным населением, эта новая страна является одной из самых маленьких в мире. Главная достопримечательность острова — озеро Медуза, в котором можно поплавать вместе с 10 миллионами медуз. (Фото: Provided by Lonely Planet).
5. Восточный Тимор. Эта страна, после 27 лет трагической индонезийской оккупации, наконец, обрела независимость. В 2002 году Восточный Тимор официально был признан независимым государством. Деревни рыбаков, где ловят рыбу по-старинке, стали её туристической достопримечательностью, а сонный остров Атауро — новым центром дайвинга. (Фото: Martin Wurt/Getty Images).
6. Сербия. После распада Югославии в 1990 году, Сербия оказалась более закрытой страной для путешественников, чем соседняя Хорватия или Словения. Теперь Белград — это самый энергичный город Европы, где ночная жизнь не затихает ни на минуту, привлекая тем самым все большее число туристов. (Фото: oonar RF/Getty Images).
7. Босния и Герцеговина. На протяжении веков Сараево было местом слияния разных культур, религий и истории. В 1992 году межрелигиозные разногласия привели к военному конфликту, Боснийской войне, которая закончилась лишь в 1995 году, после подписания мирного соглашения в американском Дейтоне. Теперешняя столица Боснии и Герцеговины — это всё те же мечети, церкви и синагоги, которые ютятся рядом друг с другом на берегу реки Неретвы. А самой популярной достопримечательностью города является очень красивый (реконструированный после войны) мост Мостар (на фото). (Фото: Orhan Çam/Getty Images).
8. Казахстан, получивший свою независимость в 1991 году, живёт в основном за счёт добычи и продажи нефти, став одной из крупнейших нефтедобывающих стран мира. Страна степных кочевников известна также своей интересной кухней, главным национальным блюдом которой является бешбармак — горячего блюда, состоящего из отварного мяса, лапши и крепкого бульона. Прямо в центре фотографии виден монумент Байтрек — символ Казахстана и казахского народа. (Фото: Nutexzles/Getty Images).
9. Черногория. Полная независимость страны была провозглашена в 2006 году. Эта маленькая страна — настоящий рай для туристов. Здесь можно насладиться роскошными пляжами и тёплым морем, чистыми реками и горными пейзажами, а также посетить сохранившиеся, несмотря на многочисленные военные конфликты, исторические и культурные памятники. Любителям истории мы рекомендуем посетить Цетине — настоящий город-музей. (Фото: Marius Roman/Getty Images).
10. Косово — республика, которая в одностороннем порядке провозгласила свою независимость от Сербии в 2008 году, и которая осталась непризнанной более чем 70 странами мира. До начала войны здесь была самая высокая в Европе концентрация культурно-исторических памятников: более 1800 монастырей, среди которых 200 были датированы XIV веком. Большинство православных храмов было разрушено албанцами во время военного конфликта. (Фото: Gary Yim/Getty Images).

Перестав быть ареной конфронтации Востока и Запада, этот регион утратил свое стратегическое значение в системе внешнеполитических координат ведущих держав, а опыт их политического и экономического сотрудничества с африканскими странами подвергся критической переоценке. Были предприняты шаги с целью преодоления чрезвычайно затратного характера помощи, оказываемой африканским государствам на двусторонней и многосторонней основе.

В этой связи, как в Африке, так и за ее пределами стали распространяться крайне пессимистические настроения в отношении не только отдаленных, но и ближайших перспектив региона, предлагаться сценарии развития обстановки, имевшие апокалиптическую тональность. В международный политический лексикон прочно вошло понятие «афропессимизм», которое подкреплялось и подкрепляется многими серьезными аргументами.

Источником «афропессимизма» стало прежде всего бедственное экономическое положение подавляющего большинства стран региона. Сегодня на долю континента, где проживает более 11% населения Земли (600 млн. человек), приходится лишь около 5% мирового производства. Из 53 африканских стран 33 относятся к группе наименее развитых стран мира (НРС).

Особое беспокойство вызывает то, что, хотя доля Африки в получении международной экономической помощи развивающимся странам составляла в начале 90-х годов 38% (17% в 1970 г.) и колеблется на современном этапе между 15 и 20 млрд. долл. в год, падение ВВП на душу населения на континенте за период 1980 - 1992гг. достигло 15%.

В конце 50-х годов за счет внешнего финансирования исполнялось 12% госбюджета в Сенегале, 23% в Нигере, 28% в Мавритании, 34% в Мали, а в Кабо Верде (РОЗМ) - 70%. В среднем в странах к югу от Сахары внешнее финансирование госбюджетов осуществлялось примерно в размере 11% их ВВП, в то время как в странах Северной Африки и Ближнего Востока этот показатель составлял только 1,2%, в странах Азии - 0,7%, в странах Латинской Америки-0,4%.

Таким образом, несмотря на массированную экономическую помощь, Африка отстала не только от развитых индустриальных государств, но и от большинства развивающихся стран, переживавших период бурного экономического подъема. Если в 40-е годы основные показатели экономического развития Ганы и Южной Кореи были одинаковыми, а доход на душу населения в Нигерии был выше, чем в Индонезии, то к концу 60-х годов любые сравнения стали бесполезны.

Несмотря на усилия мирового сообщества, не удается решить проблему голода. Периодически нехватка продовольствия приобретала драматический характер в Эфиопии, Сомали, Судане, Анголе, Руанде, Заире, Сьерра-Леоне. Чрезвычайные масштабы приняла и проблема беженцев. В Африке насчитывается почти 50% от общемирового количества беженцев (более 7 млн. человек) и 60% перемещенных лиц (20 млн. человек) Современные международные отношения. / Под. ред. А.В. Торкунова. -- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.

Крайне неблагоприятные последствия для интересов международной безопасности имеют многочисленные внутренние и межгосударственные конфликты в различных районах Африки. За постколониальный период на континенте было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн. человек, большая часть из которых - гражданское население. Ослабление военно-политического вмешательства в дела Африки со стороны сверхдержав первоначально привело к снижению числа и интенсивности конфликтов в регионе, однако вскоре возобновились старые и вспыхнули новые распри, в которых борьба различных политических сил уже не маскировалась противостоянием Востока и Запада, а широко подпитывалась традиционными этническими, конфессиональными и клановыми противоречиями, социальными издержками реформ.

В 60-е годы военные действия велись на территории более чем полутора десятков африканских государств. Особенно большие разрушения войны и вооруженные этнические конфликты принесли в Анголе, Эфиопии, Либерии, Мозамбике, Сомали, Чаде, Мавритании, Сенегале, Западной Сахаре, Судане, Уганде, Мали, Бурунди и Руанде. Преодоление их последствий потребует нескольких десятилетий, причем вероятность рецидивов конфронтации пока остается высокой.

В этой связи «афропессимисты» полагают, что социально-экономические и политические характеристики Африканского континента обрекают подавляющее большинство стран региона на постоянную нестабильность, а высокая вероятность нового витка кризисного развития блокирует и международные усилия по преодолению этой ситуации. В общем, по их мнению, Африка была, есть и будет «источником повышенной опасности» в системе международных отношений.

Однако, несмотря на серьезность угроз регионального и глобального масштаба, отмечаемых на Африканском континенте, мировой порядок, складывающийся на рубеже третьего тысячелетия, будет определяться не только теми факторами, которые вполне очевидны сегодня, но и новыми перспективными тенденциями.

Позитивные изменения стали возможны прежде всего благодаря урегулированию крупных вооруженных конфликтов в Африке. Ликвидация режима апартеида в ЮАР благотворно сказалась на обстановке в южной части континента. Прекратилась затяжная политическая борьба в Намибии, Мозамбике и Анголе. Нормализовались отношения между Угандой, Кенией и Танзанией. С предоставлением независимости Эритрее завершилась многолетняя гражданская война в Эфиопии, но теперь столкновения между Эфиопией и Эритреей происходят уже на межгосударственном уровне.

Решение проблем, из-за которых долгое время существовали главные очаги напряженности на Африканском континенте и вокруг него, оказалось частичным, недостаточным для создания атмосферы региональной безопасности. К середине 90-х годов обстановка во многих районах, которые ранее рассматривались лишь как потенциальные зоны локальной конфронтации, резко обострилась.

Особенно драматично развивалась ситуация в районе Великих озер. Уходящие в глубь колониальной истории противоречия между хуту и тутси выплеснулись за пределы Руанды и Бурунди, где проживают эти народы. В конфликт оказались вовлечены в той или иной степени многие государства субрегиона.

Сохраняется напряженность в Сомали, где на фоне фактического распада государства противоборствующие группировки продолжают попытки достичь военно-политического превосходства. Посреднические усилия соседних государств в ряде случаев помогали снизить уровень конфронтации, однако неоднократно достигавшиеся мирные договоренности участниками конфликта не соблюдались.

Необходимо отметить, что сохранение военно-политической конфронтации тесно связано с гонкой вооружений на Африканском континенте, которая усиливает нестабильность во внутренней политике и межгосударственных отношениях. Среди развивающихся стран Африки наибольшей военной мощью к концу 70-х годов обладали Египет, Ливия, Алжир, Марокко, Эфиопия, Ангола и Нигерия. В армиях этих стран была сосредоточена основная часть бронетанковых сил континента, большая часть военной авиации и флота. Еще в девяти странах (Сомали, Кения, Судан, Тунис, Танзания, Мозамбик, Замбия, Зимбабве и Заир) военный потенциал достигал субрегионального уровня, позволяющего вести активные боевые действия за пределами своих границ.

Картину высокой нестабильности военно-политической обстановки во многих районах Африки дополняют практически повсеместная неурегулированность положения национальных меньшинств, сепаратистские тенденции, проявления религиозной нетерпимости, межгосударственные разногласия, питаемые планами субрегиональной гегемонии некоторых африканских лидеров. Поэтому практически во всех частях континента существуют не только реальные, но и потенциальные «горячие точки», которые могут стать самым серьезным препятствием на пути экономического возрождения и преодоления отсталости африканских стран.

Однако положение в «горячих точках» Африканского континента в последние годы не оставалось неизменным. Благодаря действиям ООН, усилиям ОАЕ, отдельных государств в ряде случаев удалось добиться позитивных сдвигов.

Была успешно завершена масштабная операция по поддержанию мира в Мозамбике. Без существенных осложнений шел процесс национального примирения в ЮАР. Были найдены мирные решения территориального спора между Чадом и Ливией о полосе Аузу, вопроса о статусе Уолфиш-Бея. Удалось предотвратить разрастание внутренних конфликтов в Лесото, Свазиленде, Центрально-Африканской Республике, на Коморах, а также территориальных споров между Нигерией и Камеруном, Эритреей и Йеменом, Намибией и Ботсваной.

Приведенные примеры являются убедительным доказательством того, что урегулирование конфликтов в Африке является хотя и трудным, но вполне реальным даже в сравнительно сжатые сроки. Важно также, что процесс миротворчества, начавшийся в связи с конкретными конфликтами, гармонично сочетается с глобальными тенденциями преодоления конфронтации. Свидетельством заинтересованности африканских стран в укреплении международной и региональной безопасности является подписание договора о создании в Африке безъядерной зоны. Растет стремление усилить контроль за распространением оружия и добиться запрещения его наиболее смертоносных видов на континенте. В этой связи оценка ситуации в «горячих точках» Африки исключительно через призму «афропессимизма» была бы неправомерной Лебедев М.М. Африка в современном мире. - СПб.: Питер, 2003..

Характерной чертой наращивания усилий по установлению и поддержанию мира на Африканском континенте являлась широкая вовлеченность мирового сообщества, и особенно государств - членов Совета Безопасности ООН. Симптоматично, что в этот период 40% сил ООН по поддержанию мира действовали в Африке. Но сегодня все более активно проявляется и стремление самих африканских стран к участию в процессах урегулирования и миротворчества.

Важным явлением международных отношений в Африке стало начало формирования специального механизма ОАЕ, призванного обеспечивать предупреждение и урегулирование конфликтов. Согласно документам Каирского саммита ОАЕ в его основу положены принципы невмешательства во внутренние дела государств, уважения суверенитета и территориальной целостности, урегулирование конфликтов путем переговоров, посредничества и взаимных консультаций. Определен и примерный (1 млн. долл.) объем ежегодных отчислений ОАЕ на нужды специального миротворческого корпуса.

Но контуры региональной системы безопасности выглядят пока достаточно расплывчатыми. Ее договорная структура, критерии функционирования и взаимодействия с силами ООН по поддержанию мира носят еще аморфный характер. Камнем преткновения для африканского миротворчества является дефицит материальных средств, а главное, отсутствие взаимного доверия в отношениях многих соседних государств и амбиции их лидеров.

В этой связи актуальность приобретает оказание Африке международного содействия в деле создания межафриканских миротворческих сил. Однако оно тормозится наличием определенных расхождений между США и Францией - двумя крупнейшими западными партнерами африканских стран.

Различия американских и французских подходов к проблеме отчетливо проявились на проходившей в Дакаре международной конференции. Франция выступает за сохранение своего прямого военного присутствия в Западной Африке (5 военных баз) и подготовку при участии крупного французского контингента специального миротворческого корпуса (МАРС) из представителей семи франкоязычных стран субрегиона. Этот план отличается от американского проекта, предусматривающего создание миротворческого корпуса иной конфигурации (АСРК). В процессе формирования АСРК уже подготовлено по батальону от вооруженных сил Сенегала и Уганды. В ближайшем будущем к ним планируется подключить также батальоны из Ганы, Малави, Мали, Туниса и Эфиопии. Таким образом, принципиальным различием французских и американских представлений о возможностях участия африканских государств в операциях по поддержанию мира на континенте является ориентация, с одной стороны, на субрегиональные, а с другой - на трансконтинентальные масштабы.

Идеи создания африканских сил быстрого развертывания в целом вписываются в глобальную стратегию децентрализации миротворчества. Но при их реализации необходимо обеспечить сохранение за Советом Безопасности ООН роли главного инструмента по поддержанию мира, четко определяя в каждом конкретном случае порядок использования военных контингентов и подконтрольность их действий ООН.

Мир и нормализация обстановки служат предварительными условиями улучшения экономического и социального положения на Африканском континенте. Одновременно осторожный оптимизм в отношении преодоления военных конфликтов во многом связан с улучшением основных показателей экономического роста, характерным в последнее время для большинства африканских государств.

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

На африканской земле произошло одно из первых столкновений с фашизмом, предшествовавших второй мировой войне: захват Италией Эфиопии в 1936 г.

В годы второй мировой войны военные действия в Тропической Африке велись только на территории Эфиопии, Эритреи и Итальянского Сомали. В 1941 г. английские войска вместе с эфиопскими партизанами и при активном участии сомалийцев заняли территории этих стран. В других странах Тропической и Южной Африки военных действий не велось. Но в армии метрополий были мобилизованы сотни тысяч африканцев. Еще большему числу людей приходилось обслуживать войска, работать на военные нужды. Африканцы сражались в Северной Африке, в Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Бирме, в Малайе. На территории французских колоний шла борьба между вишистами и сторонниками "Свободной Франции", не приводившая, как правило, к военным столкновениям.

Политика метрополий по отношению к участию африканцев в войне была двойственной: с одной стороны, стремились использовать людские ресурсы Африки как можно полнее, с другой - боялись допускать африканцев к современным видам оружия. Большинство мобилизованных африканцев служили во вспомогательных войсках, но многие все же прошли и полную боевую подготовку, получили военные специальности водителей, радистов, связистов и т.д.

Изменение характера антиколониальной борьбы сказалось в первые же послевоенные месяцы. В октябре 1945 г. в Манчестере состоялся V Панафриканский конгресс. Он знаменовал собой наступление качественно нового этапа в борьбе африканских народов. Африку представляло неизмеримо больше стран и организаций, чем на предыдущих конгрессах. Среди 200 участников были Кваме Нкрума, Джомо Кениата, Хастингс Банда - впоследствии президенты Золотого Берега, Кении, Ньясаленда, южноафриканский писатель Питер Абрахамс, видные общественные деятели. Председательствовал на большинстве заседаний Уильям Дюбуа, которого называли "отцом панафриканизма".

Победа антигитлеровской коалиции окрылила участников конгресса надеждой на перемены во всем мире. Антиколониальный и антиимпериалистический дух возобладал на конгрессе. Было обсуждено положение во всех регионах Африки, во многих африканских странах. Среди резолюций наибольшее значение имели три: "Вызов колониальным державам", "Обращение к рабочим, крестьянам и интеллигенции колониальных стран" и "Меморандум к ООН". Конгресс выступил с новыми, революционными требованиями и сформулировал их как в масштабе континента, так и конкретно для всех крупнейших регионов и стран.

Для большинства стран Африки послевоенные годы стали порой создания политических партий. Они появлялись в Африке и прежде, но зачастую по своему характеру больше походили на дискуссионные кружки и не имели тесных связей с народными массами. Партии и организации, возникшие на исходе второй мировой войны и особенно после ее окончания, были, как правило, уже иными. Они сильно отличались друг от друга - это отражало и пестроту самой Тропической Африки и отличия в уровнях развития ее народов. Но среди этих партий и организаций были весьма сплоченные и довольно долговечные, тесно связанные с практической антиколониальной деятельностью. Они устанавливали связи с рабочим и крестьянским движением, постепенно расширяли социальную базу и приобретали черты общенациональных фронтов, хотя порой и на моноэтнической базе. Тактика партий также изменилась. Они начали обращаться непосредственно к массам. Проводились митинги, кампании неповиновения, широкие бойкоты иностранных товаров.

С конца 40-х - начала 50-х годов массовые демонстрации, переходящие в кровавые столкновения с полицией, стали характерной чертой времени. Вооруженные выступления произошли в 1947 г. на Мадагаскаре и в 1949 г. на Береге Слоновой Кости. В 50-х годах развернулась вооруженная антиколониальная борьба народов Кении и Камеруна. Вторая половина 50-х годов стала временем борьбы за свержение колониальных режимов.

Все это происходило на фоне распада колониальных империй в Азии, кровавых войн во Вьетнаме, Алжире и других колониальных и зависимых странах. Метрополии шаг за шагом отказывались от прежних методов господства. В 1957 г. провозгласил свою независимость британский Золотой Берег, назвав себя Ганой, в память средневекового западноафриканского государства. В 1958 г. этому примеру последовала Французская Гвинея. Эти первые шаги были восприняты всей Африкой как символ грядущей деколонизации континента. Одна за другой проводились общеафриканские конференции с главным требованием: добиться свержения колониальных режимов.