Сочинения

Работы по управлению государством тит ливий. И.М. Тронский. История античной литературы: Тит Ливий. Отношение Ливия к другим народам

Тит Ливий (59 до н. э. – 17 г. н. э.) относится к числу высоко оцениваемых современной историографией историков. Он создал систематизированную (отчасти в традициях анналистов) «Историю Рима от основания города» (142 книги, сохранились 1–10-я и 21–45-я). Примечательны его слова о цели труда, предваряющие обращение к прошлому: «Мне бы хотелось, чтобы каждый читатель в меру своих сил задумался над тем, какова была жизнь, каковы нравы, каким людям и какому образу действий – дома ли, на войне ли – обязана держава своим зарождением и ростом; пусть он далее последует мыслью за тем, как в нравах появился сперва разлад, как потом они зашатались и, наконец, стали падать неудержимо, пока не дошло до нынешних времен, когда мы ни пороков наших, ни лекарства от них переносить не в силах. В том и состоит главная польза и лучший плод знакомства с событиями минувшего, что видишь всякого рода поучительные примеры в обрамленье величественного целого; здесь и для себя, и для государства ты найдешь, чему подражать, здесь же – чего избегать: бесславные начала, бесславные концы» (Ливий. История, предисловие, 10–11).

Ведущая роль в регулировании отношений в рамках общества принадлежала законам, но большое значение имели и традиции, и личные связи – в гражданской общине сосуществовали две системы связей, если учитывать макроколлектив (государство, община в целом) и микроколлективы (дружеский кружок, неформальные объединения сторонников, коллегии – профессиональные, жреческие), которые подчас вступали в противоречие друг с другом. В общественной жизни микрогруппы (клики) боролись друг с другом за влияние и выгоды. Каждого из лидеров соперничающих группировок окружали родственники, друзья, зависимые от них люди, клиенты, готовые к любым махинациям ради интересов своего сообщества. Подобными эпизодами соперничества заполнены многие страницы сочинения Тита Ливия. Но и при изложении подобных ситуаций историк стремился подчеркнуть благочестие и патриотизм, в целом характерные для римлян, полагая, что соперничество не могло изменить хода римской истории. Не будучи коренным римлянином, как и многие другие деятели культуры его времени, Ливий стал апологетом Рима в соответствии с политическими задачами эпохи Октавиана Августа, при котором одним из идеологических лозунгов являлось восстановление добрых нравов предков. Император следил за работой Тита Ливия и приветствовал ее. Отношение к сочинению изменилось в период принципата Юлиев – Клавдиев: Калигула приказал изъять труд Ливия из библиотек, мотивируя это тем, что он небрежно написан и многословен. Это обстоятельство отчасти объясняет, почему «История» Тита Ливия не сохранилась полностью – до наших дней дошло 35 книг.

Для выявления значимости и особенностей исторического труда определяющим является его сопоставление с другими, более ранними или написанными в близкое время. Тит Ливий осознавал, что у него имелись многочисленные предшественники, но никто до него не углублялся «в минувшее более чем на семьсот лет». Приступая к изложению многочисленных событий двух периодов римской истории – царского и республиканского, Ливий высказал свои сомнения: «Создам ли я нечто, стоящее труда, если опишу деяния народа римского от первых начал Города, того твердо не знаю, да и знал бы, не решился бы сказать, ибо вижу – затея эта и старая, и не необычная, коль скоро все новые писатели верят, что дано им либо в изложении событий приблизиться к истине, либо превзойти неискусную древность в умении писать» (Предисловие, 12).

Так с какими же историческими трудами можно сравнить грандиозное полотно, созданное Титом Ливием, и в чем состоит его отличие от трудов других историков?

Среди его предшественников прежде всего следует отметить два имени – Марка Порция Катона Старшего Цензория, рассматривавшего историю римлян во взаимосвязи с развитием других народов Италии; выдающимся историком – предшественником Ливия являлся грек Полибий, создатель «Всемирной истории», в которой показана взаимосвязь событий в восточной и западной частях Средиземноморского региона. В сравнении с историческими изысканиями Катона Старшего и Полибия, труд Тита Ливия выглядит несовершенным; многие события, приведенные им, имеют мифологизированный оттенок. Именно это и породило еще в период становления историографии античной эпохи недоверие к свидетельствам «Истории» Ливия. Но «основным нашим источником по истории Рима республиканского периода являются анналы Тита Ливия, условно называемые “Историей Рима от основания Города”», – писал историк ХХ в. А. Г. Бокщанин, выявляя характер исторического труда – анналы – погодное изложение событий и подчеркивая значимость сочинения: к истокам формирования Римского государства и изложению его развития в течение 700 лет никто до Ливия не обращался. Безусловно, Тит Ливий использовал свидетельства, приводимые более ранними авторами (исследователи его творчества отметили отсылки к 12 авторам), в отдельных случаях он соединял противоречащие друг другу сообщения, не пытаясь выявить, какое из них могло отражать реальную действительность. Но не следует забывать, что свидетельства о ранней истории римлян малочисленны.

Итак, для Тита Ливия нехарактерно стремление определить достоверность информации, сообщений авторов, к которым он обращался. Он не использовал хорошо известные документы, не считая их существенными для «его истории». Он не стремился согласовать или объяснить противоречащие друг другу факты. В его изложении в некоторых случаях нарушена логическая стройность и последовательность. Однако он – единственный, кто углубился в столь отдаленные от его эпохи времена, с тем чтобы воссоздать истоки величия римлян, показать их благочестие, патриотизм, мужество, но вместе с тем и то, что привело к «болезни» (противоречия и борьбу клик и консулов, предпочтение личных выгод интересам граждан), от которой трудно найти лекарство. Деятели культуры эпохи Возрождения высоко оценивали сочинение Тита Ливия; в эпоху Просвещения мнение изменилось, позднее гиперкритически настроенные историографы вынесли вердикт Титу Ливию: он не исторический исследователь, а «исторический писатель». В наши дни благодаря археологическим открытиям, изучению эпиграфических памятников многие из сообщений Тита Ливия подтверждены.

Оценивая труд Тита Ливия, следует прислушаться к словам его современников. Корнелий Тацит отметил характерные для коллеги яркость изложения и непредвзятость оценок (Тацит. Анналы, XII, 34, 3).

Историк выполнил задачу своего времени: он создал величественную и героическую картину прошлого римского народа. Яркость сочинению придают речи-вставки. Но цитирование текстов договоров, о которых он знал, могло разрушить эмоциональное воздействие на читателя, поэтому он редко обращался к их содержанию. В центре внимания Тита Ливия благочестивый и мужественный римский народ и его героические лидеры. И не будем забывать того, что время всегда накладывает отпечаток на характер исторического труда.

Сочинение Тита Ливия имеет большое значение, так как по истории Западного Средиземноморья отсутствуют труды, в которых был бы изложен процесс становления Римской державы. Он воспел римскую доблесть (virtus romana), составной частью которой являлись справедливость, умеренность, верность и благочестие. Тит Ливий, как и поэты Гораций и Вергилий, оказал большое влияние на последующие поколения. Он, в сущности, является последним историком, который принадлежит по духу к деятелям культуры республиканского времени. Восполнением событий многовековых войн, внутренней борьбы и развития государственности являются труды, кроме Тита Ливия, греческих авторов (Полибия , Плутарха , Дионисия Галикарнасского и Аппиана ), что позволяет сопоставить изложенное римским историком и приблизиться к восстановлению исторических реалий.

Для восполнения истории Рима I в. до н. э., освещения событий эпохи Юлия Цезаря значим его труд о завоевании Галлии. Скорее всего, восхвалял свою деятельность и другой диктатор, написавший воспоминания, – Корнелий Сулла (не сохранились). Но на рубеже тысячелетий в Риме появилась целая плеяда историков и бытописателей, среди которых наиболее крупной фигурой являлся Корнелий Тацит.

Значение сочинений

Корнелия Тацита

В период между появлением сочинений Тацита и истории Тита Ливия значительных трудов по истории создано не было. Публий (?) Корнелий Тацит(55/57 – ок. 120 г.) происходил из аристократической семьи, получил блестящее образование и знания в области риторики; был претором (88 г.), консулом (97 г., после убийства Домициана Флавия при императоре Кокции Нерве), проконсулом провинции Азия (112 или 113 г.). По свидетельству его современника Плиния Младшего , имел громкую славу уже в конце 70-х гг. В последующем Тацит в «Диалоге об ораторах», прославляя ораторское искусство, писал: «В самом деле, может ли что-либо быть приятнее и дороже свободной, благородной душе, чем видеть свой дом заполненным целой толпою самых блестящих людей? И знать, что их привлекают не деньги хозяина и не то, что он бездетен и не имеет наследников, и не необходимость являться к нему по обязанности, но он сам и ничто другое? … А народ сходится и растекается вокруг оратора и проникается чувствами, какие ты внушаешь ему! Существует ли другое искусство, известность которого, равно как и расточаемые уму похвалы, могут быть сопоставимы со славою ораторов?» (Диалог об ораторах, 6–7). Говоря о своих выступлениях, Тацит отметил, что в такие дни он возносился «и над трибунатом, и над претурою, и над консульством», владея тем, что досталось ему не по наследству или по милости кого-то, а является «собственным порождением». Очень рано успешный оратор обрел известность как писатель – после создания первых небольших сочинений. Одно из них «Жизнь и характер Юлия Агриколы», представляющее апологию деятельности Агриколы в Британии и одновременно политический памфлет, в котором он стремился показать, что обладающий высокими моральными качествами сенатор может достойно исполнить долг перед государством и при «плохом правителе». Другим ранним произведением (98 г.) Тацита стал трактат «О происхождении германцев и местоположении Германии» («Германия»), в котором содержатся данные по этнографии, истории германцев, приведены свидетельства о характерном для них быте и особенностях общественного устройства. Исследователи, обращающиеся к творчеству Тацита, отмечают, что он использовал труды более ранних авторов, например, «Германские войны» Плиния Старшего (не сохранились), творчеством и кругом чтения которого интересовался (см. об этом письма Плиния Младшего). Использованы были Тацитом и рассказы современников при воссоздании картины расселения варварских племен. Это сочинение, свидетельства которого в настоящее время сопоставимы с археологическими данными, имеет большое значение для реконструкции общественной жизни, изменений, которые произошли по сравнению со временами Цезаря, но для него характерна идеализации германцев, обладающих тем же духом свободы, что и римляне в ранние времена, отождествление их обычаев с римскими.

В целом отличительной особенностью творчества Тацита является обращение к недавним событиям: «Я понимаю, что многое из того, о чем я сообщил и сообщаю, представляется, возможно, слишком незначительным и недостойным упоминания, но пусть не сравнивают наши анналы с трудами писателей, излагавших деяния римского народа в былые дни. Они повествовали о величайших войнах и взятии городов, о разгроме и пленении царей, а если обращались к внутренним делам, то ничто не мешало им говорить обо всем, о чем бы они ни пожелали… И все же будет небесполезным всмотреться в эти незначительные с первого взгляда события, из которых нередко возникают важные изменения в государстве» (Анналы, IV, 32). Так историк формулирует задачу труда, отмечая необходимость выявления причинных связей событий, и одновременно характеризует сочинения предшественников.

«Анналы» и «История» посвящены анализу событий начиная со смерти Августа (14 г. н. э.) и доведены до убийства Домициана Флавия (96 г.). Историк декларировал, что будет писать без «гнева и пристрастия», но воссоздаваемая им «драма истории» и рассказ о событиях, свидетелем которых он был, безусловно, очень сложно излагать объективно. Большое внимание Тацит уделил выдающимся личностям, которые определяют ход истории, пытаясь выявить мотивы их поступков. Он точнее, чем предшественники, в хронологии; его труды высоко оценивались более поздними историками, например, Аммианом Марцеллином . Правда, сам автор вскоре после смерти был забыт и вернулся к читателям благодаря обнаружению рукописей античных авторов гуманистами.

Римский историк Тит Ливий (Titus Livius), годы жизни 59 – 17 гг. до н.э. Родился в семье зажиточных граждан в Патавум (Падуа), Италия. Это местечко прославилось тем, что здесь был написан бессмертный труд Шекспира «Укрощение строптивой «.

Около 38 г. до н.э. он приезжает в Рим и начинает работу, в возрасте примерно 27 лет. Написание истории империи заняла большую часть жизни Ливия: не осталось времени ни на окончание магистратур, ни на общественную деятельность.

Историк Ливий прожил здесь 76 лет, которых стало достаточно для написания 300-страничной книги «От основания города» («Ab Urbe Condita»). На ее написание потребовалось 40 лет. В 142 томах описано 770 лет истории Рима. Многие из них были потеряны, но удалось сохранить 35 книгам: i-x, xxi-xlv.

В них собраны события с начала войн, предшествующих созданию города, примерно в 753 г. до н.э. До периода краха могущественного государства в 9 г. до н.э. Книги упорядочены по декадам, всего их выделяется три:

  • Макиавелли, первая декада Тита Ливия;
  • Третья декада;
  • Четвертая декада;
  • Первая пенктада пятой книги.

Летоисчисление Ливий ведет согласно понтификального (религиозного) календаря, а также официально закрепленные в государственных документах даты. Священнослужителям Рима удалось создать строгую канву исторических событий. Указанные ими данные впоследствие были подтверждены лингвистами и археологами. Все записи были объединены и опубликованы в 123 г. н.э. в составе 80 книг.

  • I-V: Происхождение Галии из Рима
  • VI-XV: Начало Пунических войн
  • XVI-XX: Первая Пуническая Война
  • XXI-XXX: Вторая Пуническая Война
  • XXXI-XLV: Македонские и сирийские войны.

Насколько объективна отражена история Рима Ливием?

Войны Рима. Тит Ливий

Существуют исторические данные, дающие основание полагать что труд Ливия был написан по официальному заказу . И, соответственно, события в нем отражены субъективно со стороны императора. Предоставлены следующие факты:

Признание Тита Ливия как официального историка Августа обсуждается. Предположительно, это первое десятилетие с начала ведения им записи, примерно 33 г. до н.э. битвы Актум около 27 г. до н.э. Октавиан в них указан условно как император.

О роли главы римского государства в написании книг говорят рассказы «Похищение Вирджинии » и «О Лукреции».

В предисловии римский историк Тит Ливий предлагает читателю воспринимать историю как пример для подражания:

«Что делает изучение истории, в основном, взаимовыгодным и плодотворным. Что вне всякого сомнения представляет своего рода опыт; из него вы можете выбрать то, что будет благоприятствовать вашему состоянию и подражаеть ему, и избежать судьбы Марка… «

Он направляет своих читателей для изучения нравов и политики, поддерживает мораль:

«Вот вопросы, которые мне хотелось бы, чтобы каждый обратил при изучении истории Рима свое пристальное внимание: что такое жизнь и нравы, какие были люди и политики, как в мире и войне была создана империя, расширившая свои границы… «

Он описывал другие народы:

«...галлы еретики и упрямы, у них отстутствует элементарная выносливость; в то время как грекам лучше говорить, чем воевать, она неумеренны в своих эмоциях… «

Нумидийцев он описывает как самый похотливых: «…выше всех варваров – нумидийцы, которые погрязли в страстях… «

В 35 уцелевших книгах Тита Ливия были точно воспроизведены 407 речей великих политиков, полководцев и граждан. В качестве примера можно привесим речь с народной трибуны Канулея о недопущении браков межджу патрииями и плебеями (книга 4, стр. 2-5), или сенатора Фабия Максима об осуждении плана Корнелия Сципиона (книга 28, стр. 40-42).

Он описывает и религиозные обряды, в том числе традицию жертвоприношения и приводит тексты молитв, которые произносятся священниками. Каждая строка «Основания города» Тита Ливия пронизана патриотизмом и нравственным элементом. Он характеризует римлян на протяжении всей истории как стойкий народ, нетерпящий поражений в войне.

История Рима Тита Ливия


Тит Ливий «История Рима»

Ключевые исторические события Тит Ливий отображает с присущим ему риторическим талантом и литературным стилем. Он привлекает внимание аудитории с помощью обращенных к ним выступлений и насыщенных эмоциями описаний. Из нескольких противоречивых версий произошедшего он выбирает ту, которая сопутствует поддержанию римского национального достоинства.

Иногда он неправильно приводит данные из греческих литературных источников. Он описывает множество бытовых деталей жизни римского общества, которые невозможно получить из записей других авторов, но необъективен в рассказах о военных делах и политике. Книга является важным руководством для римского полководца, захватывая период истории Римской республики от начала образования до падения империи.

Тит Ливий скачать «История Рима от основания города» («Ab urbe condita»)

Это «золотой век» римского искусства и литературы, создавший классический римский стиль, который оказал большое влияние на последующее развитие европейской культуры. В области литературы понятие «золотой век» связано, прежде всего, с расцветом римской поэзии, давшей тогда великих Вергилия , Горация , Овидия , Тибулла , Проперция . Что касается литературной прозы, то в период принципата Августа она по сравнению с поэзией отходит на второй план, а из многих представителей прозаического жанра выделяется имя писателя историка Тита Ливия.

Среди писателей-прозаиков этого времени можно назвать историков Гая Азиния Полиона, Помпея Трога, Юлия Гигина, грамматика Веррия Флакка, архитектора Витрувия, но их труды плохо сохранились и оказались менее значительными в истории развития литературы, чем «История» Тита Ливия – крупнейшего представителя римской прозы «века Августа».

Тит Ливий (59 г. до н. э. – 17 г. н. э.) происходил из города Патавии (современной Падуи), славившегося патриархальными нравами и симпатией к республиканским порядкам. Ливий и в жизненной биографии, и в творчестве сохранял приверженность к старине и республиканскую настроенность. Август иронически называл его «помпеянцем» за симпатии к Помпею и за независимость в суждениях. Однако республиканизм Ливия носил несколько отвлеченный характер и не противоречил официальной идеологии принципата. Государственным деятелем Тит Ливий не был, всю жизнь он провел за книгами.

Тит Ливий написал «Историю от основания города» (Рима) в 142 книгах. Из них сохранилось лишь 35. Однако содержание утраченных книг нам известно по сжатым пересказам и по сохранившимся у разных авторов извлечениям из труда историка.

Ливий создал своего рода «поэтическую эпопею в прозе». Он прославляет величие мировой державы Рима, римскую добродетель, гражданскую доблесть и патриотизм древних римлян.

Волчица, кормящая Ромула и Рема, рядом с духами Тибра и Палатина. Древнеримский рельеф II в. н. э. на сюжет рассказов из "Истории" Тита Ливия

Тит Ливий живо и увлекательно рассказывает о легендарных героях Ромуле и Реме, о первых римских царях , а затем и о выдающихся деятелях эпохи республики. Ливий прославляет римские республиканские доблести, красочно описывает массовые сцены, бои и собрания, вводит в повествование много эффектных речей выдающихся политических и военных деятелей. Историю он считает «наставницей жизни». Сам Тит Ливий во вступлении ко всей «Истории» формулирует эту цель своего труда следующим образом: «В том и состоит главная польза и лучший плод знакомства с событиями минувшего, что видишь всякого рода поучительные примеры в обрамлении величественного целого; здесь и для себя, и для государства ты найдешь, чему подражать, здесь же – чего избегать» (Предисловие, ст. 10–11; пер. В. Смирина).

Следуя этой идее, Тит Ливий не только сообщает факты, но и стремится выбирать наиболее наглядные и убедительные примеры, старается оказать определенное влияние на читателя. Отсюда и внимание писателя к художественной обработке материала. Большое внимание он уделяет стилистической обработке материала; следует принципу «обилия» речи, установленному Цицероном , сохраняя при этом равномерность и текучесть в повествовании. Эмоциональность, необходимая для убедительности, достигается введением речей, которые Ливий вкладывает в уста действующих лиц. Речи не реальные, а составленные автором. Здесь Тит Ливий проявляет свои риторические способности: он обладает убедительной аргументацией и способностью эмоционального воздействия. Признавая достоинства речей, составленных Титом Ливием, следует, вместе с тем, отметить, что и повествовательная часть его труда не менее действенна по силе своей выразительности. Поэтому о Ливии нужно говорить прежде всего как о писателе, а затем уже как об историке.

- 17 н. э.) - один из самых известных римских историков, автор чаще всего цитируемой «Истории от основания города» ( «Ab urbe condita» ) несохранившихся , историко-философских диалогов и риторического произведения эпистолярной формы к сыну.

О жизни Тита Ливия известно немного. Он родился в Патавии (современная Падуя) - одном из богатейших городов Апеннинского полуострова после Рима . Дату рождения Ливия обычно относят к 59 году до н. э. Хронист Иероним Стридонский сообщает о Ливии два противоречивых факта: по его сведениям, он родился в 59 году, но при этом был ровесником Марка Валерия Мессалы Корвина , который родился пятью годами ранее. По мнению историка Рональда Сайма , рождение Ливия следует относить к 64 году до н. э. По его мнению, Иероним прочёл в своём источнике «консульство [Гая Юлия] Цезаря и Бибула » (Caesare et Bibulo - 59 год до н. э.) вместо «консульство [Луция Юлия] Цезаря и Фигула » (Caesare et Figulo - 64 год до н. э.) . Впрочем, могла произойти и противоположная ошибка . В целом, как замечает британский историк, Иероним нередко ошибался в датах .
Скорее всего, историк происходил из состоятельной семьи . Ливий, вероятно, получил образование в родном городе: внутренние конфликты 50-х и гражданские войны 40-х препятствовали получению образования у лучших риторов в Риме и путешествиям в Грецию. Свидетельств прохождения им военной службы нет . Скорее всего, вскоре после окончания гражданских войн Ливий перебрался в Рим (впрочем, Г. С. Кнабе полагает, что историк прибыл в столицу уже в 38 году до н. э. ). Неизвестно, чем Ливий занимался в столице: он никогда не занимал никаких должностей, однако мог позволить жизнь в Риме и занятия историей . В Риме он познакомился с Октавианом Августом . Вероятно, их знакомство произошло благодаря образованности Ливия: первый император выступал активным покровителем наук и искусств . Тацит даже называет их отношения дружбой. Известно и о том, что Ливий советовал будущему императору Клавдию заниматься историей ; тот внял его советам. Поскольку в то время Клавдий жил в Палатинском дворце, Ливий наверняка был знаком и со всей семьёй Августа .
По свидетельству Иеронима Стридонского, Ливий умер в Патавии в 17 году н. э. Эта дата является традиционной. Рональд Сайм же, предполагая ошибку Иеронима на пять лет, предлагает в качестве даты смерти 12 год н. э. О семье Ливия известно немного: есть сведения, что двое его сыновей также занимались литературной деятельностью (по другой версии, его старший сын умер ещё в детстве), а дочь вышла замуж за ритора Луция Магия [
Важнейшее сочинение Ливия - «История от основания города» в 142 книгах. Если бы до наших дней сохранилось всё произведение, оно насчитывало бы около 8 тысяч печатных страниц . До наших дней сохранилось всего 35 книг полностью или почти целиком (подробнее о сохранности сочинений Ливиясм. ниже ). Книги сгруппированы по десять в декады (от латинского decem или греческого δέκα - десять), а также по пять в полудекады . В начале каждой декады или полудекады обычно, но не всегда помещалось специальное введение . Впрочем, точно неизвестно, ввёл ли это деление сам автор или оно появилось позднее.
Общепринятое название работы «История от основания города» является условным - настоящее название неизвестно . Сам Ливий называет своё сочинение «Летописью» (лат. Annales ) ; впрочем, это может быть не название, а лишь характеристика . Плиний Старший называет работу Ливия «Историей» (лат. Historiae - историческое сочинение в нескольких книгах). Название «Ab urbe condita libri» (Книги от основания города) встречается лишь в поздних рукописях. Возможно, это название заимствовано из приписки «Книга [номер] Тита Ливия от основания города закончена» в конце каждой книги в манускриптах . По предположению Г. С. Кнабе , сочинение историка могло вообще не иметь названия .
Традиционно считается, что Ливий начал работать над своим важнейшим сочинением около 27 года до н. э. Это выводится на основании датировки первой книги. Её составление Ливия традиционно относят к периоду между 27 и 25 годами до н. э. Предпосылки для датировки следующие: историк упоминает третье закрытие

Ливий

Ливий, Тит; Livius, Titus , 59 г. до н. э.-17 г. н. э., римский историк. Происходил из состоятельной семьи из Патавии (совр. Падуя). В ранней молодости приехал в Рим, где получил хорошее образование. Посвятил себя изучению философии, истории и риторики. Близкие отношения связывали его с Августом. Он сам не принимал деятельного участия в политической жизни. Л. был автором не сохранившихся диалогов историко-философского содержания и тоже не сохранившегося риторического произведения, которому придал форму письма к сыну. Вероятно, он излагал в нем свое писательское кредо: в качестве образцов совершенного стиля он называл из греческих авторов Демосфена, а из римских - Цицерона. После 27 г. до н. э. начал работать над историей Рима: История Рима от основания города (Ab urbe condita libri) в 142 книгах. Это произведение обхватывает историю Рима с легендарных времен до современной автору эпохи, до смерти Друза, пасынка Августа, то есть до 9 г. н. э. Можно предположить, что Л. не окончил своей работы, поскольку смерть Друза не является рубежом в истории Рима. Сохранилось полностью 35 книг: кн. I-X, или первая декада, которая описывает историю Рима с самого начала до 293 г. до н. э., то есть до III Самнийской войны, кн. XXI-XLV, третья, четвертая и половина пятой декады, охватывающие римскую историю от 218 до 167 гг. до н. э., то есть от начала II Пунической войны до конца III Македонской войны. Сохранились также фрагменты кн. XCI, описывающие войну с Серторием, и фрагменты кн. CXX с описанием смерти Цицерона. Л. трудился над своим произведением на протяжении сорока лет, поэтому трудно установить даты написания отдельных его частей. Однако есть определенные основания предполагать, что первые книги были созданы между 27 и 25 гг. до н. э., что кн. IX была написана до 20 г. до н. э., а последние книги - только после смерти Августа, то есть после 14 г. н. э. На этом автор, возможно, хотел завершить свою историю, но умер, не доведя дело до конца. Существующее разделение Истории на вышеперечисленные декады (как и на пентады) относится, предположительно, к IV в. н. э. Столь объемное произведение подвергало испытанию терпение читателя, поэтому быстро начали создаваться его краткие пересказы. Значительнейшими из сохранившихся пересказов являются так называемые Периохии (Periochae, возможно, IV в. н. э.), в которых последовательно излагались все книги (утрачены периохии к кн. CXXXVI и CXXXVII). В своем произведении Л. опирался на более ранних писателей, особенно младших анналистов: Луция Элия Туберона, Гая Лициния Мацера и Валерия из Анция (в основном в первой декаде), а также на Фабия Пиктора, Кальпурния Пизона, Клавдия Квадригария и Полибия. Достоверность фактов, изложенных Л., варьируется в зависимости от источников, по отношению к которым он не всегда был достаточно критичен. Верный традиции всей античной историографии, Л. воспринимал свой труд прежде всего как литературное произведение с явственно выраженными патриотическими тенденциями. Главной его целью было описание величия древнего Рима, чтобы ярче показать его упадок. Он пытался найти в минувших веках образцы для подражания, а также людей и ситуации, благодаря которым Рим обрел свою мощь; упускал из виду далеко идущие последствия римской империалистической политики, гражданских войн, крупных общественных переворотов. Зато он верил в нравственные ценности и именно в них видел залог возрождения Рима. Со своим произведением он, таким образом, примкнул к общим стремлениям, вдохновлявшим эпоху Августа. Ибо Август желал оздоровить римское общество, деморализованное долгими гражданскими войнами предшествующих эпох, и для достижения этой цели годились самые разнообразные средства, среди прочего и литература. Все это должно было привести Л. к идеализации римского прошлого. Главным героем его произведения стал populus Romanus (римский народ). Общественно-политическую борьбу между патрициями и плебеями Л. описал с точки зрения аристократа. Он воспринимал римскую историю изолированно от истории других народов, особенно италийских племен, что является несомненным недостатком этого сочинения. Исповедуя взгляды стоиков, Л. верил в продигии, то есть чудесные явления, и в фатум. В истории его прежде всего интересовали выдающиеся единицы. Он характеризовал своих героев через их действия, но чаще - через их речи. Эти речи Л. отделывал чрезвычайно тщательно, и их прекрасная форма является исключительно его заслугой. В сохранившихся книгах мы находим около 40 речей. Талант повествователя Л. и его умение драматически представить события позволили ему создать полный жизни образ прошлого, хотя бы и не всегда согласующийся с историческими документами. Стиль Л. является примером великолепной прозы, приближающейся к уровню Цицерона; присутствуют также черты поэтического стиля.. Хронологически он представляет собой промежуточный этап между классическим стилем и так называемой латынью серебряного века Империи. Л. быстро добился славы. С уважением говорят о нем такие писатели, как Сенека Старший, Сенека Философ, Квинтиллиан и Тацит. Произведение Л. использовали Валерий Максим, Анней Флор, Лукан и Силий Италик.

М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань» , 1998

Смотреть что такое "Ливий" в других словарях:

    Я, муж.Отч.: Ливиевич, Ливиевна.Производные: Лива.Происхождение: (Римск. родовое имя Livius. От греч. Libye Ливия.) Словарь личных имён. Ливий я, м. Отч.: Ливиевич, Ливиевна. Производные: Лива. [Римск. родовое имя Livius. От греч. Libyē Ливия.]… … Словарь личных имен

    Тит (Titus Livius) (59 до нашей эры 17 нашей эры), римский историк, автор Римской истории от основания города (142 книги; сохранились 35 события до 293 до нашей эры и 218 168 до нашей эры) … Современная энциклопедия

    Тит (Livius, Т.). Римский историк, род. в 59 г. до Р.Х. Он написал знаменитую римскую историю с древнейших времен до 9 г. до Р.Х. в 142 книгах, из которых до нас дошло только 35. Сочинение это более замечательно своим художественным языком, чем … Энциклопедия мифологии

    ЛИВИЙ Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    ЛИВИЙ - Тит (59 до н. Э. 17 н. э.) Римский историк эпохи принципата Августа. Родился в Патавии (совр. Падуя), жил в Риме. Всю жизнь посвятил работе над своей «Историей» – изложением мировой истории «от основания Рима». Из 142 книг «Истории» до нас… … Список древнегреческих имен

    Тит (Titus Livius) (59 до н. э., Патавиум, 17 н. э., там же), древнеримский историк. Жил и работал в Риме, пользовался покровительством императора Августа. Автор «Римской истории от основания города», в которой погодно изложена вся… … Большая советская энциклопедия

    Тит (Titus Livius) (59 до н. э. 17 н. э.) др. римский историк. Уроженец Патавиума (совр. Падуя). Изучал риторику и философию. В нач. 30 х гг. 1 в. до н. э. приступил к работе над Римской историей от основания города (Ab urbe condita libri), к… … Советская историческая энциклопедия

    - (livius) Тит (59 до н. э., Патавий, ныне Падуя – 17 н. э., там же), римский писатель, историк, автор «Римской истории от основания города». Из 142 книг этого сочинения (доведено до описания современных Ливию событий, работу над «Историей»… … Литературная энциклопедия

    - (Titus Livius) первоклассный римский историк; род. в 59 г. до Р. Х. (695 г. от основания Рима) в Падуе (Patavium), где и получил обычное тогда риторическое образование; затем поселился в Риме. Любимым его занятием была история; но он оставил… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - … Википедия

Книги

  • Вторая Пуническая война Избр. места из кн. XXII-XXX , Ливий. Вторая Пуническая война: Избр. места из кн. XXII-XXX: С введ., словарем собств. имен, объяснит. примеч., планами сражений и карт. Ч. 2. Комментарий (Введение и объяснительныепримечания)B…