Сочинения

Памятник хрущеву на новодевичьем кладбище. Какие тайны хранит новодевичье кладбище. Награды и память

НА СНИМКЕ: Памятник Н.С. Хрущеву на Новодевичьем кладбище. Работа скульптора Эрнста Неизвестного.

Несмотря на события в Манеже, несмотря на последующую травлю, невозможность полноценной работы, Эрнст Неизвестный не испытывал враждебных чувств к Н.С. Хрущёву, более того, питал к нему уважение, видел в нём незаурядную личность. Поэтому он без разговоров взялся изготовить надгробие. Над памятником он работал 4 года. При этом вокруг памятника шла постоянная возня, инспирируемая некоторыми членами Политбюро. Тем не менее, памятник был изготовлен и установлен на могиле Хрущёва на Новодевичьем кладбище. В сентябре 1975 года там даже стихийно прошло его открытие. Правда, после этого Новодевичье кладбище закрыли «на ремонт», который продолжался 10 лет.

Вся «эпопея» с изготовлением и установкой памятника красочно описана в воспоминаниях сына Н.С. Хрущева Сергея Никитовича (глава VI. Памятник: http://www.bibliotekar.ru/polk-22/7.htm.

Об идее, заложенной в памятнике, мы знаем, прежде всего, из слов самого скульптора, приведенных в Воспоминаниях С.Н. Хрущёва:

В основе самой жизни в философском смысле лежит противоборство двух начал, - привычно вещал Неизвестный, - светлого - прогрессивного, динамичного, и темного - реакционного, статичного. Одно стремится вперед, другое тянет назад. Эта основная идея развития бытия очень хорошо подходит к образу Никиты Сергеевича. Он начал выводить нашу страну из мрака, разоблачил сталинские преступления. Перед всеми нами забрезжил рассвет, обещавший скорый восход солнца. Свет стал разгонять тьму.

Такой подход позволит лучше понять основные идеи надгробия. Главный компонент - белый мрамор, его динамичная форма наступает на черный гранит. Тьма сопротивляется, борется, не сдает свои позиции, в том числе и внутри самого человека. Не зря голова поставлена на белую подставку, но сзади сохраняется черный фон. В верхнем углу на белом - символическое изображение солнца. Вниз от него протянулись лучи. Они разгоняют тьму. Голова цвета старого золота на белом не только хорошо смотрится, но это и символ – так римляне увековечивали своих героев. Все покоится на прочном основании бронзовой плиты. Ее не сдвинуть. Не повернуть вспять начавшийся процесс.

В плите слева, если смотреть от стелы, отверстие в форме сердца. Там должны расти красные цветы, олицетворяющие горение, самопожертвование. Тут же надпись "Хрущев Никита Сергеевич", с другой стороны даты рождения и смерти. И ничего больше, никаких пояснений. Все должно быть лаконично и величественно. Помните надпись на могиле Суворова: "Здесь лежит Суворов". И все. Никаких полководцев, фельдмаршалов, орденов.

Впервые Эрнст Иосифович так подробно объяснял свой замысел посторонним. Обычно он ограничивался общими словами о добре и зле, жизни и смерти. Позже, в трудные времена, он оправдывался: "Ты привел своих друзей. Я думал, можно говорить все".

И ещё одна цитата:

И по сей день вокруг памятника много споров: одним он нравится, их большинство; другие активно против. Но главное - никто не остается равнодушным. Мы добились цели - на могиле незаурядного человека встал столь же незаурядный монумент. Многие заходят сбоку в поисках авторской подписи.
Далеко не все слышали его фамилию. Иногда возникает недоумение:

Другие поясняют:

Это фамилия - Неизвестный. Он знаменит во всем мире.

Больше всего вопросов вызывает сочетание белого и черного. Когда меня спрашивают, я, как правило, не пересказываю замысел автора.

Каждое настоящее художественное произведение живет своей жизнью, и вы видите в нем себя, оно отражает ваши мысли, - говорю я как заправский искусствовед. - Думайте и смотрите.

Мнений много: добро и зло, жизнь и смерть, реже - удачи и неудачи в судьбе Хрущева.

А одна женщина объясняла:

Белое - это хорошие дела, черное - плохие.

Что ж, каждый из них по-своему прав.

Много разговоров вызвал портрет. Замысел автора остался непонятным большинству. "Голова как отрубленная", - говорят многие.

Не получил одобрения у первых посетителей и цвет старого золота. Впрочем, это уже прошлое. Время распорядилось цветом. Сейчас голова почти черная, а плита сероватая.

История столичных кладбищ насчитывает сотни тайн и легенд. Перезахоронения, при которых исчезали головы покойников, зашифрованные надписи на памятниках, скандинавские метки и пуленепробиваемые колпаки для надгробий...

Сетевое издание m24.ru запускает новый проект, в рамках которого вы узнаете об истории, легендах и современном состоянии столичных кладбищ. В первом материале мы расскажем о Новодевичьем кладбище, где недавно отреставрировали 57 надгробных памятников известным деятелям искусства, науки и техники.

На Новодевичьем кладбище нашли последний приют Гоголь и Чехов, Станиславский и Вахтангов, Шостакович и Прокофьев. Здесь похоронены Ельцин, Хрущев, супруга Сталина Надежда Аллилуева и даже глава компартии Китая Ван Мин.

Захоронения на территории Новодевичьего монастыря возникли еще в XVI веке. К началу XX века свободного места в монастырском некрополе практически не осталось, и могилы начали появляться у южной стены монастыря.

Территория Новодевичьего кладбища неоднократно расширялась. Общая площадь всех участков сейчас составляет более 7,5 гектара. На кладбище, территория которого подразделяется на старую, новую и новейшую, захоронено около 26 тысяч человек. На монастырской же территории уцелели захоронения преимущественно декабристов и героев войны 1812 года, а также известных профессоров и общественных деятелей.

Чеховская метка

Тело скончавшегося в Германии от туберкулеза Антона Чехова перевезли в Москву в вагоне, предназначенном для транспортировки устриц. Писатель похоронен рядом с могилой собственного отца. У подножия памятника сохранилась скандинавская метка — древнее графическое изображение христианского креста.


Камень "Голгофа"

Надгробием на могиле Михаила Булгакова служит камень "Голгофа" (он был назван так благодаря форме, напоминающей гору, где был распят Иисус Христос) с места прежнего захоронения Николая Гоголя в Даниловом монастыре. Этот ноздреватый черноморский гранит, согласно легенде, был привезен Константином Аксаковым из Крыма. Вдова Булгакова Елена Сергеевна обнаружила "Голгофу", по одной версии, в мастерских Новодевичьего кладбища, по другой - в яме, куда мастера сбрасывали отходы производства.

Поскольку Булгаков считал Гоголя своим учителем и даже искал вдохновения у его памятника в Москве, сомнений насчет судьбы камня не оставалось: его выкупили и установили на могиле автора "Мастера и Маргариты".


Фото: m24.ru/Александр Авилов

Четыре ноты

На надгробии композитора Дмитрия Шостаковича изображены четыре ноты: ре, ми-бемоль, до и си. Если записать их латинскими обозначениями, то получится DSCH - инициалы композитора. Тема из этих четырех нот считается его визитной карточкой.


Фото: m24.ru/Александр Авилов

Похороненная дважды

Считается, что у Марии Ермоловой две могилы. Изначально актриса была похоронена на территории храма в бывшем селе Владыкино. Незадолго до войны прах Ермоловой был перенесен на Новодевичье кладбище, однако никаких документов, подтверждающих это, не сохранилось.


Фото: m24.ru/Александр Авилов

Посмертный диалог

Автор "Рабочего и колхозницы" Вера Мухина и ее супруг хирург Замков похоронены на старой территории кладбища. На памятнике Замкова сделана надпись: "Я отдал людям все", а на памятнике Мухиной, которая скончалась через 11 лет после смерти мужа, — "…И я тоже".


Фото: m24.ru/Александр Авилов

Кстати, Мухина считала своим лучшим творением не "Рабочего и колхозницу", а мемориальную скульптуру в виде умирающего лебедя, сделанную для могилы оперного певца Леонида Собинова . Он также похоронен на Новодевичьем кладбище.


Фото: m24.ru/Александр Авилов

Лидер китайских коммунистов

Новодевичье кладбище — одна из самых популярных достопримечательностей среди китайских туристов. Все потому, что здесь похоронен один из бывших лидеров Коммунистической партии Китая Ван Мин, попавший в опалу после образования КНР и проведший последние годы жизни в СССР.


Фото: m24.ru/Александр Авилов

Гоголь без головы

При перезахоронении Николая Гоголя, изначально погребенного в Даниловом монастыре, эксперты обнаружили, что череп автора "Мертвых душ" отсутствует. Кроме того, голова и тело писателя были повернуты набок. После этого поползли слухи, что Гоголя похоронили живым во время летаргического сна.


Фото: m24.ru/Александр Авилов

Галина Уланова

Галина Уланова производила на людей впечатление незащищенной и трогательно слабой женщины, однако имела чрезвычайно стойкий характер. Высеченная на грубом белом камне хрупкая фигура великой балерины отражает этот контраст.


Юрий Никулин

Юрий Никулин на памятнике изображен в возрасте чуть старше 40 лет - таким, каким его запомнили и полюбили поклонники. В композиции памятника запечатлена любимица Никулина — собака породы ризеншнауцер, которую артист привез из-за рубежа.


Борис Ельцин

Борис Ельцин был предан земле на центральной аллее Новодевичьего кладбища. Могила первого российского президента расположена так, что она не соседствует с другими захоронениями.


Константин Станиславский

Памятник Константину Станиславскому создал известный скульптор Салават Щербаков. Надгробие представляет собой монумент с белоснежным крестом, под которым изображены легендарная МХАТовская "чайка" и ниспадающие портьеры.


Евгений Вахтангов

Евгений Вахтангов умер от рака желудка в возрасте 39 лет. Абстрактная фигура в плаще без лица под капюшоном - так представил знаменитого театрального деятеля скульптор Олег Комов.

Надежда Аллилуева

В середине 70-х годов вандалы сбросили памятник супруги Сталина Надежды Аллилуевой с постамента, после чего с него исчезли две чугунные розы. У самого памятника был отколот нос. После реставрации бюст поместили в пластиковый куб, про "пуленепробиваемость" которого ходили легенды.


Владимир Маяковский

Первоначально прах погибшего при загадочных обстоятельствах Владимира Маяковского находился в колумбарии Нового Донского кладбища. Позже в результате настойчивых действий Лили Брик и старшей сестры поэта Людмилы урна с прахом Маяковского была перенесена и захоронена на Новодевичьем кладбище.


Василий Шукшин

Памятник Василию Шукшину скульпторы выполнили в виде куба и проходящей сквозь него стрелы без наконечника — символ оборвавшейся жизни. Сначала писателя и кинорежиссера хотели похоронить на родине в Сибири, однако целая плеяда известных людей настояла на том, что тело Шукшина должно покоиться на Новодевичьем кладбище.


Зоя Космодемьянская

Прах Зои Космодемьянской был перенесен на Новодевичье кладбище в мае 1942 года. Нынешний памятник, в отличие от своего советского идеологически выдержанного "предшественника", отражает трагичность судьбы первой женщины-героя Советского Союза военных лет и боль, которую ей пришлось пережить.


Владимир Вернадский

Первоначально в качестве эпитафии для памятника академику Владимиру Вернадскому планировалось использовать его цитату: "Ничего в мире нет сильнее свободной научной мысли". Однако это высказывание не получило одобрение советской цензуры и было заменено на более "политкорректное".


Юрий Левитан

За время Великой Отечественной войны Юрий Левитан озвучил около 2 тысяч сводок Совинформбюро и свыше 120 экстренных сообщений. На памятнике главный диктор СССР изображен говорящим, рядом с ним неизменный спутник - микрофон.


Вячеслав Тихонов

Долгожданный памятник Вячеславу Тихонову открыли под сопровождение мелодии из фильма "Семнадцать мгновений весны". Бронзовая фигура "Штирлица", отлитая в Италии, возвышается на фоне барельефа по мотивам евангельского сюжета "Поклонение волхвов".


Автор памятника Никите Хрущеву— скульптор Эрнст Неизвестный, один из участников "разгромленной" генсеком выставки молодых московских художников в 1962 году. При помощи черно-белого цвета и ломаных линий скульптор хотел подчеркнуть сложность и неоднозначность натуры Хрущева.


Андрей Туполев

Легко узнать памятник выдающемуся советскому авиаконструктору Андрею Туполеву. На нем изображено дело всей жизни инженера - самолет и три звезды Героя социалистического труда. На машинах, созданных Туполевым, установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов.

Раиса Горбачёва

Михаил Горбачев настоял на том, чтобы его супругу похоронили на месте бывшего цветника напротив колумбария. Говорят, что сначала родственники погребенных в стене были против уничтожения клумбы, однако увидев работу архитектора Фридриха Согояна, изобразившего "первую леди" СССР молодой и печальной, - согласились.



Содержание:
    Введение 2
    О создании 3-5
    Чёрное и белое Хрущёва 6-10
    Памятник Хрущёву 11-13
    Заключение 14
    Список использованных источников 15

1.Введение
Прошло несколько лет после смерти Н. С. Хрущёва, и в августе 1975 года после долгих проволочек был открыт памятник на его могиле. Его автором стал Эрнст Иосифович Неизвестный, которого беспощадно осуждал и высмеивал 13 лет назад Хрущев. Произведение Неизвестного стало самым значительным произведением скульптуры, которое было посвящено бывшему руководителю СССР.

2.О создании
Новодевичье кладбище – главный Некрополь столицы. Здесь похоронены люди, оставившие заметный след в истории России. Многие установленные здесь памятники можно без преувеличения назвать шедеврами мемориальной скульптуры.
К их числу несомненно принадлежит легендарный надгробный памятник Никиты Сергеевича Хрущёва работы знаменитого скульптора Эрнста Неизвестного. Историю создания этого монумента по праву можно назвать «историей» с большой буквы - так сложно и противоречиво переплелись в ней человеческие судьбы и реальные события недавнего прошлого.
Известны примеры, когда исполнение надгробия поручали художнику, имевшему какую- то личную связь с усопшим. Вспомним, хотя бы, «Гробницу Лоренцо Медичи» во Флоренции - мраморный шедевр Микеланджело, созданный им в знак личной благодарности великому покровителю искусств. Но взаимоотношения Никиты Хрущёва и Эрнста Неизвестного по своей драматичности достойны пера писателя-романиста.
Никита Хрущёв один из самых ярких и противоречивых исторических деятелей советской эпохи. Верный ученик товарища Сталина, один из многих, но, отнюдь, не рядовой «винтик» кровавой сталинской мясорубки - именно Хрущёв «вбил» первый гвоздь в крышку гроба тирана, выступив на 20-ом съезде КПСС с секретным докладом «О культе личности». Он освободил из лагерей тех, кто уцелел и дал ход процессу реабилитации невинных жертв. Развернув строительство жилья, он дал возможность тысячам горожан переехать из подвалов и бараков с собственные квартиры. В то же время миллионы нищих, бесправных и «беспаспортных» крестьян едва ли поминали Никиту Сергеевича добрым словом.
Хрущёв положил начало частичной либерализации общества, вошедшей в историю под названием хрущёвской «оттепели». Но, как часто бывает в истории, он же и положил ей конец.
Отправной точкой этого движения «вспять» стала скандально известная выставка «30-летия МОСХ» 1962 года, где впервые пересеклись жизненные пути Хрущёва и Неизвестного. Наряду с основной экспозицией, демонстрировавшей полную и окончательную победу социалистического реализма, публике были впервые показаны работы группы молодых художников-экспериментаторов, одной из ключевых фигур этой группы был скульптор Эрнст Неизвестный.
Боевой офицер, кавалер Ордена Красной Звезды, воевавший в составе воздушно-десантных войск 2-го Украинского фронта, Неизвестный был одним из лидеров поколения художников, не считавших соцреализм единственным методом искусства.
Трудно сказать, был ли скандал на выставке спонтанной реакцией эксцентричного Председателя Совета Министров или он был частью хитрого плана интриганов из Политбюро и Союза Художников. Но, так или иначе, Хрущёв, трижды обойдя экспозицию авангардистов, постепенно пришел в неистовый гнев и ярость. Задавая художникам издевательские вопросы и всё сильнее распаляясь, он завершил свой монолог истерическим криком - «Запретить, всё запретить! Такое искусство не нужно Советскому народу!!! Что вы все пидерасты, что ли?» Эрнст Неизвестный был одним из тех, кто смело, не теряя достоинства, пытался урезонить разбушевавшегося партийного лидера.
Через девять лет после описанных событий, смещенный со всех постов и преданный соратниками, Хрущёв умер. Семья покойного обратилась к Эрнсту Неизвестному с неожиданным для него предложением сделать надгробный памятник своему противнику. К тому времени у скульптора был немалый опыт создания ритуальных изваяний. Он был автором надгробий Лауреата Нобелевской премии, физика Льва Ландау, поэта Михаила Светлова. Сын Н.С.Хрущёва Сергей свидетельствует, что философская идея памятника возникла у скульптора сразу. Уже во время первой встречи Неизвестный стал рисовать на листе бумаги конструкцию из двух каменных глыб черного и белого цвета, опиравшуюся на мощную горизонтальную бронзовую плиту. Предложенная скульптором художественная метафора, была проста, выразительна и в высшей степени приложима к личности Хрущёва: единство и борьба противоположностей, противоборство добра и зла, живого и мёртвого, света и тьмы.
В качестве материала были выбраны два вида природного камня – белый мрамор и черный гранит. По замыслу автора белая мраморная глыба как бы врезается в глыбу черного гранита своими геометрическими гранями, образуя в центре этой композиции нишу для портрета. Портрет – это не традиционный для ритуальной скульптуры бюст, а то, что на бытовом языке мы бы назвали «голова». «Голову» предполагалось отлить из бронзы и технологически обработать под цвет «старого» золота.
Со слов Сергея Хрущёва, неожиданные трудности возникли при выборе камня нужного размера. По замыслу автора высота памятника должна была равняться двум с половиной метрам. Согласно технологии того времени, камни такого большого размера добывались при помощи взрывных работ. При этом в монолите могли появляться незаметные для глаз микротрещины. Обнаружить этот дефект можно было только после того, как камень будет окончательно отшлифован и отполирован.
Обсудив эту проблему с профессионалами и специалистами по обработке натурального камня, скульптор принял решение составлять мраморную и гранитную часть надгробия из трёх камней стандартного размера. Эти блоки высотой 90 см и шириной 60 см выпиливали из горной породы с помощью с пециальных машин, что исключало возможность возникновения микротрещин.
Немалые трудности пришлось преодолеть при получении разрешительных документов от различных партийных и художественных властей. Негласное мнение начальства было настроено против проекта надгробия, предложенного Эрнстом Неизвестным. Партийные товарищи считали его слишком радикальным, смелым и необычным. Было выдвинуто несколько альтернативных предложений. Например, сохранить общую композицию, но использовать стандартный серый гранит. Другие предлагали совсем изменить форму памятника и использовать красный порфир, символизировавший революционные заслуги Хрущёва. Третьи склонялись к привычному варианту гранитной стелы, увенчанной бюстом, как у Кремлёвской стены.

3.Чёрное и белое Хрущёва

В оригинальной и философской композиции памятника Хрущеву, созданном Э.Неизвестным, можно увидеть чёткие границы между чёрным и белым. Однако в жизни каждого человека на Земле, а тем более в жизни личностей, вошедших в мировую историю и находившихся на вершине власти - чёрное и белое не только может не имеет видимых границ, но часто обладает изрядной дуальностью, когда со временем и в сравнении с иными делами и событиями, чёрное может оказаться если не белым, то далеко и не чёрным. Или, наоборот.

Это утверждение касается и личности Н.С. Хрущёва. Родившись в крестьянской семье села Калиновка Курской области в 1894 году, Хрущев с раннего детства познал тяжесть подневольного труда и "прелести" жизни при царском самодержавии. Зимой посещал школу и обучился грамоте, летом работал пастухом. В 1908-ом, переехав с семьей на Успенский рудник около Юзовки, в 15 лет стал учеником слесаря на заводе, потом работал слесарем на шахте, и как шахтер не был взят на фронт в 1914.

Это после 1991 года, ставшего годом распада и гибели СССР, гражданам России много рассказывали о "чёрном" режима большевиков и коммунистов, и о "белом" и "пухнастом" времени царского самодержавия. Мол, вплоть до 1913 года россияне жили как у бога за пазухой - столыпинские реформы "завалили" россиян всеми видами продовольствия, а стремительно развивающий капитализм "поднял" российскую индустрию чуть ли не в ровень с индустрией Западной Европы.

Семья Никиты Хрущева, увы, не ощущала на себе "белого" ни от столыпинских реформ в крестьянской жизни Курской губернии, ни от стремительной индустриализации Донбасса. Членам семьи юному Никите приходилось работать, работать и работать, чтобы выжить даже чисто физиологически.

После Октябрьской революции Хрущев был избран председателем местного профсоюза металлистов горнорудной промышленности. В 1918 вступил в РКП(б). После оккупации Украины немцами Хрущев работал в ревкоме в Курской губернии, с весны 1918-го находился на политработе в РККА, проявив себя храбрым и умелым комиссаром. После гражданской войны Хрущев вернулся в Донбасс. В 1920 стал политическим руководителем, заместителем управляющего Рученковского рудника. В 1921 поступил на рабфак Донтехникума, но не окончил учебы, т.к. был назначен вторым секретарем райкома партии и стал быстро делать партийную карьеру.

В 1929-ом Хрущёв был направлен на учебу в Промышленную академию, готовившую кадры партийно- промышленного руководства. В Промакадемии вместе с ним училась и жена И.В. Сталина - Н.Аллилуева, которая и обратила внимание мужа на энергичного и перспективного члена партии. Во время учебы этот член партии активно выступал против "правого уклона", возглавил "правоверных коммунистов" и в 1930 был избран секретарем парткома академии.

В 1931 по рекомендации Л.М. Кагановича Хрущев был избран первым секретарем Баума нского, затем Краснопресненского райкома Москвы. В 1932 стал вторым секретарем Московского горкома партии. В 1935 был назначен первым секретарем Московского обкома партии. Свой первый орден Ленина Хрущёв получил за значительный вклад в строительство Московского метро.

К "чёрным" делам Хрущёва можно отнести его подписи под расстрельными спис ками как в Москве, так и в Украине. Под руководством Хрущева в Москве прошли невиданные аресты руководящего звена парторганизации, при этом сам Хрущев санкционировал все действия органов НКВД, призывая при этом еще и еще усилить "бдительность". В речи на Московской партконференции 23.5.1937 заявил: "Рабочий класс и все трудящиеся нашей страны добились великих побед социализма благодаря мудрости, благодаря зоркости, неиссякаемой энергии великого продолжателя дела Ленина, вождя народов СССР, друга трудящихся всего мира - товарища Сталина!.. Однако нельзя успокаиваться - враг еще не добит окончательно". Хрущев контролирует ход арестов и требует, чтобы цифры были впечатляющими. По свидетельству старожилов Московского управления НКВД, в 1937 году он ежедневно звонил и спрашивал, как идут аресты.

Москва - столица, - напоминал Никита Сергеевич. - Ей негоже
отставать от Калуги или Рязани.

Как член военного совета Киевского особого военного округа Хрущев причастен к репрессиям командного состава округа, принимал участие в приготовлениях по захвату Западной Украины и Западной Белоруссии. Во время Великой Отечественной войны он был косвенно причастен к тяжелейшему поражению РККА под Харьковом. После смерти И. В. Сталина Хрущев был секретарем ЦК, возглавлял комиссию по организации похорон диктатора и несет ответственность за трагическую гибель людей в давке, происшедшей в 1-й день прощания с покойным у Дома Союзов.

При фактической власти триумвирата - Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Хрущев - последний, пользуясь поддержкой Н.А. Булганина и Г.К. Жукова, организовал арест Л.П. Берии, смог оттеснить Г. М. Маленкова и в сентябре 1953-го стал первым секретарем ЦК КПСС. Однако, вскоре, в знак "благодарности", избавился и от Булганина, и от Жукова.

В 1956 на закрытом заседании XX съезда КПСС Хрущев выступил с докладом "О культе личности и его последствиях". В этом докладе, однако, не была предпринята попытка анализа системы, сделавшей возможным кровавый сталинский деспотизм. Более того, спустя некоторое время сам Хрущев стал пренебрегать методами коллегиального руководства страной, стал поощрять развитие и укрепление собственного культа личности.

После хорошего урожая на целинных землях в 1956, давшего половину собранного в стране зерна, Хрущев встал на путь авантюристических административных экономических реформ и кампаний, направленных на получение быстрых и существенных результатов. В 1957 им был выдвинут лозунг "Догнать и перегнать Америку в производстве мяса и молочных продуктов в два-три года", не имевший никаких реальных предпосылок для его выполнения и закончившийся полным провалом. Потерпела неудачу программа принудительного выращивания кукурузы, внедрявшаяся в районах, заведомо для этого непригодных. Укрупнение колхозов и выкуп ими техники ликвидированных машинно-тракторных станций привели к сокращению с.-х. техники и оказали пагубное влияние на сельское хозяйство страны. Тяжело ударили по благосостоянию колхозников борьба с приусадебными хозяйствами и ограничения на продажу кормов для личного скота. Не оправдало себя решение о создании Советов народного хозяйства (совнархозов) на местах для руководства экономикой вместо министерств. ..

В 1962 было объявлено о повышении цен на мясо на 30 процентов, а на масло на 25 процентов. Эта "временная мера" объяснялась необходимостью сократить "ножницы" между закупочными и розничными ценами. Хамское отношение местных властей к людям в сочетании с понижением жизненного уровня вызвали забастовки и массовые мирные демонстраций рабочих и студентов, против которых были применены войска, расстрелявшие десятки людей. Наказали не убийц, а жертв - участников событий, над которыми были устроены показательные процессы, завершившиеся смертными приговорами. В 1963 в результате неурожая и отсутствия резервов в стране СССР закупил около 13 млн. т хлеба за границей. Открыто высказывавшееся в очередях недовольство тем, что Россия из экспортера хлеба превратилась в его импортера, не было уменьшен
и т.д.................

Никита Сергеевич Хрущев был самым спорным политиком Советского Союза. Его политическая деятельность при Сталине не отличалась своей жестокостью от деятельности обожаемого им лидера. Однако действия Хрущева после смерти вождя и развенчание его культа были приняты обществом двояко.

Всю свою жизнь Хрущев боролся со сталинизмом его же методами, снял "железный" занавес и сам же раскритиковал увиденное. Яркая политическая карьера обернулась семью годами заточения. Даже могила Хрущева - не в стене Кремля, как у всех знаковых политических лидеров, а на Новодевичьем кладбище.

Биография Хрущева

Никита Сергеевич Хрущев родился в бедной семье крестьянина. С детства он работал, сначала простым шахтером на Донбассе, потом слесарем, позже заместителем директора завода. Его трудоспособность, жизнелюбие и активная жизненная позиция не остались незамеченными.

Он достаточно поздно пришел к власти, в 35 лет поехал учиться в Промышленную академию в Москве. Амбициозный простой мужик понравился вождю народов, дружба с женой Сталина, Надеждой, стала неким политическим лифтом для него. Хрущев был верным коммунистом, с безоговорочной решимостью шел на все, что предлагала в те годы политика Сталина.

В роли простого советского трудяги он неожиданно для всех оказался совсем близко к безграничной власти. После смерти Сталина он также неожиданно для всех стал новым лидером Страны Советов. Глупый Хрущев оказался сильным политическим противником, смелым манипулятором и хитрым политиком.

Противоречивая личность

Политика нового председателя партии была противоречивой. Он пытался построить коммунизм, но не коммунистическими методами. Освободил репрессированных, но продолжал арестовывать невиновных. Он боролся за сельское хозяйство, сажая кукурузу в непригодных для выращивания местах. Пытался обеспечить все население квартирами, затеяв масштабную стройку, но не рассчитал финансовых затрат на качество этих квартир. Ввязался в борьбу с Америкой, признавая ее силу. Он построил "Берлинскую стену", а в политике рушил стены между Россией и Западом. Презирал капиталистов и стремился дать своему народу возможность жить, как они. Он был злым и милосердным, шутом и хитрым манипулятором. Никто не воспринимал его всерьез, а он взял и на 11 лет стал безграничным лидером огромной страны.

Надгробие над могилой Н.С. Хрущева очень точно выражает эту противоречивую натуру своего обладателя.

Похороны

Как и его жизнь после правления, была окутана тайной. Он умер 11 сентября 1971 года в Кунцевской больнице. Через два дня его тайно похоронят на Новодевичьем кладбище. Могила Хрущева будет окружена солдатами, не пропускающими никого "лишнего" проститься с бывшим лидером. Ни одного официального лица не будет на похоронах, только родственники и близкие друзья. Не будет также митинга в Москве, которым прежде были удостоены все советские и партийные лидеры. Небольшой некролог в газете, без фотографии и лишних слов, без подписей членов политбюро мало кто заметит.

Могила Хрущева

Похоронили бывшего лидера Советского Союза на Новодевичьем кладбище по указу Брежнева. Организацию похорон взяла на себя специальная комиссия в Кремле. Несмотря на то что смерть и похороны бывшего генсека старались не афишировать, а кладбище было оцеплено солдатами, было немало желающих попасть на мероприятие.

Могила Хрущева была не раз осквернена. Было много противников его политических решений. После кладбище сделали закрытым. Тогда на могилу Хрущева несли цветы бывшие жертвы сталинских репрессий, которых он освободил, как только получил высокий пост. Никогда не забудут о нем и его многочисленные родственники. У Никиты Сергеевича осталось четверо детей.

Памятник Э. Неизвестного

Памятник на могиле Хрущева был установлен только в 1975 году. Хотя эскиз мемориала по просьбе сына был сделан советским скульптором Эрнстом Неизвестным значительно раньше. Власти не разрешали его установить. И только после многочисленных просьб и звонков высокопоставленным лицам родственникам наконец удалось добиться разрешения на его возведение.

Сам памятник выполнен из двух мраморных плит нестандартной формы. Плиты из белого и черного мрамора на могиле Хрущева стоят напротив друг друга. Они олицетворяют черное сталинское время и светлое будущей хрущевской оттепели. Но композицию можно также рассмотреть как две стороны противоречивой личности Никиты Сергеевича. В центре на нас смотрит добродушная бронзовая голова Хрущева.

Рядом с могилой Хрущева находится также могила его сына, погибшего в годы Великой Отечественной войны.

Заключение

Никита Сергеевич Хрущев прожил долгую и в целом счастливую жизнь. Он прошел сложный политический путь и видел жизнь с разных сторон. Выросший в нищете и вкусивший все плоды безграничной власти, он остался верен своим идеалам и всегда пытался помочь простому русскому мужику. Переживая черное сталинское время, он верил, что сможет создать светлое коммунистическое будущее, где все люди будут сыты, на столе всегда будет вдоволь еды, а у каждой семьи будет свой собственный дом.

Памятник на могиле Н.С. Хрущева в полной мере отражает эти две стороны неоднозначного лидера. Э. Неизвестный, как никто, сумел разглядеть в буйном противнике современного авангарда самого настоящего новатора смелых идей. Когда-то в пух и прах разгромивший выставку Э. Неизвестного, Хрущев даже не предполагал, что именно тот сумеет навсегда так точно запечатлеть в мраморе и бронзе своего неоднозначного обидчика.

Расположенное неподалёку от станции метро «Спортивная» в Москве Новодевичье кладбище известно в первую очередь тем, что на его территории расположено множество могил знаменитостей. Именно из-за этого некрополь привлекает к себе внимание туристов и людей, интересующихся историческим прошлым России, личностями выдающихся людей.

История некрополя

Своё название кладбище получило в силу своей близости к Новодевичьему монастырю . Официальные документы о совершении здесь плановых погребений относятся к 1898 году, а его открытие состоялось в 1904 году. Расширение столицы и увеличение её населения неизбежно повлекло за собой увеличение территории кладбища. Официальные указы о включении в состав некрополя близлежащих территорий издавались дважды:

  • в 1949 году к югу от исконной территории было образовано так называемое Новое Новодевичье кладбище;
  • в конце 70-х гг. было принято решение о создании Новейшего Новодевичьего кладбища.

В результате этих расширений на данный момент территория некрополя составляет приблизительно 7,5 га, а похоронено тут свыше 26 тысяч человек. О важности Новодевичьего как культурного объекта свидетельствует постановление ЮНЕСКО о его внесении в список ста важнейших некрополей мира.

Первоначально на сопредельных с монастырём землях хоронили его почивших послушниц по распоряжению великого князя Московского Василия III. Со временем стали появляться могилы и рядовых москвичей. С середины XVII века в источниках появляются известия об отправлении на территории монастырского кладбища погребального обряда над покойными дочерьми царя Алексея Михайловича. До этого некрополем правящей династии являлся кремлёвский Архангельский собор. Захоронения представительниц царствующей династии вдали от главного некрополя объясняется двумя причинами:

Погребения членов правящий династии на Новодевичьем не сделали это кладбище местом для посмертного упокоения привилегированных персон. Некая тенденция к этому наблюдается со второй половины XIX века. Становится всё больше могил представителей интеллигенции и успешных купцов. Во многом благодаря этому и состоялись указы 1898 и 1904 гг., а территория кладбища была огорожена.

Революция 1917 года на некоторое время остановила процесс превращения Новодевичьего в

некрополь для избранных. С этого времени тут проводятся похороны рядовых москвичей. Но уже в 1922 году территория кладбища объявляется музеем. Проводятся реставрационные работы, а также для повышения привлекательности места разбивается большой сквер с живописными аллеями. Однако последнее привело к разрушению и повреждению старых могил.

Постановлением ВЦИК 1927 года территория кладбища была зарезервирована для захоронения лиц, занимавших высокое положение в обществе. Тогда же была произведена и реорганизация некрополя. Исторические захоронения были разделены на четыре сектора. Впоследствии к ним добавилось ещё четыре: на их территории можно обнаружить могилы только XX века.

В связи с повышением количества покойных, связанных с ростом населения Москвы, был открыт и поныне действующий колумбарий, где стоят урны с прахом покойных. На данный момент в колумбарии хранится свыше семи тысяч урн.

Как уже говорилось, особый статус кладбища связан с обилием здесь могил известных людей. Большинство из них отмечены памятниками, выполненными признанными скульпторами. Среди тех знаменитостей, кто похоронен на Новодевичьем кладбище, можно выделить несколько групп:

Памятник Ельцину

Пожалуй, наиболее известным захоронением является могила, фото которой прилагается ниже. Это могила первого избранного президента Российской Федерации - Бориса Николаевича Ельцина (умер 23 апреля 2007 года). Сначала на месте погребения был традиционный небольшой холм и деревянный православный крест. Позже, в качестве оценки заслуг Ельцина в становлении новой российской государственности, его могила была «укрыта» мраморным российским триколором.

Надгробие Н.С. Хрущёва

Памятник Хрущёву на Новодевичьем кладбище был выполнен скульптором-авангардистом Эрнстом Неизвестным. В ходы, когда Никита Сергеевич возглавлял Советский Союз, он подверг жёсткой критике выставку работ современного искусства. Фактически это означало запрет творить. Однако после отстранения от власти Хрущёв пересмотрел свои взгляды. Поэтому его сын Сергей лично обратился к Неизвестному с просьбой спроектировать для его отца памятник.

В своей работе скульптор символически выразил двойственность натуры бывшего генерального секретаря. Памятник представляет собой золотую голову Хрущёва, стоящего в белой мраморной нише на фоне чёрного гранита. Именно таким Никита Сергеевич запомнился обществу: неизменно желая блага своей стране, он допускал чудовищные ошибки, которые обошлись дорого экономике и внешней политике.

Надо заметить, что брежневские власти прохладно отнеслись к идее Неизвестного. Некоторые усмотрели в чёрном граните намёк на застой, охвативший страну в 70-х годах. С большим трудом семье покойного удалось добиться разрешения на установку памятника работы Неизвестного.

Не все знаменитые люди желали быть похороненными в престижном месте . Например, Василий Шукшин очень хотел, чтобы после смерти его отвезли в Сибирь, где он родился. На том же настаивала и его мать. Но значение Шукшина для советской культуры в глазах властей показалось более важным фактором в сравнении с последней волей покойного и желаниями его семьи.

Для министра внутренних дел Советского Союза Андрея Громыко могила на Новодевичьем оказалась своего рода понижением в статусе. Дело в том, что первоначально планировалось похоронить его тело у кремлёвской стены, как это делалось с наиболее видными политическими деятелями советской эпохи. Но ситуация изменилась, СССР вступил в полосу жестокого кризиса и разваливался на глазах. Погребение на территории Кремля утратило свою актуальность.

Председатель Правительства Российской Федерации в 1998-1999 гг. Евгений Максимович Примаков тоже был похоронен на Новодевичьем против своей воли. Он желал покоиться рядом со своей женой на Кунцевском кладбище, но указанием властей его желание было проигнорировано. Единственное, в чём соблюли его последнюю волю, стало выгравированное на памятнике из серого гранита стихотворение: «Я твёрдо всё решил: быть до конца в упряжке, пока не выдохнусь, пока не упаду. И если станет нестерпимо тяжко, то и тогда с дороги не сойду». Его написал сам Евгений Максимович .

Памятник как символ

Большая часть надгробий Новодевичьего отражает профессиональную сторону деятельности похороненных там людей. Например, генерал Лебедь навеки запечатлён в своём кителе, украшенном всеми полученными им медалями и знаками отличия. Могила телеведущего и путешественника Юрия Сенкевича украшена скульптурной волной с тростниковым судном в память о его плавании на лодках «Ра» и «Тигрис» с Туром Хейердалом.

Известный русский клоун и запомнившийся по роли Балбеса в комедиях Леонида Гайдая Юрий Никулин тоже был похоронен на Новодевичьем. Его памятник представляет собой бронзовую скульптуру, сидящую с сигаретой меж пальцев рядом с могилой. Памятник другому известному актёру, Вячеславу Тихонову, представляет собой скульптурное изображение Штирлица - его персонажа из популярного киносериала «Семнадцать мгновений весны».

В знак признания заслуг известных писателей их памятники дополняются художественным изображением персонажей их произведений. По этому принципу создавалось надгробие Александра Фадеева: его памятник окружен скульптурными изображениями персонажей романа «Молодая гвардия». Популярный при советской власти Алексей Толстой после смерти тоже находится в компании героев своих романов: «Хождение по мукам» и «Пётр Первый».

Поэт Андрей Вознесенский лично разработал проект своего надгробия. Согласно его замыслу на могиле установлена расколотая надгробная плита из тёмного гранита, по которой катится вниз массивный шар. От окончательного падения шар удерживает только небольшое распятие. По требованию поэта на его могиле нет ни изображений, ни скульптур.

История захоронения Н.В. Гоголя

С каждым кладбищем связаны мрачные легенды . Для Новодевичьего такая легенда возникла благодаря перезахоронению в 1931 году известного писателя Николая Васильевича Гоголя. Это происходило в разгар антирелигиозной политики в СССР. Тогда было принято решение о ликвидации Даниловского монастыря и принадлежащего ему кладбища. Во время перемещения праха покойного гроб был вскрыт, и обнаружилось, что внутренняя сторона его крышки исцарапана. Отсюда пошли слухи о том, что писатель был похоронен заживо.

Старый памятник Гоголю (символизирующий Голгофу чёрный камень с неровной поверхностью) был отдан под надгробие другому русскому писателю - Михаилу Булгакову. Вместо него было установлено скульптурное изображение Гоголя с посвящением от лица советской власти. Лишь в 2009 году надгробие писателя приобрело изначальный вид .

Экскурсионные программы

Даже этот беглый обзор позволяет сформировать определённое представление о значении некрополя в комплексе культурного наследия страны. Здесь постоянно проводятся экскурсии как для отечественных, так и для зарубежных туристов, составляются специальные путеводители и карты или схемы по секциям. На протяжении всей недели с 10 до 17 часов для посещений открыто все Новодевичье кладбище. Адрес запомнить легко: Москва, Лужицкий проезд, 2.

Для тех, кто не имеет возможности лично попасть в экскурсионную группу, предлагаются виртуальные туры, что к тому же стоит гораздо дешевле стандартных. Но люди, считающие, что такая услуга не идёт ни в какое сравнение с волшебным ощущением, возникающим при входе на территорию, где похоронены люди вроде Вишневского или Черняховского, разумеется, должны отправиться туда лично. Существуют различные виды транспорта до Новодевичьего кладбища: до него можно как добраться на метро, так и доехать на троллейбусе или такси .