Сочинения

Отличие ребенок инвалид и с овз. Министерство труда и социального развития омской области. Социальный портрет детей-инвалидов

Многие люди, перенесшие некую травму или заболевание, в результате которой остаются явные, видимые или скрытые нарушения работы тела/организма, получают статус «ИНВАЛИД», для ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ. Данный статус дает возможность человеку получать все те льготы, реабилитационный инвентарь и другое обеспечение, предусмотренное государственными социальными программами. При этом, определение «Инвалидность» - разделены минимум на три группы (а так же по типу и виду «недуга»), каждая из которых имеет свою, определенную программу обеспечения.

После того, как люди начинают получать предусмотренные им «блага», ЧАСТЬ таких людей усматривают в этом «все прелести жизни» и выгоду, которую можно извлечь из того состояния, в котором они оказались. Развивается большое желание получать нужные субъекту «льготы» везде и во всем, даже в тех аспектах, где они НЕ предусмотрены. В результате таких «удобств», развивающихся пожеланий и возможности манипулирования окружающими, стремительно развивается устойчивое, латентное, а порой и вполне осознаваемое НЕЖЕЛАНИЕ стремиться к восстановлению или лечению (в тех случаях, в которых это возможно и необходимо). Зачем что-то делать или менять, если все необходимое дадут? Если где-то, что-то НЕ дают, можно воспользоваться статусом ИНВАЛИД и взывать людей к совести и справедливости, при этом явно манипулировать. Как ни странно, но это работает. И вот, становится актуальным вопрос;

Какое отношение формируется к столь «справедливым манипуляторам», в результате их действий? Как правило, контакты с такими людьми постепенно пресекаются, а далее – сводятся к возможному минимуму. В целом же, когда люди общаются и от одной из сторон периодически звучит определение себя как «инвалид», это сразу настораживает второго собеседника, реакция которого направлена на скорейшее завершение диалога, дабы не оказаться подвергнутым манипуляциям и нравоучениям.

Таким образом, «инвалид», «благодаря» манипуляциям, взываниям к жалости, сочувствию и справедливости, получает желаемые блага от социального и близкого окружения. Но именно эти действия и становятся ОСНОВНОЙ причиной того, что социум начинает пресекать возможные контакты, и далее отталкивать человека. И причина этому, как выяснилось, совсем не травма или заболевание.

Человек с ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (ОФВ). Кто же это такие, и чем они отличаются от инвалидов? Внешне, физически и физиологически – ни чем. Разница заключается, прежде всего, в их психологии и менталитете. В том, как люди воспринимают себя сами, в отношении к себе, личностных стремлениях и позиционировании перед обществом.

Человек ОФВ имеет все те же права и возможности, в рамках обеспечения Государственными Социальными Службами. Но при этом, его стремления и желания развиваться, как личность не останавливаются.

Утратив определенные функции – занимается их восстановлением.

При невозможности восстановить утраченное (например после ампутации) – занимается поиском альтернативных вариантов, дающих возможность реализовывать свои потребности самостоятельно.

Ищет и находит новые возможности восстановить социальный статус и роль. Безусловно, порой это требует не только физических, но и материальных затрат.

Обращения к обществу – выглядит действительно как обращение, а НЕ требования.

У людей ОФВ сохраняется и увеличивается круг друзей, приятелей и просто знакомых.

Они способны не только лишь принимать, но и давать. Способны понимать и уважать людей близкого окружения, а так же в обществе, принимать их мнение и точку зрения, что собственно и формирует отношение к ним, противоположное тому, которое формируется по отношению к инвалидам.

Итак, как видно из описанного, разница между инвалидом и человеком ОФВ – это всего лишь проявление человеком себя. И в зависимости от этого проявления, и будет формироваться отношение социального окружения к определенному человеку.

Попескул Александр.

Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют дефекты в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает некоторые отклонения в формировании ребенка при необходимости создания специальных условий для жизни.

Категории детей с ограниченным здоровьем

Основная классификация делит нездоровых ребят на следующие группы:

С и общения;

С нарушениями слуха;

С нарушениями зрения;

С речевыми дисфункциями;

С изменениями опорно-двигательного аппарата;

С отсталостью умственного развития;

С задержкой психического развития;

Комплексные нарушения.

Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние. Так, например, при работе с ребятами, имеющими нарушения зрения, используются специальные развивающие компьютерные игры, которые помогают улучшить восприятие данного анализатора (лабиринты, и другие).

Принципы обучения

Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:

1. Психологическая безопасность.

2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.

3. Единство совместной деятельности.

4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.

Начальный этап образования включает в себя сотрудничество с воспитателем, повышенный интерес к выполнению разных заданий. Средняя школа должна стремиться к формированию гражданской и нравственной позиции, а также к становлению творческих способностей. Нельзя забывать о влиянии на развитие детей с ОВЗ которое играет основную роль в становлении личности.

Не секрет, что процесс становления индивида включает в себя единство систем социокультурных и биологических факторов. Атипичное развитие имеет первичный дефект, который был вызван биологическими обстоятельствами. Он, в свою очередь, образует вторичные изменения, возникшие на патологической среде. Например, первичным дефектом будет а вторичным - наступившая немота. Изучая связь первичных и последующих изменений, педагог Л. С. Выготский выдвинул положение, в котором говорится, что чем дальше первичный дефект отделен от вторичных симптомов, тем успешнее будет коррекция последних. Так, на развитие ребенка с ОВЗ влияют четыре фактора: тип нарушения, качество, степень и срок возникновения основного нарушения, а также условия окружающей среды.

Обучение ребят

При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем становлении можно значительно смягчить. Образование детей с ОВЗ должно быть качественным. В настоящее время наблюдается рост количества ребят с тяжелейшими нарушениями, но вместе с этим благодаря использованию новейшего оборудования, современным коррекционным программам многие ученики достигают нужного уровня развития в своей возрастной категории.

В настоящее время набирает силу тенденция устранения неравенства общеобразовательных и коррекционных школ, повышается роль инклюзивного обучения. В связи с этим наблюдается большая неоднородность состава учеников по их психическому, физическому, умственному развитию, что значительно затрудняет адаптацию детей как с отклонениями в здоровье, так и без функциональных расстройств. Педагог часто просто теряется в приемах оказания помощи и поддержки учащихся с ограниченными возможностями. Также существуют недочеты в применении разнообразных информационных технологий во время уроков или факультативных занятий. Такие пробелы обусловлены следующими причинами:

1. Отсутствие в образовательном учреждении необходимой технологической инфраструктуры, программно-аппаратного обеспечения.

2. Отсутствие нужных условий, ориентированных на совместную учебную деятельность.

Таким образом, создание «безбарьерной» среды в обучении до сих пор является проблемой.

Образование для всех

Дистанционное обучение уверенно завоевывает почетное место в учении наряду с традиционными формами. Этот способ организации учебного процесса значительно упрощает получение достойного образования для детей с ОВЗ. Расшифровка дистанционного обучения выглядит так: это форма обучения, достоинствами которой являются:

1. Высокая адаптация к условиям жизни и здоровья учеников.

2. Быстрое обновление методического обеспечения.

3. Возможность быстрого получения дополнительной информации.

4. Развитие самоорганизации и самостоятельности.

5. Возможность получить помощь в углубленном изучении предмета.

Данная форма способна решить вопрос о для часто болеющих детей, тем самым сглаживая границы между ними и ребятами без отклонений в здоровье.

ФГОС. ОВЗ у детей

На основе Стандарта возможно применение четырех типов Определение нужного варианта для учащихся происходит на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Для успешной реализации выбранной программы учитываются специальные условия, необходимые ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Предусматривается переход от одного варианта к другому по мере развития дитя. Такое действие возможно при соблюдении следующих условий: заявление родителей, желание ребенка, видимая положительная динамика в обучении, результаты ПМПК, а также создание необходимых условий образовательной организацией.

Программы развития с учетом ФГОС

Существует несколько на основе Стандарта. Первый вариант создан для детей, которые смогли к моменту поступления в школу достигнуть нужного уровня развития и которые могут сотрудничать со сверстниками. В этом случае наравне со здоровыми школьниками обучаются учащиеся с ОВЗ. Расшифровка данного варианта такова: дети учатся в одной и той же среде, к ним предъявляются в основном одинаковые требования, по окончании школы все получают документ об образовании.

Дети с ограниченными возможностями, которые учатся по первому варианту, имеют право на прохождение разных видов аттестации в иных формах. Специальные условия создаются в применении к конкретной категории здоровья учащегося. Основная образовательная Программа включает обязательную коррекционную работу, которая исправляет недостатки в развитии ребенка.

Второй тип программы

Ученики с ОВЗ, в школе проходящие обучение по данному варианту, имеют право на более пролонгированные сроки. К основной программе присоединяется несколько учебных планов с учетом потребностей ученика с ограничениями в здоровье. Данный вариант может быть осуществлен как в виде совместного обучения со сверстниками, так и в отдельных группах или классах. Важную роль в учении играют информационные технологии и специальное оборудование, которое расширяет возможности школьника. Второй вариант предусматривает проведение обязательных работ, направленных на углубление и расширение социального опыта учеников с ОВЗ.

Третий тип

Ученики с ОВЗ, обучающиеся по данному варианту, получают образование, несопоставимое с тем, которое получают школьники без нарушений здоровья. Обязательным условием для реализации учебного плана является создание адаптированной индивидуальной среды. Учащиеся с ОВЗ совместно с экспертной комиссией выбирают формы аттестации и сроки обучения. В этом случае возможно осуществление учебной деятельности как совместно со сверстниками, так и в отдельных группах и специальных организациях.

Четвертый вид программы развития

В данном случае ученик с множественными нарушениями здоровья проходит обучение по адаптированной программе, с учетом индивидуального плана. Обязательным условием является формирование среды, в которой в большой степени происходит реализация жизненной компетенции в социуме. Четвертый вариант предусматривает обучение на дому, где акцент делается на расширении в доступных пределах социальных контактов и жизненного опыта. Для освоения программы возможно использование сетевой формы взаимодействия с использованием разных образовательных ресурсов. Ученикам, которые успешно прошли обучение по данному варианту, выдается свидетельство установленного образца.

Перспективными можно считать те учебные заведения, которые реализуют как основные программы, так и адаптированные под потребности ребенка с ОВЗ. Такие организации включают инклюзивные классы, что позволяет детям с нарушениями здоровья свободно развиваться в социуме. Также в данных школах идет непрерывная работа не только с детьми, но и с их родителями, педагогами.

Спорт как надежный помощник. Рабочая программа

ОВЗ (диагноз) - это не повод для уменьшения двигательной активности ребенка. Эффективность физической культуры в развитии детей является неоспоримым фактом. Благодаря занятиям спортом повышается трудоспособность, интеллектуальное развитие, укрепляется здоровье.

Упражнения подбирают индивидуально либо учащихся разбивают на группы в зависимости от категорий заболеваний. Занятия начинаются с разминки, где под музыкальное сопровождение дети выполняют ряд несложных движений. Подготовительная часть занимает не больше 10 минут. Далее осуществляется переход к основному разделу. В этой части выполняются упражнения на укрепление сердечно-сосудистой системы, мышц рук и ног, на развитие координации и другие. Применение командных игр способствует успешному функционированию коммуникативных навыков, «духа соперничества», раскрытию своих способностей. В заключительной части педагог переходит к спокойным играм и упражнениям, подводит итоги о проделанной работе.

Учебные программы по любым предметам обязательно должны соответствовать ФГОС. ОВЗ детей можно поправить соответствующими физическими нагрузками, ведь ни для кого не секрет, что, развивая тело, развиваешь и ум.

Роль родителей

Как быть родителям, у которых ребенок с ОВЗ. Расшифровка аббревиатуры проста - ограниченные возможности здоровья. Получение такого вердикта приводит родителей в состояние беспомощности, растерянности. Многие пытаются опровергнуть поставленный диагноз, но в итоге приходит осознание и принятие дефекта. Родители адаптируются и принимают разные позиции - от «Я сделаю все, чтобы мой ребенок стал полноценной личностью» до «У меня не может быть нездорового дитя». Данные положения необходимо учитывать психологам при планировании коррекционной программы с детьми с отклонениями в здоровье. Родители должны знать правильные формы помощи своему ребенку, несмотря на виды ОВЗ, способы адаптации, особенности развития.

Новый подход к образованию

Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается и описывается рядом документов. Среди них можно выделить: Национальную доктрину образования РФ, Концепцию модернизации российского образования, Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Работа с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также социально адаптировать учащихся с последующим слиянием их с обществом. Для успешного формирования навыков в специальных школах организуют факультативные занятия, где для ребят созданы все условия для развития дополнительных способностей. Такая форма учебной деятельности для детей с нарушениями здоровья должна быть согласована с психологами и учитывать индивидуальные особенности учеников. При долгой, терпеливой работе по разработанным психологами коррекционым программам рано или поздно обязательно будет результат.

Согласно научным источникам, люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) отличаются от других некоторыми ограничениями в процессе жизнедеятельности. Такой человек обладает психическим, физическим или сенсорным нарушением в развитии, что становится причиной отсутствия способности к выполнению базовых обязанностей. Встречается несколько разновидностей заболевания, некоторые из них могут носить временный или частичный характер. При инвалидности люди стремятся к уединению, они отличаются заниженной самооценкой и неуверенностью в собственных силах.

Что такое ограниченные возможности здоровья

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как «ограниченные возможности здоровья». К данной группе относятся инвалиды в возрасте от 0 до 18 лет, которые нуждаются в специальных условиях воспитания. Сюда же причисляют подростков, имеющих постоянные или временные отклонения в психофизическом развитии. Состояние здоровья малышей препятствует применению стандартных методов обучения, для развития инвалидов необходимо использовать только специальные программы. Правильный подход к воспитанию способен помочь улучшить состояние человека с ОВЗ.

Большинство рядовых граждан воспринимают термин «детская инвалидность» несколько иначе, чем то, как эта проблема описана в законодательстве. Согласно правовым документам, для малышей установлена специальная классификация, которая разделяет их по категориям относительно имеющихся недугов. Нормативно закреплены виды болезней и степени потери жизнеобеспечения среди детей-инвалидов разного возраста. Даже при внешнем отсутствии признаков отклонений, малыш по закону может относиться к группе ОВЗ из-за критического состояния здоровья.

Шкала ограниченных возможностей

В 19 веке Всемирной организацией здравоохранения была принята трехзвенная шкала ограниченных возможностей человека. ​Первая ступень называется «недуг», к ней относятся люди с утратой или аномалией одной из основных функций (анатомической, физической, психологической и т.д). Вторая ступень – «ограниченные возможности», в эту группу входят пациенты с дефектами, которые не позволяют им исполнять нормальную для обычного человека деятельность.

К третьей ступени применим термин «инвалидность» или «недееспособность». Сюда попадают люди с ограниченными возможностями, неспособные выполнять характерную им социальную, возрастную или половую роль. В нормативно-правовой документации Российской Федерации людей с ОВЗ причисляют к инвалидам только на определенных основаниях, которые описаны в законодательстве.

Любая тяжелая травма может послужить причиной попадания человека в категорию людей с ограниченными возможностями здоровья. Данное утверждение справедливо, если вышеупомянутый недуг привел к снижению уровня трудоспособности или появлению необходимости жизнеобеспечения. Эта группа пациентов не только нуждается в помощи, государство должно предоставлять им возможность для социальной реабилитации.

Кто такие дети с ОВЗ

Отличить здорового человека от инвалида можно с помощью характерных признаков. Некоторые из них незаметны на первый взгляд, но дети с ограниченными возможностями здоровья страдают от врожденных или приобретенных дефектов в развитии. В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделяют ряд признаков, которые разделяют пациентов с ОВЗ на 4 вида. Таким людям необходим особый подход в воспитании, обеспечивающий индивидуальные условия для каждого малыша. Основные виды отклонений, известные современной науке:

  • нарушение психических процессов;
  • изменение статодинамической функции;
  • нарушение сенсорных функций;
  • патологии дыхания, обмена веществ, пищеварения и т.д.

При нарушении психических процессов у человека наблюдаются дефекты в речи, мышлении или восприятии мира. Очень часто дети с ОВЗ подвержены эмоциональным скачкам, страдают от проблем с памятью или вниманием. Ко второй категории относятся пациенты с нарушениями работы сенсорных функций, характерным проявлением недуга считается неспособность концентрироваться на определенной задаче. Детская нервная система ­не справляется с большими объемами поступающей информации, что приводит к появлению таких внешних реакций, как невнимательность.

Третий вид нарушений касается больных­ с патологиями внутренней секреции, кроветворения, обмена веществ, кровообращения. Дитя может страдать от проблем с пищеварительным, выделительным или дыхательным аппаратом, что проявляется через конкретные характерные симптомы. Последняя группа пациентов с выраженными изменениями статодинамических функций обладает дефектами, связанными с координацией движения, состоянием туловища и конечностей. Большая часть инвалидов относится к первой, второй или четвертой категории, различают детей по выраженности отклонений.

Категории детей с ОВЗ - педагогическая классификация

Врачи выделяют два типа пациентов, нуждающихся в системе специального образования. Государственные медицинские учреждения предоставляют регулярную помощь для детей-инвалидов, которая включает комплексные оздоровительные процедуры. Профессиональное лечение приводит к положительному изменению состояния здоровья малышей, но только при условии правильной диагностики специалиста. Для облегчения распределения пациентов была разработана педагогическая классификация инвалидов, состоящая из двух пунктов:

  • люди с нарушениями в развитии;
  • люди с отклонениями в развитии.

Детки из первой категории страдают от органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), у них наблюдаются нарушения в работе слухового, двигательного, речевого или зрительного анализаторов. Из-за вышеперечисленных проблем со здоровьем, дитя отстает в физическом или психическом развитии. Дети с отклонениями в развитии страдают от тех же самых недугов, но данные патологии ограничивают их возможности в меньшей степени. Помимо педагогической классификации, выделяют 8 групп ОВЗ:

  • отсталость в умственном (интеллектуальном) развитии;
  • нарушения слуха (слабослышащие, глухие);
  • задержка психического развития (ЗПР);
  • проблемы со зрением (слабовидящие, слепые);
  • нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
  • речевые отклонения;
  • расстройства общения и поведения;
  • множественные проблемы со здоровьем (сочетание нескольких патологий одновременно).

От умения врачей и знания ими специфики работы зависит будущее миллионов инвалидов по всей стране. Очень часто из-за неправильного диагноза психолога, логопеда или педагога маленький пациент теряет единственный шанс на социальную адаптацию. Профессиональные навыки воспитателей должны быть направлены не только на удовлетворение базовых потребностей, но и на укрепление мотивации учеников с помощью специальных технологий. Каждый ребенок с ОВЗ, будь то аутизм, глухота или детский церебральный паралич (ДЦП), обязан развиваться по мере своих возможностей.

Степени нарушения здоровья

Перед составлением плана обучения детей-инвалидов распределяют по группам согласно степени нарушения здоровья. Такой подход помогает объединить малышей с похожими отклонениями и предоставить им максимально комфортные возможности для адаптации. Согласно международной классификации выделяют 4 степени развития патологий, относительно которых пациенту присваивается определенный статус:

  1. Легкие и умеренные нарушения функций.
  2. Выраженные отклонения.
  3. Высокая выраженность патологий.
  4. Резко выраженные нарушения.

Люди с ОВЗ первой степени обладают патологиями, которые часто являются показанием для признания инвалидности. Тем не менее, не все малыши из этой категории становятся инвалидами, поскольку при правильном обучении и адекватной нагрузке они способны восстановить отстающие в развитии системы организма. Ко второму виду относятся взрослые пациенты с третьей группой инвалидности и дети с выраженными отклонениями. Патологии ограничивают возможности социальной адаптации этих людей, поэтому они нуждаются в особых условиях для жизни.

Третья степень ОВЗ соответствует второй группе инвалидности у взрослого человека. Детки из данной категории сильно ограничены в процессах жизнедеятельности из-за высокой выраженности нарушений здоровья. К четвертой степени относят пациентов с резко проявленными патологиями функций органов. По причине вышеуказанных отклонений, люди вынуждены жить в условиях социальной дезадаптации. Реабилитационные и лечебные мероприятия на данном этапе редко проходят успешно, поскольку большинство поражений имеют необратимый характер.

Обучение детей с ОВЗ

Формирование доступной образовательной среды ­требует соблюдения правил, поскольку ученики с ОВЗ – это особая группа учащихся. Обучение должно происходить в специально обустроенных помещениях, которые будут гарантировать безопасность. Дитя с ограниченными возможностями может получить полноценное образование только в школах, где применяются адаптированные курсы и коррекционные схемы. Существует возможность направления детей-инвалидов в обычные общеобразовательные учреждения, где они смогут учиться на равных со сверстниками.

Инклюзивное образование считается редкостью в России, но иногда можно встретить школы, которые принимают учеников с различными отклонениями здоровья. Программа данных учреждений основана на обеспечении инвалидов всеми необходимыми приспособлениями для преодоления психофизических барьеров во время обучения. Педагоги мотивируют малышей к проявлению активности на уроках, совместная работа психологов и родителей способствует достижению хороших результатов. Высокое качество инклюзивного образования зависит от взаимодействия инфраструктур школы.

Принципы обучения

Учебный процесс для детей­ с ОВЗ имеет некоторые особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе. Действие коррекционной методики направлено на полное или частичное устранение отклонений. Например, во время работы с малышами, у которых присутствуют нарушения в работе органа зрения, учителя применяют развивающие компьютерные игры. Использование специальных технологий помогает в игровой форме улучшить состояние зрительного анализатора. Основными принципами обучения являются:

  • мотивирование к учебному процессу;
  • психологическая безопасность;
  • единство совместной деятельности;
  • помощь в приспособлении к окружающим условиям.

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) занимаются формированием начального сотрудничества между воспитателем и учениками. Задача средней школы состоит в реализации творческого потенциала, овладении дополнительными полезными навыками. Личностное становление малыша зависит от биологических и социокультурных факторов. Выполнение рекомендаций педиатра является одним из этапов успешного развития инвалида.

Федеральный государственный образовательный стандарт

Программа ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) занимается предоставлением соответствующих условий обучения для образования подрастающему поколению с ОВЗ. Стандарт обеспечивает учреждения для инвалидов кадрами с высокой компетенцией, которые будут осуществлять медико-психологическое сопровождение малышей.

Процесс распределения базируется на оценке состояния здоровья учеников, решение выносится специальной комиссией. Малыш принимается на обучение только с согласия родителей. Каждая категория учащихся должна выполнять требования, заявленные в нормативно-правовых документах ФГОС согласно направлению коррекционной работы. Одна из главных задач образования состоит в формировании жизненной компетенции инвалидов. Стандарт предусматривает 4 типа детских программ обучения:

  1. Первый учебный план подходит для дошкольников, которые успели к моменту поступления достичь уровня развития сверстников. Они обучаются наравне со здоровыми учениками, но имеют право проходить аттестацию с помощью других форм опроса.
  2. Второй тип программы предусматривает пролонгированные сроки обучения для малышей с ОВЗ. Ученик может получать образование вместе с другими детьми или учиться в специализированном классе. Процесс обучения подразумевает обязательное использование дополнительного оборудования, которое поможет расширить возможности школьника.
  3. Третья категория учеников получается образование по совершенно другой программе, нежели сверстники. Для таких малышей создается адаптированная индивидуальная среда, сроки обучения и формы аттестации выбираются экспертной комиссией.
  4. Четвертая программа предназначена для инвалидов со множественными нарушениями здоровья. Образование школьников происходит согласно индивидуальному плану, возможно обучение на дому. По окончанию школы ученикам выдается свидетельство установленного образца.

Инклюзивное образование

В переводе с латинского языка слово инклюзивный означает «включение, заключение». Подобного рода образование подразумевает совместное обучение детей вне зависимости от наличия у них отклонений в здоровье. Например, ученик с синдромом Дауна может учиться в классе со здоровыми малышами. Инклюзивный метод основополагается на идее равенства всех индивидуумов, каждый из которых имеет особые потребности в обучении.

Для представителей обоих групп учащихся такой опыт является весьма полезным. Здоровые дети учатся воспринимать инвалидов как естественную часть социума, кроме того, они ведут себя гораздо более активно, чем в классах с неинклюзивным обучением. Малыши получают возможность участвовать в большом количестве общеобразовательных программ вместе со сверстниками, изучить групповое взаимодействие во время занятий спортом.

Задачи­

Для успешной социализации детей-инвалидов государство предоставляет им возможность получить образование в специальных учреждениях. Обучение в школах проводится по особой программе, которая учитывает психофизические особенности каждого человека. Характер и уровень развития малыша задают темп учебной деятельности. Диапазон возможностей образовательного процесса включает огромное количество вариантов обучения для людей с ОВЗ.

Влияние родителей на состояние отпрыска сложно переоценить, поэтому опекуны должны принимать активное участие в дифференциации подготовительного процесса. Программа направлена на формирование необходимых теоретических и практических знаний у родителей для обеспечения комфортного обучения детей-инвалидов. Основными задачами обучения любой инклюзивной школы являются следующие пункты:

  1. Развитие личности. Воспитатели способствуют полноценному раскрытию потенциала каждого малыша, учитывая его индивидуальные склонности.
  2. Проведение психологическое и коррекционной работы с детьми-инвалидами. Психологи стабилизируют эмоциональное состояние малыша, происходит постепенное внедрение новых методов взаимодействий.
  3. Осуществление полноценной социальной адаптации в группе сверстников. Общение с другими учениками помогает быстрее адаптироваться к социальной среде, занятия часто проходят в игровой форме.
  4. Консультирование родителей по вопросам детского воспитания. Педагоги оказывают морально-нравственную поддержку для законных представителей детей-инвалидов, помогают выстроить гармоничные взаимоотношения в домашней обстановке.

Сопровождение детей с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение малышей с ограниченными возможностями осуществляется такими специалистами, как логопеды, психологи, педагоги, учителя-дефектологи. Вышеперечисленные кадры помогают родителям в процессе воспитания и обучения детей-инвалидов. Комплексная технология поддержки подразумевает участие специалистов разного профиля для обеспечения положительной динамики развития подрастающего поколения.

Психологи вместе с родителями выстраивают основные положения стратегии сопровождения, которая имеет вид индивидуального образовательного маршрута. На основании коррекционной программы малыши учатся говорить, читать, писать и т.д. Музыкальные занятия являются дополнительным средством обучения, оказывающим влияние на развитие людей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблемы и трудности

Организация образовательного процесса для детей-инвалидов требует решения многих проблем. Основная часть трудностей заключается в недостатке финансирования государством, поскольку для обеспечения людей с ограниченными возможностями необходимо большое количество ресурсов: квалифицированные педагоги, специализированные учреждения, развивающие программы и т.д. Непонимание со стороны общества, предосудительное отношение, отсутствие мотивации к гуманитарной помощи – все эти проблемы являются преградой для социализации детей-инвалидов.

Группа ОВЗ в садике

Малыши с ограниченными возможностями имеют право развиваться вместе со сверстниками, начиная с раннего возраста. Недостаток группового взаимодействия отрицательно влияет на состояние детей-инвалидов. В специализированных учреждениях прививают нормы поведения и культуры, воспитатели помогают справиться с гиперактивностью, эмоциональной зажатостью или напряжением.

Малыш обучается вместе со специалистами по индивидуально подобранной программе, которая включает развивающие упражнения, игры, адекватную физическую нагрузку. На территории детского сада происходит усиленная корректировка имеющихся нарушений и профилактика отклонений здоровья. Малыши учатся выполнять базовые незначительные движения, постепенно переходя от легких к более сложным упражнениям.

Дети с ОВЗ в общеобразовательной школе

Инвалиды могут обучаться только в специализированных школах, которые предусматривают возможность инклюзивного образования. Такие учреждения применяют адаптирующие курсы и коррекционные схемы развития, помогающие быстрее приспособиться к безбарьерным условиям среды. Происходит формирование эмоционально-волевой сферы малыша, даже если он будет сильно отставать от сверстников в обучении. Неоднородность учащихся помогает представителям обоих групп научиться понимать и взаимодействовать друг с другом.

Видео

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся (42):

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка (например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу (например, переплетно-картонажное производство, металлоштамповка).


Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей...). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (в дальнейшем - ВНД) зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека.

Очевидно, что слепота и глухота есть факторы биологические, а не социальные. “Но все дело в том, - писал Л.С. Выготский, - что воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями” (19). Сложность структуры атипичного развития заключается в наличии первичного дефекта , вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений , возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Так, повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом , а наступившая, как следствие немота - вторичным дефектом . Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения и воспитания при максимальном использовании сохранных анализаторов: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности.

Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта - органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения - отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического машления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка. Третичные недостатки - недосформированность психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляются в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенная или заниженная самооценка, негативизм, невротическое поведение. Принципиальным моментом является то, что вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится целенаправленная и систематизированная коррекционно-реабилитационная работа.

Важной закономерностью является соотношение первичного и вторичного дефектов. В связи с этим Л.С. Выготский писал: “Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию . Получается на первый взгляд парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при умственной отсталости и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым , более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших , или элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом” (17). Согласно этому положению Л.С. Выготского, чем дальше разведены между собой первичный дефект биологического происхождения и вторичный симптом (нарушение в развитии психических процессов), тем более эффективна коррекция и компенсация последнего с помощью психолого-педагогических и социокультурных средств.

В процессе атипичного развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ребенка, которые являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту. Например, у детей лишенных зрения, остро развивается чувство расстояния (шестое чувство), дистантное различение предметов при ходьбе, слуховая память, осязание и т.д. У глухих детей - мимическое жестовое общение.

Данная положительная оценка определенных проявлений своеобразного нетипичного развития - необходимое основание для разработки системы специального обучения и воспитания с опорой на позитивные возможности детей. Источником приспособления детей с ограниченными возможностями к окружающей среде являются сохранные психофизические функции. Функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным использованием функционального потенциала сохранных систем. Глухой ребенок использует зрительный и двигательный анализаторы. Для слепого ведущими становятся слуховой анализатор, осязание, обонятельная чувствительность. Учитывая конкретность мышления умственно отсталых детей и относительно сохранные резервы восприятия, в учебном процессе предпочтение отдается наглядному материалу, предметно-практической деятельности.

Таким образом, на развитие ребенка с ограниченными возможностями будут влиять четыре фактора (39, 42, 53).

1.Вид (тип) нарушения.

2.Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.

3.Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека;

4.Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно - реабилитационной работы с ним.

Контрольные вопросы и задания к теме:

1. Перечислите основные категории аномальных (нетипичных) детей.

2. В чем заключается сложность структуры атипичного развития?

3. Какие факторы оказывают влияние на психофизическое развитие ребенка со специальными образовательными потребностями?

4. Законспектируйте главу №1 учебного пособия "Коррекционная педагогика" / Под редакцией Б.П. Пузанова. - М., 1999.

Литература к теме:

1. Бадалян Л.О. Невропатология. - М., 1987.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 185с.

3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т.5. - С.291.

4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1970.

5. "Дорога-это то, как ты идешь по ней..."/Под общ. ред. В.Н. Ярской, Е.Р. Смирновой. - Саратов, 1996.

6. Дробинская А.О., Фишман М.Н. Дети с трудностями в обучении (к вопросу об этиопатогенезе) // Дефектология. - 1996. - №5.

7. Изучение аномальных школьников / Под ред. А.Д. Виноградова. - Л., 1981.

8. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992. - 98с.

9. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М.: Просвещение, 1969. - 230с.

10. Обухова Л.Ф. Детская психология. - М., 1985.

11. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. - М., 1974.

12. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. - М.: Межд. педагог. академия, 1995.




Психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья Низкая активность зрительного восприятия; Психомоторика характеризуется: нарушением активности; трудностями переключения, координации и автоматизации движений; наличием синкинезий; выраженной быстрой истощаемостью. Особенности памяти: низкая активность и целенаправленность; замедленная скорость; сниженные объем, точность и прочность запоминаем Мыслительную деятельность характеризует: низкий уровень мотивации познавательной деятельности; недостаточность организованности и целенаправленности; выраженная быстрая истощаемость, импульсивность; большое количество ошибок.


Психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья Саморегуляция в деятельности нарушена. Этому способствуют личностные особенности: неадекватная самооценка; слабость познавательных интересов; неадекватный уровень притязаний и мотивации. Самоконтроль сформирован недостаточно, что проявляется в: отсутствии потребности и навыка самопроверки; неосознании допущенных ошибок. Внимание характеризуется: неустойчивостью; слабостью распределения и концентрации; плохим переключением и быстрой истощаемостью.


Основные причины повышенного эмоционального напряжения детей с ограниченными возможностями: 1. Недостаточные коммуникативные навыки (неумение общаться со сверстниками и затруднения в общении со взрослым-учителем); 2. Повышенная тревожность, связанная с желанием полностью соответствовать требованиям учителя; 3. Высокий уровень притязаний; 4. Повышенная рефлексивность поведения; 5. Ошибочная педагогическая тактика учителя и/или родителей (поощрение конкуренции, сравнение и сопоставительное оценивание учащихся).


Тактика поведения с детьми с ОВЗ Дети, скрывающие свою инвалидность от других У детей явно сформировано негативное самоотношение и неприятие факта своей инвалидности Сопровождающему(кл. руководитель, психолог, учитель-предметник, родитель), необходимо: Создать атмосферу безопасного самопознания; Снять чувство страха в общении со сверстниками и взрослыми, вызванное чувством своей ущербности; Подготовить к вероятности некорректного поведения со стороны окружающих, к адекватному восприятию данного поведения; Сформировать толерантность и независимость от оценочных суждений по поводу его состояния здоровья и внешности, способностей; Помочь пережить факт психологической агрессивности со стороны окружающих, вскрыв его внутренние резервы (позитивный настрой, успешность в каком-либо виде деятельности, преодоление трудностей и фиксация на успехах и т.п.); Сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации; Стимулировать стремление ребенка стать автором самого себя, своего будущего; Поддержать ребенка в стремлении к обретению смысла своей жизни, достижению конкретных и реальных жизненных перспектив.


Дети, не скрывающие свою инвалидность Для этой группы характерно несколько вариантов поведения: 1.Манипулирование окружающими посредством своей инвалидности, особенно при демонстративном типе акцентуации, с целью извлечения персональной выгоды. У таких детей-инвалидов формируется иждивенческая позиция: «Мне обязаны все: родители, окружающие, государство. Пожалейте меня, сам же я ничего не могу и ни на что не способен». Сопровождающему(кл. руководитель, психолог, учитель-предметник, родитель), необходимо: Создать атмосферу безопасного самопознания; Формировать субъективность ребенка, воспитывать самостоятельность и персональную ответственность за свою жизнь, исключив чрезмерную опеку; Научить управлять своими действиями: планировать, искать внутренние и внешние ресурсы, реализовывать намеченные программы, оценивать и контролировать результаты своих действий; Создавать ситуации успеха, фиксировать внимание на позитивных результатах, культивировать потребность самопомощи, самообслуживания; Сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации; Запустить внутренние механизмы саморазвития ребенка, развить потребность к самопознанию, саморегулированию, корректной самопрезентации.


Дети, не знающие о своей инвалидности С представителями данной категории детей сопровождающему необходимо: Создать атмосферу безопасного самопознания; Подготовить, в зависимости от возраста ребенка и особенностей его личности, к восприятию реальной информации о состоянии своего здоровья и ограничениях, с которыми он встретится; Не фиксировать, «не привязывать» его к факту состояния здоровья в процессе дальнейшей с ним коррекционно-развивающей деятельности, рассмотреть возможности идти на разумный риск; Определив «точки роста», перспективы его развития с учетом особенностей дефекта, целенаправленно создавать ситуации успеха, фиксировать внимание на позитивных моментах; Сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации – «превращение минусов дефекта в плюсы компенсации» (по Л.С.Выготскому).


10 общих правил этикета при общении с детьми- инвалидами и детьми с ОВЗ 1. Общаясь с ребенком-инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, родителю. 2. Естественно пожать руку человеку с инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом. 3. При встрече с человеком с ослабленным зрением обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя. 4.Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите. 5. Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками – как со взрослыми. 6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. 7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника 8. Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову. 9.Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко. 10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом...?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.