Сочинения

Кто такие тамплиеры история. Название и эмблема. Сеньоры в кабале у вассалов

После Первого крестового похода (1096-1099) по освобождению Святой земли от владычества мусульман, в Восточном Средиземноморье было создано христианское государство, получившее название - Иерусалимское королевство . Появились также мелкие государственные образования - Триполи, Антиохия, Киликийское царство, Эдесское графство, Ассасины.

Эти христианские земли стали называть Латинским Востоком. Главным же городом, безусловно, считался Иерусалим. Ведь именно он был неразрывно связан с именем Иисуса Христа. Вполне естественно, что жители Европы стали регулярно совершать паломничества в святые места. Но дороги кишели разбойниками, грабителями, лихими людьми, которые нагло и бесстыже обирали пилигримов, а иногда и убивали. То есть путь на восток по зову сердца представлял собой смертельно опасное дело.

Создание ордена тамплиеров

Продолжалось всё это беззаконие без малого 20 лет. Но в 1118 году на пыльных палестинских дорогах появился небольшой отряд благородных рыцарей. Эти люди стали защищать паломников от бандитов. Делали они своё дело искренне и добросовестно. К разбойникам рыцари проявляли беспощадность, а верующим обеспечивали безопасный путь в Святую землю.

Возглавлял небольшой рыцарский отряд человек по имени Гуго де Пейн . Был он выходцем из старинного французского дворянского рода, который верой и правдой служил ещё Карлу Великому . В 15 лет Гуго посвятили в рыцари, и с этого времени юноша стал профессиональным воином. Молодой мужчина принимал участие в крестовом походе, освобождал Иерусалим, но за время военных действий никаких богатств не нажил.

В Европу Гуго де Пейн не вернулся, а остался в Палестине. Объединившись с такими же бессребрениками, стал защищать путников. Рыцари были настолько бедны, что у них даже не хватало средств купить себе достаточное количество лошадей. Частенько на одного коня садились два всадника. Продолжалось всё это около года, пока на боевой отряд, бескорыстно защищающий людей, не обратил внимания король Иерусалима Балдуин II.

Он благосклонно отнёсся к мужественным рыцарям, и те, под его патронажем, объединились в орден. Но присягнули они на верность не королю, а храму Гроба Господня. То есть стали рыцарями храма или храмовниками. По-французски это произносится как тамплиеры . Таким образом, в 1119 году возник орден тамплиеров, а его первым великим магистром стал Гуго де Пейн.

Деятельность ордена тамплиеров

Вначале об ордене мало кто знал, но постепенно его популярность стала расти. Благородные рыцари поехали в Европу и начали вербовать в орден людей благородного происхождения. Европейские короли с уважением отнеслись к рыцарям, которые, следуя лишь зову сердца, защищали людей, идущих к святым местам.

На тамплиеров посыпались милости. Выразились они в землях и замках. То есть бедные рыцари вмиг разбогатели, став обладателями обширных земель и недвижимости. Особенно щедрыми оказались французы. Ведь магистр храмовников был их соотечественником. В дальнейшем орден официально считался французским, хотя в нём состояли люди самых разнообразных национальностей.

В 1139 году уже при втором магистре Робере де Краоне римский папа издал документ (буллу), в котором освобождал рыцарей храма от всех налогов. Они могли беспрепятственно приезжать в любую христианскую страну, приобретать земли, недвижимость и заниматься финансовой деятельностью, направленной на укрепление своего сообщества. При этом благородные рыцари получили право отчитываться лишь перед главой католической церкви.

Тамплиеры защищали паломников, идущих в Святую Землю, от разбойников и мусульман

Таким образом, тамплиеры обрели полную независимость. Над ними были только Бог и папа. Главы государств и высокопоставленные святые отцы не имели права вмешиваться в дела ордена, а тем более указывать ему или контролировать финансовую деятельность.

Благородство и бескорыстие самые прекрасные человеческие качества. Но уже давно замечено, что деньги побуждают людей делать ещё деньги. Не избежали этой участи и рыцари храма. Будучи людьми образованными, защитники паломников начали всё больше и больше времени уделять финансовой деятельности. Сказала свою роль полная бесконтрольность и огромные права.

Храмовники стали давать деньги в долг, то есть превратились в ростовщиков. При этом давали займы всего под 10-15%, в то время как евреи и итальянцы всегда брали 40%. Но не надо забывать, что благородных рыцарей освободили от всех налогов, поэтому процентные ставки и были низкими.

Постепенно у новоиспечённых ростовщиков стали ходит в должниках и короли, и герцоги, и простолюдины. Орден протянул свои финансовые щупальца по всей Европе. Деньги рекой потекли в казну храмовников. Они начали богатеть уже не по дням, а по часам.

Помимо банковской деятельности тамплиеры занялись строительством храмов и замков. В общей сложности, за всё время своего существования, они построили 150 соборов и 76 замков. А это очень серьёзные доходы.

Рыцари храма занимались и дорожным строительством. В то время в Европе дороги находились в очень плохом состоянии. К тому же они все были частными. По чьей земле проходила дорога, тот и брал пошлину с путников. Ситуацию усугубляли разбойники, обитающие в глухих лесах. Они частенько нападали на беззащитных людей и убивали их.

Со временем тамплиеры превратились в могущественное тайное общество

В этом вопросе храмовники навели порядок. Они построили великолепные дороги, причём охраняемые и с постоялыми дворами. При этом таможенная плата с людей не бралась. То есть дороги были бесплатными и абсолютно безопасными.

Огромное значение рыцари храма придавали благотворительности. Каждый из них должен был 3 раза в неделю принимать у себя нуждающихся и бесплатно кормить их. Это было записано в уставе ордена и выполнялось неукоснительно.

Сам же орден имел жёсткую иерархическую структуру. Во главе стоял великий магистр, имевший неограниченную власть. Самих рыцарей, являвшихся полноправными членами ордена, насчитывалось порядка 2 тысяч человек. В сообщество входили также капелланы. Это священнослужители, исполнявшие дополнительно какие-то мирские обязанности. К членам могущественной организации также относились оруженосцы рыцарей и слуги. Все они были связаны обетом молчания. Никто из них не имел права рассказывать на стороне о внутренних делах тайного общества.

А то, что общество было именно тайным, не вызывает никакого сомнения. Жёсткая вертикаль власти, независимость, свои финансы и возможность распоряжаться ими по собственному усмотрению. Но нужно заметить, что рыцари храма не вмешивались в дела государств, где имели свои владения. В их рядах также не состояли особы, приближённые к королям. То есть храмовники никак не влияли на внутреннюю и внешнюю политику.

Печать ордена тамплиеров
На ней изображены два рыцаря на одной лошади

Главная штаб-квартира благородных рыцарей находилась в Иерусалиме вплоть до конца XIII века. В 1291 году Латинский Восток прекратил своё существование. Пало Иерусалимское королевство и другие мелкие государства. Мусульмане вернулись в эти земли после почти 200-летнего отсутствия.

Благородные рыцари вынуждены были покинуть Палестину. Они окончательно и бесповоротно обосновались в Испании, Франции, Германии и Англии. Таким образом, храмовники остались без своей главной базы, где всегда могли укрыться от всех неурядиц, проблем и бед. Очень скоро этим воспользовались враги тайного общества, богатство и могущество которого не давало им спокойно спать.

Уничтожение ордена тамплиеров

Главным врагом рыцарей храма стал французский король Филипп Красивый (1268-1314). Следует отметить, что эта политическая фигура сделала немало для укрепления королевской власти и Франции в целом. Филипп не был сторонником произвола, а старался все спорные вопросы решать в судебном порядке. Но так как судебная власть находилась под его полным контролем, то нетрудно было заранее предугадать, какое решение примет суд.

В случае с орденом тамплиеров, король также решил строго опираться на закон. Самодержцу очень хотелось завладеть богатствами ордена и пополнить государственную казну, но нужен был серьёзный и обоснованный повод. Таковой представился в августе 1307 года.

Королю доложили, что некий преступник, осуждённый на смертную казнь, просит аудиенции, так как обладает информацией государственной важности. Этот человек предстал перед венценосной особой и поведал жуткие вещи о деятельности благородных рыцарей.

Заключённый сидел в одной камере с приговорённым к смерти членом ордена рыцарей храма. Тот перед казнью облегчил свою душу, рассказав о тех делах, которые творились за крепкими крепостными стенами. Оказывается, тамплиеры, обладая огромными финансовыми возможностями, задумали установить в Европе свою власть. Им были должны очень влиятельные вельможи, поэтому переворот не представлялся сложным делом.

Кроме этого рыцари-монахи совращали мальчиков, плевали на крест и растлевали невинных крестьянских девушек. То есть вели себя не как истинные католики, а как служители Дьявола .

Вся эта информация была внимательно выслушана, задокументирована, и дала повод Филиппу Красивому обратиться к папе римскому. Однако достоверность показаний заключённого вызывает большие сомнения. В первую очередь непонятно, каким это образом член ордена оказался в королевской тюрьме, да ещё со смертным приговором. Храмовники не были подконтрольны королевской власти, и ни у кого не было права их арестовывать, а тем более судить.

Но почему-то римский папа Климент V не обратил внимания на эту существенную деталь. Он дал понять французскому королю, что не будет чинить ему никакие препятствия и, по сути, разрешил арест членов ордена.

После этого руки у самодержца оказались развязанными. Он отдал приказ на арест всех тамплиеров, живущих во Франции. Это мероприятие решили провести в один день и в строжайшем секрете. Ранним утром 13 октября (пятница) 1307 года по всей Франции были произведены аресты благородных рыцарей.

Их бросили в казематы, подвергли пыткам и истязаниям. Клещами и плетями из них вытягивали показания о государственном заговоре, служении Дьяволу, растлении малолетних и гомосексуализме. Люди не выдерживали мук, ломались и признавались в злодеяниях. Признал вину и великий магистр ордена Жак де Моле, но впоследствии отказался от своих показаний.

Всего во Франции были арестованы 543 рыцаря. Филипп Красивый призвал королей других европейских государств также арестовать храмовников, находящихся на их территориях. Но те не вняли увещеваниям французского владыки. Только в Англии рыцарей храма рассадили по монастырям. Шотландия, наоборот, дала им убежище. И многие тамплиеры укрылись в ней.

Казнь великого магистра и его соратника

Следственные мероприятия против членов ордена продолжались не один год. 16 октября 1311 года, то есть через 4 года после арестов, был созван Вьеннский собор. На нём представители церкви под руководством папы римского приняли решение о роспуске когда-то могущественного ордена. Всё его имущество отошло к другому ордену рыцарей-монахов - госпитальерам. В истории они больше известны как мальтийские рыцари.

Но большую часть финансов и недвижимости забрал Филипп Красивый в качестве компенсации за судебные издержки. Таким образом, король Франции достиг намеченной цели и получил то, что хотел.

После окончания собора начались судебные процессы над храмовниками. Рыцари в основной массе получили пожизненные сроки и закончили свои дни в темницах. Другие отделались длительными сроками заключения, но волю увидели единицы, да и то глубокими стариками.

Проклятие великого магистра

Великий магистр Жак де Моле и руководитель нормандских рыцарей Жоффруа де Шарнэ были приговорены к смертной казни через сожжение. 18 марта 1314 года их сожгли на костре. Уже объятый пламенем Жак де Моле воскликнул, обращаясь к папе римскому и королю Франции: «Мессиры, пройдёт меньше года, и я призову вас на Страшный Суд».

Проклятие великого магистра сбылось в точности. Римский папа Климент V умер 20 апреля 1314 года, то есть через месяц и 2 дна после казни великого магистра. На момент смерти главе католической церкви было 50 лет. По непонятной причине у него начались судороги и кровавый понос. Через несколько часов всё закончилось смертью.

Филипп Красивый умер 29 ноября 1314 года. На момент смерти королю Франции было 46 лет. Причиной трагического конца стало обширное кровоизлияние в мозг (инсульт). До этого король обладал крепким здоровьем и никогда ни на что не жаловался. По непонятным причинам умерли и 3 сына короля в течение 14 лет после его смерти. Они не оставили наследников и династия оборвалась.

Существует мнение, что тамплиеры обладали магическими способностями

Загадки ордена тамплиеров

Многие люди видят причину непонятных смертей именно в проклятии Жака де Моле. О тамплиерах всегда ходили слухи, что они обладали магическими познаниями. Высшим же магическим мастерством, несомненно, владел великий магистр, иначе он никогда не был бы избран на столь высокий пост.

Тамплиеры ассоциируются у многих исследователей с Туринской плащаницей и Чашей Грааля. Якобы именно они изначально владели этими величайшими церковными святынями. Такое вполне можно допустить, так как рыцари храма почти 200 лет прожили в Иерусалиме. За своё бескорыстие и преданность вере они пользовались огромным уважение у всех христиан.

Поэтому те люди, которые хранили у себя святые реликвии, передали их храмовникам со спокойной душой. Они знали, что благородные рыцари не используют бесценные сокровища христиан в качестве наживы, а будут почитать и беречь.

Развалины замка тамплиеров

Но с уничтожением ордена ситуация изменилась. Чаша Грааля , скорее всего, нашла пристанище в Шотландии, а Туринская плащаница непонятным образом объявилась во Франции. Сам же орден хотя и был официально упразднён, но его члены продолжали жить во многих странах Европы.

Совсем не исключено, что они тайно продолжали считать себя тамплиерами. Может быть и в наши дни храмовники образуют тайное общество. Такой сценарий событий вполне реален, так как у этих людей есть одно общее связующее звено - тайные знания по магии. Именно они и являются тем магнитом, который притягивает к себе подлинных рыцарей храма. Так что не будем ставить крест на этих людях, а лучше отдадим дань уважения их мужеству, целеустремлённости и преданности вере.

Тамплиеры (от французского «templiers» или «temple» - «храмовники», «церковь», «храм») именовались еще Нищенствующими рыцарями Христа и Храма Соломона. Они были одними из первых, кто начал образовывать военно-религиозные ордена. Так, орден основала в 1119 году небольшая группа рыцарей, во главе которых был Гуго де Пейн.

Это произошло вслед за Первым крестовым походом, для поддержания нового Иерусалимского королевства, окруженного побежденными мусульманскими соседями, а также для обеспечения охраны множества европейских паломников, направлявшихся в Иерусалим вслед за его завоеванием. Однако стоит делать различение между реальным созданием ордена тамплиеров, началом его жизнедеятельности и официальным признанием от Папы Римского, когда он стал самостоятельным монашеским братством.

Краткая история духовно-рыцарского ордена тамплиеров

Когда завершился Первый крестовый поход (1096-1099), которым предполагалось освободить Святую землю от мусульманского верховенства, на территории Восточного Средиземноморья было сотворено что-то типа христианского государства, которое получило название Иерусалимское королевство. Появились также мелкие государственные образования, вместе с Триполи, Антиохией, Киликийским царством, Эдесским графством, а также Ассасинами.

Этим христианским землям нашлось и название — Латинский Восток, а главный столичный город стал называться Иерусалим.

Совершенно естественным было то, что европейское население стало систематически осуществлять паломничество по святым местам. Однако по всем дорогам бродили разбойники, грабители, лихие люди, которые бесцеремонно и бессовестно занимались обкрадыванием паломников, а время от времени и их убийствами. Таким образом, дорога на восток для посещения святых мест представлялась смертельно опасным мероприятием.

Основание ордена тамплиеров

Продолжался весь этот беспредел в течение практически двадцатилетнего периода, пока однажды в 1118 году по пыльным палестинским дорогам не прошел небольшой отряд с благородными рыцарями. Именно он и приступил к защите пилигримов от грабителей и всякого сброда. Занимались они своим делом от всего сердца не за страх, а за совесть. К грабителям рыцари относились беспощадно, а для верующих прокладывали безопасную дорогу по святым местам.

Возглавлялась эта небольшая рыцарская команда человеком, которого звали Гуго де Пейн. Это был выходец из древней французской дворянской династии, которая в свое время верой и правдой служила своему государству. В пятнадцатилетнем возрасте Гуго был посвящен в рыцари. С того момента юноша вступил в касту профессиональных воинов – французских рыцарей. Молодому мужчине посчастливилось стать участником крестового похода и освобождения Иерусалима.

Версии возникновения ордена Тамплиеров

Домой Гуго де Пейн не вернулся, потому что решил остаться на земле Палестины. Найдя таких же, как и сам бессребреников он с ними объединился, и все вместе они встали на защиту странников. По одной версии это были девять рыцарей известных как nova militia christi, которые объединились во Франции, где и дали обет защищать паломников. После этого они вернулись в Палестину.

Многие из них были до такой степени бедными, что им недоставало денег даже для приобретения достаточного количества коней. Нередко на одном коне могли усаживаться по два наездника. Однако длилось это все приблизительно год, до тех пор, пока на боевую команду, безвозмездно защищающую путников, не обратили внимания при дворе короля Иерусалима Балдуина II.

Сам король с благосклонностью отнесся к отважным рыцарям, а те под его протекцией решили объединиться в орден. При этом они приняли присягу на верность не монарху, а Иерусалимскому храму Гроба Господня. Можно сказать, что именно таким образом и появились рыцари храма или храмовники. На французском языке это произносилось — тамплиеры. Именно так, в 1119 году и появился орден тамплиеров,который возглавил Гуго де Пейн.

Деятельность ордена тамплиеров

Сначала существует ли орден тамплиеров, практически никто не знал, однако со временем его известность начала возрастать. Благородным рыцарям разрешили отправиться в Европу и заняться вербовкой в состав ордена людей благородного происхождения. Европейским королям идея понравилась. Все они уважительно отнеслись к рыцарям-храмовникам, которые, руководствуясь лишь зовом своих сердец, заступались за паломников, шедших на Святую землю.

На тамплиеров неожиданно посыпалась целая череда милостей. Все это выражалось в даровании им земель и замков. Таким образом, бедные рыцари в мгновение разбогатели.

Особенной щедростью отличилось французское дворянство. Дело в том, чтовеликий магистр рыцарей-храмовников относился к их соотечественникам. Впоследствии об ордене формально начали поговаривать как о французском. И это при том, что в его рядах были люди самого разного происхождения.

Булла папы римского

В 1139 году во времена второго магистра Робера де Краона в аппарате Папы римского Иннокентия II была издана булла, в которой рыцари храма освобождались от всех существующих налогов. Им разрешалось свободно бывать в любых других, кроме Палестины, христианских странах, покупать землю, недвижимое имущество, а также вести финансовую деятельность, направленную на упрочение своего общества. При всем этом благородные рыцари должны были давать отчет только самому Папе римскому.

Вследствие этого, тамплиеры обладали полной независимостью. Их судьба была в руках лишь Бога и папы. Главам государств и высокопоставленным святым отцам не дозволялось вовлекаться в дела ордена. Более того, им запрещалось приказывать, что ему делать или заниматься контролем финансовой деятельности.

Деньги делают деньги

Великодушие и альтруизм, конечно же, являются самыми прекрасными человеческими качествами. Однако давным-давно отмечено, что деньги мотивируют людей приумножать свое состояние, а значит делать деньги. Этого не смогли избежать и рыцари-храмовники. Будучи образованными людьми, заступники пилигримов стали все более заниматься, в первую очередь, финансовой деятельностью. Сказались данные неограниченные права вместе с полной бесконтрольностью.

Тамплиеры начали одалживать деньги, и таким образом становиться ростовщиками. Они ссуживали огромные суммы денег под 10-15%. Тогда как у евреев и итальянцев эта услуга была не меньше 40%.

Понемногу у новоиспеченных ростовщиков появились должники, которые были и королями, и герцогами, и простолюдинами. Рыцари-храмовники раскрутили свою бурную финансовую деятельность по всему европейскому континенту. Денежными потоками начала наполняться казна ордена. Так они стали обогащаться просто на глазах.

Строительство соборов, замков и дорог

Кроме банкинга, храмовники начали возводить храмы и замки. Всего за всю историю существования ордена они построили 150 соборов и 76 замков, что было более чем серьезным показателем дохода. Есть версия, что таким образом они, в том числе, и вкладывали средства в недвижимость.

Рыцарям-храмовникам не было чуждо и дорожное строительство. В те времена европейские дороги пребывали в чрезвычайно плачевном состоянии. Более того, все они были приватными.

Ситуация усугублялась разбойниками, которые обитали в лесистой местности. Они нередко занимались грабежом и убийствами безоружных людей.

Храмовникам удалось построить отличные дороги, которые охранялись и имели постоялые дворы, но что самое удивительное таможенную плату с народа не брали. Все их дороги были бесплатные и совершенно безопасные.

Важным фактором для рыцарей храма была благотворительность. Каждому из них предписывалось трижды в неделю встречаться с нуждающимися и даром их кормить. Это обязывал делать устав ордена тамплиеров, и все это исполнялось беспрекословно.

Жесткая иерархическая структура ордена Тамплиеров

В самом же ордене имелась жесткая иерархическая структура. Возглавлял его великий магистр, обладавший неограниченной властью. Рыцари, являвшиеся равноправными партнерами в ордене, были численностью приблизительно тысяча человек.

Сообщество пополнялось и капелланами, священнослужителями, исполнявшими дополнительные обязанности. Членами могущественного союза считались рыцарские оруженосцы вместе со слугами. Всеми давался обет безмолвия. Всем им запрещалось разглашать посторонним о внутренней деятельности тамплиеров.

Это было тайное общество с жесткой властной вертикалью, независимостью, своими финансами и возможностью заправлять всем этим на свое усмотрение. Однако оно не вмешивалось в дела государств, в которых была их собственность. В ордене не было особ, приближенных к монархам. Таким образом, он никак не влиял на их политику.

Оставление орденом Палестины

Главный штаб ордена находился в Иерусалиме до самого конца XIII столетия. С 1291 года Латинский Восток больше не существовал. Иерусалимскому королевству, как и другим мелким государствам, суждено было пасть. Мусульманам удалось вновь вернуть себе эту территорию после практически 200 лет.

Рыцарский орден вынужден был выйти из Палестины. Он навсегда обосновался в европейских странах, которыми были Испания, Франция, Германия, а также Англия. В результате, орден остался без своего главного бастиона. Весьма скоро этой ситуацией решили воспользоваться его недоброжелатели, которые не могли пережить богатства и могущества.

Разгром ордена тамплиеров

Главному недоброжелателю, французскому королю Филиппу Красивому (1268-1314) не давало покоя богатство ордена. Он не был приверженцем тирании и стремился со всеми спорными вопросами разбираться в суде. Однако вследствие того, что он находился над судебной властью и полностью ее контролировал, то несложно было бы предвидеть, на чьей стороне будет суд.

С тамплиерами Филипп IV тоже решил действовать строго по закону. Самодержец слишком уж хотел отобрать все богатства ордена и за их счет заняться пополнением государственной казны. Однако для этого нужно было найти серьезные основания. И таковые представились в августе 1307 года.

Однажды король получил донос, что у одного преступника, осужденного на смертную казнь, есть какая-то важная информация, имеющая государственную важность. Преступник поведал венценосной особе о жутких вещах, которые творили благородные рыцари. Ему довелось сидеть в одной камере с таким же «смертником», который оказался одним из членов ордена храмовников.

Незадолго до казни тот решил облегчить свою душу и поведал о том, что творилось в их замках. Как оказалось, рыцари-тамплиеры при помощи своих огромных финансовых возможностей замыслили захватить власть на европейском континенте. У них были должники из числа весьма влиятельных вельмож, потому революция была делом техники. Более того рыцари-храмовники занимались совращением мальчиков, оплевыванием крестов, а также растлением девственных крестьянок. Таким образом, они были не истинными католиками, а служителями Сатаны.

Все эти сведения были тщательно задокументированы, и стали поводом для Филиппа Красивого направить обращение к Святому Престолу. В достоверности свидетельств заключенного было больше сомнений, было неясно, как храмовник очутился в королевском каземате, к тому же имел смертный приговор, ведь члены ордена не контролировались монархами, и они не обладали правами заниматься их арестами, тем паче судить и казнить.

Уничтожение ордена тамплиеров

Однако римскому папе Клименту V не было дела до этой существенной детали. Он намекнул Филиппу, что не будет ему мешать и, по сути, санкционировал арест всех тамплиеров. Как только руки у монарха были развязаны, он приказал арестовать всех французских тамплиеров. Эту совершенно секретную акцию решено было провести в течение одного дня. Так утром в пятницу 13-го октября 1307 года на территории Франции были арестованы все члены ордена.

Они были брошены в темницы, их пытали и истязали. Пытки тамплиеров были столь изощренными, что люди не выдерживали их и давали любые признания. Признания пришлось дать и великому магистру ордена Жаку де Моле, хотя позднее он от них отрекся.

В целом во Франции арестовали 543 рыцаря. Филипп потребовал от европейских монархов тоже арестовывать тамплиеров, оказавшихся в их государствах, но они не послушали Филиппа. Лишь в Англии храмовников сослали в монастыри, а в Шотландии, напротив, многим тамплиерам посчастливилось укрыться.

Обвинения, которые выдвинула Инквизиция

Обвинения, которые выдвинула Инквизиция тамплиерам, были следующими:

  • Они совершали поклоны какому-то коту, порой являвшемуся на сборах;
  • В провинциях они обладали одно-трехликими идолами, собственно головами и человеческими черепами;
  • Они совершали поклоны этим идолам, на своих сборах;
  • Они чтили этих идолов, которые были для них представителями Господа и Спасителя;
  • Утверждали, что голова смогла бы их спасти и сделать их богачами;
  • Из-за идолов орден получил все богатство;
  • Из-за идолов земля плодоносила, а деревья цвели;
  • Они завязывали головы идолам или прикасались к ним с помощью коротких веревок, после чего надевали на тело под рубахи;
  • При принятии новичков в орден давали им эти веревки;
  • Все делалось из-за благоговения пред идолами.

В основном было десять обвинений, как десять заповедей.

Цель оправдывает средства

Ведение следственных мероприятий против членов ордена шло несколько лет. В октябре 1311 года, т. е. спустя четыре года после арестов, решили провести судебный процесс на Вьеннском соборе. На нем церковники и власти Ватикана во главе с Папой римским решили распустить некогда могущественный орден, а имущество раздать другим рыцарям-монахам. Это были госпитальеры, более известные как мальтийские рыцари.

Самый большой куш с финансами и недвижимостью достался Филиппу Красивому, как компенсация судебных издержек. В результате он добился намеченных целей и обрел желаемое. Далее начались судилища над тамплиерами. В основном их приговаривали к пожизненным срокам. Прочие получили длительные сроки заключения, однако на свободу выйти довелось единицам в старческом возрасте.

Казнь и проклятие последнего великого магистра тамплиеров

Великого магистра Жака де Моле вместе с Жоффруа де Шарнэ приговорили к сожжению. 18 марта 1314 года приговор привели в исполнение. Охваченному огнем Жаку де Моле удалось проклясть, Папу и Филиппа, что точно исполнилось.

Климент V скончался уже через месяц с момента казни. Король Филипп скончался в ноябре того же года в возрасте сорока шести лет в результате обширного кровоизлияния в мозг (инсульта), хотя у короля всегда было отменное здоровье и никогда не возникало никаких жалоб. При странных обстоятельствах и неясным причинам скончались и его трое сыновей на протяжении четырнадцати лет после смерти их отца. Им всем не посчастливилось оставить преемников, и династии суждено было оборваться.

Загадки ордена тамплиеров

Большинство людей сразу же увидели причину загадочных смертей собственно в проклятии, которое наложил Жак де Моле, потому что за тамплиерами всегда тянулся шлейф неизведанного, загадочного. Народная молва называла их обладателями магических познаний.

Многие даже считали, что у тамплиеров есть Туринская плащаница и даже Чаша Грааля. И некоторые исследователи это допускают, ведь рыцарям храма пришлось практически двести лет прожить в Палестине. Их великодушие вместе с преданностью вере вызывало огромное уважение в христианском мире.

Благодаря этому все те, кто хранил у себя святыни и реликвии, спокойно передавали их тамплиерам. Никто не сомневался в благородных рыцарях. Все были уверены в том, что бесценным христианским сокровищам не суждено пропасть, и они будут в надежных руках.

С ликвидацией ордена все изменилось. Чашу Грааля, возможно, укрыли в Шотландии, а Туринскую плащаницу непонятно как обнаружили во Франции. Папа с Филипом добились упразднения ордена, но он продолжал свою жизнь в Европе.

Никто не исключает, что орден тайно продолжал свое существование. Возможно, и сейчас рыцари-храмовники продолжают свою скрытую от лишних глаз деятельность, ведь все эти люди обладали тайными магическими знаниями. Собственно тяга ко всему оккультному, как магнит, притягивает к себе истинных духовных искателей, а мужество, бескорыстие и преданность вере тамплиеров остались в людских сердцах.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Орден тамплиеров был основан в 1118 году, после неудачного Первого крестового похода. Название ордена происходит от слова “храм” (по-латински “темплум”).Под храмом имеется в виду Храм царя Соломона, на развалинах которого в Иерусалиме первоначально размещалась штаб-квартира рыцарей этого ордена. Крестоносцы, которые вели на Святой земле беспрестанные сражения, остро нуждались в пополнении своих постоянно редевших рядов, и особая активность тамплиеров в этой великой компании быстро вывела их на первые роли, дав и богатые трофеи, и политическое влияние.

Но вместе с богатством и мощью ордена росло высокомерие рыцарской верхушки. Великий Мастер (Магистр) ордена де Ридфорд сделал ряд опрометчивых шагов, и в 1187 г. христианский Иерусалим пал. Пришельцы из Европы смогли удержать в своих руках лишь узкую прибрежную полосу, на которой тамплиерам принадлежали лучшие земли и главные крепости.
Европейские монархи тем временем вели междоусобные войны и в конце концов перестали посылать солдат и деньги на отвоевывание у мусульман Святой земли.

К рест тамплиеров

Символ креста присутствует во многих религиях мира и являет собой основной элемент веры. Православие также ставит его в качестве центральной фигуры и придает ему множество значений и функций: защиту и спасение от всякого зла.

В своем первоначальном значении крест тамплиеров обозначает мир в своем единстве. Четыре равноценных луча говорят о том, как устроен мир: солнце, земля, вода и воздух едины в своей совокупности и олицетворяют собой все живое в нашем мире. Свое первое название крест тамплиеров получил, исходя из подобно трактовки амулета: круг солнца.

П осле 1206 года

В 1206 г. египетский султан сумел сначала потеснить обосновавшихся на побережье крестоносцев, а вскоре вместе с рыцарскими орденами скинуть их в море. Святая земля была окончательно потеряна для христиан, и тамплиеры перенесли свой лагерь на остров Кипр, мечтая со временем восстановить свою былую славу и могущество.
Пока тамплиеры собирались с силами для нового похода против мусульман, король Франции Филипп IV задумал собственный «крестовый поход» против тамплиеров. Дело в том, что он задолжал этому рыцарскому ордену крупную денежную сумму, - орден располагал значительными средствами, осуществляя выгодные банковские операции. Теперь Филипп IV желал освободиться от этого неудобства. Деньги, что он должен был тамплиерам, требовались ему для войны с английским королем Эдуардом I.
Французскому королю помогла двадцатилетняя тяжба Англии с Католической церковью, изрядно подорвавшая силы обеих враждующих сторон. И тут Филиппу IV выпали сразу два козыря: умер его заклятый враг Эдуард I, и на английский трон вступил его слабый и нерешительный сын Эдуард II. К тому же Филиппу удалось возвести на трон святого Петра своего человека - Климента V.


Вскоре на Кипр пришло известие о намерении нового папы организовать Крестовый поход, и тамплиеры увидели в этом предвестие скорого возвращения им былой славы. Когда Великого Мастера Ордена тамплиеров престарелого Жака де Моле пригласили во Францию, он прибыл туда с готовым планом освобождения Иерусалима. Париж встретил его с большими почестями, которые длились до рокового дня 13 октября 1307 г. На рассвете по приказу Филиппа всех тамплиеров арестовали и заковали в цепи. Немедленно начались пытки с требованием признаться в ереси.
Когда папский приказ об аресте тамплиеров пришел в Лондон, молодой Эдуард II никаких репрессивных действий не предпринял. Более того, он выразил понтифику сомнения в вине тамплиеров. Только после выхода официальной буллы папы римского английский король был вынужден совершить какие-то шаги. Лишь в январе 1308 г. он издал приказ об аресте находившихся в Англии рыцарей Ордена тамплиеров. Но те еще три месяца назад получили предупреждение и смогли как следует приготовиться: многие тамплиеры ушли в подполье, а те, кого все-таки арестовали, нашли способ бежать из тюрем. Свои сокровища, драгоценности, святыни и важнейшие документы тамплиеры надежно спрятали. В Шотландии папский приказ даже не был обнародован. Таким образом, Англия и особенно Шотландия стали тайным прибежищем для тамплиеров континентальной Европы, и о полной его надежности говорит то, что тамплиеры помогали друг другу и пользовались поддержкой извне.
Трон английского короля перешел от Эдуарда II к Эдуарду III, а тот завещал корону своему десятилетнему внуку, который, став Ричардом II, наблюдал из своего Тауэра, как бушевали в Лондоне восставшие крестьяне Уота Тайлера.

Тем временем английский народ был вынужден испытывать много всяческих тягот. Беспрестанные войны опорожнили королевскую казну, а придворная камарилья растащила ее остатки. Эпидемия чумы унесла треть населения страны, свою жатву покойников собрали годы страшного голода. Королю по-прежнему требовались деньги на войну с Францией, и он вводил новые хитроумные налоги. Простой люд находился под гнетом многочисленных хозяев жизни. Закипал разрушительный котел народного гнева.
Церковь не была в состоянии исправить положение. Землевладельцы в сутанах были столь же безжалостны к своим крепостным, как и их коллеги из родовитого дворянства. А в среде ушедших в подполье тамплиеров царила религиозная смута. Организация рыцарей-монахов ранее не подчинялась никому в мире, кроме Святого Отца, как именовался папа римский. Когда папа, наместник Христа на земле, ополчился на них, казалось, разорвалась связь с самим Господом. Тамплиерам необходимо было найти новый способ общения с Богом. А в те времена всякое отклонение от учения Церкви клеймилось как безбожная ересь.

Милена СТАНЧЕВА

Таинственные ритуалы, белые плащи, информационный туман, тщательный отбор членов… Загадками и мистикой окутан Орден Рыцарей Храма. Интерес к ним подогревается многими слухами. Например, утверждают, что Орден Храма знает якобы все про чашу Святого Грааля и Ковчег Завета, что он одновременно охраняет и их, и “наследников” Иисуса Христа и Марии Магдалины.

Являются ли наши болгарские тамплиеры (всего около 340 человек) потомками тех тамплиеров, которые обитали на древних болгарских землях? Это предмет оживленных дискуссий в закрытых и открытых кругах. “В Средние века Болгария была одной из трех великих держав Европы” – таково категорическое мнение Румена Ралчева, Великого приора Болгарии и бывшего масона. “В Средние века можно говорить о постоянном присутствии рыцарей этого ордена на территории Болгарии”, – считает тамплиер археолог проф. Николай Овчаров.

Можно ли говорить о присутствии рыцарей-тамплиеров близ села Нисово Русенской области? По мнению проф. Николая Овчарова и других видных тамплиеров – да. Маленькое село стало известным благодаря своему уникальному некрополю – древнему кладбищу с 7-8 могилами, расположенными одна над другой, с крестами, которые называют “типично тамплиерскими”. Изучение некрополя началось в 2007 г. и продолжается по сей день. Кресты некрополя относятся ко времени правления царя Калояна и Четвертого крестоносного похода, считает проф. Овчаров.

Но каких-либо письменных источников, подтверждающих его мнение, нет. Историк доцент Александр Николов считает “полной фантастикой” утверждение, что в Болгарии в Средние века были колонии тамплиеров. По его мнению, это утверждение не основывается ни на каких исторических документах. Тамплиеры обитали в основном на Ближнем Востоке. После конца ордена некоторые из них продолжали действовать Португалии и Шотландии, а остальная часть, по всей вероятности, ушла в подполье, утверждает Николов. По его мнению, тамплиеры связаны с католической Церковью и искать средневековую связь абсурдно.

“Тамплиеры” или “Рыцари Храма” – название одного из христианских военных орденов, который возник после Первого крестового похода. Точные обстоятельства создания ордена неизвестны. Считается, что это случилось между 1118 и 1121 гг. и было делом бургундского рыцаря Гюго де Пайена и еще 9 французских рыцарей. Ранее, в 1072 г. султан Джалаладдин Малик-шах запретил европейским католикам совершать паломничество на Святую землю, что вызвало гнев папы Александра І. Византийский император Алексий Комнин попросил у него военной помощи для защиты от турков-сельджуков. Целью новосозданного ордена было оказание помощи новому Иерусалимскому королевству в борьбе с враждебными мусульманскими соседями и обеспечение безопасности христианских паломников, которые посещали Святую землю. Впервые в христианской истории был создан орден монахов-воинов. Эти рыцари находились в подчинении Феоклита, латинского патриарха Иерусалима. Король Иерусалима Бальдуин Второй предоставил им помещение под своим дворцом, который по легенде был построен на месте древнего храма Соломона. Король возложил на них обязанность защищать “насколько возможно паломников от нападений воров и разбойников”. Рыцари объединились под именем “Бедные рыцари Христа из храма Соломона”. (Согласно другим источникам – “Бедные братья Иерусалимского храма”). Орден известен больше как орден рыцарей тамплиеров или храмовников из-за того, что их первоначальная резиденция была в храме (Templum). Их девизом стал Пс. 115:1: “Не нам, не нам, но Имени Твоему”.

Со временем Орден тамплиеров превратилсь в мощную экономическую и политическую структуру, которая оказывала значительное влияние на государства и коронованных особ средневековой Европы. Согласно преданию, устав ордена был составлен самим св. Бернардом и утвержден на церковном Соборе во французском городе Труа папой Евгением ІІІ в 1128 г. В его основу был положен устав ордена цистерианцев – одного из самых строгих монашеских орденов. Запрещалось употребление мяса, молока, овощей, фруктов и вина. Пищу рыцарей составляли хлеб и вода. Их одежда была исключительно скромной. При вступлении в орден рыцари давали монашеский обет послушания и нестяжания, а также дополнительный обет гарантировать силой оружия безопасность паломников. Рыцарские турниры, охота на оленей и кабанов, азартные игры запрещались. Наказания за это были жестокими. Провинившиеся могли стать рабами монастырей в течение года или на всю жизнь.

Тамплиеры были хорошо организованы и быстро превратились в ведущую силу международной политики во времена крестовых походов. Они получили чрезвычайные папские булы, хозволяющие им собирать налоги и десятину с земель, находящихся под их прямым контролем, что дополнительно способствовало их превращаению в важный институт. С 1139 г. орден был подчинен непосредственно папе. К концу ХІІ века тамплиеры начали заниматься также и банковским делом. Была создана система перевода денег и ценностей в Иерусалим, а также система предоставления денег в кредит. Рыцари занимались всем, что приносит доход – охраняли паломников, вели переговоры с мусульманами… Им приписывают образцовое ведение бухгалтерских книг, создание системы расплаты чеками.

При возникновении ордена считалось, что присутствие женщин в нем представляет опасность – дьявол может отклонить многих от правого пути. Рыцарям было разрешено жениться, но женщины в орден не допускались. Со временем этот запрет отпал. Объединение рыцарей и духовников, т.е. монахов и воинов, позволило получить дистциплинированную армию, ведомую христианской верой. Орден имел строгую иерархию. Его члены делились на четыре сословия:

– рыцари, вооруженные как тяжелая кавалерия. Происходили в основном из феодальных родов;

– сержанты, вооруженные как легкая кавалерия. Считались более низким социальным классом по сравнению с рыцарями. Происходили в основном из городского населения;

– земледельцы, которые заведовали имуществом ордена;

– священники, которые совершали обряды и богослужения.

Все члены ордена тамплиеров были обязаны принести рыцарские обеты и выполнять орденский устав. Рыцари составляли генеральный капитул, где решались важные вопросы. Только из числа рыцарей выбирался (пожизненно) Великий магистр, глава ордена, и другие должностные лица. Действовал также совет сановников. Местные отделения тамплиеров в различных странах делилисьна провинции во главе с великими командорами и на округи во главе с прецепторами или приорами. Тамплиеры получили право строить свои церкви и иметь свои кладбища. Рыцари не могли быть отлучены от Церкви, они сами даже имели право отменить наложенное Церковью отлучение. Все их движимое и недвижимое имущество было освобождено от церковных налогов. Таких привилегий не имел никакой другой рыцарско-духовный орден. Тамплиеры не признавали никакой власти над собой. Орден имел свою полицию и трибунал.

В ХІІ веке тамплиеры основали новую монашескую структуру и на некоторое время взяли под свой контроль всю территорию Латинской империи. В ХІІ веке орден приобрел первые земли в Бельгии и Франции, Португалии, Англии и Шотландии, на которых построил затем свои замки и имения. Конечно, рыцари участвовали и в боевых действиях, когда это было необходимо.

Постепенно рыцари тамплиеры ориентировали свою деятельность на Европу. Они создали мощную организацию на юго-западе Франции с резиденцией в замке Монсегюр в области Лангедок. Интересным является вопрос: откуда поступали основные финансовые средства, превратившие орден тамплиеров в “государство в государстве”? Этот аспект, как и все остальные аспекты истории ордена, окутан легендой и мифами. Согласно трем британским авторам, написавшим книгу “Орден тамплиеров. Святая кровь и Священный грааль”, орден якобы и по сей день обладает разоблачающими документами, касающимися древнего христианства, что вынуждает Ватикан переводить им значительные суммы денег для обеспечения необходимого молчания. Авторы допускают, что при раскопках, предпринятых тамплиерами в т. н. “конюшнях Соломона”, были открыты какие-то древние документы или свидетельства, которые помогли рыцарям получить экономическую и политическую мощь на Ближнем Востоке и в Европе.

В древности орден был очень богат, потому что его членами становились только аристократы по рождению. Когда кто-то становился его членом, он должен был подарить ему все свое имущество. Тамплиеры имели земли, имения, замки, деньги, золото и т.д. В 1192 г. они купили у английского короля Ричарда остров Кипр за 100 000 византийских монет – сумма, немыслимая для того времени. Орден создал флот и приобрел монополию на плавание по Сведиземному морю от Ближнего востока до Европы. Тамплиеры имели и свой банк. Ими были построены многие большие кафедральные соборы и церкви поменьше. Многие места в Европе связаны с рыцарями-тамплиерами. Среди них – монастырь Кристо, дворец Собре и замок в Томаре в Португалии, замок Колоси на Кипре, церковь Рослин в Шотландии, церкви в Лаоне и Ланлефе во Франции, замки Барбер и Понферада в Испании и пр.

В конце ХІІІ в. доходы ордена во Франции превышают в несколько раз доходы королевской казны. К началу ХІV в. членами ордена являются 15 500 рыцарей и значительное число щитоносцев и гражданских братьев. Орден обладает богатством, насчитывающим более 150 000 флоринов, имеет 10 000 имений, а также многие крепости и храмы в каждом значительном европейском городе (включая Лондон – на территории сегодняшней Прибрежной церкви).

С течением времени орден приобрел огромную мощь в Европе. Французский король Филипп ІV Красивый видел в нем угрозу и решил завладеть его богатством. Он приказал своим советникам составить список обвинений против ордена и убедил папу Климента V запретить его. Король послал по всему королевству запечатанные тайные приказы. Печати должны быть сняты на местах в одно и то же время, а приказы незамедлительно выполнены. Так в пятницу 13 ноября 1307 г. на рассвете король арестовал тамплиеров во всем французском королевстве и обвинил их во всех грехах. Собственность ордена была арестована. Жак де Моле, Великий магистр ордена, был арестован вместе с 140 рыцарями. Под пытками они признались в ереси, содомии, людоедстве и множестве других преступлений. Более 100 рыцарей были сожжены на костре, их участи в 1311 г. последует еще 51 рыцарь. 22 марта 1312 года орден был формально ликвидирован. 18 марта 1314 г. Жак де Моле и Жофруа де Шарне, прецептор Нормандии, были сожжены на костре. Перед смертью Моле проклял своих преследователей и предрек, что они предстанут вместе с ним до конца года перед судом Божиим. Действительно, папа Климент V и король Филипп ІV умерли до конца года. Владения тамплиеров были переданы иоаннитам (мальтийским рыцарям). Утверждают, что после разгрома ордена тамплиеров оставшиеся в живых его члены перебрались в Шотландию и положили там начало современному масонству.

В 1804 г. Наполеон на торжественной церемонии восстанавил орден. Однако вопреки усилиям императора убедить папу признать орден, этого не произошло. Орден остался гражданским учреждением. Отсюда начинается его новая история. В настоящее время ООН признала орден в качестве организации с гуманитарной направленностью, которая защищает христиан во всем мире. Великий приор Болгарии Румен Ралчев уточняет, что мир принял, что эта организация является духовным преемником средневекового ордена тамплиеров. В Средние века орден был католическим, но с течением времени он начал исповедовать различные национальные и церковные ценности.

Отношение Православной Церкви к тамплиерам выражено в различных официальных документах и решениях поместных Церквей. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл заявил в 2010 году, что не дает своего благословения на создание “православных рыцарских орденов” и других подобных структур. Церковь не одобряет участие мирян и священников в таких организациях главным образом из-за их римско-католического происхождения, связей с масонскими структурами и создания элитарных обществ квазицерковного характера. Все это – особенности тамплиерства, несовместимые с православным богословием и канонами Церкви.

История рождения, расцвета и падения рыцарей Ордена тамплиеров, или «рыцарей-храмовников», является, пожалуй, одной из самых романтичных легенд мира, в котором мы живем.

Сколько бы ни прошло времени, сколько бы веков не покрыло седой пылью барельефы на могилах мучеников Ордена, сколько бы не было прочитано книг и сколько бы раз любители истории не произносили имя великого Жака де Молэ – все равно, по-прежнему, романтики и фантазеры, ученые и мистификаторы в разных странах все так же собирают рюкзаки, чтобы отправиться в поход за «золотом тамплиеров». Кто-то всерьез изучает карты рудников и приисков, обыскивает руины замков и расчерчивает пути тамплиеров в Европе, кто-то ищет свое «сокровище» на страницах бестселлеров, стремясь его обрести путем литературной славы.

И никому из нас – ни фантазерам, ни ученым, не дано узнать, «как это было» - на самом деле. Нам остаются лишь исторические хроники и воспоминания современников, документы Инквизиции и по сею пору иногда всплывающие письма и старинные свитки из личных архивов благородных семей Европы.

Кто-то придает истории тамплиеров религиозную окраску, кто-то светскую. Мы же попробуем для себя открыть правду – настолько, насколько это возможно сквозь гущу веков.

Франсуа Мариус Гранье. «Папа Гонорий II, предоставляющий официальное признание ордену тамплиеров».

«Рыцари храма»

Вскоре после удачного исхода Первого Крестового Похода и утверждения на земле Палестины Христианского Иерусалимского Королевства – первого военного государства, населенного, в основном, европейскими рыцарями, на Святую Землю хлынул поток паломников, привлеченных утопической идеей безопасной жизни среди христианских святынь. Орды народа, странствующие «по земле Иисуса», естественно, привлекали к себе не только внимание мусульман, разгневанных захватом исконно своих территорий и городов, но и их месть – страшную и бескомпромиссную. Местность, по которой проходили маршруты паломников, была наводнена грабителями и убийцами. Дорога к Священному городу стала смертельно опасной для пилигримов.

Европейские монархи были довольны исходом Крестового Похода – миссия выполнена, Святая Земля практически очищена. Оставшиеся мусульманские поселения они считали всего лишь досадной помехой на пути светлого христианского мира, и надеялись на то, что рыцари, которым были обещаны щедрые земельные наделы, постепенно эту помеху устранят. А тем временем, Иерусалимское королевство начало потихоньку пустеть – рыцари стремились домой, к своим семьям и родовым гнездам, и никакие награды не могли остановить большинство из них. Как же быть в таком случае с паломниками, ежедневно подвергающимся насилию, разграблению, убийствам?.. Они нуждались в охране.

Первый, в истории Ордена Тамплиеров, Великий Магистр - Гуго де Пейен Вот что пишет об этом в 1119 году епископ Вильгельм Тирский, некоторое время возглавлявший Церковь Иерусалимского Государства: «Некоторые знатные люди рыцарского происхождения, преданные Богу, религиозные и богобоязненные, заявили о своем желании провести всю жизнь в целомудрии, послушании и без имущества, предав себя господину Патриарху на служение по примеру регулярных каноников». Несколько рыцарей высокого происхождения, испросив благословения у Короля и Церкви, вызвались принять на себя заботы по охране паломников и всех христиан, которые в больших количествах передвигались по Святой Земле. Для этого, ими был основан духовно-рыцарский орден «Нищих Рыцарей», светская основа которого была уравнена и гармонизирована с основами церковными. То есть, братья-храмовники, вступая в орден, не принимали на себя монашеского сана, но духовно и физически, по сути, ими становились.

Возглавил Орден один из его основателей, знатный шампанский рыцарь Гуго де Пейен, ставший первым в истории Ордена Великим Магистром. И вот, перед королем и Патриархом Иерусалимским, Гуго и восемь его преданных командиров - Готфрид де Сен-Омер, Андре де Монбар, Гундомар, Годфрон, Рораль, Жоффруа Битоль, Нивар де Мондезир, и Аршамбо де Сен-Эньян принесли клятву защищать христиан, странствующих или нуждающихся в помощи, до последней капли крови, а так же принесли три монашеских обета.

Ради абсолютной исторической справедливости, автору статьи хотелось бы отметить, что, по сути, основание подобного ордена стало явлением Печать Ордена Тамплиеровабсолютно беспрецедентным, на многие века опережавшим свое время. В данном случае, это объединение рыцарей не было еще одним монашеским орденом, не было некой духовной организацией - в сущности, они организовывали первую из знакомых нам сегодня «неправительственных некоммерческих организаций», ради пропаганды идеи и сбора средств. Пропаганда идеи - необходимости существования подобного ордена – состояла в уже осуществляющейся успешной защите паломников, а сбор средств – а как же без этого?.. Ведь сами тамплиеры были необыкновенно бедны – вплоть до того, что на двух рыцарей приходилась одна лошадь. В последствие, когда влияние храмовников распространилось весьма обширно, они создали печать, в память о былых днях Ордена – печать эта изображает двух всадников на одном коне.

В течение долгих десяти лет храмовники вели совершенно нищенское существование, соблюдая устав ордена Святого Августина Блаженного, за неимением собственного. Так бы и продолжалось, если бы Король Иерусалимский Балдуин II «Прокаженный», в некоторой степени, оскорбленный лично таким бедственным положением дел подопечного ему ордена, не отправил бы Гуго де Пейена к Папе Гонорию II с требованием инициировать Второй Крестовый поход, мотивируя его необходимость наглостью мусульманских воинов, продолжавших совершать вылазки на территорию вновь образованного государства.

Балдуин вообще был весьма благосклонно настроен к ордену «бедных рыцарей» - он даже предоставил им, не имевшим никакого собственного имущества, церковь в своем дворце к югу от развалин Храма Соломонова, чтобы они могли там собираться на молитву. Именно этот факт послужил точкой отсчета формирования того ордена, который знаком нам по описаниям сегодня: «Храм» (фр.temple), дал людям повод называть рыцарей «те, что у Храма», «храмовники». Об официальном имени – «Нищие рыцари» никто и никогда больше не вспоминал.

Де Пейен, в сопровождении небольшого количества товарищей, объехал практически всю Европу, не только уговорив государей собрать войска для Крестового Похода, но и попутно взымая немногочисленные и неохотные пожертвования. Кульминацией этой поездки стало присутствие Гуго де Пейена и рыцарей-тамплиеров на Великом Церковном Соборе во французском городе Труа – и присутствие это было обусловлено личной просьбой Папы Римского.

Это было полезно, и Де Пейен, как глава Ордена, понимал всю важность выступления на Соборе – хорошее выступление могло обеспечить поддержку Церкви, а поддержка Церкви – поддержку глав разных стран. Де Пейен говорил долго и красноречиво, завораживая эту избалованную и зашоренную церковную аудиторию картинами прекрасного нового, христианского мира, который возьмет свой исток у трона Иерусалима. Отцы Собора, покоренные его выступлением, обратились к присутсвующему там же Бернарду Клервосскому, который не стал скрывать своих явных симпатий к тамплиерам, с просьбой написать для нового ордена Устав, которым все бы были довольны. Так же отцы Церкви так же оказали рыцарям великую честь, повелев носить всегда белые с черным одежды, украшенные красным крестом. Тогда же, был создан и прототип первого боевого знамени тамплиеров, названного Боссеан.
Аббат из Клерво, принадлежащий к ордену Цистерцианцев, привнес этот воинственный дух и в Устав Храмовников, впоследствии названный Латинским. Бернард писал: «Солдаты Христа ни в малейшей степени не боятся ни того, что совершают грех, убивая врагов, ни опасности, угрожающей их собственной жизни. Ведь убить кого-либо ради Христа или желать принять смерть ради Него не только совершенно свободно от греха, но и весьма похвально и достойно».

В 1139 году Папа Иннокентий II издает буллу, по которой тамплиерам, к тому времени, уже превратившимся в довольно многочисленный, небедный орден, давала им значительные привилегии, такие как учреждение должности капеллана, освобождение от уплаты десятины и разрешение строить часовни и иметь свои кладбища. Но самое главное – желая иметь собственных защитников, Папа подчинил Орден единственному лицу, себе, возложив на магистра и его капитул полную ответственность за политику и управление орденом. Это означало абсолютную свободу для тамплиеров. А абсолютная свобода приносит абсолютную власть.

Это событие открыло перед Нищими Рыцарями все пути мира и стало новой главой в их истории – главой невиданного расцвета.

Золотой век Ордена

Манашеская одежда Ордена ТамплиеровИзначально, вся братия Ордена, делилась, согласно Уставу, на две категории: «рыцари» - или «братья-шевалье», и «служители» - или «братья-сержанты». Сами эти звания говорят о том, что в первую категорию принимались только рыцари благородного происхождения, во вторую же мог поступить любой мужчина не благородного происхождения, без всякой надежды со временем стать «братом-шевалье». Великому Магистру, который не являлся выборной фигурой – каждый Магистр еще при жизни должен был выбрать своего преемника – обладал практически неограниченной властью управления Орденом, которая была дарована Папой. Изначально, тамплиеры были категорически против вступления в ряды братьев священников, но, тем не менее, спустя некоторое количество десятилетий, с момента его образования, в рядах храмовников появился даже некий особый класс братьев-монахов, что было весьма удобно и даже целесообразно: монахи не могли проливать крови, к тому же, отправляли службы в собственных церквях Ордена.

Поскольку к членству в Ордене не допускались женщины, женатых рыцарей в Орден так же принимали неохотно, ограничивая их в выборе цветов для одежды. Так, например, женатые рыцари были лишены права носить белые одежды, как символ физической чистоты и «безгреховности».

Семьи женатых тамплиеров, после вступления ее главы в Орден, ждала незавидная участь по линии наследования. В том случае, если женатый брат отходил в иной мир, все его имущество, согласно «Договору о вступлении», поступало в общее орденское владение, а жена должна была в короткий срок покинуть имение, чтобы не искушать своим видом рыцарей и послушников Ордена. Но поскольку тамплиеры были известными благотворителями, то вдова и близкие члены семьи усопшего, всегда получали полную финансовою поддержку от казначеев Ордена (как правило, светских, «наемных» фигур) до конца жизни.

Благодаря такой политике членства, в скором времени Орден тамплиеров уже обладал огромными владениями не только в Святой Земле, но и в странах Европы: Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии, Италии, Австрии, Германии, Венгрии.

Справка: Средневековый замок Тампль (Tour du Temple) сохранился до нашего времени только на страницах исторических документов, на старинных картинах и гравюрах. Парижский «храм» рыцарского ордена был разрушен согласно указу Наполеона I в 1810 году.

Католический орден Бедных Рыцарей Христа в 1119 г. был основан на Святой земле Палестины. После захвата Иерусалима египтянами религиозные члены ордена покинули Палестину. К тому времени они обладали огромными богатствами и обширными землями в Европе. Значительная часть монахов-рыцарей происходила из французских дворянских родов.

В 1222 г. был построен парижский Тампль. Замок, окружённый глубоким рвом, считался неприступным. Внутри крепостных стен возвышались семь башен, стояла готическая церковь с двумя апсидами и стрельчатыми проёмами. Вдоль стен просторного клуатра находились казармы и конюшни.

Весной 1306 г. в Париж прибыл Великий Магистр тамплиеров – убелённый сединами Жак де Моле. Его сопровождали шестьдесят рыцарей Ордена. Процессия въехала в столицу на лошадях и мулах. Священники везли прах магистра-предшественника Моле – Гийома де Боже. Была перевезена в Париж и казна тамплиеров.

Резиденцией Магистра ордена стала Главная башня Тампля. В это мощное сооружение можно было добраться только по подъёмному мосту с крыши казармы. Мост приводился в движение сложными механизмами. В считанные мгновения он поднимался, опускались тяжёлые ворота, падали кованые решётки, и Главная башня становилась недосягаемой с земли. В башне жил Великий Магистр, подотчётный только Капитулу.

Капитул Ордена тамплиеров заседал в замковой церкви. Посреди главного коридора храма была установлена винтовая лестница, ведущая в крипту. Каменные плиты крипты скрывали усыпальницу Магистров; на одном из уровней тайного подземелья хранилась казна Ордена.

Так же, именно тамплиеров принято считать родоначальниками банковского дела – именно казначеям Ордена принадлежит идея обычных и «дорожных» чеков. Самое интересное состоит в том, что такая схема до сих пор является, можно сказать, «классикой» современного банкинга. Оцените ее красоту, простоту и практичность: наличие подобных чеков избавляло путешественников от необходимости перевозить золото и драгоценные камни с собой, ежеминутно опасаясь нападения разбойников и гибели. Вместо этого, обладатель ценностей мог явиться в любую «комтурию» Ордена и внести в ее казну все эти вещи, получив взамен чек, за подписью Главного Казначея (!!!) и отпечатком … собственного пальца(!!!), чтобы после этого со спокойной душой отправиться в путь с небольшим кусочком кожи. Так же, за операции с чеком, Орден брал небольшой налог – при обналичивании ценностей, указанных в чеке!.. Задумайтесь на одну минуту, не напоминает ли это Вам современные банковские операции?.. Если же обладатель чека мог исчерпать свой лимит, но нуждаться в деньгах, Орден выдавал ему таковые, в счет последующего погашения. Существовала и высокоразвитая система того, что сегодня мы бы назвали «бухгалтерским учетом»: два раза в год все чеки отсылались в главную комтурию Ордена, где их детально подсчитывали, подводили казенный баланс и архивировали. Не гнушались рыцари и ростовщичеством, или, если угодно, «банковским кредитованием» - любой обеспеченный человек мог получить ссуду под десять процентов, в то время как евреи-ростовщики или государственные кассы давали под сорок процентов.

Обладая настолько развитой банковской структурой, в скорости, тамплиеры стали необходимы и Двору. Так, например, в течение двадцати пяти лет, два казначея Ордена – Гаймар и де Милли – надзирали за казной французской монархии, исполняя при этом, по просьбе Филиппа II Августа, функции министра финансов, то есть, практически управляя страной. Когда на престол взошел Людовик IX Святой, Французская казна полностью была перенесена в Тампль, оставаясь там так же и при его преемнике.

Таким образом, «нищие рыцари» в сравнительно короткое время приобрели статус крупнейших финансистов Европы и Стран Востока. В числе их должников ходили абсолютно все слои населения – от простых горожан до августейших особ и отцов Церкви.
Благотворительность

Особенное место в списке дел Ордена занимают так же рационализаторская и благотворительная деятельность.

Поскольку тамплиеры были не только самым богатым из всех существующих орденов, но и самым привлекательным для новых братьев в плане возможностей, под его покровительством работало много выдающихся умов и талантов своего времени.

Тамплиеры, не скупясь, тратили огромные суммы на развитие наук и искусств, на меценатскую поддержку художников, музыкантов, поэтов. Но все же, солдаты остаются солдатами, и основной сферой интересов храмовников было развитие таких областей, как геодезия, картография, математика, физические науки, строительные науки, мореплавание. К тому времени, Орден уже давно располагал собственными, не подконтрольными власти королей верфями, портами, собственным современным и сверх-оснащенным флотом – довольно упомянуть, что на всех его кораблях были магнитные (!!!) компасы. «Морские тамплиеры» активно занимались коммерческими грузо - и пассажироперевозками, перевозя паломников из Европы в Иерусалимское Королевство. За это они получали щедрое вознаграждение и церковную поддержку.

Не менее активно, тамплиеры занимались и строительством дорог и церквей. Качество проезда в Средние века, можно было бы охарактеризовать, как «сплошной грабеж, помноженный на отсутствие дорог» - если Вы паломник, будьте уверены, что Вас ограбят не только разбойники, но и государственные сборщики налогов, имеющие пост у каждого моста, на каждой дороге. И тамплиеры, к неудовольствию властей, эту проблему решили – они занялись активным строительством прекрасных дорог и крепких мостов, которые охраняли их собственные отряды. С этим строительством связан так же и один «финансовый феномен», являющийся, по серкам Средник веков, и вовсе нонсенсом – за проезд рыцари не взимали налогов, ни одной монеты!.. Так же, менее чем за сто лет, Орденом по всей Европе были построены не менее 80 больших соборов и не менее 70 церквей, монахи же, населявшие эти церкви и соборы, полностью состояли на обеспечении тамплиеров.

Простой народ не просто был расположен к храмовникам – люди глубоко ценили благородство этих воинов. В самые тяжелые времена, когда случался голод и цены на меру пшеницы составляла гигантскую сумму в тридцать три су, тамплиеры кормили в одном только месте до тысячи человек, не считая ежедневных трапез для нуждающихся.

Моле, Жак де. Последний Великий магистр ордена

Начало конца

Сцена крестового похода рыцарей Ордена ТамплиеровИ все же, основным призванием тамплиеров, по-прежнему оставалось рыцарство, в особенности – войны с мусульманами, которые продолжались на Святой Земле. На эти войны и уходили основные средства и ресурсы Ордена. В этих войнах, храмовники преуспевали – известно, что тамплиеров и госпитальеров мусульманские воины боялись настолько, что султан Саллах ад Дин даже принес клятву «Очистить свою землю от этих поганых орденов».

Французский монарх Людовик VII, который возглавлял со своим войском Второй Крестовый поход, позже писал в своих заметках, что тамплиеры оказали ему огромную поддержку, и он даже не может представить, что бы ждало его войска, не будь с ними храмовников.

Однако не все европейские монархи были такого высокого мнения о надежности и преданности тамплиеров. Так, например, многие царственные персоны настаивали на том, что с сарацинами должен быть заключен мир, и вот, в 1228 году, Фридрих II Барбаросса этот договор заключил.

Тамплиеры были в ярости – согласно этому договору, сарацины обязывались передать Иерусалим христианам. Великий Магистр Ордена посчитал это огромной стратегической ошибкой – ведь Иерусалим находился практически в блокаже, окруженный мусульманскими территориями. Но Фридрих, который тамплиеров не любил – по многим причинам, и богатство Ордена была не последней из них – предпочел пойти на открытый конфликт, обвинив рыцарей в измене. Тамплиеры ответили ему угрозами, после которых Фридрих пришел в такой испуг, что в ближайшее же время свернул свои войска и покинул Святую Землю. Но отбытие Барбароссы не отменило заключенного договора, и ситуация из плохой прекратилась в бедственную.

Можно сказать, что Седьмой поход, под предводительством неопытного в тактических и политических вопросах короля Франции Людовика Святого, вбил последний гвоздь в крышку гроба христианского Королевства. Людовик, не имеющий опыта в восточном регламенте, со своей стороны расторг договор, который с трудом был заключен Великим Магистром Тамплиеров с султаном Дамаска – основного оплота сарацинов. Последствия этого необдуманного шага тут же стали весьма ощутимы – мусульманская армия, не удержимая ничем, одерживала одну победу за другой, и потери среди иерусалимских рыцарей были огромны. Христиане теряли город за городом, и даже были вынуждены с позором сдать Иерусалим – после длительной осады и жестокого боя.

Весной 1291 года сарацинский султан Килавун со своими войсками осадил город Агра, который являлся на тот момент последний оплот рыцарства в Палестине. По воспоминаниям современников, бой был воистину страшен, а численное превосходство – на стороне мусульман. Сарацины смели защиту и ворвались в город, учинив зверскую резню, в которой погиб Великий Магистр тамплиеров.

Оставшиеся в живых тамплиеры и госпитальеры скрылись в башне своей резиденции, где им удавалось некоторое время оказывать сопротивление врагу, но мусульмане, которые не могли их оттуда «достать», придумали способ решить все разом. Они начали одновременно подкапывать и разбирать башню, что и привело к ее обрушению. Она упала, погребя под собой и рыцарей, и сарацинов.

Все эти события в один момент закрыли эту главу истории христианского рыцарства, поставив точку в повести об Иерусалимском Королевстве.

Филипп IV Красивый (король Франции)

Падение ордена

С падением Святого Королевства, положение тамплиеров стал незавидным. Обладая все той же мощью – и численной, и финансовой, они потеряли главную цель, в которой и была заключена суть его существования: охрана и защита Иерусалима.

Европейские монахи и Церковь, для которых необходимость в Ордене более не была насущной, возлагали на них ответственность за падение христианского королевства – и это не смотря на то, что именно благодаря тамплиерам ему удалось просуществовать столь долго. Храмовников начали обвинять в ереси и предательстве, в том, что они собственноручно отдали Гроб Господень сарацинам и отреклись от Бога, и не смогли сохранить главную ценность христианского мира – землю, по которой ступали ноги Иисуса.

Особенно положение Ордена не устраивало французского монарха Филиппа IV Красивого, который правил страной, как абсолютный тиран и не намерен был терпеть чьего-то вмешательства в дела короны. К тому же, Филипп был обременен огромным количеством долгов Ордену. Вместе с этим, Филипп был умен, и прекрасно осознавал то, что тамплиеры – мощнейшая, богатая военная организация, не подотчетная никому, кроме Папы Римского.

Тогда Филипп решил действовать не силой, но хитростью. Он от своего имени написал прошение Великому Магистру Жаку де Мола, в котором просил принять его в почетные рыцари. Де Мола, считавшийся одним из мудрейших политиков и стратегов своего времени, это прошение отклонил, понимая, что Филипп стремится со временем занять пост Великого Магистра, чтобы сделать казну Ордена своей собственной.

Филипп был взбешен отказом, поклялся любым способом прекратить существование Ордена, раз уж ему не удается его завоевать. И такая возможность ему в скором времени представилась.

Последний Великий Магистр Ордена Тамплиеров Жак де Мола.

Бывший тамплиер, «брат-шевалье», изгнанный тамплиерами за убийство своего же брата, находясь в государственной тюрьме за другие преступления, в расчете на снисхождение, сознался в грехах против веры, которые якобы совершал, будучи в Ордене, вместе с другими братьями.

Король немедленно начал следствие против Ордена, оказывая как можно более агрессивное давление на Папу Римского с требованием отказать тамплиерам во всех привилегиях. Он издал самостоятельный указ, разосланный во все провинции с указанием «тамплиеров всех хватать, подвергать их аресту и отнимать их имущество в казну».

13 октября 1307 года, практически все члены Ордена, не успевшие укрыться или обремененные семьями, были застигнуты войсками Филиппа и подвергнуты арестам, имущество было конфисковано.

Согласно доступным сегодня протоколам допросов Инквизиции, тамплиеров обвиняли в отречении от Господа, оскорблении Креста, ереси, мужеложстве, поклонении некой «Бородатой Голове», являющейся одной из ипостасей демона Бафомета. Подвергнутые страшным пыткам, многие рыцари признались практически во всем, и вот, Папа издал буллу о том, что все европейские монархи должны начать аресты тамплиеров по всем странам, а так же изымать в пользу казны и Церкви имущество – и их собственное, и имущество Ордена, а так же земель. Эта булла положила начало судебным процессам в Германии, Италии, Англии, на Пиренейском полуострове и на Кипре, где находилась вторая по величине после парижской, резиденция Великого Магистра.
После длительного, всеевропейского следствия, пыток и унижений, в 1310 году возле монастыря святого Антония под Парижем, на костер взошли 54 рыцаря, которые нашли в себе силы отказаться от показаний, данных ими под пытками. Филипп Красивый праздновал победу – папской буллой от 5 апреля 1312 года, Орден Храма был официально упразднен и прекратил свое существование.

Приговор Великому Магистру Ордена, Жаку де Молэ, был вынесен лишь в 1314 году – Филипп хотел в полной мере насладиться унижением человека, некогда могущественного настолько, что мог смело игнорировать его пожелания. Перед судом, Великий Магистр, а так же приор Нормандии Жоффруа де Шарне, визитатор Франции Гуго де Пейро и приор Аквитании Годфруа де Гонвиль полностью признали обвинения и покаялись в совершенных злодеяниях, вследствие чего, церковный суд по инициативе Папы, заменил смертную казнь для них на тюремное заключение. Историки считают, что со стороны Магистра это был политический ход – суд над тамплиерами проходил публично. Выслушав приговор, де Молэ и де Шарнэ публично отреклись от предыдущих признаний, вырванных под пытками. Великий Магистр Жак де Молэ заявил, что предпочтет смерть заключению, унижающему его достоинство и гордость воина. В тот же вечер, костер поглотил и их.

И вот так, в кострах и пытках, унижении и клевете, закончилась уникальная история великого Ордена нищих рыцарей Христовых – элефанта, побежденного мышью. Так пал гигант, который не могли сломить войны и поражения, но сломила алчность.

Церковь Ордена Тамплиеров (Темпл), Лондон, Великобритания