Сочинения

И здесь лучше обратиться к помощи специалистов. Пример: страхи желания

Конспект занятия по психологии « Образ моего « Я» »
для учащихся 5 -6 классов
Подготовила и провела: педагог-психолог МБОУ Бекасовской сош Ж.С.Вылиток
Цель: - исследование качеств личности
- совершенствование своего « Я»
- построение плана развития и приобретения положительных качеств личности
- развитие психических процессов (внимание, память, мышление, речь)

Форма проведения: практикум

Ход занятия:
1. Орг. момент. Приветствие.
2. Основная часть.
2.1 Обучение навыкам самоанализа.
а) вступительная беседа.
- Как вы думаете, почему мы все такие разные? Да, потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности, которые формируются благодаря множеству причин. У нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями и устоями; мы дружили с разными людьми – все это отложило отпечаток на нашей индивидуальности. Нет на земле двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек уникален и по – своему неповторим.
Сегодня мы еще раз поговорим о нашей уникальности и неповторимости, о том, что в каждом из нас множество разнообразных качеств личности, которые и делают нас неповторимыми.
Каждый из нас постоянно употребляет местоимение « я»; это « я» думает, учится. Но кто такой этот « я» , как он выглядит, как может поступить в той или иной ситуации?
Это « я» живет в человеке в виде представлений о самом себе. Я – это то, кем считает себя человек в мыслях, чувствах, действиях. Совокупность всех представлений о себе называется « образом – «я», или «я»- концепцией.
Наш внутренний человек, образ « я» многогранен, он проявляет себя по – разному: вцы можете быть на уроке тихим и скромным, а дома – грозой семьи, на улице – хорошим другом.
Существует «я»- физическое –внешнее, « я»- психическое – внутреннее.Есть « я» - сознательное (я- высокий, красивый) , « я» - бессознательное –
(непонятно, почему нравится запах розы, любите сладкое).Вы помните себя в прошлом, ощущаете в настоящем, представляете в будущем.У вас есть идеал вашего « я» – каким бы вы хотели себя видеть.

Б).Упражнение:« Кто это» (водящий угадывает ученика по его характеристике).

В). Упражнение « Наоборот» (одни называют положительное качество характера человека, другой – отрицательное).
Г). Упражнение « Волшебный круг»(в центре окружностей – «я», в первом круге – качества, проявляющиеся ежедневно, во втором круге – качества, проявляющиеся часто, но не каждый день, в третьем – те, которые проявляются редко, в четвертом, те, которых у вас нет, но вы бы хотели приобрести.
Обсуждение результатов.
Вопросы: Что нужно для того, чтобы эти качества стали частью вашей личности? Поможет ли это в построении плана развития своей личности?
Вывод: Для полноценного развития своей личности нужно иметь цель, к которой необходимо стремиться, не отступая от нее, не смотря ни на что.

Д). Притча « Орел и пустыня»(см. стр. 117)
Вопросы:
-Что такое цель?
- Какую цель поставил для себя орел?
- Можно ли назвать цель орла высокой? Почему?
- Какие качества развивает стремление к высокой цели?
- Что нужно для реализации цели?
Вывод: Чтобы достичь поставленной цели нужно иметь представление о том как вы будете это делать, иметь план действий. Если только говорить о том, чего вы хотите, но ничего не делать, то результата никогда не добиться.

2.2 Развитие психических процессов(внимание, память, мышление) .
а) Упражнение « Разминка»
б)Упражнение « Анаграммы»
в) Упражнение « Найди имя»
г)Упражнение «Запомни»
д) Головоломка

3.Заключительная часть.
Вывод. Упражнение « Комплименты»
находчивость смелость беспечность высокомерие скупость неряшливость доброта умение прощать честность благодарность настойчивость ум капризность несдержанность аккуратность чувство меры общительность хитрость предательство робость эгоизм заботливость исполнительность лень хороший вкус верность простодушие трудолюбие обидчивость жадность
забывчивость трусливость грубость любознательность чуткость сострадание опрятность
обман пунктуальность щедрость терпеливость справедливость гордость

1.Не поддавайся плохому настроению!

2. Будь смелее!

3. Доверяй себе!

4. Определи цель своей жизни!

5.Наметь пути достижения цели!

6. Научись правильно оценивать свои возможности!

7. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе!

8. Развивай свои способности!

9. Работай над собой!

Занятие с элементами тренинга «Образ моего «Я»

Маликова О.М., психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»

Цель: осознание участниками своего собственного «Я», особенностей своей личности, формирование положительного образа «Я».

Задачи:

    Сформировать у подростков навыки самоанализа и определения своих психологических границ.

    Дать возможность каждому члену группы узнать, как его воспринимают другие участники.

    Обсудить конструктивные способы поддержания позитивной самооценки.

Время проведения: 1 час 20 минут

Оборудование: листы бумаги А4, цветные карандаши или фломастеры.

Ход работы

Приветствие

Тест-игра «Самооценка»

Участникам предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву «Я». Психолог объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка участника. Затем объясняет, что это тест-игра и не стоит ее результаты принимать очень серьезно.

Обсуждение понятия «самооценка»

Самооценка – это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его интересов. На самооценку влияют несколько факторов.

Во-первых, представления о том, каков человек на самом деле и каким он хотел бы быть.

Во-вторых, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

В-третьих, человек испытывает удовлетворение не от того, что он просто делает что-то хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

Упражнение «Мое жилище»

Цель: осознание своих личностных особенностей и психологических границ.

Инструкция: «Сейчас вам нужно нарисовать свое личное пространство в виде какого-нибудь жилища, дать этому жилищу название, очертить его границы, если это необходимо. Время рисования 5 минут».

Рисунки выкладываются в круг.

Ведущий: «Давайте подумаем вместе и ответим на следующие вопросы:

    В виде какого объекта получилось ваше жилище?

    Есть ли граница у вашего жилища?

    На каком расстоянии от него она проходит?

    Из какого материала ваше жилище и граница? Какой прочности? Какого цвета?

    Имеет ли кто-нибудь право заходить в ваше жилище?

    Кого из группы вы могли бы пустить в ваше жилище?»

Упражнение «Мои качества»

Инструкция: «Возьмите лист бумаги и разделите его на 4 квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1,2,3,4.

Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся, и которые вы считаете положительными.

Теперь заполните квадрат 3: напишите пять качеств, которые вам в себе не нравятся, которые вы считаете негативными.

Теперь посмотрите на квадрат 3 и переформулируйте эти качества так, чтобы они стали положительными, так, как если бы вас оценивал ваш лучший друг. Запишите в квадрат 2.

Теперь посмотрите на квадрат 1. Переформулируйте эти качества так, словно бы вас оценивал ваш недруг. Запишите в квадрат 4.

Теперь закройте ладонью (сверните лист) квадраты 3 и 4 и посмотрите на квадраты 1 и 2 – какой замечательный человек перед вами.

Теперь закройте квадраты 1 и 2 – жуткая картина. С таким человеком никто не захочет общаться!

А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.

Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем букву «Я».

Вопросы для обсуждения:

- Какое впечатление произвело на вас это упражнение?

Какие качества было записывать и переформулировать легче, какие труднее?

Вывод: Получается, что это мы сами выбираем, как к себе относиться! Мы можем быть себе и врагом, и другом. Мало того, это самоотношение всегда безошибочно чувствуют другие люди и, к сожалению, часто начинают относиться к нам именно так, даже если у них нет для этого объективных оснований.

На самом деле нет плохих и хороших качеств. Есть ситуации, в которых это качество мешает, а есть ситуации, в которых это качество помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы сами можем управлять их проявлениями, а не подчиняться им.

Упражнение «Я глазами других»

Цель: способствовать самоанализу подростков, развивать умение анализировать и определять психологические характеристики – свои и окружающих людей.

У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?»

Участникам предлагается разделить лист бумаги на три графы по вертикали: в 1-й графе ответить на вопрос: «Кто я?» Для этого быстро написать десять слов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, знакомые (любой значимый друг). В 3-й графе на тот же вопрос отвечает кто-то из группы. Для этого все кладут свои подписанные листочки на стол, передаются по кругу, сосед справа пишет о том человеке, чей листочек ему попался. Затем каждый листочек возвращается хозяину.

При обсуждении результатов данной процедуры можно обратить внимание на следующие аспекты:

    повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;

    о чем это может говорить (например, об открытости человека в общении);

    насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);

    отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов);

    совпадают или не совпадают Я-концепция и представления других об этом человеке;

    из чего складывается представления других о человеке (здесь возможно обсуждение вопроса ответственности человека за презентацию себя другим людям и т.д.).

Групповая дискуссия «Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку»

Мнения выписываются на отдельный лист бумаги и дополняются ведущим. Затем делается акцент на том, что существуют конструктивные и деструктивные способы поддержания самооценки. Участники вместе с ведущим обсуждают, как избежать деструктивного поведения в данной ситуации, каким конструктивным поведением можно его заменить.

Информация для ведущего:

Способы поддержания позитивной самооценки

улучшаем внешность (прическа, макияж, следим за фигурой);

занимаемся самообразованием, развитием своих талантов, способностей;

достигаем успеха в каком-то деле;

помогаем другим людям;

не ставим глобальных целей;

имеем хобби как способ выделиться из толпы;

усилием воли стараемся себя перебороть, сделать что-то на грани возможного.

    • обесцениваем других людей;

      «нарываемся» на комплимент;

      украшаем свой уголок плакатами, надписями типа: «я – лучше всех!», «я – король мира!» и т.д.;

      иногда рисуемся (делаем то, что не свойственно, но это выглядит «круто» и ярко (уйти с уроков, покурить «за компанию», принять алкоголь и т.п.).

Методы самовоспитания:

Самоприказ – короткое отрывистое распоряжение самому себе, применяется, когда человек ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять действия по их преодолению.

Самовнушение – (я уверен в себе!) помогает владеть собой даже в самых трудных ситуациях.

Самоободрение – при неудаче полезно вспомнить о своих успехах, с юмором отнестись к своим внешним недостаткам.

Самостимуляция – в случае небольших успехов целесообразно хвалить себя; в случае неудачи полезно выговаривать себе: «Плохо!»

Упражнение «Зато ты…»

Цель: создание положительной атмосферы в группе, повышение самооценки участников.

Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «…зато ты (у тебя)…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты и др.).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист. Во время выполнения задания в группе царит оживление и хорошее настроение; и в любой группе, даже в которой участники очень устали или напряжены, задание выполняется с большим энтузиазмом.

Рефлексия

Список литературы

    Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е. В. Емельянова – СПб: Речь, 2008 – 336 с.

    Латышев Г. В. Смотри по жизни вперёд: руководство по работе с подростками / Г. В. Латышев, М. В. Орлова, С. М. Яцышин, О. А. Титова, Д. Д. Речнов – СПб: « АПК и ПРО» , 2002 – 112 с.

    Майорова Н. П. Обучение жизненно - важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей / Н. П. Майорова, Е. Е. Чепурных, С. М. Шурухт – СПб: Образование-Культура, 2010 – 228 с.

    Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг/ К. Фопель – М: Генезис, 2008. – 208 с.

Конспект занятия по психологии

Тема: « Образ моего « Я» »

Цель:

Исследование качеств личности

Совершенствование своего « Я»

Построение плана развития и приобретения положительных качеств личности

Развитие психических процессов (внимание, память, мышление, речь)

Форма проведения: практикум

Ход занятия:

1. Орг. момент. Приветствие.

2 . Основная часть.

2.1 Обучение навыкам самоанализа.

а) вступительная беседа.

Как вы думаете, почему мы все такие разные? Да, потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности, которые формируются благодаря множеству причин. У нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями и устоями; мы дружили с разными людьми – все это отложило отпечаток на нашей индивидуальности. Нет на земле двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек уникален и по – своему неповторим.

Сегодня мы еще раз поговорим о нашей уникальности и неповторимости, о том, что в каждом из нас множество разнообразных качеств личности, которые и делают нас неповторимыми.

Каждый из нас постоянно употребляет местоимение « я»; это « я» думает, учится. Но кто такой этот « я» , как он выглядит, как может поступить в той или иной ситуации?

Это « я» живет в человеке в виде представлений о самом себе. Я – это то, кем считает себя человек в мыслях, чувствах, действиях. Совокупность всех представлений о себе называется « образом – «я», или «я»- концепцией.

Наш внутренний человек, образ « я» многогранен, он проявляет себя по – разному: вцы можете быть на уроке тихим и скромным, а дома – грозой семьи, на улице – хорошим другом.

Существует «я»- физическое –внешнее, « я»- психическое – внутреннее.Есть « я» - сознательное (я- высокий, красивый) , « я» - бессознательное –

(непонятно, почему нравится запах розы, любите сладкое).Вы помните себя в прошлом, ощущаете в настоящем, представляете в будущем.У вас есть идеал вашего « я» – каким бы вы хотели себя видеть.

Б).Упражнение:« Кто это» (водящий угадывает ученика по его характеристике).

В). Упражнение « Наоборот» (одни называют положительное качество характера человека, другой – отрицательное).

Г). Упражнение « Волшебный круг»(в центре окружностей – «я», в первом круге – качества, проявляющиеся ежедневно, во втором круге – качества, проявляющиеся часто, но не каждый день, в третьем – те, которые проявляются редко, в четвертом, те, которых у вас нет, но вы бы хотели приобрести.

Обсуждение результатов.

Вопросы : Что нужно для того, чтобы эти качества стали частью вашей личности? Поможет ли это в построении плана развития своей личности?

Вывод: Для полноценного развития своей личности нужно иметь цель, к которой необходимо стремиться, не отступая от нее, не смотря ни на что.

Д). Притча « Орел и пустыня»(см. стр. 117)

Вопросы:

Что такое цель?

Какую цель поставил для себя орел?

Можно ли назвать цель орла высокой? Почему?

Какие качества развивает стремление к высокой цели?

Что нужно для реализации цели?

Вывод : Чтобы достичь поставленной цели нужно иметь представление о том как вы будете это делать, иметь план действий. Если только говорить о том, чего вы хотите, но ничего не делать, то результата никогда не добиться.

2.2 Развитие психических процессов(внимание, память, мышление) .

а) Упражнение « Разминка» (см. стр. 175)

б)Упражнение « Анаграммы»

в) Упражнение « Найди имя»

г)Упражнение «Запомни» (см. стр. 118)

д) Головоломка

3.Заключительная часть.

Вывод. Упражнение « Комплименты»

находчивость смелость беспечность высокомерие скупость неряшливость доброта умение прощать честность благодарность настойчивость ум капризность несдержанность аккуратность чувство меры общительность хитрость предательство робость эгоизм заботливость исполнительность лень хороший вкус верность простодушие трудолюбие обидчивость жадность

забывчивость трусливость грубость любознательность чуткость сострадание опрятность

обман пунктуальность щедрость терпеливость справедливость гордость

1.Не поддавайся плохому настроению!

2. Будь смелее!

3. Доверяй себе!

4. Определи цель своей жизни!

5.Наметь пути достижения цели!

6. Научись правильно оценивать свои возможности!

7. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе!

8. Развивай свои способности!

9. Работай над собой!

10………………………………….

Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости. Таким образом, постепенно у подростка формируется Я-концепция.

Я-концепция, в свою очередь, способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации.

Подросток начинает всматриваться в себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Возникает потребность оценить свои возможности для того, чтобы найти свое место в коллективе. В процессе рефлексии происходит гармонизация замыслов и возможностей человека, его потенций и тенденций. Возникшая таким образом индивидуальность обладает, согласно Ананьеву, особой организацией. Центральную ее область занимает внутренний мир, который включает "Я" человека, его мировоззрение, ценностные ориентации и т.д. Его замкнутый контур регулирует все свойства человека и выступает психологическим барьером, определяющим, по Ананьеву, избирательное отношение субъекта к различным воздействиям. Ведущей во взаимодействии является созидающая, творческая деятельность, которая реализует все великие возможности исторической природы человека.

Поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и сверстников.

Поэтому подростку необходима помощь взрослого человека, чтобы помочь выявить и преодолеть переживания и внутриличностные конфликты, возникающие в процессе его личностного развития.

Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их. Изобразительная деятельность может являться альтернативным "языком", более точным и выразительным, чем слова, это инструмент для исследования бессознательного человека. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Невозможные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий. Поэтому воображение и фантазия в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.

Одной из наиболее динамично развивающихся в последние годы форм работы с группами является групповая арт-терапия, в ходе которой смутные побуждения предстают перед подростком в яркой образной форме, он лучше осознает собственные влечения и эмоции. Пионеры психотерапии детей и подростков (Д. В. Винниконт, В. Ловенфельд, А. Фрейд и другие) подчеркивали важную роль изобразительных и игровых средств в процессе оказания психологической помощи. Арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, способствует повышению самооценки подростка. Арт-терапия имеет "инсайт-ориентированный" характер и направлена на изменение мироощущения человека и системы его отношений (включая окружающий мир и самого себя), достижение им лучшего понимания своих переживаний либо такое изменение их "качества", которое делает человека более аутентичным, творческим, счастливым.

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что работа по развитию позитивной Я-концепции является актуальной именно на этой возрастной ступени.

Цель программы: Развитие позитивной Я-концепции у старших подростков с помощью методов арт-терапии.

То есть формировать компетенции в сфере самосовершенствования: саморегулирование, саморазвитие, личностную и предметную рефлексию.

Цель данной программы конкретизируется в частных задачах:

  1. Создать условия для включения личности подростка в процесс самопознания, самосовершенствования и самораскрытия.
  2. Обучение способам выражения своих чувств.
  3. Содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного, целостного образа “я”, самопринятия.
  4. Актуализация и осознание внешних и внутренних ресурсов своей личности, повышение самооценки.

Мы ожидаем получить:

  1. Повышение всех параметров самоотношения: самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса, самопонимания, самопринятия, ожидания положительного отношения от других.
  2. Позитивные изменения абсолютных значений в Я-реальном и Я-идеальном в сторону адекватности; сокращение разницы между показателями Я-реального и Я-идеального - что повышает конгруэнтность, удовлетворенность собой.
  3. Приобретении навыков рефлексии;
  4. Создание устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний.

Общее число занятий: 7, один раз в неделю.

Продолжительность занятия: 1,5–2 часа.

Количество детей в группе: 3–15 человек.

Отбор детей производиться на основе диагностического обследования.

При диагностике уровня сформированности структурных компонентов Я-концепции у старших подростков можно использовать следующие диагностические методики:

  1. Тест-опросник самоотношения В.В.Столина. (Приложение 1 )
  2. Тест-опросник “Шкала самоуважения Розенберга”. (Приложение 2 )
  3. Тест двадцати утверждений на самоотношение, разработанный М.Куном и Т. Мак-Портлендом, модифицированный А. М. Прихожан. (Приложение 3 )

Для проведения занятий нужны различные материалы: карандаши, фломастеры, краски, кисти разных размеров, палитра, баночки с водой, губка, бумага различных цветов, оттенков, формата, плотности и текстуры, картон, фольга, клей, скотч, ножницы, нитки, веревки. Для коллажей понадобятся старые журналы, репродукции, фотографии. Для театрализованных представлений (Перфоманса) могут понадобиться грим, свечи, костюмы, различные ткани и т.д.

Диски с музыкой.

Программа тренинговой личностно-ориентированной коррекционной программы по формированию позитивной Я-концепции у старших подростков. (Приложение 4)

Тематический план занятий

Тема Цели, задачи, назначения арт-занятия Наименование форм работы, упражнения
Знакомство. “Затерянный мир – Создание условий для включения личности в процесс самораскрытия; знакомство со спецификой работы в группе, со структурой занятий, установление принципов работы в группе, знакомство с каждым членом в группе.

– Побуждение личности к самораскрытию, исследованию собственного эмоционального состояния, развитию творческого воображения.

Позволяет осознать самих себя– своею внешность и внутренние характеристики, повышение уверенности в себе.

  1. Информация о тренинге знакомство со структурой занятий.
  2. Знакомство.
  3. Выработка правил группы.
  4. Упражнение “Каракули”
  5. “Метафорический Автопортрет”.
  6. Рефлексия.
“Цветные звуки моего тела” – Создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки.

– Побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций.

– Обучение способам выражения своих чувств.

  1. Свободное рисование на листе бумаги.
  2. Техника “Цветные звуки моего тела”.
  3. Рефлексия.
“Рисуем имя…” – Исследование личностной идентичности;

– Содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;

– Расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости;

– Содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного, целостного образа “я”, самопринятия.

  1. Упражнение “Зеркало”.
  2. Техника “Рисуем имя”
  3. Упражнение “письмо Волшебнику”.
  4. Рефлексия.
“Рисуем маски…” Создание условий для включения личности в процесс самопознания, осознания участниками своего реального и идеального Я, отношения к себе, своих сильных и слабых сторон, формирование установки на взаимопонимание, развитие навыков рефлексии, повышение самооценки.
  1. Визуализация.
  2. Техника “Рисуем маски…”
  3. Рефлексия.
  4. Упражнение “Два письма”
“Мой герб” Осознание и исследование своей идентичности, актуализация и осознание внешних и внутренних ресурсов своей личности, повышение самооценки.
  1. Упражнения для настроя.
  2. Техника “мой герб”
  3. Рефлексия
  4. Релаксация “Водопад”
Коллаж: “ Все грани моего Я” Отработка навыков невербальной коммуникации, эмоциональный подход к заданной теме, развитие креативности, формирование установки на взаимопонимание, развитие навыков рефлексии, повышение самооценки.
  1. Техника “Коллаж”
  2. Упражнения для настроя.
  3. Техника вербализации: “Избавление от комплекса”
  4. Рефлексия
Перформанс Ролевое развитие и трансформация, расширение способов коммуникации, идентификация с различными ролями и ситуациями, ритуальный характер действий членов группы.
  1. Упражнение “Шанхайцы”
  2. Создание образов и представление их.
  3. Рефлексия.

Оптимальное число участников арт-терапевтической группы от 3 до 15 человек. Пространство для занятий включает круг из стульев, рабочие места (парту и стул) для индивидуального творчества, а также свободную от мебели часть класса, в которой можно легко перемещаться.
Участники имеют равные права и равную ответственность за происходящее.

Структура занятий.

Первый этап. Настрой.

Начало занятия – это настрой на творчество. Задача этого этапа - подготовка участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Здесь используются игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. Например, различные варианты техники “каракули” (“каракули Винникотта”, “каракули тела”, “каляки”), техника “закрытых глаз”, “автографы”, “эстафета линий”. При выполнении этих упражнений происходит снижение контроля со стороны сознания и наступает релаксация.

Второй этап. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.

Музыка как терапевтическое средство, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых (С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев, К. Швабе и др.), влияет на настроение человека, улучшает его самочувствие, стимулирует его волю к выздоровлению, помогает ему активно участвовать в лечебном процессе.

Для занятий лучше подбирать мелодичные композиции без текста, которые не вызывают протеста у участников. Громкость звучания также устанавливается с общего согласия. Заметим, что необходимо изменить или выключить музыку, если этого желает хотя бы один из присутствующих.

Можно сочетать арт- и танцевально-двигательную терапию.

Третий этап. Индивидуальная изобразительная работа.

Этот этап предполагает индивидуальное творчество для исследования собственных проблем и переживаний. Принято считать, что все виды подсознательных процессов, в том числе страхи, сновидения, внутренние конфликты, ранние детские воспоминания, отражаются в изобразительной продукции при спонтанном творчестве.
Участники занятий, как правило, различаются степенью готовности к экспрессии, к контакту с психологом, к открытости в вербализации своих переживаний. Некоторые дети и взрослые пытаются создавать реалистичные, красивые рисунки. Поэтому необходимо объяснить участникам занятия, что их работы не будут оцениваться. Важен процесс спонтанного творчества, эмоциональное состояние “рисовальщика”, его внутренний мир, поиск адекватных средств самовыражения.
Данный этап занятия располагает к косвенной диагностике. Так, некоторые дополнительные сведения об авторе можно получить при интерпретации рисунков в соответствии с устоявшимися критериями известных проективных методик. Однако следует избегать прямолинейных аналогий и поспешных выводов.

Четвертый этап. Активизация вербальной и невербальной коммуникации.

Главной задачей этого этапа является создание условий для внутригрупповой коммуникации. Каждому участнику предлагается показать свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли у него в процессе изобразительной деятельности. Степень открытости и откровенности самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, к психологу, от личных особенностей ребенка. Если он по каким-то причинам отказывается от высказываний, не следует настаивать.
По рассказу участника можно понять, кого он осуждает, кому сочувствует, кем восхищается. Поэтому нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

Пятый этап. Рефлексивный анализ

Заключительный этап предполагает рефлексивный анализ в безопасной обстановке. Здесь обычно присутствуют элементы спонтанной “взаимотерапии” в виде доброжелательных высказываний, положительного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы позволяет каждому участнику арт-терапии пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности. Участники приобретают положительный опыт самоуважения и самопринятия, у них укрепляется чувство собственного достоинства, постепенно корректируется образ “Я”.
В завершение необходимо подчеркнуть успех всех и каждого.

Правила арт-терапии.

  1. В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение.
  2. Ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.
  3. Ребенок может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения. (“Включенность” детей в групповую коммуникацию во многом определяется педагогической этикой и мастерством психолога.)
  4. Ребенок имеет право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.
  5. В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания!

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.

Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность детей, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия.

Список литературы.

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.
  2. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб.: Речь, 2010.
  3. Вальдес Одриосола. М. – "Арттерапия в работе с подростками".
  4. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". – СПб.: Речь, 2008.
  5. Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". – СПб., 2002.
  6. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". – СПб.: Речь, 2003.
  7. Лебедева Л. Д. "Арт-терапия в педагогике". – Педагогика, 2000.
  8. "Практикум по арт-терапии". Ред. А.И.Копытин. – СПб.: Речь, 2001.
  9. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Знание, 1994.
  10. "Хрестоматия. Арт-терапия". Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001.