Значительную долю в новостных лентах информационных агентств сегодня занимают революционные потрясения, происходящие на Украине. Однако в пылу этих событий многие забывают об исторической близости братских народов. Одной из интересных страниц истории, связывающих русских и украинцев, является бытование старообрядческих общин на территории Малороссии и Украины в XVIII–XX веках.
Об этом и многом другом мы сегодня беседуем с автором монументального двухтомного труда «Старообрядчество в Российской империи» , кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Института украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского НАН Украины Сергеем Васильевичем Таранцом .
Сергей Васильевич, как вы в своём научном пути пришли к теме старообрядчества?
К теме старообрядчества я пришёл через краеведение. На третьем курсе исторического факультета Одесского университета начал заниматься историей краеведения. Давно было известно, что в Куренёвке Винницкой области было три старообрядческих монастыря.
Я поднял огромный пласт материала, так как был, естественно, к этому всему неравнодушен. Написал сначала курсовую работу, потом дипломную, которая стала одной из лучших на историческом факультете моего 1997-го года выпуска.
Дальше я зарядился идеей создания Музея истории старообрядчества , но понял, что в том положении, в котором я нахожусь, это сделать невозможно.
Сразу после окончания университета в 1997 году решил поступить в аспирантуру в Институт украинской археографии и источниковедения, закончил её в 2000-м году, а в 2003 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Источники по истории старообрядчества Правобережной Украины конца XVIII - нач. XX века» .
Какую эпоху, какие территории охватывает ваш двухтомный труд, который недавно вышел?
Идея создания монографии, не двухтомника, а одного тома, возникла ещё 7 лет назад. Конечно, тот круг вопросов, которые поднимаются сейчас в монографии, тогда не предусматривался. Само изучение источников подсказало, что ещё можно написать на эту тему, тем более, что работ общего плана до этого времени не было.
Я думаю, что мой труд может быть претензией на фундаментальное исследование вопроса . Но конечно, это, естественно, оценивать критикам.
В монографии рассматриваются такие проблемы, как расселение, численность старообрядцев Российской империи, правовое положение и преследование старообрядцев властями, тема взяточничества (подкуп представителей официальной церкви, ради сохранения старообрядческих общин - прим. ред. « »)
Эта проблема вообще поднимается впервые, я думаю, не только в старообрядческой историографии, но и в целом в Российской историографии, потому что историки не любят писать о негативных моментах, которые были в отечественной истории. Также обращено внимание на старообрядческие монастыри. В монографии представлена информация более чем о двухстах старообрядческих монастырях.
О каких малоизвестных монастырях вы пишете?
Их достаточно много, поэтому трудно перечислить все. Я думаю, таких монастырей наберётся более сотни. Естественно, в источниках информация есть, но в историографию она не вошла. Это монастыри, которые были расположены в старообрядческих епархиях: Донской и Кавказской и Уральской.
Также монастыри Севера России, поморские скиты. Их было достаточно много, естественно, что не все эти обители существовали в одно и то же время. Одни закрывались, другие, наоборот, открывались. Кстати, наибольшее количество монастырей было закрыто во время правления Николая I.
В монографии также подробно исследуется история известных старообрядческих духовных центров. Есть известная всем Белая Криница. Можно сказать, что читателю становится ясным процесс создания, существования, расцвета, а иногда и заката старообрядческих духовных центров. Дается хронология различных исторических процессов. В книге это представлено кратко, но чётко.
Это традиционный вопрос, который задают московские специалисты-старообрядцы. В своё время Ирина Васильевна Поздеева говорила, что вы подыгрываете националистическому чувству украинцев. Я думаю, проблема тут в другом.
На самом деле, прежде всего землевладельцы вот таких заграничных земель (Великое княжество Литовское и Правобережная Украина, которая была в составе Польши, и ещё земли, которые были в составе и Крымского ханства и Османской империи) более лояльно относились к бежавшим из России староверам не с точки зрения веры, а из экономического расчёта.
Для владельцев земли староверы были новыми, очень хорошими налогоплательщиками. Тем более, старообрядцы за десятилетия показали себя отличными тружениками, которые умели вести хозяйство даже на неудобных землях (например, Стародубье, Левобережная Украина - это фактически пески).
Но старообрядцы превратили этот край в цветущий и один из ведущих в промышленно-торговом отношении в Украине.
В целом можно ли вообще говорить о какой-то существенной роли старообрядчества в истории Украины?
В определённый период - да. Если брать 60-е годы XIX века, то фактически о торгово-промышленном развитии Украины мы можем говорить только благодаря старообрядцам. Они подняли экономику на достаточно высокий уровень. Допустим, то же Стародубье среди украинских регионов лидировало в промышленном и торговом отношениях.
В Елизаветинской провинции Новосербии, земли которой были присоединены в то время Екатериной II, первое купеческое общество тоже состояло исключительно из старообрядцев. Они задавали тон, им предоставлялись льготы. Это всё выходцы из Польши, Литвы, которые переселялись в этот край.
Также значительная часть переселилась в Одессу, и там возникла целая группа, колония, потом уже известная старообрядческая династия Дубининых. Сейчас нашлись потомки, с которыми веду переписку. После 1917 года они эмигрировали в Югославию, а сейчас проживают в Нидерландах, так что они помнят, откуда и чьи, и главное, очень интересуются старообрядчеством.
На ваш взгляд, если бы не случилось Октябрьской революции и не было раскулачивания-расказачивания, изъятия заводов, храмов и так далее, могла бы наша история пойти по альтернативному пути, предложенному старообрядчеством?
Однозначно. Об этом говорится в книге. Я думаю, что об этом уже говорили и другие авторы, но я, может быть, иду в некоторых вопросах даже дальше.
Так, например, мы знаем четыре классических модели трудовой этики: протестантская, западноевропейская, американская и японская. А я думаю, не случись революции 1917 года, в России успешно бы стала развиваться пятая модель трудовой этики, именно старообрядческая, которая утверждалась на принципах христианской православной морали.
Когда рассматриваешь вопрос в комплексе, обращаешь внимание именно на благотворительность. Она была в старообрядчестве просто огромная, особенно социальная, церковная. Об этом также немало говорится в моей монографии.
То есть можно сказать, что в истории нашей страны был упущен серьёзный шанс?
Я скажу даже больше. Когда изучали про Правобережную Украину, узнали, что евреи тоже жили в рамках старообрядческой православной этики. Они делали так, как делали православные. То есть даже на социальном уровне произошли определённые положительные сдвиги.
Я думаю, не случись революции 1917 года, мы бы имели совершенно другую ситуацию в наших странах. И не соглашаюсь с теми исследователями, которые говорят, что капитализм в Российской империи имел исключительно жёсткое лицо. На мой взгляд, капитализм Америки был жестче, и если бы там случилась революция, она бы имела больше оснований, чем в России.
Но всё же в Российской империи случилась эта большая трагедия, которая привела к большим человеческим жертвам и причины её были не только экономические.
К революции, разгулу атеизма и безбожия привел, в том числе, и духовный кризис, и отказ от Бога в XIX веке. В этом деле немало приложила руку российская интеллигенция, потом подхватили политические партии…
В общем, мы бы могли жить в другой стране, если бы старообрядцы побеждали мирным путём, своей этикой, своими принципами?
Думаю, да. Была бы другая Россия и, возможно, был бы другой мир, потому что не было бы, естественно, этих огромных миллионных жертв во время голода, репрессий и потерь Великой Отечественной войны, так как, на мой взгляд, эта война отчасти стала следствием Октябрьской революции.
Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да | Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 0 | ||||||
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет | Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0 | ||||||
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 0 | Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: | ||||||
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 0 |
div stylebSummary: /b. /div. pThe monograph sheds light on the Old Belief history in the Russian Empire. The author is the first to examine the interconfessional and interethnic issues, analyse the Old Believers’ bribery system and their adaptation to the then historical conditions, as well as identify their size and settlement areas in and outside Russia. The publication also offers a detailed history of the emBelokrinitsa/em hierachy, the social structure of the Old Believers’ communities, history of the all-Russian Old Belief centers, formation, development and liquidation of the Old Believers’ monasteries and skits./p pIt is intended for historians, philosophers, ethnologists, anyone interested in the Russian national culture/p, br. div style="background-color:#fdfcfc;color:#8B4513;padding:10pt;font-size:10pt;text-align:center;". bContent: /b, /div. pForeword ...5/p p classem, strongChapter/strong. /em. em. strong 1./strong. /em, strongReview of Literature and Sources on the Old Belief History /strong. /p p classEssay on the Old Belief Historiography ...15/p p classSources on the Old Belief History ...73/p p classem; strongChapter 2./strong, /em. strong Spreading of the “Old Belief”, the Old Believers’ Settlement and Size /strong. /p p classThe Factors of the “Old Belief” Spreading ...111/p p classGeography of the Old Believers’ Colonization ...124/p p classOld Believers’ Size in Russia and Abroad ...169/p p classem, strongChapter 3./strong, /em. strong The Social Structure of the Old Believers’ Community /strong; /p p classThe Peasantry ...217/p p classThe Petty Bourgeois ...222/p p classThe Cossacks ...232/p p classThe Merchants ...252/p p classThe Clergy ...259/p p classem. strongChapter 4./strong. /em. strong The State and the Old Belief /strong. /p p classThe Old Believers’ Legal Status ...266/p p classPersecution ...278/p p classem, strongChapter/strong. /em. em. strong 5./strong. /em, strongProtest and Search for Compromise /strong. /p p classThe Old Believers’ Participation in Uprisings and Revolutionary Movement ...307/p p classThe Old Believers and “the Culture of Bribery” ...346/p p classPraying for the Tsar as a Form of Adaptation ...366/p p classem. strongChapter 6./strong. /em. strong The Interconfessional and Interethnic Relations /strong. /p p classThe Interconfessional Relations ...377/p p classThe Interethnic Relations ...390/p p classem, strongChapter 7./strong. /em. strong Belief/strong. /p p classThe Belokrinitsa Hierachy ...414/p p classemBeglopopovtsy/em (Runaway Priests)...463/p p classemBespopovtsy/em (Priestless)...480/p p classem. strongChapter 8./strong. /em. strongМо/strong, strongnasteries /strong. strongand /strong, strongSkits/strong. strong. /strong, strongThe Outstanding Old Believers’ Centers /strong. /p p classThe Old Believers’ Monasteries: Formation, Development, Liquidation ...497/p p classKerzhenets ...538/p p classVetka ...554/p p classVyg-Leksa Monastery ...564/p p classStarodub’e ...572/p p classIrgiz ...583/p p classRogozh Cemetery...588/p p classPreobrazhensky Cemetery...598/p p classBelaia Krinitsa ...604/p p classKurenevskoie Trimonastyr’ie ...624/p p classCheremshan ...637/p p classstrongChronology of the Old Belief History/strong ...644/p p classstrongNames Index /strong...668/p p classstrongBibliography List of Illustrations /strong...700/p p classstrongList of Abbreviations/strong ...702/p. br |
|
Анотація:
Во втором томе монографии освещена история культуры старообрядчества в Российской империи. Автор впервые исследовал менталитет старообрядцев, вопросы морали и нравственности, их взаимоотношения с интеллигенцией, их церковную, социальную благотворительность и меценатство, определил место староверов в торговом и промышленном развитии страны. Значительное внимание уделяется старообрядческой литературе второй половины ХVІІ - начала ХХ в., книжным собраниям староверов, рукописному мастерству и книгопечатанию. В книге представлены образы старообрядцев в русской художественной литературе и живописи, акцентировано внимание на иконопись, литейное мастерство, музейное дело, театр и культовую архитектуру.
Для историков, философов, этнологов и всех тех, кто интересуется русской национальной культурой
Зміст:
Предисловие ...5
Глава 1. Обзор литературы и источников по истории культуры старообрядчества
Историографический обзор...11
Источники по истории культуры старообрядчества …46
Глава 2. Менталитет
Менталитет …59
Мораль и нравственность...103
Русское старообрядчество и российская интеллигенция...115
Глава 3. Экономика
Старообрядцы в торговом и промышленном развитии России...128
Новаторство...200
Благосостояние и уровень жизни...210
Глава 4. Благотворительность
Церковная благотворительность...218
Социальная благотворительность...242
Меценатство...257
Глава 5. Образование и воспитание
Домашнее и школьное образование...267
Высшее образование и благотворительность в сфере просвещения...295
Глава 6. Литература
Старообрядческая литература второй половины ХVІІ-ХVІІІ в. ...308
Старообрядческая литература ХІХ - начала ХХ в. ...346
Глава 7. Рукописание, книгопечатание и книжные коллекции
Книжные собрания староверов...381
Рукописное мастерство и книгопечатание...437
Глава 8. Иконопись и архитектура
Иконопись и литье...458
Культовая архитектура...472
Глава 9. Музеи и театры
Старообрядцы и русский театр...484
Музейное дело и образы старообрядцев в русской живописи...490
Глава 10. Образы старообрядцев в русской художественной литературе ...501
Хронологическая таблица важнейших дат в истории культуры русского старообрядчества ...532
Источники и литература
ІІІ. Литература...593
ІV. Электронные ресурсы...644
Список изданий, иллюстрации которых используются в монографии ...646
Именной указатель ...648
Список сокращений ...686
Taranets S. V. The Old Belief in the Russian Empire (the Late 17th – Early 20th Centuries). – V. 2. The Old Belief in the Socio-Cultural Aspect / Edited by H. V. Boriak. NASU Institute of History of Ukraine; Museum of the Old Belief History and Culture of Ukraine. – K., 2013. – 688 p.
Title: The Old Belief in the Russian Empire (the Late 17th – Early 20th Centuries).Author(s): Taranets S. V.
Year: 2013
div stylebSummary: /b. /div. pVolume 2 sheds light on the history of the Old Belief culture in the Russian Empire. The author is the first to examine Old Believers’ mentality, including the issues of their molality and ethics; relations with intelligentsia; their church, social charity and arts patronage, as well as their place in Russia’s commercial and industrial development. Special emphasis is made on the Old Belief literature of the 2nd half of the 17th - early 20th centuries. The publication also covers Old Believers’ icon painting, casting skills, museum affair, theater and cult architecture./p pIt is intended for historians, philosophers, ethnologists, anyone interested in the Russian national culture/p, br, div style="background-color:#fdfcfc;color:#8B4513;padding:10pt;font-size:10pt;text-align:center;". bContent: /b, /div. p, strongForeword /strong...5/p p. em, strongChapter 1./strong; /em, strong Review of Literature and Sources on the Old Belief Culture History /strong. /p pHistoriographical Review ...11/p pSources on the Old Belief Culture History ...46/p p. em. strongChapter 2./strong; /em. strong Mentality /strong. /p pМеntality ...59/p pMorality and Ethics ...103/p pThe Russian Old Believers and Russian Intelligentsia ...115/p p, em. strongChapter/strong, /em. em. strong3. /strong, /em. strongEconomy/strong. /p pOld Believers in Russia’s Commercial and Industrial Development ...128/p pInnovations ...200/p pWellfare and Life Standards ...210/p p; em. strongChapter 4./strong. /em strongCharity /strong. /p pChurch Charity ...218/p pSocial Charity ...242/p pArts Patronage ...257/p p. em. strongChapter 5./strong. /em. strong Education and Upbringing /strong. /p pHome and School Education ...267/p pHigher Education and Charity in the Field of Education ...295/p p. em. strongChapter 6./strong. /em. strong Literature/strong. /p pThe Old Belief Literature of the 2nd half of the 17th - 18th Centuries ...308/p pThe Old Belief Literature of the 19th - Early 20th Centuries ...346/p p. em. strongChapter 7. /strong. /em. strongManuscripts, Book Printing and Book Collections/strong. /p pOld Believers’ Book Collections ...381/p pManuscript Skills and Book Printing ...437/p p, em. strongChapter 8./strong. /em, strong Icon Painting and Architecture /strong. /p pIcon Painting and Castings ...458/p pCult Architecture ...472/p p. em, strongChapter 9. /strong. /em. strongМ/strong. stronguseums and Theaters /strong. /p pOld Believers and the Russian Theater ...484/p pMuseum Affair and Old Believers’ Images in the Russian Painting ...490/p p, em, strongChapter/strong. /em. em; strong 10. /strong. /em. strongThe Images of Old/strong, strongBelievers in the Russian Literature/strong...501/p p. strongThe Chronological Table of the Old Belief Culture History /strong...532/p p, strongSources and Literature /strong. /p pІ. Аrchival Sources ...552/p pІІ. Published Sources ...561/p pІІІ. Literature ...593/p pІV. Electronic Resources ...644/p p, strongList /strong, strongof /strong, strongIllustrations /strong...646/p p. strongNames Index /strong...648/p p. strongAbbreviations List /strong...686/p. br (матеріали доступні на умовах ліцензії Creative Commons |
Таранец С. В. Старообрядчество в Российской империи (конец ХVІІ – начало ХХ века) / Под редакцией члена-корреспондента НАН Украины Г. В. Боряка. – К., 2012. – Т. 1. – 704 с.
В настоящей работе мы попытаемся определить важнейшие факторы распространения «старой веры», способствовавшие массовому бегству населения из традиционных мест проживания в отдаленные регионы России и за рубеж. Исследуем географию старообрядческой колонизации, ее распространение в центральных регионах России, на Русском Севере, в Белоруссии, Прибалтике, Украине, Молдавии, на юге России, Северном Кавказе, Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, в Закавказье, Польше, Средней Азии (включая полуавтономные образования Бухару и Хиву). Постараемся определить наиболее популярные направления старообрядческой миграции (Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Крымское ханство, Османская империя, Швеция, Пруссия, Австрия, государства кавказских горцев, Китай, Австралия, Бразилия, Аргентина, США, Канада и др.), вычислить приблизительную численность старообрядцев в Российской империи, указать на факторы, влияющие на неточность статистики о численности старообрядцев; определить главные причины преднамеренного уменьшения числа староверов и наиболее заселенные старообрядцами регионы, национальный и социальный состав староверческих сообществ (крестьянство, мещанство, купечество, казачество, духовенство), характер и причины роста мест компактного проживания староверов после отмены крепостного права.
В 2004-2005 гг. на „Самарском староверии” были выложены тексты из старопечатного Часослова 1652 года в формате *pdf. Они были подготовлены к публикации С.П.Кораблевым (РДЦ) и любезно предоставлены для размещения на сайте. Материал этот оказался очень востребованным – за прошедшие годы было около 5000 скачиваний текста.
Сегодня в разделе „Богослужение” нашей Книжницы опубликован полный текст Часослова в форматах *pdf (3.71 Mb) и *docx (текстовый редактор *Word 2007) (1.42 Mb) со шрифтом, необходимым для правильного отображения текста в редакторе Word 2007. Для удобства скачивания там же размещен Часослов в форматах *pdf и в текстовом редакторе *Word 2007, сжатый в архиве *zip (3.89 Mb)
Тексты набраны Александром Ивановичем Самсоновым (РПСЦ), благодаря которому на нашем сайте размещено уже большое количество богослужебных книг.
Тексты набраны Александром Ивановичем Самсоновым.
Posted in ,