По картинам

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (сдвг у детей) причины, лечение, симптомы. гиперактивность у детей. Основные признаки гиперактивности у ребенка

Необоснованно активное поведение детей, которое выходит за рамки обычных игр, неусидчивость или неспособность сосредоточиться на умственном труде могут говорить о таком нарушении, как СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Это распространенная проблема в детском возрасте, и если ее оставить без внимания – синдром может иметь серьезные психологические последствия уже во взрослой жизни.

Как определить синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у ребенка, по каким симптомам и признакам можно говорить о наличии заболевания у детей до 1 года, дошкольного (в 2, 3, 4, 5 лет) и школьного возраста, есть ли , и что при этом делать родителям? Обо всем по порядку!

Что это такое

  • преждевременные роды;
  • сильные токсикозы у матери в период беременности;
  • затяжные или, наоборот, слишком стремительные роды;
  • внутриутробная асфиксия.

Не всегда эта проблема возникает на стадии вынашивания. Гиперактивность часто диагностируется у детей, чьи родители придерживаются слишком строгих методов воспитания.

Нарушение проявляется на фоне постоянных стрессов, которые испытывают дети в конфликтных семьях.

Основные признаки СДВГ у детей

Определить наличие синдрома просто даже неспециалисту.

Скорее всего, гиперактивность есть, если родители замечают следующие особенности в поведении:

  • В умственном развитии ребенок не отстает от других детей и успешно занимается умственной работой, но допускает нелепые и простые ошибки по причине невозможности сосредотачиваться на заданиях. Задачи могут выполняться не до конца.
  • В ходе выполнения сложных задач, состоящих из нескольких этапов, на определенной стадии теряется к таким занятиям интерес, даже если у него получается. Более того – дети стараются отлынивать от таких заданий.
  • Вне зависимости от вида деятельности или игры всегда находятся отвлекающие факторы.
  • Ребенок часто теряет свои вещи, проявляет забывчивость в разных делах.
  • Во время волнения отмечаются непроизвольные движения конечностей, подергивания, мимические жесты.
  • Дети с СДВГ чаще передвигаются бегом, чем пешком, и вообще не способны долго оставаться в спокойном состоянии.
  • Детям с СДВГ не нравятся спокойные настольные игры.
  • Во время занятий постоянно возникает потребность встать с места.
  • Беседы с такими детьми долго могут не прекращаться. Если общаются другие люди, находящиеся поблизости, дети вмешиваются в беседу.

По отдельности каждый из этих признаков не говорит о серьезных нарушениях , и иногда это - проблема воспитания.

Но детей, у которых наблюдается, как минимум, шесть-семь таких симптомов, необходимо обязательно проверить на наличие гиперактивности, особенно если такие признаки не проходят в течение 4-5 месяцев и дольше.

Диагностика

Для постановки диагноза «гиперактивность» (или его опровержения) ребенка необходимо показать детскому психологу и неврологу.

Опрашивают родителей врачи с целью выяснить, нормально ли протекала беременность. Психолог со своей стороны выявляет разницу в поведении малыша дома, в общественных местах и на прогулках.

Иногда за гиперактивность ошибочно можно принять последствия вседозволенности со стороны родителей. Дети могут так вести себя только в кругу семьи.

Их цель – не только выявить умственные способности, но и понаблюдать за поведением ребенка во время тестирования.

При подозрении на патологии головного мозга, которые могут приводить к подобным расстройствам, назначаются инструментальные обследования: реография, электроэнцефалография и МРТ.

Способы лечения, прогнозы на будущее

Сам синдром как заболевание не лечится радикальными методами . Предполагается лишь симптоматическая терапия, направленная на снижение активности и нейтрализацию агрессивного поведения.

Медикаментозные

Медикаментозное лечение:

  • Симпатомиметики. Такие средства стимулируют работу головного мозга и повышают тонус его клеток, приводя в норму мозговую активность.
  • Психостимуляторы. Действие препаратов направлено на нормализацию биоэлектрической активности мозга. При таком лечении снижается активность и уменьшается риск развития депрессивных и неустойчивых состояний.
  • Ноотропы. Такие препараты улучшают обменные процессы головного мозга, вследствие чего стабилизируется и поведение.
  • Антидепресанты. Способствуют повышению внимания и устраняют чрезмерную активность и импульсивность.

Рецепты народной медицины

Народная медицина – это дополняющее лечение , которое помогает снизить активность ребенка и лишь во вторую очередь такие средства влияют на умственные способности, улучшают сон, память и повышают внимание.

Использовать можно следующие средства:

  • На полтора стакана кипятка добавляют две столовые ложки шишек хмеля. Кипятят еще 3-5 минут, а после остывания фильтруют через марлю.

    Средство необходимо пить по одной чайной ложке три раза в день.

  • В стакане кипятка в течение 15 минут настаивают столовую ложку зверобоя. Отфильтрованный состав дают ребенку по две столовые ложки два раза в день.
  • В кастрюлю наливают три литра воды и доводят ее до кипения, кладут в нее 2-3 столовые ложки хвои.

    Через двадцать минут, когда хвоя даст в кипяток соки, воду выливают в ванну, в которой будет купаться ребенок. Такие ванны рекомендуется принимать каждый вечер перед сном.

Еще больше о симптомах гиперактивности у детей и способах лечения патологии узнаете, посмотрев следующее видео:

Хотя гиперактивность и распространенный синдром, он не является серьезным патологическим нарушением. Более того – часто с такой проблемой можно справиться даже без медикаментозного или психотерапевтического лечения.

Достаточно терпеливо и регулярно проводить с ребенком беседы о непристойности его поведения и не допускать дома стрессовых и напряженных обстановок.

Вконтакте

В медицинской практике геперактивность - это сложное поведенческое расстройство, которое не требует какого либо медицинского вмешательства и проявляется в раннем дошкольном возрасте.

Расстройство может повлиять на успехи ребенка в школе, отразиться на межличностных отношениях, быть заметным по чрезмерной психической и моторной активности.

Признаки расстройства у разных детей могут обнаруживаться по- разному. У большинства детей расстройство связано со спонтанными реакциями, которые ребенок не может подавить. Реакции влияют на подвижность ребенка, его речь и внимание. Считаются признаками неуравновешенной нервной системы, в среде взрослых называются чрезмерной эмоциональностью.

При гиперактивности ребенок испытывает трудности с концентрированием внимания, не может сидеть на месте, ждать очереди. Он выкрикивает ответы раньше других детей, тянет руку, чтобы первым ответить на вопрос, проявляет неорганизованность, рассеянность и забывчивость.

Из-за сверхактивности ребенок плохо успевает в школе, не способен качественно выполнять поручения, он много двигается, много разговаривает, прерывает разговор сверстников и взрослых.

Признаки и симптомы расстройства, как правило, начинают проявляться в возрасте до семи лет. Их можно спутать с другим расстройством - синдромом дефицита внимания, а так же нормальным поведением ребенка. Поэтому, если родители заметили у ребенка один или несколько признаков расстройства - это не значит, что ребенок - гиперактивен. И напротив, если признаки присутствуют во всех ситуациях - дома, в школе, при внеклассных занятиях и на прогулках - пришло время поближе познакомиться с психологом и врачом.

Причины гиперактивности у ребенка

Первопричинами гиперактивности могут выступать:

Различные инфекции;

Родовые травмы, трудные роды, роды раньше или позже срока;

Отравление тяжелыми металлами и опасными для здоровья химикатами;

Неправильное питание, плохой распорядок дня.

Исследования доказывают, что гиперактивность чаще проявляется у мальчиков. Она может сопровождаться нарушением режима сна, энурезом, различными нарушениями речи, сердечными расстройствами. Расстройство часто встречается в рамках синдрома дефицита внимания.

Основные признаки гиперактивности:

1. У ребенка практически всегда присутствуют беспокойные движения конечностей. Он не может сидеть на стуле, встаёт, вертится, ерзаёт, крутится, теребит одежду, когда должен спокойно сидеть.

2. Ребенок проявляет высокую двигательную активность без какой-либо причин. Он бесцельно бегает, прыгает, залезает на стулья, диваны, кресла, причем даже в тех ситуациях, когда этого нельзя делать.

3. Ребенок не может сосредоточиться на игре, тихо и спокойно заниматься чем либо. Он кричит, пищит, выполняет резкие неосознанные движения.

4. В разговоре ребенок очень несдержан, не может до конца выслушать вопрос, отвечает на вопросы не в впопад, не задумываясь.

5. Ребенок не может стоять и дожидаться очереди в любых ситуациях, начинает нервничать и капризничать.

6. Ребенок мешает другим детям, пристаёт к окружающим, вклинивается в чужую игру, мешает своим поведением.

7. Ночью и днём ребёнок очень неспокойно спит, переворачивается с одного бока на другой, сбивает простыню, сбрасывает одеяло и при этом любит позу калачиком.

8. Ребенок неспособен распознать чужие потребности и желания.

9. Ребенок склонен к эмоциональным потрясениям и не может контролировать эмоции - как хорошие, так и плохие. Ребёнок может испытывать гнев в неподходящее время или закатывать истерики, при чем совершенно без причины.

10. Ребенок проявляет интерес ко многим вещам, но практически всегда имеет проблемы с пониманием вещей. Например, он начинает интересоваться рисованием, но оставляет незаконченным рисунок и и переключается на игру в мяч, при этом полностью теряя интерес к рисованию.

11. Ребенок неспособен концентрировать внимание, даже тогда, когда к нему обращаются смотря в лицо. Он слышит речь, но не может повторить разговора, или того, что было сказано ему.

12. Ребенок часто делает ошибки по невнимательности.

Симптомы и отклонения выясняются специалистами путем наблюдения и оценки ребенка и его действий.

Дефицит внимания и гиперактивность у ребенка

Если окружающие утверждают, что ребёнок гиперактивен, это может означать что у него присутствует так же синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). СДВГ может определить только врач на основании заключения нескольких специалистов - психолога, психотерапевта и детского врача. Врач в процессе обследования так же постарается выяснить признаки других расстройств и заболеваний, которые схожи с СДВГ и нуждаются в различных видах лечения.

Если врач определяет, что ребенок имеет СДВГ, он предлагает родителям помочь в решении проблемы. Многим детям назначаются лекарства, помогающие контролировать поведение. На текущий момент существует огромное количество медикаментов, которые могут полностью вылечить это состояние. Медицина может помочь детям: фокусировать внимание, успокоить нервную систему, уравновесить поведение, улучшить память и внимание.

Некоторые лекарства ребёнок будет принимать только перед школой, некоторые - каждый день в рамках проведения лечебного курса. Назначить лечение может только врач, после консультаций с родителями.

Детям, имеющим СДВГ, нужна не только медицина, но и изменение образа жизни. В этом случае терапевт и психолог может предложить родителям индивидуально разработанный план по изменению образа жизни, дать рекомендации о том, что будет полезно, а чего следует избегать.

Детям так же очень полезна релаксация и поведенческая терапия. В релаксотерапии врач научит ребенка расслабляться, успокаиваться, делать глубокие дыхательные упражнения, расслаблять различные группы мышц. Поведенческая терапия может научить детей ставить перед собой цели и достигать их.

Если ребенок геперактивен (то есть поставлен именно такой диагноз), об этом обязаны знать не только родственники и врач, но и учителя школы, которую посещает ученик. Тогда ребенок сможет получить дополнительную помощь в учебе, если это необходимо. Школа может предложить родителям индивидуальный план обучения, спокойное место в классе, предоставить дополнительное время для выполнения заданий.

В большинстве случаев дети имеющие СДВГ имеют нормальное, счастливое детство, а при правильном подходе полностью устраняют недуг.

Очень важно знать, как проявляется гиперактивность на каждом возрастном этапе развития ребенка. Однако родители должны понимать, что большинство признаков могут характеризовать совершенно другую патологию, например неврастению. Поэтому самостоятельно диагностировать или делать выводы категорически запрещается. При подозрении на гиперактивность у ребенка следует обратиться обязательно к врачу.

Признаки гиперактивности у малышей до года

Первые симптомы заболевания могут проявиться у новорожденного. Кроха отличается: излишней возбудимостью; бурным реагированием на разнообразные манипуляции; излишней чувствительностью к внешним раздражителям - звуку, яркому свету; нарушенным сном (часто просыпается, крайне трудно засыпает, длительное время бодрствует); отставанием в физическом развитии (приблизительно на 1-1,5 месяца); запоздалым развитием речи. Если подобные признаки появляются только изредка, относить к патологии их не следует. Поскольку у детей до года может быть множество причин капризного поведения - прорезывание зубов, изменение питания и другие.

Симптомы гиперактивности у детей 2-3 лет

Это возраст, когда отчетливо проявляются симптомы патологии. У ребенка в 2 года нарушение характеризуется следующими признаками: неусидчивость; большое число лишних движений у малыша; хаотичность движений; задержка речевого развития; моторная неловкость.

Признаки гиперактивности у дошкольников

В трехлетнем возрасте у ребенка возникает первый кризис. Малыш становится капризным, упрямым. Такие черты наблюдаются у всех детей. Однако у ребят с СДВГ они значительно обостряются. В этом возрасте большинство детей идут в садик. Родителям следует обратить внимание на мнение воспитателей. У детей дошкольного возраста проявляется заболевание следующими признаками: неусидчивость; невнимательность; непослушание; трудности при укладывании спать; замедленное развитие внимания и памяти.

Проявления гиперактивности у младших школьников

У гиперактивных детей с увеличенными требованиями психических и физических нагрузок нервная система не справляется. Поэтому в школе наблюдается значительное ухудшение состояния. Основными признаками, на которые необходимо обратить внимание, являются: невозможность сконцентрировать внимание; неспособность сидеть на одном месте некоторое время; затруднение выслушивания взрослого; неуравновешенность; заниженная самооценка; вспыльчивость; головная боль; нервный тик; возникновение разнообразных фобий (страхов); энурез. Симптоматика гиперактивности у подростков

Ребята обладают прекрасным интеллектом, но при этом отличаются плохой успеваемостью. Причины кроются в невнимательности. Такие дети очень тяжело находят со сверстниками общий язык. Ребята склонны к различным конфликтам. Их отличает импульсивность, неспособность оценить последствия поступков, агрессивность.

Положительные эффекты у детей с гиперактивностью

Помимо проблем, у синдрома дефицита внимания присутствуют положительные моменты. В ходе многочисленных исследований удалось выяснить, что дети с СДВГ, как правило, являются:

1. Очень креативными и творческими. Ребенок, который мечтает и имеет в своей голове десятки разных мыслей может в будущем стать великим мастером, решающим сложные задачи и выбрасывающим фонтан идей. Дети с СДВГ могут легко отвлекаться, но в отличие от других видят то, чего другие не замечают.

2. Очень гибкими и изворотливыми. Ребенок может одновременно рассматривать несколько вариантов решений вопроса и открыт для различных идей.

3. Энтузиастами. Дети с СДВГ редко бывает скучными. Их интересует огромное количество вещей и яркие личности. Они притягивают к себе окружающих, имеют огромное количество друзей.

4. Очень энергичными и не предсказуемыми. Когда дети мотивированы какой-либо идеей, они работают и исполняют задания гораздо быстрее, чем обычные дети. Их бывает сложно отвлечь от решения задачи, если они в ней заинтересованы и если она связана с активным образом жизни.

Стоит заметить, что СДВГ не имеет ничего общего с интеллектом и талантом. Многие гиперактивные дети являются очень интеллектуальными и художественно одаренными.

Как отличить активность от гиперактивности ?

Родители нередко задаются вопросом - что такое гиперактивность, и чем она отличается от обычной активности. Как определить самостоятельно патологию?

Гиперактивный ребенок

Активный ребенок

Кроха постоянно пребывает в движении, неспособен контролировать себя. При сильной усталости и неспособности двигаться дальше, истерит и плачет.

Малыш не сидит на одном месте, любит подвижные игры. При заинтересованности способен долго собирать пазлы или слушать книжку.

Говорит быстро и много. Часто не дослушивает и перебивает. Редко выслушивает ответы на заданные вопросы.

Много и быстро говорит. Задает множество вопросов.

Ребенка сложно уложить спать. Сон у малыша беспокойный. Не редкость для ребенка кишечные расстройства, аллергии.

Нарушения пищеварения и сна встречаются редко.

Малыш неуправляем постоянно. Он не реагирует на ограничения и запреты. Его поведение в различных условиях активно.

Активность проявляется не везде. Непоседливый дома, малыш спокойно ведет себя в гостях или в садике.

Кроха сам провоцирует конфликты. Не способен контролировать агрессию - кусается, дерется, толкается. В ход может пускать любые средства: и камни, и палки.

Кроха неагрессивен. В пылу конфликта способен дать сдачу. Но самостоятельно скандалы не провоцирует.

Психологи всего мира считают, что если у детей наблюдается признаки гиперактивности, обусловленные поведенческим расстройством - их следует устранять, чем раньше, тем лучше. Это позволит избежать разочарований и трудностей, которые могут возникнуть от низкой самооценки, а так же трения и стресса накапливающего у семьи и окружающих.

Если у ребенка обнаружены симптомы гиперактивности, которые схожи с СДВГ, не стоит пренебрегать помощью квалифицированного врача и психолога. Вы сможете вовремя устранить гиперактивность, применив простые общедоступные меры.

Вариантов устранения этой особенности сегодня существует огромное множество. В качестве терапевтических мер может быть назначено изменение диеты, комплекс физических упражнений, изменение домашней обстановки, посещение детских кружков, любые другие отвлекающие факторы, которые позволят свести проблему к минимуму.

1. Четко организовывать распорядок дня ребенка и не менять его на протяжении продолжительного времени. В этой ситуации ребенок сможет приобрести необходимые рефлексы, например, ложиться спать после прочитанной сказки.

2. Создать для ребенка спокойную, предсказуемую обстановку, без каких- либо раздражителей. Это позволит минимизировать случаи выброса энергии.

3. Организовать для ребенка активный физический режим с посещением спортивных секций и занятий.

4. Не ограничивать ребенка в выполнении активных действий, когда это позволяет обстановка. Это даст возможность расходовать лишнюю энергию.

5. Гиперактивного ребёнка нельзя наказывать, заставлять долго сидеть на месте или выполнять какую либо утомительную работу.

Устранение проблем гиперактивности у детей - это выполнимо. Ребенку следует давать расходовать излишнюю энергию вне стен учебных заведений, пробуждать интерес к учёбе и творчеству.

Гиперактивный ребенок требует много сил и внимания от взрослых. Ребенка необходимо всегда слушать, помогать ему закончить начатые задачи, учить быть усидчивым. Гиперактивным детям нужны эффективные стратегии воспитания, развивающие структурность, систематичность и четкое взаимодействие с окружающим миром. Им нужны награды и поощрения, большое количество родительской любви, поддержка и одобрение.

Вы можете получить информацию по интересующему вопросу, отправив сообщение на электронную почту [email protected]

Симптомы детской гиперактивности довольно сложно определить в младенческом возрасте. Нередко по этому поводу возникает множество споров. Ведь в раннем возрасте малыш еще не способен демонстрировать какие-либо навыки, насколько легко он ими овладевает, какой при этом остается его поведенческая линия. Достаточно трудно определить природу эмоционального состояния малыша, который пока еще не способен заявить о себе.

Если малыш очень активный, в младенческом возрасте достаточно трудно отличить норму от патологии. А ведь это весьма важно. Вовремя замеченные симптомы позволяют скорректировать ситуацию и помочь ребенку избежать проблем в его будущей жизни.

Почему важно своевременно диагностировать

Все дети с рождения разные по темпераменту. Но активный малыш и ребенок с синдромом гиперактивности – это не одно и то же.

Впервые синдром был описан в 60-х гг. ХХ века. С этого момента состояние гиперактивности стали считать отклонением от нормы. В 80-х гг. патологии дали название СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и внесли в международный список болезней.

Гиперактивность считается неврологическим заболеванием. И, как при любом заболевании, в этой ситуации требуется своевременное и адекватное лечение.

Если проблеме не уделить должного внимания, это может привести к нежелательным последствиям. Гиперактивные дети с трудом уживаются с коллективом. Зачастую их поведение может выражаться приступами агрессии. Им трудно усидеть на месте. Они пребывают в состоянии постоянного беспокойства, из-за чего страдает их внимание. Ребенку очень трудно сосредоточиться на предмете. Возникают сложности с обучением. Все вышеперечисленное может порождать конфликты с преподавателями, сверстниками, родителями, а впоследствии привести к асоциальному поведению человека.

Гиперактивные дети плохо реагируют на запреты. У них не развито чувство страха и самосохранения, из-за чего они создают для себя и окружающих опасные ситуации.

При определении у ребенка синдрома гиперактивности важно вовремя сконцентрироваться на этой проблеме и оказать малышу адекватную помощь.

Факторы

Причины возникновения синдрома достоверно неизвестны. Выяснено лишь, что заболевание связано со структурными изменениями головного мозга, из-за чего нарушается регуляция нервной системы, провоцируется образование лишнего количества нервных импульсов.

Однако по результатам наблюдений установлены факторы, определяющие предрасположенность к гиперактивности.

Все факторы можно разделить на три группы:

  • Проблемы во время беременности.
  • Неблагоприятное течение родов.
  • Иные факторы.

Среди факторов, связанных с беременностью, выделяют:

  • Кислородное голодание плода.
  • Стрессовое состояние будущей мамы.
  • Курение.
  • Плохое питание.

Факторы, связанные с родами:

  • Стимуляция родов, применение щипцов, вакуума. Кесарево сечение.
  • Стремительные роды.
  • Затяжные роды с длительным безводным периодом.
  • Преждевременные роды.

Среди прочих факторов выделяют:

  • Наследственную предрасположенность.
  • Стрессовую обстановку в семье.
  • Отравление тяжелыми металлами.

Все эти факторы не обязательно провоцируют развитие гиперактивности, но играют немалую роль в ее проявлении.

Диагностика

Первые признаки заболевания можно заметить еще у грудничков. Однако в связи со сложностью диагностики в столь раннем возрасте заключение должен давать только опытный врач. Родителям при обнаружении соответствующих признаков необходимо обратиться за квалифицированной помощью, а не пытаться заниматься самолечением.

Что должно насторожить:

Любые из этих признаков могут отмечаться и у вполне здорового ребенка. Однако, в отличие от ребенка с гиперактивностью, у здорового признаки возникают эпизодически, они не имеют регулярности. В то время как у малыша с проблемами со здоровьем встречается большинство из перечисленных симптомов, и они носят постоянный характер на протяжении длительного времени.

Терапия

Лечение сводится к двум методам: медикаментозным и немедикаментозным. Медикаментозные методы применяются реже и только, когда без них не обойтись.

Методика постановки диагноза на основе описания признаков используется после достижения ребенком 6 лет. До этого времени говорить о точном диагнозе рано. К тому же метод определения по встречающимся признакам носит субъективный характер. Существует доля вероятности постановки ошибочного диагноза. Точных методов определения на данный момент нет.

Исходя из этого, в лечении, прежде всего, должны применяться методы, способные нанести наименьший вред.

В раннем возрасте чаще применяется немедикаментозное лечение. Это:

  • Массаж.
  • Расслабляющие ванны.
  • Остеопатические техники.
  • Коррекция поведения родителей.

Поскольку нервная система ребенка еще формируется, чтобы не оказать на нее негативное влияние, лечение с помощью медикаментов рекомендуется в последнюю очередь. В России применяются ноотропные препараты, призванные наладить процессы в центральной нервной системе. Однако исследований, подтверждающих целесообразность и эффективность применения этих препаратов, нет.

Перед постановкой диагноза необходимо провести всестороннее обследование. Например, некоторые признаки синдрома у младенца могут быть вызваны заболеваниями щитовидной железы. То есть причины проблемы – совсем в другой области.

Важно понимать, что в младенческом возрасте нервная система ребенка неустойчива и продолжает формироваться. При обнаружении у грудничка повышенной нервной возбудимости родителям необходимо создать для него комфортные условия, исключить как можно больше факторов, провоцирующих ребенка на излишне эмоциональное поведение. Самое эффективное лечение для малыша – это любовь и бережное отношение родителей.

СДВГ – это серьезный диагноз, который должен устанавливать опытный врач. Велика вероятность перепутать симптомы с повышенной эмоциональностью и активным темпераментом. Поэтому не стоит вешать ярлыки, а в спорной ситуации следует обратиться за квалифицированной помощью.

Детская гиперактивность: диагноз или индивидуальная особенность ребенка?

Гиперактивностью называют чрезмерную активность ребенка, его неусидчивость, непокорность, невнимательность, постоянную нервную возбужденность. Гиперактивность – это признак неуравновешенности нервной системы ребенка. В медицине СДВГ (расшифровывается, как синдром дефицита внимания и гиперактивности) определяют, как нарушение развития неврологического и поведенческого характера, при котором гиперактивность детей выражена достаточно ярко, причем зачастую она сопряжена с таким явлением, как дефицит внимания. СДВГ развивается у детей раннего возраста. Сопровождается синдром чрезмерной импульсивностью и активностью, плохой концентрацией внимания, неумением контролировать свои эмоции и действия. Как правило, диагноз гиперактивности может подтвердить только медицинский работник: педагоги и психологи подтверждать или опровергать этот диагноз не имеют права.

Гиперактивность и ее причины

СДВГ имеет место быть у еще не рождённых детей. Однако у одних этот синдром не прогрессирует, а у других выражается особенно ярко. Почему? Происходит это по таким причинам:

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Следствие тяжелой беременности и родов (сильный токсикоз, угроза прерывания беременности, гипоксия плода, недоношенность, патология самих родов, получение травм во время родов).
  3. Инфекции и токсикация(например, тяжелыми металлами) ребенка в раннем возрасте, неправильное питание.
  4. Неблагоприятная обстановка в семье: стрессы из-за частых скандалов и конфликтов, строгое и неправильное воспитание, алкоголизм и наркомания родителей, неблагоприятные условия проживания.
  5. Неврологические патологии у ребенка.

По сути, одна из вышеперечисленных причин не может провоцировать развитие СДВГ. Как правило, гиперактивность – это следствие комплексного воздействия различных провоцирующих факторов.

По каким признакам можно распознать гиперактивного ребенка?

Существуют признаки, по которым легко определить, гиперактивен ребенок или нет. Среди этих признаков:

  • чрезмерная активность и неусидчивость: ребенок с СДВГ находится в постоянном движении, он крутится, что-то теребит в руках, стучит пальцами, топает ногами и т.д.;
  • повышенная отвлекаемость: гиперактивного ребенка от основной деятельности отвлекает все, например, начиная от летающей мухи в помещении, и заканчивая интересным, по его мнению, рисунком в книге;
  • импульсивность;
  • забывчивость;
  • отсутствие контроля над собственными действиями;
  • плаксивость, капризность и беспокойность;
  • рассеянность;
  • негативизм по отношению к окружающим и агрессивность;
  • нарушение концентрации внимания;
  • повышенная возбудимость;
  • плохой сон;
  • повышенный мышечный тонус.

Обнаружив у ребенка в возрасте до 7 лет хотя бы 6 признаков из перечисленного списка, взрослый может предположить, что малыш гиперактивен. Однако это может быть лишь предположение: диагноз вправе ставить только медик.

Разновидности патологии и ее возможные последствия

Гиперактивность по доминирующим признакам делят на такие типы:

  1. Синдром дефицита внимания, при котором гиперактивность отсутствует. Чаще наблюдается у девочек. При дефиците внимания малышки замыкаются в собственном мире, становятся слишком мечтательными, обладают бурной фантазией.
  2. Синдром гиперактивности без дефицита внимания. Подобная патология – явление редкое. Как правило, обусловлена нарушениями в работе ЦНС и индивидуальными особенностями малыша.
  3. Собственно, СДВГ – наиболее распространенная форма патологии, при которой у ребенка диагностируется и нарушение внимания, и гиперактивность.

Наивно полагать, что СДВГ лечить нет необходимости. Данная патология не проходит сама собой, наоборот, ее последствия со временем могут усугубляться. Так, последствиями СДВГ могут быть:

  • плохая успеваемость в школе;
  • заниженная самооценка;
  • сложности в построении отношений с окружающими;
  • избиения и драки;
  • издевательство над сверстниками;
  • алкоголизм и наркомания;
  • попытки суицида.

Что удивительно, гиперактивные дети очень способные, у них отличный уровень развития. Однако из-за недостатка концентрации внимания им трудно справ ьляться с учебой.

Как диагностировать гиперактивность у ребенка?

Диагностикой должны заниматься такие специалисты, как невролог, психиатр и психолог. Диагноз после первого обследования не ставится – за малышом наблюдают в течение полугода, используя:

  • методы беседы;
  • нейропсихологические тестирования;
  • наблюдение за поведением;
  • диагностические опросники.

При необходимости, для уточнения диагноза, ребенка отправляют на обследование к логопеду, эндокринологу, офтальмологу, отоларингологу и эпилептологу, поскольку под синдромом гиперактивности может скрываться неврологическое или соматическое расстройство. Для подтверждения диагноза обязательно следует провести МРТ мозга, общий и биохимический анализы крови, ЭхоКГ и ЭЭГ. На основании результатов этих исследований и ставится диагноз.

Особенности лечения СДВГ у детей

  1. Метаболический, он же – медикаментозный. Препараты в каждом случае подбираются индивидуально, согласно симптоматике патологии.
  2. Нейропсихологический: заключается в психомоторной коррекции онтогенетических блоков мозговой организации деятельности ребенка.
  3. Синдромальный: заключается в использовании специальных игр, которые благоприятно воздействуют на развитие отдельных элементов синдрома. Для младших дошкольников развивающие игры зачастую являются наиболее эффективными в борьбе с СДВГ.
  4. Поведенческий: комплекс различных видов психотерапии, который позволяет формировать желаемые модели поведения.
  5. Личностный: использование разных приемов индивидуальной и групповой психотерапии, которые помогают разрешить внешние и внутренние психогенные конфликты, благотворно влияют на личностный рост и отношения с окружающими.

К лечению СДВГ стоит подходить очень ответственно. Изначально предпочтение стоит отдать немедикаментозным методам терапии. Но если они оказались неэффективными, при условии, что все рекомендации специалиста выполнялись беспрекословно, от медикаментозного лечения отказываться не стоит.

Игры для гиперактивных детей

Психология гиперактивных детей значительно отличается от психологии других малышей: им нужно уделять больше внимания, так как они легко отвлекаются и упускают важные моменты во время занятий. Поэтому индивидуальные игры для гиперактивных детей – прекрасная возможность развить те навыки, которые сложно им даются. Начинать лучше с игр, направленных на развитие одной функции. Например, это может быть упражнение только на развитие внимания или исключительно на воспитание усидчивости. Когда ребенок хорошо усвоит одну функцию, в игру можно включать задания на развитие сразу двух функций – той, которая уже знакома, и той, которую нужно еще воспитать. Когда ребенок научится контролировать свои действия, можно начинать вовлекать его в коллективные игры.

  1. Игра «Где что было». Цель: развитие концентрации внимания. Ход игры: перед ребенком нужно расставить несколько игрушек, попросить малыша посмотреть на них некоторое время и запомнить их, после чего ребенок должен отвернуться. Взрослый убирает одну из игрушек и просит ребенка повернуться обратно. Задача малыша – сказать, какая игрушка исчезла и где она стояла. Постепенно количество игрушек можно увеличивать.
  2. Игра «Многоножки». Цель: развитие дисциплины. Ход игры: пальцы ребенка лежат на краю стола. По команде взрослого «многоножки» (пальцы ребенка) должны двигаться в указанном направлении, вовремя меняя его по сигналу взрослого. Важно, чтобы все 5 пальцев каждой из рук принимали участие в игре.
  3. Игра «Разговор с руками». Цель: учить контролировать свои действия. Подходит для особенно агрессивных детей, тех, кто часто ломает игрушки. Ход игры: предложите ребенку на листе бумаги карандашом обвести силуэт своих ручек, вырезать их и оживить, нарисовав им глазки, носики и ротики цветными фломастерами. Затем заведите с ожившими ручками беседу: спросите, кто они и как их зовут, что они любят делать, а что не любят, какие они – послушные или нет. Если ребенок не желает включаться в разговор, проговорите диалог самостоятельно. Главное – подчеркните, что ручки хорошие, что они многое умеют делать (можно перечислить, что именно), но иногда бывают непослушными. Заканчивая игру, заключите с ручками и их хозяином договор, в котором ручки пообещают, что в течение дня они будут делать только хорошие дела – убирать, чинить, здороваться, играть, не будут никого обижать и ничего не будут ломать. Для гиперактивных детей время договора лучше брать короче, постепенно его увеличивая, если малыш согласится на такие условия. Каждый раз с ладошками нужно заключать новый договор.
  4. Игра «Передай мяч». Цель: снять чрезмерную двигательную активность. Ход игры: стоя в кругу или сидя на стульях, дети должны как можно быстрее передавать мяч друг другу, чтобы не уронить его. Усложнитьзадание можно, запустив в круг несколько мячей.
  5. Игра «Менялки». Цель: развитие коммуникативных навыков. Стулья нужно поставить в круг. Затем участники игры выбирают водящего, который свой стул убирает за линию круга. Таким образом, в кругу остается стульев на один меньше, чем участников. Водящий говорит: «Местами меняются те, у кого… (темные волосы, белые колготки, есть куклы и т.д.). После этого дети с названным признаком должны поменяться местами, а водящий в это время должен занять чей-то стульчик. Тот, кто не успел занять свое место, становится водящим.

Какие методы использовать в работе с гиперактивным ребенком?

Благодаря использованию этих методик, гиперактивный ребенок становится спокойней, уравновешенней, внимательней. В работе с детьми с СДВГспециалисты рекомендуют применять:

  • лечебное питание;
  • лечебную физкультуру и дыхательную гимнастику;
  • аутогенную тренировку;
  • игровую терапию;
  • семейную психотерапию;
  • танцевальную, музыкальную и драматургическую терапию;
  • арт-терапию и изотерапию;
  • фото-, библио- и сказкотерапию.
  1. Хвалите ребенка за все его достижения, будьте к нему внимательны.
  2. Придумайте крохе ежедневное поручение, которое он должен выполнять сам.
  3. Строго соблюдайте предписания специалистов (например, массаж, гимнастику или прием лекарств, которые назначались для лечения СДВГ).
  4. Сообщите педагогу о проблеме ребенка, попросите, чтобы к вашему малышу относились более внимательно.
  5. Всегда оставайтесь спокойными, не повышайте голос на ребенка, не ругайте его. Будьте солидарными с мнением второго родителя.
  6. Не завышайте, но и не занижайте требования.
  7. Приобщайте малыша к подвижным играм и видам спорта.
  8. Определите четкие границы дозволенного и недозволенного. Все ваши требования должны выполняться всеми членами семейства.
  9. Уделяйте ребенку максимум внимания.
  10. Во время прогулок с ребенком избегайте слишком людных мест – это может стать причиной перевозбуждения малыша.
  11. Следуйте строгому распорядку дня всей семьей. Укладывайте спать и будите малыша строго в одно время.
  12. Не позволяйте долго смотреть телевизор. Не допускайте перевозбуждения его нервной системы.
  13. Давайте ребенку понять, как он дорог для вас.Чаще обнимайте и целуйте малыша.
  14. Позволяйте ребенку делать выбор.
  15. Заметив способности ребенка к какой-либо деятельности, способствуйте их развитию.

Гиперактивные дети нуждаются в особом воспитании. И если родитель все сделает правильно, к подростковому возрасту от этого синдрома не останется и следа, а ребенок вырастет умным, успешным, интеллектуально развитым и счастливым человеком. Конечно, от взрослых потребуется много усилий и терпения. Но счастливое будущее собственного ребенка стоит этих усилий.

– это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка. В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз , анемия , эпилепсия , хорея , нарушения слуха и зрения и мн. др.). С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога , детского отоларинголога , детского офтальмолога , эпилептолога), ЭЭГ , МРТ головного мозга , общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома , посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности , олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии .

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии .

Прогноз и профилактика СДВГ

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании .

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.