По картинам

Пути работы над усвоением правописания словарных слов. Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Выбери правильно записанное предложение

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ. 1-2 КЛАСС.
В лесу елок больше, чем берез, а берез больше, чем осин. Чего больше: елок или осин? Почему?2. В книжке 12 страниц. Сколько цифр понадобилось, чтобы пронумеровать все страницы? Сколько из них единичек? А если в книге 20 страниц?3. У трёх девочек вместе было 20 карандашей. У Ани и Оли вместе было 15 карандашей. У Оли и Кати вместе было 12 карандашей. Сколько карандашей у каждой девочки?4. У Маши и у Лены кукол поровну, а у Пети машинок в два раза больше, чем кукол у Лены. Чего больше: машинок у Пети или кукол у Лены и Маши вместе?5. Коля, Вася и Боря играли в шашки. Каждый из них сыграл две партии. Сколько всего партий было сыграно?6. У мальчика сестер и братьев поровну. Кого в семье больше: сыновей или дочерей? На сколько?7. В вазе стоят три цветка: роза, гвоздика и тюльпан. Лена взяла один цветок и сказала: а) Я взяла тюльпан б) Я взяла не розу. Какой цветок взяла Лена, если она один раз сказала правду, а один раз неправду?8. Старый гном разложил свои сокровища в 3 разноцветных сундука, стоящих у стены: в один – драгоценные камни, в другой – золотые монеты, а в третий – магические книги. Он помнит, что красный сундук правее, чем драгоценные камни и что магические книги правее, чем красный сундук. В каком сундуке лежат магические книги, если зеленый сундук стоит левее, чем синий?9. Ежик Федя говорит: Если бы я наколол на себя в два раза больше яблок, чем сейчас, то у меня было бы на 10 яблок больше, чем сейчас. Сколько яблок на самом деле наколол на себя ежик Федя?10. У каждого из четырех ребят живет какое-то одно любимое животное: кошка, собака, рыбка или канарейка (у всех разные). У Саши животное – с пушистой шерстью, у Феди – четвероногое, у Николя – пернатое. И Жени, и Саша не любят кошек. Какое из следующих утверждений неверно: A) У Феди – собака Б) У Николя – канарейка В) У Феди – кошка Г) У Жени – рыбка Д) У Саши – собака?11. За круглым столом сидят 12 гномов. Каждый из них утверждает: «Мой сосед справа лжец». Сколько лжецов среди гномов?12. Как с помощью 5-литровой кастрюли и 3-литровой банки налить из водопроводного крана в ведро ровно 4 л? Лишнюю воду можно выливать.13. Если этот день не идет вслед за понедельником и не перед четвергом, а завтра не воскресенье и вчера было не воскресенье, а послезавтра будет не суббота и позавчера была не среда, то что это за день?14. 5 котов и собак съели 27 сосисок. Каждая собака съела по 6 сосисок, а каждый кот по 5. Сколько было котов и сколько собак?15. В первый день турист прошел 2 км, а в каждый следующий – на 2 км больше, чем в предыдущий. Сколько он прошел в седьмой день? Сколько он прошел за 8 дней?16. Из куска проволоки согнули квадрат со стороной 6 см. Потом проволоку разогнули и согнули из неё треугольник с равными сторонами. Найти длину стороны треугольника.17. Кого больше: слонов или зверей? Людей или женщин? Девочек или девочек с косичками?18. Федя всегда говорит правду, а Вадим всегда лжет. Придумай вопрос, на который они ответят одинаково.19. Три гнома Эй, Ай и Ой вышли на прогулку в красной, зелёной и синей рубашках. Туфли на них были таких же цветов. У Эя цвет рубашки и туфель совпадал. У Оя ни туфли, ни рубашка не были красными. Ай был в зелёных туфлях, а в рубашке другого цвета. Как были одеты гномы?20. В группе 15 детей. 10 детей любят мороженое, 9 человек конфеты. Как это может быть?21. В квартирах 1, 2, и 3 живут белый, черный и рыжий котята. В квартире 1 не черный. Белый не в квартире 1 и не в квартире 2. Кто где живет?22. В комнате стояли табуретки и стулья. У каждой табуретки 3 ножки, а у стула 4. Всего табуреток и стульев было 5, а ножек у них было 18. Сколько было табуреток? стульев?23. Класс шел парами. Один из учеников посмотрел вперед и насчитал девять пар, затем обернулся и насчитал пять пар. Сколько учеников шло в колонне?24. Полный бидон с молоком весит 10 килограммов, а наполненный до половины 6 килограммов. Сколько весит пустой бидон?25. Нарисуй три прямых и отметь на каждой из них по две точки так, чтобы отмеченных точек было 5.26. В пакете лежат фрукты. Все, кроме двух, апельсины. Все, кроме двух, яблоки. Все, кроме двух, бананы. Сколько фруктов в пакете? Какие?27. Мальчик поднялся с первого этажа на третий и прошёл двенадцать ступенек. Сколько ступенек он пройдёт, если будет подниматься на пятый этаж?28. В одном ряду 9 камешков на расстоянии 6 см друг от друга. В другом ряду 25 камешков на расстоянии 2 см друг от друга. Какой ряд короче?29. Многоножка на первую ногу надела один носок, на вторую ногу – два носка, на третью – три и так далее. Всего она надела 28 носков. Сколько ног у многоножки?

Гномы: Бим, Бом, Бам жили в разных домах (Рисунок 2). Один дом с окном и без трубы, второй с окном и трубой, третий без окна и с трубой. Бим и Бам живут в домике с трубой, а Бам и Бом живут в домике с окном. В каком домике живёт каждый гном?
-Можно ли ко второй задаче составить выражение. Почему? (Нет числовых данных)
Это логическая задача. Чтобы решить её, мы с вами будем рассуждать, и каждый шаг решения отмечать на рисунке с помощью стрелок.
- О каком гноме в условии задачи больше данных? (О Баме)
- Что мы знаем о Баме? (Его дом с трубой и окном, значит это дом №2)
- Что мы знаем о Биме? (Его дом с трубой, значит это дом №1)
- Что мы знаем о Боме? (Его дом с окном, значит это дом №3)
Бом выше Бима, Бим выше Бама. Кто из гномов выше всех? (Бом)
3.
1.В семье трое детей: 2 мальчика и девочка. Их имена начинаются с букв А,В,Г. Среди А и В есть начальная буква имени одного мальчика, а среди В и Г – начальная буква имени другого мальчика. С какой буквы начинается имя девочки?
2.Четыре брата Юра, Петя, Вова, Коля учатся в 1,2,3,4 классах. Петя- отличник, младшие братья стараются брать с него пример. Вова учится в 4 классе. Юра помогает решать задачи брату. Кто в каком класе учится?
3.Три поросенка построили три домика из соломы, из прутьев, из камней. Каждый из них получил один домик: Ниф-Ниф – не из камней, и не из прутьев; Нуф-Нуф не из камней. Какой домик достался Наф-Нафу.
4.На улице, став в кружок, беседуют четыре девочки – Аня, Валя, Галя и Надя. Девочка в зелёном платье (не Аня и не Валя) стоит между девочкой в голубом платье и Надей. Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом и Валей. Какое платье носит каждая из девочек?
5. Ваня, Петя, Саша и Коля носят фамилии, начинающиеся на буквы В, П, С и К. Известно, что
Ваня и С. – отличники,
Петя и В. – троечники,
В. ростом выше П.,
Коля ростом ниже П.,
Саша и Петя имеют одинаковый рост.
На какую букву начинается фамилия каждого мальчика?
6. Четыре ученицы: Мария, Нина, Ольга и Полина – участвовали в лыжных соревнованиях и
заняли четыре первых места. На вопрос, кто какое место занял. Они дали три разных ответа:
- Ольга заняла первое место, Нина – второе.
- Ольга – второе, Поля- третье.
- Мария- второе, Поля- четвёртое.
Отвечавшие при этом признали, что одна часть каждого ответа верна, а другая - неверна. Какое место заняла каждая из учениц?

Ответы
1.Имя девочки начинается с буквы В
2.Вова – 4кл, Петя – 3кл, Юра – 2 кл., Коля – 1 кл.
3.Наф-наф из камней, Ниф-Ниф из соломы, Нуф- Нуф из прутьев
4.Аня в белом, Валя в голубом, Галя в зеленом, Надя в розовом
5.Ваня П., Петя К., Саша В., Коля С.
6.Оля -1, Мария -2, Поля – 3, Нина -4

4.
Занимательные задачи по математике для 1 класса
Задание №1Как получается каждое следующее число, начиная со второго?1)0,2,4,6,8,(прибавлением числа 2 к каждому последующему числу)2)1,4,7,10,.(прибавлением числа 3 к каждому последующему числу)3)0,5,10,15,(прибавлением числа 5 к каждому последующему числу)4)12,10,8,6,(вычитание числа 2 из соседних пар чисел)5)11,9,7,5,.. (вычитание числа 2 из соседних пар чисел)Задание №2Не нарушая закономерности, запиши следующие 3 знака:1)+ -+-+ Ответ:(-+-)2)+-++--+++-Ответ:(--+)3)--++--++--+Ответ:(--+)Задание №3Какое число должно быть записано в свободной клетке?

Задание №4Как связаны между собой числа в каждой группе? Запиши на флажке нужное число.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ответ:7Задание №5Не нарушая закономерности, впиши вместо точек нужную сумму:2+3, 3+4, 4+5,.., 6+7,7+8.Ответ:5+6.Задание №6По какому признаку отобраны слова?кот сок оса мел лесВыбери и подчеркни верный ответ:1)в каждом слове есть буква О2)каждое слово начинается с согласного звука3)в каждом слове 3 буквыОтвет: в каждом слове 3 буквыЗадание №7Найди ключ и прочитай название животного, обитающего в Австралии.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ответ: кенгуру
Задание№8Верны ли высказывания?1.Пять больше нуля Ответ: да2.Двенадцать больше семи Ответ: да3.Восемь меньше девяти Ответ: да4.Двадцать меньше девятнадцати Ответ: нет5.Неверно, что семь больше десятиОтвет: да6.Неверно, что один больше пяти Ответ: да7.Шесть не меньше пяти Ответ: да8.Десять не больше одиннадцати Ответ: да9.Восемь не равно шести Ответ: да10.Три плюс два равно пяти Ответ: да11.Один-самое маленькое число Ответ: нет12.Десять-самое большое двузначное число Ответ: нет13.Сумма четырех и шести меньше 10. Ответ: нет14.Разность двенадцати и пяти равна семи Ответ: да
5.
Задача №1. Нюша, Бараш, Копатыч и Лосяш играли с мячами синим, зелёным, жёлтым и красным.. Каким из мячей играл каждый из них, если мяч Бараша не синий, у Нюши не синий и не красный, а у Копатыча желтый мяч?
Задача №2. Копатыч пригласил друзей на день рождения к 18-00. Бараш очень спешил. В 17-30 он уже прошел половину пути. Если он будет идти с такой же скоростью, то придет на 10 минут раньше. Сколько времени тратит Бараш на дорогу к другу?
Задача №3. Маша, Катя и Лена отправились в лес за грибами. Маша нашла 10 грибов, Катя столько сколько Маша и половину от Лениных. А Лена столько сколько Маша и Катя вместе. Сколько всего грибов собрали девочки?
Задача №4. Если Витя купит 3 пачки чипсов, то у него останется 4 рубля. А если бы он захотел купить 5 пачек, ему бы не хватило 20 рублей. Сколько денег у Вити?
Задача №5. Валя любит молочные ириски и не любит шоколадные. В вазе 7 молочных и 4 шоколадных ириски. Сколько нужно достать конфет не глядя, чтобы среди них точно попала хоть одна молочная?
Задача №6. Сидя на уроке Дима мечтал: «Если бы к моим деньгам добавить ещё половину да ещё 20 рублей, мне бы хватило денег на комиксы. Сколько денег у Димы, если комиксы стоят 110 рублей?
Задача №7. Саша, Степа и Коля играли в мяч. Один из мальчиков попал в окно и разбил стекло. Саша сказал: «Окно разбил не я». Коля сказал: «Окно разбил Степа». Спустя некоторое время выяснилось, что один из мальчиков говорит правду, а другой врет. Кто разбил окно?
Задача №8. На зачете Витя, Дима и Коля верно решили разное количество задач. Витя и Дима вместе решили 6 задач. Коля и Витя – 4задачи. Кто из них получит лучшую отметку, а кому не повезло на этот раз?
Задача №9. За 7 наклеек и две тетради Лена заплатила 120рублей. 5 наклеек стоят столько же, сколько половина всей покупки. Сколько стоит одна наклейка и одна тетрадь?
Задача №10. Фрекен Бок испекла 30 плюшек. Малыш съел несколько штук, Карлсон на 17штук больше. Домомучительнице досталось всего три плюшки. Кто сколько плюшек съел?
Задача №11. Дядя Федор, Шарик, кот Матроскин и Печкин решили пойти зимой на охоту. Там они потревожили медведя и убегали из леса, обгоняя друг друга. Шарик бежал быстрее Матроскина, но медленнее Печкина, Матроскин прибежал домой позже, чем Дядя Федор, который бежал медленнее Шарика. У кого больше всех шансов попасть в лапы к медведю- шатуну?
Задача №12. Три реки Дон, Северский Донец и Сал протекают в городах Семикаракорск, Ростов, Каменск. Северский Донец протекает не в Семикаракорске, а Дон не в Каменске и не в Семикаракорске. Река Ростова имеет длину не 798 км. Та река, которая течет в Каменске длиной 1053км. Определите местонахождение и длину каждой реки.
6.
1. Бабушка посадила в огороде кусты помидор, огурцов и капусты. Капусты было посажено больше чем помидор, а огурцов больше чем капусты. Что было посажено больше всего, а что меньше всего?

2. В перво и во втором классе одинаковое количество отличников. В третьем классе отличников в 2 раза больше чем в первом классе. Где больше отличников: в третьем классе или в первом и во втором классе вместе?

3. Во дворе гуляли 3 цыплёнка. К ним присоединились ещё 2 цыпленка. Сколько цыплят стало во дворе?
4. У Маши был один шар. На 8 Марта ей подарили ещё 3 шара. Сколько шаров стало у Маши?

5. У Паши есть ведра равные 5 литром и 3 литрам. Ему нужно измерить 4 литра. Как ему это сделать?

6. Мороженное пломбир стоит дороже чем фруктовое. А фруктовое мороженное стоит дороже чем шоколадное. Сможешь сказать какое мороженное самое дорогое и какое самое дешёвое и почему?

7. У Тани большая семья, много братьев и сестер. У неё поровну братьев и сестер. Кого больше в семье Тани - мальчиков или девочек? Почему?
8. К Мише на день рожденье пришли друзья - мальчики и девочки. Девочки съели по 5 печений, а мальчики по 7. Всего они съели 24 печения. Сколько всего мальчиков и сколько девочек пришли в гости к Мише?
9. Спортсмен пробежал в первый день 10 км. За тем каждый день он бежал на 2 км больше, чем в предыдущий. Какое расстояние он пробежал в 5 день?

10. Галя поднималась с первого этажа пятый этаж. Чтобы подняться на один этаж надо пройти 12 ступенек. Сколько всего ступенек прошла Галя, чтобы подняться на 5 этаж с первого?

11. Кого больше кошек или зверей, рыжих мальчиков или просто мальчиков? Почему?

7.
Логические задачи
1. Продолжи последовательность чисел: 1, 5, 9, ..., ..., ...
2. Продолжи последовательность чисел: 6, 10, 13, 15, ..., ..., ...
3. Продолжи последовательность чисел: 12, 10, 8, 6, ..., ..., ...

Заголовок 1Заголовок 315

  • Обобщить знания о словах – признаках, упражнять в их подборе, в умении устанавливать связь между словами- названиями и словами – признаками;
  • Вырабатывать умения ставить вопросы к словам- признакам.
  • Развивать внимание, мышление, речь учащихся, расширять кругозор, словарный запас;
  • Воспитывать любовь к природе.
  • Оборудование: презентация в виде слайдов, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для работы в парах, иллюстрации животных, иллюстрация речки с корабликом, карточки с буквами.(к, о, р, а, б, л, и, к)

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Итак, друзья внимание -
    Ведь прозвенел звонок
    Садитесь поудобнее
    Начнем скорей урок.

    2. Создание проблемной ситуации.

    Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в путешествие. А на чем мы с вами отправимся, вы узнаете, если соберете слово из запутавшихся букв: (к, о, р, а, б, л, и, к).

    А почему я выбрала кораблик? (На улице весна. Тает снег, бегут ручейки. Можно пускать кораблики в весенний ручеек.)

    Подсказка:

    Тает снежок,
    Ожил лужок,
    День прибывает,
    Когда это бывает? (Весной)

    А нравится ли вам весна? Почему?

    Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)

    В народе говорят: март - грачевень, апрель - грязевень, май - цветень.

    А почему так говорят?

    А еще какие пословицы вы знаете о весне? (Весна красна цветами, а осень пирогами. Плоды весенней работы видны осенью).

    3. Формирование темы и цели урока.

    Давайте пустим наш кораблик в весенний ручеек. На первом причале нас встречает ослик. (Ослик приготовил вам слова, которые вы должны распределить на две группы)

    Слова: весна, солнце, весёлые, ранняя, снег, ребята, яркое, последний/

    Внимательно прочитайте слова и подумайте на какие две группы вы можете их распределить?

    По какому признаку вы определили слова в первый столбик? (Эти слова отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)

    Что обозначают слова во втором столбике? (Признаки предметов)

    К каждому слову подберите подберите подходящее по смыслу слова из второго столбика.

    Задайте вопросы к словам, обозначающим признаки предметов.

    Так чем же сегодня будем заниматься на уроке? Определите тему урока.

    (Схема)

    Слова, которые обозначают признак предмета

    отвечает на вопросы

    какой? какая? какое? какие?

    Сегодня на уроке мы познакомимся с такими словами и попробуем ответить на вопрос “Нужны ли такие слова в нашей речи и для чего?”.

    И если вы будете сегодня внимательны, трудолюбивы и дружны, к концу урока мы вместе точно будем знать ответ на эти вопросы.

    4. Актуализация знаний.

    1) Наш кораблик, наш кораблик
    По волнам бежит качаясь
    А вот и рыбка золотая
    Останавливает нас.

    Золотая рыбка хочет, чтобы вы правильно выбрали слово к каждому рисунку.

    Птичка (рисунок) солнце (рисунок)
    Красивый Яркий
    Красивая Яркая
    Красивое Яркое
    Красивые Яркие
    цветы (рисунок) скворечник (рисунок)
    жёлтый уютный
    жёлтая уютная
    жёлтое уютное
    жёлтые уютные

    А вы готовы к встрече веселых, звонких скворцов? Приготовили ли вы для них домики? Птицы - наши друзья. Каждый из вас должен подготовиться к прилёту этих птиц.

    Какую пользу оказывают нам птицы? (Они уничтожают вредных насекомых, жучков)

    2) Работа с учебником.

    Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет
    Наш кораблик у причала и встречает нас мышонок.
    Слова спокойно жили в книжке,
    Но книжку вдруг прогрызли мышки
    От слов концовки откусили,
    Из книжки в нору утащили.

    Открыли книжку на 147-ую страницу, найдем третье упражнение. Прочитаем текст, вставляя пропущенные буквы.

    3) Словарная работа.

    В этом тексте встречаются такие слова. Давайте прочитаем значения этих слов.

    Рыхлый – неплотный, рассыпчатый.

    Низина - равнинный участок.

    Надулись почки – весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются.

    Смола - липкий, твердеющий на воздухе сок некоторых растений.

    4)Плывет, плывет кораблик
    На запад, на восток.
    А лисица поджидает
    Нам загадки загадает:

    У него уши, хвост, шерсть.

    Можно ли по этому описанию определить о ком идет речь?

    Кто это может быть? (Под это описание подходит достаточно много животных)

    А вот следующая загадка.

    Летом у него шерсть серая, зимой белая. Уши длинные, а хвост короткий. Он пугливый.

    Какие слова помогли догадаться, о ком говорится в загадке?

    Стройный, быстрый,
    Рога ветвисты.
    Скачет по лесу весь день,
    Называется … (Олень)

    Для чего нам нужны слова, которые обозначают признак предмета? (Для описания и уточнения. Итак, слова, обозначающие признаки помогают нам определять предмет, даже не видя их)

    5) Попробуйте сами придумать загадки, используя слова-признаки.

    4. Физкультминутка

    Наши звери нас встречают, на физкультминутку приглашают.

    У оленя дом большой,
    Смотрит он в свое окно,
    Зайка по лесу бежит,
    В дверь ему стучит,
    Тук, тук, дверь открой,
    Там в лесу охотник злой,
    Зайка, зайка, забегай
    Лапу мне давай.

    5. Систематизация и обобщение

    1) Образуйте от данных слов слова, которые обозначают признаки предметов.

    Чистота – чистый

    веселье –

    2) Для чего же нужны в русском языке слова-признаки?

    Наступила весна. Светит солнышко. Тает снег. Побежали ручейки. Появились проталины. Скворец запел песенку.

    Протамлина - место, где стаял снег и открылась земля.

    Нравится ли вам рассказ?

    Кому не понравился?

    Чего в нем не хватает? Как “раскрасить” текст? (Добавить слова-признаки )

    Давайте поможем Незнайке составить красивый рассказ о весне.

    Слова для справок: ласковое, шумные, ранняя, последний, весёлую, чёрные.

    Можете использовать и другие слова.

    Какой текст получился красивее?

    Для чего нужны в речи слова-признаки? (Слова-признаки помогают лучше нарисовать картину словами. С ними текст становится красивее)

    6. Домашнее задание

    Сегодня на уроке много говорили о весне. Дома составьте и запишите 5 предложений о весне, используя слова, которые обозначают признаки предметов.

    Кораблик приплыл к берегу. Со всеми заданиями вы справились. Молодцы! Все были сегодня очень активные.

    7. Итог урока. Рефлексия

    С какими словами мы познакомились на уроке?

    Нужны ли такие слова в нашей речи?

    Для этого вам могут помочь эти выражения.

    На уроке мне:

    Все было понятно.

    Было трудно.

    Было интересно.

    Прибавилось знаний.

    Пришлось задуматься.

    Могу рассказать другим.

    Пути работы над усвоением правописания словарных слов

    Актуальной проблемой начальной школы является поиск путей создания условий для обеспечения сознательного усвоения знаний. Этому во многом способствует обучение русскому языку, так как он содержит базовую основу всех учебных предметов.

    Программой начального обучения по русскому языку для каждого класса предусмотрено обязательное усвоения ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение их написания достигается путем частого употребления в различных заданиях и упражнениях, по возможности связанных с изучаемой темой урока. Правильность написания слов в устной форме устанавливается устным комментированием, орфографическим произношением.

    Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от учителя большой творческой работы.

    Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеет работа над словами с использованием карточек, картинные и словарные диктанты.

    Словарные слова широко используются для грамматического разбора (фонетического, морфологического). При выполнении различных заданий включаются не только те слова, которые изучаются в этом учебном году, но и те, которые изучались ранее. Такая система обеспечивает прочное усвоение правописания всех слов, предусмотренных программой начального обучения. Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, которые являются более эффективными для прочного запоминания словарных слов.

    У каждого учителя своя система по усвоению правописания словарных слов.

    На уроках русского языка работа над словами словарика проводится как общий элемент урока со всеми учащимися класса как в устной, так и в письменной форме

    Виды и формы работы над словами словарика:

    Написать (перечислить) названия птиц (животных, учебных вещей).

    Кто больше напишет (назовёт) слов на тему сад (огород).

    Назвать (написать) слова с мягким знаком на конце слова (в середине).

    Написать (назвать) слова, отвечающие на вопрос кто? что?

    м.р., ж.р., ср.р.

    Написать (назвать) имена существительные 1, 2, 3склонения.

    Написать (подобрать) родственные слова город, класс.

    Образование новых слов при помощи суффиксов: - ок; -ик.

    Составить предложение с данными словами – ветер, капуста, осина товарищ.

    - Заменить предложение одним словом, составить с этим словом свое предложение.

    (Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником. Край земли у водной поверхности.)

    Расположите предложения в определенном порядке, чтобы получился текст. В гости иду к моему другу петуху.

    Встретил я лисицу.

    Он пригласил меня.

    Куда путь держишь?

    Здравствуй, лисичка-сестричка!

    Лексические упражнения.

    На данных упражнениях дети учатся объяснять значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

    Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому признаку отобраны слова?

    Автомобиль, урожай, трамвай, самолет;

    Капуста, помидор, солома, морковь;

    Пенал, тетрадь, телефон, карандаш.

    - По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему «Школа».

    Назовите одним словом:

    Сентябрь, октябрь, ноябрь …

    Понедельник, вторник, среда…

    Крупное промышленное предприятие (завод)

    - Выбери наиболее подходящее слово. Запиши.

    Из(ветхого, старого, древнего) ж…леза мы сделали ведро.

    М…дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.

    Выборочный диктант

    1.Сорока, ворона, воробей – птицы. 2.Рабочие идут на завод .3. Под берёзой сидел заяц. 4.Учитель вошёл в класс. 5.Пенал,карандаш и тетрадь - письменные принадлежности. 6. Совхоз собрал хороший урожай пшеницы.7. Астана – большой,красивый город. 8. Дежурный собирает тетради. 9.Ребята пошли на экскурсию.

    Наступила зима. Трещат морозы. Толя надел пальто, взял коньки и пошёл на каток. Там много ребят из его класса. Всем весело.

    Миша – школьник

    Миша – ученик первого класса. Папа купил ему портфель. Он положил в портфель учебники, тетради, пенал. В пенале карандаши . Миша – прилежный ученик.

    При школе есть огород. Там растут разные овощи. Растёт морковь, капуста, огурцы. Ребята ухаживают за ними. Хорош будет урожай !

    Дети выписывают словарные слова.(Огород, овощи, морковь, капуста, огурцы, ребята, урожай)

    Написание проверяют по словарю. Можно предложить учащимся поменяться тетрадями с соседом по парте, это внесёт разнообразие в работу.

    Ответить на вопросы:

    1.Кто живёт в лесу?

    2.Кто следит за чистотой в классе?

    3.Что даёт нам корова?

    4.Куда идут рабочие?

    5.Что выпускает завод?

    6.Кто верный друг человека?

    7.Какие овощи растут на грядке?

    - 3 – 4 вопроса пишутся на доске, учащиеся записывают полные ответы в тетради.

    - Учитель диктует вопросы, дети пишут полные ответы.

    - Учитель диктует вопросы, дети пишут только ответы (словарные слова).

    Дописать предложения

    1.Весело чирикает…(воробей).

    2. В лесу живут …и ….(заяц и медведь).

    3.В конуре живёт … (собака).

    4.Дети катаются на …(коньках).

    5.Совхоз собрал богатый урожай …(пшеницы, картофеля, капусты).

    6.Столица нашей Родины - …(Астана).

    7.На грядках растут…(морковь, капуста, огурцы).

    8.Мы изучаем …(русский язык).

    9.С севера подул холодный …(ветер).

    10 Мы поедем в …(Астану).

    Задание выполняется по – разному:

    - На доске записывается 3-4 предложения, а дети вместо точек дописывают словарные слова.

    - Слова для вставок пишутся на доске. Учитель диктует предложения, дети выбирают нужные по смыслу слова и дописывают предложения.

    - Учащиеся пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.

    С людьми дружит,

    Дом сторожит

    (собака).

    Без рук, без ног,

    А рисовать умеет

    (мороз).

    Жидко, а не вода,

    Бело, а не снег (молоко).

    Над бабушкиной избушкой

    Висит хлеба краюшка

    (месяц).

    Мал, не велик,

    Чирик – чирик

    (воробей)

    Кто в сарае стоит,

    Жвачку жует, молоко дает

    Черный Ивашка, деревянная рубашка.

    Где носом поведет,

    Там заметку кладет

    (карандаш).

    Без окон, без дверей,

    Полна горница людей

    Вертится, стрекочет,

    Весь день хлопочет

    Сто одежек –

    И все без застежек

    (капуста).

    Железный нос в землю врос,

    Копает, землю разрыхляет

    шагаем мы вдвоем,
    Похожие, как братья.
    Мы за обедом - под столом,
    А ночью - под кроватью.

    (ботинки)

    Тянется нитка, среди нив петляя,
    Лесом, перелесками
    Без конца и края.
    Ни её порвать,
    Ни в клубок смотать.

    Десять мальчиков живут

    В зеленом чуланчике

    Шагае6шь – впереди лежит.

    Оглянешься – домой бежит

    Орехи в земле,

    Листья на земле

    (картофель).

    Деревянная дорога,

    Вверх идет она отлого,

    Что ни шаг, то овраг

    (лестница).

    Где это бывает:

    Человек стоит,

    Лестница шагает?

    Голова железная,

    А сам деревянный

    (молоток).

    Никто не пугает,

    А вся дрожит

    Чудо – птица – алый хвост –

    Полетела в стаю звезд

    В этом светлом магазине

    Ты увидишь на витрине

    Не одежду, не продукты,

    И не книги, и не фрукты.

    Здесь микстура и таблетки,

    Здесь горчичники, пипетки.

    Мази, капли и бальзамы

    Для тебя, для папы с мамой.

    Для здоровья человека

    Открывает дверь –...

    (аптека)

    По песку идет гора,
    Воду пьет по два ведра.
    Зверь горбатый, добродушный,
    И в пустыне очень нужный.
    (Верблюд)

    Едет конь стальной, рычит,
    Сзади плуги волочит.

    (трактор)

    Стоит в саду кудряшка - белая рубашка.
    Сердечко золотое, что это такое?

    (ромашка)

    В огороде вырастаю,
    А когда я созреваю,
    Варят из меня томат,
    В щи кладут и так едят.

    Стоит Егорка
    В красной ермолке,
    Кто ни пройдет -
    Всяк наклонится.
    (земляника)

    Летит, а не птица,
    Воет, а не зверь.
    Тучи нагоняет,
    Воет, задувает.
    По свету рыщет,
    Поет да свищет.
    (ветер)

    Хвост с узорами,
    Сапоги со шпорами,
    Ночью распевает:
    Время считает.

    Четыре ножки,
    Одно тело и две спинки,
    На одной из спинок -
    Перинка для Иринки.
    (кровать)

    Для закрепления правописания трудных слов можно использовать игры. Ведь именно игра продолжает занимать ведущее место в жизни младших

    школьников, представляет для них наиболее интересный и увлекательный вид деятельности.

    В комплект лото входит несколько больших карточек, расчерченных на клетки, в каждой их которых крупным шрифтом написаны слова с непроверяемым написанием. Непроверяемое написание в слове можно выделить каким–либо образом. На маленьких карточках, совпадающих по размеру с клеткой большого листа, записываются загадки, соответствующие словам – отгадкам, занесенным в клетки. Количество маленьких карточек должно соответствовать общему количеству клеток на больших листах.

    Правила игры:

    Ученики получают по 1 большой карточки. Ведущий берет себе маленькие карточки и зачитывает загадки. Играющие ищут на своих листах слова – отгадки. Игрок, правильно отгадавший свою загадку, берет у ведущего карточку и закрывает ею соответствующую клетку на листе. Выигрывает тот, кто первым закроет карточками все слова своего листа. Цель такого лото – зрительное восприятие и запоминание слов с непроверяемым написанием.

    Использовав эту игру продолжительное время, учитель делает другие варианты лото, более сложные. На больших карточках вместо выделенных букв делаются пропуски, которые ученики будут заполнять простым карандашом. Для того чтобы не наступило такого момента, когда ученики потеряют интерес к игре (потому что выучили все загадки), необходимо своевременно обновлять содержание маленьких карточек, т.е. подбирать на те же слова другие загадки, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности своего класса.

    «Первый слог потерялся»

    …рока (сорока) …ток (восток)

    …род (народ)

    …рова (корова) …рошо(хорошо)

    …род (народ,город)

    …лото (болото) …нал(пенал) …рона(ворона)

    …вод (завод)

    …мос (космос)

    …пад (запад)

    …рох (горох)

    Цепочка слов.

    Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку, каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.

    Например: Береза – адрес – суббота – альбом – метро – огород – декабрь -рисунок - Казахстан - Наурыз – завод – деревня – ягода – Астана - апельсин – народ – долото – орех – хорошо – осина – аллея – ягнёнок – коллектив – верблюд – дорога - аромат – традиция - яблоко – овёс – сирень – ноябрь - родина

    Написать (назвать) слова, которые начинаются с буквы д, к, м и др.

    Под каждой буквой столбик слов. Учитель называет или записывает на доске несколько букв и предлагает ученикам под каждой буквой написать 3 – 4 словарных слова, начинающихся с этих букв.

    Получается такая запись:

    карандаш лестница мороз собака

    капуста лопата молоко сирень

    картина лисица молоток сапоги

    квартира линейка магазин солдат

    комната лимон метро спасибо

    Составить по опорным словам рассказ и озаглавить его.

    Зима, мороз, коньки, каток, холод.

    Учение, карандаш, пенал, тетрадь, класс.

    Завод, рабочие, работа, машина, хорошо.

    Колхоз, деревня, работа, комбайн, урожай, пшеница.

    Медведь, заяц, животные, лисица.

    Сорока, воробей, ворона, соловей, дятел.

    Подбор однокоренных слов:

    Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

    Берёза, берёзка, березонька, березняк, березовый, подберёзовик.

    Болото, болотце, болотный, болотистый.

    Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.

    Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.

    Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.

    Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтоцвет, желтуха, Желтухин (кличка воробья), пожелтеть.

    Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.

    Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.

    Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.

    Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.

    При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь к знаниям лежит через усвоение слов.


    Занятие № 27.

    Тема: Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

    Цель: учимся искать закономерности, совершенствовать мыслительные операции.

    Ход занятия.

    Шапка для размышлений.

    « Разминка» (3 – 5 минуты)

    В одной руке мальчик нёс один килограмм железа, а в другой столько же пуха. Что было тяжелее нести? Одинаково....

    Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? Тополиный пух....

    Не нарушая закономерности, запиши следующие 3 знака:

    1)+ -+-+ 2)+-++--+++-3)--++--++--+

    Не нарушая закономерности, впиши вместо точек нужную сумму:

    2+3, 3+4, 4+5,…….., 6+7,7+8.

    По какому признаку отобраны слова? кот сок оса мел лес

    1)в каждом слове есть буква О

    2)каждое слово начинается с согласного звука
    3)в каждом слове 3 буквы
    «Весёлая переменка!» (3 – 5 минут)

    движения под музыку

    (10 – 15 минут)

    Упражнение 1. Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?

    Упражнение 2. Найди и покажи на чертеже 5 треугольников и 1 четырехугольник.


    Упражнение 3. Какое число надо поставить в пустую клетку?

    (1 – 2 минуты)

    И.п. – сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут. Способствует улучшению кровообращения.

    (5 минут)

    Из букв этого слова составь другие слова.


    Итог занятия.

    Занятие № 28.

    Тема: Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

    Цель: развиваем воображение и наглядно-образное мышление.

    Ход занятия.

    «Мозговая гимнастика» (2 – 3 минуты)

    Качания головой.

    Цель: улучшает мыслительную деятельность, чтение, используется для расслабления мышц шеи и плеч.

    « Разминка» (3 – 5 минуты)

    У человека - одно, у коровы - два, у ястреба – ни одного. Что это? Буква -О-...

    Каких камней в море нет? Сухих...
    «Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, – памяти, внимания, воображения» (10 – 15 минут)

    Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

    Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.

    «Весёлая переменка!» (3 – 5 минут)

    физкультминутка

    «Логически – поисковые и творческие задания» (10 – 15 минут)

    Составь устный рассказ по иллюстрации. Вырежи картинки с животными и наклей их на свои места.

    «Коррегирующая гимнастика для глаз» (1 – 2 минуты)

    «Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать» (5 минут)


    Развернуть рыбку Задание. Переставьте три спички так, чтобы рыбка поплыла в обратном направлении. Другими словами, нужно повернуть рыбу на 180 градусов по горизонтали.

    Ответ. Для решения задачи будем передвигать спички, которые составляют нижнюю часть хвоста и туловища, а также нижний плавник нашей рыбы. Переместим 2 спички наверх, а одну вправо, как показано на схеме.

    Итог занятия.

    Занятие № 29

    Тема: Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

    Ход занятия.

    «Мозговая гимнастика» (2 – 3 минуты)

    « Разминка» (3 – 5 минуты)

    Кого с пола за хвост не поднимешь? (Клубок ниток)

    Карандаш разделили на три части. Сколько сделали разрезов?

    «Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, – памяти, внимания, воображения» (10 – 15 минут)

    Упражнения на развитие быстроты реакции:

    Задание 1. Зашифрованные слова. Дается шифр:

    А В Г И Л М Н О Р Т Я
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

    289 – 2913 – 68521 –
    54687 – 3467 – 1161 –
    4351 – 7891 – 545411 –

    Задание 2 . Найди нужное слово:

    «Весёлая переменка!» (3 – 5 минут)

    Встать прямо. Руки опустить вдоль тела. Сделать глубокий вдох, медленно поднимая прямые руки до уровня груди, ладонями вперед. Направить внимание в центр ладони, представить там «горячую монетку» и задержать дыхание. Теперь медленно выдыхнуть, рисуя обеими руками одновременно два квадрата с разных точек слева направо.

    «Логически – поисковые и творческие задания» (10 – 15 минут)

    Какой признак объединяет предметы в каждой группе?

    «Коррегирующая гимнастика для глаз» (1 – 2 минуты)

    «Весёлая неделька»

    «Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать» (5 минут)

    Верны ли высказывания? Ответ да-нет
    1.Пять больше нуля
    2.Двенадцать больше семи
    3.Восемь меньше девяти
    4.Двадцать меньше девятнадцати
    5.Неверно, что семь больше десяти
    6.Неверно, что один больше пяти
    7.Шесть не меньше пяти
    8.Десять не больше одиннадцати
    9.Восемь не равно шести
    10.Три плюс два равно пяти
    11.Один-самое маленькое число
    12.Десять-самое большое двузначное число
    13.Сумма четырех и шести меньше 10.
    14.Разность двенадцати и пяти равна семи.

    Итог занятия. Рефлексия.

    Занятие № 30

    Тема: Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания.

    Ход занятия.

    «Мозговая гимнастика» (2 – 3 минуты)

    Поставьте руки на спинку стула для опоры. Отставьте одну ногу назад. Корпусом подайтесь вперед, слегка сгибая впереди стоящую ногу. Полностью перенесите на нее вес тела, отрывая пятку сзади стоящей ноги от пола. Теперь плавно «качнитесь» назад, перемещая весь вес на заднюю ногу. Ее пятка опускается, а носок передней ноги приподнимается. Повторите 3–6 раз, затем смените ноги.

    « Разминка» (3 – 5 минуты)

    Определи ЗВУКИ, которыми отличаются слова: кит- кот

    Сколько различных звуков? два один три четыре

    Выбери правильно записанное предложение.

    У лисы алисы родился лисенок Рыжик. У лисы Алисы родился лисенок Рыжик.

    «Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, – памяти, внимания, воображения» (10 – 15 минут)

    Упражнения на развитие концентраци внимания:

    Выкладывание узора из мозаики

    Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

    Упражнение "Цифровая таблица".

    "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 20".


    1

    10

    11

    18

    7

    16

    20

    3

    14

    13

    2

    8

    9

    6

    15

    12

    5

    19

    4

    17

    «Весёлая переменка!» (3 – 5 минут)

    Произвольные танцевальные движения под музыку.

    «Логически – поисковые и творческие задания» (10 – 15 минут)

    Впиши в пустые клетки буквы, помеченные цифрой 1, прочитай пословицу.

    «Коррегирующая гимнастика для глаз» (1 – 2 минуты)

    «Весёлая неделька»

    «Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать» (5 минут)

    1.Назови по порядку дни одной рабочей недели. Какие из них-выходные? Какие рабочие?
    2.Вспомни и назови несколько овощей зеленого, красного и желтого цветов.

    3.Перед учениками лежат карточки с изображением цветов.
    Раскрась красным карандашом все маки, желтым карандашом - розы, а синим-колокольчики.

    4.Нарисуй воздушный шарик. Нарисуй синий мяч, который больше воздушного шарика. Нарисуй красный мяч, который меньше воздушного шарика.

    Итог занятия. Рефлексия.

    Занятие 31.

    Тема: Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

    Ход занятия.

    «Мозговая гимнастика» (2 – 3 минуты)

    Шапка для размышлений. Цель: улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь.

    Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки 3 раза, петь или говорить.

    « Разминка» (3 – 5 минуты)

    Загадка 1:

    Одно яйцо вариться 5 минут. Вопрос: Сколько вариться 5 яиц?

    Загадка 2:

    Обычно каждый месяц заканчивается или 31-м или 30-м числом. В каком месяце есть 28 число?

    «Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, – памяти, внимания, воображения» (10 – 15 минут)

    Задания на внимание:

    Найди 7 отличий.

    «Найди слова» В слове нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.

    полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

    «Каждой руке – свое дело»

    Инструкция: левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой решать не­сложные примеры.

    «Весёлая переменка!» (3 – 5 минут)

    Руки кверху поднимаем,

    А потом их отпускаем.

    А потом их развернем

    И к себе скорей прижмем.

    А потом быстрей, быстрей

    Хлопай, хлопай веселей.

    «Логически – поисковые и творческие задания» (10 – 15 минут)


    1. В слове “ДВОР” переставили буквы – и получилось слово “ОВРД”. Такая же перестановка была в слове “БОРТ”.
    Подчеркните, что в результате получилось. РОТБ, РОБТ, РБОТ, РТОБ, РБТО, РТБО.

    «Коррегирующая гимнастика для глаз» (1 – 2 минуты)

    Исходное положение (И.п.) – сидя. Крепко зажмурить на 3-5 секунд, а затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

    «Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать» (5 минут)

    Решите задачу: Антон живет в своем доме вместе с папой, мамой и братом. А еще с ними живут собака, две кошки, 2 попугая и 4 золотые рыбки. Сосчитайте, сколько всего ног у обитателей этого дома?

    Вставь букву, пропущенную в стихотворении:

    В рощ_, в чащ_ и на круч_ полечу и трель озвуч_. Соловьём родился я. Ч_дны песни у меня!

    Итог занятия.

    Занятие 32.

    Тема: Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

    Ход занятия.

    «Мозговая гимнастика» (2 – 3 минуты)

    Качания головой. Уронить голову вперёд, позволяя ей медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

    « Разминка» (3 – 5 минуты)

    Отгадайте загадки:

    Белке дом родной - дупло.

    В нём уютно и тепло.

    Барсуку, признать пора,

    Дом - глубокая нора.

    А в тайге есть бурелом.

    Под завалом круглый дом.

    В нём всю зиму, верь не верь,

    Спит большой, лохматый зверь.

    Вы подумайте немного, что за дом такой?.. (Берлога)

    Стоит огромный

    Светлый дом.

    Десятки тысяч

    Книжек в нём. (Библиотека)

    «Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, – памяти, внимания, воображения» (10 – 15 минут)

    Тренировка слуховой памяти:


    1. 8 слов: лес, хлеб. окно, стул, вода, брат, конь, гриб,
    Инструкция: «Сейчас я прочту 8 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет.»

    1. Игра «Урожай фруктов». Один ученик называет фрукт, второй повторяет и добавляет свой фрукт, третий повторяет название первых двух и добавляет свой фрукт и т.д. Так до 10 фруктов. Затем дети должны записать в тетрадь по памяти название фруктов.

    3 . «Учим стихи» Инструкция: «Сейчас я прочитаю короткое стихотворение. Внимательно слушайте его и постарайтесь представить себе картинку, которую можно нарисовать для этого стихотворения. А сейчас посмотри на рисунки, которые сделал художник. Один из них правильный, а другие нет. А теперь давайте выучим это стихотворение.

    На лужайке, по ромашкам,
    Жук летал в цветной рубашке;
    Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
    Я с ромашками дружу.
    Тихо на ветру качаюсь,
    Низко-низко наклоняюсь.




    «Весёлая переменка!» (3 – 5 минут)

    Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

    Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

    Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

    Печет печка калачи (4 приседания)

    Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
    «Логически – поисковые и творческие задания» (10 – 15 минут)


    1. Составьте и напишите цепочку слов, так, чтобы они являлись окончанием предыдущего слова и началом последующего.
    РЫБА (К) ОМА (Р) АДА (Р) ОКО (Т) ОР (Ф) ЛА (Г) ОЛО (С) РО (К) ОРОВА

    1. Раскрасьте многоугольник на рисунке в несколько цветов. Соседние должны быть окрашены в разные цвета. Постарайтесь обойтись как можно меньшим числом цветов.

    «Коррегирующая гимнастика для глаз» (1 – 2 минуты)

    «Весёлая неделька»

    «Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать» (5 минут)


    1. Привет, дружище! Хочешь вопрос? Сколько пальцев на одной руке? Какое время года после зимы? Какого цвета чистый снег? Какой вопрос я задал тебе первым?

    2. В Машин день рождения не поют вьюги, не осыпается листва с уставших деревьев и Маша не может собрать колокольчиков. Зато ходят по проталинам важные грачи, а позже-- цветут белоснежные сады. В какое время года день рождения у Маши?
    Итог занятия.

    Занятие № 33.

    Тема: Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

    Ход занятия.

    «Мозговая гимнастика» (2 – 3 минуты)

    Закройте глаза, широко зевните. При этом кончиками пальцев начните массаж напряженных зон на верхней и нижней челюсти. Постарайтесь потянуть зевок глубоко и звучно. Повторите 3–6 раз.

    « Разминка» (3 – 5 минуты)


    1. назвать одним словом длинное узкое помещение;

    2. отгадать загадку: любит он во рту скрываться, знать боится показаться;

    3. назвать кусок материи, которая покрывает стол;

    4. какие сто букв останавливают движение транспорта;

    5. то, что остается от конфет;

    6. птица – лесной доктор;

    7. Миша тратит на дорогу в школу пять минут. Сколько минут на дорогу в школу потратят они вместе с мамой?
    «Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, – памяти, внимания, воображения» (10 – 15 минут)

    Тренировка зрительной памяти.

    Упражнение 1 . Рассмотри фигуры в таблице и постарайся их запомнить. Затем по памяти заполни таблицу слева.

    Упражнение 2 . Прочитайте 3 раза слова, напечатанные на доске:


    УТКА

    ЛЕТО

    САЛАТ

    ТРАВА

    ОСИНА

    Постарайтесь их запомнить. Теперь я закрою слова, а вы попытайтесь ответить на мои вопросы:

    1. Сколько букв в последнем слове?

    2. Какие два слова начинались с гласной буквы?

    3. Назовите слово, которое заканчивается на «о»?

    4. Сколько слов заканчивалось на «а»?

    5. Встречалась ли в словах буква «к»?
    Упражнение 3. Упражнение «Ромб».

    Инструкция: показываете по одному слову, начиная сверху. Открываете слово на столько времени, чтобы ребенок не успел дочитать его до конца. Затем записать его на бумаге. Потом показываете следующее слово. И так, пока не закончатся все слова. Когда дописано последнее слова, предлагаете проверить, как сработал «фотоаппарат». Открываете все слова и даете ребенку время проверить и исправить ошибки.

    «Весёлая переменка!» (3 – 5 минут)

    Произвольные танцевальные движения по музыку.

    «Логически – поисковые и творческие задания» (10 – 15 минут)

    Лестница состоит из 9 ступенек. Па какую ступеньку надо встать, чтобы оказаться на середине лестницы?(на 5 ступеньку)

    Задача 3. Маша и Петя встретились в вагоне поезда. Маша всегда садиться в пятый вагон от начала поезда, а Петя – в пятый вагон от конца поезда. Сколько вагонов в поезде? (9)

    «Коррегирующая гимнастика для глаз» (1 – 2 минуты)

    Исходное положение (И.п.) – сидя. Крепко зажмурить на 3-5 секунд, а затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

    «Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать» (5 минут)

    Три девочки Даша, Оля, Шура одеты в платья разного цвета: синее, желтое и белое. У Даши платье не белое, у Оли не желтое и не белое. Какого цвета платье у каждой девочки?

    Итог занятия.

    Приложение. «Весёлая неделька»

    Всю неделю по порядку глазки делают зарядку:

    В понедельник, как проснутся,

    Глазки солнцу улыбнутся,

    Вниз посмотрят на траву

    И обратно в высоту. (Посмотреть вверх, вниз, влево; голова остается неподвижной)

    Во вторник часики-глаза

    Отводят взгляд туда-сюда,

    Ходят влево, ходят вправо,

    Не устанут никогда.(Посмотреть вправо, влево; голова остается неподвижной)

    В среду в жмурки мы играем.

    Плотно глазки закрываем.

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Время глазки открывать.

    Жмуримся и открываем -

    Так игру мы продолжаем. (Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глаза)

    А в четверг мы смотрим вдаль,

    На это времени не жаль.

    Что вблизи и что вдали -

    Глазки рассмотреть должны.(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кон­чик пальца и смотреть на него, опустить руку; уп­ражнение укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию.)

    В пятницу мы не зевали,

    Глаза по кругу побежали.

    Остановка! Им опять

    В другую сторону бежать. (Смотреть вверх, вправо, вниз, влево и вверх и в об­ратном порядке: влево, вниз, вправо и снова вверх;уп­ражнение совершенствует сложные движения глаз.)

    Хоть в субботу выходной,

    Мы не ленимся с тобой.

    Ищем взглядом уголки,

    Чтобы бегали зрачки.(Посмотреть в верхний правый угол окна, затем в нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый; упражнение совершенствует сложные движения глаз.)

    В воскресенье будем спать,

    А потом пойдем гулять,

    Свежим воздухом дышать.(Закрыть веки, массировать их круговыми движе­ниями пальцев)

    Без гимнастики, друзья,

    Нашим глазкам жить нельзя!

    Занимательные задачи по математике для 1 класса

    Автор: Громкова Кристина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 27”.
    Предлагаю вам логические задачи и упражнения по математике на тему “Поиск закономерностей”, которые я использую как на уроках математики, так и на занятиях внеурочной деятельности “Юный математик”, Логика” в первом классе.
    Цель заданий - использование как дополнительный материал при проведении устного счета на уроке, так же в конце урока в качестве рефлексии, а так же на занятии внеурочной деятельности, в качестве занимательного материала.
    Данные упражнения можно выполнять индивидуально, работая в паре или группе. Упражнения можно использовать учителю начальных классов, а так же воспитателю, с детьми в подготовительной группе.
    Занимательность способствует интенсификации умственной деятельности.
    Задания способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти.
    Задания предназначены для детей младшего школьного возраста (7-8 лет). Учащиеся выполняют их с удовольствием.
    Все задания направлены на то, чтобы учащиеся умели устанавливать взаимосвязь между числами. Задание №6 имеет межпредметную связь с уроком русского языка.
    Задание №1
    Как получается каждое следующее число, начиная со второго?
    1)0,2,4,6,8,…(прибавлением числа 2 к каждому последующему числу)
    2)1,4,7,10,….(прибавлением числа 3 к каждому последующему числу)
    3)0,5,10,15,…(прибавлением числа 5 к каждому последующему числу)
    4)12,10,8,6,…(вычитание числа 2 из соседних пар чисел)
    5)11,9,7,5,….. (вычитание числа 2 из соседних пар чисел)
    Задание №2
    Не нарушая закономерности, запиши следующие 3 знака:
    1)+ -+-+
    Ответ:(-+-)
    2)+-++--+++-
    Ответ:(--+)
    3)--++--++--+
    Ответ:(--+)
    Задание №3
    Какое число должно быть записано в свободной клетке?


    Задание №4
    Как связаны между собой числа в каждой группе? Запиши на флажке нужное число.


    Ответ:7
    Задание №5
    Не нарушая закономерности, впиши вместо точек нужную сумму:
    2+3, 3+4, 4+5,…….., 6+7,7+8.
    Ответ:5+6.
    Задание №6
    По какому признаку отобраны слова?
    кот сок оса мел лес
    Выбери и подчеркни верный ответ:
    1)в каждом слове есть буква О
    2)каждое слово начинается с согласного звука
    3)в каждом слове 3 буквы
    Ответ: в каждом слове 3 буквы
    Задание №7
    Найди ключ и прочитай название животного, обитающего в Австралии.

    Ответ: кенгуру
    Задание№8
    Верны ли высказывания?
    1.Пять больше нуля
    Ответ: да
    2.Двенадцать больше семи
    Ответ: да
    3.Восемь меньше девяти
    Ответ: да
    4.Двадцать меньше девятнадцати
    Ответ: нет
    5.Неверно, что семь больше десяти
    Ответ: да
    6.Неверно, что один больше пяти
    Ответ: да
    7.Шесть не меньше пяти
    Ответ: да
    8.Десять не больше одиннадцати
    Ответ: да
    9.Восемь не равно шести
    Ответ: да
    10.Три плюс два равно пяти
    Ответ: да
    11.Один-самое маленькое число
    Ответ: нет
    12.Десять-самое большое двузначное число
    Ответ: нет
    13.Сумма четырех и шести меньше 10.
    Ответ: нет
    14.Разность двенадцати и пяти равна семи
    Ответ: да