По картинам

Поэтические образы есенина. Наиболее характерные особенности эволюции поэтического стиля С. Есенина. Сквозные образы лирики Есенина

Управление образования Администрации

Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района

Таймырское муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Дудинская средняя школа №7»

Муниципальная научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ школьников «Золотое перо»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Социально-гуманитарная секция

ТЕМА: «ОБРАЗ КЛЁНА В ТВОРЧЕСТВЕ С.А.ЕСЕНИНА»

ученика 5 класса Балта Константина.

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Козицына Татьяна Петровна.

Дудинка 2016

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Есенин С.А.- поэт пейзажной лирики…………………………...5

Глава 2. Образ клёна в творчестве С.А.Есенина………………………….5

2.1 . Образ клёна связан с определенными символами,

необходимыми человеку в жизни…………………………....6

2.2.Поэт рисует образ клёна в разные времена года…………..7

2.3.Выражение различных чувств через образ клёна………….7

Глава 3. Практическая работа.

Образ клёна в творчестве С.А.Есенина……………………………8

3.1 . Краткий анализ стихотворений, где описан образ клёна…..8

3.2.Результаты сплошной выборки поэтических

строчек, посвященных образу клена…………………………9

3.3. Языковые средства, использованные при создании

образа клёна………………………………………………………11

3.4. Результаты опроса респондентов……………………………...12

Заключение……………………………………………………………………..15

Приложения…………………………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………………………17

Введение

Я с детства люблю читать стихи русских поэтов о родной природе. В своем исследовании я обратился к творчеству Сергея Александровича Есенина. Тема исследовательской работы «Образ клёна в творчестве С.А.Есенина» выбрана мною не случайно. Мне очень близка поэзия Есенина. При изучении творчества С.А.Есенина в 5 классе я познакомился с его стихотворениями «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». Мне особенно понравились строки стихотворения «Стережёт голубую Русь старый клён на одной ноге», «Оттого, что тот старый клён головой на меня похож». Я прочитал несколько раз эти строки, меня поразила проникновенность души поэта, я вначале не мог понять, как может стеречь «голубую Русь старый клён на одной ноге», что значит «старый клён головой на меня похож». Поэтому я решил исследовать образ клёна, использованный и раскрытый в стихотворениях С.А.Есенина.

Г ипотеза исследования такова: образ клёна помогает увидеть талант поэта и отразить взаимоотношения человека и природы, клён связан с домом поэта.

Я проявил интерес к творчеству поэта и выбрал в качестве объекта исследования стихи Есенина о природе. Я полагаю, что прочитанные и проанализированные мною стихи, в которых есть образ клёна, помогут мне проанализировать его творчество, выяснить роль клёна в жизни и творчестве поэта.

К радости, в творчестве Есенина С.А. представлены образы многих деревьев, они знакомы мне, но понимание дерева-образа дано не всем ученикам. Я бы такое состояние назвал проблемой , которую можно разрешить, поработав в комплексе над биографией поэта, источниками фольклора о деревьях, над поэтическим мастерством. На начальном этапе исследования я обратился к текстам стихотворений, затем, проанализировав их, отметил разные аспекты изображения клёна и решил их подробно изучить.

Актуальность моей работы обусловлена стремлением акцентировать внимание людей моего окружения на отсутствие их духовного родства с природой, малой родиной, единения с природой. В наши дни свой подлинный смысл обретают такие понятия, как чувство родной земли, гуманность, честность, искренность, милосердие. Все это и позволяет говорить о новизне моего исследования.

Предметом исследования послужил образ клёна. Меня заинтересовал вопрос: как поэт видит, как рисует клен. Как эти образы влияют на его настроение, мировосприятие. Ведь выражение чувств через явления природы - одна из самых характерных особенностей есенинской лирики. Меня интересовали вопросы: в какой цвет окрашен образ, какие эпитеты, метафоры использованы, действительно ли эти образы отражали настроение поэта, раскрывали его внутреннее состояние, настроение?

Целью данной работы стало изучение художественного образа клёна в поэзии С.А.Есенина как отражение взаимоотношений человека и природы.

Достижение поставленной цели предполагает решение частных задач :

Собрать и систематизировать материал по образу клёна;

Определить основные образы-символы клёна в лирике поэта;

Изучить особенности созданных образов;

Показать взаимоотношения человека и природы через художественный образ клёна;

Рассмотреть изобразительно-выразительные средства, используемые поэтом при создании образа-дерева;

Классифицировать изобразительно-выразительные средства, используемые поэтом при создании образа-дерева;

- составить презентацию «Образ клёна в творчестве С.Есенина» для использования на внеклассных занятиях;

Распространять этическое отношение к природе как к общечеловеческой ценности;

Формировать экологическую культуру населения, любовь к Родине.

Практическая ценность исследовательской работы состоит в том, что её можно использовать на занятиях кружка, на уроках русской литературы по изучению творчества поэта как дополнительный материал.

В своей работе я использовал следующие методы и приемы исследования:

Методом анализа и синтеза была изучена литература по данной теме;

Знакомство со справочниками по теории литературы;

Обобщение и систематизация полученных сведений;

Методом сплошной выборки были выписаны поэтические строчки, посвященные образу клена;

Анализ собранного материала;

- дана классификация, интерпретация поэтических языковых средств.

Данная работа состоит из теоретической и практической частей. Во введении обозначены цели и задачи исследования. В теоретической части я рассмотрел художественный мир С.А.Есенина при создании образа клёна, в практической части я проанализировал найденные мною стихотворения, систематизировал средства выразительности. В заключение я сделал вывод о результатах исследования. Работа завершается списком литературы.

Глава 1.Есенин С.А. - поэт пейзажной лирики

Есенин был блестящим мастером пейзажной лирики. Творчество Сергея Есенина - это безграничная любовь к родному краю. Природа для Есенина неотделима от понятия родины. Поэт чувствовал родную землю, разговаривал с ней, черпал в ней вдохновение и силу. Он слышал шум овса, голоса берез, песни птиц, понимал душу животных. Обостренное чувство природы, яркие самобытные образы не могут не завораживать своей красотой и выразительностью, точностью, способных передать глубинный смысл и красоту неброского русского пейзажа. Исследователь поэтики С.Есенина доктор филологических наук Л.Л.Бельская отмечает, что поэт упоминает более 20 пород деревьев. Постепенно, рождаясь в пейзажных миниатюрах и вырастая из них, возникает перед читателем, сливаясь воедино, природа, Россия и поэзия Сергея Есенина. Это есенинская Русь, это всё, что зовём мы Родиной.

Глава 2.Образ клёна в творчестве С.А.Есенина.

Образ дерева является одним из самых распространенных фольклорных образов, который проходит через все творчество Есенина. Поэт никогда не отказывался от собственной манеры в создании поэтического образа клена: это образ кленового шатра; образ лирического героя, склонившегося над своей возлюбленной; пышная крона клёна похожа на пышность головного убора; «старый клён головой на меня похож», автор тоже был кудрявым; клен танцует на одной ноге, приседает на корточки; его развесистая «круглоголовая» крона вызывает ощущение не мощного стояния, твердого упора, а какого-то жеста: танцующего или приседающего; кленовые листья своей багряностью и зубчатыми очертаниями напоминают сердце, что делает клен как бы покровителем любви; клён стал спутником нелёгкой поэтической судьбы Есенина, его задушевным другом; образ клёна, который «стережет голубую Русь на одной ноге».

2.1.Образ клёна связан с определенными символами, необходимыми человеку в жизни.

Историк и фольклорист А.Афанасьев в своем труде «Древо жизни» отмечает: «Древний человек почти не знал неодушевленных предметов, всюду находил он разум, и чувство и волю. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались те загадочные разговоры, которые ведут между собой деревья». Согласно А. Афанасьеву, образ мирового древа, «древа жизни», является одним из основных, всеобъемлющих понятий в мировоззрении славян. В древних мифах образ дерева был многозначен. Цветущее дерево символизировало жизнь, засохшее или гнилое - болезнь, смерть. Образ дерева ассоциировался с древними представлениями о вселенной. Верх, крона дерева, соответствовал небу. Низ, его корни, сравнивали с подземным царством, как середину, ствол - с землей. Древо могло сопоставляться с человеком. Крона, уходящая в небо, тождественна голове. Ветви подобны раскинутым рукам, они обнимают мир вокруг. Ноги есть корни, ощущающие крепость в земле.

Таким образом, дерево является мифологическим символом, обозначающим вселенную, мировую гармонию, единство человека и природы. Есенин с ранних лет впитывал в себя это миропонимание, и поэтому в центре многих его стихотворений оказался образ дерева.

В 1918 году в статье «Ключи Марии» Есенин пытается определить природу славянской души: «Все от дерева - вот религия нашего народа. Дерево – жизнь. Каждое утро, встав ото сна, мы омываем свое лицо водою. Вода есть символ очищения и крещения во имя нового дня. Вытирая лицо свое о холост с изображением дерева, наш народ говорит о том, что он не забыл тайну отцов вытираться листвою». Это дерево привлекает внимание поэта. Если вспомнить предания западных и восточных славян, клен - это дерево, в которое превращен человек. В южнославянской традиции клен также мыслится причастным к человеческой судьбе. Клён- дерево, без которого невозможно представить нашу Родину.

2.2. Поэт рисует образ клёна в разные времена года

В стихах Есенина С.А. клён изображается в разное время года. И какое бы время года ни взять: зиму или осень, лето или весну – поэт всегда находит в этом образе что-то особое. Находится место для клёна и в стихах, изображающих осень: «Тихо льется с кленов листьев медь». Есенин здесь изображает клён в желто-красной листве. Вспомним деревья, покрытые осенними нарядами, клен среди них – это великолепие красочных переливов, с которыми ничто сравниться не может. Великость этой яркой вспышки сродни высоте человеческих ощущений в зрелости, сродни буре поэтического вдохновения. А в зимнюю стужу автор жалеет это дерево и произносит такие слова: «Клён ты мой опавший, клён заледенелый..»

2.3.Выражение различных чувств через образ клёна

Образ клена заставляет поэта переживать чувство удивления жизнью, испытанное ещё с детства. Чувство волнения, подаренное этим деревом, каждый раз возвращается к герою заново. Наверное, потому что красотой нельзя налюбоваться, насытиться. Она каждый раз воспринимается как будто заново. Судьба дерева, считает поэт, может быть связана с жизнью и судьбой Родины. Все стихи Есенина о природе подчеркивают единение человека и природы, состояние природы отражается на состоянии человека. Выражение чувств через явления природы – одна из самых характерных особенностей есенинской лирики. Мир человека и мир природы в поэзии Есенина единый и неделимый. Отсюда половодье чувств и мудрость мысли, отсюда прозрение, нравственная высота есенинской лирики. Поэт прекрасно осознает, что отстранение человека от природы, а тем более конфликт с ней приносит обществу непоправимый моральный урон и нравственный ущерб. Впервые в поэзии Есенина клен появляется в качестве одной из характерных черт крестьянского быта. Клен в преданиях славян -дерево, в которое превращен человек ("заклят"). Клен предстает как человек со всеми присущими ему душевными состояниями и периодами жизни.

Образ клена выступает как своего рода лирический герой «древесного романа». Клен – это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку. Отсюда и мотив уподобления, то первичное сходство, из которого развился образ лирического героя.

Глава3.Практическая работа. Образ клёна в творчестве С.А.Есенина

«Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах», -

писал поэт в предисловии к собранию сочинений 1924 года.

3.1. Краткий анализ стихотворений, где описан образ клёна

Стихотворение «Я покинул родимый дом…» было написано Сергеем Есениным в 1918-м году. В этом произведении поэт рассказывает о своём чувстве к родной земле, рисует образы тоски, грусти, одиночества. Автор легко проводит параллели, рассказывая читателям о своей неразрывной связи с Россией. Впервые стихотворение издали в 1920-м году. Данное стихотворение является ярким образцом произведения лирического жанра, написанного в неповторимой манере, характерной для Сергея Есенина. Здесь поэт делится с читателями собственными мыслями и чувствами, говорит о своих родителях, рассказывает о любви к родной земле. Лирический герой стихотворения и образ автора в данном произведении едины, их практически невозможно разделить. Сергей Есенин рассказывает нам именно о себе, своей судьбе, личных переживаниях и воспоминаниях.

Важно отметить, что в стихотворении используются яркие образы, оригинальные символы, экспрессивные определения.

Главной темой стихотворения стало расставание поэта с его родной землёй, матерью и отцом. Для Сергея Есенина Родина едина во всех её проявлениях. Берёзы, луна, старый клён – всё это неотделимо от образа родной земли. В каждой веточке, листочке, отражении луны в воде поэт видит свою Русь.

Сюжет стихотворения развивается в области воспоминаний автора. Фактической сюжетной линии здесь нет. Однако определённая последовательность наблюдается. Сначала поэт отмечает, что он покинул родимый дом, оставил Русь, говорит о грусти матери. Затем Есенин вспоминает отца, который седеет без него. В третьей строфе автор пишет, что он ещё не скоро вернётся, пурга будет долго петь над его домом. Но старый клён остался на Родине поэта.

Интересно, что дерево, которое «стережёт» Русь, Есенин прямо ассоциирует с самим собой. В заключительной строфе поэт пишет, что дождём своих листьев, «головой» клён похож на него. Можно сказать, что сюжет развивается логично: читатели видят, что природа и Родина для поэта едины, как и человек и природа. Он покинул свои края, но оставил о себе память в образе клёна, который напоминает его золотом своих листьев. Автор проводит параллели между родной землёй и своими родителями, Родиной и природой, деревьями и людьми. В конце стихотворения он сравнивает себя с клёном, оставшимся «стеречь» Русь.В 1910 году было написано стихотворение «Там, где капустные грядки…».

Там, где капустные грядки

Красной зарей поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Здесь так же присутствует рассматриваемый нами образ клена, но еще совсем маленького. Есенин приводит трогательное сравнение росточка клена с детенышем животного, сосущего молоко у своей матери - большого, «взрослого» дерева. В данной миниатюре поэт не только выражает любовь к родному краю и радость от наблюдения за живой природой. Здесь так же отражена и судьба самого поэта, в нём здесь мы видим рождение, начало этой жизни. Этот образ маленького зеленого росточка олицетворяет собой совсем еще юного поэта, только вступающего в творческий мир.

3.2.Результаты сплошной выборки поэтических строчек

В процессе работы над стихами С.Есенина я нашёл 15 стихотворений, в которых присутствует образ клена. Свои находки я представляю в виде таблицы.

Название произведения

Текст стихотворения

Дата написания

« Там, где капустные грядки»

Там где капустные грядки Клененочекмаленькой матке

Зеленое вымя сосет.

1918 г.

«Я покинул дом родной»

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге

1918 г.

«Я покинул дом родной»

Оттого что тот старый клён

Головой на меня похож.

1918 г.

«Исповедь хулигана»

Как будто бы на корточки погреться

Пришел наш клен перед костром зари.

1920 г.

«Сорокоуст»

Очесываются листья с кленов

1920 г

«Не жалею, не зову, не плачу»

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

1921 г

«Там теперь такая ж осень…»

Клен и липа в окна комнат,

Ветки лапками забросив,

Ищут тех, которых помнят.

1923 г

« Возвращение на Родину»

Приметный клен уж под окном не машет,

И на крылечке не сидит уж мать

1924 г

« Русь Советская»

И клены морщатся ушами длинных веток,

И бабы охают в немую полутьму

1924 г

«Сукин сын»

Нынче юность моя отшумела,

Как подгнивший под окнами клен.

1924 г

«Метель»

Облезлый клен

Гнусавит хрипло

В небо о былом

Какой он клен?

1924 г

«Клен ты мой опавший, клен заледенелый»

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись под метелью белой?

1925

«Слышишь – мчатся сани, слышишь сани мчатся »

Эх вы, сани, сани! Конь ты мой буланый?

Где-то на полянке клен танцует пьяный.

1925

«Я усталый таким еще не был».

В те края, где я рос под кленом,

Где резвился на желтой траве

1925г

«Весна»,

Привет тебе,

Мой бедный клён!

Прости, что я тебя обидел.

1925г

«Сказка о пастушонке Пете»,

Вот приходит осень

С цепью клёнов голых,

Что шумит как восемь

Чертенят весёлых.

1923г

3.3. Языковые средства,использованные при создании образа клёна

Есенин никогда не отказывался и от собственной манеры в создании поэтических образов. Этот собственный стиль отчетливо прослеживается в подборе эпитетов, которыми поэт характеризует клен. Например, «клененочек маленький», «старый клен», «клен на одной ноге», «подгнивший под окнами клен», «клен опавший, клен заледенелый», «приметный клен», «кленов голых», «мой бедный клен». Все эти эпитеты с первого взгляда кажутся обычными, примелькавшимися, часто встречавшимися в фольклорных произведениях. Все “кленовые” эпитеты Есенина отличаются лексической полноценностью. Ни один из “кленовых” эпитетов не повторяется. Часто поэт называет клён словом «мой». Такое личностное отношение поэта к клену вызвано тем, что клен стал не просто спутником нелегкой поэтической судьбы Есенина, но и его задушевным другом. Какое дерево соотносится с периодом зрелости, ухода, прощания? Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради формы, а для того, чтобы точнее и глубже раскрыть мысль, содержание. Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта. Собственный стиль Есенина отчетливо прослеживается в подборе метафор , которыми поэт характеризует своё любимое дерево. Старый клен предстает перед нами одноногим сторожем, охраняющим старинные традиции и особую атмосферу русской деревни. В русской народной поэзии клен обычно кудрявый, сам поэт был кудрявым, это позволяет ему сказать: «тот старый клен, Головой на меня похож». Все «кленовые» художественные языковые средства Есенина отличаются лексической полноценностью и прозрачностью. Создавая образ, поэт стремился сблизить два плана - реальности и образности. Именно поэтому целый ряд слов при изображении клена он намеренно употреблял в прямом значении. Так этот образ получает в поэзии Есенина жизненную правдивость, художественную убедительность, полноту яркость и живость. В результате образ становится глубже художественно достовернее, а речь приобретает плавность, песенную напевность, особую выразительность. Этому способствует и тот факт, что ни один из языковых средств не повторяется в том же значении, несмотря на то что повторы как художественный прием, в общем-то, характерны для поэтического стиля С. Есенина. Клён, стерегущий Русь, стоящий на одной ноге, безусловно, больше напоминает мыслящее существо, а не обычное дерево. Старый одноногий клён внезапно преображается прямо на глазах у читателей. Ему уже придаются удивительные черты, полные чего-то возвышенного и романтичного. Есенин пишет, что в клёне есть радость для тех, кто целует «дождь» листьев дерева. Оказывается, клён похож головой на лирического героя стихотворения. Именно это дерево и становится своеобразной связующей нитью, которая не позволяет разорваться связи поэта и его родной земли. Есенин в 15 стихотворениях о клёне использовал языковые средства следующим образом:

Языковые средства

Примеры

Кол-во использований

Метафоры

«тот старый клен, головой на меня похож».

18 – 47%

Эпитеты

«клененочек маленький»,

15 – 31%

Прямое значение слова

осенний клён

9 – 16%

Сравнения

«прошлогодний лист …- как ворох меди»

3 – 6%

Таким образом, классификация изобразительно-выразительных средств, используемых поэтом при создании образа клёна, позволила сделать вывод, что метафоризация – излюбленный есенинский приём при создании образа клёна. Есенин – поэт метафор.

3.4.Результаты опроса респондентов.

1.Респондентам было предложено выбрать определения, на их взгляд, наиболее подходящие к клёну. В опросе участвовали 65 человек, это учащиеся 5-8 классов.

Каким бывает клен?

старым высоким огромным красным большим японским раскидистым стройным сахарным одиноким густым засохшим столетним багряным американским молодым величавым осенним огненным карликовым алым могучим белым бронзовым желтым развесистым толстым канадским ветвистым гигантским тенистым прелестным татарским молоденьким низкорослым миниатюрным раздетым голым мощным заветным серебристым жиденьким серым пламенным лакированным тоненьким разлапистым тонким горемычным ближайшим кудрявым золотым полированным небольшим любимым западным чахлым маленьким каменным большим пламенеющим русским кремовым горным

Вывод: результаты опроса свидетельствуют о том, что у каждого человека есть свои ассоциации с образом клёна. Респонденты назвали такие определения клёна. Примерно таким же видел клён и С.Есенин.

2. Респондентам было предложено ответить на два вопроса:

Что может клен?

Что можно сделать с кленом?

стоять расти затенять шуметь желтеть упасть пожелтеть пылать выворотить шелестеть носить напомнить сидеть заслонять найти остановиться ответить смениться принять надеть шевелить сказать переговариваться рухнуть сделать смотреться вздрогнуть застрять опуститься выделять придавать сгнить зашуметь подниматься терять умолкать полыхать сбрасывать вырисовываться показать оказаться поговорить скрыть прочищать скрипеть ворваться удивить затушить обещать направиться давать разродиться решить золотиться дразнить положить служить находить розоветь падать отмахнуться свалиться прикупить спилить вызвать никнуть стеречь посадить

Результаты опроса представлены в диаграмме:

Клён может

Вывод: не был назван глагол «стеречь», который встречается в стихотворении Есенина. Только Есенин талантливо и самобытно создал образ клёна с помощью этого слова .

Что можно сделать с кленом?

Результаты опроса представлены в диаграмме:

Вывод: результаты опроса свидетельствуют о том, что ученики не могут называть слова в переносном смысле. Это умение пользоваться словом дано таким талантливым людям, каким был Есенин С.А.

3. Респондентам было предложено назвать ассоциации к слову клен

дом

природа

дерево

человек

чувства

качества

окно

октябрь

лист

голова

сочувствие

чистота

забор

сентябрь

вершина

руки

интерес

целомудрие

фасад

Красота

роща

душа

нетерпение

благодарность

крыльцо

синева

золото

любовь

правдивость

крыша

заряжает

искренность

забота

калитка

память

нежность

волнение

родные

любовь к дому

родина

тоска

переживание

Результаты опроса представлены в диаграмме:

Вывод: ассоциации опрошенных частично или полностью совпадают с ассоциациями Есенина

Заключение

Я исследовал, как образ клёна влияет на душевный мир лирического героя, определил, что может символизировать для автора изображаемый им образ клёна, выявил, как общение с природой влияет на поэта.

Таким образом, проанализировав образ клёна в есенинских стихотворениях, я пришёл к выводу:

1.К образам деревьев С.Есенин обращался часто, что свидетельствует о любви поэта к родному краю, дому.

2.Одним из самых любимых деревьев С.Есенина является клён, о чём свидетельствуют научные исследования учёных, само признание Есенина С.А.

3. Создавая художественный образ клёна, поэт использовал такие изобразительно-выразительные средства, как метафоры, эпитеты, сравнения .

4.Классификация изобразительно-выразительных средств, используемых поэтом при создании образа-клёна, свидетельствует, что С. Есенин – поэт метафор.

Клён – символ русской красоты, родного дома. Есенин через всю свою жизнь пронёс любовь к родному дому. Это самое весомое обстоятельство, объясняющее, чем близка мне поэзия Есенина. Я полностью разделяю такую любовь. У многих поэтов и прозаиков любовь к Родине так же сильна, но такого гармоничного сочетания любви к природе и Родине я ещё не встречал. Через образ клёна у меня сложилась целостная картина о Есенине как о человеке и поэте.

В процессе работы я научился более внимательно и вдумчиво читать стихотворение, быть более наблюдательным, находить нужные для меня образы, даже если они завуалированы. Научился работать со специальной литературой: делать заметки, выписывать важные мысли, нужные моменты; анализировать отобранный материал, сопоставлять и делать определенные выводы. Я рассмотрел лишь некоторые стороны есенинского художественного мира. В дальнейшем я хочу рассмотреть другие образы деревьев, так как в процессе выборочного чтения я обнаружил, что в его стихотворениях есть все образы деревьев.

Список использованной литературы

    Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство С.Есенина. – М.: «Просвещение», 2005 г.

    С.А.Есенин. Избранное. М., «Просвещение», 1989 г.

    Учебник-хрестоматия для 5 класса. – М.: «Просвещение», 2012.

    Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. – М.: «Просвещение», 2009.

    Илюшин А.А. О стиле С.А.Есенина. – М.: Просвещение, 1970, – 240 с.

    Юшин П.Ф. Сергей Есенин. Идейно-творческая эволюция. – М.: Просвещение, 1989 г.

    Афанасьев, А. Н. Древо жизни: Избранные статьи [Текст]

    А. Н. Афанасьев. - М.: Современник, 1982–464 с.

    Эрудиция [Электронный ресурс]: Береза и клен - сквозные образы лирики С.А.Есенина Статья. / Режим доступа: (Дата обращения - 10.10.15 г.)

    «Я по-прежнему такой же нежный». С.Есенин. Москва «Эксмо-пресс» 2000г.

Приложения.

Время от времени навещаем мы дом Сергея Александровича, чтобы несколько мгновений пожить его жизнью, приобщиться к чистому языку его поэзии, омыть сердечные ссадины, полюбоваться есенинскими клёнами, подышать воздухом обновленных ржаных и гречишных полей. Здесь всё, буквально всё говорит о нём: трава на крутой тропе шелестит, лист клёна лопочет: «Наш, наш Есенин!»

ХУДОЖНИК И КЛЁН. СКАЗКА.

Любил художник осень. И она его тоже любила, зачаровывала красками яркими, заманивала в леса расписные. Каждый день осень художнику подарки дарила: то осинку пурпурную, то берёзку золотолистую. Однажды вышел художник на полянку лесную и ахнул. Стоит на полянке кленок молодой. Лапки-листики на солнце позванивают, золотом оранжевым, красно-бордовым просвечивают, - глаз не оторвать.

Ну, спасибо тебе, осень, за подарок такой драгоценный, - поклонился художник.

Расставил он свой мольберт рядом с кленком и замер, стараясь побольше его красоты в себя вобрать, чтобы суметь потом эту красоту людям показать.

Клен ласково заглянул художнику в глаза своими пурпурно-золотыми широкими листьями и спросил:

Разве есть у людей краски с такими тончайшими оттенками, как у Матушки- природы? Посмотри на мои листочки, художник, каждый, словно сокровище разноцветное, и ни одного не встретишь одинакового.

Улыбнулся художник в ответ:

Конечно, кленок, не может человек сравниться с Матушкой-природой красками, но в сердце моем каждый твой листочек светится радостью. Если смогу я передать людям хотя бы частичку твоей красоты, может быть, и в их сердцах станет светлее от радости. А ты расскажи мне о жизни своей, чтобы картина моя живой получилась.

Художник сделал на полотне первый мазок, и клен начал свой рассказ:

Ты видишь мою красу, художник, а большой раскидистый клен, на котором я родился, был прекраснее меня в сто раз. Его люди срубили. Весь лес вздрогнул от горя, когда красавец клен упал, и на моей серой коре от тоски по родителю появились с тех пор продольные трещинки. Только прошлой зимой я, наконец, утешился. Вот как это случилось. Лыжники решили отдохнуть на нашей поляне и сняли возле меня свои лыжи. Я на людей тогда в обиде был, не хотел с ними разговаривать, отвернулся даже в сторону и вдруг слышу:

Кленок, посмотри на меня, ведь мы с тобой хорошо знакомы.

Где-то сейчас мои детки, наверное, такими же красавцами стали?! Оказалось, что все лыжи были сделаны из кленов, а одна пара как раз из моего родного, что на нашей поляне рос. С тех пор, если бегут мимо лыжники, я знаю, что самые быстрые и легкие лыжи на них из клена, и машу им приветливо вслед. Даже трещинки продольные на моей серой коре теперь струятся не так печально.

Художник погладил серый с трещинками ствол и почувствовал, что сегодня трещинки совсем весёлые. Кленок продолжал:

Родился я двадцать лет тому назад и сначала крепко спал в почке-колыбельке. Уже тогда Матушка-природа и отец-клен учили меня красоте и закутали в чудесные шелковистые чешуйки с золотисто-оранжевым опушением. Всю зиму я спал, но, наконец, чешуйки почки раскрылись, и я увидел свет белый в виде зелено-желтого цветка. Первым другом была пчелка. Сначала мне показалось, что я не такой уж красивый, хотя и достаточно крупный цветок. Но пчелка меня утешила. Она опустилась на меня и зажужжала:

Какой красавец, самый первый, раньше листочков явился, да какой сладкий!

Пчелка принялась пить мой нектар, и при этом пылинки мои попали в завязь. Это было приятно, хотя и немного щекотно. Вокруг меня было шумно. Кого только не было на моих братьях-цветах: мухи, бабочки, пчелы, - все спешили после зимы силы свои восстановить. Ах, как всем нам было радостно и сладко. Каждую весну я снова и снова переживаю это чудесное состояние. Жаль, художник, что ты не можешь его почувствовать.

Почувствовать не могу, зато могу представить, как радостно цвести, когда вокруг еще все голо и деревья без листьев. А сладость светлого кленового меда я прекрасно знаю. Я его много раз пробовал и всегда мне казалось, что он весной пахнет, - сказал художник и добавил в свою картину сладкой радости весеннего цветения клена.

Вторым моим другом, - снова продолжил клен свой рассказ, - был мой братец-близнец, который родился вместе со мной из цветка. Все кленовые детки-семена - сросшиеся близнецы под двумя крылышками. Мы с братцем были точь-в-точь похожи и видом и характером. Осенью мы увидели, как ветер разделяет созревшие семена, подхватывает их и, вращая крылышком, точно пропеллером, разносит по поляне. Мы с братом крепко прижались друг к другу и решили не расставаться. Но началась зима, и налетевший холодный вихрь подхватил моего созревшего брата и унес в одну сторону, а меня в другую. Ветер так бешено вращал мое крылышко, что у меня голова закружилась, и я сначала не понял, куда попал. Очнулся я от холода на лесной поляне. Был зимний вечер, и с каждой минутой я замерзал все больше. Вдруг на поляну вышел великан-лось, который пришел поужинать веточками молодых деревьев. Потом что-то черное навалилось на меня, и я утонул в снегу. Лось втоптал меня копытом под прошлогодние листья, а лунку засыпало снегом. Здесь мне стало уютно и тепло, и я сладко уснул до весны. С тех пор лось моим другом стал. Ведь если бы не он, я бы замерз и умер.О братце своем я до сих пор ничего не знаю. Нам, семенам кленовым, нелегко приходится. Хотя сыплемся мы с клена всю осень и всю зиму, в деревца прорастают только счастливчики. Проснулся я весной от талой весенней водицы. Было еще довольно холодно, но мне так не терпелось снова мир увидеть, что я выпустил корешок и стал тянуться вверх. Замечательное это чувство, когда ты снова на свет божий появляешься, уже не цветочком, не семечком, а маленьким кленовым росточком. Гордость переполняла меня. "Я - дерево, настоящее дерево!" - пел каждый острый уголочек моих листьев-лап. Они у меня были совсем как у взрослого клена, хотя и родились на тоненьком прутике.

К сожалению, люди часто забывают вырастить в себе дерево.

Да, растить свое дерево - это самое важное дело на свете, - согласился клен и продолжил свой рассказ:

Я быстро рос. Следующей весной меня уже не узнать было. И друзей у меня прибавилось. Посмотри, художник, сколько вокруг меня деревьев: и берёзы, и осины, и дубы, и даже сосны. Бывает, деревья ссорятся из-за пустяков всяких, я тогда их мирю, каждому что-то доброе скажу. Мы, клены, не любим в одиночестве, без друзей, расти. Листочки мои питательные, и в них витамина С много. Деревьям землица с моими перегнившими листьями по вкусу. От нее они крепкими и высокими становятся. Может быть, потому на земле и нет чистых кленовых лесов, что деревья возле меня селиться любят. И звери часто моими листьями лакомятся. Я на них не обижаюсь, пусть питаются. Я дерево сильное, всех могу накормить и напоить.

Ты, клен, настоящее дерево дружбы! - воскликнул художник.

Да, люблю друзей, - подтвердил клен. - У меня и среди людей друзей много. Особенно с одним человеком я крепко подружился. Он пришел ко мне однажды осенью и попросил два семечка, чтобы посадить их возле дома в честь своих сыновей-близнецов. У вас, людей, есть примета, что человек будет расти здоровым и счастливым, если в честь него дерево посадить при рождении. Видно, дерево ему свою силу и мудрость передает. Я решил: для моих семян большая честь с людьми побрататься, и дал их человеку. Человек выбрал тогда самые крупные и крепкие семена. Был он ученым-ботаником; в деревьях хорошо разбирался. Клены его особенно интересовали, он о них книжку писал. О чем мы только с ним не разговаривали. Скоро и я стал ученым по кленам. Не только о себе, клене остролистом, могу рассказать, но и о клене сахарном, и о серебристом, и о разных других. Могу целую лекцию прочитать о том, как клены растут по всему свету: и в Африке, и в Европе, и в Азии, и в Америке. Для любого леса и города мы - гордость и краса. Но тебе, художник, не интересно, наверное, лекции слушать...

Нет, почему, - возразил художник, - все, что ты рассказываешь, еще раз доказывает, что ты - самое настоящее дерево дружбы. Это мне тоже надо нарисовать в моей картине, раз я хочу показать людям твою красоту. Так что продолжай, пожалуйста.Но клен молчал. Молчал, потому что увидел чудо: на картине художника величественно возвышался красавец клен. Его широкая вершина была освещена лучами солнца, и в этих волшебных лучах блестели пурпурные и золотисто- зеленые кленовые листья, неповторимые и прекрасные. Все дерево было похоже на веселый, торжественный праздник.

Клен воскликнул:

Неужели это я?

Художник скромно ответил:

Нет, клен, это лишь частичка твоей красоты, перед которой я не в силах был устоять.

Образы-символы в поэзии Сергея Есенина

Мир поэзии Есенина, несмотря на сложность, многообразие и даже противоречивость его творчества, представляет собой неразрывную художественную ткань из образов, символов, картин, мотивов, тем. Одно и то же слово, многократно повторяясь, превращается в своеобразный есенинский символ, а, соединяясь с другими словами и образами, создает единый поэтический мир.

Так, одно из самых распространенных слов, которое проходит через все творчество Есенина, - это черемуха. Осыпающиеся цветы черемухи напоминают снег, метель, "черемуховую вьюгу": "Сыплет черемуха снегом". Метель и цветы черемухи, вроде бы не могут сочетаться, но, сочетая их, Есенин добивается совершенно нового ощущения прелести снежных цветов.

Белые цветы и белая кора березы (береста) также "связываются" друг с другом. А общий для них признак - белый цвет - ассоциируется с белым снегом, метелью, символом неустроенности, и белым саваном, символом смерти:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона

И березы в белом плачут по лесам

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

("Снежная равнина, белая луна ")

С образом метели, в свою очередь, связан образ тройки как "символ радости, молодости, летящей жизни, счастья, родины. А промчавшаяся, запоздалая или чужая тройка - это потерянная радость, ушедшая чужая молодость:

Снежная замять крутит бойко,

По полю мчится чужая тройка.

Мчится на тройке чужая младость,

Где мое счастье? Где моя радость?

Все укатилось под вихрем бойким

Вот на такой же бешеной тройке.

("Снежная замять крутит бойко...")

Каждый образ-символ имеет свои признаки, которые, соединяясь, выстраиваются в новый ряд связанных между собой образов: тройка - кони, сани - колокольчик... И это наполняет самые простые слова новым смыслом. Интересен образ слова "окно".

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Здесь слово "окно" - только художественная деталь. А далее в стихотворении это слово наполняется новым смыслом, расширяя свое значение. Повторяясь в соединении с эпитетом "мерзлый", оно превращается в поэтический образ:

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

Образность слова "окно" усиливается также за счет ее связи со словом "ставни" - "атрибутом" окна:

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

Интересно, что в стихотворении сквозной образ окна превращается для автора в своего рода пункт наблюдения. Из окна он видит лес, облака, двор, метелицу во дворе и воробышков. И в стихотворении "Подражанье песне" лирический герой наблюдает за происходящими событиями из окна:

Я смотрел из окошка на синий платок...

В пряже солнечных дней время выткало нить...

Мимо окон тебя понесли хоронить.

Такую позицию лирического героя как стороннего наблюдателя (из окна) мы встречаемся во многих произведениях раннего Есенина.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

("Береза")

Эта же позиция характерна и для некоторых персонажей стихов Есенина:

Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дня

Понесут с могильным пеньем хоронить меня...

Ты увидишь из окошка белый саван мой...

("О дитя, я долго плакал над судьбой твоей...")

Вот в другом стихотворении мать, поджидая сына, "подошла, взглянула в мутное окошко..." Даже боги с ангелами в "райском тереме" - и те наблюдают за жизнью людей и природы не иначе как из окна: "Говорит Господь с престола, / Приоткрыв окно за рай..." ("Микола")

Таким образом, окно - важная деталь в поэтическом мире Есенина. А окна - это глаза избы, с которой поэт очень многое связывал. Весь есенинский мир как бы разведен на две части: изба и все остальное пространство. Это скорее даже два мира, разделенные стеклом: окно - граница этих миров.

Русская изба для поэта - действительно целый мир. Это мир крестьянской избы, медленное течение сонной жизни за ее толстыми бревенчатыми стенами. Есенин поэтично изобразил этот мир в своих ранних стихах: "Смолкшим колоколом над прудом/ Опрокинулся отчий дом" ("Нощь и поле, и крик петухов..."); "Изба-старуха челюстью порога / Жует пахучий мякиш тишины" ("О красном вечере задумалась дорога...") Образ богатого дома, "больших хором", "палат" и сытого мира вообще в сопоставлении с крестьянскими "избами", "хатами" и миром голодных возникает и в стихотворении "Село":

Цветут сады, белеют хаты,

А на горе стоят палаты,

И перед крашеным окном

В шелковых листьях тополя.

Есенинскую избу окружает двор со всеми его атрибутами: "Под красным вязом крыльцо и двор". Избы, окруженные двором и огороженные плетнями, "связанные" друг с другом дорогой - это и есть один из ликов есенинской дореволюционной Руси:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа.

("Гой ты, Русь, моя родная...")

В том краю, где желтая крапива

И сухой плетень,

Приютились к вербам сиротливо

Избы деревень.

("В том краю, где желтая крапива...")

Окно, в представлении поэта, является границей, отделяющей внутренний мир избы от внешнего мира. Есенин не видит путей выхода из этого, созданного им, замкнутого мира, опоясанного деревенской околицей:

Закружилась пряжа снежистого льна,

Панихидный вихорь плачет у окна,

Замело дорогу вьюжным рукавом,

С этой панихидой век свой весь живем.

("Закружилась пряжа...")

К образу-символу окна особенно часто поэт обращается в последний год жизни - в 1925 году. Образ этот наполняется еще более глубоким смыслом. Окно разделяет не только два мира - внутренний и внешний, но и два периода жизни поэта: его "голубые года", детство, и настоящее. Лирический герой мечется между этими двумя мирами, входя попеременно то в один, то в другой:

За окном гармоника и сиянье месяца.

Только знаю - милая никогда не встретится.

Проходил я мимо, сердцу все равно -

Просто захотелось заглянуть в окно.

("Не криви улыбку, руки теребя...")

В поэзии Есенина все взаимосвязано, и почти каждая художественная деталь, каждое слово является важной частицей целого - есенинского поэтического мира. Уникальность этого мира ощущали не только современники, но и потомки. Утонченность, образность, изящество стихов Есенина позволили Горькому сказать: "Есенин не человек, это орган, созданный природой для своего самовыражения".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/


Сформулировать и помогла поэту революция. В его поэзии мы видим как очеловеченную природу, так и «оприродованного» человека, которому присущи «растительные», «животные» и «космические» черты. Личная жизнь В 1913 году Сергей Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, которая работала корректором в типографии «Товарищества И.Д. Сытина», куда Есенин поступил на работу. В 1914 году они...

Таким образом, рассмотрев лирику С. Есенина мы видим, что поэт обращается к космическим мотивам с тем, чтобы осмыслить какие-то события, понять окружающий мир. "ДРЕВЕСНЫЕ МОТИВЫ" ЛИРИКИ С. ЕСЕНИНА Природа – всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта. Многие стихи раннего С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы ("Матушка в Купальницу…", "Не жалею, ...

Периода культурно – исторического развития, что в свою очередь порождает утрату внутренней целостности личности. Феномен двойничества в культуре Серебряного века является одним из аспектов культурного сознания эпохи. Нужно сказать, что проследив эволюцию мотива двойничества в творчестве Сергея Есенина, мы на конкретном примере подтвердили тот факт, что феномен двойничества в культуре Серебряного...


Переносное значение слова, когда одно явление или предмет уподобляется другому, причём можно использовать и сходство, и контраст. Метафора - наиболее распространенное средство образования новых значений. Поэтику Есенина отличает тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символам многозначности, а к вещности и конкретности. Поэт создает свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Но он...

(1895 - 1925) сквозные образы лирики С.Есенина Родина великого русского поэта Сергея Александровича Есенина – старинное село Константиново привольно раскинулось среди рязанских полей и лесов, в центре России, на высоком правом берегу Оки. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов, просматриваются у горизонта леса Мещоры. Эти места – колыбель поэзии Есенина. Здесь он родился и провёл более половины своей жизни, здесь впервые «выплеснул душу в слова». Родина была тем источником вдохновения, к которому постоянно припадал Есенин, черпая силу русского духа, силу любви в людям, отчему дому… Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии (21 сентября по старому стилю). Вскоре отец Есенина уехал в Москву, устроился работать там приказчиком и поэтому Есенина отдали на воспитание в семью деда по матери. У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Сергей Есенин потом писал: “Мои дяди (трое неженатые сыновья деда) были озорными братьями. Когда мне было три с половиной года они посадили меня на лошадь без седла и пустили в галоп. Ещё меня учили плавать: сажали в лодку, плыли на середину озера и бросали в воду. Когда мне исполнилось восемь лет, я заменял одному своему дяде охотничью собаку, плавал по воде за подстреленными утками.” На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно - желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных. Есенин был блестящим мастером пейзажной лирики, подлинным вдохновенным певцом родной земли. Сергей Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия Есенина удивительна богата и многообразна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности образов. В стихах Есенина нас покоряет и захватывает «песенный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу. С. Есенин «Все от древа – вот религия мысли нашего народа… Древо – жизнь. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного дерева и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей рук тень - добродетель», – писал С. Есенин в своем поэтико - философском трактате «Ключи Марии». От фольклорного вечного древа и берут начало самые главные, самые постоянные образные темы есенинской лирики. В древних мифах образ дерева был многозначен. Древо, в частности, символизировало жизнь и смерть (цветущее или сухое), древние представления о вселенной (верх – небо, низ – подземное царство, середина – земля), древо в целом могло сопоставляться с человеком (голова – вершина, уходящая в небо, ноги – корни, ощущающие крепость в земле, раскинутые руки, подобно ветвям, обнимают мир вокруг). Итак, древо – мифологический символ, обозначающий вселенную, гармонию вселенной. Гипотеза Береза и клен – сквозные образы лирики С.Есенина. Подобно шишкинскому лесу или левитановской осени, нам бесконечно дороги и близки «зеленокосая» есенинская берёзка – самый любимый образ поэта, его старый клён «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь», цветы, низко склонившиеся в весенний вечер к поэту свои головки и дорога убегающая вдаль от родного дома. Ключевые образы И. Левитан. Золотая Осень. По словам М. Эпштейна, «береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения – липа, рябина, черемуха». Из рассмотренных 339 стихотворений С. Есенина в 199 стихотворениях есть упоминание того или иного дерева. Береза наиболее часто становится героиней его произведений – 47. Далее идут ель (17), клен (15), черемуха, ива, сосна (14), липа (11), тополь, осина(10), рябина (9), верба (8), яблоня (7), сирень (6), ракита (5), калина (4), дуб (3), ветла (3), ольха и кедр (1). Клен Клен, в отличие от других деревьев, не имеет столь определенного, сформированного образного ядра в русской поэзии. В фольклорных традициях, связанных с древними языческими ритуалами, он не играл значительной роли. Поэтические воззрения на него в русской классической литературе в основном складываются в XX веке и поэтому еще не приобрели ясных очертаний. Клен Образ клена играет немаловажную роль среди так называемых сквозных образов лирики С. Есенина, «окрашивающих мир его поэзии в особые неповторимые тона». Впервые в поэзии Есенина клен появляется в качестве одной из характерных черт крестьянского быта («Клененочек маленькой матке / Зеленое вымя сосет…», 1910) и, претерпев целый ряд различных поэтических метаморфоз, проходит через все творчество поэта, достигая кульминационного изображения в изумительном стихотворении «Клен ты мой опавший». Образ клена создавался под сильным влиянием народных традиций «деревного» образотворчества. Но, испытывая сильное влияние фольклора, Есенин никогда не отказывался и от собственной манеры в создании поэтических образов. Этот собственный стиль отчетливо прослеживается в подборе эпитетов, которыми поэт характеризует клен. Все «кленовые» эпитеты Есенина отличаются лексической полноценностью и семантической прозрачностью. Создавая образ, поэт стремился сблизить два плана – реальности и образности, поэтому целый ряд слов он намеренно употреблял в прямом значении (старый, маленький, подгнивший и т.п.), другие же подвергал метафоризации (клен на одной ноге и т.п.), хотя и в неодинаковой степени, чтобы не создать резкого разрыва между реальным и образным планами, чтобы сделать плавным и естественным переход между ними. Поэт характеризует клен с разных сторон: с точки зрения возраста (старый, маленький – молодой), естественного процесса старения (подгнивший), зависимости внешнего вида от времен года (голый, опавший, облезлый). Автор не скрывает своего отношения к нему, часто сочувственного, а иногда и отрицательного (мой бедный, наш, клен ты мой опавший, облезлый и т.п.). Образ клена наиболее сформирован в поэзии С. Есенина, где он выступает как своего рода лирический герой «древесного романа». Клен – это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку. Отсюда и мотив уподобления, то первичное сходство, из которого развился образ лирического героя. Оттого что тот старый клен Головой на меня похож. (« Я покинул родимый дом …» , 1918 г.) В исследуемых есенинских стихах прямых обращений к клену немного. Эти обращения не только называют адресат речи, но и характеризуют отношение самого автора к любимому дереву – отношение проникновенное, задушевное, всегда искреннее. Береза Береза в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В древних языческих обрядах береза часто служила «майским деревом», символом весны. Есенин, при описании народных весенних праздников, упоминает березу в значении этого символа в стихотворениях «Троицыно утро…» (1914 г.) и « Зашумели над затоном тростники …» (1914 г.). Береза – сквозной образ лирики Из юношеского прошлого вернулась в поэзию Есенина светлая и нежная девушка - березка. С этим образом связывается прежде всего возвращение поэта на Родину, его встреча с отчей землей: Устав таскаться По чужим пределам, Вернулся я В родимый дом. Зеленокосая, В юбчонке белой Стоит береза над прудом. («Мой путь») Затем этот образ возникает каждый раз, когда поэт обращается памятью к родным местам: («Письмо к сестре», «Ты запой мне ту песню, что прежде...»). Берёза привлекает внимание Есенина своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны. Её неяркий, но изящный наряд вызывает в сознании поэта ряд неожиданных ассоциаций. Ветки берёзы превращаются то в «шёлковые косы», то в «зелёные серёжки», а цвет её ствола – то в «берёзовое молоко», льющееся по равнинам родной земли, то в «берёзовый ситец». При дуновении летнего ветерка ветви берёзок колышутся и, как серёжки, звенят. Отсюда образ: «в роще по берёзкам белый перезвон». В стихах Есенина запечатлен прекрасный облик нашей Родины и тогда, когда «нивы сжаты, рощи голы», и тогда, когда она превращается в «несказанное, синее, нежное». С Родиной связана лучшая метафора Есенина «страна березового ситца» и самый нежный образ в его стихах – образ прекрасной девушки - березки. Ей посвящены лучшие стихи. Мысль о естественном, изначальном родстве человека и природы определяет поэтику Есенина. Основы поэтики Есенина – народные. Он и сам неоднократно отмечал, что образность его поэзии восходит к народной. Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу. С. Есенин «Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах,» – писал поэт в предисловии к собранию сочинений 1924 года. Корни есенинской поэтики глубоко и прочно вросли в национальную почву и на протяжении всех творческих лет питали его поэзию соками родной земли. Элементы фольклорной поэтики Есенин использует при раскрытии характера героя, при изображении различных настроений, внешних деталей портрета, при описании природы и для передачи колорита. Часто Есенин, используя богатый опыт народной поэзии, прибегает к приему олицетворения. Но, в отличие от устного народного творчества, Есенин настолько очеловечивает мир природы, что иногда параллельно идут два описания: Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? Такое очеловечивание не свойственно фольклору. Никогда не дозволялось дубу или клену в лирической фольклорной песне безобразничать спьяну. Клен Есенина, «одуревши в доску», обнимает березку. В анализируемых стихотворениях поэт использует различные художественные средства. Олицетворения – «береза... принакрылась снегом...» Метафоры – «березовое молоко» Эпитеты – «милые березовые чащи...» Сравнения – «распустились кисти белой бахромой...» Природа у Есенина антропоморфна: березки уподобляются девушкам, клен – подвыпившему сторожу, лирическому герою. Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными» подробностями: у березы – «стан, бедра, груди, ножка, прическа, подол, косы», у клена – «нога, голова». Так и хочется руки сомкнуть Над древесными бедрами ив. (« Я по первому снегу бреду …» , 1917 г.), Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге. («Я покинул родимый дом…», 1918 г.) «Я вернусь, когда раскинет ветви По - весеннему наш белый сад…» Вывод Рассмотрев стихотворения, где встречаются образы деревьев, мы видим, что стихи С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образ древа в поэзии Есенина предстает в том же значении, что и в народной поэзии. Авторский мотив «древесного романа «восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе, опирается на традиционный троп «человек – растение». Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, береза и клен – сквозные образы лирики С.Есенина. Список использованной литературы 1. Обучающие практические работы по литературе. 9 - 11 классы/Т.Н. Андреева, Е.Б. Кузина, Е.С. Степанова и др.; под ред. Т.Н. Андреевой. – М.: Дрофа, 2005. 2. Сергей Есенин. /Ю.В. Бондарев, Ю.Л. Прокушев. – «Советская Россия», 1992. 3. Марченко А. Поэтический мир Есенина. – 2 - е изд. – М., 1989.

Урок 36 ПОЭТИКА СТИХОТВОРЕНИЙ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

Цели:

Определить особенности поэтики стихотворений Есенина (песенную основу, народно-поэтические истоки, образность); выявить влияние школы имажинизма и традиционной русской поэзии на творчество поэта; отметить богатство поэтического языка как характерную особенность произведений Есенина (цветопись, сквозные образы в лирике).

Ход урока


Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души.

А. Толстой


I. Проверка домашнего задания.


Слушаем чтение наизусть и анализ понравившихся стихотворений Есенина. Можно предложить к рецензии образцы работ.

Уделено ли внимание поэтике, отмечены ли изобразительные средства? (Использовать раздаточный материал.)


1. Красной нитью среди произведений Есенина выделяются стихотворения о Родине, о русской природе.

Впрочем, для русских поэтов традиционно такое близкое, родственное ощущение родных лугов, полей, лесов. Может быть, только у Есенина это все теплее, больнее, острее. И еще одно, что все-таки характерно именно для Есенина. Любовь к зверью, «братьям нашим меньшим». Любовь такая же нежная, как к родным людям.

Обычно в письмах домой передаются приветы родным, хорошим знакомым. А Есенин? В письме сестре Шуре есть необычные строки:

Ты – мое васильковое слово,

Я навеки люблю тебя.

Как живет теперь наша корова,

Грусть соломенную теребя?

Вечно ищущий дружбы бескорыстной и честной, поэт обращается к собаке: «Дай, Джим, на счастье лапу мне...» И может быть, только в этом разговоре он абсолютно уверен в полном взаимном понимании и дружеской преданности.

Есенинская любовь к миру, обостренное чувство жалости оборачиваются способностью словом передавать состояние души животных, говорить от их имени. «Песнь о собаке», «Корова», «Лисица» – не просто стихи о животных, это стихи о жестокости человека, о вине его перед «братьями меньшими».

Мое внимание привлекло стихотворение «Песнь о собаке», которое, по мнению литературоведов, отличается ювелирной техникой.

Особенно ими отмечается усиленная работа глаголов. На фоне трогательно-нежных слов: «златятся рогожи в ряд», «ласкала», «струится снежок подталый» – вдруг – грубо-просторечный глагол «поклал». Он усиливает угрюмую непреклонность, страшную жестокость в действиях хозяина, решившего утопить семерых щенков. Передавая силу материнского чувства, поэт сопровождает глаголы деепричастиями: «до ночи она их ласкала, причесывая языком», – а вот описание действия хозяина лишено деепричастий: человек оскорбляет, убивает, не задумываясь.

Ужас от совершившегося усиливается двумя метафорами: «звонко глядела» (в исступленной надежде стонущая материнская душа) и «глухо... покатились глаза собачьи» (надежды больше нет!). Боль матери, потерявшей последнюю надежду на сострадание человека, подчеркивает употребление антонимов: «звонко» – «глухо».

Страшно читать: «покатились глаза собачьи // золотыми звездами в снег». Эту метафору невозможно логически объяснить. И все же... Глаза – зеркало души. Умерла душа – глаза безжизненные, холодные, как звезды; сияют золотом от слез, страдания (желтый цвет здесь – цвет осени, умирания). Возникает ассоциация с фразеологизмом «выплакать глаза», который выражает высшую степень страдания. Какой прекрасный прием использует Есенин! Превосходные метафоры и сознательная упрощенность поэтического текста вызывают одинаково сильное переживание!

Поэт Егор Исаев пишет: «И какая ледяная тоска больно сомкнется над черной бездной проруби, поглотившей эти милые беззащитные существа! Синяя высота утреннего неба по отвесу лезвием упадет в сердце матери-собаки и высечет, выкровит оттуда горючие, как сами слезы, слова:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

Больнее не скажешь».

Заключительный аккорд стихотворения несет в себе и еще одну важную особенность: конкретную картину поэт переводит в обобщение:

Глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех...

«Бросят» – обобщающий глагол: хозяин не исключение, таких, к сожалению, много!

Я думаю, что есть еще одна особенность этого произведения – это двоякое его прочтение.

Стихотворение, о котором идет речь, написано в 1915 году. Идет Первая мировая война, а поэт вроде и не замечает, пишет совсем о другом. А может, мы не так внимательно читаем? Разве в «Песне о собаке» не сказалась трагедия войны? О чем это, одно из самых сильных, а потому и популярное есенинское стихотворение? О матери, которая теряет своих детей. Трагедия матери. А что такое война? Трагедия матерей, трагедия страны, теряющей своих сыновей.

Так тесно переплетаются темы природы и Родины в поэзии Есенина. Мир человека и мир природы в произведениях этого поэта единый и неделимый, он наполнен огромной человеческой любовью. В одном из самых первых некрологов-откликов на есенинскую смерть можно прочитать: «Лучащаяся из его стихов любовь – не абстрактно-надменная любовь к человечеству, – к «дальнему» через голову ближнего, а к близкому, к любимой женщине, к матери, к белой липе, к собаке, к земле...»

2. «...Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую... мы зовем высшим моцартовским началом...», – писал Пастернак в очерке «Люди и положения».

Я прочитал стихотворение Есенина «Синий май. Заревая теплынь...», написанное в 1925 году. В нем меня привлекло мастерство автора, то «моцартовское начало», о котором говорил Пастернак.

Несбывшиеся надежды, личная неустроенность, долгая поэтическая работа на пределе чувств и сил вдруг обращают 30-летнего поэта к теме угасания, прощания с молодостью, завершенности: «Мир тебе, отшумевшая жизнь».

И все же в лирике позднего Есенина нет отчаяния. Поэт принимает жизнь такой, какая она есть.

Стихотворение «Синий май...» относится к философской лирике Есенина. Автор в нем размышляет о жизни, о себе, не отрекается от прожитого:

Ничего не могу пожелать,

Все, как есть, без конца принимая.

В этом произведении поэт предстает как непревзойденный мастер пейзажа:

В деревянные крылья окна

Вместе с рамами в тонкие шторы

Вяжет взбалмошная луна

На полу кружевные узоры.

Но пейзаж у него лирический. Всепоглощающий лиризм – главная особенность поэзии Есенина. Выражение чувств через явления природы – одна из самых характерных особенностей его стихов.

Для Есенина природа – это вечная красота и гармония мира. Природа, по его мнению, врачует людские души:

В этот вечер вся жизнь мне мила,

Как приятная память о друге.

Мир поэзии Есенина переливается всеми цветами радуги. Присущи цвета и этому стихотворению: «синий май», «заревая теплынь», «белая накидка». Цветовая гамма этого произведения способствует передаче тончайших состояний человеческой души:

Сад полышет, как пенный пожар,

И луна, напрягая все силы,

Хочет так, чтобы каждый дрожал

От щемящего слова «милый».

Стихи Есенина пронизаны поэтичными метафорами: «Спит черемуха в белой накидке», «…вяжет взбалмошная луна на полу кружевные узоры»; яркими эпитетами: «пенный пожар», «веселый май», «голубая прохлада». Есенин утверждает идею жизнелюбия через антитезу: «...все явись, в чем есть боль и отрада».

Лирический герой стихотворения необычайно близок герою народных песен ощущением крепкой связи с природой, с жизненным укладом деревни. Читая стихотворение, мы представляем чистую горницу в деревенском доме, окруженном цветущим садом. Да и по ритмике это произведение напоминает народную песню, такое же напевное и мелодичное.

Стихотворение «Синий май...» необычно. Оно радостно и печально одновременно. Строки отмечены такими задушевными интонациями, что, кажется, писались они самой нежностью, самим сердцем. Стихотворение наполнено большой любовью к жизни, к Родине, России. Эта любовь понятна всем читателям Есенина, истинно российского поэта.

…Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его – Россия –

Земля добра и голубая даль, –

написала о нем наша современница Т. Зубкова.

II. Работа по теме урока.


В своих домашних работах вы уже старались определить некоторые особенности поэтики языка Есенина. Надеюсь, что наш урок поможет вам лучше разобраться в образности стихотворений этого поэта, а значит, по-настоящему насладиться есенинским словом.

В ходе лекции учащиеся делают соответствующие записи.


1. Есенин и имажинизм.

Но есть и совсем другие. Их можно было бы определить строкой самого поэта: «Буйство глаз и половодье чувств». Проявляется нагнетаемая, все усиливающаяся в молодости образность поэта, идущая поначалу от чисто «зрительной жадной внимательности» (К. Ваншенкин).

Вот один из его первых опытов:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Или другое:

Ягненочек кудрявый – месяц

Гуляет в голубой траве.

Трогательно: клененочек, ягненочек. С ними поэту неохота расставаться – с ними и со своей молодой наблюдательностью. Это вообще могло превратиться в игру, но врожденный инстинкт самосохранения таланта уберег его.

«В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом», – писал Есенин в заметке «О себе».

Имажинизм, думается, схож с английским имажинизмом не только названием (image – образ). Эта английская школа начала века, объединившая ряд значительных поэтов Англии и Америки, воспринимала стихотворение как цепочку образов.

За несколько лет до обнародования манифеста имажинистов Есенин уже сочинил такие стихи:

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Об этой особенности стихов Есенина К. Ваншенкин рассуждал так:

«Рассудочный эксперимент, наглядно показывающий, как образ, изначально лишенный органичности, начинает смахивать на пародию.

А ведь главная сила Есенина именно в глубинной естественности.

...Пожалуй, в большинстве написанного им классическая стройность и ясность meсно соседствуют и чередуются с бурной образностью».

Так сказалось некоторое влияние школы имажинизма.

2. Сквозные образы лирики Есенина.

Образность, действительно, – неотъемлемая часть стиля Есенина, что проявилось уже в раннем творчестве. В юности душевный мир поэта находился в относительной гармонии с миром природы. И оттого ему в этом мире

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

Интересно, что в этом одном из ранних стихотворений Есенина уже появился самый любимый его образ. Береза. И уж, конечно, не случайно дебютировал в печати Есенин стихотворением, которое так и называлось.

Учитель читает стихотворение наизусть.



Создан 03 фев 2016

Образность, действительно, - неотъемлемая часть стиля Есенина, что проявилось уже в раннем творчестве. В юности душевный мир поэта находился в относительной гармонии с миром природы. И оттого ему в этом мире

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

Интересно, что в этом одном из ранних стихотворений Есенина уже появился самый любимый его образ. Береза . И уж, конечно, неслучайно дебютировал в печати Есенин стихотворением, которое так и называлось.

Учитель читает стихотворение наизусть.

Сейчас его все школьники России учат наизусть. Вот такой дебют. Стихотворение, ставшее хрестоматийным, было напечатано в начале 1914 года в московском журнале для детей «Мирок». Уже в этом произведении сказалась изначальная настроенность поэтического зрения Есенина на восприятие радостного, яркого, светлого, светящегося в неброской русской природе. И серебро, и золото, и снежное кружево сверкают и переливаются на пушистых ветках заснеженной березы. И красота эта не меркнет, не осыпается, не тускнеет, потому что

Заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

В стихах Есенина пейзажи с русскими березами оживают, звучат, вспыхивают ярким светом:

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

«Бывают поэты, у которых любимая метафора разрастается, становится из единичного роста-образа большим, разветвленным деревом и тогда чтобы понять точный смысл каждой детали стихотворения, нужно держать в голове всю образную систему, выработанную поэтом, пристально разглядывая одну только веточку, мы рискуем не добраться до сути произведения - нужно отойти на большое расстояние и окинуть взглядом все могучее дерево», - предупреждает Ефим Эткинд. Это касается и образности Есенина.

Послушайте стихотворение 1920 года

Заранее подготовленный ученик читает наизусть.

По-осеннему кычет сова

Над раздольем дорожной рани.

Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет.

Полевое, степное «ку-гу»,

Здравствуй, мать голубая осина!

Скоро месяц, купаясь в снегу,

Сядет в редкие кудри сына.

Скоро мне без листвы холодеть,

Звоном звезд насыпая уши.

Без меня будут юноши петь,

Не меня будут старцы слушать.

Новый с поля придет поэт,

В новом лес огласится свисте.

По-осеннему сыплет ветр,

По-осеннему шепчут листья.

О чем это стихотворение? (На первый взгляд об осени .)



Как представлен лирический герой?

Речь идет как бы от лица дерева, с которым поэт себя отождествляет. Можно ли не заметить эту главную метафору в стихотворении, от которой ответвляются прочие: голова облетает - «куст волос золотистый вянет», голубая осина - мать, голые ветки дерева - «редкие кудри сына».

Но во второй части стихотворения дерево отходит на второй план, а перед нами сам поэт, который исповедуется читателю, говоря о предстоящей смерти. Какая же это смерть - физическая или творческая? Здесь вступают в свои права воображение читателя, его поэтический талант.

Итак, стихи Есенина не только об осени, но и о смерти.

Но давайте дальше разберемся в связи образов данного стихотворения с теми, которые разработаны автором в лирике. Например, надо помнить, что поэт видел таинственную связь между осенью и своей судьбой; как ему кажется, в его имени спрятан образ: осень - есень - Есенин.

А почему «мать голубая осина»? В чем смысл эпитета «голубой» в лирике Есенина? Обращаясь к Руси, он говорит:

По голубой долине,

Меж телок и коров,

Идет в златой ряднине

Твой Алексей Кольцов.

(«О Русь, взмахни крылами», 1917)

В другом стихотворении - о будущем родины, когда трактор вытеснит коня, столь милого сердцу поэта, мы читаем:

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

(«Я последний поэт деревни», 1919)

«Голубая долина», «голубая степь», «голубое поле»... А вот, наконец, и обобщение, оно позволит нам все до конца понять:

Я покинул родимый дом.

Голубую оставил Русь.

………………………….

…Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге...

«Голубая » - это эпитет Руси, матери-родины. Вот, оказывается, почему в рассматриваемом нами стихотворении объединены образы матери и голубой осины - они продолжают развитую по всей лирике Есенина 1918-1920 годов метафору «голубой Руси».



Интересно значение еще одного образа этого произведения. Клен Есенина. «Старый клен на одной ноге» - это ведь сам поэт. В одном из его стихов можно прочитать:

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Золотая голова клена - еще один постоянный образ есенинской поэзии. Иногда о его сходстве с поэтом говорится прямо, как вы только что слышали, иногда косвенно, осложненно:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

……………………………………

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Послушайте еще одно из самых известных стихотворений Есенина.

Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...»

Таким образом, сопоставление с другими стихотворениями проясняет нам образы Есенина, позволяет понять, что они входят в целостную художественную систему его песенной лирики.

Совершенно справедливо заключила исследователь лирики Есенина Алла Марченко: «Лирику Есенина объединяет система сквозных лирических образов - клен, черемуха, береза, осень. Это не случайность, а эстетический принцип, который сам Есенин объяснил как «узловую завязь человека с миром природы», то есть единство мира растительного, животного и человеческого, а следовательно, и объяснение жизни своих героев через жизнь природы, сопоставление своих отношений, поступков, настроений с процессами, происходящими в природе».

Надеюсь, что дальнейшее знакомство с творчеством этого поэта как в классе на уроках, так и дома самостоятельно позволит вам разобраться и в значении других сквозных образов его лирики (Русь, дом, мать и др.).

Цветопись в поэзии Есенина.

Большое значение для грамотного понимания стихов Есенина имеет не только система образов, но и цветопись. Расскажите, какими цветами раскрашены картины в стихах, которые вы приготовили к сегодняшнему уроку (см. домашнее задание).

Произведения этого поэта-лирика, поэта-романтика пестрят всеми цветами радуги, но и среди красок есть те, которые играют ведущую роль. Поговорим о некоторых из них.

Цвет не только живописен, с ним связан в лирике Есенина эмоциональный, оценочный, философский смысл. Это цвета вышивок, древней живописи, русской иконы. Синий цвет - цвет родной Оки, неба, Родины. Особенно богаты у Есенина цвета желтый и красный. Это цвета осени, они говорят о краткости и красоте жизни. С мыслью о неизбежности смерти связан белый цвет.

Красный, синий, желтый - классическое трехцветие русской иконописи. Очень характерно пристрастие поэта к желто-золотому. И это не случайно. В образе его «языческой» фамилии (осень - ясень - есень - весень) Есенин видел как бы указание на свое предназначение в мире. Чаще всего один из основных, красный или желтый, а иногда и красный, и желтый, складывается из множества оттенков... Сгущая синеву вечера, поэт сообщает желтизне яркость (золотые), повышая активность цвета. Для Есенина синий - это не только «дополнительный», но и «доминирующий» цвет, устанавливающий перекличку с другими. Синий считался по традиции цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность».

Следовательно, эпитеты в лирике Есенина не просто обозначают внешние качества они активны, наделены экспрессией.

Литературовед К. А. Кедров также отмечает три главных цвета в древнерусской живописи и в поэзии Есенина: алый, синий, золотой. «Белый - символ чистоты, голубой и синий - символ устремленности к небу, то есть к чему-то недосягаемому, золото - изначальный свет и красный - цвет любви, горения, страсти» (Есенин и современность: сб. статей. - М., 1975. - С. 178).

В стихотворении «О Русь, взмахни крылами...» возникает странный, на первый взгляд, образ:

По голубой равнине

Меж телок и коров

Идет в златой ряднице

Твой Алексей Кольцов.

Один из критиков раздраженно писал об этих стихах: «Почему г. Есенину кажется, что Кольцов «гулял» меж телок и коров, а не гонял баранов на салотопенные заводы, так же не понятно, как и то, что на нем была «златая ряднина», а вокруг «голубая долина».

Он совершенно не понял, что цветопись есенинской строфы отсылает прежде всего к русской иконе. «Голубой» и «златой» - «чистые» цвета, выражающие условно-символический мир, в котором нет и не может быть места салотопенным заводам «Ряднина» (рядно - простая, грубая холстина) «златится» не только от солнца, ибо она является как бы жреческим одеянием крестьянского святого - Алексея Кольцова. Идеальное и материальное просвечивают сквозь друг друга.

Следы иконописной цветности можно найти и в других есенинских стихах.

…Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне, -

читаем в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...» (1922).

Иконы на сюжет Флора и Лавра дают нам широкую возможность увидеть и красных, и розовых коней самых разных оттенков, так что «телки и коровы», окружающие Кольцова, отсылают нас к миру русской религиозной живописи.

Но есенинское «чувствование» не было заимствовано из книг. В его основе - народные истоки: жизнь и быт крестьян, народные приметы, загадки, песни, христианская религия. Это подтверждается органичностью образного мышления поэта.

Дома самостоятельно постарайтесь пристально вчитаться в одно из наиболее характерных есенинских стихотворений начальной поры - «Осень» (1916) (р а з д а т о ч н ы й м а т е р и а л):

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

Осень - рыжая кобыла - чешет гриву.

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

З а д а н и е: 1. Выявите элементы цветописи в произведении.

2. Определите, как выражена связь поэтического мира Есенина с реальным крестьянским миром.

III. Итог урока.

Учащиеся комментируют свои записи в тетрадях, получившиеся по ходу лекции.

Домашнее задание.

1. Подготовить устный рассказ на тему «Поэтика лирики Есенина» на основе лекции и статей учебника «Открыватель «Голубой Руси» (с. 207 и «Жизнь образа огромна и разливчата». Особенности метафоризма С. Есенина (с. 214-215).

2. Проанализировать по предложенным вопросам стихотворение «Осень».

3. Индивидуальное задание: сообщение на тему «Любовь в жизни и стихах Есенина».