По картинам

Как помочь ребенку наладить отношения с учителем. Как наладить контакт с вредным преподавателем. Все начинается с нас

Рассаживая учеников в классе, учитель руководствует разными критериями. Определенное значение имеет телосложение – ведь если впереди ребенка небольшого роста сидит ученик значительно выше его, школьнику плохо будет видна классная доска. В ряде случаев решающим фактором оказывается состояние здоровья – слабовидящего ребенка приходится сажать поближе к доске. Но в большинстве случаев учитель опирается на психологические особенности детей.

Ведущий глаз и ведущее ухо

Одна из индивидуальных характеристик человека связана с асимметрией полушарий головного мозга. У одних людей ведущее полушарие правое, у других – левое. Не всегда человек с ведущим правым полушарием бывает левшой, но в большинстве случаев ведущее полушарие определяет ведущий глаз и ведущее ухо.

Грамотный в психологическом отношении учитель всегда учитывает такие особенности детей при рассаживании их по партам, особенно когда речь идет о первоклассниках. Ведь у семилетних детей еще не сформировано произвольное внимание, и если посадить ребенка с ведущим левым глазом у окна, расположенного слева от него, он будет смотреть не на доску, а в окно. Первоклассник с ведущим правым ухом, сидя у стенки, расположенной справа, будет больше прислушиваться к тому, что происходит за ней, чем к словам учителя.

Рассаживать детей нужно так, чтобы ведущие органы чувств были обращены к учителю и классной доске. Мальчиков ориентируют преимущественно по ведущему глазу, а девочек – по ведущему уху.

Диагностировать эти особенности учитель может с помощью простых тестов, которые предлагает детям в форме игры: «посмотрим в подзорную трубу», «положим на парту часы и послушаем, как они тикают». Дети непроизвольно «подносят» воображаемую подзорную трубу к ведущему глазу, а к воображаемым или реальным часам наклоняют ведущее ухо.

Другие особенности

В процессе занятий становятся очевидными и другие психологические черты детей, которые тоже приходится учитывать.
Учеников неусидчивых, склонных постоянно отвлекаться, учителя сажают поближе к своему столу, чтобы удобнее было их контролировать. Озорников, которые любят привлекать к одноклассников вызывающим поведением, сажают на заднюю парту, тем самым лишая их возможности «играть на публику».

Многие учителя сажают детей-холериков за одну парту с флегматиками или меланхоликами: присутствие спокойного умиротворяющее действует на излишне возбудимого ребенка.

Хороший вариант – посадить за одну парту друзей, но если они на уроках больше разговаривают друг с другом, их приходится рассаживать.

Нередко учителя учитывают и фактор успеваемости. Отстающих сажают рядом с отличниками, чтобы сильные учащиеся помогали слабым. Правда, при этом учитель должен быть уверен, что будет иметь место именно помощь, а не списывание.

Источники:

  • Евграфова Т. Как рассадить детей за парты
  • Особенности подбора школьной парты и рассаживания детей

Порой посещение школы становится тяжелой обязанностью, потому что не складываются отношения с преподавателем одного из предметов. Проще всего, конечно, сделать виноватым учителя: специально придирается, незаслуженно ставит низкие оценки. Вот и предмет становится неинтересным, и урок тянется долго. Но все-таки желательно найти выход и сгладить конфликт.

Инструкция

Ответьте (только откровенно) на следующие вопросы:
- все ли задания выполняет ученик,
- все ли учебные принадлежности приносит на урок,
- внимательно ли слушает на объяснение учителя,
- старается ли разобраться в материале,
- не отвлекается ли ребенок во время (играет в телефон, болтает с соседом по парте),
- не идет ли ученик намеренно на конфликт с учителем.

Отвечая на данные вопросы, сделайте вывод, о том, что или кто является источником конфликта. Если на первые 3-4 вопроса ответ "нет", то причина, скорее всего, в ребенке. Если же на первые четыре вопроса вы дали ответы «да», а на последние вопросы – «нет», то причина конфликта в .

Поймите, что учитель, как правило, - нормальный, адекватный человек, он в состоянии принять тот факт, что не все его ученики могут легко овладеть учебным материалом по предмету.

Поэтому стоит обратиться к нему за помощью, он поможет или объяснит материал еще раз, подскажет, что и как нужно делать. Но если учащийся намеренно идет на конфликт с учителем, зарабатывая дешевый авторитет в глазах одноклассников, уроки, то учитель вынужден защищать свою честь и отстаивать свое . Правильный выход в такой ситуации – признать свои ошибки и изменить свое поведение.

Школа - новый период взросления ученика. В возрасте 6-7 лет у маленьких учеников изменяется ведущая деятельность, они постепенно начинают вникать в правила взрослого мира, когда нужно делать не то, что хочется, а то, что нужно. Постепенно ведущая игровая деятельность заменяется учебной. Но не у всех этот процесс проходит гладко. Что делать родителям, если они заметили плохое отношение учителя к ребенку?

Приходящим в школу первоклашкам нелегко. Они должны в максимально сжатые сроки перестроиться на учебный процесс, а это значит, что нужно оставить свои игрушки, сидеть смирно более 30 минут и стараться понять, что именно хочет донести учитель. Здесь возникает еще одна сложность - восприятие преподавателем школьников и наоборот.

Младшему школьнику приходится привыкать к тому, что какая-то чужая тетя (уже не мама или папа) диктует совсем другие правила поведения. Хорошо, если эта тетя сразу восприняла всех детей одинаково, но что делать, если ни с того ни с сего возникло предвзятое отношение учителя к ребенку? Рассмотрим ниже причины такого восприятия ученика и пути решения нарастающего конфликта.

Возможные причины конфликтов с учителем

Межличностные отношения детей с учителем важны на протяжении всего учебного процесса. Более того, от них во многом зависит успеваемость того или иного ребенка. Каковы причины плохого отношения преподавателя к ученику?

  • Несоответствие поведения ученика требованиям преподавателя

Не каждый дошкольник сразу приходит в школу для получения знаний. «Маленькие двигатели» в начальной школе не осознают, для чего им нужно все запоминать и учить. Это нормально, так как произвольное внимание и память (когда человек осознанно стремиться запомнить) в возрасте 6-7 лет еще не до конца сформированы.

Преподаватель же, как можно быстрее, стремится переделать пришедшего дошкольника в образцового ученика. Если ребенок не поддается «дрессировке», педагог испытывает недовольство, а иногда беспомощность. Чтобы заглушить в себе эти чувства, он своим предвзятым отношением показывает, что ситуация у него под контролем. Чаще всего такие школьники в итоге становятся «изгоями» у преподавателя.

  • Сложное усвоение материла ребенком

Каждый человек уникален, имеет свои наклонности, способности и таланты. Школа немного усредняет всех, чтобы удобно было преподносить материал для обучения. От преподавателя зависит, что запомнит ученик после подачи информации.

В классе собираются ученики с разным уровнем подготовки и мотивации к обучению, а также характерологическими особенностями. Конечно, педагогу легко работать, где сидят способные детки, готовые впитывать, как губка, все сказанное учителем. Но в любом классе находится пара-тройка человек, которым трудно воспринимать преподаваемый предмет.

В ходе совместной работы возникает оценочное отношение учителя к детям. Оценивая знания, педагог иногда начинает оценивать ребенка, его личностные особенности. А это уже негативно влияет на самооценку ученика и его восприятие окружающего школьного коллектива.

  • Личностные качества педагога

В нашей стране недовольных преподавателей условиями своего труда и его оплаты возрастает. Но это ни в коем случае не должно сказываться на их отношении к детям. К сожалению, далеко не все педагоги это понимают, срываются на учениках и к своим детям формируется негативное отношение учителя.

Ребенку трудно понять, в чем он провинился, и он склонен к расстройству, разочарованию из-за такого поведения взрослого человека.

Иногда преподаватели не в состоянии абстрагироваться от собственных проблем, или проявляются их личностные качества, не допустимые в осуществлении учебного процесса. Педагоги ведь тоже люди, но они, как никто другой, должны контролировать свою раздражительность, мстительность, грубость, самодовольство и другие проявления характера.

Как наладить отношения с педагогом?

Если конфликт между педагогом и школьником нарастает, родителям иногда нужно срочно вмешиваться, чтобы не навредить своему чаду. В начальной школе такие неприятные ситуации практически не встречаются, так как отношение ребенка к первому учителю уважительное, он идеализирует взрослого.

Если педагог не скомпрометировал себя, ребенок будет уважать его всю свою жизнь. В возрасте постарше дети уже могут оценить поведение и компетентность педагогов. Они знают, что учитель в отношении детей не должен делать. И когда видят несоответствие своих знаний и поведения педагога, его авторитет резко падает. Как наладить отношения с учителем ребенка?

  1. Разговор по душам. Родитель должен быть внимательным к изменению поведения своего школьника. Если ребенок становится замкнутым, протестует против школы и не хочет туда идти, при упоминании об учителе замолкает или резко негативно о нем отзывается, - это повод поговорить по душам. Не задавайте прямых вопросов, ученик их может испугаться и закрыться еще больше. Спросите о том, что нового он узнал на уроке у конкретного преподавателя (если это уже средняя школа), какая обстановка была в классе. В процессе беседы обратите внимание на высказывания ребенка по типу: «я сделал..», « я подумал…», «мне учитель сказал…», «он посмотрел на меня…» и другие фразы, касающиеся взаимодействия педагога и ученика.
  2. Общение с учителем. Если в конфликтной ситуации учитель проявил некорректное отношение к ребенку, особенно на виду у одноклассников, оставлять без внимания этот факт нельзя. Родителю обязательно нужно пообщаться с педагогом. Это общение должно носить характер сотрудничества, но никак не претензии (если нет прямой угрозы здоровью или жизни ребенка). Постарайтесь узнать у преподавателя, что стало причиной конфликта, негативного отношения. Обозначьте принципы своей семьи и постарайтесь их соотнести с требованиями учебного процесса.
  3. Опять разговор по душам. Говоря об общении родителя и школьника, стоит отметить, что оно не должно происходить только, когда назревает какая-либо проблема. Ребенок должен иметь доверительные отношения с мамой и папой - это главное условие решения конфликтных ситуаций в школе. Объясните своему чаду, что всем людям свойственно ошибаться и педагог не исключение. Постарайтесь не настраивать его отрицательно по отношению к преподавателю. После анализа конфликтной ситуации стоит поработать над формированием правильной мотивации к обучению.

Для успешного обучения школьника родитель должен быть в постоянном общении с учителем и ребенком. Только в такой триаде отношений возможно конструктивное решение конфликтов, преодоление личностных проблем и построение дружеских отношений между учеником и учителем.

Людмила Редькина, психолог, специально для сайт

Полезное видео

В коучинге подростков много нюансов и подводных камней.

Со взрослыми прохождение этапа коучинговой стрелы «Создание опыта» проходит легко и гладко, так как у них есть жизненный опыт, знания и уже сформированная точка зрения на многие ситуации.

Подросткам сложнее, так как они не приучены думать самостоятельно. В рамках школьной системы и внутрисемейных отношений за них все решают родители или учителя: как думать, что читать, как себя вести и т.д.

Поэтому подростку бывает сложно выразить собственное мнение в диалогах с коучем.

Детям важно, чтобы человек, сидящий напротив, искренне верил, что с ребенком все ОК, и у него есть все ресурсы для достижения заветных целей.

И с согласия своего клиента я хочу рассказать вам об одном контракте, который наглядно продемонстрировал возможности коучинга с клиентами школьного возраста.

Первая сессия с Сергеем (имя изменено) была ознакомительной, и на ней мы разговаривали на разные темы: что его интересует и доволен ли он тем, что происходит в его жизни.

В создании раппорта очень помогал юмор. После этой встречи Сергей сказал: «Вы заставили меня думать. И это было весело».

На второй сессии Сергей поднял вопрос «Взаимоотношения с учителем». Изначально запрос звучал негативно: «Почему она меня дико бесит?».

Большая часть коуч-сессии была была посвящена тому, чтобы переформулировать отрицательный запрос в положительный.

Это было важно, так как точная формулировка запроса помогала перевести задачу в в зону его контроля.

Мы плавно переходили от варианта «Чтобы она меня бесила хотя бы чуть-чуть» к новой формулировке «Чтобы она меня устраивала как учитель».

В конечном итоге вышли на запрос «Я хочу, чтобы у меня было ровное отношение к географичке».

Что отличает запросы школьников?

Фразы в большинстве случаев формулируются в отрицании «Чего я НЕ хочу»;

Фокус контроля постоянно съезжает на кого-то другого;

Не всегда есть понимание личной зоны ответственности.

Мышление детей довольно образное, ведь они любят и умеют мечтать. И на вопрос: «А что ты хочешь вместо этого?», всплывают фантастические картины с применением разнообразных магических предметов.

Коучу важно соблюсти баланс: не убив в ребенке мечтателя, дать возможность проявиться реалисту. В этом ему могут помочь такие вопросы:

А что ты можешь сделать в этой ситуации?

А что еще ты можешь предпринять, чтобы твоя мечта стала реальностью?

И потихоньку ребенок начинает задумываться, в тишине трансформационных пауз рождаются робкие ответы.

И вот уже у подростка горят глаза. Ведь он придумал нечто новое, причем то, что в силах реализовать самостоятельно.

Он внезапно осознает, что для получения желаемого результата нужно сделать лишь несколько простых действий.

На третьей сессии я предложила Сергею проделать технику Филиппа Гузенюка «Наши учителя».

Она эффективна в ситуациях, когда есть люди, которые нас раздражают по непонятным причинам.

Если эти люди нам не нравятся, значит, в этот момент они чему-то нас учат.

Я задала Сергею вопрос: «Какое качество помогает этому учителю себя так вести?». Он ответил: «Спокойствие! Оно так меня бесит!»

Следующий вопрос: «А как ты думаешь, в каких ситуациях умение сохранять спокойствие может тебе пригодиться?» заставил его задуматься.

В результате подросток пришел к выводу, что спокойствие полезно в любом общении: со сверстниками, семьей, педагогами.

«Если бы я в каких-то ситуациях говорил более спокойно, мне бы это точно помогло», - ответил Сергей.

На последней коуч-сессии я предложила поиграть во «Внутреннюю игру» Тимоти Голви, чтобы подросток понимал, как он может фокусировать свое внимание в ответственных ситуациях.

С помощью «Китайского меню» мы поисследовали разные варианты поведенческих реакций. А потом началось настоящее творчество.

Сергей проверял на практике прием, которому дал условное название «Повышаем до удава». В результате в арсенале приемов подростка появилас внутренняя шкала спокойствия, где 10 баллов означало «Спокоен как удав».

Сергей понял, как по реакциям своего тела сможет отслеживать уровень спокойствия во время общения с учительницей по географии и мысленно повышать его.

Все начинается с нас

Когда меняемся мы - меняется и наше окружение. Итак, три шага по созданию спокойных отношений с учителями.

Шаг первый. Фокус внимания переместить с учителя на себя. Например, с «пусть она от меня отстанет» на «как спокойно на нее реагировать». Такая формулировка помогает подростку найти неожиданные решения.

Шаг второй. Применить технику «Наши учителя» и найти достойное применение качества, которое явно демонстрирует учитель в общении с учащимися.

Шаг третий. Предложить ребенку поиграть во «Внутреннюю игру», для которой ему нужно найти значимую переменную, за которой он сможет наблюдать во время общения с учителями.

Например, уровень интереса к теме урока или количество интересных фактов, число рук, поднятых одноклассниками. Или можно поиграть в успешного ученика, который с легкостью усваивает новые темы.

По словам Филиппа Гузенюка, здесь важно «найти такую переменную, которая снизит внутреннее напряжение, а не повысит его».

Как писала известный разработчик игр Джейн Макгонигал: «Я знаю две вещи наверняка: мы можем создать любое будущее, какое пожелаем, и мы можем играть в любую игру, в какую захотим».

Введите e-mail адрес:

Дети могут высказывать достаточно жесткую критику. В их глазах учителя либо слишком сложные, либо слишком простые, слишком злые или слишком добрые, слишком сговорчивые или же слишком неуступчивые. Если ваш ребенок по каким-то причинам не поладил со своим учителем, огромное значение в решении вопроса может сыграть именно ваш подход. Далее предлагаются определенные шаги, которые помогут сделать учебный год более сносным как для вас, так и для вашего ребенка.

Принимайте участие. Волонтерство в классе вашего ребенка или сопровождение детей во время экскурсии смогут обеспечить вам место в первом ряду «зрительного зала», где вы лично сможете увидеть, что же происходит на самом деле. Посещайте родительские собрания, используйте любую возможность, чтобы построить хорошие отношения с учителем еще до того, как вам придется иметь дело с жалобами.

Будьте примером для подражания. Независимо от того, насколько разочарованным и подавленным вы себя чувствуете при общении с трудным учителем, сохраняйте спокойствие и проявляйте зрелость. Развитие в детстве - это время, когда во взаимодействии с другими дети учатся справляться с трудными людьми, учатся эффективно высказываться о своих чувствах. Все начинается с моделирования определенного поведения родителями. Способ решения возникшего конфликта покажет ребенку правильный подход относительно конфликтов с авторитетным лицом.

Не играйте в спасителя. Заманчиво спасти ситуацию, а значит и целый день, но если вы все время будете супергероем, это не очень хорошо отразится на развитии вашего ребенка. Попробуйте сделать шаг назад, немного отстраниться, дать ему некоторое пространство, чтобы он мог справиться с ситуацией самостоятельно. Если он не сможет улучшить свои отношения с учителем сам, тогда вы будете знать наверняка, что он действительно нуждается в вашей помощи.

Примите сторону ребенка... сначала. Когда ваш ребенок в первый раз подойдет к вам с проблемой, выслушайте и проявите сочувствие. Позвольте ему рассказать свою версию истории. Это лучший способ получить от ребенка максимум информации. Позже вы сможете задать интересующие вас вопросы, чтобы детальней разобраться в ситуации.

Определите проблему. Если ваш ребенок жалуется на учителя, потребуется время, чтобы выяснить, что именно он имеет в виду и что на самом деле стоит за его словами. Например, если ваш ребенок говорит «она меня не любит», в действительности это может означать что-то более конкретное, например, «она возмущена, когда я медлителен». Проблема может быть в чем-то, о чем вы и представить себе не можете. Возможно, ваш ребенок думает, что он умнее своего учителя и своей жалобой бросает ему вызов, или, возможно, он испытывает трудности в изучении какой-то темы и, обвиняя учителя, просто выбирает более легкий путь.

Выслушайте учителя. Обращение к учителю в первый раз, может оказаться неловким и некомфортным. Но вы подойдите к разговору с той позиции, что вы просто пытаетесь разобраться в ситуации и хотели бы разрешить ее как в пользу учителя, так и в пользу вашего ребенка. Уважайте его точку зрения, внимательно выслушайте ее, а затем вместе сосредоточьтесь на разговоре о том, что ваш ребенок по-прежнему нуждается в обучении. При этом любой ценой избегайте личной критики.

Держите ум ребенка в перспективе. Возможно, ваш ребенок чувствует, что учитель губит его жизнь. Ваша задача как родителя заключается в том, чтобы помочь ему вернуться в реальность. Напомните вашему ребенку, что время его обучения в классе этого тяжелого учителя ограничено. Как только учебный год закончится, очень вероятно, что вашему ребенку больше никогда не придется видеть этого учителя снова. В перспективе уже виден конец!

Сосредоточьте его на обучении. Вашему ребенку может так никогда и не понравится этот учитель, но главное, чтобы вы убедились в том, что он понимает, что по-прежнему ответственен за собственные действия. Подчеркните важность того, что в классе нужно быть приветливым и проявлять себя в качественно выполненном домашнем задании. Учитель может и не быть любимым, но огромное значение имеет последовательное старание быть хорошим учеником, уважительное отношение и поступки к учителям и сверстникам.

Рассматривайте это как жизненный урок. Взаимодействие вашего ребенка с учителем, общение с которым не приносит удовольствия, является возможностью обучения. Вы должны показать ребенку, что в жизни будут и другие люди с разными личностными особенностями, разными характерами, темпераментами и стилистикой общения, и ему придется научиться уважительному общению с ними. Тогда в долгосрочной перспективе, ваш ребенок сможет лучше управлять своими эмоциями и справляться с межличностными отношениями.

Взберитесь вверх по иерархии. Если данная проблема уже стала причиной, по которой ваш ребенок боится школы или возненавидел обучение, вам, возможно, следует пойти дальше, чем просто встретиться с учителем. Узнайте политику школы в отношении разногласий между родителями и учителями, например, нужно ли вам подавать официальную жалобу. Скорей всего, вам понадобиться поговорить с директором школы или даже еще выше.

Поблагодарите учителя. Если вы видите, что учитель прилагает все свои усилия, дабы урегулировать конфликт, даже если проблема не будет устранена, непременно выразите ему свою признательность. Поблагодарите его при случае за то, что он выделил время для работы с вами и вашим ребенком.

Никто не обещает, что школа будет легко и просто относиться к детям, процесс обучения еще более сложен, да и в целом воспитание детей - это сложная задача - но, используя эмпатию, взаимопонимание и сотрудничество, вы можете сделать жизнь проще для всех окружающих.

Как избежать конфликтов с учителями? На все эти вопросы мы постараемся найти ответы.

Преподаватель — это человек, который учит, причем не только своему предмету. Часто учителя говорят тебе, как нужно думать, что считать правильным, а что нет. Но у тебя есть свое собственное мнение, ведь тебе не пять лет! И что с того, что оно отличается от точки зрения учителя? Ты и сама прекрасно все знаешь!

Знаешь-то знаешь, кто бы спорил. Но не думай, что учитель желает тебе зла. Пусть иногда тебе и кажется, что замечания учителей глупы и они только и делают, что ищут, к чему придраться, помни: учителю совершенно нет смысла портить тебе жизнь. Если он и говорит что-то обидное для тебя, то делает это в большинстве случаев для того, чтобы уберечь тебя от ошибок, за которые потом ты будешь винить себя. Тебе кажется это пустыми словами? Что же, бывают и исключения.

Вполне вероятно, что ты уже сталкивалась с ярко выраженной нелюбовью учителя к тому или иному ученику. Возможно, и тебе приходилось терпеть несправедливые укоры и замечания. Но учителя не монстры, и даже если на тебя повысили голос, это не означает, что тебя хотели унизить или оскорбить. Подумай, ведь и у тебя бывает плохое настроение, а учитель такой же человек, как и ты.

У него тоже случаются неприятности, но, в отличие от тебя, их он должен решать самостоятельно, не показывая своих переживаний окружающим. Представь себе, как это сложно, когда вдобавок ко всему появляются проблемы на работе в виде ничего не желающих знать учеников. Тут кто угодно выйдет из себя!

Настоящий учитель всегда желает добра своим ученикам. Для него каждый учащийся в первую очередь личность. И долг каждого учителя научить не только своему предмету, но и привить самостоятельность, разумность и умение отвечать за свои поступки. Пусть ты успешно разбираешься в компьютерах и знаешь, как пройти ту или иную игру, согласись: опыта у взрослого человека в некоторых областях гораздо больше, чем у тебя. Так почему бы не прислушаться к тому, что говорят учителя? Возможно, тебе это пригодится, и ты не раз будешь вспоминать мудрую химичку или литераторшу, которая в свое время подсказала тебе, как решить сложную жизненную проблему. Хоть тебе и кажется, что ты лучше знаешь, как себя вести, порой и взрослые люди дают дельные советы.

Но что делать, если учитель откровенно тиранит тебя? К сожалению, не все взрослые люди готовы принять мнение человека, который младше их по возрасту. Естественно, тебе не нравится, когда навязывают свое мнение. Но и переубедить такого учителя у тебя не получается. Сколько бы ты ни отстаивала свою точку зрения, учитель попросту тебя не слушает. Такие педагоги поступают согласно принципу «или по-моему, или никак».

Что делать в таком случае? Бороться с подобной философией бесполезно — потеряешь и время, и силы. Выход есть: покажи, что ты слушаешь учителя, понимаешь его и соглашаешься с ним. Поверь, даже если учитель неправ, ты с таким подходом выйдешь победителем, сохранив здравый ум и трезвую память. А упираться и с пеной у рта доказывать собственную правоту в данном случае занятие бесполезное, Да и хлопотное. При всем своем желании ты не изменишь человека, который к тому же старше тебя.

Не всегда легко примириться с характером учителя. Тут главное помнить, что школа — не полигон для военных действий с учителями, а место, куда ты приходишь учиться. Твоя задача прежде всего получить знания, нужные и ценные для тебя. Учитель помогает тебе в этом. Поэтому относись к его недостаткам спокойно, даже если тебе и кажется, что это невозможно. Он придирается к тебе или поступает несправедливо? Все равно постарайся не идти на конфликт. Стисни зубы и не провоцируй учителя на скандал. Как говорится, поворчит и успокоится, а ты сумеешь избежать конфликта со всеми вытекающими последствиями.

Что делать, если тебе ставят несправедливые оценки

Наверняка уже случалось, что за ответ на уроке тебе ставили заниженную оценку. Ты была уверена, что твой ответ заслуживает пятерки, а в журнал ставят четыре, а то и три. Обидно до слез. Сидишь и думаешь: зачем вообще учиться, если все равно тебя оценивают несправедливо? Предмет-то ты знаешь, а преподаватель почему-то так не считает.

Что делать в такой ситуации?

1. Будь уверена в своих знаниях! Если ты внутренне настроена решительно, то и учитель поймет, что ты знаешь предмет. А вот робким и неуверенным в себе ученикам куда труднее. Согласись: самый точный и правильный ответ звучит по меньшей мере неубедительно, если его произносят дрожащим тихим голосом.

2. Возможно, твой ответ показался учителю недостаточно полным. Попроси его задать тебе дополнительный вопрос.

3. Спроси учителя, что именно ему не понравилось в твоем ответе. Не бойся, так ты покажешь, что тебе небезразличен его предмет. Возможно, вы вместе сможете прийти к общему выводу о том, какой оценки заслуживает твой ответ.

4. Если же учитель не хочет тебя слушать и все равно ставит оценку, которую ты не заслужила, смело требуй, чтобы тебя опросила комиссия из нескольких преподавателей. На таком опросе присутствует как минимум три учителя-предметника. Если ты знаешь тему и тебе нечего бояться, будь уверена в своих силах!

5. Всегда говори родителям о своих проблемах с учителями. Взрослые люди лучше понимают друг друга. Очень часто именно родители дают правильный совет, как решить ту или иную проблему. Кроме того, взрослые легче находят решение, которое устраивает обе стороны.

6. Если учитель все же поставил тебе заниженную оценку, ни в коем случае не груби и не дерзи ему! Знаешь присказку «Я злой, и память у меня хорошая»? Среди учителей встречаются люди с очень хорошей памятью! Так зачем тебе лишние проблемы? А припомнить тебе все злопамятный учитель может в самый неподходящий момент. К примеру, испортит оценки за четверть или, того хуже, поставит не удовлетворяющую тебя оценку в аттестат.

Если учитель придирается по пустякам

Постоянные конфликты, придирки, а то и оскорбительные выпады по отношению к тебе — такое кого угодно выведет из себя. Что делать, если учитель выказывает открытую неприязнь?

Во-первых, не принимай все это близко к сердцу. Конфликт возникает часто не потому, что учитель плохой человек, а просто из-за различия темпераментов. К примеру, учитель порывистый, импульсивный человек, а ты, напротив, спокойная и неторопливая. Конфликт возникнет по той причине, что преподаватель оценивает знания по внешним проявлениям. А если ты не можешь тут же дать ответ на вопрос и долго думаешь, учитель может решить, что ты просто не знаешь предмет. В силу особенностей своего темперамента такой учитель попросту не замечает глубины твоего мышления или неординарного подхода к вопросу.

Нередко учителя придираются к ученикам, которые по- своему решают проблему. К сожалению, не все педагоги понимают, что у тебя своя точка зрения, отличная от их собственной. Ты можешь искать новые способы решения задачи, но из-за того, что они отличаются от предложенных учителем, он заранее считает твой ответ неверным. А твое «неповиновение» расценивается как бунт и выводит учителя из себя. Если, вдобавок ко всему, учитель слишком эмоционален, он может открыто накричать на ученика или вообще оскорбить его на глазах у одноклассников. После такого публичного оскорбления хочется сквозь землю провалиться...

Если на тебя накричали перед всем классом, не впадай в отчаяние и не показывай, что ты обижена! Наверняка ты слышала, что есть так называемые энергетические вампиры. Эти люди получают удовольствие от конфликтов с окружающими. Для них важно вызвать ответную реакцию на крик — слезы, истерику... А учитель-вампир получает дополнительное преимущество, ведь он изводит учеников, которые находятся в зависимом положении, поэтому не могут дать достойного отпора.

Знаешь, как победить энергетического вампира и не позволить ему питаться твоей энергией? Прежде всего, никак не реагируй на выходки мучителя! Мысленно отгородись от про- исходящего. Думай о чем-нибудь своем — например о том, как проведешь выходные или куда пойдешь гулять после уроков. Если ты читала книги про Гарри Поттера, наверняка помнишь дементоров — существ, наполняющих душу отчаянием и забирающих радость. Единственный способ борьбы с ними — воспоминание о каком-то радостном и счастливом моменте. Не напоминает ли это учителя-вампира, забирающего энергию? Воспользуйся «магией»: приятные мысли отпугивают энергетического вампира точно так же, как настоящего — чеснок!

Стресс: как с ним бороться?

Смех — лучший помощник в борьбе со стрессом. Это люди установили еще давно, и, как показала практика, такой способ оказался очень эффективным.

Представь, что на тебя кричит учитель. А теперь вообрази, что у него выросли заячьи уши, он стал похож на саблезубую белку или уселся на трехколесный велосипед.

Смешно? Так вот, необязательно, чтобы все, что ты представила, происходило на самом деле. Главное — вообразить нелепую ситуацию, случившуюся со «зловредным» учителем, как можно правдоподобнее. Ты ведь не боишься того, что является смешным? Вот и учителя не бойся.

Относись к придиркам проще: представь, что это игра, в которой ты сама выбираешь себе роль. Иногда полезно понаблюдать за происходящим со стороны, как будто ты не участник действия, а всего лишь зритель.

К тому же придирки учителей — совсем не самое страшное, что может случиться в жизни. Спроси у мамы или папы — наверняка и им приходилось несладко в школе. Вполне возможно, что твои родители расскажут, как их изводил «злобный» физрук, заставляя бегать по пять километров, или отчитывала перед всем классом всезнайка географичка за незнание разницы между меридианами и параллелями. Сейчас-то родители вспоминают свои школьные годы с улыбкой, но представь, каково им приходилось в твоем возрасте!

Это страшное слово «экзамен»

Если с ежедневными придирками можно как-то бороться, то что делать, когда предстоит испытание посерьезнее?

Экзамен — это не шутки. Его результат порой может изменить всю твою жизнь! При этом экзамен в какой-то степени является лотереей. Вытянешь счастливый билетик — удача в кармане, а не повезет, так хоть все ответы знай, все равно завалят. Ведь оценка на экзамене зависит не только от того, как ты готовилась, но и от учителя, которому ты будешь его сдавать.

Как найти общий язык с экзаменующим тебя учителем? Для начала определи, какому экзаменатору тебе предстоит сдавать экзамен.

Итак, тебе достался...

Учитель-педант

Такой преподаватель любит, когда ученик «разжевывает» каждое утверждение, дословно приводит цитаты и постоянно ссылается на источники. Подобные учителя требуют тщательного ведения конспектов, в которых все аккуратно записано по пунктам. Поэтому покажи себя усердной и старательной ученицей. На экзаменационном листке напиши пошаговый план ответа на вопрос — не сомневайся, такое серьезное отношение к предмету сделает тебя выше в глазах экзаменатора. Не стесняйся проявить внимание к предмету учителя — приведи точные объяснения, которые он давал на уроке.

А вот чего делать не надо, так это с самоуверенным видом утверждать, что ты знаешь все по данному вопросу или что ты знаешь вопрос на отлично. Согласись, подобные заявления вызывают желание «завалить» зарвавшегося ученика! Поэтому отвечай без лишней самоуверенности, по делу.

Еще одна маленькая хитрость. В каждом вопросе ты можешь найти пару направлений, которые знаешь, и углубиться в них настолько сильно, насколько позволяют твои знания. Только помни: если ты все-таки не очень хорошо владеешь темой, не лезь в дебри! Иначе велик риск запутаться и наделать ошибок.

Эмоциональный учитель

Противоположностью учителю-педанту является эмоциональный учитель.

Такой экзаменатор ждет от тебя не только глубоких знаний, но и увлеченности его предметом. Поэтому приготовься вспомнить интересные факты касательно экзаменационного вопроса, примеры из своей собственной жизни и даже анекдоты про людей, занимавшихся данной наукой. Рассказывай увлеченно, не скупись на эмоции. Вот увидишь, экзаменатор будет слушать тебя с нескрываемым удовольствием!

Быстрый учитель

Есть экзаменаторы, которые прежде всего ценят скорость ответа. Если тебе попался быстро соображающий учитель, приготовься сразу отвечать на вопросы, избегая пауз и заминок. Их экзаменатор воспримет как незнание.

При этом ты можешь допустить несколько ляпов или ошибок. Если они не слишком значительные, учитель не придаст им значения. Главное, чтобы твои ответы были краткими и исчерпывающими. «Воду лить» при общении с таким учителем не выйдет.

Артистичный учитель

Такой экзаменатор не потребует от тебя глубокого знания предмета. Но он высоко оценит твой ответ в том случае, если ты будешь лихо сыпать специальными терминами, мудреными словечками, изощренными формулировками. Высшим пилотажем будет, если ты в точности процитируешь все определения, которые оп давал на уроках. Поэтому на всякий случай записывай за таким учителем его перлы — кто знает, глядишь, это пригодится тебе на экзамене.

Упертый учитель

Для упертого учителя существует только две точки зрения: его и неправильная. Твоя задача — угадать правильную и далее отвечать по намеченному плану.

Творческий учитель

Ты наверняка слышала о таких учителях. Чаще они преподают в университетах, но и в школе можно встретить педагога, который не просто излагает во время урока основные положения темы, а пытается прямо на занятии найти ответ на поставленную задачу или выбрать наилучшее объяснение темы. Этот учитель может запросто погрузиться в раздумья, начать размышлять вслух и напрочь забыть о шумящем классе. Если тебе попался подобный экзаменатор, радуйся: отвечать ему одно удовольствие! Погрузись в глубокую задумчивость, начни думать вслух, выскажи свое мнение по данному поводу — учитель все это воспримет на ура. А уж если ты втянешь его в дискуссию, есть немалая вероятность того, что он сам ответит на свои же вопросы!