По картинам

Джидду кришнамурти - образование и смысл жизни. I Образование и смысл жизни. Читать книгу Образование и смысл жизни онлайн

Образование и смысл жизни. Джидду Кришнамурти

Читать книгу Образование и смысл жизни онлайн

Учение Кришнамурти касается главным образом природы познания. Поэтому в центре его внимания постоянно находились проблемы образования. Он основал школы в Индии, США и Броквуд Парке (Хемпшир). В книге «Образование и смысл жизни» он показывает, что обусловленность расой, национальностью, религией, догмой или традицией неминуемо приводит человека к конфликту. Если ученик сумеет понять это, тогда начинается восстановление личности, искалеченной этими влияниями, и постижение ею «правильной жизни» и «процветания в доброте» - двух важнейших принципов духовного учения Кришнамурти.

I Образование и смысл жизни

Попробуйте объехать вокруг света, и вы увидите, как невероятно похожи между собой люди - будь то в Индии или Америке, в Европе или Австралии. И особенно справедливо это по отношению к колледжам и университетам. Мы производим, словно по шаблону, такой тип человеческого существа, для которого главным жизненным интересом является стремление обезопасить себя, стать кем-то выдающимся или просто беззаботно проводить время.

Традиционное образование делает процесс независимого мышления чрезвычайно трудным. Отсутствие собственной позиции - конформизм - ведет к посредственности. Когда нам необходим успех в чем-то, то весьма нелегко, а нередко и опасно быть непохожим на других или не поддаваться воздействию окружения. Стремление достичь успеха, которое означает желание наград - будь то в материальной или в так называемой духовной сфере, попытки обезопасить себя со всех сторон, жажда комфорта - все это лишь сглаживает наше недовольство, блокирует спонтанность и порождает страх, который, в свою очередь, искажает понимание жизни. Так с годами тупеет ум и остывает сердце.

Стремясь к комфорту, мы в конце концов находим укромный уголок в жизни, где наименее опасно, а затем уже боимся сделать шаг из своего укрытия. Этот страх перед жизнью, боязнь борьбы и новых переживаний убивает в нас дух искательства. Все наше воспитание и образование заставляет нас бояться быть непохожими на наших соседей, выступать против установленных общественных норм и опасаться противоречить авторитетам и традициям.

К счастью, есть еще люди, готовые со всей серьезностью исследовать проблемы человеческого существования без каких-либо предрассудков и предубеждений. Но в большинстве своем мы лишены настоящего бунтарского духа. И когда мы, не встретив должного понимания, поддаемся влиянию окружения, дух мятежа, который, возможно, был в нас заложен, ослабевает, а бремя обязательств окончательно убивает его.

Мятеж бывает двух видов. Один из них - насилие, которое является просто реакцией, лишенной всякого понимания и направленной против существующих порядков. Другой вид мятежа - это глубокий психологический бунт ума. Многие восстают против устоявшихся порядков лишь для того, чтобы узаконить новые иллюзии или объекты своих скрытых желаний. Что же происходит на самом деле? Мы можем без конца переходить от одной группы людей к другой, принимая соответственно при этом другие перечни идеалов, но таким образом мы всего лишь создаем новый шаблон мышления, против которого снова и снова вынуждены будем восставать. Противодействие порождает реакцию, а реформы нуждаются в дальнейших реформах.

Но бунт ума - это не просто реакция. Он приходит к нам через осознание собственных мыслей и чувств. И случается это только тогда, когда мы принимаем личный опыт таковым, каков он есть, когда наш ум достигает наивысшей стадии пробуждения. А ум в наивысшей стадии пробуждения и есть интуиция, и только она может быть истинным проводником в жизни.

Так в чем же в конце концов заключается смысл жизни? Ради чего мы живем и за что боремся? Если мы получаем образование только ради того, чтобы выделиться из толпы, найти работу получше, стать более эффективными или повелевать другими людьми, тогда наша жизнь будет поверхностной и пройдет впустую. Если мы получаем образование лишь для того, чтобы стать учеными, чтобы стать схоластами или специалистами, стяжающими знания, тогда своей жизнью мы будем вносить определенный вклад в разрушение и обнищание всего сущего.

Но если есть высший смысл жизни, то чего тогда стоит все наше образование, когда мы не можем приблизиться к его пониманию и на шаг? Мы можем быть высокообразованными людьми, но, если у нас нет единства мыслей и чувств, наша жизнь будет неполноценной, истерзанной многими страхами и противоречиями. И до тех пор, пока образование не сможет выработать у нас целостного представления о жизни, оно будет бессмысленным.

Современная цивилизация разделила жизнь на столь многие составляющие, что система образования стала занимать в ней весьма скромное место, за исключением тех случаев, когда необходима подготовка высококвалифицированных кадров. Вместо того чтобы пробуждать в человеке целостный ум, образование заставляет его подстраиваться под общепринятый шаблон и этим мешает ему воспринимать себя как целостный процесс. Многочисленные попытки решить проблемы существования лишь в отдельно взятой сфере жизни свидетельствуют об абсолютном отсутствии понимания.

Личность состоит из разных фрагментов, поэтому заострение внимания и развитие лишь некоторых из них становится причиной неразберихи и внутренних противоречий. Образование должно обеспечить интеграцию этих разобщенных элементов сущности, ту целостность, без которой вся наша жизнь превращается в вереницу конфликтов и страданий. Есть ли смысл становиться адвокатом, если люди постоянно судятся? Есть ли смысл продолжать накапливать знания, если мы никогда не жили вне заблуждений? Каков прок от всего технического и промышленного потенциала, если мы используем его лишь для того, чтобы уничтожать друг друга? В чем же тогда цель жизни, если в ней нет ничего, кроме насилия и нищеты? Даже имея деньги или возможность их заработать, даже наслаждаясь или молясь, мы продолжаем пребывать в нескончаемом конфликте.

Необходимо научиться видеть разницу между личным и личностью. Личное есть случайное, а под случайным я подразумеваю происхождение и окружение, включающие в себя национализм, суеверия, классовое неравенство и предрассудки. Личное или случайное существует всего лишь миг, однако этот миг длится всю жизнь. А поскольку существующая система образования основывается на личном, случайном, сиюминутном, то все, к чему она может привести, - это извращение мышления и внушение беспокойства за себя.

Каждый из нас, являясь продуктом системы образования и общества, стремится только к личной выгоде и безопасности, неустанно сражаясь за место под солнцем. И хоть мы и были обучены разного рода профессиям именно для нужд построенной на эксплуатации и страхе системы, каждый раз мы скрываем это за шаблонными фразами.

Такого рода обучение неизбежно приносит заблуждения и страдания как нам самим, так и всему миру, поскольку оно создает для каждой личности те психологические барьеры, которые разобщают людей и удерживают их в изоляции.

Образование - это не просто тренировка ума. Обучение делает нас эффективными, но это не дает полноты восприятия. Тренированный ум, являясь всего лишь продолжением прошлого, не способен на новые открытия. И поэтому для того, чтобы выяснить, что же такое правильное образование, нам необходимо выяснить, в чем заключается смысл жизни.

Для большинства из нас способность воспринимать жизнь как единое целое не является вопросом первостепенной важности, а образование, превознося второстепенные ценности, делает нас специалистами всего лишь в какой-то одной сфере жизни. Необходимость знаний не вызывает сомнения, однако придавать им чрезмерную важность означает попросту двигаться к конфликтам и дисгармонии.

Есть умение, вдохновляемое любовью, которое неизмеримо превосходит умение, рожденное амбициями. Ведь без любви, приносящей целостное восприятие жизни, умение порождает жестокость. Не это ли мы видим повсюду?.. Наше современное образование приводит к индустриализации и войне, главной его целью является дальнейшее развитие умения. Мы порабощены этой безжалостной машиной конкуренции и взаимного уничтожения. Если образование готовит нас к войне, если оно учит нас уничтожать, чтобы не быть уничтоженными, не говорит ли это о том, что такое образование полностью себя изжило? Для того чтобы реализовать идею правильного образования, нам необходимо научиться воспринимать жизнь как единое целое, но для этого необходимо уметь мыслить не строго логично, а непосредственно и искренне. Человек, мыслящий исключительно логично, не является человеком думающим, поскольку он всего лишь приспосабливается к определенному образцу, повторяя вновь и вновь чужие и далеко не новые фразы и мысли. Невозможно понять свою жизнь абстрактно или теоретически. Познать жизнь означает познать себя самого, именно это является альфой и омегой образования.

Образование - это не просто стяжание разного рода знаний или сбор и систематизация фактов. Образование - это познание жизни как целостного процесса. А целое невозможно познать через его часть, несмотря на то что все правители, религиозные деятели и политики доказывают нам обратное.

Для многих молодых и их родителей высшее образование является целью. Но в чем цель образования? Всегда ли мы понимаем, почему мы стремимся получить качественное либо престижное образование, и что на самом деле оно нам даст? Об этом мы беседуем с кризисным психологом Михаилом Хасьминским.

В последнее время СМИ буквально пестрят сообщениями о подростковых суицидах, выдвигая всевозможные теории о причинах подобных поступков, попеременно обвиняя в этом то некорректное (по их мнению) поведение учителей, то родителей, недосмотревших за своим чадом, а то и вовсе Министерство образования. Насколько основательны претензии к нашей системе образования в данном контексте?

Ко мне за помощью очень часто обращаются молодые люди, страдающие от депрессии, которая возникает на почве того, что человек не может получить образование. В нынешние времена это, к сожалению, не редкость, ведь не у всех, будем говорить откровенно, материальное положение позволяет получить диплом. Хотя, конечно, бывает, что деньги играют далеко не первую скрипку, а обстоятельства порой складываются не лучшим образом, и у человека просто отсутствует возможность получить какое-то образование…

Но, так или иначе, у человека начинается фрустрация, приводящая к депрессии. И я сейчас веду речь не только о детях, но и об их родителях, и даже учителях. Ведь если, например, у детей в школе плохая успеваемость, в это оказываются втянуты и родители, и учителя, которым нужны «хорошие показатели успеваемости» в классе. Сами же ученики в первую очередь постоянно находятся в стрессе, ведь от них начинают требовать те самые «хорошие показатели» и т.д., а цель образования им непонятна.

Длительное пребывание в подобной стрессовой ситуации, безусловно, погружает всех ее участников в разные степени стресса, приводящего к депрессии, в том числе и к суициду.

И не удивительно, что в последнее время мы все чаще слышим сообщения не только о подростковых суицидах, но и «срывах» учителей, об их психосоматических заболеваниях (а ведь у большинства из них просто вымотаны нервы). Про родителей я уже даже не говорю.

Все вышесказанное как раз является следствием постоянного стресса из-за гонки за престижным образованием и «показателями».

Стоит отметить, что в настоящее время в нашем обществе специально навязывается мнение об обязательности наличия высшего образования. А ведь мы, старшее поколение, еще помним, например, «застойные годы» СССР, когда троечники шли учиться в ПТУ, а не платили взятки за поступление в ВУЗ. В то время человек, который шел в ПТУ, получал профессию, и к этому, попрошу заметить, относились вполне нормально. Сейчас же ситуация изменилась: всем надо обязательно получить именно высшее образование…

- А почему сложилась подобная ситуация?

Это обычное людское тщеславие – и самих детей, и даже в большей степени – их родителей. Почему-то именно родителям важно, чтобы у их чада был престижный диплом. Ради этого они понуждают детей заканчивать вуз. И им совершенно не интересно, хотят ли этого сами чада.

- А разве высшее образование не является, на самом деле, важным фактором развития личности, ума человека?

Безусловно, сам по себе навык освоения, заучивания новой информации, который присутствует при добросовестной учебе в вузе, оказывает большое влияние на развитие ума и памяти. Но разве многие люди видят в этом цель образования? Да и само качество образования в современной России оставляет желать лучшего. В России уже некому преподавать в вузах, потому что просто нет преподавателей с достаточным уровнем знаний, ведь старые уже ушли, и цепочка прервалась. Я уже не говорю о лженауках, которыми забивают умы детей.

Ни для кого ни секрет, что «купить» можно практически все – от оценок на вступительных экзаменах, оценок за зачеты/экзамены до, собственно говоря, самих дипломов. К тому же, к сожалению, современные ВУЗы зачастую становятся рассадниками наркомании, алкоголизма и других пороков, расцвет которых мы можем наблюдать в нашем современном обществе. И здесь очень важно подчеркнуть - чем престижнее вуз, тем выше в нем уровень всевозможных зависимостей и извращений.

Не стоит идеализировать и западное высшее образование. Оно тоже направлено вовсе не на развитие личности. Болонская система образования практически полностью лишает человека творчества, требуя от него исключительно зазубривания материала. А что это за юрист, лишенный творческого дара? Как он будет вести дела? Ведь на суде ему не предложат выбрать правильный вариант «А, Б, В, Г»

- Но есть же люди, которые действительно грызут гранит науки, получают знания, стремятся к чему-то?

Конечно, есть, и их, слава Богу, не мало. Но и не так много. В некоторых вузах (в особенности коммерческих) и грызть-то ничего не надо, только деньги плати за обучение, а в конце получишь на руки диплом.

Александр Солженицын представителей подобного образования называл «образованцы». В его понимании это люди, получившие, по их мнению, хорошее образование и считающие себя интеллигенцией, хотя на самом деле они, получив посредственное образование и обладая весьма поверхностными знаниями, возомнили о себе слишком много. К сожалению таких «образованцев» у нас сейчас хватает. Полчища коммерсантов, бухгалтеров, экономистов, имеющих в лучшем случае номинальные знания, заполонили рынок труда. Но совсем страшно смотреть, как формируется «армия» из лже-врачей, лже-педагогов и других важных специалистов. И никто при этом не задумывается о том, как нас будут лечить и учить наших детей эти горе-специалисты.

Часто ко мне на консультацию приходят родители и говорят: «Мы не знаем, что делать. Ребенок замкнулся в себе. Раньше он учился, теперь не хочет. Мы хотим его видеть человеком, потому что сейчас без высшего образования никуда…». Во время разговора выясняется, что этот молодой человек на самом деле гуманитарий, а родители его буквально гонят в технический вуз или наоборот, вбивая в голову ребенка миф о необходимости корочек. Родители готовы не только платить деньги, но и, по сути, подвергать своего ребенка страданиям только ради того, чтобы он получил достойное (по их мнению) образование.

Это, конечно же, не говорит о том, что получать образование вообще не нужно. Отнюдь. Просто здесь нужно подчеркнуть очень важный момент: есть мудрость, а есть образование. Есть знание жизни, и есть диплом, и эти вещи практически не пересекаются. Цель образования в наши дни, увы, не в том, чтобы стать мудрым и счастливым.

- А разве мудрости, знанию жизни можно научить?

Давайте посмотрим на опыт наших предков. Возьмем, к примеру, русского крестьянина. Крестьяне детей учили не грамоте и не информационным технологиям, а в основном тому, что для них было жизненно важно - как выживать, какие отношения должны быть с людьми. Им рассказывали заповеди и объясняли, почему, например, завистливый человек страдает и делает себя несчастным; почему убийца страдает и т.д. Их учили, как построить временное жилище, как ориентироваться в лесу, чтобы не заблудиться. То есть давали минимальный набор знаний, помогающих выжить, а не сваливали на их головы массу информационного шума и бесполезной информации. Детей учили, как ориентироваться в жизни, чтобы выживать, чтобы продолжить свой род, чтобы усваивать мудрость старших и передавать её дальше. Причем большую часть мудрости составляла именно религиозная основа. А что же мы видим сейчас? Кто выживет, если заблудится в лесу? Кто умеет ориентироваться по каким-нибудь следам, зарубкам или еще чему-то? Кто понимает, как жить в семье? Да никто!

А дальше все просто: мусор забивает головы детей, дети, естественно, впадают в фрустрацию, ведь с них требуют отметки, а т.к. жить они не умеют, они, столкнувшись с какими-то кризисами, впадают в депрессию, с которой их не учат справляться ни родители, ни учителя. Детей учат высшей математике, биологии, химии, другим наукам, а самому главному не учат – не учат строить отношения между людьми. «Люди не должны ссориться», - говорят детям. А что толку? Если человек горд и ставит себя в центр мира, бесполезно его призывать не ссориться. Он будет ругаться со всеми, пока не добьется своего, или пока ему не докажут обратное с применением грубой физической силы.

Детей не учат нужным вещам, а соответственно, они не смогут передать необходимые знания дальше. Отсюда можно сделать вывод, что деградация будет только расти.

Например, если раньше в каком-то населенном пункте случался пожар, на помощь погорельцам тут же стекались все жители деревни, ведь все понимали, что по одному не выжить, и как муравьи начинали помогать друг другу. Жили общинно. Сейчас общество разделили, сделав всех эгоистами. Этому, кстати, немало способствует и образование. Человеку не дали самого главного, все разъединены, а значит, никто никому не товарищ и не брат, и когда с кем-то что-то случается, все от него просто отворачиваются, проходя мимо. А потом мы удивляемся, почему в стране столько невротиков, самоубийств и т.д. Ответ прост - никто никому не нужен, кругом царит тотальный эгоизм и, к сожалению, альтруизму никто никого не хочет учить, ведь это тоже никому не надо.

- Отчего сложилась такая ситуация?

Любви нет. Любовь, увы, не дается просто так, при рождении. Ее нужно приобретать через труд, понимая – как именно. Но откуда она может взяться, если любить никто не учит? Раньше в традиционном обществе, если ребенок остался по какой-то причине без родителей, его брали на воспитание бабушка с дедушкой, или же община решала, кто возьмет этого ребенка. Не было никаких детских домов. Таких детей любили как своих, они не были брошены, иными словами их «напитывали» любовью. Не образованием, а в первую очередь любовью. Это и была основа. Если человек напитался этой любовью, он ее сможет и дальше передать кому-нибудь.

Сейчас вместо любви родители стараются дать ребенку «корочки», заплатив за его образование, подогревая его (да и свое) тщеславие, говоря тем самым «ты теперь лучший, потому что закончил такой-то вуз, не то, что вон те бестолочи». И вот человек уже чувствует, что он действительно стоит чего-то большего.

Хотя раньше не образование решало, кто чего стоит. Ориентировались на тот итог жизни, к которому мы все движемся и приходим очень быстро. Ведь Там не будут спрашивать: «А какой вуз ты закончил?»

Здесь хочу привести одну метафору. Нужно построить дом. Опытный, мудрый человек, который знает, как надо строить дом, даже из подручных строительных материалов может сделать себе вполне достойное укрытие, которое бы соответствовало стоящим перед ним задачам. Возможно, жилище будет не очень комфортное, но вполне пригодное для зимовки. Если же дать вагон лучших строительных материалов невежде, который абсолютно не умеет строить, ничего хорошего из этого не выйдет, потому что невежда сделает себе такое укрытие, которое его самого потом накроет и раздавит. Что мы сейчас и наблюдаем.

Как-то ко мне на консультацию привели молодого человека, который учился в очень престижном вузе. «Он ни с кем не общается и ни с кем не дружит», - пожаловалась мне его мать. Во время нашей беседы я понимаю, что знаний у этого студента нет никаких. В голове пустота. Я пытаюсь общаться с ним на разные темы, но тут выясняю, что основная причина его неумения общаться кроется в том, что он - просто невежда. Никому с ним не интересно, потому что нет тем, на которые он может общаться. Не теряя надежды, я хожу по разным темам, пытаясь зацепиться за какую-нибудь, но все тщетно! В итоге я затрагиваю тему мировой экономики (молодой человек как раз учился на факультете мировой экономики). Я его спрашиваю: «Что такое Федеральная Резервная Система?» И он не смог мне ответить на этот вопрос, хотя учился на третье курсе факультета мировой экономики. Человек, который учится на факультете мировой экономики, хотя бы что-то должен об этом приблизительно знать. Я его спрашиваю: «А какие книжки ты читал?» Он мне говорит, что последний раз он читал, чуть ли не «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

- Да… и чему сейчас в вузах учат?…

Чему угодно, кроме одного – трудиться. Раньше ребенка учили главному – трудиться, а не зарабатывать очки/оценки.

Труд - это естественное, основное состояние человека. А сейчас разве кто-то учит трудиться? Все пытаются что-то заработать за чужой счет, не важно – деньги или признание.

Все гонятся за статусом. Самый главный его принцип: ты не обязан быть кем-то, но ты должен кем-то казаться, то есть, создать некий образ. И этот самый статус как раз и приводит к тому, что человек становится невеждой.

- То есть погоня за статусом заставляет человека становиться невеждой, потому что его усилия сосредоточены не на содержании, а на том, чтобы получить этот статус?

Да. Человеку важно поддерживать некий статус, соблюдая при этом все внешние атрибуты - машины, коттеджи, квартиры, карьера, второе-третье-пятое образование, модные девайсы и пр. За всем этим на самом деле по сути ничего нет.

Везде и всюду трубят о статусе, взращивая некий образ, например, что семья должна иметь определенный набор «статусных атрибутов». Про то, какие при этом должны быть отношения между членами этой семьи, нигде даже не упоминается. Вот и получается: внешне все есть – машина, дача, престижная школа/вуз, а внутри ничего! Абсолютно пусто!

Это можно сравнить с черенком от лопаты и деревом. Воткнутый в землю черенок от лопаты можно свалить простым ударом, причем в любую сторону, а уже дерево с глубокими корнями свалить так просто нельзя. Хотя внешне ствол и черенок могут выглядеть похоже. «Статусные» люди, к сожалению, валятся точно как черенки: при встрече с любой трудностью, которая может опровергнуть имеющийся статус, их самомнение сдувается точно воздушный шарик, потому что за ним ничего нет. А потери статуса человек не может это пережить, потому что он даже не понимает, что такое человек и какова цель человеческой жизни.

- Так вот откуда появляются депрессии, уныния…

Конечно. Человек ведь никогда на себя трезво не смотрел, он был в образе.

Артист! Артист, который играл себя другого. Но реальность всегда оказывается жестокой к таким «лицедеям». Любые неприятности, будь то болезнь, неудавшийся роман, развод или еще что-то вмиг лишают человека равновесия. Вот тогда в голову начинают приходить мысли о суициде, поскольку человека никто никогда не учил вообще смотреть на себя истинного, чему, кстати, учат в христианстве.

Отсюда все наши катастрофы невероятных масштабов. Если обратиться к статистике, количество разводов превысило 50%. Почему? Никто не учил, как в семье жить, как строить отношения. Хотя 200 лет назад не было психологов, а разводы были единичны – около 0,5%. Суицидов тоже было на порядок меньше. Сейчас же это явление стало массовым!

- А если, например, ввести в школах «основы православной культуры»? Это может как-то, на ваш взгляд, исправить ситуацию?

Думаю, ничего толкового не выйдет, если преподавать в школах уроки «основы православной культуры» будут учителя, которые сами православной жизнью не живут. Ведь если детей начать «гонять» по датам и «статистике», это наоборот отобьёт у них всякое желание учить этот предмет. Суть православия не во внешнем – кто когда родился, кто что построил, что сделал и т.д. Православие заключается во внутренней жизни, во внутренней красоте, во внутреннем учении, которое делает человека счастливым и устойчивым к любым испытаниям.

- Православие дает человеку внутренний стержень, помогает найти смысл

Именно. Когда у человека нет внутреннего стержня, нет понимания, к чему тот должен стремиться, нет понимания вообще смысла жизни, у него и случаются кризисы. А если у человека нет смысла, тогда все остальное бессмысленно. Зачем тогда нужны дипломы, знания? Если ты не знаешь куда идти, то зачем тебе нужен, скажем, набор стройматериалов? Зачем нужна машина, если понятия не имеешь, как ей пользоваться? То есть человек идет по жизни, не понимая ни смысла, ни какой должна быть его семейная жизнь, ни какими должны быть отношения с окружающими... Эти вопросы как раз и возникают в кризисные этапы, а самый острый из них - вопрос о смысле жизни.

- А что такое кризисные этапы?

Кризисный этап – это поворотный этап в жизни, например, женитьба, развод, смерть близкого, насилие и др. На этих этапах люди как раз сталкиваются с вопросом о смысле жизни. Они пытаются найти ответ на этот вопрос, но многие так и не находят…

Это очень печально. Ведь, если бы в учебных заведениях, помимо второстепенных знаний, давали и знания об основах человеческой жизни, тогда бы, наверное, было на порядок меньше и самоубийц, и людей, которые годами не могут придти в себя после развода или смерти близкого, которые сходят с ума, узнав, что заболели раком. Люди могли бы найти в себе опору в переломные этапы жизни.

Наши предки также переживали кризисы, у них умирали близкие, что-то где-то не ладилось, случалась несчастная любовь, они тяжело болели, теряли друзей и так далее. Все это было! Но, тем не менее, при отсутствии психологов, эти люди продолжали жизнь и в любых кризисах сохраняли психическое и физическое здоровье. И это те самые необразованные крестьяне…

- А есть выход?

Выход есть для отдельных людей, для отдельных семей. Человек должен сам что-то понять, найти свой стержень и передать его ребенку. Во всяком случае, можно постараться это сделать. Жаль только, это не будет делаться в государственных масштабах, ведь общество потребления нацелено совершенно на другие вещи. Личность каждого человека, ценность его жизни, спасение его души - не могут рассматриваться обществом потребления априори. Им рассматриваются покупательные способности человека, так же как ценность коровы измеряется количеством молока, которое она дает, и только.

Так что, увы, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Каждый из родителей должен сам взяться за то, чтобы понять эти основы, ведь если у родителей в голове будет хаос, то чего тогда ждать от детей? Ведь целью образования ни в школе, ни в вузе не является воспитание. Ребенка никто не будет воспитывать, кроме самих родителей. Педагоги учебных заведений будут обращать скорее внимание на внешние успехи и проявления ребенка, но никак не на его внутренний мир и состояние. А проводить интроспекцию своего внутреннего мира, равно как наблюдать за собой, ребенка могут научить только родители, так же как, например, просить прощения и каяться.

Без этого у родителей вырастет бездушный монстр, от которого они же сами будут страдать, когда тот захочет сдать их в интернат для престарелых. Но зато монстр будет с высшим образованием и красивой «корочкой»! Дикость!

- Если обобщить вышесказанное, получается, что чаще всего люди впадают в депрессии и уныние оттого, что им элементарно не хватает знаний?

Конечно. Что такое депрессия и уныние? Человек впадает в уныние, потому что не может чего-то достичь, либо не знает, как это достичь, либо как справиться с ситуацией. В общем, попал в некий тупик. Раньше человеку давались «базовые знания» для того, чтобы он не попал в тупик; у него была широкая перспектива - от начала его рождения, до смерти и дальнейшей вечной жизни. И все, что встречалось у него на пути, воспринималось в контексте глубокого понимания отдаленной перспективы. «Ты должен преодолеть, это тебе урок, дальше будет то-то. А еще дальше будет вечная жизнь» и так далее. Поэтому события не вызывали у человека фрустрации, ведь у него было очень широкое поле обзора, которое сейчас стало узким: «Ты должен нам принести диплом, потому что это статусно. Если у тебя не будет статуса, то у тебя не будет ничего» Происходит подмена содержания формой! И человек, действительно, начинает в это верить, потому что у него нет опыта. А достичь чего-то он порой не может в силу разных причин и обстоятельств.

- Можете привести пример?

Допустим, безответная любовь. Скажем, я влюблен в женщину, а она мне не отвечает взаимностью. И я уже не понимаю, зачем живу. Я же не знаю, что я живу для того, чтобы совершенствовать собственную душу для будущей вечной жизни, а не для того чтобы быть с этой женщиной.

Другой пример: у меня умер близкий человек. А я настолько стал зависим от него, что не знаю, как мне дальше жить. Я же не понимаю, что мы встретимся в другой жизни, что я сейчас должен не слезы лить, а помогать душе этого человека своими молитвами, например. А из-за таких ситуаций люди доходят до сумасшествия и тяжелейших заболеваний. Вот вам и причины - суженное, тоннельное мышление, навязанное извне.

- А кем?

Теми, кто создает и контролирует общество потребления.

Людям сузили восприятие, и их заставляют идти по этому суженному пути. При этом человек похож на лошадь с зашоренными глазами. Лошади на глаза накладывают шоры (пластины, закрывающие обзор по бокам), чтобы она с курса не сбивалась, и она не сбивается. Но эта же зашоренная лошадь не может объехать никакую преграду, поскольку видит все очень узко.

Отсюда и возникают очереди к психологам. Но беда в том, что хотя психологов сейчас выпущено просто невероятное количество, как только они сталкиваются с серьезными проблемами у людей, будь то смерть близких или суицид, они в основном стараются отделаться общими фразами, потому что сами не знают, что делать. Этому их никто не учил в вузе. Учили различным классификациям, терминам, теориям… И по большому счету в России просто по пальцам можно пересчитать психологов, которые реально могут помогать горюющим или суицидентам. Я имею в виду настоящую помощь в виде переустройства мышления и внутреннего мира, а не бесконечные разговоры о прошлых переживаниях.

Ваши отзывы

Кришнамурти Джидду - Образование и смысл жизни - читать книгу онлайн бесплатно

Annotation

Учение Кришнамурти касается главным образом природы познания. Поэтому в центре его внимания постоянно находились проблемы образования. Он основал школы в Индии, США и Броквуд Парке (Хемпшир). В книге «Образование и смысл жизни» он показывает, что обусловленность расой, национальностью, религией, догмой или традицией неминуемо приводит человека к конфликту. Если ученик сумеет понять это, тогда начинается восстановление личности, искалеченной этими влияниями, и постижение ею «правильной жизни» и «процветания в доброте» - двух важнейших принципов духовного учения Кришнамурти.

Джидду Кришнамурти
Образование и смысл жизни

I. Образование и смысл жизни

Попробуйте объехать вокруг света, и вы увидите, как невероятно похожи между собой люди - будь то в Индии или Америке, в Европе или Австралии. И особенно справедливо это по отношению к колледжам и университетам. Мы производим, словно по шаблону, такой тип человеческого существа, для которого главным жизненным интересом является стремление обезопасить себя, стать кем-то выдающимся или просто беззаботно проводить время.

Традиционное образование делает процесс независимого мышления чрезвычайно трудным. Отсутствие собственной позиции - конформизм - ведет к посредственности. Когда нам необходим успех в чем-то, то весьма нелегко, а нередко и опасно быть непохожим на других или не поддаваться воздействию окружения. Стремление достичь успеха, которое означает желание наград - будь то в материальной или в так называемой духовной сфере, попытки обезопасить себя со всех сторон, жажда комфорта - все это лишь сглаживает наше недовольство, блокирует спонтанность и порождает страх, который, в свою очередь, искажает понимание жизни. Так с годами тупеет ум и остывает сердце.

Стремясь к комфорту, мы в конце концов находим укромный уголок в жизни, где наименее опасно, а затем уже боимся сделать шаг из своего укрытия. Этот страх перед жизнью, боязнь борьбы и новых переживаний убивает в нас дух искательства. Все наше воспитание и образование заставляет нас бояться быть непохожими на наших соседей, выступать против установленных общественных норм и опасаться противоречить авторитетам и традициям.

К счастью, есть еще люди, готовые со всей серьезностью исследовать проблемы человеческого существования без каких-либо предрассудков и предубеждений. Но в большинстве своем мы лишены настоящего бунтарского духа. И когда мы, не встретив должного понимания, поддаемся влиянию окружения, дух мятежа, который, возможно, был в нас заложен, ослабевает, а бремя обязательств окончательно убивает его.

Педагог, посвятивший всю свою жизнь воспитанию свободной и целостной личности, поистине является глубоко религиозным человеком. Но он не принадлежит ни к какой секте и ни к одной из организованных религий. Ему чужды любые вероучения, он не придерживается никаких ритуалов, ибо знает, что все это - не более чем иллюзии, выдумки и суеверия, рожденные желаниями и стремлениями других людей. Ему-то как никому другому известно, что реальность или Бог проявляется в человеке лишь тогда, когда личность обладает всеобъемлющим самосознанием, а стало быть свободна.

Люди, не получившие академического образования, чаще других проявляют себя прирожденными учителями из-за своей склонности к экспериментированию. Не будучи по образованию педагогами, они искренне стремятся к знаниям и постижению смысла жизни. Для истинного педагога преподавание - не просто профессия, это - стиль жизни. Подобно художнику, который не мыслит себя вне живописи, истинный педагог скорее согласится влачить полуголодное существование, чем откажется от своего занятия. Поэтому без жгучего желания учить нечего и помышлять о профессии педагога. Ведь чрезвычайно важно понять с самого начала, обладает ли человек даром учить других или нет. А может, предоставив свою судьбу воле случая, он стал учителем, усмотрев в этом занятии лишь способ зарабатывать на жизнь?

До тех пор, пока преподавание для нас - не более чем профессия, один из многих способов заработка, а не следование призванию, между нами и внешним миром будет существовать непреодолимая пропасть. Поэтому в быту, в домашней обстановке, мы одни, а на работе - совершенно другие. И до тех пор, пока отношение к учительскому труду будет таким же, как и к любой другой профессии, противостояние и вражда между отдельными людьми и целыми классами будет обычным явлением. Если дела пойдут и дальше так, то уже в недалеком будущем следует ожидать ужесточения конкуренции, возникновения бескомпромиссной борьбы амбиций и возведения национальных и расовых барьеров, препятствующих взаимопониманию и порождающих противостояния и бесчисленные войны.

Но, почувствовав в себе призвание истинного педагога и решив посвятить свою жизнь этому ответственному занятию, мы не станем возводить барьеры между личной жизнью и работой, поскольку для нас важнее всего свобода и разум. Правильное образование требует равного обращения со всеми детьми, независимо от того, богатые их родители или бедные. Необходимо относиться к каждому ребенку как к личности, принимая во внимание его характер, устремления, наследственность и многое другое. Истинный педагог не служит никакому социальному классу, не отстаивает права бедных и не оправдывает богатых, единственное, в чем он заинтересован, - это свобода и целостность каждой личности.

Решение посвятить свою жизнь делу правильного образования должно быть абсолютно добровольным. Нельзя допустить, чтобы вы приняли его в результате чьих-то уговоров или исходя из корыстных расчетов сделать на этом поприще профессиональную карьеру. Для того чтобы принять такое решение, нужно быть свободным от страха потерпеть поражение в гонке за успехом и достижениями. Ведь, принимая успехи или поражения школы как свои личные, мы остаемся во власти корыстной мотивации. Если учить - действительно ваше призвание, если вы считаете правильное образование жизненно важной потребностью каждой личности, то, уверяю, вы ни за что не позволите ничьим амбициям, ни чужим, ни даже своим собственным, препятствовать вам или сбить вас с выбранного пути. Тогда найдется и время, и возможность для работы, и вы сможете погрузиться в нее с головой, не ожидая при этом ни награды, ни признания, ни славы. Тогда все остальное: семья, личная безопасность, комфорт, - все отойдет на второй план.

Если мы действительно хотим стать истинными учителями, которые могли бы дать детям правильное образование, мы будем вынуждены отказаться не только от какой-то одной системы образования, но от всех существующих систем сразу, поскольку ясно, что ни одна из них не способна сделать человека свободным. Любая система или методика только ограничивает личность, сводя все ее мировосприятие до строго регламентированного набора ценностей. Но никакой системе, никакой методике не под силу сделать человека свободным.

В то же время необходимо быть чрезвычайно бдительным, чтобы не стать жертвой очередной системы - своей собственной, поскольку наш ум ни на секунду не прекращает ее разработку и усовершенствование. Соответствовать определенному образцу поведения, следовать заданному шаблону действий очень удобно и безопасно, и именно в целях самосохранения ум стремится дать всему название. Ведь для того, чтобы быть все время начеку, постоянно наблю дать за собой, необходимо проявить немалое мастерство, иначе это занятие станет утомительным, в то время как создание собственного метода, а затем следование ему не требует особых усилий мышления.

Бесконечные повторения и привычки делают ум вялым, и, чтобы пробудить его ото сна, нужна встряска, которую мы называем проблемой. Но попытки разрешить проблему при помощи стандартных объяснений, оправданий и осуждений опять возвращают ум в состояние сна. Эта несостоятельность, вялость ума является поистине замкнутым кругом. Поэтому настоящий педагог должен позаботиться о том, чтобы положить конец этой несостоятельности не только в себе, но и помочь преодолеть ее своим ученикам.

Кто-то может спросить: «Как стать истинным педагогом, который может дать детям правильное образование?» Все дело в том, что сама постановка вопроса в форме «как?» обнаруживает не свободный, но боязливый ум, которому необходима выгода, результат. Надежды и попытки стать кем-то или чем-то только ограничивают его и заставляют проецировать желаемый результат, в то время как свободный от ограничений ум всегда наблюдает и учится и поэтому никогда не попадается в собственные ловушки.

Свобода существует изначально, и ошибочно думать, что она есть то, чего можно достичь только в конце. В тот момент, когда человек спрашивает «как?», он сталкивается с непреодолимыми трудностями. Именно поэтому учитель, который решил посвятить свою жизнь правильному образованию, никогда не задается этим вопросом, ибо знает, что не существует определенной методики, следуя которой можно стать истинным педагогом. Если человек действительно хочет стать педагогом, способным дать правильное образование, он никогда не станет спрашивать, как достичь желаемого результата.

Способна ли система пробудить в человеке ум? Мы можем пройти сквозь все круги испытаний системы, получить все возможные степени и звания, но кем мы станем после всего этого, истинными педагогами или олицетворениями воспитавшей нас системы? Стремление к вознаграждению, желание называться выдающимся педагогом являют собою непреодолимую страсть получить всеобщее признание и похвалу. Принимать время от времени похвалу или поощрение вполне приемлемо, но если от них зависит продолжительный интерес к работе, то такая зависимость превращается в наркотик, который очень быстро истощает человека. Личность, зависящая от похвал и поощрений, не может называться зрелой.

Для того чтобы создать нечто новое, необходимо быть восприимчивым и энергичным, а не тратить драгоценные силы на бессмысленные пререкания и споры. Если человек работает не по призванию или потерял интерес к профессии, его будут преследовать тоска и усталость. Поэтому, если нет жизненной заинтересованности в преподавании, человек не должен становиться учителем.

Но почему учителя так часто разочаровываются в своей работе? Это происходит не в результате влияния обстоятельств, принуждающих человека действовать против своей воли. Оно приходит тогда, когда мы сами не можем определить, чего нам хочется. Выбирая профессию в суматохе и замешательстве, мы принимаем опрометчивые решения, а затем хватаемся за первое попавшееся занятие, которое нам совсем не по душе.

Даже если преподавание - наше истинное призвание, мы можем испытывать временное разочарование, поскольку не видим возможности преодолеть существующий образовательный кризис. Но как только мы поймем значимость правильного образования для всего человечества, мы вновь обретем необходимый стимул и воодушевление. И дело тут не в силе воли или решимости, а в восприимчивости и понимании.

подготовила для читателей сайта обзор своей рубрики «Важные книги». Каждый день с 26 мая по 3 июня мы будем знакомить вас с материалами этой рубрики газеты. Можно рассматривать это как серию мастер-классов известных авторитетных специалистов, раскрывающих суть нашего времени…

ОБРАЗОВАНИЕ И СМЫСЛ ЖИЗНИ

Редакция продолжает знакомить читателей с произведениями

специалистов, в которых дан глубокий анализ тенденций современного мира.

Анастасия Чуковская

В школе должны учить любви, целостному взгляду на жизнь, самопознанию и, главное, свободе. К таким выводам в своем трактате «Образование и смысл жизни» еще в 20-х годах прошлого века пришел философ Джидду Кришнамурти. Свои тезисы Кришнамурти проверил на деле, основав несколько школ в США, Великобритании и у себя на родине, в Индии.

В чем проблема

Мы производим, словно по шаблону, такой тип человеческого существа, для которого главным жизненным интересом является стремление обезопасить себя, стать кем-то выдающимся или просто беззаботно проводить время. Традиционное образование делает процесс независимого мышления чрезвычайно трудным. Отсутствие собственной позиции — конформизм — ведет к посредственности.

Ради чего мы живем и за что боремся? Если мы получаем образование только ради того, чтобы выделиться из толпы, найти работу получше, стать более эффективными или повелевать другими людьми, тогда наша жизнь будет поверхностной и пройдет впустую.

Что же хорошего в нашем образовании, если всю жизнь мы только то и делаем, что уничтожаем друг друга? Если мы вынуждены терпеть беды непрекращающихся войн, следующих одна за другой, то стоит предположить, что в основе нашего подхода к воспитанию детей таится какая-то фундаментальная ошибка.

Человек, мыслящий исключительно логично, не является человеком думающим, поскольку он всего лишь приспосабливается к определенному образцу, повторяя вновь и вновь чужие и далеко не новые фразы и мысли.

Невозможно понять свою жизнь абстрактно или теоретически. Познать жизнь — означает познать себя самого, именно это является альфой и омегой образования

Ведь образование, по сути, является самопостижением. В каждом из нас есть нечто, стремящееся к целостному существованию.

То, что мы сегодня называем образованием, является всего лишь накоплением книжных знаний, доступных каждому, кто только умеет читать. Такое образование лишь предлагает нам утонченную форму бегства от себя, а любое бегство неизбежно становится причиной увеличения страданий.

Мы посылаем наших детей в школу для приобретения некоторых технических навыков, с помощью которых они смогли бы в конечном счете зарабатывать себе на жизнь. Если мы ставим карьеру на первое место, то вскоре наша жизнь превращается в механический способ существования и бесплодную рутину, спасаясь от которой мы используем любую возможность, чтобы хоть как-то отвлечься.

И до тех пор, пока образование будет строиться на шаблонных принципах, будут появляться не творческие личности, а всего лишь новые специалисты

Конечно же, пока дети еще совсем маленькие, наша задача состоит в том, чтобы защищать их от вредных воздействий, заботясь об их здоровье и физической безопасности. Но мы, к сожалению, на этом не останавливаемся. Мы хотим влиять на их мысли и чувства, хотим формировать их в соответствии с нашими собственными намерениями и представлениями об идеале. Мы стремимся реализоваться в наших детях, сделать их своим продолжением.

Что делать?

Нас интересует не сам человек, а наше собственное представление о том, каким он должен быть. То, что должно быть, становится для нас намного важней, чем то, что есть, — важнее, чем личность во всей ее сложности. Если мы начнем воспринимать личность прямо и непосредственно, тогда нам больше незачем будет трансформировать личность в нечто другое. Все, что нам нужно, — это помочь личности осознать себя, и в этом нет никаких корыстных побуждений или собственной выгоды.

Любой метод, классифицирующий детей по темпераменту и способностям, только подчеркивает их различия между собой. Это, в свою очередь, порождает антагонизм, способствует появлению социального неравенства и препятствует формированию целостной личности.

Правильное образование заключается в том, чтобы принимать ребенка таким, каким он есть, а не навязывать ему наши представления о том, каким он должен быть. Заключая ученика в рамки наших представлений об идеале, мы заставляем его приспосабливаться, а это вызывает страх и становится причиной конфликтов между тем, каким он есть на самом деле, и тем, каким он должен быть. В итоге все внутренние конфликты выливаются в конфликты общественные.

Ложные посылы

Многие из нас убеждены, что, обучив каждого читать и писать, можно решить все проблемы человечества. Но эта идея доказала свою несостоятельность. Так называемые образованные люди вовсе не миролюбивы и не целостны. Они, как никто другие, ответственны за распространение невежества и бедности во всем мире.

У ребенка нет классовой и расовой сознательности. Это влияние родителей или школьного окружения, или их совместное воздействие вселяет в него дух сепаратизма. Самому ребенку нет никакого дела до того, кто его товарищ по играм — негр или еврей, брамин или не брамин. Но общественная структура своим непрерывным воздействием атакует ум ребенка, воздействуя и формируя его по своему замыслу.

Суверенному государству невыгодно, чтобы его граждане были свободными и независимо мыслящими личностями, поэтому оно контролирует людей с помощью пропаганды, искаженного толкования исторических фактов и других хитростей. Вот почему образование все больше учит нас, о чем нужно думать, а не как это делать.

Роль учителя

Чтобы наблюдать склонности ребенка, его влечения и темперамент, понимать его трудности, принимать во внимание наследственность, влияние родителей и не воспринимать его при этом как представителя определенной группы, для всего этого потребуется быстрый и гибкий ум, не порабощенный никакой системой и не опутанный предрассудками. А еще от учителя понадобится высочайшее мастерство, способность к самопожертвованию и, кроме всего прочего, любовь. Подготовка учителей, наделенных перечисленными качествами, — одна из самых насущных проблем сегодняшнего дня.

Правильное образование начинается с педагога, который постиг свою сущность и поэтому мыслит нестандартно. Если педагог не получил правильного образования, то максимум, на что он способен, — это прокомментировать учебник

Поэтому-то проблема состоит не в детях, а в учителях и родителях.

По-настоящему искренний и преданный своему делу педагог будет оберегать детей от ложных ценностей, используя каждый удобный случай, чтобы указать им путь к истинной свободе. Но никакому учителю это не по плечу, если он привержен какой-либо идеологии, догматичен или корыстен.

Когда классы немногочисленны и учитель способен уделить все свое внимание каждому ребенку, наблюдая за ним и помогая ему, тогда любые формы принуждения и подавления являются совершенно излишними.

Если учитель требует уважения к себе, но не уважает своих учеников, то это вызовет безразличие и неуважение со стороны аудитории. Если нет уважения к человеческой жизни, то знания ведут к разрушению и нищете.

Молодежь легко поддается влиянию священника или политика, богача или бедняка, принимая их способ мышления за свой собственный. Но правильное образование должно оградить молодых людей от чужих влияний.

Опасность дисциплины заключается в том, что систему она считает намного важнее, чем заключенного в нее человека.

Многие из нас к 45-50 годам уже сломлены рабской покорностью и однообразием, притворством и страхом. Мы обреченные люди, но все же мы упрямо продолжаем сражаться за место под солнцем в обществе, которое имеет определенную ценность только для власть имущих.

Если учитель понимает это и если он имеет опыт, то, независимо от его темперамента и способностей, преподавание не будет схематичным и шаблонным, оно станет эффективным.

Школа и призвание

Школьное самоуправление в конце концов не что иное, как самоуправление в дальнейшей, взрослой, жизни. Ведь если в школе ребенок научится быть внимательным, объективным и благоразумным в любом споре, касающемся его каждодневных забот, то и в будущем он сможет достойно и невозмутимо встречать более сложные жизненные испытания. Школа должна научить ребенка понимать трудности и особенности других людей, их настроения и характеры, и тогда, повзрослев, он будет проявлять гуманность и терпение по отношению к другим.

Правильное образование должно помочь ученику найти свое призвание. Если этого не случится, вся его последующая жизнь может пройти впустую. Если ребенок мечтал быть художником, а стал рядовым клерком, разгребающим кипы бумаг в каком-нибудь офисе, он проведет остаток жизни, проклиная свою судьбу и испытывая чувство обреченности. Мальчику может нравиться профессия военного, но прежде он должен разобраться, действительно ли человеческому обществу нужна милитаризация.

Если бы родители по-настоящему заботились о судьбе своих детей, они построили бы для них новое общество. Но, похоже, им нет до этого никакого дела, они слишком заняты, чтобы беспокоиться по таким пустякам. Они находят время для зарабатывания денег, развлечений, выполнения ритуалов и поклонения. Но у них не хватает времени на то, чтобы разобраться, каким должно быть правильное образование для их детей.

Книга Джидду Кришнамурти «Образование и смысл жизни» вышла в издательстве «София» в 2003 году

Джидду Кришнамурти (Jiddu Krishnamurti, 12 мая 1895 — 17 февраля 1986) — индийский философ. Был известным оратором на философские и духовные темы. В их число входили психологическая революция, природа сознания, медитация, отношения между людьми, достижение позитивных изменений в обществе. Он неоднократно подчёркивал необходимость революции сознания каждого отдельно взятого человека и особо настаивал на том, что подобные изменения не могут быть достигнуты с помощью внешних сил — будь то религия, политика или общество.

Джидду Кришнамурти родился в колониальной Индии в строго вегетарианской брахманской семье, говорившей на языке телугу. В ранней юности, когда его семья жила в городе Мадрасе по соседству с штаб-квартирой Теософского общества, он был замечен известным оккультистом и высокопоставленным теософом Чарльзом Уэбстером Ледбитером. Ледбитер и Анни Безант, лидеры Теософского общества на то время, взяли мальчика под опеку и долгие годы растили, веря в то, что Кришнамурти — тот самый ожидаемый ими «проводник» для Мирового Учителя. Впоследствии Кришнамурти потерял веру в теософию и ликвидировал организацию, созданную для его поддержки «Орден Звезды Востока» (Order of the Star in the East).

Кришнамурти отрицал принадлежность к какой-либо национальности, касте, религии или философии и провёл свою жизнь в путешествиях по миру в качестве независимого самостоятельного оратора, выступая перед большими и малыми группами, равно как и перед заинтересованными отдельными людьми. Кришнамурти написал несколько книг, самые известные среди них — «Первая и последняя свобода» (англ. The first and the Last Freedom), «Единственная Революция» (The Only Revolution), «Записные книжки» (англ. Krishnamurti’s Notebook). Кроме того, издано большое количество собраний его бесед и рассуждений. Последнее публичное выступление Кришнамурти состоялось в январе 1986 года в Мадрасе.

Мери Латьенс, автор нескольких книг о Кришнамурти, которая знала его с самого своего детства, так определяет главную цель его учения — «высвободить людей из пут, отделяющих одного человека от другого, таких как раса, религия, национальность, деление на классы, традиции, с тем, чтобы посредством этого трансформировать человеческую психику».

«Повсюду в мире люди находятся в поиске чего-то скрытого, тайного, какого-то осознания, которое дало бы им больше знания, больше понимания, осознания чего-то, что люди называют ""истиной’’. Они думают, что истина спрятана где-то далеко, за пределами их повседневной жизни, за пределами ее печалей и радостей. Но сама жизнь является истиной. И с пониманием жизни приходит понимание истины».