По картинам

Что такое управление и примыкание. Связь подчинительная (согласование, управление, примыкание). Типы подчинительной связи в словосочетании

    Согласование, примеры словосочетаний:

    вкусный борщ,

    хороший человек,

    веселый праздник,

    мой котенок.

    Примыкание, примеры словосочетаний:

    весело поет,

    смешно говорит,

    цвет беж,

    Управление, примеры словосочетаний:

    поговорим о наболевшем,

    думаю о маме,

    пою песню,

    разговор по душам.

    Подчинительная связь в словосочетаниях:

    согласование примеры: интересный фильм, широкий пояс, пятый элемент.

    управление примеры: снять картину, жарить картошку, целовать ребенка.

    примыкание: внимательно слушать, сшить костюм, готовить ужин.

    Существует три вида подчиненной связи, это:

    Например:

    • уважаемые провожающие,
    • добрый человек,
    • чайная ложка.

    Например:

    • песня о любви,
    • шагать строем,
    • плыть брасом.

    Например:


  • Примыкание, управление, согласование это типы подчинительной связи, это три основы, на которых строится правильная речь. Итак согласование это тип подчинительной связи, при котором главным словом является существительное, а зависимое - в том же падеже, роде и числе, пример: на крыше дома. Управление это так же тип подчинительной связи, при котором главное слово, оно же управляющее для зависимого, например: читать о погоде. Примыкание - это тип подчинительной связи, где главным словом считается неизменяемая часть речи, например: его комната, говори тише, яйцо всмятку, кофе по-турецки.

    Для начала надо понимать, что существует три типа подчинительной связи которые подстраиваются под одно правило по которому определяется тип связи слов в словосочетании. Вначале определяется главное слово, а уж от него задается вопрос к зависимому, после чего и определяется часть речи главного слова. Согласование, примыкание, управление это фундамент для грамотного построения речи и текста.

    Согласование тип подчинительной связи, где главным словом является существительное, а зависимое стоит в том же роде, падеже и числе.

    Пример - веселый человек, первый этаж, красивый цветок

    Управление тип подчинительной связи, где главное слово становится управляющим для зависимого. Главним здесь становится глагол.

    Пример - думать о детях, стоять в очереди, кричать в рупор.

    Примыкание - главным словом здесь является неизменная часть речи. В этих случаях слова связаны лишь по смыслу.

    Согласование--вид подчинительной связи в словосочетании, при котором зависимое слово полностью совпадает в роде,числе и падеже с главным. Согласуются,как правило, изменяемые слова: существительное (главное слово) + прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение. Вот примеры: желтые листья, опавшая листва, третий звонок, моя жизнь. Главным словом может быть местоимение-существительное, например: кто-то чужой. Согласуются и два существительных: пес-лентяй, барышня-крестьянка.В роли главного слова может выступать субстантивированные прилагательные и причастия,например: вкусное мороженое, загорелый отдыхающий.

    Управление-- вид подчинительной связи, когда зависимое слово стоит в том падеже, которого требует главное слово. Вот примеры управления: щелкать зубами, ректор вуза, грустно до слез, двое мальчиков, благодаря хозяйку, беседа с учениками, встретиться с отдыхающими.

    Примыкание-- вид подчинительной связи, когда оба слова не связаны грамматически,а неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.

    Примеры примыкания: наука побеждать, намерен отдохнуть, читать быстро, петь стоя, брюки хаки, час пик, рукава реглан, кто-то опытнее, бежать быстрее,взгляд исподлобья, очень громкий, слишком холодно, поворот направо.

    Примеры подчинительной связи в предложениях:

    Примыкание: вымыть пол, протереть сухо.

    Согласование: зеленая трава, синее небо, оранжевый апельсин.

    Управление: готовить еду, обнять ребенка.

    Иногда их часто спутывают.

    Согласование, управление и примыкание это три вида подчинительной связи в словосочетаниях. Вот их подробное описание:

    А вот примеры словосочетаний каждого вида:

    Согласование:

    Младший брат, тмная ночь, мокрая улица, высокий дом, первое место, социальные сети, пушистая собака, каменный цветок и т.д.

    Примыкание:

    Долго уговаривать, хотел рассказать, медленно идти, талантливо написать, правильно писать.

    При таком виде подчинительной связи, как согласование , зависимое слово будет употребляться в такой же форме (род, падеж и число), что и главное слово.

    Примеры: зловещая луна, разбитый автомобиль, цветущая лилия, рассыпавшиеся карандаши.

    Управление это вид связи, который характеризуется тем, что главное слово управляет падежом зависимого.

    Примеры: заниматься туризмом, сидеть в школе, копать землю, поливать цветы.

    Если слова в словосочетании связаны лишь по смыслу, то такой вид подчинительной связи называется примыканием.

    Примеры: сильно хотеть, бежать подпрыгивая, предложить чай, внимательно читать.

    Согласование как вид подчинительной связи примеры:

    шариковой ручки, синие фломастеры, смышленый малыш.

    примыкание примеры такие: давно хотел, сразу помыть, громко дышать, моя тетрадь.

    управление: сделать скворечник, варить суп, держать корову.

Согласование, Управление, Примыкание напомните? и напримере, если не трудно!



  1. Примыкание такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу (говорить улыбаясь, предложить войти
  2. Согласование такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное (крошечное создание, выросший цветок) .
    Управление такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже (интересоваться искусством, находиться при сторожке) .
    Примыкание такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу (говорить улыбаясь, предложить войти) .
  3. Согласование такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное (крошечное создание, выросший цветок) .
    Управление такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже (интересоваться искусством, находиться при сторожке) .
    Примыкание такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу (говорить улыбаясь, предложить войти)
  4. Управление вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного ппдежа.
  5. все правильно сказали, но короче говоря, управление - одно слово управляет другим и ставит его в определенном падеже
    согласование - слова "согласованы" , то есть оба слова стоят в одинаковой форме
    примыкание - вид связи, при которой слова примыкают только по смыслу
  6. огласование такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное (крошечное создание, выросший цветок) .
    Управление такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже (интересоваться искусством, находиться при сторожке) .
    Примыкание такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу (говорить улыбаясь, предложить войти) .
  7. Это три способа связи слов в словосочетании. Согласование - пара слов "согласуется" между собой, т. е. сочетается в роде, числе и падеже, классический пример согласования - сущ. + прилаг. (красный галстук) . Управление - пара слов, где одно слово является главным, т. е. управляет другим, таким образом, меняет форму другого слова - это обычно глагол и др. части речи (выпить чаю, вышить узор, вскопать грядку) .
    Примыкание - пара слов примыкающих друг к другу, не влияющих на форму друг друга, обычно одно из пары наречие (говорить громко).
  8. Сами думайте
  9. аыапывяп
  10. При примыкании зависимое слово - это всегда неизменяемая часть речи (ОРАТЬ ГРОМКО)
    При согласовании надо изменить главное слов и посмотреть, что происходит с зависимым. Если зависимое слово изменяется вслед за главным. это согласование (ДИКИЙ КОТ, ДИКОГО КОТА, ДИКОМУКОТУ)
    При управлении главное слово меяется, а зависимое меняться может, но не меняется при изменении главного (КРАЙ ЗЕМЛИ, КРАЯ ЗЕМЛИ; МЧАТЬСЯ С ГОРЫ, МЧИТСЯ С ГОРЫ, МЧИШЬСЯ С ГОРЫ)
  11. правило не знаю, но точно могу сказать, как эту бадягу различать:
    согласования отвечают на вопросы прилагательного: какой? какая?
    н. п.: красивая радуга радуга (какая?) красивая

    управление употребляются с предлогом (но может быть и примыканием, поэтому лучше проверять вопросом). управление отвечает на вопросы родительного падежа: кого? чего?
    н. п.: Читай (про кого?) про себя

Способы подчинительной связи следующие: согласование, управление, примыкание

Согласование как способ подчинительной связи

  • Согласование - это вид подчинительной связи, когда зависимое слово принимает грамматические формы главного слова, например: красивая картина.

Главным словом при согласовании являются имя существительное, субстантивированное прилагательное или причастие (т.е. перешло в разряд существительных), а также местоимение, существительное, например: приподнятое настроение, студенческая столовая.

Зависимое слово может быть именем прилагательным, местоимением-прилагательным, порядковым числительным или причастием, т.е. такими разрядами слов, в которых категории рода, числа и падежа не являются самостоятельными, например: верное решение, наша встреча.

Управление как способ подчинительной связи

  • Управление - вид подчинительной связи, когда зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, требующем главное слово, например: писать книгу, щелкать зубами, советовать другу (кому? дательный.падеж);

Главное слово при управлении может выступать в качестве глагола(радоваться встрече), существительного(любовь к людям), прилагательного(достойный сожаления), наречия(недалеко от города), порядковым числительного(первый в классе).

При управлении зависимым словом всегда выступают имена существительные, местоимения-существительные, субстантивированные прилагательные(покрыть снегом,беседа с рабочими).

Примыкание как способ подчинительной связи

  • Примыкание - это такой вид синтаксической связи, когда неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному по смыслу. Например: Очень мило (как мило?).

Примыкают неизменяемые слова: инфинитив, наречие, форма простой сравнительной степени, деепричастие, некоторые неизменяемые прилагательные(приказ наступать, дверь налево, чуть южнее).

Инфинитив примыкает к глаголу (стараться ответить,приехал погостить), имени существительному (желание помириться), прилагательному(намерен отдохнуть)

Формы сравнительной степени примыкают к глаголу(ответить лучше,бежать быстрее), к существительному(новость поинтереснее, напиток покрепче)

Деепричастия примыкают к глаголу в случаях, когда в них развивается значение наречия(читать лёжа, спать сидя).

Неизменяемые прилагательные типа беж, мини, макси, хинди, миди, клеш и т.д. примыкают к существительным(язык хинди, часы пик).

Следует различать примыкание и управление

  • Её обувь – это примыкание (чье?),
  • Увидеть его – управление (кого?).

В разрядах местоимений есть два омонимичных разряда. Личное местоимение отвечает на вопросы косвенных падежей, и оно участвует в подчинительной связи – это управление, а притяжательное участвует в примыкании.

  • Бежать в магазин – управление,
  • Пойти сюда – примыкание.

Важно различать предложно-падежную форму и наречие, т.к могут быть одинаковые вопросы! Если между главным и зависимым словом стоит предлог, то это управление.

Класс _______________

Предмет_________________

Дата:

Тема : Нормы согласования, управления и примыкания.

Цель: определить основные нормы подчинительной связи в словосочетаниях.

Задачи:

    обучающие:

- изучить особенности словосочетаний, нормы подчинительной связи (согласования, управления, примыкания) ;

Сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия;

2. развивающие:

Создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Продолжить развитие творческих способностей;

Формирование орфографической зоркости;

3. воспитательные:

Воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения.

Оборудование : учебник, раздаточный материал.

Методы работы : устная, письменная.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

    1. Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к началу урока.

    Актуализация знаний.

Что такое словосочетание?

Как связаны слова в словосочетании?

На какие две группы делятся слова в словосочетании?

По своей структуре словосочетания делятся?

По главному слову словосочетания делятся? Дайте характеристику, приведите примеры.

Назовите способы подчинительной связи в словосочетаниях. Дайте им характеристику. Приведите примеры.

    Проверка домашнего задания.

Работа в группах: каждой группе предлагается один список слов с заданием:

Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания. Свой ответ аргументируйте.

1. а) на письменном столе

2. а) постучать в дверь

б) корабль отплыл

б) жить по-новому

в) прыгнули с моста

в) вследствие опоздания

г) громко засмеялся

г) в первых рядах

3. а) платье в клетку

4. а) будем работать

б) проснуться утром

б) сидел молча

в) пропущенный урок

в) сомневаться в сказанном

г) бить баклуши

г) за интересной книгой

Вывод (записываем в тетради для подготовки к экзаменам): Поскольку в подчинительном словосочетании обязательно есть главное и зависимое слово, не всякое соединение слов служит строительным материалом для предложения; не являются словосочетаниями:

1) подлежащее и сказуемое, поскольку здесь налицо предикативные отношения, возникающие только в предложении: Пришла пора;

2) сочетание самостоятельного слова со служебным: около подъезда, перед снегопадом, мимо клумбы, в течение урока, во время каникул, пусть говорят, давайте запишем и т.п.;

3) сочетания слов в составе фразеологизмов, поскольку в устойчивых выражениях каждое слово утратило самостоятельное значение: нести околесицу, с гулькин нос, притча во языцех, разделать под орех, шарашкина контора, на кудыкину гору и т.п.;

4) составные словоформы: более светлый, менее трудно, будет ходить, лучше всех, важнее всего.

Упражнение 1. Укажите с помощью условных значков главные и зависимые слова в данных словосочетаниях. Запишите по образцу.

Зелёные деревья, сад весной, каждый из друзей, придуманный кем-то, красный от холода, макароны по-флотски, освещённые лучами, очень смешно, жить припеваючи, из поездки возвратившись, известный немногим, довольно весело, живущий рядом, сотая доля, просить запомнить, попавшие на конкурс, нужно увидеть, задержавшись допоздна, что-то большое, храбро сражающийся, гонимый ветром, двадцать карандашей, возбуждающий интерес, восемьдесят лет, радостно улыбнувшись.

Самостоятельная работа 1.

Выполните тестовые задания. Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания.

1. а) к голубому вагончику

2. а) заглянуть в окно

б) состав прибыл

б) сделать по-старому

в) наблюдали с балкона

в) будут цвести

г) низко нагнулся

г) на ярких лепестках

3. а) дом с колоннами

4. а) вопреки предсказаниям

б) молча переглянуться

б) сидел сгорбившись

в) выполненное задание

в) во всём сомневаться

г) все обрадовались

г) с обаятельной соседкой.

5. а) падающий снег

6. а) снежинка на рукаве

б) лететь в окна

б) самый глубокий

в) несмотря на запрет

в) узорчатый край

г) поднять высоко

г) совсем холодная

Самостоятельная работа 2.

1. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя существительное?

а) Гонимый ветром, трепещущая рыба, клеящий обои;

б) сваренный картофель, оберегающий детей, храбро сражающийся;

в) поющие птицы, возбуждающий интерес, унесённый ветром;

г) поставленные вопросы, хранимые рукописи, дремлющий лев.

2. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является причастие?

а) Рассказывающий о книге, сеющие в мае, скакал на коне;

б) тяжело дышащие, любимый детьми, хранимый в сарае;

в) проникающий вглубь, нарисованный фломастером, хлопочущая хозяйка;

г) бегающий по комнате, подготовленный к использованию, утрачивая значение.

3. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является деепричастие?

а) Пробежав по полю, позаботившись о родителях, прекрасно понимая;

б) кокетничая с приятелем, прослушав лекции, смотрю в окна;

в) простояв на ветру, неожиданно заболеть, стелющийся понизу;

г) сдерживая раздражение, пройтись пешком, показавшись вдали.

4. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя прилагательное?

а) С радостным восторгом, подогретый на сковороде, взлелеянный любовью;

б) интересный для окружающих, красный от мороза, вялый из-за болезни;

в) добрый по натуре, дружеские отношения, выращенный в теплице;

г) похожий на родителей, пятый с краю, сваренный в кастрюле.

    Изучение нового материала.

Способы подчинительной связи между словами. Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.

Согласование - такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, в кипящую воду, о нашем друге, первому снегу и т.п.

Главное слово : существительное.

Зависимое слово (всегда изменяется по родам, числам и падежам) : прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.

При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу и т.д.

Управление - такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них, троим (из кого? из скольких?) из пяти и т.п.

Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.

Зависимое слово (всегда изменяется по числам и падежам) : существительное, местоимение, числительное.

При изменении формы главного слова зависимое не изменяется, стоит в определённой форме: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу, поможем отцу и т.д.

Примечание.

1. В сочетании слов типа три дерева (с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним. То есть, в словосочетании три дуба способ связи - управление , в словосочетаниях трёх дубов, трём дубам, тремя дубами (о) трёх дубах - согласование.

2. В сочетаниях типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах - согласование. То есть, в словосочетании три девочки способ связи - управление , в словосочетаниях трёх девочек, трём девочкам, тремя девочками, (о) трёх девочках - согласование.

Примыкание - такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться; цвета беж; юбка мини и т.п.

Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.

Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное, притяжательное местоимение).

Примечание.

1. Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием : его книга, ее слова, их дети. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? и обозначают принадлежность.

2. Их следует отличать от личных местоимений его, её, их (обозначают объект, стоят в форме В.п.),которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу (кого?) его, окликнул (кого?) ее, вызвал (кого?) их.

Подсказки для тех, кому трудно:

1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого оно зависит;

2) поиск словосочетания с управлением - это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;

3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.

Компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос. Например, в предложении

И голос у [мамы] был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен (Л.Чарская) находим словосочетание с управлением - созданный (для чего?) для песен.

    Закрепление.

Укажите неправильный вариант ответа.

1. Согласование

4. Согласование

а) думать о будущем

а) в сиреневом облаке

б) решающий ученик

б) с огромным букетом

в) к следующему понедельнику

в) цветущую сирень

г) от дурных мыслей

г) растущие в саду

2. Управление

5. Управление

а) праздник весны

а) пусть светит

б) солнечным утром

б) работа над ошибками

в) виться над головой

в) смеясь над собой

г) заглянувший в парк

г) рассказанная на уроке

3. Примыкание

6. Примыкание

а) очень приятно

а) обижаться по-прежнему

б) разговаривать сидя

б) крикнуть громко

в) прищурив глаза

в) пришёл заранее

г) решил прогуляться

г) уехал на отдых

Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.

1. Никогда, бывало, отец его, направляясь в лес, не забудет этого компаса. (Согласование.)

2. Кто не пробовал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты. (Примыкание.)

3. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по дороге. (Управление.)

4. Болотная сырость, казалось, проникла сквозь тело к костям и студила их. (Согласование.)

5. К этому вою давно уже прислушивался волк Серый помещик: (Управление.)

6. И Травка в ответ на слова человека тихонечко поползла. (Примыкание.)

7. Собака, начав делать свой круг по елани, с чем-то там встретилась. (Согласование.)

8. Совсем недалеко стояла и смотрела на неё большая рыжая собака. (Управление.)

9. Когда вода начинает спадать, плодородный ил нашего чернозёма садится на старую траву, и весь луг на необозримом пространстве становится чёрно-бархатным. (Примыкание.)

10. После родителей всё их хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросёнок Хрен. (Примыкание.)

Как избежать ошибок, наиболее распространённых в речи современного человека

Зная правила построения словосочетаний, легче избегать наиболее распространённых в речи современного человека ошибок. В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: *установить о причинах аварии (правильно: установить причины); *не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов ); *оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд );

2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: *характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность );

3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в гольф );

4) смешивается управление в словосочетаниях с близкими по смыслу словами:

    вера во что-либо - уверенность в чём-либо;

    заслуживать чего-либо - заслужить что-либо;

    идентичный чему-либо - сходный с чем-либо;

    обидеться на что (кого-) -либо - обижен чем (кем-) -либо;

    обрадоваться чему-либо - обрадован чем-либо;

    обращать внимание на что-либо - уделять внимание чему-либо;

    опираться на что-либо - базироваться на чём-либо;

    отзыв о чём-нибудь - рецензия на что-либо - аннотация на что-либо;

    превосходство над чем-либо (кем-либо) - преимущество перед чем-либо (кем-либо);

    предостеречь от чего-либо - предупредить о чем-либо;

    препятствовать чему-либо - тормозить что-либо;

    различать что и что - отличать что от чего;

    рассердиться на что (кого-) -либо - рассержен чем (кем-)-либо;

    свойственный чему-либо - характерный для чего-либо;

    удивлён чем-либо - удивляться чему-либо;

    упрекать в чём-либо - осуждать за что-либо;

    уплатить за что-либо - оплатить что-либо.

    Подведение итогов.

Что вы сегодня узнали?

Какие нормы подчинительной связи вам стали известны?

    Домашнее задание.

_______________

_______________

Р.р.

***

***

***

***