Лето

Спешит медленно терпеливо поправлять. Торопись медленно. Притча

— Учитель, почему вы не даёте мне больше заданий, тогда как другие получают чуть ли не каждый день новые? — спросил ученик Учителя.

— Я отвечу тебе, но только не сейчас. Сейчас давай пообедаем.

Ученик согласился, тем более что он был голоден.

— Только позволь мне самому тебя кормить?

Ученику это показалось странным, но, тем не менее, он согласился, думая, что так Учитель проявляет к нему больше внимания, чем к другим ученикам.

Принесли угощение. Учитель набрал в ложку вкусного, ароматного и сочного плова и поднёс её ко рту ученика, который с аппетитом принялся есть сказочное кушанье. От удовольствия он закачал головой, закрыл глаза и хотел было в восхищении похвалить умение повара, но как только он открыл рот, чтобы сказать: «Вай, вай, какое это чудо», как очередная ложка оказалась у него во рту. Он начал пережёвывать, но, не успев дожевать, его рот пополнился ещё одной ложкой великолепного блюда. Он жевал всё быстрее и быстрее, и, несмотря на это, ложка с пловом всё чаще и чаще оказывалась у него во рту даже прежде, чем он успевал прожевать предыдущую.

Наконец ученик не выдержал и с полным ртом воскликнул:

— Мы что, куда-то спешим? Почему вы наполняете мой рот прежде, чем я успеваю прожевать и насладиться вкусом этого чудесного плова? Неужели нельзя есть не спеша, за приятной беседой?

— Можно, но ведь тебе так нравится, — сказал учитель.

— Мне? Вы что? Кто вам это сказал?

— Ты сам полчаса назад.

— Я? — изумлённо спросил ученик.

— Ну не я же просил давать тебе новые уроки, когда прежние ещё не пережёваны и не усвоены тобой. Давать тебе новые задания, прежде чем ты выполнишь и усвоишь предыдущие, всё равно, что наполнять пищей полный рот. Не торопись набирать много заданий и не торопись выполнять их. «Торопись медленно», говорили древние, чтобы не прозевать жизнь. Выполняй их с радостью и усердием, а не с торопливостью. Не превращай жизнь в погоню. Ощути вкус жизни и наслаждайся им!

«Скорей бы» - хоровая мантра нашего времени. Запевают будущие мамы: скорей бы родить, скорей бы домой выписали. Подхватывает родительский хор: скорей бы уж он сидеть научился, ходить сам начал, в садик пошел, школу закончил, поступил, за ум взялся, на работу устроился, женился. Детские и подростковые голоса выводят партию: скорей бы последний урок, конец четверти, каникулы, лето. А вот уверенно и мощно с тяжкими вздохами и легким матерком на бэк-вокале звучит многоголосый хор работников: скорей бы обед, скорей бы домой. Мне бы этот день (отчет, встречу, мероприятие) пережить. Скорей бы пятница, отпуск, пенсия.

И вот летим сквозь календарь скоростным экспрессом. Разогнались так, что вокруг сплошное мелькание, различить что-то уже невозможно. И мы не замечаем уже не то что капли росы, цвета осени, нежность в душе или печаль в чьих-то глазах, но даже и светофоры, станции, города, континенты, да и жизнь свою, собственно, промахиваем. Летим к высокой своей цели, только вот к какой?

И вдруг тревога и сомнения закрадываются: «А зачем все это?» Ну, то есть, слова-то в ответ по инерции находятся. Но они звучат, а на вопрос не отвечают. И тогда подступает страх, растерянность, пустота, разочарование: «Мне вообще куда надо-то? Ведь не на погост же я так тороплюсь».

Время уплотняется

Теперь даже школьники знают термин «тайм-менеджмент». Мы умудряемся делать 10 дел одновременно. При этом параллельно разговариваем по одному телефону, набираем сообщение на другом, глотаем кофе, собираем вещи в командировку, насыпаем корм кошке и жестами поторапливаем ребенка в школу. Если мы делаем одновременно всего два дела, то кажемся себе нерасторопными тюфяками и копушами. А останавливаться нельзя, потому что весь успешный мир тут же умчится вперед, освоит, покорит, добьется, и мы никогда уже не успеем, не догоним, не достигнем, отстанем раз и навсегда.

Время замедляется, расширяется и наполняется

Festina lente - латинская поговорка, в переводе означающая «поспешай медленно». Это изречение я впервые услышала от своего деда, потом столкнулась с ним в медицинском институте, когда учила латынь. И никак не могла понять, что это значит. И, наверное, и дальше бы не понимала, если бы не пошла учиться на гештальт-терапевта. С самых первых встреч здесь учат замедляться и слышать себя, свои чувства, эмоции, ощущения. Отработав 20 лет в «биг фарме» на предельных и беспредельных скоростях, я поначалу сопротивлялась. Закипала, злилась, ждала, когда мы уже наконец займемся делом, поставим цели по SMART, запишем в тетрадках все смыслы по пунктам и помчимся осваивать этот самый gestalt.

Сейчас позади три года учебы. Не думайте только, что теперь я такая умница, познавшая дзен. Но замедляясь, стала видеть, слышать, замечать гораздо больше. Я как будто очнулась от многолетнего летаргического сна, обморока или наркоза. Жизнь стала приобретать большую ценность и вкус.

Энергия жизни не расходуется больше вхолостую на поддержание ненужного хаоса, на поиск ответов в засоренном эфире мозга

Стала различать, где мои желания, а где чужие шаблоны и установки социума, обнаружила в себе то, о чем не подозревала. Прекратила себя пилить по любому поводу, почувствовала себя спокойно и устойчиво, поверила в себя, стала себе интересна, разрешила себе быть собой. Это похоже на генеральную уборку, когда ты очень критично, с пристрастием оцениваешь каждую обнаруженную вещь и принимаешь решение, твоя она или чужая, нужна она тебе или нет, хранить ее или выкинуть. И тогда исчезает суета и суматоха, энергия жизни не расходуется больше вхолостую на поддержание ненужного хаоса и напряжения, на поиск ответов в засоренном эфире мозга. Появляется ощущение свободы, ясности и легкости.

Притча: Торопись медленно

Учитель, почему вы не даёте мне больше заданий, тогда как другие получают чуть ли не каждый день новые? - спросил ученик Учителя.

Я отвечу тебе, но только не сейчас. Сейчас давай пообедаем.

Ученик согласился, тем более что он был голоден.

Только позволь мне самому тебя кормить?

Ученику это показалось странным, но, тем не менее, он согласился, думая, что так Учитель проявляет к нему больше внимания, чем к другим ученикам.

Принесли угощенье. Учитель набрал в ложку вкусного, ароматного и сочного плова и поднёс её ко рту ученика, который с аппетитом принялся есть сказочное кушанье. От удовольствия он закачал головой, закрыл глаза и хотел было в восхищении похвалить умение повара, но как только он открыл рот, чтобы сказать: «Вай, вай, какое это чудо», как очередная ложка оказалась у него во рту. Он начал пережёвывать, но, не успев дожевать, его рот пополнился ещё одной ложкой великолепного блюда. Он жевал всё быстрее и быстрее, и, несмотря на это, ложка с пловом всё чаще и чаще оказывалась у него во рту даже прежде, чем он успевал прожевать предыдущую.

Наконец ученик не выдержал и с полным ртом воскликнул:
- Мы что, куда-то спешим? Почему вы наполняете мой рот прежде, чем я успеваю прожевать и насладиться вкусом этого чудесного плова? Неужели нельзя есть не спеша, за приятной беседой?

Можно, но ведь тебе так нравится, - сказал учитель.

Мне? Вы что? Кто вам это сказал?

Ты сам полчаса назад.

Я? - изумлённо спросил ученик.

Ну не я же просил давать тебе новые уроки, когда прежние ещё не пережёваны и не усвоены тобой. Давать тебе новые задания, прежде чем ты выполнишь и усвоишь предыдущие, всё равно, что наполнять пищей полный рот. Не торопись набирать много заданий и не торопись выполнять их.

«Торопись медленно», говорили древние, чтобы не прозевать жизнь. Выполняй их с радостью и усердием, а не с торопливостью. Не превращай жизнь в погоню. Ощути вкус жизни и наслаждайся им!

Притча от Сергея Шепеля

Кстати, вот что говорится про эту фразу в словаре крылатых выражений:

Торопись медленно
С латинского: Festina lente (фэстина лентэ).
По сообщению римского историка Светония (ок. 70 - ок. 140), это выражение часто повторял римский император Август (63 до н. э. - 14 н. э.), доводившийся внучатым племянником Гаю Юлию Цезарю. Писатель указывает, что это была поговорка греческого происхождения (известная только в латинском варианте): «Ничего не считал он в большей мере неподобающим для полководца, чем поспешность и опрометчивость.
Поэтому его любимой пословицей было: «Спеши медленно».
Смысл выражения: спешить можно (нужно), но не за счет обдуманности, осмысленности предпринимаемых действий.

Если вам предстоит бег на длинную дистанцию, а жизнь – это длинная дистанция, то лучше всего проходить ее равномерно – без спешки и суеты на ее отдельных трудных участках. Про эти участки можно сказать: «Тише едешь, дальше будешь».

– Мне уже 33 года, а я не замужем, у меня нет семьи, детей. У меня нет друзей. Мне не с кем пойти гулять. Я совершенно одинока. Я ничего не хочу. У меня ничего не получается. Зарплату не повышают уже больше двух лет, хотя при приеме на работу обещали через полгода повысить. Не знаю, зачем я копчу небо.

Истерика в полном разгаре. Слова и слезы бегут бурным потоком без остановки. И им, кажется, не будет конца.

Передо мной сидит вполне привлекательная молодая женщина. Мысленно исключаю покрасневший набухший нос и воспаленные красные глаза и вижу женщину, за которой мог бы побежать маленький табун жаждущих семейного пристанища мужчин. Ей только надо остановиться и выбрать подходящего. Но она этого не делает. Что-то заставляет ее мчаться вперед, в безысходность одиночества и неудач.

Похоже, случай будет непростой. Налицо ТОТАЛЬНАЯ НЕУДАЧА . Причем, эта неудача не в фактическом положении дел, а в душе.

Вспоминается торнадо со столбом смерча. Его изредка показывают по телевизору в передачах о природе или в сводках новостей, когда он прогулялся по местам скопления людей и натворил бед. Сорванные крыши, перевернутые автобусы и легковые машины, выкорчеванные огромные деревья, человеческие жертвы – в общем, разруха по всем статьям. В душе у Галины торнадо. Какие он там разрушения производит или уже произвел, можно догадаться.

«Крышу» сорвало явно. Потому что у Галины есть вполне нормально оплачиваемая работа в солидной компании, благополучная внешность, она хорошо справляется со своими обязанностями на работе. При всех сокращениях и кадровых пертурбациях ее и не думают увольнять.

Стихийные явления независимо от того, где они происходят в живой душе или природе, имеют огромную энергию. Какая разница, мы сгорели в лаве настоящего вулкана или, как поется в песне, «в огнедышащей лаве любви». Сумели мы поставить тепловую электростанцию у подножья вулкана – честь нам и хвала. Погибли мы под вулканическим пеплом – что ж, у наших останков есть шанс через несколько столетий быть раскопанными любознательными потомками.

Галина не может распорядиться энергией своего торнадо. Единственное, что она может делать в настоящее время, так это высвобождать энергию в виде бурного потока слез и жалоб, сидя на приеме у меня. Моя задача состоит в том, чтобы помочь Галине направить ее внутреннюю энергию в более выгодное русло.

– Галина, скажите, сколько ведер слез вы можете выплакать за сутки? Может быть, организуем маленькую электростанцию?

Торнадо замирает. Галина смотрит на меня удивленно. Замечу, есть категория клиентов, которым надо просто поплакаться в жилетку. За это они готовы платить деньги. Проплакавшись, они уходят облегченные, но потом снова возвращаются, и так до бесконечности. Меня такое положение дел не очень устраивает. И потому я продолжаю:

– Из какого времени льются потоки слез?

Такой вопрос означает, что смерч возник не у меня в кабинете, а прошелся по душе Галины гораздо раньше. А сейчас Галина прокручивает видеозапись предшествующего события или событий. Так же мы видим по телевидению не прямую трансляцию торнадо, а его запись. Вот я и спрашиваю, когда была сделана «запись».

– Родители, – едва произносит одно слово моя пациентка. И тут же ролик с торнадо начинает снова прокручиваться в бешеном темпе и уже на полной громкости.

– Меня мать била почти каждый день, – рыдает Галина.

Попали в самый центр торнадо. Ребенок рождается чистым листом. Первое, с кем он имеет дело, – мать. Как правило, она делает первые самые важные записи на этом листе. Конечно, дыма без огня не бывает. Если мать била свою дочь, то за что-то. Предстоит выяснить за что. Но это гораздо позже. А пока можно предположить, что мать по-своему любила свою дочь, желала ей добра и в побоях видела воспитание дочери. А для дочери это было не воспитание, а насилие над личностью. Если личность подвергают насилию, то она желает как можно скорее сбежать и спрятаться от насильника, а затем ему, по возможности, отомстить. Бегство и прятки, порой, принимают весьма причудливые формы. Если у ребенка нет возможности сбежать физически от своих родителей, то он делает это, сокрушая свою психику, уничтожая понятия: я, мать, семья, любовь, забота и прочие семейные и человеческие качества.

– Кого ваша мать убила? – вопрос совершенно не вызывает недоумения.

– Меня. Она растоптала мою душу. У меня не было матери. У меня не было семьи. Я не знаю, что это такое.

– А вам было больно, когда мать вас била?

– Нет боли я не чувствовала. На коже вздувались красные рубцы с белыми краями, но боли не было. Я и сейчас боли почти не чувствую – в зубном кабинете прошу не применять ко мне обезболивающие средства. Был страх, но сейчас я его не чувствую.

Рассказанная Галиной история рисует в моем воображении следующие образы. Я вижу мертвый разрушенный город – то ли страшной бомбежкой, то ли стихийным бедствием невиданной силы, то ли разгневанными небесами. К себе домой из странствия возвращается человек и на месте цветущего шумного родного города видит тихую безжизненную пустыню. Человек сходит с ума. И начинает в исступлении носиться по обломкам, пытаясь найти хоть что-нибудь живое в этом мертвом царстве.

Встряхиваю головой, прогоняя видение, и смотрю на Галину. Ну и задачка у нас с ней! Вернуть разум и начать жить заново. С безумными надо разговаривать на их языке, тогда есть шанс найти с ними общий язык и побудить их искать выход из безумия.

– Вы готовы похоронить свою мать?

– Я только об этом и думаю. Когда она умрет, тогда я начну жить с начала. А до тех пор у меня ничего не будет получаться ни с семьей, ни с друзьями, ни с работой.

То, что для большинства людей прозвучало бы дикостью, для Галины абсолютная норма. Мать для нее – это убийца ее души. Мертвая душа стала мечущимся безумцем, потерянным для нормальной жизни существом.

Образы, которые возникли у меня в связи с состоянием Галины: торнадо, разрушенный город, безумец, растоптанная и убитая мечущаяся душа – это то, что должно помочь мне в работе с пациенткой.

Все рождается, живет и затем умирает. Это естественный цикл существования. Каждый этап должен быть пройден. Более того, он должен быть осознан. Потому что когда есть осознание завершенности одного цикла, можно начать новый. Если в нашем сознании что-то умерло, то это нужно осознанно похоронить. Похороны – это важный ритуал. Если его не совершить, то может возникнуть состояние неопределенности и смятения. Недаром создано столько легенд о скитальческих душах, о призраках непогребенных душ, которые мучаются сами и мешают живым.

– Как вы относитесь к похоронам? – спрашиваю Галину.

– Ужасно, – передергивает плечами Галина. – Для меня похороны и все, что с этим связано, вызывает дикий ужас и отвращение. Однажды в детстве я увидела крышку гроба, которая стояла на лестничной площадке для похорон умершего соседа. Она у меня вызвала шоковое состояние. Я с дикими воплями выскочила на улицу. Случайная прохожая остановилась возле меня и поинтересовалась, уж не напал ли на меня в подъезде маньяк-убийца.

– На каком расстоянии от этой крышки гроба вы могли бы стоять спокойно? – спрашиваю пациентку.

– Двадцать тысяч километров, не меньше.

– А могли бы подойти поближе?

– Ну, тысяч на пять, пожалуй.

Мы начали делать процесс медленного приближения к крышке гроба, стоящей на лестничной площадке, в памяти моей клиентки и устранения всех негативных реакций на нее. Потом в ее воображении мы стали на эту крышку смотреть, пощупали, перенесли на улицу. То же самое мы проделали с другими похоронными принадлежностями – гробом, траурным венком, похоронным оркестром, могилой и прочими трогательными атрибутами благородного похоронного дела.

Все делалось постепенно. Без спешки и суеты. Клиентка поняла, что ужас похорон не так уж и страшен, если подходить к нему медленно. По завершении этой части процесса я задал контрольный вопрос Галине:

– Как вы теперь относитесь к похоронам?

– Спокойно, – последовал краткий ответ. Галина действительно выглядела более уравновешенной.

Безумец – это тот, кто категорически чего-то не выносит, не может допустить или принять. Человек для того и сходит с ума, чтобы что-то не видеть, не слышать, не знать. И наоборот, чем больше вещей, которые он готов принять, тем меньше у него уровень безумия.

Приступим к следующему естественному акту нашего с Галиной действия.

Как говорят: «Умерла, так умерла».

Душа Галины умерла в детстве, когда мать избивала ее. А мертвых надо хоронить. Ритуал обязателен в нашей культуре. Иначе – смятение, хаос. Похоронные принадлежности готовы и воспринимаются без боязни. Могила вырыта и ждет гостью.

– Галина, представьте себе, что вашу душу или вас, если хотите, убитую матерью, хоронят: кладут в гроб, играет траурная музыка, рыдают ваши близкие и друзья. В общем, воображайте себе все это действие как можно более детально и во всех красках.

Галина, получив облегчение оттого, что уже не боится этого печального для большинства людей ритуала, достаточно легко, и я бы сказал с азартом, начинает фантазировать на тему похорон своей души, убиенной матерью.

Галине это не составляет особого труда, потому что именно этот ритуал она давно уже хотела совершить для завершения неудачного цикла своего существования и начала нового. Только раньше она этого не осознавала.

– Похоронили? – спрашиваю Галину.

– Да, – облегченно вздыхает она.

– Ну, хорошо. Кто там у нас еще умер?

– Семья, вернее, представление о нормальной семье, понятие «мать».

– Придется организовать семейное кладбище и всех с почестями похоронить, и произнести торжественные речи. Не забывайте, что о покойниках плохо не говорят. Или ничего, или хорошо.

Галина приступает к церемонии и выполняет ее в своем воображении. Слез и рыданий уже нет. Похоже, что ее безумие, связанное с побоями матери, теряет свой вес и постепенно тает.

– Что бы вы могли сказать на могиле своей матери? – спрашиваю Галину, когда она завершает процесс мысленных похорон.

– Что она кормила меня, одевала, хотела меня воспитать и делала это так, как могла. Что я была дерзкая и капризная девчонка. И поколачивала она меня, наверное, поделом.

– Есть еще неприкаянные мертвые души, которых надо предать земле?

– Вы знаете, Никита Ростиславович, вот уж никогда бы не заподозрила, что похороны, о которых раньше я даже и подумать-то боялась, такая важная и нужная вещь именно для жизни. Чтобы начать новое предложение, нужно поставить точку в конце предыдущего. Нет, пока больше никого хоронить не надо. Если спешить медленно, можно многое заметить и понять. И еще можно увидеть, что идешь не туда, куда нужно. Теперь есть о чем поразмышлять.

Из публикаций Никиты Бликова

Медленно поспешай

Медленно поспешай
Выражение это, как передает Светоний, часто повторял римский император Август (Гай Юлий Цезарь Октавиан, 63 г. до н.э.– 14 г. н.э.). Французский поэт и теоретик классицизма Буало (1636-1711) внес этот афоризм в свою поэму (1674) "Поэтическое искусство" (1, 171). Часто цитируется по-латыни: "Festina lente".

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Медленно поспешай" в других словарях:

    Нареч, кол во синонимов: 4 festina lente (4) не делай наспех (4) спеши медленно (4) … Словарь синонимов

    Медленно поспешай

    Выражение это, как передает Светоний, часто повторял римский император Август (Гай Юлий Цезарь Октавиан, 63 г. до н.э.– 14 г. н.э.). Французский поэт и теоретик классицизма Буало (1636 1711) внес этот афоризм в свою поэму (1674) Поэтическое… … Словарь крылатых слов и выражений

    Медленно торопись - крыл. сл. Медленно поспешай (торопись) Выражение это, как передает Светоний, часто повторял римский император Август (Гай Юлий Цезарь Октавиан, 63 г. до н. э. 14 г. н. э.). Французский поэт и теоретик классицизма Буало (1636 1711) внес этот… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Словарь синонимов

    Нареч, кол во синонимов: 4 festina lente (4) медленно поспешай (4) не делай наспех (4) … Словарь синонимов

    Нареч, кол во синонимов: 4 медленно поспешай (4) не делай наспех (4) спеши … Словарь синонимов

    Нареч, кол во синонимов: 4 festina lente (4) медленно поспешай (4) спеши медленно (4) … Словарь синонимов

    - (лат. торопись медленно) фразеологический оборот, употребляемый в значениях: «не делай наспех»; «когда спешишь, не поступай необдуманно», выражение ставшее пословицей. Соответствует целому ряду народных речений: «Тише едешь … Википедия