Лето

Коррекционная программа для подростков на познавательные процессы. Программа развития познавательных процессов детей дошкольного возраста. Игра.«Какие праздники ты знаешь?»

Галина Зуева
Коррекционная программа развития познавательных процессов старших дошкольников

Целью коррекционно – развивающей программы является развитие познавательных процессов детей . Программа содержит 8 групповых занятий, которые проводятся один раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 25-30 минут. Каждое занятие начинается с небольшой разминки, которая помогает детям настроиться на работу. Особенностью данной программы является то , что каждое занятие включает разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие тех или иных познавательных процессов . Занятие начинается с более подвижных игр и упражнений, требующих от детей активизации различных познавательных процессов . Далее идут упражнения, требующие большей произвольности и концентрации. В заключении психолог подводит итог занятия, хвалит детей и мотивирует их к дальнейшим занятиям.

План групповых занятий, направленных на .

Занятие 1

Упражнение : «Тень» . Цель : развитие пространственного восприятия тела.

Упражнение «Выполни движения» . Цель : Развивать двигательную и зрительную память, внимание, координацию движений.

Упражнение «Закончи слово» . Цель : развитие скорости и гибкости мышления

Занятие 2

Упражнение : «Регулировщик» . Цель : развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, быстроты реакции.

Упражнение «Назови слово» . Цель : развитие гибкости мышления

Упражнение «Смотри внимательнее» . Цель : развитие произвольности внимания

Занятие 3

Упражнение «Бывает – не бывает» . Цель : развитие мышления .

Упражнение : «Выложи фигуры из спичек» . Цель : развитие зрительно-пространственной памяти и пространственного мышления.

Упражнение «Сколько слов со звуком?» . Цель : - закрепление навыков восприятия и произношения звуков.

Занятие 4

Упражнение : «Фигуры и предметы» . Цель : развитие наблюдательности .

Упражнение «Отвечай быстро» . Цель : развитие гибкости мышления .

Упражнение «Кто ушел?» . Цель : развитие памяти , внимания.

Упражнение «Прятки» . Цель : научить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под) и активизация их в речи)

Занятие 5

Упражнение «Что внутри?» . Цель : развитие мышления и речи

Упражнение : «Я положил в мешок» . Цель : развитие памяти

Упражнение «Вопрос-ответ» . Цель : развитие логического мышления и речи.

Занятие 6

Упражнение «Пантомима» . Цель : развитие воображения и творческих способностей.

Упражнение «Предмет-действие» . Цель : развитие мышления и речи

Упражнение «Что нового» . Цель : развитие умения концентрироваться на деталях, развитие памяти .

Упражнение «Рисунки в ряд» . Цель : развитие произвольного внимания.

Занятие 7

Упражнение «Скажи наоборот» . Цель : обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов; обогащение словаря.

Упражнение «Узнай слово» . Цель : развитие переключения и распределения внимания.

Упражнение «Испорченный телефон» . Цель : формирование навыков восприятия и различения звуков речи; уточнение и расширение словаря;

Занятие 8

Упражнение «Запомни порядок» . Цель : развивать память , внимание.

Упражнение «Придумай слова» . Цель : развитие воображения , речи, эмоциональной сферы.

Упражнение «Вершки-корешки» . Цель : - расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках, уточнение и расширение словаря.

Упражнение «Музыкальная загадка» . Цель : развитие воображения , эмпатии.

С детьми, у которых выявлены проблемы с отдельными познавательными процессами , рекомендовано выполнение дополнительных индивидуальных упражнений. Необходимо отметить, что все занятия должны проходить в игровой форме. Также эти упражнения могут быть порекомендованы родителям для дополнительных занятий дома.

Упражнения для индивидуальных занятий, направленных на развитие познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста .

Упражнения на развитие восприятия и пространственного мышления

Упражнение : «Холодно – Горячо; Право – Лево» . Цель : развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве.

Упражнение : «Дорисуй фигуры» . Цель : развитие точности восприятия .

Упражнение : «Где?» . Цель : развитие пространственных представлений.

Упражнения для развития мышления .

Упражнение «Найди лишнее слово» . Цель : развитие способности обобщать, выделять существенные признаки»

Упражнение «Наоборот» . Цель : развитие мышления и речи

Упражнение «Угадай по описанию» . Цель : развитие мышления и речи

Упражнение «Кто кем будет» . Цель : развитие мышления

Упражнение «Найди лишнее слово» . Цель : развитие мыслительных процессов обобщения , отвлечения,

Упражнение «4-лишний» . Цель : развитие обобщения

Упражнение «Назови, одним словом» . Цель : формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.

Упражнение «Подбери признаки» . Цель : развитие логического мышления и смысловой памяти.

Упражнение «Смысловые ряды» . Цель : развитие мышления .

Упражнения для развития памяти

Упражнение «Чего не стало» . Цель : развитие памяти , внимания.

Упражнение «Узнай предмет» . Цель : развитие восприятия и памяти

Упражнение «Нарисуй фигуру» . Цель : развитие восприятия , мышления и памяти

Упражнение «Запомни фигуры» . Цель : развитие зрительной памяти .

Упражнение «Я – фотоаппарат» . Цель : развитие памяти , воображения

Упражнение «Картинки для запоминания» . Цель : освоение мнемотехнических приемов, формирование

Упражнение «Рассказ» . Цель : развитие произвольной памяти

Упражнение «Смысловая система» . Цель : освоение мнемотехнических приемов, формирование осознанности запоминания, развитие памяти .

Упражнения на развитие внимания .

Упражнение «Точки» . Цель : развитие объема внимания .

Упражнение «Пуговицы» . Цель : развитие внимания , логического мышления и ориентация в пространстве.

Упражнения на развитие воображения

Упражнение «Дорисуй картинку» . Цель : развитие зрительного воображения.

Упражнение «Что, если…» . Цель : развитие вербального (словесного) воображения.

Упражнение «Распутай слова» . Цель : обучение составлению простых предложений, согласование слов.

Упражнения на развитие речи

Упражнение «Исправь предложение» . Цель : научить находить смысловую ошибку в предложении.

Упражнение «Слушай и считай» . Цель : научить определять количество слов в предложении на слух.

Упражнение «Составь фразу» . Цель : закрепить умение образовывать предложения из предложенных слов.

Итак, при проектировании программы развития познавательных процессов старших дошкольников нами учитывались как возрастные, так и индивидуальные особенности детей. Все упражнения программы имеют игровую форму , поскольку именно в игре ребенок усваивает новые знания, учится оперировать предметами, познавая их свойства и качества. Предложенная комплексная программа занятий с детьми по развитию познавательных процессов составлена таким образом, чтобы максимально полно учитывать индивидуальные особенности детей, сохраняя при этом преимущества групповых форм работы. «Интеллектуальные карты, как эффективное средство развития речевых и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»..

Консультация «Коррекционная программа развития мышления детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста» Пояснительная записка. Данная коррекционная программа предназначена для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста. Задачи.

Обобщение педагогического опыта Тема: «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста посредством творчес Актуальность В.

Обзор методической литератры

Разделы: Школьная психологическая служба

Работая в школе педагогом-психологом более 10 лет, а в начальной школе более 3-х лет и проводя тестирование по развитию познавательных способностей учащихся 1-х классов, стало очевидно, что у большинства первоклассников недостаточно развиты познавательные процессы и необходимо их развитие. Изучив, достаточно много литературы по данной теме и основываясь на них, мною была разработана программа по развитию познавательных процессов в 1-х классах.

Пояснительная записка

Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем мире. Ребенок, впервые произносящий слово “мама”; дошкольник, научившийся читать свое имя; первоклассник, осваивающий азы математики, или студент, отвечающий на экзамене, не задумываются о том, какие процессы способствуют осуществлению этой деятельности.

Современная психология относит такую активность к познавательной деятельности человека, ведущую роль в которой играют познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления. Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будет влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.

Школьный, в большей степени младший школьный, возраст являются периодами интенсивного развития ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания. И чтобы этот процесс протекал более интенсивно и эффективно, необходимо сделать его более организованным. Для этого необходимо создать не только социальные условия, но и подобрать комплекс упражнений, наиболее эффективных, доступных и интересных детям.

Именно в младшем школьном возрасте, когда ряд высших психических функций находится в сензитивном периоде, необходимо уделять большое внимание развитию психических познавательных процессов.

Поэтому была создана программа по развитию познавательных процессов для первоклассников.

Целью данной программы является развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления).

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 35 минут. Программа рассчитана на 30 занятий.

Результатом данной программы должно стать: умение сотрудничать, работать в команде, повышение уровня познавательных процессов.

Кроме этого, первоклассники занимаются дома совместно с родителями, каждый день 15-20 минут и учитель применяет некоторые упражнения на уроках или физминутках.

Структура занятия:

Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут.

1. ПСИХОГИМНАСТИКА (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

2. ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООВРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10-15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения.

4. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

6. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ШТРИХОВКА (10 минут).

В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.

7. КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИ ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).

Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз способствует как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта

Каждое занятие начинается с приветствия.

Тематический план занятий (приложение 1)

Пример занятия с первоклассниками

Занятие № 10.

Приветствие.

1.

Выполняем упражнение мозговой гимнастики “Перекрестные движения”(активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний).

2. Разминка

– Какой сейчас месяц? Какие месяца вы знаете еще?

– Назови имена девочек, которые начинаются с буквы “А”.

– Как называют папу вашего папы?

– Чем жалят осы и пчелы?

– Назовите самую большую ягоду.

3. Игра “Дорисуй вторую половинку”

Ребенку необходимо дорисовать вторую половинку рисунка.

4. Игра “Составь картинку”

Две одинаковые картинки. Одна целая в виде эталона, а другая разрезная на 5-6 частей, затем перемешать их, попросить ребенка собрать картинку по образцу. Можно усложнить задание, убрав эталон.

5. Игра “Укрась слова”

Ребенку необходимо подобрать как можно больше определений к слову

  • осень (какая она?)…
  • дом (какой он?)…
  • зима (какая она?)…
  • лето (какое оно?)…
  • бабушка (какая она?)…

6. Игра “Муха”

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль “дрессированной мухи”. Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение “мухи” с одной клетки на другую, происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд (“вверх”, “вниз”, “вправо” или “влево”) муха перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение “мухи” - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями “мухи”, не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснении начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или “видит”, что “муха” покинула поле, он дает команду “Стоп” и, вернув “муху” на центральную клетку, начинает игру сначала. “Муха” требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток (например, до 4х4) или количество “мух”, в. последнем случае команды подаются каждой “мухе” отдельно.

7. Динамическая пауза.

“Запомни движение”

Дети повторяют движение рук и ног за ведущим. Когда они запоминают очередностьупражнений, повторяют их самостоятельно, но в обратном порядке. Например:

– Присесть, встать, поднять, опустить руки.

– Отставить правую ногу вправо, приставить, отставить левую ногу влево, приставить.

– Присесть, встать, повернуть голову вправо, повернуть голову влево.

8. Штриховка.

9. Завершение занятия.

Используемая литература:

Волкова Т.Н. “Открой в себе гения. Развитие памяти и внимания” Москва, 2006 г.
Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. “Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников”. Москва, Аркти, 2008 г.
Симонова Л.Ф. “Память детей 5-7 лет”. Ярославль, 2000 г.
Субботина Л.Ю. “Игры для развития и обучения дети 5-10 лет” Ярославль, 2001 г.
Тихомирова Л.Ф. “Познавательные способности детей 5-7 лет”. Ярославль, 2001 г.
Тихомирова Л.Ф. “Упражнения на каждый день: логика для младших школьников” Ярославль, 2001 г.
Черемошкина Л.В. “Развитие внимания детей” Ярославль, 1997 г.
Языкова Е.В. “Учись учиться”. Москва, Чистые пруды, 2006 г.

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

В дошкольном возрасте основная роль в регуляции социального поведения принадлежит уровню эмоционального контроля. Конкретным приспособительным содержанием этого уровня является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми, аффективные проявления которых (мимика, взгляд, голос, жест, прикосновение) становятся для ребенка сигналами, наиболее значимыми для адаптации к окружающей среде. С появлением эмоционального контроля за аффективными переживаниями можно говорить о появлении личной эмоциональной жизни человека.

Развитие дошкольника не будет эффективным, если у него нет жизнерадостного настроения. Источником, подкрепляющим детскую радость, является внимание и доброта.

Ведущей деятельностью в жизни ребенка в это время является игра. В игре, как ни в какой другой деятельности, реализуется ребенок. С помощью игровой деятельности ребенок как бы получает доступ в привлекательный для него мир жизни взрослых.

Принимая во внимание вышесказанное, данная программа развития познавательных процессов дошкольников реализует свою цель и задачи через игру.

Программа предназначена для проведения занятий с детьми 4-го года жизни (средняя группа детского сада).

Поскольку подавляющее число детей начинают посещать детский сад в 3-4 года, то целью данной программы является:

Создание у малышей позитивного настроения;

Налаживание контакта «взрослый - дети»;

Воспитание сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных качеств.

Задача программы:

- Формировать у детей представление об эмоциональном состоянии людей и учить различать и понимать их;

Обогащать словарный запас словами, определяющими различные эмоциональные состояния;

Учить детей выразительным движениям, развивать умение передавать простые эмоциональные состояния через мимику, жесты;

- Способствовать развитию психических процессов у детей - памяти, внимания, мышления, восприятия;

- Формировать у детей положительные моральные качества .

Реализация задач программы позволит:

Познакомиться, установить и наладить позитивный эмоциональный контакт между детьми и ;

Дать толчок развитию психических процессов у детей;

Поможет детям научиться различать эмоциональные состояния людей, сопереживать другим.

Данная программа состоит из 10 занятий. Продолжительность каждого занятия 20 минут. Занятия проводятся с группой детей до 10 человек один раз в неделю.

Структура занятий

Развивающие занятия программы состоят из вводной, основной и заключительной части.

Вводная часть занятия включает приветствие (приветствие адресовано каждому ребенку) и игру. Игры, которые используются наряду с приветствием, несут в себе цель сближения малышей друг с другом и психологом. Также, к вводной части принадлежат игры, которые развивают выразительные движения, мимику, поднимают настроение и воспитывают положительные нравственные качества детей.

Основная часть занятия

Цель:

Способствовать обучению сравнивать и рассуждать.

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление и активную речь у детей.

Формировать положительные моральные качества малышей.

Основная часть состоит из дидактических игр, направленных на развитие познавательных процессов у детей .

Заключительная часть

class="eliadunit">

Цель:

Развивать у детей умение внимательно слушать;

Правильно произносить звуки, слова;

Развивать у дошкольников быструю реакцию, ловкость.

Научить малышей различным видам дыхания (глубоко, поверхностно, тихо, сильно).

Заключительная часть содержит в себе подвижную игру, которая позволяет детям выплеснуть энергию, эмоции, накопившиеся во время выполнения игровых задач основной части. Игру можно проводить под веселую музыку, что добавит радости детям. После подвижной игры используется упражнение на дыхание для успокоения. В конце занятия дети по желанию выражают свои чувства о проведенном ими времени с психологом и прощаются.

Дети 4-го года жизни склонны к подражанию, повторяют действия и движения ведущего, им трудно долго сидеть без движений, трудно удерживать внимание, они легко переутомляются. Поэтому все занятия состоят из игр, которые постепенно меняют виды деятельности и позволяют постоянно заинтересовывать детей, концентрировать их работоспособность.

Условия проведения занятий:

Добровольное участие детей;

Оценки детям не даются;

В доброжелательных и положительных условиях проведения.

Ожидаемые результаты данной программы направлены на:

Создание положительного контакта «психолог - дети»;

Развитие положительных черт характера;

- развитие психических процессов у детей ;

Обучение различению эмоционального состояния людей.

После проведения цикла занятий данной программы, сможет спланировать дальнейшую работу с детьми 4-го года жизни.

А именно:

Отобрать детей для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы ;

- предоставить консультации родителям и педагогам по воспитанию и обучению детей, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шебекино Белгородской области»

«Рассмотрено»

На заседании методического совета МБОУ «СОШ №1 с УИОП г.Шебекино Белгородской области»

Протокол № ___

от «____»____ 2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ №1 с УИОП г.Шебекино Белгородской области»

Горгоц О.И.

«____»________2014 г.

«Рассмотрено»

на заседании Педагогического совета

Протокол № ___

от __.__.2014г

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «СОШ №1с УИОП г.Шебекино Белгородской области»

Вялова И.А.

Приказ № ______ от

«___»_________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Срок реализации: 4 года

Возраст обучающихся: 6-11 лет

Педагог – психолог

Плотникова Светлана Владимировна

г.Шебекино 2014г.

Оглавление

Пояснительная записка ………………… …...…………………………....… 3

Тематическое планирование и содержание 1 класс………………………..8

Тематическое планирование и содержание 2 класс………………………10

Тематическое планирование и содержание 3 класс………………………12

Тематическое планирование и содержание 4 класс………………………14

Методическое обеспечение ………………………………………………….15

Список литературы …………………………………………… …………..…15

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекции познавательных процессов разработана на основе программы по развитию познавательных способностей Л. В. Мищенкова «36 занятий для будущих отличников» (Москва. Издательство Рост, 2011) и предназначена для учащихся 1-4 классов.

Отличительная особенность. Занятия по развитию познавательных способностей отличаются тем, что ребёнку предлагают задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких – то конкретных знаний и умений.

В концепции федеральных государственных стандартов вто­рого поколения в качестве конечного результата образователь­ной деятельности российской школы фиксируется портрет вы­пускника начальной школы, в котором важнейшее место отво­дится творческим качествам ребенка: «Любознательный, инте­ресующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, спо­собный к организации собственной деятельности...»

Курс «РПС» (Развитие познавательных способностей) наце­лен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств вы­пускника начальной школы.

Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через систему коррекционно- развивающих занятий.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:

    Развитие познавательных способностей младших школь­ников.

    Развитие творческих способностей младших школьников.

    Расширение кругозора учащихся.

    Развитие эмоционально-волевой сферы детей.

    Формирование стремления учащихся к личностному росту.

Курс «РПС» представляет собой комплекс специально раз­работанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным матери­алом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познаватель­ных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких спо­собностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишне­го, обобщение, классификация, установление логических свя­зей, способность к конструированию.

В содержание курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игро­вой форме, способствуют непринуждённой коррекции и разви­тию умственных качеств учащихся, формированию общеинтел­лектуальных умений, расширению кругозора, развитию позна­вательных способностей и в конечном итоге достижению хо­роших результатов в учёбе.

При составлении рабочей коррекционно-развивающей программы учитывались:

    требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

    психолого-педагогические аспекты работы с детьми начального школьного возраста;

    достижения в области практической психологии.

В программу внесены изменения: за счёт сокращения тематических занятий в 1 классе добавлено 4 часа на индивидуальную углублённую диагностику учащихся (в начале года – 2 часа, в конце года – 2 часа). Во 2 - 4 классах на индивидуальную углублённую диагностику учащихся отводится 2 часа (конец года).

Критерии отбора в коррекционную группу

В коррекционную группу включаются учащиеся 1 – 4 классов, имеющие трудности в учёбе и показавшие низкий уровень интеллектуального развития при углублённом психологическое обследования по методике Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе». В конце учебного года проводится повторная углублённая диагностика данных учащихся. Результаты диагностики учитываются при построение дальнейшего психолого – педагогического сопровождения учащихся,

Условия реализации программы

Курс «РПС» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рассчитан на 4 года - 135 часов: 1 класс- 33 часа, 2 класс -34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 45 минут во 2-4 классах; в 1 классе - в соответствии с приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г.).

Форма организации занятий – групповая, индивидуальная.

Количество детей в группе от двух до восьми человек.

Данную программу можно использовать для проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми, обучающихся по коррекционно-развивающей программе VII вида. В зависимости от сложности интеллектуальных нарушений у данных учащихся, их возможностей педагогом – психологом определяется форма подачи материала и выбор заданий, включённых в рабочие тетради.

Требования к помещению : класс (кабинет психолога), включающий в себя учебную зону (столы и стулья) и игровое пространство;

Особенности коррекционно-развивающих занятий

    Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелатель­ность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребенка.

    Безотметочная система обучения.

    Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любозна­тельности.

    Поощрение высказывания оригинальных идей.

    Широкое использование вопросов раскрытого, многознач­ного типа.

    Использование педагогом личного примера - творческого подхода к решению проблемы.

    Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Коррекционно-развивающая работа строится с опорой на сильные стороны учащихся: контактность, наглядно-образное мышление, зрительную память, воображение.

Ожидаемые личностные и метапредметные результаты

К концу обучения в начальной школе учащиеся должны уметь:

    Находить и называть закономерность в расположении пред­метов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную законо­мерность.

    Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывать свой выбор.

    Находить принцип группировки предметов, давать обоб­щенное название данным группам.

    Находить сходства и различия предметов (по цвету, фор­ме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и так далее).

    Уметь определять причинно-следственные связи, распоз­навать заведомо ложные фразы, исправлять алогичность, обосновывать свое мнение.

    Самостоятельно решать различного рода головоломки (кроссворды, ребусы, криптограммы, анаграммы, шифровки и гак далее), а также составлять простейшие головоломки.

    Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.

    Конструировать фразы различными способами (путем со­единения начала и конца; путем подбора первого и последнего слова по заданной конструкции и так далее).

    Подбирать рифмы к словам, составлять пары стихотвор­ных строчек.

    Называть положительные и отрицательные качества харак­тера.

    Подбирать синонимы и антонимы к словам.

    Узнавать изученные крылатые слова (фразеологизмы) и раскрывать их значение

    Проявлять быстроту реакции при выборе правильного от­вета среди нескольких предложенных.

    Запоминать не менее 10 пар слов, связанных между собой но смыслу, а также не менее 8 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.

    Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основ­ную мысль.

    Пользоваться приемом театрализации: инсценировать пье­сы, разыгрывать предложенные ситуации, «перевоплощаться» в неодушевленный предмет, используя жесты, мимику, плас­тику и другие актёрские способности.

    Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя поня­тиями: «вверх наискосок справа налево», «вверх наискосок сле­ва направо», «вниз наискосок справа налево», «вниз наискосок слева направо» и другие, самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.

    Составлять рассказ на заданную тему, придумывать про­должение ситуации, сочинять сказки на новый лад, фантасти­ческие истории как от первого лица, так и от лица неодушев­ленного предмета.

    Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.

    Высказывать свое отношение к происходящему, делиться впечатлениями.

Уровни результатов

Базовый уровень (ученик научится):

    принимать и сохранять учебную задачу;

    планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

    строить сообщения в устной и письменной форме;

    устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

    осуществлять синтез как составление целого из частей;

    проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

    обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

    устанавливать аналогии;

    осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    задавать вопросы;

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Повышенный уровень (ученик получит возможность научиться):

    в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

    проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

    осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

    осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

    осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

    строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

    речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Критерии эффективности программы

С целью прослеживания динамики развития учащихся индивидуальная диагностика проводится в начале учебного года – сентябрь, и в конце – май по методике Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе».

Коррекционно-развивающую работу с детьми следует считать эффективной, если полученные результаты психологического обследования детей выходят на новый качественный уровень (средний уровень возрастной нормы). Если по результатам итоговой диагностики (конец года) учащиеся не достигли возрастной нормы, то они продолжат занятия направленные на развитие познавательных процессов в следующем учебном году.

Также эффективностью коррекционно – развивающей работы выступают показатели изменений в мотивационно-личностной сфере учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление отстаивать свое мнение, формирование адекватной самооценки, повышение интереса ко всем школьным урокам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успеваемости).

Тематическое планирование и содержание с указанием основных

направлений работы с учащимися

1 класс

п/п

ТЕМА

Кол-во часов

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

познавательный аспект

развивающий аспект

1

2

3

4

5

2 ч.

Первый раз в первый класс

1 ч.

Значение обучения. Правила поведения в школе. Офицерская линейка, варианты её использования

Развитие внимания,

слуховой памяти, мышления, воображе­ния, фантазии, речи, рефлексии

Работа над ошибками

1 ч.

Смысл понятия «работа над ошибками»

Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышле­ния, рефлексии

Задания трёх поросят

1 ч.

Здравствуй, осень!

1 ч.

Три периода осени: ранняя осень, середина осени, поздняя осень. Осенние явления природы

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, рефлексии

Играем в «ромашку»

1 ч.

Правила игры в «ромашку». Как инсценировать короткие диалоги

Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, воображения, артистических способ­ностей, рефлексии

По страницам русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

1 ч.

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, воображения, конструкторских способностей, рефлексии

Рисуем яблоньку

1 ч.

Как инсценировать ситуацию с помощью жестов и мимики

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, фонематичес­кого слуха, артисти­ческих способностей, рефлексии

Геометричес­кий магазин

1 ч.

Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоуголь­ник, четырёхуголь­ник, круг, ромб, их особенности

Развитие внимания, логического мышле­ния, ориентации в пространстве, зритель­ной памяти, сенсор­ных способностей, рефлексии

По страницам русской народной сказки «Маша и медведь»

1 ч.

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, конструк­торских способностей,

артистических спо­собностей, рефлексии

Хлеб-батюшка

1 ч.

Ценность хлеба, трудо­ёмкость его производ­ства.

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, воображения, рефлексии

Шкатулка с сюрпризом

1 ч.

Игра «Устами младенца»

Развитие внимания, логического мышления, воображения, речи, быстроты реакции, рефлексии

На грибной полянке

1 ч.

Распространённые грибы: боровик, подбе­рёзовик, подосиновик, опята, лисички, мухо­мор, их особенности.

Основное правило грибника

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве, воображе­ния, фантазии, речи, рефлексии

В гостях у Знайки

1 ч.

Знайка - герой книги Н. Носова «Приключе­ния Незнайки и его друзей»

Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, зритель­ной памяти, воображе­ния, чувства рифмы, рефлексии

Читаем письма

1 ч.

Краткое содержание популярных произве­дений, их главные герои: Аладдин, Балда, Винни-Пух, Щелкунчик, барон Мюнхгаузен

Развитие внимания, мышления, воображе­ния, фантазии, рефлексии

1

2

3

4

5

Наряжаем ёлочку

1 ч.

Традиционные ёлочные украшения

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, конструк­торских способностей, воображения, чувства рифмы, рефлексии

«Прикольные» задания

1 ч.

Что такое «имя- перевёртыш», «сказ­кам винегрет». Как изобразить несуще­ствующее животное

Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, в том числе нестандартного, вообра­жения, рефлексии

И снова «прикольные» задания

1 ч.

Шуточное описание сказочного героя. Как изобразить портрет несуществующего человека

Развитие внимания, слуховой памяти, логического мышле­ния, в том числе нестандартного, ориентации в про­странстве, воображе­ния, рефлексии

Домашние животные

1 ч.

Роль домашних животных в жизни человека

Развитие внимания, мышления, зритель­ной и слуховой памя­ти, воображения, расширение словарно­го запаса, рефлексии

Цепочка заниматель­ных заданий

1 ч.

Развитие внимания, мышления, ориента­ции в пространстве, конструкторских способностей, чувства рифмы, зрительной памяти, рефлексии

О звёздах

1 ч.

Солнце - звезда Солнечной системы. Количество звёзд во Вселенной. Метеоры и метеориты

Развитие внимания, мышления, памяти, ориентации в простран­стве, воображения, фантазии, рефлексии

Дорогою добра

1 ч.

Смысл понятий «доб­ро» и «зло» на приме­ре литературных произведений. Качест­ва характера, симво­лизирующие добро

Развитие внимания, памяти, мышления, речи, рефлексии

Быть здоровым

1 ч.

Основные составляю­щие здорового образа

жизни. Рассказ от лица неодушевленного предмета

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, памя­ти, воображения, фантазии, речи, рефлексии

Незнайкин экзамен

1 ч.

Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления, воображения, зритель­ной памяти, конструк­торских способностей, рефлексии

Коллекция головоломок от Незнайки

1 ч.

Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления, смысловой и зрительной

памяти, воображения, чувства ритма и рифмы, рефлексии

По страницам книги Эдуарда

Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»

1 ч.

Э. Успенский и его книги. Герои произве­дения «Дядя Фёдор, пёс и кот»

Развитие внимания, быстроты реакции, смысловой памяти, мышления, воображения, рефлексии

Знаменитые

малыши. Дюймовочка

1 ч.

Дюймовочка - героиня сказки Г.-Х. Андерсе­на. Происхождение имени Дюймовочка. Краткое

Развитие внимания, ориентации в пространстве, мышления, вообра­жения, фантазии, речи, рефлексии

Букет для Русалочки

1 ч.

Краткое содержание сказки Г.-Х. Андерсена « Русалочка ». Водоёмы. Морские обитатели

Развитие внимания, слуховой и образной памяти, нестандартного мышления

Спичечное ассорти

1 ч.

Значение слова «ассорти»

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, рефлексии

Словесные забавы

1 ч.

Разнообразие игр со словами

Развитие внимания, нестандартного мыш­ления, конструктор­ских способностей, рефлексии

Индивидуальная углублённая диагностика учащихся

2 ч.

Итого

33 ч.

2 класс

п/п

ТЕМА

Кол-во часов

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

познавательный аспект

развивающий аспект

1

2

3

4

5

Снова в школу

1 ч.

Значение дисциплины. Легенда «Закон правой руки»

Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, воображе­ния, речи, рефлексии

Как из рога изобилия

1 ч.

Значение и история происхождения фразе­ологизма «как из рога изобилия»

Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, ориентации

в пространстве, зри­тельной памяти, вообра­жения, рефлексии

Кое-что о школе

1 ч.

История происхожде­ния слов школьной тематики: «школа», « каникулы », « ранец ».

Пеликан - символ учительского труда

Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, конструктор­ских способностей, рефлексии

Овощи с грядки

1 ч.

Группы овощей: луковые, листовые, корнеплодные, плодо­вые. Значение овощей в рационе человека. Как нарисовать несу­ществующий овощ

Развитие внимания, мышления, воображе­ния, фантазии, артис­тических способнос­тей, рефлексии

Курам на смех

1 ч.

Значение и история происхождения фразеологизма «курам на смех». Рассказ от лица животного

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, вообра­жения, фантазии, артистических способ­ностей, рефлексии

Сказочный листопад

1 ч.

Загадки с-толку- сбивалки. Сказки и соответству­ющие им сказочные предметы

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, конст­рукторских способнос­тей, зрительной памяти, рефлексии

Развиваем воображение и фантазию

1 ч.

Воображение и его значение в жизни человека. Рассказ от лица несуществующего человека

Развитие внимания, памяти, творческого воображения, речи, рефлексии

Морские обитатели

1 ч.

Представители мор­ской фауны: голубой кит, дельфин, морская звезда, осьминог. Рассказа от лица животного

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, вообра­жения, фантазии, рефлексии

Бьём баклуши

1 ч.

Значение и история происхождения фразе­ологизма «бить баклу­ши». Значение фразео­логизма. Как сочинить небылицу

Зоологическое ассорти

1 ч.

Что такое зоология. Что входит в понятие «животные». Живот­ные и их жилища

Развитие внимания, мышления, конструк­торских способностей, рефлексии

Клуб юных живописцев

1 ч.

Что такое живопись.

История происхожде­ния красок. Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт

Развитие внимания, мышления, воображе­ния, рефлексии

Цветочная угадайка

1 ч.

Легенды о цветах

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, артис­тических способностей, рефлексии

Открываем долгий ящик

1 ч.

Значение и история происхождения фразе­ологизма «долгий ящик»

Развитие внимания, логического мышле­ния, ориентации в пространстве, конст­рукторских способнос­тей, речи, рефлексии

Звёздный дождь

1 ч.

Метеоры и метеориты. «Звёздный» дождь

Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, ориента­ции в пространстве, рефлексии

Ёлочка с волшебными шишками

1 ч.

Способ ориентирования

в пространстве с использованием выраже­ний: «в правом (левом) верхнем (нижнем) углу», «в центре»,

« между »

Развитие внимания, ориентации в простран­стве, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии

1

2

3

4

5

Учимся быть внимательны­ми и заботли­выми

1 ч.

Пожилые и близкие люди нуждаются во внимании и заботе. Игра «Разброс мне­ний». Характеристика человека с использова­нием имен прилага­тельных

Развитие внимания, мышления, воображе­ния, речи, актёрских способностей, рефлексии

Засучив рукава

1 ч.

Значение и происхож­дение фразеологизма «засучив рукава»

Развитие внимания, логического мышления, фонематического слуха, ориентации в простран­стве, конструкторских способностей, вообра­жения, фантазии, рефлексии

Сундучок заниматель­ных заданий

1 ч.

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения, рефлексии

Симметрия

1 ч.

Что такое симметрия, ось симметрии

Сказочные

герои в ребусах и загадках

1 ч.

Способы шифровки

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве, конст­рукторских способнос­тей, воображения, рефлексии

Учимся быть честными

1 ч.

Превосходство правды

над ложью. Как инсценировать рассказ

«Учитесь властвовать собой»

1 ч.

Понятие « настроение ». Способы коррекции настроения. Чувства, вызывающие положи­тельные эмоции

Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, артистических способностей, рефлексии

Учимся управлять

своими чувствами

1 ч.

Способы сдерживания негативных эмоций

Развитие внимания, мышления, воображе­ния, рефлексии

1 ч.

Чем интересны жираф, лягушка, жаба, муха, пингвин

Развитие внимания, мышления, простран­ственной ориентации, конструкторских способностей, рефлексии

Ещё несколь­ко любопыт­ных фактов из жизни животных

1 ч.

Чем интересны тигр, божья коровка, крокодил, паук

Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, памяти, ориентации в пространстве, вообра­жения, рефлексии

Пятое колесо в телеге

1 ч.

Значение фразеоло­гизма «пятое колесо в телеге».

Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, воображения, рефлек­сии

Здравствуй, сказка!

1 ч.

Развитие внимания, мышления, смысловой памяти; воображения, рефлексии

По тропинкам математики

1 ч.

Происхождение слова «математика». Для чего нужно изучать математику

Развитие внимания, логического, а также нестандартного мышле­ния, ориентации в пространстве, рефлек­сии

Китайская грамота

1 ч.

Значение и история происхождения фразе­ологизма «китайская грамота». Положи­тельные качества ученика

Развитие внимания, нестандартного мыш­ления, зрительной памяти, расширение словарного запаса, рефлексии

0 водных судах

1 ч.

Особенности водных судов: плот, чёлн, ладья, каравелла, пароход, теплоход

Развитие внимания, мышления, зрительной

и слуховой памяти, ориентации в простран­стве, воображения, чувства рифмы, рефлексии

Сказки А. С. Пушкина

1 ч.

Пять пушкинских сказок: действующие лица, волшебные предметы, цитаты, символы

Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения, рефлексии

На загадочной волне

1 ч.

Разнообразие заданий на основе загадок. Загадка-акростих

Развитие внимания, мышления, фонемати­ческого слуха, слухо­вой памяти, чувства рифмы, конструктор­ских способностей, речи, рефлексии

1

2

3

4

5

Индивидуальная углублённая диагностика учащихся

2 ч.

Итого

34 ч.

3 класс

п/п

ТЕМА

Кол-во часов

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

познавательный аспект

развивающий аспект

1

2

3

4

5

Слово о Родине

1 ч.

Что связывает челове­ка с Родиной. Понятия: «носталь­гия», «патриот»

Развитие внимания, смысловой, зритель­ной, слуховой памяти, логического мышле­ния, воображения, рефлексии

В кругу семьи

1 ч.

Что такое семья. Главная обязанность семьи. Герб семьи

Продолжаем разговор о семье

1 ч.

Понятия: «родослов­ная», «семейные праздники», «релик­вии семьи». Внутрисе­мейные правила. Оригинальный портрет семьи

Развитие внимания, мышления, воображе­ния, речи, рефлексии

Все мы люди разные,..

1 ч.

Непохожесть людей. Понятия: «инициа­лы», «вензель». Положительные качества характера

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, рефлексии

Дело было в Лукоморье

1 ч.

Значение слова «луко­морье». Старая сказка на новый лад

Развитие внимания, мышления, воображе­ния, речи, рефлексии

В космичес­ком про­странстве

1 ч.

Звёзды и планеты, их

различия. Цвет и форма звезды. Значе­ние освоения космоса

Старичок- боровичок

1 ч.

Интересные сведения о грибах. Правила сбора грибов

Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображе­ния, рефлексии

Продолжаем осматривать владения Старичка- боровичка

1 ч.

Интересные сведения о ягодах

Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии

Кот в мешке

1 ч.

Значение и история происхождения фразео­логизма «кот в мешке»

Развитие внимания, логического мышле­ния, зрительной и слуховой памяти, фонематического слуха, рефлексии

Поговорим о поведении

1 ч.

Почему необходимо

сдерживать свои негативные эмоции. Инсценировка- экспромт. Игра « Обзывалки»

Литературная угадайка

1 ч.

Правила игры «Угадайка». Герои- «малыши» литератур­ных сказок. Как изобразить живот­ное с помощью жестов и мимики. Игра «Холодно-горячо»

Береги здоровье

1 ч.

Основные правила здорового образа жизни: достаточная двигательная актив­ность, правильное питание, личная гигиена. Характеристи­ка здорового человека

Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, рефлексии

О воде

1 ч.

Значение воды. Эколо­гические проблемы. Происхождение названий морей

Развитие внимания, мышления, памяти, воображения, фонема­тического слуха, рефлексии

Спешим на помощь Кузе

1 ч.

Развитие внимания, памяти, мышления, в том числе – нестандар­тного, воображе-ния, конструкторских способностей, рас-шире­ние словарного запаса, рефлексии

1

2

3

4

5

Поэтическая карусель

1 ч.

Разнообразие рифм: парные, перекрёстные, опоясывающие

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения; формиро­вание умения подбирать рифмующиеся слова, продолжать сочинение стихотворения, следуя заданной теме, рефлексии

Арт-студия

1 ч.

Упражнения для развития актёрских способностей

Развитие внимания, актерских и коммуни­кативных способностей, творческого воображе­ния, рефлексии

Зима в загадках

1 ч.

Загадки на зимнюю тему. Игра «Рисуем зиму»

Развитие внимания, мышления, воображе­ния, слуховой памяти,

ориентации в про­странстве, рефлексии

Подарки Деда Мороза

1 ч.

Имя-перевёртыш. Кроссворд «Лепестки»

Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, зритель­ной памяти, воображе­ния, чувства рифмы, речи, рефлексии

Что мы знаем о деревьях

1 ч.

Особенности жизни деревьев, их разнообра­зие, использование древесины в хозяйстве.

Три основные части дерева: корни, ствол и ветки, листья

Развитие внимания, мышление, ориента­ции в пространстве; расширение кругозора, рефлексии

Поговорка -

цветочек, пословица - ягодка

1 ч.

Разнообразие русских народных пословиц и поговорок. Отличия пословицы от поговор­ки. Как инсценировать пословицу с помощью жестов и мимики

Развитие внимания, памяти, мышления, артистических способ­ностей, расширение лексического запаса, рефлексии

«Репка» на новый лад

1 ч.

«Репка» - старая сказка на новый лад

Развитие внимания, памяти, логического мышления, фонемати­ческого слуха, ориента­ции в пространстве, рефлексии

Любопытные факты из жизни животных

1 ч.

Любопытные факты из жизни животных: мамонт, белый медведь, собака, страус, горилла

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, вообра­жения, рефлексии

Школа искусств

1 ч.

Что такое искусство. Виды искусства: музы­ка, театр. Как изобра­зить этюд с помощью пантомимы

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, артисти­ческих способностей, рефлексии

Спешим в Школу искусств

1 ч.

Виды искусства: цирк, живопись, икебана

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, коммуникативных и артистических способ­ностей, рефлексии

Куклы в нашей жизни

1 ч.

Сведения из истории кукол. Викторина на тему «Куклы». Рассказ о любимой кукле

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, про­странственной ориента­ции, речи; расширение кругозора, рефлексии

Золотой дождь

1 ч.

Значение и история происхождения фразеологизма «золотой дождь»

Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, памяти,

конструкторских способностей, речи, рефлексии

Лента занима­тельных заданий

1 ч.

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, чувства рифмы, воображения, рефлексии

1 ч.

Русский язык - величайшее богатство нашего народа

Развитие внимания, мышления, памяти; обогащение словарного запаса, рефлексии

В царстве Лешего

1 ч.

Правила поведения в лесу. Необходимость бережного отношения к природе. Игра «Загадай слово»

Геометричес­кий калейдос­коп

1 ч.

Значение слова «гео­метрия». История возникновения науки геометрии. Плоскост­ные геометрические фигуры

Развитие внимания, мышления, памяти, конструкторских способностей, вообра­жения, рефлексии

Магазин голово-ломок. Отдел худо­жественной литературы

1 ч.

Литературные герои в вопросах, задачах, шифровках

Развитие внимания, памяти, нестандартно­го мышления, ориента­ции в пространстве, рефлексии

1

2

3

4

5

Магазин головоломок. Отдел кули­нарии

1 ч.

Первые, вторые, третьи блюда. Поня­тие «ингредиенты»

Развитие внимания, быстроты реакции, слуховой и зрительной

памяти, логического мышления, рефлексии

Индивидуальная углублённая диагностика учащихся

2 ч.

Итого

34 ч.

4 класс

п/п

ТЕМА

Кол-во часов

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

познавательный аспект

развивающий аспект

1

2

3

4

5

Государствен­ные символы

1 ч.

Государственные символы России: флаг, герб, гимн. Синонимы слова «Родина»

Развитие внимания, памяти, мышления, рефлексии

Семья

1 ч.

Определение семьи. Отношения в семье. Глава семьи. Семейные праздники. Характеристика человека

Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, в том числе нестандартного, вообра­жения, смысловой и зрительной памяти, речи, рефлексии

Мой портрет в лучах солнца

1 ч.

Положительные и отрицатель-ные каче­ства человека. Ролевая игра «Знакомьтесь». Шутливая характерис­тика человека

Развитие внимания, мышления, артистичес­ких способностей, речи, рефлексии

Интеллекту­альный клуб «Мыслитель»

1 ч.

Развитие внимания, быстроты реакции, логического, нестан­дартного мышления, воображения, рефлексии

Вода в нашей жизни

1 ч.

Значение воды в нашей жизни. Три состояния воды в природе. Игра « Фотогалерея »

Развитие внимания, мышления, речи, памяти, рефлексии

Матушка- землица

1 ч.

Почва - величайшая ценность. Роль удобре­ний. Друзья и враги почвы

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения, речи, рефлексии

Юные кулинары

1 ч.

Что такое кулинария. Названия и сущность мясных блюд: бекон, бефстроганов, бифштекс, буженина

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, пополне­ние словарного запаса, рефлексии

Куда летят крылатые слова

1 ч.

История происхожде­ния выражения «крылатые слова». С. В. Максимов - автор первого российского сборника «Крылатые слова»

Развитие внимания, нестандартного мышле­ния, расширение словарного запаса, рефлексии

Кино

1 ч.

Первоначальные сведения о кинемато­графе. Кинематографи­ческие профессии

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, конструктор­ских способностей, рефлексии

Пять пушкин­ских сказок

1 ч.

«Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салта­не...», «Сказка о мёрт­вой царевне и о семи богатырях»: сюжет, персонажи, основная мысль

Развитие внимания, памяти, мышления, конструкторских способностей, рефлексии

И снова пушкинские сказки

1 ч.

«Сказка о золотом петушке», «Сказки о рыбаке и рыбке»: сюжет, персонажи, основная мысль

Развитие внимания, памяти, нестандартно­го мышления, вообра­жения, конструктор­ских способностей, рефлексии

Пернатые друзья

1 ч.

История возникнове­ния Международного дня птиц. Акция «Птица года». Разно­образие птичьих клювов. Птицы в стихах русских поэтов

Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии

1

2

3

4

5

Приветствуем зиму

1 ч.

Красота и величие русской природы. Игра «Ассоциации»

Развитие внимания, мышления, памяти, воображения, речи, пространственной ориентации, расшире­ние словарного запаса, рефлексии

Олимпийские игры древности

1 ч.

Особенности, традиции и символы Олимпий­ских игр древности

Развитие внимания, памяти, мышления, рефлексии

Современные олимпийские игры

1 ч.

Особенности, тради­ции и символы Олим­пийских игр современ­ности

Развитие внимания, зрительной и смысло­вой памяти, мышле­ния, конструкторских способностей, рефлексии

Цирк

1 ч.

История возникнове­ния цирка. Особеннос­ти циркового искусст­ва. Цирковые профес­сии. Трюк - основа циркового мастерства

Развитие внимания, фонематического слуха, мышления, воображения, речи, рефлексии

Калейдоскоп головоломок

1 ч.

Развитие внимания, фонематического слуха, мышления, памяти, воображения, рефлексии

Музыкальная шкатулка

1 ч.

Понятия: «классичес­кая музыка», «композиторы-классики». Сведения о музыкаль­ных инструментах: барабан, скрипка. Амати и Страдивари - величайшие мастера, создатели скрипки

Развитие внимания, памяти, нестандартно­го мышления, рефлексии

Память

1 ч.

Виды памяти: слухо­вая, зрительная, моторная

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, нестандартно­го мышления, рефлексии

Масленица

1 ч.

Традиции Масленицы

Развитие внимания, памяти, мышления, фантазии, ориентации в пространстве, артис­тических способностей; упражнение в стихо­сложении, рефлексии

Золушка - героиня сказки Ш. Перро

1 ч.

Секрет притягательно­сти сказки

Развитие внимания, смысловой памяти, логического мышле­ния, воображения, рефлексии

О книге

1 ч.

Ценность книги. Польза чтения. Части книги: блок и пере­плёт. Из истории создания книг на Руси

Развитие внимания, мышления, воображе­ния, памяти, речи, рефлексии

Клуб любите­лей русского языка

1 ч.

Богатство и красота русского языка. Речевые ошибки. Антонимы. Синонимы

Развитие внимания, мышления, обогаще­ние словарного запаса, рефлексии

Да здравствует абракадабра!

1 ч.

Значение и история происхож-дения понятия «абракадабра»

Развитие внимания, нестандартного мыш­ления, рефлексии

Эх, яблочко!..

1 ч.

Яблочный спас. Попу­лярные сорта яблок. Древнегреческий миф «Яблоко раздора». Рассказ от лица неодушевлен-ного предмета. Как нарисовать несу­ществующий фрукт

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, речи, рефлексии

Собранье пёстрых дел

1 ч.

Рассказ от лица воображаемого человека

Развитие внимания, слуховой, а также зрительной памяти, мышления, воображе­ния, речи, ориентации в пространстве, рефлексии

Шутка - минутка, а заряжает на час

1 ч.

Значение шутки в жизни человека. Шутка хорошая и шутка плохая

Развитие внимания, мышления, воображе­ния, артистических способностей, рефлексии

О О времени и о часах

1 ч.

Ценность времени. Синонимы слова «время»

Развитие внимания, мышления, воображе­ния, речи, рефлексии

Продолжаем разговор о времени и о часах

1 ч.

История возникнове­ния часов

Развитие внимания, мышления, чувства ритма, рефлексии

1

2

3

4

5

Клуб любителей головоломок

1 ч.

История появления на свет первого кроссворда. Что означа­ют слова: «ребус», « криптограмма

Развитие внимания, воображения, мышле­ния, в том числе - нестандартного, рефлексии

Праздник Ивана Купалы

1 ч.

История происхожде­ния и традиции праздника Ивана Купалы

Развитие внимания, мышления, смысло­вой памяти, воображе­ния, рефлексии

Производство бумаги

1 ч.

История возникнове­ния бумаги. Современ­ное производство бумаги

Развитие внимания, быстроты реакции, слуховой памяти, мышления, воображе­ния, рефлексии

Индивидуальная углублённая диагностика учащихся

2 ч.

Итого

34 ч.

Учебно-методическое обеспечение

Проведение занятий в 1-4 классах подкрепляется учебно - методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя, включающего программу курса: Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие,1 – 4 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2011. – 198 с.

Список литературы

1. Ануфриева А.Ф.,. Костромина С.Н Как преодолеть трудности в обучении детей. – СПб.: Речь, 2003. – 247с.

2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – 2-е изд.- М.: Генезис, 2001.- 352 с.

3. Глазунов Д.А. Психология. 1 – 3 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/ авт.-сост. Д.Глазунов. – М.: Глобус, 2008. – 240 с. – (Школьный психолог).

4. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещении: Владос, 1994. – 320 с.

5. Зак А.З. Интеллектика Тетрадь для развития мыслительных способностей 1 – 4 класс

6. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие: Хрестоматия. – Изд. 2-е, исп. и доп. – СПб: Речь, 2007 – 168 с.

7. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4 –е изд., стер. –М.: «Ось – 89»,2008. – 272 с.

8. Мамайчук И.И. Психокорекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2004. – 400с.

9. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998.

10. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие,1 – 4 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2011. – 270 с.

Цифровые образовательные ресурсы:

«Сетевой класс Белогорья» http://belclass.net