Лето

Как пишется тьютор. Кто такой тьютор и для чего он нужен? Кто может быть тьютором

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Историческая справка Термин «тьютор» в переводе с английского «tutor» значит «домашний учитель, опекун». Тьютор – это наставник, который сопровождает ребёнка в процессе освоения им новой деятельностью и организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории ребёнка. Тьютор – персональный сопровождающий ученика с особенностями развития. Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов XII века и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах: Оксфорде и, чуть позднее, Кембридже. С этого времени мы уже можем говорить о тьюторстве как об исторически сложившейся форме университетского наставничества.

3 слайд

Описание слайда:

В настоящее время у нас в стране специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста (Последняя редакция приказа зарегистрирована в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. (№ 18638), изменения касаются только оформления приказа - Приказ Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

4 слайд

Описание слайда:

Тьютор: - Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися. - Сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее). - Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования. - Создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения. - Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

5 слайд

Описание слайда:

Большое значение имеет первое знакомство с ребенком. Тьютор формирует доверительные отношения с подопечным. Для этого: часто обращается к ребенку по имени; часто смотрит ребенку в глаза; использует телесное подбадривание – похлопывание по плечу и т.д.; использует приемы массажа пальцев руки (если ребенок много писал и устал), мышц плеч, спины для расслабления или, наоборот, активизации; следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату).

Кто такой тьютор? Что это за профессия, из какой она области и зачем она нужна? Чем занимается тьютор?

Первая мысль, которая приходит в голову — очередная новомодная профессия, о которой в нашей стране ничего не слышали. Если о ней раньше ничего не слышали, нужна ли она вообще?

Тьютор — это личный наставник или куратор школьника, студента, новичка на предприятии. Сегодня тьюторы появляются во многих московских школах, внедряясь в систему нашего образования со школьного звена. У нас на таких специалистов родители смотрят с недоверием, а вот за рубежом, в Америке или Англии, эта профессия широко распространена.

Кто такой тьютор расскажет это короткое видео:

Нельзя сравнивать тьютора с учителем, так как цели их работы тоже различны. Наставник основной целью ставит индивидуальное обучение ребенка, школьника, студента. Его задача — организационный процесс индивидуального обучения, правильный психологический настрой подопечного, подготовка расписания занятий в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Индивидуальный тренер обязан найти подход к любому ребенку, вне зависимости от уровня его успеваемости и поведения, наладить с ним более глубокий психологический контакт, позволяющий разобраться в том, что ребенку в действительности интересно, и понять, какими талантами он обладает.

Подобный подход позволяет еще на раннем этапе провести профориентацию школьников и направить их на изучение необходимых в будущем предметов и наук.

Тьюторы пришли к нам из университетов Кембриджа и Оксфорда, где они считались связующим звеном между студентами и профессорами. Личные наставники следили за тем, какой курс выбрали их подопечные, какие предметы они посещают и как эффективно они занимаются самообразованием. В их задачу также входила адаптация подопечного в университете, выбор подходящих курсов для слушания, составление расписания учебного процесса, подготовка к экзаменам. Однако, тьюторы не являются индивидуальными консультантами — они работают с группами студентов, уделяя каждому из них достаточно внимания.

Где в России работают тьюторы?

Как правило, в частных школах. В общий образовательный процесс эта профессия еще не вошла. Часто наставники работают с детьми с ограниченными возможностями, когда стандартное обучение невозможно.

Сложностью этой работы является то, что возникает необходимость четкого распределения обязанностей и времени, так как необходимо оказать равное внимание каждому подопечному. Каждого нужно поддержать, настроить на обучение, помочь наладить общение в коллективе, решить организационные вопросы, разъяснить, как занять свое место в жизни даже человеку с ограниченными возможностями, вдохнуть в него стремление развиваться и силу воли. Принято считать, что наставник всегда поможет решить сложную ситуацию, связанную с учебой, расскажет, как поступать и что делать.

Однако есть один минус — в России практически нет подобных специалистов, а также очень мало учебных заведений, которые проводят профессиональную переподготовку кадров по данной профессии. Из-за нехватки профессиональных кадров функции наставников при работе с детьми — инвалидами берут на себя родители, социальные работники, педагоги школ, волонтеры. Наставник приучает детей к самостоятельности, объясняет, как жить с особенностями и выстраивать отношения со здоровыми людьми и окружающим миром.

В отличии от России, в Америке и Европе тьюторы работают со всеми желающими. За рубежом каждый студент знает, что по любому вопросу, связанному с образовательным процессом, он может обратиться к своему куратору.

Каковы требования к кандидатам на должность тьютора?

Этот человек должен хотеть помогать другим людям и, преимущественно, детям. Он должен быть всегда в хорошем настроении, доброжелателен и позитивно настроен, относиться к воспитанникам как к равным. Все эмоции и недовольства придется держать при себе, контролировать свою мимику, жесты, поведение. Коме этого, при работе с детьми необходимо хорошо разбираться в педагогике, быть психологом для каждого подопечного, знать и уметь применять методики коррекционного развития. Также тьютор для школьников и детей детсадовского возраста должен иметь высшее педагогическое образование со специализацией «тьюторское сопровождение образовательной деятельности».

Преподаватель кафедры ООТ

Тьютор как новая профессия в образовании

В современной российской школе появилась новая должность и соответственно новая педагогическая позиция – тьютор.

Заметим, что понятия «тьютор» и «тьюторство», «тьюторское сопровождение» не являются в строгом смысле новыми для достаточно большой части педагогического сообщества. С 1996 года в Томске проводятся Межрегиональные научные тьюторские конференции, по материалам которых выпущены сборники научных докладов и методических разработок. В сфере дистанционного образования взрослых и профессионального повышения квалификации тьюториалам и индивидуальным тьюторским занятиям отведена большая часть учебного времени. В прессе, освещающей заказы на образовательные услуги, достаточно часто встречаются упоминания о гувернерах-тьюторах в качестве индивидуальных репетиторов.

С 2002 года на кафедре открытых образовательных технологий Московского института открытого образования открыты курсы повышения квалификации, на которых учителя знакомятся с понятием «тьютор» и осваивают различные виды деятельности , характерные для этой специальности. В 2010 на кафедре открыты курсы профессиональной переподготовки педагогических кадров по специальности «тьютор в сфере образования».

«Тьютор» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология слова «тьютор» - tutor (от латинского глагола tueor - «смотреть», «надзирать») связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж». От его варианта с приставкой «inturor» произошло слово «интуиция».

В чем базовая принципиальная особенность образования, сердцевиной которого является тьюторство?

Тьюторство – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. Главные «движущие силы» в такой системе – это педагог-тьютор и обучающийся, его подопечный. Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия обучающегося. Главный инструмент обучения и воспитания в такой образовательной системе и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора – создание индивидуальной образовательной программы . Эта программа постоянно уточняется и корректируется, изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений обучающегося на пути освоения знаний. Стержневое понятие такой педагогики – уникальность человеческой личности, ее предназначения (в том числе и профессионального) и связанное с этим понятием индивидуализация образования.

Итак, тьютор – это педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (, д. п.н., профессор МПГУ, президент тьюторской ассоциации в России.)

Исходя из данного определения, принцип индивидуализации лежит в основе тьюторской работы. Однако зачастую и в теории, и на практике происходит путаница хорошо известного и достаточно разработанного принципа «индивидуального подхода» и рассматриваемого «процесса индивидуализации», а вслед за ней очевидная подмена смыслов, которая ведет к искажению целей и результатов педагогической деятельности.

Рассмотрим каждое из понятий с точки зрения трех составляющих: субъекта обучения - учащегося, средств обучения – методов и приемов и знания, то есть содержания образования. На необходимость и в каком-то смысле обреченность индивидуального подхода в обучении указывал еще в «Великой дидактике». Уже тогда знаменитый пансофик продемонстрировал глубокое понимание того, что все люди – разные. А поскольку цель всеобщего обучения формулировалась как «обучить всех – всему», то есть каждого словно подтянуть, «подтащить» к единому знанию, то эту «разность» нужно преодолеть, нивелировать с помощью специально подобранных средств – методов обучения.

Исторически обоснованная иллюзия о том, что «всех всему» обучить в принципе можно, что видимый и доступный мир познаваем, а сумма знаний постоянна и неизменяема, постепенно развеивается. Однако общая схема индивидуального подхода (выросшая из данного принципа) остается неизменной. Учащиеся «разные», так как у каждого собственный ведущий тип восприятий, но научить необходимо всех одному и тому же. Итак, содержание общее, учитель выбирает адекватные методы и средства, подходы к обучению в зависимости от индивидуальных особенностей учеников.

Принцип индивидуализации состоит в том, что каждый из обучающихся проходит собственный путь к освоению того знания, которое именно для него является более необходимым. Цель педагога - помочь каждому определить собственный путь к области знания, нужной для него. С каждым обучающимся «по-разному двигаться к разным областям знания». Особенно актуален этот тезис в контексте профильной школы. Каким образом и в каком объеме должна преподаваться математика в гуманитарных классах, в классах естественно-научного профиля, физико-математического? А если учащийся считает для себя, для своего будущего равно важными занятия по математике, истории архитектуры и музыки, какова должна быть особенность его образовательной траектории? Учет и соблюдение принципа индивидуализации предполагает построение наряду с классно-урочной системой (в свете максимального использования и развития ее возможностей) педагогики открытого образования.

Открытость как специфическое качество системы образования в данном контексте понимается в качестве организационно-педагогического условия. Речь идет о предоставлении возможности самостоятельного выстраивания учащимся своей образовательной программы. Отметим, что открытость отличается от вариативности . Принцип вариативности развивает культуру выбора из готовых, предложенных кем-то вариантов: кружков в дополнительном образовании , факультативов и элективных курсов. Вариативность - принцип выстраивания учебного плана (как компонента программы).

Открытость – образовательной программы. В перспективе открытости весь окружающий мир для ребенка начинает обладать образовательным потенциалом. Ученик сам реализует познавательный интерес, выбирает желаемое из многообразия всего, что для него на данный момент существует. Самостоятельно – отнюдь не значит стихийно и бесконтрольно. Тьютор оказывает тщательно спланированное и организованное сопровождение. Тьютор учит искать эффективные ходы, задавать грамотные вопросы, а главное, осмысливать полученный опыт, его успешность или ограниченность, уязвимость. Задача наставника-тьютора - научить подопечного планировать собственную деятельность, осуществлять ее анализ, самостоятельно ставить задачи собственного развития, намечать перспективы роста.

Очевидно, что такая деятельность не может быть осуществлена в массовом порядке в пространстве школьного урока. Принцип открытости реализуется в преодолении школьного контекста, размывании школьных рамок, внешних границ. Изменение такого обыденного мыслительного стереотипа, согласно которому обучение – это то, что происходит в школе, регламентируется установленными учебниками, календарно-тематическими планами , школьными звонками. Открытость в образовании осуществляется в максимальном использовании образовательных ресурсов. Совместно с тьютором учащийся планирует и осуществляет индивидуальные исследовательские работы, участвует в групповой исследовательской деятельности . Реализует личные и коллективные проекты, анализирует опыт игровой деятельности. Традиционные уроки в этом случае получают иное освещение и наполнение для учащегося. Во-первых, он приходит туда со значимым для него вопросом, который сформулирован в ходе тьюторской встречи (вопрос может касаться как предметного материала, так и способа организации занятий, взаимодействия с другими учениками, учителем). Во-вторых, любое событие на уроке, которое произведет впечатление на ученика, будет непременно зафиксировано и осмыслено с помощью тьютора. Возможно, ретроспективно наполнено иным содержанием.

Например, учащийся 8-го класса, анализируя во время тьюторского часа наиболее неудачный, с его точки зрения, урок, обратил внимание на то, что неуспех связан с его неумением быстро и разборчиво вести записи. Был сформулирован рабочий вопрос: «Какие существуют эффективные способы ведения конспекта?». Согласно базовой тьюторской технологии (ведущий инструмент – вопрос: «А как ты думаешь, где можно найти ответ?») учащийся составил карту предполагаемого поиска и запланировал миниисследование. Это было открытое интервью с одноклассниками, родителями, педагогами, а также с помощью тьютора была организована встреча со значимым для учащегося человеком, чье мнение и профессиональные навыки он считал безупречными. По результатам опросов был составлен личный план развития – «Мое золотое перо». Далее работа велась в двух направлениях: регулярное совершенствование моторных навыков письма и следующий виток исследования: сравнительный анализ обучения чистописанию в школах разных стран. Особенно привлекло учащегося иероглифическое письмо в современных Китае и Японии. В качестве прикладного проекта им были разработаны упражнения на основе восточной каллиграфии, цель которых «привести ум в порядок, дать ощущение легкости кисти руки».

Если функция учителя – передача знаний, воспитателя – формирование нравственных ценностей и норм, то тьютор осуществляет особый тип гуманитарного педагогического сопровождения – тьюторского сопровождения . Это сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования.

Понятие тьюторского сопровождения находится в ряду понятий «педагогическая поддержка», «педагогическое сопровождение», однако имеет существенный отличительный признак.

В ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус направлен на самостоятельное разрабатывание приемлемых для данной личности норм, которые затем обсуждаются с тьютором.

Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен сам совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и будут предметом совместного анализа. Например, учащийся идет в поход. Педагогическое сопровождение: четкий инструктаж, список необходимых предметов, знакомство с предстоящим маршрутом, распределение должностей и обязанностей, возможно, совместное планирование досуга и т. д.

Педагог-тьютор задаст вопрос: «Как ты думаешь, где (и когда) можно узнать о том, как подготовиться к походу?». И на основании уже имеющегося опыта поможет составить карту предстоящего поиска. Пообщаться с бывалыми туристами? Какие вопросы задать? Как поступить с полученной информацией? Всему ли следует безоговорочно доверять? Почитать готовые инструкции и советы? Как искать и работать с источниками? Совершить пробную «вылазку»? Сымитировать, проиграть предстоящий поход? Тьютор поможет спланировать подобный способ действий. А каким ты видишь активный отдых? Был ли у тебя подобный опыт? А чем для тебя экскурсия отличается от путешествия? Можно ли превратить самую скучную экскурсию в увлекательное действо?

Педагог-тьютор старается использовать практически любую ситуацию в качестве образовательного ресурса.

В осуществлении тьюторского сопровождения соблюдается ряд принципов .

В первую очередь следует отметить принцип модульности . Модуль понимается как завершенный цикл деятельности обучающихся. В соответствии с представлениями ряда исследователей (например, Дж. Дьюи) о ведущих формах познавательной активности детей выделяются три базовых образовательных модуля: исследовательский (его еще называют знаковым, научным), коммуникативный (в центре внимания – общение), игровой (или ролевой – в котором знания получаются через живое действие).

Формы работы в научном модуле: от простых и привычных в школьной жизни, однако вызывающих затруднения, до освоения технологии учебного исследования. От культуры составления доклада, сообщения, реферата, конспекта, анализа материала в учебных пособиях , составления библиографии и т. п. до прохождения полного алгоритма исследования с формулированием проблемы, выделением объекта и предмета исследования, выдвижением гипотезы, методов и приемов, планирования работы, анализ и публичная защита полученных результатов т. д.

Осваивая коммуникативный модуль, учащийся учит задавать вопросы, брать интервью, участвовать в групповых дискуссиях, круглых столах , конференциях.

Богатейший образовательный опыт несомненно можно приобрести, проигрывая вымышленные ситуации в деловой или ролевой игре, тренинге, на театральной сцене.

Задача тьютора – «провести» обучающегося через разные способы работы. Осмыслить успехи и неудачи. Путем анализа пройденного пути прояснить индивидуальный «образовательный профиль». Собственные предпочтения и попутно сформируются навыки работы в каждом модуле.

Следующий принцип – гибкость. Это проявляется в ориентации тьюторского сопровождения на расширение социальных контактов, неизменная поддержка инициативы в выборе способов деятельности.

Соблюдение принципа непрерывности позволяет обеспечить последовательность, цикличность, своевременность процесса развития познавательного интереса.

Учет принципа индивидуализации позволяет ориентироваться на личностные образовательные запросы учащегося, его особенности, интересы и склонности, общую направленность.

Открытость реализуется в создании условий для управления учащимся собственной познавательной и образовательной деятельностью .

Схему полного тьюторского действия можно представить, используя три измерения, например, отложив их на трех осях: ось X, ось Y, и ось Z.

Позиция педагога, осуществляющего тьюторское сопровождение, состоит в максимальном открытии перед ребенком возможностей окружающего мира, которые в дальнейшем помогут, во-первых, удовлетворить стихийно возникший познавательный интерес, во-вторых, сформировать особый комплекс умений – культуру работы с собственным образованием, выстраивание личной траектории.

Ось X – представляет собой шкалу так называемого инфраструктурного расширения. Это направление тьюторского сопровождения связано с расширением «образовательной географии»: учащийся в беседе с тьютором узнает о тех местах в социуме, где он может чему-либо научиться. Встречи, спецкурсы, тренинги, клубы, открытые семинары и конференции и т. п. Чрезвычайно важно: педагог-тьютор не предоставляет готовые перечни, варианты учебных занятий, а рисует карту вместе с ребенком, опираясь на актуальный на данном этапе уровень осведомленности. Случается, что источник информации находится совсем рядом и фактически доступен ребенку, однако тот даже не догадывается о его существовании либо не умеет воспользоваться такого рода услугами. Библиотека на соседней улице, в которой проходят научные и деловые встречи; факультатив либо элективный курс в другой школе, или классе, занятия в студии, семинары, куда можно прийти вольным слушателем.

Тьютор несомненно раздвигает границы, работая в зоне ближайшего развития. Однако в строгом соответствии с принципами тьюторского сопровождения темп, маршрут и характер движения задается обучающимся. Задача тьютора на этом уровне работы – так организовать общение с ребенком, чтобы проявить, сделать очевидным образовательный потенциал, плавно переведя его в доступный для работы ресурс. Разумеется, профессионал тьютор сам должен обладать полнотой информации, постоянно обновляя собственный инфраструктурный «ареал».

Например, учащийся заинтересовался научными разработками на стыке биологии и химии, тьютор помог выбрать подготовительные курсы в вузе и спланировал посещение конференции проектных исследований студентов 3-4 курсов, открытую лекцию по нанотехнологии, помог оформить подписку на тематическую рассылку (новости научного мира).

Ось Y отмечает продвижение в границах учебного предмета. Проникновение учащегося в разные области знаний. Задача тьютора – ввести юного исследователя в культурную традицию. Познакомить с типами специализаций в выбранной области. Например, Московская и Санкт-Петербургская лингвистическая школы, их отличие. В перспективе сопровождение познавательного интереса учащегося, его расширение и углубление, предельно раздвигает, расширяет предметные рамки.

Ось Z измеряет работу в антропологическом русле. Это объясняется осознанием, насколько важно понимать себя, свои силы, знать границы своих возможностей. Допустим, учащийся планирует стать врачом. Продолжить династию. Задача тьютора – так построить совместную работу, чтобы ребенку стало ясно, с какими трудностями (боязнь крови, физические нагрузки, сложный режим, общение с людьми) придется столкнуться и на какие собственные качества можно опереться, какой личный опыт использовать.

Тьюторское сопровождение разворачивается в виде единого цикла – взаимосвязанных этапов: диагностический, проектировочный, реализационный, аналитический . Каждый из этапов имеет свою специфику и способы работы педагога и учащегося.

На первом этапе происходит встреча тьютора с подопечным, выяснение образовательной ситуации. На данной начальной ступени особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности. Демонстрирует значимость интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего. Инструменты диагностики – педагогические. Разработаны специальные тьюторские методы и приемы: начало сбора портфолио, анкетирование, тестирование, свободное интервью, измерение имеющегося объема знаний по теме заявленного интереса. Учащийся готовит «Представление» выбранного интереса, рассказ о себе, историю возникновения интереса. В целом работа на данном этапе направлена на развитие и стимулирование мотивации образовательной деятельности.

Следующий шаг – проектирование предстоящей работы. Организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Тьютор помогает выбрать ведущий образовательный стиль (модуль) и спланировать его освоение. Составляется так называемая «карта» интереса. Собирается тематический портфолио, посвященный данной теме. Тьютор проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, сужении или расширении темы. Задача тьютора – поддержать самостоятельность мышления ребенка, активность, стремление отыскать собственный оригинальный способ решения поставленной задачи. Здесь развивается содержательно-деятельностный компонент познавательного интереса.

Третий этап - собственно реализация образовательного поиска и представление найденных сведений, полученных результатов. Защита-представление организуется разными способами: от устного 3-х минутного сообщения во время тьюториала (занятия в минигруппе, не более 15 учеников), классного часа , урока (тьютор поможет договориться с учителем-предметником) до специально оформленной презентации в период Конференции учебно-исследовательских и проектных работ, творческих фестивалей и т. п. Тьютор не вмешивается, оказывает консультации «по требованию».

Аналитический (условно завершающий) направлен на самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов. Это способствует развитию самооценки, умению рефлектировать собственные и чужие способы действия, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения. Удачно ли был сформулирован вопрос? Насколько полным и исчерпывающим оказался найденный ответ? Как учащийся оценивает эффективность выбранного ведущего образовательного модуля? Определяются перспективы продолжения поиска по той же теме, либо аргументируется отказ продолжать поиски.

На отдельной встрече организуется тьюторская консультация по итогам представления результатов - презентации. Анализируются трудности, возникшие во время доклада, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи с аудиторией. По возможности устраивается индивидуальное, а при желании учащегося и групповое, обсуждение видеозаписи выступления. Тьютор совместно с подопечным разрабатывают критерии удачного выступления, структуры анализа(устного и графического). Завершает цикл – планирование будущего поиска, фиксация пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней.

Основной инструмент тьюторской работы – вопрос. Уместно и вовремя поставленные открытые и закрытые вопросы, умение предельно сузить или наоборот расширить тему, применение техники активного слушания характеризуют профессионально организованное тьюторское занятие. Базовая технология – индивидуальная встреча, консультация. Используется групповая работа, метод анализа конкретных ситуаций (кейс-метод), технология модерации, тьюторское сопровождение познавательных интересов, проектной и исследовательской деятельности, целенаправленная работа с процессом самообразования подростков. В качестве отдельных технологий в групповой работе активно используются образовательный туризм («клуб образовательных путешествий») и тьюторское сопровождение коллективной творческой деятельности в сфере дополнительного образования.

Результаты, «материальные следы» совместной работы учащегося с тьютором фиксируются и сохраняются в портфолио – специально структурированной папке. Тьюторский портфолио, который ведется учащимся на протяжении нескольких лет, накапливая материал, структурируя его, видоизменяясь и помогая отслеживать этапы образовательного пути, является инструментом самооценки.

Педагог-тьютор организует сбор и анализ портфолио учащимся и одновременно ведет собственный портфолио, фиксирующий применяемые педагогические стратегии и их эффективность.

Литература

1. Ковалева сопровождение как управленческая технология. - Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов. – М.:АПКиПРО,2002.-с.69.

2. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. Специализированный учебный курс/, Теслинов А. Г, и др. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006.

3. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций..-Томск, 2005.

4. Школа персонального образования. Руководство для управленцев в сфере образования, педагогов, родителей. – М.: Институт учебника «Пайдейя», -2003.

Тьютор (англ. tutor в переводе с английского - педагог-наставник, опекун, попечитель.) (от лат. tueor - заботиться, оберегать.) — специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных. Однако миссия тьютора гораздо выше и масштабнее, чем простая помощь в учёбе. Профессия подходит тем, кого интересует психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Для России тьюторство - принципиально новый вид педагогики. Хотя есть множество областей, где оно находит своё примернение: социальная работа с проблемными семьями, детсады, школы, колледжи и вузы, инклюзивное образование и дистанционное.

Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Чем это отличается от индивидуального подхода? Тем, что индивидуальный подход - это замечательная практика, когда учитель или воспитатель находит особый подход для каждого подопечного. Допустим, какое-то математическое действие не даётся ученику, и учитель находит новый способ объяснения. А индивидуализацией специалисты называют такую работу, когда ребёнку дают знания и умения, исходя из его собственных интересов.

Если традиционный педагог может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика, то тьютор на то и тьютор, чтобы найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге - нащупать своё призвание.

Как говорят специалисты, учитель работает ответами, а тьютор вопросами. Это особое умение.

В Европе и США такая система, при которой каждый учится по собственному алгоритму, широко используется в вузах. Такова, например, система в Кембриджском университете (Англия). В России она тоже нашла применение - в первую очередь, именно в школах. Хотя пока это похоже на эксперимент, т.к. дипломированных специалистов практически нет. Педагогические вузы начали готовить их совсем недавно.

«Особые» дети

В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребёнком жизненно необходимо. В первую очередь это касается инклюзивных школ и детских садов. Слово «инклюзивный» применительно к садику и школе означает, что их посещают не только практически здоровые дети, но и такие, которым требуются особые условия. Это дети с так называемыми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть заметные интеллектуальные проблемы, он может учиться среди обычных сверстников, у которых таких проблем нет. Но для этого ему нужна помощь тьютора-воспитателя. Другое название - воспитатель-сопровождающий.

Во-первых, ребёнку нужна физическая помощь. Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, глухому или слабослышащему - усваивать информацию с помощью специальной аппаратуры или языка жестов и т.д. Но тьютор - не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в классе. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда - время от времени, на определённых уроках и занятиях. Главная задача такого педагога - поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.

Тьютор-воспитатель помогает подопечному установить контакт с другими детьми. А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им помогать.

Тьютор также проводит дополнительные занятия со своими подопечными, координирует работу всех специалистов группы сопровождения - логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК.

Если всё организовано правильно, совместная учёба здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей. Ведь должна же когда-нибудь Россия стать страной равных возможностей, удобной для жизни, где отношения между гражданами строятся на доброте и доверии. А покуда «обычные» и «особые» люди прячутся друг от друга, этого не случится.

Сегодня, в начале второго десятилетия XXI века, Россия отстаёт от цивилизованного мира.

Дипломированных тьюторов мало, педагогами-сопровождающими в школах работают подготовленные социальные педагоги, воспитатели и даже родители детей с ОВЗ. А также волонтёры - студенты, ученики старших классов, - которые на рассчитывают на какие-то блага лично для себя, а просто хотят помочь или научиться чему-то новому. Но мама в качестве тьютора - это риск чрезмерной опеки, которая тормозит развитие малыша. А волонтёр на то и волонтёр, что он не может посвящать этому благородному делу всё своё время. Кроме того, обычно роль волонтеров сводится к тому, что они оказывают физическую помощь и помогают (что тоже очень важно) в общении с одноклассниками. А о профессиональной педагогической помощи тут речь не идёт.

Так что потребность в профессиональных тьюторах очевидна. И со временем она будет только расти.

Альтернативные школы

Помимо инклюзивных школ тьюторская система работает в школах, где применяется домашнее обучение (дистанционное обучение). Педагоги-тьюторы нужны в инновационных школах с альтернативным подходом к образовательному процессу.

Рабочее место

Как уже сказано, российские тьюторы работают в основном в школах и детских садах с инклюзией или альтернативными программами.

Тьюторами в вузах работают педагоги высшего образования работают. Такие должности характерны для многих зарубежных университетов.

Оплата труда

Зарплата на 04.06.2019

Россия 17000—40000 ₽

Москва 33000—80000 ₽

Важные качества

Профессия тьютора предполагает желание помогать. А при работе с «особыми» детьми необходимо безусловное приятие этих детей. Раздражительность и властность, свойственные многим учителям, в этой профессии неуместна.

Знания и навыки

Тьютор должен владеть педагогическими методиками, методиками индивидуального планирования учебного процесса. При работе в инклюзивном детском саду или школе необходимы познания в области специальной (коррекционной) педагогики.

Обучение на Тьютора

Приглашаем педагогов пройти обучение в Высшей школе технологии и управления (ВШТУ). Обучение проходит в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий, что позволит совмещать учебу с работой. Образовательная деятельность ВШТУ лицензирована и соответствует профстандартам. Сейчас у вас есть возможность получить скидку 50% по промокоду uchitel50. Стоимость с учетом скидки на составит 4 975 рублей, а на – всего 1 000 рублей. Успейте пройти профессиональное обучение по самой низкой цене!

Курсы профессиональной переподготовки в Современной научно-технологической академии позволят получить новую специальность по направлению на базе уже имеющегося какого-либо образования. Выдается диплом установленного образца.Обучение проводится заочно с применением дистанционных технологий.

Тьютор - кто это, чем он занимается, для чего, вообще, нужен? Подобная мысль возникает в головах большинства людей. В последнее время появилась мода на иностранные слова, многие сейчас добавили в свой словарный запас такие термины, как "ребрендинг" (изменения), "коучинг" (индивидуальные занятия) и др. Тьютор (от английского tutor) - учитель, воспитатель, наставник, личный куратор ученика. В отечественной системе образования такие специалисты являются новшеством, заморской диковинкой, а вот в Европе и Америке они пользуются огромным спросом.

Тьютор - кто это?

Многие путают тьютора с учителем, но это не совсем правильно, потому как у этих специалистов хоть и схожие направления деятельности, но цели разные. Куратор служит связующим звеном между преподавателем и учеником, главная его цель - сопровождение и качественное обеспечение детей детсадовского возраста, школьников, студентов. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, проконтролировать расписание, психологически настроить подопечного на продуктивную работу.

Очень часто учителя не занимаются нерадивыми учениками, не проявляющими способности к предмету. Деятельность тьютора заключается в том, что он обязан найти подход к ребенку, узнать, что именно ему интересно, чем он хочет заниматься. Куратор часто помогает подопечному найти свой путь в жизни, раскрыть свои способности и таланты. Не понимает школьник математику, физику, но проявляет способности в гуманитарных науках, имеет развитую фантазию, значит, не надо ребенка заставлять учить все подряд, стоит направить его энергию в нужное русло. Возможно, благодаря такому подходу в будущем вырастет прекрасный писатель.

Немного истории

Термин «тьютор» появился в Европе еще в XIV веке. В те времена в Кембридже и Оксфорде такие специалисты выполняли задачи наставников, служили связующим звеном между студентами и профессорами. В Средние века больше всего ценилась свобода, поэтому такое посредничество было просто необходимо. Студенты могли свободно переходить с курса на курс, самостоятельно выбирать предпочтительные предметы. В свою очередь, куратор помогал сопоставлять подопечного и требования, предъявляемые к экзаменам по выбранным предметам. Студент занимался самообразованием, а наставник контролировал этот процесс.

В XVIII веке задачи тьютора обрели четкие границы, тьюторство основательно закрепилось в английской образовательной системе. Специалист сопровождал учащегося на протяжении всего учебного процесса, помогал ему адаптироваться в университете, советовал, какие курсы лучше выбрать, составлял план занятий, готовил к экзаменам.

Обязанности тьютора

В Европе и Америке кураторы работают практически во всех образовательных учреждениях, в России - в основном в школах, да и то экспериментальных. Часто тьюторы взаимодействуют с детьми с ограниченными возможностями, поэтому они должны не только контролировать учебный процесс, но и оказывать физическую помощь, например, помогать передвигаться, разговаривать с подопечным при помощи языка жестов или с использованием специальной аппаратуры. В то же время следует понимать, что наставник не должен быть нянькой, он может быть приставлен не к одному ребенку, а к группе, и каждому должен уделить ровно столько времени, сколько того требует учебный процесс.

Тьютор обязанности свои должен распределить правильно, чтобы успевать охватить всех подопечных. Главная его задача - поддерживать стремление к учебе и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт с одногодками ученика. Благодаря тьюторам из инвалидов вырастают умные, смышленые и независимые люди, которые находят свое место под солнцем.

Где применяются знания и навыки наставника?

Тьютор - кто наставник, помощник, советчик и просто друг, который всегда подскажет, что и как нужно делать, поможет найти выход из любой ситуации. В России эта профессия не пользуется особой популярностью и только входит в моду. Специалистов с соответствующим образованием сегодня практически нет, поэтому помощь детям с ограниченными возможностями оказывают волонтеры или родители.

Конечно, это неправильно, потому что настоящий куратор - не только помощник, но и учитель, психолог, который помогает ребенку найти свое место среди сверстников, определиться с будущим призванием. Тьюторы работают в школах, университетах, также они могут заниматься с подопечными на дому. Это всесторонне развитые люди, которые в состоянии подтянуть ребенка по всем предметам. Такие специалисты должны быть знакомы с психологией, потому что все дети разные, а ведь к каждому нужно найти подход, отыскать ключик к сердцу.

С кем работает тьютор?

В Европе и Америке тьюторы работают абсолютно со всеми. У каждого студента есть личный куратор, к которому он может обратиться с любым вопросом. В России такая практика еще не распространена, поэтому наставников можно увидеть, в основном, в экспериментальных школах. Поскольку работа тьютором предполагает поиск индивидуального подхода к ученику, такие специалисты помогают инвалидам.

Например, если ребенок плохо видит, слышит, нуждается в физической помощи из-за ДЦП или перенесенной травмы, то это отнюдь не значит, что он отстал в развитии и у него интеллектуальные проблемы. Такие дети могут учиться в обычных школах вместе со здоровыми одноклассниками, но им нужен наставник, который поможет адаптироваться, приучит к самостоятельности. Учитель-тьютор выполняет благородную миссию, показывая своим примером, как нужно относиться к инвалидам. Здоровые дети перестанут прятаться от чужих проблем, научатся помогать людям с ограниченными физическими возможностями, а больные поймут: они не одиноки и вполне могут самостоятельно выжить в этом мире.

Качества, знания и навыки тьютора

Тьютор - кто это, какими качествами, навыками и знаниями должен обладать такой специалист? Нужно понимать, что куратором может стать лишь человек, желающий помогать другим. Многим учителям свойственна раздражительность, властность по отношению к детям, тьютор такое поведение себе позволить не может, потому что в большинстве случаев работает с особенными подопечными, да и к здоровым ребятам он должен относиться по-дружески, а не смотреть на них свысока.

Безусловно, кураторы должны владеть педагогическими методиками, уметь планировать учебный процесс. Если специалист работает в инклюзивной школе или детском саду, значит, он должен иметь знания в области коррекционной педагогики.

Где готовят кураторов?

Если в европейских странах проблем с поступлением на специальность "тьютор" не возникает, то в российских вузах такого отделения порой днем с огнем не найти. В России сравнительно недавно начали готовить специалистов данного направления, да и абитуриенты по незнанию не спешат сдавать документы. Чтобы стать дипломированным тьютором, необходимо окончить педагогический вуз, кафедру образовательной деятельности.

Нужны ли тьюторы вообще?

Нужны ли тьюторы в наше время? Сегодня многие спорят, надо ли вводить в образовательный процесс должность тьютора, ведь это тот же преподаватель, только он ориентирован не на группу учеников, а на конкретную личность. Безусловно, кураторы нужны, ведь они не только учителя, но и психологи, которые сопровождают, контролируют, адаптируют и помогают ребенку. Благодаря таким специалистам дети могут еще в детстве определиться с направлением исследовательской и творческой деятельности, со своими предпочтениями. Тьютор организовывает подопечному комфортные условия для обучения и развития. Благодаря внедрению в систему образования таких специалистов можно кардинально изменить учебный процесс.