Лето

Формы конфликта ребенка в социуме. Педагогический конфликт и способы его разрешения. Экспериментальное изучение особенностей

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Детские конфликты и способы их разрешения

Детские ссоры из-за совочка, машинки или права первому покачаться на качелях... С ними сталкиваются все родители без исключения. И это абсолютно нормальное явление. Когда ребенок попадает в детский коллектив, возникают конфликты. Но именно через них дети учатся общаться, строить отношения и вместе играть, не ущемляя интересов другого. Но если одни малыши ссорятся только время от времени, то другие постоянно не могут найти контакта со сверстниками, отнимают игрушки, дерутся. Как правильно реагировать, когда дети ссорятся, как им помочь разрешить конфликт и почему это происходит? Детские конфликты и способы их разрешения - тема разговора на сегодня.

ДВОЕ ССОРЯТСЯ - ТРЕТИЙ НЕ МЕШАЙ?

Родителям необходимо понять, что конфликты - неизбежный этап взросления малыша, так как самостоятельно находя выход, он учится лучше понимать и чувствовать эмоции других людей, идти на компромисс. Когда возникают первые ссоры, нужно вести себя с ребенком спокойно и твердо. Если малыш толкает другого кроху, отнимает игрушку, кусается, лучше немедленно прекратить эти действия, не допуская обострения ситуации. Малышам старше трех лет можно дать возможность разрешить спор самостоятельно, это позволит им приобрести неоценимый опыт урегулирования конфликтов. Конечно, взрослый должен ненавязчиво контролировать этот процесс. Если вы чувствуете, что страсти накаляются, и маленькие «воины» готовы ринуться в драку, необходимо вмешаться. В этом случае нужно успеть удержать руку обидчика, не давая возможности стукнуть другого малыша. Обязательно подкрепите свои действия резким «Нельзя»! Детей, имеющих прошлый опыт негативного отношения родителей к своему агрессивному поведению, может остановить и строгий оклик взрослого. Не растаскивайте детей, лучше поставьте между ними руку и скажите, что не позволите им драться, но они могут поговорить о том, что происходит. Не пытайтесь выяснить, кто первый начал и что, собственно, произошло, пока дети не успокоятся. Заберите игрушку, из-за которой вышла ссора, и объясните обоим, что отдадите ее тогда, когда они смогут спокойно поговорить друг с другом. Когда дети успокоятся, предложите им обсудить, что же произошло. Отношение взрослого к детям должно быть спокойным и уважительным. Помните, в этой ситуации вы - незаменимый помощник, а не строгий судья! Именно вы должны «разруливать» детские конфликты и искать способы их разрешения. Если дети в процессе «разбора полетов» обращаются со своими высказываниями к взрослому, нужно объяснить им, что обсуждать ситуацию они должны между собой. Например: «Скажи, пожалуйста, это не мне, а Мише, хорошо?» Вовлекая детей в процесс налаживания отношений, попытайтесь выяснить, кто чего хочет, из-за чего возникла ссора, а также объясните, как можно было разрешить конфликт мирным путем. Дети должны принимать в обсуждении активное участие, предлагая свои варианты решения. Но такие, которые не ущемляют права одного из них. Такое обсуждение помогает приобретению навыков налаживания взаимоотношений со сверстниками, придает уверенности в себе и учит понимать и принимать во внимание чувства и желания другого человека. После обсуждения принимается общее, приемлемое для всех решение. Хорошо посмотреть на исчерпанный конфликт со стороны и всем вместе обсудить, как его можно было избежать. В завершение не забудьте похвалить и поддержать детей за проявленную активность, выделите ценность каждого из предложений. Это поможет малышам осознать свой вклад в мирное разрешение ситуации. Учите детей меняться игрушками, это позволит избежать конфликтов и со временем научит понимать ценность совместной игры.

ЕСЛИ ДЕЛО ДОШЛО ДО ДРАКИ...

Чаще это происходит в семье, где растет двое детей с небольшой разницей в возрасте. В этом случае взрослому приходится действовать, когда уже «все свершилось». Несмотря на это, нужно показать ребенку, что такое поведение недопустимо. Резкие слова в адрес обидчика и участливое внимание к пострадавшему поможет понять, что проигрывает тот, кто ведет себя подобным образом. Здесь важны также два момента: во-первых, ваши слова должны быть направлены в адрес негативного поведения, а не личности ребенка (не «Ты - драчун!», а «Ты поступил плохо!»), во-вторых, в обычное время «обидчик» должен пользоваться таким же вниманием и участием родителей. Не заставляйте ребенка извиняться, к этому решению он должен прийти сам. Можно использовать прием «тихий угол» - отослать ребенка успокоиться в угол или в другую комнату, но «ссылка» не должна длиться больше двух-пяти минут. Надо сказать, что этот прием не работает для детей помладше, вряд ли они поймут логическую связь между их поступком и удалением. В этом случае лучше, строго глядя в глаза ребенку и крепко взяв его за руки, сказать: «Драться нельзя!» или «Нельзя кусаться!» Не растягивайте наказание на целый день и не пытайтесь долго читать морали и обвинять ребенка, малыш в таком состоянии вряд ли поймет, о чем вы ему говорите. Самое приемлемое - выразить свое негативное отношение к поступку и как можно быстрее закончить этот неприятный инцидент. Также недопустимо провоцировать обиженного ребенка на ответные агрессивные действия: «Пойди и дай сдачи!» Эти слова малыш может растолковать как «инструкцию по применению» и единственно верный способ разрешения конфликтов. Ни в коем случае не используйте угрозы и агрессивные действия в отношении детей, это только утвердит их во мнении, что прав тот, кто сильнее физически. Помните также, что, как правило, в конфликте виноваты оба ребенка. Поэтому, если нет ярко выраженной «пострадавшей стороны» лучше развести по разным комнатам обоих детей, подкрепив это действие словами: «Если вы не можете играть спокойно и не ссориться, играйте каждый по отдельности». Не принимайте чью-либо сторону в детских конфликтах и при способах их разрешения. В спорной ситуации оба ребенка чувствуют себя раздраженными и обиженными и одинаково нуждаются в вашем сочувствии. Как правило, дети быстро забывают о ссоре. Побыв в одиночестве какое-то время и успокоившись, они начинают скучать друг по другу.

СТАРШИЙ И МЛАДШИЙ - У КАЖДОГО СВОЯ ПРАВДА

Если вы замечаете, что чаще пострадавшей стороной в конфликтах детей является младший ребенок, не торопитесь наказывать старшего. Часто младший ребенок буквально «доводит» старшего, провоцируя его на драку, так как он младше и родители скорее пожалеют его, нежели старшего. Это в определенной степени манипуляция.

Старшему ребенку в этом случае следует объяснить, что младшему нравится управлять его эмоциями и его поведением. Поэтому старшему нужно постараться не поддаваться на эти провокации. Также лучше не наказывать и не ругать старшего ребенка в присутствии младшего, а разобрать суть конфликта с ним с глазу на глаз. Старший ребенок становится автоматически «большим», когда появляется младший. Но он не обязан быть всепрощающим и снисходительным! Командные нотки в голосе старшего по отношению к младшему - маркер нашего же обращения и отношения к собственным детям. Старшие охотно подражают властным интонациям родителей или используя силу по отношению к младшему. Поэтому родителям применять власть и силу по отношению к детям неприемлемо. Старайтесь подчеркивать положительные моменты в отношении детей к друг другу. Чаще просите старшего ребенка помочь младшему, научить его чему-нибудь новому. Проследите, чтобы он не повышал голос на младшего. Но не превращайте его в няньку! Только в доверительной беседе со своими детьми и полном принятии каждого из них как личности, мы можем заложить в детские души понимание и уважение к брату или сестре.

ПОЧЕМУ ОН СЕГОДНЯ ТАКОЙ ВРЕДНЫЙ?

Иногда родители теряются в догадках, почему малыш на пустом месте раздражается, не слушается, ведет себя агрессивно по отношению к другим детям. Причина может быть в его переживаниях, оттого что в семье не все спокойно. Он не может понять, почему взрослые кричат друг на друга или почему папа хлопнул дверью, а мама плачет. Накопившееся напряжение и беспокойство малыш переносит на других детей: они подспудно начинают раздражать его и становятся «виноватыми» в том, что ребенку так плохо. Он не может этого выразить словами, поэтому свою нервозность выплескивает в конфликте, получая разрядку негативных эмоций, накопившихся в детской душе. Как правило, после таких ссор и драк ребенок не может объяснить конкретных причин своего крайне агрессивного поведения. Также дети могут использовать конфликт для привлечения внимания взрослых, и подсознательно пользуются этим, чтобы получить что-либо от родителей. Возможно, ребенку не хватает вашего внимания и заботы. Малыш провоцирует других детей на конфликт, доводит ситуацию до драки, но, получив отпор, бежит жаловаться маме. Теперь он может «оправданно поплакать», а мама непременно пожалеет его, приласкает. После этого он успокаивается. Подумайте, может быть, ваш ребенок хочет, что­бы вы проводили с ним больше времени, нуждается в более близком эмоциональном контакте с вами? Если малыша часто критикуют и ругают дома, он также может выплескивать свою обиду и раздражение на других детей. И наоборот, если ребенка чрезмерно опекают и хвалят, он является «пупом земли» в собственной семье, желания которого тут же исполняются, он может не найти понимания у сверстников. Ведь он ждет такого же отношения от всех окружающих, но, естественно, не получает его. Тогда, ребенок начинает добиваться желаемого, провоцируя постоянные конфликты и ссоры. Поэтому, пытаясь научить ребенка навыкам эффективного общения, подумайте, что необходимо изменить в собственной семье, поведении и отношении к малышу. Хочется отметить, что детские ссоры заслуживают вашего внимания! Корректное вмешательство и помощь в поиске компромисса - залог того, что к школьному возрасту ваш ребенок в большинстве случаев научится самостоятельно находить выход из конфликтов. А если понадобится ваша помощь, то малыш всегда будет чувствовать надежное и крепкое плечо любящих, внимательных и заботливых родителей! конфликт детский напряжение негативный

СОВЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Надоели постоянные детские ссоры и конфликты? И взрослым, и детям надо набраться терпения, научиться находить компромиссы и постараться запомнить эффективные приемы разрешения конфликтов.

* Не обсуждайте и не жалуйтесь при своем ребенке другим взрослым на его негативное поведение. Он может утвердиться во мнении, что ничего изменить нельзя, и конфликты неизбежны.

* Старайтесь лишний раз не напоминать ребенку о состоявшихся недавно ссорах и конфликтах, чтобы не настраивать его тем самым на враждебный лад.

* Обращайте внимание вашего малыша на эмоции и чувства других детей, в каком они пребывают настроении, чем занимаются. Например: «Смотри, как Володя нахмурил брови, наверное, он сейчас чем то недоволен. Давай поиграем с ним, когда у него настроение наладится. А вот Леночка улыбается, поиграй пока с ней!» Хорошо купить настольную игру «Азбука эмоций». Она поможет ребенку отличать эмоции по мимике, что способствует лучшему пониманию настроения и состояния других детей.

* Демонстрируйте пример эффективного общения. Не конфликтуйте при ребенке с домашними, не ругайтесь и не ссорьтесь с малышом, старайтесь выдержать паузу, если ситуация на грани конфликта.

* Эффективным приемом разрешения конфликта из-за игрушки, может быть «повременное» пользование ею. Помогите понять, что невозможно обладать одной игрушкой двум детям сразу, если вещь только одна. Можно разделить на две половинки яблоко, но нельзя поделить игрушку. Ведь тогда она будет непригодна для игры! «Очередность» научит детей терпению и умению находить компромисс.

* Игры на снятие напряжения и разрядки накопившихся негативных эмоций очень подойдут для конфликтных детей. Чтобы их успокоить, можно использовать элементы релаксации, психогимнастики и игры с водой и песком.

* Дайте возможность детям жаловаться (но ни в коем случае не ябедничать!), только если это происходит до ссоры. Они научатся советоваться и просить помощи у взрослых, не доводя ситуацию до драки.

* Постарайтесь спокойно проанализировать, что является истинной причиной конфликтности вашего малыша. Это поможет найти эффективные способы коррекции с помощью совместной работы с детским психологом.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Конфликты в деловом общении. Понятие "конфликт", типы и уровни конфликтов. Причины и источники конфликтов в организации. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Способы разрешения конфликтов. Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2008

    Конфликты как закономерное явление в жизни людей. Управление ситуацией с деструктивными последствиями. Природа конфликта в организации и факторы конфликтности. Стресс и его снижение. Обоснование эффективных способов разрешения конфликтной ситуации.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2015

    Конфликт и конфликтная ситуация. Формы и способы разрешения конфликтной ситуации. Периоды и этапы динамики конфликтов. Методы преодоления конфликтной ситуации. Стратегии поведения в конфликте. Факторы, препятствующие возникновению и развитию конфликта.

    контрольная работа , добавлен 09.10.2008

    Теоретические основы конфликтов и их конструктивного разрешения в подростковом возрасте. Проблема конфликтов в психолого-педагогических и социологических исследованиях. Механизм разрешения конфликтов в подростковой среде. Диагностика уровня конфликтности.

    дипломная работа , добавлен 10.09.2014

    Формирование личности младшего школьника в семье. Характеристика многодетной семьи. Изучение основных причин возникновения семейных конфликтов. Психологические особенности детей из конфликтных семей. Профилактика и способы разрешения семейных конфликтов.

    дипломная работа , добавлен 13.03.2013

    Понимание конфликта в психологии. Детские конфликты и причины их возникновения. Психологические особенности правосознания в дошкольном возрасте. Теоретические и практические аспекты правового сопровождения разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.

    дипломная работа , добавлен 04.09.2014

    Современная психологическая литература о конфликтах в семье. Характеристика семейных конфликтов. Исследование основных причин конфликтов в семье. Способы разрешения конфликтных ситуаций у исследуемых пар. Выявление уровня терпимости каждого из супругов.

    реферат , добавлен 15.03.2014

    Бурное психофизическое развитие и перестройка социальной активности ребенка. Развитие конфликта. Способы и конфликты разрешения конфликтов. Навыки активного восприятия в конфликте. Методы разрешения педагогических конфликтов. Как справиться с тревогой.

    практическая работа , добавлен 16.11.2008

    Понятие конфликт, типы конфликтов. Супружеские конфликты и механизмы их возникновения. Психотравмирующие последствия супружеского конфликта. Методы разрешения супружеских конфликтов. Эмпирическое исследование причин конфликтов.

    дипломная работа , добавлен 17.09.2003

    Характеристики горизонтальных конфликтов, особенности проявления, способы разрешения. Экспериментальное изучение психологического климата коллектива. Авторитарный и партнерский тип разрешения разногласия. Тест-опросник "Уровень конфликтности личности".

воспитатель конфликт дошкольный педагогический

Конфликт(от лат. сonflictus- столкновение сторон) мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных явлений, общества в целом.

Конфликт - сложное социальное явление. Он оказывает существенное влияние на процесс становления и развития личности и общества в целом. Он нарушает привычный ход событий, может привести к серьезным сбоям педагогического процесса, но в то же время открывает возможность для развития отношений, опыта участников конфликта, для выхода на новый уровень их взаимодействия. В профессиональной деятельности педагога конфликты неизбежны, они нарушают привычный ход событий и могут приводить к серьёзным сбоям педагогического процесса.

Конфликтные ситуации в педагогическом процессе это не просто столкновение и противоборство несовпадающих целей, стремлений и интересов, а ситуация, которая позволяет ребенку выявить свои позиции, утвердить положительные черты характера, проявить самостоятельность в принятии решений; воспитателю - конфликтная ситуация предоставляет возможность управлять нравственным развитием воспитанника, формированием его нравственного опыта.

С конфликтами в среде взаимодействия детей разного возраста педагоги сталкиваются довольно рано.

Вместе с тем, неумение воспитателя разрешать конфликты или преднамеренное обострение их с целью подавить личность, заставить подчиниться, приняв «ошибки», приводит к потере у ребенка веры в свои силы, в справедливость, утверждению равнодушия и безразличия к происходящим событиям.

Несомненно, конфликт - это острейший педагогический инструмент, способствующий выявлению направленности личности и ее формированию. Следовательно, очень важно воспитателю не только умение видеть и правильно понимать сущность детского конфликта, но готовность разрешать его так, чтобы участники конфликтной ситуации учились лучше понимать друг друга, проявлять внимание и уважение друг к другу.

Следует отметить и то, что в педагогической деятельности нет четкой границы между ситуацией и конфликтом, так как дети не всегда могут открыто заявить о своих позициях.

Американский педагог - исследователь В. Крайдлер Все конфликты разделил на три вида по причинам их возникновения:

· Из-за недостатка ресурсов (чего-то не хватает на всех: мячика, внимания педагога, дружбы сверстников);

· Конфликты, связанные с желаниями, стремлениями, потребностями;

· Конфликты между ценностями, целями.

Первый вид конфликтов разрешается легко, стоит понять причину, устранить ее; второй - сложнее, так как причины скрыты; и третий - главным критерием его воспитанности… он предлагает пути разрешения этих ситуаций:

· создание эмоционального фона;

· паралельный анализ конфликта вместе с детьми.

Алгоритм анализа конфликтных ситуаций следующий:

· Учет условий возникновения;

· Учет объективных данных о личности, о сложившейся обстановке;

· Учет особенностей психического склада ребенка.

Психолог Ш.А. Анцупов считает, что основной источник конфликтов у педагога с ребенком, является неизбежность учебно-воспитательного процесса, поскольку его цель, содержание и методы обучения задаются обществом, определяются его потребностями. Все субъективные факторы, влияющие на конфликт, он разделял на характерологические и ситуативные. К характеорологическим относятся устойчивые качества личности, к ситуативным - переутомление, плохое настроение, неудовлетворенность, ощущение ненужности.

В свою очередь Б.А.Шульгин полагает, что конфликтная ситуация поможет воспитателю определить уровень развития воспитуемых, даст ценный материал для изучения нравственной устойчивости личности.

А. В. Зосимовский считает, что причиной конфликтов может быть поступок, если позиция, занятая личностью, идет в противоречие с позицией, занимаемой другой личностью или группой лиц, руководствующихся иной системой ценностей. При этом поступок может быть выражен действием или бездействием (молчанием, равнодушием, пассивностью), а так же позицией, высказанной в словах; отношением, оформленным в виде жеста, взгляда, тона, речи смыслового подтекста.

Педагоги чаще сталкиваются с детскими конфликтами, которые обусловлены влиянием окружающей среды и особенностью личности воспитателя, стилем его руководства детским коллективом.

В частности, причины конфликтов у детей дошкольного возраста анализируются в работах А.А. Рояк, Я.Л. Коломинского, Б.П. Жизневского, А.И.Захарова, Г.Т. и др.

Так, Б.П.Жизневский, в своем исследовании, выделил причины возникновения детских конфликтов:

· «Разрушение игры» -- сюда входили такие действия детей, которые прерывали или затрудняли процесс игры,-- например, разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации.

· «По поводу выбора общей темы игры» -- в этих случаях спор возникал из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети.

· «По поводу состава участников игры» -- здесь решался вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т. е. кого включить в игру, а кого исключить.

· «Из-за ролей» -- данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль.

· «Из-за игрушек» -- сюда отнесены споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами.

· «По поводу сюжета игры» -- в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей.

· «По поводу правильности игровых действий» -- это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

Необходимо также отметить и следующее обстоятельство: в свое время Д.Б. Эльконин высказал мнение о том, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего дошкольного возраста -- из-за ролей, а в более старшем возрасте--из-за правил игры .

Особенности разрешения детских игровых конфликтов при рассмотрении исхода конфликта у детей в игре анализируется прежде всего как соотношение благополучно и неблагополучно разрешенных конфликтов. При этом под благополучным разрешением конфликта понимается продолжение игры в том же составе участников, которые смогли тем или иным образом договориться, т.е. решить спорный вопрос, возникший по ходу игры. Выяснение этого вопроса особенно важно для изучения процесса совместной деятельности на ранних этапах онтогенеза, поскольку результаты подобных исследований показывают возрастную динамику овладения детьми разнообразными коммуникативными умениями, с помощью которых они вступают в общение со сверстниками.

Если рассмотреть отдельные виды конфликтов, в частности наиболее часто встречающийся, то их возрастная динамика будет выглядеть следующим образом: с возрастом резко уменьшается количество конфликтов из-за игрушек. Так же существенно снижается число конфликтов из-за разрушения игры, снижаются и конфликты по поводу распределения ролей. Наконец, конфликты по поводу правильности игровых действий, появились позже других, неуклонно возрастают в общем числе конфликтов.

Вместе с тем конфликты по поводу игрушек и ролей не исчезают даже у старших дошкольников. Они существуют вместе с новыми видами конфликтов: по поводу выбора общей темы игры, определения состава участников, уточнение игрового сюжета. Более того, в возрасте 5-6 лет наблюдается определенный регресс, т.е. новое повторное увеличение числа таких конфликтов, как конфликты из-за разрушения игры и из-за игрушек.

По мнению А.А. Рояк, открытый конфликт между ребенком и средой возникает, в случае если ребенок не может привести свои поступки и действия в соответствие с общественными требованиями, или не хочет выполнять эти требования в силу сложившегося отрицательного отношения к ним.

Открытые конфликты относительно редки.

Нас более всего интересует конфликтные ситуации в отношениях воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, так в исследованиях (Б.П.Жизневского, В.Я Зедгенидзе, Я.Л.Коломенского, А.А.Рояк и др.), анализируются конфликты детей старшего дошкольного возраста в ходе различных игр и выделяются типичные причины конфликтов между детьми разного возраста..

Сюда относится ряд организационных задач деятельности, таких, как выбор темы общей игры, определение состава ее участников, распределение ролей и др.

Конфликты могут возникать и в таких ситуациях: отсутствие взаимопонимание; борьба за лидерство; у девочек из-за мальчика; оскорбление, сплетни, зависть, доносы и др.

Основными причинами ненависти к сверстникам являются: подлость и предательство; личная обида; ложь и высокомерие; соперничество между детьми и др. .

К старшему дошкольному возрасту, ребенок значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, усложняются, развиваются его отношения с окружающими. Это дает возможность для полного и глубоко осознания себя, оценки достоинств и недостатков как своих, так и сверстников.

Активно развивается в этот период и самооценка - важная форма проявления самопознания

В педагогической конфликтологии уже выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов у дошкольников:

Во-первых, специфика конфликтов у дошкольников определяется возрастной психологией. Возраст детей оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.

Возраст - опреденная, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида.

Конфликты у детей дошкольного возраста, несомненно, отличаются от конфликтов у детей школьного возраста и взрослых.

Основным конфликтным параметром, определяющим особенности конфликтов у детей старшего дошкольного возраста, является процесс социализации детей. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидуального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Одним из способов проявлений социализации у дошкольников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликта ребенок понимает, как можно и нельзя поступать по отношению к сверстникам.

Во-вторых, особенности конфликтов у дошкольников определяются характером их деятельности в детском саду. Причина в большей степени конфликтов у детей заключается в общей раздражительности и неспособности выдерживать психологические нагрузки без агрессивной реакции на источник раздражения. Продолжительность конфликтов носит сиюминутный характер. Во многих случаях бывает не ясно, кто стал виновником ссоры. Чаще всего, конфликты у детей возникают:

Кто-то кого-то дразнит;

Кто-то кого-то нечаянно толкнул или задевает;

Кто-то к кому-то пристает;

Кто-то кому -то сознательно причиняет боль;

Кто-то без спросу берет чужие вещи;

Кто-то кого-то «достает»

Реакция на эти действия (толкания, крики, шлепки, шутки и т.д.), часто носит открытый агрессивный характер и влечет за собой дальнейшие физические или вербальные проявления агрессии. Особенно в щекотливой ситуации оказывается воспитатель перед другими детьми, которые сознательно причиняют другим боль, очень трудно обращаться к их разуму и пытаться пробудить чувство сострадания.

В процессе совместной деятельности дети оказывают друг другу и личные услуги. К ним относятся: бескорыстная помощь в выполнении срочного задания, помощь в игре и т.д. Нарушение баланса взаимных услуг во взаимодействии чревато конфликтами и ссорами. Кроме того, можно говорить о балансе ущерба: если ребенку нанести ущерб, он испытывает желание причинить ответный ущерб тому, по чьей вине он пострадал. Другими словами дошкольникам свойственно чувство мести, а это чревато так же конфликтом.

А.Я. Анцупов, утверждает, что окончание конфликта может иметь различные формы и исходы. Однако в любом случае речь идет о прекращении действий, направленных друг против друга и считает, что завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращения конфликта по любым причинам.

Завершение конфликта имеет следующие формы:

· Разрешение - совместная деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению;

· Урегулирование - устранение противоречия между оппонентами третьей стороной;

· Затухание - временное прекращение конфликта при сохранении основных признаков конфликта;

· Устранение - воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта;

· Переход в другой конфликт - в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта.

Нас интересует такая форма завершения конфликта как его разрешение.

Особенности разрешения дошкольниками конфликтов выявлялись в исследованиях Л.Н.Абрамовой, Б.П. Жизневского, Я.Л. Коломинского, А.Г.Рузской, С.Г.Якобсон, В.Я Зедгенидзе и др.

Так, В.Я. Зедгенидзе использует термин «разрешение» конфликта и понимает его минимизацию проблем, разделяющих стороны, обычно осуществляющуюся через поиск компромисса, достижение согласия.

По ее мнению, существуют два основных способа разрешения конфликтной ситуации: деструктивный и конструктивный. Деструктивный способ предполагает либо уход от ситуации, либо агрессивное разрешение, либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта. Конструктивный выход из конфликта предполагает продвижение в ситуации и ее разрешение.

Критерием конструктивного разрешения конфликта является степень разрешенности противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в нем правого оппонента.

Важно чтобы при разрешении конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник. Чем более разрешено противоречие, тем больше шансов на нормализацию отношений между участниками, меньше вероятность перерастания в другой конфликт. Одним из условий разрешения конфликта является выбор стратегии: сотрудничество, компромисс, приспособление, уход от решения проблемы, соперничество.

Н.В. Гришина понимает разрешение конфликта как, во-первых, устранение и минимизацию проблем, разделяющих стороны; во-вторых, достижение согласия между участниками. Разрешение конфликта у детей, наиболее желательная и вместе с тем наиболее сложная форма завершения противоборства конфликтующих .

Для выбора способа разрешения необходимы не только знания педагога, его психологический настрой, но и практическая готовность к поиску и определению более продуктивных способов, которые помогут использовать конфликт в воспитательных целях.

С.М. Емельянов рассматривает процесс управления конфликтами как взаимосвязанные виды деятельности: прогнозирование, предупреждение или профилактика конфликтов, регулирование и разрешение. Рассмотрим подробнее их содержание.

Определяющим фактором в профилактике детских конфликтов является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направлено на приучение к определенным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектов в социальной личности ребенка.

Воспитатель, родитель и любой взрослый, кто вмешивается в развитие конфликтной ситуации, должны обладать общими знаниями о характере возникновения, развития и завершения конфликтов вообще.

Необходимо иметь максимально подробную и содержательную информацию о конкретной конфликтной ситуации. Управлять и регулировать можно только тем, что хорошо знаешь. В противном случае управление и регулирование может привести к результатам худшим, чем те, которые были бы при естественном развитии событий. Вмешательство в естественное развитие конфликтной ситуации должно осуществляться компетентными людьми.

Регулирование конфликтов требует соблюдения следующего принципа -попытаться заставить оппонентов отказаться от своих намерений, не допускать противостояния. Лучше всего же создать условия дошкольникам для защиты своих интересов. Путем сотрудничества, компромисса, без явной конфронтации и даже путем уступок. Желательно не менять радикальным образом содержание событий в группе, а сделать так, чтобы форма разрешения противостояния была конструктивной, мирной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.

Управление конфликтами - это сознательная деятельность, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороны. Управление конфликтом включает: симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Выделяют и такие управляющие воздействия, как пресечение, гашение, преодоление, устранение конфликта .

Управление конфликтами более эффективно, если осуществляется на ранних этапах возникновения социальных противоречий. Чем раньше обнаружена проблемная ситуация социального взаимодействия, тем меньше усилия необходимо приложить, чтобы разрешить ее конструктивно. Заблаговременное обнаружение социальных противоречий, развитие которых может привести к конфликтам, обеспечивается прогнозированием.

Прогнозирование конфликтов заключается в предположении их возможного возникновения и особенностях развития. Оно основывается на научных исследованиях конфликтов, а также на практической деятельности по симптоматике и диагностике назревающих социальных противоречий. Разработка методик прогнозирования конфликтов возможна при достаточно высоком уровне развития конфликтологии.

Во-первых, необходима разработка описательных моделей различных видов конфликтов. Следует также определить сущность конфликтов, дать их классификацию, раскрыть структуру, функцию, описать эволюцию и динамику.

Во-вторых, должны быть разработаны объяснительные модели конфликтов. Тогда проявятся движение силы конфликтов, их детерминанты и причины. Только после того как конфликтология пройдет описательный и объяснительный этапы развития, она сможет в полном объеме реализовать свою прогностическую функцию . Важна профилактика конфликтов, которая заключается в организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, исключающей или сводящей к минимальному вероятность возникновения конфликтов между ними.

Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами дети, воспитатели и родители. Она может вестись по следующим направлениям:

· Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций. Исключить развитие предконфликтных и конфликтных ситуаций в ДОУ невозможно. Создать объективные условия для минимализации их количества и разрешения неконфликтными способами не только возможно, но и необходимо;

· Оптимизация организационно-управленческих условий работы ДОУ - важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов;

· Устранение социально-психологических и личностных причин возникновения конфликтов.

Так, А.Я.Анцупов выделяет условия, способствующие профилактике деструктивных конфликтов в ДОУ:

· Создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей. Это, несомненно, важное условие предупреждения конфликтов. Если условия, в которых находится ребенок, а к ним относится в первую очередь: материальная база, возможность самореализации в учебной деятельности, условия в которых пребывают дети, взаимоотношения между детьми в группе - будут не сформированы, конфликтов будет больше.

· Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди дошкольников. Анализ конфликтов между детьми показал, что типичной объективной причиной их возникновения является недостаток материальных благ (т.е. игрушек и других атрибутов) и их несправедливое распределение. Реже причиной конфликтов бывает несправедливое распределение поощрений, наград.

· Успокаивающая среда, окружающая ребенка. К материальным факторам, способствующим уменьшению вероятности конфликтов, можно отнести: удобную планировку групповых комнат, оптимальные характеристики воздушной среды, освещения, электромагнитных и других полей, окраску помещений в спокойных тонах, наличие комнатных растений, аквариум, оборудование комнат психологической разгрузки, отсутствие раздражающих шумов и т.д. .

Эти условия оказывают заметное влияние на конфликт, и поэтому их изменение вызывает существенные перемены в процессе развития социального противоречия.

Роль педагога в конфликтных ситуациях весьма неоднозначна. Так, И.Ф. Слепцова, предлагает правила участия взрослого, педагога при конфликтных ситуациях в детском коллективе:

Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального благополучия детей. Так, если один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться перевести ссору опять в "речевое" русло. То же относится к ситуации взаимодействия двоих ребят, один из которых традиционно оказывается побежденным в споре и вынужден все время уступать. В этом случае, если вы не вмешаетесь в течение спора, то у одного из детей может развиться робость и неуверенность в своих силах и даже в своих правах.

Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром. Постарайтесь объективно разобраться в причинах конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть "айсберга", а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и вкладе детей в конфликт.

Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?". Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора. Если вы пошутите и покажете ситуацию в забавном свете, то сразу заметите, как вместе со смехом у детей постепенно меняется их эмоциональное состояние.

Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки. То есть допустимо, когда ребенок жалуется на то, что другой наступил ему на ногу или грубо ответил, но старайтесь не допускать выражений типа: "Да он медведь косолапый!" или "Он всегда такой нервный и грубиян!".

Правило 5. Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) вы любите больше. Не забудьте вслух объяснить детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают. Даже когда вы считаете нужным наказать одного из ребят, все равно напомните ему, что вам это неприятно, вы его очень любите и надеетесь, что он поймет пользу наказания и исправится. Также позаботьтесь о том, чтобы у детей не возникало сомнений в крепости отношений, если решаете конфликт между ними. .

Таким образом, особенности конфликтов между детьми определяются, прежде всего, особенностями образовательного процесса ДОУ, возрастными особенностями развития дошкольников и организацией учебно-воспитательного процесса в конкретном образовательном учреждении. Следующий фактор, воздействия на конфликты, заключается во взаимоотношениях детей их отношения в игровой деятельности. Вышеизложенное позволяет говорить о том, что с возрастом увеличивается доля совместных действий детей, когда они выступают не как отдельные индивиды, а как играющая группа, объединенная общей целью и принимающая определенные средства для регуляции своего группового поведения.

Отсюда те нормы и правила, которые используются детьми для разрешения конфликтных ситуаций, представляют собой определенную социально-психологическую форму знаковых средств, вырабатываемых в процессе общения и являющихся правилами детей для самих себя.

Анализ литературы по данной проблеме показал, что, изменилось отношение к детским конфликтам. Это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые педагоги - практики будут готовы к правильному руководству подобными ситуациями, во многом будет зависеть полное развитие детей. А для этого необходимо знать возможные причины возникновения и особенности детских конфликтов, прогнозировать поведение детей в соответствии с возрастом, подсказывать и даже специально обучать детей наиболее оптимальным способам общения в них.

Итак, особенности педагогических конфликтов, и в частности конфликтов у дошкольников, в том, что их протекание непостоянно, изменчиво и может то усиливаться, то затухать. Объектом детских конфликтов может выступать конкретная материальная (вещь, игрушка, книга и др.) или духовно-нравственная ценность (внимание, дружба, признание и др.), к обладанию или отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны.

Большинство авторов используют понятие «разрешить» конфликт, под которым понимают выбор определенной стратегии поведения. В определение термина «разрешить конфликт» включают в себя прекращение противоборства, решение проблемы, достижение согласия сторонами, ориентацию оппонентов на интересы и потребности друг друга.

Профилактика конфликтогенности воспитателя обеспечивается соблюдением администрацией ДОУ режима труда, полноценном отдыхе, о благоприятном нравственно-психологическом климате в педагогическом коллективе.

Профилактике конфликтов способствует и сохранение баланса между самооценкой и внешней оценкой. В процессе социального взаимодействия в ДОУ дети постоянно оценивают друг друга. И при негативной оценке товарищами может завязаться ссора. Заметную роль в предотвращении конфликтов играет нравственное воспитание, гуманные представления, чувства, нормы. Это направляет поведение ребенка, его поступки не только по отношению к сверстникам, но и к старшим дошкольникам..

Управление конфликтом включает не только профилактику и предупреждение конфликтов, но и их преодоление.

Преодоление включает признание существования конфликта, определение предмета конфликта и поиск вариантов разрешения конфликта.

И.И. Рыданова, исследователь педагогических конфликтов, считает, что успешное преодоление конфликта предполагает выбор адекватной технологии управления как единства стратегии и тактики. Стратегия определяет принципиальную линию поведения воспитателя, направленную на реализацию долговременных учебно- воспитательных целей. Тактика, как ее основная часть, детерминирует алгоритм непосредственного взаимодействия, выбор педагогических реакций в конфликтной ситуации.

Эти условия оказывают заметное влияние на конфликт, и поэтому их изменение вызывает существенные перемены в процессе развития социального противоречия .

Нашему исследованию соответствует определение А.Я Анцупова «преодолеть конфликт, значит разрешить его путем сотрудничества сторон в процессе поиска и реализации взаимовыгодного решения проблемы, путем ориентации оппонентов на интересы и потребности друг друга».

Преодоление конкретного конфликта - не самоцель, а очередной этап в совершенствовании системы взаимоотношений и личностного развития воспитанников. Лишь единство стратегии и тактики обеспечивает оптимальный выбор технологии управления педагогическими конфликтами.

Признать существование конфликта между детьми - это, значит, признать наличие противоположных целей, интересов, средств достижения целей, правил поведения участников столкновения. При этом важно определить самих участников конфликта (открытых и скрытых).

Определить предмет конфликта, т.е. выявить, что конкретно выступает: материальная (игрушка, вещь, книга и т.д.) или духовно - нравственная ценность (дружеские отношения, чье - то внимание, признание и т.д.) к обладанию или отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны. Поиск вариантов разрешения - это совместная деятельность его участников, направленная на взаимовыгодное решение проблемы, которая привела к столкновению, на снятие противоречия, вызвавшего столкновение противоборствующих сторон .

Таким образом, психолого-педагогической литературе мы встречаем большое количество рекомендаций по предотвращению конфликтов у детей. Некоторые из авторов (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, И.И. Рыдановой и др.) предлагают контроль эмоций, выяснения причины, поиск приемлимых методов разрешения конфликтных ситуаций. При этом И.И. Рыданова, Н.В. Вишневская и др., рассматривают индивидуальные стратегии и тактики поведения педагога в конфликтных ситуациях.

Выявляя, особенности разрешения конфликтов у дошкольников мы придерживаемся точки зрения (А.Я Анцупова, Б.П. Жизневского, Я.Л. Коломинского, В.Я. Зедгенидзе), которые делают акцент на действиях педагога направленных на организацию эффективного общения и уменьшения конфликтных взаимодействий дошкольников, а также построения отношений между детьми в условиях конфликта и выхода из него. К особенностям разрешения конфликтов у старших дошкольников следует отнести:

· целенаправленное воздействие воспитателя на устранение (или ликвидацию) причин породивших конфликт;

· коррекция поведения участников конфликта, обеспечивающая нормальный обмен вербальными действиями (чтобы слушали и слышали друг друга и воспитателя);

· создание атмосферы позитивного внимания к интересам участникаов конфликта;

· а главная особенность, на наш взгляд, профессиональная ответственность воспитателя за правильное разрешение конфликтов, поскольку детский сад для ребенка - модель общества, где он усваивает социальные нормы отношений между людьми. Кроме того разница в возрасте и жизненном опыте педагога порождает высокую степень ответственности в разрешении конфликтов у детей, требующей на первое место ставить интересы формирующейся личности.

Общество не может развиваться без столкновения интересов. Именно при разрешении противоречий рождается истина. Педагогический конфликт не является исключением. В споре каждая из сторон пытается доказать именно свою правоту, отстаивает собственную точку зрения в процессе инцидента, который и провоцирует столкновение интересов.

При создании и ее разрешении большое значение имеют возраст, и статус ее участников. Также успешное или деструктивное решение будет зависеть от того, насколько участники владеют стратегиями его погашения.

Педагогический конфликт имеет свою специфику и особенности:

Профессиональная ответственность педагога за правильный выход из спорной ситуации, потому что учреждения образования являются малой моделью общества;

Участники конфликта имеют неодинаковый определяющий поведение сторон в нем;

Имеющаяся разница в жизненном опыте и возрасте разводит позиции участников в конфликте и создает разную ответственность за ошибки при его разрешении;

Различное понимание событий и их причин участниками спорной ситуации: детям сложно справиться со своими эмоциями, а педагог не всегда понимает позицию ребенка;

Педагогический конфликт, в котором присутствуют свидетели, имеет воспитательное значение, о чем следует помнить взрослому;

Профессиональная позиция педагога в спорной ситуации обязывает его быть инициативным при его разрешении;

Если в процессе педагог допустил промашку или ошибку, это ведет к возникновению новых инцидентов, в которые включаются и другие участники.

Основными противоречиями в сфере образования были и остаются подпадающие под категорию «чему и как учить». Именно в этом плане часто происходят «столкновения» между педагогами и законными представителями ребенка, поскольку последние считают, что их чадо недоучили или неправильно объяснили материал.

Педагогический конфликт - неизбежная часть образовательного процесса, потому что всегда найдутся люди, недовольные действиями друг друга: не все учителя и воспитатели разделяют позиции родителей, так же как и последние далеко не в каждом вопросе согласны с педагогом.

Главное в этом споре - попытаться найти компромиссное решение, которое бы устраивало всех, потому что от того, насколько комфортным будет психологический климат, зависят деятельность учителя и работа воспитателя.

Способы разрешения педагогических конфликтов - достаточно непростая процедура для любого представителя данной профессии. При их выборе следует руководствоваться некоторыми основными правилами:

Попытаться погасить конфликт, то есть перевести его из эмоциональной части к деловой, к спокойной, чтобы существовала возможность договориться;

Следует попытаться предупредить конфликтную ситуацию, поскольку это сделать легче, нежели потом искать пути для ее решения;

Разрешить спорную ситуацию «здесь и сейчас», чтобы не усугублять ее. Даже если это удалось сделать лишь частично, проделанная работа открывает двери для дальнейшей позитивной договоренности.

Конфликты в педагогической деятельности - вещь обыденная. Это сфера поэтому они неизбежны. Педагогический коллектив школы, а в особенности детского сада в большей степени состоит из лиц женского пола, и им приходится каждый день "уживаться" друг с другом. И кроме внутренних взаимодействий есть еще и разговоры с родителями детей, не всегда доброжелательно настроенными. Поэтому неизбежны, главное, чтобы они не были деструктивными.

консультация: Конфликты детей дошкольного возраста.

Детские конфликты, их причины.

Особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же, общение с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие, дети очень любят играть вместе, но не всегда их игра проходит мирно. Часто в ней возникают конфликты, обиды и ссоры. Рассматривают два типа конфликтов у дошкольников: внутренние и внешние. Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее , как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они предоставляют ребенку право на , на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей. Внутренний конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью у ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников. Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых Причинами возникновения конфликтов могут быть: - недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками; - отсутствие между играющими эмоциональных устремлений; - различные умения и возможности. В результате каждый по-своему отвечает требованиям педагога и сверстников и создает отношение к себе. Особую роль в возникновении конфликтов играют межличностные отношения, а именно умение общаться. Д.Б.Эльконин пишет о том, что у дошкольников младшего возраста конфликты чаще возникают из-за игрушек, у дошкольников среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Я.Л.Коломенский и Б.П.Жизневский дополняют причины конфликтов в игре и выделяют следующее: - «разрушение игры» - разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации; - «по поводу выбора общей темы игры» - спор из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети; - «из-за ролей» - разногласия между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную, или наоборот, малопривлекательную роль; -« из-за игрушек» - споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами; - «по поводу сюжета игры» - разногласия из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей; - «по поводу правильности игровых действий» - споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре. Конфликт – это «ситуация разрыва» отношений, поэтому он ставит детей перед необходимостью осознания сути этих отношений и, следовательно, перед выбором средств их восстановления. Почти все дети время от времени конфликтуют между собой, но только с одними это случается редко, с другими – довольно часто. Одни дети, как правило, бурно реагируют на недоразумения, возникающие в совместной со сверстниками деятельности и сами инициируют конфликт; у других дело доходит до конфликта лишь в чрезвычайных обстоятельствах; третьи – включаются в конфликт, только вовлекаемые в него партнером и практически сразу пытаются из него выйти.

  1. Характеристика конфликтных дошкольников.

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:

    Агрессивисты –задирают других и раздражаются сами, если их не слушают Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно Сверхпокладистые – со всеми соглашаются Всезнайки – считают себя выше, умнее других Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом

Существует и такая характеристика конфликтных дошкольников:

    «Я всегда прав» эти дети
- чаще других инициируют острое столкновение; - никогда не играют одни, им нужен партнер; - открыто и жестко доминируют, отвергая любые предложения другого ребенка; - ревниво следят за успехами других детей, стремятся обязательно их превзойти, стать предметом всеобщего внимания.
    «Я лучше других» эти дети
- конфликтуют часто, остро, активно и эмоционально; - демонстрируют свое превосходство, высокомерие по отношению к сверстнику; - навязывают партнеру по игре свою волю, отрицательно реагируют на его сопротивление - стремятся привлечь внимание к себе, своим знаниям, своей деятельности.
    « Я взрослый,- главный» эти дети
- вожаки, командиры, лидеры; - претендуют на главные роли во всем, но дипломатично; - к ровеснику относятся в основном критически, особенно если у них самих что-то не получается; - знают, что, где и как надо делать поэтому во взаимодействии с ровесниками часто прибегают к запретам; - принимают предложения сверстника только в том случае, если они им полезны.
    «Я за себя постою» эти дети
- чувствительны к отношению к себе сверстников, стремятся к контактам; - очень осторожны, боятся ущемления своих интересов; - стремятся показать свои возможности, чтобы сверстники признали их ценность; - стремятся к равенству с ровесниками и справедливости во взаимоотношениях с ними, ценят в них внимание и интерес к себе.
    «Я хороший» эти дети
- наименее конфликтные из самых конфликтных дошкольников; - заметно центрированы на себе, опасаются отрицательных оценок; - стремятся к равноправному сотрудничеству со сверстниками; - при любой удаче стараются привлечь к себе внимание сверстников, чтобы те увидели и оценили их удачу. Для всех конфликтных дошкольников характерны высокая активность в стремлении к взаимодействию с ровесниками и одновременно неумение делать это без конфликтов, а также явное самоутверждение.
  1. Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях.

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера, находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта.
Разрешение конфликта – это:
    минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия устранение полностью или частично причин, породивших конфликт изменение целей участников конфликта достижение соглашения по спорному вопросу между участниками

В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:

    При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.

    Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении

    Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки

    Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному

    Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл

    Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

    Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.

Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть
- Авторитарным –этот воспитатель чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств: настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите!», «Положите!», «Не бегайте!», «Не деритесь!», «Надо делать так!».

- Демократическим – этот воспитатель считает, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстниками, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость. Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы

- Анархически-попустительский – это тот воспитатель, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный.

В педагогической практике можно выделить три основные стратегии по разрешению .

    Стратегия игнорирования. Несомненно, что дошкольники получают при этом определенный опыт социального конфликта, но едва ли получают опыт социального примирения. Если не помочь враждующим сторонам услышать и понять друг друга, сами они этому, как правило, не научаются. – это предельно ожесточенная точка конфликта, и абсолютное большинство драчунов сами не понимают, почему их тянет драться. Так что если детские драки игнорировать, они будут возобновляться снова и снова. А главное – детские души будет разъедать растущее чувство взаимной ненависти.

    Стратегия подавления и наказания. Наиболее простая и распространенная стратегия: драчунов отругать, развести по углам, примерно наказать, вызвать родителей. Такая стратегия приводит к тому, что явные конфликты затухают, но некоторые дошкольники делают из этого вывод, что выяснять отношения с помощью кулаков нужно тайком, в укромном месте. Конфликт, не законченный в группе, будет продолжен за её границей. И для каких-то детей будет признаком дополнительного геройства: это уже не только драка друг с другом, но и заочная драка с наказывающим их взрослым .

    Стратегия сотрудничества . Самая сложная и самая эффективная стратегия, состоящая в том, что взрослый помогает детям разобраться в их внутренних переживаниях, которые привели к конфликту, и вместе с ними пытается изобрести и опробовать различные способы примирения. Можно, конечно, ситуативно примирить ссорящихся детей каким-то универсальным педагогическим ходом – например, увлечь игрой или каким-то по-настоящему интересным совместным делом. Но только тогда, когда не с лишком глубок. Правда, в любом случае опыт такого примирения заведомо и помогает лишь ситуативно. Ведь конфликт – всего лишь маркер каких-то внутренних напряжений, которые переживают дошкольники. Особенно если конфликты возобновляются снова и снова, если ребенок отличается повышенной конфликтностью.

Педагогу при разрешении конфликта необходимо:

Во-первых признать наличие противоположных целей у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним проявлениям, так как в конфликте дошкольники очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте.

Во-вторых выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых , что является предметом конфликта, а что – нет. На этом этапе вырабатываются подходы к конфликту, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

При разрешении конфликта педагог несёт профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: детский сад – модель общества, где воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.

Различное событий и их причин участниками, глазами педагога и детей видится по-разному. Присутствие других дошкольников при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.

Профессиональная позиция педагога – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности. Но всё-таки детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить. Так как, педагогу отводится роль наблюдателя-посредника, то его главная цель – целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, профилактика поведения участников конфликта, обеспечение нормального обмена преимущественно вербальными действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними. Поэтому для педагога в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т.е. его организованность.

Вывод:


Итак, в результате теоретического анализа литературы по проблеме конфликтов между детьми дошкольного возраста в игровой деятельности, мы приходим к следующим выводам:


    Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Конфликт имеет определенную структуру: предмет, объект, субъект, участников, конфликтные действия, конфликтную ситуацию.


    Среди причин возникновения конфликтов между дошкольниками в игре отмечают следующие: разрушение игры, по поводу выбора общей темы игры, по поводу состава участников игры, из-за ролей, из-за игрушек, по поводу сюжета игры, по поводу правильности игровых действий.
    Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры).


    Разобрав более подробно возникновение и развитие типов конфликта у дошкольников, вникнув более глубоко в их суть, можно судить о том, какие методики можно более эффективно использовать для разрешения данного явления и какие игровые методы могут быть наиболее эффективно использованы с этой целью в педагогической психологии.

Игры

ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК Цель игры : развить внимание, физическую выносливость, координацию движений, целеустремленность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: длинная и крепкая веревка, 2 игрушки, веселая музыка.
Ход игры
В этой игре могут принимать участие 2 игрока. Она является вариацией на известную басню. Участники привязываются друг к другу веревкой за пояс. При этом они располагаются спина к спине. На расстоянии метра от них нужно положить игрушку или любой другой предмет. По команде ведущего участники должны достать игрушку. Каждому из них необходимо перетянуть на свою сторону соперника. Игра заканчивается в том случае, когда кто-то из участников достанет свою игрушку.

РАССЛЕДОВАНИЕ Цель игры : развить внимание, память, коммуникативные и аналитические способности, наблюдательность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: слегка прозрачная занавеска.
Ход игры
Все участники закрывают глаза, а ведущий выбирает одного из них и ставит его за занавеску. Затем все открывают глаза, и ведущий объясняет задание. Ребята должны узнать, кто за занавеской (или просто проанализировать, кого среди них не хватает). Затем они должны вспомнить как можно больше его особенностей (цвет глаз, во что он одет, какие у пего волосы и т. д.), т. е. должны дать как можно более точный его портрет. Когда ребята выскажут все свои предположения, спрятанный за занавеску игрок может выйти, а все остальные увидят, насколько томным было их описание.
Если участники игры совсем маленького возраста, то правила игры можно объяснить до того, как они закроют глаза. Так они смогут уже целенаправленно проанализировать внешность друг друга и запомнить гораздо больше отличительных качеств.
ВЕСЕЛАЯ СОРОКОНОЖКА Цель игры : развить коммуникативные способности, координацию, внимание, наблюдательность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: веселая музыка.
Ход игры
В этой игре участвуют, как минимум, 6 человек. Большее количество игроков только приветствуется.
Все участники должны встать друг за другом и положить руки на плечи стоящего впереди. Игрок, который окажется первым, будет направляющим и водящим. Ребята должны наблюдать за водящим и идти строго по его следам. С помощью музыки можно ускорять и замедлять движение. Если ребята справляются с этим заданием, его можно усложнить. Ведущий может показывать не только направление, но и какие-то замысловатые движения. Например, передвижение на одной ноге, передвижение в ритме ламбады (в этом поможет музыка), какие-нибудь манипуляции руками и т. д. Те участники, которые не справились с заданием, выбывают из цепочки.

ПОМЕНЯЙСЯ МЕСТОМ Цель игры : развить коммуникативные навыки, внимание, координацию, аналитические способности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: стулья для каждого участника, кроме одного.
Ход игры
Эта игра подходит для первоначального знакомства. Она помогает наладить контакт между детьми, способствует возникновению неформальной обстановки.
Все участники, кроме одного (он будет первым водящим), должны сесть на стулья. В это время ведущий должен назвать какой-нибудь признак, общий для всех (или для некоторых) участников. Это может быть цвет волос, половая принадлежность, детали гардероба и др. После того как он его назовет, те участники, к которым относится названное определение, должны поменяться местами. При этом цель ведущего - самому успеть занять стул. Тот участник, который не успел сесть на стул, становится новым водящим. Он должен назвать новое качество, способное объединить нескольких участников. Теперь по команде они должны поменяться местами.
Для ведущего важно делать сообщение внезапно, чтобы самому успеть занять место.

Восковая палочка

Цель: Закреплять умение действовать сообща с другими детьми, развивать навыки эмпатии, доверия к окружающим. Ход игры: Все участники группы встают плотно друг к другу, чувствуя друг друга. В центр круга становится один из участников. Тот кто стоит в центре(восковая палочка), закрывает глаза и максимально расслабляется; его раскачивают остальные участники группы. Желательно, чтобы на месте «восковой палочки» побывал каждый ребенок в групп

Литература:

    Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет.- М,1992г Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998г. Нифонтова О.В. Учим детей разрешать конфликт. – М, 2011г. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками.-М,2000г. Д.В.№1 2003г. Т.Павленко, А.Рузская Почему они конфликтуют?

С конфликтами в сфере взаимодействия детей взрослые сталкиваются довольно рано. Как зарубежные, так и отечественные исследователи относят их появление к возрасту от одного до двух лет. Из-за чего возникают конфликты у детей? Из-за игрушек у младших дошкольников, ролей - у средних, правил игры - в более старшем возрасте. Причина конфликта всегда отражает возрастное развитие ребёнка .

Конфликтные проявления в дошкольном возрасте - это взаимосвязь нравственных и безнравственных аспектов развития личности .

Конфликт может затухать и усиливаться. Некоторые факторы могут обострять протекание конфликта, другие наоборот ослаблять.

Факторы, обостряющие протекание конфликта в детском коллективе:

Повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);

Проявление безразличия со стороны взрослого на возникший конфликт;

Отсутствие попыток установления и поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта -- детей;

Эскалация, тиражирование конфликтной ситуации, увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону;

Вовлечение родителей.

Факторы, ведущие к ослаблению конфликта:

Уход на нейтральную сторону;

Беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их;

Уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование детьми и взрослыми умений и коммуникативных навыков в урегулировании конфликтов;

Сохранение и укрепление межличностных отношений .

Объектом детского конфликта выступает конкретная материальная (игрушка, книга, вещь и др.) или духовно-нравственная ценность (дружеские отношения, признание), к обладанию или к отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны. Субъекты конфликта - дети, со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.

Детские конфликты, особенно в старшем дошкольном возрасте, несмотря на многообразие, имеют общие стадии протекания:

1. формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;

2. переход потенциального конфликта в реальный;

3. конфликтные действия и эмоциональная обида;

4. снятие или разрешение конфликта.

Причины возникновения конфликтов между детьми связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, расхождением во взглядах на правильность игровых действий, поступков .

По степени и форме столкновения детские конфликты могут быть: открытыми (спор, ссора) и скрытыми (действия исподтишка, маскировка истинных намерений); стихийными, возникшими спонтанно, и преднамеренными, спланированными или просто спровоцированными .

В ситуации, требующей проявления доброжелательности и согласованности, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту. Дети не всегда могут сопереживать и уступать. Это связано с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого, но не понимает, что каждый сверстник - личность, со своим внутренним миром, интересами, желаниями .

Реальные отношения могут осложняться игровыми, если инициатор игры берет подчиненную роль, но реально руководит игрой. Если дети не умеют договариваться между собой - игра распадается. В игре наиболее ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети, как правило, - это ловкие, умелые, смышленые и опрятные, к не популярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. В общении с непопулярными детьми может возникать конфликтная напряженность, основной причиной которой является нежелание сверстников с ними играть. Для 5-6-летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, даже восхищение. Они придирчиво относятся к выполнению роли («так бывает» и так «не бывает»), стараются соответствовать ожиданиям играющих (понимая вину, говорят: «Я больше не буду»), отрабатывают нужные для игры действия. Дети испытывают потребность получить интересную роль в игре и проявить себя при этом, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Так, в ситуации успеха их переполняет чувство радости, но они могут и злорадствовать при неудаче другого. В ситуации неудачи часто огорчаются, чувствуют зависть и досаду .

Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт. Глубина, длительность конфликтов у дошкольников во многом зависят от усвоенных ими образцов семейного общения. Однако, взрослый не должен брать на себя решение детских конфликтов в игре - это лишает детей опыта самоопределения по отношению к ценностям общения, сотрудничества, взаимодействия в межличностном и коллективном социальном пространстве.

Дети с низкой самооценкой, с повышенным уровнем тревожности наиболее конфликтны. В своих исследованиях В.А. Пинчук выявила, что тревожность обусловлена конфликтным строением самооценки, когда одновременно актуализируются две противоположные тенденции - потребность оценить себя высоко, с одной стороны, и чувств неуверенности - с другой . Именно с внутренним состоянием дошкольника связана его конфликтность.

В результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов ребенка, захваливания, преувеличения его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству складывается неадекватно высокая самооценка у детей.

Когда близкие окружающие высоко оценивают ребёнка, то у ребёнка складывается такая самооценка, которая вполне устраивает его. Он желает сохранить высокую самооценку, так как благодаря ей он имеет самоуважение и хорошее отношение сверстников. Имея неадекватно высокую самооценку, дошкольник желает иметь высокий уровень достижений в учении, но для этого у него может не быть достаточно знаний и умений, отрицательные черты характера могут не позволить ему быть уважаемым среди сверстников. Если такое случается, то происходит внутренний конфликт между высокими притязаниями и реальными возможностями. В результате чего срабатывает механизм защиты, который не допускает признание неуспеха, потери самоуважения, неуверенности. Ребёнок начинает искать причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах. Он не признаёт то, что причина в нём самом, конфликтует со всеми, указывающими на его недостатки. У него начинают проявляться такие качества как раздражительность, обидчивость, агрессивность.