Лето

Дунайская булгария. Великая Булгария. Наследники гунн. Булгары в Южной Италии

ВЕЛИКАЯ БОЛГАРИЯ
ВЕЛИКА БЪЛГАРИЯ

Великая Болгария. Булгария. Союз различных по происхождению племен, в основном, тюркских и угро-финских, кратковременно (632-ок. 671) существовавший в причерноморских и азовских степях.

Основу объединения составило протоболгарское племя кутригуры, которому с привлечением славян и остатков антов удалось освободиться от власти аваров, чьё могущество было подорвано очередной неудачной попыткой захвата Константинополя (626).

Хану кутригуров Кубрату (632-665), удалось объединить свою орду с другим болгарским племенем утигуров (находившихся ранее в зависимости от тюрков), а также с угорским племенем оногуров (возможно хунногуров, хунгуров, откуда Hungary - Угрия, Венгрия). Так возникла Великая Булгария. Среди болгарских племён усилился род Дуло. В 619 вождь болгар Органа принял в Византии христианство. Свой престол Органа оставил сыну своей сестры Кубрату. Кубрат родился ок. 605 и воспитывался при дворе Византийского императора. В 632 Кубрат взошёл на престол. Кубрат женился в 635 на дочери богатого грека Евдокии. От императора Византии Ираклия Кубрат получил сан патриция.

Великая Болгария при хане Кубрате была независима как от авар, так и от хазар. Но если с запада опасность миновала полностью в виду ослабления Аварского каганата, то с востока постоянно нависала угроза. Пока Кубрат был жив, он имел достаточно сил, чтобы держать в единстве болгарские племена и противостоять опасности. Но после его смерти Великую Болгарию поделили пятеро его сыновей, Батбаян, Котраг, Аспарух, Кубер, Альцек. Каждый из сыновей Кубрата возглавил свою собственную орду, и ни у кого из них в отдельности не достало сил, чтобы соперничать с хазарами. В результате натиска хазар болгарские орды разделились, и Великая Булгария прекратила своё существование. Булгары приняли участие в Великом переселении народов, оказав влияние на формирование народов, сохранившихся до наших дней. Примерно в 665 Кубрат умер. Предположительно его захоронение нашли около села Малая Перещепина Полтавской области Украины. Было извлечено много золотых и серебряных изделий и печать с монограммой (в которой возможно прочтение имени Кубрата), которые сейчас хранятся в Эрмитаже.

Старший сын Батбай остался на месте, второй сын Котраг со своей ордой перешёл Дон и поселился напротив Батбая. Третий сын Аспарух со своей ордой ушёл на Дунай и там основал Дунайскую Болгарию. Похоронен был Аспарух на территории современного города Запорожье. Четвёртый сын со своей ордой двинулся в Паннонию к аварам, пятый сын ушёл со своей ордой в Италию.

Одна из орд, состоявшая преимущественно из кутригурских племён, под началом Котрага двинулась на север и, обосновалась (VII - VIII веке) на средней Волге и на Каме, где впоследствии возникла Волжская Булгария. Волжские булгары, являются предками казанских татар и чувашей.

Другая орда, в которую входили в основном утигурские кланы, под началом хана Аспаруха, пошла на запад и ок. 650 остановилась в районе нижнего Дуная. Вторгшиеся примерно в это же время (VI-VII века) из-за Дуная на Балканы славянские племена, не имевшие опыта создания государств, попадали в сферу влияния болгар. Признав Аспаруха своим сюзереном, они влились в новое государство. С течением времени булгары слились со славянами, и из смешения Аспаруховых булгар и вошедших в его состав различных славянских и остатков фракийских племен сложилась болгарская нация, сумевшая создать одно из первых славянских государств, Болгарское царство.

Таким образом, древний союз племен под названием булгары принял участие в формировании нескольких народов - славянских, тюркских, угро-финских, а также в некоторой степени романских и германских.

Основателем Великой Болгарии считается хан Кубрат, который в причерноморских степях путем сочетания мирных - дипломатических и военных операций, уклоняясь от серьезных столкновений, предпринял попытку «собрания народа» (его имя с тюркского трактуется именно так: ты должен собрать народ) .

Территория Великой Болгарии

Основной территорией Великой Болгарии стали земли, простиравшиеся от Кубани до Днепра, населенные болгарскими племенами оногуров, частично кутригуров и, по-видимому, древневенгерскими племенами.

Столицей Великой Болгарии стал восстановленный после гуннского разгрома древний античный город Фанагория, располагавшийся на Таманском полуострове.

Хан Кубрат, выросший при дворе византийского императора, получивший прекрасное образование, знавший многие языки народов Причерноморского региона, был приверженцем объединительной политики.

Дипломатия Великой Болгарии

С целью консолидировать тюрок хан Кубрат поддерживал союзнические отношения с Византией, которая, в свою очередь, стремилась использовать болгар как военный и политический противовес аварам. Поэтому поддержка Византии в борьбе болгар с Аварским каганатом за свою независимость была непрочной. Наверное, во многом этим объясняется недолговечность Великой Болгарии. После смерти хана Кубрата в начале 640-х гг. Великая Болгария была поделена между его сыновьями.

К сожалению, великоболгарский этап в отечественной историографии часто описывается лишь как кратковременный эпизод, как незначительное историческое явление. В действительности культура Великой Болгарии была не эпизодом или одним из ярких всполохов переходного от древнего к средневековому историческому времени, а связующим звеном, обеспечившим непрерывность эволюции тюркской цивилизации, фактором сохранения и распространения ее сущностных черт под этнонимом «болгары» () в широких геополитических координатах.

Распад Великой Болгарии

Этот период характерен усилением нового государственного объединения — Хазарского каганата, ядром которого становится близкое болгарам тюркоязычное племя хазар, обитавшее после ухода гуннов и авар в западной части Прикаспия от Нижней Волги до реки Сулак.

Хазары пытались подчинить своему влиянию все болгарские племена. Старший сын Кубрата хан Батбай, возглавивший приазовскую группу болгар потерпел в середине VII в. поражение от хазар, стал их данником и вынужден был переселиться южнее к предгорьям Кавказа. Тюркскими потомками древних болгар считаются современные балкарцы.

Западная Группа болгар во главе с младшим сыном Кубрата ханом Аспарухом ушла на нижний Дунай, где нанесла поражение войскам византийского императора Константина IV Погоната, который заключил с Аспарухом мир и обязался платить болгарам дань.

Так в 681 г. хан Аспарух основал Болгарское государство. Его преемник хан Тервел получил от византийского императора Юстиниана II титул кесаря, а последующие болгарские правители заметно расширили границы царства за счет присоединения к нему бывших аварских земель на левобережье Дуная.

Со временем эта группа болгар была ассимилирована славянским населением, однако сохранила этноним в названии государства - Болгария и оставила заметный след в истории болгарской государственности, значительно повлияв на этногенез болгарского народа.

Создание Волжской Булгарии

Другая значительная по численности группа болгарских племен в течение последующего столетия перемещалась на север и, пройдя степи нижней Волги, на рубеже IX - X вв. создала свое государство - Волжскую Булгарию. Распространенная ранее в литературе версия о том, что это были болгарские племена во главе с сыном Кубрата Котрагом, в последнее время подвергается серьезному сомнению.

По всей вероятности, конгломерат болгарских племен, состоявший из собственно болгар, савир, барсил, беленджер и др., до обоснования в Волго-Камье рассеялся по обширной территории Хазарского каганата.

Там эти племена создали совместно с тюркоязычными хазарами, ираноязычными аланами и другими местными этносами своеобразную земледельческо-кочевую цивилизационную общность, получившую название салтово-маяцкой археологической культуры.

Этой культуре принадлежит несколько сотен разнообразных археологических памятников - остатков кочевий, поселений, замков, городов и могильников, датируемых VIII - IX в. Они расположены на обширной территории от Волги до Дуная, хотя основная часть сконцентрирована по берегам Дона и в Приазовье.

Сложившись в зоне интенсивного цивилизационного взаимодействия многих тюркско-угорских и индоевропейских народов, эта культура представляла собой сочетание кочевой, земледельческой и городской традиций различных регионов Евразии. Известный археолог С.А.Плетнева считает располагавшуюся на славяно-хазарском пограничье салтово-маяцкую культуру «одной из наиболее ярких и высоких культур средневековья».

Закат салтово-маяцкой культуры, очевидно, можно связывать с уходом части составлявших ее племен на запад (в Причерноморье и на Дунай) и на север (в Поволжье), а также с ослаблением Хазарского каганата в результате военных ударов арабов, восточных славян и особенно печенегов.

Волго-болгарский срез культуры, обогативший мировое сообщество уроками как мирно-созидательного, торгово-экономического, так и военно-завоевательного характера, не канул в Лету. Он продолжал оказывать свое воздействие на многие стороны общетюркской цивилизации.

И даже через многие столетия он подавал «культурные сигналы», проявлял себя в виде морально-этических норм, традиций и обычаев, вошедших в мифологию, в повседневную практику и духовную жизнь многих народов - исторических наследников и продолжателей болгар, в том числе и татарского народа.

Как тюрки и славяне основали Дунайскую Болгарию. Часть 3

Крещение и булгарские послы

Латиноязычных европейских хронистов в целом мало интересовали дела на Балканах, пока влияние франков не начало распространяться на балканских славян и Паннонию. Из событий, связаных с Балканами, они отметили только помощь булгар ромеям в 717 году и гибель в битве с булгарами императора Никифора. Во «Всемирной хронике» сообщалось, что на помощь Константинополю, осажденому сарацинами, пришли булгары с реки Истр (Дунай). В «Деяниях Неаполитанских епископов» указывалось, что булгары, живущие на Дунае, ударили в тыл многочисленному войску сарацинов, осаждавших Константинополь. Сообщалось, что в 811 году Никифор хотел завладеть страной булгар, и многие из них бежали в горы. Но неожиданно на него напали, и вместе с другими ромеями он погиб. В «Ситийской хронике» от 812 года упоминалось о гибели императора Никифора от рук булгар. Эйнхард в 813 году сообщал, что булгары стояли у врат Константинополя. Крум погубил Никифора, а Михаила изгнал из Мезии. Когда Крум был около стен Константинополя, сообщалось, что Михаил сделал неожиданную вылазку и Крум был тяжело ранен. Булгары вынуждены были быстро отступить. В «Фульдских анналах» временем битвы Никифора с булгарами назван 812 год.

В 824 году император заключил мир с Омуртагом. В «Ведастинских анналах» сообщалось, что при помощи булгар Тервела Юстиниан вернул себе власть в 705 году. В 716 году сообщалось, что булгары ударили в тыл сарацинам, осаждавшим Константинополь. В 813 году указано, что Михаил напал на булгар, однако этот поход был неудачный. Агнел сообщал, что булгары помогли Юстиниану снова стать императором. Друтмар из Корби сообщал о крещении булгар. В «Ксантенских анналах» сказано, что булгары, ранее поклонявшиеся идолам, приняли христианство в 868 году. Андрей Бергамский датировал это событие 867 годом. В «Бертинских анналах» времем крещения назван 866 год. Регинон Прюмский считал, что крещение произошло в 868 году.

Воины Крума преследуют сына Никифора I Ставракия. Фото wikipedia.org

Анастасий Библиотекарь отмечал, что Аспарух был одним из пяти сыновей Кровата (Кубрата). Его войска пришли в область Онгл у Дуная. Император Константин пришел с войском и флотом. Однако булгары разбили ромеев и преследовали до Одисса. Булгары завладели землями вплоть до Аварии. Анастасий Библиотекарь вместе с Феофаном и Никифором сообщал, что Юстиниан II воевал против Славинии и Булгарии.

В «Кратких Лоршских анналах» от 814 года сообщалось о смерти Карла Великого и великом сейме, созваном Людовиком Благочестивым, на который прибыли посланики ромеев просить помощи против дунайских булгар. Эйнхард сообщал, что правитель гудоскан Борна, а также Людевит (правитель паннонских хорватов) отошли от союза с булгарами. Следует это понимать так, что они были союзниками дунайских булгар против авар. В 824 году хан Омуртаг отправил посольство к императору Людовику. Тогда же прибыли послы от ромеев и племени преденецти (дунайских ободритов), которые жаловались на ущемления со стороны булгар. В 825 году булгары договорились с франками о разграничении сфер влияния. В 827 году булгары пришли с войсками и суднами в Паннонию, разорили местных славян и назначили туда своих чиновников. В 828 году граф Балдрих был лишен титула из-за бездействия против булгар.

В «Фульдских анналах» повторялись данные о посольстве 824 года и договоре 825 года, а также о булгарском вторжении 827 года. Эти же сюжеты были описаны в «Житии Людовика». В «Фульдских анналах» 828 года сообщалось, что молодой Людовик (тот, который станет Людвигом Немецким) был отправлен воевать против булгар. В 845 и 852 годах франки отправляли посольства к булгарам, а в 863 году булгары помогли франкам против Карломана, захватившего власть в Каринтии. В 867 году Людвиг удовлетворил требования булгар. В 884 году булгары вместе с франками воевали против Великой Моравии. Раббан Мавр говорил о походе императора Людовика против булгар в 828 году. Валафрид Страбон сообщал, что перед Лотарем отступили враги, в числе которых были названы булгары. В «Бертинских анналах» было сказано, что в 853 году славяне (мораване) привлекли на свою сторону булгар. Однако король Людвиг Немецкий разбил их. В 864 году сообщалось, что Людвиг питал вражду к булгарам, однако ходили слухи, что правитель их по титулу каган принял христианство. В «Лаубахских анналах» сообщалось о булгарских послах 832 года.

Булгары лишь иногда были интересны латинянам. При правлении Карла I Великого обе стороны старались поддерживать статус-кво, который сложился после 804 года, когда Аварский Каганат прекратил существование как империя. Камнем преткновения между франками и булгарами в правление франкского императора Людовика Благочестивого стала Паннония. Булгары, рассчитывавшие на распространение своей власти на всех южных славян, столкнулись с тем фактом, что хорваты из Далмации и Паннонии фактически приняли франкское подданство. Булгары в свою очередь через некоторое время ввели свои войска и поставили своих ставленников в Паннонии. В середине IX века булгары оказывали поддержку Великой Моравии, стараясь не допустить продвижения франков далее на восток. Некоторым образом внешнюю политику Дунайской Болгарии в правление Маламира и Пресиана скорректировало вторжение венгров в 837 году, вследствие чего булгары потеряли землю Онгл и Мунтению. На север от Дуная власть булгар более не распространялась. Из степей Северо-Западного Причерноморья на дунайских булгар нападали венгры.

Император Крум сделал чашу из черепа Никифора. Фото wikipedia.org

От кочевничества к оседлости, от язычества к христианству

Социальные трансформации в Дунайской Болгарии особенно видны благодаря данным археологии. Нужно отметить, что в начале существования государства булгары были кочевниками, для которых были характерные богатые захоронения. В погребениях булгар находили кроме погребенного человека, коня, медальоны, печати, оружие. У. Фидлер отмечал, что особым символом власти булгарской власти был символ Тангры, который сочетал греческий эпсилон с еще двумя линиями на бронзовых амулетах. Существовали девташлары, то есть каменные статуи, которые почитались булгарами.

У этого государства не было определенной столицы. У Аспаруха это была Плиска, а у Омуртага Чартал. В Дунайской Болгарии существовала официальная пропаганда, которая была выражена в надписях на камнях. Особо монументален памятник в Мадаре с текстом на булгарском и греческом. Большинство надписей же датированы временем Крума и Омуртага, то есть временем булгарского великодержавия. В период христианизации Дунайской Булгарии количество таких надписей сокращается.

Нужно также отметить, что булгары постепенно оседали. Концентрация булгарских поселений была характерна для районов Варны и Плиски. Районы Добруджи и Онгла были менее населены. То есть изначально булгары поселились на территории, которая не была похожа на их степи, и только часть населения продолжала кочевать.

Болгарские воины IX века. Фото wikipedia.org

Булгарское язычество было производным от древнетюркского с особенностями, которые записал Мовсес Каганкватци во время миссии в царство булгар-суваров на Северном Кавказе. Тенгри-Аспендиат у дунайских булгар назывался Тангра. Прежде всего булгары поклонялись небу, символом которого и был Тангра. Он же был властителем молний. В селе Горталово было найдено изображение Умай, подобное кудыргинскому. В письменных источниках не упоминался Ыдук Эр-Суб. Феодор Студит отчетливо указывал на многобожие булгар и их идолов. Он отказался от участия в пиршестве при дворе хана Омуртага. Священными были лесные рощи.

Идеология общества была всаднической и милитаризированной. Оглашалось, что власть кагану дана от Тангры, подобно тому, как кок-тюрки, енисейские кыргызы, токуз-огузы ссылались на волю небес и божественный мандат. Булгары поклонялись небесным светилам - Солнцу, Луне и звездам. Почитание звезд отметил Феофилакт Охридский. Иоанн Экзарх упоминал о солнцепоклонничестве. Солнце и Луна представлялись двумя братьями. Григорий Богослов говорил, что булгары поклонялись реке и зверям в ней и язычники посвящали ему богослужение.

Борис в письме Папе римскому Николаю говорил о чудесных свойствах камней, и у булгар было принято поклоняться камням, например, девташларам. Кроме того, обожествлялись горы, скалы, деревья, озера и реки. Феофан Исповедник говорил, что Крум поклонялся морю. Скриптор инцертус сообщал, что хан принес морю в жертву пленных ромеев.

Во время правления Крума булгарский хан исполнял функции и светского, и духовного лидера. Титул верховного жреца был кан бойла колобра. Боколобр как главный жрец был у авар. У дунайских булгар также существовал титул багатур бойла колобр. Простые жрецы назывались колобрами. Однако это имело и свою обратную сторону. Неудачливых правителей могли убить как того, кто приносит несчастья своему народу. Такой была судьба ханов Телеца и Дицевга (сына Крума).

У булгар существовал культ предков, который был зафиксирован в папско-ханской переписке. Пользовались почитанием кони, олени, собаки, соколы. Из данных письменных источников мы знаем, что булгары клялись над железом и после клятвы разрубали собак для гарантирования клятвы. Такой обычай зафиксирован Продолжателем Феофана и Николаем Мистиком. Языческие идолы изготавливались из дерева и камня. Перед ними люди вставали на колени и приносили жертвы. Были у булгар и каменные антропоморфные статуи – бабы.

К вопросу о каганах

Надписи на камнях как форма государственной пропаганды существовали у дунайских булгар и персов. Культовых центров у персов-зороастрийцев было несколько, главным из которых был Накш-и Рустам. У кок-тюрков и токуз-огузов в порядке вещей было возведение стел, на которых несколькими языками рассказывалось о свершениях правителей. Похожая форма пропаганды существовала и у скандинавов, например, известна стела в честь Гарольда Синезубого. При этом у датчан и персов надписи были на одном языке, а у кок-тюрок, токуз-огузов и дунайских булгар на нескольких языках. Содержание надписей в Дунайской Болгарии нам известно только благодаря тому, что существовал параллельный текст на греческом языке. Язык дунайских булгар, который использовал для письменности тюркскую рунику, остается малоизвестным из-за скудности данных.

Наиболее известный культовый центр дунайских булгар это Мадара, где до римлян существовал культовый центр фракийцев. Ц. Степанов предполагал для наскальных изображений булгар в Мадаре связь с митраизмом, а само название местности считал производным от тюрского слова герой. Следует отметить, что у алан и волжских булгар были некоторые обычаи, напоминающие митраистические практики. Однако более правильно было бы обозначить, что у булгар нашли отображение индо-иранские традиции, а не митраизм как высокая религия. Исследователь выступал критиком гипотезы о некотором влиянии зороастризма на булгар. Ни в одном источнике не упоминалось о связи булгар с зороастризмом. Булгарские храмы огня были лишь подражанием высокой религии иранцев.

Особо монументален памятник в Мадаре с текстом на булгарском и греческом. Фото wikipedia.org

Необходимо отметить, что зороастризм не получил большого распространения даже у алан, не говоря уже о тюркских кочевниках. Булгары погребали своих умерших вместо того, чтобы выставлять их тело на съедение птицам в храме. Булгары только переняли знак удачи - фарн. Для булгар Мадара была аналогом тюркского Отюкена. В храме под Даул-таш находилось открытое святилище Тангры. Рядом со святилищем находился бассейн с водой для ритуальных омовений. Также в рамках Мадары у села Калугерицы существовал еще один языческий храм. Другие культовые центры существовали в районе сел Горталово, Плевенско, Камен Бряг и в районе Родопских гор. В святилищах находились каменные амулеты. Нужно отметить, что существовали белые и черные шаманы. Амулеты должны были защитить от черной магии. Конкуренцию христианству у булгар составляло разве что поклонение Тангре.

Правители Дунайской Булгарии выдумали легенду о своем происхождении, похожую на римскую и тюркютскую, только вместо волчицы Испера (Аспаруха) выкормила корова или олениха. Похожий сюжет встречался в легендах о Моисее, Саргоне и Кире. В болгарской апокрифической летописи отмечалось, что булгары заняли пустующую после эллинов Карвунскую область. Таким путем булгары обосновывали легитимность того, что они правят на Нижнем Дунае.

Необходимо отметить, что не всегда за булгарскими правителями признавали легитимность. Так в Салернской хронике отмечалось, что только аварский правитель может носить титул каган, а правители норманнов, булгар и хазар носят титул dominus. Это находится в противоречии с данными, известными из других источников. В «Бертинских анналах» упомянут каган скандинавов, то есть каган Руси. Известны также данные Иллариона о кагане Владимире. Рядом с ним сосуществовал славянский титул князь и скандинавский титул конунг. Титул каган вероятно был перенят у тюркских соседей. О кагане и каганбеке хазар сообщали арабские источники. В конце концов исходящие от булгар данные свидетельствуют о титуле кагана у булгар.

У булгар и у хазар существовали харизматические кланы. Так у булгар это был Дуло, у хазар тюркютский клан Ашина. Через некоторое время власть переняли роды Вокил и Угайн. То, что правящая династия сменилась, стало причиной столкновений между родами, поскольку они не имели такого авторитета, как Дуло. В еврейских источниках происхождение Булана не связывается с царским родом, сказано лишь о том, что он был знатного рода. Смена фактического правителя с кагана на каганбека стала причиной гражданской войны в Хазарском каганате. В Дунайской Болгарии не произошло раздвоение на сакрального и светского правителя, а хан соединял в себе и сакральную, и светскую власть. Когда дунайские булгары славянизировались, то вместо титула каган употребляли титул царь. Его носили и Симеон, и комитопул Самуил.

Продолжение следует

Ярослав Пилипчук

Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».

Болгары на Дунае

Аспаруху удавалось сдерживать хазарский натиск в течение примерно трех десятков лет. Но его теснили. В середине VII в. хазары, уже освободившиеся от власти тюркютов и строившие собственный каганат во главе с династией Ашина, прорвались в заднепровские степи. Аспарух со своей ордой вынужден был уйти за Днестр. Здесь антское население было плотнее, и хан имел довольно прочный оседлый тыл. Однако он искал более надежных, самой природой защищенных мест поселения.

Нашел он их в низовьях Дуная, в долинах Прута и Сирета. Топкие земли Нижнего Подунавья были неудобны для не знающих местности кочевников при нападении - но хорошо служили в обороне. С севера поднимались Карпатские горы и протекал «венец рек» нижнедунайского бассейна. Здесь Аспарух на какое-то время расположил свою орду. Назвали местность в знак этого болгары «Аулом». Хазары, впрочем, продолжали угрожать из-за Днестра. Тогда Аспарух окончательно обезопасил свое местопребывание. Он нанес удар по занятому еще аварами «острову Певка» - дельте Дуная, выбил оттуда давних врагов и обосновался в этом труднодоступном месте сам. Авары бежали на запад, в пределы своего каганата.

Славяне к северу от Дуная подчинились Аспаруху. Без их помощи и навыков наведения переправ ему вряд ли удалось бы завоевать у авар дельту, да и вообще самому закрепиться в недоступном для хазар «Ауле». Вожди северных дунайцев были особенно заинтересованы в союзе с Аспарухом ввиду влашских беспокойств и нового усиления Византии. Потому они, подобно антам за Прутом, согласились объединиться под властью болгарского хана. Во всяком случае, ни о каком насилии источники не сообщают.

Но без насилия было не обойтись к югу от Дуная. «Уставив шатрами Истр», Аспарух стал приглядываться к задунайским землям. Скифия и Нижняя Мезия, населенные в значительной части славянами, представлялись ему надежным оплотом от напиравших с востока врагов и не менее надежным источником дохода. Быть может, вожди славян к северу от Дуная побуждали к тому же Аспаруха оттеснить от реки кочевых влахов. Это совпадало с интересами самого болгарского хана. Пока что болгары начали беспокоить задунайских обитателей своими набегами. Страдали от них, конечно, и влахи, и славяне.

В 680 г. о разорительных набегах болгар стало известно в Константинополе. Самоуверенный из-за своих выдающихся побед, император Константин решил, наконец, сам двинуться с войском во Фракию. Экспедиция затевалась масштабная. В Европу перебросили тяжеловооруженные войска из Азии. К дельте Дуная отправился ромейский флот. Отряды болгар, бродившие по придунайским селениям, были ошарашены внезапным приближением огромного императорского войска. Когда оно появилось у Нижнего Дуная в боевом строю, а у берега показалась эскадра, болгары не решились принять бой. Они стремглав отступили в топи дельты, уже неплохо укрепленные Аспарухом. Армия и флот подступили к Певке и осадили болгарского хана. В болота дельты углубляться ромеи не рисковали. Это придало оборонявшимся болгарам смелости. На беду для ромеев, в четвертый день этой осады Константина свалили сильнейшие боли в ногах. Император поспешил отплыть для лечения в город Месемврия с его древними банями.

Константин покинул осадный лагерь с ближней свитой и пятью боевыми кораблями. На прощание он приказал своим военачальникам продолжать осаду. Однако отплытие государя скрыть было трудно, и в ромейской коннице зародился слух, будто он бежал. Моментально распространившаяся ложная весть вызвала в среде ромеев суматоху. Первыми бросили осадный лагерь конники, за ними устремилось и остальное войско. Аспарух не преминул воспользоваться нежданным случаем. Болгары бросились вдогонку отступающим в беспорядке врагам, повергнув их в паническое бегство. Многие ромеи, настигнутые кочевниками, погибли, еще большее число было ранено. Преследование продолжалось до реки Варна близ Одисса (ныне - город Варна). Здесь Аспарух остановил своих воинов.

Хан обнаружил, что Малая Скифия весьма удобна для поселения. С севера и с северо-запада ее прикрывал Дунай, с юга - Балканский хребет, с востока простиралось Черное море. Земли эти уже больше ста лет заселяли славяне, и именно они дали протекавшей на юге бывшей провинции реке Варне (Вране) ее имя. Большинство ромейских городов лежали в руинах, - и тени имперской власти в этих местах давно не осталось. Аспарух велел орде прикочевать в окрестности Одисса и устроил новую ставку здесь.

За этим последовала быстро завершившаяся война с Семью родами и местными влахами. Далеко не все славяне Нижнего Подунавья, конечно, приветствовали приход болгар - тем более что воины Аспаруха некоторое время грабили их веси. Тем не менее в итоге Аспаруху удалось склонить противника к покорности. Славинии Мезии и Скифии сохранили автономию и собственных князей. Но союз Семи родов Аспарух раздробил. Подобно аварским каганам, он выделил славянам особые территории, в то же время переселив их с насиженных мест. На новых землях славяне должны были платить дань Аспаруху и прикрывать рубежи его ханства от врагов - авар и ромеев. Северов, сильнейшее из племен, хан поселил на границе ромейской Фракии - от ущелья Верегава в восточной части Балканского хребта до приморских областей. Остальные племена «Семи родов», выселенные из Скифии и восточной Мезии, переместились на запад, на границу Аварского каганата. Центром их оседания стала долина реки Тимок, где позже сложился подвластный болгарам племенной союз тимочан. Многие земли к северу от Дуная, в Мунтении, в результате действий болгар запустели. В то же время какая-то часть «семикорневцев» осталась там - тоже признав власть Аспаруха.

Аспарух покорил и влахов. Их свободное расселение приостановилось. Перевод болгарским ханом славян с привычных мест в плотно занятые пограничные регионы лишил влахов возможности «садиться среди них». Влахов вытеснили на юг и на запад. Поселившись к югу от Балканского хребта, в ромейской Фракии, влахи постепенно поглотили местных фракийцев. Романцы же и фракийцы Нижнего Подунавья, - по крайней мере, оседлые, - в течение ближайших десятилетий почти полностью смешались со славянами. Новый приток влахов сюда произошел уже в VIII–IX вв.

На Дунае под предводительством Аспаруха возникло мощное Болгарское ханство - достойный преемник Великой Болгарии. В его состав вошли земли как к северу, так и к югу от Дуная. Периодически к Аспаруху и его наследникам подходили из-за Дуная подкрепления - теснимые хазарами или бежавшие из-под их власти болгары. Соседи вынуждены были считаться с новой реальностью. С ромеями пока продолжалась война. Болгары теперь «стали опустошать деревни и городки во Фракии», «возгордились и стали нападать на находящиеся под ромейским управлением крепости и деревни, и порабощать их». В этих условиях соседи западные - сербы - предпочли заключить с болгарами мирный и союзный договор. Он действовал больше столетия, обеспечивая Болгарскому ханству спокойствие на западной границе. Распространялся он (или впоследствии распространился) на все племена сербского корня - во всяком случае, дукляне приписывали его заключение своему князю Владину Силимировичу, внуку Всевлада. Вместе с тем очевидно, что первыми договор заключили именно сербы из Рашки, непосредственные соседи захваченной Аспарухом Нижней Мезии. Это никак не помешало их пакту с Империей. Далекой от театра боевых действий Сербии удавалось в итоге поддерживать добрососедские отношения с обеими сторонами.

Первоначальная ханская ставка к югу от Дуная - защищенная рвами и топями земляная крепость - располагалась в Никулицеле, чуть выше Певки по реке. Затем Аспарух, по преданию, избрал резиденцией Дристру (Доростол, ромейскую Силистрию), расположенную на Нижнем Дунае, в окружении славянских поселений. На восток от Доростола Аспарух обновил линию валов, прикрывавших теперь болгарскую орду от угрозы с юга до самого моря.

Позднее хан решил перекочевать из Дристры в глубь завоеванной Мезии. На месте разрушенного во время войны с Семью родами или их последующего выселения славянского села, близ современного города Шумен, Аспарух возвел свою новую ставку. От прежнего славянского селения она унаследовала название - Плиска. Общая площадь ханской ставки - 23 км 2 , ее опоясывал ров длиной около 21 км. Ставка имела форму огромной трапеции с заключенной в ней второй, меньшей. Последняя отводилась собственно под резиденцию хана, вокруг же, но под защитой того же рва, располагались юрты его соплеменников и загоны для скота. В самом центре кочевого становища размещалось каменное укрепление - крепость за стеной из массивного известняка 3 км в периметре. Внутри крепости находились ханский дворец и другие здания из известняка или реже кирпича, баня, бассейны, вкопанные цистерны для хранения воды. Крепость явно строили пленные ромеи, опытные мастера. Помогали им кое в чем и местные славяне, некоторое число которых осталось жить в болгарской Плиске. Кочевникам-болгарам столь грандиозное строительство было пока не по силам.

Изначально болгары старались не смешиваться со славянами. Болгарские становища кучно располагались в районе Плиски и далее к востоку и северо-востоку, до приморских областей и Дуная. Славяне же жили по отведенным им окраинам и вдоль Дуная, на обоих его берегах. Оба народа сохраняли культурную самобытность и почти не смешивались друг с другом. Складывание славяно-болгарской средневековой народности еще не началось. Но Аспарух - сам, может быть, полуант, - учитывал интересы и представления своих славянских подданных. В этом он принципиально отличался от аварских каганов. Славяне составляли явное большинство населения на покоренных землях, невзирая на всё новые вливания болгар. Долгий опыт общения со славянами привел Аспаруха к здравой мысли о сохранении их племенных княжений на условиях уплаты дани и защиты границ. Славянские племена тем самым изымались из сферы непосредственного контроля хана и его приближенных - боилов. Князья славиний подчинялись хану напрямую, минуя болгарских наместников отдельных земель - тарканов и жупанов. Учитывая славянские обычаи и верования, Аспарух после перехода Дуная стал по-славянски отпускать волосы вместо кочевнической стрижки наголо. Факту этому придавался столь большой идеологический смысл, что он специально отмечен в кратком «Именнике болгарских князей» - отделяя кочевых ханов от их дунайских потомков.

Но для действительного слияния со славянской массой этого было, конечно, очень и очень мало. Напротив - обособленность независимых славиний только мешала превращению Болгарского ханства в славянское государство. Сама возможность этого закладывалась с самого начала - давним смешением болгар и славян, тягой болгар к полуоседлой жизни. Но время не пришло. Болгарское ханство VII–VIII вв. славянским государством еще не являлось. Конечно, славянам жилось в нем гораздо легче, чем в Аварском каганате. Но подчинившиеся Аспаруху славинии все же оставались под инородным владычеством, и именно так оно славянами и воспринималось. В памяти русских соседей это восприятие сохранялось и в начале XII в. - когда южные славяне уже не противопоставляли себя болгарам и рассматривали их как тех же славян. Итак, история Болгарского ханства еще не стала частью истории Славянской Европы - но судьбы целого ряда ее племен оказались сплетены с судьбой новой кочевнической державы. В этом сплетении медленно, век за веком, и выстраивалось будущее единство.

Эпоха Великого Переселения для славян завершалась. Рождение Дунайской Болгарии стало как бы последним ее аккордом. Карта более или менее стабилизировалась, смятенное движение племен затихало. Славянский мир теперь простирался от Средиземного до Балтийского моря, от Лабы до Десны. Наступало новое время - закрепления границ (впрочем, все продолжавших расширяться на северо-восток), непростой защиты независимости. Уже появились первые из будущих средневековых государств Славянской Европы - Сербия, Хорватия, Дукля, теперь и Болгария. А вместе с ними - множество исчезнувших позднее по разным причинам, но тогда более или менее сильных славиний от Прибалтики до Эллады. Можно говорить о первых зародышах Чехо-Моравии, Краковской Польши, Киевской Руси. Пусть пока непрочно, но кое-где прививались ростки христианской веры и церковности. В следующий период - в разное время, при разных обстоятельствах, под различными влияниями или почти без таковых - славянство вступает на дорогу к цивилизации средневековья.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

2. 4. Кто такие Болгары Хомяков: В защиту теории о перерождении народов обыкновенно приводят Болгар и утверждают: болгары теперь говорят по-славянски, глядят славянами, словом, они совершенные Славяне. А в старину болгары принадлежали к турецкому или тибетскому или вообще

Из книги Правда о Николае I. Оболганный император автора Тюрин Александр

Действия на Дунае 2-ая армия, численностью в 95 тыс. солдат и находящаяся под командованием фельдмаршала П. Витгенштейна, должна была занять Дунайские княжества, Молдавию и Валахию (ныне Румыния). Далее была поставлена задача - переправиться через Дунай, овладеть Шумлой

Из книги Славянская Европа V–VIII веков автора Алексеев Сергей Викторович

Болгары на Дунае Аспаруху удавалось сдерживать хазарский натиск в течение примерно трех десятков лет. Но его теснили. В середине VII в. хазары, уже освободившиеся от власти тюркютов и строившие собственный каганат во главе с династией Ашина, прорвались в заднепровские

Из книги Татаро-монгольское иго. Кто кого завоевывал автора Носовский Глеб Владимирович

1. Волга и Болгары Н.А. Морозов справедливо писал: «В Библии река Волга выступает как „река Фалег“. Валахов греки смешивали с болгарами (по-византийски - волгары), и этому нельзя удивляться, так как оба имени происходят от того же самого слова Волга. БОЛГАРЫ ЗНАЧИТ ВОЛГАРИ,

Из книги История Российская. Часть 1 автора Татищев Василий Никитич

8. БОЛГАРЫ По Волге, Каме и другим впадающим рекам народ великий, в ремеслах искусный, в плодах обильный и купечеством богатый, в строениях градов преславный, о котором выше, гл. 24, показано. У них разные княжества упоминаются, но обстоятельного описания ни иностранные, ни

Из книги Славяне. Историко-археологическое исследование [С иллюстрациями] автора Седов Валентин Васильевич

Болгары Известия, содержащиеся в исторических сочинениях авторов VI–VII в., надежно свидетельствуют, что восточные области Балканского полуострова в той его части, где сложился болгарский этнос, были заселены славянами. К сожалению, памятники археологии этого времени

Из книги Загадки поля Куликова автора Звягин Юрий Юрьевич

Все мы немножечко болгары А теперь обещанная «булгарская версия». Своим появлением она обязана казанскому источниковеду Фаргату Габдула-Хамитовичу Нурутдинову. По его утверждению, у него хранятся древние булгарские летописи и другие произведения.История их появления

Из книги Тысячелетняя битва за Царьград автора Широкорад Александр Борисович

РУМЯНЦЕВ НА ДУНАЕ В 1770 г. левый берег Дуная от Килии до Виддина был очищен от неприятеля. За турками оставались здесь только две крепости - Журжу и Турно. В 1771 г. русская армия была расположена тремя отделами: правое крыло под начальством генерал-аншефа Петра Ивановича

Из книги История византийских войн автора Хэлдон Джон

Из книги Александр Невский. Спаситель Русской земли автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Запрещенные болгары Из письма дизайнера Рустема Абдуллина (Минск):С пятого класса я заболел историей России. Началось все с урока истории в школе. Было это в Казани, где я родился и вырос. Проходили тему «татаро-монгольское иго». И тут русские одноклассники стали тыкать в

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

9.1. Волга и болгары Н.А. Морозов справедливо писал: «В Библии река Волга выступает как „река Фалег“. Валахов греки смешивали с болгарами (по-византийски - волгары), и этому нельзя удивляться, так как оба имени происходят от того же самого слова Волга. БОЛГАРЫ ЗНАЧИТ

Из книги Георгиевские кавалеры под Андреевским флагом. Русские адмиралы - кавалеры ордена Святого Георгия I и II степеней автора Скрицкий Николай Владимирович

На Дунае Еще 12 сентября 1789 года Репнин загнал в Измаил войска турецкого сераскира Гассан-паши, но по приказу Потемкина отступил на 20 верст. Возможно, князь не хотел дать полководцу отличиться. Во всяком случае, задача овладения Измаилом и другими крепостями встала вновь в

Из книги Курсом к победе автора

На Дунае Обстановка на Черном море к августу 1944 года складывалась для нас благоприятно. Немецко-румынский флот после боев за Одессу и Крым значительно убавился, к тому же он потерял многие базы. Теперь в его распоряжении остались лишь румынские и болгарские порты

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Курсом к победе автора Кузнецов Николай Герасимович

НА ДУНАЕ Обстановка на Черном море к августу 1944 года складывалась для нас благоприятно. Немецко-румынский флот после боев за Одессу и Крым значительно убавился, к тому же он потерял многие базы. Теперь в его распоряжении остались лишь румынские и болгарские порты

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Болгары Основную роль в этногенезе болгар (булгар) сыграли славянские племена, переселившиеся на Балканы в VІ-VІІ вв., фракийцы, которые жили на востоке Балканского полуострова с эпохи бронзы, и тюркоязычные протоболгары (самоназвание – болгары), пришедшие из

Великая Болгария – большой, сильный союз тюркоязычных болгарских племен Приазовья. Государство возникло в первой половине VII в. и занимало территорию нижнего течения Дона и Таманского полуострова. Столицей государства являлся город Фанагория (бывший античный город на Тамани). Другим крупным городом являлся Таматарха, впоследствии известный как Тмутаракань.

Великая Болгария являлась полукочевым государством, т.е. в летнее время население кочевало в степях Приазовья, а в зимнее время жило в городах.

После смерти последнего правителя Волжской Болгарии хана Кубрата в 50-60-х годах VII в. государство распадается. Распаду государства способствовало и проникновение хазар. Один из сыновей Кубрата, Аспарух с частью болгарских племен уходит на Дунай, где он подчиняет себе славян и впоследствии создает государство - Дунайскую Болгарию. Основная же часть болгар во главе с ханом Батбаем осталась на своих землях и вошла в состав Хазарского каганата. Впоследствии в VIII в. часть болгар покидает территорию Приазовья и появляется в Среднем Поволжье.

Свидетельство историка:

“Кроват (т.е. хан Кубрат), обладатель Болгарии и Котрагов скончался, оставив пятерых сыновей, которым завещал никогда не расходиться, ибо таким только образом могли они всегда владычествовать и остаться непорабощенными от другого народа. Но не в продолжительном времени на кончине его, пять его сынов пришли в несогласии и разошлись все. Каждый с подвластным ему народом”.

Византийский хронист и историк IX в.

Феофан Исповедник

Из документа:

“Но пора уже рассказать о начале так называемых гуннов и болгар и их положении. У Меотидского озера (Азовское море), по реке Кофис (Кубань), располагается называвшаяся в древности Великой Болгарии и так называемые котраги, их соплеменники. Во времена Константина (Константин II, 641 - 668), который умер на западе, некто по имени Коврат (Кубрат), бывший государем этих племен, переменил жизнь (умер), оставив пять сыновей, которым завещал ни в коем случае не отделяться друг от друга, с тем чтобы они взаимным благорасположением оберегали свою власть”.

Из сочинения константинопольского патриарха Никофора

(758-829 гг.) “Бревиарий” (“Краткая история”) о болгарах.

Из трудов историков:

“Болгары под предводительством энергичного и талантливого хана Аспаруха оказали хазарам сопротивление, но Батбай не поддержал брата, и Аспарух вместе со своей Ордой откочевал на Дунай. Батбай остался в Приазовье и подчинился каганату. Размеры Хазарии сразу увеличились вдвое. Выросло и количество населения в каганате. Причем этническая и языковая близость этого населения с племенами хазарской коалиции привела к быстрому слиянию их в единый, достаточно монолитный союз”.

С.А.Плетнева