Лето

Агния барто скоро десять лет сереже. Агния барто боялась маяковского и сделала кинозвездой раневскую

ДЕДУШКА ВИТАЛИЙ


Стал пенсионером
Дедушка Виталий,
Получает пенсию
Прямо на дому.


Он проснётся утром:
- Что так рано встали?
Вам не на работу!-
Говорят ему.


Дедушка Виталий
Был кассиром в тресте,
Выдавал зарплату,
В банк спешил с утра,


А теперь проснётся -
И сидит на месте,
И ворчит сердито:
- Помирать пора!


- Вы бы погуляли!-
Говорят невестки,
Намекая деду:
Он мешает тут!


В ящике почтовом
Ни одной повестки -
Больше на собранье
Деда не зовут.


Он идёт с прогулки
Недовольный, вялый.
Погулять бы с внуком -
Внука любит дед!


Но Андрюшка вырос,
В пятом классе малый!
У него для деда
Ни минутки нет!


То он умчится в школу!
То он на птичьем рынке!
(Отряду нужен голубь
И две морские свинки!..)


То где-то он на сборе,
То он в спортивном зале,
То распевает в хоре
На школьном фестивале!


А нынче утром рано
Внук заявляет деду:
- Мы ищем ветерана,
Чтоб он провёл беседу.


Вздыхает дед Виталий,
Обидно старику:
- Немало воевали
Мы на своём веку.


Ты ищешь ветерана?
Ты на меня взгляни!
Сражался, как ни странно,
И я в былые дни!


В Москве, на баррикаде,
В семнадцатом году…
Я сам у вас в отряде
Беседу проведу!


- Что случилось с дедом?-
Удивлены соседи.
Дедушка Виталий
Готовится к беседе.


Дедушка Виталий
Достал свои медали,
Он их на грудь надел.
Мы деда не узнали -
Так он помолодел!

1957


У нас Наташа модница,
Ей нелегко приходится!
У Наташи каблуки,
Как у взрослых, высоки,
Вот такой вышины,
Вот такой ужины!


Бедняжка! Вот страдалица -
Идёт, чуть-чуть не валится.


Малыш с открытым ротиком
Не разберёт никак:
- Ты клоун или тётенька?
На голове - колпак!


Ей кажется - прохожие
С неё не сводят глаз,
А те вздыхают: - Боже мой.
Откуда ты взялась?


Колпак, пиджак коротенький
И мамино пальто,
Не девочка, не тётенька,
А непонятно кто!


Нет, в молодые годы
Не отставай от моды,
Но, следуя за модой,
Себя не изуродуй!

1961

А Я КУДА ПОЙДУ?


Есть дети образцовые,
А я не образцовый:
То я запел не вовремя,
То я плясал в столовой.


Есть дети образцовые,
Для них балет на льду
И стадионы новые…
А я куда пойду?


Они свой табель отдали
(Пятёркам нет конца!)
И кружатся под сводами
Районного дворца.


А я пошёл в такой кружок,
Там требуются справки,
Что ничего ты не поджёг
И не ходил по травке.


О том, что саженцы сажал
И всех старушек провожал…
Там прокатиться с горки -
И то нужны пятёрки!


Есть дети образцовые,
Для них балет на льду
И стадионы новые…
А я куда пойду?

1962

БЫВАЕТ ТАК…


На носках кружилась Таня,
Таня бабочкой была,
И кружились и взлетали
Два капроновых крыла.


Громче всех кричала Клава,
Так расхваливала Таню,
Восхищалась: - Чудный танец!
Ты, как бабочка, легка!
Ты стройнее мотылька!


Раздавалось: «Браво! Браво!»
А соседке шепчет Клава:
- Таня вовсе не стройна,
А похожа на слона.


Бывает так, твердят в глаза:
- Ты мотылёк! Ты стрекоза!-
А за спиной смеются тихо -
Смотрите, вот идёт слониха.

1961

ГДЕ ТЫ, ПАВЕЛ?


Жил на свете мальчик Павел,
Весельчак! Хороший парень!


Если праздник в доме вашем,
Он кричит: - Давайте спляшем!-
Раньше всех он вас поздравил.
Молодец! Хороший парень!


В день рожденья тёти Кати
Он проснулся в шесть утра,
Раньше всех вскочил с кровати,
Говорит: - Плясать пора!


Но, увы, совсем некстати
Расхворалась тётя Катя.


Не придётся развлекаться -
День рожденья отменён,
Нужно сбегать за лекарством,
Принести пирамидон.


Но куда девался Павел,
Чудный парень, славный парень?


Он исчез!
Вскочил со стула,
И его как ветром сдуло!

1961

ТРИ ОЧКА ЗА СТАРИЧКА


Стоит Лариса у доски,
Девчонка в пышной юбке,
И переводит на очки
Хорошие поступки.


Вся в цифрах классная доска.
- За помощь маме - два очка,
За помощь брату-малышу
Очко Никитину пишу,
А Горчакову три очка -
Водил он в гости старичка.


- За это мало трёх очков!-
Кричит Андрюша Горчаков
И вскакивает с лавки.-


Три очка за старичка?!
Я требую прибавки!
Я с ним провёл почти полдня,
Он полюбить успел меня.


Стоит Лариса у доски,
Любовь кладёт на счёты
И переводит на очки
Вниманье и заботы.


А две подружки в стороне
Ворчат, надувши губки:
- И трёх очков не дали мне
За добрые поступки!


- И я не этого ждала,
Когда купала братца.
Тогда за добрые дела
Совсем не стоит браться!


Стоит Лариса у доски,
Девчонка в пышной юбке,
И переводит на очки
Хорошие поступки.


Ох, даже слушать тяжело,
Не верится, ребята,
Что за сердечное тепло
Нужна кому-то плата.


А если плата вам нужна,
Тогда поступку грош цена!

1959

ГОРИ, ГОРИ ЯСНО!


Пишет Люба в протоколе:
«Ну и дети в нашей школе!
К нам пришла докладчица,
А ребята прячутся.


Ужас, что за непоседы!
Каждый день для них беседы,
Каждый день доклады,
А они не рады!


Мы прослушали в эфире
Интереснейший „Костёр“:
Песню „Дважды два четыре“
Спел заслуженный актёр.


Я читаю им статью -
Вертятся на стуле;
Я вопрос им задаю -
А они заснули!..»


Люба глянула в окно,
А в саду поёт звено:


- Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
…Птички летят,
Колокольчики звенят.


Распевает всё звено:
- Гори, гори ясно!-
Люба глянула в окно,
И всё ей стало ясно.

1954

СЕКРЕТ УСПЕХА


Недовольный ходит Юра
По квартирам, по домам,
Юра спрашивает хмуро
У соседских пап и мам,
Юра спрашивает хмуро:
- Есть у вас макулатура?


Он не в духе: взялся сдуру
Собирать макулатуру!


Кто-то Юру оглядел:
- Без тебя хватает дел.-


Старичок захлопнул дверь
Перед носом Юры
И бормочет: - Верь не верь,
Нет макулатуры.


Вышла тётка в чёрной шали,
Ей обедать помешали.
Говорит: - Ты кто такой?
Ты меня не беспокой!


Кто уходит в парк культуры,
Кто к врачу на процедуры,
И звучит в ушах у Юры:
«Нет у нас макулатуры».


Вдруг какой-то парень длинный
Заявляет Юре вслед:
- Зря ты ходишь с кислой миной,
Потому и толку нет!


Юра вмиг расправил брови,
В дверь стучится, полон сил,
У хозяйки «как здоровье?»
Юра весело спросил.


Бодро спрашивает Юра:
- Есть у вас макулатура?


Говорит хозяйка: - Есть…
Не желаешь ли присесть?

1964

ПО ДОРОЖКЕ, ПО БУЛЬВАРУ

ПО ДОРОЖКЕ, ПО БУЛЬВАРУ


Блещут горы снеговые
Белизной,
А внизу, в садах Софии,
Летний зной.


Лиляна и Цветана,
Две маленьких болгарки,
В Софии утром рано
Катали обруч в парке.


- Катись, мой обруч жёлтый,-
Цветана пела вслед.-
Хочу, чтоб обошёл ты
Все страны, целый свет.


По дорожке,
По бульвару,
По всему земному шару.


И, подружке помогая,
Пела девочка другая:


- Вертись, мой обруч жёлтый,
Как солнышко, свети!
Куда бы ни зашёл ты,
Не свёртывай с пути!


По дорожке,
По бульвару,
По всему земному шару.


Весёлый детский обруч,
Пройди по всей планете!
Тебя с приветом добрым
Не зря послали дети.


По дорожке,
По бульвару,
По всему земному шару.

1955

Испанским детям - сыновьям и дочерям республиканских бойцов, сражавшихся с фашистами в Испании.


Лолита, десять лет тебе,
Но ты привыкла ко всему:
К ночной тревоге и к стрельбе,
К пустому дому своему.


И ранним утром у ворот
Стоишь подолгу ты одна.
Ты ждёшь:
А вдруг отец придёт?
А вдруг
Окончилась война?


Нет, вновь пожар!
Дома горят.
Ревёт снаряд над головой,
И ты опять зовёшь ребят
Смотреть воронки в мостовой.


Идёт колонна мимо вас,
И ты знакомому бойцу
Кричишь: «Маноло, в добрый час!
Что я жива, скажи отцу».

МАМИТА МИЯ


Черноглазая Мария
За окном вагона плачет
И твердит: «Мамита мия!»
А «мамита» - мама значит.


- Подожди! Не плачь! Не надо!-
Шепчет мальчик из Малаги.-
Едем к детям Ленинграда.
Там знамёна, песни, флаги!


Там мы будем жить с друзьями.
Ты письмо напишешь маме.
Вместе праздновать победу
Я в Мадрид с тобой поеду.


Но кудрявая Мария
За окном вагона плачет
И твердит: «Мамита мия!»
А «мамита» - мама значит.

Я С ТОБОЙ


Можно спать. Окно закрыто,
На засов закрыта дверь.
Восьмилетняя Анита
В доме старшая теперь.


Говорит Анита брату:
- Месяц на небе погас,
От фашистских самолётов
Темнота укроет нас.


Ты не бойся темноты:
В темноте не виден ты.
А когда начнётся бой,
Ты не бойся - я с тобой…

НАД МОРЕМ ЗВЁЗДЫ


Над морем звёзды,
В горах темно.
На сбор Фернандо
Ведёт звено.
Зачем назначен
Сегодня сбор?
Фашисты город
Штурмуют с гор.
Вот глухо ухнул
В горах снаряд.
Зачем Фернандо
Созвал ребят?
Он шепчет: - Слушай,
Разрушен мост,
В деревне рядом
Фашистский пост.
Пока не брезжит
В горах рассвет,
Возьмём винтовки,
Здесь трусов нет!-
Вновь где-то ухнул
Вдали снаряд,
Идут мальчишки
Цепочкой в ряд.
На сбор последний
Идёт звено.
Над морем звёзды,
В горах темно.


Роберто… Мы сидим вдвоём,
И ты рассказываешь мне
О днях тяжёлых, о войне,
О брате раненом твоём.


О том, как падает снаряд,
Взметая кверху столб земли,
И как друзей твоих, ребят,
В соседний госпиталь несли…


О том, что часто плачет мать,
И нет известий от отца,
И что умеешь ты стрелять
Не хуже взрослого бойца.


Ты просишь взять тебя с собой,
Когда отряд на фронт пойдёт.
Роберто, детский голос твой
Суровым стал за этот год.


Есть в Испании обычай:
Называют пальму в роще
Славным именем героя,
Победившего в бою.


Никогда в бою ты не был,
Не держал в руках винтовки,
Но назвали пальму в роще
В память светлую твою.


Никогда в бою ты не был,
Но раздался рёв снаряда,-
Ты был ранен в мирном доме
В ночь, когда пришли враги.

8 декабря 2014, 13:57

♦ Барто Агния Львовна (1906-1981) родилась 17 февраля в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Одновременно занималась в хореографическом училище.

♦ Первый раз Агния вышла замуж рано: в 18 лет. Молодой симпатичный поэт Павел Барто , у которого были английские и немецкие предки, сразу понравился талантливой девушке Агнии Воловой. Они оба боготворили поэзию и писали стихи. Поэтому общий язык молодые люди нашли сразу, но… Ничего, кроме поэтических изысканий, их души не связывало. Да, у них родился общий сын Игорь, которого дома все называли Гариком. Но именно друг с другом молодым родителям вдруг стало неимоверно тоскливо.
И они разошлись. Сама Агния росла в крепкой, дружной семье, поэтому развод ей дался непросто. Она переживала, но вскоре всецело отдалась творчеству, решив, что должна быть верной своему призванию.

♦ Отец Агнии, московский врач-ветеринар Лев Волов , хотел, чтобы его дочь стала известной балериной. В их доме пели канарейки, читались вслух басни Крылова. Он слыл тонким знатоком искусства, обожал ходить в театр, особенно любил балет. Вот почему юная Агния пошла учиться в балетное училище, не смея противиться воле отца. Однако в перерывах между занятиями она с упоением читала стихи Владимира Маяковского и Анны Ахматовой, а затем в тетрадку записывала свои творения и мысли. Агния, по словам ее друзей, в ту пору была внешне похожа на Ахматову: высокая, со стрижкой каре… Под влиянием творчества своих кумиров она стала сочинять все больше и чаще.

♦ Поначалу это были стихотворные эпиграммы и зарисовки. Потом появились стихи. Однажды на танцевальном спектакле Агния под музыку Шопена со сцены читала свою первую поэму «Похоронный марш». В этот момент в зал зашел Александр Луначарский. Он сразу разглядел талант Агнии Воловой и предложил профессионально заняться литературной работой. Позже он вспоминал, что, несмотря на серьезный смысл поэмы, которую он услышал в исполнении Агнии, он сразу почувствовал, что она в будущем будет писать веселые стихи.

♦ Когда Агнии было 15 лет, она устроилась работать в магазин «Одежда» - слишком уж было голодно. Зарплаты отца не хватало, чтобы прокормить всю семью. Поскольку на работу брали только с 16 лет, пришлось солгать, что ей уже 16. Поэтому до сих пор юбилеи Барто (в 2007-м было 100 лет со дня рождения) отмечают два года подряд.♦ Решительности ей всегда было не занимать: увидела цель – и вперед, без раскачиваний и отступлений. Эта ее черта проступала везде, во всякой мелочи. Однажды в разрываемой Гражданской войной Испании, куда Барто в 1937 году отправилась на Международный конгресс в защиту культуры, где воочию увидела, что такое фашизм (заседания конгресса шли в осажденном пылающем Мадриде), а перед самой бомбежкой она отправилась покупать кастаньеты. Небо воет, стены магазинчика подпрыгивают, а писательница покупку совершает! Но ведь кастаньеты настоящие, испанские – для прекрасно танцевавшей Агнии это был важный сувенир. Алексей Толстой потом с ехидцей интересовался у Барто: не прикупила ли она в том магазинчике и веер, дабы обмахиваться во время следующих налетов?..

♦ В 1925 г. были опубликованы первые стихотворения Агнии Барто «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». За ними последовали «Первое мая», «Братишки», после публикации которых знаменитый детский писатель Корней Чуковский сказал, что Агния Барто - большой талант. Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем. Кстати, несмотря на его нежелание, она оставила себе его фамилию, с которой и прожила до конца своих дней. И именно с ней она прославилась на весь мир.

♦ Первая огромная популярность пришла к Барто после того, как увидел свет цикл поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» (про бычка, лошадку и т. д.) - в 1936 г. Книги Агнии стали издаваться гигантскими тиражами…

♦ Судьба не захотела оставлять Агнию в одиночестве и в один прекрасный день свела ее с Андреем Щегляевым. Этот талантливый молодой ученый целенаправленно и терпеливо ухаживал за симпатичной поэтессой. На первый взгляд это были два совершенно разных человека: «лирик» и «физик». Творческая, возвышенная Агния и теплоэнергетик Андрей. Но в действительности создался на редкость гармоничный союз двух любящих сердец. По словам членов семьи и близких друзей Барто, за почти 50 лет, что Агния и Андрей прожили вместе, они ни разу не поссорились. Оба активно работали, Барто часто выезжала в командировки. Они во всем поддерживали друг друга. И оба стали известными, каждый в своей области. Муж Агнии прославился на поприще теплоэнергетики, став членом-корреспондентом Академии наук.

♦ У Барто и Щегляева родилась дочь Таня, про которую ходила легенда, что именно она явилась прототипом знаменитого стишка: «Наша Таня громко плачет». Но это не так: стихи появились раньше. Даже когда дети выросли, было решено всегда жить большой семьей под одной крышей вместе с женами-мужьями детей и внуками - так хотела Агния.

♦ В конце тридцатых она ездила в эту "опрятную, чистенькую, почти игрушечную страну", слышала нацистские лозунги, видела хорошеньких белокурых девочек в платьицах,"украшенных" свастикой. Она поняла, что война с Германией неизбежна. Ей, искренне верящей во всемирное братство если не взрослых, то хотя бы детей, все это было дико и страшно. Но с ней самой война обошлась не слишком сурово. Она не разлучалась с мужем даже во время эвакуации: Щегляев, ставший к тому времени видным энергетиком, получил направление на Урал. У Агнии Львовны в тех краях жили друзья, которые пригласили ее пожить у них. Так семья обосновалась в Свердловске. Уральцы казались людьми недоверчивыми, закрытыми и суровыми. Барто довелось познакомиться с Павлом Бажовым, который полностью подтвердил ее первое впечатление о местных жителях. Свердловские подростки во время войны работали на оборонных заводах вместо ушедших на фронт взрослых. Они настороженно относились к эвакуированным. Но Агнии Барто было необходимо общаться с детьми - у них она черпала вдохновение и сюжеты. Чтобы иметь возможность побольше с ними общаться, Барто по совету Бажова получила профессию токаря второго разряда. Стоя у токарного станка, она доказывала, что "тоже человек". В 1942 году Барто сделала последнюю попытку стать "взрослым писателем". Вернее - фронтовым корреспондентом. Из этой попытки ничего не вышло, и Барто вернулась в Свердловск. Она понимала, что вся страна живет по законам войны, но все же очень тосковала по Москве.

♦ В столицу Барто вернулась в 44-м, и почти сразу жизнь вошла в привычное русло. В квартире напротив Третьяковской галереи снова занималась хозяйством домработница Домаша. Возвращались из эвакуации друзья, сын Гарик и дочь Татьяна опять начали учиться. Все с нетерпением ждали, когда закончится война. 4 мая 1945 года Гарик вернулся домой раньше обычного. Домаша запаздывала с обедом, день стоял солнечный, и мальчик решил прокатиться на велосипеде. Агния Львовна не возражала. Казалось, ничего плохого не могло случиться с пятнадцатилетним подростком в тихом Лаврушинском переулке. Но велосипед Гарика столкнулся с выехавшим из-за угла грузовиком. Мальчик упал на асфальт, ударившись виском о бордюр тротуара. Смерть наступила мгновенно.
С сыном Игорем

♦ Надо отдать должное силе духа Агнии Львовны - она не сломилась. Тем более ее спасением было дело, которому она посвятила свою жизнь. Ведь Барто писала еще и сценарии к фильмам. Например, при ее участии созданы такие известные ленты, как «Подкидыш» с Фаиной Раневской, «Алеша Птицын вырабатывает характер». Она и во время войны занималась активной деятельностью: выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. И после войны, и после личной драмы она не перестала быть в центре жизни страны.
Кадр из к/ф "Подкидыш"

" Алеша Птицын вырабатывает характер" (1953)

♦ Позже она явилась автором масштабной акции по поиску родственников, потерявшихся во время войны. Агния Барто стала вести программу на радио «Найти человека», где зачитывала письма, в которых люди делились обрывочными воспоминаниями, недостаточными для официального розыска, но жизнеспособными для «сарафанного радио». Например, кто-то писал, что, когда его маленьким увозили от дома, он запомнил цвет калитки и первую букву названия улицы. Или одна девочка помнила, что жила с родителями возле леса и папу ее звали Гришей… И находились люди, которые восстанавливали общую картину. За несколько лет работы на радио Барто смогла объединить около тысячи семей. Когда программу закрыли, Агния Львовна написала повесть «Найти человека», которую опубликовали в 1968 году.

♦ Агния Барто, прежде чем сдать рукопись в печать, писала бесконечное количество вариантов. Обязательно читала стихи вслух домочадцам или по телефону коллегам-друзьям – Кассилю, Светлову, Фадееву, Чуковскому. Внимательно выслушивала критику, и если принимала, то переделывала. Хотя однажды категорически отказалась: собрание, решавшее в начале 30-х годов судьбу ее «Игрушек», решило, что рифмы в них – в частности в знаменитом «Уронили мишку на пол…» – слишком трудны для детей.

Татьяна Щегляева (дочь)

«Она не стала ничего менять, и книжка из-за этого вышла позже, чем могла бы, – вспоминает дочь Татьяна – Мама вообще была человеком принципиальным и часто категоричным. Но у нее было на это право: она не писала о том, чего не знала, и была уверена, что детей надо изучать. Всю жизнь этим и занималась: читала присланные в «Пионерскую правду» письма, ходила в ясли и детские сады – иногда для этого приходилось представляться сотрудником отдела народного образования, – слушала, о чем говорят дети, просто гуляя по улице. В этом смысле мама работала всегда. В окружении детишек (еще в молодости)

♦ Дома Барто была главой. Последнее слово было всегда за ней. Домочадцы ее берегли, не требовали варить щи и печь пироги. Этим занималась Домна Ивановна. После смерти Гарика Агния Львовна стала бояться за всех родных. Ей было необходимо знать, где кто находится, что со всеми все в порядке. «Мама была главным рулевым в доме, все делалось с ее ведома, – вспоминает дочь Барто, Татьяна Андреевна. – С другой стороны, ее берегли и старались создавать рабочие условия – пирогов она не пекла, в очередях не стояла, но была, конечно, хозяйкой в доме. С нами всю жизнь прожила няня Домна Ивановна, которая пришла в дом еще в 1925 году, когда родился мой старший брат Гарик. Это был очень дорогой для нас человек – и хозяйка уже в другом, исполнительном смысле. Мама всегда с ней считалась. Могла, например, спросить: «Ну, как я одета?» И нянечка говорила: «Да, так можно» или: «Странно собралась»

♦ Агния всегда интересовалась воспитанием детей. Она говорила: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность» . Она ходила в детские дома, школы, много разговаривала с детишками. Разъезжая по разным странам, пришла к выводу, что у ребенка любой национальности богатейший внутренний мир. В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. Стихи Барто переведены на многие языки мира.

♦ Ее не стало 1 апреля 1981 года. После вскрытия врачи были потрясены: сосуды оказались настолько слабыми, что было непонятно, как кровь поступала в сердце последние десять лет. Однажды Агния Барто сказала: "Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может". В случае с ней самой это была не минута - так она прожила всю жизнь.

♦ Барто любила играть в большой теннис и могла организовать поездку в капиталистический Париж, чтобы купить пачку понравившейся ей бумаги для рисования. Но при этом у нее никогда не было ни секретаря, ни даже рабочего кабинета - лишь квартира в Лаврушинском переулке и мансарда на даче в Ново-Дарьино, где стоял старинный ломберный столик и стопками громоздились книги.

♦ Она была неконфликтна, обожала розыгрыши и не терпела чванства и снобизма. Однажды она устроила ужин, накрыла стол -и к каждому блюду прикрепила табличку: "Черная икра - для академиков", "Красная икра - для членов-корреспондентов", "Крабы и шпроты - для докторов наук", "Сыр и ветчина - для кандидатов", "Винегрет - для лаборантов и студентов". Рассказывают, что лаборантов и студентов эта шутка искренне повеселила, а вот у академиков чувства юмора не хватило, - некоторые из них тогда серьезно обиделись на Агнию Львовну.

♦ Семидесятые годы. В Союзе писателей встреча с советскими космонавтами. На листочке из блокнота Юрий Гагарин пишет: «Уронили мишку на пол…» и протягивает его автору, Агнии Барто. Когда впоследствии Гагарина спросили, почему именно эти стихи, тот ответил: «Это первая книга о добре в моей жизни».

Обновлено 08/12/14 14:07 :

Упс... забыла в начало поста вставить кусочек от себя лично)) Наверное, именно стихи Агнии Барто повлияли на то, что мне с детства жалко собачек, кошечек, бабушек и дедушек, которые просят милостыню (я не про тех, кто как на вахте каждый день стоят в одних и тех же переходах метро...). Помню, в детстве смотрела мультик "Кошкин дом" и буквально рыдала - так мне было жаль Кошку и Кота, потому что у них сгорел дом, но их пожалели котята, у которых самих-то ничего нет))))) (я знаю, что это Маршак) . Но ведь плакал бедный ребенок (я) от своей чистой, наивной, детской доброты! А узнавала я доброту не только от мамы с папой, но и из таких книжек и стихов, которые писала Барто. Так что Гагарин очень точно сказал...

Обновлено 08/12/14 15:24 :

Травля Чуковского в 30-е годы

Такой фактбыл. Детские стихи Чуковского подверглись в сталинскую эпоху жестокой травле, хотя известно, что сам Сталин неоднократно цитировал «Тараканище». Инициатором травли стала Н. К. Крупская, неадекватная критика исходила и от Агнии Барто, и от Сергея Михалкова. В среде партийных критиков редакторов возник даже термин - «чуковщина». Чуковский взял на себя обязательство написать ортодоксально-советское произведение для детей «Весёлая колхозия», но не сделал этого. Хотя другие источники говорят, что она не совсем травила Чуковского, а лишь не отказалась подписать какую-то коллективную бумагу. С одной стороны, не по-товарищески, а с другой... Сами решайте) Кроме того, в последние годы Барто навещала Чуковского в Переделкино, они поддерживали переписку... Так что либо Чуковский такой добрый, либо Барто попросила прощения, либо мы многого не знаем.

Кроме того, Барто замечена и в травле Маршака. Цитирую: "Пришла Барто в редакцию и увидела на столе гранки новых стихов Маршака. И говорит: "Да такие стихи я могу писать хоть каждый день!" На что редактор ответил: "Умоляю, пишите их хотя бы через день..."

Обновлено 09/12/14 09:44 :

Продолжаю раскрывать тему травли)) Что касается Маршака и прочих.

В конце 1929 - начале 1930 гг. на страницах "Литературной газеты" развернулась дискуссия "За действительно советскую детскую книгу", которая ставила три задачи: 1) вскрыть всякого рода халтуру в области детской литературы; 2) способствовать становлению принципов для создания действительно советской детской литературы; 3) объединить квалифицированные кадры настоящих детских писателей.

С первых же статей, открывших эту дискуссию, стало ясно, что она пошла по опасному пути, по пути травли лучших детских писателей. Произведения Чуковского и Маршака были подведены под рубрику "бракованной литературы" и попросту халтуры. Некоторые участники дискуссии "обнаружили" "чуждую направленность литературного дарования" Маршака, сделали вывод о том, что он "явно чуждый нам по идеологии", а его книги "вредные, бессодержательные". Начавшись в газете, дискуссия скоро охватила и некоторые журналы. Дискуссия раздувала ошибки талантливых авторов и пропагандировала нехудожественные произведения некоторых писателей.

Характер нападок, тон, которым эти нападки выражались, были абсолютно недопустимы, о чем и заявила группа ленинградских писателей в своем письме: "нападки на Маршака носят характер травли".