Лето

А зелень золотистая на солнышке горит. Сделайте морфологический разбор всех имен существительных: Кругом роса медвяная сползает по коре,под нею зелень пряная. Анализ стихотворения Есенина «Черемуха»

2. Н. ф. – роса.

1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос по чему?

2. Н. ф. – кора.
А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, дательного падежа.

3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос что?

2. Н. ф. – зелень.
А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.

3. В предложении выполняет роль подлежащего.

(В) серебре

1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?

2. Н. ф. – серебро.
А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.

3. В предложении выполняет роль обстоятельства образа действия.

Найдем в предложении все имена существительные

  • Роса.
  • По коре.
  • Зелень.
  • В серебре. Все слова являются именами существительными, т.к. отвечают на вопрос что? и обозначают предмет.

Выполним морфологический разбор данных имен существительных

  1. Роса - имя существительное. Начальная форма (единственное число, именительный падеж): роса.
  2. Морфологические признаки: Постоянные: нарицательное (называет класс однородных предметов), неодушевленное (обозначает неживой предмет), женский род (окончание -а), 1 склонение (смотрим окончание существительного в начальной форме). Непостоянные признаки: употреблено в форме именительного падежа (что? не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым), единственного числа (обозначает один предмет).
  3. (Что?) книга - в предложении является подлежащим (синтаксическая роль).
  1. По коре - имя существительное. Начальная форма - кора.
  2. Морфологические признаки: Постоянные: нарицательное, неодушевленное, женский род (окончание в форме именительного падежа единственного числа -А), 1 склонение. Непостоянные признаки: употреблено в форме дательного падежа (вопрос чему?), единственного числа (обозначает один предмет).
  3. Сползает (по чему?) по коре - в предложении является дополнением (отвечает на вопрос косвенных падежей).
  1. Зелень - имя существительное. Начальная форма - зелень.
  2. Морфологические признаки: Постоянные: нарицательное, неодушевленное, женский род (нет чего? зелени, окончание -И, значит, женского рода), 3 склонение (слово в форме женского рода с нулевым окончанием). Непостоянные признаки: употреблено в форме именительного падежа (что?), единственного числа.
  3. (Что?) зелень - в предложении выполняет функцию подлежащего.
  1. В серебре - имя существительное. Начальная форма - серебро.
  2. Морфологические признаки: Постоянные: нарицательное, неодушевленное, средний род (серебро), 2 склонение (существительное среднего рода). Непостоянные признаки: употреблено в форме предложного падежа (о чем?), единственного числа.
  3. Сияет (в чем?) в серебре - в предложении является дополнением.

Людмила Николаевна Приходько

Тема: С. А. Есенин «Черемуха»

Цель: создать условия на уроке для усвоения организации деятельности учащихся по знакомству с творчеством С. А. Есенина, со стихотворением «Черемуха»

Задачи предметные: содействовать формированию навыка эстетического слушания и воспитания поэтического текста, умения представлять в свое воображении картины природы, описанные автором в стихотворении; формированию литературоведческих представлений (определить жанр произведения); формированию навыка выразительного чтения учащихся; развитию творческого воображения, умение находить в тексте образные средства и определить их авторское назначение; содействовать воспитанию конкретных нравственных качеств в соответствии с идейной направленностью произведения;

Личностные УУД: формировать интерес детей к познанию творчества С.А. Есенина; понимание чувств одноклассников, учителя; эмоциональное отношение к прочитанному.

Метапредметные: способствовать формированию УУД:

А) Регулятивных - контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; строить устные высказывания с учетом учебной задачи; проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении зданий;

Б) Познавательные - осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительной литературе; строить небольшие сообщения в устной форме;

В) Коммуникативные - строить сообщения в соответствии с учебной задачей; учитывать чужое мнение и позицию.

Оборудования: портрет автора, записи на доске, презентация.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Речевая разминка

1-2 мин

1. Дыхательная гимнастика

а) свеча

б) обрызгать бельё

2.Артикуляционная гимнастика

эау- хором

оаы- фронтально

иыэо-чтение на одном дыхании

ияёи – чтение на одном дыхании

ыоиаеэи- пропеть

3. Работа со скороговоркой

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно .

- Прочитает скороговорку - Диана.

    Хором.(вместе)

    По рядам.

    Представитель от каждого ряда выходит к доске (награждение).

4.Интонационное чтение.

Мы гуляли по весеннему лесу!?

- Хорошо. Разминка наша закончилась, переходим к творчеству писателя.

    Подготовительная работа перед чтением стихотворения

3-5 мин

Биография

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями. Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза». В 21 год вышла первая книга стихов, называлась «Радуница». Он становится популярным поэтом того времени.

Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.

Словарная работа.

Медвяная - медовая, сравнивается по запаху, цвету, сиянию на солнце.

Пряная зелень - добавляют в еду, зелень с сильным запахом.

Проталинка -оттаявшая земля, на которой уже нет снега.

Вкрадчиво - тихо, на ушко.

    Первичное восприятие стихотворения

1-15 мин

Ребята сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы прислушайтесь к своим чувствам.

    Беседа после первичного восприятия

5 мин

Какое настроение вызвало у нас стихотворение? Почему?

(Настроение радостное, приподнятое, вольное, т.к. начинается весна, природа просыпается и все это радует поэта.)

На какие картины можно разделить это стихотворение?

(Черемуха, ручей, снова черемуха, опять ручей.)

В стихотворении Сергея Александровича два героя-ручей и черемуха. Черемуха растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды.

Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.

Какие краски вы использовали бы для иллюстрации? Почему?

Физкультминутка

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!(подтягивание)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.(руки в верх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки.

(махи руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

(наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед

Так деревья ветер гнет.

(наклоны)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

(вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина.

    Повторное чтение и анализ четверостишия

5-10 мин

А теперь познакомимся поближе с данным стихотворением. Чтение стихотворения по строфам. (По мере чтения задаются вопросы)

- Когда расцветает черёмуха?

- Какая черемуха? (душистая)

- Как понимаете это слово? (ароматная, пахучая, благоухающая)

- Какие ветки?

- Почему?

- О ком можно сказать, что он (она) завил кудри?

- А может ли черемуха завить кудри?

- Почему так говорится в стихотворении?

- Прочитайте еще раз I строфу, постарайтесь голосом передать необыкновенную красоту черемухи.

Большая, белая, вся в цвету, черемуха стоит в ясный солнечный день на склоне оврага. Аромат её хочется вдыхать полной грудью. Цветы похожи на девичьи кудри .

- Что себе представили?

- Прочитайте 2 строфу , постарайтесь голосом передать необыкновенную красоту росы и зелени.

- Читаем третью строфу вместе. Мне кажется, это будет самая красивая картинка!

- Представим, место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей.

С каким драгоценным камнем сравнивает автор, ручей?

-серебром (со стальным блеском, чистый прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце)

Читаем четвертую строфу

- С каким драгоценным камнем сравнивает автор (с золотом)

Этот цвет – цвет золота.

Пятую строфу читаю сама .

Обмен впечатлениями

Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть динамику эмоций

Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображённые писателем

    Анализ стихотворения

5-10 мин

Нравится ли ручью черемуха

(Да, он ей песенки поет.)

Хочется ли ручью понравится черемухе?

(Да, поэтому он ей вкрадчиво поет песенки.)

Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье, чтобы не только черемуха, но и читатель услышал, как гремит его волна? Поищем их в строках о ручье со слов «А рядом, у проталинки…»

(Р-ПТ-Т-СТР-БР-Р)

Прочитайте эти строки, подчеркивая эти звуки.

Итак, ручеек вкрадчиво поет для черемухи песню, чтобы ей понравится. Какой прием использовал поет, чтобы ожил ручеек и стал похожим на человека.)

Какой образ олицетворяет черемуха?

(Образ девушки.)

А ручей?

(Образ юноши.)

-Найдите в тексте сравнения.

(Что кудри…)

Что такое метафора?

(Слова, употребленные в переносном значении.)

Найдите метафоры.

(Роса медвяная, сияет в серебре, серебряный ручей, зелень горит…)

Как называется прием художественного изображения словом: медвяная, душистая, пряная, серебряный, золотистый?

Что такое эпитет?

Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.

Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха?

Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет?

Вывод: цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права.

Весна пришла!

Найдите в стихотворении однокоренные слова.

Какое время года описано?

Как и чем вы можете это доказать?

Какие слова из стихотворения говорят о любви поэта к русской природе?

Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Когда хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются слова, в которых повторяется звуки З-С. Воспользовался ли этим приемом Есенин? Попробуем прочитать первые 8 строчек, подчеркивая эти звуки.

А теперь прочитаем строки о черемухе со слов «Черемуха, душистая, развесившись, стоит» и тоже подчеркнем звуки З-С.

Видите, и слова, и звуки помогают поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька. Чтобы картина была полной, поэт хотел, чтобы и запахи представили.

Какими словами поэт говорит о запахах?

(Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная.)

Умение целостно воспринимать образ- переживания

Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией

    Обобщающая беседа

2-3 мин

Итак, поэт написал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведет речь о черемухе и ручье.

(Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.)

(Неторопливо, с любованием.)

Какие слова, по-вашему, можно читать чуть быстрее?

(А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.)

Перед этими словами можно сделать паузу чуть побольше.

    Итог урока

Рефлексия

1-2 мин

Какие мысли, чувства пробудило у вас это стихотворение?

О чем заставил задуматься?

Сергей Есенин
Черемуха

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Есенин! Золотое имя. Убитый отрок. Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…
И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?
Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.
Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением. Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!
Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»

Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.
Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:

«Дорогие мои, хор-рошие…»

«Черемуха» Сергей Есенин

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Анализ стихотворения Есенина «Черемуха»

В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где автор научился не только понимать и ценить окружающий мир, но и подмечать любые мелочи, характеризующие его преображение.
Есенин часто говорил о том, что весна является его любимым временем года, так как он может наблюдать, как после зимней спячки пробуждается природа. В творчестве поэта этот период символизирует новые надежды и мечты, а также нередко отображает тот душевный подъем, который испытывает автор. Именно таким по своей эмоциональной окраске является стихотворение «Черемуха», созданное поэтом в 1915 году.

Используя образность и гибкость русского языка, Есенин наделяет обычное дерево человеческими качествами, представляя черемуху в образе юной девушки, которая «ветки золотистые, что кудри, завила» . Удивительная гармония окружающего мира не может оставить поэта равнодушным, и он отмечает, как по стволу черемухи сползает «медвяная роса», а возле ее корней струится «маленький серебряный ручей».

Весеннее пробуждение природы навевает на поэта романтические мысли, поэтому образ ручья в стихотворении символизирует влюбленного юношу, который только-только начинает открывать для себя это нежное и волнующее чувство. Поэтому Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых влюбленных, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах . Трепетная черемуха прекрасна в своей робкой красоте, и ее «зелень золотистая на солнышке горит». Что до ручья, то он нежно орошает ее ветки талой водой и «вкрадчиво под кручею ей песенку поет».

Образное восприятие мира свойственно всем без исключения произведениям пейзажной лирики Есенина. Он умел видеть то, что в повседневной суете не замечали другие, и находил настолько точные и восхитительные слова, чтобы передать красоту обычных природных явлений, что мало кто мог остаться равнодушным к его стихам. В более поздних лирических произведениях автор все чаще и чаще изображал снежную вьюгу и холодный осенний дождь, которые по своей сути были созвучны с настроением поэта. Однако пейзажная лирика начального этапа творчества Есенина окрашена в нежные и сочные тона, наполнена чистотой, радостью и умиротворением.

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Анализ стихотворения «Черемуха» Есенина

Большая часть раннего творчества С. Есенина посвящена пейзажной лирике. Молодой крестьянский поэт стремился раскрыть перед читателями удивительный мир русской природы. Воспоминания о родном селе позволяли Есенину создавать очень чистые проникновенные произведения, который точно передавали его ощущения. Одним из них является стихотворение «Черемуха» (1915 г.).

В центре внимания восторженного наблюдателя находится «черемуха душистая». Обычное дерево совершенно преображается с наступлением весны. Черемуха предстает в облике молодой прекрасной девушки, которая завила свои кудри. Она осознает свою ослепительную красоту, что придает ей еще большее очарование.

Черемуха расцветает вместе со всей окружающей природой. Есенин использует богатую цветовую палитру в изображении пейзажа: «ветви золотистые», «зелень», «в серебре». Динамичность общей картине придает струящийся «серебряный ручей», который напевает черемухе «песенки». Тем самым изображение словно оживает, наполняется разнообразными звуками.

Черемуха и ручей могут символизировать собой двух влюбленных, чьи чувства пробудились впервые под влиянием весны. «Вкрадчивое» пение ручейка напоминает пылкое признание в любви молодого человека. Наделение растений и животных человеческими чертами вообще было излюбленным приемом Есенина, который не отделял человека от природы.

Характерной особенностью пейзажной лирики Есенина является отсутствие лирического героя. Фигура наблюдателя только предполагается. Поэт позволяет читателям своими глазами взглянуть на волшебную картину.

Произведение написано очень простым и понятным языком. Особую красоту и лиричность ему придают разнообразные эпитеты: «душистая», «медвяная», «гремучею». Обычным приемом для ранней лирики Есенина является использование олицетворения: «роса… сползает», «ручей… поет». Также поэт применяет оригинальные метафоры: «зелень… на солнышке горит», «волной гремучею все ветки обдает». Единственное сравнение («как кудри») станет традиционным для Есенина и впоследствии будет им очень часто применяться.

Весеннее преображение природы выбрано Есениным не случайно. Оно было очень близко его собственному состоянию в этот период. Молодой поэт недавно переехал в Москву. Он полон надежд и уверен в собственных силах. Вхождение в поэтический мир Есенин связывал с началом новой жизни. Он находился в состоянии мощного духовного подъема. Это ощущение стало «визитной карточкой» нового русского поэта, с помощью которой ему удалось покорить взыскательную московскую публику.