Краткие содержания

Соглашаются что структура деятельности состоит. Рациональная деятельность и личность. Анализ и синтез

Тема Деятельность человека, ее основные формы

Деятельность - способ отношения человека к внешне­му миру, состоящий в преобразовании и подчинении его це­лям человека.

Деятельность – это присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе.

Деятельность человека имеет определенное сходство с ак­тивностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

Деятельность человека Активность животного
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Че­ловек сохраняет свою природ­ную организацию неизменной, поменяв в то же время свой об­раз жизни. Приспособление к условиям среды прежде всего путем пере­стройки собственного организ­ма, механизмом которой явля­ются мутационные изменения, закрепляемые средой
Целеполагание в деятельности Целесообразность в поведении
Сознательная постановка це­лей, связанных со способно­стью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следст­венные зависимости, предви­деть результаты, продумывать наиболее целесообразные спо­собы их достижения) Подчинение инстинкту, дейст­вия изначально запрограмми­рованы

Основные компоненты деятельности (структура деятельности)

Субъект деятельно­сти - это тот, кто осуществляет дея­тельность (человек, коллектив, общество)

Объект деятельности - это то, на что направлена де­ятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состоя­ние человека). Объект молния. Установка молниетвода. Молниеотвод - устройство, устанавливаемое на зданиях и сооружениях и служащее для защиты от удара молнии. Объект – атмосфера, земля.

Мотив - совокупность внешних и внутренних условий вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Это то что стимулирует нас к деятельности. Какой потребностью вызвана деятельность? В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Каков желаемый результат деятельности?

Методы, средства. Как, с помощью чего происходит деятельность?

Процесс.

Результат (продукт). Что получилось после всех действий?

Деятельность состоит из цепи действий. Действие - это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Социальное действие включает себя два момента: субъективную мотивацию индивида; ориентацию на других, которую Вебер называет «ожиданием» и без чего действие не может рассматриваться как социальное.

Его основным субъектом является индивид. Виды действий (Классификация немецкого социолога, философа, историка М. Вебера (1864-1920) в зависимости от мотивов действий ):

Вид Его сущность
Ценностно-рациональное действие Характеризуется осознанным определени­ем своей направленности и последователь­но планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д. (Спасение человека из чувства долга, понимания ценности человеческой жизни, необходимости помощи людям). Капитан, который утонул, отказавшись покинуть свое судно при крушении.
Аффективное (лат. affectus - душев­ное волнение) действие Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аф­фекта, если стремится немедленно удов­летворить свою потребность в мести, на­слаждении, преданности и т. д. (Боец вступил в бой против превосходящего по силе по противника под влиянием желания отомстить за смерть боевых товарищей на войне). Мать может ударить ребенка, потому что тот невыносимо себя ведет.
Традиционное действие Основано на длительной привычке. Действие совершается в повторяющихся условиях и по твердо установленной модели (обряды, ритуалы). Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда ус­военной установки.

Аффективное и традиционное действия не являются в строгом смысле социальными, поскольку мы не имеем здесь дела с осознанием смыслом аффективного и традиционного поведения.

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального разви­тия: игра, общение, учение (познание), труд.

Игра - это особый вид деятельности», целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых.

Характерные черты игры: происходит в условной ситу­ации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; наце­лена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками (через игру происходит освоение социальных ролей, норм – соблюдение правил игры, формирование личностных качеств – развитие терпеливости (следовать цели в течение длительного времени) при игре в прятки, концентрация внимания, честности).

Общение - это вид деятельности, при котором проис­ходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [матери­альную или духовную (информационную)].

Линии сравнения Общение Информационная коммуникация
1. Общее Обмен информацией
2. Различия Получатель инфор­мации - человек Получатель информации - человек, животное, машина
Взаимный обмен при активном участии каждого субъекта Однонаправленный поток информации при отсутст­вии или при формальном характере обратной связи
Усиление общности участников Участники остаются обо­собленными
Субъект - тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
Цель - это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
Структура общения Содержание - это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому
Средства - это способы передачи, перера­ботки и расшифровки информации, переда­ваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)
Получатель информации

Существует несколько классификаций общения.

По используемым средствам общения:

Непосредственное - с помощью естественных органов - рук, головы, голосовых связок и т. д.

Опосредованное - с по­мощью специально при­способленных или изо­бретенных средств - га­зета, компакт-диск, след на земле и т. д.

Прямое - личные кон­такты и непосредствен­ное восприятие друг друга

Косвенное - через по­средников, которыми могут выступать другие люди

По субъектам общения:

Между реальными субъек­тами

Между реальным субъектом и иллюзорным партнером, которому приписываются не­свойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.)

Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний го­лос»), в диалоге с образом другого человека

Между воображаемыми парт­нерами - художественны­ми образами произведений

Функции общения

В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением.

Общение - это элемент любой деятельности, а деятельность - необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

Общение - один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

Общение и деятельность - это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учение - это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

- труд - это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде;

- труд - один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Труд - это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека.

Труд даёт средства к существованию, позволяет чувствовать себя нужным обществу (значимым), позволяет развивать способности, поддерживает интеллектуальное здоровье, приносит радость общения с другими людьми.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30

Де́ятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека, носящая общественный характер, в значительной степени определяющаяся целями и требованиями общества.
Выделяются:
1. Игровая деятельность;
Игра - это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.
2. Учебная деятельность;
Учение - это деятельность, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть как организованным в специальных учреждениях, так и неорганизованным и осуществляться спонтанно, совместно с другими видами деятельности.
3. Трудовая деятельность;
Труд занимает особое место в системе человеческой жизнедеятельности. Труд - это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека. Игра и учение это лишь подготовка к труду и произошли из труда, так как именно труд яляется решающим условием формирования личности, ее способностей, умственных, нравственных качеств, ее сознания. В труде развиваются те личные качества человека, которые в его процессе непременно и постоянно им проявляются. Труд развивает физические силы: способность переносить большие физические нагрузки, мышечную силу, выносливость, ловкость, подвижность.
По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность можно разделить на несколько видов:
- физический труд;
- интеллектуальный труд;
- духовный труд.

Структура деятельности :
Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат
1. субъектами деятельности могут выступать:
-человек
-группа людей
-организации
-государственные органы
2. объектами деятельности могут выступать:
-природа и природные материалы
-предметы (вещи)
-явления,
-процессы
-люди, группы людей и т.д.
-сферы или области жизни людей
-внутреннее состояние человека
3. мотивом к деятельности могут выступать:
-потребности
-социальные установки
-убеждения
-интересы
-влечения и эмоции
-идеалы
4. цель деятельности – формирование осознанного образа предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
5. средствами деятельности могут выступать:
-материальные и духовные орудия (предметы, явления, процессы), т.е. все то, что благодаря своим свойствам служит орудием действий.
6. процесс деятельности – действия, направленные на реализацию поставленной цели.
7. итог деятельности – результат (продукт), к которому стремился субъект.

Любая человеческая осмысленная деятельность целесообразна и мотивирована внутренними либо внешними причинами. Она трансформирует окружающую действительность, и поэтому важно понимать цели и движущие мотивы личности через указанные критерии. Для чего это важно? Для прогнозирования причинно-следственных связей и результатов деятельности индивида. Как сам субъект активности, так и окружающее его общество будут использовать эти критерии в своих целях.

Деятельность

Это осознанная активность человека, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей, имеющая определенную цель и мотив. Вся деятельность людей формирует процесс развития общества.

Деятельность - это форма реализации целей людей в обществе. В ее процессе преобразуется и внешний мир в качестве объекта осознанного воздействия, и сам человек. Это происходит в результате совершенствования знаний о мире и своих возможностях. Поэтому так важно знать и учитывать побуждающие мотивы активности и направленность действий людей в обществе, поскольку в конечном итоге они формируют систему социальной жизнедеятельности общества, и от мотивации зависит их эффективность.

Деятельности человека уделяют внимание разные дисциплины. Социология рассматривает ее с точки зрения социальной значимости. Философия - для анализа смыслов и ценностей в действиях людей, для психологии важны структура и человека с точки зрения психической направленности личности, для менеджмента она служит инструментарием мотивации сотрудников.

В процессе изучения разными областями гуманитарного знания была выделена единая основа, характеризующая процесс деятельности. Эта структура и ее элементы составляют принцип целесообразной деятельности, который сохраняется во всех ее видах.

Структура явления

Любая деятельность имеет общую природу и направленность. Достаточно лаконично выглядит человека, схема которой может быть представлена следующим образом: цель → мотив → результат. Но данная цепочка содержит не все звенья. Более того, она характеризуется цикличным характером повторения процесса. И начало подобной цепочки имеет основанием результат предшествующей деятельности. Это, скорее, спираль, которая устремляется к совершенству человека и общества.

Прежде чем поставить цель, человек должен почувствовать потребность и возникающий на ее основе мотив к деятельности. Причем результат не является завершением цепочки, а служит основанием нового этапа активного развития личности от постановки цели (задачи) на основании определенного мотива и до процесса достижения результата с помощью выбранных приемов и средств его достижения. Такова логическая структура и ее этапы. Это звенья одной цепи, и они выступают как структура деятельности человека:

  1. Потребность.
  2. Мотив.
  3. Цель.
  4. Процесс.
  5. Метод (способ) осуществления.
  6. Результат.

Каждый из элементов выполняет определенную функцию, он важен для всего процесса. Без выявленной потребности невозможно определить авторство цели. Такая форма активности не имеет результата либо он отчужден от субъекта деятельности, ему не принадлежит и не служит своему назначению, поскольку обессмысливает весь процесс.

Если процесс подменяет собой результат, у людей теряется интерес к этой сфере активности. Если результат не соответствует ожиданиям, индивид утрачивает смысл и может деградировать ввиду отсутствия важнейшего качества человеческой деятельности - осознанности ее цели.

Анализ и синтез

Формы активности изучаются комплексом наук социально-гуманитарной направленности. Одной из их задач является раскрытие природы целеполагания в деятельности человека с тем, чтобы мотивировать каждого члена общества на социально-значимую активность и предупреждать антиобщественные мотивы и асоциальную направленность в действиях людей.

Анализ всех элементов цепочки позволяет открыть причинно-следственные закономерности взаимодействия мотивов и результатов деятельности, цели и формы процесса, тем самым помогая понять движущие силы общества.

Сама структура не имеет линейной направленности. Она повторяется, пересекается с другими формами и способами действий человека и группы, поглощается, бывает, что и прерывается, не завершившись достижением цели.

Анализ структуры деятельности завершенного цикла дает представление о силе мотивации, о способах приложения энергии для решения задач, о других социально-психологических факторах активности. Он может послужить качественным инструментом для создания мотивационных программ и методов организации трудового процесса.

Знания о причинах и условиях формирования мотивов могут служить эффективным инструментом для создания программ побуждения в процессе и профессиональной самореализации людей.

Цель деятельности - ведущий мотиватор

Уровень заявленной человеком цели зависит от его культуры, возможностей, среды, социальных условий. Не всегда он может точно сформулировать цель. Чаще происходит подмена личных целей внешней атрибутикой успешности и ценностями, характерными для определенной нравственной среды общества. Умение сформулировать личную цель деятельности - показатель персонального развития человека.

Цель деятельности - это осмысление ее результата. Эта идея материальная, имеющая пространственно-временную локализацию.

Цели могут быть внутренними, имманентными (внутренне присущими) природе человека и внешними, определяющими деятельность индивида. Внешняя и внутренняя цели могут совпадать. Это лучший вариант во благо общества и личности, поскольку он не провоцирует конфликт интересов.

Если внешняя цель не соответствует интересам личности, то деятельность может достичь результата, но говорить об эффективности допустимо в том случае, если имеется сильный мотив для достижения результата. Если же цель решает важные для личности задачи, она сама по себе может выступить мощным побуждающим фактором. Итак, что такое мотив деятельности? Какую роль он играет?

Мотивационные потребности

Это понятие является настолько важным с точки зрения психических процессов, что существуют многочисленные теории мотивации человека. Одна из самых известных - теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу. Согласно этой системе, именно потребности являются внутренним двигателем индивида, они побуждают его к созиданию и творчеству, на них базируется структура деятельности человека. СхемаМаслоу состоит из нескольких уровней:

  • Стремление удовлетворить физиологическую потребность в еде, доме, тепле.
  • Экзистенциональные потребности: безопасность жизни, неприкосновенность жилья, наличие предсказуемого будущего.
  • Социальная защищенность: потребность в любви, необходимость людям, принадлежность к социальной группе.
  • Духовные потребности в творчестве.
  • Познавательные потребности.
  • Эстетические. Это стремление к гармонизации внутреннего и внешнего мира, к красоте.
  • Потребность в самоактуализации (человек хочет иметь статус, признание, стремится к полному самовыражению).

Все потребности, которые имеют целью личное благополучие индивида, являются базовыми, первичными. Уровень в признании обществом, стремление к ведению социальной жизни - все это вторично. Подобные потребности формируются при удовлетворении базовых.

Мотив

Мотив формирует цель, как показывает структура деятельности. Схема ясно демонстрирует важность этого элемента. Следует добавить, что все потребности присущи человеческой природе. Но ведущим мотиватором будет та из них, которая решает самые актуальные задачи по достижению персональных целей.

Мотив, если характеризовать его коротко, - это смысл активности человека, его деятельности.

Для того чтобы понять, что такое мотив деятельности, обратимся к примеру.

Если человек стремится стать руководителем, цель его - приобрести статус начальника, мотив - удовлетворить потребность в признании, результат - высокая должность. В реальной жизни все не так схематично и примитивно, конечно. Мотивы чаще бывают многоуровневыми, как и цели.

Методы и способы деятельности

Анализ структуры деятельности логически заставляет выйти на целый ряд вопросов.

Как взаимосвязаны цель и результат, каким образом влияют эти моменты друг на друга? Что такое Каким способом он проявляет себя в процессе достижения цели?

Действительно, если мотив - это внутренний двигатель, то способ или метод достижения цели - это внешняя форма реализации деятельности. И она должна быть адекватна цели. Соответствие способов и методов полученному результату является качественной характеристикой процесса. Несовпадение форм и содержания деятельности с поставленной целью может иметь негативные последствия как для личности, так и для ближнего окружения.

Если человек стремится стать образованным, и его внутренним мотивом является потребность в познании, то покупка диплома никогда не станет адекватной формой реализации цели. Характеристика структуры деятельности всегда дает представление об адекватности цели, способах и результатах процесса.

Процесс - это всегда действия. Характеристика структуры деятельности разных вариантов дает представление о возможных путях развития событий. Действия могут вести к результату, тогда они формируют целесообразный процесс. Действия на уровне аффектов, привычки, ложных убеждений, заблуждений в отношении цели носят нецелесообразный характер и приводят к непрогнозируемым результатам.

Виды деятельности

Деятельность разнообразна. Выбранный путь зависит от разных параметров - возраста, профессии, статуса, сферы деятельности. Рассмотрим некоторые виды, чтобы проследить, как изменяется психологическая структура деятельности человека.

Этот процесс не начинается с совершеннолетием, когда человек становится способен делать свободный и самостоятельный выбор со всей степенью ответственности. Деятельность осуществляется с самых первых дней жизни. Изменяется лишь степень ее осознанности и мотивация.

Младенец, как и сформировавшаяся личность, имеет цель, но ее пока нельзя назвать осознанной. Но им движет сильный мотив - удовлетворение Он уже осуществляет активность на подсознательном уровне рефлексов.

Далее добавляется игровая деятельность. В детском возрасте она является ведущей. На этом этапе уже проявляет себя общая структура деятельности. В ней отражена вся иерархия потребностей Маслоу в свернутом виде.

Следующий закономерный этап - учебная деятельность человека. Цель её - обретение новых знаний, умений, навыков. Это очень значимый вид деятельности.

Она присутствует на всех этапах жизни человека. Можно сказать иначе: любой вид деятельности выполняет учебную функцию.

Как правило, в процессе труда реализуется в полной степени целесообразная деятельность личности. В конечном итоге производится продукт, удовлетворяющий актуальные запросы общества.

Результатом творческого процесса становится произведение искусства. Стремление к самовыражению содержит структура деятельности. Схема демонстрирует тесную связь этого мотива и цели: мотив самовыражения ↔ способ ↔ цель. Но она имеет место не обязательно только в творческой среде. Элемент создания чего-то нового присутствует во всех формах человеческой деятельности, но в разной степени, конечно.

Результат

Финальный этап, ради которого осуществляется любая деятельность, - это запланированный результат. Если он не соответствует ожиданию, человек может испытать фрустрацию - психическое состояние, характеризующее внутреннее опустошение, разочарование. Естественно, такого рода явление не способствует успешности и дальнейшей постановке целей. Поэтому так важно, чтобы результат принес радость. Последнюю нужно отличать от удовольствия. Радость человек испытывает в том случае, если вкладывает в процесс усилия для получения результата. В этом случае сам результат является логичным мотиватором дальнейшей деятельности, потому что людям свойственно стремление к положительным эмоциям.

Результат - это конечный продукт деятельности человека. Одновременно он должен отвечать поставленной цели. Структура деятельности человекасовпадает в этой фазе. Достигнув цели и получив результат, индивид выходит на новый уровень потребности, которую нужно удовлетворить.

Результат часто выступает в форме продукта, но он не всегда имеет материальную оболочку.

Результатом может стать цель, приносящая радость от процесса труда. Если результат деятельности соответствует цели, значит, человек достиг положительного результата. Если нет, то формируется отрицательный опыт, который также должен быть учтен при составлении планов на будущее.

Рациональная деятельность и личность

Особого внимания заслуживает деятельность человека, цель которой - самосовершенствование. В ходе реализации этого процесса структура деятельности человека своим предметом и основой имеет личностный потенциал. У каждого из людей есть такая возможность. Но не каждый человек готов работать над собой. Только высокоразвитый индивид понимает, что он сам является лучшим предметом собственного развития. Какие особенности имеются у данного процесса?

  • Способность полностью отвечать за результаты своего развития.
  • Умение достигать успеха в той деятельности, в которой человек себя реализует полностью.
  • Цель имеет глубокий жизненный смысл, как правило, значимый для общества, выходящий за личные потребности отдельного индивида.
  • Высокий уровень организации личного пространства, подчинение способа жизни поставленной цели.

Следует заметить, что любая деятельность человека, цель которой его удовлетворяет, является элементом самосовершенствования. Дело в том, что радость - это всегда открытие собственных границ и возможностей. Кроме того, она еще и обеспечивает и позитивный настрой, который побуждает окружающих к совместной деятельности и способствует увеличению энергии этого процесса.

Еще Аристотель - отец «Логики» - называл целесообразную деятельность великим благом для общества и человека. Все подлинные ценности жизни с течением времени обретают еще большую значимость. Слова Аристотеля, несомненно, актуальны до настоящего времени.

Через деятельность, в процессе которой осуществляется воздействие на природу, вещи и других людей, устанавливается реальная связь между человеком и окружающим его миром. Реализуя и раскрывая в деятельности свои внутренние свойства, человек выступает по отношению к вещам как субъект, а к людям – как личность. Испытывая, в свою очередь, их ответные воздействия, он обнаруживает таким образом истинные, объективные, существенные свойства людей, вещей, природы и общества. Вещи выступают перед ним как объекты, а люди – как личности.

Каждая конкретная деятельность имеет свою индивидуальную структуру, уточняющую общую структуру, присущую любой деятельности, в которую входят: общая цель, мотивы (как побуждения) и результаты деятельности. Кроме того, в общую структуру деятельности входят отдельные действия (в том числе навыки) и психические акты, в них включенные. Любая деятельность, начиная с подготовки к ней и заканчивая достижением цели, осуществляется в результате множества взаимосвязанных действий.

Действие – это относительно законченный элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель.

Действие имеет подобную деятельности психологическую структуру: цель - мотив - способ - результат. В зависимости от психических актов, доминирующих в способах действий, различают действия сенсорные, моторные, волевые, мыслительные, мнестические (т.е. действия памяти). Последние два объединены термином «умственные действия».

Сенсорные действия это действия по отражению объекта, например определение размера предмета, расположения и перемещения в пространстве, его состояния. К числу сенсорных действий относится и оценка настроения человека по его мимике.

Моторные действия это действия, направленные на изменение положения объекта в пространстве путем его перемещения (руками, ногами) или непосредственно с использованием орудий труда (переключение скорости при управлении автомобилем). Моторные и сенсорные действия чаще всего объединяются в трудовой деятельности в сенсомоторное действие, но для целей обучения (в частности, упражнения) их выделяют как отдельные виды действий. Сенсомоторное действие, направленное на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира, называют предметным . Любое предметное действие складывается из определенных движений, связанных в пространстве и времени. Важно отметить, что выполнение предметного действия заключается в осуществлении определенной системы движений, которая зависит от цели действия, свойств предмета, на который это действие направлено, и условий действия. Ходьба на лыжах, например, требует иного построения движения, чем ходьба пешком, а вбивание гвоздя в потолок иной системы движений, чем вбивание гвоздя в пол.

Цель действий, казалось бы, в этих примерах одинаковая, но объекты действий различны. Различие объектов обусловливает разную структуру мышечной деятельности. Выполнение движения непрерывно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Управление движениями осуществляется по принципу обратной связи, каналом которой служат органы чувств, а источниками информации определенные воспринимаемые признаки предметов и движений, которые играют роль ориентиров действия.

В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. Внешняя сторона движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир, определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью: мотивационной, познавательной, волевой. С другой стороны, вся эта внутренняя (психическая) деятельность направляется и контролируется внешней, которая обнаруживает свойства вещей, процессов, осуществляет их целенаправленные преобразования, выявляет меру адекватности (соответствия) психических моделей, а также степень совпадения полученных результатов действий с ожидаемыми.

Важную роль при этом выполняют два вида процессов: интериоризации и экстериоризации.

Интериоризация – это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно, «в уме», перемещается в прошлое и будущее, во времени и в пространстве. Основным орудием этого перехода служит слово, а средством перехода речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Эти устойчивые свойства и закономерности, выявленные в общественном опыте и зафиксированные в общественном сознании с помощью слова в виде знаний, став достоянием человека, благодаря обучению, позволяют ему предвосхищать изменения в объекте под влиянием тех или иных воздействий на него, т.е. проектировать изменения в соответствии с конкретными воздействиями. Проектируются также и сами воздействия в соответствии с целью и материалом, на который они будут осуществляться. В общественном сознании закреплены и чувственные ориентиры для тех или иных воздействий, Это не все качества объекта, а только те, которые отражают устойчивые, закономерные отношения между объектами и между явлениями. Поэтому они и являются информативными вехами в деятельности и используются при оперировании динамической моделью будущего результата действия, деятельности, т.е. соответствующей цели.

Экстериоризация – это процесс превращения внутреннего психического действия во внешне .Процессы интериоризации и экстериоризации неразрывно связаны в деятельности, поскольку взаимосвязаны внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) ее стороны.

Основные виды деятельности

Существует много видов деятельности человека, но среди их многообразия есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К таким основным видам деятельности относятся: общение, игра, учение и труд.

Игра это вид поведения животных и деятельности человека, целью которого является сама осуществляемая «деятельность», а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью . В данное определение не случайно включено поведение животных. Игровое поведение отмечается у многих видов молодых животных. Это всевозможная возня, имитация драк, беготня и т.д. У некоторых животных наблюдаются и игры с вещами. Так, котенок подстерегает катящийся клубок и бросается на него, щенок таскает по полу и раздирает найденную тряпку.

Поведение молодых животных в процессе игры можно рассматривать, прежде всего, как реализацию потребности организма в активности, разрядке накопленной энергии. Если лишить животное на некоторое время партнеров для игры, то его возбудимость и игровая активность затем резко повышаются, т.е. происходит как бы накапливание соответствующей энергии. Это явление называют «игровым голодом».

Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. Но как и откуда появляются формы игрового поведения? Наблюдения за различными видами животных показывают, что источники действий, совершаемых детенышами, те же, что и у взрослых животных: видовые инстинкты, подражание, научение. Если у взрослых животных эти действия служат для удовлетворения определенных реальных биологических потребностей (в пище, защите от врагов, ориентировке в среде и т.д.), то у малышей те же действия совершаются ради самой «деятельности» и оторваны от их реальных биологических целей. В играх молодые животные не только получают энергетическую разрядку, но и отрабатывают формы приспособительного поведения к изменяющимся условиям среды.

Исследования показывают, что и у ребенка игра служит формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Однако игровые действия ребенка с самого начала развиваются на базе человеческих способов употребления вещей и человеческих форм практического поведения, усваиваемых в общении с взрослыми и под руководством последних. Игра вызывает у детей повышенное внимание к отдельным предметам и помогает овладеть значением слов. Когда игра становится сюжетной, ребенок овладевает с ее помощью действиями в отношении вещей, а затем и в отношении к другим ролям как носителям определенных требований (правил).

Распределяя роли в игре, обращаясь друг к другу в соответствии с принятыми ролями (врач больной, учитель ученик, начальник подчиненный и т. д.), дети осваивают социальное поведение, согласовывание действий, подчиненное требованиям коллектива. У них создаются определенные представления о социальных ролях, возникают различные чувства, связанные с переживанием ролевых действий. Благодаря этому расширяются знания о свойствах предметов и их назначении, о взаимоотношениях людей, об их достоинствах и недостатках. В игре формируются нравственные качества человека, потому что она отражает общественные отношения, а потому каждый участник игры психологически формируется как личность. Это наиболее характерно для детского и подросткового возраста. Но и игры взрослых (например спортивные) также активно влияют на развитие сознания. Кроме того, имеются учебные игры (деловые, сюжетно-ролевые), которые в последнее время получают все большее распространение в процессе обучения, поскольку позволяют отчасти сочетать в себе качества деятельности игровой и учебной.

Учение – это деятельность, непосредственной целью которой является усвоение человеком определенных знаний, навыков и умений. Знания это информация о значимых свойствах мира, необходимая для успешной организации тех или иных видов теоретической или практической деятельности. Навыки это действия, которые, будучи сформированы в результате упражнения, характеризуются высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Умения это способы выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков в изменяющихся условиях.

Учение это основной способ развития человека как сознательной личности на основе усвоения им теоретического и практического опыта человечества. В учении все подчинено развитию личности. Это особая деятельность, где преднамеренно устанавливаются цели, содержание, принципы, методы и организационные формы учебной работы, которые наилучшим образом должны обеспечить формирование знаний, навыков, умений и способностей учащихся. В этом ее основное отличие от игры и труда, преследующих другие цели.

Общение

Общение, или как часто определяют его в последнее время – коммуникация, чрезвычайно широкое и емкое понятие. Общение многолико: оно имеет много форм и видов. Изначально общение определяется как взаимодействие двух и более людей, заключающееся в обмене познавательной и эмоционально-оценочной информацией.

Значение общения для человечества неоценимо. Через общение происходит усвоение каждым из нас общечеловеческого опыта, исторически сложившихся социальных норм, ценностей, знаний и способов деятельности. Считается, что наряду с другими видами активности (поведением и деятельностью) общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. Общаясь, люди формируются как личности; в общении они становятся индивидуальностями. В самом общем виде общение можно еще определить как универсальную реальность, в которой существуют люди. Ее особой разновидностью в последнее время становится Internet . Субъектами общения являются люди. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором , получающий – реципиентом .

Функции общения

Как мы говорили выше, по своему значению для человека общение многофункционально, поэтому существует несколько классификаций его функций. Самая общая предполагает наличие двух видов функций общения: социальной (организация совместной деятельности, управление поведением и деятельностью, как других людей, так и своей) и психологической (удовлетворение потребности в общении, обеспечение психологического комфорта, функция самоутверждения).

Психологи чаще выделяют пять важнейших функций общения , каждая из которых несет свою психологическую нагрузку. Первой функцией является «прагматическая»: благодаря общению люди связываются друг с другом для совместной деятельности. Знаменитый библейский сюжет о строительстве Вавилонской башни считается наиболее ярким примером того, какие разрушительные последствия для деятельности людей имеет нарушение этой функции. Вторая функция общения состоит в организации и поддержании межличностных отношений. Центральное место здесь принадлежит оцениванию других людей и установлению с ними эмоциональных отношений: либо позитивных, либо негативных. Эмоциональные межличностные отношения пронизывают всю нашу жизнь, накладывают свой отпечаток на поведение и деятельность от деловой до интимно-личностной сферы. Третьей может быть названа формирующая функция. Здесь общение выступает как важнейшее условие формирования и изменения психического облика человека. Наиболее значима эта функция для развития ребенка. Именно общение со взрослым определяет поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе. В ходе общения со взрослым у ребенка внешние по отношению к нему действия трансформируются во внутренние психические функции и процессы, а также появляется самостоятельная произвольная внешняя деятельность (Л. Выготский, П. Гальперин). В качестве четвертой функции выступает подтверждающая . Суть ее заключается в том, что в процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и «подтвердить» себя. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, человек чаще всего ищет точку опоры в другом человеке, благодаря общению с другими людьми познает себя, утверждается в собственном мнении о себе и своих возможностях. Пятой функцией общения является внутриличностная . Она представляет собой универсальный способ мышления человека через внутреннюю или внешнюю речь (она построена по типу диалога) последний общается с самим собой.

Составляющие общения

В любом общении можно выделить его цель, содержание и средства.

Цели общения у человека могут быть весьма разнообразными и представлять собой средства удовлетворения потребностей человека – от социальных, культурных до познавательных и эстетических. Любая цель общения отвечает на вопрос: ради чего мы вступаем в общение.

Средства общения представляют собой способы кодирования, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. В качестве средств общения могут выступать наши органы чувств, звуковая речь, а также другие знаковые системы, такие как письменность, технические средства записи и хранения информации.

Структура общения

Вслед за отечественным психологом Галиной Михайловной Андреевой (р. 1924) можно говорить о трех взаимосвязанных сторонах общения: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между индивидами. Во время процесса общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя и более индивидами – субъектами общения. Но это не просто обмен информацией. Люди при этом не просто обмениваются значениями, но стремятся выработать общий смысл, что возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. Коммуникативное взаимодействие возможно лишь в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают сходной системой кодировки и декодировки информации, т.е. они говорят на одном «языке». При нарушении этого условия возникают коммуникативные барьеры, причины которых бывают социального или психологического характера.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами. Есть два типа взаимодействия – кооперация и конкуренция. Первая означает координацию сил участников. Она является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой природой человеческой деятельности. Конкуренция представляет собой противоположный тип взаимодействия между людьми. Одной из наиболее ярких форм ее проявления может быть конфликт.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания партнерами по общению друг друга и установление на этой основе между ними взаимопонимания.

Схематически указанную структуру общения можно представить следующим образом:

Интеракция
Процесс общения, во-первых, состоит из самого акта общения, в котором участвуют общающиеся. Во-вторых, в этом процессе коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто: говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается. В-третьих, для каждого коммуникативного акта выбирается тот или иной канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы слуха и речи; в таком случае говорят об словесно-слуховом (аудиально-вербальном) канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному каналу (визуально-вербальному). Рукопожатие как способ передачи дружеского приветствия проходит через двигательно-осязательный (кинетико-осязательный) канал. Чтобы информация не исказилась, надо знать особенности передачи информации для каждого канала соответственно.

Не менее значимым для успешного протекания процесса общения является выбор соответствующей знаковой системы для передачи информации. Обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная (словесная) коммуникация считается у людей универсальной, так как при передаче информации с помощью речи практически не теряется смысл информации. Она менее всего подвержена личностным искажениям, но и здесь есть свои особенности, которые будут рассмотрены в соответствующем разделе учебника (см. гл. «Язык и речь»). Невербальная коммуникация дает богатейшую информацию для общающихся (прежде всего в понимании личности и намерений партнеров по общению), но она подвержена множеству искажений, с трудом управляется на сознательном уровне. Кроме того, для успешного применения невербальных средств общения очень важен навык их использования в той или иной культуре. К невербальным средствам общения относят мимику, позы, движения, жесты, темп и тембр голоса, смех, покашливание и пр.

Виды общения

Ученые выделяют разные виды общения в зависимости от его содержания, целей и средств.

По целям общение может быть биологическим (необходимым для поддержания, сохранения и развития организма) и социальным. В последнем случае общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития межличностных отношений, личностного роста индивидуума.

По средствам общение делится на непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных человеку – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.) и опосредованное (связанное с использованием специальных средств). Общение может быть также прямым (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения) и косвенным (осуществляется через посредников, которыми могут выступать как другие люди, так и технические средства).

Трудности общения

Затрудненное общение – это расстроенное, неэффективное общение. Психологи Г. Гибш и М. Форверг выделили шесть типов трудностей общения:

1) ситуативные, возникающие в общении из-за различного понимания ситуации участниками общения;

2) смысловые, возникающие из-за непонимания одним человеком другого по причинам отсутствия необходимого контекста, когда какое-либо высказывание воспринимается вне смысловой связи с предыдущим сообщением;

3) мотивационные, появляющиеся либо в результате сокрытия коммуникатором истинных мотивов коммуникации, либо при неясности мотивов реципиента самому коммуникатору;

4) барьеры представлений о другом: коммуникатор не имеет точного представления о своем партнере, ошибочно оценивает его культурный уровень, потребности, интересы и т.д.;

5) возникающие при отсутствии обратной связи (т.е. коммуникатор не знает, как воспринято его сообщение, какое воздействие оно оказывает на партнера по общению);

6) прагматические, возникающие в результате различных прагматических отношений между системой знаков общения и их потребителями: а) вызываемые различием социально-культурных установок или позиций участников общения; б) вызываемые принадлежностью коммуникаторов к различным социальным и демографическим группам; в) обусловленные какими-либо понятийными барьерами.

Свою специфику имеют трудности общения у людей в юношеском и подростковом возрасте. У них присутствуют разные трудности в общении по горизонтали («ученик-ученик») и по вертикали («взрослый – подросток, юноша»). Горизонтальные трудности связаны с недостаточно развитым умением взаимодействовать, решать вместе учебные и трудовые задачи; с неумением управлять своим поведением, а также вытеснением мотивов общения другими мотивами и целями. Трудности общения по вертикали имеют в своей основе разное видение причин затруднения делового общения и разную значимость причин, вызывающих эти затруднения. Например, подростки считают, что основная трудность в общении со взрослыми вытекает из-за того, что последние не понимают их внутреннего мира и к тому же продолжают относиться к ним, как к детям. К объективным трудностям может быть отнесено недостаточное знание каждой стороной коммуникации субкультуры другого коммуниканта: от мира музыки и танца до языка и системы ценностей.

Одним из способов преодоления трудностей в общении людей любого возраста и статуса можно считать такое личностное свойство (качество), как толерантность. Толерантность понимается как терпеливость, выносливость личности к поведению партнера по общению. Она лежит в основе взаимного доверия и понимания, помогает предупреждать конфликты и преодолевать их неблагоприятные последствия, способствует проявлению доброжелательности, которая, в свою очередь, позволяет обмениваться субъектам общения духовными потенциалами и способствует становлению их как индвидуальностей.

Творчество

Вершиной человеческой активности является творчество – основной резерв совершенствования любой человеческой деятельности и развития самой личности. Термин «творчество» имеет несколько смыслов. Обычно под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Такими продуктами могут быть новая техника, орудия труда, научные идеи, новые методы работы, произведения искусства и т.п.

В отличие от обычной деятельности в творчестве человек стремится к цели, пути достижения которой ему не известны. Для этого он решает несколько последовательных задач, чаще всего используя многочисленные пробы, из которых только одна или несколько ведут к решению задачи (не зря говорят о «муках творчества»). Причем часто приходится преодолевать привычные способы решения близких или сходных задач. Пока мало известно, какие механизмы лежат в основе процессов творчества, благодаря чему человеку удается выйти за пределы привычного, успешно реализовать новую идею, замысел именно в данный момент. По-видимому, основным среди этих механизмов является вдохновение – своеобразный подъем духовных сил человека. Оно «объективно выражается в усилении… творческой продуктивности, а субъективно переживается как особая готовность, внутренняя “мобилизованность” на создание творческих продуктов» . При этом наблюдается исключительная концентрация внимания на объекте творчества, активизация наблюдательности и мышления. Характерно, что названные процессы протекают на фоне эмоционального подъема, переживания таких состояний, как увлеченность, бодрость и др. Иногда возникает даже такое состояние, как гипераксиоматизация, т.е. повышенная оценка удачной находки.

Другие, еще недостаточно известные науке механизмы творчества функционируют в сфере подсознания. Новые решения часто приходят человеку в голову неожиданно, как «озарение» (инсайт), после многих часов и даже дней, месяцев какого-то неопределенного и невыразимого словами тяжелого самочувствия. Данное обстоятельство некоторые исследователи считали показателем того, что открытие или изобретение – это счастливая случайность, что человек, сделавший открытие, просто оказался в нужном месте в нужное время. Однако многочисленные научные эксперименты и наблюдения показывают, что упомянутое озарение, как правило, появляется по истечении некоторого времени от начала поиска решения. Поэтому само решение следует рассматривать как результат деятельности подсознания, т.е. скрытой работы психики. В связи с этим исследователи установили наличие трех обязательных этапов творческого процесса.

1. Осознание проблемы . Зачастую подъем на эту ступень связан с эмоциональной реакцией (удивление, затруднение), которая выступает стимулом к внимательному рассмотрению ситуации. Данный этап завершается постановкой вопроса.

2. Выработка гипотезы . Данный этап заключает в себе собственно процесс творчества, прорыв от неизвестного к известному. Результат этого этапа – выработка рабочего понятия.

3. Проверка идеи . Суть творчества – не в приспособлении к сложившимся и ставшим привычными условиям, но в их преобразовании, новом, неожиданном взгляде на привычные обстоятельства. Как правило, истинное творчество предполагает синтез знаний из различных областей практики и науки. Поэтому наиболее важными для успешного прорыва в неизведанное являются следующие фазы работы:

· отказ от единственного пути решения;

· умение отключиться от имеющейся системы знаний, сознательное смещение известных связей бытия;

· включение интуиции в цепь логических рассуждений.

Исследованиями психологов установлено, что кроме творческих способностей существуют некоторые качества личности, вполне определенно способствующие творчеству. Это, прежде всего, восприимчивость к новым идеям, творческая смелость, любознательность, способность удивляться, преодолевать стереотипы, склонность к играм.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается специфика человеческого поведения?

2. Чем отличаются игра и учеба? Что собой представляет деловая игра?

3. Может ли человек существовать и развиваться без общения с другими людьми? Свой ответ аргументируйте.

4. Чем отличается творчество от остальных видов человеческой активности?

а) основная:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996.

3. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой и Я.М. Яноушека . – М.:, 1987.

б) дополнительная:

1. Астахов А.И. Воспитание творчеством. – М., 1986

2. Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. – М., 1972.

3. Левитов Н.Д. О психических состояниях. – М.: Педагогика, 1964. – 234 с.

4. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976.

Деятельность - это специфически человеческая, регулируемая соз­нанием ак­тивность, порождаемая потребностями и направленная на позна­ние и преобразование внеш­него мира и самого себя.

Деятельность - это процесс активного отношения человека к дейст­вительности, в ходе которого происходит достижение субъектом постав­ленных ранее целей, удовлетворение раз­нообразных потребностей и ос­воение общественного опыта.

Основные черты деятельности

Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематич­ность.

Основными характеристиками деятельности человека являются предметность и субъ­ектность.

При анализе деятельности выделяют три плана ее рассмотрения:

ге­нетический, структурно-функциональный и динамический.

Структура деятельности

Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физиче­ская) активность че­ловека, регулируемая сознательной целью.

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы, цель и результат.

Мотивы - это те внутренние цели, которые связаны с потребностя­ми личности и по­буждают ее к определенной деятельности. Мотивом дея­тельности называется то, что побуж­дает ее, ради чего она осуществляется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различны­ми: органическими, функциональными, материальными, социальными, ду­ховными.

Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, опреде­ляющий ее направле­ние, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор ор­ганизует всю систему психических процессов и состояний, Формирующихся, развертываю­щихся в ходе дея­тельности.

Цели - наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, дости­жение и обладание которыми составляют существ6 его дея­тельности. Цель деятельности - это идеальное представление ее будущего результата. Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребно­сти. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве усло­вия достиже­ния конечной цели.

Цели могут быть близкими и далекими, личными и общественными в зависимости от того, какую значимость им придает человек и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.

Способы и приемы (действия) - относительно законченные элемен­ты деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.

Сложное внешнее действие для своей реализации может потребовать целого ряда ак­тов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты, или звенья, на которые рас­падается действие, являются операциями.

Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компо­ненты.

По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность про­изводна от внешней (предметной). Первоначально совер­шаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериориза­цией.

Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение же­лаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае подготавлива­ется и протекает на основе выполнения умственной деятельности. Реали­зация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называ­ется эксте­риоризацией.

Деятельность осуществляется в виде системы действий. Действие ­главная структур­ная единица деятельности, которая определяется как про­цесс, направленный на достижение цели. Выделяют практические (предметные) и умственные действия.

В каждом действии можно выделить ориентировочную, исполнительную и контроль­ную части.

Освоение деятельности: навыки и умения.

При осуществлении деятельности человек вступает во взаимодейст­вие с предметным (реальным или мысленным) миром: происходит преоб­разование предметной ситуации, соз­даются определенные предметные си­туации, достигаются промежуточные результаты. Каж­дая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности.

Навык - это стереотипный способ совершения отдельных действий - операций, сфор­мировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью (сокращением) его сознатель­ного контроля.

Выделяют простые и сложные навыки

Навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематиче­ских повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и ка­чественные показатели работы.

Навык возникает и функционирует как автоматизированный прием выпол­нения дей­ствия. Его роль заключается в высвобождении сознания от кон­троля над выполнением прие­мов действия и переключении его на цели действия.

Успешность овладения навыком зависит не только от количества по­вторений, но и от других причин объективного и субъективного характера.

Поскольку в структуру действий и различных видов деятельности входит множество навыков, они обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы. Характер их взаимодействия может быть раз­личным: от согласованности до противодействия.

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае воз­никает деавтоматизация, т.е. ослабление или почти полное разрушение выработанных авто­матизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координация нарушается, движения начинают выполняться неуверенно, требуют специ­аль­ного сосредоточения внимания, усилению сознательного контроля.

Умение - это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый со­вокупностью приобретенных знаний и навыков.

Умения образуются в результате координации навыков, их объеди­нения в системы с помощью действий, которые находятся над сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется опти­мальное управление умениями, которые должны обеспечить безошибоч­ность и гибкость выполнения действия.

Одно из основных качеств умений заключается в том, что человек в состоянии изме­нять их структуру (навыки, операции и действия, входящие в состав умений, последователь­ность их выполнения), сохраняя при этом неизменный конечный результат.

Умения опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно вклю­чают в себя процессы мышления. Сознательный интел­лектуальный контроль - это главное, что отличает умения от навыков. Ак­тивизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те мо­менты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандарт­ные ситуации, требующие оперативного принятия различных решений.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения, благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в про­цессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.