Краткие содержания

Сирота казанская что значит выражение. Почему сирота всегда казанская? (Происхождение известных выражений)

Почему сирота всегда казанская? (Происхождение известных выражений)

У древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Отсюда и пошло выражение «козел отпущения».

Выражение «всыпать по первое число» пришло из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, было за что или нет. И если наставник переусердствует, то порки хватало надолго, до первого числа следующего месяца.

Оттуда же и выражение «прописать ижицу». Следы порки на известных местах нерадивых учеников были уж очень похожи на эту букву.

Выражение «шиворот-навыворот» связано с когда-то очень позорным наказанием: во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки толпы.

«Путём» на Руси называли не только дорогу, но ещё и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой, путь конюший - экипажами и лошадьми. Заполучить себе «путь», то есть должность, старались всеми правдами и неправдами. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением говорили: непутёвый человек.

Выражение «сирота казанская» появилась после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него разные поблажки, жалуясь на своё сиротство и горькую участь.

Выражение «водить за нос» связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их делать фокусы, а угощения не давали.

В выражении «зарубить себе на носу» нет ничего кровожадного. «Носом» называлась носимая с собой дощечка или палочка, на которой неграмотные люди делали себе заметки или зарубки на память.

«Гол как сокол» обычно говорят про кого-то очень бедного. Однако, птица сокол вовсе не голая! «Соколом» называлось старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закреплённая на цепях.


Лясы (балясы) - это точёные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Так что, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу со временем становилось все меньше и меньше.

В старину на ярмарках водили дрессированных медведей. Их сопровождали мальчик-плясун, наряженный козой, и барабанщик, аккомпанирующий его пляске. Это был, действительно, козы барабанщик. Иногда случалось, что за никчемность его отстраняли от дела, и он становился отставным козы барабанщиком.

Знаете ли вы, дорогие мои читатели, значение фразеологизма «сирота казанская»? Наверняка, вы слышали такое выражение! А может быть, и сами употребляли его в речи, с иронией обращаясь к кому-либо?

Давайте вместе с вами выясним происхождение этого словосочетания. Ведь, бывает иногда, что смысл и значение знаешь, понимаешь его определение и что оно обозначает. Но вот интересно было бы узнать, какое точное историческое происхождение выражения «сирота казанская», откуда оно появилось.

Если с первым словом из этого крылатого выражения всё более-менее понятно, то со вторым как-то не очень. Почему сирота именно Казанская, а не Московская или, например, Краснодарская? В Казани какие-то особенные сироты, что ли? 😆

Вопросы, вопросы… И ответы на них тоже есть, и даже несколько. И связаны они все с историей государства Российского, с русскими правителями.

Первая версия — самая распространённая и правдоподобная. В результате только пятой попытки Ивану-4 удалось взять город Казань, столицу Казанского ханства. Даже из поражения побеждённые татарские князья — мурзы — решили извлечь для себя побольше выгоды.

Уже однажды получив от царя материальные подарки за свою покорность и послушание, некоторые из них регулярно добивались царственной аудиенции. Выставляя себя очень несчастными и обедневшими, жалуясь при этом на свою тяжёлую жизнь, что было, конечно же, неправдой, они выпрашивали дополнительные милости.

Кое-кто откровенно льстил царю, а некоторые добровольно принимали христианство, так как это поощрялось богатыми подарками и высокими должностями. Именно таких лицемерных «бедняков» и таких жалобщиков в насмешку прозвали в народе Сиротами казанскими.

Оттуда и пошло: тех, кто называет себя бедным, обездоленным, постоянно жалуется на свою тяжёлую долю в надежде получить для себя какую-то выгоду, но, на самом деле, таковым не является, называют сиротой, да ещё и казанской.

Чаще всего, выражение это употребляется с сарказмом.

Версия № 2. Как наживались на чужой беде

Существует ещё один вариант объяснения этого, в общем-то, распространённого фразеологизма. Здесь тоже без Ивана-4 не обошлось. После того, как русскому царю всё же удалось уничтожить Казанское ханство и захватить его столицу, он показал всем свой нрав. Не зря, всё же, Грозного назвали грозным.

Через несколько дней после того, как Казань стала принадлежать русским, по приказу царя на центральную площадь города выкатили старую арбу, телегу. Всё мужское население города заставили проходить мимо этой арбы.

Условие было такое: того, кто был ростом выше колеса этой повозки, а значит, был уже взрослым человеком, который вполне мог участвовать в сражении против русских войск и защищать город, тут же казнили, обезглавливали. Город утопал в крови. В живых остались только женщины, старики да дети без отцов, сироты.

И наказал им тогда царь, чтобы они ходили и везде рассказывали о падении ханства. Так и ходили дети группками по несколько человек, повествуя всем о том, кто они и откуда, выпрашивая подаяние. Так и появилось это выражение. Увидев нищих, голодных детей, люди говорили: «Это сирота Казанская». Естественно, деток жалели, помогали им, давали еду, одежду.

Но со временем, люди стали спекулировать этим и вместе с, действительно, казанскими сиротами ходили и просили милостыню все — и казанские, и не казанские, — рассказывая при этом выдуманные «жалостливые» истории.

В народе об этом прознали, и отношение изменилось. После этого уже с насмешкой стали говорить: «Вон сирота казанская идёт», что значит, обманщик, плут. Напоминает ли это вам чем-то и наши дни? Мир мало изменился за века… 😀

Версия № 3. Не сирота казанская, а императрица Российская!

Существует ещё одна версия, что-то типа исторического анекдота. Здесь уже участвует другая венценосная особа: Екатерина-2. Если рассказывать кратко, то получится такая история происхождения этого, в общем-то, распространённого фразеологизма.

Приехавшую в Казань императрицу встречали с многочисленными дарами и почестями. На что она, якобы, сказала: «Вы с такой пышностью меня встречаете, как будто у меня у самой ничего нет. Как будто я сирота казанская».

К слову, память об этом посещении царственной особы сохранилась в Казани на многие века. До сих пор в музеях города находится много предметов в напоминание об этом событие.

Одним из таких исторических экспонатов служит карета императрицы Екатерины Второй. Оригинал хранится в музее, а вот копия в натуральную величину доступна сейчас любому. Она находится на знаменитой пешеходной улице Баумана в Казани, где каждый может почувствовать себя царем или царицей, сфотографировавшись сидя на «королевском» месте.

Вот такие есть варианты того, что означает выражение и почему так говорят «сирота казанская». А вот уж выбирать — чему верить, а чему нет — дело, исключительно, ваше.

Ну а если вы соберетесь в Казань — столицу Татарстана, то вы точно не пожалеете о проведенных здесь днях. не оставят никого равнодушными. Здесь их великое множество, и удовлетворить они могут любые интересы туриста. Те места, где мне удалось побывать, отмечены на этой карте.

А может у вас есть другие сведения: откуда произошло это выражение, какие события предшествовали его возникновению. Напишите об этом в своих комментариях. Буду очень рада и благодарна.

Казанская (казанский) сирота Разг. Ирон. Человек, который, желая разжалобить кого-либо, прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным. - Нечего Лазаря-то петь! - перебила его Флёнушка. - Как есть настоящий казанский сирота! Нет, друг любезный, меня не разжалобишь! (Мельников-Печерский. В лесах). - Первонач.: о татарских мирзах (князьях), старавшихся после покорения Казанского царства Иваном Грозным получить от русских царей всевозможные поблажки, жалуясь на свою горькую участь. Лит.: Толковый словарь русского языка / Под редакцией проф. Д. Н. Ушакова. - М., 1940. - Т. 4. - С. 192.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Казанская (казанский) сирота" в других словарях:

    Казанская (казанский) сирота - Разг. Человек, притворяющийся несчастным, обиженным, беспомощным и т. п., чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей. ФСРЯ, 425; БМС 1998, 524–525; ФМ 2002, 432; Мокиенко 1986, 33 …

    сирота - ы; мн. сироты и (разг.) сироты; м. и ж. 1. Ребёнок, подросток, лишившийся одного или обоих родителей. Рано остался сиротой. Росла сиротой. У меня ни отца, ни матери, я с. Круглый (круглая) с. (без отца и матери). // Об одиноком человеке,… … Энциклопедический словарь

    СИРОТА - Казанская (казанский) сирота. Разг. Человек, притворяющийся несчастным, обиженным, беспомощным и т. п., чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей. ФСРЯ, 425; БМС 1998, 524–525; ФМ 2002, 432; Мокиенко 1986, 33. Жить казанским сиротой. Сиб. Быть… … Большой словарь русских поговорок

    сирота́ - ы, мн. сироты, м. и ж. 1. Ребенок, подросток, лишившийся одного или обоих родителей. Только я, бедный, на ноги стал Сиротою остался без матушки. И. Никитин, За какую ж вину и беду. [Упманис:] Ты сирота. У тебя нет ни отца, ни матери. Ты бы умер с … Малый академический словарь

    СИРОТА - СИРОТА, сироты, мн. сироты (сироты обл.), муж. и жен. Ребенок или несовершеннолетний, отец и мать или один из родителей которого умерли. Круглый сирота (см. круглый). Остаться сиротой. ❖ Казанский или казанская сирота (разг. ирон.) человек,… … Толковый словарь Ушакова

    сирота - Казанский или казанская сирота (разг. ирон.) человек, прикидывающийся несчастным, пытающийся разжалобить кого н. своими мнимыми лишениями [от бывших татарских мирз из Казани, после ее покорения пользовавшихся милостями московских царей]. Не … Фразеологический словарь русского языка

    казанский - ая, ое. Относящийся к Казани, расположенный в ней. казанская сирота … Словарь многих выражений

    каза́нский - ая, ое. прил. к Казань. ◊ казанская (казанский) сирота о человеке, прикидывающемся несчастным, чтобы разжалобить кого л. Нечего лазаря то петь!.. перебила его Фленушка. Как есть настоящий казанский сирота!.. Нет, друг любезный, меня не… … Малый академический словарь

    жаловаться на жизнь - ▲ жаловаться в (направлении), жизнь человека жаловаться на судьбу. охи да вздохи. нытье. ныть. скулеж. скулить. хныканье. хныкать. нюни распускать. плакаться. плакать [плакаться. сов/несов] в жилетку кому (разг). лазаря петь. | посыпать голову… … Идеографический словарь русского языка

    КАЗАН - муж., татар. (отчего и название города) котел, особ. большой, вмазанный или закладенный котел; винокуренные котлы зовутся казанами, также плоские, медные котлы на воскобойнях и пр. Казанок, казанец, котелок. Казан бухма каз, пельмени. Казан кабав … Толковый словарь Даля

В разделе на вопрос Откуда пошло выражение "сирота казанская"? заданный автором Недосолить лучший ответ это Сирота Казанская -это выражение родилось в XVI веке. После завоевания Иваном Грозным Казани казанским мурзам (князьям) пришлось прикидываться бедными и несчастными, чтобы добиться от нового хозяина поощрений и наград. С той поры того, кто прибедняется с выгодой для себя, народ насмешливо называет казанской сиротой.
В XVII веке царь Алексей Михайлович щедро награждал тех татар, которые решались переменить веру. В исторических документах сохранилось немало примеров, когда обычные плуты и попрошайки получали царские награды, подарки в виде жалованья, собольих шуб, се­ребряных ковшей, кубков, жемчугов, бархата, атласа, коней.
«Казанские сироты» во все времена бывали обласканы царским двором. Чрезмерная забота о чужеземном племени, причинившем столько бед русскому народу, на первый взгляд кажется неоправданной. Но с другой стороны, такая политика перетягивала представителей татарской знати под сень российского престола.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Откуда пошло выражение "сирота казанская"?

Ответ от Ёлон [гуру]
Жила была сирота в Казани. Её никто не любил. Вот и выражение распространилось как мем.


Ответ от Александр Федорчук [эксперт]
С 90-х, когда группировки в Казани друг друга стреляли


Ответ от россказни [гуру]
Поле взятия Казани Иваном Грозным


Ответ от Двутавровый [мастер]
В октябре 1552 года войско Ивана Грозного взяло город Казань, столицу татарского Казанского ханства. Немалая территория ханства перешла под власть Москвы. Для удержания в покорности татарского населения русские власти старались привлечь на свою сторону татарскую знать, князей - мурз. Князья в большинстве своем довольно охотно шли навстречу новой власти, стремясь сохранить свое положение и богатство. Многие из них принимали христианство, получали от царя подарки и ехали в Москву, чтобы присоединиться там к царской свите. Этих князей и княжат наш народ стал насмешливо называть «казанскими сиротами» - при дворе они прибеднялись, старались получить как можно больше наград и «жалованья» .
«Сирота казанская» - человек, прикидывающийся несчастным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей; в этом смысле мы и по сей день используем как поговорку старинную кличку.