Краткие содержания

Правильно сформулированная цель должна быть. Используйте ограничительные условия. И главное правило формулировки цели: что я буду делать для этого? Сейчас

Каждый из нас имеет какие-то цели в жизни и желания. Многие задают вопрос, почему одни желания сбываются, а вторые остаются мечтами? Ответ очень прост: мечта может сбыться только тогда, когда становится целью!

С точки зрения НЛП, разница между мечтой и целью достаточно большая. Мечта — это наше желание, а цель – это грамотно сформулированное желание, которое будет достигнуто в результате определенных действий. Определившись, что цель обязательно должна иметь формулировку, давайте рассмотрим, как правильно формулировать цель, с точки зрения НЛП.

Итак, чтобы цель была достигнута, она должна быть:

  1. Сформулирована позитивно

Очень часто мы говорим о том, чего мы не хотим, например: «Я не хочу делать рутинную работу». Такая формулировка неправильная, это не цель, а констатация факта. Зачем говорить о том, чего вы не хотите? Скажите о том, чего вы хотите, например: «Я хочу заниматься интересной работой, связанной с телевидением». Цель нужно формулировать позитивно, поэтому в формулировке слова «не, нет, прекращаю, отказываюсь и т.д.» должны отсутствовать. Связано это с тем, что мозг часто не воспринимает частицу «не» и формулировка типа: «Я не хочу провалить сделку », будет неудачной, лучше сформулируйте данное выражение как: «Я хочу закрыть сделку с прибылью в пять тысяч долларов»

  1. В описание должны присутствовать чувства восприятия (сенсорный язык)

Цель должна быть сформулирована не только словами, но и чувствами. Представьте себе, что вы будете чувствовать, когда цель будет достигнута. Важно, чтобы ощущение, восприятие, цвета и запахи были максимально приближены к реальности. Чем ярче и подробнее вы сможете представить картинку – тем лучше, на ней должно быть все вплоть до малейших мелочей и деталей.

  1. «Зачем мне это?» или экологичность

Прежде всего, задайте себе вопрос и ответьте на него предельно честно: зачем это Вам надо? Желания и цели имеют свойства сбываться, поэтому подумайте действительно ли вы хотите достигнуть этой цели и что она Вам принесет?

Мир устроен так, что для приобретения чего-то, мы должны чем-то пожертвовать, например: выходя замуж – мы ограничиваем свободу, получая должность ТОП-менеджера – мы теряем множество свободного времени и т.д. Поэтому, стоит задуматься, на какие жертвы мы готовы ради достижения цели.

  1. Ресурсы

Определите, какие ресурсы нужны Вам для достижения цели, также определите, имеете ли вы к ним доступ. Если доступа к каким-либо ресурсам нет, подумайте, что необходимо сделать, чтобы получить к ним доступ.

  1. Барьеры

Ответьте на вопрос, почему вы прямо сейчас не можете достигнуть цели? Что мешает Вам на пути к достижению цели, какие препятствия могут появиться в будущем? Нам это необходимо для того, чтобы сразу проанализировать, каким образом мы будем их преодалевать и какие ресурсы придется задействовать.

  1. Первый шаг

Определите первые шаги, которые вы сделаете для достижения цели. Обязательно укажите точное время и место.

Выполнив все условие, вы правильно сформулируете цель, что в свою очередь сэкономит ваши силы и время. Также для достижения цели рекомендую прочитать статьи из раздела НЛП: и .

Инструкция

Запомните требования к формулировке цели:
Цель должна быть
а) четко сформулированной;
б) понятной;
в) достижимой;
г) проверяемой;
д) конкретной.
Поэтому цели «изучить тему «Цветковые», «углубить знания по теме» - не конкретные, не проверяемые, не имеющие четких критериев достижения. А цель «ознакомиться с представителями цветковых , изучить их отличительные признаки» - четкая, конкретная, достижимая и проверяемая.

Прописывайте цель . Исходя из современных представлений о структуре урока , его цель носит триединый , состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, и воспитывающего. Познавательный компонент. Помните, что по дидактической цели выделяют такие типы уроков (Б. П. Есипов, Н. И. Болдырев, Г. И. Щукина, В. А. Онищук и другие):
- урок ознакомления с новым материалом;
- урок закрепления изученного;
- урок применения знаний и умений;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки и коррекции знаний и умений;
- комбинированный урок.
Исходя из типа урока , цель . Когда урок предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний, ее можно сформулировать следующим образом:
- обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей...;
- и систематизировать знания о...;
- отработать навыки (указать какие);
- устранить пробелы в знаниях;
- добиться усвоения учащимися понятий (каких?).
При формулировке целей можно использовать : «ознакомиться», «изучить», «закрепить», «применить», «написать», «зарисовать», «научить», «закрепить», «обеспечить», «сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить» и т.д. На уроке-обобщении используйте слова «выделить», «обобщить», «актуализировать». На практических урока х - «применить знания», «сделать», «способствовать формированию навыка, умению обращаться с…» и т.д.

Развивающий компонент цели. Здесь частой ошибкой является стремление приписать к каждому новую развивающую функцию. Но проблема в том, что развитие не идет так быстро, как обучение, и темпы развития у каждого ребенка свои. Поэтому развивающий компонент может повторяться от урока к уроку, и даже быть одним на всю тему. Вряд ли хоть один педагог сможет по истечении урока проверить, насколько развилась память или аналитические способности у ребенка/ . Поэтому формулировка подпункта цели начинается со слов «создать условия для развития …», «способствовать развитию …» (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умение составлять план и пользоваться им, и т.д.)

Воспитательный компонент цели. На каждом уроке педагог должен оказывать и воздействие, а воспитание, также как и развитие, не проходит за один урок. Невозможно проверить как к концу урока будут сформированы те или иные личностные качества. Поэтому педагог также может создать только условия для , например, чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д. Опять же формулировка «создать (или обеспечить) условия для …». Тогда, при подведении итогов, можно проверить достигнута цель или нет, были ли применены приемы, создающие условия для формирования некоторых качеств характера и черт личности.

Успех и благополучие во многом зависит от желаний и действий. Стремясь достичь путеводной цели, человек прилагает усилия, которые во многом характеризует его как личность – к чему он пришел и каковы дальнейшие планы. Намеченные цели, большие и малые, способны воодушевить и настроить на позитивный лад или, наоборот, разуверить и заложить в подсознании уверенность в дееспособности. Самый простой инструмент для позитивного заряда – это .

Но если говорить о людях, являющихся образом для подражания, то, несомненно, их качества и стремления могут только удивлять. Для них логическая последовательность – мысль и реализация – является особым способом найти свое место в жизни. Не доказывая никому о надобности своих поступков, они стремятся воплотить задуманный сценарий в живой фильм, где каждый кадр становится этапом развития и перевоплощения. Хочется сказать им большое спасибо за присутствие эмоций и рассказ о человеческих возможностях. Следуя их примеру, многие смогут преодолеть трудности, свернуть горы и пополнить ряды счастливчиков.
Чтобы вступить на путь успеха и благополучия необходимо:

  • Научиться подбирать правильную формулировку целям и задачам;
  • Терпеливо идти по намеченному пути;
  • Откинуть страхи и предубеждения;
  • Пересматривать цели, отбрасывая то, что теряет смысл;
  • Использовать опыт известных людей;
  • Благодарить за ошибки и понимание трудностей.

Правильная сформулированная цель – половина успеха

Мысль, переданная точными словесными фразами, реализовывается намного быстрее. Осмысление того, к чему хочется прийти дает огромный стимул. Для человека важно четкое распределение жизненного потенциала: чего хочется достичь, и какими путями осуществить задуманное. Для этого разбейте одну цель на подпункты, распишите конкретные шаги, отметьте предполагаемое время. Решенная задача на определенном этапе будет ступенькой к вершине и моральной поддержкой для возникновения уверенности.
Жизненная цель, главная или дополняющая, обычно представляется в виде какого-нибудь достижения. Но если просто думать о ней, не переводя в статус словесного образа, она промелькнет, не оставляя и следа. Реальность заключается в действии и чем конкретнее отражена в планах будущая жизнь, тем проще понять свои возможности. Иногда в процессе работы над собой возникают дополнительные резервы, скрывающиеся до определенного времени и именуемые «вторым дыханием».

Терпение и труд – все перетрут

Настойчивое отношение и уважение к намеченным целям превращают человека в личность. Обдумывая много раз свою жизнь, он становится органичным самим с собой, дополняясь новыми чертами и чувствами. Ему комфортно с мыслями и делами и постепенная нагрузка стабилизирует не только его положение, но и состояние окружающих людей. Увидев в глазах азарт и жгучее желание измениться, близкие и знакомые получают заряд энергии, необходимый для развития и улучшения условий существования.
В трудоемком процессе на пути к выполнению цели, человек становится зависимым от конечного результата. Появляется интерес, укрепляются навыки, совершенствуется характер. Завершенные дела и возможность их осуществления прибавляют силы, дают представление о значимости каждого дня. Приходится ценить время, чтобы достичь планов максимально быстро, а затем задуматься о новых желаниях, серьезных и сложных. Однако не забывайте, что в этой суете иногда проскальзывают более важные обязанности, касающиеся семьи, души и самой жизни.

Страх – двигатель прогресса

В начале пути любое начинание кажется невозможным. Ребенок, начиная первые шаги, не думает о предстоящих трудностях, а терпеливо повторяет движения, искренно радуясь успехам. Позаимствуйте его светлое настроение и попытайтесь откинуть в сторону предубеждения о собственной несостоятельности. Внушите себе мысль, что ваши основные, желанные, жизненные и обдуманные цели являются достоянием внутренних переживаний, проверкой осознанных действий и результатом длительных рассуждений.
Личные сомнения остаются вместе с вами. Индивидуальная сущность и качества человека во многом предполагает создавшееся положение. Неуверенные и оборачивающиеся назад люди никогда не смогут дойти до финиша и получить долю адреналина от головокружительного успеха. Изменение в сознании приходит в процессе маленьких, порой незаметных для других, свершений. Подчеркивая их значимость, вы выстраиваете линию поведения, непохожую на пройденные этапы. Возможно это кого- то смутит и удивит.

Потерявшее смысл дело – отпускайте без сожаления

Подумайте о том, что кроме вас никто не догадывается обо всех прописанных мечтаниях. В любой момент можно нарушить последовательность, выбросить из списка невостребованный пункт. Бывает, найденное решение является совершенно противоположным прежнему мнению. И тогда основные, пронумерованные жизненные планы и цели взрослого человека становятся непредсказуемыми и непоследовательными. Но это только на первый взгляд. По истечению времени все становится на свои места.
Иногда дело, являющееся важным в определенный период, превращается в лишнее и ненужное. Отпуская его, вы глубже начинает понимать свои способности: к чему можете прийти, какой уровень постигнуть. Это как ступеньки лестницы: чем дальше поднимаетесь, тем больше охватываете свободное пространство взглядом. Но без подготовительной проделанной работы настоящий смысл не был бы увиден. Поэтому цените все начинания, желания, мечты и хвалите себя за смелость и настойчивость.

Опыт известных людей – настоящее сокровище

Без информации, опирающей на реальные примеры, тяжело добиться успеха. Если в вашем окружении нет человека, показывающего путь к славе, значит, идеал придется искать посредством литературного слова, обобщающего видео или на занятиях по саморазвитию. На старте, когда нет уверенности ни в целях, ни в работе, нужна поддержка влиятельной личности, заявившей о себе на звездном небосклоне уважаемых людей. Потом, когда пройдет достаточно времени, книги и статьи потеряют начальную силу. Вы станете смелым и дальновидным.
Сравнивая свои возможности с прилагаемым руководством, человек рассматривает цели ближайшего будущего, но под собственным уклоном и с формировавшимся мировоззрением. Не требуйте заоблачных задач, которые не будут жизненно важными для вас. Выискивайте резервы и корректируйте индивидуальную историю успеха. Когда-нибудь вы с радостью поделитесь достигнутыми планами, упуская в рассказе маленькие неудачи.

Ошибки – основа целенаправленной деятельности

Ошибки являются поводом переосмысления. Не бойтесь их совершать. Пересматривая цели, никогда не жалейте о потраченном времени, потому что неиспользованный шанс останется обычной мыслью, тревожащей и волнующей. Попробовав привести в исполнение выделенный пункт, вы убедитесь в целесообразности его применения. Иногда это обыкновенная ничего не значащая выдумка, занимающее полезное пространство в головном мозге.
Ошибки дают определенные знания и опыт. Для человека практические занятия приносят более ощутимую пользу, чем расшифрованная по деталям инструкция. Соприкасаясь с жизненными трудностями, он выделяет себе границы дозволенности и начинает совершать путь в будущее. Во что превратится обычное желание, никто не может предугадать. Надо надеяться на внутренние ощущения, логичность задуманного и мизерную долю удачи.

Какие бывают цели

Чтобы точно указать предстоящие задачи, необходимо понимать смысл их назначения. Все цели можно разделить на три категории:

  1. Высшие, способствующие развитию личности и служению обществу;
  2. Основные, включающие самореализацию и взаимоотношение;
  3. Обеспечивающие, дающие основу: деньги, быт, отдых.

Эти виды нельзя исключить, или воспользоваться одной, двумя. Например: Без высших целей жизнь человека превратиться в удовлетворение простых потребностей. Упуская из поля зрения семью, любовь, увлечение, ему предначертано быть одиноким. Не имея полноценной финансовой опоры, он не осознает в полной мере счастье и удовольствие.

  • Высшие
    Рассчитывают раскрытие потенциала человека, его способностей, талантов и служению людям. Работая над собой, он искореняет вредные привычки и слабости, устраняет негативные качества, несущие за собой разрушение личности, а также занимается бесплатной деятельностью по улучшению мира и общества.
  • Основные
    Подтверждают профессионализм и пользу окружению. Правильный выбор направления способствует получению наслаждения и удовольствия. Удачная работа приносит деньги, карьерный рост и положительную динамику для общества. Лад в семье поднимает настроение, а настоящие друзья становятся неотъемлемой частью созданного благополучия.
  • Обеспечивающие
    Помогают укрепиться и получить надежную материальную опору. За деньги невозможно купить счастья, но они улучшают быт, поддерживают стабильность и дают возможность реализовать цели, уменьшая некоторые трудности для человека. Комфорт и обязательный отдых создают платформу состояния души, где присутствие чистоты и расслабленности наполняют искренним желанием развиваться и приносить пользу.

Все три категории являются жизненно необходимыми. Но основные задачи и жизненно важные периоды и цели зависят от желания человека. Как он видит собственную жизнь и будущее счастье в рамках определенных задач. Правильные цели не только характеризуют личность, но и помогают обществу принять достойного гражданина страны.
Нет в судьбе человека менее существенных или более желаемых целей. Связанная цепочка из задач и действий предполагает счастливое будущее. Без ошибок и предположений, без поддержки и веры, без структуры и расчета даже основные повседневные планы могут разрушиться как хрустальный домик.
Чтобы ваши цели превратились в надежный фундамент для счастья и радости, попробуйте услышать душу и сознание. Тогда целостность приведет человека к гармонии и чистоте.

Технология целеполагания. Как правильно сформулировать цели и задачи урока?

Одним из ведущих компонентов урока и учебно-воспитательного процесса в целом являются цели. Они определяют содержание предстоящей деятельности, служат ориентиром в процессе работы, составляют основу для критериев обученности, воспитанности и развития учащегося. Методически грамотно сформулированные цели позволяют в конце урока проверить степень их достижения, сделать необходимые выводы, скорректировать деятельность на последующих уроках, обеспечивая взаимосвязь уроков одной темы. Таким образом, цели – запланированные результаты педагогической деятельности (Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. -538с.).

Цели призваны реализовать системность процесса обучения, поскольку составляют определенную иерархию. По каждому предмету выделяют общие, тематические и поурочные цели.

Общие цели являются долгосрочными, описывающими вклад данного предмета в формирования мировоззрения учащихся. Они остаются актуальными на протяжении всего курса обучения. Например, одна из целей базового курса информатики – «….» (ГОСО).

Тематические цели являются более конкретными и выражают требования к учебным достижениям учащихся по каждой теме курса. Такие цели рассчитаны на несколько уроков, составляют одну тему. Например, «сформировать умения работы с текстовыми документами».

Поурочные цели – это цели каждого конкретного урока. Они выражают определенные шаги в достижении в достижении тематических целей и определяют учебную деятельность на уроке. Например, «формирование умения выделения, перемещения копирования фрагмента текста».

Тематическая цель не раскрывает специфика каждого конкретного урока темы. Так, на первых занятиях темы обычно планируется ознакомление с учебным материалом, далее – работа над усвоением основных понятий темы и формированием умений, затем закрепление знаний и развитие умений, а заключение темы – обобщение изученного. Таким образом, различные уроки даже одной темы предполагают различную учебную деятельность, которая подчинена различным целям.

Не раз приходилось слышать вопрос: как правильно ставить и формулировать цели и задачи урока . Скажем сразу, однозначного ответа на этот вопрос нет.

Итак, есть такие рекомендации на данный момент, которые кажутся наиболее продуманными.
Цель – это идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности на учебном занятии, а не сам процесс,
так называемые "глобальные цели", некий идеал, ориентиры человеческой деятельности, заранее запланированный учителем результат, который должен быть достигнут не только учителем, но и учащимися в конце урока, по окончании изучения главы или раздела. В цели урока формулируется ключевой результат, к которому должны стремиться учащиеся. Цели урока должны быть максимально конкретными, чтобы при подведении итога урока мы могли обоснованно ответить на вопрос "Достиг ли урок поставленной цели?".
Педагог под целью урока иногда понимает цель для себя - что он хотел бы сделать на уроке. На самом деле цель урока должна определять, чему обучающиеся должны научиться на уроке.

Ц ель урока – должна быть одна и выражена о тглагольным существительным (имя существительное, образованное непосредственно от глагола). Примеры: хождение (от ходить ), формирование (от формировать) .

В настоящее время в результате развития технологического подхода к обучению происходит пересмотр способов постановки целей. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цель обучения (цель урока) формулируются через результаты обучения , выраженные в действиях учащихся (что он будет знать, уметь и т.д.). К цели предъявляются следующие требования:

Цель должна быть конкретна;

Четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;

Цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся

При формулировании цели урока будем исходить из того, что обучение – очень сложный и индивидуализирован­ный процесс. В исследованиях последних лет обучение определяется как комплексное сочетание склонностей, пережитого опыта, социальных отношений, ценностей, подходов и убежде­ний, которые в совокупности формируют характер использования человеком конкрет­ных возможностей для получения знаний. /Руководство для учителя. Третье издание. стр.121/

Почему при построении целей урока чаще всего формулируют, так называемую, триединую цель? Это исходит из того, что в психологии обычно выделяют три разных сферы обучения: когнитивную, психомоторную (социальную) и аффективную.

На основании этого, в 1956 году американским учёным Б. Блумом была создана одна из первых схем педагогических целей, которая описывает цели когнитивной (познавательной) сферы. В последующие десятилетия Д. Кратволем и другими учёными была создана вторая часть «Таксономии» (в аффективной области).

Характеристика деятельности и цели обучения в соответствии со сферами обучения приведены в следующей таблице:

Сфера обучения

Таксономии

Характеристика сфер деятельности

Цели, которые сфера деятельности охватывает

Когнитивная (познавательная)

Таксономия Б.Блума

навыки анализа и решения проблем

Цели обучения от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового.

Аффективная (эмоционально-ценностная)

Таксономия Д.Кратволя

взаимные отношения, такие как привязанность, любовь/ненависть или поклонение

цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели – формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.

Психомоторная

Таксономия Д.Симпсона

навыки, требующие комплексного взаимодействия интеллектуальных и двигательных навыков

Цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.


Выделяются 2 группы педагогических целей: обучающие (когнитивные) и цели личностного развития обучаемых.
Если когнитивные цели могут быть достигнуты в течение одного урока и может быть осуществлена диагностика степени их достижения, то существуют объективные трудности в формулировке и достижении целей личностного развития учащихся, поскольку нельзя четко описать и диагностировать интеллектуальные и нравственные приращения обучаемых в рамках одного или нескольких уроков.

Таблица 1. Категории учебных целей в когнитивной области.

Основные категории учебных целей.

Примеры обобщенных типов учебных целей.

1. Знание.

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания -от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории - припоминание соответствующих сведений.

Ученик: Знает употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2.Понимание.

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, “перевод” его с одного “языка” на другой (например, из словесной формы - в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явления, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

Ученик: Понимает факты, правила и принципы, интерпретирует словесный материал, схемы, графики и диаграммы, преобразует словесный материал в математические выражения, предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение.

Эта категория обозначает умение использовать конкретный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, принципов, законов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

Ученик: Использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода и процедуры.

4. Анализ.

Эта категория обозначает умение правильно разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выделение взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и внутреннего его строения.

Ученик: Выделяет скрытые (неявные) предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.

5. Синтез.

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают действие творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

Ученик: Пишет небольшое творческое сочинение, прилагает план проведения эксперимента, использует знания из различных областей, чтобы сравнить план решения той или иной проблемы.

6. Оценка.

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими) так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся, или задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях.

Ученик: Оценивает логику построения материала в виде письменного текста, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев качества.

Конкретизация целей учебного предмета на основе данной таксономии проводится в два этапа. На первом выделяются цели учебного курса, на втором - цели на уровне конкретной темы.

Детальная спецификация целей оформляется в виде таблицы, строки которой представляют элементы содержания учебного материала, а столбцы - ведущие типы интеллектуальной деятельности учащихся во время усвоения этих элементов. Ниже в качестве примера подается матрица целей учебной группы к теме " Наследственность и изменчивость" из курса общей биологии.

Элементы усвоения

Элементы знаний

Понимание

Воспроизведение

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

Наследственность - общая свойство организмов

Формирование генотипа

Что такое непостоянство

Механизм изменчивости

Механизм наследственной изменчивости

Соотносимый характер наследственной изменчивости

Мутации как вид наследственной изменчивости

Как видно, для того, чтобы подать цели учебной группы через элементы "знания", "понимание", "применение", "анализ", "синтез", "оценка", необходимо осуществить глубокий научно-методический анализ содержания учебного материала, его структуры, последовательности изучения и соотнести каждый элемент содержания с элементами усвоения. Имея такую таблицу (матрицу), учитель может предсказать, спланировать сам процесс достижения целей обучения данной группы, составить точную диагностическую карту-задачи. Речь идет о том, что каждый "плюс" в таблице требует того, чтобы был построен сам процесс реализации данного элемента знаний. Матрица является основой для составления диагностических задач как на промежуточном, так и на итоговом этапах.

Приведем примеры целей урока:

Цель обучения (когнитивные)

Цели личностного развития обучаемых

Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Например, ее можно конкретизировать следующим образом:

Обеспечение усвоения учащимися закона, признаков, свойств, особенностей...;

Обобщение и систематизация знаний о...

Отработка навыки (указать какие);

Устранение пробелов в знаниях;

Усвоение учащимися понятий (каких?).

Выявление и закрепление знаний по теме … Устранение пробелов в знаниях учащихся … Формирование новых понятий (идет их перечень) … Обучение навыкам чтения … Изучение схем включения … Изучение принципа действия и устройства … Расширение знаний о … Выявление знаний по теме …, умение их применять в условиях … Изучение способов определения … Изучение последовательности действий … Изучение общих схем … Изучение назначения различных … Изучение особенностей протекания явлений … Знакомство с порядком выполнения действий …Систематизация и обобщение знаний по теме … обеспечение знаний учащимися каких-то понятий, определений, теорем...

установление уровня знаний по теме...

обобщение изученного материала по теме...

систематизация изученного материала по теме...

На основе анализа фактов... подвести учащихся к пониманию того, что...

Обеспечить освоение учащимися следующих фактов..., понятий..., идей..., терминов...

Выявить и осмыслить причины..., сущность..., значение...

Способствовать…, создавать условия…, организовать ситуацию, требующую от учащихся…, содействовать…
Создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля … Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности … Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы … Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между … Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать … Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное… Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях… Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли … Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов … Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач … Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления … Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач
создать условия для:

развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить

аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы);

развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);

развития мировоззрения;

развития навыков устной и письменной речи;

развития памяти;

развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;

развития эстетических представлений и художественного вкуса;

развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно- следственных связей, сравнительного анализа),

развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

развития у обучающихся коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);

развития у обучающихся рефлексивной деятельности

развития способности четко формулировать свои мысли;

Типичные ошибки целеполагания

подмена цели содержанием ("познакомить обучающихся с...")

подмена цели процессом деятельности ("обучающиеся выполняют работу...", "обучающиеся пишут...", "обучающиеся решают задачи по теме...")

Например: 1) создать ситуацию нравственного выбора при рассмотрении биографического материала о Ф. Ленарде, лауреате Нобелевской премии по физике и ярком активисте фашистского движения; 2) создать на уроке ситуацию рефлексии по поводу самоопределения на групповую работу; 3) создать условия для развития конструкторских способностей школьников; 4) способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков и др.

Примеры неправильной постановки цели

Изучить тему: «Диэлектрические материалы»;

Углубить знания студентов по теме «Проводники»;

3. Расширить кругозор обучающихся

Все эти цели не конкретны, не проверяемы, нет критериев их достижения.

Если очень сильно захотеть, все получится. Так? А вот и нет! Все получится, если правильно сформулировать цель! Для тебя азы life coaching!

Лайф Коучинг

Любой психолог или специалист по лайф-коучинг (life coaching, личностный рост) скажет: начинать нужно с четкой формулировки цели. Мечты абстрактны и не имеют силы. Но цель – это всегда что-то конкретное! Что-то вполне достижимое (даже если на первый взгляд так не кажется).

Внимательно проштудировав целую библиотеку психологической литературы, редакция WomanJournal.ru составила для тебя памятку: как нужно загадывать желания и по какому принципу выбирать свои цели?

  • Цель должна быть сформулирована как образцовая аффирмация : в 1–2 предложениях, в настоящем времени и без отрицательной частицы «не». Например: «Я легко получаю в собственность отличную новую иномарку» или «Я легко и с удовольствием худею на 10 килограммов и чувствую себя отлично» (Обрати внимание, что в цель нужно включить также важные для тебя обстоятельства.). Ни в коем случае нельзя заявлять цель как «Я не толстею» или «Я не бедная». Потому что наш мозг не воспринимает отрицательную частицу «не», и желание скорее всего будет исполнено с точностью до наоборот.
  • Нельзя распыляться ! Лайф-коучинг предполагает, что ты выберешь одну главную цель, которой и будешь упорно добиваться. Но ты можешь попутно работать над еще несколькими проблемами попроще, только они должны быть из других сфер жизни. Например, если твоя главная цель выйти замуж, то параллельно ты можешь работать над более мелкими задачами: совершенствование фигуры , увеличение зарплаты, изучение иностранного языка и т.д.
  • Формулируй четче цель и сразу заказывай конечный результат ! Например: «Я получаю в собственность трехкомнатную квартиру» вместо «Я получаю столько-то денег на покупку квартиры» (в противном случае ты и вправду можешь получить эти деньги в банке... в кредит под огромный процент).
  • Цель должна касаться только тебя . Запросы, сформулированные по принципу «Роберт Паттинсон влюбляется в меня и женится на мне», увы, не сбываются!
  • Цель должна быть истинной , а не навязанной глянцевыми журналами, родителями или компанией.

Лайф Коучинг

В психологии нет понятия «не достижимая цель». Конечно, бывают цели разной степени трудности. Может, сейчас тебе кажется невозможным стать миллионершей или полететь в отпуск на Марс.

Но имей в виду, что когда-то общаться с человеком, находящимся на другом конце света, тоже было фантастикой. А сегодня мобильные телефоны есть даже у детей! Так что достижимо все! Но все ли тебе нужно?

Когда ты выбрала и грамотно сформулировала свою цель, наступает момент, когда ты должна проверить ее на истинность и актуальность! Ведь многим людям только кажется, что они хотят дорогущий «Мерседес». Но, получив эту роскошную машину , они на деле испытают страшный дискомфорт и не знают, что с ней делать, на какие деньги чинить, где ставить, как страховать и т. д. Так что перед тем, как бросить все свои силы на достижение желаемого, проверь себя и свое желание с помощью тестовых вопросов!

  • Зачем тебе это (то есть осуществление твоей цели)? Что тебе даст реализация твоего желания? (Данный вопрос поможет тебе понять свою мотивацию. Если ответом будет: утереть нос бывшему или доказать родителям, что я не пустое место – лучше сразу пересмотри свою цель. Даже если ты ее достигнешь, желаемое ты вряд ли получишь).
  • Можешь ли ты представить себя обладательницей того, о чем мечтаешь? (Ответ на этот вопрос откроет для тебя твой уровень потребления. Если ты мечтаешь о шикарном особняке в Каннах, но с трудом представляешь себя его хозяйкой, значит, твой уровень потребления пока недостаточно высок. Ты можешь развивать его постепенно. Для этого просто закажи сначала что-нибудь попроще. Например, квартиру или дом в менее престижном месте).
  • Что ты можешь потерять, если достигнешь цели? Чем ты рискуешь? (Ответ на этот вопрос позволит тебе заранее просчитать возможные риски и обезвредить твои подсознательные . Например, ты хочешь выйти замуж за олигарха, но подсознательно боишься, что подруги станут тебе завидовать, а окружающие сочтут продажной. Так что взвесь все перспективы, чтобы понять, стоит ли овчинка выделки?).