Краткие содержания

Педагогические средства и формы организации педагогического процесса. Педагогическая форма — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Особенности профессиональной подготовки рабочих

Начальный период становления русской философии – XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода – отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.

Второй период развития русской философии начинается с XVIII в.

Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени:

– процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;

– секуляризация (освобождение от церковного влияния) общественной жизни.

В это время философия свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были:

– М.В. Ломоносов;

– А.Н. Радищев;

– Феофан Прокопович;

– В.Н. Татищев;

– А.Д. Кантемир и др.

Михаил Васильевич Ломоносов (171 1-1765) положил начало материалистической традиции. Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества.

Ломоносов довольно резко критикует церковь и невежество попов. Но в то же время он не отвергает Бога-творца.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том числе и французский материализм. После публикации знаменитого произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня светской общественной мысли.

Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии.

Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории.

Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи:

– славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.);

– западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).

В конце 60 – начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России.

Продолжателями славянофильства в 60-70-е гг. явились почвенники, идея их философии – национальная почва как основа социального и духовного развития России.

Основные тенденции русской религиозной философии XIX века впитала в себя философия В. С. Соловьева (1853-1900). Социальный идеал Соловьева - свободная теократия или вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории - богочеловечество. Выдвигая и отстаивая идею всеединства, синтеза веры и знания, науки и религии и т. д., Соловьев выступил против тезиса Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием. Он призывал не только видеть и выявлять зло, но и противостоять ему.

Философия XX в. в России проходит под знаком господства идей марксизма (Г.В. Плеханов, А.А. Богданов, В.И. Ленин), в этот период происходит становление философии диалектического и исторического материализма.

После революции в России наступил догматический период бесконечной интерпретации трудов классиков марксизма, а позже марксизма-ленинизма и сталинизма. Все же необходимо отметить, что и в этих условиях философские изыскания в нашей стране не стояли вдали от магистральных линий развития мировой философии, в них обнаруживаются те же течения и тенденции. Попыткой своеобразного ухода от идеологии явилось развитие прежде всего историко-философской проблематики, а также вопросов эпистемологии, логики и философии науки.

Оригинальным духовно-теоретическим феноменом русской философии выступает русский КОСМИЗМ , сложившийся в России в конце 19 - начале 20 века. В философии космизма можно выделить два различных направления: религиозно-философское (Н.Федоров, С. Булгаков, П.Флоренский); методологически-философское (В. Вернадский, А. Чижевский, Н. Умов, К. Циолковский).

Первое направление видело в человеке божий замысел; второе - рассматривало человека как космическую планетарную силу.

Русский космизм акцентирует единство человечества и космоса, возможность их преображения утверждением христианской любви и божественной премудрости, возможность создания гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения. Смерть трактуется космистами как высшее выражение стихии и разрушения, зла во Вселенной. Одной из причин существования зла является несоразмерность нравственного, гуманистического и научно-технического прогресса. Распространение деятельности человека на весь космос, овладение им пространством и временем с помощью науки и техники позволит обрести бессмертие и возвратить к жизни все будущие поколения (Федоров). В идеях космизма человек выступает как устроитель и организатор Вселенной; здесь обосновывается идея антропоприродной гармонии и глобальной коэволюции Вселенной и человека.

ВВЕДЕНИЕ

Главнаязадачафилософии заключается в том, чтобы разработать теорию о мире как едином целом,которая бы опиралась на все многообразие опыта.

Философия порой понимаетсякак некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневнойжизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив,именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть досамых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительныхпостроений – в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненныхреальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине, противоречивости. Приэтом важно иметь ввиду, что с точки зрения философии уразуметь действительностьвовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философияпредполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает иотживает, и одновременно – поиск в самой реальной действительности, в еепротиворечиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ееизменения и развития. Преобразование реальности, практика и является тойсферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, гдевыявляется действительность и мощь человеческого мышления.

Философские представления наРуси как выражение общего взгляда на природу, человека и общество зарождаютсяеще в глубокой древности. Первые достоверные свидетельства об этом относятсяпримерно к Х– ХI в.в.; т.е. к тому времени, когда на территории нашейстраны сложились достаточно развитые общественные отношения и возниклогосударство, а культура и образованность достигли относительного высокогоуровня. Но русская философия превратилась в самостоятельную науку и утвердиласвой собственный предмет и проблематику лишь в начале XVII века, когдафилософия окончательно обособилась от религии.

Православная догматика,святоотеческая литература определяли основные грани в пути размышлений, богатаяфилософская литература Западной Европы создавала возможность выбора между темили иным философским направлениями при построении христианской философии.

Религиозный опыт дает намнаиболее важные данные для решения этой задачи. В русской философии влияниеправославия оказывает решающую роль. Она глубинным образом связана с ним каккорневым основанием русской культуры. Только благодаря ему, мы можем придатьнашему миросозерцанию окончательную завершенность и раскрыть сокровеннейшийсмысл вселенского существования. Философия, принимающая во внимание этот опыт,неизбежно становится религиозной.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕВСЕМИРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Русская культура имеетвсемирное значение. Следует отметить, что национальная культура приобретаетизвестность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней,становятся достоянием всего человечества.

Прежде всемирное значениеимело культура древней Греции и древнего Рима. В настоящее время такое значениеимеет культура в том виде, в каком она существовала до большевистскойреволюции, несомненно, также имеет всемирное значение. Чтобы убедиться всправедливости этих слов, достаточно обратиться к именам Пушкина, Гоголя,Тургенева, Толстого, Достоевского или Глинки, Чайковского, Мусорского,Римского-Корсакова, а также остановиться на достижениях русского театральногоискусства в области драмы, оперы и балета.

В области науки достаточноупомянуть имена Лобачевского, Менделеева и Мечникова. Красота, богатство ивыразительность русского языка дают ему неоспоримое право быть одним измеждународных языков.

В области политическойкультуры (например, сельское и городское самоуправление, законодательство иисполнительная власть) императорская Россия создала ценности, которыеприобретут всемирную известность тогда, когда их достаточно изучат и осознают,и прежде всего при их возрождении в процессе послереволюционного развитиярусского государства. Люди, признающие религиозный опыт не станут оспариватьтого факта, что православие в его русской форме содержит исключительно высокиеценности. Эти достоинства нетрудно обнаружить в эстетической стороне культарусской православной церкви. Было бы странно, если бы такая высокая культура непородила ни чего оригинального в области философии.

Правда, меткое замечание отом, что сова Минервы не вылетает, пока не наступят вечерние сумерки, относятсяи к развитию русской мысли.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕОСОБЕННОСТИ

По общепринятому мнению,русская философия в основном занимается проблемами этики. Это мнение неверно.Во всех областях философии – гносеология, логика, этика, эстетика и историяфилософии – велись исследования в России до большевистской революции. В болеепозднее время действительно русские философы особенно интересовались вопросамиэтики. Начнем с гносеологии – науки, имеющей жизненно важное значение длярешения всех других философских вопросов, так как она рассматривает их характери пути их исследования.

В русской философии широкораспространен взгляд о познаваемости внешнего мира. Этот взгляд часто выражалсяв своей крайне форме, а именно в форме учения об интуитивном непосредственномсозерцании объектов как таковых в себе. По–видимому, русской философиисвойственно острое чувство реальности и чуждо стремление рассматриватьсодержание внешних перцепций как нечто психическое или субъективное.

Русские философы отличаются такойже высокой способностью к спекулятивному мышлению, как и немецкие. Какпозитивизм, так и механический материализм нашли в России широкоераспространение. Однако в России, как и в других странах, без сомнения, все ещепродолжает существовать тенденция к таким взглядам среди инженеров, врачей,адвокатов и других образованных людей, не сделавших философию своей профессией.Следует отметить, что эти люди всегда составляют большинство. Но лишь немногиеиз русских философов – профессионалов были позитивистами и материалистами.

В русской философиистремление к цельному познанию и острое чувство реальности тесно сочетается сверой во все многообразие опыта как чувственного так и более утонченного,дающего возможность глубже проникнуть в строение бытия. Русские философыдоверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому опытам,раскрывающим нам высочайшие ценности, но, прежде всего, они доверяютрелигиозному мистическому опыту, который устанавливает связь человека с богом иего царством.

Ряд русских мыслителейпосвятил свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мироздания. В этомсостоит характерная черта русской философии. То что развитие русской философиинацелено на истолкование мира в духе христианства, говорит о многом: русскаяфилософия, несомненно, окажет большое влияние на судьбы всей цивилизации. Вобщественной жизни любое идеологическое движение развивается со своейпротивоположностью.

Русская философия, преждевсего, резко и безоговорочно онтологична. Русскому уму совершенно чужд всякийсубъективизм, и русский человека меньше всего интересуется своим собственнымузколичным и внутренним субъектом. Этот онтологизм однако (впротивоположность Западу), заостряется в материи, что характерно для него ещесо времен мистической архаики. Самая идея божества, как они развивались врусской церкви выдвигает на первый план элементы телесности, в чем П.Флоренскийнаходил специфику русского православия в отличии от византийского. В дальнейшемв связи с вырождением мистики эта “софийская” философия постепенно теряет своюрелигиозную сущность. Еще в самом конце XIX века русский философ В.Соловьевуказал на “религиозный материализм”, “идею святой телесности”, дающейвозможность утверждать не только всемирное божество, но и максимальную энергиювсего материального и, в частности, чисто человеческой воли и действия. Поэтомунет ничего удивительного или непонятного в словах Писарева о том, что “ни однафилософия в мире не привьется к русскому уму так прочно и так легко, каксовременный здоровый и свежий материализм”.

Второй чертой русскойфилософии, тоже восходящей к мистической архаике, является идея соборности.Соборность – это свободное единство основ церкви в деле совместного пониманияими правды и совместного отыскания ими пути к спасению, единство, основанное наединодушной любви к Христу и божественной праведности. Так как верующие вместелюбят Христа как носителя совершенной истины и праведности, то церковь есть нетолько единство многих людей, но и единство, в котором каждая личностьсохраняет свою свободу. Это возможно только в том случае, если такое единствозиждется на бескорыстной, самоотверженной любви. Любящие Христа и его церковьотказываются от всяческого тщеславия, личной гордости и усваивают разумнуюпроницательность веры, раскрывающей значение великих истин откровения.Соборность – это есть единение Духа (по Хомякову). Человеку не испытавшемуэтого единения в Духе невозможно понять и уразуметь в чем же отличие соборностиот коллективности и общинность азиатский обществ или солидарности обществзападных.

Отсюда вытекает, что кактолько русская философская мысль начинала касаться отдельной личности, то естьставить этические вопросы, то они сразу превращались в идеологию этогообщественного подвижничества и героизма. Проблема личности - одна из главныхтеоретических проблем в истории русской философии. Всестороннее её исследованиеявляется важной национальной особенностью философской мысли. Проблема личностиконцентрирует в себе основные вопросы политической, правовой, нравственной,религиозной, социальной и эстетической жизни и мысли. Место личности вобществе, условия её свободы, структура личности, её творческая реализацияпредставляет собой целостный процесс развития идей. Тема проблемы личностипроходит в тех или иных формах через многие этапы истории русской философскоймысли. Однако наиболее интенсивно эта проблема разрабатывалась в XIX - началеXX века в различных изданиях, которые отличались богатством содержания.

Славянофилы утверждали, чтоподлинная свобода личности возможна лишь на основе признания религии высшейступенью духовной жизни. Отвергая, рационализм и материализм, они отстаивалиБога в человеке. Постановка вопроса о внутренней духовной свободе человека быланесомненной заслугой философов-славянофилов. Славянофилы выступали противличной собственности правового государства. Они считали, что род, семья,община, социальные связи, являются наилучшей средой для существования личности.Всем формам внешней свободы - политической, правовой, экономической, онипротивопоставляли внутреннюю свободу личности, основанную на ценностяхвнутреннего мира, освящённых религией.

Чернышевский и Добролюбов всвоих трудах развили идею “разумного эгоизма”. От абстрактной человеческойприроды они перешли к пониманию личности как субъекта социально-политическойдеятельности. Они утверждали социальную активность, утверждали единство слова идела. Человек превращается в личность в процессе борьбы против сил,препятствующих прогрессу, против рабства и пустой мечтательности. Чернышевскийразработал идею “Разумного эгоизма”. Его суть: протест против фальши илицемерия, против индивидуального эгоизма, против насилия над личностью, но“за” разумное сочетание интересов личности и общества, за единство сознания иповедения.

Иначе к разработке проблемы личностиподошёл Владимир Соловьев. Он анализировал человека в масштабах глобальных,космических, его понимание вносило гуманистический характер. Его исследованиясущности добра, стыда, единства познания, нравственности, эстетики, обогатилимировую философскую мысль.

Проблема свободы личности,которой русские философы посвятили столько ярких страниц, приобрела всовременном мире особое значение, она становится объектом не толькополитических деклараций, но и теоретических изысканий. Одним из них являетсялиберализм. Российский либерализм выражается социальным строем, который многиелюди представляли себе как движение общества к гражданскому и правовомугосударству, где все равны перед законом, где интересы личности выше интересовгосударства, где хорошие условия труда и жизни. Глубину идеи русскоголиберализма демонстрирует работа одного из ведущих представителей русскойсоциально-философской мысли Петра Струве. Струве считал, что главная сущностьтех или иных учений - это отношение “к двум основным проблемам культурного игосударственного развития России: проблеме свободы и власти”. Таким образом,сплетаются две тенденции - полная свобода личности и в тоже время поиск границэтой свободы. Классическим выражением либерального консерватизма Струве считалтворчество А.С. Пушкина, в котором Струве увидел сочетание как любви к свободе,так и любви к власти.

Таким образом, мыслители XIX- начала XX века стремились утвердить в российском обществе идеи просвещения иуважения к правовым нормам, уважение к личности.

Сюда входят несколько идей.Во-первых, русские писатели испытывали жгучую потребность очищения, чистотыперед народом, острое чувство не только честного, справедливого, человеческогоотношения к народу, но именно внутренней чистоты перед ним, обнаженной и очищеннойсовести. Были многочисленные “кающиеся дворяне” и “активные народники 70-хгодов”. Во-вторых, эта жажда внутренней чистоты перед народом превращаетсядалее в подлинный героизм и самоотверженное подвижничество. Тема о “героическомхарактере” русской литературы была давно популярна, еще задолго до революции. Упервой русской интеллигенции честным считалось вести революционную борьбу или,по крайней мере, быть в оппозиции к правительству, и бесчестным и подлым –уклоняться от борьбы и оппозиции. Стремление к чистоте становилось стремлениемотдать и самому жизнь свою за дело революции. Правда, сюда не подойдутславянофилы, бывшие либералами или даже реакционерами. Но они продолжаликультивировать старые идеи подвижничества, т.е. понимали его как духовнуюпрактику, а значит, тем самым все же и они не расставались с общерусской идеейподвижничества.

РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ ВКУЛЬТУРЕ И РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Традиции русскойрелигиозно-философской мысли, идущая от славянофилов и Владимира Соловьева,узнавшая свой расцвет в первое десятилетие нашего века, “возрождением”, сейчасникак не может считаться покрытой мраком забвения. Разнообразные труды отакадемических штудий до популярных статей посвящаются ей в немалом числе и вразличных странах – даже в России. Что еще важнее, она, несомненно, служитодним из основных духовных влияний, определяющих идейные процессы в современномрусском самосознании. Интерес к ней велик и продолжает расти. Но при всем этомнесомненно и другое – едва ли сегодня думают, что эта традиция еще жива ипродолжается. Скорее ее рассматривают как явление, связанное с определеннымкругом лиц определенным периодом, а нынче сполна завершившие свой путь ипринадлежащие истории.

Вполне ли оправдано этообщепринятое восприятие? Невозможно всерьез судить о состоянии и судьбе русскойрелигиозно-философской традиции, не задаваясь вопросами о ее внутренней историии внутренней логике, как-то: какие здания имела перед собой традиция? Сумела лиих исполнить? Все ли сказала, что имела сказать?

Чтобы ответить на них,необходимо понять, в чем было существо и смысл осуждаемой традиции какдуховного феномена, состоящего в контексте национального, культурного развития,с одной стороны, и европейского философского с другой. Эта работа интроспекции,самосознания философской традиции – и в этой работе наша традиция, не долгожившая, успела продвинуться не очень значительно. Чаще всего выражался взгляд,по которому общее значение религиозно-философского движения заключалось вотходе интеллигенции от материалистического и позитивистского мировоззрения ивозвращения ее в церковь. Такое суждение справедливо, но, вместе с тем, исущественно неполно. Оно выражает не столько внутренний смысл традиции, сколькоее прикладной, социальный аспект, если бы значение русской философии,действительно, ограничивалось лишь этим, пришлось бы ее отнести в разрядсредств социальной терапии, отвращающих нигилистическую интеллигенцию от другихнаклонностей и занятий. Выяснить же значение и смысл традиции на более глубокомуровне, затрагивающим ее истинное существо возможно лишь на основе определеннойфилософской позиции или модели, описывающей соответствующие духовные феномены.Будет естественным, если такую модель мы попытаемся отнести к той самойтрадиции, путь которой желаем осветить. Как нетрудно увидеть, общие принципы иустановки традиции имплицируют вполне определенное понимание ее особеннойприроды, и шире – природы философского процесса в России. Это понимание можнорезюмировать в виде ряда основных положений.

1.Философский процесс в России,становление и жизнь самобытного российского философствования, не есть отдельныйи автономный процесс, но один из аспектов (моментов, “качествований”, еслиупотребить термин Л.П.Карсавина) процесс исторического существования российскойкультуры, в котором последняя выступает как единый субъект, наделенныйспособностью к изменению и само отнесению.

2.Существо историческогопроцесса включает в себя раскрытие, развертывание, актуализацию некоторогоисходного содержания, и сточных начал исторического существования культурногосубъекта. В каждом из аспектов раскрытие источных начал совершается своимспецифическим образом. В частности, философский аспект процесса (если таковойприсутствует) имеет своим содержанием философское освоение (осмысление,претворение, препарирование) его истоков, выступающих здесь как опытныйматериал, как феноменальная основа и почва философствования.

3. В случае субъектароссийской культуры духовным истоком цельного процесса является Православие, вовсей своей совокупности своих сторон: как вера и как Церковь, как учение и какинститут, как жизненный и духовный уклад.

4. В итоге, существоотмеченного содержание философского процесса в России с необходимостью включаетв себя освоение, проработку Православия средствами и в формах философскогоразума. Российская философская традиция не может не исходить из опытной почвыПравославия.

Мы не станем входить в анализтемы. Она эскизна, ее можно усовершенствовать, дополнять; но наша главная цельне построение схемы, а ее приложение. И при всех недостатках, это – работающаясхема. Она дает единичную картину философского процесса и вносит структуру вего течение. Она рисует этот процесс включающим в себя две основных стороны:“Философию” как форму выражения, как язык, как необходимую ступень уяснения иосознания, и “Православие” как содержание, как материал, ищущий себя, осознатьсебя и уяснить себе. Сам же процесс как таковой – не что иное, как “историяотношения” этих фундаментальных факторов, как плод их встречи, ихвзаимодействие между собой. Существо его состоит тогда в том, что мысль оправославие, делается мыслью философии. При таком взгляде возникаютестественные характеристики, “параметры”, посредством которых можно членитьпроцесс на фазы или этапы и можно сравнивать, различать между собойвсевозможные элементы процесса. Именно, эти фазы и элементы различаются постепени охвата, степени присутствия каждого из двух определяющих факторов, тоесть по “мере православности” (показывающей, сколь полно мысль мыслитправославие, вбирает в себя его опыт и материал) и “мере философичности”(показывающей, сколь совершенная мысль претворила свой материал в философию,организовала в себя философское знание).

Любые членения процессаусловны, и выбор их зависит от цели и угла зрения. На базе нашей схемы такжевозможны различные членения, и мы выберем простейшее, выделяющее в философскомпроцессе всего три крупных этапа. Прежде всего, выделяется начальный,предфилософский этап, когда российское духовное только стояло на порогесоздания собственной философии. На этом этапе сама возможность аутентичнойрусской философии, идущей неким своим особым путем, служила еще предметомдискуссии, а элементы оригинального философского содержания, рождавшимися врусской мысли, выражались не в форме профессиональной философии, но попреимуществу в форме богословия, затем наступает этап более зрелый. Здесьрусская философия уже сформировалась в профессиональном отношении: в нейвыдвигаются самостоятельные концепции и решения кардинальных проблем, строятсяцельные философские системы. В центре последних стоят, как правилофундаментальные проблемы религиозной мысли, темы о Боге как абсолютном, о связиБога и мира – так что на лицо и тесна я связь философии с религиознымсодержанием. Однако специфической чертой данного этапа является то, что этасвязь носит нестрогий, произвольный характер.

В своем отношении крелигиозному содержанию философия не следует какой-то продуманной методологии –она использует его. Все философское построение этого этапа опирается на то илииное религиозное содержание; однако оно заведомо не совпадает со всейцельностью, всем “корпусом” православного опыта – а что именно из этого корпусафилософия делает своим достоянием и что оставляет без внимания – решаетсясубъективно по вкусу философа. Однако в религии ему одно близко, другое чуждо,одно вдохновляет, другое отталкивает… И характерным образом среди этих близкихи вдохновляющих элементов почти никогда не присутствует специфическиеособенности православия – подробности по догматике, конкретные типологическиечерты… Они наиболее далеки от привычного религиозного материала европейскойфилософии. Итак, на одном этапе русская мысль преимущественно осваивает в сферерелигиозного опыта не собственно православие, а более общие горизонты – от чегомы и дадим этому этапу название “этап общей религиозной философии”. Именно онсоставляет основу содержания нашей религиозно-философской традиции; к немупринадлежит львиная доля всех построений, начиная с философии В.Соловьева,являющей собой и самый яркий и самый значительный образец того, что мы называемобще религиозной философией. Однако философия такого рода все же не останетсяпоследним словом традиции и целиком не исчерпывает ее.

Ближе всматриваясь в наследиерусского религиозно-философского возрождения, мы замечаем, что на его позднихопытах уже зарождался, начинал складываться следующий этап развития, сперва ещемалоотличимый от предыдущего и однако обладающий уже иными характеристиками,иным отношением между “философией” и “православием”. Связь философской мысли сопытной религиозной основой принимает более строгий, отрефлектированныйхарактер. От построений, заимствующих лишь отдельные часто разложенные элементырелигиозного содержания, она приходит постепенно к тому, чтобы вобрать в орбитуфилософского разума феномен Православия в его цельности. Конечно, речь не идетоб утопической (и антифилософской) цели без остатка погрузить философию в моредеталей церковного бытия. Существенны две черты: философия задумывается именноо цельном феномене Православия, и она осуществляет свое продумывание этогофеномена на базе строгого и адекватного метода. И эти черты обозначились, хотяи не успели достичь зрелого развития к тому времени, когда российская мысльсилой обстоятельств оставила пределы российской, а затем и земнойдействительности.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИПРИЧИНЫ ДУХОВНОГО КРИЗИСА В РОССИИ

В истории русской мысли,сыздавна обозначались и борются два течения. Первые – это те, кто осталисьдуховно с народом в его православной церкви и во всяком случае не отделялись отнего в его верованиях в живого Бога. Это: Жуковский, Алексей Толстой, Пушкин,Тютчев, Соловьев, Достоевский, Пирогов, Лев Толстой. Второе противоречивоеидейное течение, считающее в своих рядах большинство прогрессивных публицистови общественных деятелей, усвоило себе рационалистически-атеистическоемировоззрение, господскую веру русской интеллигенции. Это неверие естьдействительно вера в научность, в рационализм, в неверие. Наше русское невериеобычно остается на уровне слепой наивной веры. Особенность русского духовногоразвития, имеющую свои исторические и бытовые причины, с обычной своейпроницательностью указал Достоевский, сделавший русский и мировой атеизм как бысвоей специальностью “атеистом все же легко сделаться русскому человеку, легчечем всем остальным во всем мире”. И наши не просто становятся атеистами, анепременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру, никак не замечая, чтоуверовали в нуль. Происходит это не все ведь от одних скверных, тщеславныхчувств, а из боли духовной, их жажды духовной, из тоски по высшему делу, покрепкому берегу.

Россия отражает идеи инастроение, религиозной веры решительнее и прямолинейнее, чем даже Запад,отражает на себе и ту мировую духовность, духовную драму богоборчества ибогоотступления, составляющую нерв новой истории, перед чем бледнеют иотступают на передний план все великие и политические и социальные интересы.

Почему это драма? Духовнаяборьба определяется усилиями человечества “устроиться без Бога навсегда иокончательно” или по словам Достоевского “умертвить Бога”. В мысля, в чувствах,в интимной жизни во внешнем его устроении, в науке, в философии идет этаборьба. Хороня Бога в своем сознании, они вынуждаются хоронить и божественное всвоей душе, а божественное есть действительная, реальная природа человеческойдуши. Жить во времени для вечности, переживать в относительном абсолютное истремиться дальше всякой данности, дальше всякого данного содержания сознания,этому признан человек, и это стремление есть живое богооткровение в нас.Человек сознает в себе силу и волю вмещать абсолютное содержание, расти ирасширяться, становясь живым образом абсолютного, образом и подобием Божьим.Эта жажда высшего содержания жизни рождала и рождает религиозную веру.

Упразднив религию Бога,человечество старается изобрести новую религию, при чем ищет божеств для нее всебе и кругом себя, внутри и вне; пробуются поочередно: религия разума, религиячеловечества Канта и Фейербаха, религия социализма, религия чистойчеловечности, религия сверх человечного и т.д. В душе человечества, теряющегоБога, должна непременно образоваться страшная пустота, ибо она может принять туили иную доктрину, но не может заглушить в себе голоса вечности, жаждуабсолютного содержания жизни.

Одно из двух: или человекдействительно есть такое ничтожество, ком грязи, каким его изображаетматериалистическая философия. Но тогда непонятны эти притязания на разум,науку; или же человек есть богоподобное существо, сны вечности, носительбожественного духа и возможность всякого в том числе и научного, познанияобъясниться именно этой природой человека. Другими словами, это значит, чтодостоинство науки и ее права не ограничиваются, а только утверждаютсярелигиозным учением о человеке, а вместе с устранением последнего подрывается ипервое. Наука опирается на религию.

Предположение, что наукадействительно разрешает все вопросы может быть основано практически только насуммарной вере в силу науки вообще, в научный метод, научный разум.Следовательно, говорить и думать о постройке целостного научного мировоззрения,из которого вовсе была исключена вера, невозможно. Итак, наука не в состояниини заменить, ни упразднить религиозной веры, ни даже не может сама защититьсвое существование против набегов бесшабашного скептизма, без молчаливого илиоткрытого признания религиозных предпосылок, именно веры в объективный разум.

Но если даже наука остаетсябеззащитной против скептицизма, то тем беззащитнее оказываются современныесуррогаты религии, в которых роль божества отводится человечеству, и основнойдогмат которых состоит в учении, в прогрессе.

Религиозный кризис личности имировоззрения нигде не переживается с такой трагической мучительностью ироковой силою, как у нас, хотя, может быть, он и слабо еще сознается. Этообъясняется, отчасти общими свойствами русской души и той особенной жгучестью,с которой она относится к вопросам религиозного сознания, затем специфическимичертами интеллигентской психологии с ее слабостью традиций и историческихсвязей, ее теоретичностью и доктринамизмом. Если духовная анемия имела скрытыйили хронический характер в обычное время, то они обострятся в эпохиисключительные.

Историческое будущее Россииее процветание или разложение, рост или гниение – в руках и на ответственностиинтеллигенции. Отсутствие духовного здоровья отражается во всех проявленияхжизни, во всем ее тоне. Вообще в новое время умоляется историческое значениенравственной личности и ее здоровья. В самоопределение личности необходимовводить и то, что она думает о себе, во что верует, все ее вероучения. Нельзя дажепредставить себе, как изменилась вся жизнь, на сколько иначе сложились бы ипротекли минувшие события, как осветилось бы и темное настоящее, если бы мысами стали другие. В этом смысле философско-религиозное чело русскойинтеллигенции, объединяющее большинство ее молодых и старых представителей безразличия политических оттенков, именно ее атеистический нигилизм можно признатьодним из важнейших факторов русской истории и одной из основных причин,определивших течение событий последних лет в России. Объинтеллигенчиваниенарода начинается разрушением религиозной веры и прививкой догматовматериализма и философского нигилизма. Конечно, необразованный простолюдинсовершенно бессилен отнестись критически и безоружен, как ребенок, переднаплывом новых учений. И с той же легкостью, с какой уверовали в невериинекогда его просветители, принимает и он безрадостную мертвящую веру в неверие.Конечно это детская, наивная вера, но ведь все-таки она давала ему различиемежду добром и злом, учила жить по правде, по долгу, по-божески. Благодаря ей,народ вынес и выносит на плечах своих крест своего исторического существованияи свой идеал, свое представление о праведной жизни, выразил, дав себенаименование “святая Русь”, т.е. конечно, не почитывая себя святым, но в святостивидя идеал жизни.

С крещения Руси началасьистория России, Христианское семя пало здесь на совершенно девственную почву,на не возделанную целину, с раскрещиванием с помощью интеллигенции начинаетсяновая эпоха истории. Чем же заменяется старая вера, какими правилами жизни,какими нормами? Преследование своих интересов отдельно или последовательно техже интересов сообща с другими, как классовых или групповых или же свободасамоутверждающейся личности, анархическое “все дозволено”. Но для интеллигенциивсе эти понятия интереса чистая идеология, псевдоним этических и дажерелигиозных настроений, она берется не за свой, а за чужой интерес, интересугнетаемых классов. Людям, изболевшим и исстрадавшимся и без того в силу своегоклассового положения склонным к враждебности по отношению к привилегированномуменьшинству, людям, не имеющим ни умственной подготовки, ни цивилизованныхнавыков, вообще, стоящим в самых не благоприятных культурных условиях, сообщаютв качестве догматов для жизненного руководства – положения, которые являлись,во всяком случае, продуктом длинного культурного и философского развития,выросли на культурно-богатой и насыщенной почве.

Результаты этого не замедлилисебя ждать, что выразилось в сумятице в народной душе, всех отношений в сокровищницеего веры, которые внесла доктрина атеизма, в связи с тяжелыми событиями ииспытаниями нашего времени. Развитие преступности, и притом в паралогическойобстановке своеобразной идейности, есть симптом болезни народной души, остраяреакция духовного организма на ту нездоровую пищу, которая была введена в негов виде новых учений, объединявшихся отрицанием религиозных ценностей иабсолютной морали. Духовны кризис имел еще и другое, хотя и побочное, но оченьважное последствие: создал и обострил междоусобицу, придав ей оттенокрелигиозного фанатизма, сделав ее борьбой не только разных политических мнений,но и разных вер. Народ наш нуждается в знаниях, нуждается в просвещении однакотаком, которое не делало его бедным духовно, чем он был, а не разлагало бы егонравственную личность, христианское просвещение, развивающее и воспитывающееличность, а не случайное усвоение обрывков знаний, как средства агитации, вот вчем нуждается народ наш. Историческое будущее России, возрождение ивосстановление мощи нашей родины или окончательное разложение, быть можетполитическая смерть находятся в зависимости от того, разрешим ли мы этукультурно-педагогическую задачу: просветить народ, не разлогая его нравственнойличности. И судьбы эти история вверяет в руки интеллигенции. В сердце и головерусской интеллигенции происходит борьба добра и зла, животворящего исмертоносного, жизнедеятельного и разрушительного начала в России, а посколькупроисходящее и для нас имеет несомненно мировое значение, то и борьба этамировая. Но это понимание своей исторической миссии и своего значения должноудесятерять чувство ответственности за свои действия. Ведь нигде больше неттакого положения, что великий народ, беспомощный, беззащитный духовно, какребенок, находящийся на уровне просвещения почти, что эпохи св. Владимира, иинтеллигенция, которая несет просвещение запада, и которая, ее ничем ниудерживают и ни отстраняют, находит и, конечно, будет находить дорогу этомуребенку.

Если мировоззрение самойинтеллигенции, которое она несет народу, останется тем же, что и теперь, то ивлияние ее на народ сохранит тот же характер. Но нельзя думать, чтобыинтеллигенции удалось обратить в свою веру всю народную массу, часть ее вовсяком случае останется верна религии. И на почве этого разноверия неизбежнодолжна возникнуть внутренняя религиозная война. При этом духовная игосударственная сила народа будет таять, и жизнеспособность государственногоорганизма уменьшаться до первого удара из вне надо начать что-то новое, учестьисторический опыт, познать в нем самих себя и свои ошибки, ибо иначе, если мыбудем видеть их только у других, то мы останемся загипнотизированными своейвраждой к ней и ничему не научимся. Потребно само углубление само исследование,потребно накопление духовных сил творчества культуры.

Разных сторон должнокоснуться это самообновление, но если спуститься в глубину души, то этосоздание новой личности и новой жизни должно начаться религиознымсамоопределением, сознательным самоопределением… Новый человек, новый типобщественного деятеля может родиться лишь на почве этого само углубления, этобудет то новое той русской жизни, о чем, умирая, мечтал Достоевский в последнемсвоем романе, то новое, чего не было в русской жизни, Россия еще не виделахристианской интеллигенции, которая пыл своей души, жажду своего служения людями крестного подвига вложила бы в христианский подвиг деятельной любви ипобедила ту тяжелую атмосферу вражды и человеконенавистничества, в которой мызадыхаемся. В нашей интеллигенции так много потенциальной религиозной энергии,она так недоступно приносит жертвы на своем алтаре “неведомому богу” – нежелинавсегда это неведение?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская философия содержитмного ценных идей не только в области религии, но и в области гносеологии,метафизики и этики. Основные проблемы, по моему мнению, которые рассматриваютсяв отечественной философии – это проблемы нравственности, совести, счастья,смысла жизни.

Интерес к историиотечественной мысли пробудился в России еще в первой половине XIX века.Устойчивым и все более нарастающим он становится с конца XIX – начала XX веков.Все сколько-нибудь крупные представители русской философии XX века были вместес тем и ее историками. В целом это отражает высокую степень зрелостиотечественной мысли, внутреннюю потребность философов в рефлексии, в “оглядке”на свои собственные национально-историческое традиции и идейные корни.

Отечественная философиядолгое время оставалась для нас “белым пятном”, не признавалась и осуждаласькак “белоэмигрантская”. Долгое время в нашей стране официально признаваласьтолько марксиско-ленинская философия, как единственно правильная и верная. Ипоэтому работы советских философов по сути дела утратили философскуюпреемственность, ибо как правило не касались целых пластов отечественнойрелигиозной философской мысли. Были существенно ограничены иисторико-философские изыскания больших периодов в развитии русской философии,замалчивались и забывались имена очень многих мыслителей. Но сейчас мы имеемдоступ к трудам русских философов без предварительной цензуры. Знакомство с ихидеями будет полезным для развития нашей национальной культуры, длявосстановления преемственности философской традиции.

Будем надеяться, что в скоромвремени появятся на свет другие работы по исследованию разных проблем русской философиисовременных авторов. Такие работы позволят углубить и обогатить нашунациональную культуру.

Дальнейшие исследованияфилософского дореволюционного наследия, будем надеяться, позволит прояснить инекоторые сложные проблемы нынешнего социального развития, будет способствоватьдуховному возрождению современной России.

ВВЕДЕНИЕ

Главнаязадача философии заключается в том, чтобы разработать теорию о мире как едином целом, которая бы опиралась на все многообразие опыта.

Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений – в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине, противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно – поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика и является той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.

Философские представления на Руси как выражение общего взгляда на природу, человека и общество зарождаются еще в глубокой древности. Первые достоверные свидетельства об этом относятся примерно к Х– ХI в.в.; т.е. к тому времени, когда на территории нашей страны сложились достаточно развитые общественные отношения и возникло государство, а культура и образованность достигли относительного высокого уровня. Но русская философия превратилась в самостоятельную науку и утвердила свой собственный предмет и проблематику лишь в начале XVII века, когда философия окончательно обособилась от религии.

Православная догматика, святоотеческая литература определяли основные грани в пути размышлений, богатая философская литература Западной Европы создавала возможность выбора между тем или иным философским направлениями при построении христианской философии.

Религиозный опыт дает нам наиболее важные данные для решения этой задачи. В русской философии влияние православия оказывает решающую роль. Она глубинным образом связана с ним как корневым основанием русской культуры. Только благодаря ему, мы можем придать нашему миросозерцанию окончательную завершенность и раскрыть сокровеннейший смысл вселенского существования. Философия, принимающая во внимание этот опыт, неизбежно становится религиозной.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ВСЕМИРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Русская культура имеет всемирное значение. Следует отметить, что национальная культура приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достоянием всего человечества.

Прежде всемирное значение имело культура древней Греции и древнего Рима. В настоящее время такое значение имеет культура в том виде, в каком она существовала до большевистской революции, несомненно, также имеет всемирное значение. Чтобы убедиться в справедливости этих слов, достаточно обратиться к именам Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского или Глинки, Чайковского, Мусорского, Римского-Корсакова, а также остановиться на достижениях русского театрального искусства в области драмы, оперы и балета.

В области науки достаточно упомянуть имена Лобачевского, Менделеева и Мечникова. Красота, богатство и выразительность русского языка дают ему неоспоримое право быть одним из международных языков.

В области политической культуры (например, сельское и городское самоуправление, законодательство и исполнительная власть) императорская Россия создала ценности, которые приобретут всемирную известность тогда, когда их достаточно изучат и осознают, и прежде всего при их возрождении в процессе послереволюционного развития русского государства. Люди, признающие религиозный опыт не станут оспаривать того факта, что православие в его русской форме содержит исключительно высокие ценности. Эти достоинства нетрудно обнаружить в эстетической стороне культа русской православной церкви. Было бы странно, если бы такая высокая культура не породила ни чего оригинального в области философии.

Правда, меткое замечание о том, что сова Минервы не вылетает, пока не наступят вечерние сумерки, относятся и к развитию русской мысли.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

По общепринятому мнению, русская философия в основном занимается проблемами этики. Это мнение неверно. Во всех областях философии – гносеология, логика, этика, эстетика и история философии – велись исследования в России до большевистской революции. В более позднее время действительно русские философы особенно интересовались вопросами этики. Начнем с гносеологии – науки, имеющей жизненно важное значение для решения всех других философских вопросов, так как она рассматривает их характер и пути их исследования.

В русской философии широко распространен взгляд о познаваемости внешнего мира. Этот взгляд часто выражался в своей крайне форме, а именно в форме учения об интуитивном непосредственном созерцании объектов как таковых в себе. По–видимому, русской философии свойственно острое чувство реальности и чуждо стремление рассматривать содержание внешних перцепций как нечто психическое или субъективное.

Русские философы отличаются такой же высокой способностью к спекулятивному мышлению, как и немецкие. Как позитивизм, так и механический материализм нашли в России широкое распространение. Однако в России, как и в других странах, без сомнения, все еще продолжает существовать тенденция к таким взглядам среди инженеров, врачей, адвокатов и других образованных людей, не сделавших философию своей профессией. Следует отметить, что эти люди всегда составляют большинство. Но лишь немногие из русских философов – профессионалов были позитивистами и материалистами.

В русской философии стремление к цельному познанию и острое чувство реальности тесно сочетается с верой во все многообразие опыта как чувственного так и более утонченного, дающего возможность глубже проникнуть в строение бытия. Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому опытам, раскрывающим нам высочайшие ценности, но, прежде всего, они доверяют религиозному мистическому опыту, который устанавливает связь человека с богом и его царством.

Ряд русских мыслителей посвятил свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мироздания. В этом состоит характерная черта русской философии. То что развитие русской философии нацелено на истолкование мира в духе христианства, говорит о многом: русская философия, несомненно, окажет большое влияние на судьбы всей цивилизации. В общественной жизни любое идеологическое движение развивается со своей противоположностью.

Русская философия, прежде всего, резко и безоговорочно онтологична. Русскому уму совершенно чужд всякий субъективизм, и русский человека меньше всего интересуется своим собственным узколичным и внутренним субъектом. Этот онтологизм однако (в противоположность Западу), заостряется в материи, что характерно для него еще со времен мистической архаики. Самая идея божества, как они развивались в русской церкви выдвигает на первый план элементы телесности, в чем П.Флоренский находил специфику русского православия в отличии от византийского. В дальнейшем в связи с вырождением мистики эта “софийская” философия постепенно теряет свою религиозную сущность. Еще в самом конце XIX века русский философ В.Соловьев указал на “религиозный материализм”, “идею святой телесности”, дающей возможность утверждать не только всемирное божество, но и максимальную энергию всего материального и, в частности, чисто человеческой воли и действия. Поэтому нет ничего удивительного или непонятного в словах Писарева о том, что “ни одна философия в мире не привьется к русскому уму так прочно и так легко, как современный здоровый и свежий материализм”.

Второй чертой русской философии, тоже восходящей к мистической архаике, является идея соборности. Соборность – это свободное единство основ церкви в деле совместного понимания ими правды и совместного отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности. Так как верующие вместе любят Христа как носителя совершенной истины и праведности, то церковь есть не только единство многих людей, но и единство, в котором каждая личность сохраняет свою свободу. Это возможно только в том случае, если такое единство зиждется на бескорыстной, самоотверженной любви. Любящие Христа и его церковь отказываются от всяческого тщеславия, личной гордости и усваивают разумную проницательность веры, раскрывающей значение великих истин откровения. Соборность – это есть единение Духа (по Хомякову). Человеку не испытавшему этого единения в Духе невозможно понять и уразуметь в чем же отличие соборности от коллективности и общинность азиатский обществ или солидарности обществ западных.

Отсюда вытекает, что как только русская философская мысль начинала касаться отдельной личности, то есть ставить этические вопросы, то они сразу превращались в идеологию этого общественного подвижничества и героизма. Проблема личности - одна из главных теоретических проблем в истории русской философии. Всестороннее её исследование является важной национальной особенностью философской мысли. Проблема личности концентрирует в себе основные вопросы политической, правовой, нравственной, религиозной, социальной и эстетической жизни и мысли. Место личности в обществе, условия её свободы, структура личности, её творческая реализация представляет собой целостный процесс развития идей. Тема проблемы личности проходит в тех или иных формах через многие этапы истории русской философской мысли. Однако наиболее интенсивно эта проблема разрабатывалась в XIX - начале XX века в различных изданиях, которые отличались богатством содержания.

По общепринятому мнению, русская философия в основном занимается проблемами

этики. Это мнение неверно. Во всех областях философии – гносеология, логика,

этика, эстетика и история философии – велись исследования в России до

большевистской революции. В более позднее время действительно русские

философы особенно интересовались вопросами этики. Начнем с гносеологии –

науки, имеющей жизненно важное значение для решения всех других философских

вопросов, так как она рассматривает их характер и пути их исследования.

В русской философии широко распространен взгляд о познаваемости внешнего

мира. Этот взгляд часто выражался в своей крайне форме, а именно в форме

учения об интуитивном непосредственном созерцании объектов как таковых в

себе. По–видимому, русской философии свойственно острое чувство реальности и

чуждо стремление рассматривать содержание внешних перцепций как нечто

психическое или субъективное.

Русские философы отличаются такой же высокой способностью к спекулятивному

мышлению, как и немецкие. Как позитивизм, так и механический материализм

нашли в России широкое распространение. Однако в России, как и в других

странах, без сомнения, все еще продолжает существовать тенденция к таким

взглядам среди инженеров, врачей, адвокатов и других образованных людей, не

сделавших философию своей профессией. Следует отметить, что эти люди всегда

составляют большинство. Но лишь немногие из русских философов –

профессионалов были позитивистами и материалистами.

В русской философии стремление к цельному познанию и острое чувство

реальности тесно сочетается с верой во все многообразие опыта как

чувственного так и более утонченного, дающего возможность глубже проникнуть в

строение бытия. Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции,

нравственному и эстетическому опытам, раскрывающим нам высочайшие ценности,

но, прежде всего, они доверяют религиозному мистическому опыту, который

устанавливает связь человека с богом и его царством.

Ряд русских мыслителей посвятил свою жизнь разработке всеобъемлющего

христианского мироздания. В этом состоит характерная черта русской философии.

Русская философия, прежде всего, резко и безоговорочно онтологична. Русскому

уму совершенно чужд всякий субъективизм, и русский человека меньше всего

интересуется своим собственным узколичным и внутренним субъектом. Этот

онтологизм однако (в противоположность Западу), заостряется в материи, что

характерно для него еще со времен мистической архаики. Самая идея божества,

как они развивались в русской церкви выдвигает на первый план элементы

телесности, в чем П.Флоренский находил специфику русского православия в

отличии от византийского. В дальнейшем в связи с вырождением мистики эта

«софийская» философия постепенно теряет свою религиозную сущность. Еще в

самом конце XIX века русский философ В.Соловьев указал на «религиозный

материализм», «идею святой телесности», дающей возможность утверждать не

только всемирное божество, но и максимальную энергию всего материального и, в

частности, чисто человеческой воли и действия. Поэтому нет ничего

удивительного или непонятного в словах Писарева о том, что «ни одна философия

в мире не привьется к русскому уму так прочно и так легко, как современный

здоровый и свежий материализм».

Второй чертой русской философии, тоже восходящей к мистической архаике,

является идея соборности. Соборность – это свободное единство основ церкви в

деле совместного понимания ими правды и совместного отыскания ими пути к

спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной

праведности. Так как верующие вместе любят Христа как носителя совершенной

истины и праведности, то церковь есть не только единство многих людей, но и

единство, в котором каждая личность сохраняет свою свободу. Это возможно

только в том случае, если такое единство зиждется на бескорыстной,

самоотверженной любви. Любящие Христа и его церковь отказываются от

всяческого тщеславия, личной гордости и усваивают разумную проницательность

веры, раскрывающей значение великих истин откровения. Соборность – это есть

единение Духа (по Хомякову). Человеку не испытавшему этого единения в Духе

невозможно понять и уразуметь в чем же отличие соборности от коллективности и

общинность азиатский обществ или солидарности обществ западных.

Отсюда вытекает, что как только русская философская мысль начинала касаться

отдельной личности, то есть ставить этические вопросы, то они сразу

превращались в идеологию этого общественного подвижничества и героизма.

Проблема личности - одна из главных теоретических проблем в истории русской

философии. Всестороннее её исследование является важной национальной

особенностью философской мысли. Проблема личности концентрирует в себе

основные вопросы политической, правовой, нравственной, религиозной,

социальной и эстетической жизни и мысли. Место личности в обществе, условия

её свободы, структура личности, её творческая реализация представляет собой

целостный процесс развития идей. Тема проблемы личности проходит в тех или

иных формах через многие этапы истории русской философской мысли. Однако

наиболее интенсивно эта проблема разрабатывалась в XIX - начале XX века в

различных изданиях, которые отличались богатством содержания.

Славянофилы утверждали, что подлинная свобода личности возможна лишь на

основе признания религии высшей ступенью духовной жизни. Отвергая,

рационализм и материализм, они отстаивали Бога в человеке. Постановка вопроса

о внутренней духовной свободе человека была несомненной заслугой философов-

славянофилов. Славянофилы выступали против личной собственности правового

государства. Они считали, что род, семья, община, социальные связи, являются

наилучшей средой для существования личности. Всем формам внешней свободы -

политической, правовой, экономической, они противопоставляли внутреннюю

свободу личности, основанную на ценностях внутреннего мира, освящённых

религией.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Тема 5. Русская философия

Вопросы лекции

1. Особенности русской философии.

2. Славянофилы и западники.

3. Философия всеединства В. Соловьева.

4. Проблемы веры и разума. (П. Флоренский, Л. Шестов, С. Франк).

5. Философия Н. Бердяева.

6. Философские взгляды И. М. Сеченова. И. П. Павлова, И. И. Мечникова, В.

М. Бехтерева.

Общая характеристика русской философии

Русская философия - одно из направлений в мировой философии . Русская философия, как и другие национальные философии, выражает самосознание и менталитет народа, его историю, его культуру и духовные искания.

Основой духовного самосознания и менталитета народа в русской философии является русская идея . Русская идея - это вопрос о существовании России во всемирной истории.

Русская философия, являясь составной частью мировой философии, имеет вместе с последней общие вопросы и проблемы исследования (метафизика, онтология, гносеология, социальная философия и т.д.), общий категориальный аппарат и т.д. Вместе с тем русской философии присущ и ряд характерных особенностей, присущих только ей. Это религиозная философия, где в центре внимания стоят вопросы духовно-ценностной ориентации человека, проблемы философской и религиозной антропологии. К отличительным особенностям, характеризующим проблематику русской философии, можно отнести концепцию мирового всеединства, русского космизма, русскую религиозную этику, русскую герменевтику, идею соборности и т.п. Основной вопрос русской философии - это вопрос об истине - смысле бытия человека, его космического и земного назначения. Решается этот вопрос в духовно-религиозной теории истины.

Формирование русской философской мысли было обусловлено двумя традициями : славянской философско-мифологической традицией и греко-византийской религиозно-философской традицией.

Русская философия прошла длительный путь своего развития, в котором различают ряд этапов:

1) становление русской философской мысли (XI - XVII вв.);

2) русская философская мысль эпохи Просвещения (философские и социологические идеи русских просветителей XVIII в.);

3) становление русской философии (философия революционных демократов, славянофилы и западники, народничество - начало и середина XIX в.);

4) русский духовный ренессанс, «серебряный век» русской философии (последняя треть XIX - начало XX в.), которые в совокупности сформировали русскую классическую философию.

Особенности русской философии

Философская мысль в России зарождается в XI в. под влиянием процесса христианизации. Киевский митрополит Илларион создает «Слово о законе и благодати », в котором приветствует включенность «русской земли » в общемировой процесс торжества божественного христианского света.

Дальнейшее развитие русской философии проходило в обосновании особого предназначения православной Руси для развития мировой цивилизации. Во времена правления Василия III появилось учение игумена Елизаровского монастыря Филофея о «Москве как третьем Риме ».

Русская философия на протяжении XVI-XIX вв. развивалась в противоборстве двух тенденций. Первая акцентировала на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция стремилась вписать Россию в процесс развития европейской культуры и предложить ей следовать тем же историческим путем.

Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую - западники. Идею западников поддерживали в XIX в. В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен. Работы «западников», в большей мере, воспроизводят идеи; Чернышевский - Фейербаха. Белинский - Гегеля, Герцен - французских материалистов и т.д .

Славянофилов представляли И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, братья Аксаковы - самобытные русские философы.

Особенности русский философии:

1. Не занималась процессами познания мира. Эти вопросы стояли только по отношению к человеку.

2. Антропоцентризм. Проблемы доказательства Бога сводились к вопросу

«зачем это нужно человеку».

3. Обращение к проблемам нравственности.

4. Обращение к социальной проблеме «Как сделать человека лучше?»

5. Практическая направленность.

6. Связь с отечественной культурой.

Проблемы русской философской мысли:

1. Проблемы свободы.

2. Религиозный космологизм.

3. Проблемы гуманизма.

4. Проблемы жизни и смерти (Иван Ильич у Толстого).

5. Проблемы творчества.

6. Проблемы добра и зла.

7. Проблемы власти и революции.

XVIII век - преобладали религиозные и идеалистические взгляды на жизнь.

XIX век - западничество и славянофильство.

Западники и славянофилы

Оригинальным русским философско-идеологическим течением является славянофильство: И. В. Киреевский (1806 - 1856 гг.), А. С. Хомяков (1804-1860 гг.) .

Славянофилы опирались на «самобытность », на православно-русское направление в общественной мысли России. В основе их учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и исключительности. Исходный тезис состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению славянофилов именно православие сформировало «те исконно русские начала, тот «русский дух», который создал русскую землю ».

И. В. Киреевский получил домашнее образование под руководством В. А. Жуковского . Уже в молодые годы разрабатывает «программу истинного патриотического движения ».

В философии Киреевского можно выделить 4 основных блока идей.
Первый блок включает вопросы гносеологии. И здесь он выступает за единство веры и разума. Только при сочетании мышления, чувства, эстетического созерцания, совести и бескорыстной воли к истине человек приобретает способность мистической интуиции. Вера становится «живым, цельным зрением ума ».

Ум, не обогащенный верой, беден и односторонен. Западноевропейское просвещение признает источником знания лишь личный опыт и свой рассудок, в результате получается у одних мыслителей формальная рассудочность, т.е. рационализм, а у других - отвлеченная чувственность, т.е. позитивизм. И только православная вера обеспечивает «безмятежную внутреннюю целостность духа ».

Второй блок включает особенности русской культуры. Для русской духовной культуры характерна цельность бытия внутреннего и внешнего, постоянная память об отношении временного к вечному; человеческого к божественному. Русский человек всегда живо чувствует свои недостатки и чем выше восходит по лестнице нравственного развития, тем более требователен к себе и потому менее бывает доволен собою.
Третий - идея соборности. Цельность общества, сочетающаяся с личной самостоятельностью и индивидуальным своеобразием граждан, возможна только при условии свободного подчинения отдельных лиц абсолютным ценностям и при свободном творчестве их, основанном на любви и уважении церкви, народа, государства.
Четвертый - отношение церкви и государства. Государство есть устройство общества, имеющее целью жизнь земную, временную.

Церковь есть устройство того же общества, имеющее целью жизнь небесную, вечную.

Временное должно служить вечному. Государство должно проникнуться духом церкви. Если в государстве есть справедливость, нравственность, святость законов, достоинство человека и т.д., оно служит не временным, а вечным целям. Только в таком государстве возможна свобода личности. Наоборот, государство, существующее для мелкой земной цели, не станет уважать свободу.

Поэтому свободное и законное развитие личности возможно только в государстве, подчиняющемся религиозной вере.

А. С. Хомяков проводит исследования, в которых оценивает роль различных религий в мировой истории. Он делит все религии на две основные группы: кушитскую и иранскую . Кушитство строится на началах необходимости, на подчинении, превращает людей в исполнителей чуждой им воли. Иранство - это религия свободы, она обращается к внутреннему миру человека, требует от него сознательного выбора между добром и злом.

Наиболее полно сущность иранства выразило, по мнению А. С. Хомякова, христианство. Но христианство раскололось на три крупных направления: католицизм, православие и протестантизм . После раскола христианства «начало свободы» уже не принадлежит всей церкви. В различных направлениях христианства сочетание свободы и необходимости представлено по-разному:

Католицизм обвиняется славянофилами в отсутствии церковной свободы, поскольку там существует догмат о непогрешимости Папы Римского.
Протестантизм же впадает в другую крайность - в абсолютизацию человеческой свободы, индивидуального начала, которое разрушает церковность.
Православие , считает А. С. Хомяков, гармонически сочетает свободу и необходимость, индивидуальную религиозность с церковной организацией.

Решение проблемы сочетания свободы и необходимости, индивидуального и церковного начала решается ключевым понятием - соборностью . Соборность проявляется на основе духовной общности во всех сферах жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в обществе, в отношениях между государствами. Она есть итог взаимодействия свободного человеческого началасвободной воли человека ») и божественного начала («благодати »). Соборность основывается на «безусловных», не зависящих от внешних форм выражения, истинах. Эти истины - не плод рациональных познавательных усилий человека, а плод духовных исканий людей.

Стержнем соборного сознания являются Никео-царьградские символы веры, лежащие в основе вероучения Русской православной церкви (12 догматов и 7 таинств). Никео-царьградские символы веры были приняты на первых семи Вселенских соборах и выработаны соборным сознанием. Соборность может быть усвоена только теми, кто живет в православной «церковной ограде », то есть членами православных общин, а для «чуждых и непризнанных » она недоступна. Главным же признаком жизни в церкви они считают участие в церковных обрядах, культовых действиях. В православном культе, по их мнению, воспитываются наиболее важные «чувства сердца ». Культ не может быть заменен теоретическим, умозрительным изучением веры. Православное богослужение на практике обеспечивает реализацию принципа «единства во множественности ». Приобщаясь к богу через таинства крещения, причащения, миропомазания, исповеди и брака, верующий осознает, что только в церкви он может в полной мере вступить в общение с Богом и получить «спасение ». Отсюда вытекает стремление к «живому общению » с другими членами православной общины, тяга к единству с ними. Каждый член церкви, находясь в ее «ограде », может по своему переживать и чувствовать религиозные действия в силу чего имеет место и «множественность ».

Философия призвана служить углублению соборного начала. Славянофилы рассматривают народ как набор идеальных качеств, выделяя в нем неизменную духовную сущность, субстанцией которой выступает православие и общинность. Предназначение великих личностей - быть представителями этого народного духа.

Монархия - лучшая форма правления для России. Но царь получил свою власть не от Бога, а от народа путем избрания его на царство (Михаил Романов ); самодержец должен действовать в интересах всей земли русской. Западные государства, по мнению славянофилов, являются искусственными созданиями. Россия сформировалась органически, она «не построена », а «выросла ». Это естественное органическое развитие России объясняется тем, что православие породило специфическую социальную организацию - сельскую общину и «мир» .

Сельская община сочетает в себе два начала: хозяйственное и нравственное . В хозяйственной области община или «мир» выступает организатором сельскохозяйственного труда, решает вопросы вознаграждения за работу, заключает сделки с помещиками, несет ответственность за исполнение государственных повинностей.

Достоинство сельской общины в нравственных принципах, которые она воспитывает у своих членов; готовность постоять за общие интересы, честность, патриотизм. Возникновение этих качеств у членов общины происходит не сознательно, а инстинктивно, путем следования древним религиозным обычаям и традициям.

Признавая общину лучшей формой социальной организации жизни, славянофилы требовали сделать общинный принцип всеобщим, то есть перенести его в сферу городской жизни, в промышленность. Общинное устройство должно быть также положено в основу государственной жизни и способно заменить собой «мерзость административности в России ».

В государстве ведущим принципом социальных отношений должно стать «самоотречение каждого в пользу всех ». В единый поток сольются религиозные и социальные устремления людей. Произойдет «просветление народного общинного начала началом общинным, церковным ».

Продолжателем идей славянофилов стали Ф. М. Достоевский (1821- 1881), Л. Н. Толстой (1828-1910) .

Достоевский создал свою систему «истинной философии», в которой делил историю человечества на три периода:

1) патриархальность (естественная коллективность);

2) цивилизация (болезненная индивидуализация);

3) христианство как синтез предыдущих.

Он выступал против социализма как порождения капитализма и атеизма. У России должен быть собственный путь, связанный, прежде всего, с расширением православного сознания на все сферы жизни. Капитализм по своей природе бездуховен, Социализм - путь внешнего устройства человечества, В основе же всякой социальности, считал Достоевский, должно лежать нравственное самосовершенствование человека, а это возможно только на основе православной веры.

Л. Н. Толстой создает свою «рациональную философию », включающую все ценное из православия. Центральное место в ней занимает нравственность . Именно в сфере нравственности решаются основные отношения между личностью и обществом. Государство, церковь и все официальные организации - носители «зла » и «насилия ». Люди должны объединяться в рамках внегосударственных форм, на принципах любви к ближнему, и тогда новые условия христианской жизни образуются сами собой.

Западники и их продолжатели в XIX в. В. Белинский, А. Герцен, Н. Чернышевский:

критиковали православие (П. Чаадаев «Философские письма»);

акцентировали интерес на личностном начале;

критически относились к российской самобытности;

стояли на позициях материализма атеизма и позитивизма.

Н. Г. Чернышевский (1828-1889 гг.) Время правления Николая I - период реакции. С Запада приходят новые идеи, которые в России утопически воспринимались (религия без Христа), вера в новое общество, в науку, в человека.

Чернышевский разделял взгляды Гегеля, а затем Фейербаха. Работа «Антропологический принцип в философии ».

Человек - естественная натура, «имеющая мускулы, нервы, желудок ». Вся его жизнь - сложный химический процесс. Любовь, ненависть - своеобразные химические реакции. Против Дарвина, т. к. в естественной борьбе победили бы дегенераты. Против идеализма. Нравственность должна формироваться своими законами, но их еще не вывели. Религия - бред. Изучал Фурье (утопический коммунизм).

Человек по природе добр и в условиях сельской общины, «крестьянского социализма» он будет счастлив. Красота в естестве. «Человек - произведение природы ». Мечтает о новом человеке - труженике. Нигилизм.