Краткие содержания

Образ лирического героя зимнее утро. «Зимнее утро» Пушкин анализ. Какие поэтические приемы использует поэт

3 ноября 1829 года из-под пера мастера вышло стихотворение, которые позже получит название «Зимнее утро». Оно стало своеобразной визитной карточкой пейзажной лирики поэта и получило немало положительных откликов от читателей и литературных критиков.

История создания касается периода, когда Александр Сергеевич Пушкин находился в Михайловском по причине ссылки за свою творчество и гражданскую деятельность. Несмотря на то, что год написания выдался для автора тревожным и депрессивным, он смог отыскать долю вдохновения, что подтолкнуло на создание многих всемирно известных поэтических строк.

Краткий анализ стихотворения поможет ближе познакомиться с творчеством великого русского поэта, отыскав основные особенности идейной наполненности и стихосложения представленного текста.

Произведение написано в стиле классического русского романтизма, что было характерным для творчества Александра Сергеевича. Размер для стиха автор тоже выбрал привычный – четырехстопный ямб. Это позволяет сделать текст мелодичным и легким для чтения. Усиливается такой эффект с помощью смешанной рифмовки. Женская рифма (первая и вторая, четвертая и пятая строки) разбавляется мужской (третья и шестая строчки). Одно предложение плавно перетекает в другое, создавая гибкую текстовую канву.

Ведущая тема раскрывается Пушкиным сразу в первом же предложении: «Мороз и солнце; день чудесный!». Красота природы выносится на передний план, а зимнее утро становится символическим лейтмотивом, который пронизывает все пять строф стихотворения. Таким образом раскрывается взаимосвязь между человеком и окружающим его миром. Идея душевной близости с природой была актуальна для писателя на протяжении всего творческого пути.

Анализируя поэтику произведения важно обратить внимание на выразительные средства. Прослеживается огромное количество эпитетов как положительной («друг прелестный», «великолепными коврами», «прозрачный лес»), так и отрицательной («тучи мрачные», «поля пустые») окраски. Положительные тропы в тексте встречаются чаще, что позволяет наполнить произведение дополнительным оптимизмом и радостными эмоциями.

Жанр пейзажной лирики характеризуется тем, что в стихах природные явления оживают и уподобляются человеку. Для этого А.С.Пушкин использует олицетворения («вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась») и метафорические обороты («луна желтела», «лес чернеет», «комната блеском озарена»). Сравнения («луна, как бледное пятно») помогают полноценно понять и ощутить описанное.

Стихотворение написано в виде обращения. Об этом свидетельствует наличие риторических обращений: «Еще ты дремлешь, друг прелестный…», «Пора, красавица, проснись…».

Анализ стиха «Зимнее утро» не обойдется без упоминания фонетической окраски текста. Первая строфа насыщена звуками «с» и «з».

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Они являются символом зимнего утра. В то время как вторая строфа наполняет восприятие морозными, ледяными образами с помощью звуков «л» и «м».

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела…

Пушкинское творение базируется на постоянных контрастах – один образ резко заменяется другим, еще более символичным. Плавное и спокойное повествование переходит в бурные восклицания. Использованный прием создает дополнительную эмоциональную окраску поэзии.

Горохова Виктория

Цель работы: анализ конструкции стихотворения «Зимнее утро» на основе его синтаксического построения.

Задачи:

1. анализ противоположных образов стихотворений;

2. сделать анализ синтаксических средств языка в стихотворении.

Методы исследования:

Художественный анализ стихотворения (анализа синтаксических средств языка)

Изучение литературы по проблеме

Структура: Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Управление образования городского округа « Город Якутск»

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Работа ученицы 4 Б класса

Гороховой Виктории

Классный руководитель: Сафонова Л.В.

Якутск, 2017


Подписи к слайдам:

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро » Горохова Виктория Егоровна ученица 4 Б класса МОБУ СОШ № 7 ГО «Город Якутск» Научный руководитель: Сафонова Лидия Владимировна Учитель начальных классов МОБУ СОШ № 7 ГО « Город Якутск»

Унылая пора! Очей очарованье! Приятно мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… Суровою зимой я более доволен, Люблю ее снега; в присутствии луны Как легкий бег саней с подругой быстр и волен, Когда под соболем, согрета и свежа, Она вам руку жмет, пылая и дрожа! Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! А зимних праздников блестящие тревоги?.. Но надо знать и честь; полгода снег да снег, Ведь это наконец и жителю берлоги, Медведю, надоест. Нельзя же целый век Кататься нам в санях с Армидами младыми Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

По литературному чтению в начальной школе мы изучили три произведения А.С.Пушкина о зиме – «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога». В стихотворении «Осень» Александр Сергеевич признается, что любит снег, луну, стоячие реки, обожает кататься с подругой на санях, лежу у печи, нравятся зимние праздники. Но ему это быстро надоедает. Все эти чувства нашли отражение и в его стихотворениях о зиме. Во всех произведениях мы находим эти слова – снег, луна, сани, подружка, печь… Эти произведения одинаковы еще и тем, что раскрывают настроение и чувства поэта. В «Зимнем вечере», ему скучно («будет сердцу веселей»). В «Зимней дороге» ему печально и одиноко («то сердечная тоска»). А в «Зимнем утре» у него прекрасное настроение, чувствуется удаль, веселье, он счастлив. Стихотворение «Зимнее утро» отличается: обилием синтаксических средств языка; наличием противоположностей образов (антитезой) как основного элемента конструкции стихотворения (гипотеза). Цель работы: анализ конструкции стихотворения «Зимнее утро» на основе его синтаксического построения. Задачи: анализ противоположных образов стихотворений; сделать анализ синтаксических средств языка в стихотворении.

Анализ стихотворения Мо- роз и солн -це; день чу- д ес - ный! Еще ты дрем -лешь, друг пре- л ес т -ный Пора, красавица, просн ись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера яв ись! Вечор, ты помнишь, вьюга зл ѝ л ась, (А) На мутном небе мгла нос ѝ л ась; (А) Луна, как бледное пятн ó , (В) Сквозь тучи мрачные ж ел т ѐ ла, (С) И ты печальная сид ѐ л а - (С) А нынче... погляди в окн ó: (В) Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Противоположные образы Настроение, чувства, создаваемые этими образами Мороз Солнце День чудесный! Ты Еще ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась … А нынче..... погляди в окно: Я Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись… Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня Мы Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. Вечер Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела - Утро А нынче..... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Сейчас Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Снег, речка Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Лес, поля Прозрачный лес один чернеет … И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые Родное место поэта… берег, милый для меня Композиционно смысловая рамка произведения

Синтаксические средства языка в стихотворении Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злѝлась, На мутном небе мгла носѝлась; Луна, как бледное пятн ó , Сквозь тучи мрачные желтѐла, И ты печальная сидѐла - А нынче... погляди в окн ó: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Вывод: Стихотворение раскрывает чувства автора, его эмоции. В нем органично сочетаются и высокий стих, и просторечие, разговорный язык. В стихотворении противоположные элементы являются основным элементом конструкции стихотворения. Противоположные образы, сталкиваюсь создают другой образ. С интаксические средства языка в стихотворении очень интересные, они обогащают художественный образ и придают интонации.

В стихотворении «Зимнее утро» (Пушкин), анализ которого мы проведем, мотив движения передается в первую очередь с помощью временных подробностей. Вечор (вчера вечером) мела вьюга, носились тучи, луна выглядела «бледным пятном», едва «желтела» на фоне «мутного неба», все печалило и удручало, не хотелось и глядеть в окно.

Прошла ночь — и пурга утихла. Стихотворение начинается с наступления чудесного утра, когда воспоминания о непогоде кажутся сном, от которого «пора» очнуться.

Еще одним художественным средством, придающим динамичность лирическому излиянию, является диалог. Пейзаж возникает в разговоре с возлюбленной — красавицей, другом прелестным, другом милым. Она еще дремлет, но близка встреча, похожая на свидание с богиней («звезда севера» сравнима с самой Авророй — в римской мифологии богиней утренней зари). Лирический герой обращается к ней с комплиментами (от франц. «лестное замечание»), называя сон негой, глаза взорами, прелесть земной женщины божественной красотой.

Оба плана, и возвышенный, и бытовой, равнозначны, они до завершения присутствуют в тексте. Покой богини — в действительности комната с натопленной печью, ложе неги — лежанка, нетерпеливый конь, бегу которого собираются «предаться» герои,— это кобылка бурая, колесницей оказываются русские санки. Да и разговор с северной Авророй, может быть, является вымыслом лирического героя, которому «Приятно думать у лежанки». Но его воображение способно совершить чудеса: в бытовом эпизоде открыть красоту и многообразие, озарить «всю комнату» блеском божественного огня, деревенскую кобылку превратить в сказочного коня, переносящего в поля, леса, на дальний берег. В контексте анализируемого стихотворения «Зимнее утро» Пушкина эпитет «чудесный» получает расширенное толкование. С обыденной похвалы погожему дню начинается произведение, но в дальнейшем появляются доказательства того, что среди современной для автора русской зимней природы (снег, иней, ель, речка, затянутая льдом) происходят сказочные события. В самом начале открывается возможность слияния в реальности противоположностей, полюсов:

Мороз и солнце; день чудесный!

Присутствуют и другие контрасты (вечор — нынче, луна — солнце, мутность — прозрачность, мгла — свет, бледность — яркость, печаль — веселье), но они не становятся антитезами. Гармония природы обусловлена вечной сменой закатов и восходов, ночи и дня, времен года («Леса, недавно столь густые...»). Мотив бега коня становится третьим из художественных средств, позволяющих придать динамичность изображению. Зимний пейзаж конкретен, виден «в окно» («А нынче... погляди в окно...») и в то же время в нем есть обобщенность. Призывая вглядеться в то, как ровно лег снег, как заиндевели ветки ели, как блестит речной лед на фоне теней от деревьев в лесу, лирический герой включает эти детали в узорную картину, похожую на сложный орнамент (от лат. «украшение», узор, состоящий из упорядоченных компонентов). В нем использована богатая палитра цветов (франц., подбор, совокупность выразительных средств): черный («мгла носилась», «тучи мрачные»), бледно-желтый, их «мутная» смесь, характерные для вечера; днем яркие тона, создающие впечатление великолепия,— голубой, белый, зеленый.

Все они появляются в сочетании («Прозрачный лес один чернеет», «ель сквозь иней», «речка подо льдом»), переливаются, блестят в свете солнца, контрастируя с ночной мрачностью. Статичность (от греч. «стоящий») дневного пейзажа дает возможность рассмотреть его красоту в подробностях. Мотив «мутного» вечера, когда все смешивалось в злом вихре, развивается в стихотворении Пушкина «Бесы» (1830), где вьюга превращается в адский хоровод. Это противопоставление добавляет еще один оттенок в оценку чудесного дня, так как он знаменует победу добрых, светлых сил.

Тепло и свет солнца находят соответствие в «янтарном блеске» огня в печке, озаряющем комнату. На картине появляются новые краски — янтарно-желтая, огненно-красная:

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит натопленная печь.

Заключительные слова первой и второй строчек четвертой строфы выделяются благодаря переносу (несовпадению конца фразы и стиха, что выделяет оказавшееся на стыке строчек слово). Это не случайно, так как привлекает внимание к еще одной особенности стихотворения «Зимнее утро» (Пушкин), анализ которого нас интересует. Не только цвета составляют «великолепный ковер» текста — фонические контрасты позволяют представить гармонию как согласованность различных впечатлений и эмоций. В звучании нет доминирующей аллитерации, глухие и звонкие, певучие и раскатистые согласные чередуются. Их сочетание в цельных по смыслу группах слов, например в комбинациях определяемого и определения (существительного и прилагательного), способствует проявлению, усилению эффекта. Уже в названии стихотворения, помимо содержательного оксюморона (от греч. «остроумно-глупое», стилистический оборот, выражающий неожиданное смысловое единство; употр. также в звучании «оксйморон»), состоящего в сочетании слов, называющих зимнее умирание природы и пробуждение нового дня, есть и звуковой контраст: зимнее утро». Сходное впечатление оставляют комбинации «л» и «р» в выражениях: «великолепными коврами», «прозрачный лес», «янтарным блеском», «веселым треском», а также «н» и «р» — «утреннему снегу» и др. Все три звука разной эмоциональной окраски встречаются в слове «нетерпеливого», выделяющемся в пятой строфе из-за того, что его объем (6 слогов) нарушает размеренность четырехстопного ямба, которым написано стихотворение (такой же эффект производит задерживающее внимание в третьей строфе благодаря ритмической паузе слово «великолепными», содержащее также 6 слогов).

Композиция стихотворения, как и образный, звуковой, визуальный (от лат. «зрительный») уровни, играет важную роль в достижении художественной цели. В тексте пять строф (шестистрочных, схема рифмовки: аабввб), из которых первая сходна по значению с экспозицией, обрисовывая место и участников действия (лирический герой, «красавица», природа). Во второй приводится недавняя предыстория, в третьей и четвертой характеризуются чудеса наступившего дня, которых для лирического героя оказывается недостаточно. Не только из замкнутого пространства теплой комнаты, но даже из великолепной панорамы зимнего пейзажа он стремится вырваться. Противительный союз «но», отделяющий картину, видную «нынче... в окно», от выражения заветного желания, странного, непонятного для окружающих, показывает, что незамкнутость внутреннего мира ощущается как индивидуальное своеобразие:

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

В пятой строфе душа лирического героя открывается в полной мере, так как в ней выражены сокровенные желания («предадимся бегу», «навестим»), в последней строчке оценивается эмоциональное впечатление, связанное с пейзажем.

Бег в контексте стихотворения — и перемещение в пространстве, и ход времени. От воспоминаний о милом бреге, о вчерашнем ненастье лирический герой обращается к созерцанию красоты природы, понимая и ее вечный смысл, и мгновенную прелесть, видя явления одно «сквозь» («ель сквозь иней зеленеет») другое, открывая тайники («речка подо льдом блестит»), стремясь преодолеть ограниченность, односторонность времени и чувства. В пейзажной картине, в действительности напоминающей эмблему (от греч. «рельефное украшение», условное изображение понятия, идеи) гармонии его мироощущения, он находит и философский аспект. Его выражением становится образ «поля пустые».

Параллелизм (художественный прием, позволяющий выявить сходство или тождественность элементов произведения; от греч. «рядом идущий») природного и человеческого, намеченный во второй строфе («мгла носилась» — «И ты печальная сидела...»), претворяется в метафоре «навестим поля пустые». Человек может восполнить пустоту в природе, черпая из сокровищницы своей личности. При этом важна не ее исключительность, а присущее чуткому и благожелательному «другу» (обращение к спутнице, повторенное в строфах 1, 5) внимание к индивидуальным чертам, среди которых главной является способность вглядеться в окружающее, открыв в привычном красоту, многообразие, полноту жизни. Ее изменчивость по сравнению с незыблемым романтическим идеалом предстает не только приметой реальности (вечор-нынче), но и философским выводом, дающим надежду на перемены и грядущую победу света и добра. В ней тоже нет оттенка окончательности, движение продолжается. Для лирического героя, «нетерпеливо» стремящегося освободиться от всего, что он испытывал «недавно», что было «приятно» вчера, важно, что наряду с динамикой в жизни есть постоянство. Если в природе времена года чередуются, то в душе впечатления сохраняются («леса, недавно столь густые» — «берег, милый для меня»), приобретая со временем новое значение, становясь предметом размышлений и обобщений. Внутренний мир не только отражение внешнего, но и целая вселенная, они сосуществуют, действительно параллельны, располагаются рядом, влияя, завися друг от друга. Идея мировой гармонии получает развитие, выражаясь не в умозрительных рассуждениях, а в образном, фоническом, живописном своеобразии стихотворения «Зимнее утро» Пушкина, анализ которого мы провели.

Стихотворение «Зимнее утро» было написано 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском.

«Зимнее утро» Пушкин анализ

Жанр: пейзажная лирика.

Основная тема: Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой.

Идея : А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя.

Лирический сюжет стиха «Зимнее утро»

Сюжет лирического произведения ослабленный. В основе стихотворения лежит созерцание природы, ставшее импульсом к лирическому переживанию.

Композиция стиха «Зимнее утро»

На протяжении всей сюжетной линии преобладает линейная композиция. Стихотворение состоит из пяти шестистиший (секстин). В первой строфе автор явно восхищается морозной русской зимой, предлагает спутнице прогуляться в столь прекрасный, солнечный день:

«Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!»

Настроение второй строфы противоположно предшествующему настроению. Это часть стихотворение построена при помощи приема антитезы, то есть противопоставления. А.С. Пушкин обращается к прошлому, вспоминает, что ещё вчера природа буйствовала и негодовала:

«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела…»

А сейчас? Всё совсем иначе. Это совершенно точно подтверждают следующие строки стихотворения:

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…»;

«Вся комната янтарным блеском

Озарена…».

Несомненно, здесь присутствуют нотки контраста, которые придают произведению некую изысканность:

«Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?»

Размер стиха «Зимнее утро»: четырехстопный ямб.

Рифмовка стиха «Зимнее утро»: Рифмовка смешанная; характер рифмы: точная; первые две строки – женская, третья – мужская, четвертая и пятая – женская, шестая – мужская.

Средства выразительности стиха «Зимнее утро»

Положительно окрашенные эпитеты : «друг прелестный», «день чудесный», «великолепными коврами», «прозрачный лес», «веселым треском», «янтарным блеском», «милый друг», «милый берег».

Отрицательно окрашенные эпитеты: «мутном небе», «тучи мрачные», «ты печальная сидела», «поля пустые».

Таким образом, положительно окрашенные эпитеты призваны формировать в душе читателя радостное настроение.

Метафора : «луна желтела».

Олицетворение : «вьюга злилась», «мгла носилась».

Сравнение : «Луна, как бледное пятно».

Анафора :

«И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит».

Риторическое восклицание : «Мороз и солнце; день чудесный!»

Риторическое обращение : «друг милый», «друг прелестный», «красавица».

Аллитерация : в первой строфе неоднократно повторяется согласный звук «с» (звуки зимнего утра); во второй строфе повторяется согласный звук «л» (это придает ощущение холода, мороза).

Стихотворение «Зимнее утро» является одним из самых известных из всех произведений писателя. Начинается это стихотворение с очень восторженного и эмоционального восклицания: «Мороз и солнце; день чудесный!». После этого герой сразу обращается к своей возлюбленной, называя её теплыми и нежными словами «красавица», «друг прелестный», показывая этим своё уважение и трепетное уважение к ней. После этого, с определенной последовательностью, идет описание двух пейзажей. Сначала «вьюга злилась», «мгла носилась», а затем « снег лежит», «речка подо льдом блестит».

С помощью контраста А.С.Пушкин еще более ярко подчеркивает необычайную красоту зимнего утра. Это также передает настроение героя, поэтому это стихотворение можно назвать лирическим. Яркие и восторженные образы утра, о котором пишет автор, очень тесно перекликаются с темой любви. Картину «морозного зимнего утра» можно сравнить с чувствами влюбленного героя.

Это стихотворение интересно и тем, что его можно представить. Это возможно потому, что в стихотворении присутствует много прилагательных, которые очень подробно описывают прелести природы. Пожалуй, это делает стихотворение «Зимнее утро» еще более контрастным. Такой вывод можно сделать также на основе интересного слога стихотворения. А.С.Пушкин также использует немало изобразительных средств языка (метафору, эпитеты, гиперболу, сравнение).

Таким образом, я могу с уверенностью сказать, что от стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» веет какой-то свежестью, прохладой и бодростью. Стихотворение читается на одном дыхании, поскольку все слова здесь достаточно просты и понятны. Правда, последняя, четвертая строфа читается не так легко. Это связано с тем, что А.С.Пушкин завершил данное стихотворение при помощи сложного эпитета.

Стихотворение «Зимнее утро».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение было написано 3 ноября 1829 года в селе Пав­ловском Тверской губернии, куда А.С. Пушкина пригласила П.А. Осипова-Вульф. Поэт очень любил эти места, был дружен с детьми Осиповой — Алексеем, Анной и Евпраксией.

Стихотворение мы можем отнести к пейзажной лирике, стиль его — романтический. Основная тема — соотношение настрое­ний человека и природы, смена контрастных состояний в при­роде и человеческой душе.

В основе композиции стихотворения лежит антитеза. Откры­вается оно прелестным зимним пейзажем и обращением к лю­бимой:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Антитезу мы имеем уже в первой строчке стихотворения — «мороз» (скованность, нечто мертвенное, застывшее) и «солн­це» (тепло, жизнь, любовь). В этой же строфе представлен образ героини — это красавица, «звезда севера», холодная, гордая и неприступная. Она погружена в негу, спокойствие, сон, ей труд­но «пробудиться к жизни». Образ героини здесь сближается с образом долгой, холодной зимы. Лирический герой же, напро­тив, жив, весел, полон жизненных сил, устремлен к теплу и свету. И уже в этом мы видим определенное противопоставление.

Во второй строфе, вспоминая о вчерашнем вечере, поэт со­здает контрастный по отношению к сегодняшнему утру пейзаж:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела, —

А нынче… погляди в окно…

Состояние природы здесь созвучно состоянию человеческой души. Мрачная, унылая атмосфера вечерней природы придает особую остроту утренним впечатлениям героя. Нельзя оценить по достоинству радостное, солнечное утро, если в жизни не было ненастного вечера. И эта мысль поэта символична. Речь здесь идет не только о перемене погоды, но и о чередовании жизнен­ных бурь и безоблачного счастья в жизни человека.

В третьей строфе мы вновь видим чудную картину, полную красок, жизни:

Под голубыми небесами Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

В этой строфе также присутствует антитеза: великолепные ковры снега противопоставлены лесу, чернеющему вдали, про­зрачному и обнаженному, речке, скованной льдом.

В четвертой строфе мы видим описание комнаты, перено­симся в атмосферу тепла, уюта, света. Душа героя распахнута на­встречу будущему — новому прекрасному дню:

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

Здесь также присутствует антитеза. Веселому треску печки противопоставлена лежанка, ассоциирующаяся со сном, поко­ем, неподвижностью. «Энергия огня здесь противопоставлена инертности быта».

В последней строфе возникает мотив движения, бега в проти­вовес покою и неподвижности в застывшей зимней природе:

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Здесь герой говорит о местах, близких его сердцу. Он словно приглашает свою возлюбленную разделить с ним его привязан­ность.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, секстина­ми. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («друг прелестный», «тучи мрачные», «нетерпеливому коня»), олицетворение («вьюга злилась»), срав­нение («луна, как бледное пятно»), намеренную тавтологию и аллитерацию («Веселым треском трещит затопленная печь»).