Краткие содержания

Характерные черты населения, формы расселения и урбанизация в странах африки. Уровень и темпы урбанизации африки

В то время как большая часть (62,1 процента) населения Африки все еще относится к сельскому, темпы урбанизации, составляющие около 4 процентов в год, – самые высокие в мире, они примерно в два раза превышают средние общемировые показатели (United Nations Population Division 2001). По прогнозам, в течение ближайших 15 лет темпы роста будут в среднем держаться на уровне 3,5 процента в год, а это означает, что за период с 2000 по 2015 год доля африканцев среди городского населения мира увеличится с 10 до 17 процентов (United Nations Population Division 2001).

Наиболее высока доля городского населения в Северной Африке, где оно составляет 54 процента; затем идут Западная Африка (40 процентов), Южная Африка (39 процентов), Центральная Африка (36 процентов) и острова западной части Индийского океана (32 процента). Наименее урбанизированным регионом является Восточная Африка, где только 23 процента населения проживают в городах (United Nations Population Division 2001). Среди всех стран Африки самые высокие темпы урбанизации (6,3 процента в год, что в три раза выше среднемирового показателя) зарегистрированы в Малави.

В Африке не просто увеличивается численность городского населения, но растут как сами города, так и их количество. В настоящее время на континенте насчитывается 43 города с населением свыше 1 млн. жителей, причем ожидается, что к 2015 году их может стать почти 70 (United Nations Population Division 2001).

Высокие темпы урбанизации в Африке – это результат миграции сельского населения в города, прироста населения и (в отдельных случаях) военных конфликтов. Люди покидают сельскую местность изза снижения продуктивности сельскохозяйственного производства, роста безработицы, отсутствия доступа к основным фондам материальной и социальной инфраструктуры. Однако надежда на более высокий доход и уровень жизни в городах осуществляется редко, поэтому и там возрастает количество бедного населения. В г. Морони (Коморские острова) 40 процентов населения живут в бедности (RFIC 1997), а в ЮАР на приусадебных участках примерно 45 процентов городских домов жители выращивают сельскохозяйственные культуры или держат домашний скот, чтобы обеспечить себя продуктами питания (UNDP 1996). Природные катастрофы и военные конфликты также стали причиной того, что многие люди стали покидать сельские районы и искать убежища в городских центрах. В Мозамбике из-за гражданской войны 80-х годов 4,5 млн. сельских жителей переселились в города (Chenje 2000), а третье по величине поселение в Сьерра-Леоне – лагерь перемещенных лиц (UNCHS 2001b).

Программы развития городов
  • С 1985 года в Гане более широко, чем где бы то ни было в Африке, осуществлялся целый ряд проектов городского развития. В результате к 2000 году уличшилось обслуживание примерно полумиллиона жителей пяти крупных городов (United Nations Population Division 2001).
  • В 1998 году по инициативе негосударственных и общественных организаций с целью создания условий для профилактики преступлений началась реализация программы “Дарэс-Салам – безопасный город”. В рамках этой программы создаются рабочие места, организуются общественные группы охраны порядка, проводится анализ статистики преступлений. Затем подобные программы стали осуществляться в Абиджане, Антананариву, Дакаре, Дурбане, Йоханнесбурге и Яунде (UNCHS 2001b).
  • В 1997 году в ЮАР было построено более 200 дешевых домов, оснащенных экологически приемлемым оборудованием, в том числе двойными смывными туалетами и солнечными батареями, чтобы снизить потребности в электроэнергии, необходимой для отопления и приготовления пищи. Эти дома были построены для спортсменов, принимавших участие во Всеафриканских Играх, а позднее переданы жителям Александрии, одного из худших трущобных районов Йоханнесбурга (Lyeratt 1999).

По причине замедленного экономического роста во многих африканских странах, отсутствия должных стратегий развития и увеличения количества небольших жилых домов и земельных участков развивающаяся инфраструктура не в состоянии удовлетворить бурно возрастающие потребности городского населения в жилье и обслуживании. В результате во многих африканских городах появляется все больше перенаселенных неофициальных районов, или “бидонвиллей”, построенных неизвестно из чего и плохо обеспеченных такими элементами инфраструктуры, как дороги, уличное освещение, водопровод, канализация и удаление бытовых отходов. Нередко такие жилые районы возникают в неподходящих для застройки местах – на крутых склонах, в оврагах и на затопляемых поймах. Неадекватная архитектура домов и слабая планировка этих поселений способствуют снижению безопасности и росту преступности в африканских городах (Shaw and Louw 1998).

Правительства и местные власти пытались решить проблему нехватки жилья и обслуживания путем увеличения объемов строительства. Например, в ЮАР за последние шесть лет введено в строй свыше 1 млн. дешевых жилых домов (DoH South Africa 2000). Однако отсутствие знаний о ресурсосберегающих технологиях в строительстве привело к тому, что в результате образовались громадные количества строительного мусора, который почти нигде не перерабатывается для вторичного использования (Macozoma 2000). Кроме того, новые жилые массивы чаще возникают на свободных местах по периферии городов, чем на слабо используемых землях в пределах городской черты, тем самым заставляя расширять сеть коммуникаций, а не использовать более интенсивно уже существующую инфраструктуру. Сейчас внимание стали уделять комплексному планированию развития, и в некоторых странах разрабатываются стратегии жилищного строительства, отвечающие требованиям экологически безопасных условий проживания.

К основным экологическим проблемам, существующим в африканских городах, можно отнести организацию вывоза бытовых отходов, водоснабжение и канализацию, а также загрязнение воздуха в городах.

Несмотря на то, что большинство жителей африканского континента - 62,1% - ведут сельский образ жизни, темпы урбанизации на континенте составляют около 4% в год. Они являются самыми высокими в мире и примерно в два раза превышают средние общемировые показатели (рис. 23).

За последнее тридцатилетие XX века (с 1972 но 2000 гг.) абсолютная численность жителей городов африканского континента возросла более чем в 2 раза. Причём тенденции значительного роста горожан характерны практически для всех регионов континента, включая находящиеся поблизости острова Индийского океана. Наиболее интенсивный рост городского населения наблюдался в северной, западной и южной частях континента. Наиболее высока доля городского населения в Северной Африке, где оно составляет 54%. Высок уровень урбанизации в странах Западной, Южной и Центральной Африки, где доля городского населения составляет 40%, 39% и 36% соответственно. На прилегающих к континенту островах западной части Индийского океана в городах проживает до 32% населения. Наименее урбанизированным регионом является Восточная Африка, где только 23% населения проживают в городах (рис. 23 и 24).

В Африке не просто увеличивается численность городского населения, но растут как сами города, так и их количество. В 2000 году на континенте было 43 города с населением свыше 1 млн жителей. Ожидается, что к 2015 году число таких городов может возраста до 70. В течение ближайших 15 лет темпы роста городского населения прогнозируются на уровне 3,5% в год, и доля Африки в городском населении мира может увеличиться с 10% до 17% .

Несмотря на быстрый рост, крупные городские зоны по территории континента распределены неравномерно (рис. 24). Лишь в нескольких странах отмечается высокая численность городского населения. Большинство жителей пока ещё проживают в сельской местности. Основные причины высоких темпов урбанизации Африки видятся как результат общего прироста населения, благодаря повышению уровня его благосостояния, медицинского и социального обслуживания. Однако рост городского населения обусловлен и миграцией сельского населения в города, а также, в отдельных случаях, природными катастрофами и связанными с

Рис. 24.

Рис. 23. Рост городского населения Африки (43).

ними военными конфликтами. «Выталкивание» в города сельского населения способствует развитию ложной урбанизации.

Причины, по которым люди покидают сельскую местность могут быть разными - это и снижение продуктивности сельскохозяйственного производства, и рост безработицы, отсутствие доступа к основным фондам материальной и социальной инфраструктуры. Однако надежды переселенцев на более высокий доход и соответственно достойный уровень жизни в городах осуществляются редко, зачастую они лишь пополняют ряды бедного населения. Природные катастрофы и военные конфликты также стали причиной того, что многие люди стали покидать сельские районы и искать убежища в городских центрах. В Мозамбике из- за гражданской войны 1980-х годов 4,5 млн сельских жителей переселились в города, а третье но величине поселение в Сьерра-Леоне - лагерь перемещенных лиц.

Одной из причин военного конфликта в провинции Дарфур в Судане, случившегося в начале XXI века (2003 г.), была продолжительная засуха, которая привела к столкновениям между племенами, исторически специализировавшимися на земледелии и скотоводстве. Следствием межплеменных столкновений явилась масштабная миграция бывших сельских жителей не только в города своей страны, но и на территории соседних государств.

По причине замедленного экономического роста, отсутствия должной стратегии развития, а также увеличения количества небольших жилых домов и земельных участков, во многих африканских странах развивающаяся инфраструктура не в состоянии удовлетворить бурно возрастающие потребности городского населения в жилье и обслуживании. В связи с этим в городах африканского континента появляется все больше перенаселенных неофициальных районов, так называемых «бидонвиллей», которые зачастую строятся из подручных материалов (рис. 27). Нередко такие районы возникают в неподходящих для застройки местах - на крутых склонах, в оврагах и па затопляемых поймах. Неадекватная архитектура домов и низкий уровень планировочной организации таких поселений способствуют снижению общей безопасности в африканских городах. Но все-таки, как правило, такие неорганизованные, подчас стихийно возникшие, жилые городские районы обеспечены дорожной инфраструктурой, уличным освещением, водопроводом, канализацией,системами сбора и удаления бытовых отходов.

Правительства и местные власти пытаются решать проблемы африканских городов путем разработки и реализации комплексных программ развития поселений. Так, с 1985 до 2000 гг. в Гане осуществлялся комплекс мероприятий по городскому развитию, результатом которого стало заметное улучшение социально-бытового и коммунального обслуживания до полумиллиона жителей пяти крупных городов страны. В 1998 г. по инициативе негосударственных и общественных организаций с целью профилактики правонарушений началась реализация программы «Дар-эс-Салам - безопасный город» в Танзании. В рамках этой программы создаются рабочие места, организуются общественные группы охраны порядка. Подобные программы стали осуществляться в Дакаре (Сенегал), а также в городах Дурбан и Йоханнесбург (ЮАР). В 1997 году в ЮАР было построено более 200 дешевых домов, оснащенных экологически приемлемым оборудованием, канализацией и солнечными батареями, способствующими снижению потребности в электроэнергии, необходимой для отопления и приготовления пищи.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебно-методический комплекс: Учебник В.П. Максаковский «Социальная и экономическая география мира. 10 класс» – основной учебник, В.Н. Холина, А.С. Наумов, И.А. Родионова «Социально-экономическая география мира. Справочное пособие», М: Дрофа, 2008 г., атлас «География 10 класс».

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями и главными чертами урбанизации в мире в целом и его отдельных субрегионах.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать у учащихся представление об урбанизации как о всемирном процессе.
  • Рассмотреть особенности процесса урбанизации, выявить причины и тенденции его развития.
  • Рассмотреть особенности размещения городского населения в развитых и развивающихся странах.

Развивающие:

  • Продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа.
  • Продолжить развитие навыков работы с первичными источниками информации.
  • Закрепление умений и навыков работы с учебником и различными видами статистического материала и картами атласа.

Воспитательные:

  • Прививать умение слушать учителя и своих одноклассников.

Оборудование: Карта «Плотность населения и крупнейшие агломерации мира», политическая карта мира, статистические материалы, мультимедийная презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка ранее изученного материала.

  1. Назовите мировые религии и расскажите о их размещении на Земле.
  2. Как вы объясните территориальный разрыв между районов возникновения и ареалами современной концентрации верующего населения мировых религий?
  3. Работа с карточкой – 1 человек.

III. Объяснение нового материала.

Мы продолжаем изучать население мира. Сегодня мы будем говорить о городах и их роли в современном мире, рассмотрим особенности городского населения и его размещения в разных районах мира, вспомним старые и познакомимся с новыми терминами.

Люди, как правило, не живут изолированно. Они концентрируются в поселениях, где на ограниченной территории компактно размещены дома, места работы, учебы, магазины, банки и т. п. Человеческие поселения занимают очень маленькую долю от площади Земли (около 1%), но оказывают огромное влияние на экономику и культуру, являясь центрами инноваций, кроме того, в городах проживает 47% населения мира.

Вопрос: Вспомните из курса истории, когда и где появились первые города, что послужило причиной возникновения городов?

Главной причиной формирования городской сети стали разделение ремесла и сельского хозяйства, а так же появление добавочного продукта, который можно было обменять или продать. Наиболее древние города возникли по берегам рек Нил, Тигр и Евфрат как центы торговли.

В средние века самыми большими городами мира были Нанкин (Китай, 470 тыс. чел.), Каир (Египет, 450 тыс. чел.), Виджаванагар (Индия, 350 тыс. чел.), Пекин (Китай, 320 тыс. чел.). Крупнейшим городом Европы был Париж (275 тыс. чел.), почти в два раза от него отставали Милан и Венеция, а население Лондона едва достигало 50 тыс. чел.

К началу ХIХ в. появился первый город-миллионер – Пекин, крупнейшими городами Европы стали Лондон (860 тыс. чел.), Париж (550 тыс. чел.), Неаполь (430 тыс. чел.), Константинополь (570 тыс. чел.), контролирующий стратегические проливы Средиземноморья. В Азии резко увеличилась численность населения в городах Японии – Токио (690 тыс. чел.), Осаке и Киото (по 380 тыс. чел.).

В мировой практике не существует единых критериев выделения города, поэтому данные национальной статистики о численности и доле городского населения являются несопоставимыми. В одних странах к городам относятся все административные центры, независимо от численности проживающего в них населения, в других, кроме показателя людности, учитывается плотность населения, наличие городских удобств, структура занятости. Различается и такой показатель, как число жителей в городе. Так, например, В Дании, Швеции и Финляндии к городу относится поселение с числом жителей свыше 200 человек, в Канаде, – свыше 1 тыс. человек, в Индии – свыше 5 тыс. человек, а в Японии – свыше 30 тыс. человек. Да и по внешнему виду населенного пункта, называемого «город», тоже нельзя принять однозначное решение.

Вопрос: Так что же существует общего у всех городских поселений, что их объединяет?

Слайд 2.

Признаки городского поселения:

  1. значительная численность населения, занятого преимущественно вне сельского хозяйства.
  2. характер жилой застройки – преобладание высотных зданий, большое количество учреждений.
  3. более высокая плотность населения;
  4. исторически сложившийся статус города – самый маленький город югославский Хум. Число постоянный жителей 25 человек, но имеет статус города с XIII века.
  5. административные функции;
  6. уровень благоустройства.

Вопрос: Какие функции выполняет современный город. Для ответа на этот вопрос прочитайте текст учебника на странице 74.

Слайд 3.

Главные функции городов:

  1. производство товаров и услуг;
  2. управление;
  3. межрайонный обмен;
  4. транспортные центры;
  5. культурные.

По особенностям выполняемых функций города делятся на многофункциональные и однофункциональные.

К числу наиболее важных социально-экономических процессов современного общества относится урбанизация.

Вопрос: Из курса географии 9 класса вспомните, что такое урбанизация. Найдите определение в тесте учебника, впишите его в тетрадь.

В мировом процессе урбанизации выделяют 3 этапа:

  1. Начальный этап (локальный)– XIX век. Процесс урбанизации начался в Европе и Северной Америке; . Так, среди жителей Англии и Уэльса в середине 19 в. горожан было 50% (в мире – 6,3%), а в начале 20 в. – уже 75%. За счет урбанизации на Западе доля горожан во всем мире выросла с 5,1 % до 13,6 %.
  2. Планетарный этап – первая половина XX века. Этот этап характеризуется ускорением роста городского населения и распространением урбанизации почти на все регионы мира; За 50 лет 20 в. горожан стало больше на 0,5 млрд. Этот этап характеризуется развитием в основном больших городов (100 тыс. чел. и более). Если в 1800 г. их было 65, 1900 г. – 360, то в 1950 г. – 950.
  3. Глобальный этап – вторая половина XX века. Для этого этапа характерно еще большее ускорение темпов роста городского населения, развитие больших городов, переход от точечного города к агломерации (территориальной группировке городов и сельских поселений), а также формирование мегалополисов (слияние городских агломераций), что приводит к распространению городского образа жизни на сельскую местность. Современная урбанизация характеризуется преимущественным развитием крупных (свыше 500 тыс. жителей) и миллионных городов и является одним из факторов глобализации мира.

Современная урбанизация как всемирный процесс обладает общими чертами, характерными для большинства стран.

Задание: В тексте учебника (стр. 75-76) определите главные черты урбанизации.

Слайд 4.

  1. Быстрые темпы роста городского населения, особенно в наименее развитых странах.

Рост доли городского населения и числа городских агломераций, 1700–2015 гг.:

Вопрос : Прокомментируйте пример 1 на странице 76 и данные таблицы 3 на странице 77 учебника. Для каких регионов мира характерен наиболее высокие темпы урбанизации. Прокомментируйте данные слайда.

В разделе на вопрос для стран Африки характерны самые высокие темпы урбанизации? заданный автором Голосовать лучший ответ это Уровень урбанизации в разных регионах мира различен. Наиболее высок он в Северной Америке, Зарубежной Европе, Латинской Америке и Австралии (71-75%); низкий уровень - в Зарубежной Азии (особенно в Южной и Юго-Восточной) и Африке (27-34%).
По темпам урбанизации резко различаются развитые и развивающиеся страны. В развивающихся странах темпы роста городского населения в 4,5 раза превышают темпы развитых стран. Наиболее высоки они в Африке и Зарубежной Азии, в странах, где уровень урбанизации сегодня наиболее низок. Высокие темпы роста численности горожан в развивающихся странах получили название “городской взрыв“. Он сопровождается ростом числа больших городов и городов-миллионеров.
Темпы урбанизации непосредственно связаны с ее уровнем. В развитых странах уровень урбанизации высок, доля городского населения во многих странах достигает 80% и более, поэтому дальнейший рост доли городского населения практически невозможен.
Особенностью процесса урбанизации в развитых странах стало явление субурбанизации - переезд части городского населения в пригороды. В США 60% жителей агломераций проживает в пригородах. Это связано с ухудшением экологических условий в крупных городах, удорожанием инфраструктуры.

Ответ от Вровень [гуру]
в данный момент да, ну и азиатские тоже. Африка - конечно более яркий пример


Ответ от Восходитель... [гуру]
Среди всех стран Африки самые высокие темпы урбанизации (6,3 процента в год, что в три раза выше среднемирового показателя) зарегистрированы в Малави.
Городские земли: Африка
В то время как большая часть (62,1 процента) населения Африки все еще относится к сельскому, темпы урбанизации, составляющие около 4 процентов в год, – самые высокие в мире, они примерно в два раза превышают средние общемировые показатели (United Nations Population Division 2001). По прогнозам, в течение ближайших 15 лет темпы роста будут в среднем держаться на уровне 3,5 процента в год, а это означает, что за период с 2000 по 2015 год доля африканцев среди городского населения мира увеличится с 10 до 17 процентов (United Nations Population Division 2001).
Наиболее высока доля городского населения в Северной Африке, где оно составляет 54 процента; затем идут Западная Африка (40 процентов) , Южная Африка (39 процентов) , Центральная Африка (36 процентов) и острова западной части Индийского океана (32 процента). Наименее урбанизированным регионом является Восточная Африка, где только 23 процента населения проживают в городах (United Nations Population Division 2001).


В последнее время в печати появились новые сведения о прогнозах численности населения Африки на 2050 г. По сравнению с предыдущими они отражают повышательную тенденцию и исходят из того, что в середине XXI в. население континента достигнет почти 2 млрд человек (21 % населения Земли). При этом в таких странах, как Того, Сенегал, Уганда, Мали, Сомали, за первую половину XXI в. население должно увеличиться в 3,5–4 раза, а в ДР Конго, Анголе, Бенине, Камеруне, Либерии, Эритрее, Мавритании, Сьерра-Леоне, Мадагаскаре – в 3 раза. Соответственно к 2050 г. население Нигерии предположительно достигнет 258 млн человек, ДР Конго – 177, Эфиопии – 170, Уганды – 127, Египта – 126 млн человек. От 50 до 100 млн жителей будут иметь Судан, Нигер, Кения и Танзания.

2. Уровень и темпы урбанизации Африки

В течение многих столетий, даже тысячелетий, Африка оставалась преимущественно «сельским материком». Правда, в Северной Африке города появились очень давно. Достаточно вспомнить Карфаген, крупные городские центры эпохи Римской империи. Но в Африке южнее Сахары города начали возникать уже в эпоху Великих географических открытий, преимущественно как военные опорные пункты и торговые (в том числе работорговые) базы. В период колониального раздела Африки на рубеже XIX и XX вв. новые городские поселения возникали главным образом как местные административные центры. Тем не менее сам термин «урбанизация» по отношению к Африке до конца нового времени можно применять, по всей видимости, только условно. Ведь еще в 1900 г. на всем континенте был только один город с населением более 100 тыс. жителей.

В первой половине XX в. положение изменилось, но не столь уж кардинально. Еще в 1920 г. городское население Африки насчитывало всего 7 млн человек, в 1940 г. – уже 20 млн и только к 1950 г. увеличилось до 51 млн человек.

Но во второй половине XX в., особенно после такого важного рубежа, каким стал Год Африки, на континенте начался настоящий «городской взрыв». Это иллюстрируют прежде всего данные о темпах роста городского населения. Еще в 1960-е гг. во многих странах они достигли феноменально высоких показателей в 10–15, а то и 20–25 % в год! В 1970–1985 гг. городское население в среднем за год увеличивалось на 5–7 %, что означало удвоение его через 10–15 лет. Да и в 1980-х гг. эти темпы сохранились примерно на уровне 5 % и только в 1990-х гг. стали снижаться. В результате в Африке начали быстро увеличиваться численность горожан и число городов. Доля городского населения в 1970 г. достигла 22 %, в 1980 г. – 29, в 1990 г. – 32, а в 2000 г. – 36 % и в 2005 г. – 38 %. Соответственно и доля Африки в городском населении всего мира возросла с 4,5 % в 1950 г. до 11,2 % в 2005 г.

Как и во всем развивающемся мире, «городской взрыв» в Африке характеризуется преимущественным ростом больших городов. Число их увеличилось с 80 в 1960 г. до 170 в 1980 г. и в дальнейшем еще более чем удвоилось. Заметно увеличилось также число городов с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей.

Но особенно наглядно эту отличительную черту африканского «городского взрыва» можно продемонстрировать на примере роста числа городов-миллионеров. Первым таким городом еще в конце 1920-х гг. стал Каир. В 1950 г. городов-миллионеров было только два, но уже в 1980 г. стало 8, в 1990 г. – 27, а численность жителей в них возросла соответственно с 3,5 млн до 16 и 60 млн человек. По данным ООН, в конце 1990-х гг. в Африке насчитывались уже 33 агломерации с населением более 1 млн человек, которые концентрировали 1 / 3 всего городского населения, а в 2001 г. агломераций-миллионеров стало уже 40. Две из этих агломераций (Лагос и Каир) с населением более 10 млн человек уже вошли в категорию сверхгородов. В 14 агломерациях численность жителей находилась в пределах от 2 млн до 5 млн человек, в остальных – от 1 млн до 2 млн человек (рис. 2). Однако в последующее пятилетие некоторые столицы, например, Монровия, Фритаун, выбыли из числа городов-миллионеров. Это объясняется нестабильной политической обстановкой и военными действиями в Либерии и Сьерра-Леоне.

Рассматривая процесс «городского взрыва» в Африке, нужно принимать во внимание то обстоятельство, что именно с городами связано промышленное и культурное развитие стран, углубление процессов этнической консолидации и другие положительные явления. Однако наряду с этим городской среде сопутствуют и очень многие отрицательные явления. Это объясняется тем, что в Африке не просто происходит урбанизация вширъ (а не вглубъ, как в развитых странах), но преобладает так называемая ложная урбанизация, свойственная тем странам и регионам, где фактически отсутствует или почти отсутствует экономический рост. По данным Всемирного банка, в 1970– 1990-х гг. городское население Африки возрастало в среднем на 4,7 % в год, в то время как их ВВП на душу населения ежегодно уменьшался на 0,7 %. В результате в большинстве своем африканские города так и не стали двигателями экономического роста и структурных преобразований в экономике. Напротив, во многих случаях они начали выступать в роли главных центров социально-экономического кризиса, став средоточием острых социальных противоречий и контрастов, таких, как безработица, жилищный кризис, преступность и т. п. Положение только усугубляется тем, что города, особенно большие, продолжают привлекать беднейших сельских жителей, которые все время пополняют прослойку маргинального населения. Статистика свидетельствует о том, что в десятку городов мира с самым низким качеством жизни входят девять африканских городов: Браззавиль, Понт-Нуар, Хартум, Банги, Луанда, Уагадугу, Киншаса, Бамако и Ниамей.

Для «городского взрыва» в Африке очень характерна гипертрофированно большая роль столичных городов и в населении, и в хозяйстве. О степени такой гипертрофии говорят следующие цифры: в Гвинее столица концентрирует 81 % всего городского населения страны, в Конго – 67, в Анголе – 61, в Чаде – 55, в Буркина-Фасо – 52, еще в нескольких странах – от 40 до 50 %. Впечатляют и такие показатели: еще к началу 1990-х гг. в производстве промышленной продукции на долю столиц приходилось: в Сенегале (Дакар) – 80 %, в Судане (Хартум) – 75, в Анголе (Луанда) – 70, в Тунисе (Тунис) – 65, в Эфиопии (Аддис-Абеба) – 60 %.

Несмотря на многие общие черты «городского взрыва» в Африке, для него характерны и довольно значительные региональные различия, в особенности между Северной, Тропической и Южной Африкой.

В Северной Африке уже достигнут весьма высокий (51 %) уровень урбанизации, превышающий среднемировой показатель, а в Ливии он достигает 85 %. В Египте численность горожан уже превышает 32 млн, а в Алжире – 22 млн. Поскольку Северная Африка стала ареной городской жизни уже очень давно, рост городов здесь не носил такого взрывного характера, как в других субрегионах континента. Если иметь в виду материальный облик городов, то в Северной Африке преобладает давно сформировавшийся тип арабского города с традиционными для него мединой, касбой, крытыми базарами, которые в XIX–XX вв. были дополнены кварталами европейской застройки.

Рис. 2. Агломерации-миллионеры в Африке, стр. 305.

В Южной Африке уровень урбанизации составляет 56 %, причем решающее влияние на этот показатель, как нетрудно догадаться, оказывает наиболее экономически развитая и урбанизированная Южно-Африканская Республика, где численность горожан превышает 25 млн человек. В этом субрегионе тоже сформировались несколько агломераций-миллионеров, крупнейшая из которых – Йоханнесбург (5 млн). В материальном облике городов Южной Африки находят отражение и африканские, и европейские черты, а социальные контрасты в них – даже после ликвидации системы апартеида в ЮАР – остаются еще очень ощутимыми.

В Тропической Африке уровень урбанизации ниже, чем в Северной: в Западной Африке он составляет 42 %, в Восточной – 22, в Центральной – 40 %. Примерно таковы же средние показатели для отдельных стран. Симптоматично, что в континентальной части Тропической Африки (без островов) есть только шесть стран, где доля городского населения превышает 50 %: Габон, Конго, Либерия, Ботсвана, Камерун и Ангола. Зато здесь находятся такие наименее урбанизированные страны, как Руанда (19 %), Бурунди (10), Уганда (13), Буркина-Фасо (18), Малави и Нигер (по 17 %). Здесь есть и такие страны, в которых столица концентрирует 100 % всего городского населения: Бужумбура в Бурунди, Прая в Кабо-Верде. А по общей численности горожан (более 65 млн) внеконкурентное первое место во всей Африке занимает Нигерия. Многие из городов Тропической Африки отличаются чрезвычайной скученностью населения. Самый яркий пример такого рода – Лагос, который по этому показателю (около 70 тыс. человек на 1 км 2) занимает одно из первых мест в мире. Ю. Д. Дмитревский в свое время отмечал, что для многих городов Тропической Африки характерно подразделение на «туземную», «деловую» и «европейскую» части.

Демографические прогнозы предоставляют возможность проследить ход «городского взрыва» в Африке до 2010, 2015 и 2025 гг. Согласно этим прогнозам, в 2010 г. численность городского населения должна возрасти до 470 млн человек, а доля его в общем населении – до 44 %. Подсчитано, что если в 2000–2015 гг. темпы роста городского населения будут в среднем держаться на уровне 3,5 % в год, то доля городских жителей в Африке приблизится к 50 %, а доля этого континента в городском населении всего мира возрастет до 17 %. По всей видимости, в 2015 г. число африканских агломераций-миллионеров увеличится до 70. При этом в группе сверхгородов останутся Лагос и Каир, но численность их жителей возрастет соответственно до 24,6 млн и 14,4 млн. Семь городов будут иметь от 5 млн до 10 млн жителей (Киншаса, Аддис-Абеба, Алжир, Александрия, Мапуту, Абиджан и Луанда). А в 2025 г. городское население Африки превысит 800 млн человек при доле его в общем населении в 54 %. В Северной и Южной Африке эта доля увеличится до 65 и даже 70 %, а в ныне наименее урбанизированной Восточной Африке она составит 47 %. К этому же времени число агломераций-миллионеров в Тропической Африке может возрасти до 110.

Заключение

В заключении хотелось бы сделать следующие выводы:

Доля населения стран Африки имеет тенденцию к неуклонному увеличению;

В отличие от смертности, в Африке в отношении рождаемости продолжается традиционное демографическое поведение, ориентированное на сохранение ее показателей на высоком и даже очень высоком уровне;

Среди Африки есть десятки очень небольших по численности населения, а зачастую просто карликовых государств, демографическая политика в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения;

В большинстве стран Тропической Африки смертность в последние годы растет из-за продолжающейся эпидемии СПИДа.

Вместе с тем, необходимо принимать во внимание, что своего пика относительные темпы роста численности населения Земли достигли в 60-е гг. прошлого века; а с конца 80-х гг. началось снижение и абсолютных темпов роста численности населения мира. В настоящее время темпы роста населения снижаются практически во всех странах мира; и можно говорить, что мы живем в эпоху окончания демографического взрыва. Вместе с тем, угроза достижения уровнями относительного перенаселения катастрофических значений до сих пор сохраняется применительно к отдельным странам, где скорость демографического роста остаётся до сих пор исключительно высокой, а замедляется она недостаточными темпами (прежде всего речь идёт о странах Тропической Африки, таких как Нигер, ДРК, Ангола и т. д.).

Список использованной литературы

1. Африка. Энциклопедический справочник. Т. 1–2. – М.: Сов. энцикл., 1986–1987.

2. Брук С. И. Население мира. Этнодемографиче-ский справочник. – М.: Наука, 1986.

3. Валентей Д. И., Кваша А. Я. Основы демографии. – М.: Мысль, 1989.

4. Джитревский Ю. Д.Африка. Очерки экономической географии. – М.: Мысль, 1975.

5. Ионцев В. А. Международные миграции населения. – М.: Диалог: МГУ, 1999.

6. Копылов В. А. География населения: Учебное пособие. – М.: Маркетинг, 1998.

7. Лаппо Г. М. География городов: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1997.

8. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 кн. Кн. I: Общая характеристика мира. – М.: Дрофа, 2006.

9. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 кн. Кн. II: Региональная характеристика мира. – М.: Дрофа, 2006.

10. Перцик Е. Н. Города мира. География мировой урбанизации: Учебное пособие для вузов. – М.: Межд. отношения, 1999.

11. Пивоваров Ю. Л. Основы геоурбанистики: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999.

12. Расы, народы, нации и народности: Энциклопедический справочник «Весь мирз. – Минск; М.: Харвест: АСТ, 2002.

13. Симагин Ю. А. Территориальная организация населения. Учебное пособие для вузов. – М.: Дашков и К". 2005.

14. Современная демография/Под ред. А. Я. Кваши, В. А. Ионцева. – М.: МГУ, 1995.

15. Страны Африки. Политико-экономический справочник. – М.: Политиздат, 1988.