Краткие содержания

Фам Туан. Биография. Боевые действия. Фото. Значение фам туан в современном толковом словаре, бсэ

Вечером 23 июля 1980 года с космодрома «Байконур», что в казахской степи, к советской орбитальной космической станции «Салют-6» отправился седьмой по счету экипаж. Он состоял из двух человек: командира корабля Виктора Васильевича Горбатко и гражданина Вьетнама Фам Туана. Для проводимой под эгидой Советского Союза международной программы «Интеркосмос» эта был уже шестой интернациональный экипаж. Примечательным было другое: Туан стал не только первым вьетнамцем, побывавшем в космосе (и кстати, до сих пор единственным), но и одновременно первым жителем азиатского континента, увидевшим Землю с высоты орбиты.

Опытный командир корабля, за предшествующие полеты на орбиту ставший дважды Героем Советского Союза, летел в космос уже в третий раз. Вьетнамец Фан Туан был на своей родине не только отличным воздушным асом, но и национальным героем. Во время недавней войны у себя в стране он сбил в воздушном бою американскую летающую крепость B-52, что стало единственной победой местных ВВС над вражескими бомбардировщиками подобного типа за всю историю боевых действий Войны во Вьетнаме. Пройдя тщательную подготовку в отряде космонавтов, Туан вытянул счастливый билет - был допущен к полету на орбиту.

Пробыв на «Союзе-6» неделю (в это время на станции работал также основной экипаж из космонавтов Леонида Ивановича Попова и Валерия Викторовича Рюмина), в конце июля интернациональный советско-вьетнамский дуэт вернулся на Землю уже на другом отечественном корабле - «Cоюзе-36». За это время Горбатко и Туан провели целый ряд разнообразных научных экспериментов: в частности, влияние невесомости на систему кровообращения и работоспособности человека, на процессы роста и развития растений; зафиксировали особенности свечения атмосферы в верхних слоях экватора и в средних широтах и др.

После успешного завершения космической миссии первый побывавший в космосе представитель Азии тут же стал Героем Советского Союза, а буквально на следующий день и Героем Труда Социалистической Республики Вьетнам. У себя на родине Фан Туан после космической одиссеи сделал блестящую карьеру. Дослужился до генерал-лейтенанта, был депутатом вьетнамского парламента, возглавлял Главное управление оборонной промышленности Министерства обороны. Не забыли про него и в современной России. К полувековому юбилею полета первого человека в космос указом Президента России единственный за всю историю Вьетнама космонавт был награжден государственной медалью «За заслуги в освоении космоса».

Для Горбатко полет в космос вместе с вьетнамским коллегой стал венцом его космической карьеры и началом общественно-политической. На исходе советской эпохи он возглавил Всесоюзное общество филателистов и продолжал затем до начала нулевых успешно руководить его российским аналогом, был народным депутатом СССР. Кстати, о марках: единственный за всю историю освоения космоса советско-вьетнамский полет был запечатлен и в отечественной филателии.

(VOVworld) - В истории вьетнамской авиации нельзя не упомянуть о герое Фам Туане, который является первым вьетнамским летчиком, сбившим американскую «летающую крепость»-бомбардировщик Б-52 в годы войны сопротивления американским агрессорам, и первым космонавтом-азиатом, летевшим в космос. Затем, Фам Туан стал заместителем командующего ВВС Вьетнама, генерал-лейтенантом, возглавляющим Главное управление оборонной промышленности при Министерстве обороны, героем Вооруженных сил, героем труда, героем-космонавтом Советского Союза. Говоря о сбитии им американского самолета-бомбардировщика Б-52 в воздушном бою в небе Ханоя в 1972 году, он считает это подвигом вооруженных сил и сил ПВО Вьетнама, и победой мужества и стойкости вьетнамского народа.

В беседе с корреспондентом радио «Голос Вьетнама» известный генерал-лейтенант армии Фам Туан рассказал о тех днях, когда он вступил в армию. Это было в июле 1965 года, когда тысячи юношей его родного края в деревне Куоктуан уезда Киенсыонг провинции Тхайбинь пошли в армию. Колонны машин, перевозившие молодых солдат, направились на фронт. А тогда молодой Фам Туан, благодаря хорошему здоровью был отобран для подготовки пилотов, и служил в авиации техником, а затем был направлен в Советский Союз, где прошел сокращенный курс военного училища по подготовке летчиков по радарной технике. Фам Туан затем был отобран для подготовки пилотов. И так его давняя мечта стать летчиком уже сбылась. Генерал-лейтенант Фам Туан рассказывает: «Я родился в провинции Тхайбинь, уже с детства я мечтал стать летчиком и летать в небе. В 1965 году началась война, и я добровольцем пошел в армию».

Окончив военное училище пилотов в бывшем Советском Союзе, в 1967 году Фам Туан вернулся на Родину и служил лётчиком в истребительной авиации Вьетнамской Народной Армии, в полку "Красная звезда". Он вместе со своими товарищами летной команды участвовали в исторической воздушной битве над Ханоем с самыми современными в тогдашнее время самолетами бомбардировщиками Б-52. В 12-суточной битве в декабре 1972 года американская авиация 741 раз сбросила более 20 тысяч тонн бомб в города Хайфон и Ханой. В этом историческом бою ополченцы и жители Ханоя сбили 81 самолет, в том числе 34 самолета «летающей крепости» Б-52. Сбить бомбардировщики Б-52 было очень трудно. Они летают в боевом строю при поддержке многочисленных самолетов-штурмовиков F 111-А и боевых самолетов-истребителей, из-за этого радарными установками ВВС Вьетнама было очень трудно их обнаружить и уничтожить. В этой воздушной операции американская авиация усиливала налеты и атаки на аэропорты, где находились боевые самолеты МиГ-21. В эти ожесточенные минуты ВВС и ПВО проявляли решимость во что бы то ни стало уничтожить бомбардировщики Б-52. Многие самолеты МиГ-21 тайно переместились в другие места. В это время самые опытные пилоты были мобилизованы для участия в воздушных боях. В декабре 1972 года американская авиациия начала ковровые бомбардировки территории Северного Вьетнама. 26 декабря того же года Фам Туан и его команда вылетели на МиГ-21 на перехват группы бомбардировщиков. Полковник Ву Ван Чуен рассказывает: «В составе эскадрильи, участвовавшей в ночном бою были два опытных пилота: Динь Тон и Фам Туан. Ночью 18 декабря 1972 года молодой Фам Туан мужественно сражался в Ханойском небе, и совершил большой подвиг: первым сбил самолет-бомбардировщик Б-52. Фам Туан достойно получил звания Героя».

В ночь на 27 декабря 1972 года летчик Фам Туан совершил блестящий подвиг, когда вылетел на самолете МиГ-21 на перехват бомбардировщика Б-52 и сбил его на месте, возвратился на землю совсем безопасно. До сих порт эти исторические минуты никогда не изгладятся в его памяти. Генерал-лейтенант Фам Туан далее рассказывает: «Когда американский бомбардировщик Б-52 прилетел к вьетнамо-лаосской границе, то есть в несколько сотен киломентров от Ханоя, мы получили приказ взлететь. В этом бою я сбил американскую «летающую крепость» в Ханойском небе, это-большая честь и гордость для меня. Эта победа сильно приподняла боевой дух и волю к победе для каждого нашего бойца».

В тогдашнее время американские политики и мировые СМИ очень удивились и никак не могли понять, почему такая маленькая страна Вьетнам смогла уничтожить «летающую крепость», которая считалась символом военной мощи США. С тех пор прошло уже 40 лет и сегодня герой Фам Туан уже в возрасте 65 лет, и больше не служит в армии. В бесесе с нашим корреспондентом он шутливо говорит: «Только сейчас я действительно приземлился. Из простого солдата я стал генерал-лейтенантом. Я хорошо осознаю, что надо любить выбранную собою профессию».



14.02.1947 -
Герой Советского Союза


Ф ам Туан (Pham Tuan) - космонавт-исследователь космического корабля "Союз-37" ("Союз-36") и орбитального комплекса "Союз-36" - "Салют-6" - "Союз-37"; первый космонавт Социалистической Республики Вьетнам (СРВ), полковник Вьетнамской Народной Армии.

Родился 14 февраля 1947 года в деревне Куоктуан уезда Киен Сыонг провинции Тхай Бинь (Вьетнам) в семье крестьянина. Вьетнамец. Член компартии Вьетнама с 1968 года. В 1964 году окончил среднюю школу.

В 1965 году призван во Вьетнамскую Народную Армию (ВНА). Служил в авиации техником. Затем был направлен в СССР, где прошёл сокращённый курс военного училища лётчиков. В 1967 году вернулся на родину. Служил лётчиком в истребительной авиации ВНА, в полку "Красная звезда". Летал на МиГ-17, позже освоил МиГ-21. Самостоятельно освоил ночные полёты.

Участник антиамериканской войны. В декабре 1972 года американцы начали ковровые бомбардировки территории Северного Вьетнама. 26 декабря того же года Фам Туан вылетел на МиГ-21 на перехват группы бомбардировщиков. На цель его наводили с земли. Когда он включил радиолокационный прицел, сразу был обнаружен американскими истребителями сопровождения и атакован. С большим трудом ему удалось оторваться и вернуться на свой аэродром. На следующий день он вновь вылетел на перехват. Не включая РЛС, он подошёл к цели на близкое расстояние и пустил 2 ракеты с тепловыми головками самонаведения. Ракеты поразили стратегический бомбардировщик B-52. Таким образом он стал первым вьетнамским лётчиком, сбившем B-52, за что удостоен звания Героя Вооружённых Сил СРВ.

В 1977 году Фам Туан прибыл в Москву, где поступил в Военно-Воздушную Академию имени Ю.А. Гагарина, которую окончил в 1982 году.

В апреле 1979 года решением специальной комиссии Фам Туан был зачислен в группу кандидатов в космонавты от Вьетнама и приступил к тренировкам в Центре подготовки космонавтов.

21 июля 1980 года Государственная комиссия утвердила основной экипаж в составе командира корабля дважды Героя Советского Союза полковника В.В. Горбатко и космонавта-исследователя подполковника Фам Туана. В дублирующий экипаж вошли В.Ф. Быковский и Буй Тхань Лий.

23 июля 1980 года в 21.33 по московскому времени ракета с космическим кораблём "Союз-37" стартовала с космодрома Байконур. На следующий день в 23.02 состоялась стыковка с орбитальной станцией "Салют-6". В 2.15 (25 июля 1980 года) открылась крышка люка и на станцию вплыл Фам Туан, за ним - Виктор Горбатко. Шестой международный экипаж начал свою работу на орбите.

После переноски грузов из корабля на станцию экипаж преступил к осуществлению научных экспериментов. На станции были проведены эксперименты: "Азола" (изучение влияния невесомости на процессы роста и развития, а также морфологическую структуру высшего растения азолы пиннаты), "Кровообращение" (изучение реакции системы кровообращения на невесомость), "Биосфера-В" (дистанционное зондирование Земли), "Имитатор" (измерение температур в разных точках нагревательной камеры установки "Кристалл"), "Опрос" (продолжение советско-польского эксперимента по изучению индивидуальных особенностей психической адаптации человека к факторам среды обитания, характерной для космического полёта), "Дыхание" (определение параметров дыхания и жизненной ёмкости лёгких с помощью аппаратуры "Пневмотест-78"), "Контраст" (определение количественных и качественных изменений функции атмосферы в районах крупных городов и промышленных центров), "Экватор" (исследование свечения верхних слоёв атмосферы в районе экватора), "Полюс" (исследование вертикальной структуры основных эмиссионных линий в полярных сияниях), "Эмиссия" (исследование широтного распределения основных эмиссионных линий с спектре собственного свечения атмосферы), "Свечение" (наблюдение свечения в районах средних широт), "Халонг" (выращивание полупроводниковых кристаллов из раствора трёхкомпонентной системы висмут-сурьма-теллур), "Обмен веществ" (изучение характера обменных процессов и состояния основных регуляторных систем организма человека), "Оператор" (изучение воздействия внешних факторов на работоспособность человека).

30 июля 1980 года была проведена проверка работоспособности систем кораблей "Союз-36" и "Союз-37". Затем началась подготовка корабля "Союз-36" к возвращению на Землю. 31 июля 1980 года после проведения последнего совместного телевизионного репортажа В.В. Горбатко и Фам Туан заняли свои места в корабле. "Союз-36" отстыковался от станции и начал автономный полёт. В 18.15 спускаемый аппарат произвёл посадку в 180 км юго-восточнее города Джезказгана.

Фам Туан стал первым представителем Азии, побывавшим в космосе. Всего он провёл в космосе 7 дней 20 часов 42 минуты.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 31 июля 1980 года гражданину СРВ Фам Туану присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 11444).

Награждён орденом Ленина. 1 августа 1980 года присвоено Героя Труда СРВ с вручением медали "Золотая Звезда" и ордена Хо Ши Мина 1-й степени, а также почётное звание "Лётчик-космонавт СРВ". Награждён медалью "За заслуги в освоении космоса" (12.04.2011)

В настоящее время генерал-лейтенант Фам Туан продолжает служить в ВНА. Был начальником политического управления ВВС, затем начальником Главного управления оборонной промышленности Министерства обороны СРВ. В 2001 году удостоен Международной премии имени Петра Великого.

VIETNAM -10

(Я лично не знал ФАМ ТУАНА, так как он прибыл в наш полк в 1967 году. после обучения в Союзе, и летал (при мне) в АЭ МИГ-17. На МИГ-21 он переучился позже. Я же осенью 1967 года убыл домой.
Но мы в одно время, конечно, были на совещаниях, разборах и других "мероприятиях". Я не мог не поместить о нем пересказ внуку Артему из опубликованного материала об выдающемся летчике-асе-космонавте).


Фам Туан

Первый вьетнамский космонавт. Родился 14 февраля 1947 года в деревне Куоктуан уезда Киен Сыонг провинции Тхай Бинь в крестьянской семье. Там же прошли его детские и школьные годы. В 1964 году закончил среднюю школу.

В 1965 году был призван во Вьетнамскую народную армию. Здоровье у него почему-то признали неважным и решили, что он годится только в авиационные техники. Был направлен на учебу в Советский Союз. Однако советская медицинская комиссия определила, что он вполне годен к летной работе и направила на учебу в военное училище летчиков. Из-за начавшейся вьетнамской войны курс обучения был сокращен и Фам Туан закончил училище уже в 1967 году. Возвратился на родину и служил в истребительной авиации Вьетнама. Был направлен в прославленный полк "Красная звезда", где в полной мере смог проявить свой талант военного летчика. Сначала летал на МиГ-17, потом на МиГ-21. О его мастерстве свидетельствует тот факт, что Фам Туан имел право приземляться на все аэродромы Северного Вьетнама.

Это право предоставлялось только самым опытным летчикам Вьетнама. Он самостоятельно освоил ночные полеты. В 1972 году (27 декабря) во время одного из вылетов сбил американский бомбардировщик В-52. Это был единственный за всю историю вьетнамской войны случай, когда стратегический бомбардировщик был сбит вьетнамским летчиком-истребителем.

- ночь, перед боем.

После окончания войны продолжал службу в авиационных частях Вьетнамской народной армии. В 1979 году вместе с другим летчиком БУЙ ТХАНЬ ЛИЕМОМ был отобран для прохождения подготовки к полету на советском космическом корабле по программе сотрудничества социалистических стран "Интеркосмос". В том же году приступил к тренировкам в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. Прошел ускоренный курс общекосмической подготовки и подготовки к полетам на кораблях типа "Союз" и орбитальной станции "Салют-6".

23 июля 1980 года стартовал в космос вместе с советским космонавтом Виктором Васильевичем ГОРБАТКО в качестве космонавта-исследователя космического корабля "Союз-37". В течение семи дней космонавты работали на борту орбитального комплекса "Салют-6" - "Союз-36" - "Союз-37" вместе с Леонидом Ивановичем ПОПОВЫМ и Валерием Викторовичем РЮМИНЫМ. 31 июля 1980 года возвратился на Землю на борту космического корабля "Союз-36". Продолжительность полета составила 7 дней 20 часов 42 минуты. После полета на короткий срок вернулся на родину, а потом возвратился в Советский Союз и учился в Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина. Закончил академию в 1982 году. В дальнейшем проходил службу в качестве начальника политического управления Военно-воздушных сил Вьетнама.

Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 июля 1980 года). Герой Вооруженных Сил Демократической Республики Вьетнам. Герой Труда Социалистической Республики Вьетнам (Постановление Постоянного комитета Национального собрания СРВ от 1 августа 1980 года). Награжден советским орденом Ленина, вьетнамским орденом Хо Ши Мина 1-й степени, другими орденами и медалями

Тот самый Иван Битюков


(Бывший военный летчик-истребитель первого класса, полковник в отставке Иван Кириллович Битюков (проживал в последнее время в городе Талдыкоргане - административном центре Алматинской области, Казахстан) знает, как сбивать хваленые В-52.)

Сбить В-52 в воздушном бою практически невозможно, - делится прошлыми секретами Иван Кириллович. - Этот монстр, кроме мощнейшего вооружения и истребителей прикрытия, имел на борту радары, способные обнаруживать противника сбоку и снизу, спереди, сзади и сверху. А советский МиГ-21, на который мы тогда переучивали вьетнамских летчиков, мог взять цель лишь на расстоянии не более тридцати километров. Однако столько наши ракеты, установленные на МиГах, тогда пролететь не могли. А подойдешь ближе - считай, сам покойник. Но мы нашли у американской «летающей крепости» уязвимое местечко.

Но это удалось сделать, да и то единожды, только вьетнамскому летчику Фам Туану. Научил его этому русский летчик Иван Битюков. Все остальные В-52, сбитые во Вьетнаме в ходе войны 1961-1975 годов, на счету ракетно-зенитных комплексов.

Им оказался радар нижнего обзора с радиусом охвата всего в три градуса. По словам Ивана Кирилловича, маневр должен был состоять в следующем. Вьетнамский летчик, зайдя в хвост В-52 за несколько десятков километров, включал двигатель своего МиГа на полный форсаж, разгонял истребитель до предельной скорости и нырял под бомбардировщик на разницу по высоте пять километров.
- Догнав «американца», - говорит бывший летчик-истребитель, - нужно было сделать под ним «горку» с опережением, то есть пропустить противника на самую малость вперед и тут же всадить в него снизу сразу четыре ракеты по самое не хочу!

В начале 1973 года в тюрьме Хоало, которую с иронией называли "Ханой Хилтон", произошла встреча между Фам Туаном и летчиком сбитого им Б-52. Американский летчик никак не мог понять, как удалось герою вьетнамских военно-воздушных сил сбить его "летающую крепость.

(Уточнение: Бомбардировщик, сбитый Фам Туаном, стал первым Б-52, уничтоженным не зенитной ракетой, а истребителем. На следующую ночь один из однополчан будущего космонавта тоже атаковал «Стратофортресс», но в момент начала атаки экипаж американского самолета внезапно погасил огни, и летчик-истребитель, потеряв ориентировку, врезался в Б-52. Обломки обоих самолетов были потом обнаружены на земле. Таким образом, на счету северовьетнамских истребителей-перехватчиков так и осталось только два Б-52.)

МиГ-21МФ «5121» Фам Туана из 921-го истребительного авиационного полка «Сао Дао», 27 декабря 1972 г.



На истребителе МиГ-21 МФ с бортовым номером «5121» и отметками о восьми победах летало несколько летчиков. За весь период войны летчики 921-го истребительного авиационного полка «Сао Дао» сбили (по вьетнамским данным) 137 американских самолет, одним из которых стал стратегический бомбардировщик Б-52, уничтоженный Фам Туаном 27 декабря 1972 над Хоабинем.

Американцы категорически отвергают потерю хотя бы одной «Стратокрепости» от ракетной атаки МиГа.

Фам Туан стал Героем Вьетнама и Героем Советского Союза, последний титул он получил за выполнение 79-суточного космического полета. Ракета-носитель с кос­мическим кораблем «Союз-37» стартовала с космодрома Тюратам 23 июля 1980 г. Экипаж космического корабля состоял из командира Виктора Васильевича Горбатко и космонавта-исследователя Фам Туана.



В настоящее время генерал-лейтенант Фам Туан продолжает служить в ВНА. Был начальником политического управления ВВС, затем начальником Главного управления оборонной промышленности МО. В 2001 году удостоен Международной премии им. Петра Великого.

Согласно информации, взятой на сайте baotanglichsu.vn , Фам Туан родился 14 февраля 1947 г. в провинции Тхайбинь. Он окончил летно-техническое училище в СССР в 1967 г. и служил летчиком в истребительном авиаполку «Красная Звезда». Он принял участие в боевых действиях по защите северной части Вьетнама во время войны во Вьетнаме.

В середине 1972 г. он служил в эскадрилье ночных истребителей и занимался подготовкой к уничтожению бомбардировщиков B-52.

Ночью 27 декабря 1972 г. бомбардировщики B-52 нанесли авиаудары по Ханою. Фам Туан запустил две ракеты, сбил один бомбардировщик B-52 и безопасно приземлился.

Фам Туан был отобран членом шестого международного экипажа по программе Интеркосмос. Фото: Журнал «Березка»

В 1977 г. Фам Туан был отправлен на обучение в Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина в СССР. 1 апреля 1979 г. Фам Туан был отобран членом шестого международного экипажа по программе Интеркосмос.

23 июля 1980 г. в час 33 минуты ханойского времени был осуществлен запуск космического корабля «Союз-37» с экипажем в составе космонавта СССР В. В. Горбатко и космонавта Фам Туана. Они вернулись на Землю 31 июля на корабле «Союз-36». Они вместе с двумя другими советскими космонавтами выполнили задачи на орбитальной станции «Салют 6».

В газете Нянзан от 24 июля 1980 г. опубликована статья о космическом полете космонавта Фам Туана. Фото: Журнал «Березка»

В полет он взял с собой фото семьи, жены и детей, письмо, фото Президента Хо Ши Мина, Генерального секретаря Ле Зуана, горсть почвы Бадинь, Декларацию независимости, завещание Президента Хо Ши Мина, флаги Вьетнама и России и др. Все эти вещи, на которые были поставлены печать орбитальной станции, привезли обратно на Землю.

Значки, которые герой Фам Туан прикрепил к одежде при совершении космического полета. Фото: baotanglichsu.vn

Фам Туан также занимался биологическим экспериментом «Азолла» по выращиванию растений на борту международной космической станции. Он сфотографировал Вьетнам с орбиты Земли. Герой Фам Туан всего провел в космосе 7 дней 20 часов 42 минуты и совершил 142 витка вокруг Земли.

В 1980 г. подполковник Фам Туан в возрасте 33 лет был удостоен звания Героя Труда Вьетнама и награжден орденом Хо Ши Мина. В том же году он стал одним из первых иностранцев, награжденных званием Героя Советского Союза и орденом Ленина. Он является единственным вьетнамцем, которому три раза было присвоено звание Героя (Герой вооруженных сил, Герой труда Вьетнама, Герой Советского Союза).

Герой Фам Туан установил два рекорда: первый летчик-истребитель, кому удалось в воздушном бою сбить стратегический бомбардировщик В-52, и первый представитель Азии, побывавший в космосе. Два вышеуказанных рекрода, удививших весь мир, - это экстраординарные усилия Фам Туана и большие заслуги Советского Союза.