Краткие содержания

Что движет человеком? Экзистенциальная мотивация Person. Альфрид Лэнгле Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций

© Сергей Бобырь

Задумывались ли Вы когда-нибудь — что нами движет? Почему и зачем мы встаем и куда-то идем, едем, что-то делаем, беспокоимся, переживаем и т.п. Что является движущей силой нашей активности?

Есть разные уровни мотивации, вот один из вариантов их описания:

  1. Боль – комплексы, блоки, болезни, психологические травмы и т.п. Это самый низкий уровень, на котором, тем не менее, пребывает большая часть населения Земли, включая большинство читающих эти строки, как ни неприятно это осознавать.
  2. Личная воля. Это следующий уровень, когда человек сознательно выбирает для себя что-то и целенаправленно делает это. При этом выбор человека может быть как полезен и хорош для него самого, так и вреден.
  3. Жизнь от индивидуальных мотиваций. Здесь развивается уже не волевой аспект выбора, а чувственный. Человек, идя по этому пути, начинает отличать свои истинные желания от навязанных обществом и реализовывает их. Можно сказать, что индивидуальность – это совокупность всех настоящих желаний человека. У просветленного человека желаний может быть 30-40 и он их допроживает. У обычного человека их 100, 200 и больше, потому что он их не проживает. Постепенное раскрытие этих мотиваций приводит к осознанию все более глубинных желаний. По мере развития осознанности человека, он проходит несколько стадий индивидуальных мотиваций:

а) жизнь от личных мотиваций;

б) жизнь от душевных мотиваций;

в) жизнь от духовных мотиваций.

Хотя проживание разных уровней индивидуальных мотиваций может идти и параллельно, когда человек до этого дорос. Но все слои мотиваций должны быть реализованы. Если человек в какой-то прошлой жизни достиг высокого уровня и решил духовные вопросы, ему все равно потом придется дорабатывать душевные и личные. И лишь когда все слои личных мотиваций прожиты, возможен переход на следующий уровень.

  1. Жизнь от воли Бога. Это самый высокий уровень, возможный, когда индивидуальные мотивации и энергии уже не мешают услышать волю Бога. Человек делает то, что скажет Бог и живет уже даже не от каких-то своих тонких энергий. Уровень энергии, восприятия, счастья, соединенности такого человека превышает все, что может вообразить себе большинство из нас.
    Здесь возможен разный масштаб планов. Т.е. функция такого человека в системе относительно города, относительно области, страны, рода, вида и т.п.

Если проводить параллели этой системы мотиваций с традиционной индийской, то (Боль) – относится к карме ; (Жизнь от индивидуальных мотиваций) – к дхарме , (Жизнь от воли Бога) – находится за пределами кармы и дхармы. Второй уровень мотивации (Личная воля) – это уже не карма, но и еще не дхарма. Человек может своей волей развить в себе и что-то против своей природы и против кармы. Считается, что для современной цивилизации более эволюционным путем является не волевой, а чувственный, описанный здесь как «жизнь от индивидуальных мотиваций». При этом, если человек идет по этому пути, воля развивается автоматически. В некоторых учениях это называют «Путь без усилия» — когда находишь истинную мотивацию, тебе даются силы на ее реализацию. Личная воля может тут быть пусковым моментом, но этот момент минимален.

Потребности.
- Желания.
- Инстинкты.
- Страх.
--Стремление к гармонии и порядку.
- Любовь.
- Забота о ближнем.
- Стремление от хаоса к порядку.

Люди без страха - это не только герои по зову сердца, это и те, кому терять нечего - они не боятся ни смерти, ни потерять работу, ни голода, ни быть отвергнутым обществом. Слава Богу, таких немного, потому границы хаоса не станут безграничными.

Желания есть у всех, не у всех есть возможности. Думать-мало, говорить-бесполезно, следует действовать. Но, это отдельная тема для рассуждений.

Потребности подобны желанию, но их проще удовлетворить. Обычно, социум держится на биологических и моральных потребностях. С одной стороны, так удобно системе, с другой - это удерживает от хаоса жизни.

Инстинкты есть у всех, как минимум: размножаться, выживать, совершенствоваться. Для того, чтобы совершенствоваться, нужна упорядоченность понятий, вещей, правил и социума в целом.

Например, дорожное движение. Эта система отражает как нельзя лучше состояние социума в целом - порядка в нём или хаоса. Возьмите для примера некоторые страны, в которых главенствует хаос в большей степени, нежели порядок: Египет, Китай, Индия... Не стану перечислять все страны, где ездить за рулём автомобиля без соответствующей подготовки местных "правил дорожного движения", крайне опасно для жизни с первых минут пребывания на проезжей части.
И возьмём наши правила дорожного движения - всё ясно и понятно, а для кого не понятно, существует ГАИ. Чтобы как можно реже сталкиваться со служителями правопорядка, следует хорошенько выучить правила дорожного движения и, соответственно, дорожные знаки.

Они являются самыми необходимыми средствами для обеспечения безопасности движения, особенно в тёмное время суток, которое в свою очередь в наших регионах в зимнее время начинается практически после обеда. Особенно важную роль играют предупреждающие знаки при ремонтных работах: ограждения, барьеры, светодиодные предупреждающие знаки, ремонтные (сигнальные) фонари. Если вы живёте в новом, ещё не обустроенном районе новостройки, обратитесь к специалистам на сайте bestmash.ru - они всегда готовы разработать для Вас проектную документацию, связанную с организацией движения на участке дороги или парковки, нанесением необходимой дорожной разметки и установки соответствующих знаков. У них для этого имеются все необходимые материалы, потому, выполнение заказа будет просто молниеносным!

Стремление к гармонии и порядку является самой главной составляющей социума и скоро большинство людей придёт к тому, что "разрушать" не так интересно, как "созидать". Пока что, к сожалению, об этом мы только задумывается, но ничего решительного не предпринимаем.

Любовь была, есть и будет самым прекрасным, на чем держится мир, желания, инстинкты, потребности, стремления и сама гармония. Всё прекрасное движет любовью: и забота о ближнем, и стремление от хаоса к порядку, и совершенствование, и безграничность.

Несомненным приоритетом и ведущей, даже “толкающей” силой развития или стремления для каждого из нас, являются чувства. Однако для современного человека, превалирующим и определяющим фактором стоит разум. Причин этому миллионы, но главная из них в том, что жизнь стала очень дорога. В дилемме, что , разум или любовь, вопросов много. Выяснить что важнее попробуем ниже.

Разум

Великий “технический прогресс” ожесточил людей, сделав большинство категоричными потребителями и грубыми “пожирателями” чужих чувств. Теория мотивации поведения человека преподается в институтах, о ней написано большое количество книг. Однако до сих пор на ее счет нет единого мнения. Впрочем, как его сейчас нет об очень многих важных вещах.

Две составляющие нашего разума: страх и гордость, осознанные каждым человеком и служат “провокаторами” для мотивации к действию. страх перед потерями, страданиями, болью, неудачами побуждает действовать любыми способами, лишь бы избежать этого ощущения. Переживания моральных или материальных потерь, провоцируют к быстрой и долгосрочной мотивации, даже на подсознательном уровне. Неосознанно воспринимая плохие или хорошие события в жизни, у человека закладываются тормозящие или провоцирующие побуждения к действию на будущее.

Гордость, представляет собой желание или стремление быть впереди, лучше других и “выше” других. Даже неудачи и падения, не мешают действовать ради того, чтобы “ублажить” свою гордость. Не секрет, что в каждом обществе существуют свои определенные правила. Иногда они бывают негласными, иногда четко установлены для каждого. Гордость, как лучшая мотивация, вынуждает действовать вопреки правилам и устоям. В этой ситуации важно действовать, ради того чтобы обладать.

Любовь

Сердце или иными словами чувства, скорее всего можно отнести к “иррациональной” мотивации поведения для человека. Довольно часто, оправдывая свои поступки тем, что “я так хочу”, “люблю”, “мне нравится”, многие действуют импульсивно и абсолютно, не думая о последствиях. Делая что-то, просто ради радости или потому что так хочется, логике разума такие поступки порой бывают просто необъяснимы. Это может касаться всего и любимого хобби, и выбора профессии, и объекта любви, и выбора страны для путешествий и постоянного места жительства. Нам так нравится, мы так хотим, просто потому что нам это “по сердцу”.

Вот и преобладают в жизни два этих критерия, согласно которым человек может балансировать всю жизнь. Безусловную радость и чувство “полета”, этот факт доказан учеными, человек получает прежде всего от действий по сердцу, а не по разуму. “Сердечные” поступки, продиктованы необъяснимыми желаниями, зачастую вопреки нормам, ценностям и морали. Добровольно ни один из людей не станет в своей жизни постоянно поступать только по разуму. Ведь для большинства, предать свое сердце и любовь, возможно только под насильственным влиянием из вне. Ярким примером этому может стать замужество (женитьба) по родительскому приказу.

По утверждению философов и мыслителей, как древних так и современных, настоящую любовь разум никогда не победит. Речь, конечно же, не о физическом притяжении, а о той самой, истинной любви. Мотивация, когда есть место любви, не имеет значения. Ведь весь смыл в противоположной половинке, которая занимает все мысли, чувства и ради которой, хочется свернуть горы. Человек постоянно думает. Мысли не дают покоя ни днем, ни ночью. Мысли, которые силой воли можно изменить на другие, а можно ими же, довести себя до умопомрачения.

Что по мнению некоторых известных философов.

Теория Платона

Двигателем развития людей и общества в целом, Планот считал стремление к познанию и выявлению истины. Мудрость, определяет все поступки и благодаря ей, возможно получить и получить истинное удовольствие. Открыть для себя вечные идеалы, значит ощутить радость познания, равной которой нет других радостей. Его теория основывается на преобладающем значении разума, морального долга и служению обществу.

Теория Фрейда

Зигмунд Фрейд выдвинул свою точку зрения по поводу того, заставляет человека действовать. Мотивация скрыта в сексуальных желаниях людей. Причем от самого рождения до самой смерти. Не реализованные до конца сексуальные желания, провоцируют агрессивность. Признание того, что многие из людей ведомы своими “низменными” инстинктами, поступают именно так, а не иначе, не подвластно разуму и логике. Непреодолимые чувства вины, смущения, тревоги побуждают действовать или бездействовать, заставляя страдать на протяжении почти всей сознательной жизни.

Значение секса в психологии человека, было столь велико, что Фрейд придумал название – либидо. Его последователи и в наше время призывают людей позаботиться о том, чтобы получить достаточно секса в жизни. И якобы так можно избежать неврозов, проблем со здоровьем и в отношениях с другими людьми. Но личный опыт и наблюдения за другими подсказывает, что это не истина в последней инстанции (здесь более подробно рассмотрено такое явление как секс и влияние на здоровье). Ведущий инстинкт – это инстинкт либидо. Он провоцирует людей на поступки и побуждает к действию.

К слову сказать, в среде современных психологов, данная теория имеет довольно широкое признание. На ней основаны большинство действующих современных методик выявления отклонения в поведении супружеских пар. Изначально выясняется уровень отношений в семье касающиеся интимной жизни. Ведь неудовлетворенность сексом, провоцирует хронический застой не только в любви. Спасти отношения в паре, значит восстановить их половую жизнь. Если последнее невозможно, то отношения обречены.

Негативная мотивация

Неприятности различного характера, предвиденные неудобства или возможные трудности, вынуждают и побуждают к действию. Особенно ярким примером данной теории служит боязнь школьника получить плохую отметку за невыполненное домашнее задание. Нельзя исключить здесь и страх родительского контроля и последующим за ним наказанием. Негативная мотивация в большинстве своем относится к кратковременным. Когда наказание отменяется, тогда пропадает и стимул к действию.

  • Формы санкций, которые вызывают негативную мотивацию:
  • Наказание словом.
  • Ущемления материального плана.
  • Физическое наказание.
  • Ограничения свободы.
  • Лишения социального характера.

Игнорировать тот фактор, как негативная мотивация гораздо проще взрослому человеку. Для детей и подростков, зависящих от родителей и других людей, объективное отношение к данному вопросу дается сложнее. Особенно, при наказании действующем незамедлительно. Влияние данной мотивации сводится к нулю, если наказание или ожидание негативный последствий перестает быть актуальным.

Мотивы саморазвития

Желание реализовать себя в жизни, провоцирует процесс самоусовершенствования и развития. Многие учатся, посещают курсы, повышают квалификацию практически всю жизнь. Согласно теории А. Маслоу, полная реализация и желание доказать свою компетентность лучший ключик к мотивации. Движение к познанию нового побуждает, а страх перед неизвестностью несколько затормаживает. По мнению Маслоу, новые достижения, с положительным результатом приносят больше радости. Негативные результаты, ошибки и возможная критика, огорчают и препятствуют активной мотивации в следующий раз.

Внутреннее удовлетворение своими достижениям или результатами труда, на примере других талантливых людей актуализирует мотивацию. Обусловлено это не только известностью, например спортсменов, политиков, лауреатов всевозможных премий, но и признанием. Даже ради одного человека, другой способен “свернуть горы” или сделать невозможное. Предвкушение новых побед и связанных с этим приятных ощущений, побуждает много работать и постоянно развиваться.

Внешняя (экстринсивная мотивация)

Речь идет о факторах, не связанных напрямую с определенной деятельностью. Они в первую очередь, предопределяются как мотивы влияющие на внешнее содержание, а не на сам процесс. Самые основные из них:

  • Чувство ответственности и долга перед обществом, родственниками, коллегами и иными людьми.
  • Желание быть признанным и одобренным.
  • Стремление самоусовершенствованию и саморазвитию.
  • Престижная мотивация, то есть мотив получить желаемое социальное положение.
  • Мотив избежать неприятностей или не желаемого хода событий, страх получить негативный результат в процессе своих поступков.

Итак, что касается этой мотивации, то содержание самой деятельности значения не имеет и интереса, не вызывает. Первым и ведущим планом выступает аспект, внешней привлекательности. А именно, материального благополучия, славы, престижа, признания в определенных кругах. Проще говоря, важна оценка деятельности, поведения, поступков со стороны ближайшего окружения. Очень важно индивиду это слышать и понимать. Чем чаще, тем лучше.

В итоге, хочется отметить то, что эффективной и результативной, деятельность будет только в случае, если она продиктована, несколькими мотивами сразу. Чем больше мотивов, тем активнее человек и тем активнее побуждающая сила. Именно данная закономерность способствует динамичному и стремлению каждого индивида действовать и жить. “Тормозящий” результат и отказ активно действовать преследует людей у которых любая мотивация отсутствует. Даже один мотив вынуждает к чему-то стремиться. В обратном случае, жизнь вообще может потерять какой-либо смысл.

Разнообразие потребностей человека обуславливает и разнообразие мотивов поведения и деятельности, однако одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на поведение человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах. Рассмотрим главные виды мотивов.

Мотив самоутверждения - стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности - существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

Мотив идентификации с другим человеком - стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Стремление походить на кумира - существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется.

Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического "заимствования" энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее.

Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, - важное условие эффективного процесса социализации.

Мотив власти - стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими - это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.

Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, т. е. не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.

Процессуально-содержательные мотивы - побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсизными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности.

Например, человек занимается спортом, потому что ему просто нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность (смекалка и нестандартность действий в спорте также являются существенными факторами успеха). Индивида побуждают заниматься спортом процессуально-содержательные мотивы в том случае, когда вызывают удовлетворение процесс и содержание игры, а не факторы, которые не связаны со спортивной деятельностью (деньги, самоутверждение, власть и т. п.).

Смысл деятельности во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деятельности (процесс и содержание деятельности являются тем фактором, который побуждает человека проявлять физическую и интеллектуальную активность).

Экстринсивные (внешние) мотивы - такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия зкстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды зкстринсивных мотивов:

* мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
* мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
* стремление получить одобрение других людей;
* стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, - к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;
* мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) - это побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, т. е. интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия зкстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

Мотив саморазвития - стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития.

Таким образом, человек часто как будто "разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности". С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой - страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед.

А. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели.

Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед - это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений.

Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.

Мотив достижения - стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:

1. значимость достижения успеха;
2. надежда на успех;
3. субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
4. субъективные эталоны достижения.

Просоциальные (общественно значимые) мотивы - мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных (общественно значимых) мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. Ответственные люди, как правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют профессиональные обязанности. Они считают, что от их труда и усилий зависит общее дело.

Менеджеру довольно важно актуализировать корпоративный дух среди своих подчиненных, поскольку без идентификации с группой (фирмой), а именно - с ее ценностями, интересами, целями достичь успеха невозможно.

Общественный деятель (политик), который больше других идентифицируется со своей страной и живет ее проблемами и интересами, будет более активным в своей деятельности, будет делать все возможное ради процветания государства.

Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственностью, являются важными в побуждении человека к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.

Мотив аффилиации (от англ. affiliation - присоединение) - стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение - это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку.

Индивид, однако, может общаться и потому, что пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми. В таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей личности и с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеет.

Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению.

Негативная мотивация - побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной. Ученик или студент перестает учиться самостоятельно, начинает списывать или даже заказывает готовые работы, к примеру, тут diplomade.ru .

В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: "Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности". Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации.

Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:

* вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т. п.);
* материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии);
* социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм);
* лишение свободы;
* физическое наказание.

Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия.

Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.

Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание, - достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако не лишенный многих недостатков и нежелательных последствий.
Действующие и потенциальные мотивы

Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияющие на активность человека и часто вообще не проявляющиеся, называются потенциальными, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.

Под влиянием некоторых факторов потенциальные мотивы приобретают побуждающее значение (становятся действующими мотивами). Например, после разговора с менеджером у подчиненного социальный мотив (ответственность), который был пассивным (не побуждал к деятельности), приобретает большее побуждающее значение и становится действующим.
Динамичность иерархии мотивов

Иерархия мотивов не является абсолютно стабильным мотивационным комплексом, она меняется со временем и возрастом (в зависимости от обстоятельств и влияния людей). Например, подчиненного побуждают к труду требования менеджера и стремление избежать неприятностей. Позже этот мотив имеет меньшее влияние на его деятельность, а ведущее значение может приобрести познавательный мотив.

Мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных мотивов меняются (соответственно, меняется и иерархия мотивов). Различные факторы могут изменять эту иерархию, однако, невзирая на динамичность мотивационной сферы, каждому человеку присуща относительная стабильность иерархии мотивов. Можно утверждать, что мотивы, которые побуждают нас к деятельности, являются относительно устойчивыми, неизменными в течение определенного промежутка времени. Относительная стабильность иерархии мотивов предопределяется тем, что личность в целом и мотивы в частности (но не мотивация, которая зависит и от ситуативных факторов) не так уж легко подвергаются изменению. И если изменить или развить мотивационную сферу ребенка относительно легко, то сделать это со взрослым человеком значительно сложнее.

Таким образом, несмотря на влияние различных факторов, которые способны изменить иерархию мотивов, есть основания считать ее относительно стабильной.

Деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность человека детерминируют только два мотива.

Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.

Следовательно, общий уровень мотивации зависит:

* от количества мотивов, которые побуждают к деятельности;
* от актуализации ситуативных факторов;
* от побуждающей силы каждого из этих мотивов.

Опираясь на указанную закономерность, менеджер, стремясь усилить мотивацию своих подчиненных, должен выполнить три условия:

1. задействовать (актуализировать) как можно большее число мотивов;
2. увеличить побуждающую силу каждого из этих мотивов;
3. актуализировать ситуативные мотивационные факторы.

Такая закономерность касается также мотивационной саморегуляции. Когда необходимо выполнить определенную деятельность, но не хватает мотивации, следует активизировать (задействовать) дополнительные мотивы, которые способны повысить общий уровень мотивации.

Что движет человеком? История вопроса.

Любой человек знает ответ на этот вопрос. Ссылаясь на общепринятые утверждения психологов, он ответит, что человеком двигает жажда власти, жажда секса и жажда публичного признания. Кто-то добавит, что им должно двигать желание совершенствоваться.
И любой читатель со ссылкой на поэта скажет, что любовь и голод правит миром. Уточним это выражение. Оно принадлежит немецкому поэту Фридриху Шиллеру
(1759-1805) и звучит так:
«Природа неотступно
Сама крепит взаимосвязь,
На мудрецов не положась.
И чтобы мир был молод,
Царят любовь и голод!»
Стихотворение «Философы» (Перевод Л. Гинзбурга).

Для справки.
В возрасте 32 лет Шиллер заболел туберкулезом. В результате болезни у него лишь изредка наступали промежутки в несколько месяцев или недель, когда поэт был бы способен спокойно работать. Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжёлыми затяжными болезнями. После сильной простуды обострились все старые недуги. Поэт страдал хроническим воспалением легких. Он скончался 9 мая 1805 года в возрасте 45 лет от туберкулеза.

Вопрос: а почему такая фраза не пришла на ум женщине? Ведь кому, как не ей,
присущ инстинкт безусловной материнской любви, а также забота о воспитании детей? Да и интуиция у женщины развита сильнее. Странно, не так ли?

Но продолжу. Мыслящий читатель будет перечислять мотивы, то есть побуждения к действию. С какой целью? Чтобы все разложить по «полочкам». Ведь человеческому уму свойственно идентифицировать себя в окружающем мире, поэтому он старается классифицировать вещи и явления. И в этом как раз и есть его главное заблуждение. Почему заблуждение? Потому что утвердив какую-либо точку зрения, в силу консервативности, он будет отстаивать ее, пусть даже она будет неверной.
Впрочем, перечислю основные виды мотивов, которые классифицировал человеческий ум. Это: мотив самоутверждения, мотив идентификации, мотив власти, процессуально-содержательные мотивы, внешние мотивы, мотив саморазвития, мотив достижения и ряд других.

Но так ли истинна такая классификация? И каким образом она возникла?
Обратимся к истории вопроса. Авторство термина «мотивация» принадлежит немецкому философу Артуру Шопенгауэру (1788-1860). Он увлекался мистикой и идеями буддизма. Из книг у Шопенгауэра, по свидетельствам современников, наибольшей любовью пользовались Упанишады в переводе с санскрита на латынь. Безусловно, он был подвержен влиянию этих древнеиндийских философских трактатов.

Вот прямое указание. По словам Шопенгауэра «воля присуща не только человеку, но и животным, растениям. Ведь есть же у них сила, заставляющая их жить, развиваться. Эта сила и есть воля. Все реальное - смертно, преходяще. Только воля бессмертна. Поэтому она - подлинная реальность. Все в мире ею объясняется».

Для справки.
Весной 1823 года (в возрасте 37 лет) Шопенгауэр проезжал через Тироль в Мюнхен из Италии. Здесь он перенес тяжелую болезнь, вследствие чего почти оглох на одно ухо. Другими словами, полжизни он тяжело болел. Да еще был одинок. Какое у него было отношение к жизни?

Посмотрим, что представляют собой Упанишады. Это священные писания индуизма категории шрути. В них в основном обсуждается философия, медитация и природа Бога.

В индуизме тексты шрути считаются апаурушея - богооткровенными, не имеющими автора. Они представляют собой вечное трансцендентное знание, запись «космических звуков истины». Согласно традиции индуизма, это знание передавалось в устной форме святыми мудрецами со времен появления вселенной, и затем, в начале настоящей эпохи Кали-юги, было поделено на четыре Веды и кодифицировано. Литература шрути обычно классифицируется согласно делению Вед на четыре части.

Не буду углубляться в древнеиндийскую литературу, чтобы не потерять нить повествования. Но уже этой ссылки достаточно для того, чтобы в целом познать мировоззрение Шопенгауэра.

Замечу, что его взгляды его взгляды на человеческую мотивацию и желания, оказали влияние на многих известных мыслителей. В их числе Фридрих Ницше, Рихард Вагнер, Людвиг Вингенштейн, Эрвин Шредингер (лауреат Нобелевской премии), Альберт Эйнштейн (лауреат Нобелевской премии), Зигмунд Фрейд, Отто Ранк, Карл Юнг и другие.

Безусловно, все названные люди являются мировыми авторитетами в области человеческой психологии. Но не будем забывать, что они, как и мы, являются людьми, сотканными из одной ткани мироздания.

Сам Шопенгауэр был старым холостяком. Очень ценил свою внутреннюю и душевную свободу. Свое здоровье ставил на первое место. Он был резок в суждениях, крайне честолюбив и мнителен. Кроме того, он отличался крайней подозрительностью и недоверием к людям. Был подвержен различным страхам.
Соответственно, и в его главном труде «Мир как воля и представление» звучит мотив страха перед смертью. Жизнь лишена смысла, который мог бы хоть как-нибудь сгладить этот страх.

Шопенгауэр считал, что никакой объективной истины и справедливости на свете нет. Счастье - это не блаженное состояние, а только избавление от страдания, но это избавление сопровождается новым страданием, скукой.
Страдание - это постоянная форма проявления жизни, человек может избавляться от страдания лишь в конкретном его выражении. Таким образом, в мире господствует неискоренимое зло, счастье иллюзорно, а страдание неотвратимо, оно коренится в самой «воле к жизни».

И откуда же Шопенгауэр почерпнул знание о страданиях? Конечно, из буддизма.
Вот его главные постулаты. Жизнь состоит из страданий, страдания доставляют неудовлетворенные желания, чтобы избежать страданий, надо подавлять в себе желания. Достигнуть этого можно на так называемом восьмеричном пути.

Об этом же говорит древнеиндийский философ йоги Патанджали (2 в. до н.э.). Читаем его сутры.
«15. (2) Поистине, для мудрого все есть страдание - из-за подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов [прошлых] впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун.
16. (2) Еще не наступившее страдание [есть то, что] должно быть устранено».

Но признание того, что написано в Упанишадах и прочих древнеиндийских трактатах не может являться основой для единственного и неоспоримого утверждения о мотивации! Не следует забывать, что Индия располагается в экваториальной зоне, а люди, проживающие там, имеют иную нейрогуморальную конструкцию и цвет кожи, нежели люди, проживающие на Севере. Соответственно, у них другой образ жизни и культура, которые нельзя слепо переносить на европейскую почву.
И еще одно немаловажное обстоятельство. Не следует забывать о существующей кастовости в Индии. И Упанишиды были написаны не простыми крестьянами, а представителями «чистой» породы – брахманами. Они исторически были жрецами, учителями, монахами, учеными. Другими словами, представляли правящий класс.
Что из этого следует? Только одно – учение о страданиях имело целью сохранения свеого господствующего положения.

Но вот Шопенгауэр ввел в обиход термин «мотивация» и понеслось. С раннего возраста человека начинают одомашнивать по программам, которые придуманы давным-давно, под воздействием неизвестно чего. Ни во времена Шопенгауэра, ни тем более сегодня ведь никто не сможет реально передать дух Упанишад! (YIII в. До н.э.)

Но раз ты вступил в этот мир, то и живи по тем правилам, которые мир тебе предлагает. Человеку все время подсовывает инструкцию по эксплуатации жизни. Он рождается в семье, живущей по определенным правилам в определенном классе общества. Далее он проходит стадии обучения. Это ведь не что иное, как изучение некой инструкции. Он воспитывается в определенной социальной среде. Из нее он извлекает уроки жизни, или правила поведения, нормы морали и т.п. И так во всем.

Вся жизнь – это непрерывное изучение инструкций по эксплуатации чего-либо или кого-либо. Соответственно, у человека просто не остается времени для того, чтобы отказаться от изучения инструкций. И значит, он все время находится в рамках определенных шаблонов, штампов и пр. А шаблон сужает мировоззрение.

Человек не может уделить времени изучению главной инструкции – инструкции по эксплуатации своего организма. Ему не надо думать о себе. Человеку не дают думать о себе. Существуют многочисленные отрасли знаний, предназначенные для объяснения нам главной инструкции. Вряд ли это логично. Вряд ли кто-то из нас давал кому-то право осуждать наше незнание этой инструкции. Когда говорят, что так сложилось, что такова традиция, это не вполне справедливо. Это означает монополию на знания. А монополия приводит к повышению уровня собственной исключительности.

Вот и все.
Спрашивается, а причем тут Шопенгауэр?
Он ввел в культурную жизнь Европы индийское религиозно-философское мировоззрение. Как все переплелось в этом мире? И когда человек идет молиться своему –Б-гу, какому Б-гу он поклоняется?

Вместо заключения.
Можно вспомнить и Канта (1724-1804) родоначальника немецкой классической философии с его «Критикой чистого разума». Он жил скучно и монотонно. В дестве сильно болел и вынужден был всю жизнь придерживаться строго режима. Никогда не был женат, никогда не выезжал за пределы Кенигсберга. Его любимое выражение «жить стоит главным образом для того, чтобы работать».
Оставленное Кантом наследие стало отправной точкой процессам, которые впоследствии изменили весь мир. Его критическая философия - основа естественнонаучного материализма. Правда, в зрелом возрасте он пришел к выводу, что механистического представления для объяснения процессов жизни недостаточно. Но его теория, как и «мотивация» Шопенгауэра уже стала жить независимой жизнью.