Времена года

Язык ассасинов. Ассасины в реальной жизни: правдивая история. Тунгусский вывал – метеорит или НЛО

Ближний Восток, Средняя Азия, как и средневековая Европа, в IX-XI веке переживали острый политический кризис. В этом регионе планеты массовое переселение народов носило гораздо больший размах, чем на Европейском континенте. Политическая карта перекраивалась с калейдоскопической скоростью. Вслед за арабами, сумевшими покорить огромные территории, на эти земли пришли тюркские племена. Одни империи и государства исчезали, на их месте появлялись куда более могущественные государственные образования. Политическая борьба носила явный религиозный подтекст и принимала порой самые неожиданные формы – заговоры и государственные перевороты чередовались бесконечными войнами.

Излюбленным инструментом восточной политики становится политическое убийство. Слово ассасин прочно входит в обиход политической элиты, олицетворяя беспощадного и жесткого наемного убийцу. Ни один правитель Востока, политический деятель не мог гарантировать себе полную безопасность. В любой момент можно было стать жертвой коварного убийцы. Именно на этот исторический период приходится расцвет самого таинственного и закрытого религиозно-государственного образования — ордена Ассасинов.

Орден представлял собой немногочисленное государственное образование, которое стало самой радикальной ветвью ислама и отличалось крайне радикальными взглядами. В течение последующего целого столетия ассасины держали в страхе весь ближний Восток, олицетворяя самые жестокие методы политического давления.

Ассасин – кто это? Краткий экскурс в историю

Выше уже было сказано, что Ближний Восток в X-XI веке представлял собой варящийся общественно-политический котел, в котором соединились острые политические, социально-общественные и религиозные противоречия.

Эпицентром острого общественно-политического кризиса стал Египет, где политическая борьба достигла наивысшей точки кипения. Правящая династия Фатимидов не могла справиться с другими политическими оппонентами. Страна погружалась в гражданское вооруженное противостояние. Не сидели, сложа руки, и агрессивные соседи. Исмаилиты — шиитская ветвь ислама — в таких условиях оказались между молотом и наковальней, рискуя стать жертвой острого социально-общественного и религиозного конфликта. Одну из ветвей исмаилитов – низаритов возглавил Хасан-ибн-Саббах. Именно под его руководством многочисленная группа низаритов вынуждена была покинуть Египет, отправившись искать убежища. Конечным пунктом долгих скитаний стали центральные труднодоступные горные районы Персии, которая в те времена входила в состав государства Сельджуков. Здесь Хасан-ибн-Саббах вместе со своими сподвижниками решил основать новое исмаилитское государство низаритов.

Оплотом и центром новой державы стала крепость Аламут, захваченная исмаилитами в 1090 году. Следом за Аламутом новыми хозяевами быстро покорились другие соседние города и крепости Иранского нагорья. Рождение нового государства совпало по времени с началом крестовых походов, ввергнувших весь Ближний Восток в длительное кровавое противостояние. Используя свое влияние, Хасан-ибн-Саббах сумел привнести в структуру государственного управления новую форму – религиозный орден, в основу которого лег религиозный культ, обряды и традиции назаритов. Возглавил орден Хасан-ибн-Саббах, получивший титул шейха, а символом нового ордена стала крепость Аламут.

Правители соседних княжеств и центральная власть Сельджукского государства пренебрежительно относились к пришельцам и смотрели на них как на мятежников и бунтарей. Сподвижников Хасана-ибн-Саббаха, население нового государства и вообще назаритов, правящая сельджукская и сирийская элита небрежно называла чернью – хашшашинами. Впоследствии с легкой руки крестоносцев в обиход вошло суннитское название ассасин, означавшее уже не классовую принадлежность человека, а его профессиональные качества, социально-общественное положение и религиозно-идеологическое мировоззрение.

Шейх Хасан I благодаря своим личным качествам прекрасно ориентировался в политической обстановке. В результате проводимой им внешней политики государство исмаилитов и орден Ассасинов не только сумели выстоять в противостоянии с центральной властью. Внутренние политические распри, охватившие сельджукское государство после смерти султана Малик-шаха, способствовали возвышению ордена и политическому влиянию ассасинов на политику мироустройства. Орден стал негласным политическим субъектом внешней политики, а самих ассасинов стали считать религиозными фанатиками, которые были способны ради идеологических мотивов, естественно, за материальную и политическую выгоду, идти на самые крайние меры.

Государство низаритов просуществовало полтора века, до 1256 года, сумев за этот период объединить под своим началом обширные территории современного Ливана, Ирака, Сирии и Ирана. Этому способствовали достаточно жесткая система управления, построенная на беспрекословном подчинении законам шариата, коммунальная система социально-общественных отношений. В государстве отсутствовало разделение на классы, а все население было объединено в общины. Верховная власть принадлежала верховному духовному и религиозному наставнику – вождю.

Централизованное государство ассасинов было разгромлено монголами, пришедшими в Иран с востока. Дольше всех под властью ассасинов находились ближневосточные владения, которые были утрачены в 1272 году в результате военного похода египетского султана Бейбарса I. Однако потеря государственности не означала конец существования ордена Ассасинов. С этого времени начинается новый этап жизни этой организации, которая целиком и полностью переключилась на ведение подрывной, диверсионной и шпионской деятельности.

Истоки реальной силы и могущества ассасинов

На пике своего могущества государство и орден представляли собой реальную политическую силу в мусульманском мире. Ассасин — это не просто название радикально настроенных религиозных фанатиков. Только одно упоминание о них наводило ужас на правящую и политическую элиту. Ассасинов не без основания считали мастерами политического террора, профессиональными убийцами и вообще преступной организацией. Влияние ордена не ограничивалось границами мусульманского мира. В полной мере с коварством и с могуществом ордена столкнулись и европейцы.

Такая политика стала результатом продуманного идеологического и политического хода. Хасан I, будучи верховным вождем назаритов, осознавал, что без мощной армии любая оборонная стратегия обречена на провал. Выход из сложившейся ситуации был найден гениальный. В отличие от соседних государств и княжеств, вкладывающих огромные средства и ресурсы на содержание армии, Хасаном была создан орден – секретная и закрытая организация, своеобразный спецназ того времени.

Задача новой спецслужбы заключалась в устранении политических противников и оппонентов, решения которых могли негативно сказаться на существовании государства назаритов. Политический террор был поставлен во главу угла политики ордена Ассасинов. Способы и методы, используемые для достижения результатов, были выбраны самые радикальные – политический шантаж и физическое устранение противника. Основной двигающей силой ордена стала фанатическая преданность членов организации своему духовному и религиозному наставнику. Этому способствовала технология профессиональной подготовки, которая была обязательна для каждого члена ордена.

Основными условиями членства в ордене были следующие аспекты:

  • полное безразличие к собственной жизни, пренебрежение к смерти;
  • воспитание чувства самопожертвования и преданности религиозным идеалам;
  • беспрекословное подчинение воли вождя ордена;
  • высокие моральные и физические качества.

В ордене, как и во всем государстве, пропагандировались райские воздаяния в обмен за беспрекословное послушание воли религиозного вождя. В привычном представлении того времени ассасин — это молодой человек крепкого телосложения, беззаветно преданный идеями шариата и свято верящий в высокое божественное положение своего покровителя. Набирали в орден подростков 12-14 лет, которые проходили жесточайший конкурсный отбор. С первого дня новобранцам внушалось чувство избранности для достижения высоких целей.

Принято считать, что идеологический и религиозный аспекты являются основными аспектами прочной структуры ордена. Однако его реальная сила держалась не только на высоких моральных качествах его членов. Профессиональная подготовка, которой ассасины занимались с утра до вечера, в перерывах на намаз, давала превосходные результаты. Воины средневекового спецназа в совершенстве владели любым оружием и приемами рукопашного боя. Ассасин прекрасно владел приемами верховой езды, мог точно стрелять из лука, отличался выносливостью и хорошей физической силой.

Кроме того, в программу обучения входили практические и теоретические знания в области химии и медицины. Искусство ассасинов в применении ядов достигло совершенства. Существует теория, что Екатерина Медичи, будучи искусным мастером по отравлению ядами, получала уроки этого ремесла именно у ассасинов.

В заключение

Одним словом, подготовка шпионов и профессиональных убийц у шейха Хасана I была поставлена на поток. Результаты столь тщательной и всесторонней подготовки не заставили себя ждать. Дурная слава о могуществе ордена быстро разошлась по миру. Благодаря своим слугам Хасан I, прозванный в исламском мире и далеко за пределами Горным Старцем, сумел не только добиться своих целей, но и поставить политический террор на поток. Государство низаритов сумело просуществовать довольно длительный период, успешно играя на политических противоречиях своих более сильных соседей.

Что касается ордена Ассасинов, то эта организация стала не только инструментом внешней политики низаритов, но и весомым источником дохода. Услугами профессиональных убийц и шпионов не брезговали пользоваться правители и политики разных стран и государств, решая свои политические вопросы в достижении определенных целей.

Средневековая история многих народов изобилует разнообразными тайными обществами и могущественными сектами, о которых к нашему времени сохранились в основном легенды и предания.

Так произошло, в частности, с исламской сектой ассасинов, история которых легла в основу знаменитой компьютерной игры Assassin’s Creed . В игре ассасинам противостоит орден рыцарей-тамплиеров, но в реальной истории пути развития и гибели этих могущественных средневековых организаций практически не пересекались. Итак, кто же такие на самом деле ассасины и тамплиеры?

Ассасины: от царства справедливости к позорной гибели

Название «ассасины» - это искаженное арабское слово «хашшишийя» , которое многие связывают с гашишем, употреблявшимся этими таинственными убийцами. На самом деле в средневековом исламском мире «хашшишийя» было презрительным названием бедняков и буквально значило: «те, кто ест траву» .

Общество ассасинов было образовано в промежутке между 1080 и 1090 годами исламским проповедником Хасаном ибн Саббахом, который принадлежал к шиитской ветви ислама, точнее – к его исмаилитскому учению. Это был хорошо образованный и очень умный человек, который задумал создать царство всеобщей справедливости, основанное на законах Корана.

Установление царства справедливости

В 1090 году Хасану ибн Саббаху и его сторонникам удалось занять мощную крепость, находившуюся в плодородной долине Аламут, и установить в ней свои порядки. Всякая роскошь была объявлена вне закона, все жители должны были трудиться на общее благо.

Согласно преданию, ибн Саббах казнил одного из своих сыновей, когда заподозрил его в желании получить больше благ, чем полагалось обычному жителю долины. В своем государстве Хасан ибн Саббах на самом деле уравнял в правах богатых и бедных.

Секта тайных убийц

Мировоззрение нового правителя Аламута не могло понравиться окрестным владыкам, и Хасана ибн Саббаха всячески старались уничтожить. Вначале он организовал огромное войско для обороны своей долины и замка, но затем пришел к выводу, что страх будет лучшей защитой.


Им была создана система подготовки тайных убийц, которые могли скрываться под любой личиной, но достигали поставленной цели. Ассасины верили, что после смерти попадут прямо в рай, поэтому не боялись гибели. От их рук погибли сотни правителей и военачальников еще при жизни Хасана ибн Саббаха.

В систему подготовки, на ее конечном этапе, входил сеанс опийных грез. Будущего ассасина, одурманенного наркотиком, переносили в роскошные покои, где он проводил несколько часов в окружении изысканных блюд и красивых женщин. Проснувшись, он был уверен, что побывал в раю и больше не боялся погибнуть, веря, что после смерти вернется в этот прекрасный сад.

Тамплиеры вместе с ассасинами

Христианский орден тамплиеров возник в Иерусалиме приблизительно в 1118 году. Он был образован рыцарем Гуго де Пейном и еще шестью бедными дворянами. По приказанию тогдашнего правителя Иерусалима новый орден, названный ими «орденом нищих» , разместился в одной из частей городского храма.

Отсюда и пошло их название – тамплиеры , или храмовники, от слова «temple» , означающего замок или храм. Орден быстро приобрел популярность, а его воины – славу искусных и самоотверженных защитников Гроба Господня.

К концу одиннадцатого века противостояние христиан, захвативших Иерусалим, и исламских правителей окружающих его стран достигло апогея. Терпящие поражения христиане, менее малочисленные, чем их противники, вынуждены были привлекать на свою сторону союзников, причем порой сомнительных.

В их числе были и ассасины, которые с момента основания горной крепости враждовали с исламскими правителями. Смертники из числа ассасинов с удовольствием и за немалую плату убивали противников крестоносцев, воюя, таким образом, бок о бок с христианами.

Конец легенды

Последние страницы истории ассасинов отмечены позором и предательством. Существовавшее около 170 лет государство долины Аламут постепенно растеряло принципы бессребренничества, его правители и знать погрязли в роскоши, а среди простых людей все меньше было желающих стать смертником.


В середине 50-х годов тринадцатого столетия в долину вторглась армия одного из внуков Чингиз-хана, осадив крепость. Последний правитель ассасинов, молодой Рук-ад-дин Хурша, вначале пытался сопротивляться, но затем сдал крепость, выговорив себе и нескольким приближенным жизнь. Остальные защитники крепости были убиты, а сама твердыня ассасинов разрушена.

Через некоторое время монголы убили и Рук-ад-дина, так как сочли, что предатель недостоин жизни. Оставшиеся после разгрома немногочисленные последователи учения вынуждены были скрываться, и с тех пор секта убийц больше не смогла восстановиться.

Могущество и гибель тамплиеров

Одним из основных видов деятельности тамплиеров, наряду с воинской службой, были финансы. Тамплиерам удалось, благодаря железной дисциплине и монашескому уставу ордена, сконцентрировать в своих руках достаточно серьезные богатства. Свои средства храмовники не стеснялись пускать в оборот и давать в долг, получив на это разрешение папы.

Их должниками были представители всех слоев общества, от мелких землевладельцев до правителей областей и государств Европы. Тамплиеры сделали многое для развития европейской финансовой системы, в частности, изобрели чеки. В тринадцатом столетии они стали самой могущественной организацией Европы.


Конец ордену храмовников положил французский король Филипп по прозвищу Красивый. В 1307 году он приказал арестовать всех видных членов ордена. Под пыткой у них были выбиты признания в ереси и разврате, после чего многие храмовники были казнены, а их имущество поступило в государственную казну.

Ассасинами (а точнее, «хашишийа» – «низшиe классы, чернь») средневековые исламские авторы пренебрежительно именовали сектантов – низаритов. Члены этой религиозной общины, появившейся в XI веке, считали легитимным имамом Абу Мансурa Низарa. Низариты подчинили своему влиянию несколько крепостей в горах Сирии и Ирана, первой и главной из которых была цитадель Аламут в 100 км к северо-западу от Тегерана.

Аламут был занят в 1090 году, что почти совпало с приходом крестоносцев на Ближний Восток (первый Крестовый поход начался в 1096-м). К этому периоду относятся первые дипломатические и военные столкновения низаритов и европейских рыцарей. В это же время в европейские языки вошло слово «ассасин», которое крестоносцы переняли от мусульман-суннитов. Европа узнала о культе ассасинов, их обрядах и быте, однако все сведения доходили до историографов в сильно искаженной форме. Приукрашенное описание обитателей Аламута и их лидера Рашида ад-Дин Синана можно найти, в частности, в сочинении известного путешественника Марко Поло. В стране Мулект в старину жил горный старец. Развел он большой сад в долине, между двух гор. Были там самые лучшие в свете плоды. Настроил он там самых лучших домов, самых красивых дворцов; они были золоченые. Самые красивые в свете жены и девы были тут; умели они играть на всех инструментах, петь и плясать. Приказывал старец вводить в этот рай юношей по четыре, по десяти, по двадцати, и вот как: сперва их напоят, сонными брали и вводили в сад; там их будили. Проснется юноша и, как увидит все то, что я вам описывал, и уверует, что находится в раю. Захочет старец послать куда-либо кого из своих убить кого-нибудь, приказывает он напоить юношей, когда же они заснут, приказывает перенести их в свой дворец. Проснутся юноши во дворце, изумляются, но не радуются, оттого что из рая по своей воле они никогда не вышли бы. Идут они к старцу и, почитая его за пророка, смиренно ему кланяются. ...выберет он из своих асасинов и, куда пожелает, туда и шлет его. А ему говорит, что хочет послать его в рай и шел бы он поэтому туда-то и убил бы таких-то, а коль сам будет убит, то тотчас же попадет в рай. Кому старец так прикажет, охотно делал все, что мог; шел и исполнял все, что старец ему приказывал. Скажу вам по правде, много царей и баронов из страха платили старцу дань и были с ним в дружбе . Сектанты прибегали к убийству как к эффективному методу политического давления. Одной из жертв ассасинов был визирь Сельджукской империи Низам аль-Мульк, убитый по дороге из Исфахана в Багдад 14 октября 1092 года. Ассасин, переодетый нищенствующим монахом – дервишем, смог подобраться к паланкину визиря и нанести удар кинжалом.

Жертвами культистов становились и европейцы. 28 апреля 1192 года Конрад Монферратский, итальянский маркграф, возвращался в свой дом в Тире (территория Ливана) от друга – епископа Филиппа де Дрё. На дороге рыцаря дожидались двое переодетых низаритов. Убийство Конрада не было случайным: несколько дней спустя он должен был занять престол Иерусалимского королевства. Орден ассасинов потеряет свое влияние после монгольского завоевания в середине XIII века. Из доступных нам примеров следует, что ассасины использовали разнообразную маскировку, однако ничто не свидетельствует о том, что низариты прятали лица под капюшонами, как это делают персонажи фильма и серии игр Assassin’s Creed. Ткань, которая симметричными складками спадает на плечи Агилара – героя Майкла Фассбендера – результат работы художника по костюмам Сэмми Шелдон Диффер. Российская премьера «Кредо убийцы» состоится 5 января. На территории РФ фильм Джастина Курзеля представит киностудия 20th Century Fox .

    Фото: Двадцатый Век Фокс СНГ


  • Фото: Двадцатый Век Фокс СНГ


  • Фото: Двадцатый Век Фокс СНГ


  • Фото: Двадцатый Век Фокс СНГ


  • Фото: Двадцатый Век Фокс СНГ


Ближний Восток, Средняя Азия, как и средневековая Европа, в IX-XI веке переживали острый политический кризис. В этом регионе планеты массовое переселение народов носило гораздо больший размах, чем на Европейском континенте. Политическая карта перекраивалась с калейдоскопической скоростью. Вслед за арабами, сумевшими покорить огромные территории, на эти земли пришли тюркские племена. Одни империи и государства исчезали, на их месте появлялись куда более могущественные государственные образования. Политическая борьба носила явный религиозный подтекст и принимала порой самые неожиданные формы – заговоры и государственные перевороты чередовались бесконечными войнами.

Излюбленным инструментом восточной политики становится политическое убийство. Слово ассасин прочно входит в обиход политической элиты, олицетворяя беспощадного и жесткого наемного убийцу. Ни один правитель Востока, политический деятель не мог гарантировать себе полную безопасность. В любой момент можно было стать жертвой коварного убийцы. Именно на этот исторический период приходится расцвет самого таинственного и закрытого религиозно-государственного образования — ордена Ассасинов.

Орден представлял собой немногочисленное государственное образование, которое стало самой радикальной ветвью ислама и отличалось крайне радикальными взглядами. В течение последующего целого столетия ассасины держали в страхе весь ближний Восток, олицетворяя самые жестокие методы политического давления.

Ассасин – кто это? Краткий экскурс в историю

Выше уже было сказано, что Ближний Восток в X-XI веке представлял собой варящийся общественно-политический котел, в котором соединились острые политические, социально-общественные и религиозные противоречия.

Эпицентром острого общественно-политического кризиса стал Египет, где политическая борьба достигла наивысшей точки кипения. Правящая династия Фатимидов не могла справиться с другими политическими оппонентами. Страна погружалась в гражданское вооруженное противостояние. Не сидели, сложа руки, и агрессивные соседи. Исмаилиты — шиитская ветвь ислама — в таких условиях оказались между молотом и наковальней, рискуя стать жертвой острого социально-общественного и религиозного конфликта. Одну из ветвей исмаилитов – низаритов возглавил Хасан-ибн-Саббах. Именно под его руководством многочисленная группа низаритов вынуждена была покинуть Египет, отправившись искать убежища. Конечным пунктом долгих скитаний стали центральные труднодоступные горные районы Персии, которая в те времена входила в состав государства Сельджуков. Здесь Хасан-ибн-Саббах вместе со своими сподвижниками решил основать новое исмаилитское государство низаритов.

Оплотом и центром новой державы стала крепость Аламут, захваченная исмаилитами в 1090 году. Следом за Аламутом новыми хозяевами быстро покорились другие соседние города и крепости Иранского нагорья. Рождение нового государства совпало по времени с началом крестовых походов, ввергнувших весь Ближний Восток в длительное кровавое противостояние. Используя свое влияние, Хасан-ибн-Саббах сумел привнести в структуру государственного управления новую форму – религиозный орден, в основу которого лег религиозный культ, обряды и традиции назаритов. Возглавил орден Хасан-ибн-Саббах, получивший титул шейха, а символом нового ордена стала крепость Аламут.

Правители соседних княжеств и центральная власть Сельджукского государства пренебрежительно относились к пришельцам и смотрели на них как на мятежников и бунтарей. Сподвижников Хасана-ибн-Саббаха, население нового государства и вообще назаритов, правящая сельджукская и сирийская элита небрежно называла чернью – хашшашинами. Впоследствии с легкой руки крестоносцев в обиход вошло суннитское название ассасин, означавшее уже не классовую принадлежность человека, а его профессиональные качества, социально-общественное положение и религиозно-идеологическое мировоззрение.

Шейх Хасан I благодаря своим личным качествам прекрасно ориентировался в политической обстановке. В результате проводимой им внешней политики государство исмаилитов и орден Ассасинов не только сумели выстоять в противостоянии с центральной властью. Внутренние политические распри, охватившие сельджукское государство после смерти султана Малик-шаха, способствовали возвышению ордена и политическому влиянию ассасинов на политику мироустройства. Орден стал негласным политическим субъектом внешней политики, а самих ассасинов стали считать религиозными фанатиками, которые были способны ради идеологических мотивов, естественно, за материальную и политическую выгоду, идти на самые крайние меры.

Государство низаритов просуществовало полтора века, до 1256 года, сумев за этот период объединить под своим началом обширные территории современного Ливана, Ирака, Сирии и Ирана. Этому способствовали достаточно жесткая система управления, построенная на беспрекословном подчинении законам шариата, коммунальная система социально-общественных отношений. В государстве отсутствовало разделение на классы, а все население было объединено в общины. Верховная власть принадлежала верховному духовному и религиозному наставнику – вождю.

Централизованное государство ассасинов было разгромлено монголами, пришедшими в Иран с востока. Дольше всех под властью ассасинов находились ближневосточные владения, которые были утрачены в 1272 году в результате военного похода египетского султана Бейбарса I. Однако потеря государственности не означала конец существования ордена Ассасинов. С этого времени начинается новый этап жизни этой организации, которая целиком и полностью переключилась на ведение подрывной, диверсионной и шпионской деятельности.

Истоки реальной силы и могущества ассасинов

На пике своего могущества государство и орден представляли собой реальную политическую силу в мусульманском мире. Ассасин — это не просто название радикально настроенных религиозных фанатиков. Только одно упоминание о них наводило ужас на правящую и политическую элиту. Ассасинов не без основания считали мастерами политического террора, профессиональными убийцами и вообще преступной организацией. Влияние ордена не ограничивалось границами мусульманского мира. В полной мере с коварством и с могуществом ордена столкнулись и европейцы.

Такая политика стала результатом продуманного идеологического и политического хода. Хасан I, будучи верховным вождем назаритов, осознавал, что без мощной армии любая оборонная стратегия обречена на провал. Выход из сложившейся ситуации был найден гениальный. В отличие от соседних государств и княжеств, вкладывающих огромные средства и ресурсы на содержание армии, Хасаном была создан орден – секретная и закрытая организация, своеобразный спецназ того времени.

Задача новой спецслужбы заключалась в устранении политических противников и оппонентов, решения которых могли негативно сказаться на существовании государства назаритов. Политический террор был поставлен во главу угла политики ордена Ассасинов. Способы и методы, используемые для достижения результатов, были выбраны самые радикальные – политический шантаж и физическое устранение противника. Основной двигающей силой ордена стала фанатическая преданность членов организации своему духовному и религиозному наставнику. Этому способствовала технология профессиональной подготовки, которая была обязательна для каждого члена ордена.

Основными условиями членства в ордене были следующие аспекты:

  • полное безразличие к собственной жизни, пренебрежение к смерти;
  • воспитание чувства самопожертвования и преданности религиозным идеалам;
  • беспрекословное подчинение воли вождя ордена;
  • высокие моральные и физические качества.

В ордене, как и во всем государстве, пропагандировались райские воздаяния в обмен за беспрекословное послушание воли религиозного вождя. В привычном представлении того времени ассасин — это молодой человек крепкого телосложения, беззаветно преданный идеями шариата и свято верящий в высокое божественное положение своего покровителя. Набирали в орден подростков 12-14 лет, которые проходили жесточайший конкурсный отбор. С первого дня новобранцам внушалось чувство избранности для достижения высоких целей.

Принято считать, что идеологический и религиозный аспекты являются основными аспектами прочной структуры ордена. Однако его реальная сила держалась не только на высоких моральных качествах его членов. Профессиональная подготовка, которой ассасины занимались с утра до вечера, в перерывах на намаз, давала превосходные результаты. Воины средневекового спецназа в совершенстве владели любым оружием и приемами рукопашного боя. Ассасин прекрасно владел приемами верховой езды, мог точно стрелять из лука, отличался выносливостью и хорошей физической силой.

Кроме того, в программу обучения входили практические и теоретические знания в области химии и медицины. Искусство ассасинов в применении ядов достигло совершенства. Существует теория, что Екатерина Медичи, будучи искусным мастером по отравлению ядами, получала уроки этого ремесла именно у ассасинов.

В заключение

Одним словом, подготовка шпионов и профессиональных убийц у шейха Хасана I была поставлена на поток. Результаты столь тщательной и всесторонней подготовки не заставили себя ждать. Дурная слава о могуществе ордена быстро разошлась по миру. Благодаря своим слугам Хасан I, прозванный в исламском мире и далеко за пределами Горным Старцем, сумел не только добиться своих целей, но и поставить политический террор на поток. Государство низаритов сумело просуществовать довольно длительный период, успешно играя на политических противоречиях своих более сильных соседей.

Что касается ордена Ассасинов, то эта организация стала не только инструментом внешней политики низаритов, но и весомым источником дохода. Услугами профессиональных убийц и шпионов не брезговали пользоваться правители и политики разных стран и государств, решая свои политические вопросы в достижении определенных целей.

Глава шестая. Ассасины

К сожалению, слово «ассасин» стало сейчас настолько распространенным, что мы редко задаем себе вопрос, как, почему и когда оно возникло. Профессия наемного убийцы стара как мир, но первые люди, получившие название «ассасины», жили в конце одиннадцатого века на территории современного Ирана. Сами они вовсе не называли себя ассасинами. Этим именем их нарекли сирийцы, когда в том же одиннадцатом веке они стали селиться в горной части Сирии.

Основал секту ассасинов Хасан ибн Саббах. Этот мусульманин-шиит родился в 1060 году в персидском городе Кум и еще ребенком переехал в город Рей (современный Тегеран). Семья Хасана принадлежала к шиитам-двунадесятникам, а не к доминирующей шиитской группе, но это не мешало членам семьи занимать уважаемое место в обществе. В своем жизнеописании Хасан пишет, как он встал на путь более радикальной веры: «С самого детства, с семи лет, я ощутил любовь к постижению различных наук и пожелал стать ученым-богословом; до семнадцати лет я искал тропу знаний, но оставался в лоне двунадесятников - веры моих предков». Затем Хасан встретил человека, который увлек его исмаилитской ересью, разновидностью шиитского ислама, которую исповедуют приверженцы потомков Исмаила, сына имама Джафара ас-Садика, жившего в восьмом веке. За несколько веков исмаилиты развили философию и мировоззрение, существенно отличающиеся от основного направления ислама.

После углубленных занятий и духовных поисков Хасан наконец был обращен в новое вероучение. Это произошло во время серьезной болезни. «Я подумал: не может быть сомнений в истинности этой веры, только великий страх мешал мне принять ее. Теперь мой час пробил, и я умру, если не прикоснусь к истине».

Чтобы понять место ассасинов в исламском мире в те времена и сейчас, нужно иметь представление о различных течениях внутри ислама.

Две главные ветви ислама - это шиизм и суннизм. Разделение на эти направления произошло почти сразу после смерти пророка Мухаммеда. Первое разногласие касалось вопроса, кто должен стать преемником пророка. Сторонники Абу Бакра, дяди Мухаммеда, стали суннитами. Шииты взяли сторону Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, женатого на его дочери Фатиме. Вскоре между этими направлениями обозначились фундаментальные различия, причем религиозную практику они затрагивали мало. Шииты полагали, что мусульманину надлежит иметь учителя (имама) и не следует пытаться самостоятельно толковать текст Корана. В то же время сунниты считали, что мусульманская община может сама выбрать себе главу и что, следуя главным заповедям Корана, мусульманин сохраняет определенную свободу в выборе типа поведения.

Позже шииты разделились, поскольку не смогли прийти к единому мнению, кто был самым главным и почитаемым имамом. Сначала имама выбирали из потомков Али и Фатимы. Затем шииты раскололись на последователей Хасана и Хусейна, внуков пророка. Те, кто полагал, что истинным имамом был Хусейн, видели в его потомках своих имамов вплоть до середины восьмого века.

Сложности начались, когда имам Джафар назначил своим наследником не старшего сына Исмаила (возможно, из-за пристрастия последнего к вину), а более молодого Мусу. Большая часть общины признала Мусу имамом, но нашлись и такие, кто с этим не согласился.

Исмаил умер прежде своего отца, и это должно было положить конец разногласиям. Однако исмаилиты отказались присоединиться к последователям Мусы. Вместо этого они выдвинули идею, согласно которой, хотя «видимый» имам уже покинул землю, существуют «скрытые» имамы, которые посылают своих представителей, чтобы продолжать наставление правоверных. Когда же наступает подходящий момент, скрытый имам появляется среди людей и встает во главе мира, где воцаряется справедливость.

Тем временем последователи Мусы и его потомков стали жить по законам суннитов. Когда двенадцатый имам Мухаммед аль-Махди исчез (приблизительно в 874 году), его последователи решили, что он вернется «в конце времен», а другие им не нужны. Они принялись ожидать возвращения имама, не особенно заботясь о земных делах. Так появилось движение двунадесятников, представители которого считали исмаилитов еретиками и вообще не мусульманами.

Можете себе представить, какой прыжок пришлось сделать Хасану ибн Саббаху, чтобы перейти из двунадесятников в исмаилиты. Он покинул родную семью и провел несколько лет в странствиях, посвящая себя изучению исмаилизма, а затем и проповеди этого вероучения.

В это время значительная часть исламского мира находилась под властью сельджуков. Сельджуки были ярыми суннитами ортодоксального толка, лишенными - в отличие от последователей традиционного ислама - терпимости к христианам и евреям. Более того, они были полны решимости силой вернуть всех шиитов на путь суннизма. Неудивительно, что в шиитских общинах к ним испытывали крайнюю неприязнь.

Секта исмаилитов Хасана претерпела изменение, теперь ее члены стали низаритами, по имени человека, которого они считали истинным имамом. В большинстве мусульманских документов ассасинов как раз и называют низаритами. Они обосновались в замке Аламут, на севере Ирана, примерно в 1090 году. С этого времени и пошла по свету легенда об ассасинах.

На первых порах низариты хотели сокрушить мощь сельджукских завоевателей. Они проникали в окружение сельджукских султанов и старались продвинуться по службе, пока не занимали посты, позволявшие приблизиться к султану достаточно близко, чтобы совершить убийство. Подойти вплотную к хорошо охраняемой жертве было делом чести для низарита. В сущности, убийство одновременно означало осознанное самоубийство.

Благодаря скрытности и внезапности своих ударов низариты внушали ужас и ненависть сельджукам и другим суннитам. «Убивать их так же законно, как утолять жажду, - говорили сельджуки. - Пролить кровь еретика - дело более похвальное, чем умертвить семь десятков неверных греков». Нередко убийство одной важной персоны приводило к массовому уничтожению местных исмаилитов, хотя те и не были низаритами. Сунниты, двунадесятники и исмаилиты отдалялись друг от друга все дальше и дальше.

Низариты становятся ассасинами

Крестоносцы обратили внимание на низаритов лишь в конце двенадцатого века. К этому времени они получили известность как хашшишины, или ассасины - так называли их сирийцы. Вот что писал о них в 1180-х годах Вильгельм Тирский: «Неподалеку от Тира… живет некий народ, владеющий десятью замками и землей вокруг этих замков, и числом он, как мы часто слышали, шестьдесят тысяч или более того… И мы, и сарацины называем этих людей ассасинами, но откуда взялось это название, мне неведомо».

Только в начале девятнадцатого века французский историк Сильвестр де Саси определил, что слово «ассасин» произошло от слова «гашиш». Это открытие породило несколько мифов. Согласно одному из них, молодые низариты под воздействием наркотиков проникались верой, что побывали в раю и смогут вернуться туда, лишь приняв мученичество. Другая легенда, повторяемая и современными историками, утверждает, что гашиш придавал низаритам смелости для совершения убийства.

Впервые я услышала это объяснение еще студенткой, но и тогда оно показалось мне довольно странным. Во-первых, гашиш обычно не усиливает агрессивность, скорее, он оказывает обратное действие. Я представляла себе хихикающих мужчин в черных плащах, которые крадутся по дворцовым покоям в поисках жертвы, то и дело останавливаясь, чтобы полюбоваться тут роскошным фонтаном, там - игрой красок в залитом солнечным светом саду. Однако большинство современных историков полагают, что это название выражает презрение к низаритам, представляя их такими же жалкими и ничтожными, как тех, кто пристрастился к наркотикам.

Интересно отметить, что, как и в случае тамплиеров, легенды об ассасинах затмили их реальную историю.

Ассасины и тамплиеры

Вильгельма Тирского ассасины интересовали мало, поскольку они редко нападали на христиан. Более того, сирийские ассасины время от времени заключали союз с крестоносцами, чтобы противостоять общим врагам. В 1128 году ассасинам Баниаса угрожал Дамаск. Их предводитель и еще несколько человек были распяты на стенах Дамаска, «дабы все видели, как Бог поступает с гонителями истинных мусульман и примерно наказывает неверных». Не желая покоряться Дамаску, ассасины предпочли сдать Баниас Балдвину II , королю Иерусалима.

Начиная примерно с 1152 года сирийские ассасины платили храмовникам ежегодную дань в размере двух тысяч византинов. Предположительно, это было наказанием за убийство графа Раймунда Триполийского, совершенное как раз в 1152 году, но точных данных на этот счет у нас нет. Вскоре такой же платы потребовали и госпитальеры, обосновавшиеся в крепости Крак-де-Шевалье на границе с землями ассасинов.

В связи с этим Вильгельм Тирский рассказывает нам еще одну поразительную историю о тамплиерах.

Предводитель ассасинов (Вильгельм называет его «Старец Горы») изъявил желание заключить союз с крестоносцами. Он прислал к Альмариху, королю Иерусалимскому, своего представителя по имени Боабдил и его устами попросил наставлений по обращению в христианство. Загвоздка состояла в том, что условием такого обращения ставилось освобождение ассасинов от ежегодной уплаты тамплиерам двух тысяч византинов. Альмариху идея понравилась, но Орден рыцарей Храма был против. Когда посланец ассасинов возвращался в Сирию, тамплиеры подстерегли его и убили.

Далее Вильгельм описывает, в какую ярость пришел король. Альмарих попытался арестовать предводителя отряда, напавшего на ассасина, Вальтера де Месниля, но тамплиеры возмутились и обратились к папе. Трудно сказать, куда бы зашло это дело, но король Альмарих вскоре умер. Одним из регентов при его сыне Балдвине IV стал Раймунд, сын убитого графа Триполийского, который вовсе не был заинтересован в наказании тех, кто убивал ассасинов. Так ассасины, оставшись мусульманами, продолжили платить дань тамплиерам.

Все это вызывает недоумение историков. Некоторые полагают, что Вильгельм просто-напросто выдумал этот эпизод. К тому же описанные им события не подтверждаются другими источниками того времени. Представляется странным, что ассасины вдруг пожелали принять христианство просто для того, чтобы сэкономить деньги. В той же мере странно, что тамплиеры, рыцари Господа, пренебрегли случаем обратить в истинную веру сразу так много душ. Вильгельм Тирский полагал, что алчность рыцарей взяла верх над их благочестием, и использовал описанный эпизод как доказательство того, сколь низко пал орден за время, прошедшее с его основания, когда он славился смирением своих членов.

Мы вряд ли узнаем истину, если не будут найдены какие-либо новые документы. Однако современники Вильгельма верили в рассказанную им историю, и это показывает, что отношение к храмовникам становилось все более противоречивым.

Ассасины продолжали платить дань ордену и в середине тринадцатого столетия, когда они предприняли еще одну попытку положить этому конец, направив своего посланника к французскому королю Людовику IX, который в то время прибыл в Акру во главе крестового похода.

Возникает вопрос: почему ассасины покорно платили эту дань, вместо того чтобы сражаться? Одно из объяснений заключается в том, что их обычные способы избавляться от неугодных правителей не подходили для рыцарских орденов. Жан де Жуанвиль, биограф Людовика, пишет, что «ни тамплиеры, ни госпитальеры не боялись ассасинов, поскольку их предводитель прекрасно знал: прикажи он убить магистра одного из этих орденов, на место убитого встанет другой, ничуть не хуже, а потому он ничего не выиграет от этой смерти. По этой причине он не желал приносить своих ассасинов в жертву ради деяния, которое не даст ему никаких преимуществ».

Король Людовик отказался отменить дань, а магистры тамплиеров и госпитальеров высказали угрозы в адрес посланника, который вскоре снова вернулся с дарами для короля и сделал еще одну попытку примирения. Людовик, в свою очередь, послал к ассасинам говорящего по-арабски священника Ива ле Бретона с ответными дарами, дабы склонить их к принятию христианства, но миссия ле Бретона не удалась.

Через восемьдесят лет после Вильгельма Тирского Жуанвиль, оценивая отношение ордена к ассасинам, увидел в тамплиерах героев и защитников веры.

Христиане, похоже, полагали, что ассасины не являются мусульманами. Жуанвиль пишет, что они считают себя последователями не Мухаммеда, а его дяди Али. Испанский еврей Вениамин из Туделы также относил ассасинов к отдельной группе. Путешествуя по Ближнему Востоку в 1169 году, Вениамин пишет в путевых заметках: «Отсюда четыре дня пути до земли Мулахид. Ее населяют люди, которые не исповедует веры Мухаммеда. Высоко в горах дома их, и поклоняются они Старцу из страны хашшишимов. Есть среди них и четыре общины Израиля, которые идут с ними во время войны. Они не подчиняются персидскому царю, но живут высоко в горах и спускаются с них, только чтобы захватить добычу и снова вернуться в горы, и никто не может справиться с этим народом».

Вера в то, что ассасины способны нанести удар в любом месте, была широко распространена среди христиан и мусульман. Французский летописец Гийом де Нанжи рассказывает, как Старец Горы послал ассасина во Францию, чтобы тот убил короля Людовика IX (Людовика Святого). «Но в пути Господь смягчил его сердце, побудив ассасина думать о мире и согласии, а не об убийстве».

Ассасины прекратили платить дань только после падения крепости госпитальеров Крак-де-Шевалье в 1271 году.

В четырнадцатом столетии во время монгольского нашествия все твердыни ассасинов пали, а сами они рассеялись. Однако в течение некоторого времени им удавалось держать в страхе весь исламский мир. Никто не ведал, где и когда они нанесут удар. О фанатизме ассасинов и об их пороках ходили легенды. Наиболее часто повторялась история о матери, которая узнала, что отряд ее сына преуспел в убийстве некоего султана, и возликовала - ведь теперь, подумала она, он стал мучеником. Узнав же, что сын остался жив, мать предалась скорби.

На протяжении всей истории существовали люди, которые пытались изменить мир, убирая ключевых лидеров. Хороший пример тому - убийство эрцгерцога Фердинанда и его жены, которое привело к Первой мировой войне. Нам, разумеется, неизвестно, подобную ли цель преследовали ассасины.

Следует заметить, что ассасины, хотя и были готовы принять смерть, исполняя свой долг, не убивали кого придется, наугад, но уничтожали только заранее выбранную жертву из числа важных фигур. Такая стратегия была предметом их гордости. История этой секты - это сложное переплетение веры, самоотверженности, фанатизма, мистицизма и прагматизма.

Во многих отношениях они были сродни тамплиерам.

Из книги 100 великих загадок истории автора

Из книги Закрытые страницы истории автора Горбовский Александр Альфредович

1. Ассасины, люди «Старика с гор» В 1098 году граф де ла Котье, личный представитель короля Франции, после многих недель пути добрался наконец до цели своего путешествия – замка Аламут. Замок этот, расположенный в горах северного Ирана, известен был не столько своей

Из книги Осень Средневековья автора Хейзинга Йохан

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

ГЛАВА 16. АССАСИНЫ – СЕКТА УБИЙЦ Возникновение секты и первые завоевания Ассасинами, или гашишинами, стали называться в средневековых хрониках адепты ветви шиитской секты, приверженцев которой называли исмаилитами.В X веке фатимидский халиф Египта Мустансир назначил

Из книги Гитлер. Неотвратимость судьбы автора Ушаков Александр Геннадьевич

ГЛАВА ШЕСТАЯ Сталин без особого восторга наблюдал за победным маршем гитлеровских армий по Европе. К этому времени «друг Адольф» уже не стеснялся и ввел свои войска в Румынию - он очень опасался, что после Бессарабии Сталин возьмет и Румынию и лишит его столь необходимой

Из книги Как рассказывают историю детям в разных странах мира автора Ферро Марк

Ассасины (курильщики гашиша) В это же время секта исмаилитов создала под предводительством Хасана ибн Саббаха тайную организацию ассасинов, которая подготавливала убийства правителей.Это была «строго централизованная организация; ее члены – борцы, или фидаи, – убили

Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров Виктор

Ассасины Основание орденаТолько Аравия и Сирия могли быть театром ужасных деяний Старца или, лучше сказать, Владыки Горы. Хасан ибн Саббах, один из проповедников Каирской школы, человек отважного духа, отличился и приобрел большое влияние в Каире. Это влияние, однако,

Из книги Восточные ордена [Ассасины, ваххабиты, басмачи, дервиши] автора Андреев Александр Радьевич

Ассасины: «То, что положено возле твоей головы, может быть воткнуто в твое сердце» «Джазират-ал-араб», или «Ал-Джазира», что означает «Полуостров арабов», или просто «Полуостров» – так сами арабы называют Аравию. Поверхность Аравийского полуострова равна около четверти

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Секты исмаилитов. Ассасины В 869 г. отряд исмаилитов во главе с Карматом примкнул к восстанию занзибарских рабов-зинджей, в ходе которого бывшие рабы сами превратились в рабовладельцев, с еще большей свирепостью угнетавших всех обращенных ими в рабство. Кар-маты выступали

Из книги Русская революция. Агония старого режима. 1905-1917 автора Пайпс Ричард Эдгар

Из книги Величайшие загадки истории автора Непомнящий Николай Николаевич

КТО ТАКИЕ АССАСИНЫ? Эта секта прославилась коварными убийствами, но ее основателем был человек, бравший крепости, не проливая ни капли крови. Это был тихий, учтивый юноша, внимательный ко всему и охочий до знаний. Он был мил и приветлив, и он сплел цепь зла.Звали этого юношу

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Ассасины и другие союзники Выше мы уже писали о расколе мусульманского мира на суннитов и шиитов, а также о появлении в лоне шиитов исмаилитов. Расколы шли и далее. Появились так называемые низариты, приверженцы Абу Мансура Низара, отстраненного от наследования старшего

Из книги 50 знаменитых загадок Средневековья автора Згурская Мария Павловна

«Старец горы» и ассасины Рай покоится в тени сабель. Хасан ас-Саббах, «Старец горы» Имя ассасинов, или хашишинов, секты таинственных убийц, некогда возникшей на мусульманском Востоке, во все времена внушало ужас. Они своим презрением к смерти и настойчивостью в

Из книги Неизвестный солдат автора Линна Вяйнё

Глава шестая IСражения не прекращались до самого Петрозаводска. Начался второй этап наступления Карельской армии, это было беспрерывное движение по скверным шоссейным дорогам, ведущим от границы к Онежскому озеру. Конечно, солдаты ничего не слышали ни о Карельской

Из книги Террористы автора Андреев Александр Радьевич

Ассасины Аламут держался несмотря ни на что, хотя его отчаянно штурмовали войска могущественного султана Санджара Сельджукида. Ночью после совета Султаната Санджар спал плохо, как будто знал, что его пробуждение будет недобрым. Так и получилось. Первое, что бросилось в

Из книги Иудейские древности. Иудейская война [сборник] автора Флавий Иосиф

Глава шестая Гиркан, наследник Александры, отказывается от престолав пользу Аристобула. – Стараниями Антипатра и с помощью Ареты снова возвращается к власти. – В загоревшемся затем между братьями споре Помпей выступает в качестве судьи 1. Законным наследником