Времена года

Могила есенина на ваганьковском кладбище какой участок. Где находится могила Есенина? Памятник на могиле Есенина. Веселый клоун с грустными глазами

Сергей Александрович Есенин — великий русский поэт. Родился в 1895 году в селе Константиново, Рязанская губерния. Впервые стихи Есенина были опубликованы в журнале «Мирок». Стал одним из самых известных поэтов в истории России. Стихотворения Есенина знакомы буквально каждому в нашей стране и до сих пор входят в обязательную школьную программу по литературе.

Выдающийся поэт прожил 30 лет. За это время он успел написать большое количество произведений, которые навсегда останутся в истории всемирной литературы. Последним стихотворением стало: «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Небольшой стих он передал Вольфу Эрлиху накануне своей смерти, и при этом, по словам Эрлиха, пожаловался, что в номере нет чернил и он вынужден был писать своей кровью. Общепринятой версией гибели поэта является самоубийство. Согласно этой версии, Есенин пребывал в состоянии глубочайшей депрессии после лечения в психоневрологической больнице. 28 декабря 1925 года его нашли повешенным в ленинградской гостинице Англетер, которая находится на углу Вознесенского проспекта и Малой Морской улицы и выходит на Исаакиевскую площадь.

В 1970-80-х годах появились версии об убийстве поэта. Для тщательного расследования этой версии была создана специальная комиссия, которая провела ряд экспертиз. Окончательное решение комиссии — смерть Есенина является самоубийством, а версия об убийстве поэта от рук ОГПУ является вымыслом.

После гражданской панихиды, которая состоялась в Союзе поэтов в Ленинграде, тело Есенина доставили в Москву. В московском Доме печати прошла церемония прощания с участием родственников и друзей. 31 декабря 1925 года Сергей Александрович Есенин был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище .

Посмертное стихотворение Сергея Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья…»:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Надгробие С.А. Есенина на Ваганьковком кладбище в Москве

Хотите заказать красивый памятник, но не знаете где? Заходите на сайт студии мемориал-арт.рф , чтобы ознакомиться с услугами настоящих профессионалов своего дела. Памятника из гранита, мрамора и других материалов, а также скульптуры, мемориальные комплексы и многое другое.


Публикация в ежнедельнике "ВНЕ ЗАКОНА", от 22 декабря 2008 г.

Тайна — ограничения, налагаемые на доступность определенной информации, составляющие один из существенных признаков власти.
Социальная психология. Словарь под редакцией М.Ю. Кондратьева



Ломать легенду или не ломать?..

«Не трожь легенду! Сломаешь легенду — не будет народной любви» — это слова героя Олега Павловича Табакова — генерала ФСБ Симагина — из телевизионного фильма «ЕСЕНИН». С генералом трудно согласиться: народная любовь к Есенину держится не на «легенде» о жестоком убийстве и не на интриге, десятки лет поддерживаемой государством и его институтами. Ведь тогда в разряд «горячо любимых» попали бы тысячи общественных деятелей, писателей и поэтов, павшие жертвами несправедливости и политического терроризма того времени. Любовь к Есенину живет в его поэзии — гениальной исповедальной лирике и созвучности со взглядами и душой каждого читателя. Хотя, безусловно, то, как оборвалась жизнь поэта, слава которого уже при жизни была фантастической, волнует многих его поклонников и по сей день. Корни этого народного «неспокойствия» произрастают из упорно сохраняемой тайны гибели поэта, из малопонятного стремления властей или определенных персон не допустить утечки достоверной информации о случившемся любыми путями. Загадочных моментов, составляющих тайну гибели Есенина, известно предостаточно. Но нет объективных объяснений ни одного из них.



Загадка Первая — мистическая. Призрак Пятого номера

Тело С. А. Есенина обнаружили в Пятом номере «Англетера», и уже с этого момента начинаются «чудеса и приключения», объяснения которым трудно найти. На сегодняшний день известны две фотографии обстановки номера, выполненные разными фотографами по просьбе разных «заказчиков».
Первая фотография — изображение комнаты, сделанное портретистом Моисеем Наппельбаумом 28 декабря 1925 года по заказу ОГПУ и органов дознания Ленинграда.


Фотограф М. Наппельбаум. 28 декабря 1925 год.


Вторая — изображение комнаты, сделанное фотографом Пресняковым в январе 1926 года по заказу жены Есенина Софьи Андреевны Толстой.

Фотограф Пресняков. Январь 1926 год.
Пятый номер гостиницы «Англетер»


Фотодокумент, много лет хранящейся в архиве Софьи Толстой, рассматривается в подобном ракурсе впервые. При сравнении двух фотографий находим ключевое отличие: трубы парового отопления на фотографии Преснякова находятся в левом углу комнаты, а не в правом, как нам это демонстрирует снимок М. Наппельбаума. Впрочем, это служит очередным доказательством уже озвучиваемой на страницах «Вне Закона» версии о намеренном подлоге фотографии и ее зеркальной перевернутости.
Если вглядеться в снимок, сделанный в частном порядке для Софьи Андреевны, можно сразу увидеть нечто такое, что не взялись объяснить даже маститые криминалисты. Вы уже поняли, о чем речь?..
Фотограф (а возможно и кто-то другой?) от руки изобразил в оконном проеме оборки (или рюши), изображающие раздвинутые шторы. Оборки прорисованы посредством ручного нанесения многочисленных штрихов крест-накрест. Самодельное происхождение этих «рюшечек» не поддается сомнению. А вот цель, с которой они были сделаны, — совершенно непонятна. Ведь настоящая портьера никуда не девалась, ее фалды явственно видны на фотографии.
Для того чтобы разобраться с целями и мотивами подобной живописи, мы решили вернуть фотографию к исходному виду, то есть стереть элементы постороннего вмешательства. Попытка убрать искусственно нанесенные штрихи обернулась получением силуэта человеческой фигуры в оконном проеме:В принципе данную фигуру можно «угадать» не стирая черточек с помощью графической программы. Достаточно абстрагироваться и взглянуть «поверх» штрихов на то, что они маскируют. Что означает силуэт и что он собой представляет — чьё-то стертое изображение или искусственно созданный контур человеческой фигуры?
Снимок, как нам кажется, указывает на что-то, символом чего является фигура, «стоящая» на подоконнике. Специалисты по судебной фотографии, видевшие снимок, не смогли дать каких-либо объяснений. Обращения к парапсихологам и экстрасенсам привели к возникновению мнения, что это настоящий фантом. «Души людей, насильственно умерщвленных, не скоро покидают места своей гибели. На фотографии могла проявиться душа человека, погибшего здесь», — высказывала свою точку зрения экстрасенс Светлана N.
Как бы там ни было, отмахнуться от факта странного изображения не удастся — фотография была сделана специально для жены Сергея Есенина, всю свою жизнь посвятившую сохранению наследия поэта и сбору материалов по увековечиванию памяти о нем. С уверенностью можно сказать одно: засвеченный силуэт в окне, закамуфлированный канвой из рюш, не мог быть банальным «дефектом» печати или ошибкой фотомастера. В этом случае требовательная Толстая заказала бы повторный снимок. Фотография ее не просто устраивала, она бережно хранила ее всю жизнь. Понимала ли Софья Андреевна значение изображенного силуэта?.. Знала ли смысл фигуры в окне?.. Скорее всего — знала. Ведь эта фотография нужна была именно ей — близкому человеку, любящему, ищущему и стремящемуся знать правду.

Загадка Вторая — документальная. Эти странные рваные бумажки

Документальная сторона дела находится в столь плачевном состоянии, что возникает убеждение: документы сохранились не «благодаря», а «вопреки» создаваемым условиям. Впервые широкой публике документы «Официального дела о самоубийстве С. А. Есенина» были показаны в ходе работы Комиссии Всероссийского писательского Есенинского комитета по выяснению обстоятельств смерти поэта под руководством Ю. Л. Прокушева. Позднее они были опубликованы в итоговой книге — «Смерть Сергея Есенина. Документы. Факты. Версии». Документы рассматривались с точки зрения наличия в них прямых доказательств самоубийства, но почему-то никто не задал простой вопрос: а что это вообще за странные бумажки?.. Почему они все порваны и подрезаны?.. Почему ни один из АКТОВ, на которые так серьезно опираются сторонники официальной версии, не написан на бланке того учреждения, которое отвечает за объективность и достоверность указанных в них данных?..
Например: Акт обнаружения тела в гостинице «Англетер», составленный участковым надзирателем 2-го отделения Ленинградской милиции Николаем Горбовым.
Лист желто-серой бумаги без намеков на реквизиты милиции вообще и 2-го отделения Ленинградской милиции в частности. Имеет повреждение в нижней части. Как раз в том месте, где понятые ставили свои подписи. Вырванные края были кем-то подрезаны ножницами.

Второй пример: Акт вскрытия тела, составленный судебным медицинским экспертом Александром Григорьевичем Гиляревским 29 декабря 1925 года.

Для этого судебно-медицинского документа также оказались лишними реквизиты учреждения, на базе которого проводилась экспертиза. Ни данных о регистрации, ни номера или какой-либо иной административной информации не обнаружено.
Лишним кому-то показался и весь нижний фрагмент листа, где должны быть указаны понятые, присутствовавшие при вскрытии тела поэта. Форма повреждения полностью совпадает с формой выдранного фрагмента Акта Н. Горбова. Второй же лист Акта вскрытия тела С. А. Есенина, содержащий главную часть документа — Заключение — потерпел еще большее надругательство — от него попросту отрезали половину листа. С бумагой было так плохо? Или информация, содержащаяся в нем, не предназначалась даже для секретного хранения?


Остальные, не менее важные, документы дела — Протоколы опроса Вольфа Эрлиха, Георгия Устинова, Елизаветы Устиновой, Василия Назарова — повреждены идентичным образом: в нижней части листа отсутствует центральный фрагмент, по форме совпадающий с тем, что мы видим на фотографиях. Кто, когда, с какой целью и при каких обстоятельствах позволил себе обращаться с документами следствия подобным образом — остается загадкой.
А главного «хроникера событий» по обнаружению в номере гостинице «писателя, приехавшего из Москвы» — 40-летнего участкового надзирателя Н. Горбова — эти печальные события подкосили настолько, что он стал менять свои почерки в зависимости от документа. Например, в своем Акте он решил подписаться вот так:А в Протоколах опроса свидетелей он уже так поднаторел в каллиграфических изысках, что почерк стал стремительным и летящим как у заправского писаря:

Подпись Н. Горбова в Протоколе опроса Василия Назарова, коменданта гостиница «Англетер»

Подпись Н. Горбова под Протоколом опроса Вольфа Эрлиха


Сразу замечу, что графологическую экспертизу на официальном уровне никто не проводил. Видимо, не усмотрели смысла в этом процессе. Возможно, нет ничего криминального в том, что за Николая Горбова расписывались все, кто умел писать. В конце концов, отлучился участковый надзиратель на пять минут по какой-нибудь нужде — чего ж теперь чернилам сохнуть?.. Подошел первый попавшийся и «подмахнул». Это не страшно. Страшно то, что всю страну заставляют ВЕРИТЬ этим рваным писулькам и фальсифицированным клочкам в течение 83-х лет.
Могли и могут ли такие «листики» являться официальными документами, на основании которых выносятся решения исполнительных органов?.. Возможно ли, чтобы на основании этих «листиков» родным поэта отказывали вправе заказывать молебны в православном храме?.. Мать поэта Татьяна Федоровна Есенина, исконно верующий человек, свое отношение к смерти сына выразила тем, что ни на минуту не допустила мысли о невозможности или греховности совершения православных обрядов по убиенному Сергию. В церкви села Константиново отслужили молебен по Сергею Есенину, как это полагалось по православной традиции. Более того, есть сведения, что поэта отпевали и в Ленинграде, и в Москве. Есть о чем задуматься.

Загадка Третья — потусторонняя. «Распни его!..»

Миллионы людей со всех концов мира посещают могилу С. А. Есенина на Ваганьковском кладбище. Люди с поклоном идут почтить память поэта. Так повелось с самых первых дней 1926 года и длится по сей день. Но обладают ли эти действия поклонения праху сокровенным смыслом, если праха поэта в могиле нет?
Светлана Петровна Есенина, племянница поэта, является на сегодняшний день единственным свидетелем похорон матери Сергея Александровича — Татьяны Федоровны Есениной. Ее воспоминания должны и могут послужить важнейшей причиной для начала официального расследования.
— Моя бабушка, Татьяна Федоровна, умерла 03 июля 1955 года, — рассказывает Светлана Петровна, — Это была настоящий удар для всей нашей семьи. Первая в моей жизни утрата самого близкого человека. Все события, которые последовали за бабушкиной смертью, и сами похороны отложились в памяти в мельчайших деталях. Татьяну Федоровну хоронили рядом с сыном. Но я совершенно отчетливо помню, что слева, немного выше ее гроба, находился чей-то желто-оранжевый с белыми разводами и белой рюшей гроб. Он был еще совсем в хорошем состоянии.

У чьей могилы стоит мать С. А. Есенина?..
1947 год. Ваганького. Фото из архива С. П. Есениной.
Публикуется впервые.


Это не единственное свидетельство того, что захоронение Сергея Есенина подвергалось кощунственному вмешательству. Родные поэта хранят видеозапись рассказа Алхимовой Маргариты Васильевны, из которого следует, что останки поэта были потревожены в первую же ночь после захоронения. Она записала в 1983 году рассказ человека, который в 20-гг., работал шофером в ОГПУ и был непосредственным участником этих событий в составе целой бригады. «Мы вынули гроб Есенина и передали его другой группе, которая унесла его вглубь кладбища. А сами остались приводить могилу в порядок». Рассказать раньше об обстоятельствах той ночи человеку мешал страх. Но унести тайну с собой не позволила совесть.
В том далеком 1926-м году на могиле поэта стоял крест, который мы видим на фотографии. оздатель его неизвестен, но он, безусловно, придал своему творению легко читающуюся смысловую нагрузку.

Могила С. А. Есенина, 1926 год.
Фото из семейного архива С. П. Есениной.
Публикуется впервые


Фигура распятого Христа уж больно необычна: короткая стрижка, кудрявые волосы, есенинская челка. Довершают образ полевые цветы вместо терновника в венке и под ногами. Полевые цветы как символ России. Перед нами варварски убитый поэт, мученик. Художник словно хотел сказать: здесь покоится прах несправедливо загубленной души, замученного человека, распятого озверевшими убийцами.
Стоял этот крест довольно недолго. Власти поспешили заменить его на менее значимый, лишенный смыслового подтекста. Всего на могиле Сергея Есенина сменилось четыре креста. И только в 1950 году был установлен бронзовый барельеф от Союза писателей СССР, выполненный скульптором Л. М. Белокуровым. В 1986 году его сменил памятник скульптора А. Бичукова, известного своим трепетным отношением к Сергею Есенину. Однако и здесь не обошлось без странностей… Всю площадку вокруг Есенинского комплекса залили бетоном. Бетонная подушка, уходящая вглубь больше 1 метра, по объяснению властей, должна была послужить укреплением для совсем небольшого памятника.

Загадка Четвертая — психологическая. Давай бояться вместе!..

«Ну… Есенин — это сложный вопрос…» — говорят одни чиновники.
«А что вы хотели? Есенин − это фигура политическая», — говорят другие.
«Ой, да оставьте вы это! Всё равно ничего не добьетесь!» — машут рукой третьи.
А четвертые, переходя на шепот и округляя глаза, шипят: «Вам что проблем захотелось?»
Складывается впечатление, что бетонной подушкой залит не только комплекс на Ваганьково, а всё, что связано с именем гениального певца России. Табуированная тема гибели Сергея Есенина приводит к ущербному освещению его жизни и творчества не только в масс-медиа, но и в школьных и вузовских программах. В режиме тоталитарного сталинского государства подобные «фигуры умолчания» были вполне объяснимы. Но в наш век обнародования правды о кровавом молохе репрессий несдвигаемая тайна вокруг имени Есенина выглядит по меньшей мере странно. Попытки журналистов, режиссеров, актеров, деятелей искусства, а самое главное — родных и близких Сергея Александровича вынести на телевизионное обсуждение тему жизни и творчества поэта наталкиваются в лучшем случае на цензуру и ущербное освещение.
Подобной судьбы удостоился телевизионный фильм «ЕСЕНИН», снятый по роману Виталия Безрукова продюсерским центром Первого канала в 2005 году. По признанию исполнителя главной роли Сергея Безрукова, они как авторы проекта столкнулись с требованием сократить отснятый материал на несколько часов, оставив для выхода в эфир только детективную часть фильма. Еще более трагическая участь постигла лучший документальный фильм о Есенине «Дорогие мои! Хорошие!» режиссера Владимира Паршикова, удостоенный гран-при Губернатора Рязанской области на Фестивале прессы «Хрустальный журавль» и завоевавший звание Лауреата Национальной премии имени Виктора Розова с вручением золотой розы. Этот фильм, содержащий уникальные архивные материалы и оригиналы документов, не принимается федеральными каналами к показу.
Не так давно вышедшая на канале ТНТ программа «Битва экстрасенсов», готовившаяся при непосредственном участии племянницы поэта Светланы Петровны Есениной и обещавшая стать настоящим откровением для поклонников поэта, в своей эфирной версии неожиданно была превращена в 10-минутную нарезку, являющуюся результатом деятельности цензоров, а не творческой группы программы. Являясь участником и свидетелем событий, происходящих на съемочной площадке, Светлана Петровна подтверждает, что к выводу об убийстве поэта пришли семь из девяти экстрасенсов. А зрители ТНТ благодаря изощренному монтажу не услышали внятно версию насильственной гибели ни от одного из экстрасенсов.
Действуют ли некие специальные инструкции «по Есенину» или руководители каналов руководствуются собственным «тонким чувством опасности» — мы не можем этого угадать. Мы видим только результат. А точнее — его отсутствие.

Загадка Пятая — демократическая. Государство правового нигилизма…

Уже много лет Светлана Петровна Есенина и ее сподвижники занимаются темой гибели поэта. За эти годы этой хрупкой на вид женщиной были пройдены сотни инстанций, написаны десятки документов и писем. Надежда то появлялась, то угасала. Менялись власть имущие чиновники, менялись обещания, менялись тактики и рекомендации, но главного так и не произошло.
«Наши первые обращения в Генеральную Прокуратору РФ, − говорит Светлана Петровна, − мы начинали с Э. А. Хлысталовым и историком-архивистом А. С. Прокопенко, который принимал участие в раскрытии «Катынского дела». Позже к нам присоединился режиссер-документалист Владимир Паршиков и артист Сергей Безруков. Цель наших действий заключается не в поиске лиц, совершивших преступление. За давностью лет нет смысла выискивать и называть имена тех, кто давно ушел в мир иной. Мы, родные поэта, хотим только одного: объективного расследования обстоятельств смерти поэта. Мы хотим лишь снять клеймо «самоубийцы-висельника» с С. А. Есенина. Хотим его нравственной реабилитации в глазах российской и мировой общественности».




Родные на свое обращение к Президенту В.В. Путину, составленное в мае 2005 года, ответа не получили.


Светлана Петровна совершенно права, считая, что за Есенина еще есть кому побороться. Кроме родных поэта, остаются люди, неравнодушные к «делу Есенина» и к тому, как «самоповесили» поэта 83 года назад и продолжают «вешать» по сей день.
Действия руководства страны в текущий момент вполне конкретно направлены на создание в России «произвола закона». В надежде на это семья Есенина адресовала свой очередной запрос к Президенту Дм. Медведеву. Хочется верить, что Закон будет одинаковым для всех, русский национальный поэт Сергей Есенина наконец-то окажется в поле зрения именно Закона, а не тех черных злопыхателей, что преследуют его светлое имя десятки лет.

Галины Бениславской не было. М. Ройзман рассказывал: «Спустя немного после смерти Есенина я увидел Бениславскую за столиком в здании телеграфа. Перед ней лежал чистый бланк для телеграммы, она сидела задумавшись, с ручкой в руке. Я поздоровался с ней и увидел, что она похудела, даже постарела. Я спросил, не больна ли она?
Нет, я здорова, — тихо ответила она. — Но я каждую минуту думаю, что Сергея Александровича уже нет!
»

После его смерти Галина запишет в дневнике: «Пришли страшная безысходность и невозвратимость потери. И такая же смертная тоска по нём у меня.Тому, кто видел его по-настоящему — никого не увидеть, никого не любить ».

Она пробует как-то жить, заливать душу вином, бросается из стороны в сторону. Облегчения нет. И Галина принимает решение уйти из жизни.
Это произошло 3 декабря 1926 года на Ваганьковском кладбище рядом с могилой Есенина.

Могила Есенина в её первоначальном виде

«Женщина нервно курила папиросу за папиросой. Она ещё так молода, а жизнь, несмотря на трудности и несчастья, так прекрасна… Наконец она решилась. Достала листок бумаги, быстро, чтобы не раздумать, набросала несколько строк: «Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого ещё больше собак будут вешать на Есенина. Но и ему, и мне это будет всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое..."

Ещё некоторое время она стояла не шелохнувшись. Потом на коробке от папирос написала: «Если финка будет воткнута после выстрела в могилу — значит, даже тогда я не жалела. Если жаль — заброшу её далеко…» .

Галина достала пистолет... Через некоторое время она на коробке папирос смогла кое-как дописать: «осечка ». В Москве потом будут говорить, что осечек было несколько. Зато последовавший выстрел оказался точным. Женщина упала без сознания. Пистолет и финка выпали из её рук…
Выстрел услышали у сторожки. К месту происшествия, боязливо прячась за памятники и ограды, первым подоспел кладбищенский сторож. Смертельно раненая женщина в клетчатом кепи и тёмном поношенном пальто лежала на снегу и чуть слышно стонала. Сторож побежал к церкви поднимать тревогу. Скоро пришла милиция, приехала «Скорая помощь». Умирающую направили в Боткинскую больницу, но она уже не дышала. Повозка развернулась и повезла тело покойной на Пироговку, в анатомический театр. Так трагически оборвалась жизнь 29-летней Галины Бениславской, любовь и преданность которой к поэту была безграничной». (Эдуард Хлысталов. «Литературная Россия» № 50. 14.12.2001 г.)

Самоубийство Галины Бениславской потрясло всю Москву. Было принято решение похоронить её рядом с Есениным. Похороны состоялись 7 декабря. На памятнике начертали слова «Верная Галя ». Теперь там выбиты слова Сергея Есенина из его письма к ней:

Какая же она была, эта загадочная и противоречивая женщина, не пожелавшая больше жить в мире, где не было ее Поэта, где не осталось уже смысла существовать, покинувшая его расчетливо и хладнокровно?
Галина Артуровна Бениславская родилась в Петербурге в 1897 году . Она — дочь обрусевшего француза и грузинки.

Росла в семье тётки, так как отец рано оставил семью, а мать лечилась в психиатрической клинике. Была в партии большевиков, побывала в плену у белых, в 1919-22 годах работала в ВЧК секретарём экономического отдела.

Разработчики версии об умышленном убийстве великого поэта распространяют домыслы о том, что Бениславская якобы «была приставлена ГПУ для наблюдения за поэтом» (Ф. Морозов. Журнал «Русь »). Это гнусная клевета. В экономическом отделе, где служила Галина в Особой межведомственной комиссии (ОМК), занимались «выработкой мер по борьбе со спекуляцией и усилению ответственности должностных лиц ». Каких-либо агентурно-осведомительных задач комиссия перед собой не ставила. Жизнь писателей и поэтов по вполне понятным причинам ее не интересовала — то была епархия секретного отдела ВЧК. Поэтому очевидно, что «пристегивать» Бениславскую к Агранову можно было лишь с помощью фантазии.
Но, может быть, Агранов позднее привлек Галину Артуровну в секретный отдел ВЧК? И на этот вопрос существует отрицательный ответ, опять же исходя из ее личного дела.
В одной из справок читаем: «Прошу сотрудницу для поручений сельскохозяйственного отдела Бениславскую Г. А. как фактически в отделе не работающую около 4 месяцев откомандировать в административный отдел ГПУ ». Этот документ датирован 27 апреля 1922 года, а уже через пять дней была подписана бумага с указанием, что Бениславская «уволена со службы ГПУ по личному желанию и направляется в подотдел учета и распределения рабочей силы гор. Москвы ».
Таким образом, сам факт пусть короткой, но официальной службы на Лубянке исключал привлечение Бениславской в качестве секретного сотрудника ГПУ. В противном случае само понятие «секретный» теряло смысл.
Позднее Бениславская перешла работать в редакцию газеты «Беднота ». Галина много читала, хорошо разбиралась в литературе, посещала знаменитое кафе «Стойло Пегаса», в котором в двадцатые годы читали свои стихи лучшие поэты Москвы. Но вся ее жизнь перевернулась 19 сентября 1920 года, когда в один из вечеров, проходивших в Политехническом музее, она услышала Сергея Есенина . В тот день она записывает в своём дневнике:
«Вдруг выходит тот самый мальчишка: короткая, нараспашку оленья куртка, руки в карманах брюк, совершенно золотые волосы, как живые. Слегка откинув назад голову и стан, начинает читать:

Плюйся, ветер, охапками листьев, —
Я такой же, как ты, хулиган.

Он весь — стихия, озорная, непокорная, безудержная стихия, не только в стихах, а в каждом движении, отражающем движение стиха. Гибкий, буйный, как ветер, о котором он говорит, да нет, что — ветер, ветру бы у Есенина призанять удали. И в том, кто слушает, невольно просыпается та же стихия, и невольно хочется за ним повторять с той же удалью: «Я такой же, как ты, хулиган»…
Что случилось после его чтения, трудно передать. Все вдруг повскакивали с мест и бросились к эстраде, к нему. Ему не только кричали, его молили: «Прочитайте еще что-нибудь». И через несколько минут, подойдя, уже в меховой шапке с собольей оторочкой, по-ребячески прочитал еще раз «Плюйся, ветер…».
Опомнившись, я увидела, что я тоже у самой эстрады. Как я там очутилась, не знаю и не помню. Очевидно, этим ветром подхватило и закрутило и меня. Что случилось, я сама еще не знала. Было огромное обаяние в его стихийности, в его полубоярском, полухулиганском костюме, в его позе и манере читать, хотелось его слушать, именно слушать еще и еще…
»

С.Есенин читает свои стихи у памятника А. Кольцову.

В пору знакомства с Есениным (1919-1920 гг.) Бениславская выглядела девчонкой, в которой, когда она с задором спорила или азартно смеялась, проглядывало что-то мальчишеское. «Глаза у неё были замечательные! Большие, карие, с золотыми искрами, почти сросшиеся, вычурно изогнутые брови под прямым узким носом придававшим её узкому лицу особую значимость. Роскошные, загнутые наверх ресницы. Иронический рот и высокий лоб свидетельствовали об уме и силе воли ». (Е. Стырская). Она была похожа на грузинку, отличалась своеобразной красотой и привлекательностью. Тогда у неё ещё были косы галочьего цвета — длинные, пушистые.

Потом остригла. Причесывала короткие волосы на прямой пробор. Беседуя, любила засовывать в обшлага рукавов руки.

Из дневника Галины Бениславской:
«Только удивилась: читала в романах, а в жизни не знала, что так «скоропостижно» вспыхивает это. Поняла: да ведь это же и есть именно тот «принц», которого ждала. И ясно стало, почему никого не любила до сих пор... В этот же вечер отчетливо поняла — здесь всё могу отдать: и принципы (не выходить замуж), и — тело (чего до сих пор даже представить не могла себе), и не только могу, а даже, кажется хочу этого…» .

Есенин покорил Галину сразу и безвозвратно. Следующие две недели прошли под гипнозом его стихов. Она присутствует на всех выступлениях поэта и всегда оказывается в первых рядах слушателей, что не остается не замеченным Есениным. Необычная красота девушки притягивает поэта, но она «сдаётся» не сразу и не показывает виду, что безумно влюблена в него. Надо сказать, что Галина никогда не бегала за Есениным (как это было представлено в нашумевшем фильме по произведению Безрукова-старшего), она появлялась только тогда, когда это было необходимо и исчезала, когда отпадала надобность ее вмешательства.
Постепенно завязываются дружеские отношения между поэтом и подругами Галей и Яной Козловской.

Есенин очень интересовался статьями и заметками о нём самом и об имажинизме вообще. Яна, работая в газете «Беднота», и Галина, пользующаяся информбюро ВЧК, доставали ему много интересующего его материала.
Дальше, по словам Галины, началась сказка, которая стала смыслом её жизни и которая продолжалась до 1925 года. Она потянулась к Есенину, как к солнцу. Позднее в письмах она обращалась к нему: «солнышко мое!».

«Ничего не собиралась добиваться, я только не могла и не хотела не думать о нем, не искать возможности увидеть и услышать его. И позже, уже имея возможность всегда видеть его, когда он начинал читать стихи, я не раз думала, что кроме всего этого я могу еще слушать от него самого только что написанные стихи. В этот день пришла домой внешне спокойная, а внутри — сплошное ликование, как будто, как в сказке, волшебную заветную вещь нашла. С этого вечера до осени 1922-го (два года) я засыпала с мыслью о нем и, когда просыпалась, первая мысль была о С.А., так же как в детстве первой мыслью бывает: «Есть ли сегодня солнце? ».

«Так любить, так беззаветно и безудержно любить. Да разве это бывает? А ведь люблю, и не могу иначе; это сильнее меня, моей жизни. Если бы для него надо было умереть — не колеблясь, а если бы при этом знать, что он хотя бы ласково улыбнется, узнав про меня, смерть стала бы радостью» .
Дневник этот в конце века издан и в России, и в Америке, любовь Галины Бениславской вошла в историю. Люди помнят о её любви вот уже почти столетие. И вряд ли ещё можно найти пример такого спасительного самоотречения в любви, такого бескорыстного всепоглощающего чувства, которое приняли, но не разделили.
Она дождётся, что он скажет ей: «Галя, Вы потрясающий человек. У меня никого нет ближе Вас ». Однако добавит: «Но простите. Я не люблю Вас как женщину ». Она ответит: «Сергей Александрович, я не посягаю на Вашу свободу, Вам нечего беспокоиться ». А в дневнике запишет: "Боже, как мучительно больно... Но я справлюсь с этим. Любить его всегда, всегда быть готовой откликнуться на его зов - и всё, и больше ничего! " И он это ценил и писал ей в письме: «Правда, это гораздо лучше и больше, чем чувствую к женщинам. Вы мне в жизни без этого настолько близки, что и выразить нельзя».

Где-то летом 1921 года Галина чувствует себя необыкновенно счастливой рядом с ним. «Да, март-август 1921-го — какое хорошее время ». Есенин был близок с ней, он не мог не ответить на чувства преданного и горячо любящего его человека. Об этом есть упоминание в ее дневнике, датированное мартом 1922- го. «Нет унижения, на которое я не пошла бы, лишь бы заставить его остановиться лишь ненадолго около меня, но не только физически, от него мне нужно больше: от него нужна та теплота, которая была летом, и все!!! » Запись была сделана в начале уже завязавшихся отношений Есенина с Айседорой Дункан .


Зная, что у Есенина есть жена и дети, Галина вообще не помышляла о завоевании его сердца, хотя ее-то сердце уже стучало в высоком любовном ритме. Потом Есенин показался ей уже «доступным». «Как он «провожал» тогда ночью, пауки ползали, тихо, нежно, тепло. Проводил, забыл, а я не хочу забывать. Ведь Есенин один ».

После ухода от жены поэт оказался в буквальном смысле слова на улице, поиски крыши над головой были его постоянной головной болью. Где он только не жил! Чаще всего приходилось искать убежище на квартирах разных друзей и знакомых, причем за ним обязательно увязывалась толпа прилипал и нахлебников. Он не мог работать в этих условиях. Галина приютила Сергея в своей коммуналке. Потом туда переехала его сестра Катя. Потом Шура...

Есенин за границей с Дункан.

Галина разрывается между ревностью и любовью. «Ведь она (Айседора) сберечь не сумеет? Не может огонь охранять дерево. Быть может, мы его навсегда уже проводили, не сумели сберечь?.. Как он мне дорог. Опять и опять чувствую это. И дорого все, что дорого ему… »
Приходит решение, несмотря ни на что, быть всегда рядом с ним, быть необходимой, быть другом и не требовать большего.
После возвращения из-за границы и ухода от Дункан Есенин окончательно поселяется в большом доме в Брюсовском переулке, так называемом «доме Правды», где жили сотрудники газет «Правда» и «Беднота», в коммунальной квартире на 7 этаже, где Галине принадлежали две маленьких комнатки. Из окна комнаты открывался вид на Кремль.

В этом доме в Брюсовом переулке (дом 2а, кв. 27) Есенин прожил около года... Эта квартира долго оставалась коммунальной, сейчас же её целиком купил кто-то из новых русских и охранник в неё не пускает. Экскурсии приводят во двор и там рассказывают о Есенине.

Добровольно и с великим энтузиазмом эта тихая подвижница взвалила на себя обязанности прислуги, няни, опекунши, литературного секретаря... Секретаря, пожалуй, в первую очередь. Едва ли не половина есенинских писем 1924 года адресовано ей. Но тщетно искать в них хотя бы одно интимное словечко — всё это дружеские, корректные по тону, с неизменным обращением на Вы (хотя и по имени) деловые послания. Она составляет и издаёт его сборники, держит корректуру, ведёт денежные дела, весьма запутанные, переписывает и хранит его рукописи. Секретарь, надёжный и верный, но не больше.
Из воспоминаний А. Мариенгофа : «После возвращения Есенина из Америки Галя стала для него самым близким человеком: возлюбленной, другом, нянькой. Нянькой в самом высоком, благородном и красивом смысле этого слова. Я, пожалуй, не встречал в жизни большего, чем у Гали, самопожертвования, большей преданности, небрезгливости и, конечно, любви. Она отдала Есенину всю себя, ничего для себя не требуя. И уж если говорить правду — не получая ».

В последние годы Галина была чаще всего первой слушательницей его стихов. Она обладала тонким литературным вкусом, и Есенин всегда прислушивался к ее оценкам, не всегда совпадающим с его собственными, к её мягким советам. Галина действовала на него успокаивающе.
«В моем присутствии в течение двух лет произошел только один скандал. Успокаивало его мое спокойствие и моя ровность по отношению к нему; вскоре изучила до тонкости все его настроения. В отношении его настроения и состояния я была совершенно необычайно для меня чутка. Из постоянной тревоги за него выросла какая-то материнская чуткость и внимательность к нему ». Она вспоминает случай:
«Вдруг что-то вынимает из кармана, со страхом и опаской. Как будто сломанная папироска — мундштук от гильзы. Нагибается и на ухо, с отчаянием — все, мол, кончено, — говорит. «Это Аксельрод дал, знаете — кокаин, я уже понюхал один раз, только ничего не почувствовал, не действует». Я от ужаса крикнула: «Сейчас же бросьте! Это еще что такое!». И что есть силы ударила его по руке. А он растерянно, как мальчишка, понявший, что балует чем-то нехорошим и опасным, со страхом растопырил пальцы и уронил. Вид у него был такой: избавился, мол, от опасности. Пробирала я его полчаса, и С.А., дрожащий, напуганный, слушал и дал слово, что не только никогда в жизни в руки не возьмет кокаина, а еще в морду даст тому, кто ему преподнесет ».
Кто знает, если бы не встретилась на пути Есенина Галина Бениславская, не ушёл ли он от нас еще раньше, погибнув от наркотиков или в уличной пьяной драке, где жизнь его столько раз висела на волоске.

Привычное кабацкое окружение Есенина люто ненавидит Бениславскую. «…Я проходила сквозь строй враждебных, ненавидящих глаз. Чего только они не делали, чтобы устранить меня. К их величайшей ярости, они никак не могли раскусить наших отношений. Жена. Не жена. Любовница - тоже нет. Друг. Не видали они таких среди себя и не верили в мою дружбу. И потому не знали, с какой стороны задеть Сергея Александровича. И не понимали, чем же я так приворожила его, что никакими способами не удается поссорить нас ».
Есенин предложит ей: «Галя, я живу у Вас. Ведь пойдут всякие разговоры. Если хотите, я могу жениться на Вас ». Она откажется: «Нет, Сергей Александрович. Только из-за чьих-то разговоров — нет. Так — я не могу. Просто Вы всегда, во всём полагайтесь на меня».
В своих воспоминаниях Г.Бениславская пытается обвинить советское правительство в игнорировании поэта. Горько возмущается, что «оно не имело права не понимать, какая ценность находится на его попечении, и которое все же не только не способствовало возможности расти дальше дарованию Есенина, но даже не сумело сохранить его; пусть даже не сохранить, а хотя бы мало-мальски обеспечить бытовые возможности. А Собинову, Гельцер, Неждановой обеспечивают эти возможности, хотя их вклады в духовную культуру неизмеримо меньше, хотя бы уж потому, что их творчество с ними же умрет, а созданное Есениным переживет много поколений ».

Есенин называл Бениславскую своей «заботницей». Галя — бесспорно была самым настоящим и верный другом С. Есенина. В письмах к ней он пишет: «Повторяю Вам, что Вы очень и очень мне дороги. Да и сами Вы знаете, что без Вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного».

Не верьте тому, что говорят и пишут о Галине Бениславской в дурацких книгах и фильмах: была чекисткой, стучала на Есенина и прочий вздор. Больно смотреть и читать, как порочат память этой прекрасной женщины. Такой любви памятники надо ставить. Есенин, к сожалению, не посвятил ей ни одного стихотворения. Но если бы он не умер так рано, я думаю, он ещё вернулся бы к ней. «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье ». Расстояния не хватило...

Теперь опишу чудо Божьей милости, явленное в отпевании Сергея Есенина. З.мне также рассказала следующую историю, которая произошла с хорошо ей знакомой прихожанкой храма св.муч.Феодора Тирона, Т.
На следующий день она пошла к своей старшей сестре и рассказала ей об этом удивительном сне. Сестра ей посоветовала, что если этот молодой мужчина опять ей приснится и будет просить ее о том же, то спросить его, кто он такой, как его имя и фамилия и отчего он умер.
Через день Т. опять явился этот молодой человек во сне и стал просить ее о необходимой для него услуге, говоря, что Господь Бог по Своей необычайной милости позволил ему явиться к ней и просить ее об этой чрезвычайно важной для него, усопшего, милости. На вопрос "Кто ты?" - он ответил: "Я Сергей Есенин. Похоронен в Москве без отпевания".

Прибежав к сестре, она сообщила ей эту новость. "Это невозможно!", - воскликнула сестра: "Ты что, не знаешь, кто такой Сергей Есенин?". Но Т. в самом деле не знала о нем. В школе они не проходили о его творчестве. Стихов его она не читала, жила она в простой рабочей среде, где разговоры о поэзии ведутся очень редко. К тому же, став певчей храма, она почти не интересовалась светской литературой. "Сергей Есенин – объяснила ей ее старшая сестра - это знаменитый русский поэт. Но жизнь он вел далекую от совершенства. Злоупотреблял алкоголем, был много раз женат, но самое главное - умер от самоубийства. Его нашли в номере гостиницы "Англетер" (ныне "Астория"), висящем на собственном шнурке от ботинка на радиаторе отопления. Причем, повесился он, стоя на коленях. Как о висельнике, о нем вообще нельзя молиться в церкви. Поэтому и похоронили его без отпевания". "Что же делать?", - спросила Т. "Ничего. Наверное это просто искушение, отпевать его нельзя", - ответила сестра.

Однако, на следующую ночь Сергей опять явился Т. и опять стал ее просить об его отпевании, объясняя ей, что его оклеветали и что он не самоубийца, а его убили. Т., проснувшись, прибежала к сестре и рассказала ей об увиденном сне. "Пойдем в церковь, закажем молебен, будем просить Бога о заступлении от напасти", - предложила сестра. Так они и сделали.

Неделю-две Т. спала спокойно. Но, вот, опять видение повторилось. На этот раз Сергей не только просил ее отпевать его, но и сам предлагал ей, как это сделать: "Не бойся меня - говорил он ей - По великому Милосердию Божиему мне позволено просить тебя о помощи. Ты не берешь ответственности за мою душу, даже если не веришь мне. Пойди на кладбище, что по Армянской улице, там настоятелем прот.Николай - он будет меня отпевать".

На следующий день они вместе с сестрой отправились в храм Всех Святых на кладбище по ул.Армянской. Действительно, настоятелем там был прот.Николай. Т. подробно рассказала ему о своих видениях. Батюшка внимательно слушал ее, а затем, заплакав, сказал, что будет отпевать Сергея, обязательно будет его отпевать. Потом он рассказал им следующую историю.

"Да. Я знал Сергея Есенина. Я очень ему обязан. Это был добрый человек. Вот какой случай произошел со мной.
Это было в двадцатые годы. В то время я учился в Духовной Академии в Петрограде. Как-то будучи в городе со своим приятелем, мы очень проголодались и решили зайти в ближайший ресторанчик. Скромно пообедав, мы попросили официанта подойти к нам, чтобы рассчитаться. Официант, куда-то очень спешивший, оторвал чек и, быстро положив его нам на стол, побежал по своим делам. Взглянув на счет, мы обомлели. Мы не посмотрели меню и не знали, что цены здесь гораздо выше тех, где мы иногда обедали. Посчитав все деньги, которые у нас были, мы обнаружили, что не достает еще значительной суммы – нескольких рублей. Что делать?! Мы в замешательстве сидели, как оглушенные: мы семинаристы, и одеты были по форме; будущие священники, лица, подающие пример другим своим поведением. А, тут! Какой позор! Нам нечем расплатиться за съеденный обед.

Находясь в таком удрученном состоянии, мы вдруг услышали, как громко хлопнула дверь и, подняв глаза, увидели входящего в зал мужчину. Он был одет в дорогую длинную бобровую шубу и, казалось, кого-то искал, т.к. встав посреди зала, внимательно рассматривал сидящих за столиками, медленно поворачивая головой. Вдруг взгляд его остановился на нас, глаза его заискрились, легкая улыбка коснулась его уст и он решительно направился к нам. Поравнявшись со столиком, он, вынув из кармана шубы руку и положив к нам на стол червонец (десять рублей), ласково и понимающе кивнул: "Что голубчики! Не хватает?". Затем, резко повернувшись, направился к выходу.

Мы даже не успели рта открыть от удивления и только благодарили Бога за дивную помощь, через этого доброго человека нам посланную. От официанта мы узнали его имя. Это был в ту пору уже очень известный и популярный поэт Сергей Есенин. Вот, таково было с ним мое знакомство. Я буду отпевать его обязательно. Прямо сейчас", - закончил прот.Николай и, встав, стал готовиться к молебну.

После молебна он дал нам освященную землю и сказал, что ее надо поместить на могиле Сергея. А затем, увидев наше недоумение, заметил: "Господь поможет вам в этом. Если вам дано было от Бога такое серьезное поручение и вы исполнили его, то Бог поможет вам сделать и это малое".

Домой мы возвращались (рассказывала Т.), обсуждая то, каким образом я могу поехать в Москву и найти могилу Сергея. Т. ни разу далеко от К. не ездила, тем более - в Москву. Кроме того, кто скажет ей, где он похоронен и как туда добраться?

Заходя во двор дома, они услышали разговор соседей, которые, стоя у забора, обсуждали предстоящую поездку в Москву. Услышав это, сестра быстро подошла к ним и завязала с ними разговор. Оказалось, что к соседям приехали гости из Москвы, которые как раз вместе с ними обсуждали вопрос о покупке обратных билетов. Узнав о нашей проблеме, они воскликнули, что как раз живут неподалеку от кладбища, где похоронен Сергей Есенин и что будут рады помочь нам в нашем деле, т.к. сами любят этого поэта и часто бывают на его могилке. А, кроме того, у них дома достаточно места, чтобы принять нас к себе в Москве на несколько дней. Да, слова батюшки Николая оказались пророческими. Бог Сам помогал нам через обстоятельства.

Приехав в Москву и расположившись у этих добрых людей, мы тотчас решили пойти на кладбище. Могила вся была завалена цветами и возле нее толпился народ. Наши добрые хозяева предложили нам обратиться за советом к смотрителю кладбища, сказав нам, что это добрый старичок.

Действительно, это был добрый интеллигентный старичок с седой, аккуратно подстриженной бородкой. Мы ему объяснили о нашем деле: что нам нужно освященную землю поместить в землю могилы. Внимательно выслушав нас, смотритель посоветовал нам прийти на следующий день рано утром, "часиков в шесть, т.к. позднее уже приходят люди навестить могилку Сережи и вам будет неудобно это сделать".

На следующий день в шесть часов утра мы уже были на кладбище. Вместе со старичком-смотрителем и нашими добрыми хозяевами мы отправились на могилку Сергея Есенина. Нашли место, где можно было немного расковырять землю, и высыпали туда освященную на отпевании землю, данную нам батюшкой Николаем.
Наши цветы, возложенные на могильную плиту Сережи, в тот день были первыми.

Когда мы возвращались, старичок-смотритель рассказал нам следующую историю.
Он оказывается знал Есенина Сергея лично. Жил он рядом с ним в номере гостиницы "Англетер". Как-то Сергей из Америки приехал в дорогой бобровой шубе - рассказывал он дальше. И, вот, однажды, идя по коридору гостиницы, встречаю я Сережу в одном пиджаке, буквально посиневшим от холода. А в то время зима была очень суровая - на улице около тридцати градусов мороза. "Сережа! В чем дело?", - воскликнул я, мысленно предполагая уже что угодно: "Где твоя шуба? Ведь ты совсем замерз, на тебе лица нет!". "Ничего, переживу", - спокойно возразил Сергей: "А шубу? Шубу куплю новую. Была бы охота".

Спустя некоторое время, я узнал в чем было дело. В тот день, в воскресенье, Сергей, заходя в церковь, по своему обычаю раздавал милостыню сидевшим на паперти нищим. Один нищий был едва одет и в такой мороз весь дрожал от холода. Сергей, раздав милостыню, зашел было в храм, но вдруг через мгновение вернулся обратно. Подойдя к дрожавшему всем телом нищему, он снял с себя шубу и накрыл ею этого нищего, заботливо подоткнув полы ее под него. На удивленные возгласы сопровождавших его приятелей он сказал: "Ему сейчас она нужнее. А обо мне не волнуйтесь. Не замерзну".

Вот таким был поэт Сергей Есенин. Его доброе сердце выводило чудную лирическую музыку его стихов. Доброта души его и покоряет читателя, она сквозит сквозь их строки. Судя по последним исследованиям и публикациям рассекреченных сведений из НКВД, Сергей Есенин принял насильственную смерть. На голове его (исследования по фотографиям) явно заметные углубления от ударов тупым предметом, на лице - следы ударов: кровоподтеки, ссадины. Т.е. он был сначала убит (или оглушен) ударом по голове, а затем подвешен на радиаторе отопления.

Известно, что незадолго до смерти он через коридорного работника передал свое последнее написанное кровью стихотворение "До свиданья, мой Друг, до свиданья!". В.Маяковский даже по этому поводу написал стихотворенье, иронизируя, что, мол, "в Англетер не нашлось чернил". А дело, наверное было не в чернилах. Ему, по-видимому, очередной раз предлагали сотрудничество со спецслужбами, и он, как и всегда, - отказался. Его избили и предложили подумать, назначив определенное время, например, два часа. Он понимал, что бежать бессмысленно. Он будет убит все равно. К тому же его могли остановить тем, что в этом случае пострадают его близкие родственники (что, как известно, особенно культивировалось советскими спецслужбами). Ожидая своей смерти в номере гостиницы, он и написал свое знаменитое стихотворение кровью, т.к. выйти он не мог, а в номере в этот момент писать было нечем.

Как утверждают последние исследования стихотворение это было адресовано Самому Иисусу Христу.

По возвращении в К. сестра посоветовала Тамаре, если явится к ней еще раз Сергей Есенин, то спросить его почему он захотел, чтобы отпевали его в К., ведь его знает хорошо вся огромная Россия, и почему именно Т., когда в К. кроме ее еще тысячи верующих во Христа и, возможно, более ее достойные.

Действительно, Сергей Есенин явился к ней еще раз. Он очень благодарил ее за содеянную для него милость. А на вопрос, почему в К. и почему именно она, он ответил: "В К. - потому, что из всех священников меня согласился бы отпевать только батюшка Николай, а он жил в К. Почему ты, Т.?, - потому, что ты единственная в К., кто за пение свое в церкви не берешь деньги".

Узнал я об этом случае в 1983 году летом. Кстати, духовник мой, прот.Георгий (Морошан Георгий Иосифович, настоятель храма "Всех Святых" в К., +2001г), говорил, что бывший за несколько лет до него настоятелем этого храма прот.Николай имел такое доброе сердце, что не мог отказать никому в утешении. Некоторые старые люди, не имевшие близких родственников, просили его служить заупокойный молебен для них в их присутствии. И он не мог им отказать. Ради утешения их он делал это, уповая на Божье Милосердие, хотя по церковным канонам делать этого не имел права. Вот такое доброе сердце было у этого человека.

А вот написанное кровью последнее стихотворение Сергея Есенина, адресованное к Иисусу Христу.

До свиданья, Друг мой, до свиданья.
Милый мой, Ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, Друг мой, без руки и слова.
Не грусти и не печаль бровей.
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.


Поделиться в социальных сетях!

Днём 3 декабря 1926 года на безлюдном Ваганьковском кладбище в Москве, около могилы выдающегося поэта Сергея Есенина стояла молодая женщина. Год назад в ленинградской гостинице "Англетер" трагически оборвалась жизнь 30-летнего поэта, а похоронили здесь. Она на похоронах не была. Женщина нервно курила папиросу за папиросой. Она так молода, а жизнь, несмотря на трудности и несчастья, так прекрасна... Наконец она решилась. Достала листок бумаги, быстро, чтобы не раздумать, набросала несколько строк: "Самоубилась" здесь, хотя и знаю, что после этого ещё больше собак будут вешать на Есенина. Но и ему, и мне это будет всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое, поэтому напоследок наплевать на Сосновского и общественное мнение, которое у Сосновского на поводу".

Ещё некоторое время она стояла не шелохнувшись. Потом на коробке от папирос написала: "Если финка будет воткнута после выстрела в могилу? значит, даже тогда я не жалела. Если жаль? заброшу её далеко..."

Женщина достала пистолет, она почему-то считала, что после выстрела в область сердца будет в сознании и сможет в последнюю смертную минуту ещё раз доказать свою неземную любовь к Сергею Есенину. Через некоторое время она на коробке папирос смогла кое-как дописать: "1 осечка".

В Москве потом будут говорить, что осечек было несколько. Зато последовавший выстрел оказался точным. Женщина упала без сознания. Пистолет и финка выпали из её рук...

Выстрел услышали у сторожки. К месту происшествия, боязливо прячась за памятники и ограды, первым подоспел кладбищенский сторож. Смертельно раненная женщина в клетчатом кепи и тёмном поношенном пальто лежала на снегу и чуть слышно стонала. Сторож побежал к церкви поднимать тревогу. Скоро пришла милиция, приехала "Скорая помощь". Умирающую направили в Боткинскую больницу, но она уже не дышала. Повозка развернулась и повезла тело покойной на Пироговку, в анатомический театр. Так трагически оборвалась жизнь 29-летней Галины Бениславской, любовь и преданность которой к поэту была безграничной.

Галина родилась в результате случайной связи молодого иностранца Артура Карьера и грузинки. Карьер после рождения девочки скрылся в неизвестном направлении, а её мать вследствие тяжёлого психического заболевания попала в больницу закрытого типа. Девочку удочерили тётка и её муж. Детство Галина провела в зажиточной семье в латвийском городе Резекне. Женскую гимназию до революции окончила в Петербурге с золотой медалью.

Во время гражданской войны Бениславская симпатизировала большевикам, под Харьковом её чуть случайно не расстреляли белые. Ей удалось добраться до Москвы. Здесь она подружилась с Яной Козловской, отец которой был доверенным лицом Ленина и одним из главных тогда вождей большевиков. Он устроил Галину в органы ВЧК, способствовал её вступлению в коммунистическую партию, помог получить комнату. Какое-то время Бениславская жила в Кремле рядом с коммунистическими вождями, в том числе с упомянутым Лейбой Сосновским...

Впервые Бениславская увидела Есенина 19 сентября 1920 года на вечере в Политехническом музее, на котором поэт читал свои стихи. Вот как она описала эту встречу:

"...Вдруг выходит тот самый мальчишка (поэту было 24 года. ? Э.Х.): короткая нараспашку куртка, руки в карманах брюк, совершенно золотые волосы, как живые. Слегка откинув голову и стан, начинает читать:

"Плюйся, ветер, охапками листьев, Я такой же, как ты, хулиган".

Что случилось после его чтения, трудно передать. Все вдруг повскакали с мест и бросились к эстраде, к нему. Ему не только кричали, его молили: "Прочитай ещё что-нибудь!" И через несколько минут, подойдя уже в меховой шапке с собольей оторочкой, по-ребячески прочитал ещё раз "Плюйся, ветер..."

Опомнившись, я увидела, что тоже у самой эстрады. Как я там очутилась, не знаю, не помню. Очевидно, этим ветром подхватило и закрутило и меня..."

Судьбе было угодно свести совершенно разных людей, 25-летнего поэта Есенина и сотрудницу зловещего ВЧК 23-летнюю Бениславскую. Среди отдельных исследователей творчества и биографии поэта существует версия, что чекисты специально подослали Бениславскую к Есенину, чтобы быть в кругу его друзей, сообщать о их разговорах и планах. Мы знаем, что она работала рядом с Николаем Крыленко, одним из самых главных палачей тех лет, который являлся прокурором по ряду сфальсифицированных ВЧК-ГПУ уголовных процессов, и, безусловно, многое знала о тайных замыслах её руководителей. Но доказательств, подтверждающих слежку Бениславской за Есениным по заданию чекистов, у нас нет, хотя в порыве ревности она могла натворить многое. Если Галина и получала задание чекистов, то вряд ли выполняла, потому что с первой же встречи с поэтом полюбила его той безответной любовью, которая граничит с заболеванием психики.

Она с подругами бывала на каждом его публичном выступлении, узнала, что у него есть дети, что он развёлся с Зинаидой Райх. О своих чувствах она в дневнике писала: "...Так любить, так беззаветно любить, да разве так бывает? А ведь люблю, и не могу иначе; это сильнее меня, моей жизни. Если бы для него надо было бы умереть? не колеблясь, а если при этом знать, что он хотя бы ласково улыбнётся, узнав про меня, ? смерть стала бы радостью..."

Вскоре Есенин и Бениславская стали близкими. Галина забыла, что у выдающихся поэтов любвеобильные сердца. 3 октября 1921 года, в день рождения Есенина, в мастерской художника Якулова собралась компания. После выступления в концерте к Якулову привезли всемирно известную американскую танцовщицу Дункан. 45-летняя Айседора, зная всего 20-30 русских слов, услышав стихи Есенина, сразу поняла необыкновенный талант молодого поэта и первая назвала его великим русским поэтом. Ни секунды не раздумывая, она увезла Есенина к себе в особняк. В комнату Бениславской он не пришёл, она попала в клинику нервных болезней.

После почти полуторагодового путешествия за границей Есенин возвратился на родину, но жить со стареющей и ревнивой танцовщицей он не стал. Два великих художника не могут жить постоянно рядом. Поэт из фешенебельного особняка вновь пришёл в комнату Бениславской многонаселённой коммунальной квартиры.

Есенин восторженно принял Февральскую революцию, с настороженностью? Октябрьскую, но вскоре, особенно после арестов и расстрелов его друзей, поэтов, художников, писателей, известных общественных и политических деятелей и особенно царской семьи, с которой был в дружбе, неоднократных своих арестов, по России понеслись его пророческие слова:

Пустая забава, одни разговоры. Ну, что же, ну, что же вы взяли взамен? Пришли те же жулики, те же воры И законом революции всех взяли в плен...

Есенина власти неоднократно сажали в расстрельные подвалы Лубянки, заточали в Бутырскую тюрьму, делали всё, чтобы "законным" путём растоптать поэта. Написанные за границей произведения стали известны широкому кругу литераторов и молодёжи. В них поэт высмеивает дела вождей большевиков. Началась травля поэта. Он порвал с поэтами-имажинистами, потерял материнскую защиту Дункан. Начались провокации: неизвестные лица стали хватать Есенина, тащить в милицию или ОГПУ. Какое-то чудо спасало поэта от бандитского ножа или пули в затылок. Нервы Есенина на пределе, он вооружается металлической палкой для самообороны, читает свои стихи, обливаясь слезами. Ежедневно по приказу Сосновского (в предсмертной записке Бениславская впервые назвала одного из главных душителей Есенина, идеологического вождя большевиков тех лет, однако десятки лет его фамилия, при публикации этой записки сознательно изымалась. ? Э.Х.) в московских газетах печатались статьи от имени рабочих, требовавших расправы над "кулацким" поэтом. Есенин убегал из Москвы, скрывался на Кавказе, пытался убежать из СССР в Иран или Турцию. Все эти месяцы Бениславская была ему верной помощницей, но не верной женой. Её психическая неуравновешенность кидала её из одной крайности в другую. Она стала Есенину "поступать назло", изменять с его друзьями, у неё "необузданно вспыхнуло" чувство "ко Льву" (в своих записях она фамилию "Льва" не называет; по утверждению отдельных исследователей, у неё был короткий роман со Львом Седовым? сыном Троцкого, по утверждению других? со Львом Повицким. ? Э.Х.).

Есенин узнал и порвал с ней отношения. Галина ненавидела новое окружение Есенина? поэтов Николая Клюева, Алексея Ганина, Ивана Приблудного, в конце концов расстрелянных властями. И тем не менее Есенин изредка продолжал звонить Галине.

27 декабря 1925 года оборвалась жизнь Есенина. Бениславская оказалась в психиатрической клинике. Жизнь для неё потеряла смысл.

В комнате погибшей Бениславской имелись многочисленные рукописи произведений поэта, его письма к покойной, различные записки, дневники и "Воспоминания о Есенине", напечатанные на пишущей машинке. Несомненно, эти и другие документы, представляющие огромную ценность, попали в недобросовестные руки. Дневник Бениславской был продан за границу, как и верёвка, на которой годом раньше закончилась жизнь поэта. Совсем недавно стало известно, что эту верёвку предприимчивые люди тайно вывезли в США, там разрезали на куски и продали на аукционе (фрагмент верёвки собирателю в Тамбове подарил в качестве очень ценного подарка американец. ? Э.Х.).

Самоубийство Галины Бениславской потрясло общественность. Было принято решение похоронить её рядом с Есениным. Похороны состоялись 7 декабря. На памятнике начертали слова: "Верная Галя". Теперь надпись более официальная.

Всё в жизни проходит с бешеной скоростью. Человек не успеет обернуться, а уже пролетели десятки лет и впереди финишная ленточка. Вечной остаётся только любовь.

Эдуард Хлысталов, 2001 г.