Времена года

Где похоронен достоевский на каком. Восстановление семейного некрополя достоевских. Дореволюционная история Тихвинского кладбища

24 августа 2016 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ о праздновании 200-летия со дня рождения писателя Ф.М. Достоевского.
Правительству поручено образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования. Будет разработан план основных подготовительных мероприятий. В его разработке и проведении торжественных акций примут участие региональные органы исполнительной власти Российской Федерации.

Однако, как и 5 лет назад, положение с восстановлением утраченных захоронений близких родственников Фёдора Михайловича Достоевского не изменилось в лучшую сторону. Если и ведутся сегодня такие исследования и работы, то в основном отдельными гражданами. Они не получают очень часто от государственных организаций ощутимой помощи. Настало время изменить такое положение дел!

История безжалостно обошлась с могилами предков и потомков нашего великого писателя и мыслителя Ф.М. Достоевского. Могилы его родителей, обоих сыновей, первой жены, двух братьев, всех четырёх сестёр, внука, дяди, тётушек, деда и бабушек со стороны отца и матери и других родственников утрачены в советское время. А в зарубежной Европе захоронения его обеих дочерей и жены сына сохранились!

Лично я испытываю от этих позорных исторических фактов справедливое и естественное возмущение. А многие зарубежные и даже отечественные почитатели таланта нашего гениального писателя пока не знают об этих фактах. Но ближе к юбилею узнают!

Проведение всевозможных международных встреч, посвящённых жизни и творчеству Ф.М. Достоевского, - дело хорошее и нужное. На этих встречах можно услышать и такое: мол, высокий лоб у Достоевского - это от его предков по материнской линии, от Нечаевых и Котельницких. Однако останки М.Ф. Достоевской, матери писателя, после 80-летнего пребывания в фондовом подвале НИИ и Музея антропологии МГУ до сих пор не похоронены. А останки Котельницких, деда и дяди Марии Фёдоровны, с 1934 года всё еще находятся в том же подвале. Её дед был «известным интеллектуалом XVIII века», а дядя не менее известным профессором медицины. По его пособиям для армейских лекарей спасали от смерти русских воинов. Знаменитый врач Николай Пирогов и другие были его учениками.

Недавно определили место утраченной могилы матери писателя: оно в 40 шагах от действующего храма на бывшей территории снесенного Московского Лазаревского кладбища. Церковная территории отгорожена от детского парка, возникшего на бывшей территории кладбища. При церкви существует православное сестричество, вокруг - благопристойная обстановка и тишина.
При эксгумации останков М.Ф. Достоевской часть их осталась в могиле, как и сам гроб. А большую часть останков доставили через 78 лет на хранение в один из подмосковных храмов. Организаторы этого деяния собираются похоронить останки на разоренном церковном погосте, где была усадьба Достоевских - Даровое. Ныне это в отдаленном Зарайском районе.

Организаторы заявили, что эти останки будут похоронены рядом с восстановленной могилой отца писателя. Но останки М.Ф. Достоевского безвозвратно утрачены. Это мнение специалистов. Пришлось поставить лишь кенотаф - условный могильный знак. Однако останки матери писателя отказываются вернуть в Москву. Многострадальный прах Марии Фёдоровны!

Её череп таинственно исчезнет перед войной, после пребывания в мастерской М.М. Герасимова - известного антрополога и скульп-тора. Он сделал по её черепу скульптурную реконструкцию. А зачем было это делать, если сохранился великолепный портрет М.Ф. Достоевской? Это же не череп Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Улугбека или Тимура. А какими словами мог назвать эти деяния наш великий мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский?
Что предлагает наша инициативная группа, которую многие поддерживают?

На церковной территории московского храма Сошествия Святого Духа, на бывшем Лазаревском кладбище необходимо создать Мемориал памяти всем погребенным здесь близким родственникам писателя. По известным сведениям, здесь было похоронено около 16 родственников Ф.М. Достоевского по материнской линии. Сохранившиеся останки его матери должны найти, наконец, упокоение на месте её прежнего погребения, недалеко от этого храма. Памятник М.Ф. Достоевской, который стоял на её могиле, сохранился.

Рядом следует похоронить и останки Котельницких, которые в трех коробках ещё находятся в музейном подвале. Потом поставить кенотаф с перечислением имен всех родственников писателя, могилы которых утрачены на этой территории.

На месте погребения Ф.Ф. Достоевского - сына писателя (Московское Ваганьковское кладбище), которое было установлено, необходимо поставить памятный знак. Фёдор Фёдорович, рискуя жизнью, спасает в 1918 году архив своего гениального отца.

На территории Московского Свято-Данилова монастыря, в четырех метрах от одного из храмов установлено место утраченных могил А.А. Куманина и его супруги А.Ф. Куманиной - родной тети писателя. Куманин и два его брата финансировали возведение в этой обители Троицкого собора. Они же выделили средства для перестройки известного храма Всех Скорбящих радость на Большой Ордынке. Также они строили больницы и учебные заведения. Могилы этих щедрых благотворителей должны быть восстановлены. В прошлой России это было законодательной обязанностью и государства, и церкви! А в наши дни об этом часто не вспоминают даже в церковных кругах.

На Павловском городском кладбище, что недалеко от Санкт-Петербурга, следует поставить памятный знак на установленном месте захоронения М.М. Достоевского. Он был старшим братом писателя. Он и сам был писателем, а также драматургом и издателем.

Эти удачные поиски совершали частные лица - настоящие подвижники. Их отличают отзывчивость и искренняя духовность. Но, к сожалению, им приходится часто видеть и испытывать открытое сопротивление со стороны тех, кто должен на государственном уровне оберегать нашу историческую память. Чиновники могут цитировать мысли Достоевского о морали и нравственности и одновременно быть равнодушными к сохранению памяти его близких родственников. Полагаю, что мероприятия по подготовке празднования 200-летнего юбилея Ф.М. Достоевского, пока еще не поздно, затронут и проблему утраченных могил близких родственников нашего великого писателя и мыслителя!

С.П. ТЮЛЯКОВ,
журналист, историк


*кликабельно
Лазаревское и Тихвинское кладбища Александро-Невской лавры

Лазаревское кладбище было основано еще при Петре Великом, первые захоронения происходили в храме Благовещения. В этом небольшой деревянной церкви были похоронены многие сподвижники первого российского императора, в том числе В. М. Долгоруков и Б. П. Шереметев. В 1717 году была возведена и торжественно освящена каменная церковь Воскрешения Лазаря, благодаря которой кладбище и получило свое нынешнее название. Эта церковь стала усыпальницей сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, в дальнейшем ее расширили и перестроили по чертежам известного архитектора Л. Я. Тиблена.



Вид части Лазаревского кладбища Александро-Невской лавры

В настоящее время (с 1947 года) в Лазаревской усыпальнице располагается интересная музейная экспозиция, где Вы сможете найти более 80 памятников, среди которых надгробные плиты, саркофаги и пристенные памятники. Здесь же, в западной части зала, располагается семейное место графов Шереметевых. Погребение на Лазаревском кладбище изначально было доступно лишь весьма богатым людям, да и то не всем – здесь хоронили лишь заслуженных деятелей Российской Империи. Каждое надгробие этого кладбища является величайшей исторической ценностью, так как все они созданы лучшими мастерами той эпохи.




02. Надгробный памятник на могиле кавалергарда А. Я.Охотникова

Ныне Лазаревский некрополь является заповедником, куда перенесены все исторические захоронения с тех кладбищ Санкт-Петербурга, которые ликвидировали или предполагали ликвидировать. Здесь можно найти надгробия, выполненные такими талантливыми мастерами, как В. И. Демут-Малиновский, А. П. Воронихин, И. П. Мартос и другие.



Надгробный памятник М. В. Ломоносову



Памятник княгине А. Г.Белосельской-Белозерской


Могила Пономаревых. 1913



Надгробный памятник Пономареву 1913



Надгробная плита над могилой Александра Михайловича Малейна (1812-1900)



Чиновник на кладбищенской дорожке.
до 1914



Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры

Легенды и мифы

Среди многообразия надгробных памятников на Лазаревском кладбище особое внимание привлекает внимание надгробие, выполненное в виде юноши в форме офицера Семеновского полка, спящего на крышке саркофага. Автор этого памятника - скульптор А. И. Штрейхенберг. Точные обстоятельства кончины военного, которого он изобразил таким необычным образом, неизвестны. В Петербурге рассказывали, что однажды офицер Семеновского полка И. Рейсинг, находясь в дворцовом карауле, заснул на посту. В это время мимо проходил император Николай I. Увидев спящего гвардейца, он подошел и разбудил его. Проснувшись и увидев над собой склонившегося императора, офицер так испугался, что умер от разрыва сердца. Этот памятник был перенесен сюда с лютеранского Волковского кладбища.

Тихвинское


Часовня на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры

К началу 19 века на Лазаревском кладбище стало не хватать места, и в 1823 году неподалеку от него было основано Ново-Лазаревское. В 1869 году в его северной части на деньги купцов Полежаевых, желавших возвести собственную усыпальницу, была заложена церковь Тихвинской Божьей Матери, по имени которой и стало в дальнейшем называться кладбище. С 30-х годов 19 века все захоронения, в основном, велись именно на Тихвинском кладбище, которое было в два раза больше старого, Лазаревского. Здесь были захоронены такие известные личности, как историк Н. М. Карамзин, поэты В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич, И. А. Крылов и П. А. Вяземский, писательФ. М. Достоевский, композиторы М. П. Мусоргский, А. П. Бородинский, П. И. Чайковский. Захоронения на Тихвинском кладбище продолжались до 30-х годов 20 века, после чего он был закрыт на реконструкцию и приобрел статус мемориального парка.


Могила композитора А. С. Даргомыжского



Надгробный памятник поэту И. А. Крылову



Могила композитора Михаила Ивановича Глинки



Надгробный памятник писателю Ф. М. Достоевскому. 1913


Надгробный памятник писателю Ф. М. Достоевскому.



Могила композитора Бородина Александра Порфирьевича (1833-1887)



Могила Карамзина Николая Михайловича (1766-1826)



Могила петербургского откупщика А. И. Косиковского, снабжавшего продовольствием русскую армию в 1812



Могила композитора Римского-Корсакова Николая Андреевича (1844-1908)



Могила Петра Ильича Чайковского (1840-1893)

В дальнейшем захоронения на Тихвинском кладбище проводились крайне редко, после войны здесь были погребены лишь некоторые наиболее значительные деятели искусств, такие как художник М. И. Авилов, артисты, В. А. Мичурина-Самойлова, Ю. М. Юрьев и некоторые другие. Последнее погребение на этом кладбище состоялось в 1989 году, когда состоялись похороны знаменитый режиссер Г. А. Товстоногов.



Могила Г. А. Товстоногова



Легенды и мифы

На Тихвинском кладбище был похоронен замечательный скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский. Одна из его малоизвестных работ - изваяния двух огромных быков, в настоящее время украшающие вход на мясокомбинат у Средней Рогатки. Эти скульптуры Демут-Малиновский создал в 1827 году для оформления въезда в Скотопригонный двор. В Петербурге рассказывали, что однажды скульптору приснился сон, будто бы изваянные животные пришли к нему в гости. Он долго пытался разгадать странный сон, но так и не смог. В 1936 году, спустя почти сто лет после смерти скульптора, быков, стоявших до этого на углу Московского проспекта и Обводного канала, перевезли к зданию нового мясокомбината, который был построен на самой окраине города, за Средней Рогаткой. В 1941 году, скульптуры спешно перевезли в Александро-Невскую лавру, где их должны были спрятать от вражеских бомбардировок под землей. Но почему-то это сделано не было, и могучие животные всю войну простояли перед воротами Некрополя. Таким образом, получилось, что странный сон был пророческим - в конце концов, быки пришли в гости к своему создателю, который покоился в могиле Некрополя мастеров искусств. После войны быков вернули на их место перед мясокомбинатом.

Никольское кладбище


*кликабельно
План Никольского кладбища, 1914

Никольское кладбище (с Братским участком), основано в 1861 году - третье по времени основания из кладбищ Александро-Невской лавры. Первое время это кладбище называли Засоборным. Название «Никольское» оно получило в 1877 году по имени церкви св. Николая Мирликийского, построенной в 1868-1871 гг. по проекту епархиального архитектора Г. И. Карпова.


Вид кладбища

В 19 веке Никольское кладбище было одним из самых дорогих и, как это ни странно звучит по отношению к кладбищу, престижных в городе. Само собой разумеется, что лучший некрополь столицы содержался в идеальном состоянии, имел регулярную планировку и представлял собой скорее красивый парк, нежели место для захоронений. В северной части некрополя был устроен живописный тенистый пруд с закругленными берегами.




Вид Никольского кладбища Александро-Невской лавры


Священники на кладбище



Священники на кладбищенском мосту

Во второй половине 19 века в архитектуре и скульптуре часто использовались мотивы древнерусского зодчества. Эта тенденция нашла свое отражение и в оформлении многочисленных часовен-склепов на Никольском кладбище. Кроме того, многие богатые люди стремились увековечить себя в бронзе, граните или мраморе, а потому родственники почивших заказывали у известных мастеров того времени - Н. Лаверецкого, И. Подозерова, Р. Баха, И. Шредера и других - не простые надгробные плиты, а скульптурные изображения. Особый интерес представляют мемориальные памятники в стиле модерн, щедро украшенные майоликой, мозаикой и керамической плиткой. В сочетании с полированным гранитом и мрамором различных оттенков богатая отделка создает неповторимое по красоте зрелище.


Могила поэта А. Н. Апухтина



Могила студента духовной академии Б. А. Муромцева

В 1927 году Никольское кладбище закрывается. В конце 1970-х годов захоронения на Никольском кладбище были возобновлены, но все они имеют исключительный, почетный характер.

На Никольском кладбище похоронены: архитектор В. А. Кенель, художник М. О. Микешин, ученые Б. Б. Голицын, А. И. Воейков и Н. А. Котляревский, первые русские авиаторы С. И. Уточкин и Л. М. Мациевич, историк Л. Н. Гумилев, депутат Госдумы Галина Старовойтова, бывший мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак.


Могила Тамары Кривошлык



Могила генерал-лейтенанта Романа Исидоровича Кондратенко (герой обороны Порт-Артура.)



Могила генерал-лейтенанта Романа Исидоровича Кондратенко (1857-1904)



Могила актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской



Часовня на могиле композитора А. Г. Рубинштейна



Памятник композитору Антону Григорьевичу Рубинштейну



Могила летчика Л. М. Мациевича.

Про гибель одного из первого русских авиаторов Льва Макаровича Мациевича, который похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, ходило много слухов. Он разбился во время Первого всероссийского праздника воздухоплавания на глазах тысяч зрителей. Аэроплан "Фарман", на котором Мациевич совершал показательный полет, по каким-то загадочным причинам развалился в воздухе и рухнул на землю. Случилось это в 1912 году. Мациевич был членом партии эсеров, и говорили, что незадолго до праздника ему было дано указание убить премьер-министра П. А. Столыпина и, выполняя это задание, погибнуть самому. Но Мациевич не хотел становиться камикадзе. За нарушение партийной дисциплины и неподчинение руководству партии ему тайком повредили самолет, который и развалился в воздухе. По другой версии, Мациевич сам покончил с собой, посчитав малодушием свой отказ убить министра.

Памятник над могилой Юлии Ивановны Казариной (происходила из известного купеческого старообрядческого рода Рябушинских; была дочерью от второго брака Ивана Михайловича Рябушинского (1818 – 1866) – старшего сына основателя хлопчатобумажной мануфактуры Михаила Яковлевича Рябушинского).



Крест над могилой митрополита Петербургского и Ладожского Антония

Легенды и мифы

1. Надо сказать, что среди коренных петербуржцев бытует немало легенд и поверий, связанных с лаврой. Рассказывают, что в белую ночь здесь можно столкнуться с призраком, которого окрестили "пьяным могильщиком".

Раскачиваясь, словно крепко набравшийся человек, он бродит в грязной хламиде от одной могилы к другой. Если на его пути встречается запоздалый прохожий, он просит угостить его водкой. Не дай бог, у несчастного не окажется спиртного: привидение тогда разрубает его лопатой пополам!

2. Говорят, что на Никольском кладбище в начале 70-х годов жил монах Прокопий. Он якшался с нечистой силой и лечил страждущих снадобьями, приготовленными из порошка костей покойников да еще смешанными с какой-то мерзостью.

Однажды, как утверждают близко знавшие знахаря, к нему явился дьявол и предложил сделку - эликсир бессмертия в обмен на душу монаха. Искушение было слишком велико для смертного, и Прокопий скрепил свой договор подписью. По соглашению, служитель культа должен был в ночь на Пасху привязать грешницу к кресту, выколоть ей глаза, отрезать язык, а стекающей кровью наполнить церковный кубок.
Все это он и проделал с девицей легкого поведения, которую, не особо утруждаясь, подцепил у гостиницы "Москва". Вслед за этим Прокопию нужно было 666 раз проклясть Всевышнего и до восхода небесного светила осушить чашу с кровью. Но монах не успел - оранжевым светом вспыхнули лучи солнца.

И смердящий труп знахаря, усеянный мириадами мелких копошащихся червей, обнаружили около чудовищно обезображенного тела путаны. Очевидцы клянутся, что правая нога старца стала кошачьей. После этого на кладбище стали встречать большого черного кота с седым подшерстком на нижней челюсти. Были случаи, когда он набрасывался на людей и пытался перегрызть горло ошарашенному от неожиданности человеку...

3. Рассказывали, что когда в Александро-Невскую лавру повезли гроб с телом А. В. Суворова, его катафалк, накрытый высоким балдахином, неожиданно остановился перед лаврскими воротами: петербуржцы, провожавшие великого полководца в последний путь, испугались, что ворота окажутся слишком узкими и катафалк в них застрянет. И в этот момент один из ветеранов, участвовавший в военных походах Суворова, с уверенностью заявил: "Не бойтесь, пройдет! Он везде проходил!" В ворота катафалк действительно проехал благополучно.

При жизни этот человек – величайший русский писатель. Его уважали за романы, повести и в ХХ столетии, и сегодня читают и почитают во многих уголках цивилизованной Европы и других континентов. Эпические произведения переведены на десятки языков мира, по ним поставлены десятки кинофильмов не только в СССР, но и в России.

Биография писателя и гражданина

Его великая пятитомная антология («пятикнижие») вошло в ТОП 100 произведений всех веков и народов. Хотя в наши дни их называют не так, как задумал автор, а по новым понятиям: роман-триллер; криминальный роман; роман-пророчество и так далее. Все произведения отвечают на вопросы, которые задает жизнь и через два столетия после смерти Федора Михайловича.

Его называют современной «бабой Вангой», потому что, как и болгарская провидица, предсказывал своими повествованиями то, что может произойти или к каким последствиям приведут абсурдные действия. Указывал на грядущие социальные катастрофы от этого.

Демократические и социалистические идеи Ф. М. Достоевский перенял от своего коллеги писателя и литературного критика В. Г. Белинского и от теоретика европейского социал-утопизма Фурье. Если бы он был простым созерцателем жизни и не переносил ее литературно-иносказательно на страницы книг, то и жизнь себе не укоротил бы. В редактируемых журналах не прятался за псевдонимы, высказывал не только философские воззрения, но и социальные, считавшиеся при царизме опасными. Даже Ф. Ницше считал Федора Михайловича единственным превосходным психологом, у которого нужно поучиться.

Тем самым Достоевский напрямую пытался устранять возникавшие в обществе проблемы, примкнув к так называемым петрашевцам. Не раз читал на их собраниях запрещенное властями письмо Белинского к Гоголю. За это противоправное деяние Достоевского в 1849 году приговорили к смертной казни . Происходило это не в зале суда, а показательно – на плацу. Всем петрашевцам зачитали тот же приговор. Перед самым расстрелом сменили гнев на милость: заменили смерть четырехлетней ссылкой туда, откуда можно не вернуться, с дальнейшей службой в армии рядовым солдатом. Напомним, что он окончил в 1843-м Петербургское военно-инженерное училище.

На каторге в Омске Федору Михайловичу мешало его происхождение дворянина, каторжане не принимали его за своего, а это немаловажно в замкнутом специфическом пространстве. В Омске обострилась прежняя болезнь — эпилепсия. Возможно, там он заболел и чахоткой, и эмфиземой, ведь эти болезни, в конце концов, и свели его в могилу тогда, когда жизнь складывалась неплохо. В 60 лет.

Каторжные фрагменты писатель воспроизвел в «Записках из Мертвого дома» и в каторжном дневничке, который тайно вел в лазарете.

Похороны литератора

Вопрос: где похоронен Достоевский и на каком кладбище? – не праздный. О нем чуть ниже.

После бурной семейной ссоры по поводу имения у писателя горлом пошла кровь из-за разрыва аорты легкого. Похороны Федора Михайловича были организованы быстро. Траурная процессия к месту последнего приюта великого писателя 1 февраля 1881 года шла долго: гроб не устанавливали на траурную повозку. Панихида на Тихвинском погосте в Санкт-Петербурге была продолжительной.

Чтобы почитатели творчества не запутались в аллеях кладбища, напомним о месте, где похоронен Достоевский в Санкт-Петербурге. С северной части ограды есть памятники Мусоргскому, Бородину и Чайковскому.

История Тихвинского кладбища была непростой в начале XX века. Революция 1917 года коснулась и его. Вскоре было закрыто. Часть памятников разрушили. Сейчас вместо него действует Некрополь деятелей искусств.

Tags: , 9 февраля - 130-я годовщина смерти великого русского писателя. В знак памяти и скорби приводим записки литературоведа Евгении Саруханян и свидетельство вдовы Фёдора Михайловича

26 января 1881 года, ночью, когда в доме всё затихло, Достоевский, как обычно, работал в своём кабинете. Случайно он уронил на пол ручку, которая тут же закатилась за этажерку с книгами. Достоевский резким движением сдвинул тяжёлую этажерку с места. У него началось горловое кровотечение. В следующие два дня оно несколько раз повторилось…
По рассказу дочери писателя, накануне у Фёдора Михайловича произошло тяжёлое объяснение с родственницей о разделе наследства богатой тётки. Достоевский, всю жизнь нуждавшийся, боялся, что та же участь постигнет и его детей. Разговор расстроил писателя. Это, видимо, также сказалось на его состоянии. Но когда Достоевскому становилось легче, он, желая успокоить жену и детей, шутил, показывал детям картинки в новом журнале, говорил о планах на будущее…
Писатель Б.М. Маркевич вспоминал: «В глубине неказистой, мрачной комнаты, его кабинета, лежал он, одетый, на диване с закинутой на подушку головой. Свет лампы или свеч, стоявших подле на столике, падал плашмя на белые, как лист бумаги, лоб и щёки и несмытое тёмно-красное пятно крови на его подбородке… Дыхание каким-то слабым свистом прерывалось из его горла, сквозь судорожно раскрывшиеся губы. Веки были прижмурены как бы таким механическим судорожным процессом поражённого организма… Он был в полном забытьи».

Фёдор Михайлович Достоевский умер 28 января (по новому стилю 9 февраля) 1881 года, в 8 часов 38 минут вечера, в возрасте пятидесяти девяти лет.
Анна Григорьевна, желая исполнить волю мужа, решила похоронить его рядом с Н.А. Некрасовым на Новодевичьем кладбище. Родственники Достоевского на следующее утро после смерти писателя отправились в Новодевичий монастырь, чтобы купить место на кладбище. Настоятельница монастыря запросила столь высокую цену, что семья писателя не смогла дать её. Вечером того же дня редактор «Санкт-Петербургских ведомостей» В.В. Комаров передал Анне Григорьевне официальное предложение Александро-Невской лавры похоронить Достоевского на её территории. Все расходы лавра брала на себя. Вдова вынуждена была согласиться и выбрала место на Тихвинском кладбище монастыря рядом с могилой В.А. Жуковского.
В то время в России было четыре лавры, это были привилегированные, богатейшие монастыри. Петербургская лавра была особенно влиятельной и богатой. Её состояние было оценено по описи в сорок миллионов рублей золотом. Расходы на похороны писателя, естественно, не были для неё обременительны. Кроме того, Александро-Невская лавра сделала своё предложение не без умысла: церковники думали превратить похороны в грандиозный спектакль, призванный продемонстрировать единение Достоевского с церковью, с правящими кругами. Однако осуществить этот свой замысел им не удалось. Похороны Достоевского превратились в многотысячное народное шествие.
1 февраля 1881 года к десяти часам утра весь Кузнечный переулок, Владимирская площадь и прилегающие к ним улицы были запружены народом, собравшимся проводить тело писателя к месту погребения.
Церемониальное шествие за гробом было назначено в следующем порядке: учащиеся почти всех петербургских учебных заведений, и среди них одетые в парадную форму воспитанники Главного Инженерного училища, которое окончил Достоевский; затем художники, актёры, депутации из Москвы – всего было представлено более семидесяти учреждений и обществ. Ещё до выноса, когда все участники процессии заняли свои места, начало кортежа было на углу Невского проспекта и Владимирской улицы. /то есть простиралось на расстояние около полутора километров – «СГ» /
В конце двенадцатого часа по знаку распорядителя, Д.В. Григоровича, траурная церемония началась. Гроб подняли на руках родные Фёдора Михайловича и некоторые литераторы, среди которых были петрашевцы А.Н. Плещеев и А.И. Пальм. До самой лавры гроб, установленный на носилках, несли друзья, поклонники писателя… За гробом шли родственники, литераторы и далее многотысячная толпа, молча и благоговейно прощавшаяся с писателем. Провожающих было пятьдесят – шестьдесят тысяч. Похоронная колесница, покрытая малиновым бархатом и украшенная страусовыми перьями, ехала пустая. /известный современный достоевсковед Игорь Волгин приводит более скромную цифру в тридцать тысяч провожавших, однако он же напоминает слова известного критика Николая Страхова: «Можно смело сказать, что до того времени никогда ещё не бывало на Руси таких похорон» - «СГ» /

Огромная гирлянда из живых цветов окружала группу близких покойному людей и литераторов. Перед гробом несли множество венков, в том числе очень большие из живых роз и камелий – от города Петербурга. Венок студентов университета был перевит белыми лентами, на которых напечатаны названия главнейших произведений покойного писателя: «Записки из Мёртвого дома», «Униженные и оскорблённые», «Братья Карамазовы» и др. Перед университетским венком шёл ректор Петербургского университета – друг молодости Ф.М. Достоевского профессор А.Н. Бекетов /дед будущего поэта А.А. Блока – «СГ» /. На венке от города Москвы была надпись: «Из сердца России – великому учителю». Венок от актёров несли Н.Ф. Сазонов и М.Г. Савина.
Присутствовавшая на похоронах писательница Е.П. Леткова-Султанова вспоминала: «Одну минуту на Владимирской площади произошёл какой-то переполох. Прискакали жандармы, кого-то окружили, что-то отобрали. Молодёжь сейчас же потушила этот шум и безмолвно отдала арестантские кандалы, которые хотела нести за Достоевским и тем отдать ему долг как пострадавшему за политические убеждения».
В четвёртом часу процессия дошла до ворот Александро-Невской лавры, и в ворота были впущены только лица, несшие венки, и представители разных учреждений.
Народоволец И.И. Попов , бывший среди них, рассказывал: «В церковь Святого Духа, где отпевали Достоевского, попасть было невозможно. У могилы также были толпы; памятники, деревья, каменная ограда, отделяющая старое кладбище – всё было усеяно пришедшими отдать последний долг писателю. Григорович просил студентов очистить путь к могиле и место около неё. Мы с трудом это сделали и выстроили венки и хоругви шпалерами по обеим сторонам прохода. Служба и отпевание продолжались очень долго. В церкви было сказано несколько речей. Многочисленное духовенство, александро-невские певчие и монахи проследовали к могиле, куда нам пробраться было уже невозможно. Речей я не слышал, но, взобравшись на дерево, видел ораторов».
Список ораторов был ограничен. Первым выступил петрашевец А.И. Пальм, драматург, поэт и романист. Он вспомнил о молодых годах Достоевского, об аресте писателя, обряде казни, о каторге, о его трудной жизни, сказал о том, что всё это ускорило гибель писателя. В других речах упоминаний об этом не было – видимо, сразу были приняты соответствующие меры. Выступавшие говорили лишь об огромном таланте Достоевского, о том, что он своим творчеством внёс великий вклад в русскую культуру.
«Разошлись от могилы, - продолжает свой рассказ И.И. Попов, - когда уже были зажжены фонари. Навстречу нам попадались группы людей, которые после службы шли отдать последний долг писателю. Это поклонение памяти Достоевского продолжалось вплоть до 1 марта».

Евгения САРУХАНЯН, «Достоевский в Петербурге», 1970

Напомним, 1 марта 1881 года состоялось покушение членов «Народной воли» на императора Александра I, приведшее к гибели монарха.
В книге своих воспоминаний Анна Григорьевна ДОСТОЕВСКАЯ ясно даёт понять, что её муж не пережил бы этого покушения на государя-императора. Вот её мысли и свидетельство одного из последних разговоров с умирающим мужем.

- Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие!
Это Евангелие было подарено Фёдору Михайловичу в Тобольске (когда он ехал на каторгу) жёнами декабристов. Они упросили смотрителя острога позволить им видеться с приехавшими политическими преступниками, пробыли с ними час, «благословили их в новый путь, перекрестили и каждого оделили Евангелием – единственной книгой, позволенной в остроге». Фёдор Михайлович не расставался с этою святою книгою во все четыре года пребывания в каторжных работах. Впоследствии она всегда лежала у мужа на виду на его письменном столе, и он часто, задумав или сомневаясь в чём-либо, открывал наудачу это Евангелие и прочитывал то, что стояло на странице. И теперь Фёдор Михайлович пожелал проверить свои сомнения по Евангелию. Он сам открыл святую книгу и просил прочесть.
Открылось Евангелие от Матфея: «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надо креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду».
- Ты слышишь – «не удерживай». Значит, я умру, - сказал муж и закрыл книгу.
Слова Евангелия, открывшиеся Фёдору Михайловичу в день его смерти, имели глубокий смысл и значение в нашей жизни. Возможно, что муж мой и мог бы оправиться на некоторое время, но его выздоровление было бы непродолжительно: известие о злодействе 1 марта, несомненно, сильно потрясло бы Федора Михайловича, боготворившего царя – освободителя крестьян; едва зажившая артерия вновь порвалась бы, и он бы скончался. Конечно, его кончина и в смутное время произвела бы большое впечатление, но не такое колоссальное, какое произвела она тогда: мысли всего общества были бы слишком поглощены думами о злодействе и о тех осложнениях, которые могут последовать в такой трагический момент жизни государства. В январе 1881 года, когда всё было, по-видимому, спокойно, смерть моего мужа явилась «общественным событием»: её оплакивали самые различные по своим политическим воззрениям люди, самые различные круги общества. Необычайная торжественность погребального шествия и похорон Фёдора Михайловича привлекла массу читателей и почитателей из среды лиц, относившихся равнодушно к русской литературе, и, таким образом, возвышенные идеи моего мужа получили значительно большее распространение и надлежащую, достойную его таланта оценку.
После кончины великодушного царя-освободителя, возможно, что и семье нашей не было бы оказано царской милости, а ею была исполнена всегдашняя мечта моего мужа о том, что бы наши дети получили образование и могли впоследствии стать полезными слугами царя и отечества.

Анна ДОСТОЕВСКАЯ, «Воспоминания», 1916

9 фе­в­ра­ля 2011 го­да ис­пол­ня­ет­ся 130 лет со дня кон­чи­ны Фё­до­ра Ми­хай­ло­ви­ча До­сто­ев­ско­го. Мо­ги­лы его ро­ди­те­лей, сы­но­вей, вну­ка, стар­ше­го бра­та, двух се­с­тёр, тё­ти и дру­гих род­ст­вен­ни­ков ут­ра­че­ны в со­вет­ские го­ды.

9 февраля 2011 года исполняется 130 лет со дня кончины Фёдора Михайловича Достоевского. Могилы его родителей, сыновей, внука, старшего брата, двух сестёр, тёти и других родственников утрачены в советские годы. В зарубежной Европе захоронения обеих дочерей Фёдора Михайловича сохранились. Они находятся под патронатом местных властей. Уничтожение, а это правильное определение, могил близких родственников «одного из самых известных в мире граждан России» – позорная страница советской истории. Акты этого могильного вандализма, вероятнее всего, были ответом на общественные и религиозные убеждения Ф.М. Достоевского. Они долгое время не были совместимы с официальной идеологией.

О дна из безымянных могил на Ваганьковском кладбище. Ярко-красный трафарет на металлическом кресте. Он заметен издалека. На нём надпись «Внимание. Срочно обратитесь в администрацию кладбища». И на земле табличка «Зайдите в контору». Автор с помощью Экспертно-криминалистического центра МВД России определил, что именно в этой безымянной могиле похоронен Фёдор Фёдорович Достоевский – старший сын великого писателя.


Фёдор Фёдорович известен тем, что в 1918 году доставил в Москву из охваченного гражданской войной Крыма архив своего отца. Ему чудом удалось избежать расстрела, как якобы контрабандисту. Архив хранился в ялтинском доме вдовы писателя – Анны Григорьевны Достоевской





Могилы царских вельмож, генералов и других «врагов трудового народа» были ненавистны большевикам, как и многие старорежимные памятники. В Севастополе на могилу революционера, лейтенанта Петра Шмидта перенесли массивный надгробный камень с уничтоженной могилы убитого матросами командира броненосца «Потёмкин», капитана первого ранга Евгения Голикова . На месте ликвидированного некрополя Троице-Сергиевой Приморской пустыни в Ленинграде соорудили плац. Курсанты по нему проходили строевым шагом. А в земле под плацем находились останки дочерей генералиссимуса Александра Суворова и фельдмаршала Михаила Кутузова . Могильную плиту внука прославленного полководца с надписью «Александр Аркадьевич Суворов, граф Рымникский, князь Италийский» использовали на хозяйственные нужды.


Исчезали могилы не только представителей знати, генералов, чиновников, богатых купцов, но также дореволюционных врачей, инженеров, учителей, литераторов. В Павловске Ленинградской области уничтожили могилу литератора Михаила Михайловича Достоевского – старшего брата писателя. Творцы монументальных советских памятников нуждались в белоснежном мраморе и в великолепном граните купеческих и других дорогих надгробий. Поэтому исчезла могила старшей сестры писателя Достоевского, вдовы богатого чиновника Варвары Михайловны Карепиной . Не сохранились захоронения Михаила Андреевича Достоевского и Веры Михайловны Ивановой – отца и сестры писателя Достоевского. Отцу Фёдора Михайловича в наши дни установили символический памятник на предполагаемом месте его захоронения. В 1931 году в Зарайском районе Московской области, где в прошлом находилось имение Достоевских, создавались показательные колхозы и совхозы. Спешно направляли сюда из Москвы энергичных организаторов и агитаторов. Велась бурная антирелигиозная агитация. В группе уполномоченных окажется Николай Елизаров , коммунист-интернационалист. Настоящая его фамилия – Цзян Цзинго . Он был сыном Чан Кайши . В тот период он был политическим противником своего отца. Неудивительно, что могилу хотя и не богатого, но всё же помещика Михаила Достоевского сравняли с землёй. А ведь его сын был на царской каторге. Не сохранилась могила Алексея Достоевского – младшего сына писателя. Он умер в трёхлетнем возрасте. В 2006 году отмечали юбилей – 500 лет роду Достоевского. Планировали установить памятную плиту на входе Большеохтинского кладбища в Санкт-Петербурге, где был похоронен Алёша Достоевский. На плите написали, что на этом кладбище был похоронен сын писателя Ф.М. Достоевского. Установить плиту власти не разрешили, и она хранится в местном музее Ф.М. Достоевского.


На симферопольском кладбище утеряна могила внука писателя Фёдора Фёдоровича-младшего . Останки Марии Фёдоровны Достоевской – матери великого писателя можно было перенести на другое кладбище. Её могила находилась на Лазаревском кладбище в Москве. Могила уничтожена во время ликвидации кладбища. Останки даже малоизвестных усопших и тем более известных, в том числе священников переносили после официального обращения родственников, а также учреждений культуры и других организаций. Михаил Васильевич Волоцкой , автор фундаментальной работы «Хроника рода Достоевского» (1934 г.) спасает памятник на могиле М.Ф. Достоевской. Памятник хранится в подвале Московского Музея Ф.М. Достоевского. А почему не перенесли останки матери писателя?.. Могила самого М.В. Волоцкого (умер в 1944 году) исчезла на Ваганьковском кладбище – в наши дни она уже не числится в базе данных кладбища.


Вопрос сотрудникам музеев и достоеведам: почему не сохранили могилу Волоцкого? А сколько диссертаций и других научных работ и тем более журнально-газетных статей написано со ссылками на работы этого исследователя?.. Музейные работники, литературоведы и потомки Ф.М. Достоевского также несут ответственность за исчезновение могил родственников великого писателя. Они обязаны были оберегать захоронения.





Краеведы и некрополисты в наши дни пытаются защищать погребения. На могильной плите Семёна Раича после слов «поэт и переводчик» пришлось добавить надпись «учитель Лермонтова, воспитатель Тютчева». Вероятно, это поможет сохранить могилу. Александр Сергеевич Плевако , ему 80 лет, внук двух знаменитостей: адвоката Фёдора Никифоровича Плевако и художника Василия Васильевича Верещагина с горечью подтвердил мне, что могила его бабушки исчезла на Ваганьковском кладбище. Могила Лидии Васильевны Верещагиной ничем не выделялась. А если бы написали на памятнике – «вдова великого русского художника, погибшего под Порт-Артуром», могилу могли сохранить. На кладбищах экскурсоводы сегодня больше показывают захоронения уголовников, а не могилы знаменитых учёных или писателей. Помню, как нам, студентам, показали могилу долгое время неизвестной и загадочной «Н.Ф.И.». Лермонтов посвятил Наталье Фёдоровне Ивановой , по мужу Обресковой , сорок стихотворений. А в десяти метрах под высокими металлическими пальмами могила Соньки – Золотой ручки . Много надписей. На её памятнике. Запомнилась одна: «Соня, помоги мне иметь больше металла».


Могила старшего сына писателя Ф.М. Достоевского утеряна, как ни странно, не в 1930-е годы, а в начале 1970-х годов. В 1968 году умирает Андрей Фёдорович Достоевский , сын Ф.Ф. и внук Ф.М. Достоевских, его мать – Екатерина Петровна Достоевская , окажется после войны за границей. В оккупированном немцами Симферополе на её доме поместили провокационное объявление. «Дом невестки писателя Достоевского не занимать». Комендатура распространяла ложные слухи о сотрудничестве Е.П. Достоевской с оккупантами. Больная женщина вынуждена была покинуть родину. Трагическая судьба матери отразится и на жизни её сына, и косвенно на судьбе могилы Ф.Ф. Достоевского. Документы о погребении в январе 1922 года Фёдора Фёдоровича Достоевского не сохранились. После всего этого могила сына писателя останется без присмотра. А книги по учёту захоронений в Москве до 1942 года были уничтожены после введения осадного положения в столице. Я не очень долго искал утраченное место захоронения Фёдора Фёдоровича Достоевского. Получил из музея копию единственной фотографии его могилы. Эксперт из ЭКЦ МВД России исследует на фотографии неразборчивую надпись на кресте могилы, что слева от захоронения Достоевского. Определяется фамилия, часть отчества, последние цифры года рождения и полностью год смерти усопшего. Эта могила сохранилась. На ней теперь вместо креста стоит гранитный памятник, на котором всё сходится с данными экспертизы. Следовательно, в полуметре от этой сохранившейся могилы – место захоронения сына писателя. На этом месте, как написано выше – могильный холм, на котором установлен металлический крест без надписи.


Приезжаю со справкой ЭКЦ МВД России в ГУП «Ритуал». Этому предприятию подчинены московские кладбища. Возражений по экспертизе не было. Но по вопросу о передаче под патронат Союза писателей России могилы Ф.Ф. Достоевского пришлось обращаться в Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы. Получили ответ из Департамента. В нём сожалели, что «удовлетворить просьбу в настоящее время не представляется возможным». Обещали проинформировать о дополнительных сведениях по данному вопросу. Указали причину отказа. В безымянной могиле, как написано в письме, имеются два захоронения. 1946 и 1863 годов. Но учётных данных по ним почему-то не было. Фамилии покойников определены лишь по надписям на кресте во время инвентаризации 1991 года. А по захоронению урны (1994 год) учётная запись имеется. В письме Департамента указан ответственный за захоронение и его домашний адрес. Номер телефона ответственного, а им оказалась очень пожилая женщина – не отвечает на звонки сотрудников ГУП «Ритуал». В Прокуратуре города Москвы рекомендовали обратиться к участковому инспектору милиции. Участковый сообщил, что данная гражданка проживает по указанному адресу. Почему она не отвечает на телефонные звонки? На этот вопрос у участкового не было ответа.