На свободную тему

Возвратный невозвратный вид глагола. Возвратная форма глаголов. Синтаксическая роль глагола

Н !), вы всё равно можете не знать некоторых нюансов, Давайте разберемся в них. Туманной выглядит информация и для родителей школьников, которые продолжают путаться и не понимать особенностей данных экзаменов. Итак, ГИА, ЕГЭ, ОГЭ – в чем разница, кто и каким образом сдает перечисленные экзамены.

0

Собери полную картину

Честно говоря, мне слабо верится, что в России остался еще хотя бы один человек, который хотя бы немного не знаком с понятиями ЕГЭ, ОГЭ и ГИА . Но, возможно, сегодня я вас удивлю . Н есмотря на то, что вы думаете об ОГЭ и ЕГЭ очень часто (долгими бессонными ночами, эх !), вы всё равно можете не знать некоторых нюансов, довольно интересных, между прочим! Давайте разберемся в них.

Что такое ГИА?

Г осударственная итоговая аттестация - это общее название для ОГЭ и ЕГЭ. Иногда можно встретить такие надписи, как ГИА-9 (по факту это наш родной ОГЭ) или ГИА-11 (ЕГЭ).

Бо льше об этих трёх веселых буквах вам ничего знать не нужно, едем дальше.

Что такое ОГЭ?

Основной государственный экзамен. Кстати, пафосное название «основной» он получил вполне заслужено: этот экзамен сдают абсолютно все школьники страны без исключения (в отличие от ЕГЭ). В девятом классе каждый россиянин должен сдать четыре предмета в формате ОГЭ: русский, математику и два на выбор. Сдать на «3» и выше нужно всё, иначе просто -напросто не получишь аттестат, придётся пересдавать ОГЭ до тех пор, пока все 4 предмета не будут закрыты. Если не смог сдать 1-2 предмета, тебе дают шанс пересдать в резервный день в этом же году, но если не смог – только через год. Кстати, оценка за ОГЭ влияет на оценку в аттестате!

Пока что все ученики допускаются до сдачи ОГЭ бе з каких-либо дополнительных испытаний, но уже совсем скоро станет обязательным Итоговое собеседование (устная часть по русскому языку), которая будет служить допуском до ОГЭ.

Но на самом деле не всё так страшно. ОГЭ проверяет знания с 5 по 9 класс, поэтому экзамен содержит задания, к которым может подготовиться абсолютно каждый школьник, даже если он « не очень дружит с математикой » , например. Главное – не затягивать с подготовкой.

С результатами ОГЭ можно пойти либо в колледж , либо в 10 класс (продолжив обучение в школе, сделав шаг навстречу ЕГЭ ) .

Что такое ЕГЭ?

Единый государственный экзамен , который сдают в 11 классе для поступления в высшие учебные заведения страны. Этот экзамен охватывает 5-11 классы школьной программы, поэтому многие темы в ОГЭ и ЕГЭ совпадают. Все одиннадцатиклассники в обязательном порядке сдают русский язык в формате ЕГЭ и математику (но те, кто не поступает с математикой в вуз, могут выбрать базовый уровень сложности). Сдать эти два предмета нужно хотя бы на минимальные баллы, если хочешь получить аттестат. Остальные предметы выбирает сам ученик. Все выпускники сдают ЕГЭ на территории другой школы (не своей!) и под камерами.

По формату ОГЭ и ЕГЭ похожи, но второй , разумеется, сложнее, поэтому готовиться к нему нужно уже начиная с 10 класса. В отличие от ОГЭ тут нет стандартных школьных оценок, есть баллы, где 100 – максимум.

Для допуска к ЕГЭ необходимо написать Итоговое сочинение по литературе и получить «зачёт».

Таким образом, можно сделать вывод, что ОГЭ и ЕГЭ имеют множество различий, но в то же время действительно похожи. Если ученик планирует оставаться в школе до 11 класса, нужно уделить особое внимание подготовке к ОГЭ, ведь это будет «генеральной репетицией к ЕГЭ», да и повторение материала в 11 классе в таком случае займет меньше времени.

Алина Косова

Свежие публикации

Современные подростки стали настолько продвинутые, что уже в возрасте 15-17 лет часто могут сказать, чего они хотят от жизни. Если всего пять дет назад к нам в учебный центр приезжали мамы (иногда даже без детей!) и записывали их на курсы, то сейчас ситуация кардинально изменилась.

Всё чаще я слышу «говорите с ребёнком, мы не решаем!» и меня это очень радует: старшеклассники взяли управление судьбой в свои руки. Они сами решают, куда поступать, кем быть и как готовиться. Они более ответственно подходят к выбору предметов, направлений, вузов. Почему? Возможно, видели печальный опыт своих предшественников, за которых всё решили родители. Возможно, услышали советы тех людей, которые делились опытом успешной и неуспешной подготовки к ЕГЭ. А может быть, это связано с тем, что в современном мире подростки чувствуют себя гораздо увереннее многих взрослых: умеют найти нужную информацию, отличить полезное от бесполезного.
Ведь действительно, в интернете сейчас можно найти всё: узнать про профессии и вузы и даже подать документы!
А можно ли подготовиться к ЕГЭ онлайн, не выходя из дома? Или всё-таки отдать предпочтение старой доброй системе репетиторства на дому? Что будет эффективнее?

ОГЭ - первое серьёзное испытание в нашей жизни. Во время подготовки и сдачи возникает много нюансов, о которых не все знают. Я постараюсь рассказать про сдачу русского, математики и предметов на выбор всё, что знаю сама.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Девятиклассникам нужно сдать два обязательных экзамена по русскому и математике и два предмета на выбор (так было в 2017 году). Сдавать экзамен можно по физике, химии, биологии, географии, обществознанию, истории России, литературе, информатике и ИКТ, иностранному (английский, французский, немецкий, испанский). Выбрать предметы можно до первого марта.

Одна моя подруга случайно поставила галочку не там, где надо. Она хотела сдавать химию, но по невнимательности выбрала физику. И ей сказали сдавать три дополнительных предмета - химию, биологию (которую она выбрала в качестве первого предмета) и физику. Да, по желанию можно было сдавать третий предмет, а можно было просто отказаться сдавать химию. Но моя подруга - девочка принципиальная, поэтому она всё же сдала третий экзамен.

На будущее - внимательно читайте документы, которые будете подписывать и, если вы поставили галочку не там, где надо, вы вправе отказаться сдавать дополнительный предмет

Из предметов на выбор я сдавала химию и обществознание. Это было моей ошибкой. Потому что эти предметы в графиках проведения экзаменов чаще всего ставят в один день. А значит, один из них сдаётся в резервный день, который назначается позже основного срока сдачи ОГЭ. Я знала, что мне придётся химию или обществознание сдавать 23 июня, но при этом всё равно выбрала эти предметы. Возможно, я надеялась на какое-то чудо, что резервный день будет пораньше. Но чуда не случилось, обществознание мне пришлось сдавать 23 июня, как и моему однокласснику, который выбрал географию и обществознание (эти предметы тоже были в один день). Меня очень раздражал этот перерыв между экзаменами - целых две недели! Но зато за эти две недели я сумела хорошо подготовиться.

Когда экзамены проводятся чуть ли не через день (у меня по математике экзамен был шестого июня, по химии - восьмого июня), это напрягает ещё больше. Ведь приходится готовиться к нескольким предметам параллельно. Ещё мне приходилось готовиться даже по ночам: днём я решала задачи по математике, а ночью учила свойства металлов и неметаллов. После экзамена по математике у меня не было времени отдохнуть и восстановить силы - на носу был экзамен по химии.

«Сдавать» ОГЭ вы начинаете задолго до самого экзамена

Об экзаменах нам начали говорить ещё в восьмом классе, регулярно напоминали: «У вас скоро ОГЭ, следующий год будет трудным». И слова учителей, которые, казалось бы, просто нас запугивали, оказались правдивыми. Практически с самого начала учебного года мы регулярно писали диагностические работы, причём не только по русскому языку и математике, была работа по биологии, обществознанию, химии. Ещё учителя с сентября уже спрашивали о том, какие дополнительные предметы для сдачи экзаменов мы выбрали, а тех, кто сомневался, торопили с выбором.

Во время учебного года никто не даст вам покоя - готовьтесь морально к тому, что от учителей будете регулярно слышать: «Экзамены не сдадите!», «Это всё очень серьёзно - там будут камеры!».

Учителям важно, чтобы все сдали экзамены как можно лучше - без двоек, чтобы каждый смог написать хотя бы на тройку. За двойки по экзаменам у школы снимают баллы рейтинга, как и за нарушения проведения экзамена

Но больше всего баллов рейтинга снимается, если ученик нарушил правила поведения и его устранили с экзамена. То есть, если вы пронесли телефон на экзамен, достали его в аудитории, вас заметили и устранили - не только вы получите по заслугам. Получат ещё и ваш учитель-предметник, директор и завучи. Поэтому лучше не рисковать лишний раз. Нарушая правила, вы подводите и других людей.

Так же готовьтесь к тому, что почти весь май и июнь экзамены станут насущной темой. Скорее всего ваши друзья теперь будут обсуждать не развлечения, а предстоящую сдачу экзаменов. И некоторых паникеров придётся успокаивать и выслушивать их: «Я не сдам, я ничего не знаю!». Все ваши знакомые и близкие будут интересоваться, как вы готовитесь к экзаменам.

Тут важно поддержать обеспокоенных товарищей, немного погрустить, что теперь не с кем обсудить недавно прочитанную книгу, и научиться воспринимать вопрос «Боишься сдавать экзамен?» безразлично. И научиться абстрагироваться от запугиваний учителей, только вы знаете, что вам реально по силам. Если вы уверены, что всё сможете сдать, значит, так оно и есть. Вскоре всё это закончится - надо лишь немного потерпеть.

К ОГЭ следует готовиться, как и к любому экзамену. Но я считаю, что начинать готовиться с сентября - бессмысленно. Во всех экзаменах встречаются задания, темы которых ещё не изучены. Некоторые из них проходят только в середине учебного года. Лучше начинать подготовку к экзаменам в феврале–марте - в это время как раз проводят пробные экзамены.

Пробные экзамены проводятся даже, скорее всего, не для проверки знаний, а для того, чтобы показать ученикам, что из себя представляет ОГЭ. Мы так же, как и перед настоящими экзаменами, собирались у своих школ, брали уведомления о допуске к экзаменам и шли в пункт проведения экзамена. Там нас допускали по паспортам, рассаживали по местам, зачитывали инструктаж, в десять часов открывали конверты с КИМами и бланками.

Пробные экзамены оказались труднее настоящих. Например, на пробном экзамене были те задания, которые я даже не встречала в книгах по подготовке к ОГЭ. Поэтому некоторые ученики написали настоящий экзамен гораздо лучше, чем пробный. Такие экзамены нам проводили по русскому языку и математике в начале марта.

Настоящие экзамены по этим предметам мы, кстати, писали в тех же школах, где писали пробные. Некоторые ученики в конце мая сдавали устные зачеты по биологии, географии и обществознанию для проверки знаний и подготовки. По остальным предметам пробные экзамены проводились по желанию учителей в школе, где мы учимся. Они уже были некой формальностью, чтобы учителя были в курсе, на что способны их ученики.

Нельзя надеяться на ответы, которые можно купить в интернете, - это выброшенные деньги. В прошлом году одна девочка из нашей школы всё списала с ответов и написала экзамен по математике на двойку

Как устроен ОГЭ по русскому и как сдать его на пять

В 2017 году экзамен состоял из трёх частей: изложения, тестовой части и сочинения. Экзамен начинается с зачитывания изложения. Вы слушаете его первый раз, вам даётся пять минут на обдумывание текста, затем включают запись снова. Во время зачитывания нужно делать пометки на черновике, примерно разделить текст на абзацы и в перерыв пытаться вспомнить предложения из текста. У вас должно получиться не меньше 70 слов, а лучше от 80.

На тестовой части вам даётся отрывок из художественного произведения и по нему надо выполнить 13 заданий. Для сочинения предлагается три темы. Лингвистическая - объяснить смысл выражения известной личности с примерами из текста, тема по тексту - объяснить смысл предложения, рассуждение на какую-либо тему.

Если вы хорошо знаете лингвистические понятия, можете выбирать первую тему. Если умеете хорошо анализировать - выбирайте вторую. Третья тема самая легкая и самая популярная среди выпускников. Я тоже писала сочинение-рассуждение и могу рассказать, как написать его, чтобы получить высший балл.

В качестве темы даётся тезис-вопрос типа: «Что такое дружба?». И ваша задача её раскрыть. Сочинение должно состоять из четырёх частей: вступления, первого аргумента (из текста), второго аргумента (из жизни, книг, СМИ, истории) и заключения.

Вступление состоит из тезиса, определения и комментария. В качестве тезиса вы берёте вопрос, на который вам нужно ответить. Советую для подготовки почитать определения некоторых слов типа: дружба, любовь, выбор, доброта, добро, мораль, храбрость. Важно учитывать, что определение должно соответствовать тексту. А комментарий - это ваше личное мнение по этому поводу. Например, о дружбе можно сказать: «Я считаю, что дружба - одна из самых важных вещей в жизни». Главное - чётко показать, что вы высказались по этому поводу.

Первый аргумент берётся из прочитанного текста, ваша задача раскрыть его и объяснить мотивы поступков. Начать можно так: «В отрывке из текста такого-то автора тоже есть пример…». Дальше вы кратко описываете его, объясняете.

Пишите все имена героев и места действий правильно, по тексту. Если вы персонажа, которого зовут Ваней, в сочинении назовёте Васей, за выдумку вам снизят балл

Второй аргумент - из жизни, книг, СМИ, истории начать можно так: «В реальной жизни тоже можно найти пример…». Дальше вы описываете, объясняете его. Пример из жизни можно выдумать - сами понимаете, никто не будет узнавать достоверность приведённых вами фактов. А вот если вы осмелитесь брать пример из прочитанной книги или истории, тут надо чётко знать и помнить, о чём именно вы пишете.

Я считаю, что проще выдумать аргумент из жизни, но он должен соответствовать теме текста. К тому же, к аргументам из жизни проверяющие особо не придираются - понимают, что у всех выпускников разный жизненный опыт. Главное - наличие этого аргумента.

Заключение можно начать со слов: «Проанализировав два аргумента, мы приходим к выводу…». Дальше подводите итоги. Важно - заключение должно быть похожим на вступление. С чего начали - тем же и заканчиваете. В сочинении тоже должно быть не меньше 70 слов.

Сочинение и изложение пишутся на дополнительном бланке ответов, который представляет из себя двухсторонний лист с прямоугольником для ответа. На нём нельзя нигде указывать свою фамилию, имя - только номер КИМа и варианта помогут распознать вашу работу. Сочинение и изложение нужно писать только в предназначенном для этого месте - в пределах прямоугольника. За края выходить нельзя. Обязательно надо указывать номер задания, которое вы выполняете. И да, изложение, сочинение надо писать прописными буквами, чётким почерком. У нас в прошлом году один мальчик написал и сочинение, и изложение печатными буквами из-за незнания. А вот бланк с тестовой частью и своими данными вы заполняете печатными буквами по образцу.

Если у вас закончилась страница, вы пишете на последней строке (не под рамкой!) «смотри на обратной стороне». Если у вас закончился лист, вы имеете право попросить дополнительный. Данные на нём вы списываете с первого листа: название предмета, пункт проведения, номер КИМа. И на первом листе на последней строчке, не выходя за края, пишете «смотри на дополнительном листе». Это важно! Эти правила относятся ко всем экзаменам.

На экзамене по русскому можно пользоваться орфографическим словарём. Этот экзамен оценивается по четырём критериям: тестовая часть, изложение, сочинение и грамотность. Чтобы получить хорошую оценку, надо набрать нужное количество баллов за грамотность. Например, чтобы получить пятёрку, за грамотность нужно набрать шесть баллов.

Как устроен ОГЭ по математике

На экзамене по математике циркули, карандаши, ластики - запрещены. Окружности придётся рисовать от руки. Точки на графике старайтесь ставить с первого раза в нужном месте. При заполнении бланка пишите каждый символ в отдельной клетке, это касается и минусов, и запятых. Чтобы получить положительную оценку, надо сделать определенное количество заданий из модулей «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». Даже если вы решите все задания из модулей «Алгебра» и «Реальная математика», но не решите столько, сколько положено заданий из «Геометрии», вы получите за экзамен двойку. Разрешают пользоваться таблицей квадратов, формулами дискриминанта, площадей и другими.

Кстати, по математике за экзамен выставляются две оценки: по алгебре и геометрии. За экзамен по математике я набрала 22 балла - это пятерка по системе перевода баллов в оценки. Но за алгебру и геометрию мне выставили четвёрки, и оценка за экзамен никак не повлияла на аттестат.

Как устроен ОГЭ по предметам на выбор

На экзамене по химии выдают чёрно-белые таблицы Менделеева и таблицы растворимости. Их не нужно распечатывать самим и брать с собой - они входят в состав КИМ. На экзамен возьмите только гелевую ручку и калькулятор. Калькулятор также обязательно понадобится на экзамене по физике.

Экзамен по химии оценивается по-разному. Это зависит от того, будете вы делать эксперимент или нет. Если будете, ваши родители должны написать расписку, что у вас нет аллергии, и сдать её заранее, до экзамена.

К эксперименту нужно приступать, когда вы уже выполнили все задания. Для этого сначала составьте на черновике предполагаемые реакции, а потом поднимите руку и скажите, что готовы приступать к эксперименту. Приступить можно через час после начала экзамена и не позднее чем за двадцать минут до его окончания.

Вы садитесь перед наблюдателями-лаборантами (их двое - и каждый даёт оценку того, как вы выполнили эксперимент) со своим черновиком, вам выдают лоток с реагентами и инструментами, вы надеваете перчатки (халатов и защитных очков нам не выдали) и приступаете к работе. Не бойтесь, здесь подобраны такие реактивы, что даже в случае ошибки вы не взорвёте школу.

В экзамене есть задание по органической химии: даётся название какого-то органического соединения, вам надо указать правильные утверждения о нём.

Я не понимаю, зачем вводить в экзамен для девятого класса задание по материалам десятого класса? Все понятия органической химии мне пришлось изучать самой

Обществознание сдавать не так уж легко. Многие школьники выбирают этот предмет в надежде, что не нужно будет готовиться. Тем, кто сдаёт обществознание, настоятельно советую изучить Конституцию РФ - в ней можно найти ответы на многие вопросы тестовой части. Сам экзамен состоит из 25 вопросов теста и второй части, когда даётся текст, а по нему нужно ответить на вопросы.

Мне не понравилось сдавать экзамен в резервный день. Чувствуешь себя двоечником, пришедшим на пересдачу. И ещё: понимаешь, что завидуешь другим ребятам. Они уже две недели отдыхают, а ты сидишь в кабинете и думаешь над тестом, анализируешь текст.

Чек-лист перед ОГЭ

На экзамен берите документы, уведомления и чёрную гелевую ручку (лучше две). Можно взять бутылку воды, шоколадку и лекарства. Их вы оставляете на столике у входа в аудиторию. Бутылку лучше подписать.

Уведомление и памятки вы оставляете на пункте регистрации. Паспорт вы берёте с собой в аудиторию. Вам нужно будет списать серию (первые четыре цифры), номер (оставшиеся цифры) и фамилию, имя и отчество. Главное не перепутайте, не напишите имя вместо своей фамилии.

В день экзамена лучше проснуться заранее, чтобы успеть без спешки собраться. Куртки, сменную обувь вы оставляете в гардеробе. Сумки, рюкзаки, гаджеты - у сопровождающих, каждому классу выделяется кабинет для личных вещей.

Не надейтесь списать с телефона - это очень рискованно. Да, металлоискателей в этом году не было (по крайней мере, в тех школах, где я писала), «глушилки» вроде бы не ставили, обнаружить, что кто-то выходил во время экзамена в интернет, тоже довольно проблематично. Но телефон может сыграть с вами злую шутку. В прошлом году один мальчик из нашей школы забыл выключить звук, телефон зазвонил у него прямо в аудитории во время экзамена.

В туалет можно выходить сколько угодно. Провожали до двери туалета не всегда. Организаторы не подсчитывают, сколько раз выходил какой-то определенный человек. Главное - не наглеть и не пропадать на двадцать минут.

Несмотря на наличие камер в аудиториях, у нас действовала система «последних трёх человек». Смысл в том, что оставшиеся три человека ждут, пока последний из них всё допишет. И потом они все должны будут следить, как организаторы подсчитывают количество бланков, складывают всё в конверты и их запечатывают. Почему именно три человека? Чтобы в случае обнаружения нарушений было столько свидетелей, сколько положено по закону. Если нет камер - то эти три «счастливчика» будут вынуждены сидеть в аудитории до конца экзамена.

На экзамен надо явиться обязательно. Если вы не придёте в школу к назначенному времени, вас начнут искать везде. Но если совсем всё плохо, можно вызвать скорую или пойти в поликлинику, чтобы вам выписали справку, которую надо принести в школу до начала экзамена. Тогда вам назначают пересдачу в резервный день.

Ещё я советую не рисковать здоровьем накануне экзамена - не есть подозрительную еду, не наедаться мороженым в холодный день, одеваться теплее.

После экзаменов вам придётся ходить в школу и расписываться за результаты. А сами результаты вы можете узнать в интернете по фамилии, серии и номеру паспорта. Результаты экзамена по русскому языку пришлось ждать почти десять дней, потому что его сдавали все девятиклассники. Остальные экзамены проверяют быстрее. Результаты экзамена по обществознанию, который я сдавала 23 июня, стали известны через два дня.

Чтобы сдать экзамен, некоторые проявляют редкую изобретательность. Ведь при желании на экзамен можно пронести Большую Советскую Энциклопедию, справочники, учебники, тетради. И я считаю это несправедливым.

Почему отличник, который все годы усердно учился, может написать экзамен хуже, чем двоечник, который всё спишет? Ведь списать реально, особенно с бумажных шпаргалок. Вот поэтому ОГЭ - не показатель реальных знаний.

Школьникам и студентам-лингвистам нужно уметь правильно определять возвратность глаголов. Это требуется для выполнения морфологического разбора, грамотного изложения мыслей. Существует ряд нюансов, которые следует учитывать при определении возвратности глагола. Недостаточно просто запомнить, что возвратный глагол оканчивается на –ся или –сь: подобный способ анализа является причиной регулярных ошибок. Важно понять своеобразие данной морфологической категории глагола.


Возвратность как категория глагола
Чтобы правильно определить возвратность глагола, надо точно знать особенности исследуемой категории.

Возвратные глаголы – это специфический вид непереходных глаголов. Они обозначают действие, направленное субъектом на себя, имеют постфикс –ся. Постфикс –ся является частью слова, отражающей исторические изменения русского языка. В старославянском языке постфикс обозначал слово «себя», выполняя функции местоимения.

Обязательно нужно знать, что возвратность глагола напрямую связана с морфологической категорией переходности. Для начала выясняют, является ли глагол переходным. Нужно запомнить: определение возвратности глагола занимает время и должно базироваться на анализе слова. Наличие постфикса –ся не гарантирует, что перед вами находится возвратный глагол.

Алгоритм определения возвратности глагола
Возвратность глагола желательно определять по конкретной схеме, тогда вероятность ошибок заметно снизится. Вам понадобится владеть основными терминами, используемыми в курсе русского языка.

  1. Сначала определите категорию переходности глагола. Вспомните признаки переходности и непереходности глагола:
    • Переходный глагол обозначает действие, направленное на себя (субъект). Он свободно сочетается с существительным, которое находится в винительном падеже, без предлога. Например, делать(что?) задание. Делать– переходный глагол, поскольку он сочетается с существительным без предлога, а существительное находится в винительном падеже. Для определения переходности просто смоделируйте словосочетание, где есть зависимое от анализируемого глагола существительное в винительном падеже.
    • Непереходные глаголы обозначают действия, не переходящие на объект. Существительные не могут сочетаться с такими глаголами в винительном падеже без предлога.
  2. Если глагол переходный – он не является возвратным. Категория возвратности для него на данном этапе уже определена.
  3. Если глагол непереходный, нужно продолжить его анализ.
  4. Обратите внимание на постфикс. Постфикс –ся – обязательный признак возвратного глагола.
  5. Все возвратные глаголы разделяются на 5 видов.
    • Общевозвратные глаголы нужны для выражения изменений эмоционального состояния субъекта, его физических действий. Например, радоваться, торопиться.
    • Глаголы из группы собственно-возвратных обозначают действие, направленное на субъект. Таким образом, одно лицо становится объектом и субъектом. Например, наряжаться– наряжать самого себя.
    • Взаимно-возвратные глаголы обозначают действия, производимые между несколькими субъектами. Каждый субъект одновременно является объектом действия, то есть происходит перенос действия друг на друга. Например, встречаться – встречать друг друга.
    • Глаголы из группы безобъектно-возвратных обозначают действия, которые присущи субъекту постоянно. Например, металл плавится.
    • Косвенно-возвратные глаголы подразумевают действия, совершаемые субъектом в собственных интересах, для себя. Например, запасаться вещами.
    Попробуйте определить, к какому типу относится глагол. Возвратный глагол обязательно должен входить в одну из групп.
  6. Обратите внимание: не всегда постфикс –ся – признак возвратного глагола. Проверьте, не относится ли глагол к одной из групп:
    • Переходные глаголы, отражающие интенсивность действия. Например, стучаться. Постфикс усиливает интенсивность.
    • Глаголы с безличным значением. Например, не спится.
Если глагол вошёл в одну из групп, он не является возвратным.

Если глагол не подошёл ни к одному типу из пункта 6, но явно принадлежит к одной из групп пункта 5 – он обладает категорией возвратности.

Основные значения постфикса – ся

В зависимости от наличия или отсутствия возвратного постфикса -ся- глаголы делятся на возвратные и невозвратные .

Возвратные – это глаголы, имеющие постфикс -ся- (-сь-) .

Например:

купаться, улыбаться, надеяться

Невозвратные – это глаголы, не имеющие постфикса -ся- (-сь-).

Одни глаголы в современном русском языке имеют соотносительные пары по категории возвратности – невозвратности.

Задание:

Сравните:

одеть – одеться, купать – купаться, увидеть – увидеться

Другие глаголы таких соотносительных пар не имеют.

Задание:

Сравните:

улыбаться, надеяться, кувыркаться;

идти, сесть, мёрзнуть

Возвратный постфикс -ся- (-сь-) может придавать глагольной форме различные смысловые значения :

1) Собственно-возвратные значение , когда субъект и объект, на который направлено действие, совпадают в одном лице (умываться, купаться, одеваться ).

Например:

Я умываюсь

2) Взаимно-возвратные значение , когда каждое из двух действующих лиц выступает одновременно и в роли субъекта, и в роли объекта.

Например:

1. Друзья встретились и по-братски обнялись.

2. И новые друзья ну обниматься, ну целоваться

3) Общевозвратное значение , когда действие ни на кого не переходит, а замыкается в самом субъекте.

Например:

Он рассердился.

Мы обиделись

Такие глаголы, как правило, выражают внутреннее психическое состояние человека.

4) Безобъектно-возвратное значени е, когда действие, о котором говорится, является свойством данного субъекта.

Например:

Собака кусается.

Корова бодается.

Кошка царапается.

Крапива жжётся

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Грамматические классы слов в современном русском языке

Место дисциплины в учебном процессе.. дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин опд и.. основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин стилистика и..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Пояснительная записка
В разделе «Современный русский язык: Морфология», согласно Государственному образовательному стандарту, должны изучаться следующие темы: - введение в морфологию современно

Дисциплины
Вид работы Трудоемкость, ч. Общая трудоемкость Аудиторная работа

Дисциплине
Грамматика – это одна из древнейших наук на Земле (как математика, геометрия, физика, логика). Она зародилась в IV веке до н.э. (свыше 2500 лет назад) в Древней

Русском языке
В традиционной русской грамматике было принято выделять 10 частей речи: 6 самостоятельных, 3 служебных и особую часть речи – междометие. Часть речи характеризуют: 1) общее зна­чение, 2) морфологиче


Грамматика (от греч. Grammatike) – раздел языкознания, изучающий структуру слова и предложения того или иного языка. Грамматика состоит из двух частей: морфолог


Имя существительное – это слова, имеющие лексико-грамматическое значение предметности. Например: дом, лошадь, молодость, ходьба, сон, белизна

Значению
По своему лексическому значению существительные в русском языке принято делить на четыре разряда: - конкретные; - вещественные; - собир

Понятие имени существительного как части речи
Упражнение 1 Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу существительные. 1. Уходившим в армию были устроены торжествен­ные.

Разряды существительных по лексическому значению
Упражнение 5 Найдите среди данных слов существительные определенного разряда и распределите их по группам: - конкретные; - веще

Существительные нарицательные и собственные
Упражнение 6 Объясните, почему названия меся­цев: январь, февраль, март и т. д. - не имена собственные. Упражнение 7 У Марса две лу


Имя существительное – это слова, имеющие лексико-грамматическое значение предметности. Конкретные существительные

Качественные прилагательные и их признаки
Качественные прилагательные обозначают качества и свойства предметов непосредственно. Например: широкая река, способный студент

Относительные прилагательные и их признаки
Относительные прилагательные обозначают признаки предметов не прямо, а по их отношениям к другим предметам. Они могут иметь различное смысловое значени

Их признаки
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность какого-либо предмета определенному лицу или животному. Например: отцов (дом), мамин

Переход прилагательных из одного разряда в другой
Прилагательные могут переходить из одного разряда в другой. Например: относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных: каменный дом

Их признаки
Качественные имена прилагательные могут иметь две формы – полную и краткую. Краткая форма


Качественные прилагательные имеют три степени сравнения: положительную, сравнительную и превосходную. Положительная степень – э

И их признаки
Упражнение 5 Не всегда легко провести четкую грань между прилагательными качественными и относи­тельными, так как относительные прилагательные, упо­требляясь в переносно зн

Притяжательные прилагательные и их признаки
Упражнение 8 Найдите притяжательные прилага­тельные с суффиксами -ин, -ов. Укажите, в каком падеже и каком числе они стоят, какое у них окончание. Подобно ли оно окончаниям существи

Полные и краткие прилагательные и их признаки
Упражнение 21 Прочитайте и укажите краткие и полные при­лагательные, употребленные в составном именном сказуемом. От­метьте случаи ненормативного употреблен

Степени сравнения имен прилагательных
Упражнение 33 Перепишите, образуя от прилагательных, данных в скобках, формы степеней сравнения, простые или составные. (Выполняя упражнение, учтите, что простые формы срав


Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает какой-либо признак предмета (цвет, качество, размер, возраст, материал, из которого сделан предмет, и др


Имя числительное - это часть речи, выражающая значение количества (числа). Например: один, сто, сорок, семеро Имена числите


В грамматике выделяется два разряда числи­тельных: количественные и порядковые. Количествен­ные числительные

Склонение числительных
Количественное числительное один, обнаруживаю­щее ряд грамматических признаков, сближающих его с име­нем прилагательным как частью речи, склоняется с использо­ванием окончани

Понятие имени числительного как части речи
Упражнение 1 Какие из выделенных слов - числи­тельные? 1. Остряк, любезный, по рукам! Полней бокал досуга! И вылей сотнюэпиграмм на недруга и друга

Лексико-грамматические разряды числительных
Упражнение 5 Задание: Прочитайте следующее Примечание и прокомментируйте его. Примечание: В

Склонение числительных
Упражнение 8 Докажите, что седьмой изменяется так же, как седой, большой, голубой. Упражнение 9 Перепишите, выбирая нужные числительные и ставя их в с


Имя числительное - это часть речи, выражающая значение количества (числа); это слова, отвечающие на вопрос сколько?) или порядок предметов при счете (отвечают н


Проблема местоимений - одна из наиболее сложных проб­лем грамматики. Местоимения по традиции определя­ются как часть речи, которая указывает на предметы, при

Местоимений
По характеру выполняемых функций (т.е. по значению) местоимения делятся на восемь функционально-семантиче­ских разрядов: 1.


По грамматическим свойствам местоименные слова обыч­но делятся на три разряда: 1. Предметно-личные местоимения (м

Склонение местоимений
Местоименные прилагательные склоняются как обычные прилагательные (который - как старый; какой - как завод­ской). Местоименные числительные склоняются

Понятие о местоимении как части речи
Упражнение 1 Прочитайте и укажите, какие ошибки допущены в употреблении местоимений 3-го лица. Исправьте и перепишите. 1. Калашнико

Функционально-семантические разряды местоимений
Упражнение 9 Прочитайте и укажите, правильно ли упо­треблены формы множественного числа личных местоимений 3-го лица. Перепишите, внеся необходимые исправления. &n

Грамматические разряды местоимений
Упражнение 14 Кто, что - местоименные существи­тельные; какой, который, чей - местоименные прилага­тельные. Докажите это. Упражнение 15 Сколько и

Склонение местоимений
Упражнение 17 Отрицательные местоимения так сочетаются с предлогами: никого не было - ни у кого не был, никому не сказал - ни к кому не ходил, никем не был замечен -


Местоимения по традиции определя­ются как часть речи, которая указывает на предметы, призна­ки и количества, но не называет их (кто, ты, этот, некото­рый, несколько).

План темы
1. . 2. . 3. Возвратные и невозвратные глаголы. Основные значения постфикса

Понятие о глаголе как части речи
Сам термин «Глагол» имеет старославянское происхождение. В древнерусском языке – глагол обозначает по смыслу «Слово». Глагол - это самая большая часть

Инфинитив как начальная форма глагола
Если у существительного начальной формой является форма именительного падежа единственного числа, то начальной формой глагола является инфинитив


Категория переходности-непереходности является постоянной грамматической категорией глагола. Она выражает отношение действия, обозначенного глаголом, к объекту. Все

Категория наклонения глагола
В отличии от рассмотренных нами глагольных категорий категория наклонения – это непостоянная грамматическая категория глагола, т.е. по наклонениям глагол в русском языке изм

Категория лица глагола. Безличные глаголы
Категория лица глагола выражает отношении действия, производимого субъектом, к говорящему лицу. По лицам изменяются лишь глаголы настоящего и будущего времени. Глаголы прошедше

Спряжение глаголов
Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам в единственном и множественном лице называется спряжением. В прошедшем времени глаголы в с


Помимо инфинитива особыми неспрягаемыми формами глагола являются причастия и деепричастия. Причастие

Понятие о глаголе как части речи
Упражнение 1 Объясните, почему надо считать, что умелы - прилагательное (краткая форма), а умели - глагол. Сравните:

Инфинитив как начальная форма глагола
Упражнение 5 Прочитайте сказку-шутку «Инфинитив». Смотрит Инфинитив, как спрягаются глаголы, и говорит: - Эх вы, разве так надо спрягаться? - А к

Возвратные и невозвратные глаголы.
Основные значения постфикса – ся Упражнение 10 Обороты с творительным падежом действующего лица иногда бывают стилистически непри

Переходные и непереходные глаголы
Упражнение 21 Прочитайте текст. Из охотничьих рассказов Это случилось на берегу реки. Моя собака наткнулась на зайца. Берег был обрывистым

Категория вида глагола
Упражнение 25 Грамматическое значение вида станет яснее, если его связать с явлениями реальной действительности. Ученик (студент) поймет, что такое значение совершенного вида, если ему ясн

Категория времени глагола
Упражнение 99 Сравните образование формы про­шедшего времени у разных групп глаголов. От какой основы они образуются? С помощью каких аффиксов? У каких глаголов значение прошедшего времени

Спряжение глаголов
Упражнение 109 У глаголов хотеть, бежать большинство окончаний II спряжения. Какие оконча­ния нарушают этот порядок у глаголов хотеть и бе­жать?

Причастие как неспрягаемая форма глагола
Упражнение 115 Найдите в тексте причастия. Выбе­рите одно из них и докажите, что оно имеет признаки глагола и прилагательного. Придумайте с этим причасти­ем предложение так, чтобы изменить

Деепричастие как неспрягаемая форма глагола
Упражнение 150 При каждом деепричастии с поясни­тельными словами даны два предложения. Выберите, с каким из этих предложений можно связать дееприча­стие. Составьте предложение и запишите.


Глагол - это самая большая часть речи в грамматической системе современного русского языка. Это знаменательная часть речи, обозначающая действие или состояние к

Понятие наречия как части речи
Наречие - это часть речи, выражающая грамматиче­ское общекатегориальное значение признака действия, со­стояния или другого признака (писать быстро и красиво,

Лексико-грамматические разряды наречий
При классификации наречий учитываются два признака: - функция в предложении; - тип значения наречия.

Степени сравнения наречий
Как и у прилагательных, категория степеней сравнения наречий образуется противопоставлением трех форм: положи­тельной, сравнительной и превосходной степени. Формы сте­пеней сравнени

Упражнения для самостоятельной работы
Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания. Уп


Наречие - это часть речи, выражающая грамматиче­ское общекатегориальное значение признака действия, со­стояния или другого признака (писать быстро и красиво, ре­бёнку очень

Особенности категории состояния как части речи
Категория состояния (безлично-предикативные слова)- это часть речи, выражаю­щая общекатегориальное значение состояния живых существ, природы, окружающей среды в грамматической

Категории состояния
Качественные безлично-предикативные слова обо­значают состояние живых существ и окружающей среды: эмо­ционально-психическое состояние человека (грустно, весе

Неизменяемые части речи
В современном русском языке, наряду с рассмотренными ранее семью изменяемыми самостоятельными частями речи, которые обладают более или менее развернутой словоизмени­тельной парадигмой (включая наре

Предлог

Частицы
Частицами обычно называют служебную часть речи, передающую оттенки лексических и синтаксических значе­ний, уточняющих и конкретизирующих значение лексиче­ских и

Предлог
Упражнение 1 Подумайте, почему слова но, или нельзя считать предлогами. Упражнение 2 С дательным падежом употребля­ются предлоги:

Частицы
Упражнение 14 Прочитайте. Выделите частицы, которые слу­жат: а) для образования форм слова; б) для передачи различных оттенков значения всего предложения или его члено


Предлог - это служебная часть речи, используемая как средство синтаксического подчинения существительных (а также местоимений) другими словами в предложении и словосочетании

Непродуктивной части речи
Междометиями называют относительно непродук­тивную часть речи, которая сама по себе составляет, подобно модальным словам, особый структурно-семантический тип слов и выражает (н


Модальные слова - это особая часть речи, общека­тегориальное значение которой сводится к передаче разно­образных субъективно-модальных отношений говорящего к тому, о чем и как

Студентов
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине «Современный русский язык: Морфология»является экзамен. Экзамен проводится устно, студенту предлагаются два

Фонд контрольных заданий по дисциплине
«Современный русский язык: Морфология» (для студентов специальности «Журналистика») Примечание:Фонд контрольных заданий предназначен для контроля

Список условных сокращений
Абр. – Ф. Абрамов Аж. – В. Ажаев Акс. – С.Т. Аксаков А.К.Т. – А.К. Толстой Андр. – Л. Андреев А.Н.С. – А.Н. Со

Сведения об исследователях русского языка
БУСЛАЕВФёдор Иванович (13(2514.1818, Керенск, ныне с. Вадинск Пензенской обл., - 31.7(12.8).1897, пос. Люлино Московской губ., ныне в черте Москвы) – рус. филолог, акад. Петерб. АН

Основные этапы изучения морфологии
В изучении морфологического строя русского языка можно условно выделить четыре периода. Первый период (середина XVIII - середина XIX в.) связан с имене

В. В. Виноградов
«Русский язык (Грамматическое учение о слове)» (отрывок) 1. Необходимо обратить внимание на соподчинение одних частей речи другим, что в школьн

Проблема частей речи
(Из книги П.С Кузнецова «О принципах изучения грамматики») 1. Существенным вопросом в морфологии является вопрос о частях речи,

Прилагательного
I.В современном русском языке краткие формы качественных прилагательных употребляются только в именной части составного именного сказуемого и яв­ляются принадлежнос

Юрий Долин
«Коварная» часть речи в речи тележурналистов Вначале следует сказать, что в последние десятилетия сама проблема «русский язык в эфире» стала одной из актуа

Проблема местоимений как особой части речи
Учитывая очевидную грамматическую неоднородность мес­тоимений, Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба и многие другие ученые пришли к выводу, что местоимения вообще не составл

Сколько категорий лица в современном русском языке
1. В системе грамматических категорий, в их содержании и строении, в способах и формах их выражения отражена сущность и специфика грамматического строя языка.

Ю.Т. Долин
К вопросу о грамматической природе форм типа «хлоп» в современном русском языке Формы типа хлоп, хвать, бац как в русском, так и в других славянских языках привлекали и пр

Некоторые советы о том, как повысить свою
грамотность И в шутку, и всерьёз 1. Праверяйте сваю граматность по талковаму славарю. 2. Между нас говоря, падеж местои