На свободную тему

Социально психологическая структура группы. Психология групп. Виды групп, структура и их функция. Взаимоотношения участников малых групп

Цель: сформировать основное представление о малых и больших социальных группах, процессах межгруппового и внутригруппового взаимодействия.

План:

    Психология групп. Понятие группы.

    Классификация групп. Структура группы.

    Виды и структура малой группы.

    Психология больших социальных групп.

    Психология внутри- и межгрупповых конфликтов.

Текст:

    1. Психология групп. Понятие группы

Во всех определениях личности подчёркивается её принадлежность к обществу, её включённость в ту или иную систему социальных отношений. Любая личность подвержена воздействиям со стороны общества на макро- и микроуровне. Макроуровень – это широкая социальная среда, вплоть до уровня всей мировой общественной системы. Микроуровень – это ближайшее окружение личности – семья, друзья, коллеги, соседи и пр.

Являясь членом группы, человек выполняет ту или иную социальную роль, которая трактуется как нормативная система действий, ожидаемых от индивида в соответствие с его социальной позицией, т.е. роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и не зависит от его индивидуально-психологических свойств.

Классификация ролей.

    Приписанные (обусловлены дифференциацией людей по половому признаку – гендерные роли).

    Достигнутые (выполняются в той или иной профессиональной области).

    Специфические (взаимоотношения на основе особых четко ограниченных целей).

    Диффузные (не имеет особой специальной направленности).

Итак, группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

    1. Классификация групп. Структура группы.

Классификация групп.

1. Первичные и вторичные группы. Первичные – это контактные группы, в которых взаимодействие осуществляется «лицо к лицу» и её члены объединены эмоциональной близостью (семья, друзья). Вторичные группы – характеризуются безличным взаимодействием её членов, которое обусловлено официальными организационными отношениями. Члены такой группы объединены с целью получить какие-либо экономические, политические или другие выгоды (профсоюз, политическая партия).

2. Формальные и неформальные. В основу этого деления кладётся характер структуры группы. Под структурой имеется ввиду существующее в ней относительно постоянное сочетание межличностных отношений. Формальная группа характеризуется обеспечением выполнения определённых официальных задач. Связи, составляющие формальную структуру безличны. Неформальная структура определяется внутренними факторами и является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной.

Классификация групп:

1. По размеру:

1) большие

3) микрогруппы (диады, триады)

2. По общественному статусу:

1) формальные

2) неформальные

3. По непосредственности взаимосвязей:

1) реальные (контактные)

2) условные

4. По уровню развития:

1) низкого уровня развития (ассоциации, диффузные группы, корпорации)

2) высокого уровня развития (коллектив)

5. По значимости:

1) референтные

2) группы членства

Функции групп.

    Социализация – в группе индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков.

    Инструментальная – осуществление в группе совместной деятельности, которая не возможна в одиночку.

    Экспрессивная – удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении, доверии, получение удовлетворения от общения с психологически близкими людьми.

    Поддерживающая – в трудных ситуациях люди стремятся к объединению для получения психологической поддержки.

Одним из важных факторов, определяющих свойства группы, является её размер и численность. Группа начинается с диады (соединение двух лиц). Диада представляет собой специфическое человеческое образование: межличностные связи отличаются большой прочностью и принадлежность к диаде вызывает более высокую степень удовлетворённости её членов; хотя диаде свойственна особая хрупкость, т.к. любая другая группа может существовать, если лишается одного из её членов, чего нельзя сказать о диаде. Группа, состоящая из трёх лиц – триада. Триаде также свойственна специфичность, т.к. каждый из её членов может действовать в двух направлениях: способствовать укреплению этой группы или стремиться к её разъединению.

Малая группа – это группа, которая состоит из небольшого числа лиц (от 2-х до 10), имеющих общую цель и дифференцированные ролевые обязанности. Эта цель проистекает из общих интересов членов группы, которые проявляют удовлетворённость своим взаимодействием, которое осуществляются на основе сравнительно частых непосредственных контактов (лицом к лицу).

Группа, состоящая из 30-40 человек и больше – большая группа. Характеризуется непостоянством неформальных контактов, и внутри такой группы может возникать несколько неофициальных подгрупп.

Факторы, влияющие на структуру группы.

    Цели группы

    Степень автономности группы

    Социально-демографические, социальные и психологические особенности членов группы

    Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой. Индивиды принадлежат группе не всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе. Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе. Ни одна группа не может обеспечить полностью условия для самореализации личности в различных аспектах.

    Социальная группа – важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения. Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность – эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.

    К устойчивым социальным группам можно отнести семью, школьный класс, друзей, профессиональный коллектив. Именно они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.

    Основные признаки социальной группы :

    1) наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, которые формируются с возникновением и развитием группы.

    2) Существование основных параметров группы как единого целого; композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции. Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. К групповым процессам относятся динамические, то есть меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений.

    3) Способность индивида к согласованным действиям. Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели.

    4) Действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с требованиями окружающих. Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте. Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников обусловленных их принадлежностью к группе.

    Теперь рассмотрим эти признаки более подробно .

    К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы. Так, например, состав группы может быть описан по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. Не может быть дан единый рецепт описания состава группы в связи с многообразием реальных групп; в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу задаем некоторый набор параметров для характеристики состава группы в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана. Естественно, что особенно сильно различаются характеристики больших и малых социальных групп, и они должны быть изучены по отдельности.

    То же можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые, правда, выявлены в основном при изучении малых групп: структура предпочтений, структура "власти", структура коммуникаций. Пример последней показан на схеме:

    Точки – члены группы; линии – каналы коммуникации

    Типы коммуникативных сетей (структур коммуникаций в группе)

    Однако, если последовательно рассматривать группу как субъект деятельности, то и к ее структуре нужно подойти соответственно. По-видимому, в данном случае самое главное – это анализ структуры групповой деятельности, что включает в себя описание функций каждого члена группы в этой совместной деятельности. Вместе с тем весьма значимой характеристикой является эмоциональная структура группы – структура межличностных отношений, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух структур часто рассматривается как соотношение "неформальных" и "формальных" отношений.

    Сам перечень групповых процессов тоже не является чисто технической задачей: он зависит как от характера группы, так и от угла зрения, принятого исследователем. Если следовать принятому методологическому принципу, то к групповым процессам, прежде всего, следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы, причем рассмотреть их в контексте развития группы. Целостное представление о развитии группы и о характеристике групповых процессов особенно детально разработано именно в отечественной социальной психологии, что не исключает и более дробного анализа, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей, системы межличностных отношений и т.д.

    Таким образом, композиция (состав), структура группы и динамика групповой жизни (групповые процессы) – обязательные параметры описания группы в социальной психологии.

    Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие "статус" или "позиция", обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины "статус" и "позиция" часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие "позиция" имеет несколько иное значение. Самое широкое применение понятие "статус" находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика. Но получаемое таким образом обозначение статуса индивида в группе никак нельзя считать удовлетворительным.

    Во-первых, потому, что место индивида в группе не определяется только его социометрическим статусом; важно не только то, насколько индивид как член группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы. На этот вопрос невозможно ответить, пользуясь социометрической методикой.

    Во-вторых, статус всегда есть некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы. В социометрической методике есть попытка учесть эти два компонента статуса (коммуникативный и гностический), но при этом вновь предполагаются лишь компоненты эмоциональных отношений (тех, которые индивид испытывает к другим членам группы, и тех, которые к нему испытывают другие). Объективные характеристики статуса при этом просто не фигурируют.

    И в-третьих, при характеристике статуса индивида в группе необходим учет отношений более широкой социальной системы, в которую данная группа входит, – "статус" самой группы. Это обстоятельство небезразлично для конкретного положения члена группы. Но этот третий признак также никаким образом не учитывается при определении статуса социометрической методикой. Вопрос о разработке адекватного методического приема для определения статуса индивида в группе может быть решен только при одновременной теоретической разработке этого понятия.

    Вторая характеристика индивида в группе – это "роль". Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Если взять такую группу, как семья, то на ее примере можно показать взаимоотношение между статусом, или позицией, и ролью. В семье различные статусные характеристики существуют для каждого из ее членов: есть позиция (статус) матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Если теперь описать набор функций, которые "предписаны" группой каждой позиции, то получим характеристику роли матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в различных однотипных группах, а главное в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена. Пример с семьей ярко иллюстрирует эту закономерность: изменение роли супругов в ходе исторического развития семьи – актуальная тема современных социально-психологических исследований.

    Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система "групповых ожиданий". Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

    Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой "установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения".

    В более узком смысле групповые нормы – это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

    Хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно руководствоваться некоторыми установленными в социологии фактами. Важнейшим из них является различная значимость разного рода ценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье и т.п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и что они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений. Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, естественно, опираются именно на групповые ценности, хотя правила обыденного поведения могут и не нести на себе какой-то особой специфики группы. Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой. Все они, в совокупности, выступают важным фактором регуляции социального поведения, обеспечивая упорядочивание положения различных групп в социальной структуре общества. Конкретность анализа может быть обеспечена только в том случае, когда выявлено соотношение двух этих типов норм в жизнедеятельности каждой группы, причем в конкретном типе общества.

    Формальный подход к анализу групповых норм, когда в экспериментальных исследованиях выясняется лишь механизм принятия или отвержения индивидом групповых норм, но не содержание их, определяемое спецификой деятельности, явно недостаточен. Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, и почему он так поступает. Все это приобретает особое значение, когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества.

    Важная проблема – это мера принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и "личностные" нормы. Одна из функций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества "адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной группы, общности, общества". При этом необходим анализ санкций – механизмов, посредством которых группа "возвращает" своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.

    Классификация групп.

    В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому часто добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие. Однако общая черта всех предложенных классификаций – формы жизнедеятельности группы. Если же принять принцип рассмотрения реальных социальных групп в качестве субъектов социальной деятельности, то здесь требуется, очевидно, и иной принцип классификации. Основанием ее должна служить социологическая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений. Но прежде чем дать такую классификацию, надо привести в систему те употребления понятия группы, о которых речь шла выше.

    Прежде всего, для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные . Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях – реальные лабораторные группы . В отличие от них существуют реальные естественные группы . Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые "большие" и "малые" группы . Малые группы – обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин "группа" по отношению к которым весьма условен), другие же – организованные, длительно существующие группы, – подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Весь смысл предшествующих рассуждений о предмете социальной психологии требует включения и этих групп в сферу анализа. Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся. Все, начиная с рубрики "реальные естественные группы" является объектом исследования социальной психологии. Все дальнейшее изложение будет проводиться по данной схеме. Проанализированные выше общие закономерности общения и взаимодействия людей должны быть теперь рассмотрены в контексте тех реальных групп, где эти закономерности приобретают свое особое содержание.

    Классификация групп, изучаемых в социальной психологии (по Г.М. Андреевой)

    Более развернутая классификации социальных групп

    В основу первой классификации положен такой критерий (признак), как численность, т.е. количество людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:

    1) малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии;

    2) средняя группа – относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии.

    3) большая группа – многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.

    В таблице представлены основные различия между малыми, средними и большими группами.

    Признак Числен- ность Контакт Членство Структура Связи в процессе труда Примеры
    Малая группа Десятки человек Личност-ный: знакомство друг с другом на личност-ном уровне Реальное поведенчес-кое Развитая внутренняя неформаль- ная Непосред- ственные трудовые Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры
    Средняя группа Сотни человек Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов Функциона-льное Юридически оформленная (отсутствие развитой неформальной структуры) Трудовые, опосредо-ванные официаль-ной структурой организации Организация всех работников предприя-тия, вуза, фирмы
    Большая группа Тысячи и миллионы человек Отсутствие контакта Условное социально-структурное Отсутствие внутренней структуры Трудовые, опосредо-ванные социальной структурой общества Этническая общность, социально-демогра- фическая группа, профес- сиональная общность, политичес-кая партия

    Вторая классификация связана с таким критерием, как время, существования группы. Здесь выделяются кратковременные и долговременные группы. Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Например: этническая общность – это всегда долговременная группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро сходить с исторической сцены. Такая малая группа, как, например, бригада рабочих, может быть либо кратковременно: люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его, расстаются, либо долговременной – люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той же бригаде.

    Группа – это общность людей, объединенных на основании некоторых общих признаков, относящихся к осущетсвляемой или совместной деятельности.

    Группы бывают:

    Большими (могут быть стихийными и устойчивыми) и малыми, от двух человек и более

    Условными и реальными.

    Реальные группы делят на: * малые и большие, * официальные и не официальные, * устойчивые и ситуативные, * организованные и стихийные, * контактные и неконтактные

    Малой групп - немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

    Изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав) , структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы.

    Структура группы:

    1. Формально-иерархическая (пирамида)
    2. Социометрический подход Морено – неформальная структура

    Выделяют: альфа-члены (звезды), бета-члены (эксперты), гамма-члены (рядовые), пэ-члены (оппозиция), омега-члены (изгои).

    1. С позиции власти

    Законная (лигитимная)

    Незаконная (нелигитимная)

    * харизматичная власть

    * власть эксперта (знания)

    ) власть, основанная на наказании

    ) власть, основанная на поощрении

    Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:

    Социальные классы;

    Различные этнические группы;

    Профессиональные группы;

    Возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

    Функции групп:

    1. Защитная
    2. Социальной идентичности (идентификации)
    3. Самооценивания
    4. Необходимость подчиняться групповым нормам и лидеру.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Становление психологии как науки

    В научном употреблении термин психология появился впервые в в.. психология это наука о психике и психических явлениях.. основных класса психических явлений психические процессы психичсекие состояния психические свойства личности..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Становление психологии как науки
    4 этапа выделяют. 1 этап: Психология как наука о душе - > наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Нач. – около 2 тыс. лет тому назад. 2 основн

    Роль и место психологии в системе современных наук
    Психология и философия. Философско-психологичсекие проблемы: проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природа высших форм человеческого мышлени

    Основные отрасли психологичсекой науки
    Отличие отраслей – комплекс проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Делят: Фундаментальные (общие) – имеют общее значение для понимания различных и

    Человек, как объект научного познания
    Ананьев выделял в системе человеказнания 4 основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Индивид – это человек как единичное природное существо, представител

    Понятие о психике. Основные этапы развития психики
    Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляци

    Основные методы психологичсеких исследований
    Объективны Субъективные Субъективные методы – основываются на самооценке или самоотчете испытуемых, а также мнении исследователей. -

    Физиологические основы психики человека. Связь психики и мозга
    Нервная система человека состоит из двух отделов: центрального и переферического. ЦНС состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг – из переднего, среднего и заднего мозга.

    Развитие психики животных. Концепция Леонтьева-Фабри
    В отечественной психологии давно утвердилось мнение, что поведение животных по своей сути является инстинктивным поведение. Инстинктивное поведение – это видовое поведение, одинаково направленное у

    Психомоторика. Писхофизиологичсекие основы организации движений
    Деятельность – это очень сложное и многоаспективное явление. Данное явление существует благодаря единству психических и физиологических процессов. Связь различных психических явлений с дви

    Структура и механизмы неосознаваемых психических явлений
    Неосознаваемый процессы – это процессы или явления, течение или проявление которых не отражается в сознании человека. 3 класса: 1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий

    Психофизиологическая проблема в психологии
    Между психикой и мозгом существует определенная взаимосвязь. Как соотносятся физиологические и психические процессы? Р.Декартом, считавшим, что в головном мозге имеется шишковидная железа,

    Общая характеристика и основные положения теории деятельности
    Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х – нач. 30 хх г. 20 в. Леонтьев. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. Иерархи

    Понятие об ощущении и ее физиологической основе. Виды ощущений
    Ощущение – это психический познавательный процесс, чувственное отображение объективной реальности. Суть – отражение отдельных свойств предмета. Физиологическая основа – деятельнос

    Свойства
    Качество – характеризующая основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающая его от других видов ощущений и варьирующаяся в пределах данного вида ощушений. Интенсивность

    Восприятие. Свойства и виды восприятия. Особенности восприятия пространства, времени и движения
    Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Основным

    Развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущение и восприятие) человека в онтогенезе
    Теплов: 2-4 месяца – признаки предметного восприятия 5-6 мес. – фиксация взора на предмете, которым оперирует Запорожец: при переходе от преддошкольного к дошколь­ному возрасту по

    Представление, виды, функции
    Представление - это психический процесс отражения предме­тов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. В основе пре

    Общая характеристика внимания. Свойства внимания
    Внимание – это направленость и сосредоточенность писхической деятельности на чем-либо определенном. Направленость – избирательный характер и сохранение деятельности на каком то промежутке

    Свойства
    Устойчивость (способность определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте) Переключаемость (сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой) Отвл

    Общие понятия о памяти. Виды памяти
    Память – это запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Виды. По характеру психической активности: Блонский Двигательн

    Речь. Виды и функции речи. Формирование речи у детей
    Речь – это процесс общения людей по средствам языка. Язык – это система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

    Мышление как высший психический процесс. Виды мышления. Развитие мышления в онтогенезе
    Мышление – это высший познавательный психический процесс; порождение нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Особенности протекания:

    Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления. Понятие интеллект
    Интеллект: (в широком смысле) – глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации; (в узком) – обобщенная характеристика умс

    Способности. Общая характеристика. Проблема врожденности или социальной обусловленности способностей
    Способности: совокупность всевозможных психических процессов и состояний; 2. высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений навыков, обеспечивающих успешно

    Общая характеристика воображения. Виды воображения
    Воображение – это психический процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображение протекает в нер

    Общая характеристика сознания. Основные свойства и механизмы
    Сознание – это высший уровень психичсекого отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. С практической точки з

    Деятельность. Общая характеристика деятельности. Роль деятельности в развитии психики человека
    Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с миром. Побудительная причина – мотив (совокупность внешних и внутренних условий вызывающих активность субъекта и орпеделяющих

    Темперамент. Физиологическая основа темперамента. Типологии темперамента
    (Теплов) Темперамент – характерная для данного человека совокупность психических обусловленностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и с

    Понятие личности. Развитие личности

    Общие понятия о характере. Формирование характера
    Характер – совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Главная

    Типология акцентуаций характера и личности
    Характер – совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Личность

    Современные психологичсекие теории личности в зарубежной психологии
    Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравстве

    Современные теории личности в отечественной психологии
    Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определ

    Методы исследования личности в психологии
    Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравстве

    Я-концепция личности и самосознание личности
    Понятие Я – концепция родилось в середине XIX века в русле феноменалистической (гуманистической) психологии, представители которой (А. Маслоу, К Роджерс и др.) стремились к рассмотрению целостного

    Периодизация возратсного развития человека. Механизмы психического развития
    Развитие – (Петровский, Ярошевский) – это закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени. - (Давыдов) последовательные, в целом необратимые количественные и качестве

    Особенности психичсекого развития раннего детства
    Раннее детство делится на два периода: 1 – Младенчество (от рождения до 1 года). Ведущая деятельность – общение со взрослыми. Новообразования в личностной сфере. 2 – Раннее детств

    Особенности психического развития периода дошкольного детства
    Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет). Ведущая деятельность – ролевая игра. Новообразования в личностной сфере. Период активного освоения социального пространства. Особенности:

    Особенности психичсекого развития школьного периода
    Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет). Ведущая деятельность – учебная. Новообразования в познавательной сфере. Главное изменение – это новая система требований. Умение мо

    Особенности подросткового возраста
    Выделяют два этапа: 1- Подростковый возраст (от 11-12 до 15-16). Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Новообразование в личнсотной сфере. 2- Юношеский (от 15-16 до 17-1

    Акмеологический период развития. Период взрослости
    Взрослый имеет словесно-логическое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи и др. Отдельные показатели этих функций колеблются, однако существенн

    Герентогенез. Особенности периода герентогенеза
    Период геронтогенеза - это поздний период человеческой жизни. В нем принято выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года); старческий возраст - 75-90 лет; до

    Общие понятия о направленности. Потребности и мотивы личности
    Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность всегда социально обусловленна и формир

    Эмоции и особеннсоти их проявления
    Эмоции – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающих личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Характеристика – субъективизм.

    Эмоциональный стресс. Механизмы стресса
    Селье Стресс – это неспецефический ответ организма на предъявляемые ему внешние и внутренние требования. Стадии стресса: 1. Фаза тревоги или мобилизации – непосредственная реакция

    Воля. Физиологические основы воли. Современные теории воли
    Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятель­ности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступко

    Адаптации человека и функциональные состояния организма
    Адаптация - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Бернар – постоянство внутренней среды. -> Кэннон – гомеостаз. Гомеостаз – это подвижное равновесное со

    Основные этапы становления человека как субъекта труда
    Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда Климова: 1. Допрофессиональное развитие: * Стадия предыгры (от рождения д

    Психологическое сопровождение профессиональной деятельности человека. Профориентация. Профотбор. Психологическое сопровождение деятельности
    1. Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio - род занятий и фр. orientation - установка) - система мер, направленных на оказание помо

    Функции общения. Виды общения
    Общение – это процесс установления, развития и поддержания контакта между людьми. Функции общения: Позновательная (человек усваивает знания и ранее накопленный опыт)

    Личностные и межличностные конфликты
    Конфликт - «борьба, возникшая из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний, и предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей сопе

    Структура группы. Психологическая совместимость в группе
    Группа – это общность людей, объединенных на основании некоторых общих признаков, относящихся к осущетсвляемой или совместной деятельности. Структура группы: 1. Формально-иерархич

    Основные методы психологии
    Психодиагностические (направленные на сбор информации) - Объективные методы (тесты интеллекта, эксперименты) - Субъективные (наблюдение, опрос, личностные тесты, направ

    Психодиагностика. Основные принципы психодиагностики

    Психадиагностика познавательной сферы
    Психодиагностика понимается двояко: 1. В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагн

    Психодиагностика личности
    Психодиагностика понимается двояко: 1. В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагн

    Психологичсекое консультирование. Основные принципы. Виды психологического консультирования
    Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности

    Психотерапия. Основные направления психотерапии
    Психотерапия является формальным процессом взаимодействия между двумя группами, каждая из которых обычно состоит из одного человека, но в которых может быть двое или больше участников, преследующим

    Психологичсекая коррекция. Принципы и методы психокоррекции
    Психологическая коррекция (Психокоррекция) - один из видов психологической помощи (среди других - психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленна

    Родители
    Диагностика детско-родительских отношений 2. Коррекционно-развивающая работа Дошкольники: - формирование навков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего д

    Родители
    Детско-родительские собрания в старших классах Образ.процесс-определении образовательного процесса подчеркивается, что на всем его протяжении основной задачей о

    Ежедневно каждый человек, независимо от возраста, предпочтений, интересов, и уровня жизни контактирует с другими людьми на работе, учебе, в среде родственников, друзей, знакомых, а порой и незнакомых людей. Формируются различные отношения, социальные связи, контакты. Люди объединяются в группы по интересам, профессиональной специализации и иным признакам. Так или иначе общение с другими людьми непосредственно влияет на становление личности и определение места конкретного индивида в социальной деятельности. Знание определенных психологических основ формирования коллективов может помочь человеку определиться с выбором своего окружения. Профессионалам-психологам такая информация необходима для создания благоприятных условий в рабочем коллективе, а руководителю поможет эффективно организовать кадровые назначения, контролировать межличностную деятельность работников. Сегодня мы поделимся информацией о том, какие существуют виды малых групп и в чем их особенности.

    Что такое малая группа в психологии?

    В психологии малой группой принято называть объединение небольшого количества людей, у которых есть единое связующее для всех участников звено, имеются какие-либо общие социальные связи и совместная деятельность. Такие совокупности формируются в каждом коллективе. Виды малых групп в социальной психологии различают по способу формирования: искусственным или естественным путем.

    Над вопросом о том, какое же количество участников должно быть в таких небольших объединениях, дискутируют психологи и социологи во всем мире. Одни специалисты утверждают, что для создания малой группы достаточно двух человек. Другие тем временем считают, что виды отношений в малой группе, состоящей из диады (двух человек), совершенно иные, они имеют свои особенности, отличные от признаков небольшого объединения людей. Поэтому сторонники такого предположения доказывают точку зрения о том, что минимальное количество участников в малом коллективе должно составлять 3 человека.

    Еще больше споров возникает по поводу максимального количества людей в малых группах. В работах разных исследователей можно обнаружить число 10, 12 и даже 40. В трудах известного психиатра Джекоба Леви Морено, который активно занимался групп, обозначено максимально допустимое количество участников малой группы. По его мнению, оно составляет 50 человек. Но оптимальным считается формирование объединения из 10-12 участников. Отмечено, что в коллективах с большим количеством людей чаще происходят расколы, тем самым образуются новые виды малых групп.

    Отличительные признаки

    Чтобы определить собрание небольшого количества людей как малую группу, необходимо присутствие определенных отличительных черт:

    1. Регулярные встречи участников.
    2. Формирование единой цели, задач.
    3. Общая деятельность.
    4. Наличие структуры, определение лидера, руководителя.
    5. Определение роли и сферы деятельности каждого участника.
    6. Формирование внутренних межличностных отношений в группе.
    7. Образование правил, традиций, норм внутри малой группы.

    Естественное формирование малой группы

    Практически всегда в больших коллективах происходит непреднамеренное деление участников на более мелкие по численности объединения. Понятие и виды малых групп, которые образовались естественным путем, определяются с помощью анализа отличительных черт и признаков. Разделяются люди по интересам, предпочтениям, жизненной позиции, и прочему. Такие объединения называются неформальными.

    В каждой среде имеются свои особенности деления участников коллектива. Это следует учитывать руководителям и организаторам таких сообществ, так как формирование малых групп влияет на трудоспособность и общую атмосферу в коллективе. Так, например, для организации эффективной учебной деятельности в детском коллективе следует учитывать, что состав неформально созданных малых групп изменяется буквально ежедневно, меняются статусы и роли участников. Такие объединения могут существовать, находясь под руководством взрослого лидера. В среде детей различного возраста руководитель должен завоевать безупречную репутацию.

    В профессиональных неформальных коллективах для организации успешной деятельности также должен быть разумный руководитель. Бесконтрольные объединения работников в разные виды малых групп иногда могут негативно отражаться на работе компании. Обобщить людей способно недовольство участников руководством, условиями труда и прочим, что приведет к страйкам, массовым увольнениям. Поэтому в больших компаниях, где уделяется время и выделяются средства на психологию кадров, работает штатный психолог. Одной из задач такого специалиста является выявление объединений работников в коллективе и определение их направленности, деятельности. При правильном подходе такие группы можно использовать для улучшения эффективности работы компании.

    Формальная группа

    Выделяют формальные виды малых социальных групп. Особенностями такого коллектива является то, что люди объединяются не столько по желанию и предпочтениям, сколько по необходимости, статусу и профессиональной квалификации. К формальным малым группам можно отнести, например, объединение руководящего состава компании.

    Одновременно могут образовываться, существовать и взаимодействовать формальные и неформальные виды малых групп в организации. Перед руководителями и психологами стоит задача реализации деятельности таких коллективов в общественных целях, для развития компании.

    Функции малых групп

    Малые группы выполняют важные функции как в развитии и становлении индивида, так и коллектива в целом. Психологи выделяют следующие функции, которые являются идентичными, независимо от того, какие виды малых социальных групп существуют в конкретном объединении людей:

    1. Социализация личности. Начиная с самого младшего возраста человек учится взаимодействовать с окружающими людьми, формируются предпочтения и взгляды, характер, место в социуме.
    2. Экспрессивная функция заключается в определении конкретного индивида в малой группе, его места в ней. Таким образом формируется уровень самооценки, личностные профессиональные качества, реализовывается необходимость человека в поощрении и одобрении.
    3. Инструментальная функция позволяет индивидууму осуществлять выбранную деятельность.
    4. Функция психологической помощи заключается в оказании поддержки участникам во время преодоления жизненных и профессиональных трудностей. Были проведены исследования, которые показали, что участники малых групп обращаются за помощью к соратникам даже чаще, чем к родственникам. Объяснить такое явление можно тем, что индивид не желает травмировать и нагружать своими проблемами близких людей. В то время как участники небольшого коллектива могут выслушать, дать совет, но не принимать близко к сердцу информацию, оставляя нетронутым личное пространство индивида.

    Виды и функции малых групп зависят от выбора задач и целей, направленности общественной деятельности таких объединений.

    Классификация малых групп

    По каким признакам классифицируется малая группа? Виды малых групп, характеристика их деятельности определяются с помощью анализа определенных показателей.

    Точного разделения таких социальных ячеек не существует. Психологами разработаны лишь рекомендации по классификации таких коллективов. Ниже представлена раскрывающая виды малых групп таблица.

    Структура

    Виды и структура малой группы тесно взаимосвязаны. В зависимости от того, какой образовался вид малого объединения, формируется внутренняя структура сообщества. Она представляет собой внутренние коммуникационные, социальные, эмоциональные и психологические связи между индивидами-участниками. Классифицируют структуру следующим образом:

    1. Социометрический тип основывается на межличностных предпочтениях и антипатиях.
    2. Коммуникативный тип определяется потоком информации внутри группы, способом общения между участниками.
    3. Ролевая структура заключается в распределении положений и вида деятельности между членами малой группы. Так, группа делится на тех, кто принимают решения, и тех, которые выполняют и поддерживают действия.

    Взаимоотношения участников малых групп

    Проблеме межличностных отношений в кругу небольшой группы людей посвящено много психологических и социальных трудов, исследований, экспериментов. Обобщив знания, можно выделить следующие виды отношений в малой группе: формальные и неформальные. В первом случае сотрудничество четко регламентируется законодательными актами: есть начальник и подчиненные.

    Во втором случае все намного сложнее. Тут, благодаря личным качествам, определенный индивид становится группы. Такие отношения ничем не регламентируются, кроме как симпатией других членов малого коллектива. Такая позиция оказывается нередко достаточно неустойчивой: возможно наличие сразу нескольких лидеров, полное отсутствие такового, конкуренция между участниками, нежелание принимать выдвинутую роль и другие проблемы в коммуникации и распределении социальных ролей.

    Не стоит недооценивать роль Нередко такие союзы приводят к изменениям в формальных кругах лидеров.

    индивида в малой группе?

    Каждый человек в обществе, а в коллективе в частности, имеет свой определенный статус. Для того чтобы определить его, необходимо ответить на вопрос: кто есть этот человек? При рождении могут быть присвоены, например, раса и пол. Статус может быть приобретенным или достигнутым, например, доктор или философ.

    Определить статус индивида в группе можно с помощью социометрических методов. В учебных учреждениях, организациях работников часто проводятся опросы, в которых задаются вопросы о личных отношениях одних участников группы к другим. Проводятся чаще всего в виде карточек-опросников, или заполняется матрица, где шкалой служит указание уровня симпатии к другому человеку. Например, просят назвать одноклассника, который пользуется наибольшим авторитетом в классе. На основе полученных ответов с помощью специально разработанных ключей определяют неформальных лидеров, исполнителей и другие статусы участников.

    При выборе средств и методов психологических исследований в коллективе специалистам крайне важно для достоверности полученных результатов учитывать, какие виды малых групп принимают участие в опросе.

    Понятие лидерства в малой группе

    Активно проблемой лидерства стали заниматься психологи и ученые еще в начале ХХ века. Почему одни люди могут беспрепятственно руководить другими? Какими необходимо обладать качествами и что нужно для этого делать? К сожалению, до сегодняшнего дня точных ответов на эти вопросы так никто и не дал. Один человек может стать лидером в определенных условиях и в конкретной группе людей, в то время как в другом коллективе он совершенно потеряется и будет выполнять малозаметную роль. Так, например, лидер спортивной команды не всегда может достойно проявить себя в группе интеллектуалов. Поэтому лидер - это, скорее, человек, который правильно взвесил свои возможности, определил цели и пути решения задач в конкретных условиях.

    Существуют психологические труды, в которых исследуются необходимые личностные качества лидера. Наиболее популярной является методика «большой пятерки» Р. Хогана, в которой указаны 5 наиболее важных черт человека, претендующего на лидерство в коллективе.

    Какова же роль лидера в малой группе людей? Несложно сделать вывод, что руководитель - это человек, который при положительных условиях приводит команду к достижению поставленных целей, а при негативных может не только не достичь желаемых группой результатов, но и полностью разрушить ее как таковую.

    Управление малыми группами

    С целью упорядочивания, реализации задач и целей, усовершенствования, развития и достижения результатов малой группой необходимо управлять. Каким образом можно это выполнить? Независимо от того, какие сформировались виды малых групп, в социальной психологии принято различать несколько стилей руководства:

    1. Авторитарный стиль заключается в выраженном преимуществе лидера перед другими участниками группы, которые оказываются лишь исполнителями.
    2. Либеральный стиль предполагает коллективную деятельность всех и каждого участника группы.
    3. Демократический стиль заключается в том, что лидер направляет участников на определенные действия, согласовывая и обсуждая процессы с каждым участником.

    Подводя итог, можно отметить, что виды малых групп в психологии - понятие неточное, изменяющееся под действием внешних факторов и условий. Но руководителю любого вида коллектива следует внимательно относиться к формированию как формальных, так и неформальных внутренних объединений. Так как такие группы при правильном целенаправленном подходе могут обеспечить развитие всего коллектива, привести к усовершенствованию работы и эффективной реализации задач.

    Разнообразие групп лучше всего подтверждает, что группы - это активные психологические субъекты социальной реальности. Но с другой стороны, разнотипность групп затрудняет саму возможность выделить в них нечто общее, чтобы дать определение группы.

    • 1. Наличие структуры;
    • 2. Наличие организации;
    • 3. Активное взаимодействие членов группы;
    • 4. Осознание себя членами группы как единого целого, как «Мы» в отличие от всех остальных людей, которые воспринимаются как «Они».

    Таким образом, группа возникает всякий раз, когда, по крайней мере, два человека начинают взаимодействовать друг с другом, выполняя каждый свою роль и соблюдая определенные нормы и правила. Иными словами, группа появляется тогда, когда взаимодействие людей приводит к формированию групповой структуры. Причем не обязательно, чтобы люди находились в тесном, непосредственном взаимодействии. Они могут находиться на большом расстоянии друг от друга, редко, а может быть и никогда не видится друг с другом и, тем не менее, образовывать группу.

    Следовательно, любая совокупность людей может превратиться в группу. Справедливо и обратное. Здесь многое зависит от продолжительности, долговременности действия тех факторов, которые приводят к возникновению той или иной группы .

    Таким образом, группа - это объединение, сложившееся из двух или более человек, которые с определенной мерой активности взаимодействуют друг с другом.

    Структура группы является системой групповых ролей, норм и взаимоотношений членов группы между собой.

    Ролевое разделение, как только что было сказано, является характеристикой групповой структуры.

    В зависимости от того, какой является группа - формальной или неформальной - ролевое разделение также происходит либо целенаправленно, либо спонтанно. В формальных группах, как правило, роли определяются и предписываются конкретным людям заранее. Типичным в этом отношении является назначение официального руководителя (лидера). Но в любой формальной группе параллельно идет самопроизвольное ролевое распределение. Так, довольно часто наряду с формальным руководителем в группе появляется неформальный лидер, обладающий, тем не менее, даже большим, чем формальный руководитель, влиянием.

    По мнению исследователей, людям, как, впрочем, и почти всем приматам, свойственна тенденция организовываться на основе статусных различий и статусной иерархии.

    Дж. Бергер, С. Розенхольц и Дж. Зелдич разработали в этой связи модель, названную теория статусных характеристик, для объяснения того, как возникают статусные различия. Согласно данной теории основанием для неравенства статусов являются те различия, которые имеются у индивидов - членов группы. Авторы полагают, что люди видят и оценивают различия, имеющиеся между ними, и на этом основании создают друг о друге представления. Поэтому статусной может стать любая характеристика человека, отличающая его от других . Так, например, в развитых странах высокий уровень интеллекта, профессионализм и научные достижения являются основанием для высокого статуса в университетах, в то время как в отечественных вузах таким основанием, по нашему мнению, очень часто оказываются бесхребетность, лживость, льстивость, угодничество и т.д.

    Необходимо отметить также, что статусные характеристики могут быть как конкретными, так и диффузными. Конкретные характеристики напрямую связаны с теми задачами, которые решает группа. Так, например, если группа выполняет тяжелую физическую работу, то те ее члены, которые обладают большей физической силой, могут иметь в ней высокий статус, т.е. пользоваться в ней уважением и авторитетом.

    Диффузные характеристики напрямую не замыкаются на задаче, но, тем не менее, также могут предопределять статус. К таким характеристикам относятся пол, национальность, возраст и т.д. Если, допустим, компания мужчин и женщин выехала в лес на отдых, то распределение ролей, а, следовательно и статус каждого, скорее всего будут зависеть от гендерных стереотипов. Так, например, мужчины, как само собой разумеющееся займутся постановкой палаток, костром и другими «мужскими» делами. А женщины, соответственно, «женскими» - приготовлением пищи, устройством быта и т.п.

    Любая группа, даже состоящая из двух человек, предполагает наличие в ней, по крайней мере, двух ролей - ведущего (лидера) и ведомого.

    По мере становления группы наряду с процессом формирования ролей и возникновения статусов идет и другой процесс - нормообразование. Групповые нормы играют в жизни ту же роль, что и всеобщие социальные нормы в жизни общества. Причем первые в значительной мере являются отражением вторых.

    Нормы группы выступают, с одной стороны, правилами поведения для членов группы, а с другой - выражают их коллективное мировоззрение.

    Отсутствие или несоблюдение норм, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия, т.е. состояние безнормности, приводит к хаосу и распаду. Для человекаважно быть уверенным в предсказуемости всего происходящего вокруг. Ведь это дает каждому ощущение стабильности и надежности мира. Цель нормообразования как раз в том и состоит, чтобы закрепить, стабилизировать состояние как группы в целом, так и каждого ее члена.

    Д. Картрайт и А. Зандер выделяют четыре основные функции групповых норм, полагая, что в целом они способствуют самосохранению группы. Нормы:

    • 1. Помогают группе достичь стоящей перед ней цели.
    • 2. Поддерживают жизнедеятельность группы, служат ее сохранению.
    • 3. Создают свою социальную реальность.
    • 4. Определяют способы взаимоотношений с социальным окружением.

    Взаимоотношения в группе могут предопределяться либо личными симпатиями и антипатиями членов группы, либо предписаниями и правилами. Второй вариант более характерен для формальных групп.

    Предписанные схемы взаимодействия в группах Марджори Шоу называет системой коммуникации. По существу, речь идет о том, как, по каким принципам распространяется в группе информация, какую направленность имеют информационные потоки. От этого зависит успешность или неуспешность группы. Исследовавший эту проблему Х. Левитт выделил пять наиболее типичных внутригрупповых систем коммуникации.

    Приведенные схемы коммуникации делятся на два вида: централизованные и децентрализованные. Так, например, «колесо» является наиболее централизованной системой коммуникации. Периферийные члены группы здесь имеют возможность взаимодействовать только с человеком, находящимся в центре. Таким образом, они лишены возможности общаться напрямую. Индивид, находящийся в центре «колеса» обладает всей полнотой контроля - ведь к нему стекается вся информация. Он может делиться ею с периферийными членами, а может и не делиться .

    Система «игрек» также жестко централизованная, да еще к тому же иерархическая, т.е. более сложная. В нее могут быть включены сотни, а то и тысячи человек. Такая система коммуникационной сети типична для многих государственных, например силовых, структур. Как и в «колесе», лидирующее положение в «игреке» обеспечивается местоположением человека (или организационного звена) в иерархии. Чем ближе он находится к вершине, тем большей информацией, а значит и властью, обладает.

    Более простая система - «цепь», так же относится к разряду централизованных. Главное положение здесь будет занимать человек, замыкающий цепочку.

    Система «круг» препятствует появлению доминирующего лица или организационного звена. В группах, где существуют коммуникационные системы «круг» или «перекрестная», которые дают возможность любому члену группы взаимодействовать с любым другим, положение в системе коммуникации не обеспечивает индивиду возможности для доминирования. Здесь все имеют в равной мере доступ к информации. Поэтому в таких системах лидирующие позиции предопределяются не местом в системе, а личностными качествами, умениями, профессионализмом людей, входящих в группу. Другими словами, в децентрализованных системах существует власть авторитета, в то время как в централизованных - авторитет власти.

    Центральные позиции в «колесе», «цепи», «игреке» приносят удовлетворение тем людям, которые их занимают. В то же время периферийные позиции людей не удовлетворяют.

    Децентрализованные системы дают всем членам группы одинаковые возможности для участия в совместных делах и для контроля. Поэтому членство в таких группах приносит людям больше удовлетворения.

    Централизованные системы («колесо», «цепь», «игрек») будут более эффективными, если группа выполняет относительно простые задачи. В этом случае централизация позволяет сделать меньше ошибок и быстрее достичь цели.

    Однако когда задача усложняется, тогда централизованная система теряет свои преимущества. Направление всей информации через одного человека, занимающего центральную позицию, отнимает много времени и не дает проявлять инициативу остальным членам группы. При решении сложных задач централизованное взаимодействие становится громоздким и неповоротливым.

    Для решения сложных (структурированных, имеющих несколько вариантов решения, многоступенчатых, беспрецедентных и т.д.) задач лучше подходят группы с децентрализованными системами коммуникации .