На свободную тему

Методы обучения изобразительному искусству в школе кратко. Методика преподавания изо. Изображение и реальность

№ 1 Цели и задачи преподавания избр. искусства в средней о/о школе.

№2. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразит искусства. Рисование ребенка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте. По мере того, как ребенок растет и входит в период позднего детства, у него обычно наступают разочарование и охлаждение к рисованию (8-9 лет). После наступает снова интерес 15-20 лет, его переживают только дети, обладающие повешенной одаренностью в худ. отношении. Это охлаждение детей скрывает за собой переход рисования в новую, высшую стадию развития, которая становится доступна детям только при благоприятных внешних стимулах. Начальный период изобраз. деятельности – период действенного отношения к изображению и окружающим вещам. Рисунок мл. школьника – почти всегда изображение события. Существенное место на занятия должно быть отведено не только наблюдению, но и общению детей с элементами действительности, активной работе с такими худ. ср-вами, которые позволяют «действовать». Главная проблема – приохотить детей к занятиям рисованием и др. видами ИЗО. Для этого – применять интересные и разнообразные формы работы, формировать у детей взаимосвязи между наблюдением и ИЗО движением, т.е. умелости руки, послушности ее зрительному представлению. Подростковый этап ИЗО деятельности – аналитический. В ср. Возрасте замысел и выразительная задача становится тем стержнем, вокруг которого организуется постижение способов изображения. Необходимо постепенное и последовательное усложнение процесса обучения. Наибольшие трудности для детей представляют традиционные поиски, передача образной выразительности формы, пропорций, объема, цвета, колорита и пространства. Необходимым условием развития способностей уч-ся является введение в структуру уроков ИЗО отдельных игровых элементов и игр. Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она всегда связана с переживанием ребенком полож. эмоционального состояния. Игровые моменты усиливают внимание детей, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Развивается зрительная память, глазомер, воображение. Игры способствуют их общему развитию через развитие детского ИЗО творчества.



№3. Метод. проведен. занятий по ИЗО искусству в школе. Методика рассматривает особенности работы пед. с учениками. Здесь важное значение имеют способы обучения, расположение уч. материала, уч. План, программа, принципы обучения, цели и задачи учебно-воспитательной работы в целом. Методика основывается на научных данных пед-ки, психологии, эстетики и искусствознания. Под словом методика мы имеем в виду, прежде всего совокупность рац. приемов обучения и воспитания. Это спец. отдел пед-ки, который изучает правила и законы построения учебно-восп. процесса. Поскольку приемы преподавания вырабатываются в соответствии с материалом преподавания, то в каждом школьном предмете имеются свои задачи и свой системат. курс обучения. Мы придерживаемся классификации методов обучения, разработанной Лернером, Скаткиным, Бабанским, Махмутовым.

1.объяснительно-иллюстративный-предъявление учащимся информации разными способами: зрительным, слуховым, речевым и др. усвоение знаний.

2.Репродуктивный метод - для формирования навыков и умений: беседа, упражнения.

3.Исследовательский - самостоятельное решение школьниками творческих задач. Разработана система, влияющая на развитие худ. творчества школьников: развитие интереса к изучению ИЗО, воспитание веры в свои силы, последовательное усложнение ИЗО деят., освоение средств худож. Выразительности, использование на занятиях ТСО, применение разнообразных худ материалов и техник работы ими, введение в структуру урока игровых элементов. Цели: готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, эстетически воспитывать детей, развивать их худ. вкус, помочь детям познавать окружающий мир, раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, развить творческие способности уч-ся, дать верное направление их эстет. восприятию мира. Нельзя отрывать воспитание от обучения. Части урока: организация занятий, сообщение нового материала, самостоятельная работа уч-ся и подведение итогов работы. При изложении уч. материала перед учителем должна постоянно стоять задача- сделать все возможное, чтобы все ученики понимали его. Главная практическая задача обучения ИЗО искусству в ср. школе – овладение элементарными основами рисунка, приемами и навыками рисования. Серьезное место в методике преп-я рисования в нач. классах имеет правильная организация рабочего места уч-ся. Дети мл. возраста очень быстро рисуют, работу выполняют по первому впечатлению. Методика работы со старшеклассниками становится более гибкой и индивидуальной. Указывая на недостатки в работе ученика, необходимо соблюдать пед. такт, проявлять уважение к личности ученика.

№4. Наглядность как средство активизации изобразит деятельности школьников . Принцип нагл. состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как к источнику познания. Псих. основы нагл. закл. в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, т.е. если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых данных для суждения. Учителю рисования постоянно приходится использовать средства нагл. Рис-е. с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения. Процесс рис-я с натуры начинается с чувственного зрительного восприятия изображаемого предмета, поэтому надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному. Постановка натуры закл. не только в том, чтобы ее хорошо и красиво установить перед рисующими, но и в том, чтобы она помогала раскрывать основные законы реалистического рисунка и живописи. Нагл. тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа с натуры. Принцип нагл. требует такого преподнесения учебного материала, при котором понятия и представления уч-ся становятся более ясными и конкретными.

Пр-р: осн. полож-я нагл.персп-вы. Перечислить основн. ср-ва нагл.. Они помогают ученику правильно видеть и понимать натуру, ее форму, структуру, цвет и фактуру. Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок педагога, что позволяет ученикам усваивать возможности техники исполнения. Однако процесс построения рисунка рукой пед. должен быть хорошо согласован с ходом изложения учебного материала. Главным в данном случае должны быть пояснения педагога, рисунок лишь дополняет слова. 1 вид рисунка – работа на классной доске – прекрасный метод нагл. обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребенка, на правильность его суждений. Главное качество пед. рисунка - лаконичность изображения, простота и ясность его. Скупыми средствами графического языка учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. 2 вид – зарисовка учителя на полях рисунка школьника. 3 вид – это исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация рисунков выдающихся художников, кино. Соблюдая принципы нагл-ти препод. должен вести дело так, чтобы всем ученикам было разъяснено и показано на примерах применения тех или иных законов и правил рисования. Нагл. в обучении рисованию с натуры мы рассматриваем не как вспомогательное средство обучения, а как ведущее. Принцип нагляд. должен пронизывать всю систему обучения ИЗО искусства.

№ 5 Сравнительный анализ современных концепций методики преподавания изобраз. искусства.

№ 6 Основы научно – исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей.

№7 Предмет методики. Определение, цели, задачи, связь с предметами специальной и профессиональной подготовки. Методика- это метод обучения, работа педагога с учеником,при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Метод обучения в каждом школьном предмете имеет свои особенности. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения. Примером системы обучения изобразительному искусству служит педагогическая система -П.П.Чистякова.

Конечно, в процессе преподавания у каждого педагога вырабатывается своя методика работы, но она не может быть произвольной, случайной. Система обучения каждого педагога должна быть построена в соответствии с общими задачами школы, целями и направлением современного развития изобразительного искусства и они должны быть на уровне современной педагогики. Методика как раз и занимается выработкой наиболее целесообразных методов обучения и воспитания, устанавливает правила и законы построения учебного процесса, предлагает новые методы преподавания. В понятии и метод обучения выходит преподавание и учение, где право голоса дается как учителю, так и учащемуся. Метод обучения является методом обучения учащихся, изменения их индивидуальностей. Метод - это греческое слово,что означает исследование, путь продвижения к истине. Иногда это слово связывают со способом подачи информации. Метод обучения - это апробирования и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся,сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся.

Формами обучения,кроме обычного урока, позволяющего применять различные методы, так же являются экскурсией, ученическая практика,домашняя работа учащихся, внеклассные и внешкольные занятия, фронтальные, групповые и индивидуальные работы учащихся. Поскольку основным объектом области методики преподавания является школьник,то, здесь нельзя обойтись без таких наук, как психология, физиология, эргономика и других отраслей наук, тесно связанных с деятельностью человека. В области изобразительного искусство каждый исследователь в своей научной работе опирается на труды И.М.Сеченова, И.П.Павлова, К.Н.Карнилова, Б.М.Теплова, Е.И.Игнатьева и других. Наиболее плодотворными научными исследовании в области методики преподавания искусства являются те,которые сочетают теорию с практикой, с обобщением лучшего педагогического опыта,а так же с изучением передового опыта художественных школ прошлого и настоящего времени. Методика преподавания изобразительного искусства как наука теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты. Методика основывается на научных данных педагогики психологии, эстетики и искусствоведении.

Она формирует правила и законы общения изобразительному искусству указывает современные методы воспитания подрастающего поколения. Искусство преподавания приобретается в процессе практики, долголетнего творчества труда. Преподавательская работа по своей природе деятельность созидательная, живая. Учитель должен творчески подходить к делу, так как он имеет дело с живыми людьми. Методика как искусство преподавания состоит в том, что учитель должен уметь правильно подойти к ученику, сразу увидеть в чем он нуждается, и во время оказать ему помощь.Изложение учебного материала должно быть простым и ясным. Более того, задача учителя состоит в том, чтобы сложные понятия раскрыть перед учениками в наиболее простой и доступной форме.

Мало объяснить и показать тот иной прием работы- надо добиться того, чтобы этот прием был хорошо усвоен. А это требует от учителя большого мастерства. Чтобы ученик тебя хорошо понял,не достаточно одного разъяснения и показа,нужно еще суметь увидеть, почувствовать как ученик воспринимает учебный материал,как он реагирует на твои слова и действия.Должен возникнуть психологический контакт между учеником и учителем, они должны хорошо понимать друг друга по выражению лица,глаз ребенка учитель видеть,доходить до него то, о чем идет речь или нет. Успешное обучение не возможно без контакта педагога с учеником. Методическое руководство при обучении рисованию помогает ребенку быстрее усвоить правила построения реалистического рисунка, разобраться в закономерностях строения натуры. В результате правильно проводимого обучения школьники быстрее привыкают к самостоятельности, у них повышается интерес к знанию, к науке.рождается стремление к дальнейшему совершенствованию в рисовании. А все это говорит о том,что педагогу, помимо учения хорошо рисовать, необходимо еще хорошо изучить те формы и методы обучения, которые дают наилучшие результаты. Для успешного овладения методикой необходимо использовать все лучшее, что было достигнуто за предыдущие эпохи. Нужно изучить методику преподавания рисования в прошлом и выяснить, что было в методиках прошлого положительного и отметить отрицательные стороны обучения.

Знание истории методов преподавания способствует выработке целостного взгляда на свой предмет. История методов преподавания,опыт предшествующих поколений, помогает правильно решить современные задачи. Исходя из общих задач воспитания, школьный курс в изобразительном искусстве ставит своей целью:

1. Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, спрособных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны;

2. Эстетически воспитать детей развивать их художественный вкус

3. Помочь детям познавать окружающий мир

4. Раскрыть практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности,в общественно полезной работе;

5. Дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка. Привить проявить навыки и умения в изобразительном искусстве ознакомить с основными техническими приемами работы. Привить любовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе;

6. Развить творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира.Развить пространственное мышление образное представление и воображение;

7. Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Программа гармоничного развития личности в нашей стране требует от общеобразовательной школы таких задач подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-психическому процессу, уровню развития современной культуры. Много нового внесено в общую систему общеобразовательных школ в 1960 г. прошлого столетия.Начальная школа перешла к трехлетнему образованию, введены специальные факультативные курсы для углубленного изучения отдельных предметов, в том числе и по изобразительному искусству.

№ 8 Поурочный план – конспект, календарный план и программы. Их взаимосвязь с учетом окружающих социально – демографических и географических условий.

№9 Виды внеурочной работы. Организация, обеспечение, возможности, цели. прилож результатов. Помимо занятий в классе в учебные часы педагогу часто приходится проводить занятия с учениками вне класса и вне школы. Под внеклассной и внешкольной работой подразумеваются такие мероприятия как: Беседы, лекции и доклады с показом репродукций, диапозитивов и диафильмов, организация и руководство изокружками по рисунку и живописи, проведение экскурсий в музеи, на выставки и мастерские художников, организация различных выставок, выездов на пленэрные зарисовки, оформления помещения к праздникам, организация вечеров – концертов, проведения факультативных занятий.

Организация внешкольных и внеклассных работ преследует те же задачи и цели, что и в учебные занятия. Но она помогает решать эти задачи глубже и шире, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу.

Руководящая роль педагога сохраняется и во внеклассных занятиях. Педагог следит за работой учащихся и их общим развитием, направляет эту работу.

Внеклассную работу надо строить таким образом, чтобы дети продолжали развиваться, совершенствовали свое мастерство.

Необходимо также убедить детей в процессе занятий, что искусство не забава, не развлечение, а серьезный труд, требующий усилий и приносящий большую радость. Учитель должен найти такие методы учебно-воспитательной работы, которые бы возбуждали у детей интерес к прекрасному, стремление к красоте, потребность творить по законам красоты.

Для успешного руководства внеклассной работой необходимо заранее составить план всех мероприятий, наметить их тематику.Внеклассная работа преподавателя рисования согласовывается с классным руководителем и учащимися. необходимо также учитывать время внеклассных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся.

Форма и характер планов внеклассной работы могут быть разнообразны.

Итак, внеклассные и внешкольные занятия развивают интерес и любовь к изо, более полно знакомят учащихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют эстетическому воспитанию. Содержание занятий должно быть как можно разнообразным.

Изокружок наиболее распространенный вид внеклассной работы. занятия изо в школьных кружках как бы являются продолжением школьных занятий. Это занятия для тех, кто серьезно интересуется изо и эти занятия являются для них, в какой-то степени, эстетической потребностью. Организация работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возврата.

Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, дпи, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов и т д.

Задача учителя- чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее количество учащихся.Учитывая возр. особенности изокружки нужно комплектовать по группам.дагог следит за работой учащихся и их общим развитием, направляет эту работу. а, в более серьезной форме, с опорой на активный

Экскурсии являются очень интересным и содержательным видом учебно- воспитательной работы. они углубляют знания, полученные учащимися в классных занятиях, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками. экскурсии устраивают с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы., глубже ознакомить с видами изо., дать ясное представление о специфике творческой работы художника. при организации экскурсии учитель обговорит с детьми, цели и задачи посещения выставки.

Беседы, внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу. а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал.

Доклады , как правило, делают сами учащиеся. В качестве докладчиков педагог выделяет наиболее способных и развитых.

№ 10 Виды учета успеваемости, рол оценки. Ваше мнение о целесообразности оценок. Проверка работы школы воспринимается учащимися как огорчение, как постоянные кошмары для

учителей, которые, быстро продвигаясь вперед, с опасением и нежеланием приступают к проверке достигнутых результатов. Когда требуется сопоставить результаты функционирования школы с ее

планами. В традиционной школьной практике вместо понятия «проверка достижений школы « чаще говорят о проверке знаний учащихся, что имеет свой смысл» Сейчас же проверке придается не формальный характер, а деловое содержание: не только учитель проверяет успехи учеников, но и ученики

проверяют уровень своих знаний. Кроме того, учитель проверяет самого себя, например, в вопросе о том, правильно ли он организовал изучение того, что стало предметом проверки. Очень большая разница отличается в понятиях «знания учащихся « и достижения школы ». Термин «знания» означает только одну, хотя и важную, часть «достижения школы». К другим важным составным частям относят умение решать проблемы, выполнять практические задания, развитие интересов и мотиваций к учебе, формирование таких черт характера как, личная ответственность, точность, выдержка, работоспособность. Проверка школьных достижений в сочетании с их оценкой это неотъемлемая часть обучения. В первом случае мы имеем дело с так называемым текущим контролем, или воспитывающей проверкой. Воспитывающая проверка охватывает весь процесс обучения и воспитания и призвана, постоянно совершенствовать работу учителей и учащихся.

Итоговая проверка как бы заключает процесс обучения и охватывает заранее отработанную часть программы. Оценивая качество работ по пятибалльной системе надо иметь в виду, что в первом классе первой четверти работы школьников не следует оценивать. Здесь лучше всего

ограничиться только беседой с учащимися.Периодический,или четвертной 9 учет путем выведения общей оценки, за выполнение в это время работы ученика. Итоговый учет- это оценка работы школьников за год из среднеарифметических данных. Иногда годовая отметка может; не сходиться со средними данными классного журнала. Необоснованное завышение отметки по рисованию недопустимо: Этим роняется не только уважения к учителю, но и к самому предмету рисования, Самым большим недостатком является большая доля субъективизма и интуиции при проверке и оценке достижений Такой подход является не только необъективным, но и обязывается педагогически неправильным, Другой недостаток состоит в ограниченных возможностях проведения анализа школьных достижений* сравнение оценок учащихся школ не даст абсолютного результата. поскольку оценки, выставляемые одним и тем же преподавателем за одно и то же задание, но в разные временные промежутки, различаются между собой, иногда очень значительно,

Универсальным методом осуществления проверки является правильное формулирование вопросов, проблем, задач и рекомендаций. Одни должны быть направлены на то, чтобы побуждать учащихся мыслить правильно и действовать ясно и четко, понимать то что и как он должен знать и делать. Повседневный текущий учет дает учителю возможность своевременно выявить слабых, отстающих учеников, изучить причины их отставания и организовать им помощь. Учитель совершает большую методическую ошибку, если он сам каждый раз будет классу напоминать изученный материал Каждый рисунок должен быть оценен, каждый ученик должен получить оценку за любую работу, При нормальной постановке учебно-воспитательной работы все дети охотно и с любовью рисуют. Отношение их к урокам зависит в первую очередь от

учителя. Оценка работ должна проводиться систематически и фиксироваться в классном журнале. Журнал состоит из двух частей; в первой записываются данные о посещаемости и успеваемости учащихся, во второй части отмечается тема урока и содержание, задание на дом.

Существует 4 вида учета успеваемости: предварительный, текущий, периодический и итоговый.

Предварительный учет педагог обычно ведет при получении нового класса, когда надо выяснить, каковы уровень знаний и навыков, степень и подготовки по рисованию у каждого ученика.

Предварительный учет дает возможность методически правильно строить учебный процесс, основываясь на реальном представлении в подготовке школьников. Текущий учет проводиться в процессе учебной работы. Возможны два вида текущего учета: непосредственно во время выполнения задания и во время

изложения материала.Проверка текущая внезапная и итоговая принадлежит к числу традиционных, обычных форм контроля. Самый распространенный ее вид текущая проверка основана на постоянном изучении учителем работы всего класса и отдельных учеников

Ее цель убедиться в том осилит ли ученик программу на следующей ступени обучения. Обычные формы проверки основываются на применении простейших способов: проведение бесед и письменных работ. Основной устной проверки знаний и умений учащихся является беседа. Довольно часто проверка на экзамене происходит путем вытягивания учеником, студентом билетов с одним или несколькими вопросами подготовленными экзаменаторами.

Письменные работы, проводимые с целью проверки знаний и умений учащихся это, прежде всего домашние работы, а наряду с этим классная работа,

Наблюдение за работой учащихся дает дополнительные данные об их умении организовать свое рабочее место, порядок работы, об их работоспособности. Оценка каждой работы должна быть объективной. Для субъективной оценки, помимо требований учителя, необходимо выработать определенный критерий и систему оценки. Такая система объективной оценки должна вытекать из самой структуры рисунка и требований, которые учитель предъявляет обычно к своим ученикам, и той методики построения изображения, которой придерживается и педагог, и его ученики. Сюда должны входить и грамотность, и выразительность /детского рисунка. Такая система может быть выражена в последовательных этапах оценки рисунка,

1.Как решена композиция

2 Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности

3. Качественно конструктивного построения.

4. Перспектива: как усвоил ученик качество перспективы, как он им пользуется при построении изображения, как переданы явления линейной перспективы. Передача объема: как использует ученик изобразительные свойства рисунка, живописи для передачи объема предметов; как усвоены законы светотени, как передан рефлекс на предметах.

5.Владение техникой:

6. Общее впечатление от работы.

Мое личное мнение о роли оценки и ее целесообразности очень разное. С одной стороны здесь есть свои положительные и отрицательные качества в целом.

№11 Оформление, оборудование и оснащение специального класса. Кабинет изобразительного искусств а. Окна кабинета могут быть ориентированы на все стороны горизонта, в том числе на север. Южное расположение окон требует применения белых штор или специальных жалюзи от действия прямых солнечных лучей. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение на рабочих местах. Ученические столы нужно располагать так, чтобы свет падал с левой стороны и тени, падающие от рук, не мешали во время письма и рисования. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны). Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники. Светильники должны быть установлены рядами вдоль кабинета параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Для дополнительного освещения рекомендуется использовать ряд светильников с равномерным рассеивателем света. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг. окрашивают в холодные тона, а на север - в теплые. Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет. Температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 Кабинет должен иметь водоснабжение (холодной и горячей водой) для проведения занятий по живописи, декоративно-прикладному искусству, дизайну, скульптуре. Одна или две раковины должны располагаться рядом с входной дверью. Для использования различных технических средств обучения кабинет должен иметь электроснабжение с соблюдением. правил безопасности в соответствии с требованиями.

Требования к помещению кабинетов изобразительного искусства В базовой школе обучение изобразительному искусству должно проходить в двух помещениях для начальных и средних классов площадью не менее 80 кв.м каждый. . Альтернативные и факультативные занятия рекомендуется проводить в дополнительных студиях площадью не менее 36 кв.м Организация рабочих мест учителя и обучающихся. Рабочее место учителя в кабинете изобразительного искусства должно располагаться в передней часть кабинета и состоять из стола для учителя со стулом, подставки для аппаратуры, классной доски, проекционного экрана. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Эти доски должны иметь магнитную поверхность. Оборудование места учителя должно полностью определяться технологией обучения. В ученических столах для черчения и рисования рабочая поверхность должна изменяться из горизонтального положения в наклонное с углом до 75 град. Наклонное положение рабочей поверхности предназначается для проведения занятий по живописи и графике, горизонтальное - для письма, изготовления макетов и другой деятельности. Для организации групповых видов занятий должно быть предусмотрено разделение помещения на отдельные зоны с помощью передвижных ширм, перегородок или мебели.

Требования к оснащению кабинетов техническими устройствами и приспособлениями. Кабинет изобразительного искусства должен быть оснащен

Проекционной, видео- и аудио- техникой: - диапроектор, эпипроектор, - графопроектор, другие проекторы; - цветной телевизор с размером экрана по диагонали не менее 61 см с видеомагнитофоном.

Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием и необходимой документацией. Кабинет изобразительного искусства должен быть оснащен средствами обучения для проведения следующих видов занятий: рисование с натуры, занятия декоративно-прикладным искусством, пластикой; проектирование и изготовление несложных макетов, беседы об искусстве. Номенклатура учебного оборудования должна соответствовать содержанию выбранной школой учебной программы и ориентироваться на действующий "Перечень учебного оборудования по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений России", утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации. В кабинете должен быть достаточный комплект методической литературы для обучающихся, включающий методический журнал по предмету, программы обучения изобразительному искусству в данном учебном заведении, справочную литературу нормативного характера, образовательный стандарт по изобразительному искусству. В кабинете должны быть картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, картотека средств обучения, систематизированных по классам, по темам, картотека подготовки учителя к уроку, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся. Требования к оформлению интерьера кабинета изобразительного искусства. Дизайн кабинетов изобразительного искусства должен отвечать функциональным требованиям технологии обучения к научной организации деятельности обучающихся и учителя. На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска.Боковая стена кабинета , свободная от мебели, должна использоваться для экспозиций. Стенды с информацией могут быть временными и постоянными. Временные экспозиционные стенды должны включать рабочие и инструктивные стенды: - рабочие стенды должны содержать материал, используемый при изучении определенной темы программы; - инструктивные стенды должны содержать рекомендации методического характера и включать больше текстового материала. Экспозиция длительного назначения (портреты художников, высказывания) должна размещаться вверху по боковой стене над временными экспозиционными стендами. В оформлении стендов могут использоваться разные шрифты: печатный и рукописный, арабский и готический. Заголовки и подзаголовки должны быть выполнены в одном стиле.

№12 Организация натурной постановки (предмет, натюрморт) Для начинающего художника трудности при выполнении натурной постановки заключаются в творческой скованности с одной стороны, что затрудняет реализацию своих эмоциональных проявлений в работе, и в недостатке профессионального мастерства, с другой. Учащимся следует выработать умение передавать кажущиеся изменения пропорций и формы предметов, в зависимости от их положения в пространстве, по отношению к рисующему, то есть с учётом точки зрения рисующего и законов перспективы. Необходимо знать правила и законы изобразительной грамоты и уметь применять их на практике. Наряду с развитием умения работать над натурной постановкой, необходимо развивать навыки изображения по памяти и по представлению. «Лучший, а может быть, и единственный способ противостояния опережающему сложению стереотипного (шаблонного) изобразительного мышления – это постоянное или периодическое моделирование практических условий учебных заданий, которые предполагали бы принудительную необходимость поступать вопреки привычному порядку действия, т.е. вынуждать действовать творчески» Согласившись с высказыванием В.Н.Стасевича, можем предположить, что, поставив студента в непривычные для него условия – необходимость изображать натуру по памяти, мы провоцируем ученика на нестандартное решение поставленных задач. Следует отметить, что подобные задания не отрицают наличия натурной постановки, однако работа учеников с натурой должна проходить при моделировании ситуации, в которой ученик обращается к натуре для изучения, а не слепого копирования. При выполнении тематического натюрморта перед учащимися встаёт проблема создания художественного образа на основе натурной постановки. Здесь возможно использовать приём акцентирования на конкретной изобразительной задаче, будь то движение, интересный силуэт, неожиданное освещение, пространственные характеристики изображаемой натуры. Всё это связано с творческим мышлением художника. На этом этапе очень важно, чтобы художник увидел особенности данного натюрморта, почувствовал своеобразие постановки. Здесь может помочь оригинальное освещение натуры, возможно даже цветное освещение, которое углубит впечатление и пробудит фантазию учеников, поможет в творческой разработке произведения. При изображении натюрморта нельзя прорисовывать все предметы в одинаковой степени . Каждый предмет натурной постановки требует к себе особого отношения: один (например, первого плана) должен быть более внимательно проанализирован, более детально проработан; другой (второго плана) может быть изображен в общих чертах, достаточно выразить характер формы.

Рисуя натюрморт из различных по форме и фактуре предметов, нужно проанализировать и показать на практике знание линейно-конструктивного изображения формы, найти композиционное решение натурной постановки (выбор величины изображения предметов и их фактуры); умело ввести фон, который поможет выразительно показать каждый из предметов в отдельности и их гармоничное единство.

Приступая к рисованию натюрморта, процесс построения изображения надо разделить на отдельные этапы. Отсутствие последовательности в работе приводит к пассивному, бездумному срисовыванию. Необходимо соблюдать следующие стадии в выполнении натурной постановки:

· провести предварительный устный анализ предложенной постановки,

· найти композиционное размещение изображения на рабочей плоскости листа бумаги,

· передать характерные особенности формы предметов и их пропорции,

· дать конструктивный анализ формы предметов данной постановки и перспективное построение данных объектов изображения на плоскости,

· достичь цельности и выразительности в изображении натюрморта.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Методы обучения ИЗО [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Сводятся к обучению умению видеть, чувствовать выразительность рисунков, лепки. Это одна из важных задач, стоящих перед педагогом изобразительного искусства. При этом характер вопросов и замечаний взрослого должен обеспечить определенный эмоциональный отклик в душе детей. Рассмотрим словесные методы обучения ИЗО.

Общие методы обучения ИЗО

Общие методы применяются в зависимости от типа урока. Например, в сюжетном рисовании, когда детей учат передавать сюжет, в процессе беседы необходимо помочь детям представить содержание изображения, композицию, особенности передачи движения, цветовую характеристику образа, то есть продумать изобразительные средства для передачи сюжета. Педагог уточняет с детьми некоторые технические приемы работы, последовательность создания изображения. В зависимости от содержания изображения: по литературному произведению, на темы из окружающей действительности, на свободную тему - методика бесед имеет свою специфику.

Так, при рисовании на тему литературного произведения важно вспомнить его основную мысль, идею; эмоционально оживить образ, прочитать строчки стихотворения, сказки, дать характеристику внешнего облика персонажей; вспомнить их взаимоотношения; уточнить композицию, приемы и последовательность работы.

Рисование или лепка на темы окружающей действительности требует оживление жизненной ситуации, воспроизведения содержания событий, обстановки, уточнения выразительных средств; композиций, деталей, способов передачи движения и т.п., уточнения приемов и последовательности изображения.

При рисовании на свободную тему необходима предварительная работа с детьми, чтобы оживить впечатления учеников. Затем учитель предлагает некоторым детям объяснить их замысел: что они нарисуют (слепят), как будут рисовать, чтобы было понятно другим, где расположат ту или иную часть изображения. Учитель уточняет некоторые технические приемы работы на примере рассказов детей.

На уроках, где содержанием изображения является отдельный предмет, словесные методы обучения ИЗО часто сопровождают процесс его рассматривания. В этом случае в процессе беседы необходимо вызвать активное осмысленное восприятие предмета детьми, помочь им уяснить особенности его формы строения, определить своеобразие цвета, пропорциональных отношений. Характер, содержание вопросов педагога должны нацеливать ребят на установление зависимостей между его функциональным назначением или особенностями условий жизни: питание, передвижение, защита. Выполнение этих задач является не самоцелью, а средством формирования обобщенных представлений, необходимых для развития самостоятельности, активности, инициативы детей при создании изображения. Степень умственной, речевой активности школьников в беседах подобного рода тем выше, чем богаче опыт детей.

Специальные методы обучения ИЗО

В конце урока нужно помочь детям почувствовать выразительность образов, ими созданных. Для этого используются специальные методы обучения ИЗО .

Пояснение - это словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время урока и что должны получить в результате.

Пояснение делается в простой, доступной форме одновременно всему классу или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы.

Совет - используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения.

Но не следует спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способные по данному вопросу найти решение, часто не нуждаются в советах. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности детей.

Напоминание в виде кратких указаний - важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения.

Чаще всего речь идет о последовательности работы. Данный прием помогает детям вовремя начать рисунок (лепку), спланировать и организовать деятельность.

Поощрение - методический прием, который следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнять работу хорошо, ощущение успеха.

Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей. Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обоснованным должно быть переживание успеха.

Отдельно стоит выделить такой метод обучения ИЗО, как художественное слово, который широко применяется на занятиях изобразительного искусства. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.

Значение методов обучения изобразительному искусству

Методы обучения изобразительному искусству сочетают умственную и физическую активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Формированию трудолюбия, трудовых навыков способствует также участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. Методы обучения ИЗО не имеют прямого отношению к данному факту, но все же в практике работы часто вся подготовка к занятию возлагается на дежурных. Это неверно. В школе каждый ребенок должен сам готовить свое рабочее место, и важно, чтобы он к этому был приучен. Нужно уже в детском саду развивать у каждого трудовые навыки, приучать начинать работу лишь тогда, когда все приготовил.

Основное значение методов обучения изобразительному искусству заключается в том, что ИЗО является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства.

Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик - стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т.д. На разных уровнях детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание. Следовательно, при использование методов обучения на уроках ИЗО нужно учитывать этот факт. Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, еще недостаточно для создания изображения. Знакомство с предметом, который будет затем изображен, должно иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам. Например, внимательно рассмотрев березку, толщину ствола, направление веток, цвет того и другого, следует вновь подчеркнуть ее стройность, тонкость ветвей, плавный изгиб их. При этом снова возникает эстетическое чувство.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся.

Так как дети школьного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:

Наглядные;

Словесные;

Практические.

Это традиционная классификация. В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

информативно - рецептивный;

репродуктивный;

исследовательский;

эвристический;

метод проблемного изложения материала

В информационно - рецептивный метод включаются следующие приемы:

рассматривание;

наблюдение;

экскурсия;

образец воспитателя;

показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

рассказ, искусствоведческий рассказ;

использование образцов педагога;

художественное слово.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

прием повтора;

работа на черновиках;

выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу. Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности учитель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.

Так в рисовании основной прием для первого класса - показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием - пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда - сюда», «сверху - вниз» и т.д. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.

Использование литературных, музыкальных инструментов - важнейший методический прием. Еще один прием работы в начальных классах - сотворчество педагога с детьми.

В младших классах на занятиях по рисованию активно используется информационно - рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.

Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе.

Итак, основными методическими принципами обучения изобразительному искусству является ряд характеристик:

1. Доступность заданий.

Процесс рисования, связан с восприятием и изучением предметов действительности, с осмысливанием особенностей восприятия формы, среды, освещения, влияния одного цвета на другой и т.д. Каждый учитель знает о большом интересе детей к рисованию, всем знакома смелость и подчас большая выразительность самостоятельных детских рисунков. В связи с этим иногда возможности детей переоцениваются - им даются непосильные задания. Это не приносит им пользы.

Но не должно быть также и недооценки возможностей учащихся, чрезмерного сужения задач, ограничения круга изображаемых предметов. Такие требования могли иметь место в копировальной системе обучения, но оно несовместимо с задачами обучения реалистическому изображению, которое основано на зрительном восприятии предметов и явлений действительности.

С первых шагов обучения рисования, наряду с развитием восприятия конкретных предметов и явлений действительности, дети подводятся к пониманию элементов абстракции.

Чем глубже и полнее познают дети разнообразные явления действительности (например, перспективу, освещение), осмысливают особенности зрительного восприятия, тем становятся им доступнее приемы анализа видимой формы предметов, понимание правил построения рисунка переносится с одного предмета на другие, аналогичные по форме. Наряду с этим, делая выводы из наблюдений одного и того же явления на разных объектах и в разных условиях, конкретные представления абстрагируются учащимися в общие понятия и представления. Результатом каждого задания должен быть рисунок, в котором по возможности полно и убедительно учащийся передает предметы действительности.

Следовательно, доступность заданий в очень большой мере определяется характером изображения, к которому учитель подводит учащихся в решении конкретной задачи.

Таким образом, учет общего развития учащихся с нарушением слуха, развития их изобразительных возможностей определяет доступность выполнения заданий и требований к их рисункам.

2. Последовательность учебных задач

Определяя последовательность задач рисования, необходимо учитывать особенности восприятия учащимися предметов действительности и процесс изображения их на плоскости.

Процесс изображения протекает во времени, он расчленяется на отдельные этапы. Поэтому обучение рисованию связано с выработкой у учащихся умения вычленять в целостном зрительном образе отдельные стороны для того, чтобы передать их на плоскости, не упуская при этом целого.

Наряду с этим, с самого начала обучения у детей вырабатывается умение видеть в рисунке изображаемые предметы (за линиями, штрихами, тоном, цветом также целостно, как в действительности), а также, сравнивая изображение с действительностью, оценивать рисунок на всех стадиях его выполнения.

На любом этапе обучения, при любом самом простом задании в передаче целостных зрительных образов предметов, перед учащимися всегда ставится группа задач.

В обучении рисованию ведущее значение имеют задачи линейного построения формы предметов на плоскости листа. Основное развитие этих задач связано с постепенным овладением передачей в рисунке объема предметов и положения их в пространстве. На занятиях живописью акцент ставится на анализ цвета, рефлексию своих эмоций, связанных с тем или иным цветом.

3. Требования к рисункам учащихся.

Требования к рисункам учащихся можно объединить в две основные группы, соответствующие различным учебным задачам: требования, связанные с технической стороной работы и требования, связанные с эстетической стороной изобразительной деятельности:

Итак, технические требования могут быть таковы:

правильное расположение рисунка на листе;

передача пропорции предметов в соответствии с изображаемой действительностью;

овладение линией и пятном как средствами передачи формы предметов на плоскости;

передача характерных особенностей цвета предметов.

Также существуют требования к рисункам учащихся связанные с перспективным изображением предметов:

при изображении предметов с натуры передавать перспективные явления так, как они видны учащемуся с его точки зрения;

начиная с 3 класса рисования с натуры отдельных предметов прямоугольной формы передавать сокращения повернутых в глубину поверхностей предметов с определенной точки зрения, не нарушая при этом конструкции и пропорции;

правильно передавать направление линий основания и верха предметов, учитывая уровень своего зрения, и согласовывать в рисунке верх и низ изображаемого предмета, ориентируясь на определенный уровень зрения;

передавать дальнюю границу горизонтальной плоскости, на которой расположены предметы;

рисуя с натуры группы предметов, передавать на листе основания ближних предметов ниже, основания дальних - выше, в соответствии с конкретными пространственными взаимоотношениями предметов в натуре.

4. Сознательность и эмоциональность учебного процесса.

Для того чтобы достичь хороших результатов в обучении рисованию, наряду с правильным отбором заданий очень большую роль играет использование учителем всех учебно-воспитательных возможностей, заложенных в рисовании, как в процессе развития эстетических потребностей. Возможности его очень широки, так как процесс рисования - осмысленная передача действительности, обусловленная не только зрительным восприятием, но и пониманием ее сущности, осознанием особенностей.

Основные предпосылки активности учебного процесса - понимание детьми задач изображения и эмоциональное отношение как к натуре, так и к самому процессу рисования.

Для повышения качества всего процесса рисования необходимо возбудить у детей эмоциональное отношение, вызвать радостное ожидание интересной работы. Наряду с этим интерес должен закрепляться и поддерживаться эстетическими качествами самой натуры - ее формой, цветом, поверхностью, тем как она поставлена, освещена, на каком она фоне и хорошо ли видна рисующим. Они должны увидеть особенности натуры, осмыслить их, разобраться в том, что в предметах и положении их в пространстве для них знакомо, что - ново.

Первоначальное восприятие натуры бывает обычно целостно. Очень важно, чтобы оно было и эмоционально. Это оказывает большое воздействие и на дальнейшее развитие восприятия, связанное с анализом натуры.

Начиная рисование, необходимо пробудить у учащихся эмоциональное отношение к теме. Учитель может направить внимание учеников на просмотр картин, слушание музыки и т.п. Дополняя друг друга, эти средства эмоционального воздействия постепенно подведут детей к более полному восприятию действительности, а также и к выбору доступных им средств изображения.

На разных этапах обучения дети обычно испытывают чувство радости и эстетического удовлетворения от работы. Важным моментом в занятиях изобразительным искусством является рефлексия, формирование оценочного компонента. Анализируя свои рисунки в процессе работы и рисунки товарищей по окончании работы, школьники учатся не только передавать средствами изобразительного искусства окружающую действительность, но и сознавать понятия «прекрасное - некрасивое», «хорошее - дурное»… Это дает учителю возможность развивать вкус учащихся, знакомить их с материальной культурой современности и прошлого, совершенствовать технические умения.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Акбулакский филиал Кафедра педагогики В.А. ТЕЦКОВА МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Оренбург 2003 ББК 74.268.51 я 723 Т-38 УДК 85.1 (07) Рецензент кандидат педагогических наук Миняева Н.М. Тецкова В.А. Т 38 Методика преподавания ИЗО в начальных классах общеобразовательной школы: Методические указания. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. –12с. Настоящие методические указания предназначены для студентов дневного отделения специальности 0312 «Преподавание в начальных классах по дисциплине «ИЗО с методикой преподавания» Данные методические указания предназначены оказать помощь студентам во время педагогической практики. ББК 74.268.51 я 723 © Тецкова В.А., 2003 ©ГОУ ОГУ, 2003 Введение Настоящие методические указания предназначены для студентов дневного отделения специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» по дисциплине « ИЗО с методикой преподавания» Рекомендации основаны на опыте преподавания дисциплины в Акбулакском филиале ГОУ ОГУ. Младший школьный возраст является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Очень важно развить в ребенке способность углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Этому способствует предмет «Изобразительное искусство». Данные методические указания предназначены оказать помощь студентам во время педагогической практики. 1 Роль искусства в развитии младшего школьника Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой изобразительное искусство. В начальной школе решаются следующие задач: - формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства; - формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности; - развитие у школьников способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; - овладение интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося объекта творческой деятельности и взаимосвязи между различными видами искусства; - формирование целостного представления о национальной художественной и музыкальной культуре и их месте в мировой художественной культуре. У младших школьников в отличие от других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Специфика искусства, его художественно- образная природа как нельзя лучше отвечают личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический потенциал и значимость предметов образовательной области «Искусство» на этапе начальной школы. Выполняя в полной мере задачи, стоящие между данной образовательной областью, педагоги могут успешно добиваться реализации основной цели начального образования – развитие личности ребенка. Любой вид искусства «мыслит» образами, а образ по своей художественной природе – целостен. И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. Таким образом, образовательная область «Искусство» способствует решению еще одной важной задачи, стоящей перед начальным образованием, - задачи формирования целостного восприятия ребенком окружающего мира. Для ее решения элементы искусства вводятся в преподавание других школьных предметов. Наблюдается тенденция построения образования в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства. В начальной школе у младших школьников формируется художественная и музыкальная культура как неотъемлемая часть культуры духовной. Художественные и музыкальные знания, умения и навыки уже являются не целью, а основными средствами формирования культуры, композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, слово, темп, динамика и др. группируются вокруг общих закономерностей художественно- образного языка музыки и изобразительных искусств. Такой подход позволяет создавать интегрированные курсы, также решающие задачу формирования целостной картины мира. Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно- эстетическое воспитание ребенка. Именно младший школьный возраст, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это- залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущение возможности в нравственно-эстетическом воспитании на начальном этапе образования уже нельзя будет компенсировать в основной школе. В начальной школе важно показать ребенку связь искусства с его личным миром его мыслей и чувств. Поэтому очень важно в процессе преподавания предметов искусства учитывать местные особенности национальной культуры: характерных ремесел и промыслов, специфике в народном костюме, утвари, архитектуре и т.д. Таким образом, решается проблема приобщения ребенка к искусству на личностно-значимом для него художественном материале его родного края. Учителю следует учитывать возрастные особенности младших школьников и на уроках искусства использовать в большей мере активно- творческие методы, вытекающие из закономерностей искусства, и в меньшей – словесно-информативные. Еще одна важная задача образовательной области «Искусство» - гармонизация абстрактно-логического и образного мышления ребенка, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность. Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия художественной деятельностью оказывают на младшего школьника значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым, сохраняя здоровье ребенка. В настоящее время в школах России осуществляется обучение по вариативным авторским программам и учебникам. В целях сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации разработан и утвержден приказом Минобразования России от 19.05.98 № 1235 обязательный минимум содержания начального общего образования (стандарт) где в числе других определено содержание образовательного компонента «Изобразительное искусство» На основании обязательного минимума разработана примерная программа «Изобразительное искусство» и требования к учащимся, оканчивающим начальную школу. Программа содержит примерный объем знаний и не разделена по классам, что позволяет по-разному выстроить логику и структуру изучения данного образовательного компонента, не нарушив при этом требований минимального содержания. Эти документы являются ориентиром для составления авторских программ, разработки календарно-тематических планов, а также создают условия для реализации дифференцированного подхода в организации обучения, для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения. В данной методической разработке предлагается план-конспект урока из программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б.М. Неменского. Его программа в основном ставит задачу духовного развития личности. Она знакомит учащихся с тремя способами художественного освоения действительности: изобразительным, декоративным, конструктивным. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью. Три вида хозяйственной деятельности, определяющие все многообразие визуальных представлений искусств, положены в основу первого, вступительного класса. На помощь детям (и учителю) приходит первая, образная форма приобщения: «Три Брата – Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки». Открытием для детей должно стать, что многие их повседневные бытовые игры являются художественной деятельностью – тем же, чем занимаются взрослые художники (пока еще не искусство). Увидеть в окружающей жизни работу того или иного «Брата-Мастера» - интересная игра. С нее и начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь учитель закладывает фундамент в познании огромного сложного мира пластических искусств. В задачу этого года также входит осознание того, что «Мастера» работают определенными материалами, входит и первичное освоение этих материалов. Но «Мастера предстают перед детьми не все сразу. Сначала они под «шапкой-невидимкой». В первой четверти снимает с себя шапку» и начинает открыто играть с детьми «Мастер изображения». Во второй четверти он поможет снять «шапку-невидимку» с «Мастера Украшения», в третьей – с «Мастера Постройки». А в четвертой они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе. Нужно иметь ввиду и особый смысл обобщающих уроков, в них через работу каждого «Мастера» связывается детская художественная работа со взрослым искусством. Тема блоков уроков (8ч.) первой четверти: «Ты изображаешь – знакомство с «Мастером Изображения»» «Мастер Изображения учит видеть и изображать. И все последующие годы обучения будет помогать в этом детям – помогать видеть, рассматривать мир. Чтобы видеть, надо не только смотреть, но и рисовать самому. Этому надо учиться. Здесь закладываются только основы понимания огромной роли деятельности изображения в жизни людей. В дальнейшие годы учитель будет развивать это понимание. В открытия четверти входит и то, что в искусстве существует не только Художник, но и Зритель. Быть хорошим зрителем – тоже нужно учиться и «Мастер Изображения» учит нас этому. Задачей «Мастера» является и обучение детей первичному опыту владения доступными начальной школе материалами. Опыт этот будет углубляться и расширяться во всей дальнейшей работе. «Мастер Изображения» помогает увидеть, учит рассматривать. Самый первый урок изобразительного искусства в новом учебном году – это настоящий праздник цвета! Обилие живых цветов, которыми украшен класс, это не только зрительно-активный антураж, создающий праздничную атмосферу на уроке, это еще и фон для любования, всматривания, погружения и постижения красоты многокрасочного разнообразия мира природы. Красота цветов проникает в душу детей, вызывая восторженность. Она нужна им как крылья птице, она будет им главным эмоциональным импульсом в их творчестве. 2 План-конспект урока по ИЗО Учитель школы №___ р.ц. Акбулак Ф._____ И.____ О.___ Дата________ Вид занятий: Рисование с натуры в 1 классе Тема урока: «Сказочные цветы» Цель урока: Учить видеть красоту в окружающей действительности (в природе). Воспитание чувств, эмоциональной отзывчивости. Познакомить с такими изобразительными материалами, как бумага, фломастеры, цветные карандаши или мелки. Познакомиться с общим уровнем подготовки класса к изобразительной деятельности. Задача урока: На основе эмоционально-эстетического восприятия живых осенних цветов, нарисовать самостоятельно каждый свою полянку «Сказочных цветов» Оборудование урока: 1) Для учителя: Несколько букетов осенних цветов, репродукции картин: Налбандян «Цветы»; Ван Гог «Подсолнухи»; О.Р. Толстой «Цветы, пташка и бабочка»; предметы декоративно-прикладного искусства (посуда, платок). Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Вальс цветов». Оборудование для уч-ся: Альбом, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки. Оформление классной доски: С правой стороны –предметы декоративного искусства (Павловские платки), с левой стороны – репродукции картин художников. Середина остается чистой, чтобы в конце урока из лучших работ учащихся сложить общую «Сказочную полянку» План урока: 1. Организационная часть. – 2-3 мин. 2. Введение в тему занятия. – 10 мин. 3. Восприятие произведений искусства 5 мин. И обращение к окружающей реальности. 4. Созидательная творческая практическая деятельность учеников по теме урока. 5. Обобщение и обсуждение итогов урока. 6. Уборка рабочего места. – 2 мин. Ход урока: Для урока ученики готовят необходимые материалы: альбом, фломастеры, цветные карандаши (удобнее поставить в красивую баночку или стакан). После звонка навожу необходимый порядок, привлекая внимание на один из красивых букетов цветов, стоящий на столе (беру вазу с цветами в руки, поворачиваю его, любуясь). Учитель: Ребята, а сейчас начинается волшебный урок Красоты! -Посмотрите вокруг. Сколько красивых цветов вы сегодня принесли в школу! Как они украшают наш класс! Какое настроение вы испытываете, глядя на эту красоту вокруг? Дети: - Радостное, праздничное, веселое… Учитель: (осматривая другой букет) - Ой, а здесь кто-то спрятался! (показываю детям куклу) - Кто это? Откуда он здесь? Рассматривая куклу, ребята отмечают, что у нее – длинный нос, большие ясные глаза, улыбающийся ротик, одета кукла в пышную курочку, широкие штанишки, в руках палитра с кисточкой, карандашом и фломастером. - А вот на курточке что-то написано: Ребята, я веселый мастер! Когда в руках держу фломастер Или волшебный карандаш, Изобразить могу всех вас, Леса, поля и горы, Чудесные просторы, Звенящую листву, Далекую звезду. Весь мир, в котором мы живем, - Реальностью зовем. - Ну, конечно, теперь я вспомнила своего старого друга, который помогал мне учиться, когда я была маленькой. Это веселый «Мастер Изображения» - А теперь он явился к нам на урок, чтобы и вам помочь в таком трудном и увлекательном деле, как учеба. Этот «Мастер» рассказал нам, что он умеет изобразить, то есть нарисовать все вокруг. И эти прекрасные цветы, ты (обращаясь к кукле) тоже можешь нарисовать? (кукла кивает головой) - А, наверно и эти картины (подхожу к доске с репродукциями) ты нарисовал? (кукла отрицательно качает головой) Нет? А кто же? Твои ученики? (кукла кивает). Да?! Ван Гог «Подсолнух» читаю я надпись на репродукции. Дети, вы слышали это имя? Нет? Конечно, вы и не могли знать этого человека, потому что Висент Ван Гог жил на земле задолго до вашего появления на свет, даже бабушки ваши еще не родились, а Ван Гог уже оставил этот мир. Зато творения его рук – картины живут вечно и радуют наш взор. Подсолнухи на его картине такие же какие мы видим их в жизни – теплые, солнечные, задиристые, а один – немного грустный – потому что наклонил головку вниз. - А эта картина тоже твоего ученика? (обращаюсь к кукле). Она кивает. - Федор Толстой – имя человека, который нарисовал этот красивый букет цветов с птичкой и бабочкой. - Картина написана так натурально, даже капелька росы «дрожит» на листочке, даже муха, как живая, сидит на лепестке цветка, гусеница, кажется, движется, ползет… и цветы мы узнаем – Вот колокольчик, а вот «роза-Мальва», а вот гвоздика… Что помогло художнику так точно изобразить эти цветы? Дети: Он внимательно рассматривал их. Учитель: «Правильно. Это называется наблюдательностью. И этому и нас будет учить «Мастер Изображения» А вот на этой картине и на этих ярких платках мы видим…что? Дети: Тоже цветы! Учитель: А можем их назвать? Дети: Нет. Они похожи сразу на многие цветы. Учитель: Да, здесь, можно сразу сказать, обобщенный образ цветка. Как будто слились воедино и роза и пион, и майор и астра. И получился сказочный, фантастический цветок, который вроде и есть и нет такого в природе. Эти цветы на вещах созданы не природой, а фантазией и мастерством человека. Человек, как и природа, может создавать такую же красоту, которая радует, несет свет и добро! - Ребята, а вы хотите побывать творцами красоты? - Да! - А как вы думаете творить красоту? - Мы будем рисовать! - А вы знаете, что вы будете рисовать? - Да, цветы. - Чудесно! Великолепная мысль нарисовать цветы! А какие бы вы нарисовали цветы – реальные, такие как вы их видите в букетах, или свои, сказочные? - (мнения разделились) - Хорошо, пусть каждый нарисует свою волшебную полянку (то есть альбомный лист бумаги превратится в полянку) с чудесными цветами, а в конце урока мы из ваших рисунков составим одну большую цветочную поляну. У вас в руках карандаши, фломастеры, мелки. Вы уже знаете как ими пользоваться? - Да!