На свободную тему

Быть одиноким в толпе. Страшнее нету одиночества, чем одиночество в толпе. Смотреть что такое "одиночество в толпе" в других словарях

Введение………………………………………………………………..….….3

1.Одиночество в толпе

1.1Толпа……………………………………………………………..…..……5

1.2Одиночество……………………………………………………….….….10

2.Исследование одиночества среди подростков………………….………13

Заключение…………………………………………………………….….....18

Список используемой литературы…………………………………...…….20

Введение

Сегодня, в период развития средств массовой коммуникации, человеку все реже необходимо выходить из дома или «сети», для решения сложившихся проблем. Если ему нужны продукты питания – то он звонит в службу доставки, либо заказывает необходимое через интернет. Если он хочет поговорить – то он заходит на один из интернет-порталов и находит всевозможных знакомых и «друзей на раз». При этом если вдруг по каким-либо причинам отключить энергоснабжение, то неизвестно, что будет с этим современным человеком. Есть вероятность того, что именно в этот момент, когда интернет будет недоступен, телевизор будет выключен, радио не сможет функционировать, человек будет чувствовать себя невероятно одиноким и потерянным. Человек хочет жить вечно и не может придумать, чем занять один такой вечер. И именно в этот момент, ему должно стать неимоверно страшно и тревожно, от того, что нет кого-то рядом, либо давно потеряны контакты. Человек – социальное существо и без общения, без получения информации, будь то вербальная или даже тактильная информация, он непременно будет ощущать кризис.

Одиночество - один из неотъемлемых компонентов духовного кризиса. Оно может переживаться от смутного и неопределенного чувства отделенности от других людей и от мира, до глубокого и полного поглощения отчуждением. Некоторые из ощущений внутренней изоляции связаны с тем, что люди во время переживания духовного кризиса сталкиваются лицом к лицу с необычными состояниями сознания, которые, по их мнению, радикально отличаются от переживаний их друзей и членов семьи, и они никогда не слышали, чтобы кто-то описывал что-либо подобное.

Многие люди, переживающие процесс трансформации, связанный с переездом на новое место жительства, сменой работы или утратой близких, чувствуют свою изоляцию от других из-за самой природы тех переживаний, с которыми сталкиваются. Значимость отношений с другими людьми может угаснуть, и человек может даже чувствовать нарушение связей с привычным для него ощущением того, кем он является. Когда это происходит, человек переживает полностью поглощающее его чувство отделенности от самого себя, от других людей и от окружающего мира. Для тех, кто находится в таком состоянии, недоступны обычное человеческое тепло и поддержка. Они в полной мере испытывают на себе чувство одиночества.

Актуальность данной темы обусловлена внушительным количеством подростков, испытывающих чувство одиночества в городе Владивостоке, в частности и популярностью использования Интернет-ресурсов среди подростков с целью знакомства.

В рамках данной работы исследуются вопросы теории толпы и одиночества, даются понятия и классификации.

Целью данного проекта, является исследование причин возникновения чувства одиночества среди подростков 14-16 лет. Для исследования была выдвинута следующая гипотеза: одиночество – социальная категория, появившаяся в результате личного поведения человека, его взглядов, отношений с другими, манеры поведения, либо это внутриличностная проблема отдельно взятого человека.

Для систематизации информации по данной теме уместно поставить для себя ряд задач, среди которых:

Раскрытие теоретических понятий одиночество, одиночество в толпе, чувство одиночества

Определение влияния нахождения в толпе на развитие чувства одиночества среди подростков

Проведение социологических исследований направленных на изучение чувства одиночества среди современных подростков

Объектом исследования данной работы являются современные подростки 14-16 лет.

Предметом является одиночество современных подростков, как социальная категория, появившаяся в результате личного поведения.

1. Одиночество в толпе

Иногда даже среди большой толпы людей, человек чувствует себя одиноко. Одиночество среди толпы. Одиночество в толпе. Одиночество. Это слово способно вызывать абсолютно разные мысленные образы. Удивительно существо - человек. Даже в толпе умудряется почувствовать себя одиноким. Но, с другой стороны, почему бы и нет, ведь толпа – это не сбор людей с одинаковыми мыслями и похожими интересами. Толпа возникает стихийно и практически «живет» пусть короткой, но яркой жизнью отдельного существа. Толпа похожа на систему, в которой каждый человек – отдельный элемент этой системы. Он может хотеть быть частью этого «организма», а может и изо всех сил пытаться противостоять этому, но так или иначе, быть частью системы – значит быть на много сильнее, чем отдельный элемент.

Данную тему рассуждали многие умы, в том числе и философ Ди Дин, который характеризовал толпу, как нечто первобытное: «Люди двигаются вместе и в одном направлении, где каждый считает себя мыслящим, а остальных безмозглым стадом. Там каждый кричит о том, что он зрячий, считая всех остальных слепыми, и злится на чужую глухоту. Там каждый уверен, что он яркая индивидуальность, а остальные серость. Каждый, глядя на себя, видит прекрасное яркое платье, а на других – серую безликую хламиду. Их мировоззрение выбирается по моде, как солнечные очки. Очки бывают двух видов «Официальная точка зрения» и «Оригинальная точка зрения». Оригинальная точка зрения диаметральна противоположно официальной. Со сменой власти официальная и оригинальная точка зрения тут же меняются. Вне зависимости от надетых по моде очков, точка зрения каждого – истинна. И все-таки, несмотря на модное, на данный момент мировоззрение, все они двигаются в одном направлении, хоть и каждый из них уверен, что он идет самостоятельным путем».

Толпа людей - живое существо:

И разум есть, и дух, и ток по нервам,

И даже очень видно вещество,

Которое всегда всплывает первым.

И.Губерман.

Толпа́ (греч. οχλος - охлос) - большое скопление людей. Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы часто находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа описывается целым рядом параметров и характеристик, такими как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие. Толпа является предметом исследования социальной психологии, которая в частности вводит классификации толпы по ряду признаков. В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих (например, погромщики) и для себя (в случае паники).

В социальной психологии существует несколько классификаций толпы.

По степени организации:

· Стихийная толпа

Возникает спонтанно, не организована какими-то лицами. К этому виду относятся такие толпы как толпа людей в метро или в фойе кинотеатра. Хотя они собрались по определённому случаю, у толпы как таковой нет зачинщиков.

· Ведомая толпа

Толпа, организованная лидерами. У такой толпы есть подстрекатели. Интересным видом ведомой толпы является флешмоб (англ. flash mob) - толпа людей, внезапно собирающаяся в одном месте и так же внезапно исчезающая. Флешмобы обычно организуются через интернет.

· Организованная толпа

Толпа, имеющая ярко выраженную организацию, упорядоченность. Понятие введено Гюставом Лебоном, который считал такие формирования, как рота солдат и даже заседание парламента, разновидностью толпы. Лебон также употреблял термин одухотворённая толпа, подчёркивая, что у толпы возникает своя собственная душа. Многие исследователи не соглашаются с таким расширенным толкованием и полагают, что толпой можно называть лишь неорганизованную массу народа.

По характеру поведения людей:

· Окказиональная толпа - сборище любопытствующих (зевак), например толпа, собравшаяся по случаю автомобильной аварии.

· Конвенциональная толпа - толпа, собравшаяся по заранее известному поводу (фестиваль, карнавал и т. д.)

· Экспрессивная толпа - толпа, выражающая общие эмоции (протест, ликование и т. д.).

· Экстатическая толпа - толпа, объятая экстазом.

· Действующая толпа - толпа, совершающая физические действия. Включает подвиды:

· Агрессивная толпа - людская масса, совершающая деструктивные действия.

· Паническая толпа - толпа, спасающаяся от кого-то (чего-то).

· Стяжательская толпа - толпа, борющаяся за ценности.

· Повстанческая толпа - толпа, противодействующая властям.

В работах известного психолога Г. Лебона предлагается концепция психологии толпы, согласно которой последняя представляет собой продукт и появление некой «коллективной души», о которой писал в свое время не безызвестный Фрейд. В соответствии с законом "духовного единства толпы", сформулированным Г. Лебоном, индивид, независимо от его образа жизни и рода занятий, если он оказался в толпе, вынужден думать, чувствовать и действовать совершенно иначе, чем, если бы он думал и действовал сам по себе. Он теперь думает и действует так, как ему велит состояние "коллективной души" толпы. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие посредством этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности.

По мнению Г.Лебона, толпе свойственны такие черты, как импульсивность, изменчивость, заразительность и раздражительность, легковерие и податливость внушению, преувеличенность и односторонность чувств, нетерпимость, авторитарность, консерватизм. В толпе, таким образом, сознательная личность исчезает, при этом чувства и мысли всех участвующих в толпе приобретают одно направление.

Чувство ответственности, сдерживающее отдельного индивида, совершенно исчезает в толпе. Индивид в толпе приобретает, благодаря её численности, сознание непреодолимой силы. И это сознание позволяет ему поддаваться инстинктам, которым он никогда бы не дал волю, будь он один.

Толпа- это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к каким-либо лицам, установлениям, событиям. Словом, толпу подчас делает общностью только то, что она "против", что она против "них". То есть толпа – это люди, которые объединены стихийно и на какое-то ограниченное время. При этом каждый человек из этой толпы может прийти домой, сесть на диван и понять, что он совсем один и ему не с кем обсудить то, что он делал, будучи частью толпы. А это не мало важно, ведь большинство людей склонно к рефлексии, то есть к анализу своих действий, зачастую путем обсуждения их с кем-либо. И, не находя такого человека, с которым можно было бы поговорить и обсудить свои поступки, мысли и, даже, эмоции, человек ощущает одиночество и от этого появляется чувство удрученности и прочие негативные эмоции, способные довести человека до депрессивного состояния, либо, еще хуже и в крайних случаях, до летального исхода, путем добровольного ухода из жизни.

1. 2 Одиночество

Одиночество – та проблема, к решению которой мы меньше всего подготовлены и ответственность за которую так легко переложить на других. Проще всего думать, что в одиночестве виноват не сам человек, а те люди, которые по каким-то причинам не остались рядом или которых никогда и не было.

Попробуем разобраться, «из чего состоит» одиночество, и как с ним справиться. Психоаналитик Н. Нарицын пишет, что многие пациенты жалуются на одиночество. Для того, чтобы разобраться в проблеме, надо сначала уточнить, что чувство одиночество и фактическое одиночество – далеко не всегда одно и то же. Часто бывает, что человек, живя один, совершенно не ощущает себя одиноким. А бывает и наоборот – многие ощущают то, что называется "одиночеством в толпе", когда находясь среди людей, человек чувствует себя при этом не нужным и потерянным.

Период социализма серьезно повлиял на отношение людей к обществу и к самому понятию одиночества. В человеке воспитывалось чувство коллективизма, которое внезапно перестало быть нужным на новом историческом этапе. Возьмем в качестве примера кино. В заграничных фильмах, произведенных в Голливуде или Великобритании, чаще всего герой спасает весь мир, а в советских (как, чаще всего, и в сказках, если обратиться еще более глубоко в прошлое и в фольклор) буквально "всем миром спасают героя": все поднимаются ему на помощь, а то и на выручку.

В результате, поколения, выросшие на таких сказках, фильмах и т. п. обретают устойчивое бессознательное ощущение: "Если мне будет плохо, все окружающие поднимутся на мою защиту". А когда в реальности этого не происходит - человек переживает тяжелое разочарование от несовпадения реальности с ожиданиями и начинает думать о своем одиночестве.

Успех тоже может стать причиной одиночества. Трудности действительно легче переносить толпой, а успех чаще всего индивидуален. Опять же, обращаясь к народной мудрости, выраженной в пословицах и поговорках, «друг познается в беде, равно, как и в радости».

Получается, одиночество – это "обратная сторона медали", которую так же можно назвать "самостоятельность лидера". И здесь не обязательно имеется в виду лидер как руководитель, вождь или президент – вполне можно быть просто успешным человеком, и самому управлять своей судьбой и своими решениями, не зависимо от мнения большинства. Но в таком случае человек неизбежно оказывается "относительно одиноким".

Отказ от такого одиночества всегда осуществляется ценой приобретения различных зависимостей в той или иной степени – в первую очередь зависимостей от мнений других людей.

И, наконец, все личности разные: кому-то состояние одиночества (независимости) комфортно, а для кого-то весьма болезненно. Получается, что одиночество само по себе – не проблема, здесь все определяется выбором каждого. Кому-то хорошо в таком состоянии, кто-то с минимальным близким окружением (подчас состоящим из себя одного) продуктивнее работает и лучше себя чувствует.

Разные оценки одиночества легче всего проиллюстрировать на примере интроверта и экстраверта. Если упростить эти два типажа, то можно сказать, что для интроверта весь мир в нем самом, он обращен внутрь собственной личности. Экстраверт же, наоборот, постоянно стремится быть на людях. И одиночество в толпе в таком случае, возможно только для интроверта: экстраверт быстренько сойдется практически с каждым, и что важно, его вполне удовлетворит поверхностное знакомство, потому что он вовсе не претендует на глубокое и долгое общение. Ему важна смена впечатлений, и пока вокруг него есть люди – от одиночества он страдать не будет. Более того, ему по большому счету даже не обязательно заводить разговор – достаточно того, что столько людей просто на него смотрят!

А вот интроверту на самом деле крайне важно иметь одного-двух «верных друзей», желательно таких же по характеру, как он. У таких «приятелей» сам процесс общения иногда проходит довольно интересно: они сидят в одной комнате (или дышат с двух концов провода в телефонную трубку) – и молчат. Это они общаются. И им такого общения вполне хватает – им ведь важен не сам разговор, а ощущение того, что друг рядом. Важно знать, что есть сама возможность другу позвонить – а собственно звонить и не обязательно. Именно поэтому интроверты начинают чувствовать себя одинокими, когда теряют по тем или иным причинам своего проверенного друга – а нового знакомого, столь же близкого, завести быстро им очень трудно, а иногда и вообще не получается. Ведь в отличие от экстраверта, который найдет общение везде, где есть хоть какие-то люди, интроверту установить взаимопонимание сложно.

Но, как известно, чистых экстравертов и интровертов не бывает. Именно поэтому практически все люди в той или иной ситуации хоть раз, да ощущали свое одиночество.

Подобное страдание от одиночества – не что иное, как нехватка того или иного вида информации или впечатлений. Каких угодно – зрительных, вербальных и даже тактильных.

2. Исследование одиночества среди подростков

В данном исследовании приняли участие 56 подростков в возрасте 13-16 лет (учащиеся 8-10 классов).

Исследование проводилось в несколько этапов:

1. поисково-теоретический состоял в изучении научного знания по проблеме, уточнение предмета исследования;

2. опытно-экспериментальный - в исследовании причин возникновения чувства одиночества у подростков:

3. описательно-итоговый - в анализе и обобщении результатов, уточнении выводов.

Исследование преследует следующую цель: выявить степень выраженности состояния одиночества у подростков. Проводилось исследование с помощью теста «Одиночество» по методике The UCLA Leneliness Scala. Revised.

В основе данной методики лежит представление об одиночестве как о некоем унитарном чувстве, интенсивность которого может зависеть от комбинации дефицитов разнообразных межличностных отношений. В 70-х годах исследователи Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе начали разрабатывать тест UCLA Loneliness Scale , состоящий (в короткой форме) из 20 утверждений, которые испытуемому предлагается оценить по 4-х бальной шкале от “Я часто так чувствую” до “Я так не чувствую никогда”. Примерами утверждений являются: “Я чувствую, что меня никто на самом деле не понимает” и “Люди вокруг меня, но не со мной”. Тест UCLA Loneliness Scale широко применяется в клинической практике для оценки степени одиночества пациентов. Ниже приведены вопросы, которые использовались в данном исследовании.

1. Я чувствую, что живу в согласии с окружающими меня людьми.

2. Мне не достает общения.

3. Нет человека, с которым я мог бы откровенно поговорить.

4. Я не ощущаю, что одинок.

5. Я чувствую, что принадлежу к какому–либо коллективу.

6. У меня много контактов с людьми, которые меня окружают.

7. Ни с одним человеком я не чувствую душевной близости.

8. Мои интересы и мысли не разделяются окружающими меня людьми.

9. Я открыт к общению с другими людьми.

10. Есть люди, с которыми у меня довольно тесные отношения.

11. Я чувствую, что меня не принимают в общество.

12. Мои социальные отношения довольно поверхностны.

13. Никто не знает моей истинной сущности.

14. Я чувствую себя изолированно от других.

15. Если я хочу, то всегда смогу найти себе общество.

16. Есть много людей, которые меня действительно понимают.

17. Я несчастлив, что живу так одиноко.

18. Хотя есть много людей, с которыми я взаимодействую, они не могут стать мне действительно близкими.

19. Всегда есть кто–то, с кем я могу поговорить.

20. Есть люди, к которым я отношусь с полным доверием.

Исследуемым предлагалось ответить на вопрос, выбрав один из предложенных вариантов ответа (никогда, редко, иногда, часто)

Позже, с помощью шкалы, тесты были расшифрованы, по следующему принципу: иногда-1 балл, редко – 2 балла, иногда – 3 балла, часто – 4 балла. Была подсчитана сумма баллов на вопросы 2, 3, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 18. В ответах на вопросы 1, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 19, 20 была произведена перестановку в обратном порядке (1-4, 2-3, 3-2, 4-1).

Те, кто набрал меньше 22 баллов, считаются людьми с очень низкой степенью одиночества. От 22 до 32 – низкая степень. От 32 до 52 – средняя степень одиночества. От 52 до 62 – высокая степень одиночества, а те, кто набрал более 62 баллов, считаются людьми с очень высокой степенью одиночества.

Результаты ответов респондентов на шкале оценки одиночества расположились следующим образом:

35,7 % (20 человек) опрошенных не испытывают состояния одиночества,

8,9 % (5 человек) опрошенных нейтральны в оценке состояния одиночества,

55,4 % (31 человек) опрошенных испытывают состояние одиночества в той или иной степени.

Путем анализа сочинений подростков, было выявлено, что с их точки зрения, основной причиной одиночества является социальное отторжение: около 25% опрошенных ребят ответили, что одинокими становятся из-за других людей (в том числе и родителей), так как другие не поняли, отвергли или забыли этого человека.

На втором месте оказались черты характера (эгоизм, самовлюбленность и т.п.). Как причина одиночества они были названы 20 % подростков. Около 13 % видят причину одиночества в поведении и манере общения человека. 10 % подростков считают, что причинами одиночества являются застенчивость, неуверенность в себе, страх общения и неумение общаться.

Отсутствие круга общения, близких людей и любимых как причину одиночества рассматривают только 13 % подростков. На усталость от общения - 17%.

Хотя 60 % подростков сами не любят бывать в одиночестве, они не считают подобное времяпровождение ненормальным. 56,7 % чувствовали себя одинокими и покинутыми, но большая часть подростков (80 %) не испытывали страха, находясь в таком состоянии.

В основном подростки считают пребывание в одиночестве нормальным, а не противоестественным и пугающим состоянием.

Большинство подростков(73,3 %) считают себя вполне коммуникабельными, приятными для общения и популярными в среде одноклассников, а также имеют достаточное количество дружеских связей.

Для большинства подростков не характерны негативное отношение к себе, страх лишиться общения или быть отвергнутым сверстниками.

Анализируя портрет одинокого подростка, можно сделать вывод, что для исследуемой возрастной категории одинокий подросток выглядит так: замкнутый, погруженный в себя, мало общающийся, не любящий шумные компании (26 %). Еще часть (20 %) описывала одинокого сверстника как грустного, печального, несчастного и обиженного. Достаточно часто встречалось описание одинокого подростка как тихого, незаметного, домоседа, не умеющего общаться, заводить знакомства. Некоторые ребята (13 %) полагают, что одинокий человек - это тот, у кого нет друзей, которого никто не любит, и от которого все отвернулись.

Для подростков в возрасте 13-16 лет пребывание в одиночестве по собственному желанию представляется вполне естественным и не вызывает тревожных мыслей или страха. В то же время одиночество у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой, что является некоторым противоречием, и может расцениваться как то, что чувство одиночества для подростков является достаточно привычным, но от того не менее удручающим.

Выводом данного исследования может служить высказывание о том, что основной причиной одиночества, с точки зрения подростков, является социальное отторжение. Многие подростки считают нормальным состояние одиночества в том случае, если это выбор человека, сделанный не под влиянием окружающих, а по внутренним причинам. То есть если их сверстник выбирает одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, не из страха перед общением и другими людьми, а по внутреннему желанию и потребности побыть одному, то это нормально и естественно. Если же он одинок, потому что от него отвернулись другие люди, тогда это - несчастный и обиженный человек, тихий, грустный и незаметный. Кроме того, подростки считают, что причины одиночества кроются как в близком окружении человека, так и в нем самом: в его характере, особенностях поведения, манеры общения, и в том числе в его неумении общаться.

Взгляды подростков на одиночество несколько отличается от точки зрения психологов-исследователей, которые отдают приоритет личностным факторам, таким как низкая самооценка, застенчивость, излишняя самокритичность, негативное самовосприятие и коммуникативная некомпетентность, а также некоторые характерологические особенности, например эгоизм, агрессивность.

К социальным факторам исследователи относят социальное отторжение, то есть неприятие подростка группой сверстников, и отсутствие «своего» круга общения. Последнее может быть связано с переездом на новое место жительства, сменой школы, потерей близкого друга и т.п.

Можно сделать еще один вывод. Когда подросток проявляет свою самостоятельность, а так же имеет цель в жизни, у него более явно выражена потребность быть одному. И чем сильнее выражена у него самостоятельность и целенаправленность, тем у него сильнее выражена потребность быть одному. Что доказывает высказывание о том, что успешный человек, будучи в любом возрасте, чаще является одиноким, как по своим собственным желаниям, так и по причине «отторжения» его от сверстников.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: негативные аспекты переживания одиночества подростками связаны с недостаточным развитием регуляторного опыта и, прежде всего, его ценностного компонента. Основная причина возникновения чувства одиночества - это недостаток общения со сверстниками.

Заключение

Все исследователи сходятся на том, что одиночество связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, истории, семьи, природы, культуры. Причем современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного принудительного общения («одинокая толпа», одинокие и далекие члены семьи, одноклассники, ежедневно встречающиеся подруги), когда человек чувствует тягостный разлад с самим собой, страдание и кризис своего «Я», оторванность и лишение смысла. Вынужденное общение, массовое производство одинаковых маек, брюк, выражения лиц, фразы, вкусы, оценки, стили поведения, привычки, даже чувства, мысли и желания уничтожают нашу уникальность и неповторимость, стирают представление о себе как об уникальном и неповторимом, а от того еще более прекрасном. Два абсолютно одинаковых человека не будут столь интересны друг другу, ведь общение создается как общность разнообразия. Общение людей появляется лишь при соответствующей уникальности людей. И это многообразие различий создает человеческую общность, спаянность и слияние людей. А казарменное единообразие лишь маскирует полное равнодушие людей друг к другу. Только принятие и культивирование своей уникальности и уникальности другого может противостоять нарастанию одиночества в современном мире.

Необходимо различать одиночество как продукт «полной отчаяния» городской жизни и уединение как концентрацию человека на своих внутренних духовных проблемах, на защите своего «Я» от этого «полного отчаяния». Человек постоянно порывается выйти за пределы своего «Я», разомкнуть сковывающие его рамки одиночества, создать общность с другим.

Одиночество – особая форма переживания и осознания самого себя, как покинутого, оторванного, забытого, обделенного, потерянного ненужного, бесприютного. Но иногда это состояние необходимо, для концентрации, либо иных важных человеку моментов. Когда хочется быть одному, то необходимо двигаться в одиночество и наслаждаться им в полной мере. И этого не нужно выбирать – если быть внимательным к себе, то можно увидеть цикличность этих состояний. Некоторые философы утверждают, что наслаждаться одиночеством, можно, если человек наслаждается отношениями. Когда человек глубоко движется в отношения, то в нем возникает глубокая потребность быть одному. Любовь к другому и любовь к себе взаимосвязаны. Кто несчастлив наедине с собой, вряд ли будет по-настоящему счастлив с другим, вряд ли сможет поддерживать длительные и глубокие межличностные отношения. Мудрецы всех времен говорили, что прежде чем вступать в брак, следует научиться быть совершенно одному или одной. Но до тех пор, пока человек не станет по-настоящему самостоятельным, единственным в своем роде, цельным человеком. Может быть и не стоит пронимать близко к сердцу их высказывания, но помнить и иметь в виду не помешает.

Современные подростки воспринимают одиночество не так болезненно, как их более взрослые знакомые, или родители. Многие из исследуемых полагают, что одиночество – сознательный выбор, и его в любой момент можно поменять, если это состояние уже не кажется человеку комфортным, но, параллельно с этим высказыванием так же существует и довольно популярно мнение о том, что одиночество – социальная категория, появившаяся в результате личного поведения человека, его взглядов, отношений с другими, манеры поведения, как и было предположено в самом начале исследования, и доказано с помощью опроса.

Список используемой литературы

1. Аверчнеко Л.К. , Управление общением, Теория и практикумы для социального работника, Учебное посо бие, Москва-Новосибирск, 2000

2. Бодалев А.А., Психология общения, Избранные психологические труды, Москва-Воронеж, 2006.

3. Годфруа Ж., Что такое психология, в 2-х томах, том 2, Под общей ред. доктора психологических наук Г.Г. Аракелова, М.: « Мир», 2002.

4. Государев М.А., Треугольный человек, М.: «Молодая гвардия, 2001.

5. Зюзько М. В., 5 шагов к себе, книга для учащихся, М.: «Просвещение», 2002.

6. Карнеги Д., Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей, Под общей ред. доктора психологических наук Зинченко В.П., М.: «Прогресс» – «Высшая школа», 2000.

7. Крижанская Ю., В. Третьяков, Грамматика общения 2-е издание, М.:, «Смысл», Академический проект, 2000.

8. Немов Р.С., Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений, в 3-х книгах, 3 издание, М.: «Владос», 2007.

9. Станкин М.И., Психология общения, курс лекций, М.:, МГСУ, 2006.

10. Психология, словарь, издание 2-е, под общей ред. А.В. Петровского, М.: Издательство политической литературы, 2000.

11. Словарь-справочник по социальной работе, под редакцией доктора исторических наук, профессора Е.И. Хлолостовой, М.: «Юристъ», 2000.


...в мегаполисе миллионы людей тихо ненавидят ближних своих в пробках — особенно самых ближних… В городе мы элементарно устаем от людей, от чужих голосов и лиц, от круглосуточного шума… И при этом катастрофически страдаем от одиночества.

Еще один из героев фильма «Ирония судьбы» сокрушался: «Мы перестали делать большие, хорошие глупости, мы перестали лазить в окна к любимым женщинам…» А теперь можно еще и добавить: «Мы перестали общаться». Мы, вынужденные ежедневно общаться. Мы добровольно сократили свое общение до минимума. Или все-таки не совсем добровольно?..

В ЧЕМ ЖЕ ПРИЧИНЫ?

1. Одиночество в толпе — синдром мегаполиса, неприятное приложение к нему, плата за высокие зарплаты и бытовой комфорт. Город задает свой противоестественно быстрый темп жизни, когда общаться становится просто некогда. Утреннее «здрасьте» соседу в лифте, обмен новостями с коллегами на работе, обсуждение диеты с фитнес-тренером, усталое «привет-как-дела-все-хорошо», брошенное супругу перед сном…

А кроме того, происходит переизбыток контактов в течение дня. Возникает некая интоксикация поверхностным общением со случайными людьми, поэтому мы уже не можем принять общение настоящее, глубокое — дружеское, родственное, любовное. Ведь если днем объесться чипсов, вкусный домашний ужин просто не полезет в горло…

Когда нечто находится в переизбытке, оно обесценивается. Этот закон верен как для рынка, так и для отношений: чем больше вынужденных контактов, чем больше людей вокруг, тем меньше хочется видеть вокруг себя других. Вспомните, сколько снято фильмов, в которых герои оказываются на необитаемом острове и наконец-то начинают друг друга ценить!

2. Наше общество к общению не располагает — потребность в нем словно бы и не предусмотрена.

В советские времена были молодежные организации, кружки, дворовые компании… Теперь секция для ребенка — вопрос дохода родителей, а отпустить его без присмотра погулять по окраинному спальному району — все равно что завести в темный лес и оставить на съедение волкам. А ведь желание побыть среди своих у ребенка не исчезает, а к подростковому возрасту только возрастает, поэтому он сам находит себе компанию, иногда не самую лучшую.

Игнорируются потребности в общении и других возрастных групп: из дворов исчезли лавочки для пенсионеров, столики, на которых раскладывали домино и шахматы… У нас практически нет клубов для пенсионеров. И если лавочку во дворе можно поставить и самим, то помещение для встреч в холодное время года так просто не найдешь.

3. «Друг человека» уже не собака, и Малыш просил бы родителей не о собаке, а об игровой приставке. Прилета Карлсона он бы вообще не заметил. Разве что тот притащил бы компьютерную новинку. Тогда бы они в нее поиграли — рядом, молча, перебрасываясь репликам «по делу»…

Человека можно представить как цветок с сердцевинкой и лепестками. Лепестки — эмоциональные привязанности, в идеале — к другим людям. Но если эти лепестки уже заняты, то для другого человека место не найдется. Помните Понтия Пилата и его любимую Бангу? «Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон». А современный человек помещает свою привязанность даже не в животное, а в неживой объект: ноутбук, айфон … В этом году в Японии был зарегистрирован брак между 28-летним мужчиной и подушкой с изображением героини аниме! Для живого человека места рядом не остается. Наша эмоциональная привязанность достается техническим механизмам, а не людям.

4. Интернет-общение полезно и интересно. За одним-единственным «но»: если оно не вытесняет общение реальное . А именно это зачастую и происходит… «Общение» подразумевает не только обмен информацией через символы, будь то слова или смайлики. Есть то, что не может передать Интернет, даже дошедший в своем эволюционном развитии до «Скайпа»: прикосновения, запах, тепло другого человека…

Кроме того, дружба в офлайне «теплична» и безопасна. Поэтому-то его и предпочитают столь многие — так легче. Можно наврать с три короба, без объяснения причин поставить в игнор знакомого, да и самому можно в любой момент выйти из чата… Не формируются и столь важные навыки группового общения — поиск своего места, роли…

Особенно опасна подмена реального общения интернетовским для «неокрепших умов», то есть детей и подростков. В психологии есть такое понятие — «сензитивный период», что можно перевести как «Всякому овощу свое время». То есть определенные навыки должны формироваться в своем возрасте, если время упущено, то потом трудно его наверстать. Так и не научившийся вовремя общаться ребенок во взрослом возрасте столкнется с большими проблемами.

Интернет-общение должно быть дополнением общения реального, но не подменяющим его суррогатом. Ведь человек со временем начинает в виртуальную реальность верить больше, чем в настоящую. В тех же социальных сетях у кого-то в списке «друзей» можно увидеть по 500 — 700 человек. Что же это за дружба такая? Разве что суррогатная…

5. Система воспитания направлена в основном на развитие интеллекта, усвоение новой информации и умение оперировать ей. Но навыки общения никто не формирует — мол, сами возникнут, ребенок же учится не один, а с другими детьми…

Моя голубая мечта — чтобы в старших классах появился специальный предмет «Навыки здоровой коммуникации». На мой субъективный взгляд, жилось бы тогда потом во взрослом мире гораздо легче и приятнее.

Ведь дело в том, что общаться любим мы все. Потому что человек — стайное или стадное создание, не одиночка. Но при этом общаться мы в большинстве своем не умеем, поэтому гордо от этой потребности отказываемся. Как обиженный ребенок: «Ну и не надо, не очень-то и хотелось». Говорим, что «некогда», или начинаем убегать в виртуальное безопасное общение… А то и вовсе объявляем себя «самодостаточными личностями» и отказываемся от дружбы, брака, теряем родственные связи…

Ведь дело не в том, чтобы в смертный час кто-то стакан воды подал. Вдруг, как в анекдоте, и правда пить не захочется. Важно, чтобы и в течение всей жизни рядом был тот, кто может принести этот самый стакан или чашку чая… Тот, для кого ты и сам рад сделать что-то хорошее… Причем «просто так», как в детском мультфильме…

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА , Наталья Славашевич, практикующий психоаналитик
ВРЕМЯ ДЛЯ СЕБЯ
Эта «болезнь» — «одиночество в толпе» — носит характер скорее психологический, а значит, духовный. А такие известные добродетели, как вера, надежда и любовь решают и проблемы собственного одиночества, и способов его преодоления. Но… иногда на это не хватает сил, времени или опыта, своеобразного испытания жизнью, естественного хода вещей и событий, которые и учат людей такому опыту борьбы или смирения с одиночеством. Иногда мы должны быть одни, в дни ожидания любимых, в больницах или неволе, в путешествиях без спутников. Очень многие ищут его для отдыха и накопления сил, размышлений и поглощения знаний, а другие бегут от него в панике, кидаясь в сомнительные предприятия и компании, или «виснут» в виртуальной реальности.
Чем искусственнее и обособленнее внутренняя жизнь человека, тем острее переживается чувство одиночества , если он стремится к людям, или тем больше у него наблюдается отгораживание от людей или противопоставление себя людям, чтобы как раз не испытывать неприятное чувство при объективном факте одиночества. Каждый человек в цивилизованном мире сталкивается с проблемой построения собственной системы бытия из контактов, связей и общения. человек должен многому научиться — пробовать, выбирать, общаться, испытывать трудности и предаваться излишествам, наблюдать, поддерживать и обрывать связи, испытывать и проявлять разные чувства и знать о своих пределах, чтобы создать себе комфортную среду обитания и благоприятное окружение.

ЧАША ЖИЗНИ
Иногда нашу жизнь сравнивают с чашей. А мы предлагаем вам представить свою жизнь — ту ее часть, что связана с общением, — как несколько сосудов.
Общение:
. с родственниками;
. с друзьями;
. с любимым;
. с детьми (если уже есть);
. с коллегами по работе.

1. А теперь ответьте на следующие вопросы:
На сколько процентов заполнена каждая из ваших «чаш»? Пропишите конкретные цифры. Таким образом вы можете составить своего рода «хит-парад», который поможет понять — чего вам не хватает (например, «Общение с ребенком — 40%»), а что, возможно, у вас в переизбытке («Общение на работе — 200%! Все достали, что-то от меня хотят!..»).

2. Заполнена ли каждая чаша именно тем, чем вам хотелось бы? Оптимальны ли для вас ваши контакты или порой Вы сохраняете хорошую мину при плохой игре, убеждая себя, что «все ОК» и «no problem»?

3. Если вы обнаружили, что какая-то из чаш недостаточно полна или ее наполнение не соответствует вашим истинным желаниям, подумайте — как это можно исправить? Будьте конкретны и реалистичны. Например, «приезжать раз в две недели в гости к родителям», а не «надо бы почаще бывать у родственников»…

Добрый день! Чувствую себя одинокой. Несколько месяцев назад рассталась с парнем, были вместе 3 года. Расставались тяжело и несколько раз. Сейчас я стала хдить в клубы, чтобы отвлечь себя, почувствовать внимание других мужчин. Но вместо с этим я ещё получила тоску нга утро и боль... От того, что эти вечера я не провожу с любимым в теплых объятьях.

Дело в том, что мне кажется что он совсем по мне не скучает и нашел уже себе другую компанию (в которой скорее всего и девушку... Не знаю... Он...

Одиночество, его размер и сила не имели предела. Одиночество это не тогда когда ты один в пустом доме, а когда среди шумных людей, в весёлой компании, понимаешь что эти люди для тебя чужие. Одиночество это когда ты понимаешь, что ни один человек не узнает, всего что ты хотел бы сказать, но не скажешь, потому что ты сам не хочешь этого знать.

Одиночество это когда ты говоришь с человеком, и замечаешь, что он не слышит тебя, что он сам пытается тебе что-то сказать, но ты его не слышишь. Тебе не...

О том, что такое чувство одиночества и как оно ощущается, знают все. Хотя бы один раз в жизни с этим переживанием сталкивался каждый. У каждого это чувство звучит по-своему, но в том, что оно очень некомфортное, согласятся, пожалуй, все.

Что такое одиночество?

Одиночество - это состояние. Это то, что человек переживает внутри себя.

С чем мы часто путаем одиночество?

Очень часто, находясь в таком состоянии, переживая свое чувство одиночества, нам кажется - это происходит потому, что...

Как ни странно, но умение быть одному – является условием способности любить.
/ Эрих Фром

Одиночество – это внутренне переживаемое состояние человека – «я один», при этом оно не всегда определяется внешними условиями. Человек может чувствовать себя одиноким как наедине с самим собой, так и в компании людей. В компаниях это ощущение может возникать, когда нет единства, схожести, поддержки. И если в первом случаем человек старается максимально занять себя делами или окружить людьми, то во-втором...

Одиночество - увлекательный путь к самой себе.

Извечно стремление человека уйти от одиночества. По природе своей человек не должен быть одинок. Но в семье моряка, в силу его профессиональной деятельности, вероятность одиночества возрастает. И особенно остро это ощущает женщина.

Однако одиночество не всегда зло. Иногда людям полезно побыть наедине с собой. В суматошной череде будней мы часто забываем о себе, стараемся жить для других: покупаем все лучшее детям, отдаем предпочтение интересам...

Если два человека встречаются и беседуют, то цель этой беседы - не обменяться информацией или вызвать эмоции, а скрыть за словами ту пустоту, то молчание и одиночество, в которых человек существует / Уистен Оден

Ощущение, будто я стою посреди переполненной народом комнаты, кричу во весь голос, а никто не слышит. / Титаник (Titanic). Роза Дьюитт Бьюкейтер

Рассмотрим, как проявляется одиночество с детства и во взрослой жизни мужчины.

По сути, если разобраться, то человек на протяжении всей...

Вглядываясь в современное общество можно всё больше увидеть одиноких людей. Я задаюсь вопросом, почему стало так много мужчин и женщин без пар? Возможно, мы разучились общаться, знакомиться, а возможно, проблема лежит куда глубже, чем на первый взгляд кажется.

Как построить отношения, создать семью, и сохранить ее? Нас так долго и нудно учили в школах и других учебных заведениях, а самому главному так и не научили. В этой статье, я хочу поговорить об одиноких женщинах, ведь именно они...

  • Свободная тема
  • Общество
  • Исторические факты
  • Социальная страница
  • Неизвестная Россия
  • Литературная страница
  • Рецепты
  • Наши контакты

    Помощь детям!

    Статьи дня

    А. Трофимов 27.11.2015

    А. Трофимов 27.11.2015

    Не спится. Промозглый осенний ветер пробирает до костей, но все же хорошо одному стоять ночью, на свежем воздухе. Позади темный барак, со всех сторон подсвеченный периметр охранной зоны, но здесь, где я - островок настоящей ночи. Если смотреть прямо вверх, то в ясную погоду можно увидеть звезды. Сегодня их нет, и только там, где ворота в промзону, одинокий фонарь, дающий немного белого света. Вторая смена уже пришла, пошумела и разлеглась спать. Через час подъем, пятнадцать минут на раскачку, потом зарядка на плацу, время на умывание, завтрак и построение.

    Пятый год одно и то же, все строго по расписанию. Неспешно, по чуть-чуть меняются люди - одних привозят, другие уходят. Но зона не меняется, раз и навсегда отлаженный механизм, не дает сбоев. За пять лет я видел два убийства, одно самоубийство, но это все предусмотрено, было учтено при его регулировании. Карантин, барак, распределение на работы, не хочешь работать - СУС, выходной по воскресениям, и когда то, пока еще не разглядеть - освобождение. Что еще, ах да, передачки раз в три месяца, свиданка, одна длительная, одна короткая в тот же период. Но ездить и передавать некому, а по сему - да здравствует столовка, с горелым комбижиром, промороженной картошкой и кашей как бы на молоке, но больше на воде.

    Я не жалуюсь. Это мой путь, мои ошибки. Жить можно везде, а как по мне, то неплохо вроде устроился. Работаю в раскройке. Для тех, кто не в курсе, это большой плюс. Зона живет или передачками или «маклей» - когда умельцы делают что-то на заказ за «чай-курить». То, что выдают на карантине, носить невозможно. Роба пошита вкривь и вкось, сидит мешком, а ромбовидная фуфайка не согреет даже приминус пяти. Поэтому швейки (цеха) работают в двойном режиме - кое-как дотянуть до нормы-выработки, и успеть «смаклевать», пошить кому феску, кому фуфайку, а кому еще что. А материал у меня, больше негде.

    Друзей здесь ни у кого нет. Есть знакомые, с кем общаются, ломают хлеб - сообща прожить всегда легче. Но, я-то знаю, что это не дружба. После освобождения все пропадает, люди исчезают в той, привычной им жизни, стараясь забыть эту. Исключения только когда воровская натура сводит, по необходимости, но это не дружба, уж конечно.

    Так что здесь все временно. Не по настоящему, как-бы - понарошку. А поэтому и жить можно не взаправду, а вроде черновика, который никто не увидит. И многие так и живут, по принципу выживания, руководствуясь одним правилом - мне нужнее. И доброты нет, так как она за слабость. И хата - всегда с краю. Здесь, многое хорошее в людях затаилось, до времени, до «лучших времен», как говорится. «Лучшие», это, наверное, когда добро уместно, ожидаемо, логично. Тут другая среда, в ней лучше прорастает злость и равнодушие, по той простой причине, что эти чувства помогают выжить. И логичнее пройти мимо, чем вмешаться и разделить проблемы, их и без того хватает.

    А не хватает здесь одного - одиночества. Всегда кто-то рядом, всегда ты на виду. Спрятаться негде. Поэтому я взял себе за правило вставать за час до подъема и гулять, вдыхая утренний воздух. В это время я один. Особенно поздней осенью и зимой, когда светает поздно, и темнота закрывает меня ото всех ненужных взглядов, и даже «вертухаи» на вышке меня не видят. В такие минуты я защищен ночью. А тусклая лампочка над крыльцом барака и бледный фонарь чуть в стороне, не помеха для нее.

    Фонарь, небольшое пятно света под ним и нечеткие очертания «локалки» и рядом растущей березы, всегда привлекали мое внимание. Его неяркий, холодный, свет не рассеивал темноту, а сгущал ее за пределами круга, не разгонял, а усугублял одиночество. Недавно пришла мысль, всегда, всю мою жизнь, где бы я ни жил, был такой фонарь. Его белый, неяркий свет, сопровождал меня всюду.

    Первый раз, попав в тюрьму, когда меня на второй день «подняли со сборки» в хату, я разместился на верхнем шконаре. Людей было много, на двадцать мест почти шестьдесят человек, спали в три смены. Разница, день-ночь, почти не ощущалась, всегда горели лампочки дневного света и не смолкал гул голосов. От сигаретного дыма было почти ничего не видно, когда открывались «тормоза», он клубами вырывался на «продол». Через какое-то время меня поставили отвечать за «дорогу», и тогда мне приходилось часто залезать на «решку» (окно). Тогда еще, в тюрьмах, не было стекол, а были так называемые «реснички» - стальные жалюзи, пластины в которых имели наклон вверх, так, чтобы видно было только небо. Две «реснички» были разогнуты, и был виден кусочек тюремного двора и там был тот же фонарь, светивший белым, не живым светом. Залезая принять или отослать «маляву» или груз, я подолгу задерживался, как завороженный смотрел туда, где день и ночь по-прежнему сменяли друг друга, и в ночи зажигался старый фонарь. И мысли мои уносились далеко из маленькой, пропитанной никотином камеры, в детство. Но и там были решетки на окнах детского дома.

    Все мои не многочисленные воспоминания о детстве начинались с раскачивающейся лампочки над входом в детский дом. Ее свет было видно из нашей спальни на втором этаже старого, еще царской постройки, здания. Штор не было нигде, кроме кабинета директора, и скачущий свет играл тенями на наших стенах, каждый вечер, иногда к нему добавлялась луна.

    Я часто убегал, не в город, как все остальные, не далеко, а для того, что бы остаться одному. Было у м
    ное убежище, где можно было побыть в одиночестве. Буквально в километре от детского домапроходила железная дорога, а над ней нависал большой холм с частично осыпавшимся склоном, как раз над железнодорожным полотном. Земля осыпалась таким образом, что наверху получилось нечто вроде козырька, под которым я и обосновал себе убежище. Этот козырек спасал меня от чужих взглядов и от дождя. Мимо громыхали товарники, стрелой проносились скорые, совсем другая жизнь, к которой я немножечко был причастен в такие мгновения.

    Родителей я не помнил, почему попал в детский дом - не знал. В моих фантазиях они каждый раз были разными, то серьезными военными, погибшими на выполнении задания, то секретными учеными, вынужденными отказаться от меня из-за своей работы. Однажды за свои фантазии я был сильно бит. Мы, всем детским домом были в городе, не помню, что на меня нашло, но я всем сказал, что знаю, где мои родители, и готов показать. Все были заинтригованы. Я и старшие, улизнули из-под внимания воспитателей, и оказались на кладбище. После двадцатиминутной прогулки мне на глаза попались две могилки с крестами и не читаемыми надписями. Я рассказал историю, как когда я был совсем еще маленьким, мы жили неподалеку, у нас была машина, на которой мы ездили на дачу. И в одну из поездок попали в аварию, где погибли мама и папа. Наверное, я был очень убедителен, но даже те, кто изначально относился к моим словам со скептицизмом, прониклись. После этого, весь дом узнал эту историю. Многие помнили своих родителей - их изъяли из семей уже в зрелом возрасте, но были и такие как я, не помнящие родства. Такие, расспрашивали меня, желая узнать подробности, а я придумывал разные истории. Мне даже стало казаться, что это и правда мои родители, и я стал бегать на кладбище навещать эти могилки. Мне казалось, что я помню прикосновение маминых рук к себе, и папин голос иногда звучал в моей голове, рассказывая что-то интересное.

    Конечно же, мой обман вскрылся, и я получил по полной, причем сильнее били те, кто поверил мне…

    ***

    Команда «Подъем» еще не прозвучала, но из барака стали появляться люди - скоро начнется новый день. Такой же бессмысленный, как и тысячи прошедших и еще не наступивших. Не для всех конечно - для меня. Я это четко осознаю. За всю мою жизнь мне никто так и не смог объяснить, зачем я живу. Не просто рассказать, а так, что бы я понял. Чтобы появился смысл, чтобы свет, какой вдали. Семья? Быть может…. Но не для меня, я боюсь ее, боюсь себя в ней, того что, наверное, не создан для нее. Ни одного человека повстречавшегося мне на пути я не могу назвать близким. Даже тех, кто воспитывал нас в детском доме, а может, тем более тех, кто нас воспитывал. Они были добры, иногда строги, помогали нам. Но всегда они были не искренние - это мы научились различать, наверное, еще в бессознательном возрасте. Видимо от них мы ждали то, что не получили от родителей, но не смогли им простить предательства, того что с нами вели себя совсем не так, как со своими детьми.

    По громкой связи объявили - Подъем! В бараке зажглись окна сначала в одном отряде, а потом еще в трех. Тройкой прошли «мусора» из дежурной смены, писать рапорта, на вовремя не проснувшихся. Зона ожила. Пятьсот людей, с разными характерами, историями и судьбами, выходили на построение перед зарядкой, в считанные минуты, превращаясь в единый, равнодушный к своим молекулам-человечкам - организм.

    Одиночество в толпе

    Очень долгое время я искал слова, с которых мог бы начать свой рассказ. Многие варианты приходится отбрасывать сразу, что-то вертится в голове какое-то время, но на бумагу так и не переходит. В итоге я решил, что буду писать все в том виде, в котором я это вижу. Главное - сохранить порядок и ход своих мыслей. Я даже постараюсь записать сюда важные диалоги. Имеет значение то, с какой целью я пишу все это. Для чего. Для кого. Быть может, для самого себя, для собственного успокоения. А может, все же найдется тот, кому удосужится прочитать это. Как-никак, он (о нем пойдет речь далее) не раскрывает мне всех своих знаний и замыслов. Но обо всем по порядку. Кто я, как меня зовут - все это не играет роли, и я дозволяю себе упустить этот факт, оставить его в темнейших закромах. Главное - сохранить порядок и ход своих мыслей. Важно другое - чтобы это, с позволения сказать, послание, добралось до получателя, если такая вероятность вообще имеет место быть. Получателем может выступить кто угодно, любой человек. Быть может, мне просто захотелось высказаться. Кто бы ты ни был, можешь называть это дневником или же мемуарами. Суть от этого не изменится. Это моя история, мое послание. Верить в написанное здесь, или нет - дело каждого. Но я не мог не оставить ничего после себя. К сожалению, я понял это лишь тогда, когда дни мои подходили к концу. Поэтому каждая строчка, которую ты, дорогой получатель, видишь здесь, написана рукой угасающего старика. Прощу простить меня за упущения, которые я дозволю себе по ходу повествования. Тем не менее, эта история затрагивает всю мою жизнь, и даже больше. Все же, дабы читателю было немного проще, я объясню. Мой мир - планета земля, середина двухтысячных. Думаю, остальное знать не нужно. Ты уж меня извини, но я не роман здесь пишу. Я был аспирантом университета, так же преподавал основы физики в одной из средних школ, в то время, как сам изучал физику квантовую. Была у меня невеста Ангелина, хорошая хозяюшка. В целом, жизнь моя протекала легко и безмятежно. Обычная работа, обычные друзья. Но это все так, вступление. Изучая квантовый мир, я все пытался на основе своих исследований понять весь остальной мир, макромир. Если не вдаваться в подробности, я просто хотел понять устройство нашей вселенной. Возможно, я тогда полагал, что мне удастся её обуздать. Наверное, об этом мечтает каждый ученый. Это была очень непростая и кропотливая работа, но она доставляла мне огромное удовольствие. Ангелина - моя девушка - не разделяла его со мной, но и не противилась моим стремлениям. До поры до времени вся моя жизнь была относительно спокойной. Дом, работа, снова дом. Редкие встречи с друзьями, они же коллеги. Романтические вечера. Всё, как у людей. Правда вот в моих исследованиях я постоянно натыкался на сложности. Решал одну, сталкивался с другой. И так было почти постоянно. Квантовый мир никак не хотел открываться мне. На этом фоне случилось нечто по-настоящему ужасное. Это был переломный, судьбоносный момент в моей жизни. Сейчас я лучше понимаю, что тогда произошло. Но еще в те годы я совершенно не мог принять это. Я винил себя, винил весь мир. Я возненавидел всех. Но это длилось недолго... Давайте по порядку. Как там говорят; не было бы счастья, да несчастье помогло. Может быть это самое несчастье и помогло мне обрести что-то, только вот сначала оно лишило меня смысла жизни. А потом мне открылось нечто большее. Главное - сохранить порядок и ход своих мыслей. В моем нынешнем положении говорить обо всем этом легко. Но поверьте, я могу предаться воспоминаниям настолько, чтобы ощутить все пережитое вновь. Это было невыносимо. В тот день я возненавидел весь мир. Все таки я постараюсь передать все то, что я тогда пережил. Знаете, я никогда не мог подготовить кого-либо к трудному разговору. Я всегда говорил все прямо, без всяких прелюдий. С годами это так и не исчезло во мне. Поэтому и сейчас не ждите от меня предысторий. Ангелину сбил мотоциклист. Я в это время был в исследовательской лаборатории. Мой коллега навязывал мне идею о некоем ускорителе частиц. - Чушь, - говорил я ему. - Хочешь сказать, мы должны построить огромный тоннель, чтобы разбивать в нем частицы? Знаю, с тех пор прошло много лет. И тот самый ускоритель все же был построен, и весьма успешно. А я в свои годы искал ответы совершенно в другом. Я считал, что квантовый мир потребует от нас нечто другого, чтобы открыть нам свои врата. И вот, в разгар споров за чашкой кофе, у меня вдруг зазвонил телефон. Обычно в рабочее время я не жду звонков вообще, все знают, что меня лучше не беспокоить. А тут вдруг звонок. "Ангелина" - высветилось на экране. Я ответил. Тишина. А потом прозвучал совершенно незнакомый голос. Человек представился врачом реанимационного отделения. Тут в моей голове выстроилась почти полная картина. Думаю, не стоит объяснять, что означает, если с телефона вашего близкого вдруг звонит человек, представившийся врачом. Мы перекинулись еще парой слов и через полчаса я был уже там. Как сказали врачи, её состояние было тяжелым. Настолько, что её пришлось подключить к аппарату искусственного жизнеобеспечения. Меня к ней, конечно же, не пустили. Каждое слово врача обрушивалось на меня неподъемной глыбой, одно за другим. Я едва держал себя в руках. Самое страшное на тот момент было то, что я ничего не мог поделать. Совсем ничего, я был бессилен в той ситуации. Мне оставалось только ждать, в какую сторону качнутся весы - в сторону жизни или же смерти. Я не мог нормально работать, все это видели. Все переживали за нас. Через несколько дней Ангелина пришла в себя, её состояние стабилизировалось, но было еще тяжелым. Меня наконец пустили к ней. Я увидел её, прикованную к кровати. Я был счастлив, что она очнулась, но я не мог не видеть, каким обезображенным было её тело. Все лицо в шрамах и ссадинах. Повсюду эти бинты. Трахеостома на шее. Большее из этого было скрыто одеялом, под которым она лежала. Я не хотел даже знать, что там. Не было той пелены, из-за которой я бы не видел всего этого, позволив себе наивно радоваться, что моя любимая жива. Те несколько минут, что я был с ней, она молчала. Я и не просил её говорить. Это был мой монолог. А она лишь улыбалась иногда, и то из последних сил. Я едва заставил себя уйти. Ей просто нужен был отдых, я понимал это, но часть меня не хотела покидать её. После этого было несколько пустых дней. Я сидел дома, метался из стороны в сторону, пытался взяться за исследования, но все было безтолку. Иногда звонил врачу, узнать о её состоянии. Он каждый раз говорил что-то нейтральное, типа "состояние тяжелое, но её жизни ничто не угрожает". В его голосе была едва заметная дрожь, которая как маленький камушек в ботинке, не давала покоя и всегда напоминала о себе. Как оказалось, не зря. Когда я навестил Ангелину в последний раз, она все так же молчала, лишь под конец сказав одно: - Отпусти меня. Я растерялся, не сразу понял, о чем это она. Я не хотел понимать. Дабы не беспокоить её лишний раз, я тотчас же направился к её лечащему врачу. Пришлось надавить, чтобы получить правду. - Предстоит тяжелая операция. Если она выживет, то на всю жизнь останется инвалидом. Эти его слова до сих пор гуляют по закоулкам моей памяти. Когда я слышал их, я представлял огромные весы, на одной чаше которых была ограниченная жизнь, а на других - смерть. Я не мог выбрать, что лучше. Я не имел права выбирать, это должна была сделать она. И она уже сказала мне. Никакого окончательного решения в этот день принято не было. Я еще несколько раз приходил к ней, пытаясь убедить её изменить свою позицию. Но она была упряма, как всегда. Она твердо настаивала на этом, не щадя ни себя, ни меня. Меня это ранило, очень сильно. Каждый раз я возвращался домой, едва сдерживая слезы. Все исследования для меня отошли на второй план. Примерно на этом моменте все и началось. Нашу с ним встречу я помню так, как будто это произошло только что. В тот день я пришел домой после очередного посещения больницы. В какой-то миг мне удалось пробудить в Ангелине желание жить, но оно угасло почти сразу. Я потерял эту нить. Я снова вернулся ни с чем. Более того, операция должна была начаться уже через два дня. Я сел на кресло, откинулся на спинку и в раздумьях закрыл лицо рукой. Я, как человек науки, наверное, первый раз за свою ученую жизнь спросил себя: - Где же Бог, когда он так нужен? Эта мысль была настолько громка, что казалось, будто она прозвучала неподалеку от меня - так я подумал сначала. Лишь через мгновение я понял, что так оно и было - моя мысль прозвучала как и в моей голове, так и в другом конце комнаты. Подняв взор, я увидел бесформенное облако газа, которое быстро формировалось в нечто плотное. Оно обретало человеческую фигуру. Появлялись очертания, черты лица. Знаете, когда вы смотрите в зеркало, ваше отражение выглядит не совсем так, как выглядите вы в самом деле. Если у вас есть родинка или шрам на одной стороне лица, то в зеркальном отражении эти черты будут на другой половине. Поэтому людям чаще нравится смотреть на свое отражение, нежели на фотографию. К чему я это. Тот, кого я увидел - и был моим зеркальным отражением. Он только что сформировался в моей комнате. Я вздрогнул, вскочил с кресла так быстро, что оно даже пошатнулось. - Ты кто?! - спросил я грозно. В голове моей возник когнитивный дессонанс, я видел перед собой самого себя, но не понимал, кого я вижу. - А о ком сейчас шла речь? - слегка улыбнувшись, сказал некто моим же голосом. Глаза его были исполнены мудростью. Они горели знанием. Он стоял спокойно, не двигаясь и даже будто бы не дыша вовсе. Как же хорошо я помню момент нашей первой встречи. Я замолчал, встал в ступоре, тогда как в голове был целый ураган вопросов. А он видел все это. - Да, я тот, кого ты можешь называть Богом, - ответил он. - Но меня вообще-то зовут не Бог. Знаете, нормальный человек, увидев постороннего в своей квартире, не смотря на то, как он выглядит, на моем месте стал бы уже искать глазами предмет, которым можно было бы ударить незваного гостя. Но от этого гостя буквально исходила аура спокойствия и доверия. Поначалу я был испуган, потом успокоился, но внутренние колебания и сомнения не уходили. - Вижу, ты еще не веришь, - сказал он. Тут началось нечто, что можно назвать только как волшебство. Он сменил свой облик с десяток раз за пару секунд. Среди тех обличий, которые он принимал, я увидел и доктора из больницы, и соседа, и даше коллегу по работе. После этого он опять принял вид моего отражения Легче мне от этого всего не становилось. Вопросов в моей голове тоже не убавилось. Я несколько лет изучал квантовую физику, чтобы понять, как черт возьми устроен этот мир. А тут в моей квартире появляется некто и вытворяет такое! Это говорит о том, что все мои старания, вся моя работа - чушь собачья. Не так-то просто отбросить свой труд. Но я находился в здравом уме, и опираясь на логику, все, что я видел - было реально. - Знаю, вопросов много, - продолжил он. - Но обо всем по-порядку. Лишь спустя несколько секунд, оклемавшись от увиденного, я смог сказать что-то внятное. - Как... как тогда тебя зовут? - спросил я первым делом. На этот вопрос он не смог дать ответа ни тогда, ни даже сейчас, когда я пишу эти строки. Он объяснил это так: - Друг мой, все не так просто. Самое близкое объяснение, которое можно выразить человеческим языком - это то, что мое имя непроизносимо. Мое имя - это моя суть. Мое имя - это я. Но он видел в моих глазах жажду знаний, любопытство, поэтому добавил вскоре: - Аои. - Аои? - переспросил я. - Да. Это часть моего имени. Её будет достаточно. Затем он предложил мне прогуляться. Я согласился, думал, что мы пройдемся по парку неподалеку. Но нет. Во мгновение ока мы оказались на лугу, окруженном величественными горами. Возможно, это были Альпы. Не хочу показаться невежей, но знаете, где мы находились тогда и что нас окружало - это все не суть. Я, в конце концов, не писатель, я просто решил оставить после себя что-то, что, возможно, поможет другим. Но обо всем по-порядку. Мы стояли у основания горы. Я молчал. Я не знал, что сказать, что именно спросить. А что бы сделали вы, если бы сам Бог находился рядом с вами? Это же разрушает все человеческое видение мира, которое, как большой дом, строилось кирпич за кирпичом на протяжении веков. А тут вдруг сам Бог решил снизойти к нам. Ко мне. Почему? Не волнуйтесь, ответ уже близко. - Все твои вопросы, - сказал он медленно, - они лишние. Достаточно задать лишь один вопрос. Собрав все мысли воедино, я спросил лишь одно: - Почему? Почему все происходит именно так, как происходит? Почему мир такой? Почему мы такие? Аои снова улыбнулся, слегка качнул головой и сказал: - Прежде всего тебе нужно знать вот что, - он сделал небольшую паузу, и прежде чем продолжить, взглянул мне в глаза и убедился, что я готов выслушать его. Ему не нужно было спрашивать меня об этом, он все видел. - Ты - единственная душа на Земле. - Что? В каком смысле? - я откровенно ничего не понял. Единственная душа? - Душа - уникальный вид энергии, созданный мной. Проще говоря, все люди, которые прожили на этой планете по сей день, а так же все люди, которые проживут на ней в будущем, все они - это ты. Все это твои реинкарнации. Это - жизнь одной души. - То есть, ты хочешь сказать... - я прервался посреди предложения. Я лишь на секунду задумался о его словах, как они затянули меня в совершенно иной мир. Вернее, они открыли мне глаза на тот мир, в котором я все это время существовал. Все люди на Земле - это я. - Нет. Нет, нет, нет. Это чушь. - Позволь мне прервать тебя и кое-что тебе показать. - На этих его словах я внезапно ощутил резкую боль по всему телу. В глазах помутнело, а когда зрение восстановилось, я оказался на больничной койке. Это была та самая койка, на которой лежала Ангелина. Боль, которую я ощутил, была её болью. Это была невыносимая, едва стерпимая боль. От такой боли хочется бежать, но я не мог. Мне оставалось лишь искать глазами объект, на котором я мог сосредоточить внимание, лишь бы немного отвлечься от этой боли. - Не переживай, все будет хорошо. - Это был мой голос. Это я сидел рядом с койкой, смотрел на Ангелину, пытался убедить её в чем-то. Но эта боль заглушала почти все звуки. Я не смог терпеть эту боль. Все, что я хотел в тот момент - это чтобы все закончилось. - Теперь ты понимаешь? - снова прозвучал мой голос, которым говорил Бог. Я вернулся на прежнее место в горах, свалившись на землю, задыхаясь от проходящей боли. - Это был лишь короткий миг одной из твоих жизней, - сказал он. - И ты спрашиваешь, почему мир устроен именно так? Я создал тебя, поместил в этот мир. Ты сам начал обустраивать его, только ты и никто больше. Я молчал. - Но я не виню тебя, - продолжил Бог. - То, что происходит в твоем мире, и что вызывает у тебя все эти вопросы - это часть... часть чего-то большего. Это неотъемлемая часть. Для меня это никакая не неожиданность. Все так, как я замышлял. - Хочешь сказать, что все это безумие, которое здесь творится - бедность, голод, войны... - Это все ты. Тогда я начал думать. Шесть миллиардов человек, живущие сегодня на Земле. Люди, жившие сто лет назад. Тысячу лет назад. Пять тысяч лет назад. Все они - это я. - Как такое возможно? Почему ты тогда пришел именно ко мне? К этому мне? Почему я не помню прошлых жизней? - Перед тем, как ответить, я хочу объяснить вот что: Если выстроить все твои реинкарнации в очередь и дать каждому по номерку, то под номером один может будет находиться человек, который еще не родился относительно этой секунды. Под номером два будет человек, который всю свою жизнь охотился на мамонте и жил в пещере в ледниковом периоде. И так далее. Я хочу сказать, что ты переживал все эти реинкарнации не по-порядку. Выждав немного времени, Аои продолжил: - Ты - последний в этой очереди. Вот ответ на твой вопрос. Я безнадежно утопал в этих мыслях. Они порождали еще более страшные догадки. О них я скажу позже. - Твоя суть построила этот мир. Все это было предопределенно. Наконец собрав силы в кулак, я сказал: - Уйди. - Я знал, что так будет. Едва он договорил, как я вновь оказался в своей квартире. Я ничего не хотел слышать. Ни от него, ни от кого-либо еще. Я просто рухнул в кресло, стоящее позади меня. Единственная мысль, которая была у меня в голове тогда, это: - Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. Все люди этого мира - это я. ВСЕ ЛЮДИ ЭТОГО МИРА - ЭТО Я. ВСЕ ЛЮДИ ЭТОГО МИРА - ЭТО Я. ВСЕ ЛЮДИ ЭТОГО МИРА - ЭТО Я. ВСЕ ЛЮДИ ЭТОГО МИРА - ЭТО Я... Я держал её ослабевшую руку, отдавая её все свое тепло. С каждым ударом её сердца жизненные силы покидали её - это было заметно. Точно не помню, сколько прошло дней с той встречи. Я не хочу вспоминать. В глазах Ангелины была только боль, сквозь которую она пыталась пробиться. Горько было признавать, но все это было безнадежным. Мы долго разговаривали. Почти все время говорил только я, а она лишь отвечала изредка. Ближе к концу беседы я заговорил о наших судьбах. Я как мог старался начать издалека. Постепенно я подошел к главному вопросу. Ангелина согласилась. Мы оба понимали, что так будет лучше. Она боролась, страдала. Но пора это прекратить. Пришла пора остановить её мучения раз и навсегда. Я знал, что находись я сейчас на её месте, все было бы точно так же. Я чувствовал её боль. Я знал, что она - это часть меня. Это я. Я не мог остановить слезы. Это был наш последний день. Её последний день. Эвтаназия позволяет человеку уйти спокойно, освободиться от страданий. Я знал, что находись я сейчас на её месте, все было бы точно так же. Я чувствовал её боль. Я знал, что она - это часть меня. Это я. Не смотря на это, я все еще не смирился с этим до конца. Тогда я еще хотел жить в обычном мире, отбрасывая истину. Однако она подбиралась все ближе, распуская свои корни в моем сознании. Я отстранился от мира на какое-то время. Закрылся, выползая из своей норы лишь при необходимости. Просыпаясь по утрам, я думал о том, что мне предстоит сделать за день, сколько людей я встречу, о чем буду говорить. И каждый раз я все более осознавал, что никого другого в этом мире нет. Я чувствовал себя одиноким, сколько людей не находилось бы около меня. Где бы я ни был - будь то работа (на которую я все же вернулся, чтобы не умереть от скуки и голода), вечеринки, бары - я знал, что я здесь один-одинешенек. И каждый человек, которого я встречал, был лишь той жизнью, которую я однажды пережил. Каждая судьба была моей. Мне стало интересно, почему тот или иной Я совершает те или иные действия, говорит определенные слова. Мне было любопытно, как бы он поступил, зная то, что знаю я. Конечно, я ни с кем не стал делиться своим знанием. Иначе бы меня попросту запекли в психушку. Вместо этого я стал много путешествовать. Я смотрел на людей, видя в них себя самого. Я представлял себя на их месте, желая пережить их жизни, запомнить их судьбы. Лишь отчасти было грустно. Чувство одиночества стало привычным. Так проходили годы. Я исколесил всю Землю и не единожды. Я столько всего увидел. Я сумел насладиться жизнью, какой бы она в итоге не оказалась. Я научился понимать людей. В конце концов наступила старость. Вместе с ней пришел и он. - А что же на счет животных? - спросил я, глядя в окно своей палаты в госпитале. Я ощутил его появление всем телом. Не было ни ненависти, ни злости. - Животные - это другое, - ответил Аои. - Я расскажу тебе обо всем, когда придет время... Эх, время. - Что? - спросил я. - Все, что я создал, подчиняется его течению. Для людей есть прошлое, настоящее и будущее. Для меня эти понятия чужды. Сейчас я разговариваю с тобой, но в то же время я вижу наш с тобой прошлый разговор. - Он был не таким спокойным, - подметил я метко. - Так что тогда такое - время? - Это сложно объяснить. Если коротко, то время - это такая же ткань, как и пространство. Мы посмотрели друг другу в глаза. Он выглядел так, как и тогда, в день нашей встречи. Он выглядел так, как мое отражение в зеркале. - Пришла пора уходить, - сказал он. - Я знаю, - ответил я смиренно. - Но прежде - одна просьба. Я расспросил его о других мирах, о других вселенных. Я хотел узнать, как дела обстоят там. На что он ответил: - Есть и другие миры, конечно. Они представляют из себя нечто другое, нежели ты. - Просто скажи, есть ли другие души, кроме меня? Есть ли другие люди в этих мирах? - Конечно, - Аои улыбнулся. - Более того, найдутся и такие миры, в которых каждый человек - это отдельная душа. - Здорово, наверное, им, - выдохнул я. - Каждому свое, - сказал он в ответ. Перед тем, как уйти, я спросил, могу ли я оставить что-то для тех других миров. Аои согласился, хотя подметил, что это глупо. Тем не менее, он помог мне составить этот текст, помог вспомнить те или иные факты. И вот сейчас я дописываю свой рассказ, пока он ждет меня. Я не знаю, что ожидает нас дальше, он просто сказал, что это будут великие дела. А я лишь просто захотел оставить эти записи, как память о себе. Если хоть одна душа прочтет это - значит, все это было не зря. Тебе предстоит многому научиться, но всему свое время... Эх, время.