По литературе

Захарий чепега биография. Кошевой атаман захарий чепига. В Российской императорской армии

Губский Николай Иванович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: х. Ольгинский, Краснодарский край
Наименование материала: Исследование
Тема: "Атаман Черноморского казачьего войска Чепега Захарий (Харько)."
Дата публикации: 11.04.2017
Раздел: дополнительное образование

Тема исследования:

Атаман Черноморского казачьего войска

Чепега Захарий (Харько).

Подготовил:

Губский Николай Иванович, педагог

дополнительного образования МБУ ДО

«Дом детского творчества» г. Абинск,

Краснодарский край.

х. Ольгинский

Введение 3

Чепега З.А. – организатор создания 4-5

«Войска верных Черноморских казаков».

Участие черноморских Казаков под руководством

Кошевого атамана Чепеги З.А. в русско – турецких войнах. 6

Переселение черноморских казаков на Кубань и

освоение новых земель. 7-8

Личность Чепеги Захария (Харько) Алексеевича 9-10

Заключение 11

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В связи с введение изучения в общеобразовательных учреждениях

Краснодарского

«Кубановедения»

появилась

необходимость

глубокого изучения вопроса истории Кубанского казачьего войска. Изучения жизни и

деятельности первых кошевых атаманов, а также других видных и общественных

деятелей Кубани. В научной литературе вполне достаточно исследован и изучен один

из виднейших представителей черноморского казачества конца XVIII века – атаман,

генерал – майор Захарий Алексеевич Чепега. Однако, в школьных учебниках, на

освещается

недостаточно.

Соответственно

школьников могут, используя специальную литературу, узнать дополнительные данные

об этом герое.

Актуальность данной темы очевидна еще и потому, что с возрождением казачества

глубокий

изучения,

строится система воспитания молодежи на традициях казачества. Создаются кадетские

корпуса, в общеобразовательных школах организуются казачьи классы, «республики»,

вводятся дополнительные уроки, факультативные занятия, организовываются кружки и

внеклассной

внешкольной

направлении.

качественной организации этой работы необходим простой и доступный материал о

первых атаманах Черноморского казачьего войска, о традициях и обычаях Кубани ее

нравах и быте.

Немаловажное значение играет и то, что в этом году отмечается

знаменательная дата – 225-летие переселения казаков на Кубань.

Цель исследования темы: выяснить и показать роль З.А. Чепеги при создании

Черноморского казачьего войска, его переселении и освоении новых земель на

Задачи, которые будут решаться в ходе исследования:

Изучить жизненный путь З.А. Чепеги

Исследовать

хозяйственные

качества,

кошевого

Выявить черты характера – как личности «казака – сечевика»

Объектом

исследования

является

деятельность

атаманов

Черноморского

казачьего

Алексеевича

Хронологические рамки исследования с 1750г.- по1797г.

В ходе работы над темой использовались источники и литература по истории Кубани.

Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска т.1, в которой дается подробная и

полная история казачества Кубани, а также характеристики атаманов. В историческом

очерке Короленко П.П. Двухсотлетие Кубанского казачьего войска 1696 -1896., дается

краткая характеристика Кубанского казачьего войска. Следует отметить коллективный

труд «Екатеринодар – Краснодар два века города в датах и событиях, воспоминаниях…

материалы к летописи», в котором отображены в хронологической последовательности все

важнейшие исторические события Кубани. Одним из важнейших источников по изучению

данной темы является Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших

времен до октября 1917года. Под общей редакцией Трехбратова Б.А. В работе Матвеева

сохранение

напоминание

славнейших

предоставлены материалы о первых атаманах Черноморского Казачьего войска, о боевом

пути первоочередных полков кубанского казачьего войска. Книга Бардадыма В. «Ратная

доблесть кубанцев», рассказывает о патриотических и славных боевых делах кубанских

древнейших времен имеется определенный материал по изученной теме.

1.ЧЕПЕГА З.А. - ОРГАНИЗАТОР СОЗДАНИЯ «ВОЙСКА ВЕРНЫХ ЧЕРНОМОРСКИХ

КАЗАКОВ»

Атаман Черноморского казачьего войска генерал – майор Захарий Алексеевич Чепега

относится к числу наиболее видных представителей Черноморского казачества конца

XVIII века. Его жизнь изучали многие кубанские историки, однако она во многом остается

загадкой для исследователей. Это и не удивительно, так как сведения о З.А. Чепеге

(особенно о первой половине его жизни) крайне скудны, фрагментарны и противоречивы.

Где же жил и чем занимался будущий атаман Черноморского войска в первые

десятилетия своей жизни, неизвестно. «В 1750 году он появился в Запорожской сечи и

записался на службу казаком Кисляковского куреня. В1767 году он возглавляет охрану

границы «при Перевеской паланке» т.е. округе, в устье реки Ингулец. «С 1769 по 1774года

в походах, в партиях и разъездах в стороне Очакова, и протчих по Черному морю и реки

Днестра местах, и где при том с неприятелем военное дело имелось, а на оное и ему

Чепеге случалось поспевать: тут он по свидетельству приметивших мужественно стоял»

После окончании русско – трецкой войны 1768 – 1774гг. и до разрушения Запорожской

Сечи в 1775г. З.А. Чепега занимал должность полковника Протовчанской паланки» . «Во время разрушения Текеллием Сичи, Чепега остался в рядах запорожцев.

Русское правительство не включило его в число тех неспокойных вожаков, которые были

разосланы и заточены по крепостям в России. Сам Захарий Чепега не пристал ни к тем

неустойчивым запорожцам, которые захотели помириться, ни с уничтожением Сичи, ни с

русскими правителями, ни с

бежавшими в Турцию, чтобы основать здесь Сичь и

поручика

Прозоровского.

пожаловали армейский чин капитана.

Казачья старшина, среди которой был и Чепега, потерявшая право на земли Запорожской

ходотайствовать

правительством

Екатерины II

возрождении

Запорожского

последовал

осматривая

новоприобретенные земли в Северном Причерноморье Екатерина II под воздействием Г.А.

Потемкина дала согласие на формирование Верного войска черноморских казаков. В числе

других старшин начал собирать конные отряды казаков и капитан Чепега..» открывшихся ныне военных действий,

господин капитан Захарий Чепега, исполнен будучи похвальной ревности и усердия к

службе Ея Императорского Величества […] предъявил желание собрать волонтеров и с

оными употребши быть при армии, моему начальству вверенной. А потому и дозволяю

ему набрать охотников (добровольцев –авт.) из свободных людей…» .

Чепеги достигшая чуть более 90 человек, приняла присягу.

Через несколько дней после принятия присяги З.А. Чепега получил пернач, присланный от

Г.А. Потемкина.М.И. Кутузов, через которого состоялась эта передача, в своем ордере от

высокоблагородию

начальства, иметь всегда при себе» . Одновременно Г.А. Потемкин предпринял

энергичные меры для ускорения комплектования малочисленной конной команды З.А.

Чепеги. Всем казачьим старшинам, желающим получить армейские чины, он приказал

явиться в команду Чепеги лично и привести с собой на службу еще по нескольку человек.

К маю 1778г. Численность конной команды возросла до 289 человек.

В апреле месяце Чепега со своим отрядом был командирован на Ингул для наблюдения за

береговой линией. Собственно разъездами и ограничилась деятельность конной команды в

Очаковым был ранен, 19 числа скончался войсковой атаман верных казаков С.И. Белый.

Князь Г.А. Потемкин по этому поводу написан императрице: « Потеря сия для меня

велика, и я на место этого почтенного старца препоручил правление коша майору Чепеге,

1788г. Следует отметить очень интересный и важный момент в этом историческом факте о

котором сообщает Ф.А. Щербина: «П.П. Короленко, не указывая источников, передает, что

после смерти кошевого Белого между черноморцами образовалось две партии, из которых

одна желала избрать кошевым Антона Головатого, а другая Захария Чепегу. Каждый

кандидат имел шансы на выбор [….]. тем не менее, казаки предпочли Головатому Чепегу,

которого

вследствии

храбрости

способностей. Потемкин же только утвердил кошевым Чепегу […] Потемкин в своем

распоряжении говорит о желании войска, а не о выборе войсковом […] Надо полагать, что,

во – первых, общая Войсковая рада не была собрана, по условиям распределения части

казаков по различным местам военных действий, но что деление на две партии было уже

разъединены

находились

командою

различных

кандидатов

Во-вторых,

невозможности

Войсковую Раду, те и другие казаки могли заявить свои желания таким лишь путем. В –

третьих, помимо оценки военных качеств Чепеги казаками, на его стороне был, видимо, и

Г.А. Потемкин, который не только утвердил Чепегу кошевым атаманом, но и подарил ему

дорогую саблю, как знак особого внимания к военным заслугам атамана. Не подлежит,

наконец, ни какому сомнению, что симпатии большинства казаков были на стороне Чепеги

[…] Антон Андреевич Головатый не заявил себя в то время еще ни каким военным

подвигом […]. С своим конкурентом Головатым Чепега был в отличных товарищеских

отношениях. Начальство также благоволило к нему. Все это было весьма важно для

неокрепшего, только формировавшегося еще войска. Требовалось чтобы и свои уважали

кошевого и доверяли ему и чтобы сам кошевой при случае мог постоять за войско. Надо

отдать честь Чепеге, он сумел удержать это почетное ответственное положение во все

время войны с турками» . По этому вопросу в Энциклопедическом словаре по

утверждение:

собравшись

атаманом Чепегу…» . Исходя из данных фактов, нельзя утверждать, что была

соблюдена

запорожская

традиция

избирать

кошевого

общевойсковой Раде. Но

несомненно, пожелание казаков было учтено, о чем можно

судить по дошедшему до нас распоряжению Потемкина: «По храбрости и усердию к

высочайшему Ея Императорского Величества престолу и по желанию войска верных

казаков, определяется атаманом кошевым Харитон Чепега. Объявляя о сем всему войску,

атаманом стал еще один представитель войсковой старшины бывшей Запорожской Сичи

Захарий Чепега, которого чаще звали Харитон или по простому – Харько.

ЧЕРНОМОРСКИХ

РУКОВОДСТВОМ

КОШЕВОГО

АТАМАНА З.А. ЧЕПЕГИ В РУССКО – ТУРЕЦКИХ ВОЙНАХ

Исправляя должность атамана З.А. Чепега оставил за собой командование

казачьей конницей и лично участвовал во многих боях русско – турецкой войны 1787 –

несколькими

казаками

турецкую

крепость

Хаджибей (Одесса) и поджег амбар с продовольствием. За эту операцию он был

награжден орденом Святого Георгия. 4 степени» . «За многие оные храбрости

и мужества… особливо при сожжении магазейнов неприятельских у Гаджибея» 7

ноября 1788 г. .

«Он участвовал со своими казаками в целом ряде стычек, крупных и мелких сражений,

передовую

разведочную

отличаясь

храбростью,

опытностью и распорядительностью» . Кампания 1789г. началась для Чепеги

неудачно. В мае месяце Г.А. Потемкин поручил донским, черноморским, бугским

у селения Терновка произошел бой с турками, в котором атаман получил тяжелое

ранение. В рапорте Коша М.И. Кутузову сообщалось: «18 числа при открытии Бендер

атаман Чепега тяжело ранен пулей в правое плечо, отправился для излечения на свою

взятии Гаджибея, где ударил по бежавшему из крепости неприятелю, затем в походах

Аккерман

капитулировавших

решающим

событием

кампании

турецкой

крепости

крепости.

атаковали

Согласно

диспозиции

Суворова, вторую из этих колонн в количестве 1650 человек (из них 1000 казаков)

возглавлял бригадир З.А. Чепега. Орден Святого Георгия 3 степени стал наградой

атаману за это славное дело» .Приложение № 1, № 2. В 1791г. З.А. Чепега

отличился в сражении под Магином, за что получил Высочайшее благоволение и

орден Святого Владимира 3 степени.

ЕкатериныII о направлении в Польшу двух полков из войска Черноморского под

начальством

кошевого

вступили

установленному маршруту, а сам Чепега выехал в столицу, куда его пригласил для

личного знакомства граф П.А. Зубов. «…Присоединившись к действующей армии,

черноморцы вместе с донскими казаками несли разведовательную и дозорную службу,

участвовали в ряде небольших сражений. Особенно отличились казаки при штурме

присвоить чин генерал – майора. За участие в приступе Праги он был награжден

орденом Святого Владимира 2 степени. Полки вернулись на Кубань в конце 1795г.

3.ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЧЕРНОМОРЦЕВ НА КУБАНЬ И ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ

Отважно сражаясь под Российскими знаменами, черноморцы не забывали и о

том, что созданное войско должно было где-то прочно и навсегда осесть, иметь свои

хозяйство.

видимому,

императрицей

Кременчуге запорожцы поднимали вопрос об этом. По крайней мере, уже в именном

касается до просьбы и желания находящихся в помянутом войске, чтоб им отвесть

для поселения земли в Керченском Куту или на Тамани. Сие весьма полезное дело вы

можете распорядить по лучшему вашему усмотрению».Чепега вместе со

старшинами войска добивается выделения земли на Тамани и Кубани.

«Наконец,

Черноморцам кубанские земли и вменяла им в обязанность «бдение и пограничную

закубанских»»

переселение.

отправилась

выступил в путь и сам атаман с отрядом 2063 человека. Небольшие группы казаков

присоединялись к ним по пути следования. «Чепега шел «северным путем» через

границ «пожалованных» земель и остановился на зимовку в Ханском городке (ныне

на этом месте г. Ейск)».

зимового расположения» выступил к реке Кубани в Усть - Лабинскую крепость для

встречи с генерал – аншефом И.В. Гудовичем и последующего занятия пограничных

Кубани […]

Воронежского

Казачьего

поставлена

главный кордон и остановился лагерем в Карасунском куте, близ Орехового озера. В

тот же день Таврическому губернатору […] направлен рапорт № 201 с просьбой

«учинить резолюцию» об устройстве селений «по-над рекою Кубаном[…] и главный

войсковой град.

направил

войсковому

Головатому

письмо: «Поздравляю вас прибывших в Тамань на войсковую землю «уведомляю, что

я, расставил по реке Кубани пограничную стражу, состою с правительством над оною

при урочище Карасунском Куте, где и место сыскал под войсковой град..».

первоочередных

вопросов,

руководителями

Черноморского казачьего войска, являлось устройство управления и соединения с

ним порядков. В первый день нового, 1794 г. Кошевой атаман Захарий Чепега,

войсковой

Головатый

войсковой

Котляревский

составили и подписали наказ войскового правительства, названный ими – «Порядком

общей пользы»» . Данный документ регламентирует все стороны жизни

черноморских казаков.

Ф.А. Щербина «отмечает отрицательные стороны «Порядка общей пользы» особенно

в вопросе самоуправления «Гораздо серьезнее были грехи Чепиги по отношению к

казачьему

самоуправлению.

Исключив,

Головатым

Котляревским,

органов казачьего самоуправления Войсковую Раду, создав без ведома и участия

казачества основной акт казачьего самоуправления «Порядок общей пользы», Чепега

основные

казачьего

самоуправления,

подрубил,

сказать, тот самый сук, на котором сам сидел.[…]. Из казачьей истории нельзя

вычеркнуть этой крупной ошибки кошевого Чепеги, но он как и Головатый был

сыном своего века.

В марте 1794г. Войсковой правительство по предложению Чепеги приняло решение

проводить в Екатеринодаре ежегодно 4 ярмарки.

«В 1796г. Под контролем Чепеги казаки построили в Кизилташском лимане гавань

для Черноморской гребной флотилии. Одновременно вдоль берега Кубани были

построены меновые дворы для торговли

с закубанскими черкесами и расчищена

старая дорога, которую черноморцы прозвали «Почтовая» . Именно во

атаманства

пустынных

основаны

многочисленные селения, построены мосты и дороги, мельницы и кордоны, или

иными словами, заложено основание Черноморского казачьего войска.

4.ЧЕПЕГА ЗАХАРИЙ (ХАРЬКО) АЛЕКСЕЕВИЧ КАК ЛИЧНОСТЬ

«По мнению П.П. Короленко, З.А. Чепега родился в 1726г. в селении Борки, что на

Черниговщине, и происходил из знатного малороссийского рода Кулишей. Косвенные

архивные свидетельства в какой – то мере могут подтвердить факт рождения З.А. Чепеги в

касается

рождения,

подтвердить,

опровергнуть

документально мы не можем» . Казачий словарь – справочник Г.В. Губарева также

утверждает год рождения атамана 1726, а фамилию- прозвище «Чепега – Кулиш» . Совсем недавно в одной из монографий появилось свидетельство об

албанском происхождении З.Чепеги. В принципе, ничего неточного в этом нет, так как

выходцы из Балкан составляли заметную прослойку в казачьих войсках. Тем не менее,

необходимо перепроверить надежность использованного автором источника..» .

внешнему

напоминающий

гоголевского

Бульбу…»

сравнивает Чепегу В.Н. Ратушняк. Однако, лучшую характеристику дает Ф.А. Щербина: «

Судя по историческим данным, Захарий Алексеевич Чепега или Харько Чепега, как

любили называть его казаки, был типичным малорусским паном, за суровою внешностью

которого сквозили простота и радушие доброй души человека. История не оставила

описания наружности или портрета этого представителя казачества, но перед глазами тех,

кто вдумывался в жизнь, деятельность и поступки Харько Чепеги, невольно рисуется

приземистая фигура человека, внушительного по корпусу и выдержанного, степенного по

приемам обращения, с круглым малорусским, гладковыбритым лицом, крупными, но

мягкими очертаниями носа, губ, рта, с серыми ласковыми глазами, с толстыми усами,

висевшими вниз, еще с более толстою чуприною и с добродушною улыбкою, как бы всем

говорившего: добре, братки, добре».Приложение № 3. Когда этот приземистый пан – казак

садился на лошадь, то точно срастался с нею и сжимал ее своими короткими, но сильными

ногами, как в тисках. Это был казак вояка от рождения, и когда он становился лицом к

лицу против врага с своими братками – казаками, тогда он сразу превращался весь в

энергию, зорко следил за своими и чужими, громко отдавал приказания и в жаркой схватке

подавал всем пример беззаветной храбрости и отваги. Тогда Харько был герой и рыцарь.

Несомненно, что в Захарии Алексеевиче современная ему рядовая масса видела именно

своего героя, безупречного в военном деле рыцаря, к которому она льнула под влиянием

непосредственного

привязанности,

которого

административные способности и деятельность, сколько за личные казачества. За суровою

внешностью батьки – атамана казаки

видели добрую душу, и простота главы войска

сближала с ним рядовое казачество. По рассказам, переданным старыми казаками П.П.

Короленко,

плотного

сложения,

большим чубом и усами. С виду был суров и важен, как держали себя вообще видные

старшины и степенные казаки. Жил среди простой и незатейливой обстановки одиноко, в

небольшой хате, выстроенной над р. Карасуном в дубовой роще, ничем ни чем особенным

не выделяясь от обыкновенных казаков. Внешнего лоска и модных причуд спесивого

панства он, по видимому, не признавал. Даже к положительным сторонам культуры,

соединенной с личными потребностями высшего круга людей, относился отрицательно.

Когда, по рассказам, какой – то художник хотел написать портрет с З.А. Чепеги, то

суровый атаман отказался от этой чести, коротко заметив: «тилько богив малюют». Он не

был даже грамотен. […]. Участвуя лично в переселении казаков из- за Буга на Кубань,

Чепега собственным примером подавал утомленным казакам примеры выдержки. Болезни

и лишения во время пути подействовали на некоторых казаков, так что они решили

возвратиться

отказаться

колебавшихся казаков и, улучшая по возможности их положение, сумел довести до места

переселения все войско. […]. Если к этому прибавить,что Чепига всю свою жизнь провел

холостяком, «сиромой», то в кошевом атамане нетрудно угадать угасавший тип истого

запорожца, дорожившего ратным полем, да казацкой славой. […].

Таков был Харько Чепига по немногим воспоминаниям о нем и по общим чертам из

деятельности

занесенной

официальные

документы.

Исторические

материалы

скудны, чтобы на основании их можно было надлежащим образом охарактеризовать

личность и деятельность первого в Черномории кошевого атамана.[ 28, c. 532,533,534].

Екатеринодарской крепости «посреди назначенного для соборной церкви места» . Под пушечный салю гроб был опущен в могилу. .

Вскоре на этом месте построили деревянный Воскресенский собор, и могила атамана

оказалась под его полом, что в конце концов и вызвало полное забвение. «В 70-е годы

XIXв. Старый войсковой собор за ветхостью разобрали, а через несколько лет, в июле

1887г., при рытье рва для фундамента вновь строящейся на этом месте церкви рабочие

наткнулись на 6 могил. Останки в одном из гробов были идентифицированы как прах З. А.

трапезной строящейся церкви. Летом 1930г. крепостную церковь Вознесения Господня

разрушили и могила Захария Алексеевича Чепеги была вновь утеряна.

признания

выдающихся

Кубанским

казачеством,

знаменитый скульптор М.О. Мекешин в своей

скульптурной композиции памятника

Екатерине II отвел место и кошевому атаману. «У подножия бронзовые фигуры князя Г.А.

Потемкина,

кошевого

войскового

Головатого и кошевого атамана Захария Чепеги» .

стала следующим: «1-й Екатеринодарский Кошевого атамана Чепеги полк» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе реферативного исследования удалось выяснить и показать роль Кошевого

атамана войска верных Черноморских казаков в военных действиях, в создании войска, в

его переселении и освоении кубанских земель. В ходе изучения личной жизни, его

отношениями

казаками

вышестоящим

казачеством,

невольно

возникает

незаурядная, народная фигура настоящего «казака-сечевика».

Для него важнее всего интересы казаков, государства, а личная жизнь на втором месте.

Данную работу можно использовать на уроках кубановедения, при изучении истории

Кубанского казачества. Особенно важно ее применение на внеклассных мероприятиях. На

примере З.А Чепеги есть чему учить учащихся и молодежь.

«Кошевой

З.А.Чепега»

необходимость

провести

реферативные исследования по деятельности других кошевых, войсковых и казачьих

атаманов Кубанского казачьего войска.

В условиях отдаленных хуторов

от райцентров, Краснодара имеются определенные

трудности по подбору источников и литературы по изучаемым темам.

Литература.

Короленко

Двухсотлетия

Кубанского

казачьего

(исторический очерк) Репринт. воспр. изд. – Минеральные воды.: издательство

«Кавказская здравница», 1991 – с. 27

Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Репринт. спр. Изд. 1913.-

К р а с н о д а р,

И з д а т е л ь с т в о

« С о в е т с к а я

К у б а н ь » ,

с.532,533,534,535,537,538,540

Екатеринодар – Краснодар. Два века города в датах, воспоминаниях… Материалы к

Летописи. – Краснодар.: Краснодарское книжное издательство, 1993. с- 18-19, 20-

справочник.

«Созидание»,1992. Т.3. – с.264

Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября

1917года. – Краснодар.: Издательство «Эдви», 1997.-с.515, 516.

Бардадым В. Ратная доблесть кубанцев. – Краснодар.: Издательство, «Северный

Кавказ», 1993, - с. 16.

История Кубани с древнейших времен до конца ХХ века: Учебник для высших

учебных заведений. – Краснодар.: ОИПЦ «Перспективы образования», 2004. с-74

Матвеев О.В., Фролов Б.Е. «Вечное сохранение и напоминание славных имен..» (к

пожалования

первоочередным

Кубанского

казачьего войска). – Краснодар.: Издательство «Эдви», 2005-с.87-88,89,90,91,95.

Ратушняк В.Н. Кубанские исторические хроники. Малоизвестное об известном:

Очерки – Краснодар.: ОЦПЦ «Перспективы образования», 2005, с.52,53

10. Трехбратов Б.А. История Кубани: учебное пособие – Краснодар.: Краснодарское

книжное издательство, 2000. – с. 136

При упоминании о нем многие вспоминают, что его кормила виноградом Екатерина II, что подарила ему саблю, усыпанную алмазами, что был он неграмотен. Но за что и почему оказывалась ему высочайшая честь, этого-то и не припомнят сразу. Как не вспоминают и то, что именно он, кошевой атаман Захарий Чепига, отыскал место и положил начало нашему городу.

Мало чего достоверно мы знаем о нем. Не знаем его настоящей фамилии, даже имя разночитаемо: наряду с привычным Захарий, встречаем имя Харитон. Скорее всего, Захарий Чепига был незнатного происхождения, об этом можно судить хотя бы по тому факту, что его родная сестра Дарья была выдана за крепостного крестьянина. Кошевой атаман Захарий Чепига не владел грамотой, зато имел холодную голову, живую душу, был отважен в бою и тверд при отстаивании козацких прав. Он имел понятие о чести и доблести и был понятнее козакам чем “хытруща пысуля” - Антон Головатый. Такой прямодушный и добросердечный атаман, какого можно назвать”батькой” и нужен был войску верных козаков запорожских, переименованного позже в Черноморское.

Неслучайно имя Харька Чепиги стоит в одном ряду с именами, таких запорожских предводителей, как Афанасий Ковпак. А его неграмотность даже украшала его,- неграмотным был такой славный атаман, как Иван Сирко, не знавший поражений в самых жестоких и неравных сражениях. Была бы голова на плечах, а “письменних”, готовых поставить подпись и написать ордер в войске всегда было предостаточно.

Захарий Алексеевич, видимо, обладал внушительной внешностью и умел достойно держать себя на людях. К сожалению, у нас нет достоверного портрета последнего кошевого атамана Черноморского казачьего войска, не любил Захарий Чепига позировать перед малярами. По поводу внешности атамана З. Чепиги Ф.А.Щербина в первом томе “Истории Кубанского казачьего войска пишет следующее: “История не оставила описания наружности, или портрета этого предводителя казачества, но перед глазами тех, кто вдумывался в жизнь, деятельность и поступки Харька Чепиги, невольно рисуется сильная, приземистая фигура человека, внушительного по корпусу и выдержанного, степенного по приемам обращения, с круглым малорусским гладко выбритым лицом, и крупными, но мягкими очертаниями носа, губ и рта, с серыми ласковыми глазами, с толстыми усами, висевшими вниз, еще с более толстою чуприною и с добродушною улыбкою, как бы всем говорившей: “добре, братики, добре”. Таким и ожил в бронзе З.А. Чепига в 1907 г. среди фигур С.Белого, А. Головатого и Потемкина на памятнике Микешина, правда всего лишь на каких-то 10-12 лет.

Родился З. А. Чепига в 1726 г. на Черниговщине, по данным некоторых историков, в селении Борки. Чепига - это его козачье прозвище, настоящая его фамилия нам неизвестна (приводимую некотрыми краеведами как настоящую фамилию Кулиш, вряд ли можно считать достоверной). Известно, что у него был брат Мирон, видимо, рано умерший, так как сын последнего, и племянник первому,- Евтихий Чепига вырос в Сечи при дяде. Детей у самого З. Чепиги не было, он так и умер холостым, оставаясь верным запорожскому казачьему обету безбрачия.

В реестре казаков Запорожской Сечи за 1756 г. находим Захария Чепигу рядовым казаком Кислякивского куреня. Его карьеру нельзя назвать стремительной и блестящей. В 1768-1774 гг. во время Первой Турецкой войны Захарий Чепига командовал одним из козацких отрядов. На момент разушения Запорожской Сечи (1775 г.) он являлся полковником Протовчанской паланки.

З.А. Чепига не был яркой фигурой, игравшей одну из главных ролей в Запорожском войске и не ему принадлежала идея восстановления упраздненного казачьего войска. 1 июля 1783 г., когда по изданной Г.А. Потемкиным прокламации Антону Головатому поручалось набирать охотников из бывших запорожцев в количестве тысячи человек для подавления восставших татар, З. Чепиге был присвоен секунд-майорский чин. Русской армии необходима была конница, которой так не хватало в войну 1787-1791 гг., а конные казаки, знавшие Очаковские степи, были в большой цене. Так сталось, что Захарию Чепиге - выходцу из казачьих низов, выпала судьба командовать Черноморской конницей, состоявшей из знатных и богатейших запорожских казаков. Обзавевшийся к тому времени землей, хуторами, табунами лошадей и прочим имуществом, Захарий Чепига выражал их интересы. После кончины кошевого Сидора Белого, смертельно раненого под Очаковом, атаманом стал З. Чепига. До сих пор является спорным факт его избрания на раде, по крайней мере, историк В.А. Голобуцкий настаивает на его назначении князем Г.А.Потемкиным и приводит ордер такого содержания: “По храбрости и усердию к порядку и по желанию войска верных казаков определяется атаманом кошевым Харитон (Захарий-В.Г.) Чепига. Объявляя о сем всему войску, предписываю надлежащим образом его почитать и повиноваться”. А немного ниже, полемизируя с кубанским историком П.П. Короленко, утверждавшем об избрании З. Чепиги атаманом на раде, цитирует письмо последнего от 5 июля 1788 г. А. Головатому о том, что Потемкин “определил меня в войско верных козаков Войсковым атаманом”.

Не всегда твердым было его положение на этом высоком посту. В июле 1789 г. посланные к Г. Потемкину казаки из пешей команды просили о его замене. Сам Потемкин оповещал З. Чепигу об этом в письме от 29 июля: “От всего Коша верного войска Черноморского пришло ко мне известие, в котором они, отдавая всю справедливость вашей службе и достоинствам, изъясняют, что старость лет и раны ваши не оставляют вам сил, потребных к отправлению тягости звания кошевого атамана. Они просят избрания нового”. Решать приходилсь самому З. Чепиге, а он решил сохранить атаманское звание за собой.

Бедным назвать атамана З.Чепигу назвать нельзя, он владел землей, селением с крепостными, хуторами, табунами лошадей, который очень любил. И все же его имение было намного скромнее имения войскового судьи А.Головатого, у которого кроме селения Веселого в Новомосковском уезде, имелись в Черномории хутора, мельницы, сады, коровы, овцы, одних свиней было 85 голов. Не был Захарий Чепига таким заботливым и рачительным хозяином, как Антон Головатый, да и не стремился он к накоплению богатства. И тем не менее именно ему обязаны были черноморцы как переселению на Кубань, так и закладке г.Екатеринодара. Кошевой З. Чепига высказал идею переселения черноморцев в свободные кубанские степи, а позже отыскал в Карасунском куте “место под войсковой град”. Воплощать же его замыслы в большей мере приходилось войсковому судье Антону Головатому.

1 марта 1790 г. Г. Потемкин известил Черноморское войско о том, что он просил у Екатерины II земли для войска между Бугом и Днестром, а 19 апреля объявил, что войску дополнительно будут предоставлены Кинбурнская сторона, Еникальский округ и Тамань. Потемкин дарил войску также принадлежавшие ему рыбные ловли на Таманском полуострове. 30 ноября 1791 г. в письме генералу В.С.Попову З.Чепига жаловался, что “войску черноморскому в рассуждении многолюдства между рек Буга и Днестра на земле поместиться неможно”. Зимой 1791г. З.Чепига вызвал к себе А. Головатого, с которым они и отправились в Яссы к Г.Потемкину просить выделить войску свободные земли. Неизвестно как бы завершилась эта депутация, если бы не происшествие - одна из черноморских лодок вместе с 25 казаками была захвачена турками. Рассерженный Г. Потемкин отправил казаков ни с чем, пообещав однако рассмотреть вопрос об отводе земли позже. Позже такого случая не представилось, всесильный фаворит и гетьман Черноморских и Екатеринославских казаков умер 5 октября 1792 г. по дороге в Бендеры. А земли под пастьбища многочисленных старшинских стад и табунов на Днестре не хватало. Это обстоятельство, как и стремление черноморцев жить самим, отдельно от помещиков, дабы сохранить свой уклад, в большей степени и повлияли в феврале 1792 г. на решение отправить в Петербург депутацию с прошением о пожаловании войску Кубанского Правобережья.

Место под войсковой град было выбрано кошевым атаманом З.Чепигой. Обстоятельствами тому были, по-видимому, наличие строевого леса, среднее расположение по отношению к цепи кордонов и удобное место для устройства укрепления. Точно также как и в последней Запорожской Сечи выступавший к югу кут с северо-востока прикрывал подобно реке Подпильной Карасун. Было и возвышенное место, с которого хорошо просматривалась пойма Кубани, и где по всем запорожским фортификационным правилам можно было создать укрепление. З. Чепига казалось пытался отстроить на Кубани заново прежнюю Сечь, но ”Порядок общей пользы”, в разработке которого он принял деятельное участие, положил конец запорожским вольностям.

З.А. Чепига при всей своей суровости и строгости во время военных походов, по сути был доброй души человеком, сочувствующим сироме. К нему не раз прибегали за помощью и поддержкой казаки-сиромахи. И редко кому он отказывал в помощи и защите.

Умер кошевой атаман Захариий Чепига 14 января 1797 г. после непродолжительной болезни в своей довольно просторной хате. А 16 января с подобающим генералу и атаману почестями: выносом всех регалий, чтением евангелия, пушечным и ружейным салютом его погребли в строящемся войсковом соборе. Прошли годы и около ста лет спустя его утерянную было могилу случайно нашли при расчистке пола разобранного Воскресенского собора. Установить его останки удалось лишь по генеральскому мундиру. Поразительно, что не нашлось в войске средств и радетеля, чтобы над его прахом установить хотя бы каменную плиту с подобающей надписью. И только генерал В.С. Вареник, отыскавший его прах, перезахоронил вместе с останками атамана Т.Т. Котляревского и Р. Порохни под трапезной строящейся церкви Св. Воскресения и установил бронзовую доску. А еще полвека спустя новые варвары, уничтожили и этот храм, сравняв могилы мемориального кладбища в бывшей Екатеринодарской крепости с землей.

Странно и удивительно устроена наша историческая память. В честь людей, которые никогда не были в нашем городе, ничего не сделали для него, названы улицы, в память о тех, кто глумился над казачьей историей и славой, стоят бюсты и барельефы, а о том, кто основал этот город, практически ничто не напоминает сегодня.

Напрасно наш современник будет искать на карте города Краснодара-Екатеринодара имя его основателя - кошевого атамана Захария Алексеевича Чепиги.

Н.А. Тернавский (Краснодар)

В начале июля 1788 г. Г. А. Потемкин издал указ о назначении нового атамана: «По храбрости и усердию к порядку и по желанию войска верных казаков определяется атаманом кошевым Харитон (то есть Захарий) Чепега. Объявляю о сем всему войску, предписываю надлежащим образом его почитать и повиноваться». В знак уважения фельдмаршал подарил Чепеге дорогую саблю.

Сохранилось много документов, в основном военных ордеров и переписки, связанных с Захарием Алексеевичем, но ни на одном из них мы не встретим его автографа: кошевой атаман Черноморского казачьего войска был неграмотен. Подписи на бумагах за него ставил доверенный офицер. Если добавить к этому обстоятельству и тот факт, что родная сестра Чепеги - Дарья была замужем за крепостным крестьянином Кулишом, принадлежавшим помещику Полтавской губернии майору Левенцу, и трое сыновей ее даже в бытность Чепеги атаманом числились «у помянутого помещика в крестьянстве» (впрочем, один из них, Евстафий Кулиш, бежал во время турецкой войны к запорожцам, приобретя там «через разные отличия» чин поручика, затем женился и, не пожелав переселиться на Кубань, остался на жительстве в Херсонском уезде), то истоки родословной Чепеги угадываются легко.

В Сечи он имел репутацию опытного и храброго воина, командовал конницей, участвовал во всех важнейших сражениях. При взятии Измаила А. В. Суворов поручил ему вести на крепость одну из штурмовых колонн. За боевые подвиги Чепега был награжден тремя орденами и получил чин бригадира. Но не только наградами отмечен его ратный путь: вражеские пули не раз настигали запорожца. Впрочем, здесь нам предоставляется возможность дать слово самому герою нашего рассказа: в архиве сохранилось письмо Чепеги войсковому судье Антону Головатому, с которым его связывала искренняя дружба. Это письмо написано 19 июня 1789 г., сразу после жаркого сражения с турками у Бендер, за которое, кстати, черноморцы, выступавшие вместе с донскими и бугскими казаками, удостоились благодарности от М. И. Кутузова.

Рассказывая о потерях противника, захваченных турецких знаменах и пленных, Чепега далее пишет: «Наших всех ранено тры да в смерть убыт один человек, лошадей убыто 6 да ранено тры; да и я добувся, пуля пронзила мне правое плечо сквозь и вряд ли скоро вылечуся, очень мне трудно. Горе бедной сироте... и поживкы получить успеть не можем, а только быть тому так, будем терпеть, а Богу молиться, и на его положимся, пусть он будет помощник и заступник, видя нашу справедливость... затем прости, любезной брате, приятелю и товарищу, ибо я, пожелав вам во всех ваших предприятиях благощасливых успехов, с истинным почтением пребываю...»

Чепеге предстояло атаманствовать почти десять лет, и главным событием в его деятельности, с точки зрения и современников и потомков, является, безусловно, основание Екате-ринодара и первых кубанских станиц.

Путь на Кубань Чепега с войском и обозом держал сушей, в конце октября 1792 г. он прибыл к реке Ее, где зазимовал в так называемом Ханском городке при Ейской косе. Головатому он сообщал, что осмотром здешних мест остался доволен, земля «способна» для хлебопашества и скотоводства, воды здоровые, а рыбные ловли... «таковых чрезвычайно изобильных и выгодных видеть не случалось и о подобных не слыхано...»

Заметим, что богатства нового края были по достоинству оценены не только казаками, которым предстояло пахать и охранять эти земли, но и их керченскими, петербургскими и иными начальниками, большими и малыми. Примечателен в этом отношении такой ордер Чепеги полковнику Савве Белому в Тамань 29 января 1793 г.:

«...его превосходительству господину генерал-майору Таврическому губернатору и кавалеру Семену Семеновичу Жегулину нужна красная свежая рыба и свежепросольная икра, а потому рекомендую вашему высокоблагородию приложить старание как можно оной побольше достать и отправить с нарочным как его превосходительству, так и служащим при ему губернскому прокурору капитану Петру Афанасьевичу Пашовкину, секретарю коллежркому протоколисту Данилу Андреевичу Кареву и на всю губернскую канцелярию...»

10 мая 1793 г. Чепега выступил с казаками к реке Кубани для устройства пограничных кордонов, а 9 июня остановился лагерем в Карасунском куте, где «и место сыскал под войсковой град...» В последующие месяцы он ведет настойчивую переписку с Таврическим губернатором, добиваясь утверждения города и присылки землемера, выписывает строителей, назначает городничего... Весной 1794 г. при непосредственном участии атамана была проведена жеребьевка земель под будущие куренные селения и 21 марта составлена ведомость, «где которому куреню назначено место».

Но уже в июне 1794 г. Чепега покидает «новостроющийся» войсковой град, отправляясь по приказу Екатерины II с двумя полками в так называемый польский поход. По пути в Петербург его приглашают к царскому столу, и сама государыня угощает старого воина виноградом и персиками. За участие в польском походе казачьего атамана производят в генералы. Это была его последняя военная кампания. Через год после возвращения на Кубань 14 января 1797 г. от старых ран и «колотья легкого» Захарий Чепега скончался в Екатеринода-ре, в своей хате, выстроенной в дубовой роще над Карасуном.

Похороны его состоялись 16 января. Траурную колесницу, запряженную шестью вороными лошадьми, сопровождали куренные атаманы и старшины, пешие и конные казаки, стрелявшие из ружей и трехфунтовой войсковой пушки каждый раз, когда п (хщессия останавливалась и священник читал Евангелие. По пути от дома к церкви было сделано двенадцать остановок, и двенадцать залпов гулким эхом прокатились над городом. Впереди гроба, по обычаю, несли крышку с положенными на ней крестообразно двумя саблями - гетманской и царской, дарованными атаману; по сторонам вели двух любимых его верховых лошадей, на подушках из тонкого зеленого сукна несли награды, а перед ними - атаманскую булаву... Чепега был погребен в войсковой крепости «посреди назначенного для соборной войсковой церкви места».

Описание его похорон было составлено войсковым писарем Тимофеем Котляревским для Антона Головатого, находящегося в то время за пределами края, в персидском походе, а копия этого документа осталась в войсковом архиве. Девяносто лет спустя войсковой архивариус Вареник добавил на оборотную сторону листа любопытную запись, в которой сообщал (для будущих поколений?), что 11 июля 1887 г. при рытье рва для фундамента новой церкви на месте деревянного Воскресенского собора, освященного в 1804 г. и разобранного в 1876-м, были отрыты могилы, по атрибутам своим признанные захоронениями Чепеги, Котляревского, войскового протоиерея Романа Порохни, полковника Алексея Высочина, а также некоей женщины, по преданию, жены Головатого Ульяны... Прахи эти перенесены в новые гробы (гроб для Чепеги пожертвовал сам Вареник) и перезахоронены под трапезной строящейся церкви. При церемонии пел войсковой хор и присутствовал наказной атаман Я. Д. Малама... Что еще нам известно о Чепеге?

Поскольку старый атаман «умре холост, и следовательно бездетен», историки как-то не интересовались его потомками. Ветвь его рода по линии сестры Дарьи Кулиш затерялась где-то на Украине. Примечательно, что дети его племянника Евстафия, Иван и Ульяна, «присвоили» себе фамилию Чепега и потом претендовали на наследство. Другой племянник Евтихий, сын брата Чепеги Мирона, носил атаманскую фамилию по праву, так как, рано потеряв отца, малолетним был взят Захарием Чепегой и все время находился при нем. Перед смертью атаман, не видевший надобности делать духовное завещание, вызвал Евтихия из хутора, передал ему ключи и «некоторые бумаги» и долго о чем-то говорил наедине... Подполковник Евтихий Чепега внес и свой вклад в историю: в 1804 г. он привез на Кубань из Миргорода знаменитую ризницу и библиотеку Киево-Межигорского монастыря, принадлежавшие Запорожскому войску. Умер Евтихий в 1806 г., в числе имущества, описанного в его доме, были и сабли, принадлежавшие покойному атаману.

Портрета Чепеги история не сохранила. По словам П. П. Короленко, записавшего в конце прошлого века много преданий, слышанных от старожилов, он был «низкого роста, с широкими плечами, большим чубом и усами» и вообще представлял собой «тип сурового запорожца».

Рассказывают, пришел раз к Чепеге живописец. «Ваше прывосходительство, каже, я з вас изниму партрет». Чепега: «А ты маляр?» Отвича: «Маляр».- Так малюй же богив, а я генирал, меня малювать не треба...»

Заха́рий (Харько́ или Харито́н) Алексе́евич Чепе́га ( (1725 ) - 14 января , Екатеринодар) - второй (после Сидора Белого) казачий атаман , генерал-майор русской армии , активный участник русско-турецких войн второй половины XVIII столетия и переселения Черноморского казачьего войска на Кубань .

Биография

Точная дата и место рождения не известны. Известна версия о происхождении его «из знатного рода Кулишей» . Полагают , что прибыл в Сечь в 1750 году , когда и записался на службу казаком Кисляковского куреня. В 1767 году он возглавлял охрану границы при Перевизской паланке. В Русско-турецкую войну 1768-1774 годов участвовал в походах, партиях, разъездах. Не умел ни читать, ни писать до самой смерти.

На момент ликвидации Сечи в 1775 году занимал должность полковника Протовчанской паланки (укр. Протовчанська паланка ). В 1777 году в конвое генерал-поручика князя Прозоровского . 29 января того же года ему пожалован чин капитана армии.

В эту турецкую кампанию Чепега был один раз тяжело ранен в правое плечо и за неё награждён чином бригадира армии, орденами св. Георгия и св. Владимира , Екатерина II пожаловала атаману «осыпанную дорогими каменьями саблю» .

После победного окончания турецкой войны русское правительство приняло решение о переселении черноморских казаков на Кубань , для охраны опустившейся на юг русской границы. Чепега принимал самое активное участие в организации переселения, основании Екатеринодара и куренных селений.

Участвовал Чепега и в подавлении польского восстания 1794 года . За штурм предместья Варшавы - Праги , решившим по сути успех всей компании, был награждён орденом св. Владимира 2-го класса.

Захарий Чепега был крупным помещиком. Имел дачу при урочище Громоклея, на Херсонщине ему принадлежала деревня Любарка с крепостными, которых он обещал отпустить на свободу, но так этого и не сделал; на Кубани Чепега владел «черкесскими кутами и лесами» близ Екатеринодара, огромным хутором на реке Кирпилех (на нём числилось 14 казаков-работников), большим садом и виноградником на Тамани , мельницей на реке Бейсуге и большим домом в Екатеринодаре.

Память о Чепеге

В Российской императорской армии

В монументах

Бронзовая фигура Чепеги входит в монументальную композицию памятника Екатерине Великой в Екатеринодаре . В этой композиции Захарий Чепега представлен в числе трёх первых атаманов Черноморского войска, вместе с Сидором Белым и Антоном Головатым .

В городе Ейске Краснодарского края в мае 2013 г установлен памятник Захарию Чепеге.

Напишите отзыв о статье "Чепега, Захарий Алексеевич"

Литература

  • Все сведения в разделе Биография данной статьи взяты из:

Фролов Б. Е. . - Четвертые кубанские литературно- исторические чтения. Сборник научных статей. - Краснодар, 2003. - С. 96 - 104. - 219 с.

Ссылки

  • Историко-биографический очерк П. П. Короленко. «Вестник Казачьих Войск». 1901.

Примечания

См. также

Отрывок, характеризующий Чепега, Захарий Алексеевич

Одно время на площади было просторнее, но вдруг все головы открылись, все бросилось еще куда то вперед. Петю сдавили так, что он не мог дышать, и все закричало: «Ура! урра! ура!Петя поднимался на цыпочки, толкался, щипался, но ничего не мог видеть, кроме народа вокруг себя.
На всех лицах было одно общее выражение умиления и восторга. Одна купчиха, стоявшая подле Пети, рыдала, и слезы текли у нее из глаз.
– Отец, ангел, батюшка! – приговаривала она, отирая пальцем слезы.
– Ура! – кричали со всех сторон. С минуту толпа простояла на одном месте; но потом опять бросилась вперед.
Петя, сам себя не помня, стиснув зубы и зверски выкатив глаза, бросился вперед, работая локтями и крича «ура!», как будто он готов был и себя и всех убить в эту минуту, но с боков его лезли точно такие же зверские лица с такими же криками «ура!».
«Так вот что такое государь! – думал Петя. – Нет, нельзя мне самому подать ему прошение, это слишком смело!Несмотря на то, он все так же отчаянно пробивался вперед, и из за спин передних ему мелькнуло пустое пространство с устланным красным сукном ходом; но в это время толпа заколебалась назад (спереди полицейские отталкивали надвинувшихся слишком близко к шествию; государь проходил из дворца в Успенский собор), и Петя неожиданно получил в бок такой удар по ребрам и так был придавлен, что вдруг в глазах его все помутилось и он потерял сознание. Когда он пришел в себя, какое то духовное лицо, с пучком седевших волос назади, в потертой синей рясе, вероятно, дьячок, одной рукой держал его под мышку, другой охранял от напиравшей толпы.
– Барчонка задавили! – говорил дьячок. – Что ж так!.. легче… задавили, задавили!
Государь прошел в Успенский собор. Толпа опять разровнялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь пушке. Несколько лиц пожалели Петю, и вдруг вся толпа обратилась к нему, и уже вокруг него произошла давка. Те, которые стояли ближе, услуживали ему, расстегивали его сюртучок, усаживали на возвышение пушки и укоряли кого то, – тех, кто раздавил его.
– Этак до смерти раздавить можно. Что же это! Душегубство делать! Вишь, сердечный, как скатерть белый стал, – говорили голоса.
Петя скоро опомнился, краска вернулась ему в лицо, боль прошла, и за эту временную неприятность он получил место на пушке, с которой он надеялся увидать долженствующего пройти назад государя. Петя уже не думал теперь о подаче прошения. Уже только ему бы увидать его – и то он бы считал себя счастливым!
Во время службы в Успенском соборе – соединенного молебствия по случаю приезда государя и благодарственной молитвы за заключение мира с турками – толпа пораспространилась; появились покрикивающие продавцы квасу, пряников, мака, до которого был особенно охотник Петя, и послышались обыкновенные разговоры. Одна купчиха показывала свою разорванную шаль и сообщала, как дорого она была куплена; другая говорила, что нынче все шелковые материи дороги стали. Дьячок, спаситель Пети, разговаривал с чиновником о том, кто и кто служит нынче с преосвященным. Дьячок несколько раз повторял слово соборне, которого не понимал Петя. Два молодые мещанина шутили с дворовыми девушками, грызущими орехи. Все эти разговоры, в особенности шуточки с девушками, для Пети в его возрасте имевшие особенную привлекательность, все эти разговоры теперь не занимали Петю; ou сидел на своем возвышении пушки, все так же волнуясь при мысли о государе и о своей любви к нему. Совпадение чувства боли и страха, когда его сдавили, с чувством восторга еще более усилило в нем сознание важности этой минуты.
Вдруг с набережной послышались пушечные выстрелы (это стреляли в ознаменование мира с турками), и толпа стремительно бросилась к набережной – смотреть, как стреляют. Петя тоже хотел бежать туда, но дьячок, взявший под свое покровительство барчонка, не пустил его. Еще продолжались выстрелы, когда из Успенского собора выбежали офицеры, генералы, камергеры, потом уже не так поспешно вышли еще другие, опять снялись шапки с голов, и те, которые убежали смотреть пушки, бежали назад. Наконец вышли еще четверо мужчин в мундирах и лентах из дверей собора. «Ура! Ура! – опять закричала толпа.
– Который? Который? – плачущим голосом спрашивал вокруг себя Петя, но никто не отвечал ему; все были слишком увлечены, и Петя, выбрав одного из этих четырех лиц, которого он из за слез, выступивших ему от радости на глаза, не мог ясно разглядеть, сосредоточил на него весь свой восторг, хотя это был не государь, закричал «ура!неистовым голосом и решил, что завтра же, чего бы это ему ни стоило, он будет военным.
Толпа побежала за государем, проводила его до дворца и стала расходиться. Было уже поздно, и Петя ничего не ел, и пот лил с него градом; но он не уходил домой и вместе с уменьшившейся, но еще довольно большой толпой стоял перед дворцом, во время обеда государя, глядя в окна дворца, ожидая еще чего то и завидуя одинаково и сановникам, подъезжавшим к крыльцу – к обеду государя, и камер лакеям, служившим за столом и мелькавшим в окнах.
За обедом государя Валуев сказал, оглянувшись в окно:
– Народ все еще надеется увидать ваше величество.
Обед уже кончился, государь встал и, доедая бисквит, вышел на балкон. Народ, с Петей в середине, бросился к балкону.
– Ангел, отец! Ура, батюшка!.. – кричали народ и Петя, и опять бабы и некоторые мужчины послабее, в том числе и Петя, заплакали от счастия. Довольно большой обломок бисквита, который держал в руке государь, отломившись, упал на перилы балкона, с перил на землю. Ближе всех стоявший кучер в поддевке бросился к этому кусочку бисквита и схватил его. Некоторые из толпы бросились к кучеру. Заметив это, государь велел подать себе тарелку бисквитов и стал кидать бисквиты с балкона. Глаза Пети налились кровью, опасность быть задавленным еще более возбуждала его, он бросился на бисквиты. Он не знал зачем, но нужно было взять один бисквит из рук царя, и нужно было не поддаться. Он бросился и сбил с ног старушку, ловившую бисквит. Но старушка не считала себя побежденною, хотя и лежала на земле (старушка ловила бисквиты и не попадала руками). Петя коленкой отбил ее руку, схватил бисквит и, как будто боясь опоздать, опять закричал «ура!», уже охриплым голосом.
Государь ушел, и после этого большая часть народа стала расходиться.
– Вот я говорил, что еще подождать – так и вышло, – с разных сторон радостно говорили в народе.
Как ни счастлив был Петя, но ему все таки грустно было идти домой и знать, что все наслаждение этого дня кончилось. Из Кремля Петя пошел не домой, а к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет и который тоже поступал в полк. Вернувшись домой, он решительно и твердо объявил, что ежели его не пустят, то он убежит. И на другой день, хотя и не совсем еще сдавшись, но граф Илья Андреич поехал узнавать, как бы пристроить Петю куда нибудь побезопаснее.

15 го числа утром, на третий день после этого, у Слободского дворца стояло бесчисленное количество экипажей.
Залы были полны. В первой были дворяне в мундирах, во второй купцы с медалями, в бородах и синих кафтанах. По зале Дворянского собрания шел гул и движение. У одного большого стола, под портретом государя, сидели на стульях с высокими спинками важнейшие вельможи; но большинство дворян ходило по зале.
Все дворяне, те самые, которых каждый день видал Пьер то в клубе, то в их домах, – все были в мундирах, кто в екатерининских, кто в павловских, кто в новых александровских, кто в общем дворянском, и этот общий характер мундира придавал что то странное и фантастическое этим старым и молодым, самым разнообразным и знакомым лицам. Особенно поразительны были старики, подслеповатые, беззубые, плешивые, оплывшие желтым жиром или сморщенные, худые. Они большей частью сидели на местах и молчали, и ежели ходили и говорили, то пристроивались к кому нибудь помоложе. Так же как на лицах толпы, которую на площади видел Петя, на всех этих лицах была поразительна черта противоположности: общего ожидания чего то торжественного и обыкновенного, вчерашнего – бостонной партии, Петрушки повара, здоровья Зинаиды Дмитриевны и т. п.
Пьер, с раннего утра стянутый в неловком, сделавшемся ему узким дворянском мундире, был в залах. Он был в волнении: необыкновенное собрание не только дворянства, но и купечества – сословий, etats generaux – вызвало в нем целый ряд давно оставленных, но глубоко врезавшихся в его душе мыслей о Contrat social [Общественный договор] и французской революции. Замеченные им в воззвании слова, что государь прибудет в столицу для совещания с своим народом, утверждали его в этом взгляде. И он, полагая, что в этом смысле приближается что то важное, то, чего он ждал давно, ходил, присматривался, прислушивался к говору, но нигде не находил выражения тех мыслей, которые занимали его.
Был прочтен манифест государя, вызвавший восторг, и потом все разбрелись, разговаривая. Кроме обычных интересов, Пьер слышал толки о том, где стоять предводителям в то время, как войдет государь, когда дать бал государю, разделиться ли по уездам или всей губернией… и т. д.; но как скоро дело касалось войны и того, для чего было собрано дворянство, толки были нерешительны и неопределенны. Все больше желали слушать, чем говорить.
Один мужчина средних лет, мужественный, красивый, в отставном морском мундире, говорил в одной из зал, и около него столпились. Пьер подошел к образовавшемуся кружку около говоруна и стал прислушиваться. Граф Илья Андреич в своем екатерининском, воеводском кафтане, ходивший с приятной улыбкой между толпой, со всеми знакомый, подошел тоже к этой группе и стал слушать с своей доброй улыбкой, как он всегда слушал, в знак согласия с говорившим одобрительно кивая головой. Отставной моряк говорил очень смело; это видно было по выражению лиц, его слушавших, и по тому, что известные Пьеру за самых покорных и тихих людей неодобрительно отходили от него или противоречили. Пьер протолкался в середину кружка, прислушался и убедился, что говоривший действительно был либерал, но совсем в другом смысле, чем думал Пьер. Моряк говорил тем особенно звучным, певучим, дворянским баритоном, с приятным грассированием и сокращением согласных, тем голосом, которым покрикивают: «Чеаек, трубку!», и тому подобное. Он говорил с привычкой разгула и власти в голосе.