По литературе

Является ли школа домом радости? Витторино де Фельтре «Дом Радости». История создания придворной школы

Педагогика эпохи Возрождения.

Деятели эпохи возрождения – гуманисты, с уважением относятся к ребенку, против суровой дисциплины, стремились развит в ребенке любознательность, интерес к знаниям. Для детей знатного происхождения требуют полноценного физического и эстетического воспитания, овладение латинским и греческим языками. Развиваются городские школы. Появляются школы для девочек (частные). Некоторые сектантские общины организовывают всеобщее начальное обучение для детей общины.

Витторино да-Фельтре организовал школу «Дом радости», принципы гуманистической педагогики, большое внимание – физическому и духовному развитию, играм. Ф.Рабле: продуманный режим для ребенка, развитие самостоятельного мышления, творчества, активности; идея наглядности, жизненности обучения. Т.Мор: равное воспитание мальчикам и девочкам; широкая организация самообразования, огромная роль у трудового воспитания

Я.А.Коменский ()

«Великая дидактика»

Коменский своей педагогикой завершает период средневековья. Основные характеристики этого периода: обучение на латыни, подчинение церкви. Идеалы средневековья отложились на Коменском. Он был глубоко верующим, вера в Бога – главный момент воспитания. С другой стороны, он знаком с идеалами Возрождения: внимание к человеку, гуманизм, возрождаются идеалы античности (восхваление физической красоты, физическое воспитание, близость природы, жажда научных открытий). Все эти идеи Коменский приветствует. Он впервые детально занимается педагогическим исследованиями и придает педагогике характер самостоятельной науки. Коменский формирует, обобщая опыт прошлого, три закона педагогики: 1) закон всеобщего характера обучения: все дети, и богатые, и бедные, и тупые, и даровитые, должны получить школьное образование, «все дети – дети Бога», тупой ребенок больше нуждается в учителе. 2) обучение должно носить практический характер: учить тому, что пригодится человеку в его настоящей и будущей жизни. Задача учителя – тщательно отбирать материал, учитывая особенности возраста. 3) закон природосообразности обучения. Обучение должно согласовываться с законами природы (последовательность, систематичность, размерность). Чтобы реализовать законы обучения, Коменский разрабатывает первую возрастную периодизацию, с учетом которой он строит систему школ и для каждой школы разрабатывает содержание образования. Выделил школьный период, который, в свою очередь, делит на 4 периода: 1) до 6 лет (детство), материнская школа. Содержание образования: Простейшие представления об окружающем мире; развитие органов чувств, речи; ребенок знакомится с основными нравственными понятиями, развивается трудолюбие, любовь к богу; 2) 6-12 (отрочество), школа родного языка. Содержание образования: Чтение и письмо на родном языке, арифметика, отечественная история, география, родная литература, знание своего края, нравственность, труд, закон божий, музыка; 3) 12-18 (юность), латинская школа (гимназия). Содержание образования: Традиционные средневековые дисциплины: грамматика, риторика, диалектика; общеобразовательные: математика, астрономия, мировая история, география, литература, естествознание; воспитывающие: богословие, этика, труд; 3) 18-24 (возмужалость), обучение по выбору студентов.

Коменский создает классно-урочную систему обучения. Чтобы обосновать ее, он в своих трудах дает понятие класс – группа детей примерно одного возраста и примерно одинаковых способностей, совместно изучающих основы наук; урок – промежуток времени, в точение которого класс работает с одним учителем и изучает одну науку; учебный год – промежуток времени, в течение которого все дети посещают школу. Необходимо одновременно начинать и заканчивать обучение. Между занятиями должны быть каникулы, должны быть 4 периода обучения и 4 периода каникул. Тщательно разрабатывал дидактические принципы («правила»): последовательность, систематичность, прочность, посильность обучения, наглядность обучения («золотое правило дидактики»), активность учеников.

В своей дидактике Коменский много места отводит воспитанию. Разработал теорию воспитания, цель которой – воспитание добродетельного человека. Главных человеческих добродетели 4: мудрость, мужество, умеренность, справедливость. Лучший метод воспитания – метод примера. образцом примера должны быть родители и учитель. Взаимоотношения учеников и учителей должны строиться на основе гуманизма, относиться к детям нужно по-отечески. Обязательный элемент воспитания – дисциплина («школа без дисциплины, что мельница без воды»). Учитель — центральная фигура школы. Он обязан воплощать в себе все человеческие добродетели. Коменской впервые рассуждает о положении учителя в обществе («Должность учителя должна стать столь превосходной как никакая другая под солнцем»).

Ж.-Ж. Руссо (18 в., Франция)

«Теория свободного и естественного воспитания», «Эмиль, или о воспитании»

На личность человека, появляющегося на свет, влияют три фактора: природа, вещи (окружающая среда) и люди (общество). В древности все 3 фактора действовали едино и были положительны. Но с течением времени вещи и люди утратили свою естественность и их влияние стало отрицательным, положительное влияние сохраняет только природа, но если правильно, т.е. естественно организовать воспитание ребенка, то можно добиться того, что этот ребенок будет в дальнейшем придерживаться естественного порядка в жизни.

Руссо: «Естественное воспитание способно привести к мирному социальному переустройству общества». Естественное воспитание должно осуществляться в природосообразном режиме и среди природы; воспитание должно быть свободным (не приказывать, не распоряжаться, не наказывать, не требовать). Путь свободного воспитания – управлять внутренним миром ребенка, его эмоциями, желаниями. «Ученик должен хотеть того, что учитель от него ожидает».

Чтобы управлять внутренним миром ребенка, учитель должен знать возрастные особенности ребенка. 1) до2 лет (физический период). Соблюдение режима, закаливание, гимнастика. 2) 2-12 (период Сенсорного развития («сон разума»)). Опытное обучение («Чтобы Эмиль не выучивал науку, а выдумывал науку»). 3) 12-15 (период умственного развития). Классическое обучение, естественные науки, математика.4) от 15 до вступления в брак (период нравственного развития). Сравнительное образование.

Методы свободного воспитания:

Метод естественных последствий, действует в системе воспитания и позволяет избегать наказания. Наказанием являются естественные последствия поступка.

Метод косвенного воздействия, применим в дидактике. Воспитание должно осуществляться в процессе труда. Труд должен быть организован особым образом (Эмиль целый день в неделю провдит в семье труженика). Важен нравственный характер труда (Эмиль должен уважать жизнь труженика, сам процесс труда и результаты труда).

И.Песталоцци (18 в., Швейцария)

Исследует воспитывающий труд и развивающее обучение, ему принадлежит идея элементного воспитания. Необходимо воспитывать умственно, физически, нравственно. Первичные элементы умственного воспитания – число, форма, язык. Большое внимание уделяет наглядности. Умственные способности развиваются постепенно, поэтому обучение должно соответствовать каждому возрасту. Выступает за строгую последовательность обучения, связанность его ступеней. Придерживается принципа самодеятельности учащихся (надо руководить детьми, не побуждать их). Физическое воспитание: («Азбука умений») из инстинктивных, природой заложенных движений ребенка можно сформировать сложные трудовые навыки. Физическое и трудовое воспитание составляет единое целое. Нравственное воспитание: от элементарных инстинктивных чувственных порывов развитие идет к представлению о мире, от представлений – к взглядам о мире, затем к поступкам, далее к убеждениям, наконец, поведению, привычкам.

А.Дистервег. (19 в)

«Руководство к образованию немецких учителей».

Обучение нужно вести от простого к сложному, от известного к неизвестному, от частного к общему. Процесс обучения имеет два субъекта: ученик и педагог. Они взаимодействуют через объект обучения – учебный материал. Ученик будет активным субъектом, если создать благоприятные условия обучения. Для этого учителям необходимо придерживаться правил, распределенных в 4 группы: 1) Правила, относящиеся к ученику как к субъекту (учи как можно меньше; заставь ученика работать сначала руками, потом языком, потом головой; следи за речью учащихся). 2) Правила, относящиеся к учебному материалу как к объекту обучения (распределяй материал на малые части; задерживайся на изучении основ, не спеши; выбор методов обучения соотноси с источником). 3) Правила, касающиеся места, времени и других условий обучения. 4) Правила, относящиеся к учителю как к субъекту (обучай живо, энергично; никогда не останавливайся, поскольку для учителя остановка есть шаг назад. Покажи мне твоих учеников, и в них я увижу тебя).

Обосновал 3 принципа, составляющих основу развивающего образования: 1) природосообразность (учитывать склонности, задатки, темперамент); 2) культуросообразность (опора на традиции и учет сложившихся тенденций); 3) самодеятельность (самостоятельность, активность, собственная деятельность ребенка).

Вниманию педагогов и родителей предлагается необычное пособие, с помощью которого дети смогут расширить запас сведений об окружающем, пополнить и систематизировать словарный запас, овладеть словообразовательными навыками, развить связную речь, внимание и память. Все задания представлены в интерактивной форме: ребенок не только смотрит и слушает, а обводит, соединяет, раскрашивает. Такой подход способствует более активному запоминанию и позволяет избежать быстрого утомления.
Задания в тетради расположены по принципу "от простого к сложному", что позволяет использовать это пособие в работе с детьми разного возраста и имеющими разный уровень речевого развития.
Данная рабочая тетрадь - продолжение "Лексической тетради" № 1, но может использоваться и самостоятельно.
Рабочая тетрадь рассчитана как для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с речевой патологией, так и для детей с нормальным речевым развитием.

Пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических и массовых садов, родителям и гувернерам.

90 руб


В этой книге собраны скороговорки, чистоговорки, загадки и считалки для постановки и автоматизации звуков [Р].

Для дошкольного и младшего школьного возраста.

45 руб


Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [л], [л"], дифференциации сонорных звуков и звука [j]

В тетради-тренажёре представлены упражнения и игровые задания для автоматизации произношения и дифференциации звуков [л] и [л"], [j]. Ребенок может выполнять задания тетради под руководством взрослого.

Адресована учителям-логопедам, педагогам ДОО, учреждений дополнительного образования и родителям дошкольников.

100 руб


От слова фразе. Глаголы. Методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи. Для детей 3-7 лет

Уважаемые родители и педагоги!
Предлагаемое методическое пособие является результатом логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи.
В пособии представлен иллюстративный материал для формирования глагольного словаря. Простые сюжеты позволяют ребенку составить самостоятельно или повторить за взрослым и запомнить короткие предложения. Работа с пособием предусматривает обогащение словаря ребенка следующими глаголами: "везёт", "чистит", "слушает", "делает", "катается", "гладит", "собирает", "лепит", "вырезает", "поёт", "рисует", "играет", "качается" и др., которые также часто используются в разговорах с детьми.
Проговаривая предложения, ребенок учится согласовывать между собой различные части речи.
Работая с сюжетными картинками, ребенок отвечает на вопросы по содержанию изображения. Разнообразные упражнения направлены на знакомство со словообразованием, использованием в речи предлогов, на составление сравнительно-описательных рассказов, продолжение предложений по образцу и др.
Данное пособие является продолжением работы, начатой авторами "Читать раньше, чем говорить", адресованной детям с алалией.
Созонова Надежда Николаевна - логопед-практик высшей категории с многолетним стажем работы в дошкольных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Куцина Екатерина Владимировна - логопед-практик высшей категории, кандидат педагогических наук.

187 руб


В первый том настоящего издания вошли очерк "Марш тридцатого года", первый две части "Педагогической поэмы".
Во второй том вошли повесть "Честь" и третья часть "Педагогической поэмы".
В третий том включены повесть в трех частях "Флаги на башнях" и рассказы.
В четвертый том вошли известная работа "Книга для родителей", статьи о литературе, переписка А. С. Макаренко с А. М. Горьким.

790 руб


Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения ля детей 5-6 лет. В 3 тетрадях. Тетрадь 2

Вторая тетрадь пособия по развитию речи для детей старшей группы содержит материал по лексическим темам, направленный на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников 5-6 лет. Это и словесные игры, и рекомендации педагогам по развитию речи детей, и упражнения для развития мелкой моторики, мышления, зрительного внимания и многое другое, что в конечном итоге поможет сделать речь ребенка богаче и разнообразнее.

80 руб


Практический тренажер по развитию. Выпуск 1

159 руб


Практический тренажер по развитию. Выпуск 2

"Практический тренажёр..." предназначен для занятий с дошкольниками 5-7 лет, в том числе для детей с ОНР, и рекомендуется для коррекции и развития психических процессов (речи, внимания, мышления, памяти, восприятия). Тренировочно-игровые задания подобраны с учётом лексических тем, изучаемых в ДОУ в соответствии с рекомендациями программы и требованиями ФГОС ДО. Выполнение заданий поможет детям в игровой форме развить необходимые навыки и подготовиться к обучению в школе.

Конференция: Проблемы и перспективы развития образования

Организация: ФГБОУ ВО «Т ГП У им. Л.Н. Толстого»

Населенный пункт: Тульская область, г. Тула

Витторино да Фельтре - это выдающийся итальянский педагог-гуманист эпохи Возрождения. После себя он не оставил сочинений, в которых бы рассматривал и выражал своё мнение по поводу теоретических и практических аспектов образования. Основу деятельности Витторино да Фельтре составляла педагогическая практика, которая характеризовалась смешением античных и средневековых традиций, а также новых подходов в воспитании и образовании.

В 1420 году он был приглашен правителем Мантуи, чтобы воспитывать его детей. А уже в 1423 году Витторино да Фельтре основал свою собственную школу, которая постепенно стала называться «Школа Радости». Она очень скоро стала очень известна не только в Италии, но и за её пределами.

«Школа Радости» содержалась за счёт самого Витторино и обеспеченных родителей воспитанников. В этой школе все дети содержались в равных условиях. Возраст учеников варьировался от 7 до 24 лет. Витторино да Фельтре всегда придерживался гуманистических взглядов и был убеждён: «Не род делает благородными отдельные личности, а отдельные личности делают род благородными». Поэтому именно природный дар к учению и желание учиться стали главным критерием отбора учеников в эту школу. А основной задачей обучения и воспитания в школе стало выявление и развитие в ребёнке его природных наклонностей, но при этом главным условием реализации данной задачи стала свобода самого ученика в обучении.

Школа Радости стала универсальной школой. Здесь изучались предметы по схеме тривиума и квадривиума семи свободных искусств: грамматика, риторика, арифметика, диалектика, геометрия, астрономия и музыка. На Гомере, Демосфене, Цицероне и Вергилии изучались греческие и латинские языки, ведь именно на них был написан весь учебный материал. История изучалась в рамках истолкования исторических событий, а в философии обращались к этическим учениям. Особое значение в этой школе отводилось искусству говорить. Витторино постоянно произносил то, что нужно уметь хорошо говорить и хорошо жить. Впервые именно в Школе Радости стало практиковаться изучение предметов посредством игры. Музыка являлась предметом эстетического воспитания человека.

Занятия в школе радости начинались рано и длились по 7 или 8 часов. Витторино да Фельтре был уверен в том, что чередование предметов – это самый верный подход. На умственные занятия чётко время не определяли, ведь педагог считал, что это зависит от степени одарённости ученика, на которого и времени не жалко. Умственная деятельность чередовалась с физическими упражнениями. Подвижности детей и физическому развитию отводилось также особое внимание, поскольку это было обусловлено данной эпохой. Многие его воспитанники были предназначены для военной службы.
Следовательно, именно здесь получила практическое развитие идея физического воспитания как необходимого условия формирования полноценной гуманистической личности.

Качество обучение в школе радости было очень высоким. Примером могут служить известные гуманисты – Лоренцо Валла, Лониго, Корраро, Перотти. Поэтому школа Витторино да Фельтре стала одной из уникальных авторских школ эпохи возрождения, и он одним из первых в практику воплотил идею Аристотеля о необходимости гармоничного воспитания детей, а также о соединении умственного, нравственного и физического воспитания.

В настоящее время Школа Радости бесследно не исчезла. Во многих современных школах присутствуют её черты: гуманистический подход к воспитанию и образованию, ценность желания постигать новые знания и развивать природные наклонности у детей, но при всём этом ребёнок должен чувствовать себя свободным. Школа Витторино да Фельтре также дала толчок к развитию в дальнейшем дифференцированного подхода в обучении. Она вошла в историю как авторская, универсальная, но при этом имеющая очень крепкую связь с современностью.

Литература:

1. Антохина В. А. Профессиональная лингводидактическая подготовка будущих учителей начальных классов к реализации развивающей функции обучения // Вестник ТГУ. № 12(56). 2007

2. Салимова К. И. , Безрогов Б. Г. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала Нового времени (исследования и материалы): Сб. науч. тр. / К. И. Салимовой, Б. Г. Безрогова. – М.:1990. -200 с.

3. Данте А. Малые произведения. – М., 1986

Ольга Пустакина
Особенности НМС «Детский сад-дом радости», автор Н. М. Крылова

В детском саду , в котором я работаю, уже 19 лет реализуется НМС "Детский сад - дом радости "(автор :Н. М. Крылова ) и это дает прекрасные результаты : выпускники детского сада показывают высокий уровень подготовки к школе, абсолютное большинство детей в начальных классах учатся на "4" и "5".

Почему «Детский сад – дом радости » научно – методическая система? Потому, что она включает в себя :

Программу, с её задачами, принципами, методами, ориентирами в развитии детей,

Технологию – научно разработанным проектом внедрения Программы в практику работы воспитателя с заранее заданными показателями эффективности. На каждый день разработаны маршрутные листы (перспективные планы, отражающие все виды деятельности детей, разработаны сценарии каждого дня от приема до позднего вечера детей 3-7 лет.

Инноватику – научное обоснование закономерностей внедрения технологии в практику работы.

Программа впитала все лучшее, созданное отечественными и зарубежными педагогами и психологами, сложившееся на основе взаимообогащения национальных культур разных народов. На нее оказали влияние исследования выдающихся ученых и разработки целого ряда научных школ, опыт новаторов-специалистов дошкольного воспитания различных регионов страны, прогрессивные идеи зарубежной педагогики, особенно гуманистические подходы в теориях формирования личности.

Обеспеченность Программы "Дома радости " Технологией и Инноватикой – вариант преодоления сложившейся в практике межпредметной, междеятельностной раздробленности, разобщенности парциальных программ и методик развития ребенка, что соответствует требованиям ФГОС. Ведь не для кого не секрет, что реализуемые комплексные программы "От рождения до школы", "Детство " и др. включают в себя ряд разобщенных программ, методик и только от уровня мастерства педагога зависит конечный результат. В Технологии «Дома радости » все направления развития связаны воедино, прописано все : начиная от организации развивающей среды и заканчивая детальной работой с каждым ребенком. Это позволяет добиваться устойчивых положительных результатов, не зависимо от стартовых возможностей детей.

Итак, воспитание дошкольника от 3 до 7 лет в «Детском саду - Доме радости » - это педагогическая система построения целостного процесса, направленного на содействие развития и саморазвития каждого воспитанника как неповторимой индивидуальности.

Она ориентирована на достижение и превышение стандарта дошкольного уровня образования, обеспечивающего основу целостного и разностороннего развития детей конкретного возраста, а также преемственность при переходе к следующему возрастному периоду. Жизнь ребенка в детском саду проходит целенаправленно, так как воспитателю дается научно разработанный сценарий каждого дня. Все виды деятельности : игра, труд, учеба связаны воедино и вытекают один из другого.

Направления Программы :

ПЕРВОЕ - приобщение ребенка к физической культуре, к здоровому образу жизни как к фундаменту общечеловеческой культуры, забота о здоровье и обогащение физического и психического развития воспитанника.

ВТОРОЕ - содействие разностороннему развитию и саморазвитию ребенка как индивидуальности в процессе выполнения им разных видов деятельности на уровне самостоятельности и творчества.

ТРЕТЬЕ - приобщение воспитанника к основам духовной культуры и интеллигентности.

Развивающая среда групп "Детского сада - дома радости " немного отлична от среды других программ. В группе есть экологическое окно отражающее экосистему. Оно содержит : воздух, воду, землю с растущими на ней травами, кустарниками, деревьями. На него, в соответствии с технологией, выставляются силуэты представителей фауны и ведется работа по обогащению знаний детей о том или ином животном. Имеются в группе тематические полочки :"Будущей постройки","регионального компонента","России","миров", "ассоциативного мышления","технической игрушки" и др.

Два раза в месяц меняется их содержание. Оформление данных полочек, работа по их материалам позволяет расширить зону "неясных знаний", расширить их кругозор, что оказывает огромное значение на развитие умственных способностей детей .

Особенность НМС есть и в приеме детей. Она состоит в том, что прием детей прописан по времени. Соотнеся пожелания, возможности родителей, воспитатели так строят график приема детей, чтобы с каждым ребенком была возможность проведения индивидуальной работы. Ведь кому - то достаточно сказать один раз и он это усвоит, а кому-то несколько раз. Дело в том, что в соответствии с Технологией занятие проводится только тогда, когда 70% детей усвоили материал, который будет обобщен на занятии. В итоге проведенной индивидуальной работы к занятию, дети знают весь материал и чувствуют себя уверенными, а успешность детей в познании создает мощный психологический стимул. Дети в садик бегут с радостью . Именно поэтому данную НМС и назвали «Дом радости » .

Главный персонаж технологии во второй младшей, средней группе - мишка, в старшей и подготовительной к школе группе - незнайка. Персонажи отражают саму суть детей данного возраста. Мишка - недотепа, дети всегда ему все объясняют, Незнайка - ничего не знает, дети его учат. Герои присутствуют в группе каждый день, дети их очень любят, потому что с ними всегда происходят забавные ситуации.

У многих дошкольных учреждений при введении ФГОС встает проблема интеграции образовательных областей, интеграции видов деятельности в воспитатель – образовательный процесс. В данной НМС таких проблем нет. Все настолько интегрировано, гармонично, что дети, не замечая того обучаются, развиваются, воспитываются.

Хочется затронуть одну из самых главных особенностей НМС , благодаря которой практически с трех лет у ребенка развивается потребность учиться, планировать свою деятельность от цели до результата, оценивать результат своей деятельности для саморазвития. Это методика «5 пальцев» . Благодаря ей, каждый воспитанник учится концентрировать усилия для достижения цели - как результата каждого вида деятельности. Деятельность рассматривается как модель - система из пяти компонентов : задумки, материала, инструментов, порядка действия и результата.

Данная взаимосвязь ярко моделируется пальцами руки :

1. Что я задумал сделать? О ком позаботиться?

2. Из чего буду делать?

3. Чем буду делать?

4. Буду делать по порядку…

5. У меня получилось то, что я задумал!

Происходит это всегда, независимо от вида выполняемой деятельности : задумал - доведи до результата! Именно поэтому выпускники "Дома радости " успешны в школе.

Данная методика " 5 пальцев" положена в основу разработанного алгоритма содействия овладению ребенком каждым видом деятельности, будь то игра, труд или учеба и назван Н. М. Крыловой "Лесенкой успеха". Каждому виду деятельности, по мнению автора программы , необходимо учить и учеба должна быть в удовольствие!

Что же представляет собой "Лесенка успеха"?

Первая ступенька "Лесенки успеха" (этап целенаправленной работы педагога) называется "театр взрослого". Цель педагога - вызвать у ребенка желание научиться выполнению демонстрируемой им деятельности. Здесь воспитатель - "артист", а ребенок - "очарованный зритель". "Научи меня, я тоже так хочу!" - вот тот итог, который должен быть услышан педагогом на данной ступеньке "Лесенки успеха".

Вторая ступенька - "желанные", "вкусные" собеседники. Цель педагога - содействовать ребенку (с учетом его возраста, темперамента, характера, пола) в овладении им деятельностью до уровня самостоятельности, а затем и до уровня творчества. Однако существует необходимое условие : успех воспитателя зависит от желания ребенка; поэтому программа воспитателя будет выполнена только тогда, когда она станет программой самого ребенка (Л. С. Выготский) .

Третья ступенька - фронтальная форма обучения (занятие, труд, игра и т. д.) . Цель педагога двойная : с одной стороны, предоставить ребенку возможность в коллективе сверстников самоутвердится в самодеятельности, а с другой - в форме общегрупповой организации диагностировать достижения каждого воспитанника в той деятельности, которую он осваивал в индивидуальном обучении. Здесь воспитатель выступает в роли "дирижера" или "режиссера", а дети - "оркестр заботливых исполнителей" с нравственной направленностью поведения.

Четвертая ступенька "Лесенки успеха" - внутренний "театр" ребенка. По мере достижения уровня самодеятельности он стремится к проявлению своей одаренности - к творчеству. Дошкольник способен к сотрудничеству со сверстниками, к развитию коллективных взаимоотношений, создающих новые возможности для саморазвития каждого как индивидуальности. Цель педагога - любоваться ребенком, радоваться самовыражению им своей индивидуальности. Воспитатель здесь словно "очарованный зритель", а ребенок - "артист".

Нельзя не сказать, что в программе много таких режимных моментов, каких не встретишь в других программах. Это : "минутка тишины" и "минутка шалости", опробование, "мамины и папины" занятия и др. О «маминых и папиных» занятиях следует остановиться поподробнее. В соответствии с ФГОС предусмотрено взаимодействие с родителями, а не работа с родителями, как было раньше. Именно эти занятия позволяют осуществлять данную задачу. Родители приходят в группу и принимают непосредственное участие в воспитательно – образовательном процессе. Они шьют платья для кукол, делают скворечники, кормушки для птиц, ящики под рассаду, изготавливают вертушки и пр.

Хочется заметить, что в программе полностью разработана система мониторинга по всем направлениям развития детей.

Основные характеристики воспитанников «Дома радости » :

1. Дети учатся делать так, чтобы то, что они задумали, получилось.

2. Достигая в каждом исполняемом виде деятельности результата, воспитанник учится быть успешным и наслаждаться радостью от успеха . Он открывает смысл необходимости учиться в школе.

3. У ребенка на основе развития самосознания проявляется потребность самоутверждения, которая побуждает его многократно пробовать, экспериментировать, исследовать причины того, что не получилось прежде.

4. Выполнение каждого вида деятельности обязательно взрослым мотивируется нравственной направленностью (посредством включения игрового персонажа - Мишки, Незнайки) . Нравственная направленность проявляется в любви, заботе и уважении к себе, а также к сверстникам и взрослым.

Педагоги, работающие по программе "Детский сад - дом радости " понимают, что каждый день недели - это тот день жизни, который неповторимо строит судьбу девочки и мальчика, да и тех взрослых, которые их окружают.


Маркиз Мантуанский предоставил для Витторино и его учеников один из своих любимых дворцов, носивших название «Casa Giojosa», т.е. «Дом празднества». Витторино дал ему название «Casa Giocosa», т.е. «Дом игр». Как выражается один итальянский историк, «бывший дворец стал действительно домом литературных игр и умственных наслаждений, после того как перестал быть домом роскошных празднеств».
Местоположение школы было великолепно. Она стояла на возвышенности с чудным видом на реку Минчио, на одной из окраин города.

Вероятно, согласно указаниям Витторино, дом был заново декорирован, стены были украшены фресками, изображавшими играющих детей. Вообще все помещение школы и ее положение были настолько привлекательны, что вполне оправдывали название «Casa Giocosa». Под этим названием эта школа перешла и в историю. Мы будем ее называть «Счастливый дом», или «Дом счастья».
«Дом счастья» имел внушительные размеры: все комнаты были высокие с обилием света и воздуха, коридоры были также светлые и широкие. Витторино полагал, что красота и привлекательность обстановки содействуют здоровой умственной работе. В этом отношении он стоял на точке зрения, резко противоположной той, которая доминировала в середине века, когда полагали, что нездоровая, некрасивая местность особенно пригодна для устройства университетов или вообще учебного заведения.
«Счастливый дом», наоборот, был окружен с трех сторон прекрасным большим лугом, примыкавшим одной своей частью к реке. Луг пересекало несколько широких дорог, вдоль которых были посажены чудные деревья. Витторино весьма ценил этот луг, так как он служил для игр воспитанников.
Не следует забывать, что в школе Витторино все учащиеся были пансионерами и что это входило, по-видимому, в планы Витторино, так как только при таком условии он считал возможным достижение вполне успешных результатов.
Хотя «Счастливый дом» по своей внешности и оставался дворцом, Витторино убрал из него всю роскошную по тому времени обстановку и вообще все лишние украшения, так что дети и юноши жили в сущности в скромной обстановке. Наиболее замечательным обстоятельством было, однако, то, что все ученики жили совершенно в одинаковых условиях и что с ними как сам Витторино, так и его помощники обращались совершенно одинаково. Лень, дерзость или непослушание, кто бы ни оказывался в этом виновен, наказывались одинаково, без каких-либо послаблений для детей знати.
Впрочем, Витторино приходилось весьма редко прибегать к наказаниям. Он жил со своими воспитанниками как отец со своими детьми, и даже отдавался им гораздо более, чем это может сделать отец.
В самом деле, Витторино не имел других интересов кроме детей: он их учил, вместе с ними ел, вместе с ними играл, вместе с ними отправлялся на экскурсии и т. п. Дети любили его и, вообще говоря, беспрекословно ему повиновались. Бывало, однако, что тех или иных приходилось подвергать наказанию, причем Витторино не отказывался принципиально даже от физического наказания, представляя его как альтернативу удаления из школы. lt;...gt;
Задача Витторино как пропагандиста гуманитарного воспитания заключалась в гармоническом развитии всего человека - его тела, ума, характера, и в этом отношении он стоит выше других замечательных педагогов своего времени, хотя бы Гуарино, который стремился, главным образом к тому, чтобы сделать из своих учеников знатоков латинского и в особенности греческого языка.

Витторино считал главной своей задачей приготовить будущих граждан, людей жизни, людей дела, таких людей, для которых литературные или научные интересы не могли бы заслонить очередных животрепещущих задач окружающей действительности.
Само собой разумеется, его ученики употребляли много времени на изучение латинского и греческого языков - ведь мы находимся на эпохе полного расцвета идей и увлечений Возрождения. Однако подобно другим даровитейшим выразителям идей этой достопамятной эпохи и даже в большей мере, чем многие из них, Витторино не закрывал глаз на важность других областей знания помимо классических языков. У него замечалось даже стремление к сообщению своим ученикам известной энциклопе- дичности знаний. lt;...gt;
Еще замечательнее практиковавшиеся в «Счастливом доме» методы обучения. Первоначальные сведения по арифметике сообщались детям посредством игр, причем, как говорил Витторино, он в этом случае шел по стопам древних египтян. Геометрии он учил вместе с черчением, с работами по измерению площадей и объемов по съемке. Напомним, кстати, читателям, что Витторино был выдающимся математиком.
Далее в школе Витторино учили алгебре, астрономии, которой Витторино заменил прежнюю астрологию. Даже естественная история не была забыта Витторино, хотя, конечно, она проходилась в таком виде, который соответствовал младенческому состоянию этой отрасли знаний в описываемое нами время.
В центре всех школьных занятий были все-таки классические языки, причем латинский язык изучался как язык живой, разговорный, каким он в то время в значительной степени и был, особенно в Италии. Есть основание думать, что и греческий язык изучался так же, как живой язык, причем применялся разговорный метод...
Значительный вклад в педагогику эпохи Возрождения внес знаменитый французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1483 - 1553). Представив в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» едкую, красочную сатиру на бесплодность и беспомощность средневековой учености, он выстраивает систему нового воспитания. В него входят средства физического воспитания, прежде всего режим, прогулки, некоторые физические упражнения. Особое значение он придает знакомству ученика с явлениями природы, наблюдениям, беседам о виденном. Он отбрасывает средневековое учение о греховности плоти, едко высмеивает лицемерие и ханжество в поведении служителей церкви, утверждает религию как любовь к людям.
Сочинения Франсуа Рабле пользовались большой популярностью и были переведены на многие европейские языки.

Представитель северной части Европы, выходец из Голландии Эразм Роттердамский (1469-1536) снискал себе славу своим сочинением-памфлетом «Похвальное слово глупости». Это высмеивание бесплодности схоластических дискуссий, показ отупляющего их влияния на человека. Гуманист утверждал нравственное значение приобщения к урокам античности, глубокого знания древних языков, истории, литературы.
Оценивая в целом значение учений педагогов-гуманистов в истории педагогической мысли, можно утверждать, что хотя влияние идей педагогов эпохи Возрождения на последующую практику школьного дела в Европе было сравнительно невелико, однако они внесли значительный вклад в историю развития педагогической мысли своей критикой схоластической учености, идеями о значении в образовании подлинных знаний о мире, об активности способов обучения, гуманистических основаниях организации процесса учения, уважения личности ребенка.
Их сочинения вошли в золотой фонд развития педагогики, обогатили ее не только своим содержанием, но и как блестящие образцы оригинальной и яркой формы педагогического знания.
Фрэнсис Бэкон
О схоластической науке
Этот род выродившейся учености господствовал среди схоластиков: обладая острым и сильным умом и обильным досугом, они могли лишь очень мало разнообразить свое учение; их ум был заключен в узкий мир немногих авторов (главным образом Аристотеля, их властителя), подобно тому как они сами были заключены в кельи монастырей или учебных заведений; они почти не знали ни истории природы, ни истории человечества, и их ум из количественно ограниченного материала, но при непрерывном напряжении остроумия начал ткать трудолюбиво ту научную паутину, которую мы находим в их произведениях. Ведь остроумие и рассудок человека, если он обрабатывает материал, полученный им из созерцания творений Бога, приноравливается к предмету, который ставит ему известные границы; но если он имеет себя самого своим объектом и все черпает изнутри, как паук паутинные нити, тогда его работа бесконечна, тогда он ткет паутину учености, поражающую тонкостью ткани, но несущественную и бесполезную.
Публ. по: Хрестоматия по истории педагогики / Сост.
И.Ф.Свадковский. - М., 1936. - Т. 1. - С. 99.
Рекомевдуемая литература Безрогое В. Г., Мошкова Л. В., Огородникова И. И. Концептуальная модель историко-педагогического процесса в средневековой Европе // Все-

мирный историко-педагогический процесс: Концепции, модели, историография. - М., 1996. Евстафьев П. В. Начальные основания педагогики: Учебник для институтов, гимназий и учительских семинарий: Настольная книга для родителей и воспитателей. - СПб., 1880. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. - М, 1989-1990. -Вып. 1.-Ч. 1-2. Культура Возрождения и Средние века / Под ред. Л.С.Чиколико. - М., 1992. Очерки истории школы и педагогики за рубежом / Под ред. К. И. Салимовой. - М., 1988. - Ч. 1. - Гл. 4. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. - Л., 1938. - Кн. 1. - Гл. 14, 15, 21-24. Хофман Ф. Мудрость воспитания: Пер. с нем. - М., 1979. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. - М., 1991.