По литературе

Программа 12 шагов для наркозависимых описание. Христианский благотворительный фонд "старый свет"

12 шаговая программа для алкоголиков представляет собой эффективную методику реабилитации, позволяющую человеку, страдающему алкогольной зависимостью, избавиться от данного недуга, сделав свою жизнь более качественной. Как действует данная программа, на чем она основана и каких результатов помогает добиться?

Краткая характеристика методики

Поэтапная шаговая программа, состоящая из 12 ступеней, была разработана американскими учеными еще в 1930 году. Со временем этот метод борьбы с пагубной привычкой и реабилитации бывших алкоголиков получил достаточно широкое распространение в странах Европы и Азии. В Российской Федерации методика «12 шагов» тоже появилась довольно давно и успела завоевать положительные отзывы со стороны пациентов и позитивные характеристики от специалистов медицинской сферы.

В основе программы лежит осознание физической и психологической неспособности наркозависимых самостоятельно справиться со своей проблемой. Пациентам в рамках методики оказывается специализированная помощь квалифицированных медиков и психиатров. Конечной целью программы из двенадцати шагов является достижение полного выздоровления, избавление от зависимости и радикальное изменение образа жизни.

Таким образом, у бывших алкоголиков изменяется система жизненных ценностей и приоритетов. Представленная методика является исключительно психологическим способом воздействия на сознание наркоманов и алкозависимых людей, и на сегодняшний день именно этот способ борьбы считается наиболее действенным и эффективным.

Преимущества методики

Методика «12 шагов», разработанная специально для реабилитации бывших алкоголиков, обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с другими способами избавления от пагубных привычек. Рассмотрим их более подробно:

  1. Программа достаточно проста и доступна для понимания большинства пациентов.
  2. Методика предполагает достижение доверительных отношений и близкого контакта между пациентов и специалистом, что крайне важно для успеха и благоприятных результатов.
  3. Метод «12 шагов» не включает в себя использование каких-либо медикаментозных препаратов и радикальных терапевтических вмешательств, что весьма благоприятно для общего состояния здоровья пациента и помогает исключить возможность развития побочных эффектов и нежелательных реакций организма.
  4. Данная методика представляет собой поэтапную, последовательную программу, каждый шаг которой плавно вытекает из предыдущего. В результате организм и сознание алкоголиков претерпевают мягкую, плавную перестройку с достаточным временем на должную адаптацию.
  5. Во время терапевтического процесса пациент находится в сообществе таких же алкоголиков. По мнению психологов, этот фактор способствует укреплению мотивации, настраивает больного на успех и укрепляет его веру в собственные силы.
  6. Методика «12 шагов» уже на протяжении достаточно длительного времени используется для лечения и реабилитации наркоманов, людей, страдающих алкогольной зависимостью. Продолжительная практика доказала высокую эффективность, действенность и безопасность программы.
  7. Несомненным плюсом методики является ее универсальность. Метод «12 шагов» прекрасно подойдет для реабилитации людей с разным уровнем интеллектуального развития, менталитетом и индивидуальными особенностями.

В этом видео говорится о методике 12 часов:

Пошаговое описание

Реабилитационная методика для наркозависимых пациентов включает в себя 12 последовательных шагов, которые необходимо преодолеть людям, стремящимся вернуться к нормальной жизни, избавившись от тяжких пороков навсегда.

12 шагов анонимных наркоманов следующие:

  1. Осознание проблемы и собственного бессилия перед ней. Для большинства алкоголиков это наиболее сложный и тяжелый этап.
  2. Человек приходит к осознанию того, что выход все же существует. Кто-то видит опору в Боге и молитвах, а кто-то находит поддержку, обращаясь к психоаналитику или строго соблюдая принципы реабилитационной программы.
  3. 3-й шаг предполагает развитие глубокого доверия к выбранной человеком высшей силе, способствующей его исцелению. Пациентов учат брать на себя ответственность за собственные поступки и принятые решения.
  4. Человек анализирует собственную жизнь, трезво оценивает сильные и слабые стороны своей личности, ищет ошибки, совершенные в прошлом.
  5. 5-й шаг предполагает искреннее признание собственных заблуждений перед Богом, близкими людьми, самим собой.
  6. На данном этапе человек четко осознает свое желание исправить сложившуюся ситуацию, кардинально изменив собственную жизнь путем избавления от пагубной зависимости.
  7. На 7-ом этапе ощущение вины перерождается в запасы внутренней энергии, которые человек может затратить на работу над собой. На данном этапе для человека особенно важна поддержка и позитивный опыт других людей, успешно победивших данную болезнь.
  8. Качественное изменение жизненной позиции и взаимоотношений с окружающими людьми. Искренне раскаявшись, человек делает все необходимое, чтобы исправить ситуацию и искупить свою вину перед этими людьми.
  9. Исправление ситуации, раскаяние и возмещение ущерба, нанесенного окружающим. Это важно для дальнейшей успешной реабилитации, поскольку позволяет избавиться от чувства вины и груза прошлого, подготавливая базу для построения новой жизни.
  10. Самоанализ, поиск ошибок и путей их исправления.
  11. 11-й шаг предполагает активное духовное развитие пациента, молитвы, медитации, духовные практики способствуют поиску внутреннего успокоения, укреплению силы духа и нравственному росту.
  12. Достижение полного исцеления, продолжение самосовершенствования и построение новой жизни. Данный этап предполагает помощь другим людям, страдающим проблемами наркотической или же алкогольной зависимости.

В этом видео показан семинар по методике 12 шагов.

Созависимость – это самостоятельный отказ от свободы, когда главным для человека становится кто или что угодно, но не он сам. Программа 12 шагов для созависимых способствует устранению таких проблем путем перестройки собственной личности. Она направлена на глубокий анализ жизни созависимого и возвращение контроля над ней. В результате человек учится правильно проживать свои эмоции, адекватно воспринимать себя, окружающий мир и других людей, взаимодействуя с ними без страха и страданий. Он обретает самоуважение, становится способен на гармоничные отношения.

Внимание!

Ваш близкий до сих пор употребляет? Уже пробовали лечиться, но снова срыв? Не знаете как вести себя с зависимым? Мы знаем, как вам помочь! Бесплатная консультация врача-нарколога по телефону 8-800-200-99-32. Анонимно!

Проявления созависимости

Больной, страдающий алкогольной, наркотической или любой другой химической зависимостью, как правило, живет в семье. Его заболевание отражается на всех родственниках, самые близкие из которых нередко страдают созависимостью. Основными характеристиками такого состояния являются:

Проявления описанных выше состояний затрагивают все стороны личности – психическую, мировоззренческую, поведенческую, ценностную, физиологическую. Поэтому избавляться от созависимости нужно комплексно, используя специальную программу.

Суть программы «12 шагов»

Терапевтическая 12-шаговая программа для созависимых основывается на создании групп самопомощи по принципу широко известных Обществ Анонимных Алкоголиков. Эти программы были созданы в Америке для лечения алкозависимых, а затем начали использоваться для решения практически всех зависимостей и психологических нарушений.

К сведению:

Занятия по программе «12 шагов» проходят анонимно. Их целью является помощь в осознании своей проблемы, ее решении и дальнейшем недопущении. Кроме того, в группах для созависимых помогают выработать правильную линию поведения в отношениях с больным родственником.

Сами 12 шагов заключаются в следующих действиях:

Самым сложным из 12 шагов избавления от созависимости является первый шаг, требующий признания своего бессилия и невозможности контролировать собственную жизнь. Трудность первого шага обусловлена тем, что человек не умеет признавать свои ошибки и слабости. Или даже если признает их, то начинает закрывать глаза, приспосабливаясь жить с этим. Поэтому столь важно осознать именно собственное бессилие и согласиться получить постороннюю помощь.

Для осуществления указанных действий программа «12 шагов» для созависимых предусматривает 2 этапа:

  1. теоретический – лекции, семинары, чтение рекомендованной литературы;
  2. практический – большое количество упражнений в письменной и устной форме, выполняемых индивидуально или в группе, а также разные виды терапии – гештальт, адлерианская, юнгианская, когнитивно-поведенческая, телесно-ориентированная и другие.

Сделав эти 12 шагов от созависимости, человек признает существующую проблему, находит выход из нее и начинает жить свободно.

Длительность участия в программе определяется индивидуально. Как правило, она составляет 1 год. Но если человеку этого недостаточно, он может быть ее участником до полного выздоровления без ограничения периода.

Принципы 12-шаговой программы для созависимых

Каждая группа данной программы – это сообщество людей, объединенной одной психологической болезнью, которую они отлично знают «изнутри». Здесь нет удивления, непонимания или презрения к тем или иным поступкам и мыслям. В группе можно и нужно открыто рассказывать обо всех волнующих темах и собственных чувствах. Это значительно помогает наладить отношения не только с близкими людьми, но и с обществом в целом, включая:

  1. преодоление социальной изоляции;
  2. устранение зависимости от общественного мнения;
  3. разрушение стены между человеком и социумом.

Кроме того, сама программа «12 шагов» для созависимых строится на следующих принципах:

Специально разработанная 12-шаговая программа для созависимых общепризнанна и одобрена в большинстве стран. В ее основу положена идея того, что имеющий созависимость человек должен научиться активно взаимодействовать с другими людьми, которые страдают таким же заболеванием. Помогая выздоравливать другим, он в первую очередь помогает себе, поскольку самоанализ становится одним из главнейших принципов устранения собственной зависимости.

Внимание!

Информация в статье, носит исключительно информационный характер и не является инструкцией к применению. Проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом.

Чтобы решать проблему, нужно знать, в чем она заключается. Пока мы не знаем, в чем заключается проблема, мы не можем ее решить. Пока мы не знаем, в чем заключается проблема, мы будем делать неправильные шаги для ее решения раз от раза.

Развернуть ▾

Свернуть ▴

История создания прогрраммы

Существует программа «12 шагов». Откуда, вообще, это взялось и откуда появилась эта программа? Она берет корни в далеких 30-х годах прошлого столетия. То есть представляем. Вот сейчас взять Россию или другую какую-то большую страну - Китай или Америку, вот Америка. В Америке, в Нью-Йорке, в крупнейшем городе центральная больница, где работает главный врач, Уильям Силкворт - был такой врач главный, доктор медицинских наук.

Это был очень состоятельный человек в свое время, и он еще играл на бирже. То есть он вкладывал свои деньги, зарабатывал хорошую зарплату и вкладывал в игру на бирже. Великая депрессия в Америке, и он теряет всё свое благосостояние. Когда-то он проходил интернатуру, ему нравилось помогать алкоголикам. И он встречается со своим другом, владельцем центральной этой больницы крупнейшей в Нью-Йорке, и тот предлагает ему работу очень низкооплачиваемую (я не помню сколько он предложил, какие-то совсем копейки) - помогать алкоголикам. В то время еще алкоголизм не был признан заболеванием. По-моему, только в 1953 году алкоголизм признали болезнью.

Тот принимает приглашение, потому что ему всегда нравилось помогать этим людям, которым никто не знал, как помочь. И через его руки, через его больницу прошли тысячи, наверное, десятки тысяч алкоголиков, которым врачи искренне пытались помочь. И к нему попадает на лечение биржевой, наверное, не маклер, а биржевой аналитик, человек, который обладал миллионами долларов, был очень богатый. Но в результате этого кризиса тоже разорился, у которого прогрессирующий алкоголизм на протяжении длительного времени. Он попадает в доктору Силкворту в тяжелейшем состоянии. Тот приводит его в порядок, делает ему капельницы, легкие физические упражнения, хорошее питание, режим. Он приводит его в порядок, отпускает его. Через две недели тот опять попадает к нему в тяжелейшем запое. Так происходит несколько раз.

Суть программы 12 шагов

Как уже известно, программа «12 шагов» - это программа предназначена для работы с зависимыми людьми. Многие считают, что придумали ее именно зависимые, но это не так, несмотря на то, что первый шаг говорит: «Мы признали, что мы бессильны перед алкоголем, наркотиками, перед зависимостью, что наша жизнь стала неуправляемой.»

В принципе зависимому человеку необходимо признать, что у него существует такая проблема. Потому что пока человек не признает, что у него есть проблема. соответственно, решать ее не нужно. А мешает зависимому человеку признать эту проблему ее отрицание или анозогнозия. Анозогнозия - это отрицание своей болезни.

Так же признать человеку зависимость мешает его семья. По их мнению это стыдно. Родственники любят, жалеют и поэтому даже дают деньги, но признать наличие болезни они не хотят, потому что не хотят, чтобы их сына или дочь называли наркоманом.

Нужно обратить внимание на разницу понятий «любовь» и «жалость». Это совсем разны чувства. Родственники, которые именно жалеют и дают деньги, в некоторой степени делают это из-за чувства вины. Они сами отрицают, что он наркоман. Это стыдно, страшно и вынуждает решать какую-то непонятную проблему.

Следствием этого всего винегрета в голове из чувств, из мыслей и так далее, вот этого хаоса то, что мы финансируем употребление наркотиков наших близких. Мы создаем для них условия, чтобы они употребляли наркотики. Мы даем им деньги, крышу над головой и так дальше. Существуют особо наглые наркоманы, которым нужен iPhone, кроссовки Nike, автомобиль, работа и так далее - кто на что горазд. Но это только вначале. А потом ничего не надо. Потом надо тарелка супа, чуть-чуть денег, где переночевать и принять душ иногда.

Мы не ответственны за свою болезнь, но мы отвечаем за свое выздоровление! (Один из лозунгов выздоравливающих зависимых)

«12 шагов». От начала и до конца

Программа «12 шагов» - это не программа одного шага, двух шагов или трех шагов, или четырех шагов. В большинстве центров России (в 99% центров России) за год реабилитации люди проходят с 1-го по 3-й шаг, иногда 4-й. Это имеет глубокие корни искажений программы «12 шагов».

Изначально программа «12 шагов» делалась, вообще, в несколько сессий по одному часу. Люди делали все 12 шагов. Потому что ресурс 12-ти шагов - это не ресурс 4-х шагов. Изменение личности происходят с 4-го по 9-й шаг, трансформация личности происходит. Когда люди попадают в реабилитационный центр и за целый год изучают три шага или четыре, то как бы их трансформация не происходит. Они в условиях дисциплинарного какого-то заведения ведут себя правильно, но внутренне глубоких изменений не происходит. 12 шагов - это программа, в первую очередь, счастливой жизни: как научиться жить счастливо. Если сделать только три шага, то это, по сути, только принять решение решать проблему.

Основные 12 шагов, которые избавляют от боли и которые они учатся практиковать в течение дня. Это внутренняя работа через мысли, через ощущения к действиям, которые они как бы в теплице учатся применять. Это внутренняя работа.

Второе - это социальный рост по карьерной лестнице в терапевтическом сообществе. И если здесь они больше брали, то здесь они учатся отдавать. Зрелая личность - это личность, которая берет полную ответственность за то, что происходит с ним в жизни, которая может делать самоанализ, проводить работу над ошибками: что я здесь сделал не так, как изменить действия, чтобы получать другие результаты.

Если брать зависимого человека, человек, который употребляет наркотики. По статистике сейчас раньше, потому что сейчас наркотики очень быстро сводят человека с ума, и родители узнают. Но часто у родителей есть такая психологическая защита - они не хотят обращать внимание, что с детьми что-то происходит не то. Как есть отрицание у зависимых людей, что он наркоман, так есть у родителей отрицание того, что это может произойти в моей семье.

Заблуждения родственников зависимого

Грубейшие заблуждения родственников, которые не оставляют шанса на выздоровление своим близким:

  1. Они верят, что их близкий возьмется за ум и бросит употреблять. Правда в том, что он не может бросить, не смотря на последствия, силу воли и необходимость. Его собственный разум толкает его употребить еще один раз, который, кстати, может стать фатальным.
  2. Они верят, что употребление наркотиков и алкоголя - это дело выбора. Он употребляет потому, что выбирает употреблять. Правда в том, что у него нет другого выбора, есть только один - употреблять.
  3. Они верят, что как-то само собой всё уладится. Болезнь осложнена тем, что затронуты все аспекты человеческой личности: тело, психика, окружение и духовность. Своим больным разумом больной не может вылечить свой больной разум.
  4. Родственники верят, что угрозы, скандалы, уговоры и тому подобное остановят его, и он начнет жить, как все нормальные люди.
  5. Они верят, что изменение обстановки вокруг, работа, семья или друзья помогут человеку бросить наркотики.
  6. Родственники думают, что есть тяжелые и легкие наркотики, что если их близкие балуются травой или спайсом, то это ничего страшного. Тяжелых или легких наркотиков не бывает. Каждый раз приобретая дозу через интернет у неизвестных лиц, зависимый рискует своей жизнью. Концентрация действующего вещества в таком пакетике никому не известна, в том числе, розничным распространителям наркотиков.
  7. Родственники верят, что если они в очередной раз помогут зависимому справиться с последствиями употребления, то он сделает выводы и больше так поступать не будет. Правда: зависимый не в состоянии контролировать употребление любых психотропных препаратов, изменяющих сознание. Также зависимый не в состоянии управлять своей жизнью, мыслями, эмоциями, поступками и их последствиями. Соответственно, чем дальше вы его спасаете, тем глубже копаете ему могилу. Необходимо прекратить совершать те действия, которые не приводят вас к желаемому результату, признать свою несостоятельность в этой ситуации и обратиться за помощью к профессионалам.

Второй шаг к выздоровлению

Американский предприниматель, очень обеспеченный человек Рональд Хазард прошел все возможные способы лечения в Америке, и он продолжает пить. У него есть возможности для лечения у любого врача на земном шаре. И он хочет лечиться у Зигмунда Фрейда. Он связывается с Фрейдом, говорит: «Доктор, возьмите меня на лечение. Любые деньги». Фрейд говорит: «Извините, я уже стар, и я никого не лечу». Он едет в Европу и находит его учеников. У того два основных ученика - Адлер и доктор Карл Юнг. Тот едет сначала к Адлеру, говорит: «Возьми меня на лечение. Любые деньги». Он говорит: «При всем желании - не могу. Потому что у меня расписаны все пациенты на длительное время - на год вперед». И тогда он едет ко второму самому сильному ученику Фрейда - к доктору Юнгу и говорит: «Возьми меня на лечение». Он говорит: «Хорошо». Тот селится рядом с ним и раз в неделю ходит на психологический анализ к доктору Карлу Юнгу и выполняет его рекомендации, приходит в себя. И через год он пишет, что так хорошо себя не чувствовал никогда. И Рональд говорит: «Мне казалось, что я знаю все о скрытых работах, механизмах, пружинах своей психики. Я знаю всё.» Он садится на корабль, плывет в Америку и напивается. В ужасе от того, что происходит, возвращается к Юнгу и говорит: «Доктор, что со мной? Я напился. Я в запой ушел». Юнг говорит: «Ну, по всей видимости, ты относишься к той разновидности алкоголиков, которые неизлечимы. Тебе, наверное, нужно нанять охрану или провести окончание жизни в комнате, изолированной от алкоголя».

Представьте, человек, который обладает всеми возможностями, самый великий, то есть всё, последняя инстанция, говорит: «Ты неизлечим». Он говорит: «Как будто ворота ада разошлись у меня под ногами». Он говорит: «А бывают ли исключения?» И Юнг ответил, что исключения бывают только тогда, когда неизлечимые алкоголики каким-то образом получают жизненно важный духовный опыт, когда их ценности, их эмоции и их действия вдруг меняются под каким-то воздействием. Нужно получить каким-то образом жизненно важный духовный опыт. И тогда у этих людей происходит коренной перелом в их психике, глубокие психические перемены. Суть второго шага заключается в поисках более могущественнейшей силы.

Принцип второго шага

Художественный фильм «Меня зовут Билл W» рассказывает об истории создания «12 шагов». В Америке это считается лучшим изобретением ХХ века. Миллионы людей спаслись от зависимости. Не только от алкоголизма, не только от наркомании, от игровой зависимости, от зависимости от еды, от азартных игр. Есть фильм тоже старый «Дни вина и роз» и есть фильм, который называется «Деньги на двоих» с Аль Пачино.

Рональд начинает ходить на оксфордские группы, которые практикуют эти 6 шагов. И у него получается не пить. И один из принципов этих оксфордских групп - нести весть тем, кто страдает. Он приходит в тюрьму, где сидит алкоголик, которого зовут Эбби Тетчер. Эбби - сын мэра маленького города американского, который пил когда-то с Биллом Вилсоном очень сильно. И вот они вместе отжигают. И вот Эбби Тетчер семья говорит: «Послушай, ты нас позоришь. Давай-ка ты в деревню. У нас в деревеньке есть домик, езжай-ка ты туда, приходи в себя, прекращай пить. Пока не придешь в себя. Давай занимайся домом, покрась его, приведи в порядок.»

Этот Эбби Тетчер красит этот домик, выходит любоваться, что он такой покрашенный, такой красивый. И вдруг голуби загадили его. У Эбби Тетчера включается одержимость ума. Он бежит в дом, хватает дробовик и разносит этот домик к чертовой бабушке. Соседи вызывают полицию, его арестовывают, потому что он невменяемый. И вот к этому Эбби Тетчеру приходит Рональд, берет его на поруки и говорит: «Послушайте, я, кажется, нашел способ, чтобы не пить. Я сам алкоголик. Дайте мне его на поруки». И Эбби Тетчер начинает практиковать шаги, эти абсолюты оксфордских групп и «6 шагов» оксфордских групп и остается трезвыми два месяца.

И у Эбби все получилось. Потому что он понял, что надо ориентироваться на идею того Бога, о котором тебе рассказывали, а не того, которого ты придумал сам. Эбби говорит: «У тебя может быть своя собственная высшая сила, которая поможет тебе бросить пить. Тебе не надо ориентироваться на моего Бога». И это было, на самом деле, великим открытием, потому что с помощью этого принципа спались миллионы зависимых людей в мире. Потому что во втором шаге есть такое задание, а именно написать качество и характеристики той силы, которая может помочь вернуть здравомыслие и помочь решить проблемы с зависимостью.

Суть третьего шага

Третий шаг говорит о том, что мы препоручили нашу волю и нашу жизнь под заботу Бога, как каждый из нас понимал его. Смысл в том, что каждый сам должен выбрать для себя высшую силу. Нужно впустить в свою жизнь какие-то новые принципы, новые правила.

Третий шаг говорит о том, что нужно препоручить свою волю и жизнь.

Воля - это наше желание, это свобода выбора.

Жизнь - это полнота духовных и нравственных сил, которых и нет как раз у зависимого человека. Человеческая воля может проявляться в различных других направлениях, но не в том, что связано с наркотиками и алкоголем.

Нужно просто начать делать то, чего никогда не делали. Какие-то революционные идеи.

До 1939 года в Америке практикуют шаги оксфордской группы. Количество участников достигло больше 100 человек и они решают написать книгу, чтобы вот этот рецепт, как у них получается не пить и вести полноценный образ жизни, счастливыми, радостными передать остальным.

Они поняли, что устная информация искажается. Они подумали, что они сделали открытие. И так оно и произошло. И они решили эту программу простую, духовную программу «12 шагов» анонимных алкоголиков, запечатлеть в книге. Она так и называется «Анонимные алкоголики», эта книга, где написан рецепт, как делать эти простые шаги для того, чтобы произошел тот глубокий, коренной перелом психики, о которой говорил доктор Юнг Рональду. Это называется разными словами в книге: «духовным пробуждением», «глубокими психическими переменами» и так далее. Но суть в следующем: что каким-то образом они нашли рецепт, чтобы изменить вот этот одержимый ум.

Четвертый шаг программы «12 шагов»

Четвертый шаг - это очень глубокий психоанализ..

Четвертый шаг звучит так: «мы глубоко и бесстрашно исследовали себя с нравственной точки зрения. Мы посмотрели на свою жизнь, честно написав на белой бумаге черным по белому ошибки, которые мы совершили, обиды и злость, которые мы испытывали на людей.»

В принципе, первые три шага являются подготовкой. Они пока еще мышление не меняют. Они говорят: «Посмотри на свою жизнь: что происходит с твоим умом, с телом и вообще на последствия своего употребления. Ты сам не можешь, тебе нужна какая-то сила, и тебе нужно принять решение: сделать то, что ты никогда не делал».

И четвертый этот шаг говорит о том, что нужно сделать инвентаризацию своей жизни. Посмотреть на те качества, накопленные внутри нас, которые нам мешают жить.

Третий шаг образно говорит: «Тебе надо уйти с поста управителя своей жизни. Тебе надо перестать верить в твою голову, которая тебя убивает».. А если ты это не сделаешь, то тебе нужно начать жить не на основе того, что ты обучался всю жизнь принципам и правилам, которые в твоей жизни не работают, которые приводят тебя к употреблению раз от раза, от которых мучаешься ты, от которых мучаются твои близкие, а тебе нужно начать жить на основе новых каких-то принципов. И для того чтобы научиться жить на основе этих принципов, давай, посмотри на всю свою жизнь внутри, на то, что ты накопил: обиды, злость, нечестность, какой ущерб ты нанес людям.

В нашем центре мы проходим полную программу с зависимыми!Хотите узнать больше? Консультация - бесплатна!

Программа «12 шагов» для зависимых – одна из возможностей навсегда победить недуг. Этот факт уже давно подтвержден научным сообществом, ему даны психологические, психолого-терапевтические и иные обоснования. Главной целью реабилитационной программы «12 шагов» с первого дня ее существования было освобождение человека от пристрастия.

Исторические данные: первоначально программа «12 шагов» была внедрена для анонимных алкоголиков. А началось все в 1935. Тогда американец Уилсон, пьющий долгие годы, не раз попадавший в больницу, не употреблял 6 месяцев. Внезапно у него возникло непреодолимое желание выпить. И он решил найти человека с похожей проблемой, чтобы помочь ему. Так он познакомился со Смитом. Через 3 года группа разрослась, еще через 10 месяцев появилась программа реабилитации «12 шагов».

Сегодня программа активно применяется по всему миру и дает отличные результаты. По мнению специалистов, основные причины успеха программы «12 шагов» для наркозависимых (лудоманов, алкоголиков) – опора не только на личные внутренние ресурсы, но и на эмоциональную поддержку людей с такой же болезнью. Полная анонимность терапии, отсутствие денежной составляющей тоже играют немаловажную роль.

Программа «12 шагов»: описание

Базис программы – признание человеком своей зависимости как тяжкой болезни. Главный принцип программы «12 шагов» для анонимных алкоголиков (наркоманов, игроманов) – общение с людьми, столкнувшимися с теми же трудностями. Попадая в среду, где его понимают, ему сочувствуют, его поддерживают, зависимый психологически открывается. Он начинает делиться успехами, опасениями, неудачами. Подобная взаимопомощь помогает больному в постоянной работе над собой.

Каковы же эти ступени, которые должен пройти каждый зависимый по программе «12 шагов»?

  • Первый шаг – признание собственных ошибок, бессилия перед недугом, невозможность бороться только лишь своими силами. Эта стадия важна, поскольку только понимание, что контроль над жизнью утерян, способно подтолкнуть любителя выпивки или психоактивных веществ к действиям.
  • Второй шаг – отказ от своей исключительности. Человек должен допустить, что существует некая Сила (Бог, профессионал и т.д.) А он – вовсе не центр мира.
  • Шаг третий реабилитационной программы «12 шагов»мотивация, осознанный отказ от пристрастия.
  • Шаг четвертый – анализ свой жизни и поступков: честный, искренний, с разных точек зрения.
  • Пятый шаг – примирение со своим внутренним «Я»: признание ошибок, избавление от чувства вины, ощущения полной изоляции.
  • Шаг шестой программы «12 шагов» для зависимых предполагает готовность человека к изменениям, его нацеленность на результат.
  • Седьмой шаг основывается на смирении, без которого невозможна глобальная перестройка ценностных предпочтений.
  • Восьмой шаг программы реабилитации «12 шагов»составление списка тех, кому зависимый причинил страдания своими действиями. Это помогает больному лучше понять чувства окружающих.
  • Шаг девятый – исправление ошибок. Он дает возможность алкоголику или наркоману шанс избавиться от отягощающего сознание чувства вины и двигаться дальше.
  • Десятый шаг программы «12 шагов» анонимных алкоголиков – подобие подведения итогов. На этом этапе зависимый оценивает свое новое «Я» вместе с его достоинствами и недостатками.
  • Шаг одиннадцатый – социализация. Приобретение навыков общения без выпивки и наркотиков.
  • Двенадцатый шаг – помощь другим, тем, кто находится в начале долгого пути.

Специалисты отмечают, что первый шаг программы «12 шагов» дается пациентам труднее остальных. Но именно он является основополагающим. Программа «12 шагов» для созависимых работает по аналогичной схеме, ведь эти люди в большинстве случаев испытывают те же сложности, что и сам наркоман.

Причины действенности применения программы «12 шагов» для наркозависимых (алкоголиков, игроманов).

Основная масса наркологов, психотерапевтов и специалистов по зависимостям считают, что успех реабилитационной программы «12 шагов» заключается не только в анонимности. Атмосфера доверия и понимания, сплоченность, взаимная поддержка, наличие внутригрупповых этических норм – все это составляющие результативности терапии.

В центрах «Ключи» по всей России мы применяем собственные, разработанные индивидуально методы лечения различных зависимостей (наркотической, алкогольной, игровой), сочетая их с программой реабилитации «12 шагов». Подобный комплексный подход позволяет добиваться высокого процента положительных исходов. Большинство наших пациентов ПОЛНОСТЬЮ отказываются от пристрастий и НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ к ним вновь.

В последнее время формы болезненной зависимости от психоактивных веществ — наркомания, токсикомания, алкоголизм — принято объединять общим термином "зависимость от химически активных соединений", или для краткости "химическая зависимость". Больной, страдающий химической зависимостью, редко живет в полной изоляции. Обычно он живет либо в родительской, либо в им созданной семье с детьми и женой (мужем). Химическая зависимость одного из членов семьи неизбежно нарушает внутрисемейные взаимоотношения. В большинстве семей, в которых проживают больные с химической зависимостью, обнаруживаются осложнения, которые в последние 15 лет стали обозначаться термином созависимость (со — приставка, указывающая на совместность, сочетанность действий, состояний).

Созависимость является не только мучительнымсостоянием для страдающего ею (подчас более мучительным, чем сама химическая зависимость), но и для членов семьи, принимающих такие правила и формы взаимоотношений, которые поддерживают семью в дисфункциональном состоянии. Созависимость — это фактор риска рецидива химической зависимости у больного, фактор риска возникновения различных нарушений в потомстве, в первую очередь риска химической зависимости, почва для развития психосоматических заболеваний и депрессии.

Когда говорят о низкой эффективности лечениябольного с химической зависимостью, то часто сетуют на то, что "больной вернулся в ту же среду". Действительно, среда может способствовать рецидиву болезни, особенно внутрисемейная среда.

Химическая зависимость — семейное заболевание. Естьтеории, рассматривающие химическую зависимость как симптом дисфункции семьи. Из этого следует, что система наркологической помощи должна предусматривать не только лечение зависимости от алкоголя, наркотиков, но и лечение созависимости. Помощь необходима как больному, так и другим родственникам, проживающим совместно с ним.

Дефиниция созависимости

Единой, всеобъемлющей дефиниции созависимости не существует. Поэтому приходится прибегать к описанию феноменологии этого состояния. После рассмотрения многих определений в литературе этого состояния я приняла в качестве рабочего следующее: "Созависимый человек — этот тот, кто полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека, и совершенно не заботится об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей".

Созависимыми являются:

1) лица, находящиеся в браке или близких отношениях с больным химической зависимостью;

2) лица, имеющие одного или обоих родителей, больных химической зависимостью;

3) лица, выросшие в эмоционально-репрессивных семьях.

Родительская семья созависимых

Созависимые происходят из семей, в которых имели место либо химическая зависимость, либо жестокое обращение (физическая, сексуальная или эмоциональная агрессия), а естественное выражение чувств запрещалось ("не реви", "что-то ты развеселился очень, как бы плакать не пришлось", "мальчикам плакать нельзя"). Такие семьи носят название дисфункциональных.

Семья — это главная система, к которой принадлежит каждый из нас. Система — это группа людей, взаимодействующих как одно целое. Поскольку все части этой системы находятся в тесном контакте, то и улучшение (ухудшение) состояния одного из членов семьи неизбежно отражается на самочувствии других. Чтобы вся семья могла лучше функционировать, необязательно ждать, когда больной химической зависимостью обратится за лечением. Жизнь семьи может существенно улучшиться, если хотя бы один из созависимых членов ее начнет выздоравливать от созависимости.

Наивысшая цель семейной психотерапии — помощь в превращении дисфункциональной семьи в функциональную.

Признаки дисфункциональной семьи:

  1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий.
  2. Вакуум интимности
  3. Замороженность правил и ролей
  4. Конфликтность во взаимоотношениях
  5. Недифференцированность "я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все")
  6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной
  7. Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия
  8. Склонность к полярности чувств и суждений
  9. Закрытость системы
  10. Абсолютизирование воли, контроля.

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.

Признаки функциональной семьи:

  1. Проблемы признаются и решаются
  2. Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества)
  3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся
  4. Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности
  5. Родители делают то, что говорят
  6. Ролевые функции выбираются, а не навязываются
  7. В семье есть место развлечениям
  8. Ошибки прощаются, на них учатся
  9. Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.
  10. Любой из признаков функциональной семьи может стать целью одного из занятий по групповой психотерапии. Сравнительные характеристики функциональных и дисфункциональных семей в сжатом виде можно представить следующим образом.

Сравнение функциональных и дисфункциональных семей

Функциональные семьи

Дисфункциональные семьи

Гибкость ролей, взаимозаменяемость функций

Негибкость ролей, функции ригидны

Правила гуманны и способствуют гармонии, поощряется честность

Правила негуманны, им невозможно следовать

Границы признаются и уважаются

Границы либо отсутствуют, либо ригидны

Коммуникации прямые; чувства открытые, свобода говорить

Коммуникации непрямые и скрытые; чувства не ценятся

Поощряется рост и независимость; индивиды способны видеть конфликты

Поощряется либо бунтарство, либо зависимость и покорность; индивиды неспособны разрешать конфликты

Исход: приемлемый и конструктивный

Исход: неприемлемый и деструктивный

Воспитание в дисфункциональной семье формирует те психологические особенности, которые составляют почву созависимости. Рассматривать созависимость только как ответную реакцию на стресс в семье в виде химической зависимости у одного из членов было бы неверно. Стресс выступает как триггер, пусковой механизм, чтобы имевшаяся почва пришла в движение. Здесь уместно напомнить обассортативности браков больных алкоголизмом. Ассортативность браков — это отклонение от панмиксии при выборе брачного партнера. Иными словами, ассортативность — это не случайный выбор супруга, а выбор по наличию определенных признаков. Как правило, подобный выбор делается неосознанно. Ассортативность браков при химической зависимости подтверждается тем, что супруги больны” чаще подвержены аналогичному заболеванию, чем представителиобщей популяции. Второе доказательство заключается в том, что семьи супругов отягощены случаями зависимости не менее часто, чем семьи самих больных с зависимостью. Известно, что дочери больных алкоголизмом отцов выходят замуж за тех мужчин, которые уже больны алкоголизмом или могут заболеть в будущем. Ассортативностью объясняется также и то, что повторный брак часто оказывается также "алкогольным", как и первый.

Из практики групповой психотерапии жен больных химической зависимостью следует, что в группе из 12 женщин обычно 9 человек являются дочерями больных алкоголизмом отцов или матерей.

Основные характеристики созависимости

Низкая самооценка — это основная характеристика созависимых, на которой базируются все остальные. Отсюда вытекает такая особенность созависимых, как направленность вовне. Созависимые полностью зависят от внешних оценок, от взаимоотношений с другими, хотя они слабо представляют, как другие должны к ним относиться. Из-за низкой самооценки созависимые могут постоянно себя критиковать, но не переносят, когда их критикуют другие, в этом случае они становятся самоуверенными, негодующими, гневными. Созависимые не умеют принимать комплименты и похвалу должным образом, это может даже усиливать у них чувство вины, но в то же время у них может портиться настроение из-за отсутствия такой мощной подпитки своей самооценки, как похвала, "словесные поглаживания" по Э. Берну. В глубине души созависимые не считают себя достаточно хорошими людьми, они испытывают чувство вины, когда тратят на себя деньги или позволяют себе развлечения.

Они говорят себе, что ничего не могут делать как следует из-за боязни сделать ошибку. В их сознании и лексиконе доминируют многочисленные "я должна", "ты должен", "как я должна вести себя с моим мужем?" Созависимые стыдятся пьянства мужа, но также стыдятся и самих себя.

Низкая самооценка движет ими, когда они стремятся помогать другим. Не веря, что могут быть любимыми и нужными, они пытаются заработать любовь и внимание других и стать в семье незаменимыми.

Компульсивное желание контролировать жизнь других. Созависимые жены, матери, сестры больных с зависимостью — это контролирующие близкие. Они верят, что в состоянии контролировать все. Чем хаотичнее ситуация дома, тем больше усилий они прилагают по ее контролю. Думая, что могут сдерживать пьянство близкого, контролировать восприятие других через производимое впечатление, им кажется, что окружающие видят их семью такой, какой они ее изображают. Созависимые уверены, что лучше всех в семье знают, как должны развиваться события и как должны себя вести другие члены. Созависимые пытаются не позволять другим быть самими собой и протекать событиям естественным путем. Для контроля над другими созависимые используют разные средства — угрозы, уговоры, принуждение, советы, подчеркивая тем самым беспомощность окружающих ("муж без меня пропадет").

Попытка взять под контроль практически неконтролируемые события часто приводит к депрессиям. Невозможность достичь цели в вопросах контроля созависимые рассматривают как собственное поражение и утрату смысла жизни. Повторяющиеся поражения усугубляют депрессию.

Другим исходом контролируемого поведения созависимых является фрустрация, гнев. Боясь утратить контроль над ситуацией, созависимые сами попадают под контроль событий или своих близких, больных химической зависимостью. Например, жена больного алкоголизмом увольняется с работы, чтобы контролировать поведение мужа. Алкоголизм мужа продолжается, и фактически именно алкоголизм контролирует ее жизнь, распоряжается ее временем, самочувствием и пр.

Желание заботиться о других, спасать других. Кто работает в области наркологии, наверное, слышал от жен больных химической зависимостью: "Хочу спасти мужа". Созависимые любят заботиться о других, часто выбирая профессии врача, медсестры, воспитательницы, психолога, учителя. Забота о других перехлестывает разумные и нормальные рамки. Соответствующее поведение вытекает из убежденности созависимых в том, что именно они ответственны за чувства, мысли, действия других, за их выбор, желания и нужды, заихблагополучие или недостаток благополучия и даже за саму судьбу. Созависимые берут на себя ответственность за других, при этом совершенно безответственны в отношении собственного благополучия (плохо питаются, плохо спят, не посещают врача, не удовлетворяют собственных потребностей).

Спасая больного, созависимые лишь способствуют тому, чтоон продолжает употреблять алкоголь или наркотики. И тогда созависимые злятся на него. Попытка спасти никогда не удается. Это всеголишь деструктивная форма поведения и для зависимого, и для созависимого.

Желание спасти больного так велико, что созависимые делают и то, что в сущности не хотят делать. Они говорят "да" тогда, когдаим хотелось бы сказать "нет", делают для близких то, что те сами могут сделать для себя. Они удовлетворяют нужды своих близких, когдатене просят их об этом и даже не согласны, чтобы созависимые это для них делали. Созависимые больше отдают, чем получают в ситуациях, связанных с химической зависимостью близкого. Они говорят и думают за него, верят, что могут управлять его чувствами и не спрашивают, чего хочет их близкий. Они решают проблемы другого, а в совместной деятельности (например, ведение домашнего хозяйства) делают больше, чем им следовало бы делать по справедливому разделению обязанностей.

Такая "забота" о больном предполагает некомпетентность, беспомощность и неспособность его делать то, что делает за него созависимый близкий. Все это дает основание созависимым чувствовать себя постоянно нужными и незаменимыми.

"Спасая" химически зависимого больного, созависимые неизбежно подчиняются закономерностям, известным под названием "Драматический треугольник С. Карпмана" или "Треугольник власти".

Треугольник С.Карпмана

Созависимые пытаются спасать других потому, что для них это легче, чем переносить дискомфорт и неловкость, а порой и душевную боль, сталкиваясь с неразрешенными проблемами. Созависимые не говорят: "Это очень плохо, что у тебя такая проблема. Чем я могу тебе помочь?" Их ответ таков: "Я здесь. Я это сделаю за тебя".

Если созависимый человек не научится распознавать моменты, когда ему надо быть спасателем, то он будет постоянно позволять другим ставить себя в положение жертвы. Фактически сами созависимые участвуют в процессе собственной виктимизации. Драма развивается по принципу треугольника С. Карпмана.

Сдвиг ролей в треугольнике сопровождается изменением эмоций, причем довольно интенсивных. Время пребывания созависимого человека в одной роли может длиться от нескольких секунд донескольких лет, за один день можно двадцать раз попеременно побывать в роли спасателя — преследователя — жертвы. Цель психотерапии в данном случае заключается в том, чтобы научить созависимых распознавать свои роли и сознательно отказываться от роли спасателя. Профилактика состояния жертвы заключается в сознательном непринятии роли спасателя.

Чувства. Многие поступки созависимых мотивированы страхом, который является основой развития любой зависимости. Страх столкновения с реальностью, страх быть брошенной, страх, что случится самое худшее, страх потери контроля над жизнью и т. д. Когда люди находятся в постоянном страхе, у них появляется прогрессирующая тенденция к ригидности тела, духа, души. Страх сковывает свободу выбора. Мир, в котором живут созависимые, давит на них, неясен им,полон тревожных предчувствий, ожиданий плохого. В таких обстоятельствах созависимые становятся все более ригидными и усиливают свой контроль. Они отчаянно пытаются сохранить иллюзию построенного ими мира.

Помимо страха у созависимых могут преобладать в эмоциональной сфере и другие чувства: тревога, стыд, вина, затянувшееся отчаяние, негодование и даже ярость.

Есть, однако, еще одна характерная особенность эмоциональной сферы — обнубиляция чувств (затуманивание, неясность восприятия) либо даже полный отказ от чувств. По мере длительности стрессовой ситуации в семье у созависимых растут переносимость эмоциональной боли и толерантность негативных эмоций. Способствует росту толерантности такой механизм эмоционального обезболивания,как отказ чувствовать, потому что чувствовать слишком больно.

Жизнь созависимых протекает так, как будто и не воспринимается всеми чувствами. У них как бы утрачены навыки распознаваниями понимания своих чувств. Они слишком поглощены удовлетворением желаний других людей. Одно из определений созависимости гласит. "Созависимость — это отказ от себя". Созависимые даже думают,что не имеют права на свои чувства, они готовы отречься от своегочувственного опыта.

Кроме того, что созависимые утратили естественную связь со своими чувствами, они еще привыкли к искажению чувств. Они усвоили, что можно испытывать лишь приемлемые чувства. Созависимаяжена хочет видеть себя доброй, любящей, но на самом деле испытывает чувство негодования по поводу пьянства мужа. В результате ее гнев трансформируется в самоуверенность. Трансформация чувств происходит подсознательно.

Гнев занимает большое место в жизни созависимых. Они чувствуют себя уязвленными, обиженными, рассерженными и обычно склонны жить с людьми, которые чувствуют себя точно так же. Они боятся собственного гнева и гнева других людей. Проявление гнева часто используется для того, чтобы держать на расстоянии от себя того, с кем трудно строить взаимоотношения — "Я сержусь, значит он уйдет". Созависимые стараются подавить свой гнев, но это не приводит к облегчению, а лишь усугубляет состояние. В связи с этим созависимые могут много плакать, длительно болеть, совершать отвратительные поступки для сведения счетов, проявлять враждебность и насилие. Созависимые считают, что их "заводят", вынуждают злиться, и поэтому они наказывают за это других людей.

Вина и стыд — часто присутствуют в их психологическом состоянии. Они стыдятся как собственного поведения, так и поведения своих близких, страдающих химической зависимостью, поскольку у созависимых нет четких границ личности. Стыд может приводить к социальной изоляции, чтобы скрыть "позор семьи", созависимые перестают ходить в гости и приглашать людей к себе.

Негативные чувства в силу своей интенсивности могут генерализовываться и распространяться на других людей, в том числе на психотерапевта. Легко возникает ненависть к себе. Сокрытие стыда, ненависти к себе могут выглядеть как надменность и превосходство (еще одна трансформация чувств).

Отрицание. Созависимые используют все формы психологической защиты: рационализацию, минимизацию, вытеснение и пр., но более всего отрицание. Они склонны игнорировать проблемы или делать вид, что ничего серьезного не происходит ("просто вчера опять он пришел пьяный"). Они как будто уговаривают себя в том, что завтра все будет лучше. Порою созависимые постоянно заняты чем-то, чтобы не думать о главной проблеме. Они легко обманывают себя, верят в ложь, верят всему, что им сказали, если сказанное совпадает с желаемым. Самым ярким примером легковерия, в основе которого лежит отрицание проблемы, является ситуация, когда жена больного алкоголизмом продолжает десятилетиями верить, что он бросит пить и все само собой изменится. Они видят только то, что хотят видеть, и слышат только то, что хотят слышать.

Отрицание помогает созависимым жить в мире иллюзий, поскольку правда настолько болезненна, что они не могут ее вынести. Отрицание — это тот механизм, который дает им возможность обманывать себя. Нечестность даже по отношению к себе — это утрата моральных принципов, ложь неэтична. Обман себя — это деструктивный процесс как для самого индивида, так и для других. Обман — форма духовной деградации.

Созависимые отрицают у себя наличие признаков созависимости.

Именно отрицание мешает мотивировать их на преодоление собственных проблем, попросить помощи, затягивает и усугубляет химическую зависимость у близкого, позволяет прогрессировать созависимости и держит всю семью в дисфункциональном состоянии.

Болезни, вызванные стрессом. Жизнь созависимых сопровождают телесные недуги. Это психосоматические нарушения, такие, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, колиты, гипертензия, головные боли, нейроциркуляторная дистония, астма, тахикардия, аритмия и др. Созависимые легче, чем другие люди, становятся зависимыми от алкоголя либо от транквилизаторов.

Они болеют от того, что пытаются контролировать то, что в принципе не поддается контролю (чью-то жизнь). Созависимые много работают. Они содержат в порядке вещи. Много сил тратят на то, чтобы выжить, из-за чего у них развивается функциональная недостаточность. Появление психосоматических заболеваний свидетельствует о прогрессировании созависимости.

Оставленная без внимания, созависимость может привести к смерти из-за психосоматического заболевания, невнимания к собственным проблемам.

Таким образом, проявления созависимости довольно разнообразны. Они касаются всех сторон психической деятельности, мировоззрения, поведения человека, системы верований и ценностей, а также физического здоровья.

Параллелизм проявлений зависимости и созависимости

Некоторые авторы считают, что созависимость является такой же болезнью, как и зависимость. Мы не вполне разделяем эту точку зрения. Возможно, созависимость скорее отвечает критериям патологического развития личности. В любом случае созависимость можно глубже понять, опираясь на термины описательной психологии, чем на термины, обозначающие психические нарушения. Глубокое понимание личности в особенности необходимо тогда, когда мы стремимся оказать ей психологическую, а не медикаментозную помощь.

Чем бы ни являлась созависимость - отдельной болезнью, реакцией на стресс или развитием личности, - сравнение этого состояния с зависимостью лишь помогает глубже понять изучаемое явление.

Созависимость — зеркальное отражение зависимости. Основными психологическими признаками любой зависимости является триада:

Обсессивно-компульсивное мышление, когда речь идет о предмете зависимости (об алкоголизме, наркотиках);
- отрицание как форма психологической защиты;

утрата контроля. Химическая зависимость поражает как индивида, так и его семью:

Физически;
- психологически;
- социально.

Указанные выше признаки относятся и к созависимости. Сходство зависимости и созависимости усматривают в том, что оба состояния:

а) представляют собой первичное заболевание, а не симптом иного заболевания;
б) приводят к постепенной физической, психической, эмоциональной и духовной деградации;
в) при невмешательстве могут привести к преждевременной смерти;
г) при выздоровлении требуют системного сдвига как в физическом, так и в психологическом плане.

Пристрастие к алкоголю и наркотикам и созависимость в равной степени отбирают у больного и его близких, совместно с ним проживающих, энергию, здоровье, подчиняют себе их мысли, эмоции. В то время как больной навязчиво думает о прошлой или будущей выпивке (потреблении химических веществ), мысли его жены (матери) столь же навязчиво направлены на возможные способы контроля над его поведением.

Для наглядности представим параллелизм проявлений обоих состояний в виде таблицы.

Таблица. Параллелизм проявлений зависимости и созависимости

Признак

Зависимость

Созависимость

Охваченность сознания предметом пристрастия

Мысль об алкоголе или другом веществе доминирует в сознании

Мысль о близком, больном химической зависимостью, доминирует в сознании

Утрата контроля

Над количеством алкоголя или другого вещества, над ситуацией, над своей жизнью

Над поведением больного и над собственными чувствами, над своей жизнью

Отрицание, минимизация, проекция

"Я не алкоголик", "Я не очень много пью"

"У меня нет проблем", проблемы у моего мужа"

Рационализация и другие формы психологической

защиты

"Друг пригласил на день рождения"

Агрессия

Словесная, физическая

Словесная, физическая

Преобладающие чувства

Душевная боль, вина, стыд, страх

Душевная боль, вина, стыд, ненависть, негодование

Рост толерантности

Увеличивается переносимость все больших доз вещества (алкоголь, наркотики

Растет выносливость к эмоциональной боли

Синдром похмелья

Для облегчения синдрома требует новая доза вещества, к которому имеется пристрастие

Порвав взаимоотношения с зависимым человеком, созависимые вступают в новые деструктивные взаимоотношения

Опьянение

Часто повторяющееся состояние в результате употребления химического вещества

Невозможность спокойно, рассудительно, т.е. трезво, мыслить

Самооценка

Низкая, допускающая саморазрушающее поведение

Физическое здоровье

Болезни печени, сердца, желудка, нервной системы

Гипертензия, головные боли, "невроз" сердца, язвенная болезнь

Сопутствующие психические нарушения

Депрессия

Депрессия

Перекрестная зависимость от других веществ

Зависимость от алкоголя, наркотиков, транквилизаторов может сочетаться у одного индивида

Помимо зависимости от жизни больного, возможна зависимость от транквилизаторов, алкоголя, и др.

Отношение к лечению

Отказ от помощи

Отказ от помощи

Условия выздоровления

Воздержание от химического вещества, знание концепции болезни, долгосрочная реабилитация

Отстранение от человека, с которым имеются длительное время близкие отношения, знание концепции созависимости, долгосрочная реабилитация

Эффективные программы выздоровления

Программа 12 шагов, психотерапия, группы самопомощи типа АА

Программа 12 шагов, психотерапия, группы самопомощи типа Ал-Анон

Перечень сходных признаков, представленных в таблице, не является исчерпывающим. Как зависимость, так и созависимость являются длительным, хроническим состоянием, приводящим к страданиям и деформации духовной сферы. У созависимых эта деформация выражается в том, что они вместо любви питают к близким ненависть, теряют веру во всех, кроме себя, хотя своим здоровым импульсам тоже не доверяют, испытывают жгучее чувство ревности, зависти и безнадежности. Жизнь у зависимых больных и их созависимых близких проходит в условиях социальной изоляции (общение с собутыльниками не является полноценным).

Химическую зависимость часто называют болезнью безответственности. Больной не отвечает ни за последствия употребления химического вещества, ни за разрушение своего здоровья, он также безответ-ственнен по отношению к другим членам семьи, не выполняет родительских обязанностей. Созависимые лишь внешне производят впечатление сверхответственных людей, однако они в равной степени безответственны к своему состоянию, к своим потребностям, к своему здоровью и тоже не могут выполнять родительских обязанностей.

Преодоление созависимости

Для преодоления созависимости применяется программа, включающая в себя: образование по вопросам зависимости и созависимости, семейная система, индивидуальная и групповая психотерапия, семейная психотерапия, супружеская терапия, а также подкрепление в виде посещения групп самопомощи типа Ал-Анон, чтение литературы по соответствующей проблеме.

В лечебных центрах США, где семейные программы являются стационарными, лица, включенные в программу, заняты практически с 8 часов утра до 22 часов, проводя ежедневно следующие мероприятия: лекции, групповые обсуждения в малых группах, постепенное освоение программы 12 шагов, обучение техники релаксации и преодоления стресса, прослушивание лекций бывших пациентов об их собственном опыте, просмотр видеофильмов, индивидуальное консультирование, работа с литературой, заполнение опросников, ведение дневника чувств.

Наш собственный опыт оказания помощи созависимым охватывает лишь такие формы работы, как лекции, индивидуальное консультирование и индивидуальная психотерапия. Главным же методом и наиболее желательным является групповая психотерапия. Дополнительно к этому у нас практикуется ведение дневника с выполнением домашних заданий, чтение рекомендуемой литературы. После завершения программы психотерапевт рекомендует продолжать занятия, способствующие выздоровлению, в группах Ал-Анон.

Само собой разумеется, что психотерапевт лишь предлагает лечение, а созависимый индивид выбирает его или отвергает, т.е. работа основана на принципе добровольности. Отсев обратившихся за помощью большой, но это не должно смущать психотерапевта, так как людям с таким состоянием свойственно сопротивление любому вмешательству. Девизом многих созависимых могли бы быть слова: "Умру, но не изменюсь".

Формирование психотерапевтических групп должно происходить после индивидуальной консультации, в ходе которой изучаются внутрисемейная ситуация, характер взаимоотношений между членами семьи и психическое состояние обратившегося за помощью. В процессе всего лечебного контакта больному с химической зависимостью предоставляется возможность обращаться за медицинской помощью в данное лечебной учреждение, где лечится созависимый родственник. В нашей практике в основном было так — первой за помощью обращалась супруга больного, а сам больной приходил на лечение через несколько месяцев после начала лечения супруги. В редких случаях лечение супругов было одновременным (он лечился стационарно, она амбулаторно). Около половины лиц, страдающих химической зависимостью, приходили на лечение после того, как их близкие включались в программу выздоровления от созависимости и делали определенные успехи.

Мы работали вначале с группами открытого типа, затем предпочтение стали отдавать группам закрытого типа, т.е. раз сформировавшись, группа уже не принимала новых членов. В группахзакрытого типа обеспечивается больший психологический комфорт для своихчленов. Оптимальная их численность 10-12 человек. Если в группе меньше лиц, то разнообразие ситуаций и мнений, которые служат основой для освоения новых навыков внутрисемейных взаимоотношений, недостаточно велико. Если число лиц в группе больше 12, то трудно выслушать мнение каждого. Если член группы не "выговорится" у него может остаться чувство неудовлетворенности.

Собственно групповой психотерапии предшествует образовательная программа с изложением концепции зависимости и созависимости, основных признаков созависимости, концепции дисфункциональной семьи, форм психологической защиты (6 лекций по 2 часа каждая). Проведение образовательной части программы, как впрочем и вся психотерапия в целом, обеспечивается творческим подходом к ней.

Темы лекций могут варьировать в зависимости отпотребностей группы, их интереса к тем или иным сторонам функционирования семей.

Ниже приводим краткое изложение тем, которые мы обсуждали в группах по преодолению созависимости. Обсуждение темы включало разнообразные виды психотерапевтических методов, которые по нашему мнению были уместными по ходу занятий. Начинались и заканчивались групповые дискуссии молитвами о спокойствии духа и молитвами, применяющимися в гештальт-терапии.

Занятие 1. Тема: "Распознавание и отреагирование чувств".

Цель занятия — научиться на практике в группе определять собственные чувства, видеть, как много сходного между членами группы в переживании отрицательных эмоций, и на примере одного из чувств понять, как можно отреагировать это чувство неразрушительным для себя и других образом.

После отчета о самочувствии в настоящий момент (это полезно проводить в начале и в конце занятия, когда видна динамика чувств) можно предложить в письменной форме выполнить следующее упражнение, а затем обсудить ответы каждого из участников группы. Очень часто как зависимые, так и созависимые испытывают страх. Страх — это выученная эмоция. Следовательно, путем нового обучения можно обуздать его.

Упражнение

  1. Перечислите 1 -2 из своих страхов, с которыми Вы сталкивались сегодня?
  2. Как эти страхи ограничивали Вашу жизнь сегодня?
  3. Что Вы можете сделать, чтобы уменьшить свои страхи?

При обсуждении ответов на вопросы можно подвести участников группы к более глубокому осмыслению страха через другие чувства. Страх — это чувство беспомощности, тревоги, беспокойства, ужаса, вызванное ожиданием опасности, боли, несчастья.

Что мы можем делать со своими страхами? Здесь суммируетсяопыт участников группы. В резюме такого рода можно включить следующее.

  1. Мы можем выбросить из своего лексикона негативные слова и фразы типа "Я ничего не могу поделать с собой..."
  2. Изучать программу 12 шагов
  3. Сбалансировать свою жизнь
  4. Расширить зону комфорта, идя на риск
  5. Упражняться в технике расслабления.

Список можно продолжить. Затем сделать упражнение на расслабление. Послушать в конце занятия отчет о самочувствии каждого участника группы.

Если есть желание у членов группы, то на других занятиях можно поработать аналогичным образом с другими эмоциями — гневом, стыдом либо с такой реакцией на чувства, как слезливость. Упражнения может составить либо сам психотерапевт, либо позаимствовать ихиз литературы.

К примеру, можно раздать листки с текстом: "Оценим свойобраз мыслей".

ОЦЕНИМ СВОЙ ОБРАЗ МЫСЛЕЙ

  1. никогда со мной так не бывало;
  2. редко так со мной бывало;
  3. часто так со мной бывает;
  4. всегда так бывает

Поставьте ту цифру напротив вопроса, которая соответствует Вашему мнению:

  1. Я боюсь позволить другим людям узнать меня поближе.
  2. Я боюсь неожиданностей.
  3. Я ищу недостатки вместо преимуществ в большинстве ситуаций.
  4. Я чувствую, что недостойна любви.
  5. Я чувствую себя хуже других людей.
  6. У меня есть склонность к постоянному труду, перееданию, азартным играм, употреблению алкоголя или других опьяняющих средств.
  7. Я мало забочусь о себе, предпочитая заботиться о других.
  8. Я не могу избавиться от переполняющих меня чувств, идущих из прошлого, таких, как гнев, страх, стыд, печаль.
  9. Я добиваюсь похвалы и признания, делая людям приятное, стремясь к совершенству и сверхдостижениям.
  10. Я слишком серьезна и мне трудно поиграть, подурачиться.
  11. У меня появились проблемы со здоровьем из-за постоянных волнений, стрессов.
  12. У меня сильно выражена потребность контролировать других, диктовать им свою волю.
  13. Я испытываю трудности в выражении своих чувств.
  14. Я не люблю себя.
  15. У меня в жизни часты кризисные ситуации.
  16. Мне представляется, что я стала жертвой тяжелых обстоятельств.
  17. Я боюсь быть отвергнутой теми, кого люблю.
  18. Я резко критикую себя, я не боюсь даже раздавить себя упреками.
  19. Я ожидаю худшего в большинстве случаев.
  20. Когда я совершаю ошибку, я представляюсь себе никчемным человеком.
  21. Я считаю других виноватыми во всех моих трудностях.
  22. Я живу воспоминаниями.
  23. Я закрыта для новых идей или новых способов делать дела.
  24. Я длительное время бываю расстроенной или злой из-за неприятностей.
  25. Я чувствую себя одинокой и в изоляции, и если окружена людьми.

СУММА БАЛЛОВ

25-54 —норма
55-69 —слегка смещено в сторону созависимости
70-140 —резко смещено. Надо избавиться от созависимости.

Домашнее задание.

  1. Опишите свои чувства на текущий момент в дневнике. Прочитайте, что хлынуло на вас, когда "открылись шлюзы".
  2. Найдите доверенного человека, которому можно все рассказать. Подходящим собеседником может быть тот, кто будет держать все в тайне, хорошо вас слушать, принимать вас такой, какая вы есть и который не будет стремиться вас спасать. Теперь поменяйтесь ролями и сами станьте таким слушателем. Опишите свои чувства в дневнике.
  3. Упражняйтесь в медитации. Одна из возможных медитаций на сегодня:

Сегодня я буду помнить, что чувства — важнейшая часть моей жизни. Я буду открытой для моих чувств в моей семейной жизни, в дружбе, на работе. Я позволю себе испытывать любые чувства и не буду судить себя за это. Люди могут лишь провоцировать те или иные чувства, но все чувства принадлежат мне. Я— истинная хозяйка своих чувств.

Занятие 2-е. Тема: "Контролирующее поведение".

Цель занятия — показать неэффективность контролирующего поведения и мотивировать участников терапии на отказ от него.

Можно обсудить следующий вопрос: как вы пытаетесь сдерживать пьянство (или употребление наркотиков) зависимого члена семьи? Отметьте те свои действия, которые приводили к желаемому результату, и те, которые оказались напрасными. Почти все действия, по опыту участников группы, бывают напрасными; удается лишь отодвинуть на какое-то время употребление и то редко. Тем самым становится очевидным факт неэффективности контролирующего поведения.

Путем экскурса в детство одного из участников группы можно показать истоки контролирующего поведения, которые, как правило, лежат в родительской семье, где часто нарушались права ребенка. Семья ценила слабость, послушание, безынициативность и отбирала право на риск. Появившееся тогда чувство бессилия привело к необходимости контролировать других. Ребенка учили: то, то ты хочешь делать, не совпадает с тем, что ты можешь делать. Сделаешь то, что хочешь — у тебя будут неприятности. Ребенок научился избегать неприятностей, т.е. научился делать то, что хотят другие. Отсюда полная концентрация внимания на жизни других и вера в возможность управлять жизнью больного с зависимостью.

На этом занятии можно обсудить некоторые из нижеприводимых вопросов:

  1. Сколько времени вам потребовалось, чтобы осознать неэффективность контролирующего поведения?
  2. Сближает ли вас с членами семьи контролирующее поведение?
  3. Вы не устали чувствовать себя ответственной за всех и все?
  4. Осознаете ли вы, что ваша энергия безгранична?
  5. Как реагируют другие на ваш контроль?
  6. Не усматриваете ли вы связи между контролирующим поведением и своим хроническим чувством неудовлетворенности жизнью?
  7. Как бы вы могли конструктивно использовать свои способности и свою силу?
  8. Ощущаете ли вы себя в глубине души сильной? Ваша беспомощность лежит лишь на поверхности?

Источник потребности контролировать других базируется на том, что нам всем необходимы любовь, безопасность и ощущение своей силы (значимости). Мы любили — нас отвергли. Результат — усиление контроля: мы пытаемся управлять другими и получать от них то, что нам нужно. Такое поведение сопровождается чувством, что ситуация выходит из-под контроля, что опасно. Мы боимся потерять контроль и над Другими, и над собой. И для обретения безопасности навязчиво контролируем. У всех нас есть подсознательное желание чувствовать себя более сильным, чем мы есть на самом деле. Это тоже источник желания контролировать других. Мы обманываем себя, когда думаем, что другие нуждаются в нашем контроле. Это мы нуждаемся в таком поведении, чтобы чувствовать надежные взаимоотношения.

В процессе обсуждения вышеприведенных положений следует подвести дискуссию к выводу о негативных последствиях контролирующего поведения, которое заключается в том, что оно:

Мешает нам чувствовать;
- мешает видеть реальность;
- приводит к напряжению во взаимоотношениях;
- блокирует доверие;
- блокирует отдачу и получение любви.

Особенно наглядны негативные последствия контролирующего поведения, если проследить долгосрочные взаимоотношения —отчуждение между контролирующими (строгими) родителями и взрослыми детьми, отчуждение в супружеских взаимоотношениях.

Однако, чтобы не усиливать чувство вины у членов группы, необходимо подчеркнуть, что контролирующее поведение — это не плохое и не постыдное поведение, а сигнал стресса, сигнал того, что что-то идет не так, как хотелось. Если мы контролируем, значит мы не можем получать от других то, что нам нужно, иным путем. Либо мы боимся потерять то, что имеем. Погребенными под контролем могут быть такие чувства, как страх, доверие, любовь, честность, обида, гордость, страстное желание чего-нибудь, гнев.

Как распознать приближение потребности контролировать других?

Такими опознавательными знаками могут служить:

Напряжение (например, если я решила что-то сделать для других, я чувствую напряжение. Если другие пытаются контролировать меня, я испытываю сопротивление);

Обвинение ("а, ты вечно...", "а, ты никогда...");

Немедленность, безотлагательность (чтобы что-то случилось, чтобы что-то не случилось);

Отказ чувствовать (уменьшение, отрицание, игнорированиекак своих чувств, так и чувств другого).

Когда мы не даем человеку права выбора, мы контролируем.Необходимо предоставлять возможность событиям протекать своим |естественным путем.

Контролирующее поведение имеет следующие характеристики:

  1. Это — инстинктивная реакция, в основе которой лежит чувство бессилия.
  2. Из-за сомнения в своих чувствах контролирующий человек не делает того, чего он хочет; хотел попросить помощи — не попросил, хотел сказать "нет", — сказал "да". В основе лежит ложное верование в то, что удовлетворять свои желания и нужды — нехорошо.
  3. Контролирующее поведение — это привычка. В голову не приходит мысль, что есть выбор и других форм поведения.
  4. Практика контролирующего поведения приводит созависимых к умозаключениям, от которых они чувствуют себя еще хуже (например, "я никому не нужна").
  5. Созависимые получают то, чего добиваются — негативного внимания. Другие игнорируют созависимых, что усиливает низкую самооценку.

Чтобы прекратить контролирующее поведение, необходимо наблюдать за этим инстинктом, доверять своим чувствам и восприятиям (то, что мы чувствуем, нормально; то, что мы воспринимаем, так и есть); каждый раз необходимо отмечать альтернативы — каковы последствия каждого выбора. Необходимо пересмотреть собственные предположения в отношении других и точно знать, что они чувствуют, что они думают. Надо искать удовлетворение собственным нуждам.

Контролирующее поведение обеспечивает нашу потребность в безопасности. Однако через контроль безопасность не достигается. Следовательно, необходимо сменить тактику — пойти на доверие, укрепить веру в свои силы. Подвести группу к выводу — рискнем доверять тем, кого мы любим.

Контролирующее поведение способствует проявлению бессилия во взаимоотношениях. Если мы чувствуем себя сильными, то отпадает потребность контролировать других. Необходимо стимулировать членов группы на то, чтобы они сфокусировали энергию и внимание на своем поведении, на своем выборе, на своих целях, и спросить их:

"Как вы себя чувствуете? Чем вы довольны собой, чем недовольны?" Задержать внимание на том, чем они довольны.

Выгоды от прекращения контролирующего поведения: высвобождение энергии, приятно и даже забавно чувствовать себя легче, свободнее. счастливее. Прекращение контроля — ключ к более простой и радостной жизни.

Домашнее задание

  1. Напишите список потребностей, которые вы начали удовлетворять.
  2. Когда вы не можете удовлетворить свои потребности сами, рискнете ли вы просить об этом надежных людей?

Занятие 3-е. Тема: "Отстранение".

Цель занятия — понять необходимость с любовью отстраниться от человека с химической зависимостью или от проблемы и обсудить, как это можно сделать.

Такая задача пугает созависимых, поскольку они путаютздоровую заботу о своих близких, любовь к ним с чрезмерной вовлеченностью в проблему химической зависимости.

Отстранение — это не есть холодная враждебная замкнутость,не лишение близкого любви и заботы. Отстранение означает высвобождение себя психологически, эмоционально, а иногда и физически из сетей нездоровых взаимоотношений с жизнью другого человека, отступить на некоторое расстояние от проблем, которых мы не можем разрешить.

Отстранение базируется на том, что каждый человек ответственен за себя, поэтому проблемы других людей мы не можем разрешить” тревога за другого не помогает. Когда мы отстраняемся, мы убираем руки с пульта ответственности за других людей и стремимся лишь к ответственности за себя.

На примере фактов, сообщенных членами группы во время настоящего обсуждения, необходимо подчеркнуть, что присутствующие здесь созависимые уже достаточно много сделали для того, чтобы разрешить проблемы своего близкого больного, и если проблему все же не удалось устранить, то теперь следует учиться жить либо несмотря на нее, либо вместе с ней. Хорошим приемом здесь может служить фокусировка на том, что есть хорошего в жизни созависимых в настоящее время, на чувстве благодарности.

Для усиления чувства благодарности можно попросить присутствующих перечислить все, за что они могут быть благодарны судьбе в настоящее время. Этот прием позволяет не думать о проблеме,в которую они вовлечены чрезмерно.

Отстранение означает приобретение навыка жить "здесь исейчас", в настоящем времени и без любимого выражения созависимых"Еслибы только...". Искореняются сожаления о прошлом и страхи всвязи с будущим. Отстранение включает в себя принятие реальности, фактов. Отстранение требует веры — в себя, в других людей, в естественный ход событий, в судьбу, помогает вере в Бога.

Отстранение — это здоровый нейтралитет.