По литературе

Но и как процесс развития. Развитие человека: понятия, процессы и методы исследования. Влияние среды на развитие человека


Всем известно, что на развитие человека во всех сферах может повлиять множество факторов. Все люди растут в индивидуальных условиях, совокупность которых определяет характерные черты личности каждого из нас.

Человек и личность

Такие понятия, как личность и человек, имеют ряд отличий. Человеком называют с рождения, это больше материальная характеристика. А вот личность, по своей сути, представляет понятие более сложное. В результате развития человека происходит его становление как личности в социуме.

Личность – это моральная сторона человека, которая подразумевает под собой все разнообразие качеств и ценностей индивидуума.

На формирование личностных качеств оказывают влияние семья, детские сады и школы, круг общения, интересы, финансовые возможности и многие другие факторы, подробнее о которых будет говориться дальше.

Процесс формирования личности человека


Естественно, что начало формирования в человеке его личности начинается, в первую очередь, с семьи. Воспитание и влияние родителей в большей степени находят отражение в поступках и мыслях ребенка. Поэтому к воспитанию молодым матерям и отцам стоит подходить ответственно и целенаправленно.

Что такое процесс развития?

Отрывок изЭссе «Византизм иславянство»

ГлаваVI. Что такое процесс развития?

Теперь мне предстоит оставить навремя иславян, инаше русское византийство иотвлечься отглавного моего предмета очень далеко.

Япостараюсь, однако, насколько есть уменя уменья, быть кратким.

Яспрошу себя прежде всего: что значит слово «развитие» вообще? Его недаром употребляют беспрестанно внаше время. Человеческий умвэтом отношении, вероятно, нахорошей дороге; онприлагает, может быть, очень верно идею, выработанную реальными, естественными науками кжизни психической, кисторической жизни отдельных людей иобществ.

Говорят беспрестанно: «Развитиеума, науки, развивающийся народ, развитый человек, развитие грамотности, законы развития исторического, дальнейшее развитие наших учреждений» ит.д.

Все это хорошо. Однако есть при этом иошибки; именно при внимательном разборе видим, что слово развитие иногда Употребляется для обозначения вовсе разнородных процессов или состояний. Так, например, развитый человек часто употребляется всмысле ученый, начитанный или образованный человек. Ноэто вовсе неодно итоже. Образованный, сформированный, выработанный разнообразно человек ичеловек ученый— понятия разные. Фауст— вот развитый человек, аВагнер уГете— ученый, нововсе неразвитый.

Еще пример. Развитие грамотности внароде мне кажется вовсе неподходящее выражение.

Распространение, разлитие грамотности— дело другое. Распространение грамотности, распространение пьянства, распространение холеры, распространение благонравия, трезвости, бережливости, распространение железных путей ит. дВсе эти явления представляют нам разлитие чего-то однородного, общего, простого.

Идеяже развития собственно соответствует втех реальных, точных науках, изкоторых она перенесена висторическую область, некоему сложному процессуи, заметим, нередко вовсе противоположному спроцессом распространения, разлития, процессу какбы враждебному этому последнему процессу.

Присматриваясь ближе кявлениям органической жизни, изнаблюдений которой именно ивзялась эта идея развития, мывидим, что процесс развития вэтой органической жизни значит вотчто:

Постепенное восхождение отпростейшего ксложнейшему, постепенная индивидуализация, обособление, содной стороны, отокружающего мира, асдругой— отсходных иродственных организмов, отвсех сходных иродственных явлений.

Постепенный ход отбесцветности, отпростоты коригинальности исложности.

Постепенное осложнение элементов составных, увеличение богатства внутреннего ивтоже время постепенное укрепление единства.

Так что высшая точка развития нетолько ворганических телах, ноивообще ворганических явлениях, есть высшая степень сложности, объединенная неким внутренним деспотическим единством.

Самый рост травы, дерева, животного ит.д. есть уже осложнение; только говоря «рост», мыимеем ввиду преимущественно количественную сторону, анекачественную, нестолько изменение формы, сколько изменение размеров.

Содержание при росте количественно осложняется. Трава, положим, еще недала ницветов, ниплода, ноона поднялась, выросла, значит, если нам незаметно было никакого вней нивнутреннего (микроскопического), нивнешнего, видимого глазу, морфологического изменения, обогащения; номыимеем все-таки право сказать, что трава стала сложнее, ибо количество ячеек иволокон унее умножилось.

Ктомуже ближайшее наблюдение показывает, что всегда при процессе развития есть непрестанное, хоть какое-нибудь изменение иформы, как вчастностях (например, ввеличине, ввиде самих ячеек иволокон), так ивобщем (т.е. что появляются новые вовсе черты, дотоле небывалые вкартине всецелого организма).

Тоже ивразвитии животного тела, ивразвитии человеческого организма, идаже вразвитии духа человеческого, характера.

Ясказал: нетолько целые организмы, ноивсе органические процессы, ивсе части организмов, одним словом, все органические явления подчинены томуже закону.

Возьмем, например, картину какой-нибудь болезни.

(Яопасаюсь здесь упрека задлинноту иподробность того, что иные готовы счесть обыкновенным уподоблением. Уподобление нетолько красит речь, нодаже делает главный предмет более доступным иясным, если оно уместно икратко. Длинныеже, утомительные уподобления только путают иотвлекают мысль. Носпешу сознаться, что яимею здесь претензию нанечто гораздо больше, чем уподобление: яимею претензию предложить нечто вроде гипотезы для социальной или для исторической науки. Правли яилинет, хорошоли явыразил мою мысль или худо, это другой вопрос. Яхочу только предупредить, что дело здесь невуподоблениях, авжелании указать нато, что законы развития ипадения государств, по-видимому, вобщих чертах однородные нетолько сзаконами органического мира, ноивообще сзаконами возникновения, существования игибели (Enstehen, Oasem und Vergehen) всего того сущего, что нам доступно. Всякий знает, что государство падает, нокак? При каких признаках? Иестьли теперь такие Ужасные признаки? Укого? Вот цель! (Примеч. автора, 1874г.)).

Положим,— воспаление легких (pneumonia). Начинается оно большею частью просто, так просто, что его нельзя строго отличить вначале отпростой простуды, отbronchitis, отpleuri-tis иотмножества других иопасных, иничтожных болезней. Недомогание, жар, боль вгруди или вбоку, кашель. Еслибы вэту минуту человек умер отчего-нибудь другого (например, еслибы его застрелили), тоивлегких нашлибы мыочень мало изменений, очень мало отличий отдругих легких. Болезнь неразвита, несложна еще ипотому инеиндивидуализирована инесильна (еще неопасна, несмертоносна, еще мало влиятельна). Чем сложнее становится картина, тем вней больше разнообразных отличительных признаков, тем она легче индивидуализируется, классифицируется, отделяетсяи, сдругой стороны, тем она все сильнее, все влиятельнее. Прежние признаки еще остаются: жар, боль, горячка, слабость, кашель, удушье ит.д., ноесть еще новые: мокрота, окрашенная, смотря послучаю, откирпичного долимонного цвета. Выслушивание дает, наконец, специфический ronchus crepitans. Потом приходит минута, когда картина наиболее сложна: водной части легких простой ronchus subcrepitans, свойственный идругим процессам, вдругой ronchus crepitans (подобный нежному треску волос, которые мыбудем растирать медленно околоуха), втретьем месте выслушивание груди дает бронхиальное дыхание souffle tubaire, наподобие дуновения вкакую-нибудь трубку: это опеченение легких, воздух непроходит вовсе. Наконец может случиться, что рядом сэтим будет инарыв, пещера, итогда мыуслышим иувидим еще новые явления, встретим еще более сложную картину. Тоже самое нам дадут ивскрытия: 1) силу, 2) сложность, 3) индивидуализацию.

Еслиже дело кпобеде болезни, то, напротив, упрощается, или вдруг, или постепенно, картина самого организма.

Если дело идет квыздоровлению, тосложность иразнообразие признаков, составлявших картину болезни, мало-помалу уменьшаются. Мокрота становится обыкновеннее (менее индивидуализирована); хрипы переходят вболее обыкновенные, схожие схрипами других кашлей; жар спадает, опеченение разрешается, т.е, легкие становятся опять однороднее, однообразнее.

Если дело идет ксмерти, начинается упрощение организма. Предсмертные, последние часы увсех умирающих сходнее, проще, чем середина болезни. Потом следует смерть, которая, сказано давно, всех равняет. Картина трупа малосложнее картины живого организма; втрупе все мало-помалу сливается, просачивается, жидкости застывают, плотные ткани рыхлеют, все цвета тела сливаются водин зеленовато-бурый. Скоро уже труп будет очень трудно отличить отдругого трупа. Потом упрощение исмешение составных частей, продолжаясь, переходят все более иболее впроцессе разложения, распадения, расторжения, разлития вокружающем. Мягкие части трупа, распадаясь, разлагаясь насвои химические составные части, доходят докрайней неорганической простоты углерода, водорода икислорода, разливаются вокружающем мире, распространяются. Кости, благодаря большей силе внутреннего сцепления извести, составляющейих основу, переживают все остальное, ноиони, при благоприятных условиях, скоро распадаются, сперва начасти, апотом инавовсе неорганический ибезличный прах.

Итак, чтобы развитое мынивзяли, болезнили (органический сложный иединый процесс), или живое, цветущее тело (сложный иединый организм), мыувидим одно, что разложению исмерти второго (организма) иуничтожению первой (процесса) предшествуют явления: упрощение составных частей, уменьшение числа признаков, ослабление единства, силы ивместе стем смешение. Все постепенно понижается, мешается, сливается, апотом уже распадается игибнет, переходя внечто общее, несобой уже инедля себя существующее.

Перед окончательной гибелью индивидуализация как частей, так ицелого, слабеет. Гибнущее становится иоднообразнее внутренне, иближе кокружающему миру, исходнее сродственными, близкими ему явлениями (т.е. свободнее).

Так, яички всех самок ивнутренне малосложны, иближе корганизму матери, чем будут близки зародыши, исходнее совсякими другими животными ирастительными первоначальными ячейками.

Разные животные зародыши отделънее яичек имеют уже большеих микроскопических отличий друг отдруга, они уже менее сходны. Утробные зрелые плоды еще разнороднее иеще более отдельны. Это оттого, что они исложнее, иединее, т.е. развитее.

Младенцы, дети еще сложнее иразнороднее; юноши, взрослые люди, довпадения вдряхлость, еще иеще развитее. Вних все больше ибольше (помере истепени развития) сложности ивнутреннего единства, ипотому больше отличительных признаков, больше отдельности, независимости отокружающего, больше своеобразия, самобытности.

Иэто, повторяем, относится нетолько корганизмам, ноикчастямих, ксистемам (нервной, кровеносной ит.д.), каппаратам (пищеварительному, дыхательному ит.д.); относится икпроцессам нормальным ипатологическим; даже иктем идеальным, научным, собирательным единицам, которые зовутсявид, род, класс ит.д.Чем выше, чем развитеевид, род, класс, тем разнообразнее отделы (части, их составляющие), асобирательное, целое все-таки весьма едино иестественно. Так, собака домашняя— животное, весьма развитое; поэтому-то отделение млекопитающих, которое известно под названием домашняя собака,— отделение весьма полное, имеющее чрезвычайно много разнообразных представителей. Род кошек (вшироком смысле), четверорукие (обезьяны), позвоночные вообще— представляют, при всем своем необычайном разнообразии, чрезвычайное единство общего плана. Это все отделения весьма развитых животных, весьма богатых зоологическим содержанием, индивидуализированных, богатых признаками.

Тоже самое мыможем наблюдать иврастительных организмах, процессах, органах иврастительной классификации поотделам, пособирательным единицам.

Все вначале просто, потом сложно, потом вторично упрощается, сперва уравниваясь исмешиваясь внутренне, апотом еще более упрощаясь отпадением частей иобщим разложением, доперехода внеорганическую «Нирвану».

При дальнейшем размышлении мывидим, что этот триединый процесс свойствен нетолько тому миру, который зовется собственно органическим, но, может быть, ивсему существующему впространстве ивремени. Может быть, онсвойствен инебесным телам, иистории развитияих минеральной коры, ихарактерам человеческим; онясен входе развития искусств, школ живописи, музыкальных иархитектурных стилей, вфилософских системах, вистории религийи, наконец, вжизни племен, государственных организмов ицелых культурных миров.

Янемогу распространяться здесь долго иразвивать подробно мою мысль. Яограничусь только несколькими краткими примерами иобъяснениями. Например, для небесного тела:

а) период первоначальной простоты: расплавленное небесное тело, однообразное, жидкое;б) период срединный, тосостояние, которое можно назвать вообще цветущей сложностью: планета, покрытая корою, водою, материками, растительностью, обитаемая, пестрая; в) период вторичной простоты, остывшее или вновь, вследствие катастрофы, расплавленное тело ит.д.

Мызаметим тоже ивистории искусств: а) период первоначальной простоты: циклопические постройки, конусообразные могилы этрусков (послужившие, вероятно, исходным образцом для куполов ивообще для круглых линий развитой римской архитектуры), избы русских крестьян, дорический орден ит.д., эпические песни первобытных племен; музыка диких, первоначальная иконопись, лубочные картины ит. д.;б) период цветущей сложности: Парфенон, храм Эфесской Дианы (вкотором даже наколоннах были изваяния), Страсбургский, Реймский, Миланский соборы, св.Петра, св.Марка, римские великие здания, Софокл, Шекспир, Данте, Байрон, Рафаэль, Микеланджело ит.д.; в) период смешения, перехода вовторичное упрощение, упадка, замены другим: все здания переходных эпох, романский стиль (доначала готического иотпадения римского), все нынешние утилитарные постройки, казармы, больницы, училища, станции железных дорог ит.д.Вархитектуре единство естьто, что зовут стиль. Вцветущие эпохи постройки разнообразны впределах стиля; нет ниэклектического смешения, нибездарной старческой простоты. Впоэзии тоже: Софокл, Эсхил иЕврипид— все одного стиля; впоследствии всё, содной стороны, смешивается эклектически ихолодно, понижается ипадает.

Примером вторичного упрощения всех прежних европейских стилей может служить современный реализм литературного искусства. Внем есть нечто иэклектическое (т.е. смешанное), иприниженное, количественно павшее, плоское. Типические представители великих стилей поэзии все чрезвычайно несходны между собою: уних чрезвычайно много внутреннего содержания, много отличительных признаков, много индивидуальности. Вних много итого, что принадлежит веку (содержание), итого, что принадлежитим самим, их личности, тому единству духа личного, которое они влагали вразнообразие содержания. Таковы: Данте, Шекспир, Корнель, Расин, Байрон, Вальтер Скотт, Гёте, Шиллер.

Внастоящее время, особливо после 48-го года, все смешанное исходнее между собою: общий стиль— отсутствие стиля иотсутствие субъективного духа, любви, чувства. Диккенс вАнглии иЖорж Занд воФранции (яговорю про старыеее вещи), как они ниразличны друг отдруга, нобыли оба последними представителями сложного единства, силы, богатства, теплоты. Реализм простой наблюдательности уже потому беднее, проще, что внем уже нет автора, нет личности, вдохновения, поэтому онпошлее, демократичнее, доступнее всякому бездарному человеку ипишущему, ичитающему.

Нынешний объективный, безличный всеобщий реализм есть вторичное смесительное упрощение, последовавшее затеплой объективностью Гете, Вальтера Скотта, Диккенса ипрежнего Жорж Санда, больше ничего.

Пошлые общедоступныеоды, мадригалы иэпопеи прошлого века были подобнымже упрощением, понижением предыдущего французского классицизма, высокого классицизма Корнелей, Расинов иМольеров.

Вистории философии тоже: а) первобытная простота: простые изречения народной мудрости, простые начальные системы (Фалес ит. п);б) цветущая сложность: Сократ, Платон, стоики, эпикурейцы, Пифагор, Спиноза, Лейбниц, Декарт, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель; в) вторичное упрощение, смешение иисчезновение, переход всовершенно иное: эклектики, безличные смесители всех времен (Кузен); потом реализм феноменальный, отвергающий отвлеченную философию, метафизику: материалисты, деисты, атеисты. Реализм очень прост, ибо ондаже инесистема, атолько метод, способ: онесть смерть предыдущих систем. Материализмже есть бесспорно система, но, конечно, самая простая, ибо ничего неможет быть проще игрубее, малосложнее, как сказать, что всё вещество ичто нет ниБога, нидуха, нибессмертия души, ибо мыэтого невидим инетрогаем руками. Внаше время это вторичное упрощение философии доступно нетолько образованным юношам, стоящимеще, полетам своим, настепени первобытной простоты, настепени незрелых яблок, или семинаристам циклопической постройки, нодаже парижским работникам, трактирным лакеям ит.п.Материализм всегда почти сопровождает реализм; хотя реализм сам посебе еще инедает права нинаатеизм, нинаматериализм. Реализм отвергает всякую систему, всякую метафизику; реализм есть отчаяние, самооскопление, вот почему онупрощение! Наматериалистическиеже выводы онправ все-таки недает.

Материализм, сосвоей стороны, есть последняя изсистем последней эпохи: онцарствует дотехпор, пока тотже реализм несумеет иему твердо сказать свое скептическое слово. Заскептицизмом иреализмом обыкновенно следует возрождение: одни люди переходят кновым идеальным системам, удругих является пламенный поворот крелигии. Так было вдревности; так было вначале нашего века после реализма иматериализма XVIIIстолетия.

Иметафизика, ирелигия остаются реальными силами, действительными, несокрушимыми потребностями человечества.

Томуже закону подчинены игосударственные организмы, ицелые культуры мира. Иуних очень ясны эти три периода: 1) первичной простоты, 2) гнетущей сложности и3) вторичного смесительного упрощения. Оних яповторю особо, дальше.

РАЗВИТИЕ – высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Всякое развитие характеризуется специфическими объектами, структурой (механизмом), источником, формами и направленностью.

В соответствии с признанием многообразия форм существования материи и сознания различают развитие неорганической материи (ее физической и химической форм), органической материи (ее биологической формы), социальной материи (ее общественно-экономической и политической форм) и сознания (таких его форм, как наука, мораль, идеология, правосознание, религия и др.). Вместе с тем все эти различные типы развития характеризуются рядом существенных общих моментов и признаков касающихся в первую очередь, специфики самих развивающихся объектов. Если процесс изменения схватывает любые объекты, любые их стороны, то процесс развития – далеко не всякое изменение объекта, а лишь то, которое связано с преобразованиями во внутреннем строении объекта, в его структуре, представляющей собой совокупность функционально связанных друг с другом элементов, отношений и зависимостей. Поэтому в материальном и духовном мире, где все без исключений предметы и явления пребывают в состоянии постоянного движения, изменения, о развитии можно говорить лишь применительно к объектам с тем или иным (простым или сложным) системным строением.

Будучи свойством лишь системных объектов, процесс развития сам отличается определенной структурой (механизмом). Рассматриваемый с этой точки зрения он представляет собой определенного рода связи между совокупностью составляющих системы, участвующих в процессе. Одни из этих составляющих играют роль образующих процесса, другие – его условий. Образующие процесса, отвечающие на вопрос «что развивается?», представляют собой исходный пункт процесса, образующие, отвечающие на вопрос «во что развивается?», – результат процесса. Если механизм развития уподобить совокупности разновеликих и разнонаправленных сил, то «отрезок прямой», связывающий исходный пункт с результатом процесса, будет как раз итогом, суммой всех этих сил, кратчайшим расстоянием, наиболее лаконично выражающим суть происходящих в объекте преобразований, и одновременно вектором, указывающим направление этих преобразований. Условия процесса – это те составляющие объекта, которые обеспечивают превращение исходного пункта в результат, споспешествуя или препятствуя такому превращению. В качестве части механизма развития их следует отличать от т.н. конкретно-исторических условий процесса, которые связаны с внешними обстоятельствами «жизни» объекта и определяют внешнюю форму протекания развития.

Развитие представляет собой не всякое, но лишь т.н. качественное изменение в структуре объекта. Если учесть, что любая структура характеризуется тремя параметрами: количеством ее составляющих; порядком их расположения друг относительно друга (ср., напр., структуры линейные и кольцевые) и характером зависимостей между ними (ср., напр., структуры с различными типами отношений по линии «господство – подчинение»), то развитие будет означать переход от структуры одного качества (с одним количеством, порядком и типом зависимостей составляющих) к структуре другого качества (с иным количеством, порядком и типом зависимостей составляющих). Следовательно, процесс развития не совпадает лишь с изменением (ростом или уменьшением) числа элементов структуры объекта и потому не может быть изображен как движение от структуры с n элементами к структуре с n и m элементами. В процессе развития элементы структуры могут не только возникать, но и исчезать, так что в определенных границах общее число их может оставаться постоянным. Кроме того, качественное изменение структуры, появление в ней новых составляющих может иметь место и без видимого увеличения их количества, напр., за счет изменения функций старых элементов, характера отношений между ними и т.д. Главное же, в силу системного характера развивающегося объекта, – возникновение или исчезновение в его структуре какого-либо составляющего никогда не равно только количественному изменению, простому прибавлению или вычитанию «одного», но ведет к возникновению множества новых связей и зависимостей, к преобразованию старых и т.д., т.е. сопровождается более или менее серьезным субстанциональным и/или функциональным преобразованием всей массы составляющих внутри системы в целом.

Структуры объекта в исходном и результирующем пунктах развития суть определенные состояния развивающегося объекта, ограниченные во времени, т.е. исторические состояния. Стало быть, процесс развития, взятый с точки зрения его механизма в целом, есть ряд исторических состояний объекта в их переходах от одного к другому, от предшествующего к последующему. Это означает, что развитие протекает во времени. Вместе с тем оно не тождественно понятию «ход времени». И потому, что в определенных границах течение времени может не сопровождаться качественными изменениями в объекте (ср. ситуации, когда «время остановилось»), и потому, что в одни и те же промежутки времени различные объекты могут проходить в своем развитии неодинаковые «расстояния». Иными словами, развитие того или иного объекта является функцией не объективного хода времени как такового, но жизнедеятельности самого объекта. В отличие от движения, изменения, которые могут вызываться действием и внешних по отношению к движущемуся объекту сил, развитие представляет собой самодвижение объекта – имманентный процесс, источник которого заключен в самом развивающемся объекте. Согласно гегелевской и марксистской философии, развитие является продуктом борьбы противоположностей, борьбы новых и старых составляющих объекта и являет собой процесс преодоления, «снятия» одних противоречий и их замещения иными, новыми.

Процессы развития характеризуются большим разнообразием конкретных видов и форм. Это обусловлено как различной общей природой развивающихся объектов (напр., биологической и социальной), так и большей или меньшей сложностью их строения. В частности, развитие может приобретать форму превращения одного объекта в другой (ср. переход политической системы общества от тоталитаризма к демократии), дифференциации объекта (ср. процесс дивергенции в биологии), подчинения одного объекта другим (ср. процесс ассимиляции в истории культуры) и т.д. На предельно высоком уровне генерализации среди всех процессов развития традиционно различают две взаимосвязанные друг с другом формы: эволюцию и революцию. Первая – это медленные, постепенные, нередко скрытые от глаз изменения в структуре объекта; вторые – внезапные, резкие, скачкообразные изменения. При этом, согласно тому же традиционному пониманию вещей, эволюция нередко подготавливает революцию, ведет к ней и завершается ею; а революция, напротив, сменяется новыми эволюционными изменениями. Вместе с тем недостаточность данной дихотомии вполне очевидна. Во всяком случае в нее не вписывается новейший опыт исторических преобразований в России. В этой связи названные формы развития должны быть дополнены, по-видимому, еще одной, отмечающей качественные изменение не просто структуры объекта, но самой его глубинной природы, его сути. В жизни общества – это смена исторических цивилизаций, длительные процессы изменений, включающие в себя как эволюционные, так и революционные формы и потому не могущие быть приравнены ни к тем, ни к другим как таковым.

Наконец, всякое развитие имеет ту или иную направленность. Переход от одного состояния объекта к другому не есть бесконечное повторение пройденного, не есть движение по кругу, хотя исторически позднейшие этапы в жизни объекта, как правило, включают в себя немало моментов, присущих предшествующим этапам. По своему доминирующему вектору развитие может совпадать с поступательным движением к более развитому и совершенному состоянию объекта или с движением в противоположном направлении. В этом смысле говорят о прогрессивном и регрессивном развитии объекта, или о восходящей и нисходящей линиях его развития. Согласно господствующим в философии представлениям, развитие материи и сознания, взятое в целом, представляет собой бесконечное движение по восходящей спирали, движение хотя и противоречивое, включающее в себя отступления, возвращения назад, но в принципе отличающееся все же скорее прогрессивной направленностью – идет от форм простых к формам сложным, от систем низших, примитивных к системам высшим, высокоорганизованным. Вместе с тем некоторые философские школы не разделяют подобных взглядов, противопоставляя им идеи исторического круговорота (А.Тойнби) или эсхатологическую картину «конца мира» (О.Хаксли). Идея развития находит свое выражение в принципе историзма и в этой связи является одной из центральных идей в истории философии, естествознания и обществоведения.

Литература:

1. Асмус В.Ф. Очерки истории диалектики в новой философии. М.–Л., 1930;

2. Он же. Маркс и буржуазный историзм. М.–Л., 1933;

3. Грушин Б.А. Очерки логики исторического исследования. М., 1961;

4. Богомолов А.С. Идея развития в буржуазной философии 19–20 вв. М., 1962;

5. Материалистическая диалектика как общая теория развития, кн. 1–2. М., 1982.

Б.А.Грушин

Развитие – необратимое, поступательное изменение предметов духовного и материального мира во времени, понимаемом как линейное и однонаправленное. В древней философии не существовало понятия развития как такового, и прежде всего это было связано с циклическим пониманием времени. Предполагалось, что все изменения совершаются с постоянными возвращениями к исходному состоянию и возобновлением движения по кругу. Любая начальная точка движения, т.о., становилась одновременно и его конечной точкой. Такому движению не свойственны ни необратимость, ни поступательность, поэтому оно не может характеризоваться как развитие. К циклическому образу движения древние мыслители прибегали с целью вычленить порядок в природном мире (вращения небесных светил, смена времен года, биологические циклы) и с целью привнести аналогичный порядок в духовный и социальный мир человека. Предполагалось, что все процессы и в природе, и в обществе совершаются по некоторой единообразной, неизменной программе.

В Новое время понятие линейного времени и соответственно понятие развития стали доминирующими, что было связано с утверждением философии, обосновывавшей саму возможность научного мышления (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Шеллинг, Фихте). Научное мышление предполагает движение мысли от субъекта к все более глубокой сущности предмета, который противостоит субъекту, существует независимо от него. Поэтому знание о нем должно быть максимально освобождено от всего субъектного, случайного, связанного с личностью ученого, с ситуацией генезиса знания. Содержание научного знания (в идеале) определяется исключительно предметом исследования, именно этим обеспечивается его объективность и истинность. Достижения отдельного ученого включаются в дедуктивный ряд развития научного знания, которое происходит поступательно, прогрессивно, необратимо, причем каждая последующая ступень включает в себя предыдущую в снятом виде. Философское осмысление возможности такого рода движения в наиболее завершенной форме дается в философии Гегеля, в его диалектической концепции. Понятие «снятие» является для Гегеля одним из наиболее важных, в нем предполагается, с одной стороны, преодоление, устранение прошлого, а с другой – сохранение его как момента более развитого нового целого. В позитивизме 19 в., прежде всего у О.Конта, Дж.С.Милля, Г.Спенсера, обосновывается научный подход к изучению процесса развития. Вслед за А.Тюрго, М.Кондорсе, К.Сен-Симоном позитивисты подчеркивают прежде всего прогрессивность развития человеческой мысли и общества. Причем за образец берется развитие научного знания, где особенно отчетливо просматриваются такие характеристики развития, как поступательность, необратимость, прогрессивность. Особенности развития науки переносятся и на развитие общества в целом.

В 19 в., прежде всего благодаря эволюционной теории Ч.Дарвина, идея развития стала доминирующей и в естествознании. Проблема вида лежит в основе теории эволюционного развития. Дарвин констатирует факт случайной изменчивости, причины которой остаются неизвестными, но которая делает возможным естественный отбор. Вид, реальная стабильность которого не отрицается, может изменяться под давлением среды. Однако для того, чтобы изменения вида могли произойти, нужен длительный период времени, история Земли должна быть достаточно долгой. К моменту опубликования Дарвином «Происхождения видов» (1859) знания о времени возникновения Земли и Вселенной были весьма смутными, их возраст определялся где-то в несколько тысяч лет. Но геологи уже начинали говорить о больших сроках существования Земли, и Дарвин воспользовался этими данными. Прежде всего он опирался на теорию геологической эволюции Ч.Лайеля, где Земля была представлена в ее достаточно длительном историческом развитии.

К концу 19 в. идея развития (прежде всего в ее эволюционной форме) прочно внедрилась в концепции истории общества, научного знания, органического и неорганического мира. Особенностью эволюционных концепций 19 в. было отсутствие интереса к началу, источнику процесса развития, к проблеме его генезиса. В теории Дарвина нет объяснения источника возникновения изменений, которые делают возможным естественный отбор. В эволюционной геологической теории Лайеля отсутствует интерес к точке возникновения Земли, главное внимание обращено на факт изменения геологических пластов в ходе исторического развития. В истории общества подчеркивается преемственность и традиции, эта история «списывается» с развития научных идей, где их генезис, источник возникновения, творческий акт, связанный с личностью ученого, выносится за пределы развития и не анализируется логически. Революционные ситуации если и признаются как некоторый эмпирический факт, то в концепцию развития включаются в качестве эволюции: или как «поглощаемые» эволюцией путем поиска все новых и новых предшественников, или как убыстренное во много раз эволюционное развитие, или как начало развития, но отодвигаемое в бесконечно далекое прошлое. В области истории науки особенно искусным в деле логического «выравнивания» процесса развития естествознания и исключения из него революций был П.Дюгем. Такое отсутствие потребности в логическом анализе силы, порождающей развитие, сродни понятию силы в механике Ньютона, где сила порождает движение, но рассчитывается только по своему результату. Точно так же творческая сила ума ученого включается в развитие научных идей только своими результатами, сама по себе она остается за пределами логического анализа; и появление биологических изменений создает возможность естественного отбора и возникновения новой линии развития, но генезис новых признаков как таковых не анализируется, важен результат, наличие изменчивости.

В 20 в. ситуация радикально меняется. И в философии, и в естествознании первостепенное значение придается анализу оснований, начал развития. В связи с этим тщательному анализу подвергаются революции в истории, прежде всего в истории науки. Если раньше то или иное понимание эволюции предопределяло и соответствующее истолкование революции, то теперь наоборот: в зависимости от того, как понимается революция, дается та или иная интерпретация эволюционного периода в развитии науки. Если в ходе научной революции новая парадигма создается полностью и целиком (Т.Кун), то на долю эволюции приходится деятельность нетворческая, реализуемая строго в рамках господствующей парадигмы. Если в ходе революции возникает лишь проект новой теории или научно-исследовательской программы (И.Лакатос), то в эволюционный период реализуются заложенные в ней возможности по ее реализации, совершенствованию, и научная деятельность вполне может носить творческий характер. Переосмысление понятий эволюционного развития и революций связано и с трансформациями в понимании времени. В экзистенциализме, феноменализме, постпозитивизме толкование времени как линейного и поступательного в своем течении отступает на задний план и первостепенное значение приобретает понятие «теперь», включающее в себя и прошлое, и будущее. По словам М.Хайдеггера, «присутствие «есть» свое прошлое по способу своего бытия, которое... всякий раз «сбывается» из его будущего» (Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997, с. 20); «сущее в его бытии схвачено как «пребывание», т.е. оно понято в виду одного определенного модуса времени, «настоящего»» (там же, с. 25). При таком понимании времени понятие развития как движения от прошлого через настоящее к будущему даже в истории отступает на задний план. Научное знание (эволюция которого в 19 в. служила некоторой моделью для написания истории общества в целом) во 2-й пол. 20 в. истолковывается не столько как выстроенное в дедуктивный ряд развития, сколько как образующее некоторую целостность вместе с социальными, личностными, психологическими, экономическими и прочими моментами в рамках конкретного, индивидуального события. Это событие втягивает в свое «теперь», в свое настоящее, как в воронку, и прошлое, и будущее. Развитие некоторой научной идеи, в том его понимании, как оно сложилось в 19 в., присутствует в качестве одной из составляющих изучаемого события.

Аналогичные процессы происходят и в биологическом знании. Внимание исследователей обращается на факт возникновения изменений как начала, генезиса любой трансформации видов. К середине 20 в. создается синтетическая теория (Э.Мэйер, Т.Добжанский, Г.Симпсон), которая в центр своего внимания ставит генетические изменения, мутации. Мутационные изменения происходят случайно, непредсказуемо и, чтобы лучше понять их природу, авторы теории переходят от морфологической концепции вида, основанной на понятии типа, к биологической концепции, основанной на понятии популяции. Популяция образуется совокупностью индивидов, живущих в одном и том же месте, в одинаковых условиях внешней среды и способных к воспроизводству. Внимание обращается не на линейное воспроизводство представителей одного и того же вида из поколения в поколение, а на совокупность особей, сосуществующих в рамках популяции и способных накопить незначительные, случайные генетические изменения, передающиеся по наследству. Мутации и изменчивость встречаются в таких популяциях достаточно часто, и при случайности спаривания создается неистощимое генетическое разнообразие, что позволяет говорить о тенденции к уникальности каждой особи. Линейное развитие во времени как предмет исследования уступает место точке мутационного генетического изменения.

В физике и космологии 20 в. все более пристальное внимание уделяется моменту начала Вселенной. Огромное значение имеет установление самого факта расширения Вселенной на базе космологических уравнений Эйнштейна и данных красного смещения в спектрах галактик. Учеными проводятся интенсивные исследования, теоретические и экспериментальные, касающиеся первоначального состояния материи. Новые открытия в области физики тесно связаны с космологией, прежде всего с исследованием самых ранних этапов эволюции Вселенной. Физики и космологи все ближе подходят к началу Вселенной, наука продвинулась далеко в пределы первых двухсот секунд, в течение которых должен был осуществиться синтез водорода, дейтерия, трития и гелия. Как и в истории и биологии, в физике и космологии внимание исследователей переключается на начало эволюции, на генезис Вселенной. В отличие от 19 в., интерес представляет не столько сам процесс развития, сколько его генезис, причина, источник.

Такого рода тенденции нашли отражение и в синергетике. И.Пригожин вводит понятие бифуркаций – точек, вблизи которых в системах наблюдаются значительные флуктуации, изменения; осуществляется переход от равновесных систем к неравновесным, от повторяющегося и общего к уникальному и специфичному. Вдали от равновесия наблюдаются процессы самоорганизации. «Небольшая флуктуация может послужить началом эволюции в совершенно новом направлении, которое резко изменит все поведение макроскопической системы» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986, с. 56). Внимание в синергетике сосредоточено на точке начала, возникновения, генезиса эволюционного процесса, при этом то или иное толкование начала порождает и соответствующее понимание развития.

Литература:

1. Айламазян А.К. Стась Е.В. Информатика и теория развития. М., 1989;

2. Князева Е.Я., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994;

3. Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986;

4. Сокулер З.А. Эволюционное учение Ч.Дарвина в системе научной и вненаучной рациональности. – В кн.: Исторические типы рациональности, т. 2. М., 1996;

5. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997;

6. Ruse M. The Darwinian Paradigm: Essays on its History, Philosophy and Religious Implications. L–N. Y., 1989;

7. Smith G., Oaklander L.N. Time, Change and Freedom: An Introduction to Metaphysics. L.–N.Y., 1995.

Под развитием обычно понимают:

  1. увеличение сложности системы;
  2. улучшение приспособленности к внешним условиям (например, развитие организма);
  3. увеличение масштабов явления (например, развитие вредной привычки, стихийного бедствия);
  4. количественный рост экономики и качественное улучшение её структуры;
  5. социальный прогресс .

Варианты

  • появление новых элементов
  • появление новых объектов, дифференциация .

Характеристики

  1. Качественное изменение . Переход от одного состояния к другому (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое).
  2. Необратимость развития . Развитие предполагает стабильность (абсолютное постоянство, стабильность регулярных явлений, сохранение индивидуальных различий).
  3. Специфичность объекта развития (психика и сознание или человек в системе его социальных отношений).

Закономерности

  1. Неравномерность и гетерохронность :
    • Неравномерность - различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно.
    • Гетерохронность - асинхронность фаз развития отдельных органов и функций.
  2. Неустойчивость развития : Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды (выражается в кризисах развития)
  3. Сензитивность развития : Сензитивный период развития - период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям
  4. Кумулятивность : Результат развития предшествующей стадии включается в последующую.
  5. Дивергентность-конвергентность
    • Дивергенция - повышение разнообразия в процессе психического развития
    • Конвергенция - его свёртывание, усиление избирательности.

Составляющие развития человека

Развитие человека можно условно разделить на три составных части:

  • физическое развитие (изменение массы тела, роста и т. д.);
  • социальное развитие (изменение социального статуса);
  • развитие психических процессов: интеллекта (мышления, внимания, памяти); развитие воли; развитие эмоций.

История понятия

Современному понятию развития предшествуют:

  • платоническое понятие развития как развёртывания, посредством которого все возможности, с самого начала заложенные в зародыше, постепенно проявляются, приходят из имплицитного существования к эксплицитному
  • механистическое понятие развития как совершенствования

Историческое развитие

Историческое развитие является одной из основных проблем философии и методологии истории . Понятие исторического развития следует отличать как от телеологической идеи прогресса , так и от естественнонаучного понятия эволюции .

Примечания

См. также

Библиография

  • Коротаев А. В. , Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 2007. ISBN 978-5-484-00957-2 .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Евросерия 3000
  • Чокобо

Смотреть что такое "Развитие" в других словарях:

    РАЗВИТИЕ - поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к др. Р. противопоставляется «творению», «взрыву», появлению из ничего, а также спонтанному формированию из хаоса и «катастрофизму», предполагающему внезапное, одномоментное замещение … Философская энциклопедия

    РАЗВИТИЕ - РАЗВИВАТЬ, РАЗВИТИЕ Глаголы развивать развить и возвратный развиваться развиться в русском литературном языке до самого конца XVIII в. выражали лишь конкретные значения (иногда с профессиональным оттенком), прямо вытекающие из их морфологического … История слов

    РАЗВИТИЕ - (development) Многомерный процесс, обычно подразумевающий изменение состояния от менее удовлетворительного к более удовлетворительному. Развитие – это нормативная концепция, оно не имеет единого общепринятого определения. Некоторые считают, что… … Политология. Словарь.

    РАЗВИТИЕ - РАЗВИТИЕ, развития, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. развить развивать. Развитие мускулов гимнастикой. 2. Состояние по гл. развиться развиваться. Развитие промышленности. 3. Процесс перехода из одного состояния в другое, более… … Толковый словарь Ушакова

    развитие - прогресс, усовершенствование, эволюция, рост; вырабатывание, выковывание, формирование, воспитание; развитость, кругозор; процесс, поступательное движение, шаг вперед, изощрение, пролификация, круг интересов, уточнение, течение, онтогенез, ход,… … Словарь синонимов

    РАЗВИТИЕ - биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на … Большой Энциклопедический словарь

    Развитие - международных кредитных операций способствовало формированиюмирового ДЕНЕЖНОГО РЫНКА, в качестве важнейших секторов которого выступают американский денежный рынок и еврорынок, контролируемые транснацио нальными банками и международными… … Финансовый словарь

    развитие - РАЗВИТИЕ необратимое, поступательное изменение предметов духовного и материального мира во времени, понимаемом как линейное и однонаправленное. В европейской философии понятие Р. стало доминирующим в Новое время, когда утвердилась… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    развитие - РАЗВИТИЕ, перспектива, становление, формирование, эволюция … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    РАЗВИТИЕ - РАЗВИТИЕ, направленное, закономерное изменение в природе и обществе. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта его состава или структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными… … Современная энциклопедия

Представлений о развитии как процессе и как деятельности почти достаточно для описания всего континуума исторических изменений человеческой реальности в рамках социально определенных ценностных оснований, целевых ориентиров и временных интервалов. Совокупность данных представлений позволяет не только в общем виде говорить о культурно-исторической обусловленности развития субъективности, внутреннего мира человека, а прямо теоретически и практически учитывать социально-исторический контекст процессов развития, раскрывать их содержание и способы организации в терминах данного контекста.

Однако необходимо ввести особое — третье — представление «о развитии вообще»: о саморазвитии, т. е. о развитии человеком своей собственной самости. В психологии речь должна идти о развитии по сущности человека — о саморазвитии как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Это означает, что в развитие человека включается еще одна детерминанта — ценностносмысловая. Развитие для человека — это цель, ценность, а иногда — и смысл его жизни.

Понимание развития как реального процесса в психологии имеет свою специфику. Природа психического как развивающегося процесса, основной способ существования психического в качестве процесса требуют использования понятий, которые могли бы отобразить развертывающуюся во времени организацию психического, выявить ее структуру, смену стадий и фаз процесса, взаимосвязь стадий и уровней развития.

Развитие представляет собой процесс разнонаправленных изменений. В онтогенезе, даже в пределах только сферы психического, существует значительная вариативность направлений развития и характера изменений. В одном и том же периоде развития некоторые системы и структуры совершенствуются, а другие регрессируют по уровню своего функционирования. Общее психическое развитие обнаруживает большую индивидуальную пластичность и может — в зависимости от условий жизни человека, от доминирующего типа развития — принимать разные формы. Выделяется два типа качественного преобразования объекта в процессе развития — прогресс и регресс.

Процесс развития не является простым продвижением в направлении все большей эффективности функционирования и совершенствования системы. На протяжении всего интервала жизни развитие состоит из сочетания приобретений и потерь. Психическое развитие человека есть всегда единство прогрессивных и регрессивных преобразований, но соотношение этих разнонаправленных процессов на различных этапах жизненного пути индивида существенно меняется. «Прогрессивное развитие, — пишет Л. И. Ан- цыферова, — являясь переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, включает и некоторые элементы регрессии: качественная направленность развития, актуализируя и создавая широкий спектр потенций психологического развития личности, в то же время ограничивает возможности ее становления в иных направлениях».

Для психологии существенно также представление о развитии как единстве процессов дифференциации и интеграции. Процесс развития есть движение от общего к частному, от форм однородных, целостных, глобальных к формам разнородным. Это — процесс расчленения, разделения, дифференциации объекта. Одновременно развитие — это процесс координации, соединения, интеграции отдельных составляющих объекта в целостные структуры. Оба процесса имеют всеобщий характер и взаимополагают друг друга. Как отмечает Н. И. Чуприкова, дифференциация и интеграция «раскрывают сущность развития как направленного изменения систем от менее упорядоченного к более упорядоченному состоянию, как рост их организации».

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.