По литературе

Как улучшить речь и дикцию взрослому. Как развить дикцию и четкость речи: учимся владеть своим голосом в совершенстве

Четкая дикция имеет большое значение не только для певцов, телевизионных ведущих и публичных ораторов – в повседневной жизни она также занимает особое место. Если у вас проблемы с дикцией, то, впоследствии не исключены некоторые трудности в общении с людьми, однако в ваших силах исправить положение, начав занятия с педагогом или приступив к самостоятельному обучению.

Что такое дикция и зачем ее нужно развивать

Дикцией называют четкое произношение слов и всех букв. Над ней непременно стоит работать, так как это благоприятным образом сказывается на том, как нас воспринимают окружающие люди.Стоит заметить, что это крайне редкое качество – дикция, четкая от природы. Однако это не значит, что мы не можем улучшить собственное произношение – это возможно, как в детские годы, так и во взрослые. Конечно, второй вариант предполагает более кропотливый подход. Взрослый человек на протяжении многих лет привыкает говорить определенным образом, поэтому изменить это не слишком просто. Зато впоследствии результаты, непременно, себя оправдают.

Упражнения для развития дикции

Как правило, для того, чтобы развить дикцию, применяют определенные упражнения: скороговорки, тренировка дыхания и так далее.Упражнения с пробкой, орехами или конфетами во рту Это упражнение весьма полезно перед произношением скороговорок. Итак, разминаем язык и губы! Для того передними зубами стоит зажать конфету, орех, пробку или карандаш. Заметьте, что ваш язык не должен соприкасаться с выбранным предметом. Обнажите зубы, немного приоткрыв рот. Теперь, зажимая зубами, например, орех, начинайте произношение согласных звуков, впоследствии прибавляйте к ним гласные, таким образом, формируя слоги. После этого можно приступить к произношению слов и полных фраз.Повторение скороговорок Без скороговорок довольно сложно развить красивую речь. Попробуйте взять на вооружение сразу несколько скороговорок, впоследствии обратив внимание на то, какие из них даются вам тяжелее. Сконцентрируйте внимание на «проблемных» звуках, уделяя им больше времени. Не забывайте о регулярности занятий, дабы у речевого аппарата была возможность привыкнуть к верному произношению.Представляем вашему вниманию несколько весьма полезных скороговорок: «Гроза грозна, грозна гроза», «Дед стал стар», «Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой», «У села ли села лиса, у опушки ли леса», «Колотил Клим в один блин клин».

Постановка красивой речи самостоятельно

Конечно же, если вы хотите, чтобы ваша речь отличалась красотой и грамотностью, важно как можно больше читать, тем самым пополняя свой словарный запас. Лучше отдавать предпочтение классике и научной литературе.Чтение. Читайте вслух, но при этом следите, чтобы ваш голос не звучал монотонно. Представьте, что вы читаете кому-то, и хотите, чтобы человек слушал с интересом. Конечно же, в этом случае важно менять интонацию, скорость чтения, а также громкость. Обратите внимание, что иногда могут быть необходимы паузы – например, перед началом диалога или при выделении особо важных моментов. Также важно, дабы паузы были к месту, и рекомендуется не затягивать их. Голос. Наверно, вы и по себе замечали, что лучше воспринимается уверенная и спокойная речь. Учитесь контролировать свои эмоции, чтобы ваш голос звучал четко, уверенно и убедительно.Пересказ. Важно «зафиксировать» то, что вы прочли или посмотрели. Например, ознакомившись с каким либо произведением или художественным фильмом, перескажите его. Конечно, желательно это делать с использованием диктофона. Впоследствии вы можете прослушать запись и выявите все свои недочеты. Также периодически пересказывайте усвоенный материал друзьям или родственникам, следя за тем, как воспринимается рассказ – человек явно скучает, пытается сменить тему или слушает с неподдельным интересом?Обогащайте запас слов. Старайтесь регулярно добавлять в свою речь новые слова. Если вам попадается какое-то неизвестное слово, непременно запомните его, посмотрите значение. Многие люди предпочитают вставлять в разговор «умные» слова, не до конца понимая, что они значат – не допускайте подобной оплошности.Интересуйтесь новой информацией. Иногда в разговоре вполне уместно и органично звучат факты из истории и современной культуры, и было бы замечательно, если бы вы имели представление хотя бы о некоторых из них. Для этого периодически стоит просматривать новости и интересоваться известными и просто занимательными историческими фактами.Ударения. У некоторых людей имеется досадная проблема – они грамотно пишут, но не могут похвастаться идеальной речью, и все это из-за неверной расстановки ударений. Если вы не уверены, как произноситься какое-либо слово, то не применяйте его, пока не сможете заглянуть в словарь и выяснить нужную информацию.Выразительность. Следите за тем, чтобы то, что вы говорите, звучало выразительно – недопустимо бормотать себе под нос или выдавать все на одном дыхании. Чтобы ваша речь звучала с нужной интонацией, периодически читайте с выражением.Гибкость. Научитесь «чувствовать» своего собеседника. Например, вы видите, что человек расстроен и без интереса слушает ваши рассказы – вероятно, он сам хочет выговориться, его что-то волнует. Подберите нужные слова, которые помогут ему раскрыться.Лаконичность. Лаконичность – это именно то, что не хватает многим людям при озвучивании какой-либо информации. Чаще всего это раздражает собеседников, особенно при телефонном разговоре или же в момент, когда человек занят каким-то делом. Если вы хотите донести до кого-то что-то действительно важное, следует научиться говорить по делу, не делая длинных вступлений и не отклоняясь от темы.

Что такое артикуляция

Четкая артикуляция оратора дает возможность слушателям правильно понимать его. Если артикуляция нарушена, а это может быть вызвано физиологическими особенностями, то в некоторых случаях это может мешать полноценному общению. Тем не менее, тренировка мышц губ и языка могут улучшить положение.

Органы артикуляции

Органы артикуляции можно условно разделить на подвижные и неподвижные. К первым относятся увула, губы и язык, а ко вторым – зубы, а также твердое и мягкое небо. Наиболее активным из перечисленных органов считается язык – он может занимать во рту различные положения, сближаясь с органами, которые менее подвижны. В итоге образуются определенные звуки речи.

Упражнения для развития артикуляции

    1) Сначала необходимо разработать кончик языка. Представьте свой язык молоточком, которым вы бьете по зубам. При этом нужно повторять: «да-да-да-да». Потом аналогичным образом переходите к буквам «Д» и «Т».2) Освободим гортань и язык. Вам необходимо быстро вдохнуть через нос, а потом стремительно выдохнуть через рот. Звук при выдохе: «Фу». Желая укрепить мышцы гортани, вместо «Фу», говорите «Г» либо «К».3) Перед каждой фразой важно уметь вовремя набирать воздух. Разработаем этот навык. Приступайте к чтению вслух какого-нибудь рассказа, перед каждым предложением набирая воздух. Если вы будет регулярно выполнять это упражнение, то нужный навык войдет в привычку. Обратите внимание, что вдох, впрочем, как и выдох должен быть бесшумным, практически незаметным для окружающих.4) Активируем губные мышцы. Надуйте щеки, после чего, сквозь сжатый рот, хлопком освободите воздух. При этом произносите «П» и «Б» (быстро, одну за другой).5) Не забывайте правильно разделять воздух, если хотите чтобы ваша артикуляция был развитой. Когда человек говорит громко, ему обычно необходимо больше дыхания. В свою очередь тихое произношение заставляет больше контролировать выдох. Поочередно произносите фразы то тихим, то громким голосом.6) Постарайтесь научиться произносить гласные буквы на одном потоке, чередуя их с четким произношением согласных. Возьмите книгу и прочтите какое-либо предложение. Теперь повторите его, игнорируя согласные. гласные при этом немного как бы тяните. После этого в плавный поток гласных вставляйте четкие согласные.7) Этот прием также работает на улучшение дикции. Произносите любые слова, выделяя их окончания – они должны звучать четко и резко. С помощью этого упражнения ваша речь обреете больше выразительности.8) Возьмите на вооружение несколько скороговорок, которые будут несхожи между собой. Это поможет вам развить артикуляцию. Начинайте произносить скороговорки неспешно, но понемногу темп должен нарастать. Важно, чтобы ваши фразы звучали не только внятно, но и выразительно.9) В ваших силах улучшить то, как звучат произносимые вами звуки. Задействуйте звуки, которые в вашем случае являются «проблемными». Теперь громко произносите слова, которые включают в себя эти звуки. Для этой цели можно использовать словарь. Чем чаще вы будете прорабатывать этот звук, тем быстрее научитесь произносить его без каких-либо затруднений.

magazine

4.3

Красивая речь – важный фактор для успеха в карьере и личной дизни. Cкороговорки для развития речи и тренировки дикции. Советы - как работать над скороговорками.

"Ещё реже приходится слышать на сцене хорошую скороговорку, выдержанную в темпе, чёткую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли. Скороговорка у нас выходит не чёткой, а смазанной, тяжёлой, путанной. Это не скороговорка, а болтание, выплёвывание или просыпание слов. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов в скороговорке речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок". К.С. Станиславский.

Развитию техники речи диктора, чёткому произношению слов и фраз, дикции диктора помогают русские народные скороговорки. Диктору важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией (интонация удивления, размышления, восхищения и т.д.), произносить скороговорку шёпотом, но с чёткой артикуляцией согласных при сильном выдохе на гласных и при разомкнутых связках. То есть гласные нужно произносить как бы в рупор, и все звуки в скороговорке артикулировать, а не произносить надрывным звуком, который лишь травмирует горло. В скороговорке диктору необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом - вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения.

Существует закон "сценической" скороговорки (т.е. быстрого темпа речи при выступлении диктора): чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационный рисунок. Потому, что слушатель должен успеть всё понять, всё услышать о чём ему говорит диктор, и увидеть картины, которые диктор передаёт речью. Т.е. чем быстрее, тем точнее! Особенно точно указывайте на ударения в сложных словах. Попробуйте почувствовать во всём перспективу: в фразе, в слове, в мысли, понимая и помня, что существует свой темп произнесения слога в слове, слова в фразе, фразы в периоде мысли.

Как научиться красиво говорить? - Работайте над скороговорками для развития речи!

1. (Б,р) - Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

2. (Б,р) - Все бобры добры для своих бобрят.

3. (Б,д) - Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.

4. (Б) - Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была.

5. (Б,в) - Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.

6. (Б,п) - Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

7. (Б) - Окул бабу обул, да и Окула баба обула.

8. (В,л) - Вавилу ветрило промоклосквозило.

9. (В,п) - Водовоз вёз воду из-под водопровода.

10. (В,л,д) - Не видно - ликвидны акции или не ликвидны.

11. (В,щ,ш) - Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

Скороговорки для развития дикции

12. (В,с) - Свиристель свиристит свирелью.

13. (В,т,р) - Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

14. (В,р,ч) - Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.

15. (В,р) - Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

16. (Г,в,л) - Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

17. (Д,б,л) - Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

18. (Д,л,г,з) - Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

19. (Д,р) - Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

20. (Ж,в) - Вожжи из кожи в хомут вхожи.

21. (Ж) - У ежа ежата, у ужа ужата.

22. (Ж) - Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.

23. (Й,р,в) - Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

24. (К,б) - В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

25. (К,в) - Все скороговорки не перевыскороговоришь.

26. (К,п) - Вбили кол в частокол, подприколошматили.

27. (К,т,р) - У Кондрата куртка коротковата.

28. (К,н,л) - Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

29. (К,п,р) - Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.

30. (К,з,с) - Идёт с козой косой козёл.

31. (К,л) - Колотил Клим в один блин клин.

32. (К,р,г) - Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу - грабь граблями гравий, краб.

33. (К,ш,п,н) - Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

34. (К,р,л) - Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

35. (К,р,в,л) - Королева кавалеру подарила каравеллу.

36. (К,р,м,н) - Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

37. (К,р) - Курьера курьер обгоняет в карьер.

38. (К,с,в) - Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

39. (К,п) - Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

40. (К,с) - Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.

41. (К,л,б) - Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

42. (К,л,ц) - Около колодца кольцо не найдётся.

43. (К,т,н) - Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

Скороговорки для дикции

44. (К,л,п,в) - Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

45. (К,р,л) - Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.

46. (Л,ч) - Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

47. (Л,к) - Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку.

48. (Л) - Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Русские народные скороговорки

49. (Л,н) - На речной мели мы на налима набрели.

50. (Л,м,н) - На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.

51. (Л) - Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

52. (Л,б) - Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

53. (Л,к) - В Луку Клим луком кинул.

54. (М,л) - Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

55. (П,р,м) - Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

56. (П,х) - Вставай, Архип, петух охрип.

57. (П,к,р) - В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.

58. (П,т,р) - Дробью по перепелам да по тетеревам.

59. (П,к) - Наш Полкан попал в капкан.

60. (П,т) - От топота копыт пыль по полю летит.

61. (П,х) - Осип охрип, Архип осип.

62. (П,р) - Перепёлка перепелят прятала от ребят.

63. (П,г) - Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай - Попугай, попугай, попугай!

64. (П,к,щ) - Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

65. (П) - Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

66. (П) - Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: "Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!"

67. (П) - Пошла Поля полоть в поле.

68. (П,р,к) - Пришёл Прокоп - кипит укроп, ушёл Прокоп - кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.

69. (П,р,ч,к) - Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.

70. (П,к,р,т) - Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

71. (П,р) - У перепела и перепёлки пять перепелят.

72. (П,р,в) - Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

73. (П,к) - Расскажите про покупки! - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Народные скороговорки

74. (П) - Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.

75. (П,к) - Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

76. (П,р,т) - Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.

77. (П) - У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

78. (П,р,л) - Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.

79. (П,т) - Пошёл Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пяток лопат.
Шёл через пруд - уцепился за прут.
Упал Ипат - пропали пять лопат.

80. (П,р) - Перпендикуляры рисуют без транспортиров.

81. (П,р,т) - Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

82. (Р,п,т,к) - Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

83. (Р,г) - На ура у гуру инаугурация прошла.

84. (Р,т,в) - Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.

85. (Р,л) - Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

86. (Р,м,н) - Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн" на "Кармен".

Скороговорки для развития речи

87. (Р,в) - На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

88. (Р,к) - Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку - цап!

89. (Р,п) - Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

90. (Р,л) - Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.

91. (Р) - На горе Арарат корова рогами горох собирала.

92. (Р,л,г) - Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

93. (Р,м,т) - Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

94. (С,н) - Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

95. (С,м,н) - В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

96. (С,к,в,р) - Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил - что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

97. (С,к,п,р) - Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!

98. (С,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

99. (С) - У осы не усы, не усищи, а усики.

100. (С,м,н) - У Сени с Саней в сетях сом с усами.

101. (С,к,р) - Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок.

102. (С,нь,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

103. (С,р,т) - Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

104. (Т,р,с) - Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

105. (Т) - Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.

106. (Т,к) - Ткёт ткач ткани на платки Тане.

107. (Т,к) - Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.

108. (Т,ть) - Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

109. (Т,р) - Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок.

110. (Т) - Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то - вот тебе то-то за то-то.

111. (Т,к) - Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.

112. (Ф,ч,н) - У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

113. (Ф) - Фофанова фуфайка Фефёле впору.

114. (Ф,д,б,р) - Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.

115. (Ф,р) - Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

116. (Ф,л,в) - Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

117. (Х,т) - Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!

118. (Х,ч,п) - Был в саду переполох -
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

119. (Х,щ) - Хрущи хватают хвощи.
Охапки хины хватает на щи.

120. (Ц,п) - Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.

121. (Ц,х) - Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

122. (Ц,р) - Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.

123. (Ц) - Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

124. (Ц,к,п,д,р) - Жили-были три китайца
Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.
Жили-были три китайки
Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.

Вот они переженились:
Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе
Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.

И у них родились дети:
У Яка с Цыпой - Шах,
У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой - Шах-Шахмони,
У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони
С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони -
Шах-Шахмони-Лимпомпони.

125. (Ч,т) - Четверть четверика гороха, без червоточинки.

126. (Ч,щ,ш) - Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

127. (Ч) - Наша дочь речистая, у неё речь чистая.

128. (Ч) - Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.

129. (Ч,р) - Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.

130. (Ч,р) - У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

131. (Ч) - Обычай бычий, ум телячий.

132. (Ч,ш) - Летят три пичужки через три пустых избушки.

133. (Ш,с) - Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.

134. (Ш) - Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

135. (Ш) - Высшие эшелоны шествовали подшофе.

136. (Ш,ж) - В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

137. (Ш) - Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: "Ошибка". Шевельнёт ушами.

138. (Ш) - Шесть мышат в камышах шуршат.

139. (Ш) - Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

140. (Ш,м) - Яшма в замше замшела.

141. (Ш) - Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

142. (Ш,к) - Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.

143. (Ш,р) - Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

144. (Ш,с) - У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

145. (Ш,к) - У Сашки в кармашке шишки и шашки.

146. (Ш,к,в,р) - Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

147. (Ш,ж) - Поршень - не шершень:
не жужжит, тихо скользит.

148. (Ш,р,к) - У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.

149. (Ш,с,к) - Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко - на подсолнушки.

Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.

Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
Созрел, подсох, склевался.

150. (Ш,р) - Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.

151. (Ш,с) - Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

152. (Ш,п,к) - У Ерёмы и Фомы кушаки - во всю спину широки,
Колпаки переколпачены, новы,
Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.

153. (Ш,р) - Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.

154. (Ш) - Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

155. (Ш,к) - Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьёт Пашка шапкой
Трошкину шавку.

156. (Ш,к,ч) - Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
Целый день на пороге избушки
Тараторили, будто индюшки.
Замолкали на соснах кукушки,
Выползали из лужи лягушки,
Тополя наклоняли макушки -
Услыхать, что болтают старушки.

157. (Ш,к,п) - Пашкина шавка укусила Павку за ногу, бьёт Павка шапкой Пашкину шавку.

158. (Щ,т) - Тщетно тщится щука ущемить леща.

159. (Щ,т) - Тащу, тащу… боюсь не дотащу,
Но точно не выпущу.

160. (Щ,ж,ц) - В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живёт ещё жилец -
Водяной жук-плавунец.

161. (Щ,ж,ч) - Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

162. (Щ,ч) - Щеночкам щёточками чистили щёчки.

163. (Щ,ч) - Этой щёткой чищу зубы,
Этой чищу башмаки,
Этой чищу свои брюки,
Эти щётки все нужны.

164. (Щ,т) - Волки pыщут - пищу ищут.


Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей. Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия? Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к. благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение. В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом
  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями
  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
  2. Пожёвывание языка
  3. Похлопывание языка губами
  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа
  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
  7. Переворачивание языка на разные бока
  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом . Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом
  3. Повторите пункт №2 у зеркала

Для людей, которые занимают руководящие должности или по профессии много выступающие на публику, важно иметь правильную дикцию. Скорректировать четкость произношения можно, выполняя специальные упражнения.

Способы развития дикции

Прежде всего, следует выявить круг проблем, с которыми вам предстоит бороться.

Если это конкретный дефект речи (картавость, шепелявость, заикание), то необходима помощь специалиста.

Картавое или шепелявое произношение исправляется следующими методами:

  • человеку разъясняется правильная постановка языка и губ, которые отвечают за правильное
    воспроизведение звуков;
  • далее следует заниматься тренировкой речевого аппарата, для чего необходимо повторять скороговорки;
  • требуется постоянно контролировать свою речь, чтобы дефект не возвращался.


Такие тренировки помогут научиться правильно произносить звуки и выговаривать слова. Но стоит быть готовым, что такой труд потребует очень больших усилий.

Что касается заиканий, то тут работа будет сложнее. Основная проблема кроется в психике.

Очень часто получается так, что в повседневной жизни человек имеет хорошую постановку речи, а когда дойдет дело до публичных выступлений, оратор начинает заикаться.

Если проблема в глотании окончаний или же в нечетком произношении звуков при быстром говоре, с ней можно справиться самостоятельно.

Коррекцию речи производят следующим образом:


  1. В первую очередь необходимо определить конкретные дефекты. Для этого следует записать голос на диктофон. Лучше всего записать беседу с кем-то, ведь если специально начитывать текст, то человек не произвольно будет стараться исправлять свои ошибки в речи.
  2. Оценивая свой голос, обратите внимание, получается ли произносить фразу на одном дыхании, а также силу звучания. Если их не хватает, необходимо поработать над дыханием. Для этого есть несложное упражнение: следует принять вертикальное прямое положение, одна рука ложится на живот, а вторая на грудную клетку. Ноги ставятся на ширину плеч. Вдох идет через нос, таким образом, чтобы нижняя часть грудной клетки наполнялась кислородом. Выдох идет через рот. Такое упражнение помогает разработать диафрагму.
  3. Необходимо поработать над
    произношением отдельных букв. Встаньте перед зеркалом и медленно проговаривайте гласные буквы. Произношение должно происходить на выдохе. Звук должен быть громким и по максимуму долгим. Можно попробовать гласные напевать.
  4. Скороговорки также помогают развить хорошую дикцию и четкость произношения. Но перед тем, как приниматься за них, следует размять лицо. Самый эффектный способ – кривляние. В этом процессе должны быть задействованы все лицевые мышцы, а также губы и язык. Такая процедура должна длиться не менее 10-15 минут. Подобная разминка необходима перед каждым публичным выступлением.
  5. Важна и эмоциональная насыщенность речи. Для этого в своем выступлении необходимо продумать все интонации и паузы.
  6. Психологический комфорт играет не последнюю роль для четкого произношения. Часто человек имеет хорошую дикцию и владеет своей речью, но находясь на глазах у враждебно настроенной публики, начинает теряться и мямлить. Тут уж одни скороговорки не помогут. Необходимо развивать уверенность в себе.

Речевые Упражнения


Что касается четкой артикуляции, ее можно развить при помощи других упражнений:


  • разминаем и развиваем лицевые мышцы при помощи кривляния;
  • нижней челюстью выполнять движения вверх-вниз и влево-вправо;
  • яыком пересчитываются все зубы, но их предварительно необходимо крепко сжать;
  • растянуть рот в полную улыбку, полноценно задействовав губы, а затем, собрав их в трубочку;
  • корпус тела наклоняется вперед, руки складываются на груди и произносятся звуки «у» , «о» , «а» .

Все эти упражнения помогут развить дикцию, внятность речи и правильную артикуляцию. Если самостоятельно справиться с проблемой не получается, всегда можно обратиться за помощью к логопеду.

Правильная речь и правильный выговор в наше время – редкость среди «простых смертных». Бывает, что человек так тараторит, думаешь – иностранец, а потом оказывается, что вы говорите на одном языке.

Хорошая дикция – это качество, необходимое, в первую очередь, людям: политикам, журналистам, ораторам, операторам колл-центров. Однако если вы хотите быть успешным, то вам тоже придется поработать над своей речью.

Укрепляем мышцы

Для того, чтобы язык не заплетался, его необходимо тренировать! А кроме мышц языка, еще нужно тренировать губы, нижнюю челюсть и правильное речевое дыхание. Вот с него и начнем.

Упражнения для речевого дыхания

  • Разрабатываем диафрагму: примите удобное для вас положение – стоя, сидя, лежа на спине – одну руку положите на живот, вторую – на грудную клетку. Вдохните через нос, при этом ваша грудная клетка и живот должны расширяться. Затем – спокойный выдох через нос, живот и грудь принимают начальное положение.
  • Быстро вдохните через нос, задержите дыхание на 2–3 секунды и медленно выдохните через рот.
  • Откройте рот пошире и сделайте быстрый вдох. На неспешном выдохе произносите какой-нибудь из гласных звуков (а, о, у, э, ы, и).
  • Посчитайте на одном выдохе до пяти. Если это упражнение дается вам легко, посчитайте до десяти. Все еще легко? Считайте в обратном порядке!
  • Читайте поговорки и пословицы на одном дыхании. Чтоб далеко не ходить, вот вам примеры:
  • «Помычите»! Сомкните губы и тяните звук м, меняя интонации и громкость голоса.
  • «Порычите»! На этот раз губы можно не смыкать. Поиграйтесь со звуком р – также меняйте громкость звука и интонации.
  1. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
  2. Правой рукой строят – левой ломают.
  3. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
  4. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
  5. На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
  6. Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка… (Егорок можете считать, пока позволяет дыхание!)

Упражнения для языка, губ и челюсти

  • Поставьте перед собой зеркало и в течение пяти минут показывайте себе язык: высовывайте его как можно дальше, затем быстро прячьте обратно за зубами, потом снова высовывайте и снова прячьте.
  • Дотроньтесь кончиком языка до внутренней стороны левой щеки, затем – правой. Повторяйте эти движения 7─10 минут.
  • Исходное положение: рот закрыт. «Полируйте» зубы с внутренней стороны – 20–30 круговых вращений по часовой и против часовой стрелки.
  • Высуньте язык и начните им вращать в воздухе 15 кругов по часовой стрелке и 15 – против.
  • Соберите губы в трубочку, а затем растяните в улыбку. Повторяйте комбинацию в течении 7 минут.
  • Надуйте щеки. Начинайте гонять воздух (со слюной) сперва по часовой стрелке, затем – против.
  • Покорчите себе немного рожицы – это и мышцы лица разомнет, и настроение поднимет.

Говорим правильно

Для того, чтобы ваше произношение было красивым и правильным, усвойте несколько простых правил:

  • Не «глотайте» окончания слов! Очень часто при быстром разговоре люди упускают окончания. Чтобы научиться этого избегать, проговаривайте такие ряды:

ПТКА - ПТКО - ПТКУ - ПТКЭ - ПТКИ - ПТКЫ

ТПКА - ТПКО - ТПКУ - ТПКЭ - ТПКИ - ТПКЫ

КПТА - КПТО - КПТУ - КПТЭ - КПТИ - КПТЫ

БИ - ПИ - БЭ - ПЭ - БА - ПА - БО - ПО - БУ - ПУ - БЫ - ПЫ

ПИ - БИ - ПЭ - БЭ - ПА - БА - ПО - БО - ПУ - БУ - ПЫ - БЫ

МВСТИ - МВСТЭ - МВСТА - МВСТО - МВСТУ - МВСТЫ

ЗДРИ - ЗДРЭ - ЗДРА - ЗДРО - ЗДРУ - ЗДРЫ

Помилка в тексті? Виділи її, натисни Shift + Enter або клікни .