По литературе

Изменение в осаго с 1 января. Какие поправки не были приняты? Что предъявлять сотруднику гиддд

С 1 января 2017 года в России вступают в силу важные изменения в закон об ОСАГО . Одно из самых главных - обязательное введение электронного полиса ОСАГО.

Электронный полис ОСАГО с 1 января 2017

С 1 января 2017 года все страховые компании будут обязаны оформлять электронные полисы ОСАГО. 11 июня 2016 года Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла соответствующие поправки в закон об ОСАГО. С 1 января 2017 года электронный полис ОСАГО становится обязательным для всех страховых компаний. В случае, если оформление электронного полиса ОСАГО будет невозможным из-за проблем с сайтом или технических неполадок, страховые компании обяжут незамедлительно информировать об этом Центробанк РФ. Также ЦБ РФ установил штраф в размере 300 тысяч рублей для тех компаний, которые не обеспечат возможность оформить полис ОСАГО онлайн.

Однако, сами страховщики уже сейчас скептически относятся к этому нововведению. По их словам, с 1 января 2017 года у многих компаний система не сможет адекватно работать с большим числом заявок. На то, чтобы наладить электронно ОСАГО, может уйти несколько месяцев.

Кроме того, такие крупные компании, как "Росгосстрах", уже сейчас не скрывают, что отключили электронно оформление полисов ОСАГО на сайте, якобы из-за большого количества мошенников.

Подорожание ОСАГО с 1 января 2017

В 2016 году Минфин внес в проект поправок к закону об ОСАГО десятый повышающий коэффициент, который будет учитывать количество нарушений ПДД водителем. Для злостных нарушителей стоимость ОСАГО вырастет сразу в три раза.

Напомним, РСА в 2016 году готовил для автолюбителей новый, десятый коэффициент, который будет учитывать количество нарушений ПДД. Разумеется, этот коэффициент будет повышающим.

На сегодняшний день значения коэффициентов выглядят так:

  • от 5 до 9 грубых нарушений в год - коэффициент 1,86
  • от 10 до 14 нарушений - коэффициент 2,06
  • от 15 до 19 нарушений - коэффициент 2,26
  • от 20 до 24 нарушений - коэффициент 2,45
  • от 25 до 29 нарушений - коэффициент 2,65
  • от 30 до 34 нарушений - коэффициент 2,85
  • более 35 нарушений - коэффициент 3,04.

То есть, для самых злостных нарушителей ПДД ОСАГО может подорожать более чем в 3 раза. Теперь дело осталось за Центробанком - он должен утвердить или скорректировать вышеприведенные коэффициенты. Одно ясно точно - десятый коэффициент в любом случае появится в формуле расчета ОСАГО. Как сообщают в РСА, они могут начать рассчитывать ОСАГО по новой формуле уже с 1 января 2017 года.

Однако, 21 сентября 2016 года был опубликован финальный пакет поправок в ОСАГО, в котором коэффициента для нарушителей ПДД уже нет. Вероятнее всего, с 1 января цены на ОСАГО не изменятся. Даже если новый коэффициент вернут на рассмотрение, оперативно внедрить его врядли получится.

Заключение договора обязательного страхования и получение полиса ОСАГО – непременное условие эксплуатации транспортного средства на дорогах общего пользования. Такая страховка помогает покрывать ущерб, нанесённый другим участникам движения в результате ДТП, совершенного по вине застрахованного лица.

Обо всех правоотношениях, возникающих между страховщиком и страхователем, можно узнать из содержания «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». По мнению представителей страховых компаний, в этом нормативном акте всё ещё остаются серьёзные недоработки, которые и устраняются чиновниками путём внесения тех или иных изменений.

В 2016 году закон менялся уже дважды: с 1 июля были введены новые унифицированные бланки, а с 1 сентября водителей, попавших в аварию, обязали предоставлять для осмотра повреждённые транспортные средства оценщикам страховых компаний. Без такого предварительного осмотра любая последующая независимая экспертиза теперь считается незаконной. С 1 января 2017 года в сфере страхования автогражданской ответственности снова появятся новшества. На этот раз страховщиков обяжут продавать электронные полиса ОСАГО (новая услуга уже получила название – е-ОСАГО).

Покупка электронного полиса ОСАГО онлайн с 1 января 2017 года

Покупка ОСАГО через Интернет стала возможной ещё в 2015 году. Многие страховые компании с целью сделать обслуживание своих клиентов более быстрым и удобным стали продавать электронные документы через собственные интернет-сайты. Возможностью приобрести электронный полис ОСАГО воспользовались десятки тысяч автовладельцев, а уже сегодня этот успешный опыт чиновники решили сделать повсеместным, обязав всех без исключения страховщиков организовать продажу документов в режиме онлайн.

Перед внесением изменений в законопроект была проведена серьёзная аналитическая работа, которая помогла выявить некоторые недостатки существующей практики продаж электронных полисов ОСАГО. Основная претензия клиентов по-прежнему связана с технической стороной вопроса: сайты страховых компаний работают плохо либо вовсе не функционируют. Вторая проблема – невозможность получить оригинальный «зелёный» полис, который бы подтверждал наличие страховки, приобретённой через Интернет.

Обновлённый закон должен решить эти вопросы, поскольку отныне обеспечение нормальной работоспособности сайтов – это обязательство страховых компаний. Тем же, кто не в состоянии организовать работу такого интернет-портала, разрешается реализовывать страховые полисы посредством электронной почты.

Второй вопрос решается следующей нормой: при необходимости страхователь может лично обратиться в офис страховой компании и бесплатно получить там оригинальный бумажный бланк. Второй вариант – заказать такой страховой полис по почте, но в этом случае все расходы, связанные с пересылкой документа, несёт клиент страховщика. Важное уточнение: стоимость услуг почтовой службы не может включаться в стоимость страховки, поэтому должна отражаться на отдельном документе (квитанция, чек).

Информация о водителе при покупке ОСАГО онлайн

Помимо вышеупомянутых нововведений в новой версии Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» появилась ещё одна крайне важная норма. Она касается возможности выставлять регрессное требование (обратное требование о возмещении уплаченной суммы) в отношении застрахованного лица, которое предоставило недостоверные данные при заключении договора обязательного страхования.

Итак, уже в январе 2017 года, когда продажа электронных документов станет повсеместной, в статье 14 Закона появится пункт, который разрешит страховым компаниям, уже возместившим ущерб согласно условиям полиса, ставить регрессное требование вернуть деньги, если при покупке ОСАГО клиент предоставил страховщику недостоверные сведения. Разумеется, это касается только тех случаев, когда такие ошибки – случайные или намеренные – привели к уменьшению величины страховой премии. К примеру, автовладелец может огласить меньший объём двигателя своего авто или сообщить о проживании не в своём регионе (где действуют меньшие коэффициенты).

Таким образом, отныне после наступления страхового случая страховщик неизбежно начнёт проверять данные, содержащиеся в страховом полисе, и при обнаружении ошибок будет иметь право взыскать с клиента:

  • полную стоимость страхового полиса (уже с достоверными данными);
  • сумму, выплаченную потерпевшему в ДТП страховщиком (в полном объёме).

Но если взглянуть на эту проблему с другой стороны, можно прогнозировать рост числа злоупотреблений со стороны самих страховых компаний. Нововведения января 2017 года открывают перед ними заманчивую «перспективу»: если клиенту продать полис (в виде бумажного или электронного документа) с ошибкой, например, с неправильным коэффициентом, то впоследствии такого страхователя удастся заставить самостоятельно оплатить ущерб. А это говорит о том, что с января 2017 года при оформлении полисов ОСАГО надо быть предельно внимательным и перепроверять правильность внесённых в документ данных.

Ещё одним важным нюансом, который также можно считать следствием внесения изменений в действующий Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», вступает проблема разглашения информации. С 2017 года начинает работу единая система межведомственного электронного взаимодействия, куда страховые компании будут дублировать всю информацию, получаемую от своих клиентов. Речь идёт о данных, которые будут почерпнуты из копий тех бумаг, который страхователь предъявит страховщику при покупке полиса. С одной стороны, последний всегда сможет извлечь нужные ему данные, чтобы сравнить с теми, которые используются при переоформлении страховки. С другой стороны, с течением времени доступ к этой базе будет открыт для многих других ведомств и организаций, а значит, информация о владельце полиса ОСАГО, по сути, станет более доступной.

Предъявление повреждений при страховом случае

Отдельного внимания заслуживает норма, вступившая в силу с 1 сентября 2016 года и касающаяся действий страхователя после наступления страхового случая. Отныне заключение договора обязательного страхования предполагает, что сразу после ДТП поврежденная машина должна быть осмотрена представителями страховщика. Главным мотивом такого нововведения стала распространённая и отчасти преступная практика автоюристов, когда те изначально проводили независимую экспертизу, результаты которой зачастую и становились основанием для выплат страховых сумм.

Представители рынка страховых услуг подсчитали, что несут серьёзные убытки, поскольку при несогласии с выводами независимых экспертов им всегда приходилось судиться со своими клиентами. На этот раз чиновники пошли навстречу страховым компаниям и установили норму, согласно которой «право первого голоса» стало принадлежать им.

Дополнительные материалы по теме:

Изменения в ОСАГО с 1 марта 2017 года Штраф за отсутствие страховки ОСАГО в 2018 году Закон об ОСАГО: полный текст с последними изменениями 2018 года

К примеру, для ответственного и аккуратного в вождении водителя при расчете цены полиса применяется максимальная 50%-ная скидка (коэффициент 0,5) за долголетнюю безаварийную эксплуатацию машины. Это совсем не означает, что конечную стоимость страхового полиса ОСАГО снизят на такой коэффициент. Поскольку в настоящее время полис ОСАГО относится к транспортному средству, в случае если водителя, которому положена максимальная скидка, нужно вписать в полис, где вписан владелец другого автомобиля, попавший в ДТП по своей вине, его максимальный коэффициент обязательно снизят.

Как было запланировано, с 1 января будущего 2017 года полис ОСАГО отвяжут от автомобиля и привяжут к конкретному водителю. Говоря другими словами, для всех водителей рассчитают их индивидуальный бонус-малус (КБМ), изменяемый по причине аварийности другого автомобиля и водителя.

2. Классы убыточности водителей (коэффициенты КБМ)

С нового 2017 года Российским союзом автостраховщиков для водителей будут введены 14 индивидуальных классов (класс убыточности «М» и 13 классов).

Например, для класса убыточности «М» применяется коэффициент 2,45. Для водителей, часто попадающих в ДТП из-за нарушения правил дорожного движения, будет присвоен соответствующий класс убыточности с коэффициентом 2,45. Такие водители смогут оформить полис в 2,5 раза дороже.

На данный момент классы убыточности применяют к автомобилю, а к водителям присвоен первый класс. За безаварийную езду водителям начисляется 5%-ная скидка. За год коэффициент бонус-малус может снизится на 0,05 процента. А максимальная скидка за десятилетнюю безаварийную езду составит 50 процентов (отсюда — коэффициент 0,50).

В случае попадания водителя по его вине в ДТП, независимо от предоставленной скидки, на следующий страховой период к нему применяется повышающая надбавка в размере коэффициента 1,55. Возвращение коэффициента бонус-малус до 1,0 возможно при управлении машиной без аварий на протяжении двух лет.

Кроме того, из-за привязанности коэффициента бонус-малус и к автомобилю, и к водителю, при страховании водителем — собственником автомобиля и внесении в полис других водителей для одного водителя могут применяться разные коэффициенты КБМ, зависящие от количества вписанных водителей и КБМ, применяемых к ним и автомобилю.

3. С 01.01.2017 года для всех водителей будет применяться личный КБМ при оформлении полиса ОСАГО, изменяемый ежегодно.

На данный момент коэффициент бонус-малус изменяют после оформления договора страхования на следующий срок. С отвязкой водителей от автомобилей, они получат более справедливый для них коэффициент КБМ. А еще с нового года страховым компаниям запретят самостоятельно производить расчет коэффициента бонус-малус. РСА будет подготовлена электронная онлайн система, рассчитывающая индивидуальный коэффициент КБМ всем водителям и передающая его страховым компаниям при заключении договора страхования.

Таким образом будут предупреждены злоупотребления, допускаемые страховыми компаниями при расчете цены полиса ОСАГО.

4. Вырастет ли скидка на полис ОСАГО с 01.01.2017 года?

Если водителя надо вписать в чужую страховку, рассчитываться будет не средний коэффициент, применяемый к двум страховкам, а намного справедливее. Когда водителю с коэффициентом 0,5 надо вписаться в страховой полис, он не теряет свой коэффициент и ему предстоит минимальный коэфициент.

Согласно данных РСА пятая часть водителей благодаря применению новой методики расчета с 01.01.17 получит скидку на окончательную стоимость полиса ОСАГО в 2-15% процентов.

5. Подорожает ли полис ОСАГО без ограничения количества допущенных к управлению водителей?

Однако, с применением новой системы расчета коэффициента бонус-малус с 01.01.17, отменив привязку стоимости полиса к автомобилю, ощутимо повысится стоимость страхового полиса ОСАГО без ограничения допущенных к управлению водителей. На данный момент при расчете стоимости такого полиса ОСАГО применяется коэффициент КБМ 1,80. Подорожание этого полиса ОСАГО коснется около 13,6% водителей.

6. Предусмотрен ли переходный период с введением новой системы для расчета коэффициента бонус-малус?

Российским союзом автостраховщиков после начала действия нового расчета коэффициента КБМ определены льготы для переходного периода. К примеру, водители, вписанные в несколько полисов ОСАГО, для которых применяется несколько коэффициентов бонус-малус, смогут воспользоваться минимальным КБМ (на данный момент страховыми компаниями в подобном случае применяется средний коэффициент бонус-малус.

7. Подорожает ли стоимость полиса для таксистов и юридических лиц?

Для юридических лиц с 01.01.17 при оформлении полиса ОСАГО будет применяться средний коэффициент по автопарку юридического лица. Естественно, компании с большим автопарком будут вынуждены увеличить расходы на ежегодное страхование.

Особенно некомфортны изменения для крупных таксомоторных парков, машины которых часто попадают в аварии по вине самих водителей. С нового года попадание хотя бы одного водителя в ДТП приведет к значительному подорожанию страховки в следующем календарном периоде.

8. Вырастет ли стоимость полиса ОСАГО при внесении в него водителя, по своей вине ранее попадавшего в ДТП?

Новые правила расчета цены полиса Осаго после 1 января 2017 года при внесении в полис нескольких водителей предусматривают его расчет по водителю с худшим коэффициентом КБМ. В процессе оформления полиса любой автовладелец должен внимательно изучить нововведения и ответственно отнестись к внесению в полис ОСАГО водителя, к которому применяется большой КБМ коэффициент. Из-за аварийности такого водителя значительно увеличится итоговая стоимость страхового полиса ОСАГО.

Закон об ОСАГО уже с 1 января 2017 года вступит в силу . Это значит, что продажа электронного полиса станет обязательной для всех страховых компаний.

Долгожданное электронное оформление полиса стало возможным для автовладельцев с октября 2015 года. Это нововведение позволило упростить процедуру получения полиса и сделать ее доступной даже для самых удаленных уголков страны. Посещение офиса страховой компании, утомительные ожидание в очередях, заполнения кипы бумажных бланков - все это осталось в прошлом. Электронный полис ОСАГО, равнозначный бумажному аналогу, стали оформлять легко и без лишних нервов, не выходя из дома через интернет.

Сегодня 81 компания имеет право на страхование гражданской ответственности, при этом лишь 15 из них предоставляют возможность оформления полисов ОСАГО онлайн. С 1 января 2017 года, введение электронного полиса ОСАГО станет обязательным для страховых компаний. В противном случае, компания получит штраф в размере 300 тысяч рублей. В случае если электронное оформление полиса невозможно из-за проблем с сайтом или технических неполадок, страховым компаниям требуется немедленно обращаться в Центробанк РФ.

Процесс электронного оформления ОСАГО:

  1. Заполнение формы на сайте страховой компании (вам понадобятся: данные водительского удостоверения, данные ПТС, данные паспорта, данные предыдущей страховки, данные диагностической карты (техосмотр), данные банковской карты, электронная подпись).

Важно! Информация проверяется по базе данных. Для подтверждения достоверности на мобильный телефон высылается сообщение с одноразовым паролем для входа в «личный кабинет».

  1. Заполнение заявления на покупку ОСАГО или продление оформленного ранее полиса в личном кабинете. Расчет стоимости страховки ничем не отличается от расчета при заключении договора «вживую».
  2. Оплата суммы страховой премии банковской картой. После оплаты новая запись автоматически вносится в АИС РСА.
  3. Долгожданное получение полиса с заверенной электронной подписью руководителя страховой компании по e-mail, который был указан при регистрации. Документ по закону предъявляется сотрудникам проверяющих органов в любом удобном виде: распечатанный, на смартфоне, планшете или ноутбуке.

Главное преимущество оформления электронного полиса - удобство. Процедура занимает минимум времени и осуществляется из любого уголка страны, где есть доступ в интернет. Это особенно важно для жителей отдаленных населенных пунктов.

Кроме того, при подаче заявления онлайн вы с меньшей вероятностью приобретете дополнительные услуги, так как никто не сможет их вам навязать.

Электронный полис также удобен в хранении. Его можно распечатать или сохранить на цифровом носителе, что позволяет всегда иметь его при себе. Потерять такой полис гораздо сложнее.

Главный недостаток - полис нельзя оформить на новый автомобиль , так как для подачи электронной заявки необходимо наличие государственных номеров, получаемые только при предъявлении страховки. В связи с этим обладателям нового автомобиля придется оформлять полис «вживую».

Будьте крайне внимательны при оформлении онлайн формы! Одна ошибка или опечатка - и полис недействителен. И вернуть потраченные средства будет проблематично.

Кроме того, сложности возникают и при предъявлении документа - далеко не все инспекторы ГИБДД имеют оборудования для проверки действительности электронного полиса.

По словам страховщиков, на совершенствование данной системы потребуется несколько месяцев, так как она может не выдержать большого числа заявок. Компания «Росгосстрах» не скрывает, что отключила опцию оформление полисов ОСАГО онлайн на сайте по причине высокого уровня мошенничества. Однако в ответственных за внедрение данной инновации ведомствах утверждают, что система электронного оформления ОСАГО постоянно совершенствуется и в скором времени должны быть налажена.

Что касается цены полиса ОСАГО, вероятнее всего после изменений 1 января она останется прежней. В 2016 году РСА внес в проект поправок к закону об ОСАГО десятый коэффициент, учитывающий количество нарушений ПДД водителем. Сообщалось, что расчет по новой формуле начнется уже с января 2017. Однако в опубликованном 21 сентября 2016 года финальном пакете поправок в ОСАГО коэффициент не был учтен. Таким образом, даже в случае если новый коэффициент вернут на рассмотрение, внедрить его настолько оперативно вряд ли получится.

При выборе способа приобретения или продления полиса ОСАГО взвесьте все «за» и «против» каждого из них. Будем надеяться, что инициатива введения электронных полисов ОСАГО оправдает себя и в ближайшем будущем недостатки будут устранены.