По литературе

История русской литературы X — XVII вв. Учеб. под ред. Д. С. Лихачева. Электронные публикации

В рассматриваемый период в летописании каких-либо существенных изменений или новых явлений по сравнению с предшествующим временем не наблюдается. В тех старых летописных центрах, где летописание сохранилось и после монголо-татарского нашествия, продолжаются те же летописные традиции, о которых мы говорили в предыдущей главе. К этому времени относится дошедший до нас Синодальный список Новгородской первой летописи. Список этот, датируемый 30-ми гг. XIV в., - древнейший список летописи из всех сохранившихся до нашего времени. Это свод нескольких более ранних летописей Новгорода, пополненный записями времени составления Синодального списка.

В конце XIII - первой половине XIV в. возникают новые летописные центры. С конца XIII в. начинают вестись летописные записи в Твери и Пскове, в 20-х гг. XIV в. зарождается летописание в Москве.

Тверское летописание . Возникновение летописания в Твери связано с постройкой здесь в 1285 г. главного храма княжества, белокаменного собора Спаса Преображения. Летописное дело в Твери чутко отражает политическое положение княжества: в благоприятные годы оно расцветало, в годы политических неурядиц замирало или прекращалось совсем. Наиболее полно местное летописание Твери отразилось в так называемом Тверском сборнике и Рогожском летописце.

Первый тверской летописный свод был составлен в 1305 г. при дворе тверского князя Михаила Ярославича, первого «великого князя всея Руси», который занимал великокняжеский стол во Владимире с 1305 по 1317 г. Свод 1305 г., пополнявшийся и перерабатывавшийся при жизни Михаила Ярославича, лег в основу свода 1319 г., законченного уже после смерти князя. Этот свод был использован при составлении в Твери великокняжеского свода 1327 г. при князе Александре Михайловиче Тверском. Тверской свод 1327 г., с одной стороны, был использован впоследствии московским летописанием, а с другой, получил продолжение и как тверская великокняжеская летопись. Наиболее полно тверские летописные материалы представлены 60–70-ми гг. XIV в., когда тверской князь Михаил Александрович активно боролся за Владимирский великокняжеский стол. Составленный в это время Тверской свод 1375 г. лежит в основе Рогожского летописца и Тверского сборника. Для памятников тверского летописания характерна политическая заостренность, тверские летописи проявляют особый интерес к темам борьбы с монголо-татарским насилием.

Особо важное значение в истории русского летописания имеет свод 1305 г., в котором соединились летописные своды и Южной и Северо-Восточной Руси (Переяславля-Русского, Владимира, Ростова, Твери). Я. С. Лурье пишет, что «по отношению к последующему летописанию, начиная со свода 1408 г., свод 1305 г. выступает как некое единое ядро, основа всего летописного изложения с древнейших времен до начала XIV века». Текст свода 1305 г. дошел до нас в копии 1377 г., сделанной для суздальско-нижегородского князя Димитрия Константиновича по поручению епископа Дионисия Суздальского. Это Лаврентьевская летопись, названная так по имени инока нижегородского монастыря Лаврентия, возглавившего работу по переписке летописи.

Псковское летописание . Во второй половине XIII - начале XIV в. Псков переживает период политического и экономического подъема, что способствует зарождению здесь местного летописания. Книжная культура Пскова к этому времени стояла на достаточно высоком уровне. Прежде всего, давала себя знать тесная связь Пскова с Новгородом. Соседство с Великим княжеством Литовским, в состав которого в это время входили многие западнорусские княжества (в том числе Украина и Белоруссия), способствовало проникновению в Псков памятников Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества. Писец псковского Пантелеймонова монастыря Домид, переписывая в 1307 г. «Апостол», сделал в конце книги запись о современных ему княжеских распрях, приведя в ней, слегка изменив, цитату о княжеских усобицах из «Слова о полку Игореве». Приписка Домида не случайна: псковские писцы часто делали на переписываемых книгах приписки от себя. Это было специфической чертой псковской книжности. А. Д. Седельников, характеризуя эту особенность псковских рукописей, писал: «Переписывая богослужебную книгу, пскович не стесняется заявлять тут же на полях о чем угодно pro domo sua: о перерыве работы для ужина, о том, что одолела короста и нужно сходить в баню, „полести мыт ся“, или что надо „поехати пит в Зряковици“ (подгородное псковское селение), или же что „родиша свиния порошата на память Варвары“». Эти специфические черты псковской письменности: связь с новгородской литературой, знакомство с южно- и западнорусскими литературами и литовской книжностью, своеобразный демократизм и интерес к повседневным обыденным явлениям жизни - определили особенности построения и стиля псковских летописей.

Летописная работа в Пскове велась при церкви св. Троицы, патрональном храме Пскова и центре, где хранились все важнейшие документы города и частных лиц в так называемом ларе. Летописание носило официальный характер. При составлении летописных записей использовались документы, реляции. Это придавало псковской летописи деловой, практический характер. Одной из типических черт псковской летописи является ее своеобразная светскость: в ее содержании и стиле церковно-религиозные мотивы занимают мало места. Псковская летопись в основном состоит из лаконичных записей официально-документального характера (типа «В лето 6811 (1303). Бысть зима тепла без снега, и бысть хлеб дорог велми. Того же лета Избореск поставлен бысть на новом месте»). На фоне такого рода записей выделяются более подробные по содержанию, обширные описания военных столкновений Пскова со своими внешними врагами.

Общий протограф дошедших до нас псковских летописных сводов датируется А. Н. Насоновым сравнительно поздним временем - 50-ми - началом 60-х гг. XV в. Составителем псковской летописи были использованы материалы новгородских летописей, ряд литовских, смоленских и полоцких известий.

Летописание Москвы . Начало летописания в Москве связано с князем Иваном Даниловичем Калитой и митрополитом Петром. В основу первого московского летописного свода, предположительно датируемого 1340 г., легли записи семейного летописца Ивана Калиты (первая запись этого летописца - о рождении сына Калиты Семена в 1317 г.) и летописца митрополита Петра - «с переездом в Москву митрополита Петра перешел в Москву летописец этого митрополита, начатый записью 1310 г.». В Москве митрополичий летописец продолжался вестись при Успенском соборе, который был заложен по инициативе Петра в 1326 г. и в котором он по собственному завещанию был погребен (Петр умер в конце 1326 г., а собор был окончен строительством в 1327 г.). Когда в 1328 г. Иван Калита получил великое княжение Владимирское, то, как полагает М. Д. Приселков, он «взял из Твери великокняжеский летописец в редакции 1327 г.», который был сокращен и переработан на московский лад и пополнен сведениями из семейного летописца Ивана Калиты и митрополичьего летописца, «а с другой стороны, было предпринято заготовление летописного материала для продолжения этого великокняжеского обработанного теперь на московский вкус летописного свода 1327 г.». Эти летописные материалы охватывали период до 1340 г. Таков начальный этап московского летописания. Общерусский характер московское летописание приобретает в конце XIV - первой половине XV в.

ЛЕТОПИСАНИЕ ТВЕРСКОЕ , древнейший и основной жанр верхневолжской книжности. Л.т. сложилось с образованием Тверского княжества. Первонач. оно велось при дворе твер. епископа; первое сообщение о собственно твер. событиях относится к 1285, это было связано со стр-вом кам. собора Спаса-Преображения (см. "Спас-Златоверхий"). Первая местная твер. летопись содержала записи о церк. стр-ве, епископе Симеоне, военных событиях, князе Михаиле Ярославиче тверском и его семье, гор. происшествиях. Эта местная летопись была включена во владимирские великокняж. летописные своды вел. князей Михаила Ярославича, Дмитрия и Александра Михайловичей тверских. Изложение событий в этих сводах доведено до 1327. С нач. 14 в. Л.т. стало вестись при дворе твер. князей. Развитие Л.т. обусловлено усилением полит. и торг.-эконом. роли Твери и Твер. кн-ва. В Твери было создано неск. летописных сводов, из к-рых выделялись своды 1305, 1409 (епископа Арсения), сер. 1450-х гг. Особенно богат известиями Твер. великокняж. свод 60-70-х гг. 14 в. В кон. 14 в. создан великокняж. свод Михаила Александровича тверского. В протографах твер. летописи и своды не дошли до наших дней и известны в виде более или менее крупных извлечений и позднейших списков, обнаруженных вне пределов Твер. края. Наиб. значит. фрагменты твер. летописей сохр. в составе Лаврентьевской летописи (составлена в 1377 в Н.Новгороде), Новгордской 4-й летописи (1-я пол. 15 в.), а также Воскресенской, Симеоновской, Никоновской летописях (все три - 16 в.), т.н. Рогожском летописце (сер. 15 - нач. 16 вв.) и "Тверском сборнике" (составлен в 16 в., переписан в нач. 17 в.). Несмотря на позднейшие редакторские искажения, сделанные гл. обр. в интересах моск. государей, эти фрагмнты Л.т. позволяют судить о его объемах и качестве. Осуществлявшееся прежде всего для записей сведений о "своих" князьях, их семьях и деяниях, о местной церк. и полит. жизни, Л.т. на практике оказывалось значительно шире по тематике и охвату событий, по взглядам на внутр. и внеш. жизнь кн-ва. Среди твер. летописцев были книжники высокой по тем временам культуры, их летописи впитывали сведения из произведений др. жанров (рассказов, житий, воинских повестей, сказаний и легенд). Авторы записей, заботясь о благосостоянии населения, видели пользу "тишины" (мирного времени), с болью переживали княжеские усобицы, разорение Твери и твер. земли монг.-татарами. Сочувствием к восставшим проникнуто правдивое, с яркими деталями, описание восстания в Твери против ордынского наместника Чолкана (см. Восстание в Твери 1327). Летописная повесть об убиении в Орде твер. князя Михаила Ярославича уже в начальной редакции (1-я пол. 15 в.) отражала поиски героя, способного пожертвовать собой ради освобождения народа от ига поработителей (см. "Повесть о Михаиле Ярославовиче Тверском"). Сокращенная редакция Твер. свода 1455 раньше, чем моск. летописание, выдвинула идею необходимости объединения рус. земель, создания единого рус. гос-ва. Местный патриотизм твер. летописей под пером ведущих авторов объективно становился национальным. Твер. летописи - важнейший источник для изучения истории Верхневолжья в 13-15 вв., в них содержатся сведения о борьбе князей за приоритет в Сев.-Вост. Руси, раздорах внутри Твер. кн-ва в связи с дроблением его на уделы, множество сведений о полит., хоз.-экономич. и культурной жизни края, вплоть до записей о работе живописцев в Твер. Спасо-Преображенском соборе (1292) или о том, что в 1297 "срублен" городок Зубцов на Волге. В твер. летописях записывались известия о событиях во владимирской, рязанской, ростовской, моск., новгородской и др. землях, в Золотой Орде, Литве, Византии и др. странах. Мн. сведения твер. летописей (в т.ч. относящиеся к становлению Москвы как центра единого рус. гос-ва) уникальны и не встречаются в др. источниках. В кон. 15 - нач. 16 вв. в Твери, вероятно, при епископской кафедре, велись отд. летописные записи и создавались копиляции на общерус. материале. В ряде случаев прослеживается влияние Л.т. на летописание в др. землях. Так, начальные твер. летописи стали основой летописного свода 1327, созданного во Владимире и использованного при составлении Моск. великокняж. свода. Твер. свод 1409 использован моск. летописцами при создании общерус. летописного свода. С присоединением Твер. кн-ва к Моск. Л.т. утратило свое прежнее значение и вскоре прекратилось. В печати было высказано мнение о ведении летописания и в Кашине (свод 1425 - А.Н.Насонов), но в настоящее время существование этого свода поставлено под сомнение (Б.М.Клосс). Изучение Л.т. посвящены труды В.С.Борзаковского, А.А.Шахматова, М.Д.Приселкова, А.Н.Насонова, Н.П.Лихачева и др. Сведения о местонахождении памятников, содержащих мат-лы Л.т., см. в кн. Д.С.Лихачева "Русские летописи" (1947). Лит.: Насонов А.Н., Летописные памятники Тверского княжнества - "Известия АН СССР" Отделение гуманитарных наук, 1930, N 9-10; Кучкин В.А., О тверском летописном материале в составе двух рукописных сборников, в сб.: Проблемы источниковедения вып. 9, М., 1961; Клосс Б.М., Никоновский свод и русские летописи 16-17 веков, М., 1980.

Рогожский летописец. Тверской сборник. М.: Языки русской культуры, 2000. 432 с. разд. паг. Нового - предисловие Клосса. Репринт с 1 вып. 2 изд. 15 тома (Пгр., 1922) и Тверского сборника по 1 изд. того же тома.

Гришина Н.Г. Хронология Рогожского летописца за IX-начало XIV вв . // Мир истории, №№ 8, 9, 2002; 2,3, 2003.

О ТВЕРСКОЙ ЛЕТОПИСИ

Из кн.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV – XVI в.). Ч. 2: Л–Я / АН СССР. ИРЛИ; Отв. ред. Д. С. Лихачев. – Л.: Наука, 1989. – 528 с.

Летопись Тверская (или Тверской сборник) - летопись XVI в., содержащая значительные фрагменты тверского летописания с кон. XIII по кон. XV в. Л. Т. дошла в трех списках XVII в. западнорусского происхождения - Погодинском (ГПБ, собр. Погодина, № 1414; по этому списку Л. Т. издана в ПСРЛ), Забелинском (ГИМ, Музейск. собр., № 2886) и Толстовском (ГПБ, F.IV.214).

Первая часть Л. Т., до 6793 (1285) г., представляет собой ростовский летописный свод, близкий к Летописям Ермолинской и Львовской; в Л. Т. обнаруживаются также значительные заимствования из Летописи Новгородской I. Судя по заметкам, помещенным в Л. Т. под 6496 и 6527 гг., составитель всего Тверского сборника был ростовцем, писавшим в 1534 г.; очевидно, он включил в свою компиляцию тверскую летопись кон. XV в., оказавшуюся в его руках. На протяжении 6793-6883 гг. текст Л. Т. (за исключением раздела за 6849-6871 гг. ростовского происхождения) совпадает (до 6836 г. полностью, далее - частично) с текстом Летописца Рогожского; текст за 6822-6848 гг. сходен также с тверским летописным фрагментом 6822-6852 гг., найденным А. Н. Насоновым. Уже А. Н. Насонов высказал предположение, что источником Л. Т. и Рогожского летописца был тверской летописный свод 1375 г., прекращенный в связи с неудачей тверского князя Михаила Александровича в борьбе за престол великого князя владимирского. Но общим протографом Л. Т. и Рогожского летописца был, по мнению А. Н. Насонова, не самый свод 1375 г., а его редакция 1455 г., составленная в Твери под влиянием «свода 1448 г.» - общего протографа Летописей Софийской I и Новгородской IV. Однако никаких черт влияния общего лротографа СIЛ и НIVЛ в совпадающем тексте Л. Т. и Рогожского летописца не обнаруживается. Их сходный текст отражает влияние другого общерусского памятника - свода 1408 г., читавшегося в Летописи Троицкой или в предшествовавшем ей общерусском своде кон. XIV в. Из этого источника попали, очевидно, в протограф Рогожского летописца и Л. Т. известия о «тишине великой» при Иване Калите, о благополучном возвращении из Орды на Русь московских князей, пожалованных «богом и царем», и т. д. Любопытно, что всех этих известий нет в тверском летописном фрагменте 6822-6852 гг.; этот фрагмент, очевидно, отражал первоначальный текст тверского свода 1375 г., а Рогожский летописец и Л. Т. - его редакцию нач. XV в испытавшую влияние московского летописания.

Текст Л. Т. дает основания для предположения о вероятном наименовании тверского свода 1375 г. В разделе, читающемся в Погодинском и Забелинском списках (в Толстовском его нет) после 1402 г. и озаглавленном «Предисловие летописца княжения Тферскаго благоверных князей Тферских», говорится, что, прославляя тверского великого князя Михаила Александровича, автор опирается на более ранний летописец - «якоже Володимирский полихрон… яве указует и пречестнейша сего в князех являет, словуще имя Михаила Александровича». Очевидно, тверской свод 1375 г., составленный в подкрепление прав Михаила Александровича на владимирский престол, и назывался «Владимирским полихроном». В Л. Т. текст летописного свода 1375 г. был продолжен тверскими известиями вплоть до 1486 г. - времени присоединения Твери к Русскому государству Однако характер тверского свода, использованного в этой части Л. Т., не вполне ясен. В двух случаях текст Л. Т. оказывается сходным с текстом тверской редакции 1412 г. общерусского свода нач. XV в., отразившейся в Рогожском летописце и Летописи Симеоновской: совпадают известие 1392 г. о присоединении Нижнего Новгорода и фрагмент рассказа о событиях, предшествовавших нашествию Едигея. В основном тверские известия за XV в. в Л. Т. фрагментарны и не выражают позиции тверских князей. Отрывок из тверской великокняжеской летописи сохранился, по-видимому, в составе внелетописного памятника - Похвального слова великому князю Борису Александровичу тверского инока Фомы, но отрывок этот не имеет ничего общего с текстом Л. Т. Возможно, что в Л. Т. до нас дошел текст иной тверской летописи, несвязанной с великокняжеской властью.

Изд.: ПСРЛ. СПб., 1863. Т. 15 (фототипическое воспроизведение: М., 1965).

Лит.: Тихомиров И. А. О сборнике, именуемом Тверской летописью // ЖМНП. 1876. № 12, отд. 2. С. 262-308; Шахматов А. А. 1) Разбор сочинения И. А. Тихомирова «Обозрение летописных сводов Руси Северо-Восточной». СПб., 1899. С. 93-109; 2) Общерусские летописные своды XIV и XV вв. // ЖМНП. 1900. № 9. С. 148; 3) Ермолинская летопись и Ростовский владычный свод. СПб., 1914. С. 26-38 (отд. отт.: ИОРЯС. 1903-1904. Т. 8, кн. 3; Т. 9, кн. 1); 4) Обозрение. С. 372; Насонов А. Н. 1) Летописные памятники Тверского княжества// Изв. АН СССР. VII сер. Л., 1930. № 9. С. 709-772; 2) О тверском летописном материале в рукописях XVII в. // АЕ за 1957 г. М., 1958. С. 26-40; Лурье Я. С. 1) Роль Твери в создании Русского национального государства // Учен. зап. ЛГУ. 1939. № 36. С. 97-101; 2) Общерусские летописи XIV-XV вв. Л., 1976. С. 49-55; 3) Из наблюдений над летописанием первой половины XV в. // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 39. С. 294-298; Дубенцов Б. И. К вопросу о так называемом «Летописце княжения Тферскаго» // ТОДРЛ. М.; Л., 1957. Т. 13. С. 118-157; Кучкин В. А. 1) Повести о Михаиле Тверском. М., 1974. С. 119-134; 2) Арсений Николаевич Насонов: Биография и творческий путь // Летописи и хроники. 1973 г. М., 1974. С. 12.

Доп.: Лурье Я. С. Генеалогическая схема летописей XI-XVI вв., включенных в «Словарь книжников и книжности Древней Руси» // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 190-205.

Ордынский период. Первоисточники [антология] Коллектив авторов
Из книги Записки диверсанта автора Старинов Илья Григорьевич

Глава 24. Тверской бульвар, 18 В Украинском штабе партизанского движенияУтром 9 марта пригласил Колонин, ознакомил с постановлением ГКО от 7 марта 1943 года о расформировании Центрального штаба партизанского движения как выполнившего задачу.Я дважды перечитал текст. Он не

Из книги Вслед за героями книг автора Бродский Борис Ионович

„Возок несётся по Тверской" … За Триумфальной площадью начиналась Тверская улица. Она была уже не такая широкая и не такая прямая, как Тверская-Ямская. Один дом выбегал на несколько шагов вперёд будто для того, чтобы посмотреть, что делается на улице; другой, точно

Из книги Святой Димитрий Донской [Илл. Сергей Михайлович Гончаров] автора Воскобойников Валерий Михайлович

Михаил Тверской Димитрий уже несколько лет не слал дани в Орду. Пока ханы дрались между собой, им было не до русских земель.И тогда в Орду поехал князь Михаил Тверской.«Димитрий не шлет тебе никакой дани. Он не уважает тебя, - сказал Михаил хану и предложил: - Передай мне

Из книги Ордынский период. Голоса времени [антология] автора Акунин Борис

Из «Тверской летописи» (фрагменты) В год 6732 (1223). Из-за грехов наших пришли народы неизвестные, безбожные моавитяне, о которых точно никто не знает, кто они, и откуда пришли, и каков их язык, и какого они племени, и какой веры. И называют их татарами, а иные говорят – таурмены, а

Из книги Альтернатива Москве. Великие княжества Смоленское, Рязанское, Тверское автора Широкорад Александр Борисович

Глава 3 Михаил Тверской Где-то между 1282-м и 1286 гг. умер великий князь Святослав Ярославич. В 1282 г. Святослав вел войну, а в 1286 г. при закладке соборного храма во имя Спаса Преображения в Твери присутствовали великий князь пятнадцатилетний Михаил Ярославич и его мать

Из книги Загадки поля Куликова автора Звягин Юрий Юрьевич

Неполные тетради Тверской летописи Вот теперь и перейдем к Рогожскому летописцу, поскольку именно в нем мы физически находим самое старое из дошедших до нас произведений Куликовского цикла, Краткую летописную повесть. Рогожский летописец - любопытное произведение, во

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Тверской поход (1485 год) Тверь, которую ужаснул конец Новгорода, готовилась передаться литовцам, ее князь вел переговоры с Казимиром, но передаться тверичи не успели: в 1485 году Иван стал собирать войско, тверской князь понял, что один против всей Руси не выстоит, Иван уже и

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

7. ДАТИРОВКА КРЕЩЕНИЯ РУСИ ПО ТВЕРСКОЙ ЛЕТОПИСИ («РУСКОМУ ЛЕТОПИСЦУ») Летописный сборник, именуемый «Тверской Летописью», был опубликован в 15 томе «Полного Собрания Русских Летописей» в 1863 году. Мы воспользуемся его современным переизданием . Тверская Летопись

Из книги История Руси автора Автор неизвестен

Александр Тверской (1326–1338) Родной брат казненного в орде Дмитрия-II Александр Михайлович был утвержден ханом на великокняжеском престоле. Он отличался добротою и был любим народом, но погубил себя тем, что позволил тверичам убить ненавистного ханского посла Щелкана. Хан

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Тверской Лев Михайлович (1889–1972) Окончил Институт гражданских инженеров (1914 г.) и Академию художеств (1923 г.). С 1919 года работал в мастерской И.А. Фомина. Был профессором Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Михаил Борисович Тверской Михаил Борисович Тверской - последний великий князь тверской (с 1461), вступивший на престол ребенком и позже неудачно пытавшийся продолжить политику отца на сохранение политической независимости своей земли. Окрепшая Москва во второй половине

Из книги Москва акунинская автора Беседина Мария Борисовна

Тверской бульвар «…C Малой Никитской до полицмейстерова дома на Тверском бульваре было не менее четверти часа быстрого ходу», - читаем мы дальше в «Статском советнике». Что ж, пойдем и мы - правда, в отличие от торопливых служащих жандармерии, нам спешить некуда.

Из книги Благородство в генеральском мундире автора Шитков Александр Владимирович

ТВЕРСКОЙ НАМЕСТНИК Административные реформы, начатые в России Петром I, завершила своими «Учреждениями для управления губерний Всероссийской империи» Екатерина П. «Учреждения» не только унифицировали губернии как объекты управления, они само управление на местах

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

ЯРОСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ ТВЕРСКОЙ (р. 1230 - ум. 1272)Великий князь (1263–1272), брат Александра Невского н Андрея.Занял владимирский престол после их смерти и стал великим князем. Ярослав клятвенно утвердил договор, писанный от имени архиепископа и всего Новгорода (1265), где изложены

Из книги Злая корча. Книга 2 автора Абсентис Денис

Глава 4 Тверской монстр В первую минуту, увидев чудовище, я усомнился в здравом состоянии моего рассудка, или, по крайней мере, глаз, и только спустя несколько минут, убедился, что я не сумасшедший и не брежу. Но если я опишу это чудовище (которое я видел совершенно ясно и за


Глава 4. ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКА

1. Летописание

В конце XIV - первой половине XV в. очень сильно развивается летописание. В это время создаются многочисленные летописные своды. Составители сводов собирают, перерабатывают и редактируют местные летописи в зависимости от тех политических интересов, которым призван был отвечать тот или иной, составляемый летописный свод. Принципиально важное идеологическое значение имела сохранявшаяся традиция летописания включать в начальную часть свода, рассказы об истории Киевской Руси - «Повесть временных лет» или выборки из нее. Благодаря этому история каждого княжества становилась продолжением истории всей Русской земли, а великие князья этих княжеств выступали наследниками киевских князей. Составители летописных сводов используют летописи разных княжеств, включают в летопись нелетописные по происхождению повести, жития, публицистические памятники и документы. Центром русского летописания становится Москва, и, что особенно важно, московское летописание приобретает общерусский характер. Лаврентьевская летопись. Лаврентьевская летопись названа так по имени монаха Лаврентия, переписавшего ее с помощниками в 1377 г. в Суздальско-Нижегородском княжестве, о чем в летописи имеется соответствующая запись. Таким образом, это реально дошедший до нас список летописи конца XIV в. Но события, описанные в ней, доведены лишь до 1305 г. Лаврентьевская летопись - копия свода 1305 г. , о котором уже говорилось выше. Создание такой копии в 1377 г. имело важное идеологическое и политическое значение, носило злободневный характер. Летопись начиналась «Повестью временных лет», рассказывавшей о былом величии Русской земли. В состав Лаврентьевской летописи входило «Поучение» Владимира Мономаха, князя, являвшегося в Древней Руси идеалом мудрого государственного деятеля и мужественного военачальника. Это произведение призывало забыть личные обиды и внутренние распри перед лицом опасности со стороны внешних врагов Русской земли . Повествование в летописи о событиях 30-х гг. XIII в. носило возвышенно-патриотический характер: хотя русские князья и гибли в неравной борьбе, но все они мужественно и единодушно выступали против монголо-татар. Конец 70-х гг. XIV в., когда писалась Лаврентьевская летопись, - канун Куликовской битвы, период обострения отношений между Москвой и Ордой. Предназначалась летопись для суздальско-нижегородского князя, союзника великого князя московского. Таким образом, делавшаяся в 1377 г. копия со свода 1305 г. имела целью поднять патриотизм, побудить русских князей к активной борьбе с татарами. Летописание Москвы . Первый Московский летописный свод, о котором мы можем составить конкретное представление, - это свод московского митрополита Киприана 1408 (1409) г. Списком этого свода была Троицкая пергаменная летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г. Свод 1408 (1409) г. начал составляться по инициативе и, может быть, при непосредственном участии митрополита Киприана, а закончен был уже после его смерти (ум. в 1406 г.). Летописный свод Киприана - первый в полном смысле этого слова общерусский летописный свод. Киприан, митрополит всея Руси, для составления летописного свода имел возможность потребовать летописи из всех подчиненных ему в церковном отношении русских княжеств, в том числе и тех, которые в это время входили в состав великого княжества Литовского. В своде Киприана были использованы летописи Твери, Нижнего Новгорода, Новгорода Великого, Ростова, Рязани, Смоленска и, конечно, все предшествующее летописание Москвы. Кроме того, были включены сведения по истории Литвы. Привлеченные для составления свода источники перерабатывались незначительно. Но все же свод Киприана имел промосковскую тенденцию; для него характерен учительный, публицистический тон. Изучая дошедшие до нас тексты Новгородской IV и Софийской 1 летописей, исследователи русского летописания пришли к выводу, что в их основе лежит обширный свод, условно называемый «Сводом 1448 г.» . До последнего времени большинство ученых, занимающихся историей русского летописания, вслед за А. А. Шахматовым определяли свод 1448 г. как свод новгородский. Я. С. Лурье, развивая гипотезу М. Д. Приселкова, пришел к заключению, что свод 1448 г. не новгородский, а общерусский, составленный при митрополичьем дворе в Москве в конце 40-х гг. Этот свод представлял из себя переработку свода Киприана . Тверское летописание . Летописание Тверского княжества, князья которого, как уже отмечалось выше, были основными соперниками московских князей в борьбе за старшинство, после разгрома Твери в 1375 г. великим князем московским Дмитрием Ивановичем, временно прерывается. В 1382 г. тверское летописание возобновляется и не прекращается до потери Тверью своей самостоятельности. Наибольшего расцвета в этот период летописание Твери достигает при тверском великом князе Борисе Александровиче (1425-1461). Тверская летопись стремится показать, что руководящую роль в русской истории играет Тверь, что Тверь является оплотом борьбы с монголо-татарским игом, а тверские великие князья, опытные военачальники и мудрые государственные деятели, достойны стать самодержцами Русской земли. Новгородское летописание . В рассматриваемый период летописание Новгорода теряет свою былую демократичность, свой местный характер и начинает претендовать на общерусское значение. Как и в московском летописании, в Новгородскую летопись включаются внелетописные памятники повествовательного, историко-политического характера, призванные подтвердить особую роль Новгорода в истории Русской земли, противопоставить Новгород, новгородскую древность Москве. Эта тенденция новгородского летописания объясняется обострением политической и идеологической борьбы Москвы с Новгородской боярской республикой в конце XIV - первой половине XV в. Наиболее остро эти тенденции новгородского летописания проявились, когда новгородскую архиепископскую кафедру занимал Евфимий II (с 1429 по 1458 г.). Необходимо отметить, что новгородский архиепископ играл важнейшую роль в идеологической жизни города. При Евфимии II в Новгороде усиленно собираются материалы по истории города, оживляются легендарно-исторические предания, при владычном дворе ведется интенсивная летописная работа, создаются новые летописные своды. «Летописец Еллинский и Римский» . Интерес русских читателей к всемирной истории, как уже отмечалось выше, удовлетворяли памятники хронографического жанра. Хронографы - это компилятивные сборники рассказов из истории различных стран и народов мира, начиная с библейских времен. Хронографическое изображение истории в отличие от летописи носило более повествовательный характер. Рассказы хронографов очень часто представляют собой сказочно-фантастические или нравственно поучительные новеллы. В хронографических статьях значительно больше, чем в летописи, баснословного и анекдотического материала, их отличительной чертой являлось стремление к нравоучительности, морализированию. Характеризуя отличие хронографического повествования от летописного, Д. С. Лихачев пишет: «Для летописца самое важное заключалось в исторической правде. Летописец ценил документальность своих записей, он бережно сохранял записи своих предшественников, он был историком по преимуществу. Составитель Хронографа был, наоборот, литератором. Его интересовал не исторический, а назидательный смысл событий» . В рассматриваемое время из памятников хронографического жанра составляются первая и вторая редакции «Летописца Еллинского и Римского». О. В. Творогов относит время составления второй редакции к середине XV в. Она восходит, по его гипотезе, к архетипной редакции, составленной, по-видимому, в XIII в. По сравнению со своим протографом «Еллинский летописец» второй редакции пополняется целым рядом дополнительных текстов. Основными источниками дополнений служили: «Хронограф по великому изложению», «Александрия» второй редакции, «Житие Константина и Елены», «Сказание о построении Софии Цареградской», «Сказание о Феофиле» и др. Используются сведения русских летописей. Включение в состав второй редакции «Еллинского летописца» обширных текстов сюжетного характера, искусное объединение различных источников в единое повествование усилили литературно-занимательную сторону этой обширной компиляции по всемирной истории. Дальнейшее усиление сюжетности, занимательности повествования происходит в Русском Хронографе в конце XV - начале XVI в.



О тексте Лаврентьевской летописи см.: Приселков М. Д. Лаврентьевская летопись (история текста). - «Учен. зап. Ленингр. ун-та», 1939, № 32. Сер. ист. наук, вып. 2, с. 76-142; Насонов А. Н. Лаврентьевская летопись и Владимирское великокняжеское летописание первой половины XIII в. - «Проблемы источниковедения». М., 1963, № 11.
См.: Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV-XV вв. Л., 1976, гл. 1.
«Поучение» Владимира Мономаха сохранилось только в составе Лаврентьевской летописи. Ни одна из дошедших до нас летописей, восходящих к своду 1305 г., в своем составе «Поучения» Мономаха не имеет.
Текст Троицкой летописи восстановлен М. Д. Приселковым на основании выписок из нее Н. М. Карамзина, изданных до пожара отдельных отрывков из этой летописи, данных Лаврентьевской, Симеоновской и Воскресенской летописей. См.: Приселков М. Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. М.-Л., 1950. В настоящее время для восстановления Троицкой летописи могут быть привлечены Владимирский летописец и Западнорусская (Белорусская П летописи. См.: Лурье Я. С. Троицкая летопись и московское летописание XIV в. - «Вспомогательные исторические дисциплины», т. VI. Л., 1974, с. 84-91.
Впервые такую датировку этого свода обосновал А. А. Шахматов.
См.: Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV-XV вв., с. 67-121.
Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение, с. 346. См. также: Творогов О. В. К истории жанра Хронографа. - «ТОДРЛ». Л., 1972, т. XXVII, с. 203-226.
См.: Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л., 1975, гл. 1 и 5.