По литературе

Алтай.История - Истории Земли. Столыпинская земельная реформа дала толчок переселенческому движению на Алтай, что в целом способствовало экономическому подъему края

Писать об Алтае крайне сложно. Написано об этом крае очень много. Алтай — это известная часть нашей территории и край загадок, легенд, край не только многовековой, но и многотысячной истории. Алтай издавна являлся своеобразным стыком цивилизаций: исторических, культурных, археологических. Вокруг Алтая сформировались многие культуры и народы, оказавшие впоследствии влияние на судьбу других территорий.

На территории Алтайского края и Республики Алтай выделяют 3 крупных археологических района: Горный Алтай, Верхняя Обь, Предгорья Алтая. Большинство археологических памятников Алтая приурочены к речным долинам, а также расширениям межгорных котловин, которые традиционно называют степями (Твныинская, Канская, Абайская, Уймонская, Курайская, Чуйская, Улаганская). Именно в этих удобных для проживания и жизнедеятельности местах с древних времен селились люди, здесь разворачивались важнейшие события алтайской истории.

Первые люди поселились в долинах Алтая много сотен тысяч лет назад , как об этом свидетельствует всемирно известная Улалинская стоянка, обнаруженная в Горно-Алтайске. Во время раскопок Улалинской стоянки были найдены примитивные каменные орудия, сделанные из заготовок, полученных огневой техникой, т.е. путем нагревания и резкого охлаждения камней. Улалинские находки относятся к периоду нижнего палеолита, некоторые из них насчитывают более миллиона лет. К более поздним периодам каменного века относятся материалы раскопок пещерных стоянок Денисовой и Усть-Канской пещер. Именно в этих природных закрытых комплексах, неподверженных внешним влияниям, археологами были раскопаны интересные памятники с хорошо прослеживаемой последовательностью культурных слоев.

Предполагается, что древние люди вели кочевой образ жизни. Они жили на стоянках, расположенных в удобных со стратегической точки зрения местах. Пещеры закрытого типа, скорее всего, использовали в качестве приюта во время кочевий.

Период ранней бронзы

Энеолит, переходный период от каменного века к бронзовому, характеризующийся использованием наряду с каменными орудиями бронзовых, представлен в Горном Алтае афанасьевской археологической культурой (конец IV тыс. до н.э. — первая четверть II тыс. до н.э.). Название культура получила от Афанасьевской горы (близ р. Батенья в Красноярском крае), где в 1920 г. был исследован первый могильник этой эпохи. На Алтае пленена афанасьевцев расселялись от Телецкого озера (по р. Бия) и среднего течения Катуни на юге до широты Барнаула на севере.

Формирование афанасьевской культуры связано с переселением на Алтай раннескотоводческих племен протоевропеоидов, занимавшихся отгонным скотоводством. Медь и бронза начали применяться в производстве оружия, орудий труда, предметов быта и украшений. Этническую принадлежность афанасьевцев определить пока не удалось, можно говорить лишь об их расовой принадлежности. Антропологи утверждают, что эти люди были очень высокими (средний рост 1,8 м). Согласно реконструкциям черепа, это были элитные европеоиды. Установлено, что на базе афанасьевской культуры позднее появилась скифо-сибирская культурно-историческая общность.

Афанасьевцы вели комплексное хозяйство, отдавая предпочтение пастбищному скотоводству. Селиться они любили в широких открытых речных долинах. Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек, Арагол, Курота и др.

Погребальные памятники представляют собой оградки, в которых имелись овальные или прямоугольные могильные ямы с перекрытием. В ямах находились одиночные или парные погребения, усопших укладывали на бок или на спину, как правило, с подогнутыми ногами, головой на северо-восток или юго-запад. Часто костяки погребенных были окрашены охрой. Из предметов инвентаря в могильниках были обнаружены керамические сосуды, курильницы-вазы, орудия труда и украшения. Керамика отделана орнаментом в виде гребенчатого штампа.

Железный век

В I тыс. до н.э. на Алтае появляется культура скифского типа, давшая мировой истории целый ряд уникальных памятников искусства.

Скифы, древние кочевые племена Восточной Европы и Западной Азии, обосновались в конце VII-II в. до н.э. в Причерноморье и на берегах Каспийского моря. Происхождение этих племен, которые, вероятно, принадлежали к индоевропейской группе, до сих пор до конца не выяснено. Известно, что скифские воины воевали с Персией, нападали на греческие колонии в Причерноморье, сохранились упоминания о наемниках-скифах в армиях этих государств. Скифское время на Алтае связано прежде всего с пазырыкской археологической культурой ранних кочевников (VII-II вв. до н.э.). Главным занятием кочевого племени пазырыкских воинов была охота.

Пазырыкцы знали и любили природу, были прекрасными художниками: изображали барсов, орлов, оленей, рисовали фантастических животных. Десятки таких племен появились в степях Евразии, создав культуру, которая была названа скифо-сибирской, по имени наиболее известного племени. После разгрома скифского государства готами скифы растворились среди других племен, предположительно внеся свою лепту и в формирование славянского этноса.

Курганы пазырыкского периода выявлены во многих районах Алтая (Улаганский, Онгудайский, Усть-Коксинский, Чарышский и др.). Встречаются как большие, так и малые курганы, причем, как правило, малые курганы — это погребения рядовых кочевников. Большие курганы, наиболее интересные с исторической точки зрения, обычно вытянуты в цепочку в направлении север — юг. Под каменными насыпями в ямах находятся срубы с деревянным перекрытием или каменные ящики. По богатству инвентаря (металлические чеканы, ножи, кинжалы, зеркала, изделия из кости, украшения, конская сбруя) и внутренней конструкции они резко отличаются от малых курганов.

Это погребения родоплеменной знати. В курганах с мерзлотой сохранились предметы из дерева, кожи, войлока, тканей. Впервые пазырыкские курганы были исследованы в урочище Пазырык на реке Большой Улаган, где была обнаружена цепочка из пяти больших курганов. В 1993 г. на плато Укок археологами Новосибирского института археологии и этнографии была сделана уникальная находка бальзамированного тела молодой знатной женщины. Кроме могильников, к эпохе раннего железа относятся поселения, поминальные и ритуальные сооружения, многочисленные менгиры (каменные стелы), «оленныв камни», петроглифы.

Курганные могильники шибинского периода (от названия урочища Шибе в долине реки Урсул) были обнаружены по рекам Катанда, Берепь, Каракол, Курота, Курай, Яконур, Песчаная. По размерам и устройству они похожи на пазырыкские курганы. В них встречаются вещи китайского происхождения, а в богатых курганах — довольно много золотых вещей.

К эпохе ранних кочевников относят и группу писаниц Центрального Алтая, выполненных способом пунктирной набивки, при котором все изображение заполняется ямочками и точками.

Были найдены следы золотых приисков далеких времен. Помимо добычи золота, развивалось узкоспециализированное скотоводство (коневодство, овцеводство), охота на копытных и пушных зверей.

В III в. до н.э. пазырыкская культура сменилась гунно-сарматской культурой. К концу III в. до н.э. племенной союз хунну, предки гуннов, покоривших позже европейские народы, создал первое в Центральной Азии раннеклассовое государство. За последние 20 лет в Горном Алтае были открыты и исследованы около двух десятков памятников этого периода. К ним относятся могильники Усть-Эдиган, Чендек, Верхний Уймон, Белый Бом, Бикв, Айрыдаш и др., а также поселения, городища, святилища: Юстыд, Бертек, Майма, Кучерла и т.д. Культурная и этническая принадлежность этих памятников пока не установлена. Возможно, пазырыкская культура не исчезла бесследно, а трансформировалась в культуру гуннского типа. О преемственности двух культур свидетельствует схожесть погребального обряда. Кроме того, в одном из погребений гуннского типа на средней Катуни был найден комплекс вещей скифской культуры, а в одном из пазырыкских курганов — накладки лука гуннского типа.

Хорошо изучены памятники 1 тысячелетия оседлых племен Верхней Оби. Выделяют верхнеобскую (II-VIII вв.) и сросткинскую (IХ-Х вв.) культуры.

Золото скифов

Первые археологические экспедиции по изучению скифов состоялись при Петре Великом в XVIII в. Именно в это время друг царя, знаменитый ученый из Амстердама Николае Корнелиссон Витсен, получил от своих русских друзей древнеримские монеты, китайское зеркало и еще кое-какие диковинки, найденные в сибирских курганах. Среди этих предметов наибольший интерес представляли четыре десятка золотых изделий, например ожерелья очень тонкой работы, поясные пластинки, различные орнаменты с изображением животных. Все они относились к временам скифов.

Началось все 29 октября 1715 г., когда представители высшей аристократии подарили царице Екатерине по случаю рождения царевича Петра «роскошные золотые изделия из сибирских захоронений, а также сто тысяч рублей звонкой монетой», принадлежавшие богатейшему предпринимателю и основателю первых уральских заводов Никите Демидову. Позже, в 1793-1830 гг., инженер и страстный коллекционер П.К.Фролов, основатель барнаульского музея, собрал большое количество древностей, обнаруженных на Алтае при проведении горных работ, но особенно во время тайных археологических раскопок.

Лучшие предметы из коллекции Фролова находятся теперь в Эрмитаже, а остальная часть коллекции хранится в Историческом музее в Москве. Два экспоната попали в музеи Стокгольма.

Искусство восточных скифов

По находкам, сделанным в лазырыкских курганах, можно судить о замечательном искусства алтайских кочевников. Деревянные скульптуры и барельефы, геометрические орнаменты, силуэты и полихромные рисунки — все приемы нередко сочетаются в одном произведении. Среди изображений животных наиболее часто встречаются лошадь, верблюд и олень. Из всех животных особое место восточные скифы отводили оленю, т.к. именно это животное, по их представлениям, доставляло души в загробный мир.

Среди находок, сделанных в курганах, мало металлических предметов, но есть все основания предполагать, что их было гораздо больше и что они отличались разнообразием: бронзовые статуэтки, изображающие животных и птиц, литые, ажурные и чеканные барельефы из меди, бронзы, серебра и золота. Ремесленники, работавшие с металлом, прибегали к тем же выразительным средствам, какие они использовали в работе с деревом.

Из образцов, поступавших с юго-запада, исключительный интерес представляют уникальные ткани и ковры, потому что это самые древние доказательства существования ткачества и искусства изготовления ковров на Среднем Востоке. Алтайские кочевники заимствовали в Персии и некоторые мифические мотивы. Один из них — грифон, впоследствии ставший любимейшим сюжетом местного искусства.

Тюркский период

В Горном Алтае были обнаружены разнообразные археологические памятники VI-X вв., относящиеся к тюркскому времени, в которых четко прослеживается связь между гунно-сарматским и тюркским периодами истории Алтая. В этот период осуществился переход от индоевропейских жителей Алтая к древним тюркам, предкам современных алтайцев, турок и монголов.

В VI в. племена тюрков объединились в мощный Первый тюркский каганат, включавший в свои владения земли от Кавказа и Крыма на западе до Китая на востоке. В 572 г. Первый тюркский каганат распался на Западный с центром в семиречье и Восточный с центром в современной Монголии. В 682 г. был образован Второй тюркский каганат, который просуществовал до 744 г., вплоть до появления в степях Центральной Азии Уйгурского каганата, под властью которого оказалось население Алтая. После падения Уйгурского каганата в 840 г. алтайские племена оказались в подчинении енисейских кыргызов, предков современных хакасов, войдя в состав Кыргызского каганата. Начиная с VI в. древние тюрки начали проникновение в лесостепную и лесную зоны Приобья. Жившие здесь угорско-самодийские племена частично были оттеснены на север, другая часть их ассимилировалась с древними тюрками. Таким образом сгладились существовавшие на протяжении долгих веков культурные отличия между населением зоны гор и степей Алтая и обитателями Верхней Оби. Тюркские археологические памятники наиболее разнообразны и хорошо сохранены на территории Горного Алтая. Среди них курганы и поминальные комплексы, рунические писаницы. Характерны погребения в грунтовых ямах с южной ориентировкой с сопроводительными захоронениями коней. Умершие снабжались ритуальной пищей, как правило из баранины.

С богатыми курганами тюркского времени и каменными оградками связаны также ‘каменные бабы» (кезер таш). Эта группа памятников относится к VI-IX вв. На Алтае обнаружено более 30 изваяний. Многие были найдены вдоль Чуйского тракта, семь — в Курайской степи. Часть изваяний была вывезена экспедициями в музеи Томска, Горно-Алтайска, Москвы (Государственный Исторический музей) и Санкт-Петербурга (Музей антропологии и этнографии). Некоторые бабы тем не менее остались на своих местах. Несмотря на скупость изобразительных средств, каменные изваяния древних тюрков, дошедшие до наших дней, удивительно индивидуальны и похожи на древних людей, живших на Алтае более тысячи лет назад.

Кроме того, изваяния кезеров имели и чисто практический смысл: так, согласно анимистическим представлениям тюрков, душа умершего могла быть заключена шаманом в камень; то есть сам умерший как бы присутствовал на своих поминках. Часто каменные фигуры кезеров — древних воинов — называют каменными бабами. В отличие от половецких каменных скульптур, с которыми их часто сравнивают, алтайские фигуры никогда не изображают женщин, а являются воплощением образа древнего воина. Первые каменные скульптуры баб в условной манере передают лицо человека, выполненное в верхней части стелы.

Как правило, это мужчина с широкими скулами, раскосыми глазами, усами и бородой; на отдельных изваяниях изображены вдетые в уши серьги, на шее — гладкие гривны и ожерелья. Более поздние фигуры тюркских воинов передают также парадное облачение с оружием (сабля и кинжал) на поясе, украшенном фигурными бляхами. Число и состав поясных блях служили знаками воинского различия. Иногда изображена и одежда: головные уборы, халаты с отворотами на груди и широкими рукавами с манжетами. В правой руке воина изображена чаша или кубок, левая опущена на рукоятку сабли. Наиболее выразительные фигуры алтайских тюрков известны в долинах Узунтала, Курая, Каракола, Аргута и Белого Ануя.

В Горном Алтае известно более 3000 оградок тюркского времени. Они представляют собой четырехугольные сооружения из каменных плит. Это основания храма или деревянной каркасной постройки в виде жилища (подобные сооружения до сих пор возводятся над могилами алтайцев и казахов в Юго-Восточном Алтае) На плитах алтайских оградок нередко встречаются гравированные рисунки животных и людей. Пространство вокруг оградок выкладывалось тщательно подогнанными друг к другу крупными валунами или мелкой галькой. Оградка являла собой последнее пристанище души умершего. В центре помещалось лиственничное дерево, а в качестве жертвы приносилась лошадь; устанавливалась так называемая «гайлга» — натянутая на наклонные колья шкура жертвенного животного.

На восток от оградок с изваяниями тянутся небольшие, вертикально поставленные камни — балбапы. Такое название в современной археологии получили ряды невысоких каменных столбиков, расположенные рядом с оградками. Однако среди ученых нет единства в вопросе о трактовке этого термина. Ранее балбалами называли каменные скульптуры, и фонетическим упрощением слова объясняли, почему скульптуры воинов зачастую называли бабами. Прежде все исследователи были единодушны в том, что тюрки ставили каменные столбики — балбалы у поминальных сооружений своих воинов по числу врагов, убитых погребенным. Но большое число балбалов (несколько десятков, иногда — сотен) у мемориальных комплексов древнетюркской аристократии заставляет археологов сомневаться в этой версии: трудно представить, что тюркские каганы при жизни могли убить сотни вражеских воинов. В последние годы широкое распространение получило предположение, что число камней соответствует числу сородичей, принимавших участие в похоронах.

Возможно, что камни являются символическими коновязными столбами — неотъемлемой частью любого жилища кочевника. Балбал-коновязь являлся своего рода знаком присутствия (внимания) определенного человека к умершему. Кроме того, здесь можно провести параллель между алтайскими балбалами и деревянными коновязями-сэргэ, почитаемыми у бурят и якутов. Также к культурному пласту тюркского времени относятся многочисленные петроглифы и писаницы — наскальные рисунки и элементы тюркского рунического письма. Петроглифы выполнены в технике точечной выбивки или граффити, т.е. прочерченного рисунка.

Как правило, рисунки изображают животных, всадников, батальные сцены и сцены охоты, птиц и змей, фантастических существ. Рунические надписи на камнях выполнены знаками орхоно -енисейского алфавита. В Горном Алтае сохранились некоторые поселения тюрков. Большая их часть располагалась на горных склонах, в логах или у подошвы гор, что позволяло в случае военной опасности отойти в соседнюю долину. Наиболее известное тюркское городище было раскопано в устье реки Большой Яломан. По мнению исследователей, это был значительный и большой город тюрков. Китайские летописи характеризуют тюрков как искусных металлургов, поставляющих железо и изделия кузнечного мастерства соседям.

Джунгарское ханство и присоединение Алтая к России

К X в. население Алтая представляло собой конгломерат различных тюркских племен, наиболее мощным из которых были кыпчаки, одно из племен теленгитов или телеутов, предки половцев, известных из древнерусских летописей. Вплоть до XIII в. различные племена — среди которых енисейские кыргызы, кимаки, кочаны, кидани, найманы и др. — образовывали более или менее крупные и мощные державы, в состав которых входили и народы Алтая.

В начале XIII в. Кыргызский каганат был разгромлен войсками Чингисхана. В 1207 г. территория Алтая вошла в состав улуса старшего сына Чингисхана Джучи и, позднее, оказалась в составе огромного государства Золотой Орды, образованного в результате завоеваний, под предводительством старшего сына Джучи хана Батыя. Территория этого государства простиралась от низовий Дуная до предгорий Алтайских гор. Археологические исследования показывают, что от того времени на Алтае остались разрушенные городища со следами пожаров, а погребальные памятники с бедным инвентарем отражают резкое обнищание населения и общий упадок культуры. От разорений и междоусобных войн южные алтайские племена спасались в лесостепных зонах Приобья.

В это время к востоку от Алтая начали укрепляться племена западных монголов-ойратов, непосредственных соседей алтайского населения. В 1635 г. разрозненные ойратские племена объединились в единое государство — Джунгарское ханство. Ойратские феодалы и джунгарские ханы, а также телеутские князья насильственно собирали дань с народов Алтая. В это время в населении Алтая четко выделялись южные и северные алтайцы. Южные относились к наиболее монголоидному центральноазиатскому и южносибирскому типу (тувинцы, буряты, монголы). Северные алтайцы относятся к уральскому типу и представляют этнический субстрат, включавший тюркские, самодийские, кетские и угорские элементы.

В Горном Алтае жили южные алтайцы: у Телецкого озера и по реке Чулышман, в долине реки Чуй, на Катуни. Северные алтайцы заселяли отроги Алтайских гор, долину реки Бии. В XVII в. сформировались основы хозяйственной деятельности алтайцев, которой они занимаются по настоящее время: охота, скотоводство. Первые русские поселенцы появились на Алтае только в конце XVII в. Освоение Алтая пошло быстрее после строительства оборонительных крепостей и острогов, защищавших от набегов джунгарских ханов.

XVIII-XIX вв.: Демидовский (1727-1745) и кабинетский (1747-1893) периоды

В начале XVIII в. Россия вела Северную войну со Швецией, которая продолжалась долгие 20 лет. В этот период острой необходимостью стало получение собственных металлов, особенно меди, для изготовления пушек. По указу Петра-I снаряжались поисковые партии, поощрялись исследователи рудных недр, за открытие медных и серебряных руд обещалась премия.

О наличии металлов на Алтае были известно благодаря обнаружению многочисленных чудских копей. Первооткрывателями рудных месторождений на Алтае считают Степана и Якова Костылевых Но их открытиями I воспользовался другой человек, сыгравший важную роль в истории Алтая, чьим именем часто называют целый период истории региона.

Речь идет о крупном уральском заводчике А.Н.Демидове. В 1726 г. он получил разрешение и монопольное право на строительство на Алтае заводов и рудников. Для разведки Демидов послал на Алтай своих приказчиков и мастеровых с Урала, которые подтвердили богатое содержание здешних руд и этим ускорили принятие решения о строительстве рудников и заводов. В конце 1727 г. на притоке реки Белой — Локтевке — было начато строительство медеплавильного завода (Колывано-Воскресенского), который открылся через 2 года. В 1744 г. начал работать еще один демидовский завод, построенный в устье реки Барнаулки,- Барнаульский медеплавильный.

Несмотря на дешевую рабочую силу, выплавка меди была убыточной. Скорее всего, гораздо больший деловой интерес Демидов имел к производству серебра, более доходному и выгодному. Из серебра алтайского Змеиногорского рудника Демидов тайно чеканил серебряную монету на своем уральском заводе. Скорее всего, слухи об этом дошли до Петербурга, и царица Елизавета направила на Алтай с проверкой комиссию. Дальнейшие события развивались стремительно.

В 1745 г. А.Демидов умер. Елизавета конфисковала его владения на Алтае в свою пользу. С этого момента начался кабинетский период в истории Алтая. После разгрома китайцами Джунгарского ханства в 1756 г. жители Горного Алтая добровольно вошли в состав России. Это событие оказало влияние на все стороны жизни и деятельности алтайского населения.

С 1747 г. Рудный Алтай превратился в собственность русских царей, металлургическое и сереброплавильное производства быстро развивались, в 1762-1768 гг. был построен еще один сереброплавильный завод в Павловске. Главное управление заводами принадлежало царскому Кабинету в Петербурге, реальное управление осуществлялось канцелярией горного начальства, чья власть распространялась на все местное население, включая купцов, мещан и солдат.

К концу XVIII в., после бурного развития, сереброплавильное производство сократило свои объемы. Иссякли запасы Змеиногорского серебряного рудника, выплавка серебра стала менее значительной. После отмены крепостного права в 1861 г. горная промышленность окончательно вступила в полосу кризиса. В 1870-х гг. заводы, занимавшие некогда в экономике ведущее положение, стали убыточными. Алтайское серебро больше не могло конкурировать с более дешевым зарубежным. В 1893 г. закрываются Барнаульский, Павловский, Локтевский заводы. В конце XIX в. Алтай становится преимущественно сельскохозяйственным районом, а в городах развиваются частное предпринимательство, небольшие мануфактуры и торговля.

Алтай в XIX веке

После отмены крепостного права усилился приток на Алтай русских переселенцев из европейской части России, стремившихся в Сибирь в поисках свободной земли. Как правило, переселенцы применяли прогрессивные технологии и методы ведения сельского хозяйства, в частности усовершенствованные орудия труда, удобрения, разводили новые для Алтая сорта культур и породы скота.

Одновременно крупные города Алтая — Барнаул, Бийск и Змеиногорск — превращались в торговые центры. Барнаул и Бийск становятся значительными пунктами скупки сельскохозяйственного сырья, особенно пшеницы и муки. В селах регулярно проводились торговые ярмарки, в городах работали магазины и лавки. Через Бийск осуществлялась внешняя торговля с Монголией и Китаем. На Алтае в конце XIX в. сформировались большие купеческие семьи и целые семейные кланы: Суховы, Сычевы, Морозовы, Маштаковы, Жернаковы и др. Крупные предприниматели и деловая элита играли важную роль в экономической и общественной жизни, занимались благотворительностью и меценатством.

В конце XIX — начале XX в. здесь действовало много российских и иностранных частных фирм, в т.ч. по торговле текстилем — Второвых, по продаже швейных машинок — Зингер, по сбыту сельскохозяйственной техники — «Международная компания жатвенных машин», в золотопромышленности — «Алтайское золотопромышленное дело», «Турн и Таксис» и др.

Советская власть, установленная на Алтае в декабре 1917 г., пала в конце лета 1918 г., как и во всей Сибири, вследствие восстания чехословацкого военного корпуса в крупных городах за Уралом. Некоторое время на территории, контролируемой белочехами, действовали эсеро-меньшевистские органы власти. Еще один переворот свершился 18 ноября 1918 г., когда была установлена военная диктатура и верховным правителем стал адмирал А.В.Колчак.

Советская власть в регионе была установлена только к концу 1919 г. В 1922 г. была образована Ойротская автономная область (переименованная в 1948 г. в Горно-Алтайскую). Во время нэпа среди крестьянства выделился слой середняков. Зажиточные хозяйства в основном принадлежали старожилам и переселенцам последней четверти XIX в. Кооперативные традиции на Алтае были очень крепки, наиболее солидными являлись маслодельные кооперативы (в 1923 г. действовало 586 масло- и сырозаводов). В городах активно развивалась торговля, восстанавливались городские и сельские базары, рынки, торговые заведения, универсальные магазины.

В 1928 г. И.Сталиным был объявлен новый курс на выполнение плана хлебозаготовок и переход к массовой коллективизации. Именно с Алтая начались жестокие репрессии зажиточных крестьян. В 30-х гг. крестьян, избежавших репрессий, силой загоняли в колхозы, проводя принудительную коллективизацию. В 1937 г. постановлением ЦИК СССР от 28 сентября было учреждено новое административное образование — Алтайский край.

В годы Великой Отечественной войны Алтай принял более 100 эвакуированных предприятий из западных районов России. На базе этих заводов возникли многие крупные предприятия Алтая, начавшие работу именно в тяжелые годы войны. Промышленное производство возросло за военный период в 1,6 раза. Перспективными отраслями стали сельскохозяйственное машиностроение, химическая промышленность, которая развивалась на местной сырьевой базе.

http://putevoditel-altai.ru/load/1173-istoriya-altaya.html

Как открывали Древний Алтай

Алтайцы еще только открывали окружающий мир, заселяли новые земли. Они, того не ведая, готовили выдающееся событие, которое еще не началось, но для которого были идеальные условия, создаваемые природой и человеком… Движение людей с Алтая будет расти в течение долгих столетий, охватит потом всю Евразию, докатится мощным валом до Европы и спустя многие века получит звучное имя – Великое переселение народов. Но пока алтайцы даже не подозревают о том грандиозном событии…

Первопроходцы пробирались по диким горам, через нехоженые леса. Дорог еще не было. В поисках лучших земель и пастбищ для скота люди преодолевали высокие горные хребты, переплывали бурные реки. Трудно и долго шел к своей славе Алтай… Неприступные горы, поросшие лесом, назвали тайгой . Знакомое слово, не правда ли? Теперь его знают все, как что-то дикое, пугающее. Но мало кто задумывался, откуда пришло оно и когда появилось.

Алтайские горы

Как путешествовали первопроходцы? Наугад? Вовсе нет. Они неплохо ориентировались в горной своей стране по солнцу, читали карту звездного неба. Свой путь сверяли с реками и знали о реках все: где начинается, как и куда течет. Реки были их единственными дорогами, и им стали давать имена, чтобы не путать… А это уже географические знания!

В древности у рек Алтая названий не было. Их всех называли одним словом «катунь», что означало «просто река». Обыкновенная и единственная река, которая протекала рядом с пещерой или поселком. О существовании других рек люди не догадывались.

Потом, когда начали познавать окружающий мир, это старинное имя решили сохранить за главной рекой Алтая – Катунью . А другую реку, которая тоже берет начало с белоснежных вершин, назвали Бия . И эти древние имена остались на географических картах мира. Бия и Катунь шумно проносятся по горным долинам и сливаются в одну широкую реку, которая течет до Северного Ледовитого океана. Это Обь .

Заметим, все названия тюркские!..

Бия и Катунь в переводе означают «господин» и «госпожа», а Обь – «бабушка»… По названиям гор, рек, озер, оказывается, можно узнать о народе, о его прошлом. Это тоже наука! И называется она топонимикой . Специалистов здесь мало, чуть больше, чем пальцев на правой руке, потому что топонимика требует от ученого глубоких знаний по истории, по географии, по лингвистике, по этнографии. Он должен знать буквально все.

Эдуард Макарович Мурзаев (1908–1998).

Выдающийся географ и топонимист, он «оживил» географическую карту. И карта заговорила на тюркском языке

Крупнейшим топонимистом был Эдуард Макарович Мурзаев. Его замечательная книга «Тюркские географические названия» раскрыла многие тайны Алтая и Евразии. Прочитав ее, иными глазами посмотришь на географическую карту. Например, всем известное название Енисей способно поведать о многом, топонимика помогла раскрыть тайну звуков, скрытую в нем. В верховьях этой реки, как оказалось, самые древние поселения алтайцев. Сохранилось предание, что первые тюрки – именно тюрки как народ! – появились как раз здесь. Они и назвали реку – Анасу (Енисей), что означало «мать-река»…

С рекой, вернее, с водой, у древних тюрков было связано многое. Например, родившегося ребенка окунали в ледяную купель реки. Выживет – будет здоровым и сильным, а если – нет, то никто не жалел о потере… Вот откуда брал здоровье народ!

А не отсюда ли слово «тюрк», то есть «сильный»?.. Поразительно просто, когда знаешь.

Забылись былой смысл и название самого глубокого и самого чистого в мире озера – Байкал. На языке древних тюрков оно значило «священное озеро», и люди произносили его возвышенно – Бай-кёль . Для мужчины считалось за честь облить себя его бодрящей дух водой.

А река, которая начинается от Байкальских гор, вообще потеряла все – и старинное имя, и историю. Сегодня она – «Лена». Хотя прежде была – Илин , то есть «восточная». Самая восточная река Древнего Алтая.

В трудную пору на ее берегах нашли приют иные алтайские роды (улусы). С незапамятных времен здесь слышна тюркская речь. А обширные просторы Саха-Якутии поныне являются настоящим заповедником древностей тюркского мира. Катастрофы и катаклизмы обошли их стороной, удаленность и мороз сберегли их.

Древний Алтай начинался от Бай-кёля и Саха-Якутии, тянулся он далеко на запад, по необозримой евразийской степи – к Атлантике. Это была целая страна, которая взрастила тюрков, стала им отчим домом, ее назвали Дешт-и-Кипчак. Степь кипчаков, или Великая степь.

…Топонимика – наука удивительная. Она проявила древние традиции тюркского народа, потому что географическое название – это не просто название. Оно всегда имело и имеет глубокий смысл! У каждого народа был свой ритуал дачи имен. Тюрки, давая имена горам, вслух их не произносили – плохая примета. Поэтому одна и та же гора могла иметь два или три имени… Традиция возникла не на пустом месте.

Были легенды о духах гор, о том, как они посылали болезни стадам, портили пастбища, осушали колодцы. Чтобы задобрить покровителей гор, люди приносили им жертвы. И – придумывали горам ложные имена (их и разрешалось произносить вслух).

Правда, порой названия получались путаными, непонятными. Делалось это сознательно, чтобы злые духи, не поняв, о чем идет речь, заблудились. Скажем, известен на Алтае Абай-Кобы, что переводится как «лог старшего брата». Но не о брате речь. Правильнее – «медвежий лог». Медведь был покровителем этого места.

Река Обь, «бабушка-река»

А название горы Кызыы-Кышту-Озок-Бажы очень красноречиво. Перевод крайне путаный, что-то вроде «зимовье в верхней части ущелья у устья». Никто толком не помнит, как появилось имя, что означало, но местные жители произносят его исправно. И злые духи никогда не находили это умело «спрятанное» зимовье.

На вершинах иных гор древние тюрки устанавливали обо – святилища. Сюда приносили жертвы, здесь отпускали грехи. Поэтому в названиях гор встречается слово «обо». Обо-Озы, Обо-Ту. Грешник издалека приносил сюда, на вершину, камень, равный величине своего греха. Он сам выбирал его у подножия горы и нес на плечах. Из таких «камней-прощений» и выкладывали обо.

Древние тюрки обожествляли горы и прощение искали здесь. Потому что сюда, по народным приметам, слетаются души умерших предков, они вершат суд. Но не к каждой горе, а только к священной, на которой каждая снежинка есть душа умершего.

Как гора становилась священной? Теперь никто и не помнит. Нераскрытая тайна тюркского народа? Может быть. Говорят, что о ней знают старики, но они молчат… Самой известной считалась Уч-Сумер – гора трех вершин. Она – Центр мира (Меру), мировая гора. Отсюда все начиналось, и здесь все заканчивалось. Это было самое святое место на Древнем Алтае, где даже говорили шепотом. Рядом не охотились… Травинку не рвали. Грех.

Потом открылись другие священные вершины – Борус , Хан-Тенгри , Кайласа … Все они были святынями тюркского народа. Около них собирались на праздники тысячи людей. Эти святыни не забылись, правда, приходят к ним ныне лишь единицы.

Не только рекам и горам поклонялись древние алтайцы. Раз в год они устраивали праздник ели. Самый долгожданный праздник для детей и взрослых. Эта давняя традиция тоже не забылась.

Из книги Как люди открывали свою землю автора Томилин Анатолий Николаевич

Глава четвертая. Как открывали Африку Путешествие во времени и пространстве По природным условиям Африку делят на ряд крупных районов. Отличаются они и по своей истории и по народам, населяющим эти области. Одним словом, я предлагаю вам предварительно совершить

Из книги Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий [л/ф] автора

Из книги Загадки древних времен [без иллюстраций] автора Бацалев Владимир Викторович

2. Как и когда открывали хеттов Впервые о своем открытии восьми языков, использовавшихся хеттами, заявил в 1919 году Эмиль Форрер. А об индоевропейском происхождении самих хеттов сообщил в 1914-м, а в 1915 году опубликовал работу выдающийся чешский хеттолог Б. Грозный.Они

Из книги Царь грозной Руси автора

28. КАК АНГЛИЧАНЕ «ОТКРЫВАЛИ» РОССИЮ Протестантские учения становились знаменем самых разных политических сил. В Нидерландах кальвинизм пришелся по душе купцам, ростовщикам, предпринимателям - ну еще бы, если обогащение признавалось «богоугодным» делом. А во Франции

Из книги Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи автора Аджи Мурад

Как открывали Древний Алтай А тех уральских переселенцев, кто не терял связи с Алтаем, кто наведывался сюда, на свою древнюю Родину, наверное, потом назвали «тюрками». Как и самих алтайцев. Хотя, может быть, это утверждение и спорно.Когда гремела слава Аркаима, Синташта и

Из книги Заселение Земли человеком [С иллюстрациями] автора

Из книги Начало России автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

49. Как русские открывали Индию Под солнечным небом Рима жизнь была совсем не скучной. Это был один из величайших городов мира, его население достигало 200 тыс. человек. Застроен он был совершенно беспорядочно. В центре высился замок св. Ангела, папская крепость на случай

автора

Из книги Таинственные места России автора Шнуровозова Татьяна Владимировна

Из книги Кыпчаки / половцы / куманы и их потомки: к проблеме этнической преемственности автора Евстигнеев Юрий Андреевич

Алтайцы (алтай-кижилер) Образуя подразделение («сеок») в составе алтайцев, кыпчаки живут в долине реки Чарыш в Усть-Канском районе Республики Алтай. Подразделяются на отделы: аксу, дият, кодончи, котон, сары, сурас, тужат, шодон. По языку, физическому облику (более

Из книги История тюрков автора Аджи Мурад

Как открывали Древний Алтай Алтайцы еще только открывали окружающий мир, заселяли новые земли. Они, того не ведая, готовили выдающееся событие, которое еще не началось, но для которого были идеальные условия, создаваемые природой и человеком… Движение людей с Алтая будет

Из книги Заселение Земли человеком [Без иллюстраций] автора Окладников Алексей Павлович

Алтай, память веков Драгоценный желтый кварцит В 1961 г. в столице Горно-Алтайской автономной области происходила краеведческая конференция. Какое-то чутье привело нас к высокому холму над маленькой горной речкой Улалинкой, которая течет чуть ли не в самом центре г.

Из книги Бог войны автора Носовский Глеб Владимирович

1.2. Как европейцы открывали для себя Древний Египет Теперь вкратце напомним, как европейцы открывали для себя «Древний Египет». Это происходило, в основном, в XIX веке, уже после Наполеона, то есть после 1798 года. До того Египет был, по сути, закрыт для европейцев.Наиболее

автора Помозов Олег Алексеевич

ГЛАВА ТРЕТЬЯ ГОРНЫЙ АЛТАЙ - ЕЩЁ ОДИН ПРОЕКТ ЗЕМСКО-ОБЛАСТНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «Джеронимо!» - с таким выкриком прыгают с самолета американские воздушные десантники. Своим происхождением традиция обязана вождю апачей Джеронимо (1829–1909), имя которого наводило на белых

Из книги День освобождения Сибири автора Помозов Олег Алексеевич

2. Горный Алтай в революции Спустя год после завершения судебного процесса по делу Чета Челпанова в Томске провёл свою первую персональную выставку малоизвестный ещё к тому времени алтайский художник по имени Григорий Гуркин. Именно этому человеку и его товарищам

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

1. История переселений на Алтай Разрешите начать со знакомства: Ваши имя, отчество и фамилия, дата и место рождения, национальность и вероисповедание.И для нас очень важна информация о ваших родителях, дедах, предках (фамилии по отцу и матери, место проживания, род


Алтай издавна являлся своеобразным стыком цивилизаций: исторических, культурных, археологических. Вокруг Алтая сформировались многие культуры и народы, оказавшие впоследствии влияние на судьбу других территорий. Сплав древности и современности, азиатского колорита и русской предприимчивости сделал из Алтая важный культурно-исторический центр. На территории Алтайского края и Республики Алтай выделяют 3 крупных археологических района: Горный Алтай, Верхняя Обь, Предгорья Алтая. Большинство археологических памятников Алтая приурочены к речным долинам, а также расширениям межгорных котловин, которые традиционно называют степями {Твныинская, Канская, Абайская, Уймонская, Курайская, Чуйская, Улаганская}. Именно в этих удобных для проживания и жизнедеятельности местах с древних времен селились люди, здесь разворачивались важнейшие события алтайской истории.

Находящиеся на территории Алтая археологические памятники относятся к одному из периодов:

каменный век (1 млн. - 4 тыс. лет до н.э.);
бронзовый век (IV тыс. - I тыс. до н.э.);
железный век (I тыс. до н.э - V в. н.э.);
тюркский период (VI-Х вв.).
Внутри основных этапов близкие по времени и сходные по ряду признаков памятники археологии условно объединены в древние ископаемые культуры, получившие свое название по географическому пункту, где впервые были обнаружены памятники.

Каменный век:
Первые люди поселились в долинах Алтая много сотен тысяч лет назад, как об этом свидетельствует всемирно известная Улалинская стоянка, обнаруженная в городе Горно-Алтайске. Во время раскопок Улалинской стоянки были найдены примитивные каменные орудия, сделанные из заготовок, полученных огневой техникой, т.е. путем нагревания и резкого охлаждения камней. Улалинские находки относятся к периоду нижнего палеолита, некоторые из них насчитывают более миллиона лет. К более поздним периодам каменного века относятся материалы раскопок пещерных стоянок Денисовой и Усть-Канской пещер. Именно в этих природных закрытых комплексах, неподверженных внешним влияниям, археологами были раскопаны интересные памятники с хорошо прослеживаемой последовательностью культурных слоев. Археологи обнаружили различные каменные предметы: нуклеусы, остроконечники, скребки, пластины, а также кости животных и птиц (15-20 тыс. лет). В Денисовой пещере представлены материалы различных периодов, от среднего палеолита до средневековья. Интересны зубы, фрагменты ключицы и лучевой кости древнего человека, возраст которых удалось установить с помощью радиоуглеродного метода (42 тыс. лет). Это наиболее древние останки человека из до сих пор найденных в Северной Азии. К каменному веку также относятся стоянки открытого типа, например Кара-Бом, Усть-Сема, Майма, Усть-Куюм.

Предполагается, что древние люди вели кочевой образ жизни. Они жили на стоянках, расположенных в удобных со стратегической точки зрения местах. Пещеры закрытого типа, скорее всего, использовали в качестве приюта во время кочевий.

Период ранней бронзы:
Энеолит, переходный период от каменного века к бронзовому, характеризующийся использованием наряду с каменными орудиями бронзовых, представлен в Горном Алтае афанасьевской археологической культурой (конец IV тыс. до н.э. - первая четверть II тыс. до н.э.). Название культура получила от Афанасьевской горы (близ р. Батенья в Красноярском крае), где в 1920 г. был исследован первый могильник этой эпохи. На Алтае пленена афанасьевцев расселялись от Телецкого озера (по р. Бия) и среднего течения Катуни на юге до широты Барнаула на севере.

Формирование афанасьевской культуры связано с переселением на Алтай раннескотоводческих племен протоевропеоидов, занимавшихся отгонным скотоводством. Медь и бронза начали применяться в производстве оружия, орудий труда, предметов быта и украшений. Этническую принадлежность афанасьевцев определить пока не удалось, можно говорить лишь об их расовой принадлежности. Антропологи утверждают, что эти люди были очень высокими (средний рост 1,8 м). Согласно реконструкциям черепа, это были элитные европеоиды. Установлено, что на базе афанасьевской культуры позднее появилась скифо-сибирская культурно-историческая общность.

Афанасьевцы вели комплексное хозяйство, отдавая предпочтение пастбищному скотоводству. Селиться они любили в широких открытых речных долинах. Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек, Арагол, Курота и др.

Погребальные памятники представляют собой оградки, в которых имелись овальные или прямоугольные могильные ямы с перекрытием. В ямах находились одиночные или парные погребения, усопших укладывали на бок или на спину, как правило, с подогнутыми ногами, головой на северо-восток или юго-запад. Часто костяки погребенных были окрашены охрой. Из предметов инвентаря в могильниках были обнаружены керамические сосуды, курильницы-вазы, орудия труда и украшения. Керамика отделана орнаментом в виде гребенчатого штампа.

Железный век:
В I тыс. до н.э. на Алтае появляется культура скифского типа, давшая мировой истории целый ряд уникальных памятников искусства.

Скифы, древние кочевые племена Восточной Европы и Западной Азии, обосновались в конце VII-II в. до н.э. в Причерноморье и на берегах Каспийского моря. Происхождение этих племен, которые, вероятно, принадлежали к индоевропейской группе, до сих пор до конца не выяснено. Известно, что скифские воины воевали с Персией, нападали на греческие колонии в Причерноморье, сохранились упоминания о наемниках-скифах в армиях этих государств. Скифское время на Алтае связано прежде всего с пазырыкской археологической культурой ранних кочевников (VII-II вв. до н.э.). Главным занятием кочевого племени пазырыкских воинов была охота.

Пазырыкцы знали и любили природу, были прекрасными художниками: изображали барсов, орлов, оленей, рисовали фантастических животных. Десятки таких племен появились в степях Евразии, создав культуру, которая была названа скифо-сибирской, по имени наиболее известного племени. После разгрома скифского государства готами скифы растворились среди других племен, предположительно внеся свою лепту и в формирование славянского этноса.

Курганы пазырыкского периода выявлены во многих районах Алтая (Улаганский, Онгудайский, Усть-Коксинский, Чарышский и др.). Встречаются как большие, так и малые курганы, причем, как правило, малые курганы - это погребения рядовых кочевников. Большие курганы, наиболее интересные с исторической точки зрения, обычно вытянуты в цепочку в направлении север - юг. Под каменными насыпями в ямах находятся срубы с деревянным перекрытием или каменные ящики. По богатству инвентаря (металлические чеканы, ножи, кинжалы, зеркала, изделия из кости, украшения, конская сбруя) и внутренней конструкции они резко отличаются от малых курганов. Это погребения родоплеменной знати. В курганах с мерзлотой сохранились предметы из дерева, кожи, войлока, тканей. Впервые пазырыкские курганы были исследованы в урочище Пазырык на реке Большой Улаган, где была обнаружена цепочка из пяти больших курганов. В 1993 г. на плато Укок археологами Новосибирского института археологии и этнографии была сделана уникальная находка бальзамированного тела молодой знатной женщины. Кроме могильников, к эпохе раннего железа относятся поселения, поминальные и ритуальные сооружения, многочисленные менгиры (каменные стелы), "оленныв камни", петроглифы.

Курганные могильники шибинского периода (от названия урочища Шибе в долине реки Урсул) были обнаружены по рекам Катанда, Берепь, Каракол, Курота, Курай, Яконур, Песчаная. По размерам и устройству они похожи на пазырыкские курганы. В них встречаются вещи китайского происхождения, а в богатых курганах - довольно много золотых вещей.

К эпохе ранних кочевников относят и группу писаниц Центрального Алтая, выполненных способом пунктирной набивки, при котором все изображение заполняется ямочками и точками.

Были найдены следы золотых приисков далеких времен. Помимо добычи золота, развивалось узкоспециализированное скотоводство (коневодство, овцеводство), охота на копытных и пушных зверей.

В III в. до н.э. пазырыкская культура сменилась гунно-сарматской культурой. К концу III в. до н.э. племенной союз хунну, предки гуннов, покоривших позже европейские народы, создал первое в Центральной Азии раннеклассовое государство. За последние 20 лет в Горном Алтае были открыты и исследованы около двух десятков памятников этого периода. К ним относятся могильники Усть-Эдиган, Чендек, Верхний Уймон, Белый Бом, Бикв, Айрыдаш и др., а также поселения, городища, святилища: Юстыд, Бертек, Майма, Кучерла и т.д. Культурная и этническая принадлежность этих памятников пока не установлена. Возможно, пазырыкская культура не исчезла бесследно, а трансформировалась в культуру гуннского типа. О преемственности двух культур свидетельствует схожесть погребального обряда. Кроме того, в одном из погребений гуннского типа на средней Катуни был найден комплекс вещей скифской культуры, а в одном из пазырыкских курганов - накладки лука гуннского типа.

Хорошо изучены памятники 1 тысячелетия оседлых племен Верхней Оби. Выделяют верхнеобскую (II-VIII вв.) и сросткинскую (IХ-Х вв.) культуры.

Золото скифов:
Первые археологические экспедиции по изучению скифов состоялись при Петре Великом в XVIII в. Именно в это время друг царя, знаменитый ученый из Амстердама Николае Корнелиссон Витсен, получил от своих русских друзей древнеримские монеты, китайское зеркало и еще кое-какие диковинки, найденные в сибирских курганах. Среди этих предметов наибольший интерес представляли четыре десятка золотых изделий, например ожерелья очень тонкой работы, поясные пластинки, различные орнаменты с изображением животных. Все они относились к временам скифов.

Началось все 29 октября 1715 г., когда представители высшей аристократии подарили царице Екатерине по случаю рождения царевича Петра "роскошные золотые изделия из сибирских захоронений, а также сто тысяч рублей звонкой монетой", принадлежавшие богатейшему предпринимателю и основателю первых уральских заводов Никите Демидову. Позже, в 1793-1830 гг., инженер и страстный коллекционер П.К.Фролов, основатель барнаульского музея, собрал большое количество древностей, обнаруженных на Алтае при проведении горных работ, но особенно во время тайных археологических раскопок.

Лучшие предметы из коллекции Фролова находятся теперь в Эрмитаже, а остальная часть коллекции хранится в Историческом музее в Москве. Два экспоната попали в музеи Стокгольма.

Искусство восточных скифов:
По находкам, сделанным в лазырыкских курганах, можно судить о замечательном искусства алтайских кочевников. Деревянные скульптуры и барельефы, геометрические орнаменты, силуэты и полихромные рисунки - все приемы нередко сочетаются в одном произведении. Среди изображений животных наиболее часто встречаются лошадь, верблюд и олень. Из всех животных особое место восточные скифы отводили оленю, т.к. именно это животное, по их представлениям, доставляло души в загробный мир.

Среди находок, сделанных в курганах, мало металлических предметов, но есть все основания предполагать, что их было гораздо больше и что они отличались разнообразием: бронзовые статуэтки, изображающие животных и птиц, литые, ажурные и чеканные барельефы из меди, бронзы, серебра и золота. Ремесленники, работавшие с металлом, прибегали к тем же выразительным средствам, какие они использовали в работе с деревом.

Из образцов, поступавших с юго-запада, исключительный интерес представляют уникальные ткани и ковры, потому что это самые древние доказательства существования ткачества и искусства изготовления ковров на Среднем Востоке. Алтайские кочевники заимствовали в Персии и некоторые мифические мотивы. Один из них - грифон, впоследствии ставший любимейшим сюжетом местного искусства.

Тюркский период:
В Горном Алтае были обнаружены разнообразные археологические памятники VI-X вв., относящиеся к тюркскому времени, в которых четко прослеживается связь между гунно-сарматским и тюркским периодами истории Алтая. В этот период осуществился переход от индоевропейских жителей Алтая к древним тюркам, предкам современных алтайцев, турок и монголов.

В VI в. племена тюрков объединились в мощный Первый тюркский каганат, включавший в свои владения земли от Кавказа и Крыма на западе до Китая на востоке. В 572 г. Первый тюркский каганат распался на Западный с центром в семиречье и Восточный с центром в современной Монголии. В 682 г. был образован Второй тюркский каганат, который просуществовал до 744 г., вплоть до появления в степях Центральной Азии Уйгурского каганата, под властью которого оказалось население Алтая. После падения Уйгурского каганата в 840 г. алтайские племена оказались в подчинении енисейских кыргызов, предков современных хакасов, войдя в состав Кыргызского каганата. Начиная с VI в. древние тюрки начали проникновение в лесостепную и лесную зоны Приобья. Жившие здесь угорско-самодийские племена частично были оттеснены на север, другая часть их ассимилировалась с древними тюрками. Таким образом сгладились существовавшие на протяжении долгих веков культурные отличия между населением зоны гор и степей Алтая и обитателями Верхней Оби. Тюркские археологические памятники наиболее разнообразны и хорошо сохранены на территории Горного Алтая. Среди них курганы и поминальные комплексы, рунические писаницы. Характерны погребения в грунтовых ямах с южной ориентировкой с сопроводительными захоронениями коней. Умершие снабжались ритуальной пищей, как правило из баранины.

С богатыми курганами тюркского времени и каменными оградками связаны также "каменные бабы" (кезер таш). Эта группа памятников относится к VI-IX вв. На Алтае обнаружено более 30 изваяний. Многие были найдены вдоль Чуйского тракта, семь - в Курайской степи. Часть изваяний была вывезена экспедициями в музеи Томска, Горно-Алтайска, Москвы (Государственный Исторический музей) и Санкт-Петербурга (Музей антропологии и этнографии). Некоторые бабы тем не менее остались на своих местах. Несмотря на скупость изобразительных средств, каменные изваяния древних тюрков, дошедшие до наших дней, удивительно индивидуальны и похожи на древних людей, живших на Алтае более тысячи лет назад. Кроме того, изваяния кезеров имели и чисто практический смысл: так, согласно анимистическим представлениям тюрков, душа умершего могла быть заключена шаманом в камень; то есть сам умерший как бы присутствовал на своих поминках. Часто каменные фигуры кезеров - древних воинов - называют каменными бабами. В отличие от половецких каменных скульптур, с которыми их часто сравнивают, алтайские фигуры никогда не изображают женщин, а являются воплощением образа древнего воина. Первые каменные скульптуры баб в условной манере передают лицо человека, выполненное в верхней части стелы. Как правило, это мужчина с широкими скулами, раскосыми глазами, усами и бородой; на отдельных изваяниях изображены вдетые в уши серьги, на шее - гладкие гривны и ожерелья. Более поздние фигуры тюркских воинов передают также парадное облачение с оружием (сабля и кинжал) на поясе, украшенном фигурными бляхами. Число и состав поясных блях служили знаками воинского различия. Иногда изображена и одежда: головные уборы, халаты с отворотами на груди и широкими рукавами с манжетами. В правой руке воина изображена чаша или кубок, левая опущена на рукоятку сабли. Наиболее выразительные фигуры алтайских тюрков известны в долинах Узунтала, Курая, Каракола, Аргута и Белого Ануя.

В Горном Алтае известно более 3000 оградок тюркского времени. Они представляют собой четырехугольные сооружения из каменных плит. Это основания храма или деревянной каркасной постройки в виде жилища (подобные сооружения до сих пор возводятся над могилами алтайцев и казахов в Юго-Восточном Алтае) На плитах алтайских оградок нередко встречаются гравированные рисунки животных и людей. Пространство вокруг оградок выкладывалось тщательно подогнанными друг к другу крупными валунами или мелкой галькой. Оградка являла собой последнее пристанище души умершего. В центре помещалось лиственничное дерево, а в качестве жертвы приносилась лошадь; устанавливалась так называемая "гайлга" - натянутая на наклонные колья шкура жертвенного животного.

На восток от оградок с изваяниями тянутся небольшие, вертикально поставленные камни - балбапы. Такое название в современной археологии получили ряды невысоких каменных столбиков, расположенные рядом с оградками. Однако среди ученых нет единства в вопросе о трактовке этого термина. Ранее балбалами называли каменные скульптуры, и фонетическим упрощением слова объясняли, почему скульптуры воинов зачастую называли бабами. Прежде все исследователи были единодушны в том, что тюрки ставили каменные столбики - балбалы у поминальных сооружений своих воинов по числу врагов, убитых погребенным. Но большое число балбалов (несколько десятков, иногда - сотен) у мемориальных комплексов древнетюркской аристократии заставляет археологов сомневаться в этой версии: трудно представить, что тюркские каганы при жизни могли убить сотни вражеских воинов. В последние годы широкое распространение получило предположение, что число камней соответствует числу сородичей, принимавших участие в похоронах.

Возможно, что камни являются символическими коновязными столбами - неотъемлемой частью любого жилища кочевника. Балбал-коновязь являлся своего рода знаком присутствия (внимания) определенного человека к умершему. Кроме того, здесь можно провести параллель между алтайскими балбалами и деревянными коновязями-сэргэ, почитаемыми у бурят и якутов. Также к культурному пласту тюркского времени относятся многочисленные петроглифы и писаницы - наскальные рисунки и элементы тюркского рунического письма. Петроглифы выполнены в технике точечной выбивки или граффити, т.е. прочерченного рисунка. Как правило, рисунки изображают животных, всадников, батальные сцены и сцены охоты, птиц и змей, фантастических существ. Рунические надписи на камнях выполнены знаками орхоно -енисейского алфавита. В Горном Алтае сохранились некоторые поселения тюрков. Большая их часть располагалась на горных склонах, в логах или у подошвы гор, что позволяло в случае военной опасности отойти в соседнюю долину. Наиболее известное тюркское городище было раскопано в устье реки Большой Яломан. По мнению исследователей, это был значительный и большой город тюрков. Китайские летописи характеризуют тюрков как искусных металлургов, поставляющих железо и изделия кузнечного мастерства соседям.

Джунгарское ханство и присоединение Алтая к России
К X в. население Алтая представляло собой конгломерат различных тюркских племен, наиболее мощным из которых были кыпчаки, одно из племен теленгитов или телеутов, предки половцев, известных из древнерусских летописей. Вплоть до XIII в. различные племена - среди которых енисейские кыргызы, кимаки, кочаны, кидани, найманы и др. - образовывали более или менее крупные и мощные державы, в состав которых входили и народы Алтая.

В начале XIII в. Кыргызский каганат был разгромлен войсками Чингисхана. В 1207 г. территория Алтая вошла в состав улуса старшего сына Чингисхана Джучи и, позднее, оказалась в составе огромного государства Золотой Орды, образованного в результате завоеваний, под предводительством старшего сына Джучи хана Батыя. Территория этого государства простиралась от низовий Дуная до предгорий Алтайских гор. Археологические исследования показывают, что от того времени на Алтае остались разрушенные городища со следами пожаров, а погребальные памятники с бедным инвентарем отражают резкое обнищание населения и общий упадок культуры. От разорений и междоусобных войн южные алтайские племена спасались в лесостепных зонах Приобья.

В это время к востоку от Алтая начали укрепляться племена западных монголов-ойратов, непосредственных соседей алтайского населения. В 1635 г. разрозненные ойратские племена объединились в единое государство - Джунгарское ханство. Ойратские феодалы и джунгарские ханы, а также телеутские князья насильственно собирали дань с народов Алтая. В это время в населении Алтая четко выделялись южные и северные алтайцы. Южные относились к наиболее монголоидному центральноазиатскому и южносибирскому типу (тувинцы, буряты, монголы). Северные алтайцы относятся к уральскому типу и представляют этнический субстрат, включавший тюркские, самодийские, кетские и угорские элементы.

В Горном Алтае жили южные алтайцы: у Телецкого озера и по реке Чулышман, в долине реки Чуй, на Катуни. Северные алтайцы заселяли отроги Алтайских гор, долину реки Бии. В XVII в. сформировались основы хозяйственной деятельности алтайцев, которой они занимаются по настоящее время: охота, скотоводство. Первые русские поселенцы появились на Алтае только в конце XVII в. Освоение Алтая пошло быстрее после строительства оборонительных крепостей и острогов, защищавших от набегов джунгарских ханов.

XVIII-XIX вв.: Демидовский (1727-1745) и кабинетский (1747-1893) периоды:

В начале XVIII в. Россия вела Северную войну со Швецией, которая продолжалась долгие 20 лет. В этот период острой необходимостью стало получение собственных металлов, особенно меди, для изготовления пушек. По указу Петра-I снаряжались поисковые партии, поощрялись исследователи рудных недр, за открытие медных и серебряных руд обещалась премия.

О наличии металлов на Алтае были известно благодаря обнаружению многочисленных чудских копей. Первооткрывателями рудных месторождений на Алтае считают Степана и Якова Костылевых Но их открытиями I воспользовался другой человек, сыгравший важную роль в истории Алтая, чьим именем часто называют целый период истории региона.

Речь идет о крупном уральском заводчике А.Н.Демидове. В 1726 г. он получил разрешение и монопольное право на строительство на Алтае заводов и рудников. Для разведки Демидов послал на Алтай своих приказчиков и мастеровых с Урала, которые подтвердили богатое содержание здешних руд и этим ускорили принятие решения о строительстве рудников и заводов. В конце 1727 г. на притоке реки Белой - Локтевке - было начато строительство медеплавильного завода (Колывано-Воскресенского), который открылся через 2 года. В 1744 г. начал работать еще один демидовский завод, построенный в устье реки Барнаулки,- Барнаульский медеплавильный.

Несмотря на дешевую рабочую силу, выплавка меди была убыточной. Скорее всего, гораздо больший деловой интерес Демидов имел к производству серебра, более доходному и выгодному. Из серебра алтайского Змеиногорского рудника Демидов тайно чеканил серебряную монету на своем уральском заводе. Скорее всего, слухи об этом дошли до Петербурга, и царица Елизавета направила на Алтай с проверкой комиссию. Дальнейшие события развивались стремительно.

В 1745 г. А.Демидов умер. Елизавета конфисковала его владения на Алтае в свою пользу. С этого момента начался кабинетский период в истории Алтая. После разгрома китайцами Джунгарского ханства в 1756 г. жители Горного Алтая добровольно вошли в состав России. Это событие оказало влияние на все стороны жизни и деятельности алтайского населения.

С 1747 г. Рудный Алтай превратился в собственность русских царей, металлургическое и сереброплавильное производства быстро развивались, в 1762-1768 гг. был построен еще один сереброплавильный завод в Павловске. Главное управление заводами принадлежало царскому Кабинету в Петербурге, реальное управление осуществлялось канцелярией горного начальства, чья власть распространялась на все местное население, включая купцов, мещан и солдат.

К концу XVIII в., после бурного развития, сереброплавильное производство сократило свои объемы. Иссякли запасы Змеиногорского серебряного рудника, выплавка серебра стала менее значительной. После отмены крепостного права в 1861 г. горная промышленность окончательно вступила в полосу кризиса. В 1870-х гг. заводы, занимавшие некогда в экономике ведущее положение, стали убыточными. Алтайское серебро больше не могло конкурировать с более дешевым зарубежным. В 1893 г. закрываются Барнаульский, Павловский, Локтевский заводы. В конце XIX в. Алтай становится преимущественно сельскохозяйственным районом, а в городах развиваются частное предпринимательство, небольшие мануфактуры и торговля.

Алтай в XIX веке
После отмены крепостного права усилился приток на Алтай русских переселенцев из европейской части России, стремившихся в Сибирь в поисках свободной земли. Как правило, переселенцы применяли прогрессивные технологии и методы ведения сельского хозяйства, в частности усовершенствованные орудия труда, удобрения, разводили новые для Алтая сорта культур и породы скота.

Одновременно крупные города Алтая - Барнаул, Бийск и Змеиногорск - превращались в торговые центры. Барнаул и Бийск становятся значительными пунктами скупки сельскохозяйственного сырья, особенно пшеницы и муки. В селах регулярно проводились торговые ярмарки, в городах работали магазины и лавки. Через Бийск осуществлялась внешняя торговля с Монголией и Китаем. На Алтае в конце XIX в. сформировались большие купеческие семьи и целые семейные кланы: Суховы, Сычевы, Морозовы, Маштаковы, Жернаковы и др. Крупные предприниматели и деловая элита играли важную роль в экономической и общественной жизни, занимались благотворительностью и меценатством.

В конце XIX - начале XX в. здесь действовало много российских и иностранных частных фирм, в т.ч. по торговле текстилем - Второвых, по продаже швейных машинок - Зингер, по сбыту сельскохозяйственной техники - "Международная компания жатвенных машин", в золотопромышленности - "Алтайское золотопромышленное дело", "Турн и Таксис" и др.

Советский период:
Советская власть, установленная на Алтае в декабре 1917 г., пала в конце лета 1918 г., как и во всей Сибири, вследствие восстания чехословацкого военного корпуса в крупных городах за Уралом. Некоторое время на территории, контролируемой белочехами, действовали эсеро-меньшевистские органы власти. Еще один переворот свершился 18 ноября 1918 г., когда была установлена военная диктатура и верховным правителем стал адмирал А.В.Колчак.

Советская власть в регионе была установлена только к концу 1919 г. В 1922 г. была образована Ойротская автономная область (переименованная в 1948 г. в Горно-Алтайскую). Во время нэпа среди крестьянства выделился слой середняков. Зажиточные хозяйства в основном принадлежали старожилам и переселенцам последней четверти XIX в. Кооперативные традиции на Алтае были очень крепки, наиболее солидными являлись маслодельные кооперативы (в 1923 г. действовало 586 масло- и сырозаводов). В городах активно развивалась торговля, восстанавливались городские и сельские базары, рынки, торговые заведения, универсальные магазины.

В 1928 г. И.Сталиным был объявлен новый курс на выполнение плана хлебозаготовок и переход к массовой коллективизации. Именно с Алтая начались жестокие репрессии зажиточных крестьян. В 30-х гг. крестьян, избежавших репрессий, силой загоняли в колхозы, проводя принудительную коллективизацию. В 1937 г. постановлением ЦИК СССР от 28 сентября было учреждено новое административное образование - Алтайский край.

В годы Великой Отечественной войны Алтай принял более 100 эвакуированных предприятий из западных районов России. На базе этих заводов возникли многие крупные предприятия Алтая, начавшие работу именно в тяжелые годы войны. Промышленное производство возросло за военный период в 1,6 раза. Перспективными отраслями стали сельскохозяйственное машиностроение, химическая промышленность, которая развивалась на местной сырьевой базе.

Сегодня на Земле не так много таких великолепных мест, схожих с республикой Алтай. Это довольно таки огромная территория в масштабах страны, которая располагается в центральной части Азии, и соединяет территории 4-ех государств: РФ, Казахстан, Монголию и Китай. История горного Алтая насчитывает на своих страницах не мало веков, так что пересказывать ее всю не имеет смысла. Давайте рассмотрим самые интересные и значимые события в истории Горного Алтая.

Наверняка не все знают что в России, есть 2 Алтая: республика Алтай которая существует не так давно как отдельный субъект, но имеет весьма богатую личную историю и Алтайский край, который так же богат своей историей, памятниками природы и архитектуры. До распада СССР они являлись одним субъектом: Горно-Алтайская область, как автономия была занесена в состав Алтайского края. А сегодня каждый из этих субъектов живут по-своему.

Но современных путешественников и туристические группы эти факты совсем не волнуют. Их манит к себе величие Большого, Горного Алтая – пока еще девственной страны не тронутой природы на самом конце территории России: высокие горы, чистейшие и суровые речки, изумрудные и бескрайние озера, местная уникальная самобытность и гордые, но добрые люди гор.

Что означает — «Алтай»?

С тюркского языка «Алтай» переводится как «Злотые горы». Вот именно они-то, прежде всего и притягивают к себе полчища туристов. Самой большой популярностью пользуются вершины на Северо-Чуйском хребте – Актру (4075) и Маашей (4173 м), в р-н Катунского хребта и, само собой, одна из самых высоких вершин на сибирских просторах – гора Белуха (высота которой равняется 4606 метров над уровнем моря).

Но для того чтобы увидеть или услышать воочию грохот и шум откалывающихся с крутых обрывов кусков породы или невообразимых лавин из каменных глыб, полюбоваться на то, как они отражаются в кристально чистых горных озерах, необходимо миновать многокилометровую тайгу, знойные степи, непролазные заросли из карликовых берез, неприступные каменные завалы и прочие природные преграды.

Неважно, с какой стороны подходить к горе Белухе, как только ее становится видно незамедлительно приходит буйство фантазии, на ряду с восхищением и трепетом где то глубоко в душе. Староверческие группы, которые живут в Уймонской долине, с горой Белухой связывают различные предания о Беловодье, своеобразной стране бесконечного счастья, стране в которой царит духовная свобода и справедливость.

Первые поселенцы Алтая

Алтай много лет тому назад стал местом селения первобытных людей, зарождения культуры кочевников, появления первозданного языка Тюркских народов. Тут, на Алтае, пролегал путь племён гуннов, полчищ джунгар, «тьмы» Чингисхана. В горном Алтае кануло в лету много азиатских государств — тюркских каганатов. Часть знаменитого великого шёлкового пути пролегала тут в средневековье. Свойственная ландшафту высокогорных степей деталь – необычные наскальные рисунки, большие каменные изваяния, многочисленные курганы.

Уникальными считаются Пазырыкские курганы — место упокоения в VI–III вв. до нашей эры племенных вождей Пазырыкской культуры. Но мировую сенсацию вызвали курганы, в которых вечная мерзлота, в них нашли забальзамированные людские тела, деревянные предметы, ткани, войлок и кожу. Много из таких курганов еще не раскопано, десятки находятся на плато Укок, там сегодня зона покоя. На алтайской равнине сейчас строительный бум.

Немного о развитии Горного Алтая

Там где раньше находились не невзрачные палаточные поселения, в наше время быстро развиваются современные дома, затем они меняются на более прочные дома, а те со временем, меняются на дворцы с со всеми видами услуг и развлечений.

Все живописные горные вершины, красивейшие водопады и древние пещеры с годами осваиваются в должной мере и заводят себе новых хозяев. В свою очередь которые поддерживают там чистоту и порядок, а так же создают комфортные условия прибывания в этих местах.

Более всего развит данный туризм в окрестностях озера Ая и рек Катунь и Чемал. Но для серьёзных путешественников это всё семечки. Если вы хотите совершить новые открытия и получить незабываемые впечатления, то вам необходимо будет двигаться в тот горный Алтай, что начинается за рекой Катунь, так, как чистота и первобытность природы там попросту зашкаливает.

Продолжение следует!

Фото галерея странички







Алтай – прекрасный удивительный и уникальный географический регион, расположенный на стыке Северной и Центральной Азии. Феноменальное сочетание разнообразных ландшафтно-климатических зон, богатейший растительный и животный мир, огромные запасы минеральных и природных ресурсов. Это место взаимопроникновения великих культур: индийской, скифской, тюркской, китайской, русской. Перекрёсток древних торговых, культурных, миграционных путей, место миграции народов.

Самым красивым регионом Азии (жемчужиной) назвал этот край выдающийся художник, поэт, путешественник и мыслитель Н.К. Рерих. Он сравнивал Алтай с огромным котлом, в котором зарождались и умирали, сменяя друг друга, десятки цивилизаций и народов. Его выводы подтверждает Л.Н. Гумилёв утверждая, что здесь, на перекрёстке древнейших миграционных и торговых путей, возникали мощные племенные союзы, царства и целые империи, влиявшие на исторические судьбы всей Евразии. По всему Степному и Горному Алтаю разбросаны десятки мест, священных для местных древних народов. Плато Укок и урочища Пазырык, Сентелек и мн.др. Ещё древние тюрки называли такие районы «пупами Алтая», поскольку именно здесь таился сакральный смысл неразрывности бытия, смысл их связи с прошлым и настоящим миром. Находящийся в самом сердце Евразии, Алтай действительно раскинулся «на перекрёстке» географии и истории древнейших цивилизаций континента, на пересечении направлений глобальных миграционных процессов. Именно поэтому для современных учёных-исследователей российских и зарубежных археологов, этнографов Алтай – настоящая земля обетованная, куда стремятся провести полевой сезон многие профессионалы мирового уровня, исследуя пещеры, наскальные рисунки, скифские курганы, поселения, стоянки и другие виды археологических памятников.

Алтай находился на перекрестке миграционных путей между Европой и Азией, что отразилось на его истории. На территории Алтая можно обнаружить памятники множества различных археологических культур от каменного до железного века. В последнее время количество значимых для науки открытий, совершённых в окрестностях Алтая, перевалило за десяток. Это теперь уже всемирно известная «ледяная принцесса» - мумия молодой скифской женщины, обнаруженная на плато Укок в вечномерзлотном кургане с богатым и прекрасно сохранившимся в естественном ледяном холодильнике погребальным инвентарём. Комплекс из сотен наскальных рисунков-петроглифов, древнейшие из которых датируются 8 тысячелетием до Рождества Христова, расположенный в урочище Калбак-Таш, впечатляющий своими загадочными каменными стелами культовый и погребальный комплекс Сентелека, относящийся к X-VIII векам до нашей эры, Улалинская стоянка с уникальными находками каменного века. Древнейшее в Северной Азии погребение шамана в Тыткескеньской пещере на Катуни, датируемое серединой V тысячелетия до н.э. Всё это далеко не полный перечень сенсационных находок, вызвавших интерес и даже ажиотаж в мировых археологических центрах.

Однако самыми фундаментальными и принципиально значимыми стали результаты исследований, которые вот уже на протяжении двадцати лет ведутся в Северо-Западном Алтае сотрудниками сектора палеолита новосибирского Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии Наук. Эпицентром этого поистине информационного взрыва, множества феноменальных открытий в области древнейшей истории человечества Евразии стала Денисова пещера, где с середины 80-х гг. прошлого века базируется Алтайский палеолитический отряд института. Во время раскопок Денисовой пещеры, что находится в 4 км. от д. Черный Ануй на самой границе Алтайского края и Республики Алтай, археологи выявили несколько десятков культурных слоев, в которых было обнаружено такое количество изделий из кости, датируемых около 40 тыс. лет назад, как на всех палеолитических местонахождениях Европы этого времени, вместе взятых, утверждает академик А.П. Деревянко. Более того, был найден и фрагмент каменного браслета, при изготовлении которого древний мастер использовал шлифование, полировку, сверление, то есть все те технологические приемы, которые, как считалось ранее, стали применяться только 10-15 тысяч лет назад. В 2008 году среди черепков и обломков каменных орудий археологи нашли и останки древнего человека – одну фалангу пальца. Для анализов фрагмент фаланги был передан для исследования в Институт эволюционной антропологии им. Макса Планка в Лейпциге. И академический мир вздрогнул: как выяснилось, этот палец принадлежал девочке возрастом пяти-семи лет, которая, в свою очередь принадлежала к ранее неизвестному виду человека. Неофициально этот вид уже назвали Homo altaiensis, то есть «человек алтайский». Исследования показали, что структура ДНК девочки имеет 385 отличий от нашей, в то время как с неандертальцами нас разделяют только 202 «пункта» в ДНК. То есть в то время на нашей планете одновременно обитали сразу три вида первобытного человека: неандертальцы, кроманьонцы и «алтайцы». До недавнего времени антропологи и археологи были уверены в том, что непосредственный, прямой предок современных людей – кроманьонец, впервые появляется в Европе эпохи позднего палеолита не ранее 40-35 тысяч лет до н.э. и лишь позднее мигрирует в восточном направлении. В тот постулат опять врывается Денисова пещера, где недавно были обнаружены костные останки этого раннего Homo sapiens sapiens, датируемые, по меньшей мере, 50-45 тыс. до н.э. Более того, в этих же слоях обнаружено множество костяных орудий и украшений, древнейших в Северной Азии.

Таким образом, все эти археологические факты свидетельствуют о серьёзной роли Алтая как центра пересечения древних миграционных путей. Именно здесь зародилась гуннская держава, а продвижение этого народа дало толчок к началу эпохи «Великого переселения народов». Горы Алтая – родина Древнетюркской, а затем и Монгольской державы. Алтайский регион является одновременно важнейшим историческим центром кочевых культур Великой Степи между Тураном и Монголией, местом встречи лесных культур сибирских народов, местом стыка пустынных, степных, лесных и горных природных условий, а также местом, исторически связанным с древними земледельческими и духовными центрами Средней Азии, Тибета и Северного Китая. Всё это говорит о серьёзной роли Алтая как региона в формировании общемировой культуры. Алтай, место, где соседствуют «вчера» и «завтра», и жизнь третьего тысячелетия течет в двух шагах от первозданной природы.

Приглашаем всех для объединения усилий и проведения совместных научно-исследовательских экспедиций!